Философия как формы общественного сознания. Формы общественного сознания

Арендный блок

Философия как форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире. Философия в духовной культуре общества. Связи между наукой и философией, философией и религией, философией и искусством.

из чего, как, когда и где возникла философия как новая форма мировоззрения, но и дать ответ на вопрос, почему потребность в философии воспроизводится в культуре человечества в многообразных региональных и национальных формах в различные исторические эпохи. По вопросу об источниках возникновения философии существуют три основные концепции в ис тории философии Первая - мифоіенная - считает единствен ным источником происхождения философии предфилософский миф. Наиболее видными представителями данной концепции в истории философии являются Г В Ф Гегель и А. С4 Лосев. При этом Гегель не проводил различия между мифом и религией, считая миф мировоззренческой частью любой религии. Основой мифологии, по Гегелю, является фантазирующий разум, который не может выразить разумное содержание мира в разумной форм" В мифологии как форме развития абсолютного духа форма противоречит содержанию, т е. всеобщим определениям истины Философия и возникает как попытка выразить объективно-разумное содержание мира в адекватной ему понятийной форме. Миф как единственный духовный источник философии создает возможность философствования. Для того чтобы эта возможность стала действительностью, нужен, по Гегелю, ряд условий - расцвет действительной политической свободы и опреде ленная ступень зрелости культуры, когда исчезает направлен ность на единичное.

Вторая концепция сциентистская - рассматривает в качестве единственного источника происхождения философии пред- философское, конкретное, научное знание.

Согласно третьей - гносеомифогенной - концепции про исхождения философии тремя источниками философского знания являются развитый религиозно-мифологический комплекс, эмпирическое научное знание и житейская мудрость, отражающая обыденный нравственный опыт Необходимую причину генезиса философии представляет противоречие между осно ванным на нерациональном воображении мифстогическим мировоззрением и начатками научного мышления. Философия возникает как распространение методов научного мышления, которое стремится открыть неявные существенные связи и отношения в узкой области специального знания на все мироздание. Данное противоречие находит свое разрешение в философии при определенных социальных условиях, таких как наличие товарно-денежных отношений, установление частной собственности на землю и экономического господства городской жизни, установление правовых норм.

4.Структура философского знания, его элементы и общая характеристика, история формирования и развития, современное состояние и значение в обществе. Основные функции философии, взаимоотношение с наукой. Особенности соотношения философии с этикой и моралью.

5. Философия не была бы философией, если бы она принадлежала только к наукам. Подобно тому, как философия родственна любому направлению науки, родственные связи обнаруживаются у нее со всеми проявлениями культуры. Философию интересует не сам мир, а мир в контексте человеческого существования в нем, т. е. в любой оригинальной философской системе отражается личностное мировосприятие ее автора. Поэтому философия относится к сфере культуры и обладает всеми ее характеристиками. Так, мы не можем говорить о русской или немецкой математике, русской или немецкой физике, но с полным правом говорим о русской и немецкой поэзии, музыке, философии.До Аристотеля философия основывалась большей частью на художественных образах и интуитивных озарениях. Но и интуитивное озарение является важнейшим элементом философского постижения мира. И прав был Ф. Достоевский, утверждавший, что философия та же поэзия, только высший градус ее. Античная философия действительно вышла из эпической поэзии - первые философские сочинения были написаны в поэтической форме

6. Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать его. Кто хочет увидеть, а не обдумать, должен обратиться по другому адресу. Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться.

Что будет, если все люди действительно полюбят мудрость и станут целостными личностями? Философия решит свою главную задачу и отомрет как особый род занятий. Все станут философами, а философствование - обычным делом каждого. Философия XXI в. может стать метафизикой духовной индивидуальности. В дальнейшем, чтобы выполнить свою миссию, философия, по-видимому, должна становиться все более личностной, в идеале - занятием каждого, посвященным его индивидуально-всеобщим проблемам.

7. Конкретно не нашел ничего, но, думаю «да»…

8. Мате́рия (от лат. materia - вещество) - философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

12. Дух - 1) философское понятие, обозначающее нематериальное начало ; 2) высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности .

Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии . Идеализм , спиритуализм - признание духа первоначалом мира. Идея духа может выступать как

понятие (панлогизм ),

субстанция (пантеизм ),

личность (теизм , персоналистические концепции)

Рационалистические философские системы отождествляют дух с мышлением и сознанием ; в иррационализме, определяя сущность духа, рассматривают такие его аспекты, как

интуиция

чувство

воля

воображение и т. д.

13. Жизнь человеческая - это микромир, состоящий из двух ярусов: духовного и материального. Материализм учит нас, что в основе всего лежит материя, идеализм утверждает – что душа. В человеке и других живых существах душа и материя едины. Душа обретает материю, с разрушением материи душа меняет место своего пребывания.Человек рождается и с первых минут ощущает заботу о себе матери. Мир нас учит заботиться о себе, точнее о своей материи – о здоровье. Нам советуют правильно питаться, заниматься спортом, избегать стрессов – холить и лелеять свою материю. Говорят, что так увеличивается продолжительность жизни.

14. Головной мозг человека (лат. encephalon ) является органом центральной нервной системы, состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков. Интеллект и первичные способности. Понятие о коэффициенте интеллектуальности. Исследование основных этапов эволюции интеллекта. Сравнительный анализ физиологических возможностей мозга человека и функционального информационного потенциала человечества

15. Еще древние мыслители искали разгадку тайны феномена сознания. В течение многих веков идут горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. До тех пор, пока не появились определенные исторические условия, а естественные науки еще не достигли соответствующего уровня развития, психические явления рассматривались в рамках философии, с ее абстрактно – логическим объяснением этих явлений. Богословы рассматривали сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи. Рассматривая сознание как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное, ничем не объяснимое, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Материалисты искали общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального

16. Реа́льность (от лат. realis - вещественный, действительный) - философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума , составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно . Различают объективную (материальную) реальность и субъективную (явления сознания) реальность .

В диалектическом материализме термин «Реальность» употребляется в двух смыслах:

всё существующее , то есть весь материальный мир , включая все его идеальные продукты ;

объективная реальность , то есть материя в совокупности различных её видов . Реальность противополагается здесь субъективной реальности , то есть явлениям сознания , и отождествляется с понятием материи .

17. Идеали́зм (фр. idéalisme , через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα - идея) - термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи (см. Основной вопрос философии) в сфере бытия. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму (в Православии - христианскому материализму Святых Отцов, хотя сами термины "материализм" и "идеализм" предложил Лейбниц только в XVIII веке) сущностью философии. Категории материализма и идеализма во все эпохи являются историческими категориями. Применяя их, всегда нужно учитывать ту историческую их окраску и, в частности, ту эстетическую значимость, которую они получают в связи с разными периодами исторического развития, в связи с отдельными философами и культурологами и в связи с бесконечно разнообразной пестротой результатов и произведений философов и культурологов. Абстрактный идеализм в чистом виде и абстрактный материализм в чистом виде являются крайними противоположностями философского мировоззрения, не отвергающими, но предполагающими бесчисленное количество их совмещений с бесконечно разнообразной дозировкой.

Идеализм утверждает первичность в сфере бытия идеального духовного по отношению к материальному. В христианстве это учение называлось "варлаамизм" по имени Варлаама Калабрийского и было осуждено на Константинопольском соборе в 1341 году. Термин «идеализм» появился только в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря об осуждаемой не только Священным Преданием, но и в православной литургии философии Платона. Выделяются две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.

вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире. Философия в духовной культуре общества. Связи между наукой и философией, философией и религией, философией и искусством.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Философия* является одной из древнейших и важнейших форм общественного сознания. С течением времени роль философии не уменьшается, а растет. В будущем обществе отомрут такие формы общественного сознания, как политика, право, религия. Философия же наряду с наукой, искусством, моралью приобретет еще большее значение в общественной жизни.

* Слово "философия" древнегреческого происхождения. Оно образовано из двух слов: phileo - люблю, sophia - мудрость. В буквальном смысле философия - это любовь к мудрости или, как говорили на Руси, - "любомудрие".

В чем же состоят особенности философии как формы общественного сознания? Какими вопросами философия занималась и занимается? Какую роль она играла и играет в обществе? На эти вопросы не было и нет единого ответа, подобно тому, как не было и нет единой философии, а существовало и существует множество философских теорий и систем, школ и направлений. Правильное понимание особенностей философии, ее возникновения, развития и роли в обществе возможно лишь с позиций исторического материализма, научно доказавшего, с одной стороны, первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания, в том числе и философии, с другой - относительную самостоятельность общественного сознания и его форм.

Специфика философии в отличие от других форм общественного сознания состоит прежде всего в том, что она рассматривает мир в целом, познает природу мира, устанавливает причины его развития, изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления, пути и средства познания мира и его преобразования. Философия отличается, например, от науки тем, что наука рассматривает отдельные стороны действительности, либо количественные и пространственные связи и отношения (математика), либо тепловые, световые, электромагнитные, внутриядерные процессы (физические науки), либо особенности развития растительного и животного мира (биологические науки), либо характер развития производительных сил и производственных отношений, формы производства и распределения (экономические науки). Философия отличается также от искусства, важнейшей чертой которого является художественно-образная форма отражения действительности. Она, далее, отличается и от таких форм общественного сознания, как политика, выражающая отношения между классами и государствами, право, представляющее собой волю господствующего класса, возведенную в закон, мораль, которая выражает нормы поведения людей в повседневной жизни. Философия коренным образом отличается и от такой древнейшей формы общественного сознания, как религия, представляющей собой фантастическое отражение действительности в головах людей, тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражение, в котором земные силы принимают форму неземных.



В этом отношении она ближе всего стоит к частным наукам. Но в отличие от законов и категорий частных наук, обобщающих какую-то определенную, сравнительно узкую область или сторону природы и общества, категории и законы философии являются всеобщими, обобщающими и выражающими такие стороны и связи объективного мира, которые присущи всякому предмету, явлению, процессу. Законы и категории философии дают общее представление о мире, его природе, его формах существования и развития.

Таким образом, главная особенность философии как формы общественного сознания состоит в том, что она стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимоотношениях, о познании мира и путях его преобразования.

. Жизнь человека - это сложный процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на окружающий мир и на самого себя для обеспечения своего существования, функционирования, развития

С появлением человека возникает целостный, поистине человеческий мир. Различные стороны этого мира отражаются в сознании человека осознание значения различных сторон для обеспечения существования и развития человека находит свое отражение в различных формах общественного сознанияті.

Каждая из них не только отражением определенной стороны окружающей действительности, а выступает также как фактор, который обеспечивает ориентацию человека, обусловливает направленность ее деятельности в определенной сфере жизни. Нап пример, наука как одна из форм общественного сознания вооружает человека знанием свойств, связей, законов объективной действительности. Мораль выступает как осознание людьми зависимости их жизнедеятельности е д характера взаимных отношений во всех сферах жизни. Это осознание отражается в правилах, нормах, принципах, которые определяют характер поведения людей, их поступки и т.п.. Подобное касается и других форм общественного сознания. Но перед человеком возникает потребность осознать не только отношение к разным сторонам мира, а прежде всего и к миру как определенной целостности и к самому себе. Такое осознание находит с вое отражение именно в философииософії.

Термин" философия "(гр"филе"- любовь и"софия"- мудрость) - буквально истолковывается как любовь к мудрости. Но этот буквальный перевод далеко не исчерпывает содержание философии. Здесь идет речь о способности человека постичь сущее ость мироздания, постичь собственную сущность, подняться до осознания смысла своей жизни. Осознание сущности мира и своей сущности, своего места в мире, смысла жизни в единстве и является понимание мудростиності і є розумінням мудрості.

протяжении всей своей истории философия ставила и стремилась дать ответы на важные вопросы человека ли она творцом своей собственной судьбы? и ей приходится обеспечивать свое существование? ?

С усложнением взаимосвязей человека с условиями своего бытия, а также отношений между людьми, возникла потребность в специфическом способе видения, понимания, анализа, оценки явлений, определяет характер в тавлення к ним, характер поступков и действий. Иными словами, возникает потребность в мировоззрении, формирование которого обусловило потребность в общем взгляде на мир и самого человеку.

Итак, предметом философии является отношение"человек - мир"Но, философия и возникла в древности, это не значит что отношения"человек - мир"впервые появляется именно в ней. Исторически первыми фор рмамы мировоззрения были мифология и религия. Мировоззренческое восприятие действительности зависит от определенной системы конкретно-исторических условий. Поэтому возникновение мифологии и религии обусловлено очень низким уровнем раз развития человекм рівнем розвитку людини.

Для выяснения специфики философии необходимо определить: что, как и почему именно так отражается в философии, а также ее социальное назначение, то есть функции она выполняет

В практически-преобразовательной деятельности перед человеком встает вопрос: что по своей природе мир, в котором она живет; что лежит в его основе?

В процессе практической деятельности, в борьбе со стихией у человека исторически формируется представление о том, что мир существует независимо от желаний и воли человека что люди считаться с фактом объективного ис существования мира. Человек постоянно вынуждена согласовывать свои цели с объективными, естественными процессами. Она убеждается, что мир никем не создан, он существует вне и независимо от воли и желаний людей, в его основе лежит материальное начало, что сам человек - продукт и доля этого мирту.

Но, вместе с тем, в трудовой и практической деятельности, занимаясь земледелием, производством орудий труда и средств удовлетворения своих жизненных потребностей, покоряя себе силы природы, человек проймалас ся верой в могущество своего ума, ставя определенные цели практической деятельности и добиваясь их достижения. Основой такого подхода было то, что именно трудовой процесс начинается с постановки цели и форму ния идеального образа предмета, который стремится создать человека.

Преувеличение роли сознательной, целенаправленной деятельности в практическом освоении действительности ведет к заключению, что в основе мира лежит духовное начало

Эти два противоположных вывода определяли суть основного вопроса философии как вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию

Два противоположные выводы относительно раскрытия природы мира нашли свое выражение в решении вопроса о, что же первично - материя или сознание. Это первая сторона основного вопроса философии. Различные отв доклада в решении этого вопроса обусловили возникновение двух основных направлений философии - материализма и идеализмзму.

Материализм исходит из того, что мир по природе материальный, вечный, несотворимий, бесконечный во времени и пространстве. Материя - первичная. Сознание е продуктом, свойством высокоорганизованной мате ерии - мозга, она - вторичная. Материальный мир согласно материализмом существует сам по себе, независимо ни от человека, ни от каких-либо сверхъестественных сил. Человек - часть природы, ее сознание порождена пр иродою, является ее специфическим свойством. Материализм в разные исторические эпохи приобретал разных форм и видов: наивный и зрелый (научный материализм), стихийный и философски осмысленный, метафизический и ди алектичныичний.

Идеализм исходит из признания первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи. Идеализм, как и материализм, приобретал конкретных форм, наполнялся конкретным содержанием на разных этап пах историї.

Выделяют два вида идеализма: объективный и субъективный

Объективный идеализм исходит из того, что над миром царит мировой разум (логос, дух, идея, понятие и др.), который изначально дается как самостоятельная сущность, а затем, перевоплощаясь в материальные и предметы, обусловливает их реальное существованиея.

Субъективный идеализм рассматривает реальный мир лишь как субъективный мир человека. Вещи не существуют вне и независимо от нас. Они - продукты нашего сознания,"комплексы","собрание"наших чувств и спо ийняттив, порождение органов чувствродження органів чуття.

Кроме этих основных способов решения основного вопроса философии есть еще дуализм, который признает материю и сознание, дух и природу, мышления и бытия как две самостоятельные основы

В сферу основного вопроса философии относится и вопрос о способности и возможности человека познать окружающий мир, о границах познания, о его природе и истинность. Материализм утверждает, что человек с способен познать мир, наши знания соответствуют материальным объектам, держат в себе их образы, могут быть и являются истинными знаниеми.

Объективный идеализм также утвердительно отвечает на вопрос о познании мира, но решает его на идеалистической основе, исходя из абсолютного тождества разума и действительности

Философский направление, отрицает познаваемость мира, называется агностицизмом (от гр а - отрицание и gnosis - знание; недоступен познанию). Это, как правило, субъективный идеализм. Согласно. АГНОС стицизмом человек не может иметь вероятных (достоверных) знаний, поскольку реальный мир для него - всего лишь мир ее чувств, которые вследствие ограниченности и индивидуальных особенностей человеческих органов ч уття, искажают действительность, не могут дать достоверного знания о ненеї.

Важнейшими философии является вопрос об общей структуре мира и состояние, в котором он находится. Этот вопрос находит свое решение в двух основных концепциях - диалектической и метафизической

. Диалектика - концепция, согласно которой мир по своей структуре является единым целым, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния - продолжал находится в движении, в развитии

. Метафизика - концепция, согласно которой мир по своей структуре является совокупностью не связанных между собой взаимопереход предметов, явлений и процессов. Относительно состояния мира метафизика признает движение и развитие только в некоторый них пределах - как уменьшение и увеличение, как повторениея.

Проблема общей структуры мира, включает в себя и человека, и состояние, в котором она находится, является относительно самостоятельным вопросом. Оно может решаться в принципе одинаково при разных подходах к основн ного вопроса философии есть материализм, так же как и идеализм, может быть метафизическим и диалектическимим.

Философия вырабатывает обобщенную систему воззрений на мир и место в нем человека. Она исследует познавательное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к явлениям природного и социального мира. Но в обществе существует также много других специфических воззрений на мир: физические, биологические, социологические, экономические, педагогические и другие взгляды. Чем же отличаются от них философские воззрения?

Все те или иные нефилософские воззрения, как правило, касаются только каких-то определенных областей действительности, отдельных сторон, частей мира. Так, физические воззрения охватывают физические явления (перемещение тел в пространстве, движение молекул, элементарных частиц и т. п.), биологические - явления живой природы, процессы, происходящие в живых и растительных организмах, социологические взгляды дают представление о функционировании и развитии общества, экономические - об экономических явлениях, отношениях, педагогические - о прак тике обучения и воспитания подрастающего поколения. В отличие от них философские воззрения отражают отношение человека к миру, к законам развития природы, общества и мышления. Главная особенность философии как особой формы общественного сознания заключается в том, что она выступает как систематизированная, целостная система воззрений на человека, общество и историю, на сознание и познание, обладающая логической последовательностью и определенной научностью. В современ ных условиях вряд ли можно найти философскую школу, которая для придания убедительности своим положениям не пыталась бы сослаться на научные положения. Но нередко факты науки используются в философии вопреки их истинному смыслу для дока зательства, например, существования бога, необходимости подчи­нения науки религии, других антинаучных по сути своей выводов. Поэтому философское учение может быть как научным, так и ненаучным.

Стремясь обосновать определенное представление о мире в целом, философия не может обойти стороной вопрос о сущности и характере взаимоотношений материальных и духовных явлений, охватывающих в своей совокупности все многообразие природного и социального мира. Отсюда в каждой философской системе в той или иной форме присутствует решение вопроса об отношении мышления к бытию - основного вопроса философии. Вся история развития философской мысли убедительно свидетельствует об этом. В работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Ф. Энгельс писал: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» . В соответствии с трактовкой этого вопроса все философы разделились на два основных лагеря: «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» .

В зависимости от того, как в идеалистической философии понимается духовное начало, в ней различается, в свою очередь, идеализм объективный и субъективный. Сторонники объектив ного идеализма принимают в качестве исходного принципа некое вне и независимо от человека существующее сознание, волю, мировой дух и т. п., а материю, материальное рассматривают как производное от них. Так, немецкий философ Гегель первоначалом считал «мировой разум», «абсолютную идею», а другой немецкий философ, Шопенгауэр - некую «мировую волю». Субъективные идеалисты отрицают наличие какой бы то ни было реальности вне сознания человека, вне субъекта. Существование вещей при этом фактически ставится в зависимость от восприятия, мышления познающего субъекта. Например, типичный представитель субъективного идеализма английский епископ Дж. Беркли сводит свойства предметов к человеческим ощущениям, отождествляет вещи с «комбинациями» ощущений. «Существование чувственно вообра жаемой вещи, пишет он, ничем не отличается от чувственного воображения или восприятия...» . Многие философские идеи Беркли в более завуалированной форме воспроизводятся его последователями, в том числе и современными. Эти идеи живут, например, в концепциях неопозитивистов, которые утверждают, что объекты науки формируются из ощущений субъекта, а наука лишь упорядочивает их, что бессмысленно пытаться искать объективную реальность, объективный критерий истинности знаний и т. д. При всем своем различии объективный идеализм и субъективный идеализм сходны в главном: они ставят существование явлений природного и социального мира в зависимость от сознания, духа и в этом от решении противостоят философии материализма. Идеализм тесно связан с религией. Прямая или косвенная п оддержка религии, укрепление ее позиций с помощью теоретических средств, которыми она сама не обладает, всегда составляли из функций идеалистической философии. Идеализм - не случайное явление, он имеет глубокие гносеологические и социальные корни. Гносеологические причины его коренятся в особенностях самого процесса познания, его сложности и п ротиворечивости. «...Философский идеализм, - писал В. И. Ленин , - есть одностороннее, преувеличенное... развитие (раздувание », распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный» .

Если отдельные звенья познавательного процесса вырвать из их реальной связи и придать им самостоятельное значение, абсолютизировать, противопоставить другим, то возникает опасность ошибки идеалистического характера. Так, абсолютизация способности человеческого сознания отражать мир и предвидеть будущее может превратить ее в «абсолютный дух», в оторванную от материи и обожествленную духовную субстанцию. Это как раз характерно дляобъективного идеализма. Что же касается субъективного идеализма с его пониманием вещей как совокупности ощущений, то он вырастает из преувеличения, абсолютизации зависимости чувственных образов от субъекта (человека и его органов чувств).

Гносеологические предпосылки перехода философов на позиции идеализма, как правило, имеют тесную связь с социальными корнями идеализма, с расколом общества на антагонистические классы и отделением умственного труда от физического. В этих ус ловияхдуховная деятельность оказывается привилегией господству ющего класса, что создает иллюзию ее исключительности, ее первич ности по отношению к практике, социально-преобразующей деятельности. Идеалистическая философия, игнорирующая сферу материальных отношений и уводящая сознание от реальных, насущных проблем, акцентирующая внимание на оторванных от действительности сферах духа, вполне соответствует интересам господствующих эксплуататорских классов, ибо служит сохранению существующих порядков в обществе, препятствует прогрессив ным социальным преобразованиям. Это также роднит идеализм с религией. Отмеченная закономерность явно обнаруживает себя и в наши дни: современная буржуазная философия, отражающая интересы империалистической буржуазии, носит большей частью идеалистический характер, имеет явную или завуалированную тенденцию к сближению с теологией .

Материализм же составляет, как правило, теоретическую основу воззрений передовых классов и слоев общества, заинтересованных в познании мира таким, как он есть, в усилении власти человека над природой, в поступательном движении общества, ибо классовые интересы таких общественных сил совпадают с основной тенденцией исторического развития. Будучи непосредственно связанным с развитием науки и производства, обобщая их достижения, материализм совершенствуется вместе с ними. Подчеркивая эту связь, Ф. Энгельс писал: «С каждым составляющим эпоху открытием даже в естественно исторической области материализм неизбежно должен изменять свою форму» ,

Основными историческими формами материализма являются: а) материализм древних мыслителей; б) механистический, метафизический материализм XVII - XVIII веков; в) материализм революционных демократов; г) диалектический материализм. Каждая из этих форм имеет свои специфические особенности, обусловленные в конечном итоге уровнем развития науки и практики соответствующего исторического периода. Но лишь одна из них, а именно диалектический материализм - философия самого передового, самого революционного класса, пролетариата, - является последовательно научной формой материализма.

Формулируя основной вопрос философии, Ф. Энгельс обратил внимание и на его вторую сторону: «...как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в на ших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?»

Большинство философов (все материалисты и многие идеалисты) положительно отвечают на вопрос о возможности познания мира. Правда, идеализм не в состоянии правильно истолковать познавательный процесс, ибо в рамках идеализма речь фактически идет о познании не объективного мира, а лишь взятого в отрыве от субъективного мира, абсолютизированных явлений духовного порядка.

Вместе с тем существуют философы, высказывающие сомнение относительно возможностей познания мира или прямо отрицающие такую возможность. Это представители агностицизма (от греч. а gnostos - недоступный познанию). Лучшим опровержением а гностицизма служат успехи науки, техники, производства и в конечном счете вся общественная практика.

Философия, как и религия, есть форма общественного сознания. Подобно религии, она представляет собой мировоззрение, т.е. имеет в центре своего проблемного поля вопрос об отношении человека и мира. Она есть система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Различаются они содержательно - в трактовке мира в целом, его основы, первоначала, а также в средствах постижения своего объекта. Если в религии на первом плане находится вера, то в философии, несмотря на многообразие ее средств постижения реальности, ведущим средством являются методы рационального познания. Одно из определений философии таково: философия - это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоз-зрение своей эпохи. В данном определении выражено ведущее начало философского знания под углом зрения средств освоения действительности.Философия - особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

Философия в отличие от религии и других форм общественного сознания является комплексным видом познания. Швейцарский философ А. Мерсье описывает эту комплексность, обращаясь к модусам познания. Он усматривает в философском знании четыре модуса (или способа, установки): 1) объективный способ, объективность, которая характеризует науку 2) субъективный способ, или субъективность, характеризующая искусство; 3) способ общитель-ности (коммуникативный способ), свойственный морали, и только морали; и 4) созерцательность мистического свойства (или "контемплативный способ мышления"). Каждый из этих способов, считает А. Мерсье, является родовой формой аутентичных суждений и соответствует четырем кардинальным подходам - науки, искусства, морали и мистики. Исходя из этого, философия могла бы быть определена как интегральное слияние (или встреча) четырех кардинальных модусов знания: науки, искусства, морали и мистики. Но это соединение не означает ни чистого и простого приращения, ни присоединения, ни даже наложения одного на другое... Философия является квинтэссенцией, встречей этих модусов, в которой все споры разрешаются в пользу разума и в тотальное удовлетворение думающего и действующего человечества. Но это, по А. Мерсье, не делает из философии сверхнауки или сверхморали, сверхискусства или сверхсозерцания.

12структура:онтологии (учении о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей). На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще. На гносеологическом уровне, философия ставит вопрос о познаваемости мира. В рамках этого вопроса строится теория познания. Человек не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Эти проблемы решаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека, его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует человеческое отношение к бытию, а не бытие как таковое или законы его познания. Имеются и другие уровни в структуре философии. праксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески применять полученные знания. Для каждого уровня философии характерной является определенная философская дисциплина. Однако не все дисциплины можно отнести к какому-то одному уровню. Назовем эти дисциплины, возникшие в результате дифференциации философского знания. Логика - учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Они изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления.Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. Этика изучает проблемы добра. Ее цель - выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Социальная философия - дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Философия языка расматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества.Философия религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфики их функционирования в обществе, о значении религии для человека.

Функции:Мировоззренческая способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.Мыслительно-теоретическая выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).критической – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.Аксиологическая (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).Социальная – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.Воспитательно-гуманитарная философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.Прогностическая заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Период становления русской философии –11-17 века Этот этап называют по-разному; древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Русская философия этого времени очень близка по своему типу к западно - европейскому средневековью с его религиозной направленностью. Ее отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Центрами духовной жизни в этот период являются монастыри. Несмотря на общее единство этого исторического типа философии, внутри него можно вычленить и более конкретные периоды; 11-14 вв. – процесс формирования древнерусской философии; 15-16 вв. – эпоха ее расцвета; 17в.- начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейским. С самого начала своего зарождения русская философия характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 году. Русская философия впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли в христианизированном виде. При этом она с самого начала использоваласвой собственный письменный язык, созданный в 9 веке Кириллом и Мефодием. Характерной особенностью развития русской философии является то, что оно идет через развитие всей русской культуры. Воплощение и выражение многих философских идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Мировоззренческая глубина духовного состояния и опыта Древней Руси запечатлена, прежде всего, в иконах и храмах. Это органическое единство философии и культуры имело положительные и отрицательные последствия. Поскольку монастыри были концентрацией духовной жизни Древней Руси, то это, прежде всего и повлияло на характер философских учений. И этическая и историческая мысль, в общем, основывалась на теократическом принципе христианства; эмпирическая, земная, светская реальность должна быть подчинена божественному началу. Русская церковь взяла от Византии идею священной миссии царской власти. Согласно ей, царь подобен всевышнему Богу. Интенсивное проникновение в Россию западноевропейской науки, просвещения, распространение теории Коперника, которую преследовала церковь, - все это играло важную роль в обмирщении всей культуры и ее секуляризации. Светская культура, в том числе и философия как ее важнейшая мировоззренческая часть, приобретала все большее значение.