Федеральные премиальные: какие стимулы даст правительство чиновникам. Сколько получают судьи в России и их подчинённые Материальное стимулирование в судах году

Что происходит за стенами здания суда? Как устроен аппарат и кому достается самая каторжная работа? И как можно успевать все так быстро услышать и записать, когда идет судебное заседание? Секретарь судебного заседания рассказала нам о плохой работе почты, людях-хамах, о маленькой зарплате и о том, почему женщины-судьи к своим подчиненным относятся как к чернорабочим.

На работу секретарем судебного заседания я попала случайно. Брату-судье моей знакомой срочно нужен был человек, а я как раз искала работу. Прежний секретарь уволился, и я приступила к своим обязанностям.

У меня высшее юридическое образование. Честно говоря, никогда не думала о работе в суде, но решила, что получу хороший опыт для дальнейшего развития.

Секретарь напрямую подчиняется судье, на участке с которым работает. Мне повезло, я работала с мужчиной. Его помощником тоже был мужчина. Работать с женщиной я бы не смогла. Почему-то судьи-женщины строже, к своим подчиненным относятся как к чернорабочим. Некоторые секретари и помощники выполняют большую часть работы судьи. Могу признаться, что некоторые помощники пашут в два раза больше самих судей, выполняя их основные обязанности. Но что поделать: не нравится — уходи.

Работа эта адская. В обмен на бессонные ночи, рабочие выходные и отсутствие личной жизни ты получаешь около 18 тысяч рублей. Некоторые получают и по 15. Если, проезжая поздно вечером мимо здания суда, вы увидите свет в окнах, значит, это секретарь судебного заседания разбирает кучу своего рабочего завала. Дело в том, что секретари каждый день бывают на двух, трех, а то и пяти судебных заседаниях. Во время них ты печатаешь протоколы, а между стараешься успеть сделать всю остальную работу: готовишь извещения, повестки, оформляешь уже готовые протоколы, оформляешь дела и передаешь их в канцелярию, заполняешь журнал учета дел, принимаешь разные жалобы от посетителей, принимаешь и улыбаешься посетителям, и занимаешься кучей бюрократической работы. А-а-а-а-а!

Раньше я писала судебные протоколы как попало — что успею услышать, а потом вечером дома расшифровывала записи с диктофона. Но потом я поняла — это ад. И начала, если мне нужно, просить ответчиков и истцов повторить то, что я не успела записать. Судья нормально и с пониманием к этому относился.

Самое ужасное, это когда дело на 180 листов сшила, опись сделала, а в самое начало забыла прикрепить какую-нибудь подписку свидетеля. Это ужасно и очень нервно. Приходится снова все расшивать, вставлять, проверять, подшивать.

На исследовании материалов суда всегда хочется спать, а на провозглашении длинных приговоров надоедает стоять.

На этой работе лучше не выходить в отпуск и не болеть. Если то или то случилось, тебя подменяет помощник судьи. Но он не будет все за тебя оформлять. Возвращаешься потом с отпуска — а там горка дел. Пока вникнешь в них, уже следующая образуется.

Работа секретаря судебного заседания — каторга. Рабочий день может быть бесконечным. Возвращаешься домой в 22 часа, ложишься спать, с утра снова на работу. Это ад.

Многие идут на эту работу, мечтая в дальнейшем занять место помощника судьи, а затем и вовсе судьи. Скажу сразу: это реально только при очень хороших отношениях с начальством, адском труде, ну, и знакомствах. Надо работать, работать, работать. А потом, может, что-то и выйдет. Но зачастую секретари так и остаются секретарями. Не больше.

Ужасно раздражает то, как работает наша почта. Отправишь повестку в суд, а она доходит до адресата тогда, когда судебное заседание уже прошло. Поэтому при возможности приходится всех обзванивать. Но многие не берут трубку или не считают нужным являться — повестки-то нет.

Постоянная проблема секретаря — нехватка канцелярии и бумаги. Иногда приходилось покупать это на свои деньги. Пока допросишься, уже снова накопится куча работы.

Секретарю нужно всегда быть любезным со всеми. Даже с подсудимыми. Бывают откровенно наглые, которые хамят, грубят. Сложно потом оправиться в течение дня после полученных «комплиментов». Однажды ко мне пришла женщина цыганской внешности, спросила, сколько стоит, чтобы она выиграла одно дело, а когда увидела мои изумленные глаза, назвала меня дурой и сказала, что я скоро попаду под машину и погибну. Я не суеверная, но было потом долго не по себе.

Не очень люблю процессы с несовершеннолетними подсудимыми. На заседания нужно вызвать кучу педагогов, инспекторов по делам несовершеннолетних, законных представителей. Пока всех соберешь…

Раньше я вникала в суть каждого судебного процесса. Интересны были все подробности, особенно если это дело какое-то резонансное. Но потом мне это надоело. Я не понимаю, как судьи показывают равнодушие ко всему, что происходит. Мне было постоянно жалко пострадавших людей. Хоть плачь. Хотелось всегда им чем-то помочь.

За время моей работы я не могу вспомнить какие-то смешные случаи. Но я слышала от коллег, как на особо длинных судебных заседаниях засыпали слушатели или участники дела. А на каком-то форуме недавно прочитала о забавном случае. Мужчину судили за кражу мобильного телефона. Задержали его в состоянии сильного алкогольного опьянения. Он вышел из дома, откуда утащил телефон и перепутал такси с машиной ДПС. Принял «мигалки» за «шашечки» и пытался заставить сотрудников ДПС довезти его до дома. Секретарь того судебного заседания писал, что на процессе даже судья смеялся.

Огромный плюс этой работы — стабильность и возможность спокойно уйти в декрет.

Когда я уволилась, ощутила какую-то необъяснимую свободу. У меня появилось столько времени, что я стала скучать по прежней работе. Я не скажу, что получила большой юридический опыт — о многом я уже знала со времен университетской практики. Но я точно знаю, как организовать свою работу и как уложиться с невозможные сроки. Эта работа меня сильно дисциплинировала.

Вопреки консервативному мнению населения о том, что работники судов и так достаточно обеспечены, чтобы претендовать на повышение заработной платы, положение помощников судей не так выгодно, как кажется. Кроме судей, получающих от 300 000 до 500 000 рублей ежемесячно, в госинстанциях также работают другие сотрудники, секретари и прочие с окладом от 15 000 рублей.

Еще в недалеком 2014 году российское правительство разработало законопроект, по которому в конце 2017 года планировалось увеличить официальный доход сотрудников аппарата суда на 32%, но сделать это оказалось совсем непросто.

В 2019 году прибавка к окладу сотрудников аппарата суда ожидается исходя из карьерной лестницы конкретного служащего. Если работник задействован в федеральной судебной системе, оклад назначает правительство РФ, в других случаях их формируют муниципальные органы власти. На какие факторы опираются администрации регионов? На темпы развития области, успехи в экономике, объем налоговых отчислений, пополнивших бюджет региона, число пенсионеров и других категорий нуждающихся.

Какую цену придется заплатить за прибавку помощникам судей

Вести документацию и выполнять роль стенографиста нелегко, каждое дело необходимо подшить и отвечать за его хранение в архиве. Чтобы дослужиться до помощника судьи, выполняющего черную и неблагодарную работу, нужно получить высшее образование, но на хорошую зарплату так и не стоит надеяться. Сумма, которую получает помощник, зависит от оклада судьи. Именно от последнего начисляется определенная процентная ставка.

Хорошим материальным подспорьем для помощника в 2017 году стали премиальные. В 2019 году правительство обещает повысить зарплату служащих еще на 70%, но за такую щедрость придется расплачиваться.

Государство по-прежнему придерживается политики трудоустройства профессиональных кадров, готовых работать не покладая рук, остальным придется распрощаться с рабочим местом и пополнить список безработных.

Подобная тактика привела к тому, что в 2016 году, по сравнению с 2015 годом, стало в 4 раза меньше работников аппарата суда, увольнения коснулись и других госслужащих. Чиновники считают, что только кардинальные методы могут побороть коррупцию, но специалисты, изучив ситуацию изнутри, скептически отметили, что, наоборот, они еще больше способствуют проведению коррупционных схем:

  1. Чтобы удержаться на плаву, судебные работники готовы заплатить взятку. Причем умственные способности сотрудника и желание остаться работать не имеют никакого значения.
  2. Множественные сокращения приводят к росту материального вознаграждения, взятки за возможность занимать прежнюю должность исчисляются в особо крупных размерах.

Что изменится для работников аппарата суда

Каждый, кто в 2019 году останется трудиться в судах, будет под строгим контролем проверяющих органов. Не исключено расширение списка обязанностей, способствующих увеличению объемов выполненной работы. То, что возлагалось на нескольких сотрудников, должен выполнять один, но нормы Трудового кодекса никто не отменял. Поэтому депутаты ставят своей целью расформировать некоторые учреждения, работа которых не столь эффективна, как хотелось бы.

В 2016 году из уст чиновников впервые прозвучала задумка внедрить «эффективный контракт», по которому зарплата или ее часть станет сдельной. Что касается индексации, законодатели пока не готовы пересматривать оклады для сотрудников аппарата суда в этом ключе, считая, что обещанной прибавки хватит, чтобы возместить удешевление российского рубля.

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв

Сотрудники судебного аппарата выполняют крайне важную для государства работу, потому что представить себе развивающееся правомерное государство без оптимизированной и четко работающей судебной системы попросту невозможно. Уровень их доходов варьирует в зависимости от занимаемой должности, но назвать его слишком высоким ни у кого не получится, поэтому стоит обсудить вопрос о том, будет ли повышение зарплаты аппарату суда в 2018 году.


Особенности начисления окладов

Судебная система РФ крайне обширна, ведь в ней встречаются служащие регионального и федерального значения. Естественно, уровень их заработной платы варьирует в зависимости от того, к какому уровню службы они относятся. Данный критерий позволяет им рассчитывать на всевозможные региональные коэффициенты, прибавки за хорошую работу, надбавки за должность или профессиональный стаж. Представители данной профессии разделяются на три чина, третий из которых является самым низким. Третий чин присваивается после прохождения специальной аттестации и сдачи соответствующего экзамена (для этого нужно не менее полугода проработать в службе), и оплачиваются чины соответственно – зарплаты увеличиваются после присваивания каждого из них.

Заработные платы представителей судебного аппарата рассчитываются в соответствии с правилами тарифной сетки и зависят они от квалификации специалиста, стажа и премиальных выплат, поэтому увеличение зарплаты аппарату суда будет производиться неравномерно. Фиксированной зарплаты у представителей данной профессии нет, поэтому статистические данные говорят о том, что разница в доходах между разными служащими наблюдается поистине колоссальная. Например, мировой судья получает около 50 000 рублей, но его помощник при этом может зарабатывать около 10-15 тысяч, представитель делопроизводства вообще получает не более 8000, а архивариус (работает с документацией) и того меньше.


Будет ли повышение?

Кризис (несмотря на все заверения экспертов) продолжается, но нужно сказать, что власти даже при отсутствии нормального финансирования государственной казны все-равно планируют провести увеличение окладов труда за счет проведения ежегодной процедуры индексирования социальных выплат. Согласно последним данным экспертов, индексация заработных плат аппарата суда в 2018 году в России будет произведена в полном объеме, то есть оклады будут умножены на коэффициент индексации, равный инфляции (примерно 4-5%).

Известно, что в 2018 году подходит к окончанию срок действия указов, принятых президентом еще шесть лет назад. Они должны были привести к тому, чтоб уровень доходов представителей бюджетной сферы деятельности в России существенно увеличился (на 200% относительно уровня 12-го года), однако кризис стал причиной того, что в федеральном бюджете не оказалось денег на проведение данного мероприятия, поэтому ставка аппарата суда на 2018 год в РФ практически не изменится (только за счет индексации). Однако эту проблему нужно решать и ставки так или иначе в будущем должны повышаться, потому что сегодня оплата труда сотрудников судебного аппарата и уровень их обязанностей (или ответственности) несоизмеримы, и если ситуацию не менять, то эффективность работы отрасли будет регулярно снижаться.


Реформирование системы и возможные сокращения

Отдельно нужно обсудить вопросы реформирования судебной системы, потому что власти раздумывают над созданием нескольких крупных апелляционных судов и тех учреждений, которые будут заниматься общей юрисдикцией. Более того, они планируют существенно расширить институт присяжных заседателей, и если суды не потребуют дополнительного финансирования из бюджета, то на последних необходимо будет выделить деньги из государственного бюджета. В такой ситуации вопрос о том, будет ли сокращение аппарата суда в 2018 году, отпадает самостоятельно, потому что известно, что, во-первых, в данной отрасли наблюдается серьезная текучка кадров – люди постоянно устраиваются на работу и увольняются, а, во-вторых, власти, по сути, создадут новые рабочие места, поэтому им придется раздумывать не над тем, кого нужно уволить, а над тем, как привлечь в данную сферу деятельности новых сотрудников.

Естественно, прибавка к зарплате аппарата суда в 2018 году в России не останется без внимания, ведь на одном из последних съездов, касающихся развития судебной системы до 2020 года, рассматривался вопрос о том, какие мероприятия необходимо принять для того, чтоб нормально профинансировать отрасль. Окончательного решения по данному вопросу пока нет, но он обсуждается и остается только надеяться на то, что члены правительства придут к какому-либо выводу.

Планируется также пересмотр материально-технического обеспечения судебной системы, причем в ходе проведения данных мероприятий власти хотят обеспечить развитие отрасли электронного правосудия, внедрить эффективную систему видеофиксации судебных заседаний (дополнительная мера борьбы с коррупцией), а также организовать службу вневедомственной охраны, которая бы занималась обеспечением безопасности всей судебной системы страны.


Рост зарплат будет, но…

В качестве вывода можно сделать акцент на том, что повышение окладов аппарата суда в России, последние новости о котором сегодня беспокоят практически каждого, все-таки произойдет, однако большим оно не будет, потому что можно рассчитывать только на умножение окладов на уровень инфляции. Какие-то дополнительные прибавки сотрудники судебной системы иметь, безусловно, могут, но назвать их существенными ни у кого не получится, потому что в бюджете просто нет достаточного количества финансов.

Власти недавно подготовили свод законопроектов, которые были направлены на повышение жалования представителям судебной системы РФ, однако большая часть законов по причине разразившегося экономического кризиса не была приведена в действие. Проблема с низкими заработными платами существует, ведь глава Верховного Суда сказал о том, что именно данный факт является основной причиной того, что в судах наблюдается большая текучка кадров – от 120 до 400% ежегодно, и, естественно, на работе системы в целом данный факт отражается далеко не самым лучшим образом. Низкий уровень доходов и особенно высокий уровень ответственности приводит к тому, что из судов уходят крайне квалифицированные кадры (а ведь они тратят на подготовку к работе и получение соответствующего образования огромное количество времени), на их места зачастую приходят новички (выпускники ВУЗов), которые работают медленно и не всегда эффективно.

Каждый день на страже закона стоят сотрудники аппаратного суда. Именно на таких людях и лежит вся основная ответственность по определению виновности человека или его невиновности. Кроме этого, именно сотрудники судебного аппарата готовят и выносят решения по имущественным спорам или многим другим вопросам. Так что и они сегодня задают вопрос о повышении зарплаты в 2017 году.

Кто такие работники судебного аппарата

В нашем мире суды появились уже довольно давно и сразу же смогли занять определенную нишу. Без судов очень сложно представить современную правоохранительную систему. Так что сотрудников аппарата судей ценят очень высоко, а также стараются не обделять их вниманием, в том числе и с заработной платой.

Конечно же, если говорить о данной организации, то невозможно забыть и о тех, кто остается обычно в тени – помощники судей и другие работники аппарата. Ведь именно на плечах таких людей и лежит основная работа.

Несмотря на то, что таких работников можно назвать силовиками, свой оклад они получают именно из бюджета. Это означает, что на них распространяются все условия, что предусмотрены для такой категории работников. Если говорить об обязанностях работников этого рода, то их очень много. Например, они должны:

  • подготовить все документы для судебного заседания;
  • сделать документы для разных дел;
  • провести консультации с родственниками всех участников процесса по разным вопросам;
  • делать ответы на запросы.

Стоит запомнить, что такая работа довольно сложная и ответственная. Ведь такие рутинные действия, как составление ответов или бумаг, нуждаются в большом количестве времени, усидчивости и внимании. Так что мало кто из людей сможет собраться с силами, дабы каждый день выполнять свою работу качественно.

Из каких параметров вычисляется оклад работников суда

Как можно видеть в законе, который совсем недавно потерпел существенные изменения, оклад сотрудников судебного аппарата в нашей стране сложен из некоторых параметров:

  • судебная квалификация;
  • оклад, что положен по должности;
  • премии и другие доплаты схожего рода;
  • специальная доплата, что начисляется по выслуге за стаж.

Кроме этого, надо обязательно рассмотреть доходы работников суда, дабы знать, насколько необходимо увеличение зарплаты аппарату суда в 2017 году. Также, надо понимать, что в такой организации все доходы зависят напрямую от статуса работника. Ясно, что высшие чины имеют намного больше, чем сотрудники низшего ранга. Такое можно наблюдать во всех других сферах.

В большом фаворе, например, находятся судьи Конституционного суда. Их заработная плата может быть равна полмиллиона рублей. В рейтинге немного ниже располагаются судьи Верховного суда, их ЗП около 25 тысяч рублей. Конечно же, такой оклад судей довольно низкий на фоне огромных зарплат судей. Да и выжить за такие деньги тяжело. Кроме этого еще и кризис в стране, да и санкции никто не отменял.

Как будут меняться заработные платы в 2017 году

Многие ждут свежих новостей на счет повышения зарплаты аппарату суда. И они довольно оптимистичные. Например, некоторые эксперты полагают, что на фоне кризиса, что развился в России, большая часть людей попала под серьезное урезание ЗП и сокращения. Также было принято решение о временной заморозке майских указов президента. А вот на таком фоне максимально в выгодном положении оказались судьи и работники суда.

Свою зарплату они будут получать, и даже на нее проведут индексацию. В 2017 году повышение оклада суда вполне может выйти довольно хорошим. Это связано с тем, что все работники судебного аппарата начнут получать свои оклады, которые по своему размеру будут зависеть напрямую от зарплаты судьи. Поскольку ЗП увеличат судьям, то и плата обычных рядовых работников тоже станет больше.