Физиологические основы восприятия. Психология восприятия

Процессы, происходящие в органах чувств, нервных волокнах, центральной нервной системе, являются физиологической основой восприятия. В окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств под действием раздражителей, возникает нервное возбуждение, передающееся в нервные центры по проводящим путям и в кору головного мозга . Возбуждение поступает в сенсорные зоны коры, представляющие собой центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. Определенная сенсорная информация формируется в зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона. Это, в принципе, механизм возникновения ощущений, которые являются отражением окружающей действительности. На уровне предложенной схемы, действительно, формируются ощущения, а это значит, что ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия.

Процесс восприятия начинается с ощущений. На последующих этапах в процесс формирования целостного образа объекта включаются собственные физиологические механизмы. Возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Интегративные зоны коры головного мозга называют перцептивными зонами, функция которых отличается от функций проекционных зон.

Обнаруживается различие в работе этих зон, когда у человека деятельность той или иной зоны нарушена. Нарушение зрительной проекционной зоны приводит к полному лишению зрительных ощущений, и он совсем ничего не видит. Это так называемая центральная слепота.

При сохранности проекционной, но поражении интегративной зоны, человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает что это такое. Аналогичная картина наблюдается и в других модальностях, например, при нарушении слуховых интегративных зон люди перестают понимать речь человека. Это агностические расстройства или агнозии, приводящие к невозможности познания.

Усложняется физиологическая основа восприятия тем, что связана и очень тесно, с двигательной деятельностью, эмоциональными переживаниями, мыслительными процессами. Нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями и начавшись в органах чувств, переходят в нервные центры, охватывают различные зоны коры и вступают во взаимодействие с другими нервными возбуждениями. Эта сеть возбуждений и составляет физиологическую основу восприятия.

Можно предположить, что восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом, поскольку тесно с ним связано.

Рефлекторную основу восприятия раскрыл И.П. Павлов, показав, что условные рефлексы лежат в основе восприятия.

Большое значение в процессе восприятия имеют временные нервные связи. Они обеспечивают возможностью делать гипотезы, необходимые для анализа воспринимаемой ситуации.

Временные нервные связи могут быть двух видов:

  1. Связи в пределах одного анализатора. Он имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности.
  2. Межанализаторные связи. Эти связи образуются при воздействии комплексного раздражителя, в пределах разных анализаторов.

Избирательность восприятия: апперцепция

В процессе восприятия человек одни аспекты среды выделяет больше, чем другие. Это происходит в соответствии с его целями и намерениями, особенностями деятельности, личностной характеристикой. Совокупность этих факторов определяется как опыт человека. Зависимость процесса восприятия от прошлого опыта получила название апперцепция.

Человек как бы прикладывает свой опыт к восприятию, что дает возможность наполнить чувственный материал образа определенным смыслом.

Сегодня есть большой фактический материал, который иллюстрирует явления, связанные с избирательностью восприятия и с апперцепцией. Еще в прошлом веке многие из этих фактов были хорошо известны. Американский психолог У. Джемс этот феномен поясняет примером: впервые увидев лошадей, жители Полинезии стали называть их свиньями, потому что в их опыте это была наиболее подходящая рубрика. Мальчик, играя с апельсином целую неделю и впервые его увидевшим, стал называть его мячиком. Впервые увиденное цельное яйцо всмятку и вылитое в стакан, ребенок назвал картошкой, потому что видел и ел картофель без кожуры и знал его название.

В современной психологии феномены, вязанные с избирательностью восприятия, тоже широко изучались. Открытый К. Черри «эффект вечеринки» стал одним из интересных явлений, связанных с этим феноменом и известным многим людям. Суть в следующем – гости разбиваются на группы и каждая обсуждает ту или иную тему. Человеку, зашедшему в комнату случайно, кажется, что разговаривающие должны мешать друг другу. Но стоит только присоединиться к разговору, как все остальное просто не замечается.

Этот феномен изучался с помощью методики дихотического прослушивания. Смысл методики состоит в том, что испытуемому через наушники подавались две различные магнитные записи. Внимательно слушая одну из них, испытуемый легко повторял услышанные слова и фразы, но из другой записи он ничего не мог уловить, даже если слово повторялось много раз.

Такое слежение за сообщениями осуществляется на основе смысловых характеристик – если испытуемый следит, что ему подается на правое ухо и это сообщение начинает вдруг передаваться на левое ухо, то он продолжает следить за этим с легкостью. Эксперименты с дихотическим слежением показывают, что человек обращает внимание при выборе информации в зависимости от своего прошлого опыта.

Кроме устойчивой апперцепции место может иметь и временная апперцепция в которой сказывается влияние ситуативно возникающих психических состояний – установки, эмоции, ожидания и др.

Интересный пример приводит Л.С. Выготский, который говорит, что в процессе преподавания важно учитывать особенности прошлого опыта. Суть заключается в том, что курс советской валюты после революции резко упал, за продукты платили баснословные деньги. Когда на уроке дети услышали, что длина экватора 40 000 верст, то их реакция была далеко не та, которую ожидал учитель. Длину экватора ученики приравняли к стакану семечек, который стоил столько же. Получается, что в опыте детей значение больших чисел было скомпрометировано. Дети не понимали, почему при изображении громадных расстояний, используются такие цифры, о которых у них сложилось впечатление, как о незначительных величинах.

Процесс восприятия и психическое состояние

Человек даже в течение суток может находиться в разном психическом состоянии. Он может быть бодрым или утомленным, активным или пассивным, печальным и радостным и др. Это состояние сказывается на его восприятии и из окружающей социальной среды он выделит те воздействия, которые будут соответствовать его состоянию.

На восприятие окружающего мира большое влияние оказывают богатство и направленность знаний, умений, привычек, возрастной, житейский, профессиональный опыт. Чем больше человек знаком с объектом восприятия, тем больше признаков, сторон, изменений можно в нем заметить.

Особенно важно это при обучении детей. Их восприятие надо организовать так, чтобы они могли легко выделять существенные признаки предметов и явлений, независимо привлекают они к себе внимание или нет.

К благоприятным условиям при решении этой задачи относятся:

  • Отчетливость восприятия предмета – расстояние, освещенность, контрастность фона, наличие или отсутствие отвлекающих объектов в поле восприятия;
  • Обязательная умственная и практическая активность в процессе восприятия, определение существенных признаков, сравнение с другими объектами, зарисовки, возможность ощупывания и др.;
  • Указания учителя для направления процесса восприятия в нужную сторону;
  • Использование специальных приемов выделения замаскированных существенных признаков.

Интересную закономерность в своем экспериментальном исследовании обнаружила М.В. Зверева. Если свойство предмета познается при помощи одного анализатора, то и выделять его лучше тоже с помощью одного анализатора, если при помощи нескольких анализаторов, то полезнее комплексное восприятие.

При помощи зрения и осязания человек познает форму, величину, структуру поверхности тела, а это значит, что выделение каждого из этих свойств объекта легче осуществить через зрительно-осязательное восприятие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План работы

1. Общая характеристика и физиологические основы восприятия

2. Физиологические механизмы восприятия

3. Основные свойства и виды восприятия

4. Классификации восприятия

4.1 Особенности восприятия пространства

4.2 Особенности восприятия времени

4.3 Особенности восприятия движения

5. Законы восприятия

Заключение

Список использованной литературы

Приложение №1. Восприятие

Приложение №2. Классификация основных видов восприятия

Введение

В основе психики человека лежат сенсорно-перцептивные процессы, обеспечивающие отражение и восприятие воздействий окружающей действительности (ощущение, восприятие, представление и воображение). Способность ощущать дана человеку и всем живым существам, которые обладают нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные. Ощущение представляет собой начальную ступеньку познания человеком окружающего мира. Ощущение - это психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Крысько В.Г. Психология и педагогика: учебное пособие. - 5-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2007. - С.65. Восприятие - это психический познавательный процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков. Восприятие связано с опознанием, с пониманием и осмысливанием предметов или явлений, с отнесением их к определенной категории. Оно осуществляется посредством действия, связано с обследованием воспринимаемого объекта, с построением его образа и обусловлено тем, какие признаки объекта избираются в качестве исходных при его опознании. Однако восприятие - не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Основное и главное условие возникновения восприятия - это воздействие предметов и явлений объективного мира на органы чувств. Но это ни в коем случае не снижает значения активности субъекта. Главная задача восприятия состоит в том, чтобы формировать у человека правильные образы окружающей и внутренней реальности. Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. Совместно они обеспечивают чувственное отражение объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств. Если говорить об ощущениях, то можно увидеть, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы этих элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных звуковых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т. е. что бы человек ни воспринимал, он имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов и ситуаций. Опираясь на представление об ощущениях, восприятие можно определить также как наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств. Маклаков А.Г. Общая психология. (Серия «Учебник нового века») -- СПб.: Питер, 2001. -- С. 201. Филогенетически и в онтогенезе ощущения развиваются несколько раньше, а восприятие целостных предметов складывается уже на основе существующей способности к ощущениям. Такое же соотношение между ними существует у взрослого человека, поскольку физиологически раздражение или возбуждение сначала возникает на рецепторах органов чувств, а затем, перемещаясь по нервным волокнам мозговых центров анализаторов, оно подвергается сложной переработке. Одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к сложным интегративным нервным процессам. В результате складываются образы, на основании которых можно судить о том, с какими явлениями и предметами человек имеет дело. По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Он обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ. В основе восприятия лежит "рефлекс на отношение" -физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеет качество раздражителей и особенности отношений между ними. В результате в мозгу формируется отчетливый образ, полученный в результате анализа одновременного воздействия многочисленных раздражителей. Крысько В.Г. Психология и педагогика: учебное пособие. - 5-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2007. - С.71. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно, т. е. насколько активно идет отражение этого объекта. Следовательно, огромную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия. Восприятие - это весьма сложный, но вместе с тем - единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

1. Общая характеристика и ф изиологические основы восприятия

Воспри я тие - этосложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация, как в Приложение №1. Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. И действительно, на уровне предложенной схемы формируются ощущения. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, можноназывать перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон. Это различие отчетливо обнаруживается при нарушении деятельности той или иной зоны. При нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает так называемая центральная слепота, т. е. при полной исправности периферии - органов чувств - человек полностью лишается зрительных ощущений, он ничего не видит. При поражениях или нарушении работы интегративной зоны человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает, что он видит. Он перестает осмысливать то, что воздействует на него, и не узнает даже хорошо знакомые предметы. При нарушении слуховых интегративных зон люди перестают понимать человеческую речь. Подобные заболевания получили название агностических расстройств (расстройства, приводящие к невозможности познания), или агнозий. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что она тесно связана с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, передаются в нейроны-детекторы соответствующих мозговых центров, где охватывают различные зоны коры головного мозга и центров речи, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Маклаков А.Г. - С. 204.

2. Физиологические механизмы восприятия

Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов. Поскольку в процессе восприятия устанавливаются отношения между частями и свойствами предмета, то одним из физиологических механизмов восприятия является образование условных рефлексов на отношения. Если на анализатор постоянно воздействует система раздражителей, действующих в определенной последовательности, то ответная реакция начинает зависеть не от отдельного раздражителя, а от своеобразия связи раздражителей, их соотношений. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И.П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. При этом последние выступают в качестве комплексных раздражителей, так как при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза. С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т. е. их отнесении к той или иной категории: это - машина, это - собака, это - ягоды и т. д. Аналогично происходит распознавание. Так что же такое распознаваниеи каковы его механизмы? Распознавая объекты, можно сделать выводы о множестве скрытых свойств объекта. Если это машина, то она сделана из железа и для того чтобы на ней ездить. Если это собака, то она может выполнять охранные функции. Следовательно, может наброситься на людей в случае неверных действий и т. д. Таким образом, распознавание - это то, что позволяет выйти запределы чувственного отображения свойств предметов. Маклаков А.Г. - С. 205. В настоящее время принято выделять в процессе распознавания объектов несколько этапов, одни из которых предварительные , другие - завершающие. На предварительных этапах перцептивная система использует информацию с сетчатки глаза и описывает объект на языке элементарных составляющих, таких как линии, края и углы. На завершающих этапах система сравнивает это описание с описаниями форм разного рода объектов, хранящихся в зрительной памяти, и выбирает наилучшее ему соответствие. При распознавании большая часть обработки информации как на предварительных, так и на завершающих этапах распознавания недоступна сознанию. Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Одним из основных физиологических механизмов восприятия является образование динамического стереотипа, а также установление условно-рефлекторных связей между анализаторами. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Восприятие человека всегда связано с деятельностью второй сигнальной системы (речи). Человек не просто смотрит на предметы и пассивно реагирует на них. Выделяя и объединяя наиболее существенные из них, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, тем самым глубже познавая их свойства. Благодаря слову воспринимаемые предметы приобретают смысл.

3. Основные свойства и виды восприятия

Разобрав понятие "восприятие" и разобрав его физиологические механизмы можно рассмотреть основные свойства восприятия как познавательного психического процесса. К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность. Предметность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И.М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенности к объектам внешнего мира. Возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента. Причем это справедливо не только для зрительного или осязательного восприятия. Это характерно и для других модальностей. Услышав звук или почувствовав запах, человек совершает определенные ориентировочные движения в отношении источника раздражения. Однако, как и в случае микро-движения глаз эти ориентировочные движения часто не осознаются человеком. Другим свойством восприятия является целостность. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Этот образ возникает условно-рефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Или, говоря другими словами, целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. Маклаков А.Г. - С. 209. С целостностью восприятия связана и его структурность. Свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Воспринимается фактически абстрагированная от этих ощущений обобщенная структура, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания - в сознании слушающего продолжает звучать вся мелодия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Таким образом, восприятие доводит до сознания явления, с которыми человек сталкивается в реальном мире. Маклаков А.Г. - С. 209. Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств, предметов при изменении условий их восприятия. Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, люди воспринимают окружающие предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако человек воспринимает его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках будет белым. Следует отметить, что явление константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля светлым контрастом, а также представлениями о действительном цвете предметов и условия их освещенности. Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности восприятия при изменении положения предметов по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется (например, можно смотреть на предмет прямо, сбоку, с тыльной стороны). Однако форма воспринимаемого предмета для человека остается постоянной. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Если бы восприятие не было бы константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно раньше. Крысько В.Г. - С.73. Предшествующий перцептивный опыт играет большое значение в процессе восприятия. Более того, особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс восприятия неотделим от деятельности. Еще одно свойство восприятия - это апперцепция, зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Так в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них. Она придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей. Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как уже говорилось, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет - это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета человек пытается установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. Нельзя не сказать еще об одном свойстве- активность (или избирательность) . Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Маклаков А.Г. - С. 210-212. Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности. Наблюдательность - это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Например, любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности. Поскольку мы коснулись проблемы наблюдательности, то следует отметить, что существуют различия восприятия по степени преднамеренности. Выделяют преднамеренные (произвольные) и непреднамеренные (непроизвольные) восприятия. Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека и могут существовать в форме организованного восприятия - целенаправленного и планомерного восприятия предметов или явлений окружающего мира. Непреднамеренные восприятия - это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность. Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия. Поэтому наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности, а наблюдательность может рассматриваться как характеристика активности. Человек должен использовать все свои знания, чтобы сделать процесс восприятия более интенсивным, размышлять о том, что уже известно о воспринимаемом. Развитое восприятие помогает усваивать больший объем информации с меньшими энергетическими затратами. Крысько В.Г. - С.71-72. восприятие физиологическое распознавание перцептивный

4. Классификации восприятия

Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия, как в Приложение №2. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Обычно восприятие - результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие. Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого. Основой другого типа классификации видов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. Маклаков А.Г. - С. 212-213.

4.1 Особенности в осприяти я пространства

Состоит из восприятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов и их движения. Восприятие объемности и удаленности предметов осуществляется за счет бинокулярного зрения. Восприятие предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в зависимости от удаленности предмета. При рассматривании близких предметов кривизна хрусталика увеличивается, при рассматривании далеких предметов хрусталик становится плоским. Аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то информация об их удаленности поступает в мозг от взаиморасположения зрительных осей. Для восприятия рельефа, объемности предмета главную роль играет бинокулярное зрение. При восприятии предметов их изображение падает на несовпадающие точки сетчатки, при этом не происходит полного слияния изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате этого возникает стереоскопический эффект. Крысько В.Г. - С.74.

4.2 Особенности восприятия времени

Различают статический и динамический глазомер. Статический глазомер - определение размеров неподвижных предметов, их удаленности и расстояний между ними неподвижным наблюдателем. Динамический глазомер - способность человека определить соотношение движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними. Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза. Острота зрения определяется минимальным промежутком между двумя точками, которые с данной дистанции еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным зрением различают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В этом случае угловой размер различаемых объектов равен одной угловой минуте. Это и является единицей остроты зрения. Посредством зрительной рецепции наряду с формами, величинами и другими параметрами объектов воспринимаются их цвета, которые делят на ахроматические (со всеми промежуточными) и хроматические. Говоря о сетчатке глаза человека и позвоночных, необходимо отметить, что в ней находятся два вида фоторецепторов, а именно колбочковые клетки (колбочки), которые воспринимают дневной свет и обеспечивают цветное зрение, и палочковые клетки (палочки) - органы сумеречного зрения (слабой освещенности), лишенные чувствительности к цветам. В случае расстройства колбочкового аппарата, организм слеп к цветам. Английский ученый Д. Дальтон открыл впервые этот дефект зрения и первым, еще в конце XVII в., детально описал его. Людей с цветовой слепотой стали называть дальтониками по имени этого ученого. Восприятие времени - отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Крысько В.Г. - С.75. Физиологическим механизмом восприятия времени является определенное состояние нервных клеток. При длительном действии раздражителей усиливается возбуждение нервных клеток. Восприятие времени, как и любое психическое отражение, является субъективным образом объективной реальности. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое возникает от однообразных, малозначимых раздражителей. Восприятие времени связано с различными циклическими явлениями в природе и в организме человека.

4.3 Особенности в осприяти я движения

Восприятие движения - это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего, воспринимают: характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание, например: рук, ног, головы и т.д.); форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное, например: тела, поезда, дороги и т.д.); амплитуду движения (полная, неполная); направление движения (направо, налево, вверх, вниз); продолжительность движения (краткое, длительное); скорость движения (быстрое, медленное); ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, плавное, прерывистое). Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и т.д. Крысько В.Г. - С.76-77.

5. Законы восприятия

Восприятие человека, в задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным законам. Многие факты указывают на большую роль, которую в восприятии играют движения, причем это относится в основном к главным видам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному. Без движения внешних органов чувств или заменяющего его внутреннего движения формирование адекватного образа, по-видимому, не происходит, причем характер движений, совершаемых в перцептивной системе, играет важную роль в точном определении реальной картины воспринимаемого мира. Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением. Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ. Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:

1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект.

3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения.

4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - С.190-195.

Заключение

В заключении, можно дать общее понятие восприятию, как целостному отражению предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования - посредством активных действий - субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Возникает при непосредственном воздействии раздражителей физических на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку во внешнем мире. Будучи необходимым этапом познания, всегда в некоей мере связано с мышлением, памятью, вниманием. Направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Вопрос о том, какое влияние на восприятие людей оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено. В древности этот вопрос звучал примерно так: все ли знания о мире поступают к людям только через органы чувств или часть из них вносится в восприятие разумом, относительно независимо от внешнего мира? При глубоком рассмотрении этот вопрос оказывается не таким уж простым, каким может показаться на первый взгляд. Психология органов чувств до настоящего времени не способна объяснить до конца, каким образом вся информация, в том числе абстрактные знания (к примеру, схемы мышления, интуиция, гештальтструктуры восприятия и т.п.), которыми люди располагают, могут поступать через рецепторы. Факты, которые были рассмотрены, свидетельствуют о том, что по меньшей мере часть того, что входит в содержание наших образов, напрямую с действительностью не связана. Это требует создания такой теории восприятия, которая бы учитывала и удовлетворительно объясняла множество имеющихся фактов. Постепенно у человека все же складывается достаточно адекватное восприятие окружающего мира и своего места в нем. Он понимает, каким его видят окружающие, и формирует свое мнение о других людях. Но на протяжении всего периода становления личности параллельно формируются стереотипы и установки, которые в дальнейшем определяют восприятие индивида, и в первую очередь восприятие другого человека. Стереотипы и установки могут быть как приобретенными извне - от родителей, друзей, всей социально-культурной среды, так и выработанными на основе собственного опыта, но разрушить их очень сложно, особенно к концу жизни, когда человек становиться особенно консервативным и ригидным. Таким образом, наше восприятие очень субъективно и может сильно отличаться от восприятия других людей, что нужно учитывать в процессе общения. Таким образом, на базе рассмотренных фактов можно сделать вывод о том, что характер образов человека и связанных с ними ощущений отчасти определяется внутренними процессами, происходящими в организме, но это случается лишь тогда, когда восприятие уже сформировалось. В процессе же его развития образ непосредственно и напрямую зависит от получаемого опыта, следовательно восприятие изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается. Изучение восприятия интенсивно ведется представителями психологии, физиологии, кибернетики и других научных дисциплин. В этих исследованиях широко применяются наблюдение и эксперимент, сочетаются методы эмпирического анализа и моделирования. Данные о функции, развитии и структуре восприятия имеют общенаучное и прикладное значение. Они применяются при создании систем отображения информации, в технической эстетике и художественном конструировании, в педагогике, спорте и пр. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - С. 194-195.

С писок использованной литературы

1. Крысько В.Г. Психология и педагогика: учебное пособие. - 5-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2007. - С. 65-77.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. (Серия "Учебник нового века") - СПб.: Питер, 2001. - С. 201-213.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - С. 190-195.

Приложение №1 . Восприятие

Приложение №2 . Классификация основных видов восприятия

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Физиологические основы восприятия. Классификация и характеристики восприятия. Особенности восприятия пространства и времени, связанные с билатеральной асимметрией головного мозга. Связь конвергенции с аккомодацией. Наблюдение и наблюдательность.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2009

    Общая характеристика, физиологические основы и основные свойства восприятия человека. Сложные формы восприятия. Принцип фигуры и фона. Восприятие пространства, времени, движения. Иллюзии искажения направления линий под влиянием других линий фона.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2014

    Физиологические механизмы восприятия как психического процесса, его основные свойства. Общая характеристика развития зрительного, слухового и осязательного восприятия. Психологическая характеристика и закономерности различных модальностей восприятия.

    контрольная работа , добавлен 02.09.2012

    Сущность и свойства ощущения и восприятия как познавательных психических процессов, их сходства и различия. Классификация, физиологические механизмы, общие закономерности ощущения. Виды и свойства восприятия пространства, времени, речи; зрительные образы.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Восприятие как целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, характеристика и психологическое обоснование. Свойства и виды восприятия: пространства, движения и времени. Закономерности возникновения и развития восприятия, его физиологические основы.

    реферат , добавлен 15.03.2011

    Физиологические основы восприятия. Форма познания действительности. Свойства и функции восприятия. Виды восприятия. Развитие восприятия и тест Мюнстерберга на восприятие. Регулирование деятельности мозга. Различия в восприятии мира.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Отличие восприятия от ощущений. Первичный анализ стимула и кодирования сигнала. Ассоциативная теория восприятия. Активность, историчность, предметность, целостность, константность, осмысленность восприятия. Зрительное восприятие и зрительные иллюзии.

    реферат , добавлен 07.12.2016

    Общая характеристика процессов ощущения и восприятия умственно отсталых детей. Особенности зрительного и слухового восприятия. Способность восприятия пространства и времени. Основные средства коррекции недостатков восприятия умственно отсталых детей.

    реферат , добавлен 30.06.2010

    Ощущения и восприятие как процессы непосредственно чувственного отражения действительности. Основные свойства и феномены восприятия. Слуховая и зрительная перцептивная система. Особенности восприятия движения и зрительные иллюзии, их характер и значение.

    курс лекций , добавлен 11.06.2012

    Основные представления о времени в разные исторические периоды и особенности процесса восприятия. Механизмы, особенности и степень точности восприятия времени студентом в стрессовой ситуации. Сходство между восприятием времени и восприятием причинности.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.

    Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и в кору головного мозга; далее оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств - механизм возникновения ощущений.

    Физиологические механизмы восприятия включаются, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира - перцептивные зоны. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон. Например, при нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает так называемая центральная слепота, т. е. при полной исправности периферии - органов чувств - человек полностью лишается зрительных ощущений; при поражениях или нарушении работы интегративной зоны человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает, что он видит.

    Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями.

    Восприятие является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира.

    Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов:

    образуемые в пределах одного анализатора - при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности; например, мелодия - своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор как один сложный раздражитель.

    межанализаторные - образуемые при воздействии комплексного раздражителя, - это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетических, осязательных и т. д.).

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

8.3. Основные свойства и виды восприятия

К основным свойствам восприятия следует отнести :

    предметность,

    целостность,

    структурность,

    константность,

    апперцепция,

    осмысленность,

    активность.

Предметность восприятия - это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений , обеспечивающих контакт ребенка с предметом.

К моторным компонентам относятся : движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспроизводящие звук, и т. д.

Целостность. Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

Структурность. Восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например: мелодия. Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.

Константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные.

    Константность восприятия цвета - относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.

    Константность восприятия величины предметов - относительное постоянствовидимой величины предметов при их различной удаленности. Рост одного и того же человека с расстояния 3,5 и 10 метров воспринимается нами как неизменный, хотя величина изображения этого человека на сетчатке глаза в зависимости от удаленности будет различной.

    Константность восприятия формы предметов - относительная неизменность восприятия предметов при изменении их положения. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется, однако благодаря движению глаз по контурным линиям предметов и выделению характерных сочетаний контурных линий, известных нам по прошлому опыту, форма воспринимаемого предмета для нас остается постоянной.

Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека.

А пперцепция- зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. При восприятии активизируется прошлый опыт, поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

На точность, ясность и содержание восприятия оказывают значительное влияние:

    знания и опыт,

    поставленная задача,

    мотивы деятельности,

    интересы и направленность.

Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.

Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции , которые могут изменять содержание восприятия. Например: установки у работников аэропортов; эмоциональная окраска воспринимаемой информации у матери спящего ребенка - может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

Ошибочное (ложное) или искаженное восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

Осмысленность . Не смотря на то, что восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека тесно связано с мышлением - сознательно воспринимать предмет - значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой:

    I этап - происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

    II этап - поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.

    III этап - отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

    IV этап - формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Восприятие - это в значительной степени интеллектуальный процесс.

Активность (или избирательность) . В любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.

Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной. Воспринимается или речь лектора, или текстовое содержание книги, т.к восприятие направлено (т.е. активировано) . Но! Можно перенаправить на определенный период времени ваше внимание на другой пространственный участок, и вы стали воспринимать те предметы, которые находятся вокруг вас, в том числе и за вашей спиной, которые минуту назад никак не были представлены в вашем сознании.

Можно выделить несколько подходов к классификации восприятия (рис. 8.1).

Одна из классификаций восприятия основана на различиях в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают:

    зрительное,

    слуховое,

    осязательное,

    кинестетическое,

    обонятельное

    вкусовое восприятие.

Обычно восприятие - результат взаимодействия ряда анализаторов . Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде . Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

    Основой другого типа классификации восприятия являются формы существования материи. В соответствии с этой классификацией выделяют:

    восприятие пространства,

    восприятие времени

    восприятие движения.

      Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей

Восприятие во многом зависит от особенностей личности: знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на человека, влияет на процесс восприятия объективной реальности. Можно утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии (рис. 8.2).

Выделяются определенные типы индивидуальных различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей:

    различия между целостным и детализирующим,

    синтетическим и аналитическим восприятием.

Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности, не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую очередь, многие детали остаются незамеченными ими. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.

Детализирующий, или аналитический – люди с таким типом восприятия склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.

Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерны для крайних полюсов. Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку наиболее продуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих типов. Однако даже крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, поскольку очень часто они определяют то своеобразие восприятия, которое позволяет человеку быть неординарной личностью.

Другие типы восприятия .

    Описательный – люди ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления; движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания.

    Объяснительный - люди, относящиеся к этому типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии, всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное; этот тип чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

    Объективный тип восприятия - характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности.

    Субъективный - люди с этим типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя; их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению; рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом; они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.

Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности.

Наблюдательность - это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения.

    Характерный признак наблюдательности - быстрота , с которой воспринимается что-либо малозаметное.

    Наблюдательность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени.

    Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей личности.

    Любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности.

Существуют различия восприятия по степени преднамеренности .

Принято выделять:

    непреднамеренное (или непроизвольное) человек не руководствуется заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет, восприятие направляется внешними обстоятельствами;

    преднамеренное (произвольное) восприятие - с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним, может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с перерывами) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности , а наблюдательность может рассматриваться как характеристика активности восприятия.

Наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой.

Формирование восприятия (Б. М. Теплов) .

    Признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (2-4 месяца), когда начинают формироваться действия с предметами.

    К 5-6 месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует.

    При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

    В процессе обучения ребенка в происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов:

    I этап - становление адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом;

    II этап- дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз.

    Следующие этапы - дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга; в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения. Важна активная познавательная деятельность – задания, домашние обязанности, творчество (рисование, лепка, занятия музыкой, чтением и др.), участие в игре.

Особенности детского восприятия в сравнении с взрослым человеком :

    ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов - линейный глазомер у детей развит значительно хуже;

    большую трудность представляет для детей восприятие времени - очень трудно овладевают понятиями «завтра», «вчера», «раньше», «позже»;

    затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных на рисунках предметов и называют их неправильно, опираясь на случайные или малосущественные признаки;

    недостаточное умение выделить основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации.

Физиологические основы восприятия

Деятельность восприятия как психического процесса обеспечивают процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе.

Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь нервное возбуждение поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой таким образом центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. Разные проекционные зоны связаны с разными органами чувств, и в зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Описанный, до этого момента, механизм является механизмом возникновения ощущений. Эти ощущения - практически в буквальном смысле - являются отражением окружающей действительности. Как в зеркале или на фотографии отражены окружающие объекты, так и в проекционных зонах отражаются эти же самые объекты, только в виде нервных возбуждений, от точки к точке.

С ощущений процесс восприятия лишь начинается. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа объекта на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон.

Различие в работе проекционных и интегративных зон обнаруживается, когда у человека нарушена деятельность той или иной зоны. При нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает так называемая центральная слепота, т. е. при полной исправности периферии - органов чувств - человек полностью лишается зрительных ощущений, он совсем ничего не видит. Если поражена интегративная зона (при сохранности проекционной), человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает, что он видит. Он перестает осмысливать то, что воздействует на него, не узнает даже хорошо знакомые предметы и людей.

В других модальностях наблюдается аналогичная картина. При нарушении слуховых интегративных зон люди перестают понимать человеческую речь. Подобные заболевания получили название агностических расстройств (расстройства, приводящие к невозможности познания), или агнозий,

Восприятие тесно связано с двигательной деятельностью, эмоциональными переживаниями, мыслительными процессами, и это еще более усложняет понимание физиологических основ восприятия. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сложная сеть возбуждений разрастается. Взаимодействующие между собой возбуждения широко охватывают разные зоны коры.

В процессе восприятия большое значение имеют временные нервные связи. Как ручка и листок бумаги помогают считать столбиком, так и временные нервные связи обеспечивают восприятие возможностью делать гипотезы, которые необходимы для глубокого анализа воспринимаемой ситуации. Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов:

Связи, образуемые в пределах одного анализатора,

Межанализаторные связи.

Первый вид связей имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Например, таким раздражителем является мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только в ответ на сами раздражители, но и на их отношение - временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, или сложного синтеза.

Межанализаторные нервные связи образуются при воздействии комплексного раздражителя. Это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетических, осязательных и т.д.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем в восприятии такие свойства предметов или явлений, для восприятия которых нет специально приспособленных анализаторов (например величина предмета, удельный вес).

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого. Но кроме этого прямо и косвенно на процесс восприятия оказывают влияние разные участки головного мозга. Даже, например, лобные доли оказывают некоторое участие в процессах восприятия, обеспечивая целенаправленность этого процесса.

Восприятие, как и ощущение, носит рефлекторный характер. И.П. Павлов доказал, что почва восприятия составляют условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга при воздействии предметов и явлений окружающего мира с различными свойствами на рецепторы. Предметы и явления выступают комплексными раздражителями в единстве всех своих свойств и черт, поэтому восприятие является комплексной деятельностью системы анализаторов. Это, в свою очередь, предполагает сложную аналитико - синтетическую деятельность мозговых отделов анализаторов. Анализ обеспечивает выделение объекта из окружающего мира, синтез - объединение отдельных свойств и черт объекта восприятия в целостный образ. Без анализа невозможно осмысленное восприятие объекта. Поэтому незнакомая иностранная речь воспринимается как звуковой поток. Для осмысленного восприятия языка необходимо разделить язык на отдельные слова или словосочетания, а затем, используя синтез, человек воспринимает не отдельные, разрозненные звуки, а слова и фразы.

При восприятии урока школьник видит учителя, слышит его объяснения, видит наглядность, делает определенные записи в тетради. Раздражитель в данном случае действует как комплексный и вызывает возбуждение в зрительном, слуховом, двигательном анализаторах. Возбуждение передается в мозг, в результате чего образуются сложные системы временных нервных связей, что и определяет целостность восприятия.

Основой восприятия есть два вида нервных связей: связи внутри одного анализатора и межанализаторных связи. Первый вид связи имеет место тогда, когда раздражитель имеет одну модальность (мелодия, которая представляет собой сочетание отдельных звуков и действует как сложный раздражитель). Второй вид нервных связей при воздействии комплексного раздражителя - это связи в пределах разных анализаторов.

Физиологическим основой восприятия, по мнению И.П. Павлова, является "рефлекс на отношения". Ученый показал, что при восприятии отдельных явлений сигнальное значение имеют не сами раздражители, а особенности отношений между ними. Поэтому в ходе восприятия вырабатывается условный рефлекс в большей степени на отношение между раздражителями.

Взаимодействие анализаторов обусловлено взаимосвязью объективных раздражителей, в результате чего возникает ассоциация ощущений, которая присуща любому восприятию. Целостный образ предмета или явления складывается постепенно благодаря взаимодействию анализаторов.

Отсутствие одного из анализаторов или повреждения его отдельных частей может компенсироваться за счет других анализаторов, способствует ориентированию человека в окружающей среде. Так, у слепых людей повышается чувствительность слухового, осязательного и обонятельного анализатора.

Физиологическое основание восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной активностью, с эмоциональными переживаниями, с различными психическими процессами. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействие с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, которые взаимодействуют между собой и охватывают различные зоны коры, и составляет физиологическое основание восприятия.

Таким образом, физиологической основой восприятия является условно рефлекторная деятельность внутришньоанализаторного и межанализаторных комплекса нервных связей, обеспечивает целостность и предметность объекта восприятия.

Свойства восприятия

К свойствам восприятия относятся: предметность, константность, избирательность, структурность, целостность, Категориальность, осмысленность и апперцепция.

Предметность - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. При предметном отражении действительности различные по качеству ощущения сочетаются, и объект воспроизводится в богатстве его свойств.

Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. Предметность проявляется в том, что объект предстает перед нами именно как олицетворенное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко данное свойство проявляется в феномене выделения фигуры (предмета или объекта восприятия) из фона. Предмет - это то, на чем сосредоточено в данный момент восприятия и фон - все, что образуют другие предметы, которые действуют на нас в то же время, но отступают по сравнению с объектом восприятия "на задний план".

Сначала различие между фигурой (предметом) и фоном возникла в изобразительном искусстве. Фигурой называют замкнутую линию, которая выступает вперед и занимает часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, является фоном. Таким образом, реальность, воспринимается, всегда делится на два слоя: на фигуру - образ предмета и фон - образ окружающего предмет пространства. Вследствие такого расчленения предметность сохраняет некоторую независимость восприятия от фона, на котором выступает объект.

Соотношение предмета и фона - динамичное. То, что в данный момент принадлежит к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом может стать фоном. Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто необходимые усилия для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении подобных предметов. Для того, чтобы облегчить выделение объекта с ф ° ну, необходимо усилить его отличие. 1 наоборот, там, где нужно усложнить выделение предмета из фона, необходимо уменьшить различие между ними.

Константа восприятия заключается в относительной постоянства некоторых свойств предметов при изменении расстояния, ракурса и освещенности. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные по форме, цвету и величине. Форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом и от угла зрения. Однако знакомые нам предметы кажутся неизменными по величине независимо от расстояния. Восприятие цвета зависит от многих факторов: освещенности, фона, интенсивности. В то же время цвет знакомых предметов всегда воспринимается одинаково. Аналогично и форма привычных объектов воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения и положения объекта.

Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многочисленные восприятия одних и тех же предметов в разных условиях обеспечивают постоянство перцептивного образа относительно изменяющимся, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное действие, имеющее механизм обратной связи и настраивается на особенности объекта восприятия и условий его существования. Константа восприятия играет значительную роль в ориентировании человека в окружающем мире. Если бы обиды не были константными, то при изменении расстояния, освещенности и ракурса все признаки предмета менялись бы, и человек потерял бы способность ориентироваться в широком окружающем мире.

Избирательность - это выделение отдельных предметов и явлений из всего многообразия окружающей среды, в то время как другие объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, то есть не отражаются. В избирательности раскрывается активность процесса восприятия как проявление содержательной стороны деятельности человека. Избирательность восприятия определяется интересами, установками и потребностями личности.

Любому образу восприятия свойственна целостность. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Благодаря целостности восприятия внешний раздражитель выступает как целостный образ. Он составляется на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качестве предмета, которые поступают в виде отдельных ощущений. Компоненты ощущения настолько тесно связаны между собой, что единственный сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Когда образ предмета не дается полностью, он мыслительно достраивается до целостной формы. Целостная форма предмета возникает на основе условных рефлексов, которые выработались в течение жизни и хранятся в опыте человека.

Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части. Многое из того, что есть в объекте, совсем не воспринимается или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но все-таки мы узнаем предмет. Это происходит потому, что каждый предмет имеет характерные, только ему присущие признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает опознать предмет, одновременно отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.

Взаимоотношения восприятия целого и части неодинаковое на разных этапах ознакомления с предметом. Причем существенную роль здесь играют индивидуальные различия людей. Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятия целого, без выделения отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в первую очередь различаются отдельные части предмета.

Согласно индивидуальных различий по-разному протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без четкого различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все более четко. И наоборот, если сначала выделились только части предмета, то осуществляется переход к целому. В конце концов, которую том, так и в другом случае достигается восприятия в целом при достаточно четком различении его отдельных частей. Восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от предыдущего опыта и установок.

С целостностью восприятия связана и его структурность. Структурность заключается в воспроизведении структуры предмета восприятия. При изменении отдельных ощущений от предмета и сохранении отдельных отношений между ними общая структура образа остается неизменной (одна и та же песня в исполнении разных певцов).

Восприятие носит обобщенный характер, каждый предмет восприятия сказывается определенным понятием и относится к определенному классу. Именно в этом заключается следующее свойство восприятия - Категориальность. Воспринимая новый предмет, человек стремится не только понять, что перед ней находится, но и относит к определенной группе известных ей предметов. В этом отражается влияние языка и личного опыта человека. По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, к все большей совокупности предметов определенной категории, все более надежно классифицируется. Для этого необходимо обобщение, обращение к классу подобных объектов, которые хранятся в памяти, что означает переход от существующей ситуации к другой, к постижению реальности через призму лично обобщенной схемы действительности

Обобщенность и классификация обеспечивают надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, которые не выводят объекта за пределы класса. Обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предусматривать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаются.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Осмысленность предполагает осознание объекта восприятия. Хотя восприятие возникает при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Благодаря осмысленности становится возможным целенаправленное использование предметов. Осмысленность достигается в процессе понимания сущности предметов, то есть процесс восприятия осложняется мыслительной деятельностью. Связь мышления и восприятия прежде всего проявляется в том, что сознательно воспринимать предмет означает мыслительно называть его, то есть отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным понятием. Даже при восприятии незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Таким образом, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

Процесс осмысления информации представлено следующим этапам. На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятия решения о том, что они принадлежат к одному и тому же объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущение комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение объекта восприятия к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или отрицающих правильность принятого решения. И наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Таким образом, восприятие - это в значительной степени интеллектуальный процесс.

Восприятие - сложный процесс, который определяется не только объективными, но и субъективными факторами. Воспринимает не само по себе глаз или ухо, а конкретный человек. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от ее индивидуального опыта называется апперцепция. При восприятии предметов из окружающей среды человек пытается найти субъективные эталоны, к которым можно было бы отнести эти предметы. Иными словами, в ходе восприятия активизируются следы прошлого опыта. Кроме этого, в восприятии оказываются желания, интересы, мотивы, чувства человека и его отношение к предмету восприятия. Поэтому одни и те же предметы воспринимаются разными людьми по-разному.

Примером проявления аперцепции является восприятие одного и того же человека представителями разных профессий: филолог обратит внимание на произношение, фотограф-на внешность по поводу фотогеничности, врач заметит признаки определенного заболевания, модельер обратит рагу на правильность пропорций фигуры.