Где скачать авторскую программу по физике. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

VII - IX классы

Пояснительная записка.

Данная программа составлена для изучения курса физики на повышенном уровне.

Она отражает содержание курса физики основной школы (VII-IX классы). Она учитывает цели обучения физике учащихся основной школы на повышенном уровне и, включая в себя обязательный минимум содержания физического образования в основной школе, позволяет поднять качество образования на более высокий уровень.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов: Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы. Москва «Просвещение» 2011; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва «Просвещение» 2011.

Программа рассчитана на 381 час: 7 класс-105 часов (3 часа в неделю), 8 класс-140 часов (4 часа в неделю), 9 класс-136 часов (4 часа в неделю).

Обучение физике по данной программе предусматривает использование учебников авторов Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская Физика 7 класс, 8 класс, 9 класс. Москва «Дрофа» 2013-2014.

Целями обучения физике на данном этапе физического образования являются:

Развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

Понимание учащимися смысла основных понятий и законов физики. Взаимосвязи между ними;

Формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач :

Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

Приобретение знаний учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

Овладение учащимися такими общеучебными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Результаты освоения курса физики.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;
понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Основное содержание курса.

VII класс

(105 часов, 3 часа в неделю)

    Физика и физические методы изучения природы. (6 часов)

Что и как изучают физика и астрономия.

Физические явления. Наблюдения и эксперимент. Гипотеза. Физические величины. Единицы величин. Измерение физических величин. Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности. Уменьшение погрешности измерений. Измерение малых величин. Физические законы и границы их применимости. Физика и техника. Относительная погрешность. Физическая теория. Структурные уровни материи: микромир, макромир, мегамир.

Демонстрации.

Наблюдение физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечение нити электрической лампы.

Лабораторные работы и опыты.

1. Измерение длины, объема и температуры тела.

2. Измерение размеров малых тел.

3. Определение цены деления измерительного прибора.

2. Механические явления (54 часа)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.

Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Мгновенная скорость. Путь, пройденный телом при равноускоренном движении.

Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела, Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества.

Сила. Графическое изображение сил. Измерение сил. Динамометр. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Сложение сил, направленных под углом друг к другу. Законы Ньютона.

Сила упругости. Закон Гука. Сила тяжести. Центр тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Виды сил трения.

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Золотое правило механики. Применение простых механизмов. КПД механизмов.

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Энергия рек и ветра.

Демонстрации.

    Равномерное прямолинейное движение.

    Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчёта.

    Свободное падение тел.

    Равноускоренное прямолинейное движение.

    Простые механизмы.

    Явление инерции.

    Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.

    Измерение силы по деформации пружины.

    Свойства силы трения.

    Сложение сил.

    Явление невесомости.

    Равновесие тела, имеющего ось вращения.

    Простые механизмы.

Лабораторные работы и опыты.

    Измерение скорости равномерного движения.

    Изучение равномерного движения.

4. Измерение массы тела.

5. Измерение плотности вещества.

6. Измерение плотности жидкости.

7. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

8. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.

9. Градуировка динамометра и измерение сил.

10. Измерение силы трения скольжения.

11. Измерение коэффициента трения скольжения.

12. Изучение условия равновесия рычага.

13. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

14.Измерение потенциальной энергии тела.

15.Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины.

16. Исследование превращений механической энергии.

3. Механические колебания и волны. Звук. (10 часов)

Механические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота колебаний. Источники звука.

Механические волны. Длина волны. Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Отражение звука. Эхо.

Математический маятник. Период колебаний математического и пружинного маятников. Тембр.

Демонстрации.

    Наблюдение колебаний тел.

    Наблюдение механических волн.

    Световые явления (30 часов)

Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Световые пучки и световые лучи. Образование тени и полутени. Солнечные затмения.

Отражение света. Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Перископ.

Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения, даваемого линзой. Увеличение линзы.

Оптические приборы: проекционный аппарат, фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Нормальное зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа.

Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел.

Лунные затмения.

Зеркальное и диффузное отражение. Многократное отражение. Вогнутое зеркало. Применение вогнутых зеркал.

Закон преломления света. Волоконная оптика. Формула тонкой линзы.

Демонстрации.

    Прямолинейное распространение света.

    Отражение света.

    Преломление света.

    Ход лучей в собирающей линзе.

    Получение изображений с помощью линз.

    программа Никитина А.Ф. 6-9 классы. «География» Авторская программа по географии. 6 -10 классы (И.В.Душина). «Физика » Авторская программа по физике для ...
  1. Рабочая программа по литературе для 5 9 классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования.

    Рабочая программа
  2. Название учебной программы (2)

    Примерная программа

    ... программа основного общего образования по географии «География Земли» (VI- VII Кл.); авторская программа по ... Примерные программы по физике для ... Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике: общие положения, структура портфолио, программы ...

  3. Основная образовательная программа основного общего образования мбоу сош №5

    Основная образовательная программа

    А.И. Фоминцев. «Авторский учебно-методический комплекс по преподаванию основ театрального... Физика Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Научные опыты Скулкина Т.Г. 15 Модифицированная 1. Физика 8-9 классы: сборник программ ...

В связи с проблемами современности, с которыми приходится сталкиваться обществу, в первую очередь нашей молодежи при формировании здорового образа жизни необходимость уже в 9-х классах и даже ранее предлагать учащимся курсы по выбору именно такого плана.
Данная программа имеет интегрированный характер. Её можно рассматривать как курс, «поддерживающий» изучение основного курса физики в рамках естественнонаучного профиля, и как курс, помогающий в выборе профиля дальнейшего изучения.
Хочется отметить, что содержание программы выстроено по принципу от простого к сложному, от приобретения новых умений и навыков к их творческому применению. Программой предусмотрено выполнение практических работ, предполагающих поисковый или творческий уровень деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач.
Программа рассчитана на 8 учебных часов (по 1 часу в неделю) и ориентировано на школьников, интересующихся физическими законами, описывающие природные явления.
Хочется отметить, что данная программа несет исследовательский характер. В ней сведена к минимуму лекционная часть, а больше времени уделяется исследованиям и опытам.
Вывод:
Рекомендую одобрить и использовать программу «Физика вокруг нас» для предпрофильного обучения в 9-х классах.

Учитель физики МОУ СОШ №13 (Метелёва О.Г.)

Пояснительная записка

Предлагаемая программа курса «Физика вокруг нас» рассчитана на 8 часов и является продолжением и расширением программного базового материала, но с точки зрения биофизики.

Цели программы:

  • создать ориентационную и мотивационную основу у девятиклассников для осознанного выбора физико-математического профиля обучения в старшей школе;
  • показать необходимость физических знаний для повседневной жизни и познания самого себя;
  • сформировать у учащихся умение и навыки в проведение физического эксперимента;
  • дать учащимся возможность проявить себя.

Данная программа знакомит учащихся с приложением физики в биологии и химии, рассматриваются физические возможности человека.
Для повышения уровня знаний, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается:

  1. Решение качественных и количественных задач.
  2. Лабораторные работы, позволяющие оценить физические характеристики человека.

Программа включает следующие разделы:

    1. Введение.
    2. Физика, атмосфера, человек.
    3. Ловкость рук. Чудо опыты.
    4. Физика и здоровье.

Форма итоговой работы: составление учащимися творческих отчетов о проделанной работе.

  1. Введение: «Физика вокруг нас». Простейшие физические приборы. Техника безопасности на уроках физики. 1 ч.
  2. Физика, атмосфера, человек. Средства и методы исследования атмосферы. Практическая работа «Изобретение флюгера как одного из средств исследования атмосферы». 2 ч.
  3. Физические опыты. Ловкость рук. Чудо опыты. Практические работы «Выращивание кристаллов соли и медного купороса», «Физические эксперименты», «Волшебство в науке». 2 ч.
  4. Физика и здоровье. Физика в питании человека. Практические работы «Определение гармоничности телосложения и физических характеристик человека», «Расчет энергетического баланса питания человека». 3 ч.

Итого: 8 ч.

Календарно-тематическое планирование

Всего часов

Лекции

Практ.

Оборудование

Дата

Введение: "Физика вокруг нас". Простейшие физические приборы. Техника безопасности на уроках физики. 1ч. набор физических тел
1\1 Введение: "Физика вокруг нас". Простейшие физические приборы. Техника безопасности на уроках физики. Практическая работа №1. 1ч. 0,5ч 0,5ч. физические приборы
2ч.
2\1 Физика, атмосфера, человек. Средства и методы исследования атмосферы. 1ч. 1ч. слайды
2\2 Изобретение различных флюгеров. Практическая работа №2. 1ч. защита модели
Физические опыты. Ловкость рук. Чудо опыты. 2ч.
3\1 Кристаллы в нашем доме. Практическая работа №3. Выращивание красталлов соли и медного купороса. 1ч. 0,5ч 0,5ч. соль, вода
3\2 Волшебство или наука. Практическая работа №4 "Физические эксперименты", практическая работа №5 "Волшебство в науке". 1ч. демонстрация опыта, фокуса
Физика и здоровье. Физика в питании человека.
4\1 Физика и здоровье. Практическая работа №6 "Определение гармоничности телосложения и физических характеристик человека". 1ч. 0,5ч 0,5ч. таблицы
4\2 Физика в питании человека. Практическая работа №7 " Расчет энергетического баланса питания человека". Решение качественных и количественных задач на расчет баланса питания 1ч. 0,5ч 0,5ч. таблица питания
4\3 Обобщение и систематизация знаний и умений. 1ч. защита творческих отчетов
Итого 8ч.

Литература :

  1. Блудов М.И. «Беседы по физике», Москва, Просвещение, 1983 г.
  2. Богданов К.Ю. Физика в гостях у биолога», Москва, Просвещение, 1998 г.
  3. Глущенко Г.Р. «Интеллектуальные соревнования», Краснодар, «Советская кубань», 1999 г.
  4. Горев Л.А. «Занимательные опыты по физике», Москва, Наука,1982 г.
  5. Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки», Москва, Просвещение, 1990 г.
  6. Перельман Я.И. «Занимательная арифметика», Москва, Наука 1983 г.
  7. Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты», Москва, Наука, 1986 г.
  8. Соурц К.Э. «Необыкновенная физика обыкновенных явлений», Москва, Наука, 1994 г.
  9. Чалдаева С.А. «Физика и человек», Москва, Просвещение, 1990 г.
  10. Черемошнина Л.В. «Развитие внимания детей», Ростов на Дону, Феникс, 2003 г.
С этим файлом связано 6 файл(ов). Среди них: zakljuchitelnyj_urok_po_teme_teplovye_javlenija.doc , urok_sorevnovanija.doc , konferencija.doc , javlenija_prirody.ppt , fizicheskaja_spartakiada..ppt , avtorskaja_programma_po_fizike.doc , aktivizacija_pozn_dejat.doc .
Показать все связанные файлы
Особенности углубленного изучения физики.
Программа по физике для школ с углубленным теоретическим изучением предмета включает в себя все вопросы основного курса и наиболее важные вопросы программы факультативных курсов физики повышенного уровня 8-11 классов.

Обучение в школах с углубленным изучением физики имеет две ступени: 8-9 и 10-11 классы.

Главной целью первой ступени является: углубление содержания основного курса и усиление прикладной направленности На второй ступени предусматривается углубление и некоторое расширение учебного материала , ознакомление с более широким кругом технико - технологических приложений изученных теорий, решение большого числа задач повышенной трудности и выполнение творческих заданий для самостоятельного применения полученных знаний.

Преподавание проводим по учебникам основного курса физики (“Физика-10” Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, “Физика-11” тех же авторов, “Физика-9” Кикоин И.К., Кикоин А.К.) c использованием материалов пособий для факультативных курсов (Факультативный курс физики 9, авт. О.Ф.Кабардин 1974 изд.) , а также специальных пособий для школ с углубленным изучением физики (Физика-10, под редакцией А.А.Пинского).

В наш лицей, зачисление проводится с 8 класса, но по учебному плану углубленное изучение физики не предоставляется возможным из-за недостаточности часов, поэтому углубленное изучение физики начинаем с 9 класса. В программу 10 класса включаем повторительно-обобщающий раздел,в котором излагаются необходимые сведения из курса механики (20 час).

В курсе 10 класса законы термодинамики изучаются на основе статистических представлений, вводится понятие о статистическом смысле 2 закона термодинамики ;

В курсе 11 класса реализован единый подход при изучении колебательных и волновых процессов; геометрическая оптика изучается как частный случай волновой оптики; понятие о спектре является структурирующей идеей этого курса физики- вплоть до изучения атомных и ядерных спектров и спектров элементарных частиц; в разделе «Квантовая физика» выделены четыре темы: «Световые кванты», «Физика атома», «Физика атомного ядра», «элементарные частицы».

В раздел «Световые волны и оптические приборы» включены вопросы «Фотометрии»: «световой поток», «Сила света», «Освещенность», «Законы освещенности».

Курс физики с углубленным ее изучением значительно более полно, чем основной курс, включает все фундаментальные физические теории:

При изучении классической механики большое внимание уделяется принципу относительности Галилея и его развитию в работах А.Эйнштейна, материал структурируется на основе решения прямой и обратной задач механики, использования всех трех законов сохранения в механике: законов сохранения импульса , момента импульса и энергии;

При изучении молекулярной физики учащиеся получают представления о различии между динамическими и статистическими закономерностями, о вероятности события и вероятности состояния, о флуктуации, распределении как способе задания состояния системы, знакомятся с распределениями Максвелла и Больцмана. Статистический подход является существенным и при изучении тепловых явлений и свойств вещества.

Вводится уравнение Ван-дер –Ваальса и рассматривается его связь со свойствами паров и с критическим состоянием вещества.

В теме «Электрическое поле» наряду со стандартными вопросами в школьных учебниках вводится теорема Гаусса в общем виде: для произвольной системы точечных зарядов, находящихся внутри и вне поверхности произвольной формы , что позволяет рассчитывать поля симметрично распределенных электрических зарядов (заряженная прямая нить, цилиндр, сфера, плоскость, плоский конденсатор) .

Закон Ома рассматривается как для однородного, так и для неоднородного участка цепи. Вводятся, и используется для расчета электрических цепей два правила Кирхгофа.

В теме «Магнитное поле» вводится выражение для индукции магнитного поля прямого и кругового токов, соленоида, силы Ампера и Лоренца и на этой основе изучаются действия циклотрона, поведение плазмы в установке «Токамак», а также потоков заряженных частиц из космоса в магнитном поле Земли. Детально рассматриваются магнитные свойства пара-, диа- и ферромагнетиков, доменной структуры ферромагнетиков, гистерезиса.

На примере рассмотрения действия силы Лоренца на свободные электроны в проводнике , движущемся в однородном магнитном поле вводится закон электромагнитной индукции и затем этот закон обобщается на все другие случаи и дается закон Фарадея в формулировке
.

При изложении темы «Электрический ток в различных средах» используется классическая электронная теории, но при этом отмечаются ее недостатки и какие результаты дает квантовая теория проводимости металлов. Анализируется механизм возникновения свободных носителей электрического заряда в растворах электролитов, газах, вакууме, полупроводниках.

При изучении квантовой теории особое внимание обращается на экспериментальное доказательство существования фотонов (фотоэффект, эффект Комптона, опыт Боте); рассматриваются идеи квантования, корпускулярно-волновой дуализм, сущность соотношения неопределенности.

В углубленном курсе физики более полно осуществляется знакомство с основными направлениями научно – технического прогресса. Материал с политехническим содержанием изучается отдельными блоками: «Тепловые машины», «Оптические приборы», «Физические основы электротехники».

Программа с углубленным изучением предусматривает более широкое использование математических знаний учащихся. Эта возможность обеспечена увеличением времени на изучение математики. Достаточная математическая подготовка учащихся облегчает показ индуктивного способа установления основных законов природы на основе эксперимента и дедуктивного пути получения следствий из фундаментальных теоретических положений.

В классах с углубленным изучением физики усилено внимание к рассмотрению явлений природы и охраны окружающей среды. При этом неизбежна интеграция знаний не только из различных разделов курса физики, но и других наук о природе: астрономии, химии, биологии и др.

Содержание углубленного курса физики , более полное отражение в нем фундаментальных физических теорий позволяют, в большей мере приблизится к формированию современной квантово- полевой физической картины мира, овладению идеями близкодействия и корпускулярно-волнового дуализма.

Важным моментом в формировании научного мировоззрения является четкий показ условий и границ применимости физических понятий, законов и теорий. Показ границ применимости физических законов проходит красной нитью через весь курс физики повышенного уровня, начиная от закона сложения скоростей в кинематике и кончая законами нелинейной оптики. В этой связи особое внимание уделяется изучению методологического аспекта фундаментальных физических принципов: соответствия, симметрии, относительности и сохранения.

Планирование учебного материала по физике для 9 класса.

5 часов в неделю, всего 170 часов.

Основы кинематики. (32 ч)


  1. Общие сведения о движении. Поступательное движение тел. Материальная точка.

  2. Положение тел в пространстве. Тело отсчета. Координаты тела. Система отсчета. Перемещение.
3.Проекции вектора на координатные оси и действия над ними.

4.Решение задач.

5.Прямолинейное равномерное движение. Скорость.

6. Решение задач.

7. Графическое представление движения.

8. Решение задач.

9. Относительность движения. Петлеобразное движение планет.

10-11. Решение задач.

12. Скорость при неравномерном движении.

13. Решение задач.

14. Ускорение. Равноускоренное движение.

15-16. Решение задач.

17. Перемещение при равноускоренном движении.

18-19. Решение задач.

20. Лабораторная работа «Определение ускорения тела при равноускоренном движении».

21. Решение задач.

22. Свободное падение тел. Ускорение свободного падения.

23. Решение задач.

24. Контрольная работа «Движение тел по прямой линии».

25. Скорость при криволинейном движении. Ускорение при равномерном движении по окружности.

26. Период и частота обращения тела. Движение на вращающемся теле.

27-28. Решение задач.

29. Кинематические схемы.

30. Передаточное число.

31 . Решение задач.

32. Контрольная работа «Основы кинематики».

Основы динамики. (51 ч)

33/1. Тела и их окружение. Первый закон Ньютона.

34/2. Взаимодействие тел. Ускорение тел при их взаимодействии.

35/3. Решение задач.

36/4.Инертность тел. Масса тел.

38/6. Второй закон Ньютона.

39/7-40/8. Решение задач.

41/9. Третий закон Ньютона.

42/10. Что мы узнаем из законов Ньютона?

43/11. Решение задач.

45/13. Решение задач.

46/14. Контрольная работа «Законы Ньютона».

47/15. Закон всемирного тяготения.

48/16. Постоянная всемирного тяготения.

49/17. Решение задач.

50/18. Сила тяжести. Центр тяжести.

51/19. Решение задач.

52/20. Вес тела невесомость.

53/21. Вес тела движущегося с ускорением.

54/22-56/24. Решение задач.

57/25. Движение тела под действием силы тяжести «движение по вертикали».

58/26-59/27. Решение задач.

60/28. Движение тела под действием силы тяжести «тело брошено под углом к горизонту».

61/29-63/31. Решение задач.

64/32. Лабораторная работа «Изучение движения тела брошенного горизонтально».

65/33. Искусственные спутники Земли. 1-ая, 2-ая, 3-я космические скорости.

66/34-68/36. Решение задач.

69/37. Силы упругости. Причина деформации- движение.

70/38. Движение тел под действием силы упругости.

71/39. Лабораторная работа «Определение жесткости пружины».

72/40. Сила трения трение покоя.

73/41. Сила трения скольжения.

74/42. Лабораторная работа «Определение коэффициента трения скольжения».

75/43-76/44. Решение задач.

77/45. Движение тел под действием нескольких сил.

78/46. Решение задач.

79/47. Решение задач на движение связанных тел.

80/48. Лабораторная работа «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».

81/49-82/50. Решение задач.

83/51. Контрольная работа «Основы динамики».
Элементы статики. (8 ч).

84/1. Равновесие тел.

85/2. Момент сил.

86/3. Решение задач.

87/4. Условие равновесия твердого тела.

88/5. Решение задач.

89/6. Устойчивость тел. Виды равновесия.

90/7. Лабораторная работа «Определение центра тяжести плоских фигур».

91/8. Лабораторная работа «Выяснение условий равновесия тела под действием нескольких сил».
Вращательное движение твердых тел. (6 ч)

92/1. Угловая скорость.

93/2. Угловое ускорение.

94/3. Основное уравнение вращательного движения.

95/4. Момент инерции.

96/5. Решение задач.

97/6. Использование вращательного движения в технике.
Законы сохранения в технике. (31 ч)
98/1. Сила и импульс.

99/2. Закон сохранения импульса.

100/3. Решение задач.

101/4. Реактивное движение.

102/5. Успехи в освоении космоса. Значение работ К.Э.Циолковского для космонавтики.

103/6. Решение задач.

104/7. Момент импульса. Закон сохранения момента импульса.

105/8. Решение задач.

106/9. Механическая работа.

107/10. Работа, совершаемая силами, приложенными к телу и изменение его скорости.

108/11-109/12. Решение задач.

110/13. Работа силы тяжести.

111/14. Решение задач.

112/15. Потенциальная энергия тела на которое действует сила тяжести.

113/16. Решение задач.

114/17. Работа силы упругости.

115/18-117/20. Решение задач.

118/21. Закон сохранения полной механической энергии.

119/22. Работа силы трения и механическая энергия.

120/23. Решение задач.

121/24. Лабораторная работа «Изучение закона сохранения механической энергии».

122/25. Мощность Решение задач.

123/26. Превращение энергии и использование машин.

124/27-125/28. Решение задач.

126/29. Движение жидкости по трубам. Закон Бернулли.

127/30. К.п.д. механизмов. Решение задач.

128/31. Контрольная работа «Законы сохранения импульсов и энергии».
Механические колебания и волны. (18 ч)
129/1. Механические колебания и волны. Колебания тела на пружине.

130/2. Энергия тела в колебательном движении.

131/3. Решение задач.

132/4. Геометрическая модель колебательного движения.

133/5. Решение задач.

134/6 Математический маятник.

135/7. Решение задач.

136/8. Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».

137/9. Свободные колебания. Затухающие колебания.

138/10. Вынужденные колебания.

139/11. Что такое волна?

140/12. Два вида волн.

141/13. Звуковые волны.

142/14-144/16. Решение задач.

145/17. Механика и механизация производства.

146/18. Контрольная работа «Колебания и волны».
Лабораторный практикум (20 ч)


  1. Измерение массы тела с помощью весов и пружинного маятника.

  2. Сравнение масс взаимодействующих тел.

  3. Изучение зависимости ускорения от действующей силы и массы тела при вращении тела по окружности.

  4. Измерение ускорения свободного падения помощью вращающего диска.

  5. Исследование зависимости силы упругости от деформации растяжения на самодельном приборе.

  6. Определение коэффициента трения скольжения с использованием закона сохранения и превращения энергии.

  7. Изучение скатывания шара.

  8. Сравнение работы силы упругости с изменением кинетической энергии тела.

  9. Изучение закона сохранения импульса при упругом ударе шаров.

  10. Проверка закона сохранения импульса на самодельном приборе.

  11. Проверка закона сохранения механической энергии.

  12. Изучение колебаний пружинного маятника.

  13. Изучение явления резонанса, измерение длины звуковой волны и скорости звука в воздухе методом резонанса.

Экскурсия-(4 ч)

Объект: центральная усадьба совхоза.Электронный завод.
Планирование учебного материала по физике для 10 класса.

(в неделю по 6 часов, по каждой теме по 2 часов, всего 204 часа).

Механика (20 ч).

1/1. Основные понятия и уравнения кинематики. Решение задач.

2/2. Инвариантные и относительные величины в кинематике Решение задач.

3/3. Инерциальные системы отсчета и законы динамики. Решение задач.

4/4. Принципы относительности. Решение задач.

5/5. Неинерциальные системы отсчета. Решение задач.

6/6. Статика. Решение задач.

7/7. Основное уравнение динамики вращательного движения твердого тела.

8/8. Закон сохранения импульса и момента импульса. Решение задач.

9/9. Закон сохранения энергии. Решение задач.

10/10. Лабораторная работа «Определение момента инерции кольца».

Контрольная работа «Механика».
Основы молекулярно- кинетической теории. (44 ч)
11/1Основные положения молекулярно кинетической теории. Размеры и масса молекул. Постоянная Авогадро.

12/2. Экспериментальное обоснование молекулярно-кинетической теории. Броуновское движение. Опыт Перрена.

13/3. Динамические и статические закономерности. Идеальный газ в М.К.Т. Основное уравнение М.К.Т.

14/4. Тепловое равновесие. Температура. Измерение температуры. Абсолютная температура. Температура- мера средней кинетической энергии молекул.

15/5. Измерение скоростей молекул. Опыт Штерна.

16/6. Уравнение состояния идеальното газа. Изопроцессы в газах.

17/7. Реальные газы. Свойства газов и их применение. Три агрегатных состояния вещества. Уравнение Ван-дер-Ваальса.

18/8. Решение задач..

19/9. Лабораторная работа «Изучение одного из изопроцессов». Контрольная работа.

20/10. Насыщенный и ненасыщенный пар. Превращение вещества.

21/11 Влажность воздуха. Точка росы. Гигрометр. Психрометр.

22/12. Свойства поверхности жидкости. Поверхностная энергия. Поверхностное натяжение.

23/13. Смачивание. Капиллярные явления.

24/14. Кристаллические тела. Анизотропия кристаллов. Пространственная решетка. Симметрия кристаллов. Элементарная ячейка. Аморфные тела. Полиморфизм.

25/15. Экспериментальные методы изучения внутреннего стрения кристаллов.

26/16. Получение кристаллов и их применение. Лабораторная работа «Наблюдение роста кристаллов из раствора».

27/17. Жидкие кристаллы.

28/18. Механические свойства твердых тел. Лабораторная работа «Определение модуля упругости резины».

29/19. Применение и учет деформации в технике. Проблема создания материалов с заданными свойствами.

30/20. Решение задач.

31/21. Контрольная работа «Основы молекулярно кинетической теории».

32/22. Обобщающее занятие по теме «Основы М.К.Т.».
Основы термодинамики (16 ч).

33/1. Термодинамический метод. Внутренняя энергия и работа в термодинамике.

34/2. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам.

35/3. Решение задач.

36/4. Теплоемкость газов, жидкостей и твердых тел.

37/5. Необратимость тепловых процессов. 2 Закон термодинамики и его статистический смысл.

38/6. Принцип действия тепловых двигателей. К.п.д. тепловых двигателей.

39/7. Обобщающий урок. Тепловые двигатели в теплоэнергетике и транспорте. Холодильные машины. Значение теплоэнергетики в народном хозяйстве. Охрана природы.

40/8. Решение задач. Контрольная работа «Основы термодинамики».
Физический практикум (10 ч)

41-45 уроки:

1. Проверка уравнения состояния газа.

2. Определение молярной газовой постоянной.

3. Наблюдение броуновского движения.

4. Измерение поверхностного натяжения воды методом отрыва капель.

5. Исследование силы упругости при деформации тела и измерение модуля упругости стали.

6. Измерение давления газа.

Электрическое поле. (24 ч).
46/1. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

47/2. Электрическое поле. Силовая характеристика электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

48/3. Решение задач.

49/4. Дискретность электрического заряда.Опыты Иоффе и Милликена. Проводники в электрическом поле.

50/5. Теория Гаусса и ее применение.

51/6. Работа электрического поля при перемещении заряда. Энергетическая характеристика электрического поля. Измерение разности потенциалов.

52/7. Потенциал электрического поля точечного заряда. Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.

53/8. Решение задач.

54/9. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля.

55/10. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Диэлектрическая проницаемость.

56/11. Применение диэлектриков. Электреты и сегнетоэлектрики. Пьезо эффект.

57/12. Повторительно-обобщающий урок «Электрическое поле».

Контрольная работа «Электрическое поле»
Законы постоянного тока. (16 ч).
58/1. Условия существования электрического поля. Закон Ома для участка цепи. Расчет электрических цепей с последовательным и параллельным соединением проводников.

59/2. Решение задач. Лабораторная работа «Последовательное и параллельное соединение проводников».

60/3. Измерения силы тока и напряжения. Расчет шунтов к амперметрам и вольтметрам. Лабораторная работа «Регулирование силы тока и напряжения в цепях постоянного тока».

61/4. Удельное сопротивление проводника. Работа и мощность постоянного тока. Лабораторная работа «Определение удельного сопротивления проводника».

62/5. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

63/6. Решение задач. Лабораторная работа «Определение э.д.с. и внутреннего сопротивления источника тока».

64/7. Правила Кирхгофа.

65/8. Решение задач. Контрольная работа «Законы постоянного тока».
Магнитное поле (16 ч).
66/1. Магнитное взаимодействия токов.Магнитное поле токов. Магнитная индукция.

67/2. Линии магнитной индукции. Магнитный поток. Лабораторная работа «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

68/3. Сила Ампера. Электроизмерительные приборы. Электрические двигатели постоянного тока.

69/4. Действия магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применения Силы Лоренца.

70/5. Решение задач. Лабораторная работа «Измерение рабочих параметров электромагнитного реле».

71/6. Магнитные свойства вещества. Магнитная запись информации.

72/7. Возникновение э.д.с. при движении проводника с током в магнитном поле.

73/8. Контрольная работа «Магнитное поле».
Электромагнитная индукция. (12 ч).
74/1. Явление электромагнитной индукции. Лаборат. Работа «Изучение электромагнитной индукции».

75/2. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле.

76/3. Решение задач. Электродинамический микрофон.

77/4. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

78/5. Относительность электрического и магнитного полей. Понятие об электромагнитном поле. Превращение энергии мпгнитного поля. Электрический генератор постоянного тока.

79/6. Обобщающий урок: «Магнитное поле», «Электромагнитная индукция».
Электрический ток в различных средах. (28 ч).
80/1. Электрический ток в металлах. Основные положения электронной теории.

81/2. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.

82/3. Электрический ток в полупроводниках.

83/4. Электрический ток через контакт полупроводников р и п- типов. Полупроводниковый диод.

84/5. Транзистор. Применение полупроводниковых приборов.

85/6. Лабораторная работа «Обнаружение зависимости сопротивления полупроводникового фоторезистора от освещения.».

86/7. Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

87/8. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Закон электролиза. Применение электролиза.

88/9. Решение задач. Лабораторная работа «Определение заряда электрона».

89/10. Электрический ток в газах. Самостоятельный разряд в газах. Виды разрядов.

90/11. Плазма. Техническое использование плазмы. М.г.д.-генераторы.

91/12. Решение задач по темам: «Законы постоянного тока», «Электрический ток в различных средах».

92/13. Решение задач.

93/14. Контрольная работа.
Физический практикум. (14Ч).

94-100 уроки.

1. Измерение емкости конденсатора с помощью гальванометра.

2. Измерение диэлектрической проницаемости.

3. Снятие вольт-амперной характеристики полупроводникового диода.

4. Повышение предела измерения амперметра.

5. Повышение предела измерения вольтметра.

6. Измерение сопротивления проводника мостовым методом.

7. Определение индуктивности катушки.

8. Определение температуры нити электрической лампы.

Экскурсия. (4 ч).

Объект: районная подстанция.