Факторы, определяющие поведение индивида. Индивид – социализация и поведение

Проблема поведения как особой формы активности организма, осваивающего среду, была открыта в России И. П. Павловым. Он ввел термин «поведение», с помощью которого стало возможным отражать сферу отношений отдельного целостного взаимодействующего орга­низма со средой, в недрах которой он существует и с которой активно взаимодействует. В США в 1929 г. на IX Международном психоло­гическом конгрессе была устроена бурная овация после выступления И. П. Павлова с докладом. Поведение индивидов в организации определяется теми правила­ми и ограничениями, которые действуют в ней для достижения постав­ленных целей. Достаточно условно можно привести формулу поведения: П = f (I E) - где: П- поведение, функция природных свойств личности, обуслов­ленная внешним окружением в результате социализации; I- особен­ности индивида, его природные свойства и характеристики; Е - среда, окружающая индивида; это те организации, где происходит процесс его социализации. Поведение имеет свои особенности: причинность, целенаправлен­ность, мотивированность. Поведение имеет причины, т. е. любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали и вызвали конкретную форму проявления. Поведение целенаправленно - любое поведение опреде­ляется целью, для достижения которой индивид совершает опре­деленного вида действия. Поведение мотивировано - в любом пове­дении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления. Кроме того, характеристики поведения, которые можно наблюдать, измеримы - возможно измерить отдельные составляющие поведения, например, насколько быстро мы говорим, выполняем опре­деленного вида работу. С появлением Интернета возникло и такое новое понятие, как вир­туальное поведение (ВП). ВП может быть представлено как сложный тип поведения, соединяющий в себе признаки естественного и теат­рального поведения. В театральном поведении создается основа иллюзии естественного поведения. ВП - проекция из виртуаль­ной реальности на реальность, что определяет его двойственную при­роду. Внутренний слой ВП - естественное поведение, которое скрыто, а внешний слой - театральное поведение, которое в качестве таково­го также скрыто, являясь иллюзией естественного поведения, необхо­димой для достижения цели скрытого естественного поведения. ВП существует благодаря возможности ошибки принять теат­ральное поведение за естественное. Есть внешняя цель, соединяющая поведение с реальностью, что отличает их от театрального поведения. ВП является особым видом коммуникации и всегда рассчитано на зрителя. Контрагент может быть как отдельной личностью, так и различ­ного вида сообществом. Условиями существования ВП является представление контраген­та о существовании «подлинного» поведения. ВП может быть рассмотрено и как способ управления реальным по­ведением. Цель ВП - добиться от контрагента определенного естест­венного поведения, достижения реальной цели. ВП основывается на определенной информации о правилах естест­венного поведения контрагента и о его типичных реакциях на поведе­ние других людей. Особенности ВП: « иллюзия естественного поведения для достижения реальной цели; » ВП существует в зазоре между подлинным и неподлинным; » закон ВП - закон иллюзий; » ВП - способ управления реальным поведением; » природа ВП имеет двойственный характер.

Проблема поведения как особой формы активности организма, осваивающего среду, была открыта в России И. П. Павловым. Он ввел термин «поведение», с помощью которого стало возможным отражать сферу отношений отдельного целостного взаимодействующего организма со средой, в недрах которой он существует и с которой активно взаимодействует.

В США в 1929 г. на 1Х Международном психологическом конгрессе была устроена бурная овация после выступления И. П. Павлова с докладом.

Поведение индивидов в организации определяется теми правилами и ограничениями, которые действуют в ней для достижения поставленных целей.

Интересный опыт

«Миликом» является международной телекоммуникационной компанией. Компания занимается сотовой связью, Интернетом, телефонией. В настоящее время «Миликом» имеет 15 предприятий, которые принадлежат ему либо полностью, либо частично. В структуре компании существует несколько уровней управления: региональные представительства, администрация второго уровня (пять человек), мировой уровень, который включает еще пять человек (президент, вице-президент по финансам, вице-президент по человеческим ресурсам и еще четыре сотрудника, которые занимаются другими вопросами). Так, в представительстве в Москве работает 25 человек, руководитель расположен в Люксембурге, он отвечает за Африку, Ближний Восток, страны бывшего Советского Союза. Его заместитель занимается маркетингом, другой – финансами. В «Миликоме» руководители реально разбросаны по всему миру: человек, который руководит операциями, находится в Буэнос-Айресе, вице-президент по финансам – в Лондоне, вице-президент по человеческим ресурсам – в Сингапуре, а основной их персонал разбросан по всему миру. Все управленческие контакты осуществляются по Интернету. Аналогичные по объемам реализации реальные организации могут насчитывать значительную численность сотрудников. В штаб-квартире компании «Отис» работает более 300 человек3.

Достаточно условно можно привести формулу (1) поведения:

где: П – поведение, функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в результате социализации; I – особенности индивида, его природные свойства и характеристики; E- среда, окружающая индивида; это те организации, где происходит процесс его социализации.

Поведение имеет свои особенности: причинность, целенаправленность, мотивированность.

Поведение имеет причины, т. е. любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали и вызвали конкретную форму проявления. Поведение целенаправлено – любое поведение определяется целью, для достижения которой индивид совершает определенного вида действия. Поведение мотивировано – в любом поведении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления.

Кроме того, характеристики поведения, которые можно наблюдать, измеримы – возможно измерить отдельные составляющие поведения, например, насколько быстро мы говорим, выполняем определенного вида работу.

С появлением Интернета возникло и такое новое понятие, как виртуальное поведение (ВП). ВП может быть представлено как сложный тип поведения, соединяющий в себе признаки естественного и театрального поведения . В театральном поведении создается основа иллюзии естественного поведения. В ВП используется возможность театрального поведения для достижения цели естественного поведения через создание иллюзии. Таким образом, ВП – проекция из виртуальной реальности на реальность, что определяет его двойственную природу. Внутренний слой ВП – естественное поведение, которое скрыто, а внешний слой – театральное поведение, которое в качестве такового также скрыто, являясь иллюзией естественного поведения, необходимой для достижения цели скрытого естественного поведения. Иными словами, ВП – поведение в виртуальной реальности.

ВП расположено на пересечении естественного и театрального поведения и существует благодаря возможности ошибки принять театральное поведение за естественное.

В ВП и естественном поведении есть внешняя цель, соединяющая поведение с реальностью, что отличает их от театрального поведения.

ВП является особым видом коммуникации и всегда рассчитано на зрителя. Именно этому зрителю (контрагенту) и предназначена иллюзия. Контрагент может быть как отдельной личностью, так и различного вида сообществом. Встреча контрагентов между собой реализуется при помощи каналов трансляции виртуального поведения.

Условиями существования ВП является представление контрагента о существовании «подлинного» поведения.

ВП может быть рассмотрено и как способ управления реальным поведением. Цель ВП – добиться от контрагента определенного естественного поведения, достижения реальной цели.

ВП основывается на определенной информации о правилах естественного поведения контрагента и о его типичных реакциях на поведение других людей.

Особенности ВП:

Иллюзия естественного поведения для достижения реальной цели;

ВП существует в зазоре между подлинным и неподлинным;

Закон ВП – закон иллюзий;

ВП – способ управления реальным поведением;

Природа ВП имеет двойственный характер.

Еще более сложным выступает понятие «виртуальное поведение в виртуальной организации»: происходит объединение особенностей поведения с ограничениями, которые налагает такая организация на поведение личности, группы.

Проблема поведения как особой формы активности организма, осваивающего среду, была открыта в России И. П. Павловым. Он ввел термин "поведение", с помощью которого стало возможным отражать сферу отношений отдельного целостного взаимодействующего организма со средой, в недрах которой он существует и с которой активно взаимодействует. Поведение индивидов в организации определяется теми правилами и ограничениями, которые действуют в ней для достижения поставленных целей.

Достаточно условно можно привести формулу поведения:

где П - поведение, функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в результате социализации; / -особенности индивида, его природные свойства и характеристики; Е - среда, окружающая индивида, те организации, где происходит процесс его социализации.

Поведение имеет свои особенности: причинность, целенаправленность, мотивированность. Поведение имеет причины, т.е. любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали и вызвали конкретную форму проявления. Поведение целенаправленно - любое поведение определяется целью, для достижения которой индивид совершает определенного вида действия. Поведение мотивировано - в любом поведении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления. Кроме того, характеристики поведения, которые можно наблюдать, измеримы: можно измерить отдельные составляющие поведения, например, насколько быстро мы говорим, выполняем определенного вида работу, присутствием или отсутствуем па рабочем месте.

Компетенция персонала

Поведение сотрудников является определяющим в деятельности организации и входит составной частью в такой обобщающий показатель деятельности, как компетенция персонала. Понятие "компетенция" используется в современном менеджменте для обозначения характеристик персонала, необходимых для успешной реализации выбранной стратегии организации. Компетенция представляет собой совокупность следующих факторов: знаний (результатов образования личности), навыков (результатов опыта работы и обучения), навыков поведения и общения (умения вести себя в организации, общаться с людьми и работать в группе) персонала. Компетенция приобретает практический смысл лишь по отношению к действию, относится к конкретной ситуации, комбинирует и соединяет динамичным образом составляющие ее элементы для адаптации к требованиям должности.

Для определения содержания компетенции необходимо: проводить детальный анализ всех видов деятельности, осуществляемых на данной должности, и выявлять различные составляющие требуемых знаний, навыков; построить иерархию компетенции с учетом развития всех ее составляющих; выявлять составляющие компетенции, общие для различных направлений деятельности.

Поддержание компетенции на требуемом уровне определяет необходимость управления ею. Управление компетенциями представляет собой процесс развития и поддержания компетенций на уровне, необходимом организации для реализации ее основных задач в соответствии со стратегией развития. Если не вносить управляющих воздействий, компетенция из стадии эффективного использования перейдет в стадию угасания и специалист может стать неконкурентоспособным, а организация начнет нести убытки (рис. 25.5). В этой связи необходимо:

  • o постоянное развитие компетенции (повышение квалификации, поддержание трудовых навыков, навыков общения);
  • o расширение (смена) вида деятельности, переход на новый вид деятельности и приобретение дополнительных компетенций.

Рис. 255.

Управление поведением персонала - система мер по формированию моделей компетенций сотрудников организации, которая позволяет организации достичь поставленных целей в заданные сроки и с допустимыми затратами.

Реализация целей деятельности организации предполагает разработку определенной системы воздействия на сотрудников, т.е. управление их поведением.

Другим фактором, во многом определяющим поведение индивида в социуме, является понятие "восприятие".

Восприятие и установки

Восприятие - процесс, посредством которого индивид придаст значение элементам и явлениям внешней среды. Восприятие происходит па основе ощущения. Восприятие включает следующие этапы (рис. 25.6):

  • 1) отражение или регистрацию в сознании человека предметов или явлений (информации);
  • 2) интерпретацию - формирование картинки действительности в сознании личности, которая может существенно отличаться от действительности;
  • 3) установление обратной связи, формирование собственно поведения или установки личности.

Восприятие используется индивидом для выбора, хранения и интерпретации информации в значимую и логически построенную картину мира. Одна и та же информация воспринимается

Рис. 25.6.

каждым индивидом по-разному в зависимости от особенностей восприятия, а ее интерпретация определит дальнейшее поведение индивида. Важно не что происходит, а как воспринимается (см. рис. 25.6).

Поведение - присущее индивидам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психичес­кой) активностью. Под поведением понимаются внешние проявления психической деятельности.

Вообще полезно немного остановиться на исследовании соотноше­ния понятий «поведение» и «деятельность». Казалось бы, существует известное противопоставление социальной деятельности социальному поведению, однако в литературе сплошь и рядом эти понятия отождествляются: деятельность объясняется через поведение, а поведение - через деятельность. Чтобы разобраться в этом, полезно оттолкнуться от понятия «социальная активность».

Социальная активность двойственна по своей природе. С одной стороны, она объективируется в различных общественных процессах, таких, например, как профессиональная деятельность, и выступает как однородная социальная деятельность. С другой - социальная активность субъектна. Она всегда индивидна, персонифицирована. Общество реализует свою активность только ч ерез активность индивидов и социальных групп, состоящих из тех же самых индивидов.

Активность индивидов в рамках общественно-организационных форм взаимодействия людей выступает каких поведение. Поведение есть способ включения индивида в деятельность, он обусловлен конкретно-историческим развитием индивида.

Деятельность - это всегда то, что именно индивид делает. Поведение - это всегда то, кик, каким образом, каким способом это «что-то» индивид делает. Гёте говорил, что поведение - это зеркало, в котором каждый показывает самого себя

И социальная деятельность, и социальное поведение представляют собой две формы существования и развития социальной активности. Они исторически возникают одновременно и функционируют системно, целостно. Невозможно делать что-либо никак, даже бездействие имеет свою форму.

Поведение - это функция взаимодействия личности и ситуации среды в данный момент времени, причем личностные особенности рассматриваются как возможности, которые конкретное действие реа­лизуют в частной средовой ситуации. Своеобразие поведения индиви­да зависит от характера его взаимоотношений с социумом, от норм, ценностных ориентации, ролевых предписаний.

Традиционно поведение описывается как совокупность действий, обусловленных сложившимися навыками, привычками и конкретной ситуацией, и поступков, требующих борьбы мотивов, принятия решения.

К фактам поведения относятся :

Все внешние проявления физиологических процессов, связан­ных с состоянием, деятельностью и общением людей: мимика, интонация и пр.;

- отдельные движения и жесты;

- действия как более крупные акты поведения, имеющие опреде­ленный смысл;

Поступки: еще более крупные акты, как правило, имеющие со­циальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценки и пр.

Таким образом, анализ категории «поведение» предполагает гареждг всего анализ категории «личность» и «ситуация».

Поведение во многом зависит от уровня субъективного контро­ля - базовой личностной характеристики, по которой можно судить о том, в какой степени человек считает себя активным субъектом своей деятельности, а в какой степени - пассивным объектом деятельности других людей и внешних обстоятельств. Многочисленные экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что существует связь между уровнем субъективного контроля и различными формами поведения, а также особенностями личности.

Кроме того, на поведение человека во многом влияет пример (экземшификаиия, или поведение, ориентированное на пример). Влиять могут личностные особенности носителя примера., оказывающие на воспринимающего мотивационное воздействие, или его поведенческие характеристики, содержащие в себе, помимо возможности мотивациэнного воздействия, определенное, «руководство к действию».

Все многообразие моделей поведения индивидов в социуме можно дифференцировать на две большие группы:

Адаптивное, социально желаемое, конструктивное, т.е. созидательное, адекватное поведение;

Декадаптивное, социально табуированное, деструктивное, т.е. разрушительное, неадекватное поведение.

В западной интерпретации наиболее общими стратегиями счита­ются формы тотапьного ориентирования человека - продуктивные и непродуктивные, проявляющиеся, например, в тенденциях «инстинкта жизни», по З.Фрейду, а также «обладания» и «бытия», по Э.Фромму.

Несколько боиее широко подошел к проблеме типов поведения Х.Томэ, который выделил общие «техники бытия» и ситуационно специфичные техники.

Общие «техники бытия» :

- действия, направленные на изменение ситуации;

- приспособление к институциональным аспектам ситуации, к социальным нормам и общественным установлениям, к правилам деловых отношений;

- приспособление к своеобразию и потребностям других людей;

- забота об установлении и поддержании социальных контактов;

- акцептация ситуации.

Ситуационно специфичные техники :

- использование шанса;

- поиск социальной поддержки;

- идентификация с другими;

- коррекция своих ожиданий;

- самоутверждение;

- агрессия;

- отсрочивание удовлетворения -своих потребностей.

Социум, как внешняя по отношению ч индивиду среда, выработал ряд критериев, обеспечивающих социально желаемое, адаптивное, адекватное поведение индивида. К этим критериям относятся :

- поведение, соответствующее закону. Законопослушание и уважение правовых норм - отличительные признаки цивилизованных человеческих взаимоотношений;

- нравственная безупречность. При всей нашей склонности к субъективному трактованию морали в обществе существуют общепринятые подходы к объяснению ее основных понятий, таких как честность, справедливость, совестливость;

Учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств. Нередко человек выигрывает на фоне других, даже более ярких натур, так как удачно выступил в конкретной ситуации, т.е. выигрышно смотрелся, слушался, запом нился;

Цель, которую ставит перед собой личность. Чем более значима для человека собственная цель, тем большей подъемной силой она обладает;

Самокритичная оценка возможностей использования конкретной модели поведения;

Учет психологических характеристик - собственных и других индивидов по социуму.

В оптимальной модели поведения достигается разумное сочета­ние замысла и способов его исполнения. Чем органичнее эта взаи­мосвязь, тем привлекательнее человек. В наше время подобных при­меров очень мало, что еще раз подтверждает существование разрыва между избранной моделью поведения и личными возможностями ее реализации.

Стратегии поведения в индивидно значимых ситуациях - это особые поведенческие синдромы, характеризующиеся актуализацией адаптивных механизмов психической саморегуляции. Стратегии зависят от степени значимости ситуации для данной личности, иначе говоря, они в первую очередь личностно специфичны.

Человек осваивает те модели поведения, которые приносят ему успех. Не следует забывать, что при выборе модели поведения мы зависим неЧлшько от самих себя, сколько от многих внешних обстоя­тельств. Чем ниже жизненный уровень общества, тем больше его граждане озабочены бытовыми нуждами. В обществах с высоким жиз­ненным уровнем люди предрасположены к решению духовою важных проблем. Однако и в первом, и во втором случаях значение имеет духовная активность людей: духовно ослабленный человек больше других зависим от внешних условий.

Широко известна типология поведения индивидов применительно к ситуациям столкновения или пересечения их интересов. Ее автор американский социальный психолог К. Томас. Он выделил такие типы поведения.

Соперничество, борьба, конкуренция - противоборство конфликтующих интере сов с позиции силы. Цель: победа одной стороны и поражение - другой.

Приспособление, адаптация, односторонняя уступке - нежелание защищать свои интересы (ввиду их малозначительности для индивида) в ситуации объек тивно или субъективно значимых дляпротивоположной стороны.

Компромисс - защита и обеспечение собственных интересов более или менее адекватными двусторонними уступками.

Избегание - уход от участия в конфликте ввиду полного безразличия индивида к собственным интересам и к интересам партнера.

Сотрудничество - обеспечение взаимовыгодных интересов на ос­нове совместной деятельности и партнерства.

Эта типология отражает понимание стратегии поведения в сис­теме координат: субъект учитывает свои интересы - субъект учиты­вает интересы партнера. Другая типологияотражает понимание характера стратегии введения в системе координат: личная вовлеченность - гибкость :

Сохранение («не раскачивать лодку»);

- аглаживание («подчеркиватьположительное»);

- доминирование («отец знает лучше»);

- установление правил;

- сосуществование («вы пойдете одной дорогой, а я - другой»);

- торговля («ты - мне, я - тебе»);

- подчинение («плыть по течению»);

- поддерживающая свобода («я поддержи&аю Ваше право на ошиб­ку»);

Сотрудничество («одна голова хорошо, а две - лучше»).

Некоторые социальные психологи выделяют четыре стратегии поведения индивидов в социально-психологических ситуациях, в которых нет какого-то общего признака. Каждый из типов ситуаций оказывается для индивида дискомфортным, но по-разному. Условно можно дать такую классификацию.

Невыносимость негативных переживаний . Если для человека на каком-то этапе и в каких-то обстоятельствах чрезвычайно важна пе­режить чувство удовлетворения, и ему становятся в тягость негативные переживания, то любая трудность воспринимается им как трагедия. У него возникает душевная боль, ощущение катастрофы. Тогда включаются механизмы психологической защиты, суть которых - искажение реальности. Человек как бы не видит и не слы­шит, что происходит в действительности - смысл происходящего блокируется для сознания. Сознание прибегает к ряду уловок: подмене содержания, забыванию существенного, внушению, что - это ерунда, толкованию явленийи событий совсемв иной глоскости, приписыванию ведущей роли совсем другим людям и обстоятельствам и т.п. Рационализация (удобное объяснение), проекция (это не я - это он такой) и вытеснение из сознания, забывание неприятных обстоятельств - вот типичные варианты психологической защиты,включения механизмов искажения реальности. (Подробнее омеханизмах психологической защиты - в теме «Психологиясоциальной напряженности».)

Невозможность воздействия на внешние обстоятельства . Эта стратегия используется, когда человек, испытывая какую-то сильную потребность, не может ее удовлетворить, потому что в его арсенале нет (или он не находит) подходящих средств воздействия на внешние обстоятельства. Условия тут таковы: препятствие - внешнее, надо найти способ его преодолеть. Выйти из ситуации человек не может (таковы обстоятельства). Трагичная картина для подобного случая: сначала человек выбирает сгиль поведения, что может в принципе привести к успеху, причем поведение это достаточно хорошо организовано. Но результат не достигается, вторая попытка кончается также неудачей, начинаются вариации - опять безрезультатно. Человек многократно повторяет безнадежное поведение, или он модифицирует его так, чтобы действовать было легче, но па сути это поведение уже в принципе желательного результата дать не может. Сначала человек это осознает, а потом уже не осознает и продолжает бессмысленное (в плане его намерений) поведение, расходуя силы, время и усиливая внутреннюю напряженность. Параллельно происходит дезорганизация самого поведения: оно хуже упорядочено. Наконец человек как бы «залипает» на целы и способе: пусть я умру, но сделаю это только таким способом. Затем, если изменились обстоятельства, появились возможность выйти из ситуации, сменив цель и деятельность, он сделать этого уже не может.

Трудности выбора наилучшего варианта . Человек в ситуации столкновения мотивов не в состоянии сделать выбор. Не работает ценностная система. Он колеблется, идет время, уходнт ситуация, упускаются шансы, могут нарушаться отношения с другими людьми, но он топчется на месте, не в состоянии решиться. Наиболее сложный случай возникает, когда вся система иеннос-тей, которой руководствовался человек, оказывается несостоятель­ной - она привела к жизненному краху. Тогда есть два весьма про­тиворечивых пути. Один - найти среди осколков разрушенной системы новое ядро смысла жизни: для чего, для кого дальше жить. И, основываясь на этом, начать жить по-новому. Другой путь связан с истинно человеческой свободой, когда основная ценность, ради которой жил человек, не может оцениваться рассудком. Человек признает эту ценность соответствующей более высокой реальности, чем та, которая доступна земному рассудку. Эта денность для человека больше, чем жизнь Человек идет на все, чтобы не изменить ей, и готов платить за это своей жизнью (иногда не только своей).

Противоречие теоретического и практического способов освоения действительности . Суть такова. Выделяют теоретическое и прак­тическое осознание. Теоретическое сознание строит конструкции на языке понятий и идеальных форм, которые могут быть совершенно оторванными от реальности. Оно не признает времени, ситуативное и мелочей. Оно очень свободно. В нем вечный человеческий дух. Но оно же планирует заказ на земное реальное практическое действие: решает вопрос об осуществимости, hd не осуществляет. Практическое осознание огрубляет, «пригоняет» к месту и ко вре­мени, к имеющимся ресурсам, переводит на практический язык планы теоретического осознания. Практическому осознанию противостоят: теоретическое осознание, с одной стороны, и реальность - с другой. Воля - это тот механизм, который обеспечивает их согласие и соответствие. Самое важное - это устойчивость всей системы. Дело в том, что иерархия мотивов, принятая до начала осуществления планов, в процессе их реализации может измениться. То, что каза­лось очень желаемым до действия, под влиянием трудностей может потерять свою привлекательиость. Начнут изменяться образы, ситуа­ции, и система мотивов разрушается.

В психологии личность понимается как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общности. Это понятие отражает общие и уникальные характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут быть использованы для самопознания, сравнения, понимания сущности индивида.

При изучении специфики индивидуального поведения в организации важно акцентировать внимание на таких факторах поведения, как возраст (50-летние не так часто проявляют активное недовольство руководством из-за опасения увольнения), пол (женщины вынуждены больше, чем мужчины, уделять внимания семейным проблемам), физические возможности (работа людей с ограниченными возможностями имеет свою специфику), принадлежность к этнической группе (например, в американских компаниях в структуре рабочей силы растет доля латиноамериканцев, азиатов).

Существуют базовые детерминанты развития личности. Это, прежде всего, наследственность и факторы окружающей среды. С тем, что наследственность влияет на личность, согласны далеко не все. Всегда возникают вопросы, что определяет агрессивное поведение подростка: возраст, гены, проблемы в семье, влияние улицы и т.п. Но вероятно наследственность устанавливает некие границы возможностей человека (склонность к языкам, точным наукам, к искусству), а уже окружающая среда либо способствует развитию талантов человека, либо препятствует. Говоря об окружающей среде, мы имеем в виду культурные факторы (нормы, верования, ценности), социальные факторы (семью, референтные группы, группы членства, рабочие группы), ситуационные факторы.

Важно обращать внимание на психические свойства личности (характер, воля, память и др.). Характер - индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях его поведения и отношении к людям и окружающей действительности. Характер формируется в течение жизни человека. На характер ребенка влияют и родители, и школа, и сверстники, и книги. Воля - это способность индивида совершать целенаправленные действия, требующие преодоления трудностей (иногда преодоления себя). Мы можем оценивать выдержку человека, решительность, целеустремленность. При оценке персонала необходимо обращать внимание на воображение человека (особенно, если мы ищем человека творческого, мыслящего нешаблонно), его память, эмоциональность (умение контролировать или проявлять свои эмоции).

Изучая индивида, менеджеры обращают внимание на следующие характеристики личности.

Самооценка. Это собственная оценка своей значимости, отношение к самому себе. Основу самооценки составляет система ценностей индивида, набор личностных смыслов. Самооценка выполняет функции регуляции поведения и самозащиты, влияя на поведение индивида, его взаимоотношения с окружающими. Самооценка зависит от ситуации, мнения других людей, личной удачливости. Самооценка сильно воздействует на поведение человека в организации, например, в плане выбора профессии, постановки целей. Высокая самооценка предполагает больший риск при выборе профессии, постановку более сложных целей и задач, а низкая самооценка порождает неверие в собственные силы, излишнюю зависимость от влияния окружающих. Довольно часто мы встречаемся с искаженной самооценкой: либо излишне завышенной (что часто бывает при чрезмерной опеке и создании "культа личности" ребенка слишком заботливыми и честолюбивыми родственниками), либо излишне заниженной самооценкой (когда ребенок с детства слышит фразы, подобные таким: "откуда у тебя руки растут", "вот Маша какая умная девочка, а с тебя что взять", "растяпа" и др.). Очень важно формировать адекватную самооценку личности.

Локус контроля. Дж. Роттер предложил свою теорию локуса контроля для оценки того, насколько индивид чувствует себя в состоянии контролировать свою собственную жизнь. Где находится источник контроля над судьбой человека - внутри него самого или все определяется внешними силами? Внешний (экстернальный) локус контроля характеризуется тем, что индивид объясняет жизненные события влиянием внешних сил и обстоятельств. От человека мало что зависит: "мы все - заложники судьбы", "я опоздал, потому что пробки, а не потому, что не выехал заранее", "я не успел ничего сделать, так как заболела моя любимая бабушка". Экстерналы более экстравертированы и в большей степени ориентированы на мир вокруг них. Интернал (человек с внутренним локусом контроля) считает, что человек сам может влиять на ход своей жизни, все, что происходит - это результат собственных решений ("мы - хозяева своей судьбы"). Прежде всего, надо спрашивать с себя: все ли ты сделал для того, чтобы добиться чего-либо. Интересно, что локус контроля имеет в том числе и культурную обусловленность. Так, американцы в подавляющем большинстве являются интерналами (что объясняется системой воспитания - это твоя жизнь, твои решения, твой выбор и т.д.), а русские, итальянцы, латиноамериканцы отличаются большей экстернальностью (в Москве вообще практически любые неудачи можно при желании связать с пробками).

Экстерналом и интерналом управляют по-разному. Экстернал лучше работает в условиях директивного управления, его поведение в организации сильно зависит от поощрений (внешнее стимулирование), для интернала прежде всего важна удовлетворенность трудом, самостоятельность, отсутствие жесткого внешнего контроля. Интерналы более настойчиво собирают информацию, они более независимы и полагаются на свои собственные суждения.

Авторитаризм - это модель поведения, основанная на убеждении, что в организации обязательно должны существовать статусные и властные различия, власть и контроль - это то, что держит организацию как единое целое. Люди с высокими показателями авторитаризма очень почтительны с людьми более высокого статуса, пренебрежительны к подчиненным, всегда следуют правилам. Считают, что любые правила, законы, инструкции, предписания необходимо соблюдать вне зависимости от субъективного мнения об их содержании. Для таких сотрудников начальник всегда прав, он все знает лучше и не может ошибаться.

Макиавеллизм. Название происходит от имени итальянского философа и политика Никколо Макиавелли и понимается, как искусство манипулирования и сохранения контроля над окружающими. Данная черта характеризует человека крайне прагматичного, ориентированного на карьеру. Такой индивид не "обрастает" привязанностями, всегда сохраняет эмоциональную дистанцию с коллегами, стремится к манипулированию ими. Другие для него - лишь средство для достижения своих целей.

Ориентация на достижение. Человек с такой потребностью стремится выполнять поставленные задачи лучше, чем он это делал раньше, преодолевая препятствия (правда, небольшие). Легкие задачи неинтересны (нет преодоления, нет чувства гордости за себя), очень трудные задачи - тоже плохо, так как высока вероятность не добиться поставленных целей. Человек ставит задачи средней сложности, но при их выполнении испытывает чувство глубокого удовлетворения. Индивид с выраженной ориентацией на достижение стремится все свои дела доводить до конца, чтобы "поставить очередную галочку".

Догматизм - это отсутствие сомнений в собственной правоте, неспособность переоценить то, что сделано. Это вера в некие незыблемые истины, неизменные правила и др.

Самоконтроль. Проявляется в способности адаптировать свое поведение к требованиям ситуации, умении держать свои чувства и эмоции под контролем. Люди с высокой степенью самоконтроля скрывают свое истинное отношение к тем или иным событиям, людям и явлениям. Они умело подстраиваются под поведение окружающих, склонны к конформизму (особенно, если им выгодно не выражать свое мнение, отличное от других). Люди с выраженным самоконтролем гибко меняют свой стиль поведения и управления в зависимости от ситуации, типа подчиненных, задач.

Это - основные черты, интересующие руководство при оценке персонала и определяющие специфику поведения сотрудника в организации.