Экологическая функция российского государства. Экологическая функция государства на примере россии Основные экологические функции государства

Понятие и роль экологического права в правовой системе.

Экология – от греч. «дом» + «наука». Термин был введен в научный оборот в 1869 году немецким ученым Э. Геккелем. Экология как научное направление развивалась в рамках биологических наук достаточно долгое время. Наиболее активное развитие пришлось на вторую половину XIX века и последующее время. Со временем вопросами экологии стала заниматься не только биология, но и другие науки. Проблема сохранения природной среды стала очевидной к середине XX века, что повлекло за собой развитие исследований в области взаимодействия человека и природы, в том числе и социальными науками и юриспруденцией. Тенденция экологизации коснулась практически всех отраслей знаний, и это выразилось в становлении экологического права. Экологическое право развивалось в целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Воздействовать экологическое право должно на хозяйственную деятельность на стадии, позволяющей обеспечить предотвращение вреда. По мнению Чугукова, основное назначение экологического права – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением. По мнению Боголюбова, регулируемые экологическим правом общественные отношения подразделяются на 3 части. Соответственно группируются правовые нормы. Части:

Природоохранное право – регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общества, решения концептуальных вопросов окружающей среды.

Природоресурсное право – регулирует отношения по охране и рациональному использованию природных ресурсов.

Нормы других отраслей, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, - земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.



Комплексный характер отрасли экологического права определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д. Так, в главе 26 Уголовного кодекса РФ регулируется уголовная ответственность за экологические преступления. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит главу 8 - административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Налоговый кодекс РФ регулирует взимание экологических налогов.

Формирование экологического права как комплексной отрасли наложило отпечаток и на механизм действия его норм. Основными его элементами являются экологическое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, лицензирование, экономические меры, сертификация, аудит, контроль, а также применение мер юридической ответственности, предусматриваемых трудовым, административным, уголовным и гражданским правом.

Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц и конкретных правоотношений в данных сферах.

(тут надо быть осторожнее, так как Мельниковой вроде не нравится мысль по поводу включения природоресурсного в ЭП)

Экологическая функция государства.

Вопрос о функциях Российского государства целесообразно рассматривать в контексте взаимоотношений человека, общества и государства, роли общества в функционировании государства и роли государства в общественном развитии. Взаимоотношения человека, общества и государства достаточно четко определены в Конституции РФ 1993 г., согласно которой высшей ценностью в российском демократическом федеративном правовом государстве являются человек, его права и свободы. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Единственным источником власти и носителем суверенитета, т.е. верховной власти в России является ее многонациональный народ (ст. 3). Подчеркнем положение о том, что не государство, а народ - источник и носитель верховной власти в России. Об этом следует помнить в процессе изучения всего курса экологического права.

Функции демократического государства представляют собой основные или главные направления его деятельности, вызываемые потребностью решения некоторых общих для общества задач. Функции выражают сущность и назначение государства в обществе. Соответственно в недемократическом государстве в рамках функций могут решаться некоторые задачи в интересах не всего общества, а отдельных социальных групп, что для российского государства в прошлом было традиционным.

Экологическая функция государства признана теоретиками государства и права как одна из основных и самостоятельных функций современного российского государства. В литературе по теории государства и права она иногда называется функцией по охране природы (охране окружающей среды, охране окружающей природной среды) <14>. Представляется, что содержание экологической функции государства не сводится лишь к охране природы, оно гораздо шире. Общество в равной мере заинтересовано в оптимальном комплексном и одновременном решении ряда наиболее существенных задач, касающихся природы и ее ресурсов. С учетом сказанного экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее состояния, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. По степени эффективности реализации этой функции можно судить об истинном отношении государства к обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, человеку.

Осуществление функции есть не что иное, как практическая деятельность по решению определенных общих задач, стоящих перед обществом и государством. Однако задачи могут решаться эффективно и менее эффективно либо не решаться вовсе. Хотя природоохранительная функция российского государства характеризуется как основная и постоянная, но, судя по состоянию окружающей среды в стране, она чрезвычайно малоэффективна. Поэтому, наряду с выделением функции по охране природы в качестве самостоятельной и основной, для ее оценки с точки зрения эффективности важно выработать и использовать соответствующие критерии. Наиболее приемлемым представляется критерий обеспечения государством соблюдения, охраны и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.

Экологическая функция государства реализуется в разных формах. Под формами понимаются методы или способы ее осуществления. Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы. К правовым методам относится принятие законов и иных нормативных правовых актов по природопользованию и охране окружающей среды, правоприменительная и правоохранительная деятельность. Под правоприменительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных государственных органов по реализации экологических норм права. Правоохранительной является деятельность специально уполномоченных органов по охране права путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом. Таким образом, названные правовые формы осуществления экологической функции российского государства реализуются преимущественно в рамках специализированных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

К организационным методам осуществления функции государства по природопользованию и охране окружающей среды относится принятие экономических мер (бюджетное финансирование, выделение кредитов и т.п.), нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды, планирование охраны окружающей среды, проведение экологической экспертизы, экологической сертификации, мониторинга, экологического контроля и др. Хотя организационные методы не являются правовыми, но важно иметь в виду, что они опосредуются в праве окружающей среды и соответственно осуществляются в правовых рамках.

Выполнение государством экологической функции есть не что иное, как регулирование соответствующих общественных отношений. Значительная часть наиболее важных общественных отношений по поводу природы регулируется экологическим правом. Таким образом, признание деятельности по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, обеспечению их рационального использования с целью предупреждения их истощения и охраны окружающей среды от разнообразных вредных воздействий, по обеспечению соблюдения, охраны и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве одной из основных функций государства является важнейшей предпосылкой и фактором формирования отрасли экологического права в системе российского права.

Чтобы та или иная совокупность правовых норм была признана как отрасль права, она должна отвечать определенным требованиям, критериям. В качестве таковых в российской правовой науке называют наличие круга однородных общественных отношений, регулируемых правом, особую заинтересованность государства в их регулировании, наличие метода правового регулирования соответствующих отношений и достаточно развитой нормативной правовой базы, то есть источников права. Обратимся к рассмотрению этих критериев.

Экологическая функция права (не факт что сюда):

Экологическая функция государства выполняется через соответствующие экономические, организационные, правовые (юридические) механизмы. Правовой механизм экологической функции государства служит средством реализации экологической функции права. Экологическая функция права является новой, ранее не известной правовой функцией. Она осуществляется наряду с традиционными для права политическими, экономическими и культурно-воспитательными функциями и иными функциями, свойственными праву как инструменту управления обществом. Возникновение и развитие экологической функции права - результат развития и углубления общественных противоречий между обществом и природой, результат осознания потребности и необходимости значительного расширения юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отражающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания.

Основными объектами экологической функции права являются земля, ее недра, почва, вода, атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство и т.д.

В целях ее реализации принимаются федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные акты правительства, министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, направленные на защиту окружающей среды, обеспечение прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства.

Важная роль принадлежит правоохранительным органам: прокуратуре, суду, милиции, осуществляющим применение мер воз­действия к правонарушителям в сфере экологии (штрафы, взыскание ущерба, изъятие орудий правонарушений, лишение свободы и т.д.).

Следует отметить, что появление экологической функции связано не с тем, что экономическая функция оказалась не в состоянии справиться с задачами экологической защиты общества, а с тем, что экологическая сфера для человечества в условиях научно-технического прогресса стала чрезвычайно важной и превратилась в одну из основных проблем его существования.

У права в данном случае своя ниша решения этой важной задачи - юридическое, рамочное воздействие на экологическую сферу. Причем в условиях роста опасности экологической катастрофы значение правовой защиты населения будет неизменно возрастать.

Выделение видов функций экологического права зависит от классификации основных направлений воздействия этой отрасли права на общественные отношения, входящие в ее предмет, от выбора критерия их разграничения.

Функции экологического права должны подчеркивать специфику, проявлять свойства, присущие только данному явлению. Это, видимо, обусловлено их общими целями, задачами в правовом регулировании экологических отношений. Функциональное назначение правового опосредования общественных отношений в экологическом праве можно определить как внешнее проявление свойств, выражающихся в воздействии на поведение субъектов экологического права, с целью гармонизации отношений общества и природы.

Экологическая функция права реализуется наряду с его традиционными политическими, экономическими и иными функциями, ха­рактерными для права как инструмента управления обществом. Обострение проблем взаимодействия общества и природы обусловило расширение юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды путем принятия и применения правовых норм, учитывающих экологические зако­номерности во взаимодействии общества и природы и закрепля­ющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания. Нормы права, служащие средством реализаций экологического права, называются эколого-правовыми нормами. Характерный признак эколого-правовых норм в том, что они отражают не только социальные закономерности общественного развития (как и другие нормы права), но и экологические закономерности, состав­ляющие основу системы "общество и природа". Иными словами, эколого-правовая норма представляет собой органическое единство социальных и экологических закономерностей.

Эк фун права заключается в реализации общ-х отношений в области охраны природы и рац-го природопользования в целях создания безопасных благоприятных условий жизни. Воздействие R на эк отношения проявляется следующим образом:

1.в нормах права закрепляются научно- обоснованные правила природопользования и охраны природы

2.в нормах права закрепляются ф и обязанности субъектов эк отношений

3.в нормах права закр-ся меры юр ответс-ти

В охране окружающей среды принимают участие почти все отрасли Рос-кого права (эк право -комплексная отрасль; эк-гия обеспечивается конституцией.)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОСЖЕЛДОР

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО

КАФЕДРА

« Публичное право »

Экологические функции государства реферат

По дисциплине « Экологическое право »

Выполнил студент ЮПБ-211

Тайлаков Н.Н.

Доктор мед.наук: Чернуха А.Д.

НОВОСИБИРСК 2015

Введение

Глава 1. Функции государства

1.1 Понятие и признаки функций государства

1.2 Классификация функций государства

Глава 2. Общая характеристика экологической функции государства

2.1 Роль экологической функции в деятельности государства

2.2 Внутренняя экологическая функция государства

2.2 Внешняя экологическая функция государства

2.3 Формы осуществления экологической функции государства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Значительным достижением последних десятилетий стало то, что система и содержание функций государств демократического типа, к каковым относится и Российская Федерация, начали существенно трансформироваться с учетом экологического фактора. Данную проблему можно назвать актуальной не только для нашего государства, но и для всего мирового сообщества в целом. Важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих его деятельность в государственных сферах планетарного масштаба, затрагивающих всю цивилизацию.

В настоящее время во многих странах усилился удельный вес экологической функции, которая становится одной из наиболее приоритетных функций государства, особенно в свете концепции устойчивого развития общества. В данной работе рассмотрены международный и внутригосударственный аспекты экологической функции государства, а также основные способы осуществления экологической функции государством.

Глава 1. Функции государства

1.1 Понятие и признаки функций государства

Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. На современном этапе развития науки показано, что на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации, среди которых можно назвать ядерное вооружение, демографические, сырьевые, экологические и иные глобальные проблемы. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации как таковой, поскольку они реализуются исключительно в воздействии на общественные отношения.

Среди других государственных и негосударственных явлений функции государства выделяют следующие их общие черты:

1. Функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не отожествляются и не могут отожествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Это не просто механическое сложение, а осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата.

2. Функции государства всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

3. В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на данном этапе его развития основными целями и задачами. Постановка перед государством на определенном этапе его развития соответствующих задач объективно обуславливает осуществление конкретных функций. Приоритетность и масштаб реализации функций в значительной мере обуславливается важностью и масштабностью целей и задач государства. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. Аналогичная ситуация в обществе складывается и во время экономических кризисов или экологических катастроф.

4. Функции государства не стоит отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей.

5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Основными правовыми формами деятельности государства при этом являются законодательная (правотворческая), исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность государства.

Функции государства, несмотря на отличия в содержании, формах и методах их реализации, по своей сути одинаковы у любого государства, находящегося на одном определенном этапе развития. Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общество в целом.

Особенно следует отметить, что функции государства некоторыми правоведами рассматриваются как «направление деятельности», а не как непосредственную деятельность. В то же время действие предполагает функционирование какой-либо системы (механизма), в силу чего сведение содержания понятия «функции государства» исключительно к видам его деятельности также представляется не вполне обоснованным, так как ведет к отождествлению понятий «функции государства» и «функционирование государственного механизма».

1.2 Классификация функций государства

В настоящее время приводят следующие способы классификации функций государства.

Можно выделить внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции представляют собой основные направления разнообразной деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям государства относятся:

1) экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны;

2) социальная, которая состоит в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;

3) культурно-воспитательная, направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;

4) охрана правопорядка, которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;

5) природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене задач и целей. Эти функции зависят от политического режима, типа государства, от этапов развития одного о того же государства, от складывающейся в мире обстановки, от характера взаимоотношений между государствами. К внешним функциям государства относятся:

1) оборона страны;

2) взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;

3) межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;

4) культурное и научно-техническое сотрудничество

А.В. Венгеров критикует такое деление функций, считая, что это определенное наследство, доставшееся современной отечественной теории государства от ее предыдущего марксистско-ленинского методологического подхода. На предыдущем этапе в теории государства классификация функций жестко привязывалась к классовой сущности государства. Внутренние функции проходили по «ведомству» классовой сущности государства, например, хозяйственно-организаторская функция наиболее ярко характеризовала социалистическое государство, ведь его назначение, как декларировалось, сводилось к построению социалистической экономики. Исторический опыт показал, что это не так. И на современном этапе как раз требуется отказ от государственного патернализма, уход от уравнительной психологии и социального иждивенчества, вытекающих из организаторско-хозяйственной функции государства.

Внешним функциям, как правило, отводилась роль общесоциальных функций: борьба за мир, обеспечение международного сотрудничества и т.п., хотя зачастую все это имело демагогический характер. Сейчас разделение функций на внутренние и внешние утратило в известной степени свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства), и наоборот. По мнению А.В. Венгерова экологическая и другие функции государства могут быть охарактеризованы как глобальные.

К основным функциям государства предлагается относить: управленческо-обеспечительную (создание условий и правил для поддержания нормальной жизни и развития общества) и охранительную (пресечение нарушений установленного порядка, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния).

Кроме такой традиционной классификации, функции государства можно поделить в зависимости от продолжительности их существования (на постоянные и временные), в зависимости от социальной значимости (на выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев, групп и представляющие интересы всего общества). Функциональная характеристика позволяет изучать не только государство конкретного типа, вида, формы у того или иного народа в тот или иной конкретно-исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций, можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.

Кроме этого возможно деление функций государства в зависимости от сфер их приложения (на политические, идеологические, социальные, экономические) и от форм их реализации (на правотворческие, правоохранительные, правоприменительные).

Классификация функций государства проводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеральном государстве - эта функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве - это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации - это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого их участников этого союза государств.

Возможна классификация функций государств и исходя из принципа разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие, судебные. Особенность данной классификации заключается прежде всего в том, что она отражает механизм реализации государственной власти и что каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Функции государства не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. В зависимости от конкретно-исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Пример такой функции - охрана природы.

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Глава 2. Общая характеристика экологической функции государства

2.1 Роль экологической функции в деятельности государства

Экологический фактор оказывает определенное влияние на эволюцию функций государства, суть которого заключается в том, что если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, то в самое ближайшее время неминуем общецивилизационный каллапс, глобальный кризис.

Экологическая функция -- это сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу. В связи с тем, что в настоящее время перед человечеством встали задачи прекращения сверхэксплуатации природных ресурсов Земли, налаживания во всех регионах мира рационального природопользования, обеспечения в глобальных масштабах научно обоснованных мер по охране природы, деятельность государства по охране природы можно охарактеризовать как одну из его важнейших функций, значение которой возрастает в процессе развития цивилизации. В учении о функциях государства функция по обеспечению экологической безопасности выдвигается на первый план как общесоциальная, общечеловеческая и общецивилизационная. Сегодня создание баланса между развитием научно-технического прогресса и сохранением (восстановлением) окружающей среды является настолько актуальным, что проблемы, связанные с этим, переросли из охраны окружающей среды в обеспечение экологической безопасности. По существу, речь идет о выживании человечества.

Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. В теории конституционного права традиционно принято относить субъективное право на окружающую среду к социальным правам. При этом его называют среди прав третьего «поколения» наряду с правами на мир, международное общение. Такое уменьшение значения рассматриваемого права является необоснованным.

Интересно мнение М.И. Васильевой, что законодательное признание естественного права человека на благоприятную окружающую среду вряд ли стоит рассматривать, как вершину в развитии представлений о природе и сущности экологических интересов. Опыт учит, что экологические интересы человека в их глубинном смысле, с учетом отсроченных отрицательных результатов удовлетворения экологических прав, могут не совпадать в целях с этими правами. С учетом достигнутых знаний о взаимодействии общества и природы доминирующие сейчас в юриспруденции антропоцентристские оценки экологических прав человека могут быть скорректированы с учетом «новой экологической парадигмы», связывающей достижение экологического благополучия человека с радикальными изменением представлений о центричности мира и последующим изменением поведения человека в этом мире.

Социальные права находятся в тесной зависимости от степени экономического развития государства, способности улучшить жизнь граждан, обеспечить ее достойный уровень, удовлетворить материальные и духовные потребности членов общества. Эта зависимость обнаруживается и в случае выполнения экологической функции. К сожалению, большинство экономически отсталых стран просто не могут самостоятельно выполнять эту функцию, нанося тем самым ущерб всей биосфере в целом.

2.2 Внутренняя эко логическая функция государства

Рассмотрим внутреннюю экологическую функцию государства на примере Российской Федерации. В настоящее время можно так сформулировать государственную экологическую стратегию Российской Федерации: обеспечение экологической безопасности, охрана среды обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

Становление экологической функции в Российской Федерации началось с принятия нового экологического законодательства, в котором отразились происходящие в обществе изменения. Появились не просто новые законы, регулирующие отношение людей к природе, но и новые социальные институты: государственные экологические службы, экологическая прокуратура, экологическая полиция. Сформировались научные направления - экологическая философия, социальная экология, экологическая этика. Вхождение России в рыночные отношения потребовало создания новых принципов управления предприятиями - экологического менеджмента, экологического страхования, аудита, лицензирования, экологической сертификации.

Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.

Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, принципами:

Приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

Научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

Рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

Соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

Гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат:

Естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Для полного разъяснения вопроса об экологических функциях государства необходимо ясно представить круг полномочий федерального правительства, отдельных краев и областей, а также граждан и общественных организаций. Вообще существует особая проблема централизации и децентрализации функций государства. В отличие от тоталитарного и унитарного государства, в условиях федеративного государства встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации. природоохранительный государство экологический

Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии (ст.114, Конституции РФ). К его полномочиям в области охраны окружающей природной среды относят регулирование наиболее важных вопросов в этой сфере. Так, Правительством РФ приняты Федеральные целевые программы по «сохранению нормальных условий проживания и труда» в Нижнем Тагиле, Чапаевске, Братске, Череповце, Самарской, Оренбургской, Кемеровской областях, Уральском районе и Тюменской области, на реке Волге и ее притоках, восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна.

В процессе обеспечения экологической безопасности возникает немало коллизий, а иногда прямое нарушение Конституции РФ нормативными актами регионов. Необходимо четкое разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере обеспечения экологической безопасности. В области охраны окружающей природной среды и природопользования Федерация должна явить свои преимущества и особую ценность при учете географических, климатических и природных, социально-экономических и иных действительных, а не мнимых особенностей субъектов Федерации при осознании того, что природа - общее благо, не имеющее административных и государственных границ. Еще в Древнем Риме солнце, море и текущая вода не принадлежали никому.

Формирование саморазвивающегося гражданского общества, состоящего из экономически, политически и юридически самостоятельных (автономных) субъектов, предполагает сужение роли государства, в том числе сужение его функций, и расширение роли граждан и их объединений.

Экологические и иные общественные объединения в странах Европы и США сыграли за последние 50 лет решающую роль в формировании так называемой экологической политики повседневности, которая в итоге стала государственной политикой. Именно в среде общественных движений формируются правила бережного отношения к природе, создается ориентационная модель - культурный код «человека, дружественного природе», который стремится жить в гармонии с природой, минимизируют свое воздействие на нее, снижает объем использования природных ресурсов. Глобальная цель таких движений - построение новых отношений человека и природы. Однако в России деятельность таких объединений достаточно ограничена. Многие авторы предлагают расширить деятельность общественных объединений в защите окружающей среды. Например, В.В.Вербицкий предлагает закрепить право общественных экологических объединений предъявлять в суды иски о признании действий загрезнителя окружающей среды, представляющих угрозу экологической безопасности, противоправными в отношении неопределенного круга лиц и прекращении их деятельности. Решение суда должно стать обязательным для дальнейшего рассмотрения заявлений граждан.

Таким образом, экологическая политика государственных органов должна опираться на гласность в работе и тесную связь с общественными организациями и населением в решении правоохранительных задач.

2.3 Внешняя экологическая функция государства

На современном этапе исторического развития главной проблемой как мира в целом, так и каждой страны является глобализация. Под глобализацией принято понимать объективный необратимый процесс интеграции наций-государств, рынка (капиталов, товаров, услуг), технологий. Глобализация оказывает радикальное воздействие на все сферы общественной жизни, создавая тем самым принципиально новый социальный контекст, в котором придется разрешать актуальные проблемы ХХI века. Глобализация эксплицирует новые грани проблем, доставшихся в наследство от ХХ века. Речь идет о системе сложнейших противоречий, которые совсем недавно принято было называть “глобальными проблемами современности”. Стержень указанной системы противоречий - экологическая проблема. В науку прочно вошел термин «глобальная экологическая безопасность». Некоторые авторы предлагают считать принцип экологической безопасности новым принципом международного права. Россия обязана развивать свое международное сотрудничество в этом направлении. Это вытекает из преамбулы ее Конституции, в которой говорится, что многонациональный народ Российской Федерации сознает себя частью мирового сообщества. Однако, непонятно, почему в Концепции национальной безопасности нашей страны понятие обеспечение «экологической безопасности» не упоминается. Говорится лишь коренном улучшении ситуации в стране, определяются направления деятельности государства в экономической сфере.

Экологическая безопасность - феномен не национального, а международного масштаба, следовательно, экологическое законодательство Российской Федерации должно исходить, прежде всего, из роли России в международном сообществе, из состояния окружающей среды на ее территории. В сфере экологической безопасности велико и все продолжает возрастать значение международных договоров и соглашений, участницей многих из которых является Россия. Она должна отвечать перед международным сообществом за выполнение на всей территории взятых на себя природоохранных обязательств, в том числе перешедших к ней от СССР. Российская Федерация регулирует свои экологические отношения со всеми сопредельными государствами, прежде всего со странами - участницами СНГ.

Россия, без сомнения, принадлежит к целому ряду потенциально мощных стран, для которых остро стоит вопрос как с минимальными затратами и потерями войти в глобализационный процесс. Экологическая политика - неотъемлемая часть обозначенной интеграции. Россия играет ведущую роль в мире для сохранения глобальных общественных благ и оказывает важнейшие экологические услуги всем странам, экосистеме планеты. Любые масштабные российские экономические проекты, как с экологически позитивными, так и негативными последствиями, существенно повлияют на глобальную экологическую обстановку. Поддержание и устойчивое развитие экосистемных функций России будет одним из гарантов экологического благополучия планеты, долговременной международной экологической деятельности.

За 10 последних лет Россия стала полноправным партнером правительственных и общественных экологических организаций, участницей совместных проектов, научных исследований, совместных акций, конференций, семинаров с экологической тематикой. Как отмечают эксперты Организации экономического сотрудничества и развития, в России процесс ратификации соглашений занимает длительное время. В ряде случает решение о ратификации соглашения так и не принимается, особенно если до ратификации не была создана необходимая нормативно-правовая база, либо не обеспечены в полном объеме финансовые средства для его выполнения. Министерство финансов не приветствует ратификацию международных соглашений, если они требуют дополнительных расходов, дорогостоящих мер внутри страны или вкладов в международные фонды.

Ряд институциональных изменений позволили России получить финансовую и техническую помощь от международных организаций в целях выполнения природоохранных обязательств. Так, например, Россия получила финансовую помощь от Глобального экологического фонда в размере 60 млн. долл. и прекратила выпуск озоноразрушающих веществ.

Россия является участницей встреч на высшем уровне министров окружающей среды стран Большой восьмерки, с 1991 года сотрудничает с Организацией экономического сотрудничества и развития в рамках программы технической помощи странам с переходной экономикой. Бывшие союзные республики, за исключением стран Балтии и Украины, создали Межгосударственный экологический совет на основе Соглашения 1992 года «О сотрудничестве в области охраны окружающей среды». Руководители природоохранных ведомств одиннадцати стран СНГ - членов Межгосударственного экологического совета - раз в год встречаются для обсуждения и координации действий по проблемам экологии. Созданы одиннадцать рабочих групп по выполнению соглашений о сотрудничестве в области экологической информации, мониторинга, трансграничных рек, по охране перелетных птиц, млекопитающих и мест их обитания, по трансграничным перевозкам опасных отходов. Россия выполняет роль координатора среди стран СНГ по ряду экологических вопросов, в том числе по вопросу создания Межгосударственного центра экологического мониторинга. Завершается работа над Красной книгой, охватывающей все страны СНГ.

В рамках Арктического Совета Россия участвует, наряду с другими семью арктическими странами, в реализации Стратегии охраны окружающей среды Арктики, предусматривающей мониторинг, сохранение фауны и флоры, охрану морской среды и готовность к чрезвычайным ситуациям. Результатом этой стратегии, принятой на встрече в 1991 году, явилось активное сотрудничество, свободный обмен информацией и публикациями научных исследований и оценок.

Вхождение России в международное экологическое правовое пространство стало еще одним мощным импульсом в развитии экологического сознания российских граждан. А ведь именно развитие экологического сознания населения является условием успешного осуществления экологической политики государства.

Несмотря на разделение экологической функции на внутреннюю и внешнюю, приведенные данные об участии Российской Федерации в международных проектах показывают, что нельзя четко выделить внешнюю или внутреннюю функции государства. Это связано с тем, что в конечном счете экологическая функция любого государства должна заключаться в сохранении биосферы Земли в целом. Большое количество глобальных экологических проблем (сохранение озонового слоя, глобальное потепление, кислотные дожди, загрязнение мирового океана) невозможно решить в рамках только внутренней государственной политики или только международных экологических проектов.

2.4 Формы осуществления экологической функции государства

Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды обеспечивается:

Планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

Социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения;

Предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

Возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;

Государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.

Таким образом, экологическая функция государства выражается большей частью в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д. Правовой механизм экологической функции государства служит средством реализации экологической функции права. Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной cреды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания. Следует отметить, что действия государства по дифференцированию и отбору интересов, подлежащих к переводу на охраняемый законом уровень, имеют во многом дискретный характер, что объясняется «неидеальностью» государства как механизма публичной власти, осуществляемой в интересах всего общества. Соответственно, общезначимые экологические интересы еще далеко не в должной степени отражаются государством в его политике и в законодательстве.

Нормативно-правовые акты природоохранной деятельности имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность заключается в том, что правовые нормы данной отрасли, как было отмечено выше, имеют прописку в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

К этому следует добавить, что экологические функции государства выполняются через соответствующие экономические, организационные. правовые механизмы. Используя экономические, научно-технические, политико-юридические, культурно-просветительные средства, государство проводит в жизнь программу защиты и улучшения природной среды обитания человека. Обеспечение экологической безопасности предполагает выход за рамки правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу охраны окружающей среды. Реализация ее интересов потребует внесения определенных корректив в экономическое развитие страны. Уже сегодня, например, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» среди основных принципов государственной политики в области обращения с отходами выделяет «научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества». С учетом складывающиеся обстановки, возможно, в скором будущем придется сменить акценты в сторону повышения значимости экологических приоритетов.

Важным принципом охраны окружающей природной среды, как уже упоминалось, является научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду. К основным принципам относится также рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей среды. Необходимо учитывать требования по воспроизводству природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека. Деятельность общества и государства, всех граждан в сфере охраны окружающей природной среды основана на соблюдении требований природоохранительного законодательства, неотвратимости наступления ответственности за их нарушения

Таким образом можно выделить следующие направления деятельности государства при выполнении экологической функции:

Государство принимает меры по нормированию качества окружающей природной среды. На основе научно-обоснованных данных государство устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов в природную среду (атмосферный воздух, водные источники и почву) вредных веществ и иных вредных воздействий на природу. Государство также разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производственной деятельности предприятий, организаций на жизнь и здоровье человека. В частности, нормированию подвергаются шумы, вибрации, магнитные излучения.

Государство регулирует общественные отношения в сфере охраны окружающей природной среды. В нормативно-правовых актах государство закрепляет порядок деятельности государственных органов, разного рода инспекций по охране окружающей природной среды, формы участия в этой деятельности общественных объединений и населения, меры ответственности за нарушение экологических норм и нормативов. Особое значение в современных условиях имеют разрабатываемые государством экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

Государство осуществляет меры, направленные на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека. Государство осуществляет финансирование научно-технических, гидротехнических, мелиоративных, биологических и иных работ, направленных на сохранение и восстановление природной среды, учреждает заповедники и заказники, охраняет редкие или находящиеся под угрозой вымирания виды животных и растений.

Государство осуществляет деятельность по выявлению и пресечению правонарушений экологического законодательства, привлекает к этой деятельности общественные объединения и население, применяет юридическую ответственность к лицам и организациям, виновным в нарушении экологического законодательства.

Особенно хочется отметить важную задачу государства - повышение уровня экологического сознания граждан. Это особенно актуально для нашей страны, в которой эффективность природоохранной деятельности государственных органов остается достаточно низкой и нам еще только предстоит совершенствовать механизмы выполнения экологической функции государства. Как показывает опыт других стран, формирование экологической политики государства зависит от деятельности общественных огранизаций.

Заключение

Одним из приоритетных направлений реализации экологической функции государства сегодня может считаться построение обоснованных экономических отношений между природопользователями, государством и обществом по поводу использования и охраны объектов окружающей среды. В основу таких отношений должен быть положен принцип обеспечения общественных экологических интересов при осуществлении природопользования, реализуемый посредством справедливого распределения выгод от соответствующей деятельности и возможно полной компенсации причиняемого при этом экологического вреда. Экологическая функция государства пересекается здесь с его функциями экономического характера и деятельностью в качестве не властвующего субъекта (собственника природных ресурсов), что неизбежно порождает противоречивость государственной политики. С целью обеспечения в подобных отношениях публичных экологических интересов государство в своей деятельности должно исходить из связанности конституционной обязанностью использовать природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов.

Нельзя не согласиться с М.И. Васильевой, что в сфере государственной, а точнее - национальной экологической политики задача обеспечения публичных экологических интересов должна решаться посредством построения и последующей реализации системы экономических, политических, организационных, идеологических, а также правовых приоритетов. Главным правовым приоритетом может считаться предупреждение и наиболее полное возмещение экологического вреда. Приоритет в таком звучании не конкурирует с актуальными направлениями совершенствования законодательства, не претендует на изменение целей эколого-правового регулирования и государственной политики охраны окружающей среды, но обозначает пути их достижения, указывает точку приложения правового воздействия на отношения по охране окружающей среды.

С писок использованной литературы

1. Байрамов Ф.Д., Аббасов Ф.Н. К вопросу о понятии «функции государства». История государства и права , 2003, №5, 8-11.

2. Бошно С.В. Теория государства и права. М., 2005.

3. Теория государства и права: курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко, М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.

4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права, М.: Юристъ, 2003.

5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник, М.: 2006.

6. Теория государства и права. Под ред.: Н.А. Катаев, В.В. Лазарев, Уфа, 1994.

7. Дзейтов С.А. Государство и экологическая безопасность (теоретико-правовой аспект): Автореф. Дис. … канд. Юрид. Наук. СПб, 1994. - Цитировано по: Мамонов В.В., Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право, 2003, №2, 39-42.

8. Мамонов В.В. Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. , 2003, №2, 39-42.

9. Теория государства и права. Под ред. Кутафина, М.: 1994.

10. Воеводин Л.Д. Статус личности в России, М.: 1999

11. Васильева М.И. Публичные экологические интересы: проблемы теории. Экологическое право , 2004, №4, 12-20.

12. Комментарий к Закону Российской Федерации об охране окружающей природной среды (по разделам). Под ред. С.А. Боголюбова, Юридический дом «Юстицинформ», 2002.

13. Боголюбов С.А. Развитие законодательства об охране окружающей среды. Экологическое право , 2004, №1, 6-9.

14. Болотова А.А. Экологическая политика повседневности в западных странах и в России. Общественные науки и современность , 2002, №1.

15. Вербицкий В.В. Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности РФ: Автореф. Дис. Канд. Рид. Наук. М., 1999. - Цитировано по: Мамонов В.В. Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право , 2003, №2, 39-42.

16. Мастушкин М.А., Административная реформа и государственное экологическое управление. Государственная служба , 2004, №4, 78-85.

17. Шуленина Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам. Вестник Российского университета дружбы народов . - Сер.: Политология. - 2003. - № 4 - С. 43-54.

18. Копылов М.Н. О правовом содержании понятия «экологическая безопасность». Правоведение, 2000, №1, 115-119.

19. Федеральный фонд учебных курсов. Правоведение. http://www.ido.edu.ru/ffec/juris/ju29.html#29-17

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Становление взаимоотношений природы и человека, характеризующиеся интенсивным развитием промышленного и сельскохозяйственного производства, преобразованием энергии. Правовой механизм экологической функции государства. Цель экологической функции права.

    доклад , добавлен 06.05.2015

    Понятие и функции экологической сертификации. Нормативные акты в области экологической сертификации. Информационное обеспечение системы экосертификации. Направления и объекты экологической сертификации. Органы экологической сертификации.

    реферат , добавлен 07.08.2007

    Федеральные экологические проблемы России. Охрана окружающей природной среды от деградации как приоритет государственной и региональной экологической политики; этапы и тенденции ее развития, функции и роль субъектов РФ; специфика экологии регионов.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2011

    Мониторинг экологической обстановки в Российской Федерации, его необходимость и практическое применение. Нарушения экологической ситуации в нашей стране, их последствия для окружающей среды и человека. Меры, принятые государством по их предотвращению.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2015

    Понятие и функции, нормативные акты экологической сертификации. Информационное обеспечение системы экосертификации. Экономические принципы функционирования системы. Направления и объекты, порядок проведения, органы экологической сертификации.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2002

    Концепция устойчивого развития при сохранении экологического равновесия. Цели экологической сертификации. Структура Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. Повышение экологической безопасности и охраны окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 09.07.2015

    Рассмотрение назначения экологической инфраструктуры города Москвы. Изучение проблем экологической безопасности. Анализ государственной программы города Москвы "Охрана окружающей среды", основ ее финансирования и материально-технического обеспечения.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2014

    Экология, урбанизация, градостроительная экология. Методология и теория городской экологической среды. Рациональное использование и охрана природных ресурсов. Обеспечение экологической и радиационной безопасности. Оценка состояния окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 11.05.2014

    Система инструментов экологической политики. Система ресурсных и эмиссионных платежей. Финансирование природоохранных мероприятий. Экологические налоги. Экологические программы ЕС. Экологическое законодательство стран ЕС и РФ.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2006

    Понятие мониторинга окружающей среды и его видов: глобальный, региональный, локальный. Организация и проведение мониторинга окружающей среды в России. Нормативно-правовые акты в области экологической экспертизы и оценки. Принципы экологической экспертизы.

Обладание гражданами своими правами должно в условиях открытого гражданского общества корреспондировать ответственности созданного ими правового демократического федеративного государства за реализацию и гарантирование этих прав.

Необходимость сочетания прав и обязанностей граждан в сфере природопользования и охраны окружающей среды повышает роль и ответственность государства и его должностных лиц за выполнение своих координирующих, контрольно-надзорных, социальных, экологических задач и функций.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 11.03.1996 № 7-П праву каждого на благоприятную среду корреспондирует обязанность государства принять достаточные меры для защиты природы и людей при радиационных авариях и катастрофах. Гарантии социальной защиты граждан применительно к праву на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья могут включать комплекс льгот и компенсаций, выходящих за пределы возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Общество, государство призваны осуществлять постоянный контроль за реализацией своей экологической функции, прав граждан, выполнением ими своих обязанностей.

Порой вносятся предложения о дополнении Конституции РФ обязанностями государства, его органов, их должностных лиц обеспечивать экологические права граждан и благоприятную для них среду. Встречается также мнение о целесообразности и необходимости провозглашения страны экологическим государством наряду с демократическим, правовым, социальным.

Между тем в Конституции РФ уже предусмотрены немалые обязанности государства и его органов, должностных лиц применительно ко всем правам и свободам человека и гражданина. Детализация государственных обязанностей применительно к отдельным правам предполагает возможность и необходимость такой же конкретизации и к другим правам и свободам.

Полномочия, функции государства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в значительной степени представлены в Конституции РФ. Это:

  • поощрение деятельности, способствующей экологическому благополучию (ч. 2 ст. 41);
  • отнесение к ведению Российской Федерации установления основ государственной политики и федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации (п. "е" ст. 71);
  • отнесение к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (п. "д" ч. 1 ст. 72);
  • проведение Правительством РФ единой государственной политики в области экологии (п. "в" ч. 1 ст. 114) и др.

В Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2001 № 14-0 указывалось, что именно Правительство РФ согласно Конституции осуществляет управление государственной (федеральной) собственностью, в том числе если объектами такой собственности являются природные ресурсы, включая животный мир (п. "г" ч. 1 ст. 114), и обязано обеспечивать проведение в России единой государственной политики в сфере экологии (п. "в" ч. 1 ст. 114).

Обязанности государства, его органов и должностных лиц предусматриваются в законах и подзаконных актах, и вопрос в настоящее время сводится не столько к тому, чтобы их дальше перечислять и наращивать в нормативных правовых актах, сколько к тому, чтобы активизировать меры по их неуклонному соблюдению, применению, выполнению.

Реализация и обеспечение выполнения обязанностей и прав в сфере природопользования и охраны окружающей среды может усиливаться путем повышения государственной дисциплины, улучшения общественного климата вокруг охраны земель, иных природных ресурсов и всей окружающей среды, обеспечения повседневного всеобщего контроля, неотвратимости правовой ответственности за экологические правонарушения, оздоровления экономики.

Двадцатилетний опыт существования Конституции РФ и многолетний, многовековой опыт правоприменения свидетельствуют о том, что между записанным, требуемым, должным и имеющимся на деле, в жизни правом обнаруживается дистанция огромного размера, и прежде чем принимать новые законы и предписания, необходимо выполнить предыдущие, уже принятые нормы.

Есть ли понятие экологического государства, каковы его показатели, критерии, как обеспечивать и гарантировать экологические права и обязанности? Все это надо предусматривать заранее, прежде чем формулировать обязательства общества и государства, посвященные использованию и охране природных ресурсов.

Право, государство, общество, провозгласив экологические права граждан, призваны назвать ответственных за их реализацию, соблюдение, защиту, и это в основном осуществлено в Конституции РФ, законодательстве, хотя порой предусматривается слишком расплывчато, декларативно, недостаточно.

Поставленные государством, его промышленностью, сельским и иными отраслями народного хозяйства в катастрофические условия территории, жители которых страдают больше других от массовых и опасных загрязнений природных ресурсов и окружающей среды, нуждаются в дополнительной экономической, правовой и иной помощи государства, по вине и в интересах которого они порой страдают.

Неблагополучные территории вправе рассчитывать на выделение средств, предоставляемых государством и мировым сообществом для ликвидации экологических бедствий. Государство, допустившее, не предотвратившее либо создавшее чрезвычайную экологическую ситуацию, обязано ее ликвидировать всеми имеющимися в его распоряжении законными организационными, экономическими, правовыми, идеологическими средствами.

Экологическая функция государства

Функция государства – это направление деятельности.

Функции государства подразделяются на основные и неосновные, внутренние и внешние.

При определении понятия «экологическая функция» необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ: Россия – это демократическое правовое и социальное государство с федеративным устройством.

Т.о., экологическая функция – это одно из основных направлений деятельности органов государства в сфере взаимодействия человека, общества и природы, целями которого является: 1) обеспечение реализации основных экологических прав и свобод человека и гражданина, а также 2) обеспечение сочетания экологических и экономических интересов общества.

С одной стороны – цель достаточно чётко определена, с другой стороны – достижение этих целей трудновыполнимо, т.к. сами интересы имеют диалектическое противоречие (например: экологический интерес – сохранить ресурсы, не трогать их, экономический интерес – воздействовать с целью изъятия ресурсов).

С одной стороны человек бессознательно использует ресурсы, с другой стороны – осознанно подходить к проблеме их сохранения.

Экологическая функция проявляется в определении правовых основ государственной политики в области охраны окружающей среды (часть 2 Преамбулы к ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Реализуется экологическая функция через различные виды деятельности органов государства (правотворческую, правоприменительную, правосудие).

Экологическая функция права

Речь идёт о праве в целом, а не об отдельных его отраслях.

Экологическая функция права – это направление воздействия права на общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы, целью которого является методами правового регулирования и правовой охраны обеспечить качество окружающей среды, благоприятное для жизни и здоровья человека и жизни других живых организмов.

Последствия: т.о., право опосредовано (через общественные отношения) влияет на взаимодействие человека, общества и природы (т.е. взаимодействие субъекта и объекта).

Данная функция реализуется (механизм) через разработку, принятие и применение правовых норм, регулирующих данные общественные отношения.

Степень реализации экономической функции у разных отраслей различна.

С учётом степени реализации экономической функции все отрасли делятся на две большие группы:

1) собственно экологическое право как специализированная комплексная отрасль права

2) все иные отрасли.

4. Право граждан на благоприятную окружающую среду, его организационно-правовое обеспечение

Уже в самом понятии много оценочных категорий.

Роль законодателя – установить критерии оценки, чтобы обеспечить единое понимание.

Данное право – это одно из основных естественных прав человека, признанное конституцией РФ в ст.42.

Данное право связано с правом на жизнь (поскольку жизнь возможна лишь в благоприятных условиях), является неотъемлемым личным правом, возникающим с момента рождения любого человека (независимо от его принадлежности к гражданству или отсутствия такового) и прекращающееся с момента смерти.

Т.о., субъектами данного права являются граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

Объектом данного права является благоприятная для жизни, здоровья и генетического фонда человека окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экосистем природных и природно-антропогенных объектов.

Качество окружающей среды – это такое состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

В экологическом законодательстве устанавливаются нормативы качества окружающей среды, при соблюдении которых и обеспечивается благоприятность данной среды (нормативы веществ, явлений и иных воздействий на среду).

Данные показатели (нормативы) учитываются с учётом обеспечения:

1) чистоты (незагрязнённости) окружающей среды

2) ресурсоёмкости, т.е. неистощимости природных ресурсов

3) обеспечения экологической устойчивости (неразрушаемости экологической системы)

4) обеспечения видового разнообразия и многообразия окружающей среды

Чем разнообразнее и больше видов, тем устойчивее биосфера

5) с учётом эстетической ценности (нравственных, культурных интересов общества)

Особенно это актуально в генной инженерии.

1) право требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды

2) право на полное возмещение вреда, причинённого здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением

иные права, перечисленные в ст.42 конституции, в сущности направлены на реализацию права на благоприятную окружающую среду.

Обратить внимание на положения ст.11 – 13 ФЗ «Об охране окружающей среды» - речь идёт о правах граждан и их объединений и корреспондирующих им обязанностях

гос. органов по охране окружающей среды.

Организационно-правовое обеспечение данного права (механизм):

Организационно-правовое обеспечение данного права связано с экологической функцией государства и права.

На основе последовательного осуществления системы научно-технических, экономических, организационных (в т.ч. управленческих), правовых, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды.

Речь идёт именно о системе мер. Если хотя бы одна из них выпадает, эффективность не достижима. Например, в РФ был ликвидирован природоохранный орган (его функции переданы Министерству природных ресурсов, которое обеспечивает природопользование).

К.ю.н. Жусупбекова М.К., магистр права Жулдыбаева А.Р.

Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата

Одной из самых актуальных проблем современного мира является экологическая проблема. Об экологических проблемах указывается в Концепции экологической безопасности РК, одобренной Указом Президента Рк 3 декабря 2003 года. В Концепции отмечается, что в стране сложилась неблагоприятная обстановка, а в ряде регионов и кризисная эколоическая обстановка. Это региональное техногенное опустынивание, деградация почв, истощение и загрязнение водных ресурсов , загрязнение атмосферы, обезлесение, необратимое сокращение биологического разнообразия и разрушение генетического фонда живой природы, активизация угрожающих жизни стихийных природных явлений и промышленных катастроф, накопление опасных и токсичных отходов . Нынешняя ситуация в стране такова, что ухудшение состояния окружающей среды грозит не только благополучию, но и самой жизни населения . Все это влияет и на здоровье населения.

Поэтому экологическая безопасность и охрана окружающей среды являются приоритетными направлениями национальной безопасности.

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности.

Рациональное природопользование - это система природопользования, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы, обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, полно и многократно используются отходы производства (т.е. организовано безотходное производство), что позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды.

В соответсвии с Экологическим кодексом Республики Казахстан охрана окружающей среды - это система государственных и общественных мер, направленных на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В широком смысле под охраной окружающей среды понимается совокупность компонентов природной среды, природных и антропогенных обьектов, то есть обьектов, возникших в результате деятельности людей.

Под природной средой (природой) понимается совокупность компонентов природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) и природно-антропогенных объектов (природных объектов, используемых людьми) .

Значит, под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти , органов местного самоуправления , общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц , направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и восстановление природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий.

Если по Экологическому кодексу РК экологической безопасностью признается состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду, то обеспечением экологической безопасности признается осуществление комплекса мер правового, организационного, экологического, экономического, материально-технического, воспитательного и иного характера, направленных на нейтрализацию угрозы жизненно важным интересам человека и природной среде от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Обеспечение экологического правопорядка является самостоятельным элементом экологической функции государства и обеспечения экологической безопасности. Обеспечение экологического правопорядка - это комплекс правовых, организационных, экономических, политических, социальных, культурно-воспитательных мер по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию экологических правонарушений , осуществляемых государственными органами и общественными организациями.

Экологический правопорядок - это состояние урегулированности как природоохранительных, так и природноресурсных общественных отношений правом. Он характеризуется реальным уровнем соблюдения законности , обеспечению и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями в области охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

В этой связи нужно сказать, что соблюдая все эти основные напрвления экологической функции государства можно добиться улучшения экологической обстановки государства. А для этого необходимо, чтобы каждый гражданин государства активно участвовал в разрешение экологических проблем страны. Например, нужно, чтобы люди по-больше объединялись в экологические общественные объединения и организации, которые могли бы быстро реагировать на экологические проблемы. Во-вторых, нужно чтобы люди проявляли активность в участии в подготовке, обсуждений и принятий решений в области экологии и следили за реализацией этих экологических программ. Для этого необходимо, чтобы у людей было высокое экологическое сознание и экологическая культура.

Помимо этого, нельзя забывать, что человек, обладая определенными правами несет и определенные обязанности. Например, обязанность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. Именно при бережном отношении к природе обеспечивается ее сохранность, а значит и благоприятные условия для жизнедеятельности человека и общества в целом.

Поэтому каждый человек должен осознавать ценность окружающей природной среды и тем самым не нанося вреда окружающей природной среде, создавать для себя благоприятные условия проживания и уметь защитить свои нарушенные экологические права .

Литература:

1. Указ Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года. Концепция экологической безопасности на 2004-2015 годы.

3. Бринчук М.М. Экологическое право России . – Москва, 2009.