Партизанский еврейский отряд. Командир - Тувье Бельский,седьмой справа в верхнем ряду. Фото из Викапедии.
Я славлю мира торжество
Довольство и достаток.
Спасти приятней одного,
Чем истребить десяток.
Р. Бернс пер. С. Маршака.
Советская пропаганда молчала о многом. В том числе и об участии евреев в ВОВ. В частности - в партизанском движении на териитории Белоруссии. Это одна из малоизвестных страниц истории ВОВ. Но что ещё печальнее – о многом и сегодня граждане, проживающие на постсоветском пространстве, почти ничего знают. Или знают очень мало. Есть, разумеется, и такие, кто и не желает знать. Понятно, эти читать мой пост не будут.
Но тем, кому тема покажется интересной, я постараюсь просто и доступно поведать о событиях, которые уже покрыты довольно плотной 70-ти летней пеленой забвения. Их свидетелей осталось совсем немного. Но мне посчастливилось кое с кем из них пообщаться в Белоруссии и на Земле Обетованной.
Предварю рассказ короткой справкой. На оккупированных фашистами территориях Советского Союза в подпольных организациях гетто, концлагерях и партизанских отрядах с нацистами сражалось около 20 тысяч евреев. В том числе в составе 70-ти чисто еврейских партизанских отрядов воевало более 4000 человек.
Эти партизанские отряды создавались евреями, бежавшими из гетто и фашистских концлагерей. Многие из организаторов еврейских отрядов до побега активно участвовали в подпольных организациях, существовавших там.
Главной задачей еврейских партизанских отрядов было спасение остатков еврейского населения, ещё не попавшего под безжалостный нацистский каток. Рядом с партизанскими базами нередко создавались семейные лагеря. В них находили убежище беглецы из гетто. В основном инвалиды, женщины, старики и дети.
Бойцы еврейских отрядов мужественно сражались с фашистами, защищая семейные лагеря. Несли большие потери. А случалось, что отряды в неравной борьбе гибали почти целиком вместе с гражданским еврейским населением, которое защищали...
В лесах Белоруссии и Украины нелегко было воевать всем. Но еврейским партизанам пришлось особенно туго. Они не могли рассчитывать на помощь местного населения. Не могли, в случае необходимости, раствориться в нём. Не могли партизаны-евреи получить поддержку и от своих соплеменников, запертых в гетто.
Ситуация усугублялась и антисемитскими настроениями имевшими место среди советских партизан. Вот, что я обнаружил в одной докладной записке на имя руководителя подпольного обкома КПСС:
«…Партизанские отряды им (евреям) не помогают, еврейскую молодёжь принимают к себе крайне неохотно. Отмечены факты, когда партизаны из отряда Н.Н.Богатырева, отняв у пришедших оружие, отправляли их безоружными назад. Практически на убой нацистам. Отмечены случаи расстрела еврейских добровольцев. Антисемитизм в партизанской среде развит довольно сильно…
…Некоторые командиры партизанских отрядов всё-таки принимают евреев. А вот в отряде у В. Грозного евреев довольно много. Они неплохо воюют. Есть евреи и у Зотова. А у Маркова и Стрелкова ни одного. Не принимают, даже с оружием…»
Сугубо еврейские отряды поначалу в лесах Белоруссии находились на автономном положении. Сами добывали себе оружие, провизию, одежду. Сами намечали, и проводили боевые операции. Однако со временем еврейские отряды превратились в интернациональные. В отличие от своих белорусских коллег, еврейские командиры принимали в отряды всех, желавших сражаться с фашистами.
Легендарную известность, по крайней мере, среди еврейского населения, получил еврейский партизанский отряд имени Калинина. Его организаторами и бессменными командирами на протяжении всей партизанской войны на белорусской земле, были знаменитые братья Бельские.
В семейном лагере Бельских насчитывалось более 1,2 тыс. евреев. Это были люди, главным образом бежавшие из района небольшого белорусского городка Новогрудка. Группа беглецов из минского гетто во главе с Шаломом Зориным (1902-74) создала ещё один семейный лагерь. Именного названия он не имел. В архивных документах проходит как отряд № 106. Отряд насчитывал более 800 евреев.
В районе местечка Деречина был образован отряд под командованием доктора И. Атласа, в районе Слонима - отряд имени Щорса 51. Недалеко от районного центра Копыль евреи, бежавшие из гетто города Несвижа и двух соседних гетто, создали большой отряд имени Жукова. Евреи из района Дятлово – отряд под командованием Ц. Каплинского (1910-42).
Бежавшие из гетто Белостока подпольщики и беглые евреи из прилегающих к нему городов и местечек создали большой еврейский партизанский отряд «Кадима». В отряде из молодых крепких ребят были образованы несколько небольших хорошо вооружённых боевых мобильных групп. Они наносили фашистам и местным коллаборационистам полицаям очень чувствительные удары.
О еврейских партизанских отрядах мужественно и эффективно воевавших в белорусских лесах, талантливый белорусский режиссёр Александр Ступников, которого А.Лукашенко давно изгнал из Беларуси, в 2009 году снял замечательный документальный фильм «Изгои».
Теперь после небольшого вступления перейду непосредственно к событиям 1941-1944 годов. Расскажу захватывающую документальную историю, наверное, о самом знаменитом в белорусских лесах еврейском партизанском отряде братьев Тувья, Асаэль и Зусь Бельских.
Мой рассказ основывается на информации, почерпнутой, что называется, из первых рук. От последних живых участников тех давних событий, с которыми повезло встретиться в Израиле. Кое-что удалось «нарыть» в архивах Минска и Иерусалима.
Прочитал я и скромную информацию в открытой печати на русском. И более обширную – на иврите и английском. Так что материала набралось порядочно, и с удовольствием поделюсь с теми, кого интерес или элементарное любопытство подвинет к прочтению этого поста.
Начну с рода Бельских. Предки знаменитых братьев ещё в самом начале XIX века поселились в деревне Станкевичи, расположенной между белорусскими городами Лида и Новогрудок, недалеко от Налибокской пущи. В этой деревне они были единственной еврейской семьей.
Дело в том, что в Российской империи после Второго раздела Речи Посполитой (1791 г.) указом Императрицы Екатерины II была введена так называемая «Черта постоянной еврейской оседлости». На российской административной карте появилась точно очерченная граница территории, за пределами которой евреям категорически, под страхом уголовного ответственности, запрещалось постоянное проживание.
Правда, делалось исключение для нескольких категорий еврейского населения. В разное время это были купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, рекруты, отслужившие в российской армии все 25 лет, ремесленники, приписанные к соответствующим цехам и пр.
Евреям запрещалось жить в городах и одновременно – в сельской местности. Они не имели право заниматься сельскохозяйственным трудом, так не могли владеть землёй. Продавать её евреям было категорически запрещено. Вот тогда-то и появились на исконно русской земле легендарные еврейские местечки. «Штетел» на языке идиш.
Бельские принадлежали к уникальной прослойке белорусских евреев-крестьян. Поскольку в царской России евреи не имели права владеть землей, то им изредка удавалось арендовать небольшие участки у соседей.
С польскими и белорусскими соседями евреи жили, не то, чтобы душа в душу, однако вполне можно сказать – терпимо. Тем не менее в семейной летописи Бельских зафиксирован случай, когда братьям Бельским пришлось силой остановить попытку захвата части их земли.
Произошла, выражаясь по-современному, крупная разборка. Или попроще - крепкий мордобой. Никто, к счастью, не погиб, но крови пролилось порядочно. Польской - больше. Возможно, по этой причине вплоть до 1939 года жизнь у Бельских проистекала плавно, без особых неприятных инцидентов с соседями.
Короче, можно даже сказать так: жизнью своей, довольно редкие в Польше сельские евреи, были вполне довольны. Даже немецкую оккупацию времён Первой мировой Войны их огромная семья, в которой было 11 детей, перенесла относительно благополучно.
Настоящие проблемы у Бельских начались в 1939 году. Как теперь очень хорошо известно, в том году случился очередной передел многострадальной Польши. Её лидеры всегда называли, изредка называют и теперь, свою страну наследницей Речи Посполитой.
Некогда огромного государства, расположенного на территории современных Польши, Украины, Беларуси и Литвы, а также частично России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии. Собственно, эти воспоминания после поражения Польши в очередной войне, порой служили формальным поводом для бесконечных переделов её земель.
В 1939 году Сталин и Гитлер посредством своих министров Молотова и Риббентропа опять, уж в который раз, перекроили карту Польши. В результате чего все члены семьи Бельских с их внушительным хозяйством оказались в Стране Советов.
Как это не парадоксально звучит, при этом никто из них не сделал даже одного шага в восточном направлении. Мельницу советская власть, разумеется, тут же национализировала. От некогда большого ухоженного хозяйства, приносящего приличную прибыль, тоже мало что осталось.
Взамен все 13 человек огромной семьи Бельских превратились во, вроде бы, полноправных граждан страны рабочих и крестьян. Формально она стала их «родной» страной. Ведь все Бельские были потомственными крестьянами. И даже неплохими. Слава Богу не раскулачили, и в Сибирь не сослали.
Теперь пару слов о самой семье. Начну со старшего сына Бельских, Тувьи. Он родился в 1906 году. Вначале учился в еврейской религиозной школе, затем в светской, но уже польской. В результате овладел 6-ю языками. Помимо родного идиш, хорошо знал иврит, в совершенстве польский, белорусский, немецкий. На русском тоже неплохо говорил, правда, с сильным еврейско-польским акцентом.
Тувья служил в польской армии. За проявленную доблесть и мужество был награждён и дослужился до унтер-офицера. Демобилизовавшись, женился на красивой девушке Хае.В приданое получил небольшой магазин. Двух младших братьев Тувьи, Асаэля и Зуся, после вхождения Западной Белоруссии в состав СССР, сразу же призвали в ряды Красной Армии.
Опять, вроде бы, Бельские достаточно мирно пережили очередной политический катаклизм. Однако относительно спокойная жизнь продолжалась недолго. В 40 году НКВД начал акцию по выявлению буржуазных элементов в Западной Белоруссии. Покатилась широкая волна повальных репрессий. А вскоре дошло и до высылки в Сибирь.
Тувья, будучи владельцем магазина, вполне подходил под категорию этого вредного с точки зрения большевиков и коммунистов элемента. Ну, а уж после того как магазин национализировали, он понял, что вскоре придут и за ним.
Бельские побросали большой дом, хорошо налаженное хозяйство, коров, кур и прочую живность и драпанули всей семьёй в Белосток. Тувья устроился на работу в небольшую контору на должность помощника бухгалтера. Зарплата была скромненькой, но еврей-крестьянин владел многими городскими рабочими профессиями. Они то и выручали.
Там они жили вплоть до 22 июня 1941 года. После вторжения вермахта в Белоруссию сразу же началось поголовное уничтожение еврейского населения. Двух братьев Бельских, Якова и Абрама, нацисты расстреляли ещё летом. А 7 декабря родители, младшая сестра Бельских, жена Зуся Села и их двухмесячная дочь были расстреляны в числе 4000 местных евреев.
Товья, выбравшиеся из окружения Асаэль, Зусь, и их младший 12-летний брат Арон, чудом избежавший расстрела. В конце декабря 1941 года они ушли в лес недалеко от родной деревни. Братья успели вывести туда часть своих родичей. Вот они-то и составили костяк будущего отряда. Вначале в отряде было всего 17 человек, а из оружия – один ТТ с неполной обоймой. Командиром единодушно избрали Тувью Бельского.
Стояли жуткие крещенские морозы и Бельским пришлось здорово помёрзнут. Тем не менее очень скоро они добыли оружие для всех членов небольшого отряда. Кое-что нашли. Но большую часть добыли в боях.
В начале лета 1942 года в отряд влились более двухсот евреев, бежавших из Новогрудского гетто. Численность еврейской дружины достигла 250 человек. Осенью 1942 года боевое формирование во главе с братьями Бельскими начало громить фашистов, что называется вовсеоружие.
Вскоре слава о еврейских партизанах разнеслась по всей округе. С каждой удачной операцией против нацистов она росла и ширилась. А командир отряда Тувья Бельский за на редкость эффективную боевую деятельность завоевал авторитет среди белорусских партизан.
Тувья зарекомендовал себя решительным, смелым, неординарно мыслящим командиром. Много тому способствовал его былой опыт службы в польской армии. К концу 1942 года отряд под командованием Тувьи Бельского был официально признан Главным Командованием белорусского партизанского движения.
Хорошее знание местности и связь с местным населением позволяли отряду Бельского довольно долго избегать серьёзных столкновений с немцами. В августе 1942г. еврейские партизаны наладили связь с Новогрудским гетто.
Это удалось сделать 15-ти летнему пареньку Арону, самому младшему из братьев Бельских. Он смог проникнуть в гетто и с помощью подпольщиков организовать побег почти 150 евреев. Главным образом женщин, детей и стариков.
Из 250 членов отряда вооружённых бойцов насчитывалось чуть более трети. Тем не менее, осенью 1942 г. партизаны Тувии Бельского провели несколько дерзких операций. Они уничтожили большой гараж фашистов с восьмью грузовикаи и бронетраспортёрами. В одном из ночных боёв перебили десятка полтора палицаев и фашистских солдат.
Разгромили несколько постов жандармерии. Подорвали железнодорожный разъезд, и сожгли лесопильный завод на станции Новоельня. В этих боях бойцы Бельского завладели большим количеством трофейного оружия. В том числе двумя крупнокалиберными пулемётами и большим количеством боеприпасов.
И всё-таки главным успехом первых боёв с фашистами следует считать авторитет, который завоевал отряд у славянских товарищей по оружию. Командир отряда Тувия Бельский зарекомендовал себя как решительный и опытный командир, и это признали многие.
Весной 1943 года в еврейском отряде уже насчитывалось 750 человек. Его выделили в отдельное партизанское подразделение Кировской бригады. Отрядом по-прежнему командовал Тувия Бельский. Заместителем и командиром боевого крыла, в котором насчитывалось примерно 150 человек, стал Асаел.
Зусь командовал разведкой и контрразведкой. Арон, самый младший брат Бельских, отвечал за связь с гетто, другими партизанскими отрядами и местным населением. Командиры соседних партизанских отрядов часто заявляли, что Бельские должны избавиться от непомерно разросшегося, по их мнению, «семейного лагеря». Они настаивали на активизации диверсионно-боевой деятельности.
Однако Тувия Бельский считал иначе. Разумеется, бить фашистов он никогда не отказывался, но при этом всегда наставлял своих бойцов: «СПАСТИ ЕВРЕЯ НАМНОГО ВАЖНЕЕ, ЧЕМ УБИТЬ НЕМЦА» Основной своей задачей Тувия всегда считал спасение как можно большего количества евреев.
Однажды его бойцы организовали побег большой гуппы узников гетто из городка Лида. Кода евреи добрались до партизанской базы, Тувья обратился к ним со следующими словами: «Друзья, это один из самых счастливых дней в моей жизни. Ради таких моментов я и живу: посмотрите сколько людей сумело выбраться из гетто!
Я ничего не могу вам гарантировать. Мы пытаемся выжить, но можем и погибнуть. Конечно же, я и мои бойцы сделаем всё, чтобы сохранить как можно больше жизней. Мы принимаем в отряд всех. Никому не отказываем в шансе выжить: ни старикам, ни детям, ни женщинам.
Однако нас подстерегает множество опасностей. И всё-таки, если суждено будет погибнуть, то мы умрём не как стадо перепуганных овец, а достойно с оружием в руках, как умирали когда-то воины Бар-Кохбы и Маккавеев»
Такой подход к партизанской войне шёл вразрез с практикой белорусских партизанских отрядов. Их командиры, как правило, принимали в свои ряды только боеспособных мужчин. А часто только тех, кто уже добыл оружие.
Вообще-то, такую суровую тактику можно было, если не оправдать, то, по крайней мере, понять. Возле баз партизанских отрядов существовали так называемые «семейные лагеря». В них жили члены семей партизан – жёны, дети, престарелые родители. Эти лагеря порой до катастрофически
низкого уровня снижали мобильность и скрытность партизанских соединений.
«Семейников» нужно было охранять, кормить, одевать, лечить. Там, где это было возможно, женщин и детей переправляли по воздуху в советский тыл или выводили через линию фронта:
Но абсолютное большинство родственников белорусских партизан, которым угрожала смерть, вынуждены были прятаться в лесах. Они прибивались к партизанским базам, образовывая «семейные лагеря». Охрана и снабжение этих лагерей отвлекали партизан от главной задачи - борьбы с оккупантами.
Поэтому очень часто людей, пришедших к партизанам, отправляли назад. Туда, откуда они пришли. Мотивировка всегда была стандартной: «У нас боевой отряд, а не богадельня». Для евреев такой отказ был равносилен смертному приговору. Ведь возвратиться они могли либо в гетто, либо того хуже – в лагерь смерти.
Можно было, конечно, попытаться обратиться за помощью к местному населению. Но это было невероятно опасно: немецкая пропаганда разжигала жестокие антисемитские настроения. Ну, и, как хорошо известно, людям, укрывавшим евреев, грозила смертная казнь. Печально, но это исторический факт – спасали евреев очень-очень немногие.
Ситуацию усугубляли и антисемитские настроения среди белорусских партизан. В одной докладной записке на имя секретаря Барановичского подпольного обкома партии генерал-майора Василия Чернышева я обнаружил следующую запись: «…Партизанские отряды евреям не помогают.
Даже еврейскую молодежь принимают к себе неохотно. Были факты, когда партизаны из отряда Н.Н.Богатырева, отняв у пришедших еврейских ребят оружие, отправляли их назад. Докладываю - антисемитизм в партизанской среде развит довольно сильно…»
А вот ещё одна цитата из того же документа: «…Некоторые партизанские отряды иногда принимают евреев, некоторые прогоняют. Отмечены несколько случаев, когда их даже расстреливали. В отряде Грозного евреев порядочно, довольно их и у Зотова. А вот у Маркова и Стрелкова –ни одного еврея?!…»
Но больше всего меня потряс рассказ престарелого израильтянина Лазаря Гельмана. Двенадцатилетним подростком он с матерью и старшей сестрой угодил в минское гетто. Однако вскоре смог бежать в лес. Лазарь добрался до партизанского отряда им.Пархоменко. Как ни странно, его приняли в отряд.
Смышленого и смелого паренька командование отряда быстро заметило, и стало поручать ему очень сложные и опасные задания. Мальчишка, рискуя жизнью, стал выводить из минского гетто евреев. Но не всех подряд. А исключительно по «разнарядке» своих командиров. Отряду нужны были евреи строго определённых профессий и специальностей.
К примеру, врачи. Но тоже не все. В основном хирурги и травматологи. Евреи, хорошо разбирающиеся в оружии, служившие в рядах РККА и т.д. Иногда Лазарь получал записку, в которой сразу называлась фамилия человека какой-то определённой, очень нужной специальности. Привести случайного еврея паренёк права не имел. Даже свою мать и взрослую сестру с её двухлетним сыном.
Однажды юный партизан узнал, что в гетто в самое ближайшее время предстоит очередная «акция». Парень бросился в ноги к начальнику штаба, умоляя принять в отряд его семью. Но тот наотрез отказался. Даже заявил, что они для отряда ненужный балласт. После этого случая Лазарь сбежал из отряда. Какое-то время бродил по лесу. А затем прибился к отряду Бельских.
Тувье Бельскому в конце концов надоели нападки коллег-партизан, и однажды он пригласил посетить базу своего отряда секретаря Барановичского подпольного обкома партии генерал-майора Василия Чернышева. Это был один из немногих в Белоруссии пламенных революционеров интернациональной закалки. Генерал-секретарь увидел хорошо оборудованные и замаскированные подземные блиндажи – землянки в три наката.
В них не только жили люди, но и располагались различные мастерские: сапожные, пошивочные, оружейные, кожевенные, а также подземный госпиталь. Генералу даже подарили кожаное обмундирование и отличные хромовые сапоги, изготовленные в мастерских лагеря.
В лагере имелось 60 коров, 30 лошадей, какая-то другая живность. Люди здесь не только находились на полном самообеспечении, но ещё и помогали другим отрядам. После посещения отряда Бельских Чернышев приказал прекратить всякие разговоры о ликвидации «семейного лагеря».
Боевое крыло отряда Бельских было относительно невелико. Немногим более 150 бойцов. Ими командовал Зуся, брат Тувье Бельского. Но эта, по-существу боевая рота, отлично воевала. Успешно участвовала в боях с немецкими войсками во время антипартизанских операций.
На её счету было немало пущенных под откос немецких поездов с вооружением. Диверсанты отряда сжигали и взрывали мосты, повреждали линии связи, устраивали нападения на участки полицаев. Они как огня боялись еврейских партизан.
Семейный лагерь отряда Бельского представлял собой настоящее, хотя и кочующее, селение. Со своими хлебопекарней, скотом, скотниками и мясниками. Здесь же находились мыловарня и баня, больница. И название у кочующей деревни было подходящее - «Лесной Иерусалим».
Всё это немалое хозяйство обслуживалось профессионалами: поварами, портными, кузнецами, механиками и слесарями. Были тут и отличные музыканты -клейзмеры, игравшие по праздникам и на свадьбах. И даже – синагога, где вел службы освобожденный из гетто раввин Давид Брук.
А вот ещё один документ, который я «откопал». В марте 1944 года обитатели семейного лагеря отряда Бельских собрали и передали в фонд обороны страны 5321 рубль, 1356 немецких марок, 45 долларов, более 250 золотых и серебряных монет, около 2 кг золота и серебра лома.
В целом, если сравнивать с другими партизанскими формированиями, боевая деятельность отряда Бельских была не очень значительной. Но нужно учитывать при этом, что отряд не имел практически никакой материальной поддержки с Большой земли.
За все время существования отряда им было получено, цитата из документа, хранящегося в музее партизанского движения Белоруссии: «2 (два) автомата, 2500 патронов, 32 гранаты и 45 кг тротила». Правда, братья Бельские ничего и не просили у советского командования, а потому могли позволить себе держаться достаточно независимо.
В июле 1944 года Бельские вывели из леса более 1200 спасенных ими евреев. Асаел Бельский вместе со своим боевым отрядом влился в ряды Красной Армии. К большому горю, он погиб в боях на подступах к Берлину совсем незадолго до Победы. Тувия и Зусь выжили и с семьями переехали в Польшу, а оттуда в Израиль.
Еврейский партизанский отряд братьев Бельских. ..Лесные евреи - братья Бельские Три брата - Тувья, Асаел и Зусь - спасли столько же евреев, сколько и всемирно известный Оскар Шиндлер. Возглавляемый старшим из братьев партизанский отряд в сражениях с оккупантами уничтожил почти столько же врагов, сколько герои восстания в Варшавском гетто. Много лет материалы об их подвигах только упоминались в нескольких изданных за пределами СССР книгах. Кто бы позволил в бывшем СССР писать о героических подвигах евреев, уехавших после войны в Израиль?!..
В 2008 г. на киноэкраны вышла военная драма «Defiance» (англ. «вызов, сопротивление»). Как известно сюжет фильма, основан на реальных событиях, произошедших в Беларуси в годы Второй Мировой войны. Трое евреев - братья Бельские - создали еврейский партизанский отряд, действовавший в Налибокской пуще в 1941-44 гг. По пути в лес Семья Бельских в XIX в. поселилась в деревне Станкевичи, расположенной между Лидой и Новогрудком, недалеко от Налибокской пущи. Бельские принадлежали к немногочисленной прослойке белорусских евреев-крестьян. Поскольку в Российской империи евреи не имели права владеть землей, то они арендовали небольшие участки у соседей, а позже построили водяную мельницу. В годы Первой Мировой войны они пережили немецкую оккупацию, затем местность, на которой они жили, отошла к Польше. Осенью 1939 г. Бельские стали советскими гражданами. Мельницу советская власть, разумеется, национализировала. Из одиннадцати детей семьи Бельских заметно выделялся старший сын, Тувия, родившийся в 1906 г. Окончив еврейскую и польскую школы, он знал русский, белорусский, польский языки, идиш и иврит. Благодаря немецким солдатам во время оккупации 1915-18 гг. выучил еще и немецкий. Будучи призванным на срочную службу в польскую армию, Тувия дослужился до унтер-офицера. Ко времени присоединения Западной Беларуси к СССР он был владельцем магазина, позже национализированного. Младшие братья Бельские - Асаел и Зусь - были призваны в Красную Армию. Когда начались массовые депортации в Сибирь «чуждых элементов» из Западной Беларуси, Тувия Бельский, опасаясь ареста, устроился работать бухгалтером в Лиде.
Тувия Бельский в польской армии, конец 1920-х После оккупации Беларуси немцами братья Асаел и Зусь, вышедшие из окружения, были вынуждены скрываться у соседей и в лесу, неподалеку от хутора родителей. Двое младших Бельских, Яков и Абрам, после ареста были расстреляны немцами. Тувия, пользуясь прекрасным знанием языков, переодевшись крестьянином, скрывался в окрестностях Лиды: там в гетто осталась его жена Соня. В декабре 1941 г. младший Бельский, Арон, вернувшись из леса после встречи с братьями, увидел фургон нацистов, увозивший с хутора его родителей. Он успел предупредить старших братьев, которые с другого хутора увели в лес сестру Тайбе, ее мужа, ребенка и свекровь. 7 декабря родители Бельские, а также Сила, жена Зуся, и ее новорожденная дочь были расстреляны вместе с 4 тыс. других местных евреев. После многомесячных блужданий на краю гибели старшие братья - Тувия, Асаел, Зусь - и подросток Арон собрали в лесу всех оставшихся в живых родственников. В июне 1942г. Тувия вывел из лидского гетто жену Соню и ее семью. Позже они проникли в соседние гетто и вывели более дальних родственников. Шолом, партизаны! Вначале в отряде Бельских не было и 20 человек. Из оружия - только один пистолет с неполной обоймой. Командиром отряда избрали Тувию Бельского. На протяжении года, вплоть до августа 1942 г., «отряд постоянной базы не имел, маневрировал по лесу с целью быть необнаруженным и неуловимым». Хорошее знание местности и связь с местным населением позволяли Бельским избегать столкновений с немцами. В августе 1942 г. им удалось наладить связь с Новогрудским гетто и организовать переход людей из гетто в отряд, который за короткое время вырос с 80 человек до 250. Осенью 1942 г. отряд Бельских начал боевую деятельность: совместно с соседними партизанскими отрядами было совершено несколько нападений на автомобили, посты жандармерии и железнодорожные разъезды, сожжен лесопильный завод на станции Новоельня и восемь сельскохозяйственных имений. Кроме трофейного оружия, отряд Бельских завоевал еще и определенный авторитет среди партизан. Тувия Бельский зарекомендовал себя как решительный и опытный командир. Все это, несомненно, сыграло свою роль в официальном признании отряда Бельских со стороны руководителей советского партизанского движения. В феврале 1943 г. отряд Бельских был включен в состав партизанского отряда «Октябрь» Ленинской бригады.
Братья Бельские Весной 1943 г. за счет беглецов из лидского гетто отряд Бельских вырос до 750 человек и был выделен в отдельный партизанский отряд Кировской бригады, которым по-прежнему командовал Тувия Бельский. Заместителем и командиром боевого крыла отряда стал Асаел, Зусь руководил разведкой и контрразведкой. Арон, младший брат, был связным с гетто, другими партизанскими отрядами и местным населением. Под названием «Партизанский отряд им. Калинина» отряд Бельских базировался в Налибокской пуще до самого изгнания немцев с белорусской земли. За время оккупации отряд пережил не одну блокаду. В январе, феврале, мае и августе 1943 г. немцы предпринимали карательные операции, чтобы уничтожить лагерь Тувии Бельского. Однако благодаря умелым действиям и исключительной изобретательности командира каждый раз удавалось спасти людей с минимальными потерями. В июле 1944 г. братья Бельские вывели из леса более 1200 спасенных ими евреев. Асаел Бельский вместе с боевым отрядом присоединился к Красной Армии и погиб на фронте незадолго до Победы. Тувия и Зусь с семьями переехали в Польшу, а оттуда в Израиль. Одним из основных источников информации о партизанском отряде Бельских является его довольно подробная история, написанная Тувией Бельским после освобождения Беларуси, в сентябре 1944 г., для Белорусского штаба партизанского движения (БШПД) и хранящаяся в Национальном архиве Беларуси. Еще одним ценным источником являются воспоминания и свидетельства партизан отряда Бельских и других отрядов, действовавших в Беларуси в годы войны. В 1949 г. Тувия Бельский опубликовал в Израиле книгу воспоминаний «Лесные евреи». Увы, в еврейском государстве подвиг Бельских признания не получил. В поисках лучшей жизни братья в 1955 г. переехали в США, где много лет спустя ими заинтересовались американские исследователи. В 1993г. профессор сoциологии Коннектикутского университета Нехама Тек опубликовала книгу Defiance. The Bielski Partisans («Сопротивление. Партизаны Бельские»). Именно на основе этой книги написан сценарий фильма, снимавшегося в Литве. Книга основана преимущественно на воспоминаниях участников отряда Бельских, а также их родственников. В 2003г. американский журналист Питер Даффи опубликовал книгу The Bielski Brothers с длинным подзаголовком «Правдивая история трех человек, которые сражались с нацистами, построили деревню в лесу и спасли 1200 евреев». Книга Даффи построена в основном на архивных материалах, в т.ч. белорусских.
«Спасти еврея – важнее, чем убить немца» Особенностью отряда Бельских было то, что он пополнялся исключительно за счет евреев, бежавших из гетто Лиды и Новогрудка. В отряд принимали всех - женщин, детей, стариков, не отказывая в помощи никому. Это шло вразрез с практикой советских партизанских отрядов, которые, как правило, принимали в свои ряды только боеспособных мужчин (зачастую только при условии наличия у них оружия). В целом такую суровую тактику можно считать оправданной. Возле баз партизанских отрядов существовали так называемые «семейные лагеря», где жили члены семей партизан - женщины, дети, старики. Эти лагеря сильно снижали мобильность и скрытность партизанских соединений. «Семейников» нужно было охранять, кормить, одевать, лечить. Там, где это было возможно, женщин и детей переправляли по воздуху в советский тыл или выводили через линию фронта. Но абсолютное большинство родственников белорусских партизан, которым угрожала смерть, вынуждены были прятаться в лесах поблизости от партизанских баз, образовывая «семейные лагеря», охрана и снабжение которых отвлекали партизан от главной задачи - борьбы с оккупантами. Поэтому очень часто случалось так, что людей, пришедших к партизанам, те отправляли назад - туда, откуда пришли, мотивируя это тем, что у них «боевой отряд, а не богадельня». Для евреев обычно это означало смерть, ведь возвращаться им было некуда. Обращаться за помощью к местному населению было опасно: немецкая пропаганда разжигала антисемитские настроения, и людям, укрывавшим евреев, грозила смертная казнь. Ситуацию усугубляли и антисемитские настроения среди советских партизан. В докладных записках руководителям подпольных обкомов отмечалось: «…Партизанские отряды им [евреям] не помогают, еврейскую молодежь принимают к себе неохотно. Были факты, когда партизаны из отряда Н.Н.Богатырева, отняв у пришедших оружие, отправляли их назад, т.к. антисемитизм в партизанской среде развит довольно сильно…». «…Некоторые партизанские отряды принимают евреев, некоторые расстреливают или только прогоняют. Итак, у Грозного евреев порядочно, довольно их и у Зотова. Зато ни Марков, ни Стрелков евреев не принимают…». Двенадцатилетний узник минского гетто Леонид Окунь был проводником партизанского отряда им. Пархоменко. В своих воспоминаниях он рассказывал о тактике партизан в отношении узников гетто: «Мне посчастливилось вывести из гетто к партизанам примерно 50 человек. Я выводил людей в основном согласно указаниям партизан. В записке указывалось, человек какой специальности нужен партизанам, а иногда сразу называлась фамилия. Требовали вывести врачей определенной специальности, а также людей, разбирающихся в оружии, бывших солдат РККА и т.д. Один раз я ошибся. Мне сказали вывести из гетто доктора Лившица, я и привел к партизанам доктора Лившиц, женщину-гинеколога с двумя детьми, а партизанам нужен был хирург, мужчина доктор Лившиц. На меня наорали! И если незадолго до этого случая партизаны дали согласие на то, чтобы я вывел к ним из гетто мою мать и семью сестры, то из-за этой ошибки со мной в тот день даже не стали разговаривать о моей семье. Коротко отрезали в ответ: «Потом выведешь!» Но это «потом» не наступило…». Лесной Иерусалим В отряде Бельских вооруженные бойцы составляли менее четверти от общего количества людей. Командиры других партизанских отрядов считали, что Бельские должны избавиться от непомерно разросшегося, по их мнению, «семейного лагеря» и активизировать диверсионную и боевую деятельность. Но Тувия Бельский пригласил посетить базу своего отряда секретаря Барановичского подпольного обкома партии генерал-майора Василия Чернышева. Тот увидел хорошо оборудованные и замаскированные подземные блиндажи, в которых не только жили люди, но и располагались различные мастерские: сапожные, пошивочные, оружейные, кожевенные, а также подземный госпиталь. Генералу подарили кожаное обмундирование и сапоги, изготовленные в мастерских лагеря. Он узнал, что в лагере есть 60 коров, 30 лошадей, что люди здесь не только находятся на самообеспечении, но и помогают другим. После посещения отряда Бельских Чернышев прекратил всякие разговоры о ликвидации «семейного лагеря». Боевое крыло отряда - свыше 100 человек под командованием Зуся Бельского - успешно участвовало в боях с немецкими войсками во время антипартизанских операций, подрывники отряда пускали под откос немецкие поезда, сжигали и взрывали мосты, повреждали линии связи.
Партизаны отряда Бельских В Налибокской пуще был не просто семейный отряд, это было настоящее, хоть и кочующее, селение: с хлебопекарней, со своим скотом, скотниками и мясником, с мыловарней и баней, больницей и школой, здесь были кузнецы и гончары, повара и портные, были даже музыканты, игравшие по праздникам и на свадьбах. Была и синагога, где вел службы освобожденный из гетто раввин Давид Брук. В марте 1944 г. обитатели семейного лагеря отряда Бельских собрали и передали в фонд обороны страны 5321 рубль, 1356 немецких марок, 45 долларов, более 250 золотых и серебряных монет, около 2 кг золота и серебра ломом. В целом, если сравнивать с другими партизанскими формированиями, боевая деятельность отряда Бельских была не очень значительной. Но нужно учитывать, что Бельские не имели практически никакой материальной поддержки с Большой земли: за все время существования отряд получил «2 (два) автомата, 2500 патронов, 32 гранаты и 45 кг толу». Бельские ничего не требовали от советского командования и держались достаточно независимо. Основной своей задачей Тувия считал спасение как можно большего количества евреев. Организовав побег группы узников гетто из Лиды, он обратился к ним со следующими словами: «Друзья, это один из самых счастливых дней в моей жизни. Ради таких моментов я и живу: посмотрите, сколько людей сумело выбраться из гетто! Я ничего не могу вам гарантировать. Мы пытаемся выжить, но мы все можем погибнуть. И мы будем стараться сохранить как можно больше жизней. Мы принимаем всех и никому не отказываем: ни старикам, ни детям, ни женщинам. Нас подстерегает множество опасностей, но, если нам суждено будет умереть, мы по крайней мере умрем как люди». На два фронта Будучи неплохим дипломатом, Тувия Бельский поддерживал хорошие отношения с местным населением и соседними партизанскими отрядами. К тому же, по воспоминаниям Окуня, «Бельского определенно боялись. У отряда Бельского были «острые зубы» и отборные ребята-головорезы, польские евреи, не отличавшиеся излишней сентиментальностью. Подрывники Бельского вообще считались асами диверсий и пользовались большим уважением и авторитетом в партизанской среде». Боялось партизан Бельского и местное население. Поначалу, в 1941-42 гг., местные крестьяне частенько передавали сведения об отряде Бельского немцам. Но несколько жестоких расправ с доносчиками заставили крестьян сотрудничать с партизанами, а не с оккупантами. Партизаны Бельского, не колеблясь, уничтожали доносчиков и коллаборационистов. Однажды местный крестьянин сдал немцам группу евреев, которые пришли просить у него еды. Партизаны убили самого крестьянина, его семью и сожгли его дом. Вообще, тема взаимоотношений партизан Бельского и местного населения сложна. К традиционному антагонизму «крестьяне-партизаны» здесь примешивались еще и национальные противоречия. В докладной записке уполномоченному ЦК ВКП(б) Чернышеву от 10 ноября 1942 г. констатируется: «Население евреев здесь [в Западной Беларуси] не любит, иначе не называют, как «жиды» (на самом деле в польском языке слово «żyd» не имеет отрицательной коннотации – «Историческая правда»). Если еврей входит в хату и просит продовольствия, крестьянин говорит, что евреи его ограбили. Когда же вместе с евреем приходит русский, все обходится благополучно». Отряду Бельских ежедневно требовалось большое количество продовольствия. В истории отряда Тувия Бельский отмечает: «Согласно разрешению обкома, отряд добывал картошку в районе у тех людей, которые выкопали свою картошку, но переселились из пущи в район расположения немецких гарнизонов… Мясо и остальные продукты, такие как зерно, жиры и пр., добывали в районе, у полицейских семей или в деревнях, находящихся около немецких гарнизонов. Очень часто случалось, что некоторое количество продовольствия приходилось брать с боем, ибо в деревнях часто организована была немцами вооруженная самоохова… Обмундирование и обувь также добывали у местного населения».