Государственная собственность российской федерации. Государственная собственность: понятие, защита и управление


Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если средства соответствующих бюджетов или иное государственное имущество, не закреплены за государственными предприятиями и учреждениями, то они составляют государственную казну Российской Федерации или казну соответствующего субъекта Федерации. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
На базе имущества, находящегося в государственной собственности могут быть образованы унитарные, а также казенные предприятия.
Унитарное предприятие - это хозяйственная коммерческая организация, основанная на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного или муниципального органа. В форме унитарных предприятий могут быть только государственные или муниципальные предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создавать другое унитарное дочернее предприятие, утверждать его устав как юридического лица и передавать ему часть своего имущества. Орган - собственник имущества не несет ответственности по обязательствам унитарных предприятий. По решению Правительства, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может создаваться унитарное предприятие на праве оперативного управления - федеральное казенное предприятие. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.
Управление государственной собственностью осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом и другими законодательными актами, регулирующими имущественные отношения в Российской Федерации. Российское государство по отношению к государственной собственности в целом должно относится как собственник-пользователь, т.е. монополист по всем параметрам. Особую роль в управлении государственной собственностью играет система федеральных органов исполнительной власти, включая Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты, агентства, и другие уполномоченные правительством специальные органы и государственные представители в акционерных обществах с государственным капиталом и т.д.
Правительство обладает широкими полномочиями в разработке и принятии стратегических, принципиальных решений по вопросам трансформации государственной собственности, распоряжения и пользования ею, контроля за исполнением функций всех государственных органов, осуществляющих управление государственной собственностью. Учитывая огромные масштабы деятельности в этой сфере и необходимость квалифицированного решения управленческих задач, Правительство передает часть своих полномочий по управлению государственной собственностью федеральным органам исполнительной власти. Важные функции управления государственной собственностью, возложены на Министерство имущественных отношений Российской Федерации.
В рамках действующих законов и других нормативных актов органы, осуществляющие управление, распоряжение и пользование государственной собственностью выполняют весьма важные функции. Они управляют пакетом государственных акций в соответствии с государственной дивидендной политикой и порядком регулирования курсовой стоимости акций государственных (или со смешанной собственностью) предприятий, вырабатывают и реализуют стратегию управления развитием государственного предпринимательства, формируют государственные целевые программы, планы и госзаказы.
Они создают адаптированную к рынку конкурентоспособную структуру управления коммерциализированным сектором и объектами государственного сектора, вырабатывают политику ценообразования при обмене между государственными предприятиями и рыночными формированиями. Указанные органы ведут вариантное стратегическое прогнозирование, программирование, ведают долгосрочным развитием государственного имущественного потенциала, занимаются решением стратегических и текущих задач ресурсного обеспечения государственных предприятий (хозяйств). В их задачу входят разработка и реализация стратегии научного и кадрового обеспечения управленческих структур и объектов госсобственности, а также руководство процессом эффективного взаимодействия субъектов, совместно пользующийся государственным имуществом и др.
Эти и другие функции управления государственной собственностью должны четко распределяться между органами управления федерального, регионального и муниципального уровней на основе конкретных критериев. Учитывается при этом значимость объектов собственности для России в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также оценка возможностей их воспроизводства на каждом уровне управления. Важнейшим критерием является соблюдение интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечение общенациональной экономической безопасности.
Управление государственной собственностью - одна из сложных общенациональных проблем и требует к себе самого серьезного отношения. Оно не может сводиться к поспешной “шоковой” приватизации или стихийной национализации. Отрицательные экономические результаты таких действий не требуют особых доказательств.
Процесс управления государственной собственностью нередко ограничивается лишь фрагментарными формальными мероприятиями по распоряжению собственностью и пока малоэффективным контролем за использованием государственного имущества в соответствии с его назначением. Стратегическая цель управления государственной собственностью - организация ее эффективного использования и воспроизводства в оптимальных размерах на инновационной основе. Она еще не достигнута в полном объеме. Разработка и реализация стратегии управления государственной собственностью должны осуществляться на базе научно-обоснованной методологии. Формирование и реализация научно-обоснованной стратегии управления государственной собственностью требуют учета и соблюдения основополагающих исходных положений. Что это за положения?
Управление государственной собственностью означает прежде всего управление процессом ее эффективного использования, а также ее воспроизводства в необходимом масштабе и качестве. Это одна из специфических форм современного менеджмента. Поэтому его сущность и содержание обусловлены родовыми признаками и функциями общего менеджмента, с одной стороны, и спецификой государственной собственности как объекта управления - с другой. Следовательно, государство как собственник и стратегический менеджер посредством соответствующих институтов и рычагов обязано выполнять все функции менеджмента государственной собственностью: прогнозирование, планирование, организацию, стимулирование, управление персоналом, координацию.
Необходимо также учитывать не только различия, но и взаимосвязь между управлением государственной собственностью и управлением хозяйственной деятельностью вообще. Важно глубоко понимать место и роль государственной собственности в общей системе отношений собственности. Они должны определяться с учетом специфики современного периода развития России и особенностей российской модели смешанной экономики.
Одна из особенностей управления государственной собственностью состоит в необходимости органического сочетания экономических и административных форм и методов. К тому же во многих случаях по сравнению с отраслевым более эффективен межотраслевой подход к управлению собственностью государственных структур (предприятий и объединений). Он основан на использовании продуктовой структуры управления, так как конечный продукт диверсификационных комплексов теряет отраслевую принадлежность.
Эти и другие ключевые моменты методологического подхода и анализ опыта управления государственной собственностью в условиях смешанной экономики позволяют дать следующее определение данной экономической категории. Управление государственной собственностью есть система организационно-экономических отношений между ее различными субъектами и менеджерами по поводу обеспечения воспроизводства, эффективного использования и трансформации ее объектов посредством экономического механизма смешанной экономики с целью реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства. На каких же принципах организуется управление государственной собственностью? Можно выделить общие и специфические принципы. Общие принципы характерны для условий функционирующей в России смешанной экономики. Специфические - это принципы, характерные для условий переходного периода.
К общим принципам относятся обязательность оценки хода и результатов управления государственной собственностью по критериям экономической и социальной эффективности функционирования и воспроизводства, строго целевой характер управления собственностью, когда в “дереве целей” выделяется стратегическая цель и определяются пути ее достижения. Общий характер имеют мотивационная направленность управления, социальная и экономическая ответственность, комплексность и системность. В разряд общих принципов включают разделение функций взаимодействия между всеми субъектами управления, гибкую систему организации и обновления структуры управления, использование многообразных форм и методов управления, обязательность качественного правового обеспечения процессов управления. Один из важнейших принципов - признание равноправия всех форм собственности и системообразующей роли государственной собственности.
К основным специфическим принципам управления государственной собственностью можно отнести обязательное соответствие содержания и методов управления характеру реформ в переходный период, а также направленность управления государственной собственностью на преодоление экономического кризиса и выход на путь динамичного инновационного экономического развития и др.
Исходя из этих принципов, определяются цели, задачи и функции межотраслевых, отраслевых и региональных органов, непосредственно участвующих в управлении процессами использования и воспроизводства государственной собственности. Полномочия каждого исполнительного органа обусловливаются также целями, задачами управления государственной собственностью, его конкретными функциями и объектами государственного имущества, организационно-правовой формой предприятий (унитарные, казенные со смешанным капиталом). Одним из важнейших условий рационального управления государственной собственностью является дальнейшее совершенствование системы законодательных и других нормативных актов. Это обеспечит наиболее благоприятную среду для динамичного воспроизводства и эффективного использования государственной собственности.
Требует решения и ряд проблем, связанных с функционированием унитарных предприятий, пользующихся правом хозяйственного ведения. Привлекательной стороной этих предприятий является высокий уровень свободы государственного предпринимательства. Но здесь должен строго соблюдаться подход: чем выше уровень свободы, тем выше степень ответственности. Предстоит повышать экономическую ответственность и заинтересованность унитарных предприятий на основе конечных результатов работы. Часть особо важных предприятий может быть преобразована в казенные, а другая часть трансформирована в открытые акционерные общества с государственным пакетом акций.
Многое предстоит сделать по дальнейшему совершенствованию функционирования акционерных обществ (АО) с государственным капиталом. Это чрезвычайно актуально, поскольку акционерные государственные крупные корпорации во многом определяют лицо современной российской экономики. В то же время организационно-правовая форма акционерных обществ дает возможность оптимально разрешать противоречия между административными и экономическими методами руководства, обеспечивая тесную взаимосвязь между управлением государственной собственностью и государственным предпринимательством.
Перспективным путем разрешения отмеченного противоречия является последовательная коммерциализация акционерных обществ с государственным капиталом. Здесь многие функции использования государственной собственности могли бы передаваться от государства-собственника руководящему персоналу на контрактной основе. Соответственно, и контрольный пакет акций государства может передаваться по контракту в доверительное управление непосредственно руководству АО.
Одной из важных задач совершенствования организации управления государственной собственностью является формирование эффективного института представителей государства в акционерных обществах с государственным капиталом. Назрела необходимость кардинально повысить результативность деятельности всех представителей государства в органах управления АО с государственным капиталом. Нужно обеспечить их действенное участие в принятии важнейших решений по управлению воспроизводством и использованием государственной собственности а также разработке и выполнении комплекса функций, по реализации этих решений. При этом круг обязанностей государственных представителей или доверенных лиц должен быть четко очерчен, а система стимулов их деятельности жестко связана с достигнутыми результатами. Возможно, данные лица должны получать доходы в размере не ниже доходов непосредственных менеджеров АО. Имеется в виду, что существенную долю их зарплаты следовало бы выплачивать из валового дохода акционерного общества, а другую - из фонда оплаты того государственного органа, который назначает их представителями государства. Для государственных представителей должна предусматриваться не только дисциплинарная, но и имущественная ответственность в случае, если они своей деятельностью или бездеятельностью в органах управления АО нанесут ему ущерб.
Отбор государственных представителей и других доверенных лиц целесообразно производить на конкурсно-контрактной основе. Совмещение их деятельности в акционерном обществе с какой-либо другой работой следует разрешать в том случае, если при этом не снижается эффективность их труда в АО. Для оценки итогов деятельности представителей государства в управлении государственной собственностью необходимо пользоваться конкретными экономическими критериями. Назовем основные. Это результаты воспроизводства государственной собственности в АО, т.е. прирост основных и оборотных фондов на инновационной основе, конкурентоспособность акционерного общества, уровень рентабельности, как показатель эффективности использования капитала (основных и оборотных фондов).
Существуют и другие направления совершенствования управления воспроизводством государственной собственности в акционерных обществах с государственным капиталом, функционирующих на доверительном управлении. Например, организация выполнения в АО таких функций менеджмента как научно-обоснованное планирование и прогнозирование, координация, превентивный экономический контроль и др. Важно отработать механизм привлечения инвестиций в АО с государственным капиталом с помощью эффективной системы дополнительных эмиссий акций и распространения их на конкурсной основе. Необходимо также предусмотреть те рамки, за которыми государство теряет контрольный пакет акций.

Еще по теме Управление государственной собственностью:

  1. § 3. Особенности управления и контроля в акционерных обществах, созданных в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, при передаче акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в доверительное управление и залог
  2. § 1. Преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества и внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ как основные способы приватизации в России. Управление акциями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, как один из главных механизмов управления государственным и муниципальным имуществом
  3. 2.2. Системные принципы управления объектами государственной собственности
  4. 17. Государственная собственность, ее роль, формы, организация управления.
  5. Сущность и структура собственных средств предприятия. Управление собственным капиталом. Управление собственным капиталом.
  6. 4.3. Аренда как регионально-рыночная форма управления государственной собственностью
  7. ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РЕГИОНЕ
  8. 1.1. Рыночная специфика управления имущественными комплексами государственной собственности в условиях системной трансформации территориальных хозяйственных систем
  9. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕН- НЫМИ КОМПЛЕКСАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  10. Глава 5 Управление собственным капиталом. Роль дивидендной политики в управлении собственным капиталом
  11. Виды права собственности: право собственности граждан, юридических лиц. Право государственной и муниципальной собственности

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес -

Термин Государственной собственности представляет собой принадлежность в экономическом отношении имущества государству. Согласно ст.212 ГК РФ подразумевается особенности приобретения, прекращения и осуществление прав собственности на определенное имущество. Поэтому не стоит считать особой формой собственности Государственную собственность как юридическую категорию, ибо она является экономической. Регламентируется как особенности правового режима гражданских прав на объекты собственности, но не означает особенность содержания правомочий собственника имущества. Государственная собственность отличается от частных собственников наличием особых функций, которые позволяют определять порядок реализации права собственности, которое ему принадлежит. Также отличается осуществления своих правомочий согласно общественным интересам.

Государственная собственность Российской Федерации длительное время была ведущей формой собственности, которая отличалась большим удельным весом. Отметим, что концентрация собственности в государственную форму, привело к ограничению сферы имущества и прав других собственников. Исключение собственности частной формы не дает положительных результатов.

Сегодня закреплено законодательством (ст.2 ГК РФ) равенство между всеми участниками гражданских прав и отношений, также включая и государство. Равенство субъектов в отношении прав на собственность, явились условия ограничения государства некоторых преимуществ. Это, например, отказ от невозможности распространить исковую давность согласно требованиям возврата имущества государства из незаконного владения и определенных других льгот. Также условием равенства субъектов прав на собственность выступает закрепление равных прав всех собственников по защите своего имущества (п.4 ст.212 ГК РФ).

Действующее на сегодняшний день законодательство определяет частную и государственную собственность как составляющие по отношению к экономике, они не имеют политической окраски.

В образовавшихся сложных экономических отношениях государственная собственность РФ определяет форму собственности, которая имеет цель присвоения имущества народу. Она обособлена от собственности других граждан и организаций. Конституционное положение выступает основой совпадения интересов государства и народа в присвоении материального благосостояния. Таким образом, согласно (ч.1 ст.3 Конституции РФ) единственным носителем и источником собственности является многонациональный народ Российской Федерации. На данный момент осуществляется разделение и реформирование прав на владения объектами федеральной собственности.

История Государственной собственности РФ

Согласно истории России, первоначальной формой собственности выступала коллективная собственность, то есть родовая и общинная. После разделения труда в обществе появилось неравенство среди владения имуществом, так появилась частная собственность. И только после организации государства появилось имущество, входившее в права владения государства. Но при появлении новых форм собственности, старые не уничтожались.

В случае, когда Россия до окончания 20 века считалась аграрной страной, главной формой собственности являлась государственная и земельная общинная. А частная собственность напротив, имела слабое развитие. Большую роль занимала собственность церквей, а в последних годах 19 века стала появляться форма собственности корпоративная.

Государство России с самого начала своего образования считалось основным владельцем собственности земли, также способно было глубоко влиять на политику организации разных форм собственности. Так, крестьяне имели право пользоваться земельной собственностью на правах владения.

В конце 17 начало 18 века берет свое активное развитие мануфактурная промышленность, так начинают образовываться государственные предприятия. Законы, введенные в период империи (1835 г.), стояли в защите прав на частное имущество, регламентируя ее потомственной, значит, вечной. Но, ни смотря на это, большая часть земельных ресурсов принадлежали государственной собственности. В период становления СССР собственность, принадлежавшая государству, имела высокую форму, входящая в состав экономической системы.

Современный этап государственной собственности характеризуется наличием мощной материально-технической базы. Это составляющая основы экономики народнохозяйственного комплекса России. Характерны взаимосвязь и централизация каких-либо звеньев производства, также имеет новый уровень технической оснащенности.

Виды и формы Государственной собственности РФ

К собственности государства Российской Федерации относятся:

Состоящие в основе богатства нации объекты, такие как объекты историко-культурного наследия и природного, художественные ценности и объекты природы, природные ресурсы, территориальные воды, ресурсы континентального шельфа;

Объекты, которые служат обеспечением функционирования органов федеральной власти, решением и управлением общих задач России - казна государства Российской Федерации, разные войска и принадлежащее вооруженным силам имущество, предприятия, республиканские средства бюджета РФ, пенсионный фонд, фонды социального страхования и другие внебюджетные, золотые запасы, валютный и алмазный фонды Российской Федерации и др.;

Оборонные объекты;

Объекты, обеспечивающие в целом жизнедеятельность отраслей народного хозяйства, а также его других отраслей;

Автомобильные дороги федерального назначения, принадлежащие общему пользованию, а также обслуживающие эти дороги предприятия. Такие как телевизионные и радиопередающие центры, предприятия связи, конные и племенные совхозы и заводы, семенные инспекции, лаборатории, сортоиспытыющие сельскохозяйственные культуры;

Прочие объекты - предприятия направленные на фармацевтическую промышленность, медико-биологическое производство препаратов, предприятия, производимые ликероводочную и спиртовую продукцию.
В Российской Федерации государственная собственность различается по трем уровням:

Собственность федеральная означает собственность в целом;
. собственность субъектов Российской федерации, то есть республик, областей, автономных областей и округов, краев и федеральных городов.

Собственность муниципальная обозначает владение и пользование собственностью на уровне отдельных городов, округов, сел и др. Москва и Санкт-Петербург не относятся к муниципальному праву собственности, они являются субъектами федерации.

Главными органами, которые располагают правами в управлении и распоряжении объектов собственности государства Российской Федерации, являются губернаторы, меры, главы администраций.

Государственная собственность разделяется на две части, одна из них закрепляется за юридическими субъектами государственного уровня, при этом имеют ограниченные, но самостоятельные права ведения хозяйства и оперативного управления. Такое «распределенное» имущество государства является составляющей базы, которая принимает участие в качестве и обороте самостоятельных юридических субъектов. Такая государственная собственность не может выступать обеспечением покрытия имеющихся обязательств государства, потому как юридические субъекты (организации и предприятия) не отвечают за долги и обязательства учредившего их государства. Своей собственностью они могут отвечать только по своим кредитным обязательствам.

Вторая часть государственной собственности Российской Федерации имущество, которое не считается закрепленным за предприятиями и учреждениями государственного назначения («нераспределенное» имущество государства) - это средства бюджета, составляющие казну государства или другого государственного образования. Согласно Гражданскому Кодексу под термином «казна» понимается «нераспределенное» имущество государства, но никак не казначейский орган. Такая собственность государства может выступать в качестве объекта по взысканию долгов и обязательств государства-собственника

То, что Россия обозначается переходом к рынку, совсем не значит отмену собственности государства. Государственные управленческие органы являются субъектами прав на собственность. Объектами этой собственности могут выступать разное имущество. Согласно п.4 ст.214 ГК РФ государственная собственность, то есть имущество закреплено за предприятиями и учреждениями государственного назначения, они могут им пользоваться, владеть и распоряжаться. Доминирующее назначение обладает в энергетических отраслях, фундаментальной науке, производстве оборонного товара и др.

Функции Государственной собственности РФ

Важную роль играет государственная собственность, выполняя социальные функции, в функционировании и обеспечении стабильности экономики:

Обеспечение материальных предпосылок для устойчивости воспроизводства капитала общества;

Дает возможность государству Российской Федерации существовать как самостоятельный элемент в правах и отношениях экономики с субъектами другой собственности внутри своей страны, а также за ее рубежом;

Создает функционирование отраслей капиталоемких, экономических сфер и производств, которые имеют высокое обобществление, требующих непосильное для частных сфер капиталовложений (информационная современная связь, безопасность экономики, космическая промышленность и др.);

Обеспечение функций социальной, не являющейся коммерческой, производства и сферы благ общественности, национальной безопасности;

Служит методом сглаживания кризисных ударов, тем самым мобилизуя ресурсы на высокий уровень с помощью понижения ставки налогов, используя при этом резервные фонды государства. Также организует интервенцию товарных закупок, которая помогает ускорить уровень освоения технологий, при этом национализируя имущество предприятий, которые обанкротились.

Задачи и цели Государственной собственности РФ

На ряду сложившейся ситуации в экономическом и социальном отношении, назревает необходимость пересмотреть приоритеты и принципы распоряжения и управления имуществом государства РФ, также существует необходимость в усилении контроля и регулирования экономического сектора государства. Это не стоит понимать как усиление государственной роли в политике увеличения объемов собственности государства в пространстве экономики.

На данный момент времени существует потребность государства в создании стройных, логических и экономически выверенных критериев, согласно которых те или другие объекты государственной собственности участвуют в выборе осуществления управления государством, которое стоит на базе детального и жесткого регламентирующего механизма по контролю и управлению собственностью государства.

Целями государственной собственности выступают:

Увеличенная доходность бюджета федеративного назначения, основанная на эффективности управления собственностью государства;
. оптимизирование структуры государственной собственности согласно интересам преследуемых обеспечение предпосылок роста экономики;
. максимальное вовлечение объектов собственности в совершенствование процесса управления;
. применение активов государства для инвестирования сектора экономики;
. увеличение конкурентоспособности организаций коммерческого назначения, увеличение экономико-финансовых показателей, согласно внутренним преобразованиям, а также прекращение функций, которые им не свойственны.

Для осуществления этих целей органам федеральной исполнительной власти следует решить следующие задачи:

  • Инвентаризация объектов собственности государства в полном объеме;
  • Увеличить эффективность управления имущества, используя современные методы и инструменты процессов управления;
  • Классифицировать объекты собственности;
  • Оптимизировать объекты управления;
  • Обеспечить права государству участника некоммерческих и коммерческих организаций;
  • Установить контроль за сохранность и использование государственной собственности.

Следует сделать вывод, что данные задачи станут приоритетными всем федеральным органам. Установится ответственность этих органов за реализацию полномочий и управления, предоставленных им.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Ключевые слова: собственность государственная, общенародная, социальная, частная, коммерческая; коррупционное государство, гражданский кодекс, земельный кодекс.

Keywords: state public, social, private, commercial ownership; government corruption, civil code, land code.

Государственная собственность - это одна из множества форм собственности, выделенная по отличительным признакам субъекта присвоения, когда владение, пользование и распоряжение объектом присвоения принадлежит исключительно такому субъекту как государство в лице его органов. Она отличается от других форм собственности тем, что субъектом присвоения являются не отдельные частные лица или их объединения, а государственный институт политической, правовой и экономической власти.

При ней производством управляют назначенные государством руководители (менеджеры). Существует проблема определения высшего или верховного распорядителя государственной собственностью, полностью или по большей части ответственного за эффективное или неэффективное ее использование. Эта проблема легче решаема в условиях существования однопартийности, и/или в условиях многопартийности, но при монополизации политической и государственной власти одной партией. Она легче решаема в условиях отсутствия разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Так, в СССР КПСС, будучи правящей партией, прямо контролировала все ветви власти и прямо отвечала за государственную собственность. Многопартийность, предполагающая периодический переход власти от одной партии к другой, ведет к утрате ответственности правящих партий за судьбы государственной собственности, за эффективность ее реализации. Разделение единой или унитарной власти государства на множество самостоятельных и независимых друг от друга ветвей власти предполагает и пропорциональное разделение ответственности между ними за судьбы и эффективность реализации государственной собственности. Однако последнее на практике в мире почти не осуществляется.

Статья 214 Гражданского кодекса РФ дает следующее ее определение: «Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации)». Во-первых, научная неправомерность такого определения состоит в том, что в нем собственность сведена к имуществу. Между тем собственность есть не вещь, не имущество, а особое общественное положение объекта присвоения, в том числе вещи, имущества.

К тому же существуют государственные деньги, существует интеллектуальная собственность и многое другое, что не является имуществом, но, тем не менее, каждое из них является собственностью, в том числе и государственной. Во-вторых, следует различать два схожих, но все-таки логически различающихся определения - «государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности тем-то и тем-то» и «имущество, принадлежащее на праве собственности тем-то и темто, является государственной собственностью». Первое определение теоретически неправильно, поскольку в нем отсутствует определение собственности вообще.

Второе определение теоретически правильно, но в нем дается не определение собственности, а определение принадлежности имущества, т.е. определение собственника имущества. Сегодня широкое распространение получили информационные технологии (ИТ), информационные сети, которые централизуют потоки информации. Их уязвимость из-за внутрисистемных нарушений, внешних деструктивных воздействий требует повышения организующей роли государства в экономике. В государственном контроле и гарантиях безопасности информационных технологий заинтересованы все: предприятия, банки, специалисты и т.д. Во многих случаях государство через свои предприятия является непосредственным участником создания и обслуживания ИТ.

Государственным участием опосредуются выполняемые исследования, создаваемые и обслуживаемые системы: сверхбыстрые компьютеры, сети правительственной связи, образцы вооружений и т.д. Государственная собственность расширяется также из-за проблемы техногенной безопасности. Новые технологии при сбоях могут вызывать масштабные катастрофы. На этапе становления новоиндустриального хозяйства с преобладанием компьютеризованных технологических укладов все актуальнее становится расширение государственной собственности. На практике порой даже крупнейшие транснациональные корпорации не в состоянии обеспечить эффективную координацию и функционирование наукоемких технологий. В развитых странах Запада предложения о «минимизации» или «свертывании» государственной собственности хотя и высказываются, но реализуются на практике минимально. Напротив, широко обсуждаются условия повышения эффективности ее реализации. Отделение государства от экономики в России реформаторы проводят как некую «идею фикс», на что экономика реагирует «отделением» от роста и эффективности. Для реформаторов важнее всего рост доходов не государства, а частных собственников, даже если доходы получены за счет приватизации или распродажи за бесценок общественного достояния.

В России в изложении экономической теории выдвигается на первое место идеология поведения «обособленного экономического человека» с возведением в абсолют его частных индивидуальных интересов. Эта идея возникла в условиях существования мелкотоварного и раннекапиталистического производства и давно изжила себя. В условиях современного технотронного производства она становится реакционной, общественно опасной. Интеграционным процессам на основе новых технологий, усилению взаимной ответственности и существенному изменению социального значения человеческого фактора соответствует идея только «социального человека», который по своим чертам радикально отличается от «обособленного экономического индивида». Новым условиям может соответствовать только новое государство - демократический субъект, социально ответственный и реализующий общенародные интересы.

На такую роль не может претендовать «приватизированное» государство, реализующее частные интересы узких социальных групп и родственных кланов. Идее «социального человека» может соответствовать идея только «социального государства», а идее государственной собственности - идея ее социализации, т.е. идея социальной государственной собственности. При таком подходе государственная собственность будет выражать общественный способ присвоения и общественный способ ее реализации, обеспечивающие общенародные (общенациональные) интересы. Одна принадлежность имущества государству не обязательно предполагает его использование для реализации общегосударственных и общенациональных интересов. В России длительная, скоро 30-летняя практика реформ устойчиво показывает, что страна перешла к антисоциальному и неэффективному использованию как бывшего государственного имущества, т.е. приватизированного, так и еще неприватизированного, остающегося у государства.

Страна создала и новое государство, коррупционное государство, которое утратило черты социальной ответственности. В нашей стране была проведена радикальная идеологическая реформа с признанием высшей общественной ценностью индивидуальный интерес «обособленного экономического человека». В результате государственное имущество лишь формально числится в составе государственной собственности, реально же оно является средством реализации интересов отдельных индивидов и отдельных групп. Государственной собственности можно придавать общенародный характер, а можно придавать частные, т.е. коммерческие формы реализации. Так, в СССР государственной собственности был придан общенародный или, что почти одно и то же, общественный характер. В капиталистических же странах государственная собственность в большинстве случаев принимает коммерческие или частные формы реализации, работает на максимизацию прибыли, на самовозрастание. В России сегодня государственной собственности законодательно не приданы ни общенародный, ни коммерческий характеры. Согласно Конституции она существует в формах собственности федеральной и собственности субъектов федерации (региональной - республик, краев и областей).

Если государственная собственность закрепляется в законодательстве как разновидность общественной, то это означает, что каждый член общества может претендовать на равное право пользоваться государственной собственностью и получать равные блага. Это должно привести к уравнительности распределения доходов от государственной собственности среди всех членов общества, что во многих случаях само по себе абсурдно. Закрепление ее как общественной юридически ставит препятствие на путях использования частных, рыночных форм реализации государственной собственности. Экономической целью реализации государственной собственности при отсутствии условий узурпирования ее какой-либо частной группой людей или целым классом также может быть максимизация прибыли и самовозрастание при оптимальной, неполной занятости. Государственную собственность на средства производства при социализме, как в целом всю социалистическую систему хозяйствования, погубила не сама по себе государственная собственность, а конкретная форма ее реализации.

Во-первых, проводилась политика всеобщей занятости населения, следовало бы решиться на введение небольшого уровня безработицы (3-5%). Во-вторых, в стране было создано свыше 20 млн. (отдельные специалисты говорят о 40 млн.) излишних рабочих мест. В результате в стране резко снизились трудовая мотивация, внутриотраслевая конкуренция рабочей силы и др. В-третьих, проводилась запретительная политика по отношению к любой частной собственности, даже мелкой. В-четвертых, проводилась запретительная политика по отношению к любой коммерческой деятельности, которая могла бы иметь место и без частной собственности на средства производства. В России сегодня имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом России.

Государственная собственность существует в виде имущества казенных предприятий и государственных унитарных предприятий (ГУП). За собственность первых государство несет имущественную (экономическую) ответственность. За собственность вторых государство не несет ответственности, она передана в полное хозяйственное ведение трудовым коллективам предприятий. Создана уникальная экономическая и правовая ситуация, когда учредитель не отвечает за деятельность созданного им предприятия. За свои действия государственные унитарные предприятия отвечают сами всем своим имуществом.

Государство через налоги, акцизы, пошлины и т.д. присваивает часть доходов государственных предприятий и перераспределяет их в соответствии с поставленными целями. Сегодня в России государство ослабило свои регулирующие и хозяйственные функции, отказалось от планирования и ставит на ближайшую перспективу решение задачи полного отключения государства от хозяйственных функций. От управления экономикой отстранена представительная власть, а исполнительная власть, т.е. бюрократия, правит единолично и бесконтрольно, она принимает важнейшие экономические решения от имени государства, не считаясь ни с волей народа, ни с волей его представителей. Интересы государства как собственника бюрократия не выражает. Назначение бюрократией представителей государства в Советах директоров акционерных обществ не мешает последним обманывать государство путем создания многочисленных дочерних и внучатых обществ, использования вексельных схем расчетов и процедур банкротства. Часть доходов от деятельности государственных монополистов (Газпром, Железные дороги, Роснефть и др.) уходит к частным лицам.

Доходы государства от использования государственного имущества составляют незначительную часть федерального бюджета. Непрерывная (перманентная) почти 30летняя приватизация почти ничего не приносит в бюджет государства. Проводимые аукционы носят характер сговоров. При характеристике государства-собственника возникает вопрос: можно ли считать, что подлинным экономическим собственником государственного имущества является народ страны? По Конституции Российской Федерации единственным источником государственной власти является народ. На этом основании народ логически должен выступать первичным или исходным субъектом государственной собственности. То, что выразителями воли народа являются либо его представительные органы, либо он сам непосредственно (народ, помимо всех других его органов, может прямо выражать свою волю, например, через проведение референдума) ничего здесь не меняет. То, что управляют и распоряжаются государственной собственностью органы исполнительной власти, которые непосредственно народом не формируются и не отчитываются перед ним в своей деятельности, т. е. в определенной степени отчуждены от народа, также ничего не меняет.

Но можно продумать и ввести механизмы государственного управления, при которых государственная исполнительная власть будет осуществлять управление государственной собственностью полностью и только в интересах народа, не находясь в прямом подчинении ему. Точка зрения, согласно которой единственным субъектом государственной собственности является государство в лице государственных органов как представительной, так и исполнительной власти есть точка зрения, оправдывающая волюнтаристские, без согласия народа, действия радикальных реформаторов.

По поводу конкретных предложений снизу закрепить законодательно тезис о том, что народ выступает собственником экономических условий своего воспроизводства, они цинично заявляют, что это будет обычной законодательной декларацией, лишенной реального смысла. Трактовка народа как субъекта государственной собственности предполагает закрепление в Конституции, других законодательных актах, в специальном отдельном федеральном конституционном законе режимов и механизмов управления и использования государственной собственности. В них должны входить конкретные вопросы с решениями исключительно референдумом при определении судьбы важных объектов государственной собственности, как, например, приватизации энергетической, транспортной отраслей хозяйства, атомной энергетики, национальных культурных ценностей, оборонных предприятий, земель сельскохозяйственного назначения и др.

В законодательстве следует определиться, предусмотреть условия, возможности платного и бесплатного пользования объектами государственной собственности. Например, пользование автомобильными дорогами (местными или федеральными), средствами связи, водоемами, лесами и другими природными объектами может быть объявлено бесплатным, причем навсегда или на определенный срок, поскольку в их создании участвовал весь народ страны. Хотя до сих пор не разработан механизм реализации государственной собственности как принадлежности народу, однако, понятно, что государственная собственность, будучи в управлении и даже фактическом обладании государственных органов, не может использоваться в противоречии с интересами народа, в том числе во вред здоровью, жизни населения, разрушать природу, в иных деструктивных целях. Иными словами, государство должно самоограничиться в использовании и распоряжении государственной собственностью, подчиняя свои собственные интересы и потребности общественным нуждам.

Государственная собственность может использоваться, в первую очередь, в социальных целях - для сглаживания последствий безработицы, резкой противоположности между бедностью и богатством, заботы о социально незащищенных слоях и группах населения, ослабления негативных последствий вхождения в рыночные отношения, развития фундаментальной науки, поддержки системы образования и подготовки нового поколения специалистов, обеспечения баланса общественных и частных интересов и многого другого. Государственная собственность, также как и частная, может принимать совместную, долевую, акционерную и другие формы. Государственная собственность, в том числе и на землю, исторически является более высокой формой в сравнении с собственностью индивидуальных граждан, объединений граждан или муниципальной. В СССР существовала только исключительная государственная собственность на землю. Это означает, что лишь государство могло быть собственником земли.

В несельскохозяйственных отраслях производства, существовавшие иные формы собственности (колхознокооперативная, индивидуальная и личная) рассматривались как имеющие более низкий «ранг» по сравнению с государственной, обладавшей наиболее высокой степенью обобществления. В ходе исторического процесса доля государственной собственности в развитых странах Запада изменяется медленно, причем в противоположные стороны. Этапы приватизации не отменяют этой общей тенденции, они приобретают характер зигзагов в истории. На сегодня, в США около 36% движимого и недвижимого имущества находится в государственной собственности.

В Германии ее доля составляет свыше 33%, в Австралии - 40, а в Швеции и Франции - более 50%. Объектный состав государственной собственности и ее удельный вес в общественном производстве и в использовании общественных благ и услуг у различных государств неодинаков и подвержен изменениям под воздействием не только экономических факторов, но и политических соображений. Последнее означает признание не только экономического, но и внеэкономического характера решений буржуазного государства в установлении доли государственной собственности. В России сегодня доля государственной собственности составляет приблизительно 30%, т.е. меньше, чем во многих странах мира.

Государственная собственность есть явление логически и исторически однопорядковое, парное и противоположное явлению собственности граждан. Государственная собственность на землю - форма земельной собственности, при которой исключительное и абсолютное владение, пользование и распоряжение определенной частью или всеми земельными ресурсами страны принадлежит государству. В России государственной собственности на землю сегодня не придан ни общенародный, ни коммерческий характеры, также не разработан механизм ее реализации как принадлежности народу. Последнее предполагает, что основные или решающие функции распоряжения и пользования должны принадлежать народу. Законодательство России (Конституция, Гражданский кодекс, Земельный кодекс и др.) не содержит (не дает) собственного прямого качественного определения понятия государственной собственности на землю, оно определяет только ее количество, причем по принципу остаточности от других форм собственности.

Так ст. 16 Земельного кодекса России говорит: «Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований». Государственная собственность на землю в Российской Федерации официально закреплена в двух формах регионального разреза: государственная собственность Российской Федерации в целом (федеральная собственность); государственная собственность субъектов Российской Федерации - региональная (республик, краев, областей, округов, автономной области и автономных округов, городов федерального значения). Согласно ст.17 Земельного кодекса Российской Федерации к землям государственной федеральной собственности относятся земли: 1) признанные таковыми федеральными законами; 2) приобретенные Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; 3) право собственности РФ, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. Согласно ст.18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земли: 1) признанные таковыми федеральными законами; 2) приобретенные субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В собственности субъектов Российской Федерации могут находиться и не предоставленные в частную собственность земельные участки.

Это: 1) занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации; 2) предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального назначения, землям лесного фонда, землям водного фонда, занятым водными объектами, землям фонда перераспределения земель; 4) занятые приватизированным имуществом, которое до его приватизации находилось в собственности субъектов Российской Федерации. Сегодня в пореформенной России власти продолжают курс тотальной или всеобщей приватизации государственной и муниципальной земельной собственности.

Так ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации определяет следующее. «Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц». Все или большинство факторов социально-экономического развития, работающих на укрепление государственной собственности в промышленности и других отраслях экономики, одновременно работают на укрепление государственной собственности и на землю, в первую очередь, сельскохозяйственного назначения. Однако в последнем случае существует следующая дополнительная особенность.

Пространственное планирование сегодня в мире, в соответствии с продвигаемой развитыми странами глобализацией, идет на смену отраслевому планированию. В соответствии с таким планированием в мире в целом и в каждой стране, в частности, должны выделяться пространственно-территориальные зоны и коридоры развития, конструироваться территориальные агломерации, кластерно-территориальные образования и др. Поэтому и со стороны сознательного, планового упорядочивания, и рационализации использования земельных ресурсов в современных условиях более лучшим земельным базисом для развития экономик АПК, сельского хозяйства является базис единого земельного фонда с государственной земельной собственностью, а не существующий сегодня базис земельного фонда с разрозненными земельными участками, находящимися в частной собственности граждан или юридических лиц.

Государственная частная земельная собственность - понятие, введенное в научное обращение К. Марксом, который неоднократно в своих работах отмечал, что государственная собственность на капитал, на средства производства, в том числе на землю, при капитализме обретает частный характер, является частной. Это положение в экономической науке до сих пор остается не достаточно понятным. Что имелось ввиду? Коммерческий характер ее использования государством, т.е. использование в целях максимизации прибыли или что-то другое?

При капитализме государственная собственность используется часто в целях накопления капитала в частных руках: существуют десятки и сотни легальных, полулегальных и нелегальных способов осуществления перевода денежного капитала, материально-вещественных средств производства, продукции производства из государственной собственности в собственность частных граждан. Это все аферы под видом сделок как в рамках законодательства, так и с нарушением его. Видимо и первое, и второе, т.е. и коммерческий характер использования, и постоянно осуществляемые аферы являются основным признаком (критерием) для признания государственной собственности в капиталистических странах как частной.

По одному признаку принадлежности государственная собственность не может характеризоваться как частная, однако при использовании она может приобретать характеристики частной. При капитализме аферы с государственной собственностью проводятся постоянно, и хотя они являются внешними, поверхностными атрибутами этой собственности, тем не менее, их множественность и постоянство делают их характеристиками как бы сущностными. При социализме афер с государственной собственностью было меньше, по крайней мере, не больше, чем при капитализме. Отличительная особенность афер с государственной собственностью при социализме и капитализме состоит в следующем. При социализме аферистами или субъектами подобных афер выступают плутократы из системы государственного управления, и они преследуют личные интересы. При капитализме к этому слою прибавляется широкий слой плутов и частных собственников.

Государственная собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или ее субъектам. Объектами права государственной собственности являются: -

ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации; -

культурные и исторические ценности общегосударственного значения; -

средства государственного бюджета; -

государственные банки; -

золотой запас; -

алмазный и валютный фонды и др.

К объектам исключительной собственности государства относятся также предприятия, не подлежащие приватизации, - предприятия военно-промышленного комплекса, атомной энергетики и т. д. Но исключительный характер собственности государства на эти объекты должен быть прямо указан в законе.

Государство осуществляет свое право собственности тремя способами:

закрепляет имущество за государственными унитарными и казенными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; 2)

владеет пакетами акций в акционерных обществах, т. е. частных коммерческих организациях; 3)

нераспределенную часть имущества и средства бюджета, т.е. казну, использует посредством исполнительно-распорядительной деятельности, закона о бюджете, постановлений правительства и т.д.

Особыми объектами права государственной собственности (как федеральной, так и субъектов Российской Федерации) являются пакеты акций акционерных обществ. Акционерные общества с участием государственного капитала являются частными коммерческими организациями - юридическими лицами. Все имущество акционерных обществ является частной собственностью, и государство как акционер участвует в управлении обществом и получает дивиденды. Но оно не является собственником имущества акционерного общества, потому что это имущество - не общая собственность акционеров, а собственность акционерного общества как самостоятельного юридического лица.

Еще по теме Государственная собственность:

  1. Статья 33. Поступление и использование средств за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также за пользование земельными участками, находящимися в государственной сооственности
  2. Статья 31. Плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности и предоставляемые в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций, а также за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности. Стоимость земельных участков, находящихся в частной собственности, при совершении сделок с ними
  3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОБЕДЫ ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ФОНДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  4. Право государственной и муниципальной собственности государственной собственности
  5. 26.Собственность физических и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность
  6. С.Н. Медведев доктор юридических наук, профессор Ставропольского государственного университета О СООТНОШЕНИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ КАТЕГОРИЙ «СОБСТВЕННОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ», «ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ» И «ВЛАДЕНИЕ»
  7. В.П. Камышанскнй доктор юридических наук, профессор Кубанского государственного аграрного университета (Краснодар) ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ

Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, традициями, обычаями, распоряжениями администрации и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.

Отношения собственности в этой теории выводятся из ограниченности ресурсов: без какой-либо предпосылки редкостей бессмысленно говорить о собственности. Поэтому отношение собственности - это система исключений из доступа к материальным и нема териальным ресурсам. Если отсутствуют исключения из доступа к ресурсам, следовательно, они - ничьи, никому не принадлежат или - что одно и то же - принадлежат всем, ибо имеется свободный к ним доступ. Согласно данной теории такие ресурсы не составляют объекта собственности.

Исключить других из собственного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Термин "специфицировать" дословно означает перечисление потребностей, на которые необходимо обратить особое внимание. Смысл и цель спецификации - создание условий для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу.

Собственность как юридическая категория - наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества. В ряде теорий признаётся также собственность на некоторые права. Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности, при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная собственность.

Гражданско-правовой институт - совокупность юридических норм, направленных на регулирование экономических отношений собственности методами гражданского права.

Имущество - непосредственно сам объект собственности, само имущество, принадлежащее кому-либо на праве собственности.

3.2 Виды и формы собственность в современной экономике

Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеет государственная и частная собственность.

Госуда́рственная со́бственность - форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности, кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций.

Государственная собственность была очень высоко развита в СССР, так как являлась важной частью Командно-административной экономики.



В России до недавнего времени в экономической практике пре­обладало стремление к "единой фабрике", укрупнению производства в 10 раз и более на основе развития государственной собствен­ности. Последняя называлась ведущей и общенародной, что сегодня правомерно оспаривается многими экономистами. Общенародная собственность по существу не состоялась, потому что не имела объективных условий. Она не соответствовала не только доиндустриальному этапу развития, но в качестве единственной, всеохватывающей не соответствовала потребностям состоявшейся индуст­риализации, современному этапу НТР, т.е. уровню развития по­стиндустриального общества. Отсюда были неизбежны деформация общественной собственности, ее перерождение в условиях административно-командной системы. Это, в свою очередь, привело к таким социально-экономическим последствиям, как во многом технически отсталая промышленность, полуразрушенное сельское хозяйство, всеохватывающий дефицит товаров и услуг, дефицит госбюджета, экономическая изолированность от мирового хозяй­ства.

В результате деформации общественной собственности возникали новые виды эксплуатации: "лагерный", когда ежегодно эксплуа­тировались 10-15 млн "врагов народа" и членов их семей; "казарменный" - эксплуатировавший 35 млн крестьян и 3 млн спец.поселенцев; "государственный" - в форме плутократического присвоения (теневая экономика, коррупция, тотальная бесхозяйственность и другие виды хозяйственных преступлений).

Мировой опыт показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преиму­щества по сравнению с другими формами собственности, обуслов­ленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированную в конечном счете на человека. В то же время независимо от экономического и социального строя государственная собственность в большинстве случаев функционирует с меньшей эффектив­ностью, чем другие формы. С одной стороны, это связано с развитием государственной собственности в сферах, где возможности рынка ограничены и снижается мотивация к труду. С другой - эф­фективность государственной собственности может снижаться и в отраслях с нормально функционирующим рынком из-за обезличенности собственности и утратой предприятием рыночной ориентации. Преобладание же государственной формы собственности экономике страны (в России 90% основных производственных доходов находилось до недавнего времени в госсобственности) ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубно сказывается на развитии экономики, для удовлетворения потребностей людей и является чрезвычайно выгодной и для производителя. Государственное предприятие выступает в качестве монополиста. В результате такого положения "вымывается дешевый ассортимент, потребителю навязывается выгодный для производителя ассортимент, снижается качество товара, нарушаются сроки и объемы доставок, сокращается производство, возникает дефицит продукции, не удовлетворяется массовый спрос.

Таким образом, речь может идти об устранении не государственной собственности, а ее монопольного положения. Резко сократившись, государственная собственность в виде общенациональной, республиканской и муниципальной будет играть существенную роль в экономике.

Рассматривая любой город как автономию, целостную самоуправляющуюся хозяйственную систему, можно сделать вполне определенный вывод: наиболее приемлемой для этой системы формой экономических, коммерческих и правовых отношений является муниципальная собственность.

Муниципализация (от лат. municipium - самоуправляющаяся община) означает передачу государственной властью права собственности на землю, строения, предприятия местного хозяйства органам городского (и сельского - в сельской местности) самоуправления.

Объектами муниципальной собственности в городах становятся прежде всего системы их жизнеобеспечения: водопроводная и канализационная сети, газовое хозяйство, электроснабжение, транспорт, жилой фонд и т.д. Сосредоточение этих служб в ведении городских властей дает немало преимуществ как самим городам, так и населению. Прежде всего это экономическая выгода: объединенное городское хозяйство и предоставляемые им населению услуги оказываются, как правило, значительно дешевле, нежели в случае рассредоточения этих служб по отдельным частным собственникам (или, как это нередко случалось в нашей стране, - по ведомствам). Благодаря упорядочению финансов содержание муниципальной собственности и городского хозяйства обходится дешевле и государственному бюджету - муниципализация способствует уменьшению дотаций из последнего.

Муниципальная собственность становится той экономической базой, благодаря которой появляется возможность улучшать и облегчать условия жизни населения. Муниципалитеты принимают на себя значительную часть затрат на содержание нетрудоспособных членов общества, особенно в сложные для страны периоды.