Государственное банкротство. Банкротство страны – что это такое, и как происходит Кто назначает конкурсного управляющего при банкротстве

В последнее время слишком часто на слуху, поэтому многие к нему привыкли, и даже начали разбираться в особенностях процедуры признания финансовой несостоятельности по отношению к физическим, юридическим лицам или .

Однако бывает еще и государственное банкротство, и это серьезный процесс, подразумевающий массу осложнений, и в нем необходимо разбираться, хотя бы в основных моментах, чтобы знать, как распорядиться имеющимися средствами с наибольшей выгодой для себя или, точнее, с наименьшей потерей.

Когда страна не может выполнять обязательства перед кредиторами, она может быть признана банкротом. Суть данного процесса везде одинакова, но если государство признает финансовую несостоятельность, то, конечно же, не назначается новое руководство и имущество не продается, как в остальных вариантах банкротства – выход из ситуации существенно отличается.

Банкротство страны – это дефолт, и данный термин слышали многие. Практически каждое государство за свою историю сталкивалось с подобным явлением, а в некоторых странах дефолт объявлялся и по нескольку раз. Примерами служат Греция, Испания и Аргентина.

Варианты выхода из ситуации

Если государство признает себя финансово несостоятельным выполнить обязательства перед кредиторами, то стандартные этапы банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление и т.д.) не применяются, конечно же, а происходит реструктуризация долга. Вариантов в таком случае может быть несколько:

Как первый, так и второй варианты невыгодны для кредиторов, однако в данном случае приходится выбирать, «какое из зол меньшее», поскольку заставить правительство возвращать долги никто не может. В отношении государства иногда вводятся санкции, ведутся судебные тяжбы, но если отдавать нечем, то результата данные действия не принесут.

В первом случае, при предоставлении стране отсрочки для выплаты средств держателям государственных облигаций, они просто начнут падать в цене, и впоследствии правительство сможет выплатить гораздо меньшую сумму. Во втором случае, правительство предложит половину или даже меньшую часть от реальной стоимости гособлигаций, и держатели уже решают, могут они пойти на такой шаг или же нет.

К примеру, Аргентина предлагала держателям своих гособлигаций выкупить их по трети от полной стоимости, но большинство кредиторов отказалось. Дефолт был объявлен в 2001 году, а споры с кредиторами продолжаются до настоящего времени, и конец этой истории явно не близок.

Последствия в стране

Первым признаком дефолта является резкое снижение курса национальной валюты, которое влечет за собой ряд других факторов – повышение цен, массовые , снижение общего уровня жизни внутри страны. Избежать подобного при дефолте не удастся, но можно знать, какие действия должны быть предприняты, чтобы ситуация закончилась с максимальной для себя выгодой.

Когда экономическая ситуация в стране ухудшается, необходимо отказаться от хранения денег в мелких банковских организациях, поскольку они в первую очередь не справляются с проблемами. Старайтесь доверять только компаниям, которые входят в первую 10-ку рейтинга.

Если страна банкрот, то национальная валюта стремительно обесценивается, а потому часть своих сбережений рекомендуется перевести в доллары, евро, фунты и т.д., чтобы обезопасить себя от большой потери денег.

Что касается инвесторов, при появлении возможности объявления банкротства в государстве, где у вас имеются активы, их необходимо выводить, особенно, если подкреплены они гособлигациями.

Массовые банкротства и реакция на них

Признание финансовой несостоятельности государства может спровоцировать «эффект домино», когда о своем банкротстве станут объявлять массово физические и .

Физическим лицам спешить предпринимать подобные действия не стоит, поскольку они могут не самым положительным образом сказаться на них – суд может постановить , и заемщик останется ни с чем. В обязательном порядке следует , спрашивая их совета, поскольку при форс-мажорных обстоятельствах только квалифицированные специалисты смогут разобраться в ситуации, определить положительные и отрицательные стороны для должника, и выбрать наиболее правильное решение, позволяющее заемщику избежать проблем.

От чего воздержаться

В условиях усложнения экономической ситуации физические и юридические лица могут принимать решения, влекущие для них серьезные проблемы. Отказаться необходимо от следующих намерений:

  1. Не стоит намеренно, поскольку данные действия расцениваются как уголовное преступление в законодательстве любой страны, а потому можно получить за такие действия серьезное наказание. Доказать причастность руководства или учредителей к

Несостоятельностью к выплате задолженности или банкротством называют признанную уполномоченными государственными органами неспособность должника, которым может быть гражданин, организация, или государство удовлетворения в окончательном полном объеме требований кредиторов по финансовым или денежным обязательствам к исполнению обязанности по уплатам обязательных признанных государством отчислений и платежей.

Описание проблемы

Термин «государственное банкротство» также может приниматься процедура, применение которой происходит к должнику. Она может быть направлена на осуществление оценки его экономического и финансового положения, выработку и осуществление мер по унификации финансового статуса должника. А в случае, когда использование подобных мер будет признано как нецелесообразное или невозможное, заменено наиболее равным и справедливым удовлетворением интереса всех кредиторов неплатежеспособного должника. Насколько эта процедура работает сегодня, хорошо известно среди представителей малого и среднего бизнеса под названием планового банкротства. Мировой практикой предусматривается применение широко известных процедур несостоятельности, предусмотренных для юридических, и физических организаций и лиц.

Особенности отечественной процедуры банкротства

На чем основывается начало процедуры государственного банкротства? Прежде всего, наше отечественное законодательство признает должника банкротом только через уполномоченный законом орган, способный принимать районный, областной или арбитражный суд. Российская правовая наука признает институт несостоятельности или как его принимает европейская правовая практика как банкротство, к отрасли юриспруденции предпринимательского права и развития бизнеса. На сегодняшний день далеко не всем известная в советские времена процедура становится вновь восстановленным правовым институтом, известным в международной практике многие сотни и даже тысячи лет. Насколько он эффективен доказала мировая практика. В начале перехода на рыночные рельсы развития производства и рыночные отношения государственное банкротство было достаточно распространенной процедурой. Но в те сравнительно недавние времена механизм перехода в статус банкрота был достаточно сложен, и каждое старалось использовать эту процедуру на собственное усмотрение.

Законодательные основы банкротства

Принципы несостоятельности предприятий оговорены отечественным законодательством и подзаконными актами нашего государства. В Законе Российской Федерации «О несостоятельности или банкротстве» от 26 октября 2002года № 127-ФЗ этот термин принимается признанный арбитражным судом статус неспособности должника, банкрота в полном объеме удовлетворять все требования одного или совокупных в своем согласии кредиторов по финансовым, имущественным и денежным обязательствам и исполнять обязанности по оплате всех оговоренных законом обязательных платежей. В нашем отечественном законодательном поле признаками банкротства всех без исключения должников могут являться:

Нарушение или принцип невыполнения требований совокупных кредиторов в срок три месяца со дня вступления в действие сроков их реализации или исполнения.

Основные задачи проведения несостоятельности и процедуры банкротства. Ими могут явиться возвращение долгов кредиторам восстановление условия, необходимого для продолжения физическим или юридическим лицом его настоящего бизнеса.

Профессиональное ведение процедур государственного банкротства организаций названных должниками занимаются арбитражные или так называемые распорядительные управляющие, которые назначены назначенные арбитражными или третейскими судами. Условия деятельности назначаемого распорядителя или управляющего достаточно необходимы. Они требуются для того, чтобы скоординировать при участии роли арбитражного суда весь долго держателя. Это производится в целях максимально возможного удовлетворения и решения вопросов по требованиям кредитора или совета кредиторов за счет полного или частичного выставления на реализацию имущества и средств должника.

История института банкротства в России

Первая из дошедших из глубины времен до нас норма, регулировавшая на Руси статус несостоятельности или неплатежеспособности должника, относится к временам Русской Правды. Это XI век, когда уже в те темные на наш взгляд времена, содержались правила персональной и совокупной ответственности долгодержателя. Кроме этого рассматривался вопрос продажи в неоплатное рабство виноватого должника и тогдашней реструктуризации имеющейся на определенной период задолженности при статусе невиновного в процедуре банкротства. В Русской Правде закладывается основа современного института установления очередности в удовлетворении требований. Развитие торговых и промышленных отношений привело к тому, что это стало приводить к условиям необходимости закрепить правила работы с неплатежеспособными несостоятельными должниками в документальных актах с более конкретными условиями. Наиболее известными становятся Договора князя Мстислава Давидовича с городом Рига, Готландом и германскими городами тринадцатого века, договор Новгорода с европейскими городами. поруки был известен в России еще в XVIII веке, как и условия Банкротского устава 1740 года. В течение длительного времени для проведения дела о несостоятельности использовался иностранный вердикт и законный акт, отдельные принципы рассматривались в рамках обычаев деловых отношений и оборотов того времени. Уже в 1800 году выработан новый Устав о банкротах. Именно здесь получило новое применение подходов к государственному банкротству. Здесь представлялась ответственность за несостоятельность купеческого сословия и о вступлении дворянского сословия в обязательства, и несостоятельность этих категорий лиц. Так впервые российская законодательная практика на государственном уровне в правовом поле ввела разделение регулирования двух видов государственного банкротства, связанного с ведением индивидуальной или коллективной предпринимательской деятельности. Как это называлось в истории - «торговая несостоятельность». Основной трактовкой было тот, кто не может заплатить, тот «не сможет сполна оплатить свои долги» Часть I, § 1 Устава. И сегодня эта формулировка остается актуальной нашего текущего состояния банкротства предприятий и организаций.

Принципы признания несостоятельности

Прежде всего, чтобы субъект предпринимательской деятельности был признан на государственном уровне банкротом или неплатежеспособным, требуется комплекс следующих оснований:

Наличие собственного признания или подтверждение документального государственного банкротства в суде или вне зала суда с предоставлением подтверждающих документов в суд.

Зафиксированные систематические уклонения должников от повестки о явке в судебные инстанции по предъявленному иску и приложенным документам.

Оформленная и фиксированная фактическая неспособность к исполнению всех основных и сопутствующих решений судебный инстанций о взысканиях требуемой задолженности в срок до тридцати дней.

Следует отметить, что все позиции соответствуют не только современным правовым нормам, но и к разнообразным принципам римского права. Отдельной категорией считались долги церкви или приходу, которые взымались имуществом должника, а его жена и дети, оставшиеся без кормильца, становились послушниками монастыря в ближайшем уезде

Уровни и признаки государственного банкротства

На сегодняшний день институт банкротства имеет значительную государственную поддержку и регулируется несколькими законами и подзаконными актами. Это, прежде всего регламентный документ, федеральный закон, зарегистрированный 26 октября 2002 года за номером 127-ФЗ и имеющий название «О несостоятельности (банкротстве)» Закон распространен на все без исключения юридические лица, физические лица - граждан, индивидуальных частных предпринимателей, куда не входят кредитные организации. Эти финансовые кредитные организации подают заявление о банкротстве согласно с законом о несостоятельности или банкротстве кредитных союзов и организаций.


Признаки банкротства могут быть различными. Возбуждение дела о государственном банкротстве требует, чтобы должники или государственный банкрот, являющееся юридическим лицом, обладало всеми признаками реального фактического банкрота. Для юридического лица основным признаком является исключительно неудовлетворение кредиторских обязательств в течение срока до трёх месяцев. Сумма обязательства перед кредиторами, несмотря на тип организации и собственности должны быть подтверждена в сумме несколько больше 100 000 единиц национальной валюты. Процесс банкротства начинают подачей в арбитражный суд искового заявления о признании юридического лица в роли банкрота. Заявление подается самим кредитором, его уполномоченным органом, собственно должником.

Несостоятельностью субъекта хозяйствования могут признать следующие моменты:

Несчастная, то есть не по собственной инициативе или принципам вины, а как последствие непредвиденного , то есть форс мажор. Это могут быть стихийное бедствие, военные действия, признаки или действия политической нестабильности общества, кризисные условия в стране, общий спад экономики и производства, банкротство своих заимопринимателей и должников, прочие факторы.

Ложная или корыстная, возникшая в результате согласованного, предумышленного сокрытия собственности или своего имущества в целях избегания оплаты долгов иным кредиторам;

Неосторожная или возникшая как следствия неэффективного менеджмента или работы персонала, осуществления непрочитанных и весьма рискованных финансовых операций.

Государственное обеспечение первого случая банкротства осуществляется по принципам, разработанным для выхода из любо кризисной ситуации. Совершение злоумышленного банкротства является уголовно наказуемым событием. На сегодня наиболее распространена несостоятельность третьего вида. по неосторожности проявляется в течение длительного промежутка времени, системно, являясь последствием неаккуратного и непродуманного ведения хозяйственной деятельности. Предупреждение государственного банкротства осуществляется путем систематического проведения анализа финансового состояния, который позволяет обнаруживать наличие «болевых» точек и принимать конкретные меры оздоровлению финансового состояния и экономики фирмы или предприятия.

Дальнейшие процедуры по банкроту

Гражданский кодекс РФ регулирует вопрос об объявлении юридического лица банкротом по протоколу или в связи с решением суда или по солидарному с кредиторским советом решением. Любой из вариантов требует принудительной ликвидации или добровольного решения собственника.


В любом случае оно должно быть ликвидировано либо принудительно, либо добровольно. Право на обращение в суд с исковым заявлением о начале процедуры ликвидации и государственное банкротство имеется в двух случаях.

1. Должники, совет кредиторов или органы прокурорского надзора могут обратиться в суд при несоответственном исполнении выданных ранее обязательств по денежным суммам в наличности или векселям.

2. Собственно сам должник, прокуратура, органы налогового контроля и иные государственные уполномоченные структуры или органы могут подать заявление в суд арбитражной инстанции, когда произошло неисполнение обязанностей по уплате обязательно оговоренных государством платежей.

Таким образом, признанное государственное банкротство включает в себя досудебную санацию, мировое соглашение, долговое финансовое наблюдение, инструмент внешнего управления под судебными санкциями, а также завершающий момент – развитие конкурсного производства. В рамках превентивных мероприятий предусматривается предоставление финансовой помощи в размерах, достаточных для погашения всех финансовых обязательств, обязательного объема платежей и быстрейшего восстановления достаточной платежеспособности.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государство банкротится, не исчезая

Разница между банкротством фирмы и банкротством государства состоит в том, что последнее не может прекратить свое существование. Чаще бывает так, что утрачивается платежеспособность, когда нет возможности обслужить существующие задолженности. «В зависимости от восстановления экономики платежи возобновляются спустя несколько лет, - рассказывает Кристоф Олер. - Государство снова старается попасть на рынок долгосрочных капиталов, чтобы заявить о себе как о должнике с хорошей репутацией».

По мнению немецкого эксперта, репутация добросовестного должника поможет государству получить новые кредиты на выгодных условиях. В случае отказа в кредите ситуация внутри страны может усугубиться. Ведь тогда экономить придется на всем - на образовании, здравоохранении, инфраструктуре. И чем меньше будет сделано в этих областях, тем меньше в итоге шансов у страны выбраться из долговой ямы.

Должников оценивают специалисты

Репутация стран-должников складывается из оценок рейтинговых агентств. «Для этого они сравнивают доходы и расходы страны», - рассказывает аналитик международного рейтингового агентства Moody"s во Франкфурте Александр Кокербек. Страны-банкроты тем и отличаются от частных фирм, что власти могут изменять законы. У государства, по словам эксперта, в этом вопросе больше прав и свобод.

Чтобы избежать больших государственных долгов в странах-участницах Европейского Союза, в Маастрихтском договоре прописаны не только верхние пределы дефицита госбюджета, но и объем внешнего долга: он не должен превышать 60 процентов внутреннего валового продукта (ВВП). Еврокомиссия постоянно контролирует ситуацию, но не применяет санкций против стран-участниц, по крайней мере пока. «Я надеюсь, что вскоре эта ситуация изменится, потому что долги будут расти постоянно, а чем больше у страны долгов, тем меньше у нее возможностей», - считает Кристоф Олер.

На примере Исландии

Исландия долгое время считалась должником с хорошей репутацией. Рейтинговое агентство Moody"s дала ей высшую оценку - ААА, означающую на языке экспертов «максимальная надежность». В мае 2008 года понизила рейтинг страны из-за ее сильной зависимости от финансового сектора. «Эта зависимость и сыграла с Исландией злую шутку в октябре 2008 года», - считает специалист по экономическому праву Кристоф Олер.

Страна с населением 300 тысяч человек, развитым рыболовством, но очень незначительной в целом национальной экономикой - в Исландии работало всего три международных банка, долги которых перестали обслуживаться, так как на международном рынке их перестали считать кредитоспособными. Власти Исландии предложили национализировать эти банки, но оплатить долги банков государство могло только в том случае, если бы само взяло в долг. Для примера: баланс трех исландских банков в десять раз превышает годовой ВВП страны.

«Речь идет о таких величинах, с которыми не может справиться вся экономика страны. Поэтому Исландии сейчас необходима помощь извне», - отмечает Кристоф Олер.

Если Исландия сейчас возьмет в долг, то отдавать деньги ей придется по более высокой процентной ставке нежели, например, Германии. К тому же в Исландии существуют проблемы с валютой: за последние месяцы крона потеряла три четверти своей стоимости. Это серьезная нагрузка на жителей страны. Почти все товары на острове - импорт, цены на который серьезно выросли.

Андреас Беккер

Государственное банкротство . Под Государственным банкротством понимают отказ правительства удовлетворить своих кредиторов, отказ платить проценты и погашать свои займы. Некоторые авторы расширяют это понятие, разумея под Государственным банкротством всякое неисполнение правительством связанных с государственными долгами денежных обязательств (Кернер, В. Н. Твердохлебов); они различают несчастное Государственное банкротство (faillite), вытекающее из фактической невозможности уплатить долги или хотя проценты по ним, и злостное Государственное банкротство (banqueroutte), объясняемое принципиальным отказом не только от платежей по займам, но и от их признания. Государственное банкротство отзывается на всей системе государственного кредита, но оно вызывается обычно чрезвычайными обстоятельствами, нарушающими в корне финансовое равновесие: войны, революции, государственные перевороты. Аббат Терре, генеральный контролер финансов при Людовике XV, говорил: «Государственное банкротство необходимо раз в столетие, дабы препятствовать чрезмерному обогащению частных лиц и чрезмерной бедности правительства». Цахарие считает, что причинение убытков иностранным кредиторам является выгодным для нации-банкрота. Юм доказывает, что вскоре после Государственного банкротства финансовое равновесие государства восстанавливается, а «умный человек скорее готов будет ссудить деньги государству непосредственно после Государственноего банкротства, нежели перед ним» (Essay on public credit). В средние века Государственное банкротство — обычное явление; при этом правительство или совершенно отказывается платить кредиторам, или платит только некоторую часть (20 или 40 %) всей суммы долга. Тогда к Государственному банкротству прибегают даже платежеспособные государства в целях обогащения того или иного феодального монарха. В настоящее время принято различать явное и скрытое Государственное банкротство; при явном Государственном банкротстве правительство открыто заявляет об аннулировании своих займов и отказывается: как от погашения их, так и от платежа процентов; примером может быть египетское Государственное банкротство 1876 г. Скрытое Государственное банкротство выражается в различных операциях, имеющих целью избежать долговых платежей; сюда могут быть отнесены — налог с облигаций и их купонов, уплата процентов в бумажной обесцененной валюте, произвольное понижение процентов — принудительная конверсия займа. Государственное банкротство особенно серьезно отзывается на государствах со сложной кредитной организацией и развитым денежным обращением; Государственное банкротство задевает интересы кредиторов государства в том числе и иностранцев, ссудивших данное правительство денежными средствами путем покупки его облигаций. Отсюда возникает вопрос: поскольку одно правительство вправе силою принудить другое уплатить долги его подданным? В 1893 г. Франция грозила войной обанкротившейся Португалии, требуя с ее стороны удовлетворения всех кредиторов-французов. В 1902 г. французы оккупировали остров Митилену за отказ Турции удовлетворить двух французских банкиров — Лорандо и Тубини. В том же году Англия, Германия и Италия блокировали берега Венецуэлы, бомбардировали форт Сан-Карлос и потопили две канонерки, против чего протестовал аргентинский министр иностранных дел Драго, создавший впоследствии целую теорию о недопустимости вооруженной интервенции в случае Государственного банкротства какой-либо нации. На этой точке зрения стоит научное направление, представленное, кроме Драго, его соотечественником К. Кальво, Фр. Пасси, Муанье, Феро-Жиро, А. Вейс, Оливер-Крона, Депонье, Прадье-Фодерэ, Ролэн-Жакмен, Лорон. Другие, как Уэстлек, Фиоре, Шарм и Холланд, считают необходимым обеспечить уплату внешних государственных займов применением вооруженной силы со стороны тех правительств, чьими подданными являются кредиторы данного государства. 2-я Гаагская конференция мира 1907 г. приняла конвенцию, воспрещающую вооруженное вмешательство в качестве ответа на Государственное банкротство, но эта конвенция устанавливает 4 исключения, когда вмешательство признается вполне правомерным: 1) если правительство обанкротившегося государства отклоняет предложенное ему третейское разбирательство; 2) вовсе не отвечает на это предложение; 3) делает своими действиями невозможным то третейское разбирательство, на которое оно уже дало свое согласие; 4) уклоняется от выполнения вынесенного третейским судом решения (2-я Гаагская конвенция 1907 г. об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам).

В настоящее время в государствах Западной Европы держатели иностранных облигаций образуют особые корпорации для организованной защиты своих интересов: Corporation of foreign bankholders. — возникшая в 1873 г. в качестве частной организации и признанная учреждением публично-правового характера парламентским биллем 1898 г.; совет ее состоит из 21 делегата (6 от банков, 6 от Лондонской торговой палаты и 9 по кооптации); во Франции — Association de porteurs de valeurs etrangeres, основанная в 1898 г. и руководимая советом, выбранным общим собранием; Association pour la defense de detenteurs de fonds publics — в Бельгии. Эти организации пользуются большим влиянием в финансовых кругах и оказывают порой давление на правительства, политические партии и прессу. Обычно государство-банкрот встречает при попытке заключения нового внешнего государственного займа требование предоставить гарантии уплаты по прежним займам и по новому займу. Они принимают порою форму обеспечения одним государством платежей другого; при этом правительство государства-гаранта обязано или принудить правительство должника к платежу или принять уплату на себя (гарантия Францией и Англией уругвайского займа 1846 г., Соед. Штатами займов Санто-Доминго 1907 г., Никарагуа и Гондураса 1911 г.); чаще гаранты принимают на себя денежную ответственность в случае неисправного поступления платежей (гарантии греческих займов 1833 и 1898 гг. Россией, Францией и Англией, турецкого займа 1855 г. Англией и Францией, австрийского займа восстановления 1843 г. и др.).

Наиболее серьезной формой гарантий является создание «международных комиссий государственного долга». Подобная комиссия была учреждена в 1876 г. в Египте и преобразована в 1885 г.; она состояла из шести лиц, утвержденных в должности египетским хедивом по представлению соответствующих правительств шести великих держав Европы; на ней лежало управление недвижимыми имуществами хедива, железными дорогами и портом Александрией; официальное название ее — «Caisse de la dette publique Egyptienne». По мирным трактатам 1919 — 1920 гг. из ее состава выбыли делегаты Германии и Австро-Венгрии. Государственное банкротство Турции в 1876 г. привело к учреждению в 1881 г. аналогичного органа «Conseil d"administration de la dette publique Ottomane» из 7 лиц: представителя турецкого министерства финансов и по одному выборному делегату от кредиторов англо-голландских, французских, итальянских, немецких, австро-венгерских и греческих, избранных на 5 лет; для погашения долгов комиссии уступлены табачная и соляная монополии, гербовые сборы, налоги на рыболовство, спиртные напитки и шелк. Одни из этих доходов взимались административными органами комиссии (соляная монополия, гербовый и питейный сборы), налог с шелководов собирался турецкими чиновниками и, за вычетом издержек взимания, поступал в кассу комиссии, табачная монополия была сдана в аренду смешанному обществу, организованному Оттоманским банком, Блейхредером и германским Reichsbank, платившему ежегодно 750.000 тур. фунтов. В 1903 г. комиссия удачно произвела унификацию и конверсию турецкого государственного долга. Лозаннский трактат 1923 г. привел к сильному сужению полномочий комиссии. Греция претерпела Государственное банкротство еще в 1893 г. и смогла заключить внешний государственный заем в 1897 г. только при условии создания международной комиссии государственного долга из 6 делегатов великих держав Европы, при чем эти делегаты являются своего рода дипломатическими агентами, назначаемыми соответственными правительствами. В полное распоряжение комиссии предоставлены доходы государственных монополий на соль, керосин, папиросные гильзы, спички и игральные карты, налог на табак, гербовые сборы и таможенные пошлины порта Пирей. Взимание этих доходов предоставлено особому акционерному обществу под контролем комиссии, функции которой состоят в централизации сумм, назначенных на уплату государственных займов. Члены комиссии, являясь дипломатическими агентами, получают, однако, жалованье от греческого правительства. В Марокко была создана в 1906 г. аналогичная комиссия для контроля за операциями Танжерского государственного банка. В 1912 г. 8 великих держав (6 европейских, Соединенные Штаты и Япония) гарантировали первый государственный заем на сумму 60.000.000 долларов только что возникшей Китайской республике, которая намеревалась прибегнуть к Государственному банкротству в результате тяжелой гражданской войны, поставив условием этой гарантии ежегодное предварительное рассмотрение проекта государственного бюджета представителями 8 соответствующих правительств с правом внесения в него признанных необходимыми изменений. Международная комиссия государственного долга является наиболее сильным средством, которое применяется в случае Государственного банкротства; она способствует ликвидации задолженности и обеспечивает интересы кредиторов, но одновременно с тем она является существенным ограничением свободы действий государственной власти данной страны; кроме того, она облегчает, как это было в Греции в 1897 г. и в Китае в 1912 г., выпуск нового займа, ибо иностранные капиталисты охотнее приобретают облигации финансовослабого государства, зная, что платежи по ним обеспечены международными гарантиями. В целях ограждения интересов кредиторов, опасавшихся Государственного банкротства, Чехо-Словакия в апреле 1922 г., выпуская в Англии свой «заем восстановления» на 3.300.000 ф. стерл., обеспечила уплату его облигаций доходами от таможенных пошлин и табачной монополии. Невозможность для Австрийской республики выйти из финансового тупика, в который она попала в результате Сен-Жерменского мирного трактата 1919 г., и в частности невозможность платить репарации (см. слово Контрибуция) привели к установлению над австрийскими финансами международного контроля Лиги наций в лице верховного комиссара — роттердамского синдика Циммермана в конце 1923 г. Международный финансовый контроль над Австрией отменен Лигой наций весной 1926 г. Аналогичный контроль был учрежден в 1924 г. над Венгрией с назначением генеральным контролером финансов бостонского банкира Смита.