Эпохи развития человечества. Исторические эпохи по порядку

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Они не имеют четких границ, плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. Именно по этому часто так сложно отличить один от другого. Многие из стилей в искусстве сосуществуют одновременно и поэтому «чистых» произведений (живописи, архитектуры и пр.) вообще не бывает.

Тем не менее, понимание и умение различать стили во многом зависит от знания истории. Когда мы разберемся в истории формирования и трансформации западноевропейского искусства, станет более понятны черты и исторические особенности каждого стиля.

1. Искусство Древнего мира: до V века нашей эры

Древний Египет

Искусство Древнего Египта, равно как и предшествующее ему искусство Месопотамии де факто не являются западноевропейским. Но оно оказало значительное влияние на минойскую и, опосредованно, на древнегреческую цивилизацию. Характерными чертами египетского искусства является огромное значение погребального культа, ради которого создавалось множество художественных произведений, имевших для современников более утилитарную функцию.

Древняя Греция

Античное древнегреческое искусство заложило основы для развития всего европейского искусства в дальнейшем, создав ряд эталонных образцов (например, Парфенон и Венера Милосская). Греки создали идеальные образцы классической скульптуры. Значительным (но оказавшим гораздо меньшее влияние на последующие поколения) был жанр вазописи. Образцы живописи Древней Греции не сохранились.

Парфенон

Характеристика изобразительного языка - идеальность облика, просчитанный анатомический канон, гармония и уравновешенность, золотое сечение, учитывание оптических искажений. На протяжении следующих веков искусство несколько раз будет обращаться к наследию Древней Греции и черпать из него идеи.

Древний Рим

Древнеримское искусство испытало влияние как древнегреческого, так и местного италийского искусства этруссков. Наиболее значительными памятниками этого периода являются мощные архитектурные сооружения (например, Пантеон), а также тщательно разработанный скульптурный портрет. До нас также дошло большое количество живописных фресок.

Пантеон

Раннехристианское искусство воспримет из римского иконографию и типы архитектурных сооружений, значительно переработав их под воздействием новой идеологии.

2. Средневековье: V - XV (XVI) вв.

Искусство Средневековья характеризуется упадком изобразительных средств по сравнению с предшествующей эпохой античности. Наступление Тёмных веков, когда было утрачено большое количество как навыков, так и памятников, привело к бо́льшей примитивизации произведений искусства.

Дополнительный аспект - приоритет духовного, а не телесного, что вело к ослаблению интереса к материальным предметам и к более заметной обобщенности, огрублению произведений искусства.

Византия

Византийская мозаика (V век)

Византийское искусство сначала было наследником позднеримского, обогащенного богатой христианской идеологией. Характерными чертами искусства этой эпохи является сакрализация, а также возвеличивание императора. Из новых жанров: превосходные достижения в жанре мозаики и иконописи, из старых - в храмовой архитектуре.

Раннее Средневековье

Искусство раннего Средневековья (примерно до XI вв.) создается в Тёмные века, когда ситуация осложняется миграциями варварских народов по территориям бывшей Римской империи.

Практически все сохранившиеся памятники этого периода - иллюминированные рукописи, хотя можно также найти архитектурные объекты и небольшие декоративно-прикладные изделия.

Романика

Романское искусство (XI-XII вв.) продолжалось, пока на смену ему не пришла готика. Это был период повышения благосостояния европейцев, и впервые можно увидеть общеевропейский стиль, последовательно встречающийся от Скандинавии до Испании.

Роспись крипты базилики Святого Исидора

Характерные черты: энергичные и прямые формы, яркие цвета. Основной жанр - архитектура (толстостенная, с использованием арок и сводов), но витражи, работа по эмали также становятся важным жанром. Развивается скульптура.

Готика

Фрагмент витражного окна

Готика (XIII- XVI гг.)  - следующий интернациональный стиль, охвативший Европу. Возник во Франции, как следующая ступень развития приемов архитектуры. Самой узнаваемой деталью готики является стрельчатая арка, витраж. Активно развивается сакральная живопись.

Проторенессанс

В итальянской культуре XIII-XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства - будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом.

Фреска «Поцелуй Иуды», Джотто

Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265-1321) создал итальянский литературный язык.

3. Возрождение: начало XV - 90-е годы XVI вв.

Наступление эпохи Ренессанса кардинально меняет идеологию. Сакральное отходит на второй план, активно проявляется интерес к человеческой личности, индивидуальности (благодаря этому расцветает жанр портрета). Художники и скульпторы оглядываются на искусство античности, пытаются следовать его эталонам и задачам.

Происходит открытие перспективного построения, а также светотени. Живописцы одновременно сочетают высокую техничность и навыки в изображении натуры с гуманистическими идеалами, верой в красоту и попытками создать идеальные сбалансированные гармоничные произведения.

«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли

Благодаря обращению к античности, в искусстве появляются не только забытые жанры, но и персонажи - античные боги, которые становятся также популярными, как изображение христианских персонажей.

Позднее Возрождение (маньеризм)

Маньеризм является финальной стадией Возрождения (середина XVI - 90-е годы XVI века) , переходной к эпохе барокко. Для маньеризма характерна потеря гармоничности Ренессанса, кризис личности, обращение к более мрачным, искривленным или динамичным трактовкам.

«Снятие с креста», Якопо Понтормо.

4. Новое время: XVII - начало XIX вв.

Барокко

Барокко (XVII-XVIII вв.) , тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.

«Юноша с корзиной фруктов», Караваджо

Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность. Основные направления, русла барокко: веризм (натуралистическая достоверность и сниженная, бытовая тематика, интерпретация мотива), классицизм, «экспрессивное барокко». Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Рококо

Рококо - направление в искусстве XVIII века , в основном придворное «жеманное» искусство.

«Танцующая Камарго» , Никола Ланкре

Характерно стремление к легкости, грациозности, изысканности и прихотливому орнаментальному ритму, фантастические орнаменты, прелестные натуралистические детали.

Классицизм

Классицизм возникает в XVII веке и развивается параллельно с барокко.

Затем заново он появляется в период Французской Революции (в западной историографии этот период принято иногда называть неоклассицизмом , так как еще один классицизм был во Франции перед наступлением эпохи барокко. В России подобного не было, и поэтому принято называть исключительно «классицизмом»). Популярен был до начала XIX века.

«Амур и Психея», Антонио Канова

Для стиля характерно следование принципам античного (греческого и римского искусства): рационализм, симметрия, целенаправленность и сдержанность, строгое соответствие произведения его форме.

Романтизм

Идейное и художественное направление конца XVIII 18 - 1-й половины XIX вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века. Романтизм возник сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону.

«Странник над морем тумана», Каспар Давид Фридрих,

Романтизм - это эстетическая революция. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности.

Сентиментализм

Умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века , в России - с конца XVIII до начала XIX века.

Прерафаэлитизм

Направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века , образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи , академических традиций и слепого подражания классическим образцам.

Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело.

Историзм (эклектика)

Направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Для него характерно использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика,неорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль).

5. Новейшее время: вторая половина XIX век а - сегодняшний день

Реализм

Эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. Возник во второй половине XIX века и был распространен вплоть до XX .

«СмертьМадзини», С. Лега

В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен.

Импрессионизм

Направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков , зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

«Впечатление. Восходящее солнце», Клод Моне

Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.

Модернизм и авангард

Эти направления в искусстве XX века стремились найти что-то совершенно новое, утвердить нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.

Из-за того, что до сих пор не существует теорий и типологии модернизма и авангарда (авангардизма) как литературно-художественных явлений, разброс мнений о соотношении двух этих понятий варьируется от их полного противопоставления до полной взаимозаменяемости.

«Икона» мирового авангарда - «Чёрный квадрат», Казимир Малевич

В целом новейшее время в искусстве можно охарактеризовать как стремление ко всему новому и нетрадициональному. Присутствует сильное смешение школ и стилей.

Также к эпохе Новейшого времени принадлежать следующие стили:

  • Модерн
  • Ар деко
  • Постимпрессионизм
  • Фовизм
  • Кубизм
  • Экспрессионизм
  • Сюрреализм
  • Примитивизм
  • Поп-арт

(составлена в соответствии с курсом лекций)

«Мы раздавлены наследием. Современный человек изнурен обилием своих технических средств, но и столь же обеднен переизбытком своих богатств... Мы становимся поверхностными. Или же делаемся эрудитами. Но в делах искусства эрудиция есть род немощи... Она подменяет ощущения гипотезами и встречу с шедевром-бесчисленными воспоминаниями... Венера становится документом»

П. Валери

«Как бы не была совершенна теория, она только приближение к истине.»

А. М. Бутлеров

«Искусство – это не способ мышления, а способ восстановления ощутимости мира. Формы искусства меняются для того, чтобы сохранить ощутимость жизни.»

В. Шкловский

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
Ок.40 тыс.лет до н.э. Палеолит (древнекаменный век). Возникновение искусства
Ок.25 тыс.лет до н.э. Палеолит. Первые изображения на стенах пещер. Палеолитические "венеры".
Ок.12 тыс.лет Палеолит. Росписи и петроглифы в Ла Мадлен, Алтамире, Фон де Гом.
Ок.5-4 тыс.лет до н.э. Неолит (новый каменный век). Изображения и петроглифы на скалах Онежского озера и Белого моря.
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
5-4 тыс.лет до н. э. Искусство Раннего царства в Египте. Искусство Двуречья до образования государств
28-26 век до н.э. Искусство Древнего Царства в Египте. Пирамиды в Саккара и Гизе: Хеопса, Хефрена Миккерина. Раннединастический период в Двуречьи.Шумерское искусство.
24 век до н.э. Искусство Аккада
22 век до н.э. Искусство позднешумерского периода. Статуя Гудеа.
21 век до н.э. Искусство Среднего Царства Египта. Гробницы номархов, изображения царей, бюст Сенусерта, Сфинкс.
19 век до н.э. Искусство Старовавилонского периода. Стелла Хаммурапи. Искусство Хеттов.
16-14 век до н.э. Искусство Нового царства в Египте. Амарнское искусство. Храмовые комплексы Карнака и Луксора. Изображения Эхнатона и Нефертити. Гробница Тутанхамона.
13-11 век до н.э. Искусство раннего Ирана. Искусство позднего времени в Египте. Династия Рамессидов. Храм Сети в Абидосе,храм в Абу-Симбеле.
9-7 век до н.э. Искусство новоассирийского царства. Дворцы Саргона II, Ашшурнацерпала, висячие сады, зиккурат Мардука-Этеменанки
6-5 век до н.э. . Искусство Урарту. Нововавилонское царство. Ворота Иштар.
АНТИЧНОСТЬ
30-13 век до н.э. Эгейское искусство. Крито-микенское искусство. Дворец в Кноссе, Львиные ворота в Микенах, гробница Атрея.
11 век до н.э. Гомеровская Греция
8-7 век до н.э. Этрусское искусство. Гробницы в Тарквиниях
7-6 век до н.э. Греческая Архаика. Храм Апполона в Коринфе, статуи Клеобиса и Битона, куросы и коры.
5-4 век до н.э. Греческая классика. Афинский Акрополь, статуи Фидия, Мирона, Поликлета. Галикарнасский мавзолей.
3-2 век до н.э. Эллинистическая Греция. Статуи Праксителя, Ника Самофракийская, алтарь Зевса в Пергаме. Искусство Римской республики. Пантеон.
1-4 век до н.э Искусство Римской империи. Помпейские росписи. Статуи Августа, Цезаря, Колизей, римские термы, базилика Максенция.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
1-5 век н.э. Раннехристианское искусство. Живопись катакомб.- Мозаики мавзолея Санта Констанца, базилика Санта Мария Маджоре в Риме, баптистерий в Ровенне.
313 г. Официальное признание христианства
.6-7 век н.э. Эпоха Юстиниана в Византии. Храм Св.Софии в Константинополе,Сан-Витале в Ровенне. Эпоха варварских королевств в Европе.Мавзолей Теодориха, Эхтернахское евангелие
8-9 век н.э. Эпоха иконоборчества в Византии. Усиление роли светского искусства, прикладное искусство. Империя Карла Великого в Европе. Каролингское возрождение. Капелла в Ахене, Утрехтская псалтырь.
сер. 9-10 век Македонское возрождение в Византии. Античные традиции. Мозаики Св.Софии Константинопольской. Миниатюры. Оттоновская эпоха в Европе. Евангелие Оттона, распятие Геро,вестверк церкви в Кельне.
10-12 век Средневизантийская культура. Крестовокупольная архитектура. Упрочение иконографического канона. Мозаики в Фокиде, на Хиосе и Дафни, фрески Нерези, Парижская псалтырь, Владимирская Богоматерь. Романское искусство в Европе. Церковь Сент-Этьен в Новере, рельефы церкви в Тулузе, Нотр Дам в Пуатье, соборы в Майнце и Вормсе. Домонгольская архитектура Др.Руси. Соборы Св.Софии в Киеве и Новгороде, Мирожский монастырь во Пскове, Дмитровский и Успенский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Гиоргиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом, Церковь Спаса на Нередице.
13-15 век Поздневизантийское искусство. Палеологовское возрождение. Исихазм. Фрески Студенице, Сапочан, мозаики Кахрие-Джами, фрески Феофана Грека. Готическое искусство вЕвропе. Нотр Дам в Париже, соборы в Шартре, Реймсе, Амьене, Солсбери, Кельне, скульптура в Наумбурге, ратуши европейских столиц и городов (Брюгге и др.). Послемонгольская архитектура Др.Руси. Кремли древнерусских городов, церковь в Изборске, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, фрески Снетогорского монастыря, церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде с фресками Феофана Грека, церковь Успения на Волотовом поле под Новгородом. Расцвет иконописи Новгорода и Пскова.
1453 г. Падение Византии
13 век Проторенессанс в Италии. Джотто (1266-1337), Дуччо (1250-1319), Симоне Мартини (1284-1344).
14 век-15 век Раннее Возрождение в Италии. Архитектура Брунеллески (1377-1446), скульптура Донателло(1386-1466), Вероккио (1436-1488), живопись Мазаччо (1401-1428), Филиппо Липпи (1406-1469), Доменико Гирландайо (1449-1494). Пьерро делла Франческа (1420-1492), Андреа Мантенья (1431- 1506). Сандро Ботичелли (1445-1510), Джорджоне (1477-1510)
15 век Начало Возрождения в северной Европе.
16-17 века Упрочение Московского государства. Московский кремль и соборы, колокольня Ивана Великого, Соловецкий монастырь, церковь Вознесения в Коломенском. Андрей Рублев, Дионисий (Ферапонтово). Поганкины палаты во Пскове, московские палаты Кириллова. Нарышкинское барокко. Церковь Покрова в Филях, Сухарева башня, Кижский погост. Симон Ушаков (1626-1686), Прокопий Чирин Годуновский и Строгановский стили в иконописи.
нач.16 века Высокое Возрождение в Италии. Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль (1483-1520), Микеланджело (1475-1564), Тициан (1477-1576)
2-я пол.16в. Позднее Возрождение и Маньеризм в Италии. Тинторетто (1518-1594), Веронезе (1528-1568)
15-нач.17 века Возрождение в Северной Европе. Нидерланды: братья Ван Эйк (к.14-сер.15в). Рогир ван дер Вейден (1400-1464), Гуго ван дер Гус(1435-1482), Иероним Босх (1450-1516), Питер Брейгель Старший (1532-1569). Германия: Ганс Голбейн Младший (1477-1543), Албрехт Дюрер (1471-1528), Матиас Грюневальд (1475-1530). Франция: Жан Фуке (1420-1481), Жан Клуэ (1488-1541). Испания: Эль Греко (1541-1614)
НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ. ЕВРОПА
17 век
БАРОККО
Италия. Римское Барокко:М. Фонтана, Л. Барромини, Лоренцо Бернини (1596-1680). Фландрия: П-П. Рубенс (1577-1640), А. ван Дейк (1599-1641), Я. Йорданс (1593-1678), Ф.Снейдерс (1579-1657). Франция: Версальский дворец. Ленотр, Лебрен
АКАДЕМИЗМ И КЛАССИЦИЗМ
Италия, Болонский академизм:братья Караччи (сер.16-н.17в.), Гвидо Рени. Франция: Н. Пуссен (1594-1665), К. Лоррен (1600-1652)
РЕАЛИЗМ
Италия: Караваджо (1573-1610). Испания: Х. Рибера (1551-1628), Д. Веласкес (1599-1660), Э. Мурильо (1618-1682), Ф. Сурбаран (1598-1664). Франция: братья Ленен (к,16-сер.17в.в.) Жорж де Латур (1593-1652), Голландия: Ф. Хальс (1680-1666), Рейсдаль (1603-1670), Ян Стен (1620-1679), Г.Метсю (1629-1667), Г.Терборх (1617-1681), Ян Вермер Дельфтский (1632-1675), Рембрандт (1606-1669)
18 век.
БАРОККО
Италия: Ж.Тьеполо (1696-1770). Россия. Петровское барокко: Д. Трезини (1670-1734), А.Шлютер, И.Коробов. Русское барокко: Ф.- Б. Растрелли(1700-1771)
РОКОКО
Франция: А. Ватто (1684-1721), Ф. Буше (1703-1770), Ж. Фрагонар (1732-1806). Россия: И. Вишняков (н.18-сер.18в.)
АКАДЕМИЗМ И КЛССИЦИЗМ
Англия: Д.Райнольдс (1723-1792), Т. Гейнсборо (1727-1788).Франция: революционный классицизм Ж.-Л. Давид (1748-1825), Россия: Д. Левицкий (1735-1822). Архитектура строгий классицизм: А. Кокоринов (1726-1772), М. Казаков (1738-1812), И. Старов (1745-1808), Д. Кваренги (1744-1817), Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729-1800). Скульптура: М. Козловский (1753-1802)
РЕАЛИЗМ
Италия: А.Каналетто (1697-1768), Ф.Гварди (1712-1793). Англия: У.Хогарт (1697-1764). Франция: Шарден (1699-1779), Ж.-Б. Грез (1725-1805). Россия: И. Никитин (1680-1742), А. Матвеев (1702-1739), А. Зубов. (к.17-сер.18в), М. Махаев (1718-1770), А. Антропов (1716-1795), И. Аргунов (.1729-1802), Ф. Шубин.(1740-1805)
РОМАНТИЗМ
Италия: С. Роза(сер.17-к.17в), А.Маньяско (1667-1749). Россия: В. Баженов (1738-1799), Ч. Камерон (1740-1812), Ф. Рокотов(1730-1808), В. Боровиковский (1757-1825), С. Щедрин (1745-1804)
19 век
РОМАНТИЗМ
Франция: Т. Жерико (1791-1824), Э. Делакруа (1798-1863). Англия: Д.Констебл (1776-1837). Германия: назарейцы: К-Д. Фридрих(1774-1840), Ф. Овербек (1789-1869), П,Корнелиус (1783-1867). Россия: О.Кипренский (1782-1836)
КЛАССИЦИЗМ И АКАДЕМИЗМ
Франция: Ж.-Д. Энгр (1780-1807). Россия. Архитектура высокий классицизм: А. Воронихин (1759-1814), А.Захаров (1761-1811), Тома де Томон (1760-1813), К. Росси (1778-1849), В. Стасов (1769-1848). Скульптура. И. Мартос (1752-1835) Академизм. Живопись: П. Клодт (1805-1867), К. Брюллов (1799-1852), Ф. Бруни (1799-1875), А. Иванов (1806-1858)
РЕАЛИЗМ
Франция: О.Домье (1808-1879), Ж. Милле.(1814-1875), Г.Курбе (1819-1877), К. Коро (1796-1875), барбизонцы - Т. Руссо (1812-1867), Ж. Дюпре (1811-1889), К. Тройон (1810-1865), Ш.-Ф. Добиньи (1817-1878). Германия: А. Менцель (1815-1905), бидермаейер - М. Швиндт (1804-1871), К. Шпицвет (1808-1885). Россия: В.Тропинин (1776-1857), А. Венецианов (1780-1847), П. Федотов (1815-1852), В.Перов (1834-1882). Передвижники: И.Крамской.(1837-1887), Н. Ге (1831-1894), Н. Ярошенко (1846-1898), В.Верещагин (1842-1904), А. Саврасов (1830-1897), И. Шишкин (1832-1898), А.Куинджи (1842-1910), И. Репин (1844-1930), В.Суриков (1848-1916), И. Левитан (1860-1900), В. Серов (1865-1911)
СИМВОЛИЗМ
Англия. Прерафаэлиты (Братство прерафаэлитов-1848-53) Д.-Г. Росетти (1828-1898), Дж.-Э. Миллес (1829-1896),У. Моррис (1834-1896). Франция: Пюви де Шаван(1824-1898), Г. Моро (1826-1898), О. Редон(1810-1916). Группа"Наби": П. Боннар (1867-1947), Э. Вюйяр (1868-1940), М. Дени(1870-1943). Россия: М. Врубель (1856-1910), М. Нестеров (1862-1942), Мир искусства": М. Сомов (1869-1939), А. Бенуа (1870-1960), М. Добужинский (1875-1942), Н. Рерих (1874-1947), А. Остроумова-Лебедева (1871-1955). "Голубая роза": В. Борисов-Мусатов (1870-1905), П. Кузнецов (1878-1968), скульптура А. Матвеев (1878-1960), С. Коненков (1874-1971). Германия: М. Клингер.(1857-1920)
2-я пол.19в.
ИМПРЕССИОНИЗМ
Франция (1 выставка-1874, последняя 1884): Э. Мане (1832-1883), К. Моне (1840-1926), О. Ренуар (1841-1919), Э. Дега (1834-1917), О. Роден (1840-1907). Россия: К.Коровин (1861-1939), И. Грабарь (1871-1960), А. Голубкина (1864-1927)
к.19-н. 20в.
МОДЕРН. СЕЦЕССИЯ
Архитектура. Россия: Ф. Шехтель (1859-1926). Испания: А. Гауди-и-Корнет (1852-1926)
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
А. Тулуз-Лотрек (1864-1901), А. Модильяни (1884-1920), П. Сезани (1839-1906). В.Ван Гог (1853-1890), П. Гоген (1848-1903)
НЕОИМПРЕССИОНИЗМ
Ж.Сера (1859-1891), П. Синьяк (1863-1953)
20 век
ФУНКЦИОНАЛИЗМ.
В. Гропиус (1883-1969), Ле Корбюзье (1887-1965), Мис Ван Дер Рое (1886-1969), Ф.-Л. Райт (1869-1959).
КОНСТРУКТИВИЗМ
Россия:. Архитектура: братья Веснины (Леонид 1880-1933, Виктор 1882-1950, Александр 1883-1959), К. Мельников (1890-1974), И. Леонидов (1902-1959)., А. Щусев (1878-1949) Живопись. Группа ОСТ: А. Дейнека (1899-1969), Ю. Пименов (1903-1977), Д. Штернберг (1881-1948), А. Лабас (1900-1983)
ФОВИЗМ
Франция: А. Матисс (1869-1954), А. Марке (1875-1947)
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Германия: "Синий всадник" Ф. Маркс (1880-1916). Г. Грос(1893-1954), О. Дикс (1891-1969), Э. Барлах (1870-1938), Грундиг Х. (1901-1958) и Л. (1901-1977), О. Нагель(1894-1967). Скульптура: В. Лембрук (1881-1919), К. Кольвиц (1867-1945).
КУБИЗМ,
Франция: П. Пикассо (1881-1973), Ж. Брак (1882-1963), Ф. Леже (1881-1955).
КУБОФУТУРИЗМ
Россия: "Бубновый валет" (1910-1916): И. Машков (1881-1944), А. Лентулов (1882-1943), П. Кончаловский (1876-1956), М. Ларионов (1881-1964), Н. Гончарова (1881-1962),-Н. Фальк (1886-1958)
ФУТУРИЗМ
Италия: У. Боччони (1882-1916), К. Карра (1881-1966), Д. Балла (1871-1958), Ф.-Т. Маринетти (1876-1944)
ПРИМИТИВИЗМ
Франция: А. Руссо (1844-1910). Россия: М. Шагал (1887-1985), Н. Пиросмани (1862-1918)
АБСТРАКЦИОНИЗМ
Россия: В. Кандинский (1866-1944), К. Малевич (1878-1935), П. Филонов (1883-1941), В. Татлин (1885-1953), О. Розанова (1885-1918). Америка: П. Мондриан (1872-1944), Д. Поллок. (1912-1956)
СЮРРЕАЛИЗМ
С. Дали (1904-1989), А. Бретон (1896-1966), Д. ДеКирико (1888-1978), Р. Магритт (1898-1967)
ПОП-АРТ 60-г.20в
Америка: Р. Раушенберг (1925-к. 90-х), Д. Розенквист, Э. Уорхол Р. Лихтенстайн (р.1923),
РЕАЛИЗМ 20 в.
Италия. Неореализм: Р. Гуттузо (1912-1987), А. Пиццинато (1910- 80-е г.), К. Леви (1902-1975), Д. Манцу (р.1908- к.90-х). Франция. Неореализм: А. Фужерон (р. 1913) , Б. Таслицкий (р. 1911). Мексика: Д.-А. Сикейрос (1896-1974),Х.-К. Ороско (1883-1942), Д. Ривера (1886-1957). США: Р.Кент (1882-1971). Советский Союз. Социалистический реализм. Живопись: К. Петров-Водкин (1878-1939), И. Бродский (1883-1939), Б. Греков (1882-1934), А. Пластов (1893-1983), В. Фаворский (1886-1964), С. Герасимов(1885-1964), П. Корин (1892-1967), Кукрыниксы (М. Куприянов 1903-1993, П. Крылов 1902-1990, Н. Соколов р. 1903), М. Сарьян (1880-1972). Скульптура: Андреев Н. (1873-1932), И. Шадр (1887--1941), В. Мухина (1889-1953). Суровый стиль 60-х г. (аналог неореализма). Живопись: Г. Коржев (р.1925), Т. Салахов (р.1928), братья Смолины, В. Попков (1932-1974), Н. Андронов (1929-1998), Дм. Жилинский (р.1928), М.Савицкий (р.1922), П. Оссовский (р. 1925), Т. Яблонская (р.1917), Д. Бисти (р.1925). Ленинградская школа: Е. Моисеенко (1916-1988), В. Орешников (1904-1987), А. Русаков (1898-1952), А. Пахомов (1900-1973), В. Пакулин (1900-1951) , В. Звонцов (р. 1917), Я. Крестовский (р. 1925), В. Мыльников, М. Аникушин (1917-1997) и др. Прибалтийская школа: Заринь И. (р. 1929), Скульме Д., Красаускас С. (1929-1977). Архитектура: В.Кубасов Посохин М., братья Насвитасы Гротескный реализм 70-х г.: Назаренко Т. (р1944), Н Нестерова (р.1944,), Овчинников В..Салонный реализм (кич, натурализм): И. Глазунов И. (р. 1930), Шилов А., Васильеев В.
ПОСТМОДЕРНИЗМ 80-90 г.г. 20 в.


Схема общей цикличности истории искусства

(по Ф. И. Шмиту и В. Н. Прокофьеву)

Общая спираль эволюции искусства во времени показывает как чередуются в реальной художественной практике этапы господства ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО и ПОДРАЖАТЕЛЬНОГО начал. Таким образом, вся левая часть I) представляет творческие методы, основанные на выразительности (символическое и абстрактное искусство, нетяготеющее к формам реального мира), правая же часть II) - на подражательности (натуралистическое реалистическое, классическое искусство, стремящееся к воплощению своих идей в формах близких реальности). Но это не означает, что в "выразительные" эпохи полностью отсутствуют "подражательные" направления и наоборот. Речь идет именно о ведущей тенденции. Для более точной характеристики того или иного этапа необходимо ввести еще такие понятия как канонические и неканонические стили в искусстве (по другой терминалогии норматиивные и ненормативные стили). Эти параметры могут соединятся как с "подражательностью", так и с выразительностью", что создает дополнительное многообразие вариантов и лишает данную схему монотоности. Так, например, в Новое время существуют несколько стилей. Их разнобразие складывается в том числе и благодаря тому, что в одном случае это каноническая подражательноость, а в другом - неканоническая. Необходимо отметить и особое положение такого направления как реализм. В виде определенной тенденции он существует с самого момента возникновения искусства и до сего дня (с 17 в. как метод и с 19 как полнооценный художественный стиль). По своей сути он является неким синтезом подражательности и выразительности, каноничности и неканоничности, чем, вероятно, и можно объяснить его универсальность и постоянное присутствие в любых эпохах.

Примечания:

1.Понятие каноничности – от термина канон (греч. норма, правило), то есть система правил, закрепляющая основные структурные закономерности конкретных видов искусства. 2.Основные работы, в которых рассмотрена и прокоментирована предложенная схема циклов развития искусства: Шмит Ф. И. Искусство - его психология, его стилистика, его эволюция. Харьков. 1919, его же: Искусство. Основные понятия теории и истории. Л. 1925, Прокофьев В. Об искусстве и искусствознании. М. 1985, Климов Р. Б. Заметки о Фаворском. Советское искусствознание – 74, – 75. М. 1975 и М. 1976.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Департамент по культуре и туризму Томской области ОГОАУ СПО «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций» Презентация по предмету «История хореографического искусства» специальность НХТ; вид: «Хореографическое творчество». Тема: хронология исторических эпох в искусстве Выполнила Масловская Н.А. преподаватель хореографических дисциплин Томск 2015

2 слайд

Описание слайда:

Цель: знакомство с хронологией исторических эпох в искусстве Задачи: рассмотреть эпохи в хронологическом порядке; дать характеристику каждой эпохе; опосредованное знакомство с историческими личностями; расширение познавательного потенциала студентов

3 слайд

Описание слайда:

Существуют определенные эпохи, которые охватывают конкретные временные промежутки. Их названия были придуманы совсем недавно, после того как человек смог посмотреть в ретроспективу, оценить и разделить на этапы прошедшие события. Екатерина I Петр II Анна Иоановна Иван VI Елизавета Петровна Петр III Елизавета Петровна

4 слайд

Описание слайда:

Почему существует историческая хронология? Данный прием был разработан исследователями неспроста. Во-первых, каждый отдельный период характеризуется особыми культурными направлениями. Для каждой эпохи свойственно свое мировоззрение, мода, структура общества и многое другое. Рассматривая эпохи человечества по порядку, можно также обратить внимание на то, что для каждой из них характерны отдельные виды искусства. Это и музыка, и живопись, и литература.

5 слайд

Описание слайда:

Античный период. Историю первобытного общества мы опустим, так как единой идеологии в то время, религии или хотя бы системы письменности попросту не существовало. Поэтому, когда рассматриваются эпохи человечества по порядку, начинают именно с античного периода, ведь в это время появились первые государства, первые законы и мораль, а также искусство, которое мы изучаем до сих пор. Период начался примерно в конце 8-го века до н. э. и продлился до 456 года – даты падения Римской империи. В это время появилась не только политеистическая религия с четкой фиксацией всех божеств, но и система письменности – греческая и латинская. Также в этот период в Европе зародилось такое понятие, как рабство.

6 слайд

Описание слайда:

Средние века. Изучению средневековья всегда уделяют особое внимание. Период начался в конце 5-го века, а вот даты его окончания, хотя бы примерной, не существует. Некоторые полагают, что он закончился в середине 15-го века, другие уверены, что средние века длились до 17-го столетия. Эпоха характеризуется огромным подъемом христианства. Именно в эти годы произошли великие крестовые походы. Наряду с ними зародилась инквизиция, которая истребляла всех противников церкви. В средневековье возникла такая форма рабства, как феодализм, которая существовала в мире еще много столетий спустя.

7 слайд

Описание слайда:

Ренессанс. Эту эпоху принято выделять как отдельную, но многие историки полагают, что Возрождение – это, так сказать, светская сторона средневековья. Суть заключается в том, что в конце 14-го века люди стали взывать к гуманности. Вернулись некоторые античные правила и мораль, инквизиция постепенно сдала свои позиции. Это проявлялось и в искусстве, и в поведении общества. Люди стали посещать театры, возникло такое понятие, как светский бал. Ренессанс, как и Античность, зародился в Италии, и сегодня тому подтверждением являются многочисленные памятники архитектуры и искусства.

8 слайд

Описание слайда:

Барокко. Когда мы рассматриваем непосредственно эпохи истории человечества по порядку, барокко, хоть и недолго продлилось, заняло важную ветвь в становлении искусства. Эта эпоха стала логическим завершением Ренессанса. Можно сказать, что тяга к светским развлечениям и прекрасному разрослась до невероятных масштабов. Появился архитектурный одноименный стиль, которому свойственна помпезность и вычурность. Подобная тенденция проявилась и в музыке, и в рисунке, и даже в поведении людей. Эпоха барокко продлилась с 16-го по 17-й века.

9 слайд

Описание слайда:

Классицизм. Во второй половине 17-го века человечество решило отойти от столь пышной праздности. Общество, как и искусство, которое оно творило, стало канонизированным и подогнанным под четкие правила. Театр и музыка, которые были на пике своего культурного развития, также были подвержены новым реформам. Появились определенные стили, которые направляли авторов в то или иное русло. Классицизм стал проявляться в оформлении зданий и интерьера. В моду вошли прямые углы, ровные линии, строгость и аскетичность.

10 слайд

Описание слайда:

Романтический период. 18-й век – это красота неземных фантазий. Этот период считается самым загадочным в истории человечества, эфемерным и оригинальным. В обществе появилась тенденция, в соответствии с которой каждый человек – это отдельная духовно-творческая личность, со своим внутренним миром, переживаниями и радостями. Как правило, когда историки представляют культурные эпохи в хронологическом порядке, одно из самых важных мест отводится именно романтизму. В этот период, который продлился до 19-го века, появились уникальные шедевры музыки - Шопен, Шуман, Шуберт литературы – Гофман, братья Гримм, знаменитые французские романы живописи – Гойя, Тёрнер.

11 слайд

Описание слайда:

Просвещение. Параллельно с романтизмом в искусстве совершенствовалось и само общество. Когда перечисляют все эпохи по порядку, как правило, за классицизмом ставят именно Просвещение. Наряду с развитием науки и искусства в конце 17-го века в обществе с огромной скоростью начал повышаться уровень интеллекта. Произошел ряд астрономических открытий, которые опровергли многие религиозные догмы. Эпоха Просвещения коснулась не только Европы, но и России, а также Дальнего Востока, и даже Америки. В этот период во многих державах отменили крепостное право. Также стоит отметить, что в 18-19-м веках впервые в научных и государственных заседаниях стали принимать участие женщины. Эпоха Просвещения стала точкой зарождения новой философии, основанной на математике и физике.

12 слайд

Описание слайда:

Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий.

13 слайд

Описание слайда:

Новейшее время. Кратко перечислив все исторические эпохи по порядку, мы подошли к 20-му столетию. Этот период знаменит расцветом различных направлений в искусстве, многочисленными государственными переворотами и сменами режимов власти. Потому с исторической точки зрения данная эпоха называется Новейшим временем. С начала 20-го века, можно сказать, общество стало полностью равноправным. Искоренилось рабство во всем мире, установились четкие границы государств. Такие условия стали оптимальной средой для развития не только искусства, но и науки. Мы ныне живем в эту эпоху, поэтому, для того чтобы ее детально рассмотреть, достаточно лишь оглянуться.

14 слайд

Описание слайда:

Параллельно со становлениями законов и границ государств формировалось искусство. Но музыкальные периоды не всегда совпадают по временным рамкам с одноименными периодами в литературе или, скажем, в живописи. Ниже мы представим эпохи в искусстве по порядку, охарактеризуем их и сможем сопоставить четкую картину того, как формировалось наше общество с самого начала времен. Для начала мы обобщенно перечислим основные «эры», а после разделим их на отдельные отрасли.

15 слайд

Описание слайда:

Искусство: эпохи в хронологическом порядке Древний период. С момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э. Античность – с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э. Средневековье: романский стиль - датируется 6-10-м веками, и готика – 10-14-м веками Возрождение – знаменитые 14-16-й века Барокко – 16-18-й века Рококо – 18-й век Классицизм - формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век Романтизм – первая половина 19-го века Эклектизм – вторая половина 19-го столетия Модернизм – начало 20-го века Стоит отметить, что модерн – это общее название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения, о которых речь пойдет ниже.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Средневековье Романский стиль - от лат. romanus - римский - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе 6 – 10 веках - один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

19 слайд

Описание слайда:

Готический стиль - период развития западной и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью - 10 – 14 века. Готическая архитектура сменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения. Сам термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Средневековье Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима. Собор Св.Витта в Праге Нотр-Дам де Пари

20 слайд

Описание слайда:

Возрождение или Ренессаанс - фр. Renaissance, ит. Rinascimento; от «re/ri» - «снова» или «заново» и «nasci» - «рождённый» 14 – 17 века. Эпоха, имеющая мировое значение в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её гуманизм, интерес к человеку и его деятельности. «Дама с горностаем» «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи «Пьета» «Моисей» «Давид» Микеланджело Буонаротти «Рождение Венеры» Боттичелли «Афинская школа» Рафаэль Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин. Церковь Святого Духа во Флоренции Ф.Брунеллески

21 слайд

Описание слайда:

Барокко от итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы», дословно «жемчужина с пороком» - эпоха Позднего Возрождения - 17-18 век, появился в Италии. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму. портрет Джеймса Стюарта Ван Дейк «Коронация Марии Медичи» «Сад любви» Рубенс Петербург. Эрмитаж Петергоф «Самсон»

22 слайд

Описание слайда:

Рококо от фр. rocaille - дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль - стиль в искусстве, в основном, в дизайне интерьеров, возникший во Франции в 18 веке, как развитие стиля барокко. Интерьеры Гатчинского замка «Танцующая Комарго» Н. Ланкре «Завтрак» Ф.Буше «Амур» Фальконе Церковь Франциска в Португалии Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.

23 слайд

Описание слайда:

Классицизм от фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый - художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре 17 -19 веков. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение строится по строгим канонам. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие - ода, трагедия, эпопея и низкие - комедия, сатира, басня. Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Большой театр в Варшаве

В данной статье пойдет речь об основных этапах всемирной истории: с древнейших времен и до нашего времени. Мы рассмотрим кратко основные черты каждого этапа и обозначим события\причины, ознаменовавшие переход к следующему этапу развития.

Эпохи развития человечества: общая структура

Учеными принято выделять пять основных этапов в развитии человечества, причем переход от одного к другому ознаменовывался кардинальными изменениями в структуре человеческого общества.

  1. Первобытное общество (Палеолит, Мезолит, Неолит)
  2. Древний мир
  3. Средние века
  4. Новое время
  5. Новейшее время

Первобытное общество: палеолит, мезолит, неолит

Палеолит - древнекаменный век, самый длительный этап. Границами этапа считается использование первобытных каменных орудий (около 2,5 млн.лет назад) и до начала земледелия (примерно 10 тыс лет до н.э.). Люди жили в основном собирательством и охотой.

Мезолит - средний каменный век, от 10 тыс. лет до н.э до 6 тыс лет до н.э. Охватывает период от последнего ледникового периода до момента повышения уровня мирового океана. В это время каменные инструменты становятся меньше, что делает область их применения шире. Активнее развивается рыбалка, предположительно в это время происходило одомашнивание собаки в качестве помощника на охоте

Неолит - новый каменный век не имеет четких временных границ, так как разные культуры проходили этот этап в разное время. Характеризуется переходом от собирательства к производству, т.е. земледелию и охоте, заканчивается неолит началом обработки металла, т.е. началом железного века.

Древний мир

Это период между первобытным обществом и средними веками в Европе. Хотя к периоду древнего мира можно отнести цивилизации, в которых зародилась письменность, например, шумерской, а это около 5,5 тыс лет до н.э., обычно под термином «древний мир» или «классическая древность», понимают древнюю греческую и римскую историю, что примерно с 770-х годов до н.э до примерно 476 года нашей эры (год падения Римской Империи).

Древний мир славен своими цивилизациями - Египет , Месопотамия, Индия, Персидская Империя, Арабский Халифат, Китайская Империя, Монгольская империя.

Главными особенностями древнего мира является резкий скачок культуры, связанный в первую очередь с развитием земледелия, образование городов, армии, торговли. Если в первобытном обществе существовали культы, и божества, то во времена Древнего мира развивается религия и зарождаются философские течения.

Средние века или Средневековье

Относительно временных рамок, ученые расходятся во мнении, так как окончание этого периода в Европе не означало его окончания во всем мире. Поэтому принято считать, что средневековье длилось примерно с 5 века (распад Римской империи) н.э до 15-16 или даже до 18 века (технологический прорыва)

Отличительными особенностями периода является развитие торговли, законотворчества, стабильным развитием технологий, усиление влияния городов. В это же время происходит переход от рабовладельчества к феодализму. Развиваются науки, усиливается власть религии , что приводит к крестовым походам и другим войнам на основе вероисповедания.

Новое время

Переход к новому времени характеризуется качественным скачком, который совершило человечество в области технологий. Благодаря этому рывку аграрные цивилизации, благосостояние которых строилось на наличии большой территории, позволявшей запасаться провизией, переходят к промышленности, к принципиально новым условиям жизни и потребления. В это время возвышается Европа, ставшая источником этого технологического прорыва, развивается гуманистическое отношение к миру, происходит активный подъем в науке и искусстве .

Новейшее время

К новейшем времени относят период с 1918 года, т.е. с Первой мировой войны. Период характеризуется возрастающими темпами глобализации , возрастании роли информации в жизни общества, двумя мировыми войнами и множеством революций. В целом новейшее время характеризуется как этап, в котором отдельные государства осознают свое глобальное влияние и общепланетарный масштаб существования. На первый план выходят не только интересы отдельных стран и правителей, но и общемировое существование.

Возможно, вам так же будут интересны другие статьи

Понятие культура употребляется для характеристики исторических эпох)Античность, Ренессанс), отдельных стран (культура Др. Египта, Киевской Руси), иногда она обозначает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом в определенные эпохи или в конкретных странах. Искусство не только отражает реальную жизнь, оно служит дополнением, иногда заменой реальной жизни, передавая при этом дух эпохи, ее идеалы. В стиле прописан высший смысл духовной жизни эпохи.

Всю историю МХК можно рассматривать как историю стилей (Вёльфлин). Стиль – это то своеобразие, которое позволяет сразу определить в какую историческ3ую эпоху создано произведение искусства. Великие стили: античность – архаика и классика, средние века – романский стиль, готика. Возрождение – это переходный период от Ср. веков к новому времени. Новое время – барокко и классицизм. На рубеже XIX- XX вв. – модерн 0 попытка возрождения единства архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Романский стиль, Готика, Ренессанс – эти стили проявились во всех видах искусства, оказали влияние на мировоззрение, философию, быт. Все чтили тесно связаны в своем развитии. Сложившись в определенную эпоху, они возрождались на новом этапе. Стиль присутствует во всех видах искусства, но в первую очередь он формируется в архитектуре.

Впервые формирование стиля происходит в Древнем Египте.Египетский стиль (5-4 тыс. до н.э. – первых веков н.н.). Великие достижения связаны с архитектурой и монументальной скульптурой. Оказал глубокое влияние на зодчество и изоб. искусство Др. Греции и др. стран Средиземноморья. Д.Е. искусство главным образом призвано обслуживать потребности религии, в т.ч. заупокойного культа и культа обожествленного фараона. Были выработаны много классич. архит. формы и типы (пирамида, обелиск, колона), виды изоб. иск-ва (круг. скульптура, рельеф, монумент, живопись и др.). сложилась канонизированная форма изображения челов. фигуры на плоскости – одновременно в фас (глаза, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги). Господствуют принципы монументальности и статичности (незыблемость социального строя и сверхчеловеческое величие фараона). Выработан новый арх. тип гробницы – пирамида, предельная простота формы и гигантские размеры. В росписях и рельефах – проявилась острая наблюдательность, чувство ритма, красота контурной линии, силуэта, цветового пятна. Типы в изображении людей (идущий, сидящий), отличаются ясностью и точностью в передаче характерных черт и соц. положения. Скальные гробницы – ср. царство. В изоб. иск-во – тенденция в правдоподобию, изображение бытовых сцен, растений, животных. В скульптуре – раскрывается характер. Символизм Ег. искусства, некоторые его образы и конкретные произведения (Пирамиды, Сфинкс, Фаюмский портрет и др.) имели большое значение для развития Европ. худ-ного мышления последующих тысячелетий.



Стиль азиатских народов. Мало повлияло на будущие исторические стили. Отличит. Черты: монументальность, роскошь, величие. Храмы – зиккураты (ступенчатые пирамиды). Внутрен. отделка – рельефы, плиты и дер. Дощечки с клинописью, колоны с капителями в виде чел. голов, повествовательные рельефы (как егип.), изображение в профиль, орнамент в виде лотоса, цветы. Стиль развивался в Шумере и Аккаде. Все храмовое строительство, скульптура – подчинено богам. Символ – голова быка – символ силы.

Греческий стиль. Рамки:11 -1 вв. до н.э. 3 периода: архаика, классика, эллинизм. Творчество др. греч. мастеров основывалось на мифологических представлениях, однако оно проникнуто пристальным вниманием к реальности, ощущением гармонии и соразмерности мира, красоте естественного бытия, физич. и духовного совершенства человека. Челов. метрическое начало присутствует не только в изоб. ис-ве, но и в зодчестве (пропорции храмов – соразмерны челов. фигуре). Архаика – складывается храм – периптер (в результате эволюции – от др. жилища – мегарона к храму в антах, простилю и амфипростилю). Строились общ. сооружения (театры, стадионы). Складываются разновидности архит. ордера – дорический (Храм Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе), ионический – строгая изысканность, стройность (Храм Артемиды в Эфесе). Скульптура украшает храмы (рельефы фризов, фронтонов). Суровые изваяния богов и миф. героев, борющихся со страшными чудовищами. Статуарная скульптура – атлетический идеал юноши (куроса) и женщины (коры). Крайне ограниченная мимика лица (архаич. улыбка). Развитие основных др. греч. ваз: амфора, кратер, килик, гидрия и др. Чернофигурные и краснофигурные. Искусство глиптики. Классика . (5-4 вв. до н.э.). Достигли расцвета др.-греч. города, сложилась система регул. планировки. Скульпторы, вазописцы и живописцы начинают создавать более близкие к реальности образы, совершеннее изображать челов. фигуру, ее структуру и движение. В творчестве Мирона (Дискобол) и Поликлета складывалось представление об идеальном образе гармонически развитого, совершенного человека. Вершиной ис-ва классики - время правления Перикла, велич. скульптор Фидий, архитекторы Иктин и Калликрат – создатели Афинского Акрополя. Классический период завершается творч. Праксителя, Скопаса, Леохара и Лисиппа, произведения которых отмечены вниманием к миру челов. чувствии и страстей, нарушением внутренней гармонии и согласия с окружающим миром. Эллинизм . Строительство новых городов. особенность – величие. Фаросский маяк. Величественные архит. ансамбли (акрополь в Пергаме). Храм – перистиль (весь обнесен колонами). Скульптура – Венера Мелосская, Ника Самофракийская, борьба гигантов фриза Пергамского алтаря, группа Лаокоон – пронизаны внутренним напряжением, движением и тревогой, окрашены трагизмом мироощущения. На смену гармоничному идеалу человека-гражданина приходит прославление владык, божество (статуя Гелиоса – Колосс Родосский). В живописи, как и в скульптуре развивается более свободная экспрессивная манера изображения.

Римский стиль. Решающее значение в формировании римского стиля имеет этрусское зодчество, достигшее успехов в создании сводчатых сооружений. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, ве­ликолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), базилики, аквидуки, мосты, триумфальные арки, дворцов, термы, вилл и просто хороших домов с доброт­ной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного об­щества.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произ­ведения, не имевшие себе равных в древности.

До наших дней дошло очень мало имён рим. худ-ков. Однако оставленные ими памятники входят в сокровищницу мирового искусства.

История Рима делится на 2 этапа – эпоха республики и императорский (правление Октавиана августа до 4 в. н.э.)

Архитектура (кон.6-кон.1 в. до н. э.). В республиканский период сло­жились основные типы рим. арх-ры. Суровая простота жизненного уклада - конструктивная логика монументаль­ных инженерных сооружений (оборонительные стены Рима).

Из Греции и эллинистических государств в Рим проникли утонченность и роскошь. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и кар­тины греческих мастеров. Римские храмы, двор­цы превратились в своего рода музеи искусства. Обратились к греческой ордерной системе (в декоративных целях). Опорные функции в римской архитектуре вы­полняла обычно стена. Большое место поэтому принадлежало арке, опиравшейся на массивные столбы. Применялся пышный коринфский ордер и строгий тоскан­ский, унаследованный от этрусков. Колонна тосканского ордера отличается от дорического на­личием базы, отсутствием фриза и каннелюр. Строились круг­лые (моноптер, окруженной колоннадой) и четырехугольные псевдо-периптеры с вхо­дом лишь с главного фасада. Разрабатывается система высокохудожественных стенных росписей. Использовалась античная фреска (помпейские росписи - 4 группы).

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обо­гатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с точным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора. Лучшим в художественном наследии римской скульптуры был портрет . Новое понимание этого жанра. В отличие от греческих мастеров, подчинявших в портрете индивидуальный образ идеальному типу, рим­. худ-ки пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами. В портретном жанре самобытный реализм (статуя «Оратор»). Создавали но только портретные бюсты и статуи отдельных римлян, но и групповые поясные.

Расцвет культуры Рима приходится на 1-п вв.н.э. - наз. ис-вом империи. Август посвящал богам новые храмы. Придавали значение декоративному эффекту. Новшество - возводили стену из кирпича и бетона, затем навешивали мраморную облицовку и приставляли колонны. При Флавиев характерна помпезность, нач. строить Колизей (амфитеатр) закончили при Тите. Триумфальные арки.

Византийский стиль (с 4 в. до1453 г.). история Византийского искусства – это период становления христианского искусства, его образного строя, тематики, канонов. Высшие достижения связаны с храмовой архитектурой, фреской, мозаикой, иконописью, миниатюрой . Главным храмом Византии была гранд. Церковь Св. Софии в Константинополе (6 в.). мозаики Равенны (5-7 вв.) стали вершиной в истории этого вида изоб. искусства.

В культовой арх-ре уже в 4 в. возникают типы храмов, принципиально отличные от античных – базилики и центрические купольные здания. Простота наружного облика контрастирует с великолепием декоративного убранства интерьеров. Главная роль – стенным росписям, иконописи. Церкви украшались христианскими символами и орнаментом. В зодчестве совершился переход к типу крестово-купольного храма. В 9-10 вв. – росписи храмов приводятся в стройную систему. Стены и своды – мозаика и фреска. Господствует идеально возвышенный образ людей. Лучшее произведение иконописи, отличающиеся глубокой человечностью чувств – «Владимирская богоматерь».

Средние века. Романский стиль. Господствовал в искусстве ср.-век. Европы с 10 по12 вв. термин был введен в науку в 1-ой пол. 19 века. В эпоху Р.с. духовная жизнь, образование и культура были сосредоточены в монастырях, там проходило становление искусства - искусств слова, музыки, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи (фрески, витражи), книжного искусства (шрифта, миниатюры). Стиль проявился особенно ярко в архитектуре, представленной церквами, монастырями, замками. Это массивные каменные сооружения ставились на возвышенных местах, окруженные рвом. Внешний вид – монолитная цельность и торжественность, здание состояло из простых, четко выявленных объемов, впечатление от толщины стен усиливалось узкими проемами окон, углубленными порталами, внушительными башнями. Тип – базилики. Несмотря на общие стилистические черты, Р.с. отличается разнообразием образных решений: во Франции – множество архит. школ – одни предпочитали гладкие каменные поверхности, др. – декоративно оформленные фасады, высокие башни. В Италии – под влиянием античного искусства – памятники в Пизе, во Флоренции трудно назвать суровыми, тяжеловесными; памятники Болоньи – строги, напоминают арх-ру соборов Москов. Кремля.

Если в раннем Р.с. главную роль в декоре играла настенная живопись, то в кон. 11- нач. 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монумен. рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену. В роман. живописям и скульптуре центр. место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе. Доминировала фигура Христа, повествовательные циклы на библейские и евангельские сюжеты принимали более свободный и динамичный характер. Для романской пластики типичны монументальная обобщенность форм, отклонение от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем экспрессии. Во всех видах искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (начало «звериному стилю»).

Готический стиль (приблиз. с 12 по 14-15 вв).Термин возник в эпоху Возрождения как отрицательная характеристика искусства всего средневековья, которое представлялось варварским. Для стиля характерно : легкость, ажурность, устремленность к небу, к Богу, стрельчатые арки. Возросла роль монархий, власть перешла в руки королей. Монастыри теряют власть. Города стали независимы. В городах располагались дворцы аристократов, резиденции высшего духовенства, церкви, монастыри, университеты. Центром общественной жизни среднев. города стала ратуша (здание город. самоуправления) исобор (крупный христианский храм). Ратуши 2-х этажные здания с башней – символ свободы города. Соборы должны были вмещать все население города. Строили соборы городские мастера (не монастырские, как прежде).

Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готи­ческий собор лёгок и устремлён ввысь. Это связано с новой конструкцией сводов. Если в роман­ской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь - на столбы. Боковое давление свода передаётся аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфор­сам (наружным опорам, своего рода «костылям» здания). В готическом соборе ис­чезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу. Внутри и снаружи собор ук­рашало множество статуй и рельефов. Пространство собора - создавало образ небесного мира, воплощал мечту о чуде.

Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на рели­гиозные и светские сюжеты. В застылость и замкнутость пришла подвижность, фигуры обратились к зрителям. Показывали реального человека, без обобщений. В готический период изменился образ Христа - на первый план выдви­нулась тема мученичества: изображали Бога скорбя­щего и страдающего. Го­тическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери - заступницы и просительницы. Культ Богоматери сло­жился практически одновременно с поклонением прекрасной даме, харак­терным для Средневековья. В то же время сохранялась вера в чудеса, фантастических животных, ска­зочных чудовищ. Их изображения встречаются в готическом искусстве очень часто, как и в романском в виде скульптур химер.

В разных странах готический стиль имеет своеобразные черты. Во Франции – на родине готики – произведения этого стиля характеризуются ясностью пропорций, чувством меры, четкостью, изяществом форм (Нотр-Дам де Пари – Собор Парижской Богоматери, Собор в Шартре (XII-XIV вв.)). К выдающимся произведениям зрелой готической архитектуры от­носится соборы и Реймсе и Амьене. В Англии они отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. (Кентерберийский собор , соборы в Линкольне, Солсбери 13 век). Место коронации англ. королей - гл. собор Вестминстерского аббатства в Лондоне - похож на французский тип. В Германии готика получила более отвлеченный, мистический, но страстный по выражению характер. Архитекторы резко увеличили высоту сводов, увенчав их башенками со шпилями. Не встречались окна-розы, вместо них использовали стрельча­тые окна. Соборы в Марбурге, Наумбурге, Фрейбурге, Ульме. Выдающееся произведение гер­манской архитектуры - собор в Кёльне (1248 г. - XIXв.), высота - 46 м, укра­шенное множеством арок, шпилей, ажурной резьбой, стрельчатыми окнами. Скульптура Германии, как и в романский период, в основном укра­шала не фасады, а внутренние поме­щения храмов. Исполнена менее изящно. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искусства, привнесенного арабами. Итальянская культура была более светской, чем религиозной. В Италию проникли лишь отдельные, преимущественно декоративные элементы готики: стрельчатые арки, «окна-розы». Соборы Флоренции – Санта Кроче, Санта Мария Новелла, Санта Мария дель Фьоре . Готика представлена в гражданской архитектуре – палаццо, лоджии, фонтаны. В Венеции из мрамора построен Дворец Дожей. Но в 14 в. готика распространилась в Италии повсеместно. Пламенеющая готика (линии самых разных изображений приобрели форму языков пламени, широко использовались криволинейные формы, сложный рисунок, ажурный орнамент) достигла своего высшего завершения в Миланском соборе, Руанский собор, аббатская церковь Мон-Сен-Мишель.

Возрождение (ренессанс). Эпоха, охватывающая в Италии 14-16 вв., в странах к северу от Альп (северное В.) – 15-16 вв.; знаменательна возрождением интереса к античности. Истоки В. – в гуманизме как мировоззрении эпохи. Круп. худ-ки – универсальные личности в науки, разных видах искусства. Гуманизм не противоречил религии: мир сотворен Богом, его всестороннее изучение есть средство познания Бога во всех явлениях природы и прежде всего в человеке. Использовали «прямую перспективу», изучали анатомию человека. Евангельские сцены изображались на фоне гор. архитектуры или природы своей страны. Рядом со святыми – портрет заказчика и исполнителя. Особое место заняла мифологическая тема; изображение обнаженного тела стало предметом изучения и худ-ного воплощения (Донателло, Микеланджело, Тициан, Дюрер). Портрет определился как отдельный жанр и достиг вершин в творчестве скульпторов Донателло, живописцев Рафаэля, Леонардо, Тициана, Ван Эйка, Дюрера.

Ведущее значение приобрел синтез искусств, в котором лидирующее положение занимала архитектура – городской ансамбль, где гл. являлись храм, общественные здания, разнообразные светские постройки (дворцы, лоджии). На протяжении эпохи В. определяется место скульптурного памятника на площади (следование античным традициям). Главенствующее место занимали монументальные виды изобр. искусства (фреска, скульптура), украшавшие дворцы и храмы. Возрождается классический ордер.

Итальянское искусство периода расцвета на рубеже 15-16 вв. – это Высокое В.Художники – Браманте, Леонардо, Рафаэль, Микеланджело. Позднее – Джорджоне, Тициан, Палладио. Последние две трении 16 в. – позднее В. Художники как правило, прибегали к заимствованию мотивов и приемов (манер) вел. мастеров, что определило название направления – «Маньеризм»: в утонченных, рафинированных формах им удалось выразить сложный мир человека этого периода.

Барокко (вычурный, странный) – стиль, получивший развитие в 17 и 1-ой половине 18 вв. В искусстверяда европейских стран, гл. образом в Италии, а также в Испании, германии, Франции.

Художественные особенности стиля Б. определились новым (в сравнении с эпохой В.) пониманием места человека в мироздании, расцветом религиозного чувства, восстановлением роли церкви в формировании духовного мира человека, что нашло отражение во всех видах искусства, и прежде всего в архитектуре. Как и в средние века, приоритетное место во многих архитектурных комплексах занимает храм, органично связанный с новыми дворцово-парковыми ансамблями; в результате на протяжении 17-18 вв. складывается планировка и облик крупных городов Европы – Рима, Парижа, Мадрида и др. Особенности стиля Б. - ясное выражение в характере архитектурного пространства и масс, «перетекании» одних объемов в другие, в пушном декоре фасадов и интерьеров. Для искусства Б. характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Дворцы и церкви Б. благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность, вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий Б. украшались многоцветной лепкой, резьбой; зеркала и росписи стен и плафонов иллюзорно расширяли пространство. В изоб. иск-ве Б. преобладают декоративные композиции религиозного, мифологического и аллегорического характера. В живописи – эмоции, непринужденная свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости. Знаменитый мастер Б. – архитектор и скульптор Бернини; мастер декорат. живописи – Пьетро да Картона. В живописи черты Б. проявились в творчестве Тьеполо, Рубенса.

Русское Б. развивалось в 1-ой половине 18 в (рус. архитектура кон. 17 в. лишь условно называется «Нарышкинским барокко»), гл. образом в архитектуре Растрелли и близких к нему мастеров. Блистательными примерами Б. являются ансамбли Зимнего дворца в СПб, екатерининского дворца в Царском Селе (г. Пушкин0, скульптурные произведения Растрелли-отца (Памятник Петру 1 в СПб, портрет Меньшикова, «Анна Иоанновна с арапчонком»).

Рококо – худ-ное направление в 18 в. гл. обр. во Франции в период Людовика XV. Название обозначает «узор из камней и раковин». Р. Явилось завершающей стадией барокко. Характеризуется усилением декоративного начала во всех видах искусств, прежде всего в архитектуре. Утрачивает тектоничность. Размеры парадных помещений уменьшаются, стены облицовываются деревянными панно с резьбой в виде завитков: растительных побегов и гирлянд. Десюдепорты, зеркала. Центральным мотивом каждой орнаментальной композиции становится изображение раковины (рокайль). В период Р. Падает значение исторической и мифологической картины. Религиозные сюжеты проникаются светским духом. Игривость, легкая развлекательность, прихотливое изящество – черты Р. Живопись и графика Р. – характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, ассиметричные композиции. Ватто, Фраганар, Буше. В скульптуре Р. Преобладали рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты. Лучшие произведения Р. Были созданы во Франции, но стиль получил распространение и в Германии, и в России (Мраморный дворец Ринальди в СПб).

Классицизм («образцовый») – направление в евр. ис-ве кон. 16 – нач. 19 в. за это длительное время К. вступал в сложные отношения со многими художественными и идеологическими направлениями. Вначале К. был связан с идеей абсолютной монархии; позже, в форме т. наз. революционного К., - с идеями тираноборчества и гражданственности, созвучными Фран. революции; на заключительной стадии своего развития выступил, в форме стиля «ампир» - стиля наполеоновский империи (холодное величие, четкость линий, академизм). В разных странах К. приобретал и некоторые национальные особенности. Но есть и общие черты. Искусству К. свойственна упорядоченность, соразмерность частей, ясность замыслов и построений, тяготение к уравновешенности и симметрии. С этой точки зрения символом К. служит геометрическая планировка королевского парка в Версале. Идеальный герой К. чужд индивидуализма, подчиняет частные интересы общим – национальным, государственным, душевные порывы – голосу разума; его отличает нравственная стойкость, правдивость, мужество, непреклонная верность долгу. Высшим образцом для К. служит античная («классическая»), преимущественно римская культура. Сюжеты и герои заимствуются из античной мифологии и истории.

Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила и регламентацию художественных правил, строгую иерархию жанров – от «высоких» (ист., миф., религ.) до «низших», или «малых» (пейзаж, портрет, натюрморт); каждый жанр имел строгие границы и четкие формальные признаки.

Достоинством К. является представление о важной общественной миссии искусства. Каноны к. обеспечивали высокий уровень мастерства. С другой стороны – приглушалась индивидуальность художника, уводила от многообразия действительной жизни. Эти негативные стороны К. делались все заметнее в поздний период его существования, который принято называть –академизм . Ограниченность К. начали преодолевать другие худ. направлении: сентиментализм, романтизм, зарождающийся реализм.

К. в изоб. ис-ве в 17 в. представляет живопись Пуссена, Лоррена, а в 18-19 вв. – Давида, Энгра, скульпторы Фальконе, Гудона, итальянца Кановы. Величественными памятниками арх-ры К. стал Версаль, резиденция короля Людовика XIV.

В России К. утвердился лишь в 18 в., после реформ Петра 1. С его распространением связано лит-ное творчество Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, Державина; создание рус. профессионального театра. Живописцы А. Иванов, Лосенко, Угрюмов, следуя законам К., изображали события древней славянской истории. Художники – Никитин, Матвеев, Рокотов, Левицкий. Скульпторы: Мартос, Козловский, Гордеев, Щедрин, Щубин, Пименов. Архитекторы (ясность, величественная простота, человечность): Баженов, Казаков, Воронихин, Стасов, Росси, Захаров, Тома де Томон, Жилярди, Бове, Камерон, Кваренги.

Романтизм (1-ая пол. 19 в). Р. 19 в. во многом противоположен классицизму предыдущей эпохи и нормам академического искусства. Для Р. характерно обостренное внимание к душевному миру человека, но, в отличие от сентиментализма , романтиков интересует не обычный человек, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой испытывает бурные чувства, «мировую скорбь», стремление к совершенству, мечтает об идеале. Романтик любит и порой идеализирует далекое средневековье, «первозванную» природу, в мощных проявлениях которой он видит отражение обуревавших его сильных и противоречивых чувств. Неприятие повседневной жизни, отсюда и внутренняя раздвоенность. Р. захватил все сферы духовной культуры: лит-ру, музыку, театр, философию, эстетику и др. но он не был тем универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от класс-ма Р. существенным образом не затронул арх-ру, повлияв в основном на садово-парковую арх-ру, на зодчество малых форм и на направление т.н. псевдоготику. Романтики в изоб. ис-ве – фр. живописцы Делакруа, Жерико, нем. – Фридрих, Рунге, рус. – Кипренский, Блюллов, Айвазовский и др. проявлением Р. в архитектуре была ложная готика – подражание характерным формам ср.-век. Построек. Для Р. выражение внутреннего мира человека важнее, чем изображения внешнего, объективного мира, поэтому «главным» романтическим искусством стала музыка и литература.

Эклектизм (от греч. - выбирать) – соединение разнообразных художественных элементов. В истории искусства наиболее заметное место занимает Э. арт-ры сер. -2-ой пол. 19 в., чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных ист. стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др.). он оказал влияние на становление целостного в своей сущности стиля – «модерн».

Модерн (новейший, современный), стиль в европ. и америк. иск-ве кон.19- нач.20 вв. разные названия:во Франции и Бельгии – «ар нуво», в Германии – «югендстиль», в Австрии – «сецессион», в Италии – «либерти». Наиболее ярко М. выразился в арх-ре частных домов – особняков, в строительстве деловых, пром. и торг. зданий, вокзалов, доходных домов. Новое – отказ от ордерной системы украшения фасада и интерьера. Определяюшее значение в структуре здания – построение внутреннего пространства. Фасады зданий М. обладают динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих орган. природные явления (постройки Гуади, Орта, Шехтеля в России). Некоторые арх-ры М. предвосхищали функционализм, стремясь выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объемов. Одним из основных выразительных средств – орнамент характерных криволинейных очертаний , часто пронизанный экспрессивным ритмом. Орнаментальное начало объединяет все виды иск-ва (в интерьере – стены, пол, потолок). Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельных характер, включаясь в общий ансамбль. Вестибюли украшались витражами , интерьеры – живописными , а фасады майоликовыми или мозаичными панно , рельефами . Цель – создание синтетического, цельного проив. иск-ва. Особенно широкое распространение М. получил в декор.-прикл. иск-ве (керам. и жел. изделия Гауди, ограды метро Гимара). Тяготение к конструктивизму, чистоте линий, лаконизму форм проявилось в мебели Макинтоша. Большое развитие в М. получила графика (ведуший представитель – англ. Бёрдсли, норвеж. Мунк, в России – Бенуа, Сомов, фран. Тулуз-Лотрек). Графика тесно связана с расцветом книжного дела.