Фз рф от 7.12 11 416. О ФЗ о водоснабжении и водоотведении: основные положения

1. Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.

2. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.

3. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к закрытой системе горячего водоснабжения, заключают договоры горячего водоснабжения с организацией, эксплуатирующей эту систему.

4. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), заключают договоры теплоснабжения и поставки горячей воды в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении".

5. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

6. По предложению гарантирующей организации с абонентами, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, заключается единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

7. До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.

8. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение шести месяцев с даты наделения ее в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона статусом гарантирующей организации обязана направить абонентам, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и которые не имеют соответствующего договора с этой организацией, предложения о заключении договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения (единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения). Абонент в течение 30 дней с момента поступления ему предложения о заключении договора (договоров) обязан заключить указанный договор (договоры) с гарантирующей организацией либо представить гарантирующей организации письменный отказ от заключения такого договора (договоров). В случае, если по истечении этого срока абонент не подписал указанный договор (договоры) или не представил письменный отказ от заключения договора (договоров), договор (договоры) считается заключенным.

9. В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

10. В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

11. Горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими соответственно:

1) порядок временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, порядок отказа от исполнения договора горячего водоснабжения, договора холодного водоснабжения, договора водоотведения, в том числе особенности применения этих мер в отношении отдельных категорий абонентов и в случае невыполнения абонентами своих обязательств по таким договорам;

1.1) порядок определения абонентов, обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, и абонентов, обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате водоотведения, и порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, а также требования к условиям его предоставления;

2) виды централизованных систем водоотведения и особенности приема сточных вод в такие системы;

3) требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом видов таких систем (далее - требования к составу и свойствам сточных вод);

5) порядок установления абонентам нормативов по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод;

6) порядок осуществления контроля за соблюдением абонентами нормативов по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод, а также порядок определения размера платы абонентов при несоблюдении указанных нормативов;

7) порядок подачи абонентами декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (далее - декларация о составе и свойствах сточных вод);

8) порядок предоставления организацией, осуществляющей водоотведение, в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор, информации об изменении состава и свойств сточных вод по сравнению с заявленными абонентом в декларации о составе и свойствах сточных вод;

8.1) порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод;

8.2) порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов;

9) иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.


Судебная практика по статье 7 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ

    Решение от 2 декабря 2019 г. по делу № А14-11122/2019

    О водоснабжении и водоотведении» предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения. В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия...

    Решение от 31 октября 2019 г. по делу № А12-25957/2019

    Арбитражный суд Волгоградской области (АС Волгоградской области)

    Централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и негативное воздействие на окружающую природную среду. Согласно п. 3. 7 единого договора, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и негативное воздействие на окружающую природную среду, а также размер оплаты сточных вод в связи...

    Решение от 18 октября 2019 г. по делу № А14-20976/2018

    Арбитражный суд Воронежской области (АС Воронежской области)

    Закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Согласно п. 11 ст. 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 (с последующими изменениями и дополнениями) N 416-ФЗ горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии...

    Решение от 14 октября 2019 г. по делу № А66-10470/2019

    Арбитражный суд Тверской области (АС Тверской области)

    6949107358, ОГРН 1156952024349, дата государственной регистрации юридического лица – 18.11.2015), при участии третьего лица – Общества с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал», г. Тверь, о взыскании 7 007 руб. 76 коп., УСТАНОВИЛ: Муниципальное унитарное предприятие «Ресурс» Муниципального образования городское поселение поселок Радченко Конаковского района Тверской области (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Тверской области...

    Решение от 14 октября 2019 г. по делу № А43-994/2019

    Арбитражный суд Нижегородской области (АС Нижегородской области)

    С использованием водопроводных (канализационных) сетей; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. В соответствии с частями 1, 5, 7 статьи 7 Закона № 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения...

2. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

3. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

5. В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

6. В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.

7. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

8. Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации.

9. На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.

10. Органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

11. В случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет").

12. Соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем.


Судебная практика по статье 23 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ

    Определение от 28 февраля 2020 г. по делу № А60-6749/2019

    Верховный Суд Российской Федерации

    Процессуального кодекса Российской Федерации, статей 19, 29, 50, 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статей 2, 13, 23 , 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), требованиями СаНПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические...

    Решение от 1 октября 2019 г. по делу № А51-4130/2019

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Лицо: администрация Анучинского муниципального района Приморского края о признании недействительными и отмене пунктов 1, 3 предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства № 154 от 23 . 11.2018, при участии: от заявителя – ведущий юрисконсульт отдела правового обеспечения хозяйственной деятельности Хандошка А.А. по доверенности № 435/19 от 15.04.2019, паспорт; от административного...

    Решение от 12 сентября 2019 г. по делу № А04-3327/2019

    Арбитражный суд Амурской области (АС Амурской области)

    Соглашения. Концедент имеет право направлять Концессионеру средства на финансирование расходов на реконструкцию Объекта концессионного соглашения и иного имущества в целях развития системы водоснабжения поселения (п. 23 - 23 . 2). Концессионер вправе на основании решения Концедента до момента внесения необходимых изменений в проектную документацию приостановить работу по реконструкции объекта концессионного соглашения (п. 23 . 3). Концессионер...

    Решение № 21-759/2019 от 4 сентября 2019 г. по делу № 21-759/2019

    Разрешения дела. Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 21 марта 2019 года МУП «Корфорвское» признано виновным в том, что в нарушение ст. 23 , ч. 1 и 2 ст. 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 11, п. 1 и 2 ст. 19, ...

    Решение № 21-832/2019 от 30 августа 2019 г. по делу № 21-832/2019

    Хабаровский краевой суд (Хабаровский край) - Административные правонарушения

    Хабаровском крае» от 29 декабря 2018 года по оценке соответствия санитарным правилам и нормам питьевой воды, подаваемой Предприятием в 2018 году, установлено нарушение Предприятием ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.11, ч.ч.1,2 ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 ...

    Решение № 2А-131/2019 2А-131/2019~М-121/2019 М-121/2019 от 29 августа 2019 г. по делу № 2А-131/2019

    Спировский районный суд (Тверская область) - Гражданские и административные

    На официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» - администрации Пеньковского сельского поселения Спировского района Тверской области – http://adm-penkovo.ru/ -информация, предусмотренная частью 10 статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в установленном порядке в 2019 году не размещена. На основании изложенного, прокурор просит признать бездействие администрации Спировского района Тверской области и...

В составе" присутствуют общие нормы, заключительные положения и юридические конструкции. Последние формируют область распространения акта. Рассмотрим краткое описание 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Комментарии к нормативному акту также будут приведены в статье.

Правовые конструкции

В ФЗ РФ 416 "О водоснабжении и водоотведении" закрепляются:

  1. Полномочия исполнительных структур, местных органов.
  2. Правила обслуживания населения и организаций.
  3. Нормы обеспечения.
  4. Требования по защите природы.
  5. Особенности тарифного регулирования.
  6. Организационно-правовая база планирования и развития централизованных систем обеспечения потребителей сырьем.
  7. Порядок передачи прав пользования/владения магистралями и объектами, находящимися в муниципальной и госсобственности.

Предмет регулирования

Нюансы

Необходимо отметить, что положения ФЗ-416 "О водоснабжении и водоотведении " направлены на реализацию государственной стратегии, утвержденной правительственным постановлением №1235-р. В ней закреплены фундаментальные принципы госполитики в сфере охраны и использования объектов гидротехнического назначения. ФЗ-416 "О водоснабжении и водоотведении" призван закрепить юридическую базу для принятия и реализации управленческих решений по сохранению экосистем, обеспечивающих максимальный социально-экономический эффект. Нормативный акт ориентирован на обеспечение условий для результативного взаимодействия соответствующих отношений.

Основные направления

Рассматриваемый закон призван обеспечить комплексное решение существующих проблем. К основным из них следует отнести:

  1. Нерациональную эксплуатацию ресурсов.
  2. Наличие в некоторых регионах страны дефицита водных запасов.
  3. Несоответствие качества сырья, потребляемого большей частью населения, санитарно-гигиеническим нормативам.
  4. Ограниченный доступ граждан к централизованным системам снабжения.

Цели государственной политики

Деятельность власти в области водоснабжения и водоотведения ориентирована на обеспечение гарантий:

  1. Охраны здоровья граждан и повышения качества их жизни. Эта цель достигается за счет бесперебойного обеспечения потребителей сырьем, соответствующим действующим стандартам.
  2. Повышения энергетической эффективности. Эта задача решается посредством экономного потребления ресурсов.
  3. Уменьшения отрицательного воздействия на объекты. Данная цель достигается за счет повышения качества фильтрации вод.
  4. Обеспечения доступности сырья для абонентов. Эту задачу государство реализует посредством повышения эффективности работы обслуживающих предприятий.
  5. Обеспечения развития централизованных магистралей путем внедрения передовых методов управления ими.

Общие принципы

Госполитика в области водоснабжения и водоотведения основывается на:

  1. Приоритетности обеспечения граждан сырьем и необходимыми услугами.
  2. Формировании условий для повышения инвестиционной привлекательности обслуживающих предприятий.
  3. Обеспечении организационной и технологической целостности, единства централизованных систем подачи сырья.
  4. Достижении и сохранение баланса предпринимательского интереса обслуживающих предприятий и потребителей.
  5. Установлении тарифов в области водоснабжения/водоотведения. Ставки определяются на основании экономически обоснованных затрат обслуживающих предприятий, поставляющих абонентам сырье.
  6. Обеспечении недискриминационных и стабильных условий для ведения предпринимательской деятельности в области водоснабжения и водоотведения.
  7. Создании равных для всех потребителей условий доступа к необходимым им услугам.

Одним из основных принципов госполитики также выступает открытость работы предприятий, обеспечивающих холодное, горячее водоснабжение, а также осуществляющих водоотведение, структур госвласти, местных, региональных исполнительных органов, уполномоченных на регулирование данной сферы.

О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения

До принятия Федерального закона от 07.12.2011 № № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифное регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

Принятие Федерального закона от 07.12.2011 № № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» привнесло необходимость обеспечения взаимосвязи тарифного регулирования с такими новациями федерального закона, как утверждение схем водоснабжения и водоотведения, определение гарантирующих организаций в системах водоснабжения и водоотведения, установление целевых показателей деятельности регулируемых организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В целях реализации в полной мере положений о тарифном регулировании, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Правительством Российской Федерации принято постановление от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым утверждены:
1. Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.
2. Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
3. Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и правила ведения его учета.
4. Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» установлено, что:
- переход к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, долгосрочный период регулирования которых начинается в 2014 году, допускается только для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в городах с населением более 500 тыс. человек и городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации;
- при установлении тарифов на 2014 год метод экономически обоснованных затрат может применяться органом регулирования в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения вне зависимости от критериев выбора и случаев применения методов регулирования тарифов, предусмотренных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными настоящим постановлением.

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения содержат общие положения о регулировании тарифов и предельных индексов, порядок определения необходимой валовой выручки, методы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, порядок установления платы за подключение (технологическое присоединение), особенности установления тарифов на горячую воду, особенности ценообразования при применении двухставочных тарифов.

Переход на долгосрочное тарифное регулирование в соответствии с положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» позволит повысить инвестиционную привлекательность отрасли водоснабжения и водоотведения.
Методические указания по расчету тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения будут утверждены ФСТ России в кратчайший срок.