Форма акта на курение в школе. Приказ о запрете курения на территории предприятия

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

Табачные изделия (сигареты с фильтром, сигары, курительный табак, и т.д.) используются для вдыхания дыма, возникающего от их тления. Всем известно, что табакокурение вредит здоровью курильщика (прежде всего тем, что пагубно влияет на его легкие). Также оно может негативно воздействовать на самочувствие окружающих некурящих граждан (так называемых “пассивных курильщиков”), ведь им так или иначе приходится вдыхать табачный дым, общаясь с курящим человеком.

ФЗ от 23.02.2013 № 15-ФЗ (ред. от 28.12.2016), в целях охраны здоровья людей от воздействия окружающего табачного дыма, обозначил обязательные требования к местам для курения на предприятии и на открытом воздухе, которые должен учитывать каждый работодатель, задумывающийся о необходимости оборудования такого места.

Закон № 15-ФЗ запрещает табакокурение почти во всех общественных местах, в том числе на рабочих местах и в рабочих зонах. Есть лишь два исключения. С позволения собственника имущества, оно допускается (см. ст. 12 данного Закона):

    в специально отведенных местах на открытом воздухе, а также на судах дальнего плавания;

    в оборудованных помещениях многоквартирных домов, с согласия жильцов.

Таким образом, работодатель, являющийся собственником здания или помещения, может разрешить сотрудникам курить, но только в специально выделенных местах. И лишь в учреждениях, в которых это допускается. И то - исключительно в нерабочих зонах.

Полный перечень объектов, на которых табакокурение запрещено, можно посмотреть в ст. 12 Закона № 15-ФЗ. Например, категорически не допускается оборудование курилок в медучреждениях, образовательных организациях, предприятиях общественного питания, на автозаправках и т.д. Причем запрет курения распространяется не только на сотрудников этих компаний, но и на их посетителей. Проинформировать людей об этом руководитель организации должен с помощью специальной вывески (п. 5 ст. 12 ФЗ от 23.02.2013 г. N 15-ФЗ).

Места для курения на предприятии - требования

В этом разделе расскажем, как организовать места для табакокурения. Но перед тем, как обозначить требования, которым должны соответствовать курилки на предприятиях, отметим: у работодателей вообще нет обязанности их устанавливать. Дело в том, что вопросы табакокурения не имеют никакого отношения к организации труда. На предприятии сотрудники должны работать, а не думать о том, как выкурить очередную сигарету. Но наниматель может пойти навстречу своим работникам и оборудовать по их просьбе вне рабочей зоны территорию для курения.Также он вправе вообще запретить табакокурение на территории своей компании (подп. 3 п. 1 ст. 10 ФЗ № 15-ФЗ).

Узнать о том, как должны быть оборудованы места для курения, нормативы и требования к ним, можно из документа под названием "О требованиях к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака...", утвержденного Приказом Минстроя России N 756/пр, Минздрава РФ N 786н от 28.11.2014. Рассмотрим, какие правила нужно соблюсти:

Изолированное помещение для курения, требования:

    изолированная комната для табакокурения должна быть оборудована дверью, препятствующей проникновению табачного дыма в смежные помещения;

    при отделке комнаты необходимо использовать несгораемые материалы (плитка, металл или стекло);

    согласно требованиям пожарной безопасности, рядом с комнатой следует установить знак "Курить здесь" по ГОСТ 12.4.026-2015 - знак М15;

    курилка должна быть оборудована пепельницами;

    комната также должна иметь искусственное освещение;

    в ней обязательно должен находиться огнетушитель;

    курилку необходимо оборудовать приточно-вытяжной системой вентиляции, обеспечивающей устранение дыма, выделяемого в процессе табакокурения и не дающей загрязненному воздуху проникнуть в соседние помещения. Мощность вентиляционных систем должна соответствовать СанПиН 2.1.6.1032-01;

    в комнате для табакокурения необходимо разместить информационные стенды о вреде потребления табака.

Место для курения на открытом воздухе, требования:

На открытом воздухе места для табакокурения оснащаются:

    знаком "Курить здесь";

    пепельницами и металлическими урнами;

    искусственным освещением (в темное время суток);

    информационными стендами о вреде табакокурения.

Зачастую нанимателю проще полностью запретить курение на территории предприятия, чем организовывать места для курения согласно вышеназванным требованиям, а потом содержать их в надлежащем санитарном состоянии.

Как часто могут работники бегать на “перекуры”?

Если курящие работники будут курить каждый час, это значительно сократит непосредственное время их работы. Согласно ст. 108 ТК РФ , наниматель обязан предоставить сотрудникам только перерыв для отдыха и питания (его длительность указывается в трудовом договоре и ЛНА предприятия). Он должен составлять не менее 30 минут, но и не превышать суммарно 2 часов. Это время не засчитывается в качестве трудового. Поэтому работник может использовать его для любых своих нужд. В том числе, для посещения места курения.

Ответственность

Чем может обернуться несоблюдение требований законодательства, касающегося данной области?

Для курильщиков

Согласно , за нарушение запрета курения табака в общественных местах курильщик несет ответственность:

    за курение в запрещенных местах придется выплатить штраф в размере от 500 до 1500 рублей;

    табакокурение на детской площадке обойдется в сумму от 2000 до 3000 рублей;

    в случае вовлечения детей в процесс табакокурения, штраф составит от 1000 до 2000 рублей;

    если к курению ребенка приучают родители, им придется выложить за нарушение от 2000 до 3000 рублей.

Для работодателей

Согласно , наниматели могут быть привлечены к ответственности. Например:

    при игнорировании обязанностей, касающихся размещения запрещающих табакокурение знаков, руководители предприятий подвергаются штрафу в размере 30-60 000 рублей, а должностные лица заплатят от 10 000-20 000 рублей.

    в случае, когда отсутствует место для курения на предприятии, требования 2019 г. по его оснащению не соблюдаются, юрлицу придется выплатить штраф в размере 50 000-80 000 рублей, а должностному лицу придется расстаться с суммой от 20 000 до 30 000 рублей.

    если ИП либо иное юрлицо не осуществляет контроль за выполнением закона о запрете табакокурения в общественных местах, его ожидает штраф. Для ИП он составляет 30 000-40 000 рублей, для компаний 60 000-90 000 рублей.

Особое мнение

Места для курильщиков - тема болезненная. Вроде бы необходимо проявить лояльность и устроить удобное место, но так мы начнем привлекать людей проводить там все больше времени.

Мы при проектировании офиса всегда соблюдаем толерантность по отношению к любому помещению, и к данному виду помещения предъявляем следующие требования:

Обязательно мощная вытяжная вентиляция и хорошая приточная вентиляция;

Сидячие места и максимальное количество высоких пепельниц.

А вот метраж помещения диктует, как правило, заказчик. И вот что интересно: если директор сам курит, то место для курения одобряется всегда и тщательно обсуждается, а если нет, то очень критикуется и деформируется - начинаются вопросы, зачем так много места, мебели, отделка, окно?..

При посещении разных стран наблюдала очень разный подход по отношению к курительным комнатам. Не могу сказать, где этот подход идеален, так как всегда есть перегибы либо в одну, либо в другую сторону - как перетягивание каната между курильщиками и свободными от курения людьми. Но то, что отдельные помещения необходимы, - точно, человек курящий не должен чувствовать себя ущемленным, так же, как и некурящий, который страдает от того, что рядом начинается курение, поскольку курительных просто нет либо они недостаточно хорошо организованы.

Как показывают исследования, курящие работники ежегодно берут на три дня больше больничных, чем некурящие. Обобщив результаты 27 исследований, в которых было опрошено более 70 тысяч работников, ученые обнаружили, что курильщики болеют чаще и дольше.

Есть основания полагать, что из-за болезни курильщики не выходят на работу на 30% чаще, чем те, кто не курит, и за год они отсутствуют на рабочих местах на 2,74 дня дольше.

Бывшие курильщики по сравнению с теми, кто никогда не курил, также берут больничный чаще. Однако они болеют реже тех, кто так и не бросил эту вредную привычку, что позволяет сделать вывод о том, что борьба с курением и проведение соответствующей работы с персоналом могут оказаться экономически выгодными для компании.

Ученые из Ноттингемского университета подсчитали, что если результаты их исследований применить к населению всей Великобритании, то ежегодные убытки, которые несут компании из-за того, что их работники проводят на больничном больше времени, достигнут 1,4 миллиарда фунтов стерлингов. В этих цифрах, однако, не учтены другие убытки, в том числе и время, потерянное на перекуры.

С 01.06.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон), запрещающий курение на рабочих местах и в рабочих зонах.

Однако работника, допускающего нарушение положений данного Закона, за сам факт нарушения Закона уволить нельзя. В то же время работника можно уволить за несоблюдение локального акта работодателя, доведенного до сведений работников, - правил внутреннего трудового распорядка и/или грубое нарушение правил противопожарной безопасности. Для этого в локальном акте работодателя, доведенном до сведения работников, должен быть прописан запрет на курение вне отведенных специальных мест для курения (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона, п. 14 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) и вне установленного работодателем времени для перекуров (ст. 107 Трудового кодекса РФ). К работнику, нарушившему такие положения, применяется дисциплинарное взыскание по правилам ст. 193 Трудового кодекса РФ. При наличии у работника дисциплинарного взыскания можно лишить работника премии (полностью или частично) как за несоблюдение одного из условий премирования, установленного положением об оплате труда и премировании компании либо уволить по ч.5 ст. 81 Трудового Кодекса РФ. Данные выводы подтверждаются судебной практикой.

Так, апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 20 августа 2012 г. N 33-11236/2012 было отказано в удовлетворении исковых требований Т., обратившегося в суд о взыскании неначисленной и невыплаченной части премии. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что Т. в нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, курил в неустановленном месте в рабочее время, т.е. нарушил трудовую дисциплину, за что Положением о премировании предусмотрено снижение или лишение премии. При этом выбор меры ответственности производится по усмотрению работодателя.

Согласно п. 3.4 Правил внутреннего трудового распорядка ответчика работникам запрещается курить в неустановленных местах (места для курения определены табличками «Место для курения»).

В ходе рассмотрения дела истец Т. не оспаривал, что курил в неустановленном месте, а именно в комнате для отдыха, которая не является местом для курения, указывая лишь на то, что курение имело место еще до того, как истец приступил к выполнению своих трудовых обязанностей, т.е. в нерабочее для истца время, а премия за нерабочее время не начисляется. Однако истцу не удалось доказать, что он курил до начала рабочей смены, поскольку «рабочая смена для истца началась в 8 час. 36 мин., т.е. в момент прохождения <...>, а курил он после этого, около 8 час. 40 мин».

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что истец курил в рабочее время в неустановленном месте, за что работодатель имел право, которым и воспользовался, на лишение истца премии.

Апелляционным определением Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014 отказано Я. в требовании об отмене приказов о дисциплинарных взысканиях (замечание и выговор) в связи с нарушением локальных актов работодателя, в том числе за курение на территории работодателя (территория медицинского учреждения) – а именно, в гараже, находящемся на территории больницы.

Данный факт был подтвержден свидетельскими показаниями.

С приказом о запрете курения на всей территории больницы Я. был ознакомлен под роспись. В связи со вступлением в силу Закона, требование к сотрудникам, в том числе Я., о запрете курения на территории больницы, где находится и гараж, работодателем установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В связи с чем суд пришел к выводу о правомерности вынесения дисциплинарных взысканий в отношении Я.

В обоих рассмотренных случаях факты нарушения работниками локальных актов работодателя были выявлены и зафиксированы надлежащим образом, подтверждены свидетельскими показаниями.

В ситуации с Д. удалось признать незаконным приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде выговора и сокращении премии за выслугу лет за курение табака на рабочем месте, что являлось нарушением локальных актов работодателя.

Однако в ходе судебного разбирательства было установлено, что акт служебной проверки, на основании которого был издан приказ о привлечении Д. к дисциплинарной ответственности, был составлен неуполномоченными лицами, факта курения Д. никто из членов комиссии не видел, более того, один из членов комиссии, подписавших акт, заявил, что его вынудили к подписанию данного акта, и свою подпись под ним просил считать недействительной. Таким образом, акт считается подписанным только двумя лицами.

При таких обстоятельствах данный акт не может являться бесспорным и достоверным доказательством нарушения трудовой дисциплины и основанием для вынесения приказа о применении к истцу дисциплинарного взыскания.

Поскольку акт является ненадлежащим доказательством вины Д., то приказ работодателя о наложении дисциплинарных взысканий на Д. является незаконным. (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 июля 2012 г. N 33-10327/2012. )

Помимо нарушения запрета на курение на рабочих местах работниками, сам работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение Закона.

Статьей 6.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена ответственность за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю над соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Так, несмотря на установление специальных мест для курения, организация была привлечена к ответственности за нарушение п.3 ст. 6.25 КоАП, а именно: за неисполнение юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.

Организация допускала курение в слесарной мастерской отделения по производству калия едкого технического чешуированного цеха, где до 23.12.2013 было определено место для курения, в то время как в данном помещении находятся рабочие места и рабочие зоны, что является нарушением требований пункта 9 части 1 статьи 12 Закона, статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Довод организации о выполнении обязанности по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а именно издание приказа N 108 от 18.04.2013 «Об упорядочении мест для курения», не свидетельствует о принятии всех зависящих от него мер для недопущения нарушения, поскольку организация не только обязана установить или запретить места для курения в соответствии с действующим законодательством, но и осуществлять контроль над его соблюдением.

В связи с неосуществлением такого контроля, суд пришел к выводу о правомерности привлечения организации к ответственности. (Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2014 г. N 17АП-10411/2014-Аку. )

Однако есть практика, допускающая курение на работе помимо специально отведенных мест.

Так, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее – Управление) привлекло ИП к административной ответственности по части 3 статьи 6.25 КоАПа. ИП успешно обжаловал данное решение. Не согласившись с выводами суда, Управление направило апелляционную жалобу, в которой указало, что в рамках административного расследования 27.03.2014 Управлением проведен осмотр помещений административно-производственного здания, принадлежащего на праве собственности ИП. По результатам осмотра составлен акт от 27.03.2014, из которого следует, что при осмотре помещений Управлением выявлены нарушения в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а именно: на втором этаже административно-производственного здания имеется женский туалет, который не является местом для курения, однако в нем отсутствует информация о запрете курения в виде соответствующего знака; в данном туалете курят сотрудники здания, на подоконнике стоит блюдце с окурками, во всех туалетах и в коридорах здания присутствует стойкий запах табачного дыма.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 14.04.2014 протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 6.25 КоАП РФ.

Однако суд не согласился с выводами Управления, указав, что положениями Закона (ст.12) установлен запрет на курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Оборудование специальных мест для курения, отвечающих требованиям СП 2.2.1.1312-03 относится к усмотрению собственника (владельца) соответствующего помещения .

В материалах дела отсутствуют как доказательства того, что указанные в обжалуемом постановлении туалетные помещения являются рабочим местом, так и доказательства того, что данные помещения относятся к рабочей зоне .

Довод апелляционной жалобы о том, что в коридорах здания присутствует стойкий запах табака, который может также проникать на рабочие места и вредить здоровью некурящих работников, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку положения Закона направлены на предотвращение негативного воздействия на здоровье человека табачного дыма. При этом запах табака не является предметом регулирования указанного Закона .

В связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы Управления было отказано, решение суда первой инстанции оставлено без изменения. (Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2014 г. по делу N А29-3682/2014. )

Отдельного внимания заслуживает вопрос о курении электронных сигарет на рабочих местах. Электронная сигарета не является предметом регулирования Закона, т.к. не является табачным изделием, поскольку не содержит табака. Данный вывод подтверждается также Письмом Минздрава России от 29.04.2013 N 24-4-7000984 «Об электронных сигаретах». Таким образом, данным Письмом установлена возможность курения электронных сигарет на рабочих местах.

В то же время Всемирная организация здравоохранения относит электронные сигареты к электронным системам доставки никотина (ENDS) и отмечает, что их применение недостаточно исследовано в отношении безопасности и эффективности в качестве средства лечения никотиновой зависимости

(Электронные системы доставки никотина, включая электронные сигареты. Доклад секретариата Конвенции сторон рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака; FCTC/COP/5/13, ВОЗ (18 июня 2012).

Привлекаемые к дисциплинарной ответственности работники, допустившие курение на рабочем месте, довольно часто ссылаются на курение электронных сигарет для избежания такой ответственности.

Так, привлеченный к дисциплинарной ответственности сотрудник медицинского учреждения Я. (случай рассмотрен выше) ссылался на курение электронной сигареты на территории медицинского учреждения, мотивируя это отсутствием приказа работодателя, запрещающего курить электронные сигареты, однако данный довод был опровергнут свидетельскими показаниями, согласно которым Я. курил табачную сигарету, что было определено по запаху табачного дыма, а также при курении Я. сбрасывал с сигареты пепел. (Апелляционное определение Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014. )

Привлеченный к дисциплинарной ответственности З., работающий в пожарно-спасательных частях, также ссылался на курение именно электронной сигареты в помещении пожарной части, а именно в гараже. Однако данный довод был опровергнут письменными материалами дела, его собственноручно написанной объяснительной, а также показаниями свидетелей. (Апелляционное определение Калининградского областного суда от 19 июня 2013 г. по делу N 33-2406/2013. )

Таким образом, принимая локальные акты, относящиеся к курению, а также вынося приказы о наложении дисциплинарных взысканий за нарушение таких актов, работодателю следует учитывать, что:

Во избежание курения сотрудниками на рабочих местах электронных сигарет можно локальным актом установить запрет на курение электронных сигарет на рабочих местах, в рабочих зонах, дополнительно к запрету о курении табака. Во избежание обжалования, данный запрет должен распространяться только на рабочее время работника, исходя из требований ч.1 ст. 91 Трудового кодекса РФ;

В то же время установление премий и надбавок за отказ от курения либо выплата таких премий только некурящим сотрудникам может быть расценена как дискриминация в сфере труда (в части установления и изменения условий оплаты труда);

Необходимо фиксировать факт курения и четко соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников во избежание признания такого привлечения незаконным.

Курение является весьма распространенной вредной привычкой: люди курят как во время отдыха, так и на работе. Для ограничения негативного воздействия табачного дыма на некурящих работников, а также для устранения других негативных последствий курения во время рабочего дня законодательно были установлены специальные правила.

Какие нормы регулируют курение в рабочее время? Какова ответственность за их нарушение?

Право курить на работе

Федеральный закон от 10.07.2001 № 87‑ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее - Федеральный закон № 87‑ФЗ ) определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения. Непосредственно под курением табака понимается вдыхание дыма тлеющих табачных изделий. Окружающий табачный дым определяется как табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе закрытых помещений, в которых осуществляется курение табака.

К сведению:

Табачные изделия - это изделия для курения, жевания или нюхания, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка (крупка курительная).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 87‑ФЗ в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах , в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных для этого местах.

К сведению:

В соответствии со ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

При этом в п. 2 ст. 6 Федерального закона № 87‑ФЗ на работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака.

Спорным является вопрос относительно возможности работодателя вообще запретить курение на работе. Некоторые специалисты отмечают, что такой запрет, установленный в локальном правовом акте, будет правомочен. Однако, на наш взгляд, из закона прямо следует право работника курить в специально отведенных для этого местах, а на работодателя прямо возлагается обязанность создать такие места. Кроме того, в рассматриваемых ниже актах предусматривается обязательное создание мест для курения, что подтверждает нашу точку зрения.

Что же касается времени для курения, это могут быть специально установленные работодателем для этого перерывы или любые другие перерывы для отдыха. Напомним, что в силу ст. 91 ТК РФ рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые согласно ТК РФ, другим федеральным законам и нормативным правовым актам РФ относятся к рабочему времени. Под временем отдыха понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. В соответствии со ст. 107 ТК РФ видами времени отдыха являются перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный) отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни, отпуска. Специально перерывы для курения не предусмотрены.

Места для курения

В первую очередь необходимо обратиться к нормам пожарной безопасности. Так, в п. 6 Правил пожарной безопасности (ППБ 01‑03) , утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 , устанавливается, что на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т. п.) в соответствии с приложением 1 к данному документу. Согласно приложению 1 инструкции о мерах пожарной безопасности должны разрабатываться на основе правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. В инструкциях о мерах пожарной безопасности среди прочих вопросов необходимо отразить вопросы, связанные с местами курения, применения открытого огня и проведения огневых работ. Кроме того, нормами п. 15 Правил пожарной безопасности на каждую организацию возлагается обязанность распорядительным документом устанавливать соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе должны быть определены и оборудованы места для курения. Таким образом, правила пожарной безопасности возлагают на работодателя обязанность определить в локальных актах и специально оборудовать места для курения.

К сведению:

Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения в том числе организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Также положения о местах для курения содержатся и в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 2.2.1.1312‑03 , утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.04.2003 № 88. Среди требований к административным и бытовым зданиям и помещениям есть такое: места для курения проектируются при работах всех групп производственных процессов и во избежание контакта некурящих с табачным дымом изолируются от всех санитарно-бытовых помещений.

Кроме того, действуют правовые нормы, которыми установлены конкретные требования к местам для курения. Например, в местах для курения должна быть хорошая система вентиляции, чтобы табачный дым не мешал остальным работникам выполнять свою работу. Требования к такой системе предусмотрены СНиП 31‑05‑2003. Общественные здания административного назначения , принятыми и введенными в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 № 108 , в соответствии с которыми объем наружного приточного воздуха должен быть не менее 10 об/ч в рабочее время (в режиме обслуживания) и 0,5 об/ч в нерабочее время (в режиме простоя). То есть система вентиляции должна обеспечивать объем воздухообмена 10 куб. м/ч. В соответствии с таким документом, как СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04‑87 , утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 782 , температура воздуха в курительных помещениях в холодное время года должна быть не ниже 16° C, а кратность воздухообмена не менее 10 в час. Расчетная температура и влажность в теплый период года не нормируются. Помимо этого, закрепляется, что расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до курительных помещений должно быть не более 75 м, для инвалидов с нарушением работы опорно-двигательного аппарата и слепых - не более 60 м, а от рабочих мест на территории предприятия - не более 150 м. Что касается площади курительных помещений при уборных или помещениях для отдыха, она должна быть 0,02 кв. м на человека.

Предписывающие знаки и знаки пожарной безопасности определены ГОСТ Р 12.4.026‑2001 , принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от 19.09.2001 № 387‑ст . В местах курения на производственных объектах должен быть предписывающий знак М 15 «Курить здесь». В местах же, где курение может стать причиной пожара, на дверях и стенах помещений, участках, где имеются горючие и легковоспламеняющиеся вещества, или в помещениях, где курить запрещается, размещается знак Р 01 «Курить запрещается».

Вопросы ответственности, связанные с курением на рабочем месте

Пунктом 3 ст. 6 Федерального закона № 87‑ФЗ устанавливается, что нарушение положений о запрете курения табака на рабочем месте, а также неисполнение работодателем обязанности по созданию специальных мест для курения влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством. Однако в КоАП РФ специальных мер ответственности за указанные деяния не предусмотрено.

Некоторые специалисты полагают, что работодателя в случае нарушения им правил о специальных местах для курения можно привлечь к ответственности по ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» КоАП РФ , согласно которой нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере:

На должностных лиц - от 1 000 до 5 000 руб.;

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

На юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение же законодательства о труде и охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Неисполнение же требований относительно мест для курения, предусмотренных правилами пожарной безопасности, может повлечь ответственность по ст. 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности» КоАП РФ . Так, за нарушение требований пожарной безопасности устанавливается предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

На граждан - от 1 000 до 1 500 руб.;

На должностных лиц - от 6 000 до 15 000 руб.;

На юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.

В соответствии со ст. 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании» КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

На граждан - от 100 до 500 руб.;

На должностных лиц - от 500 до 1 000 руб.;

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 до 1000руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

На юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Что же касается работника, за нарушение им правил о курении, а именно за курение вне специальных мест или в неустановленное время, он может быть привлечен работодателем в предусмотренном порядке к дисциплинарной ответственности. Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на работника трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить к нему такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03. 2004 № 2 «О применении судами РФ ТК РФ» данное определение дисциплинарного поступка конкретизировано. Так, под неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п.). То есть запрет на курение вне специальных мест для курения или в неположенное время должен быть предусмотрен в правилах внутреннего трудового распорядка или ином локальном акте. В противном случае работник не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

В заключение отметим, что курение на рабочем месте запрещается законом. При этом на работодателя возлагается обязанность по созданию специальных мест для курения в соответствии с установленными требованиями. Непроработанными в действующем законодательстве являются вопросы ответственности за нарушение данных положений. Так, специальные меры административной ответственности отсутствуют, могут применяться только нормы ответственности за нарушение противопожарного, санитарно-эпидемиологического и другого законодательства. За нарушение правил о курении работник может быть привлечен только к дисциплинарной ответственности в соответствии с нормами ТК РФ.

Для предотвращения воздействия табачного дыма на здоровье человека и в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ запрещается курение, в частности, в помещениях, предназначенных для оказания бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах, на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Образец приказа о запрете курения в организации приведем в нашей консультации.

Составляем приказ о запрете курения

В тех случаях, когда курение запрещено в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ, издавать какой-либо дополнительный организационно-распорядительный документ о запрете курения работодатель не обязан. Тот факт, что курить в офисе нельзя, должно быть известно каждому работнику. И незнание закона от ответственности не освободит. Работник может быть оштрафован на сумму от 500 до 1 500 рублей (ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ ). Хотя такой штраф налагает и не работодатель.

В то же время, работодатель вправе напомнить работникам о действующем законодательстве по запрету курения в общественных местах. Более того, работодатель вправе расширить перечень мест, где курение запрещается. Например, не только на рабочих местах и в рабочих зонах, но и на всей территории предприятия. С другой стороны, работодатель вправе выделить специальные места на открытом воздухе или в изолированных вентилируемых помещениях, если федеральное или региональное законодательство этого не запрещает.

Приказ о запрете курения составляется в произвольной форме. В нем указывается о запрете курения в общественных местах, а также о существующей ответственности за нарушение закона. Одновременно приказ может содержать сведения о специально выделенных работодателем местах, где курение разрешается. Приказ о запрете курения часто предусматривает внесение изменений в Правила внутреннего трудового распорядка работодателя. В этом случае курение в неположенном месте будет расцениваться как дисциплинарный проступок.

Приведем для приказа о запрете курения на предприятии образец его заполнения.

Если составление приказа о запрете курения - право работодателя, то обозначение территорий, зданий и объектов, где курение запрещено, — его обязанность. С этой целью размещается знак о запрете курения (ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ ). Напомним, что он представляет собой перечеркнутый символ сигареты, размещенный в круге с каймой красного цвета. Требования к знаку и порядку его размещения установлены Приказом Минздрава от 12.05.2014 № 214н . Такой знак размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение запрещено, а также в местах общего пользования, в т.ч. туалетах. При этом если за курение в неположенном месте штрафуют работника, то за несоблюдение требований к знаку о запрете курения могут быть оштрафованы как работодатель, так и его должностные лица (