Этногенез и этническая история чукчей. Чукчи

Северные народы. Эскимосы, ненцы, нанайцы, чукчи, якуты… Мы представляем каждый северный народ одетым в теплые меха и жующим эскимо. Давай познакомимся с каждым из них поближе.

Эскимосы – один из коренных народов Крайнего Севера, занимающие территории Чукотки. От этого народа пошло название нашего любимого мороженого – эскимо.

Начнем с эскимосской еды. Она представлена рыбой, птицей, оленьим, медвежьим и нерповым мясом, а также яйцами. В зоне сурового климата заниматься земледелием просто невозможно, поэтому эскимосы собирают клубни и водоросли, до которых им проще всего добраться. Что до мяса, то его эскимосы считают очень полезным.

Живут, спят и отдыхают от охоты эскимосы в специальных полукруглых жилища изо льда, которые называются «иглу». Никакая палатка не идет в сравнении с иглу, которые кажутся холодными только внешне. На самом деле внутри такого жилища тепло и уютно.


Поражает тот факт, что в силу своей бедности и скудности условий некоторые эскимосы подвержены алкоголизму. Во всяком случае, так утверждают ученые. Вопрос возникает один: из чего они делают этот самый алкоголь!

Эскимосы весьма суеверны и боятся некого вымышленного призрака, который только и ждет, чтобы утащить кого-нибудь в прорубь. Опасения, конечно, небезосновательны – случаев падения в прорубь среди эскимосов довольно много.

Переезжаем к ненцам.


Тундра, Кольский полуостров, длинное побережье Северного Ледовитого океана – вот места обитания ненцев. Для пущей понятности даем официальное название территории ненцев в пределах необъятной Российской Федерации: Ямало-Ненецкий автономный округ. Зимой и летом ненцы живут на одном месте, а весной и осенью кочуют. Жилище ненцев – чум – представляет палатку из оленьих шкур. Посередине такой палатки устанавливается печка. Вокруг нее лежат оленьи шкуры, на которых можно спать. Любопытно, но факт, что постройкой жилища у ненцев заведуют женщины.


Основным деликатесом у ненцев считаются рожки молодого оленя. У них и название соответствующее – панты. Стараясь не навредить молодому олененку, ненцы аккуратно их срезают, потом смалят над открытым пламенем, а затем снимают с них верхний слой шкурки, представляющий самое лакомство. Рога от взрослых оленей ненцы выгодно продают на нужды фармацевтики.

Помимо шкурок с оленьих рогов ненцы обожают строганину – нарезанную тонкими пластинками замороженную рыбу и колотушку – тоже замороженную рыбу, только разбитую о твердый предмет на маленькие кусочки. Колотушку едят как повседневное блюдо, строганину подают на званые обеды.

Олень считается у ненцев уважаемым животным, поэтому на день рождения, который у этих народов отмечается единожды в жизни, ребенку дарят молодого олененка.

Женятся ненцы в 18-20 лет. Вторую половинку им подыскивают родители. На свадьбе вместо каравая молодым преподносят сваренное сердце и язык оленя – символ того, что у молодоженов теперь одно сердце и один язык на двоих.

Давай навестим чукчей. Наверняка ты догадываешься, что они живут на Чукотке. Также они населяют побережье Берингова пролива и Северного Ледовитого океана. Это единственный коренной сибирский народ, который не покорился российским войскам. Среди чукчей есть оленеводы и любители поохотиться на морских обитателей.


Чукчи очень любят сырое оленье мясо и рыбу, также сырую. В суровых условиях вечной мерзлоты выживают благодаря высокому гемоглобину и быстрому обмену веществ, а также калорийной пище. Так из внутренностей оленя они готовят калорийный наваристый суп с кровью, жиром и кусочками сала. Из напитков чукчи предпочитают травяные отвары.

Основной материал, из которого чукчи шьют одежду и строят жилища – оленьи шкуры. Одежда, как правило, двухслойная. Наружный и внутренний слой – теплый мех.


Одно из развлечений чукчей – шутки и анекдоты. Чукчи считают, что смех отгоняет злых духов. Любимый вид спорта чукчей – гонки на собачьих упряжках, кожаных лодках и санях, запряженных оленями.

Чукчи не любят мыться. Во-первых, они считают, что, отмываясь, они становятся беззащитными перед злыми духами, во-вторых, боятся замерзнуть. Редкие банные процедуры чукчей сводятся к тому, что они натираются салом нерп, а затем счищают его с кожи вместе со слоем грязи.

И, наконец, якуты. Якутия или Республика Саха более обжитое и приближенное к цивилизации место, нежели Чукотка или побережье Кольского полуострова.


Якуты очень любят молочную продукцию, и не только от коров, но и от лошадей. В особом почете у якутов кумыс, простокваша, растопленное масло. Его якуты могут пить просто так. Очень любят якуты оленину, конину, строганину и медвежатину.

Любопытно, что мороз в Якутии вовсе не так страшен, как кажется. На самом деле 20-градусный мороз в Санкт-Петербурге намного страшнее для теплолюбивых людей, нежели привычные для Якутии -50°С. При таком морозе якутские дети запросто бегают по улице и едят мороженое.


Якуты очень трудолюбивые и выносливые. На сенокосе они могут работать до 24 часов в сутки. Кстати, они очень не любят, когда их называют якутами и предпочитают, чтобы их называли «саха».

Если у тебя возникнет желание посетить северные народы необъятной России, ты можешь воспользоваться обратиться в туристические фирмы представленные в

Школьники могут с лёгкостью ответить на вопрос "Где живут чукчи?". На Дальнем Востоке есть Чукотка или Чукотский автономный округ. Но если мы немного усложним вопрос: "Где живут чукчи и эскимосы?", возникают затруднения. Нет одноимённой области, нужно найти более серьёзный подход и разобраться в национальных тонкостях. Есть ли отличия между чукчами, эскимосами и коряками Безусловно, есть. Всё это разные народности, некогда племена, имеющие общие корни и населяющие схожие территории. Регионы в России, где живут чукчи или луораветланы, сконцентрированы на севере. Это республика Саха, Корякский АО и Чукотский АО. С древних времен их племена населяли крайние области Восточной Сибири. Сначала кочевали, но после приручения оленей начали немного приспосабливаться к оседлому образу жизни. Разговаривают они на чукотском языке, имеющем несколько диалектов. Луораветланы или чукчи (самоназвание) делили себя на морских охотников, живущих на побережье Ледовитого океана, и оленных, тундровых.

Некоторые антропологи относят эскимосов к монголоидной расе, имеющей арктическое происхождение. Данная народность живёт в штате Аляска (США), в северных регионах Канады, на острове Гренландия (Дания) и совсем немного (1500 человек) на Чукотке. В каждой стране эскимосы говорят на своём языке: на гренландском, аляскинском инуите, канадском эскимосском. Все они делятся на различные диалекты. Кто такие чукчи и коряки? Луораветланы сначала оттеснили эскимосские племена, а затем территориально отделились от коряков. Сегодня коряки (общая народность с чукчами) составляют коренное население одноимённого автономного округа Камчатской области в России. Всего их насчитывается около 7000 человек. Корякский язык относится к чукотско-камчатской группе. Первые упоминания о коряках обнаруживаются в документах XVI века. Описываются люди, часть которых занималась оленеводством, а другая - морским промыслом.

Внешний облик

Где живут чукчи и как они выглядят? На первую часть вопроса ответ сформулирован выше. Совсем недавно учёные доказали генетическое родство чукчей и индейцев. Действительно, в их внешнем облике много общего. Чукчи относятся к смешанной монголоидной расе. Они похожи на жителей Монголии, Китая, Кореи, но несколько отличаются.

Разрез глаз мужчин луораветланов больше горизонтальный, чем раскосый. Скулы не такие широкие, как у якутов, а цвет кожи с бронзовым оттенком. Женщины этой национальности во внешнем облике имеют больше сходств с монголоидами: широкие скулы, расплывшиеся носы с большими ноздрями. Цвет волос у представителей обоих полов чёрный. Мужчины стригутся коротко, женщины заплетают две косы и украшают их бусами. Замужние - носят чёлки. Зимняя одежда луораветланов двухслойная, шьётся чаще всего из меха пыжика. Летняя одежда представляет собой накидки или куртки из оленьей замши.

Черты характера

Рисуя психологический портрет данной народности, отмечают основную черту - чрезмерная нервная возбудимость. Луораветлана легко вывести из состояния духовного равновесия, они очень вспыльчивы. На фоне этого имеют склонность к убийству или самоубийству. Например, родственник может с лёгкостью откликнуться на просьбу тяжелобольного члена семьи и убить его, чтобы тот не мучился в агонии. Эта народность крайне независима, самобытна. В любом споре или борьбе проявляют небывалую настойчивость.

В то же время эти люди очень гостеприимные и добродушные, наивные. Самоотверженно приходят на помощь ближним и всем, кто нуждается. Очень легко относятся к понятию супружеской верности. Жены редко ревнуют своих мужей.

Условия жизни

Там, где живут чукчи (на фото ниже), короткое полярное лето, а остальное время - зима. Для обозначения погоды жители используют только два выражения: "погода есть" или "погоды нет". Это обозначение является показателем охоты, то есть будет она удачной или нет. Испокон веков чукчи продолжают свои промысловые традиции. Очень любят мясо нерпы. Счастливый охотник добывает трёх за один выход, тогда его семья с детками (их обычно 5-6) будет прокормлена несколько дней.

Места для яранг семьи чаще всего выбирают в окружении сопок, чтобы было больше безветрия. Внутри нее очень холодно, хотя выстлано жилище вдоль и поперёк шкурами. Обычно посередине небольшой костерок, обложенный округлыми валунами. На нём подвешенный котёл с пищей. Жена занимается хозяйством, разделыванием туш, приготовлением пищи, засолкой мяса. Возле нее дети. Вместе они собирают в сезон растения. Муж - добытчик. Этот уклад сохраняется на протяжении многих веков. Иногда такие коренные семьи месяцами не выезжают в посёлки. У некоторых детей даже нет свидетельства о рождении. Родителям потом приходится доказывать, что это их ребёнок.

Почему чукча - герой анекдотов?

Существует мнение, что юмористические рассказы про них были сложены русскими от страха и уважения, ощущения превосходства над собой. С XVIII века, когда казачьи отряды двигались по бескрайней Сибири и встречали племена луораветланов, пошли толки о воинственной народности, которую очень сложно превзойти в бою.

Своих сыновей сызмальства чукчи обучали бесстрашию и ловкости, воспитывая их в спартанских условиях. В той суровой местности, где живут чукчи, будущий охотник должен быть чутким, уметь сносить любой дискомфорт, спать стоя, не бояться боли. Любимая национальная борьба происходит на расстеленной скользкой тюленьей шкуре, по периметру которой торчат острозаточенные когти.

Воинствующие оленеводы

Корякское население, которое раньше чукчей вошло в состав Российской империи, сбегало с поля боя, если видело хотя бы несколько десятков луораветланов. Даже в другие страны попадали сказы о воинствующих оленеводах, которые не боятся стрел, уклоняются от них, ловят и запускают во врага руками. Попавшие в плен женщины с детьми убивали себя, чтобы не попасть в рабство.

В бою чукчи были беспощадны, метко сражали врага стрелами, наконечники которых были смазаны ядом. Правительство стало предупреждать казаков, чтобы те не вступали в бои с чукчами. На следующем этапе население решили подкупать, уговаривать, потом спаивать (больше в советское время). А в конце XVIII в. у реки Ангарки соорудили крепость. Возле нее периодически устраивались ярмарки, чтобы торговать с оленеводами обменным способом. На свою территорию луораветланы не пускали. Русским казакам всегда было интересно, где живут чукчи и чем занимаются.

Торговые дела

Дань Российской империи оленеводы платили в том размере, в котором могли себе позволить. Часто ее не платили совсем. С началом мирных переговоров и сотрудничества русские принесли чукчам сифилис. Всех представителей европеоидной расы они теперь побаивались. Например, с французами и британцами не имели торговых связей только потому, что они "белые". Деловые связи налаживали с Японией, соседней страной. Чукчи живут, где в недрах земли руды металлов добыть невозможно. Поэтому они активно покупали у японцев защитные латы, панцири, другое военное обмундирование и снаряжение, изделия из металла.

С американцами луораветланы вели обмен пушнины и других добытых товаров на табак. Очень ценились шкурки голубого песца, куницы, а также китовый ус.

Чукчи сегодня

Большая часть луораветланов смешалась с другими народностями. Чистокровных чукчей сейчас почти не осталось. "Неискоренимая народность", как их часто называют, ассимилировала. При этом они сохраняют род своих занятий, культуру, образ жизни.

Многие учёные уверены, что малочисленному коренному этносу грозит в большей мере не исчезновение, а социальная пропасть, в которой они находятся. Многие дети не умеют читать и писать, не ходят в школы. Уровень жизни луораветланов далёк от цивилизации, да они к ней и не стремятся. Чукчи живут в суровых природных условиях и не любят, когда им навязывают свои порядки. Зато когда находят замёрзших русских в снегах, приносят в ярангу. Говорят, потом укладывают гостя под шкуру вместе со своей голой женой, чтобы та обогрела его.

Еще в древности русские, якуты и эвены прозвали оленеводов чукчами. Само название говорит само за себя «чаучу» - богатый оленями. Люди, занимающиеся оленями, так себя и называют. А собаководы именуются как анкальыны.

Данная народность сформировалась в результате смешения азиатского и американского типа. Это подтверждает даже то, что чукчи-собаководы и чукчи-оленеводы по-разному относятся к быту и культуре, об этом говорят различные предания и мифы.

До сих пор не определена точно лингвистическая принадлежность чукотского языка, есть гипотезы, что он уходит корнями в язык коряков и ительменов, и древним Азиатским языкам.

Культура и быт народа чукчей

Чукчи привыкли жить стойбищами, которые снимаются и обновляются, как только закончился олений корм. Летом они спускаются поближе к морю. Постоянная необходимость переселения не мешает воздвигать им достаточно большие жилища. Чукчи возводят большой многоугольный шатер, который накрывают оленьими шкурами. Для того, чтобы это сооружения выдержало сильные порывы ветра, люди подпирают весь шалаш камнями. У задней стенки этого шатра устанавливается маленькое сооружение, в котором люди принимают пищу, отдыхают и спят. Для того чтобы, не запариться в своей комнате, они раздеваются перед сном практически догола.

Национальная чукотская одежда - это удобное и теплое одеяние. Мужчины носят двойную меховую рубаху, двойные меховые штаны, также меховые чулки и сапоги из идентичного материала. Мужская шапка чем-то напоминает женский капор. Женская одежда также состоит из двух слоев, только штаны и верхняя часть сшиты между собой. А летом чукчи одеваются в более легкие одежды - балахоны из оленей замши и других ярких тканей. На этих нарядах зачастую встречается красивая обрядовая вышивка. Маленьких деток, новорожденных одевают в мешок, сшитый из оленей шкуры, в котором есть прорези для рук и ног.

Основной и ежедневной пищей чукчей является мясо, причем как в готовом, так и в сыром виде. В сыром виде можно употреблять мозги, почки, печень, глаза и сухожилья. Довольно часто можно встретит семьи, где с удовольствием едят корешки, стебли и листья. Стоит отметить особою любовь чукотского народа к алкоголю и табаку.

Традиции и обычаи народа чукчей

Чукчи - народ, хранящий традиции предков. И совершенно неважно к какой группе - оленеводов или собаководов, - они относятся.

Одним из национальных Чукотских праздников является праздник Байдары. Издавна байдарка была средством добычи мяса. И для того, чтобы воды приняли чукотскую байдару на очередной год, чукчи устраивали некий обряд. Лодки снимали с челюстей кита, на которых она пролежала всю зиму. Затем шли к морю и приносили ему жертву в виде вареного мяса. После чего байдару ставили возле жилища и ходили вокруг нее всей семьей. На следующий день процедуру повторяли и только после этого спускали лодку на воду.

Еще одним чукотским праздником является праздник кита. Этот праздник проводился для того, чтобы извиниться перед убитыми морскими животными и загладить вину перед Кэрэткуном - хозяином морских обитателей. Люди переодевались в нарядные одежды, непромокаемые вещи из моржовых кишок и извинялись перед моржами, китами и тюленями. Они пели песни о том, что это не охотники их убили, а камни, упавшие со скал. После этого чукчи приносили жертву хозяину морей, опуская в морские глубины скелет кита. Люди считали, что таким образом они воскресят всех убитых ими животных.

Конечно, нельзя не сказать о празднике оленя, который назывался Кильвэй. Он устраивался в весенний период. Все начиналось с того, что оленей пригоняли к людским жилищам, ярангам, а женщины в это время разжигали костер. Причем огонь нужно было добыть, как и много веков назад - трением. Чукчи встречали оленей восторженными криками, песнями и выстрелами для того, чтобы отогнать от них злых духов. А во время торжества мужчины забивали нескольких взрослых оленей, чтобы пополнить запасы еды, предназначавшейся детям, женщинам и старикам.

Все слышали выражение «наивная чукотская девочка», и анекдоты про чукчей. В нашем понимании это человек, далекий от достижений цивилизации. Символ наивности, которая граничит со скудоумием, начинающие любое предложение с «однако» и предпочитающих водку женам Мы воспринимаем чукчей как далекий северный народ, который интересуется исключительно оленями и моржовым мясом. Кто чукчи на самом деле?

Умеют за себя постоять

Валдис Кристовскис, латышский политик и лидер партии «Единство», в интервью латышской газете Delfi неосторожно оборонил фразу «латыши – не чукчи». В ответ на это оскорбление в газете Diena был напечатан ответ Оой Милгера, представителя народа лоураветланов (по-другому «чукчей»). Он писал: «По-вашему, получается, что чукчи – не люди. Это меня очень обидело. Лоураветланы – народ воинов. Об этом написано много книг. У меня карабин моего отца. Латыши – тоже маленький народ, которому пришлось бороться за выживание. Откуда такое высокомерие?». Вот тебе «наивные» и глупые чукчи.

Чукчи и все «остальные»

Немногочисленный народ чукчей расселен на огромной территории – начиная от Берингова моря до реки Индигирки, от Северного Ледовитого океана до реки Анадырь. Это территорию можно сравнить с Казахстаном, а на ней живет чуть больше 15 тысяч человек! (данные переписи населения России в 2010 году)

Название чукчи – это адаптированное для русского человека название народа «лоуратвеланы». Чукчи значит «богатый оленями» (чаучу) – так представились русским первопроходцам северные оленеводы в XVII веке. «Лоутвераны» переводится как «настоящие люди», так как в мифологии крайнего Севера чукчи – «высшая раса», избранная богами. В мифологии чукчей объясняется, что боги создали эвенков, якутов, коряков и эскимосов исключительно как рабов русских, чтобы они помогали чукчам торговать с русскими.

Этническая история чукчей. Кратко

Предки чукчей обосновались на Чукотке на рубеже 4-3 тысячелетия до нашей эры. В такой естественно-географической среде сформировались обычаи, традиции, мифология, язык и расовые особенности. У чукчей повышенная теплорегуляция, высокий уровень гемоглобина в крови, быстрый обмен веществ, потому формирование этой арктической расы происходило в условиях Крайнего Севера, а иначе они бы не выжили.

Мифология чукчей. Сотворение мира

В мифологии чукчей фигурирует ворон – творец, основной благодетель. Создатель земли, солнца, рек, морей, гор, оленей. Именно ворон научил людей жить в сложных природных условиях. Так как в сотворении космоса и звезд, по мнению чукчей, участвовали арктические животные, то названия созвездий и отдельных звезд связаны с оленями и воронами. Звезда капелла – это олений бык с санями человека. Две звезды около созвездия Орла – «Самка оленя с олененком». Млечный путь – река с песчаными водами, с островами – пастбищами для оленей.

Название месяцев чукотского календаря отражают жизнь дикого оленя, его биологические ритмы и особенность миграции.

Воспитание детей у чукчей

В воспитании чукотских детей можно проследить параллель с индейскими обычаями. В 6 лет у чукчей начинается суровое воспитание мальчиков-воинов. С этого возраста мальчики спят стоя, исключение – сон с опорой на ярангу. При этом взрослые чукчи воспитывали даже во сне – подкрадывались с раскаленным кончиком металла или тлеющей палкой, чтобы у мальчика вырабатывалась молниеносная реакция на любые звуки.

Юные чукчи бегали за оленьими упряжками с камнями на ногах. В руках с 6 лет постоянно держали лук и стрелы. Благодаря такой тренировке глаз, зрение у чукчей на долгие годы оставалось острым. Кстати, именно поэтому чукчи были превосходными снайперами во время Великой Отечественной войны. Любимые игры – «футбол» с мячом из оленьей шерсти и борьба. Боролись в особенных местах – то на моржовой шкуре (очень скользкой), то на льду.

Обряд посвящения во взрослую жизнь – испытание для жизнеспособных. На «экзамене» делали ставку на ловкость и внимательность. Например, отец посылал сына на задание. Но не задание было главным. Отец выслеживал сына, пока тот шагал его выполнять, и ждал, пока сын потеряет бдительность – тут он выпускал стрелу. Задача юноши – моментально сконцентрироваться, среагировать и увернуться. Поэтому пройти экзамен – значит выжить. Но стрелы не смазывали ядом, поэтому шанс на выживание после ранения был.

Война как стиль жизни

Отношение к смерти у чукчей простое – они ее не бояться. Если один чукча просит другого его убить, то просьба выполняется легко, без сомнений. Чукчи верят, что у каждого из них по 5-6 душ, и существует целая «вселенная предков». Но для того, чтобы попасть туда, нужно либо достойно погибнуть в бою, либо умереть от руки родственника или друга. Своя смерть или смерть от старости – роскошь. Поэтому чукчи отличные воины. Они не бояться смерти, свирепые, у них чуткое обоняние, молниеносная реакция, острый глаз. Если в нашей культуре за военные заслуги награждают медалью, то чукчи на тыльной стороне правой ладони ставили татуировку-точку. Чем больше точек, тем более опытный и бесстрашный воин.

Чукотские женщины соответствуют суровым чукотским мужчинам. Они носят с собой нож, чтобы в случае серьезной опасности зарезать детей, родителей, а потом себя.

«Домашнее шаманство»

У чукчей существует так называемое «домашнее шаманство». Это отголоски древней религии лоураветланов, ведь сейчас почти все чукчи ходят в церковь и принадлежат русской православной церкви. Но «шаманят» до сих пор.

Во время осеннего убоя скота вся чукотская семья, включая детей, бьет в бубен. Этот обряд оберегает оленей от болезней, ранней гибели. Но это больше похоже на игру, как, например, сабантуй – праздник окончания пахоты у тюркских народов.

Писатель Владимир Богораз, этнограф и исследователь народов крайнего Севера пишет, что на настоящих шаманских обрядах люди вылечиваются от страшных болезней, заживают смертельные раны. Настоящие шаманы могут в руке растереть камень в крошку, голыми руками «зашить» рваную рану. Основная задача шаманов – исцелять больных. Для этого они впадают в транс, чтобы «путешествовать между мирами». На Чукотке шаманами становятся, если чукчу в момент опасности спасает морж, олень или волк – тем самым «передает» колдуну древнюю магию.

Примечательная черта чукотского шамана – он по желанию может «меня пол» Мужчины по велению духов становятся женщинами, даже выходят замуж. Богораз предположил, что это отголоски матриархата.

Чукчи и юмор

Чукчи придумали поговорку «смех делает человека сильным». Эта фраза считается жизненным кредо каждого чукчи. Смерти они не боятся, убивают легко, не испытывая тяжести. Для других людей непонятно, как можно сначала плакать над смертью близкого человека, а потом смеяться? Но уныние и тоска для чукчи – признак того, что человека «захватил» злой дух Келе, и это порицалось. Поэтому чукчи постоянно шутят, подтрунивают друг над другом, смеются. С детства чукчей приучают быть веселыми. Считается, что если ребенок долго плачет, то его плохо воспитали родители. Девушек для замужества тоже выбирают по нраву. Если девушка весела и с чувством юмора, у нее больше шансов выйти замуж, чем у вечно грустной, так как считается, что унылая девушка – больная, от того и недовольная, потому что она думает о болезнях.

Чукчи и анекдоты

Смеются не только чукчи, но и над чукчами тоже любят потешаться. Тема чукчей в русских анекдотах – одна из самых обширных. Шутят над чукчами еще со времен СССР. Доцент Центра типологии и семиотики РГГУ Александра Архипова связывает начало появление анекдотов с фильмом 60-х годов «Начальник Чукотки». Там впервые прозвучало всем знакомое чукотское «однако». Образ чукчи в анекдотах – это плохо знающий русский язык, дикий, доверчивый человек, он постоянно рефлексирует. Также есть мнение, что от чукчей мы считываем меру своего национального превосходства. Мол, чукча глупый и наивный, а мы – не такие. На сегодняшний день основная тема анекдотов сместилась в сторону бывшего чукотского губернатора Романа Абрамовича.

На территории округа проживает около 60 национальностей. В 1989 г. на Чукотке, при общей численности населения 164 тыс. человек, коренное население Севера (чукчи, эскимосы, эвены, юкагиры, коряки и др.) составляло 10%, т.е. 17 тыс. человек. Наиболее представительными по количественному составу были русские (66%), украинцы составляли 17%, белорусы - 2%. В связи с миграцией населения доля коренных народов в национальном составе возросла до 21%.

Северо-восток Азии издавна заселяют палеоазиатские народы - потомки древнейшего населения Земли. К ним относятся чукчи, коряки, ительмены и юкагиры, языки которых обнаруживают между собой некоторую близость. По языку к ним близки также живущие в нижнем течении Амура и на Сахалине нивхи. Все эти народы близки в языковом отношении друг к другу, но имеют совершенно отличное от эскимосов и от эвенков (прежнее название тунгусов) происхождение. Нити родства чукчей, коряков и ительменов (прежнее название камчадалов) ведут в северо-западную Америку, к индейцам, с которыми они, видимо, сливались в ходе продвижения на север. Мифы коряков и камчадалов по форме и по содержанию близки к сказаниям индейцев северо-западной Америки.

Представителями коренных народов Крайнего Севера на Чукотке в настоящий момент являются около 18 тыс. жителей.

Чукчи. Общая численность народа - около 15 тыс. человек, на Чукотке проживают 12 тыс. человек. Исконное самоназвание чукчей - «луораветлан», что в переводе означает «настоящие люди». Среди чукчей и коряков заметно выделяются приморские оседлые группы, которые занимаются рыболовством и охотой на морского зверя (самоназвание - «анкалын»), и группы кочевых оленеводов (самоназвание - «чаучу» или «чавучу»). Чавучу означает «оленевод». Отсюда пошли географические названия (топонимы): Чукотка, чукотский. Деление на приморскую и оленную группы прослеживается и в диалектах чукотского языка.

Быт и хозяйственная деятельность приморских чукчей и коряков в значительной степени напоминает быт эскимосов. В нем издревле присутствовали та же кожаная байдара, кожаный челнок, метательный гарпун, поплавок из надутой тюленьей шкуры. Влияние эскимосской культуры сказывается на языке, религии и фольклоре приморских чукчей.

Еще в XIX в. западной границей регулярного кочевания чукчей-оленеводов служила река Колыма. Но когда-то они жили еще западнее, на что указывает название реки Большой Чукочьей. Но затем чукчи из этих мест исчезли и снова появились на левом берегу реки Колымы в середине XIX столетия. Позднее чукчи распространились на запад вдоль морского побережья до реки Алазеи и далее, почти до Индигирки. На юге чукчи занимали территорию до Олюторского полуострова и южнее. Общее число оленных чукчей в начале XX в. было 9-10 тыс. человек. У них было около полумиллиона оленей. Приморских чукчей насчитывалось около 3 тыс. человек.

Эскимосов в России проживает 1,7 тыс. человек, из них на Чукотке - 1,5 тыс. человек. Современные поселения эскимосов растянулись вдоль Берингова пролива и Берингова моря, от мыса Дежнева до залива Креста, в основном на территории Провиденского, Чукотского и Иультинского районов. В 1920-е гг. небольшие поселения эскимосов возникли на территории современных Шмидтовского и Иультинского районов (поселки Ушаковское, Уэлькаль). Эскимосы - самый многочисленный и самый северный народ на Земле из коренного населения Арктики. В мире насчитывается 97 тыс. эскимосов, в основном они живут за пределами России: на Аляске, на севере Канады, в Гренландии. На Чукотке живут самые западные представители эскимосского народа.

Язык эскимосов разделяется на две группы: инупик, на котором говорит население островов Диомида в Беринговом проливе, Северной Аляски и Канады, Лабрадора и Гренландии, и юпик, на котором говорят эскимосы западной и юго-западной Аляски, острова Святого Лаврентия и Чукотского полуострова. Помимо родного языка у азиатских эскимосов распространен также русский язык, эскимосы Аляски в значительной степени англоязычны, среди эскимосов канадского Квебека распространены одновременно английский и французский языки, а среди гренландских эскимосов - датский язык. Вряд ли можно найти на планете коренной народ с таким разнообразием «вторых» языков.

У эскимосов нет общего самоназвания. Они именуют себя по месту проживания или называют себя просто людьми: «инуит», «юпигыт» или «юит», то есть «настоящие люди».

Как никакой другой народ мира, сроднились эскимосы с арктическим морем и полярной пустыней. Они типичные охотники на морского зверя. Промысел морских млекопитающих давал им все: пищу, одежду, жилье, топливо, транспорт. кости китов служили прекрасным строительным материалом при возведении остова полуподземных жилищ. Главным продуктом питания древних эскимосов было мясо морских животных. Из шкур нерп они научились шить не пропускающую воду глухую меховую одежду и сапоги (торбаса). Зимой носили двойную глухую меховую кухлянку, мужчины - двойные меховые штаны, а женщины - комбинезон.

Из шкур моржей изготавливали байдары. Поражает совершенство кожаных каркасных каяков с люком для сиденья, вмещавших от 1 до 30 человек. Они стали прототипом современной байдарки.

Камень, олений рог (его распаривали и придавали любую форму), рог овцебыка, моржовый бивень заменяли эскимосам металл и дерево. По всему миру славятся эскимосы орнаментальной и скульптурной резьбой по моржовым клыкам. В Гренландии они научились строить куполообразное жилище из снега - иглу. Для обогрева и освещения жилищ им служили пропитанные жиром кости китов, тюлений и олений жир.

Эскимосы Чукотки, острова Святого Лаврентия, северо-западного побережья Аляски и Западной Гренландии занимаются преимущественно охотой на моржей и китов. Помимо морского промысла они охотятся на песца и ловят рыбу в устьях рек. Из домашних животных держат собак, в среднем на хозяйство приходится 6-7 собак.

Эвены. Общая численность 17 тыс. человек, на Чукотке проживают 1,5 тыс. человек. Старое название эвенов - ламуты, от тунгусского слова «ламу», что значит «море». Это народ, близкий к эвенкам (старое название «тунгусы»). Они говорят на особом, хотя и очень близком к эвенкийскому, наречии, живут на западе Чукотки, севере Колымского нагорья, в бассейне верхнего течения Анадыря и в Корякском автономном округе. В начале века ламутов насчитывалось около 3 тыс. человек, в 1920-х гг. к эвенам была приписана значительная часть юкагиров.

Чуванцев насчитывается 1,5 тыс. человек, на Чукотке проживают 944 человека, в основном в районе Маркова. Чуванцы - это один из родов юкагиров, где много породнившихся с чукчами и юкагирами русских. В Маркове в начале XX в. половину населения уже составляли обрусевшие чуванцы, а в их русском языке до сих пор много юкагирских слов.

Юкагиров всего 1,1 тыс. человек, на Чукотке проживают 160 человек. Живут они в Анадырском и Билибинском районах.

Коряки. Общая численность коряков - 10 тыс. человек, на Чукотке проживают 95 человек, в основном по побережью Анадырского залива.

Кереки. Остались единичные представители этой народности, которая до 1960-х гг. вообще не выделялась переписями населения в качестве самостоятельного этноса. Проживают кереки в Беринговском районе. Итак, на Чукотке проживают семь коренных малочисленных народов Севера. Нигде больше в Арктике нет региона с таким этническим разнообразием, как на Чукотке.

Культура и хозяйство кочевников Чукотки. Жизнь в холоде состоит из суровых будней. Охотники, кочевники, рыбаки должны были не только знать большинство ремесел, но и быть своеобразными энциклопедистами-ремесленниками. Лишь одни они владеют техникой быта, без которой невозможно выжить в экстремально холодных условиях.

Как и приморские чукчи, эскимосы строили хозяйство на добыче морского зверя. Кочевники тундры получали все необходимое у одомашненного северного оленя. Кочевники настолько зависели от оленя, что возникало своего рода единство между жизнью человека и его оленьего стада. Это вело к постоянным поискам новых пастбищ, обусловливало кочевой образ жизни. Средствами передвижения служили упряжные олени, собаки, байдары, лыжи.

Мясо оленя служит у северных кочевников основой питания. Его дымящиеся куски вываливают из огромного котла на деревянные блюда или свеженарубленные ветки ивы. Нередко мясо едят сырым в замороженном виде. Таким образом организм получает больше микроэлементов и биологически активных веществ. Едят также почки и сухожилия. Из крови оленя варят суп или кашу. Обрезанные весной оленьи рога поджаривают и тоже употребляют в пищу. Самое изысканное кушанье - горячий олений язык.

По всему миру известны изящные и удобные меховые одежды народов Севера. Легкие и эластичные, они отлично сохраняют тепло. Их традиционный покрой переняли полярники и альпинисты. Даже названия: «кухлянка», «анорак», «парка» (теплая куртка), «унты», «камики», «торбаса» (теплые сапоги), входят в языки народов мира из речи северных народностей.

Жилищем народам Чукотки служил большой полусферический шатер - яранга, а также меховая палатка. Каркас яранги составляет решетка из деревянных шестов. Каркас покрывается оленьими или моржовыми шкурами и укрепляется тяжелыми камнями. Внутри яранги есть еще маленькое спальное помещение из шкур - полог. Конструкция яранги создана таким образом, чтобы ее можно было легко собрать или разобрать, что очень важно при кочевом образе жизни. Иногда яранга имеет несколько отсеков-помещений. Центр яранги считается самым священным местом. В нем в округлом очаге из камней горит огонь. К этому месту относятся с максимальным почтением. Над огнем коптят куски оленьего мяса и выпотрошенные тушки рыб. В местах, где топлива для костра нет, яранга обогревается и освещается жировым светильником, который заправляется китовым или нерпичьим жиром.

Вызывает восхищение хорошее знание полярными народами природы, повадок животных и птиц. Люди, которым приходится бродить по тундрам и горам, быстро ориентируются на местности. У них развивается особое внутреннее видение пространства и чутье времени. не сговариваясь, они могут съехаться к определенному времени на сход, отыскивают соплеменников, засыпанных снегом во время пурги, когда их не удается обнаружить по следам или с помощью собак.

У некоторых народностей до сих пор наблюдается деление на роды и обязательство брачной связи между определенными родами. У береговых чукчей и эскимосов сохраняются коллективные формы труда, собственности и нормы распределения всякой добычи между всеми членами общины. У них богатство необязательно влечет за собой престиж.

Без учета выработанного тысячелетиями опыта коренных народов Севера не может быть поставлена разумная организация жизни в высоких широтах. Кочевание, к примеру, является наиболее рациональным способом использования хрупких тундровых ландшафтов. Стада диких оленей совершают перегоны до 2,5 тыс. км в год. Очевидно, сходные перегоны должны совершать и стада домашних оленей. Поэтому значительную часть своей жизни пастухи-оленеводы проводят в кочевьях. Живут они зимой вместе с оленями в лесотундре или в безлесных просторах тундры, летом передвигаются к берегам морей или в горы.

Перекочевки приводили людей в соприкосновение с другими народностями. В результате у пространственно разобщенных культур возникали полезные заимствования. Так, всем оленеводам тундры свойственны ездовое оленеводство, одинаковые типы охотничьего промысла: применение ловушек на песцов, луков-самострелов, сетей для ловли гусей, - а также схожая одежда из оленьих шкур и обувь из камуса, украшения из чередующихся полосок белого и черного меха, прямолинейный орнамент, способы употребления пищи. Однако заимствовалось далеко не все. Например, породы оленей у чукчей и у эвенов разные. Оленеводство в малой степени привилось в американской коренной культуре.

В связи с переводом северных кочевников на оседлость в 1950-х гг. традиционные формы природопользования стали угасать. Жившие в передвижных ярангах кочевники были переселены в дома. Жизнь многих из них улучшилась, многие этого хотели, но не все. Беда в том, что переселили всех. Дети кочевников стали учиться в школах-интернатах и забывали родной язык. Они уже не осваивали навыки кочевой жизни в природе, но и включиться в чуждую жизнь промышленных, портовых или горнодобывающих поселков многим оказалось не под силу. Некому стало грамотно осваивать тундру. Оказалось, что рациональная эксплуатация тундры напрямую зависит от сохранения традиционного образа жизни, духовной культуры и использования языка народа.

Есть точка зрения, что именно с Арктикой связаны будущие эффективные модели цивилизации. Она подкреплена фактами многовекового, а в каких-то случаях и многотысячелетнего вполне устойчивого существования в условиях Арктики целого ряда этносов при сохранении их постоянной численности и без истощения природных ресурсов.