Функции государственного энергетического надзора. Федеральный государственный энергетический надзор

// Электрика. – 2007. – № 2.– С.3-6.

Государственный энергетический надзор в современных условиях

В. И. Поливанов

Управление Государственного энергетического надзора

Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Вопросам энергетики со стороны государственных органов всегда уделялось и уделяется огромное внимание. Работа над Энергетической стратегией России показывает первостепенную важность определения пути развития отрасли в условиях ограничений, накладываемых использованием углеводородного сырья. Не случайно и на саммите большой восьмёрки одним из трёх основных вопросов был вопрос обеспечения энергетической безопасности, которая должна пониматься максимально широко, но, в нем, без сомнения, имеются и задачи, стоящие перед энергетическим надзором Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 функции по контролю и надзору упразднённого Министерства энергетики РФ были переданы в Федеральный горный и промышленный надзор России. В результате проведения административной реформы в том же году создана Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор ), одним из подразделений которого стало Управление по надзору в электроэнергетике.

В настоящее время Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору возглавляет К. Б. Пуликовский . Структура службы включает 15 управлений (см. 2 стор . обложки), в том числе Управление государственного энергетического надзора (организовано в апреле 2006 г.), в составе которого имеются отделы: по надзору за электрическими сетями и электроустановками потребителей; по надзору за электрическими станциями, тепловыми установками и сетями; по надзору за гидросооружениями; котлонадзора.

Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением:

· требований безопасности в энергетике, в том числе надзор за техническим состоянием и безопасным обслуживанием оборудования и основных сооружений электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей, электрических и тепловых установок потребителей, при вводе в эксплуатацию энергетических объектов, за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

· норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики собственниками и эксплуатирующими организациями (за исключением гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);

· правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических станций и тепловых энергоустановок, электроустановок потребителей, электрических и тепловых сетей и требований безопасности при их эксплуатации, правил охраны электрических сетей, правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлением (паровых котлов, трубопроводов пара и сосудов, работающих под давлением более 0,07 МПа, водогрейных котлов и трубопроводов горячей воды с температурой нагрева более 115 ºС);

· требований безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, на которых имеется оборудование, работающее под давлением, а также при изготовлении, монтаже, наладке, ремонте, реконструкции, техническом диагностировании (освидетельствовании) и эксплуатации такого оборудования.

Ростехнадзор (через Управление государственного энергетического надзора и территориальные органы) осуществляет надзор более чем за 3 миллионами объектов, в числе которых: 705 электростанций и блок-станций ; 26 тыс. малых (технологических) электростанций; около 1500 гидротехнических сооружений предприятий энергетики и промышленности; 800 тыс. потребителей тепловой энергии; 2 млн потребителей электрической энергии; 300 тыс. единиц оборудования, работающего под давлением на 32,5 тыс. предприятий; о коло 400 организаций-изготовителей такого оборудования и свыше 1000 организаций, осуществляющих его монтаж и наладку.

В нынешних экономических условиях, когда преобладает частная собственность, государственные надзорные структуры и экспертные организации должны обеспечить понимание собственниками необходимости проведения работ по обеспечению безопасности. Подобная проблема стоит и перед надзором в электроэнергетике. К. Б. Пуликовский на VII Всероссийском форуме по организации систем оценки соответствия отметил: «Для собственников на первом месте стоит экономическая эффективность, а перед Ростехнадзором – энергобезопасность . Задача – найти разумный баланс, чтобы собственник, думая об извлечении прибыли, не забывал об энергобезопасности».

К сожалению, общая государственная политика по сокращению числа лицензируемых видов деятельности привела к тому, что перестали лицензироваться: деятельность по эксплуатации электрических и тепловых сетей; проектирование и строительство опасных производственных объектов; изготовление, ремонт и монтаж оборудования для этих объектов. Как следствие, исключен контроль за предаттестационной подготовкой руководителей и специалистов. В результате снизилось качество проектных, строительных и монтажных работ, упал уровень подготовки персонала.

Задача, поставленная Правительством РФ перед Ростехнадзором – наладить контроль за организацией подготовки персонала во всех отраслях, и Управление должно возглавить эту работу по направлению госэнергонадзора . Мы организуем проведение аттестации и проверки знаний руководителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области энергетики, промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под давлением, безопасности гидротехнических сооружений объектов промышленности и энергетики, лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, а также членов центральных аттестационных комиссий подконтрольных организаций.

Управление осуществляет учёт и анализ аварий, случаев производственного травматизма на поднадзорных объектах, участвует в техническом расследовании их обстоятельств и причин, осуществляет контроль правильности расследования и достаточности принимаемых профилактических мер, разрабатывает предложения по предупреждению аварий. Большое внимание уделяется вопросам технического диагностирования оборудования, отработавшего расчётный срок службы, разработке новых нормативных документов, методов и способов контроля состояния, оценки остаточного ресурса и продления срока службы оборудования.

Проведение оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору , предусмотрено несколькими федеральными законами: «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О техническом регулировании», «Об электроэнергетике». Так, в соответствии со ст. 7 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" обязательную сертификацию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проводят организации, аккредитованные федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Отметим, что к моменту создания в ходе административной реформы Ростехнадзора под эгидой Минэнерго уже сформировалась и успешно работала Система подтверждения соответствия в области электроэнергетики (например, в ней регистрировали и аккредитовывали электроизмерительные лаборатории и органы по сертификации). Необходимо возобновлять утраченные системы подтверждения соответствия.

В настоящее время Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору закреплена функция контроля и надзора за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике), поэтому Управление государственного энергетического надзора возобновляет работу по регистрации и аккредитации испытательных и измерительных электролабораторий . Система аккредитации охватывает и деятельность в области подготовки персонала по промышленной безопасности, а с выходом постановления Правительства РФ от 28.03.01 № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» получила правовую поддержку деятельность по оценке соответствия в области неразрушающего контроля, определённая Правилами аттестации и основными требованиями к лабораториям неразрушающего контроля и Правилами аттестации персонала в области неразрушающего контроля. Это позволит упорядочить деятельность организаций, отвечающих за подтверждение соответствияв электроэнергетике и повысить качество их работ.

Основным и самым эффективныминструментом в системе является процедура добровольной аккредитации, которая широко используется во всем мире. В Ростехнадзоре имеются органы оценки соответствия, которые могут осуществлять процедуры добровольной аккредитации (по линии Управления – НТЦ «Промбезопасность », ФГУ «Энергобезопасность » и др.). Для постановки работы по оценке соответствия на самый высокий научно-технический уровень, Ростехнадзор организовывает взаимодействие и сотрудничество с Российской академией наук, Московским энергетическим институтом (техническим университетом) и со многими другими ведущими организациями страны.

Управление в установленном порядке, в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», участвует в лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам, по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, по проведению экспертизы промышленной безопасности. Будут повышены требования к соискателям лицензий в соответствии с утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 г. № 389 «Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности». Основное изменение, вошедшее в новое Положение, – ужесточение лицензионных требований к персоналу и экспертам, к самой экспертной организации (работа эксперта в организации должна быть основной; в штате должен быть, как минимум, один работник, удовлетворяющий квалификационным требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим проведение экспертизы соответствующего направления, и др.).

В области лицензирования деятельности по продаже электрической энергии гражданам Ростехнадзор по поручениюПравительства РФ подготовил и направил в Минпромэнерго, Минэкономразвития, Федеральную антимонопольную службу изменения в действующее Положение, прописав в нем, как одно из лицензионных требований, проведение сертификации качества поставляемой электрической энергии, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей». В первую очередь это нужно для того, чтобы потребитель, обращаясь в любую структуру, подведомственную Ростехнадзору , аттестованную или аккредитованную им, получал квалифицированное, основанное на единых требованиях, решение вопроса.

РАО "ЕЭС России" и Минпромэнерго РФ внесли в Правительство РФ технический регламент "О безопасности при нарушениях электроснабжения", основные положениякоторого будут реализованы в качестве методических указаний уже этой зимой. В регламенте введено понятие "режима с высокими рисками значительных нарушений электроснабжения" и определён механизм введения ограничений потребителей в энергодефицитных регионах. Решение об их объявлении или прекращении принимается системным оператором. При невыполнении распоряжений о введении ограничений потребитель может быть ограничен (или отключен) сетевой организацией до величины аварийной брони (минимальной мощности) по команде системного оператора. В каждом регионе, где объявлен такой режим, создают специальные штабы по контролю за электроснабжением . Руководителям территориальных органов Службы в регионах поставлена задача принимать самое активное участие в работе создаваемых штабов.

Отметим также, что к полномочиям Управления отнесена и организация согласования Службой схем развития системы энергоснабжения регионов, городов и населённых пунктов, а также проверка соответствия существующих схем энергоснабжения объектов и электроустановок потребителей установленным категориям надёжности. Эти вопросы приобретают особую актуальность в условиях функционирования рынков электроэнергии.

Давно наступило время качественного перевооружения существующих мощностей. Суммарный дефицит энергетических мощностей в России (по прогнозу Минэкономразвития) составит к 2010 г. 14 ГВт. Продолжает снижаться доля удовлетворяемых заявок на подключение к энергетическим системам, стоимость подключения растет. Согласно разработанной по поручению Президента РФ программе мер по привлечению инвестиций в электроэнергетику, утвержденной на заседании Правительства РФ, в 2006–2010 гг. объёмы инвестиций в отрасль должны составить 2,1 трлн руб. (в том числе в Москве предусмотрено пятилетнее финансирование в размере 439 млрд руб., в Санкт-Петербурге – 239 млрд руб.). Для реализации комплекса мер, связанных с вводом энергомощностей , необходимо обеспечение своевременной выдачи разрешений на вводимые и существующие объекты.

В этих условиях перед персоналом Службы стоит задача работать на опережение и уже на стадии технико-экономического обоснования проекта (в крайнем случае – настадии проектирования) подключаться к работе, чтобы при проектировании, подборе оборудования, его проверке, монтаже, наладке, испытаниях, вводе в эксплуатацию было обеспечено надлежащее надзорное сопровождение. Как намерена Служба реализовывать столь масштабную задачу? Это возможно только с участием самого широкого круга специализированных организаций, прошедших оценку соответствия в системе, которая создана в Ростехнадзоре . Более того, на базе действующей системы необходимо ее развитие для создания системы аудита качества.

Правительство РФ утвердило очередную программу разработки технических регламентов. Ростехнадзор участвует в разработке 111 технических регламентов, из них Управление госэнергонадзора – в восемнадцати. В течение 2007 г. Управление обязано совместно с другими управлениями центрального аппарата Ростехнадзора рассмотреть и представить в Минпромэнерго России замечания и предложения по 14 техническим регламентам,два регламента должны быть рассмотрены в январе-феврале 2008 г.

В соответствии с планом мероприятий по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию от 15 мая 2006 г.Служба вышла с инициативой озаконодательном определении Ростехнадзора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за эффективным использованием ТЭР. Это положение включено в проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об энергосбережении". Министерство природных ресурсов по поручению Правительства РФ в настоящее время прорабатывает предложение по созданию единого надзорного органа за гидротехническими сооружениями, идея которого поддержана Ростехнадзором .

В вопросах законотворческой деятельности Служба надеется на тесное сотрудничество с потребителями электрической и тепловой энергии, заинтересованными министерствами и ведомствами, с Комитетом Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи. Позиции и видение путей решения существующих и возникающих проблем безопасности в энергетике могут быть различными, но Ростехнадзор во всех случаях руководствуется и будет руководствоваться стратегическими интересами развития электроэнергетики, обеспечивая в своей сфере деятельности энергетическую безопасность России.

Наряду с деятельностью государственной инспекции труда за соблюдением трудового законодательства специально уполномоченный орган осуществляет деятельность за проведением работодателями мероприятий по обеспечению безопасности обслуживания электрических и теплоиспользующих установок. До реорганизации федеральных органов исполнительной власти функции специально уполномоченного органа по государственному энергетическому надзору выполняли управления и отделения энергетического надзора, находившиеся в ведении Министерства энергетики РФ. В настоящее время создано Федеральное агентство по энергетике, которое входит в Министерство промышленности и энергетики РФ. Однако в соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральные агентства не могут осуществлять функции государственного надзора, они призваны осуществлять деятельность по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также по изданию правоприменительных актов в пределах имеющейся компетенции. Поэтому деятельность по государственному энергетическому надзору также осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Должностные лица Федеральной службы, осуществляющей государственный энергетический надзор, имеют право: 1) давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией; 2) требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представляют иную опасность для жизни и здоровья людей; 3) осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации; 4) давать обязательные для руководителей организации указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверку знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила; 5) принимать в установленном законодательством порядке участие в расследовании обстоятельств и причин несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок; 6) давать организациям обязательные для исполнения предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода электрической и тепловой энергии; 7) проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок, требованиям рационального использования энергии и выдавать должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений; 8) беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения.

Перечисленным правам должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, корреспондируют обязанности работодателей, их представителей, должностных лиц и иных работников выполнять законные требования по устранению нарушений, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок.

Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор, при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, обладают независимостью и подчиняются закону. На деятельность по государственному энергетическому надзору требования ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" распространяются с отдельными изъятиями. В частности, положения данного Федерального закона не применяются при осуществлении контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых определяется Правительством РФ. Электрические и теплоиспользующие установки в соответствии с действующим законодательством являются источником повышенной опасности. В связи с чем требования названного Федерального закона при осуществлении мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, не должны применяться. В частности, для проведения проверки помещений электрических и теплоиспользующих установок не требуется предъявлять документы о проведении планового или внепланового мероприятия по государственному энергетическому надзору. Достаточным основанием для проведения такой проверки является предъявление служебного удостоверения должностным лицом, имеющим полномочия по контролю за использованием электрических и теплоиспользующих установок.

Предписания и указания должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, в части устранения нарушений, создающих угрозу аварий, жизни и здоровью людей, подлежат немедленному исполнению. Однако работодатели, их представители не лишены возможности обжаловать решения должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор, вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган, а также в суд. Лица и органы, рассматривающие жалобы на решения должностных лиц государственного энергетического надзора, могут приостановить действие указаний и предписаний, которые обжалуются. При рассмотрении таких жалоб должностные лица государственного энергетического надзора должны доказать законность и обоснованность принятых ими решений. В свою очередь, лица, которые обжалуют их действия (бездействие), должны доказать, что они нарушают гарантированные им права или законные интересы.

Отдельные положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены к деятельности по государственному энергетическому надзору как минимум по аналогии. Например, мероприятия, обеспечивающие безопасность электрических и теплоиспользующих установок, по общему правилу должны проводиться в срок, не превышающий одного месяца. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до двух месяцев лицом, проводящим проверку использования работодателем электрических и теплоиспользующих установок. Внеплановые мероприятия по проверке работодателей должностные лица государственного энергетического надзора могут проводить при наличии информации о ненадлежащем состоянии или эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок.

Работодатели, деятельность которых проверяется на предмет использования электрических и теплоиспользующих установок, могут воспользоваться гарантированными в ст. 13 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" правами. В частности, они могут: 1) непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по государственному энергетическому надзору; 2) знакомиться с результатами мероприятий по государственному энергетическому надзору, давать свои объяснения, в том числе по составленным после его проведения документам; 3) обжаловать действия должностных лиц государственного энергетического надзора в установленном законодательством порядке.

Таким образом, деятельность по государственному энергетическому надзору имеет существенные особенности, которые обусловлены необходимостью обеспечить безопасную эксплуатацию электрических и теплоиспользующих установок, которые в соответствии с действующим законодательством являются источниками повышенной опасности. В связи с чем к деятельности должностных лиц государственного энергетического надзора положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" могут быть применены лишь в части, не препятствующей устранению нарушений при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

  • Кадровое делопроизводство и Трудовое право

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

О федеральном государственном энергетическом надзоре

Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

Утвердить прилагаемые:

Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства

Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНО

П О Л О Ж Е Н И Е

об осуществлении федерального государственного энергетического надзора

1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора (далее — государственный надзор).

2. Государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее — органы государственного надзора) и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности и деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики.

3. Должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными осуществлять государственный надзор от имени этих органов, являются:

а) руководители органов государственного надзора;

б) заместители руководителей органов государственного надзора; 2

в) руководители структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители;

г) начальники отделов структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители;

д) другие должностные лица органов государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора;

е) руководители территориальных органов органа государственного надзора, их заместители;

ж) начальники отделов территориальных органов органа государственного надзора, их заместители;

з) другие должностные лица территориальных органов органа государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора.

4. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 — 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — проверки).

5. Должностные лица органов государственного надзора при проведении проверок имеют право:

а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территории, здания, помещения, сооружения, расположенные в границах охранных зон объектов электроэнергетики;

б) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению безопасности и надежности объектов электроэнергетики, а также предотвращению таких нарушений;

в) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений в пределах своей компетенции;

г) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;

д) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю.

6. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

7. Должностные лица органа государственного надзора при проведении проверок соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 — 18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Государственный надзор осуществляется при:

а) вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе в ремонт, капитальном ремонте объектов электроэнергетики;

б) осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

в) строительстве, реконструкции объектов электроэнергетики, не являющихся объектами капитального строительства.

9. Предметом проверки является соблюдение субъектами электроэнергетики обязательных требований, в том числе:

а) наличие разрешительных документов на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики в случаях, предусмотренных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

б) соблюдение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций нормативов запасов топлива, а также порядка создания и использования запасов топлива;

в) соблюдение особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики;

г) соблюдение установленного порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт;

д) соблюдение субъектами оперативно-диспетчерского управления обязательных требований, регулирующих отношения в сфере оперативно-диспетчерского управления, в том числе регламентов, устанавливающих требования по безопасному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также наличие аттестации у лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике;

е) выполнение субъектами электроэнергетики иных обязательных требований.

10. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

11. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного надзора, осуществляющих проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Информация о результатах проверок размещается на официальных сайтах органов государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с законодательством Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

И З М Е Н Е Н И Я,

которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

1. В пункте 33 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5525), слова «федеральным уполномоченным органом по технологическому энергетическому надзору» заменить словами «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор,».

2. Пункт 41 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 7, ст. 774; 2009, № 11, ст. 1304; 2011, № 18, ст. 2645; 2012, № 7, ст. 864), после слов «требованиям промышленной безопасности,» дополнить словами «требованиям надежности и безопасности в электроэнергетике,».

При проведении указанных в части первой настоящей статьи мероприятий работники специального органа, ведающего вопросами энергетического надзора, независимы и подчиняются только закону.
Комментарий к ст. 367
1. В связи с реорганизацией федеральных органов исполнительной власти функции Госэнергонадзора поручены Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 Федеральной службе по технологическому надзору Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. Ему переподчинены региональные управления (территориальные органы) Госэнергонадзора; управления Госэнергонадзора в субъектах Российской Федерации (государственные учреждения). Положение об этом федеральном энергетическом надзоре пока не утверждено. Деятельность органов Госэнергонадзора подчинена общим правилам контроля (надзора) в отношении юридических лиц (см. п. 3 комментария к ст. 353).
Указом Президента от 20 мая 2004 г. N 649 указанная служба совместно с Федеральной службой по атомному надзору преобразована в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации.
2. Территориальные органы Госэнергонадзора осуществляют надзор за электроустановками воинских частей, за исключением тех, в отношении которых энергонадзор проводится ведомственными органами надзора. Допуск государственных инспекторов Госэнергонадзора в воинскую часть и предоставление им необходимой документации в целях их служебной деятельности производятся с соблюдением установленного режима секретности, с разрешения вышестоящего командира (начальника) и в присутствии лица, ответственного за электрохозяйство части. В Вооруженных Силах Российской Федерации функции органов энергонадзора выполняют:
- Управление начальника инженерных войск Министерства обороны Российской Федерации (УНИВ МО) через инспекцию энергонадзора. Этим органам предоставлено право осуществлять энергонадзор в отношении электроустановок общевойскового назначения, по которым оно является генеральным заказчиком: переносных и передвижных силовых, осветительных, зарядных и инженерных электроагрегатов питания, преобразовательно-выпрямительной техники;
- виды Вооруженных Сил, рода войск, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации через инспекции (группы) по энергонадзору, штатных и нештатных инспекторов по энергонадзору видов Вооруженных Сил, родов войск, управлений, объединений, соединений (гарнизонов). Они осуществляют энергонадзор в отношении специализированных электроустановок, по которым они являются генеральным заказчиком: систем и средств электроснабжения, передвижных электростанций и электроагрегатов питания, передвижных и перевозимых трансформаторных подстанций, распределительно-преобразовательных кабин, силовых кабельных сетей и др.;
- органы квартирно-эксплуатационной службы Министерства обороны Российской Федерации, которые осуществляют контроль за электроустановками казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, за рациональным и экономным использованием электроэнергии на этих объектах воинских частей.
Положение об энергонадзоре в Вооруженных Силах Российской Федерации по согласованию с Главным государственным инспектором по энергонадзору Российской Федерации утверждено Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 января 1997 г. N 10.
3. Основными задачами энергонадзора в Вооруженных Силах Российской Федерации являются: осуществление надзора за техническим состоянием электроустановок и проведением мероприятий, обеспечивающих их безопасную эксплуатацию; проверка правильности допуска личного состава к эксплуатации электроустановок; оказание помощи воинским частям в организации их безопасной эксплуатации; разработка руководящих документов, определяющих требования к техническому состоянию, порядок эксплуатации и хранения электроустановок, правила безопасности при их эксплуатации, порядок допуска личного состава к эксплуатации электроустановок и организацию надзора за ними.
Инспекторы по энергонадзору вправе: с ведома командира воинской части и в присутствии должностного лица этой части произвести техническое освидетельствование электроустановок; проверить у обслуживающего ее личного состава знания устройства электроустановок, правил их эксплуатации, хранения и техники безопасности; требовать от командира воинской части немедленного запрещения эксплуатации электроустановок, если их состояние явно угрожает аварией, пожаром или опасно для жизни личного состава, а также отстранения от их обслуживания лиц, имеющих неудовлетворительные знания или не выполняющих правил эксплуатации и техники безопасности; вносить командиру части обязательные для исполнения предложения и предписания по устранению нарушений этих правил.
Удостоверение инспектора по энергонадзору, акт проверки состояния эксплуатации и хранения электроустановок в войсковой части и форма предписания утверждены вышеуказанным Приказом Министра обороны Российской Федерации.

Действия (бездействие) должностных лиц решения, принятые ими в ходе исполнения государственной функции на основании Регламента, обжалуются в досудебном (внесудебном) порядке.

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования

86. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) должностных лиц, решения, принятые ими в ходе исполнения государственной функции на основании Регламента.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, при которых ответ на жалобу не дается

Gри получении письменного обращения (жалобы), в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если в письменном обращении (жалобе) не указана фамилия заявителя, направившего обращение (жалобу), или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение (жалобу) не дается.

В случае, если текст письменного обращения (жалобы) не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается заявителю, направившему обращение (жалобу), с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

В случае, если в обращении (жалобе) заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями (жалобами), и при этом в обращении (жалобе) не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения (жалобы) и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанное обращение (жалоба) и ранее направляемые обращения (жалобы) направлялись в один и тот же государственный орган. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение (жалобу).

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить обращение в Ростехнадзор или в его территориальный орган.

Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является подача заявителем жалобы.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме. Жалобы на решения, принятые руководителем, рассматриваются непосредственно руководителем.

Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"/

Жалоба должна содержать:

а) наименование должностного лица, либо федерального государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

в) сведения об обжалуемых решениях и действиях, его должностного лица либо федерального государственного служащего;

г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием органа, его должностного лица либо федерального государственного служащего.

Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

При рассмотрении обращения (жалобы) заявители имеют право:

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в пунктах 87-92 Регламента, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению (жалобе) документы и материалы либо их копии.

Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба в досудебном (внесудебном) порядке

В порядке досудебного обжалования заявитель вправе обратиться для обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществленных (принятых) в ходе исполнения государственной функции, письменно почтовым или факсимильным отправлением, а также в устной форме при личном приеме.

Действия должностных лиц и руководителя, принятые в рамках исполнения государственной функции в соответствии с Регламентом, могут быть обжалованы руководителю.

Сроки рассмотрения жалобы

Письменное обращение (жалоба) рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации жалобы.

В исключительных случаях руководитель органа, в который поступило обращение, вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на тридцать дней, уведомив о продлении срока рассмотрения заявителя.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре обжалования

По результатам рассмотрения жалобы на действие (бездействие) должностных лиц, осуществляющих предусмотренную настоящим Регламентом государственную функцию:

признает правомерными действия указанных лиц и отказывает в удовлетворении жалобы;

признает действия (бездействие) указанных лиц неправомерными и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений в ходе осуществления административных процедур, предусмотренных настоящим Административным регламентом.

Результат досудебного обжалования сообщается заинтересованному лицу в виде ответа, подписанного руководителем или его заместителем, руководителем территориального органа или его заместителем, или уполномоченным должностным лицом.

Ответ на обращение (жалобу) направляется по почтовому и (или) электронному адресу, указанному в обращении.