Где ставят на миграционный учет. Постановка иностранцев на миграционный учет

В Российской Федерации действует Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", который устанавливает для иностранцев, а также для лиц, не имеющих гражданства, которые въезжают на территорию России, выезжают за ее пределы либо меняют место жительства или пребывания на территории РФ, обязанность сообщить о своих перемещениях уполномоченному государственному органу.

Таким органом в России является Федеральная миграционная служба и её территориальные подразделения.

Законодательство наделяет Миграционную службу следующими полномочиями:

  • сотрудники службы регистрируют иностранцев, которые постоянно или временно проживают в России, по месту нахождения их жилого помещения;
  • ведут учет иностранцев, которые приезжают в Россию на определенное время;
  • ставят соответствующие отметки в разрешительные документы иностранцев (такими документами являются - «вид на жительство» и «разрешение на временное проживание»);
  • а также следят за выполнением требований миграционного законодательства.

Таким образом, Миграционный учет – это деятельность, которую осуществляют государственные органы в РФ, связанная с определением данных о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства по территории РФ (въезд на территорию РФ, выбор и изменении места жительства или места пребывания на территории РФ, выезд за пределы РФ).

Миграционный учет включает в себя регистрацию (лиц без гражданства) по месту их жительства либо пребывания в РФ, а также обработку и систематизацию сведений о миграционных процессах.

Порядок регистрации иностранцев, постановка их на учет, а также формы документов, которые необходимо заполнить при этом и подать в миграционную службу, строго регламентированы действующим законодательством.

Правила постановки иностранных граждан на миграционный учет по месту пребывания

Рассмотрим порядок учета иностранцев в случае их прибытия на определенное время.

Если иностранец временно приезжает в Россию либо меняет место своего пребывания на территории России, он обязан уведомить об этом орган миграционной службы. Причем сделать это нужно не позднее семи дней с момента приезда либо изменения места пребывания.

У иностранцев, временно приезжающих в Россию должна быть принимающая их сторона, т.е. гражданин, у которого они будут проживать, либо организация, которая пригласила иностранцев, и будет принимать их.

Уведомление о въезде иностранного гражданина на территорию РФ в миграционную службу направляется принимающей его стороной (гражданином либо организацией), а в некоторых случаях им самостоятельно.

Исключение составляют случаи, когда иностранный гражданин приезжает в гостиницу, санаторий, турбазу, медицинскую организацию и т.п. В этом случае уведомление о его прибытии обязана подать администрация данного учреждения в течение 1 рабочего дня.

В уведомлении указываются следующие сведения:

  • данные об иностранном гражданине (ФИО, пол, дата и место рождения, гражданство, профессия);
  • данные документа, удостоверяющего личность;
  • данные документа, который разрешает временно находиться на территории РФ;
  • цель приезда в РФ;
  • дата пересечения границы РФ;
  • данные миграционной карты;
  • срок пребывания в России;
  • адрес, по которому иностранец будет временно находиться.

Кроме этого в уведомлении указываются сведения о принимающей стороне, это могут быть данные о гражданине либо сведения об организации.

Принимающая сторона должна выразить свое согласие на временное принятие иностранца и с этой целью проставляет подпись на обратной стороне уведомления (организации также ставят печать).

К уведомлению прикладываются копия документа, который является удостоверением личности иностранца и копия его миграционной карты.

Если иностранный гражданин самостоятельно обращается с уведомлением в ФМС, то вместе с уведомлением должны быть представлены помимо указанных документов, также согласие принимающей стороны в письменной форме и документ, удостоверяющий личность принимающей стороны либо представителя принимающей стороны (если это организация).


Уведомление может быть направлено через многофункциональный центр либо по почте.

С согласия принимающей стороны либо при наличии уважительных причин у принимающей стороны, иностранный гражданин может самостоятельно подать уведомление в органы Федеральной миграционной службы.

Подтверждением того, что иностранный гражданин поставлен на учет по месту пребывания, является отметка ФМС на отрывной части бланка уведомления.

Исключение из данного правила установлено для высококвалифицированных специалистов и их семей. Если они прибывают в Россию на срок менее 90 дней либо меняют место пребывания на срок менее 30 дней, то уведомление им подавать не нужно. Если сроки пребывания превышают указанные выше, то уведомительный порядок для них остается тот же.

Регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства

Иностранцы, которые имеют жилое помещение на территории России и проживают в нем, должны быть зарегистрированы по адресу данного жилого помещения.

Причем для них также установлен определенный срок для совершения этого действия – не позднее семи дней, когда он получил разрешение на временное проживание или либо с момента его прибытия в данное жилое помещение.

С этой целью иностранное лицо должно подать заявление в миграционный орган, на территории которого находится жилое помещение, в котором оно проживает.

Заявление содержит следующие сведения:


Вместе с заявлением потребуются следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документы, подтверждающие право пользования жилым помещением;
  • квитанция об уплате госпошлины.

За регистрацию иностранного гражданина по месту жительства уплачивается госпошлина в размере 200 рублей.

Если какой-либо из документов не предоставлен, орган миграционного учета не принимает заявление о регистрации.

Если заявление заполнено правильно и представлены все необходимые документы, орган миграционного учета в этот же день проставляет отметку в разрешении на проживание или в виде на жительство.

Исключение составляют случаи, когда орган миграционного учета вынужден запрашивать необходимые документы по жилому помещению, в котором проживает иностранный гражданин, в уполномоченных органах.

Срок запроса в этом случае составляет рабочих 5 дней. После получения ответа, орган миграционного учета проставляет соответствующую отметку.

Граждане, решившие приехать в Россию, должны знать некоторые правила пребывания иностранцев в этой стране. Множество людей ежегодно приезжают сюда учиться, работать, кто едет, как говорится, мир посмотреть и себя показать, а кто-то - в поисках лучшей жизни, новых возможностей. Но далеко не все задумываются над соблюдением законности своего нахождения на территории Российской Федерации. Прежде чем строить большие планы и пытаться реализовать свои мечты, следует позаботиться о легализации пребывания в государстве. И это не просто слова. С недавних пор в России с этим все очень строго, поэтому, чтобы поездка оказалась успешной, желательно выяснить все нюансы относительно установленных законов еще до прибытия в страну. Мы решили посвятить нашу статью такой важной теме, как временная регистрация для иностранных граждан. Что же это такое?

Немного терминологии

Рассматривая тему «Регистрация иностранных граждан по месту пребывания», следует для начала разобраться в терминологии и различать некоторые понятия.

  1. Регистрация - штамп, который ставится на определенной странице в паспорте. Он свидетельствует о прикреплении человека к конкретному адресу. То есть у него есть место регистрации. Раньше это называли пропиской.
  2. Временная регистрация - документ, который подтверждает право человека находиться в течение определенного периода времени по конкретному адресу.
  3. Место пребывания - адрес, по которому гражданин находится не больше трех месяцев (девяносто дней).

Регистрация иностранных граждан по месту пребывания

Иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, должны стать на миграционный учет. Эта процедура является информированием органов ФМС о приезде гражданина чужого государства в Россию. По закону, на оформление документа отводится семь дней с момента пересечения границы. При въезде каждый человек получает на руки миграционную карту, в которой отмечается дата приезда и место проживания. Предполагается, что по прибытии в любой город иностранный гражданин пройдет миграционный учет.

Иностранцы имеют законное право находиться в стране до 90 дней без каких-либо дополнительных на то оснований. При наличии студенческих документов или рабочей визы этот период увеличивается до года.

Документы для регистрации

Для регистрации иностранцев необходимы такие документы:

  1. Ксерокопии паспорта.
  2. Ксерокопия миграционной карты.
  3. Ксерокопия документа-основания для продления срока пребывания на территории страны, если он составляет более трех месяцев.

Со всеми этими документами человек должен прийти в отделение ФМС. Там он подает заявление на регистрацию иностранного гражданина. Причем сделать это можно не обязательно лично. Есть несколько способов.

Например, через почту. В отделении принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии, прилагает пакет документов и отправляет это все в миграционную службу. После этого на руках останется чек об отправке, опись вложенного, уведомление.

А можно воспользоваться порталом Госуслуг. Заявление заполняется в электронной форме. Кстати, на сайте есть образец регистрации иностранного гражданина. После составления документа он отправляется в ФМС в автоматическом режиме. Обратите внимание! Документы для регистрации (оригиналы) остаются у вас. Вы подаете только копии.

И еще один момент. Многие интересуются: каковы сроки регистрации иностранных граждан? Вся процедура не должна превышать одного рабочего дня.

Как продлить регистрацию иностранцев?

Продление регистрации иностранных граждан возможно на основании ФЗ № 115 «О правовом положении иностранцев на территории РФ» от 25.07.2002 г. Существует только три законных основания пребывания человека в стране дольше трех месяцев:

  1. Наличие разрешения на работу.
  2. Поступление в учебное заведение (обязательно государственное).
  3. Медицинская справка о том, что человек не может покинуть страну по состоянию здоровья.

Время нахождения в РФ иностранца, который не оформлял визу, не может составлять более девяноста дней, кроме случаев, которые предусмотрены законом. Если продление регистрации иностранных граждан невозможно, они должные покинуть страну.

Ответственность за нахождение на территории России после окончания разрешенного времени ложится на плечи самих граждан. За данное нарушение законом предусмотрен штраф и депортация из страны с лишением возможности нового посещения государства сроком на пять лет.

Что такое временная

Регистрация гражданина по месту пребывания - это практически то же самое, что для обычного человека прописка. Имеет она точно такой же вид - это пометка в паспорте или в виде на жительство (временный паспорт).

Регистрация иностранных граждан по месту пребывания является обязательной процедурой. Основанием для этого служит наличие у человека документов, подтверждающих право пользования жильем на территории России. Это может быть договор аренды, добровольное согласие жильцов или собственников помещения на регистрацию (временную) иностранца.

Опасна ли регистрация иностранных граждан для владельца жилья?

Регистрация иностранных граждан по месту пребывания затрагивает интересы не только самих приезжих, но и коренных жителей страны. И сколько на этот счет сложилось мифов и стереотипов... Ходят слухи о том, что, прописав у себя иностранца, можно нажить в будущем немало проблем. Дескать, и жилья потом можно лишиться. На самом деле все не так страшно, как рассказывают. Вашу собственность у вас никто не заберет. Если квартира находится в частной собственности, то возможен упрощенный порядок прохождения регистрации, в отличие от варианта с муниципальным жильем. Закон разрешает собственнику распоряжаться своим имуществом, а значит, и регистрировать иностранцев - временно и постоянно. Но не забывайте о том, что люди с временной пропиской имеют право оформлять своих детей (не достигших совершеннолетия) даже без согласия хозяев, не уведомляя их об этом. А это может быть чревато при отчуждении жилья, особенно при длительных сроках аренды помещения.

Помните и о том, что в каждом регионе есть свои особенности оформления. Хотим отметить те случаи, при которых проживание недействительно:

  1. Жилье, предоставляемое в аренду, находится в залоге, под арестом или является предметом споров.
  2. Помещение подлежит освобождению на основании решения соответствующих органов.
  3. При самовольном захвате жилья или в случае отсутствия оформления помещения в регистрационной палате.
  4. В судебном порядке признан недействительным договор, изменивший право собственности.

Если вы сдаете жилье и временно регистрируете иностранцев, то не забывайте о том, что именно вы несете гражданско-правовую ответственность за причинение ими вреда имуществу (скажем, соседей).

Кроме того, вы обязаны сообщить в местное подразделение ФМС о проживании мигрантов в вашей квартире. За не предоставление подобной информации вам грозит штраф до четырех тысяч рублей. А если вы сообщили в миграционную службу о иностранце, который у вас зарегистрирован, но на самом деле не проживает, это будет считаться предоставлением ложной информации, а значит, являться правонарушением (штраф до 5000 рублей).

При сдаче квартиры в пользование третьим лицам (гражданам чужой державы) и обеспечении их временной регистрацией обязательно подаются сведения в ФМС, в том числе и при изменении места проживания. Это обязанность владельца дома/квартиры. В этом случае он выступает принимающей стороной. Чтобы минимизировать свои риски, хозяева часто практикуют заключение договоров страхования гражданской ответственности перед посторонними лицами за причинение возможных убытков.

Кто может быть принимающей стороной?

Процесс постановки на учет в - это, по сути, информирование службы ФМС о прибытии гражданина на место регистрации. Следует помнить, что все эти действия осуществляет принимающая сторона. А самому мигранту необязательно обращаться куда-то и тратить на это свое время. Добравшись до места назначения, иностранный гражданин предоставляет принимающей стороне паспорт и которую заполнили еще при пересечении границы РФ.

Так кто может быть принимающей стороной? Прежде всего РФ, иностранцы с видом на жительство, даже юридические лица, возможно их филиалы, в которых человек проживает или работает. Если приезжий селится в гостинице, то принимающей стороной выступает администрация заведения. Она в течение суток сообщит о прибытии гостя в ФМС. Регистрация иностранных граждан, а также все необходимые действия по их учету лягут на плечи руководства. Администрация заведения несет полную ответственность за соблюдение гостями правил пребывания иностранцев на территории Российского государства.

Принимающая сторона по предоставленным документам заполняет бланк регистрации иностранного гражданина. Далее в течение одних суток документы отправляются в подразделение ФМС. Например, по почте. Госпошлина в этом случае не предусмотрена. В отделениях почтовой связи работают окна, где принимающей стороне выдадут необходимый бланк. Он предоставляется бесплатно. Там же есть образец заполнения.

Регистрация иностранного гражданина принимающей стороной на этом заканчивается.
В отделении ФМС, получив пакет документов, ставят штамп о приеме бумаг и возвращают отрывную часть посреднику. А тот, в свою очередь, отдает его гостю. Бланк регистрации иностранного гражданина, а точнее, его отрывная часть, является подтверждением пройденной процедуры.

Иностранное лицо имеет право самостоятельно сообщить в миграционную службу о своем приезде. Это возможно при наличии у него документов, подтверждающих уважительную причину, которая препятствует принимающей стороне переправить заявление самостоятельно.

Если иностранный гражданин постоянно живет в России, то он также может сам сообщать о своем прибытии на место прописки в органы миграционной службы - при наличии письменного разрешения принимающей стороны.

Если человек покидает прежнее место прописки, а может, и территорию страны, то отрывная часть остается у него. Снятие лица с учета по данному месту произойдет автоматически. Естественно, затем нужно будет указать новое место регистрации иностранного гражданина (при подаче документов в ФМС). Обратим внимание, что сроки пребывания на территории РФ зависят от визы.

Как оформить визу?

Если вы хотите оформить визу, чтобы иметь все основания для пребывания в стране, то вам нужно сначала получить приглашение в Россию. Оно оформляется принимающей стороной. В качестве последней могут выступать: туристические агентства, граждане РФ, учебное заведение, работодатель (организация, которая согласна взять вас на работу).

Приглашение в Россию оформляется в миграционной службе или МИДе. Его вид будет зависеть от вида визы. Есть такие варианты:

  1. Туристическое.
  2. Деловое - от официально зарегистрированной компании.
  3. Студенческое - оформляется вузом. Обращаться за ним следует только в то учебное заведение, где вы непосредственно будете учиться. Этим занимается отдел по работе с иностранными студентами.

Возможен вариант, когда документ оформляется физическим (частным) лицом в районном подразделении ФМС. Для получения транзитной визы приглашение не нужно.

Есть два варианта оформить приглашение: телекс, оригинал. В первом случае отправляется телеграмма в консульство РФ. В ней указываются данные паспорта, сроки и цели поездки.

А во втором случае оформляется бланк приглашения, которое исходит от ФМС или МИДа. Документ пересылается иностранцу, чтобы он мог им воспользоваться для оформления визы. Особых трудностей при оформлении приглашения не должно возникнуть. Хотя, безусловно, это займет какое-то время.

В каких случаях иностранному гражданину могут отказать в регистрации?

Иностранцам могут отказать в регистрации по месту пребывания в нескольких случаях:

  1. При отсутствии договора о найме (между собственником и нанимателем).
  2. Неверно оформленный договор. Сотрудники ФМС часто обращают свое внимание на то, зарегистрирован ли данный документ в налоговой. И на этом основании могут отказать. Такой подход незаконный и неверный. В этом случае должностные лица нарушают инструкции.
  3. Нет согласия хозяина на временную регистрацию иностранного гражданина. Оно должно быть оформлено в письменном виде. Без него не удастся обойтись. Сотрудники миграционной службы точно откажут вам. И будут в этом случае правы, поскольку их требования правомерны.
  4. Наличие тяжелой болезни у иностранного лица.

Еще один популярный вопрос, волнующий мигрантов: "Может ли иностранец работать на территории РФ?"

Иностранный гражданин, приехавший в Россию с целью трудоустройства, может работать только при наличии соответствующего разрешения. Чтобы его оформить, следует обратиться в территориальное подразделение ФМС по месту регистрации. Можно сделать это лично или с помощью организации, занимающейся трудоустройством иностранных граждан. Подается пакет документов, состоящий из заявления о выдаче разрешения на работу, паспорта, квитанции об уплате государственной пошлины, миграционной карты с отметкой о прибытии в страну.

Сотрудник ФМС принимает документы и возвращает копию заявления с пометкой, что оно принято. Само разрешение выдается через десять дней лично в руки, даже при присутствии документа, удостоверяющего личность гражданина.

Если на момент обращения в ФМС у заявителя нет работы, то он может ее найти, воспользовавшись услугами фирмы, которая занимается вопросами трудоустройства. В дальнейшем, имея заключенный трудовой договор, иностранец будет иметь законные основания для продления срока его пребывания в стране, но не больше, чем на один год. Для этого нужно обратиться в ФМС с соответствующим заявлением. Сделать это следует как минимум за пятнадцать дней до окончания срока действия прописки. Иначе, не успев оформить документы, придется покинуть страну. Кроме того, работодатель, заключая трудовой договор с иностранцем, должен указать временные рамки сотрудничества. Эта информация понадобится в ФМС.

Что важно помнить при оформлении временной регистрации иностранного гражданина?

Давайте подведем итоги всего вышесказанного и коротко сформулируем те основные позиции, которые нужно учитывать при получении иностранными гражданами временной прописки:

  1. На территории России без регистрации можно находиться не более семи дней.
  2. Процедура оформления временной прописки занимает всего один день.
  3. На учет встать следует в отделении миграционной службы, заполнив бланк регистрации иностранного гражданина и добавив необходимый пакет документов.
  4. Наибольший на территории РФ ограничен тремя месяцами.
  5. Продлить временную регистрацию можно только при наличии на то уважительных причин. Если у вас есть основания претендовать на продление сроков пребывания в стране, то соответствующие документы в ФМС вам следует подавать заранее.
  6. Есть отдельная категория иностранных лиц, которые уезжают из своей страны, спасая жизнь во время войны, переворота, революции. Такие граждане, прибыв в Россию, приобретают статус беженцев. Он дает людям возможность получить определенные льготы в период пребывания на территории РФ до момента прекращения боевых действий в их государстве.
  7. Регистрацию можно оформить как лично, так и с помощью портала Госуслуг, или воспользовавшись услугами «Почты России».
  8. Есть причины, по которым могут отказать во временной регистрации.
  9. Несоблюдение сроков и правильности оформления такой прописки чревато наложением штрафа и депортацией из страны.

Вместо послесловия

Рассматривая тему "Регистрация гражданина по месту пребывания", мы выяснили нюансы, которые следует знать, чтобы быстрее оформить документы. Проживание в чужой стране должно быть законным, а для этого человеку необходимо точно знать, где и как вовремя получить регистрацию. Сделать это следует вовремя, не нарушая сроков и не откладывая дел в долгий ящик. В противном случае человек признается нелегалом, что влечет за собой штрафы, депортацию и невозможность въезда на территорию РФ в дальнейшем (минимум 5 лет).

Сегодня разберёмся с такими важными для всех иностранных граждан, прибывающих в Россию, вопросами, как, что такое миграционный учёт, что такое регистрационный учёт иностранных граждан.

Прежде всего, необходимо уточнить, что с принятием Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» было отменено такое понятие, как регистрационный учёт иностранных граждан по месту пребывания. Вместо этого понятия с того времени используется понятие «миграционный учёт по месту пребывания».

Все иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, подлежат учёту по месту пребывания. Иностранные граждане, которые постоянно или временно проживают в Российской Федерации (которые имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство) подлежат регистрации по месту жительства и / или учёту по месту пребывания.

Миграционный учёт носит уведомительный характер. Иностранные граждане, временно пребывающие и временно проживающие в российской Федерации, обязаны в течение 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания уведомить об этом территориальный орган ФМС.

Постоянно проживающий иностранный гражданин обязан уведомить территориальный орган ФМС о своём прибытии в течение 7 дней.

Не подлежат учёту по месту пребывания иностранные граждане:

Не имеющие места жительства;

Находящиеся в гостинице или в иной организации, которая оказывает гостиничные услуги, в доме отдыха, санатории, пансионате и др.;

Осуществляющие трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;

Находящиеся в учреждениях, исполняющих административное наказание;

Находящиеся в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определённого места жительства.

Основания для снятия с учёта

Основаниями для снятия иностранного гражданина с учёта по месту пребывания, являются:

Смерть иностранного гражданина или признание его безвестно отсутствующим – после получения документа, подтверждающего смерть данного иностранного гражданина;

Постановки иностранного гражданина на учёт по новому месту пребывания – после того как получены сведения о постановке данного гражданина на учёт по новому месту пребывания;

Выезд иностранного гражданина за пределы РФ – после получения сведений о выезде от органа пограничного контроля;

Выявление факта фиктивной постановки на учёт – после выявления данного факта.

Все процедуры по постановке на учёт осуществляет принимающая сторона.

Принимающей стороной могут быть , постоянно проживающие в России иностранные граждане или лица без гражданства (с видом на жительство), юридические лица, филиалы и представительства, у которых иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.

Для постановки на учёт иностранный гражданин предъявляет принимающей стороне:

Документ, удостоверяющий личность;

Миграционную карту;

Визу (при въезде в порядке, требующем получения визы).

На основании предъявленных документов, принимающая сторона заполняет бланк Уведомления о прибытии иностранного гражданина. Затем данное Уведомление, копии документов иностранного лица принимающей стороной представляются в территориальный орган Федеральной миграционной службы либо в отделение почтовой связи, на территории которого обслуживания которого будет находиться иностранный гражданин.

Если принимающая сторона по уважительной причине не может представить самостоятельно Уведомление и документы, иностранный гражданин вправе самостоятельно уведомить о своём прибытии.

Территориальный орган ФМС или организация почтовой связи, получившие от принимающей стороны заполненное Уведомление и копии, проставляет в уведомление отметку о принятии документа и возвращает отрывную часть принимающей стороне.

После этого принимающая сторона передаёт отрывную часть Уведомления иностранному гражданину. Наличие отрывной части Уведомления с отметкой у иностранного гражданина является подтверждением его постановки на миграционный учёт.

При убытии из места пребывания, отрывная часть Уведомления остаётся у иностранного гражданина. Снятие с учёта осуществляется территориальным органом ФМС после получения информации о возникновении оснований для снятия иностранного гражданина с учёта.

В случае изменения сведений, которые требуются при постановке на миграционный учёт, соответствующие данные должны сообщаться в территориальный орган ФМС в течение 3 рабочих дней.

Ответственность за нарушение правил миграционного учёта прописана в ст. 18.8 КоАП РФ. В данной статье указано, что за нарушение правил въезда в Россию и режима пребывания на территории России, которое выразилось в нарушении правил въезда, правил миграционного учёта, передвижения, выбора места пребывания или жительства, неисполнение обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ влечёт:

Наложение штрафа (административного) в размере 2 – 5 тыс. рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Статья 18.9 КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил миграционного учёта. Согласно указанной статье нарушение принимающей стороной или должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий проживания в РФ иностранных граждан, их проживания, передвижения, изменения места жительства или пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния влекут

Наложение штрафа на должностных лиц – 40 – 50 тыс. рублей, на юридических лиц – 400 – 500 тыс. рублей.

Неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учёту влечёт наложение штрафа (административного):

На физических лиц – 2 – 4 тыс. рублей,

На должностных лиц – 40 – 50 тыс. рублей,

На юридических лиц – 400 – 500 тыс. рублей.

Регистрация по месту жительства иностранных граждан

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" постоянно или временное проживающий на территории России иностранный гражданин, который обладает правом пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ, обязан зарегистрироваться по адресу данного помещения.

Основание регистрации иностранного гражданина по месту жительства – право пользование данным жилым помещением. Наличие данного права определяется в соответствии с жилищным кодексом РФ. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает:

Фиксацию адреса жилого помещения в разрешении на временное проживание или в виде на жительство данного иностранного гражданина и в учётных документах органа ФМС и в государственной информационной системе миграционного учёта.

Порядок действия при регистрации иностранного гражданина по месту жительства вид на жительство ;

Документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.

Дополнительно к этому представляются:

Копия миграционной карты временно пребывающего иностранного гражданина;

Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Временно проживающим иностранным гражданам регистрация по месту жительства оформляется на срок не более срока действия РВП. Регистрация по новому месту жительства осуществляется только после снятие его с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.

Основания снятия иностранного гражданина с учёта по месту жительства:

Прекращение права пользования жилым помещением;

Регистрация по иному месту жительства;

Прекращение у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание;

Вступление в силу решения суда о признании регистрации по месту жительства недействительной;

Выявление фактов фиктивной регистрации по месту жительства;

Смерти иностранного гражданина.

Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» , разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.

Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».

Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства. Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение. Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания - штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).

В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане. Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт. При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.

Категория иностранных граждан Регистрация по месту жительства Миграционный учет по месту пребывания
Постоянно проживающие (ВНЖ) + +
Временно проживающие (РВП) + +
Временно пребывающие - +

В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.

За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.

Однако на что следует обратить внимание. В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями. Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ. Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу , в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора , при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.

Этот же срок - 7 рабочих дней - следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.

Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников. Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.

Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.

Что такое - принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.

«Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона):

- гражданин Российской Федерации,

- постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,

- юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,

- федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,

- дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,

- международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,

у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».

Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.

Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:

«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Смысл постановки на миграционный учёт - возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится - не имеет значения.

Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту. Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае - это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать. При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.

Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан. По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает. Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.

Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.

Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию. В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии. Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки. В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания - не существует.

Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321 , однако не увенчались успехом.

Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.

В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие - документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.

В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.

Итак, первое с чем вы столкнётесь - будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании. Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства. Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.

Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:

Учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);

Устав (редко);

Одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ (редко);

ИНН (всегда);

ОГРН (всегда);

Приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);

Копия паспорта ген. директора (почти всегда);

Доверенность на представителя;

Приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);

Копия паспорта представителя (редко);

Правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).

Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это - приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны - юридического лица. Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое. Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.

Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.

Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:

Заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;

Заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);

Паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);

Миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется. Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);

С примерами таких административных дел можно ознакомиться здесь: Судебное решение от 10 марта 2016 г. , Судебное решение от 04 марта 2016 г. , Судебное решение от 06 июля 2015 г.

Все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);

Отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);

Трудовой договор;

Уведомление о заключении трудового договора.

До вступления в силу вначале Приказа ФМС от 15 декабря 2014 № 655 , а затем Приказа ФМС от 29.06.2015 г. № 321 , миграционный учет иностранных граждан регулировался Федеральным законом № 109-ФЗ , Постановлением Правительства №9 от 15.01.2007 г. , утверждающим Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в РФ и административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации .

Все эти нормативные акты предусматривали возложение обязанностей по осуществлению постановки на миграционный учёт на принимающую сторону. Присутствие иностранца для такой процедуры не требовалось. Сам иностранец мог выполнить эту обязанность лишь в исключительных случаях, предъявив в ФМС уважительные причины, по которым этого не смогла сделать принимающая сторона.

Приказ ФМС от 29 июня 2015г. № 321 открывает другие возможности. В положениях, описывающих процедуру подачи документов, заявителем может выступать, как принимающая сторона так и сам иностранный гражданин.

О случаях, когда иностранные граждане по доверенности от работодателя, сами продлевали срок пребывания, становится известно всё чаще, однако, это всё ещё скорее исключение из правил.

Итак, мы рассмотрели вопрос о действиях работодателя по постановке своих работников на миграционный учёт по месту работы, но не ответили на главный вопрос: а является ли это обязанностью работодателя?

Нет! Безусловной обязанностью работодателя - это не является. Распространённая ситуация, когда организация-работодатель выполняет свои обязанности перед ФМС по оформлению трудовых отношений в соответствии с миграционными требованиями, а обязанности по миграционному учёту на себя не возлагает, если работник стоит на учёте по адресу физического лица. Работник может жить у физического лица: у родственников, снимать квартиру или комнату у собственника жилья, при этом лицо, предоставившее ему место для проживания, также имеет право поставить его и на миграционный учёт. В этом случае работодатель лишь контролирует, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали срок пребывания и то, делает это не потому что к такому обязывает законодательство, а чтобы не лишиться в одночасье работника, забывшего продлить свой срок пребывания.

Более того, возможна также ситуация, когда работающий в организации иностранец стоит на миграционном учёте по адресу другого юридического лица. Допускается это в двух случаях.

Первое. Когда работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле - тогда на учёт его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

Второе. Когда работник работает по совместительству, и на миграционный учёт его поставил другой работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истёк, печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии нового работодателя должна насторожить. В большинстве случаев это обычная «купленная регистрация», которая ничего хорошего ни иностранному работнику, ни его работодателю не сулит. Ещё это может быть печать прежнего работодателя, что легко проверить, попросив у будущего работника трудовую книжку или справку 2 НДФЛ с предыдущего места работы.

Чем грозит такой миграционный учёт? Работнику грозит штраф, а в городах федерального значения и сопредельных областях - штраф, административное выдворение и закрытие въезда на 5 лет. Но только в одном случае, если работник не передал новому работодателю свои документы для постановки на миграционный учёт. А в том случае, если у него нет валидной принимающей стороны (родственников или арендодателя), он просто обязан это сделать по прибытию в новое место пребывания. При таком раскладе новая работа - и есть новое место пребывания иностранца. В этом случае ответственность по осуществлению миграционного учёта ложится на работодателя, а с иностранца такая ответственность снимается (См. Письмо ФМС от 26 марта 2013 г. № КР-1/2/2-3688).

Иностранный гражданин по прибытию к новому месту пребывания (к новому работодателю) передаёт принимающей стороне документы для постановки на миграционный учёт, а принимающая сторона обязана в течении семи рабочих дней поставить иностранного работника на учёт по новому месту пребывания.

Подводя итог статье, хочу ещё раз обратить внимание на три важные вещи.

Первое. Иностранный гражданин выполняет обязанности по соблюдению и продлению своего срока временного пребывания в РФ: своевременно оплачивает патент, подаёт документы на РВП и т.д. А принимающая сторона, в роли которой может выступать работодатель, выполняет обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранного гражданина (работника). Объединяют эти две задачи - сроки. Срок, на который продлевается временное пребывания иностранца в РФ соответствует сроку его постановки на миграционный учёт.

Второе. Постановка на миграционный учёт в отличии от регистрации по месту жительства является уведомительной, а не разрешительной процедурой. В то время как миграционные органы зачастую продолжают относиться к ней, как к разрешительной. Требования по пакету документов, предъявляемые органами миграции законом не определены. Более того, в пункте 31 административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень документов, которые должна представить принимающая сторона для предоставления услуги, состоящий из двух пунктов: паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. А в пункте 46 регламента содержится прямой запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами.

И последнее. Иностранный работник может стоять на миграционном учёте, как по месту работы, так и по месту проживания. Основополагающим требованием является фактическое соответствие адреса постановки на миграционный учёт адресу нахождения иностранного работника, а в рабочее это будет время или нет - не имеет значения. Ну и нельзя допускать превышения срока постановки на миграционный учёт (срока временного пребывания) иностранного гражданина. В случае, если законных оснований для продления срока временного пребывания не имеется, иностранный гражданин обязан выехать с территории России до истечения срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт).

Процесс, который в России является обязательным. Причем речь идет обо всех гражданах. Никто не имеет права быть не учтенным при длительном нахождении на территории Российской Федерации. Об этом должны помнить все граждане. Особенно данный вопрос касается иностранцев. Дело все в том, что именно они чаще всего являются теми, кому необходимо вставать на миграционный учет в особом порядке. Так к чему готовиться? Всегда ли требуется постановка на миграционный учет? Или можно обойтись без данной особенности? На что должен обратить внимание каждый гражданин, который находится на территории РФ? Разобраться во всем этом не так трудно, как кажется. Достаточно знать несколько правил. И, конечно же, заранее побеспокоиться о сборе пакета документов для учета гражданина в качестве пребывающего на территории страны.

Обязательно ли

Первым делом предлагается изучить, насколько регистрация человека в России важна. Можно ли обойтись без нее? И при этом на законных основаниях находиться на территории страны?

Да, такое возможно. Дело все в том, что миграционный учет - обязательная процедура, которую проходят все иностранцы. Но при этом в некоторых случаях можно обойтись без данной особенности. Когда именно?

Постановка на миграционный учет граждан не обязательна, если:

  • человек путешествует и находится в стране транзитом;
  • гражданин временно приехал в Россию (на малое время, меньше 3 месяцев).

Во всех остальных ситуациях требуется обратиться с соответствующими документами в тот или иной орган для учета. Причем даже граждане РФ должны быть учтены. Их никто от этой процедуры не освобождает. Просто в отношении "коренных жителей" действуют несколько иные правила, они считаются не такими жесткими.

Внимание: иногда миграционный учет считается процессом получения прописки или временной регистрации. Поэтому о данных процедурах тоже будет сказано. Ведь нахождение иностранца на территории страны без регистрации - это серьезное нарушение.

Без учета

Итак, постановка на миграционный учет, как уже было сказано, не всегда имеет место. Поэтому можно обойтись без нее. Но сколько в России разрешено находиться на территории страны без так называемой регистрации?

На данный момент самым распространенным вариантом является 90 дней. Для большинства иностранных граждан действует именно такое ограничение. Что это значит?

Если гражданин не планирует непрерывно находиться в России больше 3-х месяцев, то постановка на учет ему не нужна. Исключение - трудоустройство. Тогда в течение 7 дней придется оформляться. А вот пребывание в стране свыше указанного срока без регистрации является прямым нарушением закона. Поэтому стоит поторопиться с оформлением документов. Это не так трудно, как кажется.

Граждане РФ

Постановка на миграционный учет в России - процедура крайне важная. Уже было сказано, что граждане РФ тоже должны иметь регистрацию. Только в отношении них действуют правила, которые отличаются от тех, что предлагаются иностранцам.

Дело все в том, что первичная регистрация оформляется в свободном порядке. Речь идет о новорожденных. Их можно зарегистрировать в любой момент жизни. Но при этом придется помнить, что человек не может воспользоваться без постановки на учет социальной поддержкой. Поэтому стоит поторопиться. Обычно в течение месяца оформляется Желательно не затягивать с данным процессом.

Миграционный (а в отношении граждан РФ - регистрационный) учет взрослых при выписке с одного места жительства должен быть произведен не позднее, чем через неделю. То есть всего 7 дней дается гражданину, чтобы снова прописаться в том или ином жилище. Именно такие правила действуют на данный момент в России.

Куда обращаться

Где происходит постановка на миграционный учет? Иностранные граждане не всегда знают, куда именно им приходить для осуществления поставленной задачи с соответствующим пакетом документов.

На данный момент в России разрешается обратиться в несколько органов. Куда именно нанести визит? Это должен каждый гражданин решить для себя. Обычно идут туда, куда ближе всего обращаться.

Среди органов, предлагающих постановку на миграционный учет, можно выделить:

  • многофункциональные центры (не во всех городах, информацию в каждом регионе придется уточнять);
  • миграционные отделы МВД.

Как правило, именно второй вариант развития событий имеет место. Раньше можно было сходить в УФМС, но с недавних пор данные службы в России упразднены. И их полномочия передали МВД.

Принимающая сторона

Довольно часто при миграции имеет место так называемая принимающая сторона. То есть гражданин не самостоятельно пребывает в РФ, а по приглашению. В данном случае заявить о своем прибытии, как уже было сказано, нужно в течение недели.

Кто имеет право выступать в качестве приглашающего? Это:

  • граждане РФ, которые постоянно живут в стране;
  • иностранец, который остался в России на ПМЖ;
  • юридические лица, работающие и оформленные в стране;
  • международные организации, в которых будет жить или работать приглашенный.

Теперь понятен срок постановки на миграционный учет, а также стало известно, кто имеет право на приглашение человека. Отмечается, что сообщать о прибытии иностранца должен именно тот, кто его пригласил. И на это отводится 3 рабочих дня. А вот при самостоятельном заявлении путешественника данный период удлиняется. Об этом должен помнить каждый.

Миграционная карта

А теперь немного о документах, которые должен предоставить гражданин принимающей стороне. На данный момент серьезной бумажной волокиты не требует постановка на миграционный учет иностранных граждан. Документы, которые для этого необходимы, добыть не так трудно. Но только если речь идет об уведомлении о прибытии человека на территорию страны.

Первая бумага - это Она оформляется при прибытии в Россию иностранным гражданином. Должна быть у всех, кто законно приехал в страну. Изымается принимающей стороной на некоторое время. После обращения с соответствующим заявлением о прибытии отдается владельцу. Полное изъятие невозможно.

Удостоверение личности

Также в обязательном порядке человек должен предоставить свое Под данным документом, как правило, подразумевается гражданский паспорт. Принимающей стороне запрещено даже на время изымать данную бумагу.

Как тогда быть? Необходимо предоставить копию паспорта иностранца. Желательно заверенную. На практике чаще всего уведомлять о прибытии миграционные службы приходят вместе с путешественником.

Больше никаких существенных бумаг не нужно. Таким образом происходит постановка на миграционный учет иностранных граждан. Только это еще не все. Теперь нужно побеспокоиться о такой составляющей, как регистрация. О ней уже было сказано. Именно ее довольно часто рассматривают как постановку на миграционный учет. Что же должен знать об этом процессе иностранец?

Прописка

Например то, что без прописки, как уже было сказано, нельзя находиться на территории РФ. Только в исключительных случаях такое возможно. Если планируется работать, то прописка или временная регистрация - неотъемлемая часть трудоустройства.

Оформить ее можно временно (по месту пребывания) и на постоянную основу (по месту жительства). Для мигрантов чаще всего используется первый вариант развития событий. Чтобы оформить временную прописку, необходимо обратиться в один из ранее указанных органов. Лучше всего делать это параллельно с сообщением о прибытии в страну. От гражданина потребуют для прописки следующие документы:

  • разрешение собственника жилья на регистрацию;
  • заявление установленного образца;
  • паспорт заявителя;
  • удостоверение личности хозяина квартиры (копия);
  • документы о правах собственности на жилье;
  • миграционная карта;
  • виза (если есть).

Заявителем обычно является сам иностранец. Наличие регистрации (даже временной) на территории РФ - это залог законного нахождения в стране. Довольно часто параллельно с пропиской иностранцев принимающие стороны направляют уведомление о постановке на миграционный учет в соответствующие органы.

Особенности процесса

Но это еще не все! Дело все в том, что постановка на миграционный учет (а точнее, сообщение в миграционные службы о прибытии гражданина) - это ответственный процесс. И он имеет, как уже было сказано, свои особенности.

Стоит отметить, что бланк постановки на миграционный учет заполняется приглашающей стороной. Он не должен иметь сокращений или аббревиатур. Составляется в 2 экземплярах. Срок хранения подобного уведомления - 12 месяцев.

У уведомления есть отрывная часть. Что с ней делать? Приглашающая сторона должна отдать данную составляющую иностранному гражданину. Это своеобразное подтверждение того, что в миграционной службе знают о прибытии. При прописке человека могут запросить эту составляющую. Оригинал в таком случае отдавать не нужно, достаточно копии.

Дополнительные бумаги

В некоторых случаях при уведомлении миграционных служб РФ о прибытии того или иного гражданина иностранного государства могут запросить дополнительные документы. Такая практика в стране распространена. Поэтому и иностранец, и приглашающая сторона должны знать, какие справки требуют на законных основаниях.

К ним относят:

  • трудовой договор (копия);
  • разрешение на осуществление трудовой деятельности (патент);
  • одобрение на временную регистрацию в гостинице (при прописке);
  • согласие всех прописанных на территории жилья на регистрацию иностранца (если речь идет о прописке).

Больше никаких бумаг требовать не могут. Стороны имеют право отказать в предоставлении документов, которые не имеют отношения ни к постановке на миграционный учет, ни к прописке или временной регистрации.