Джахангир биография. Джодха и Акбар: история великой любви

Я буду любить тебя вечно...

Кхан Шахрух (исполнитель песни) женат на Гаури Чиббер, из индуистской семьи. По словам самого Кхана, хотя он продолжает оставаться мусульманином, он также ценит религию жены. От этого брака у пары сын Арьян и дочь Сухана, которые также следуют обоим вероисповеданиям

Как это часто случалось накануне воплощения многих великих душ, незадолго до рождения Акбара было зарегистрировано несколько знамений, свидетельствовавших о том, что на свет должна появиться исключительная личность. Многочисленные источники того времени единодушно утверждают, например, что его отцу, Хумаюну, привиделось во сне, будто всемогущий Господь вознамерился подарить ему сына, чьё величие будет отмечено на его челе. А одному из родственников приснилось, будто ему с неба в руки упала Луна и голос произнёс, что из межбровной точки на лбу матери Акбара во время зачатия будет исходить яркий луч света.

По сведениям Абула Фазла, придворного историка и ближайшего сподвижника царя, Акбар родился 15 октября 1542 года по юлианскому календарю, примерно в 1 час 42 минуты по полуночи, в местечке Умаркот в юго-восточной части современного Пакистана. Если юлианский календарь перевести в григорианский, то окажется, что Акбар родился в день, когда Солнце находилось в знаке Скорпиона под углом 0,47 º, что единодушно подтверждают и все западные астрологи того времени.

В своей знаменитой хронике «Акбарнаме», посвящённой царствованию Акбара, Абул Фазл приводит четыре гороскопа, составленных для царственной особы. Поскольку между астрологами не было единогласия по поводу того, какое из созвездий зодиака – Дева или Лев – находилось в асценденте, то Абул Фазл попросил известного астронома и астролога Амира Фатхуллу определить, какой из этих гороскопов наиболее правилен и точен. После тщательных расчётов тот установил, что асцендент на момент рождения составлял 28,36 º в созвездии Льва, каковой факт подтверждает и коррекция, сделанная на основе важнейших событий в жизни Акбара. Мы приводим здесь тот из четырёх гороскопов, который, по мнению Абула Фазла, является наиболее точным, а поскольку Акбар сам консультировал Амира Фатхуллу по поводу важнейших политических событий, то именно этот гороскоп и был выбран в качестве исходного для этого небольшого очерка.

Поскольку одной из основных задач, стоящих перед душой в ходе очередной инкарнации, является, согласно эзотерическому учению, достижение асцендента, то рождение с асцендентом в знаке Льва как нельзя лучше соответствует личности такого властелина и культурного реформатора, каким был Акбар. С незапамятных времён этот знак считался самым благоприятным для рождения человека, если тот выбирал путь служения человечеству в сфере политического руководства, образования, искусства и культуры.

Среди известных деятелей, рождённых с асцендентом во Льве, были такие выдающиеся личности, как Бисмарк, Голда Меир, Индира Ганди, Лев Троцкий, Гарибальди, лорд Монтгомери, Вильгельм Оранский, Мартин Лютер и другие.

Никогда не скатываясь до фанатизма, Акбар был подлинно религиозным человеком, всю жизнь стремившимся выявить и постичь сокровенную истину. Он был неизменно добр и внимателен к простым людям, охотно выслушивал их мнения, мысли и жалобы, что делало его необычайно популярным у представителей низшего сословия, в том числе и среди индусов, с которыми до его правления обращались как с людьми второго сорта.

Акбар почитал женщин и очень любил свою мать, которой на протяжении всей жизни выказывал глубокое уважение, хотя и не позволял вмешиваться в свои дела.

Живой, подвижный, обаятельный, наделённый чувством юмора, верный в дружбе, он, тем не менее, в иные моменты впадал в бешеную ярость, непомерно жестоко наказывая подданных, особенно высших сановников и царедворцев, злоупотреблявших своей властью и положением.

Как дипломата, судию, законодателя и администратора его отличала большая мудрость. Акбар часто прощал мятежных вассалов и это в большинстве случаев шло ему же на пользу, ибо превращало тех в верных слуг своего господина. Так, например, несмотря на то, что его кровный брат, Мирза Хаким, а позднее и его собственный сын подняли против него мятеж, он милосердно их простил и даже вернул принадлежавшие им земли.

Это, бесспорно, указывает на то, что Акбар – личность, характеризуемая вторым лучом, поскольку идеальное сочетание второго и первого лучей отличает, помимо всего прочего, талант мудрого правителя.

И по сей день он остается одним из самых почитаемых людей в Индии. Правитель не умел ни писать, ни читать, но его тяга к знаниям была просто невероятной. Его огромную библиотеку в десятки тысяч томов возили за ним даже во время военных походов. По вечерам ученые мужи читали ему вслух разнообразные научные сочинения, и всю информацию Акбар Великий впитывал как губка. Он обладал исключительной памятью и эрудицией, а также тонким чутьем политического деятеля. Он даже создал собственную религию - дин-и илахи - «божественную веру», представляющую собой смесь догматов и обрядов ислама, индуизма, зороастризма и джайнизма.

За время правления Акбара были построены многочисленные величественные здания, в Фатехпур-Сикри, где он основал свою столицу, красный форт в Агре, форт и дворец в Аллахабаде и многие другие, в архитектуре которых, удивительным образом сочетались индуистские и мусульманские стили. Свой мавзолей Акбар начал строить сам в соответствие со своей эклектической философией, в его убранстве он также смешал исламские, индусские, буддийские, джайнские и христианские мотивы, придерживаясь характерного для Моголов правила идеальной симметрии. Недалеко от мавзолея стоит каменная скульптура боевого коня Акбара, а чуть дальше находится гробница его жены-христианки Мирьям Замани, матери Джахангира следующего (после Акбара) правителя династии Великих Моголов.

У Акбара Великого было три жены: христианка, мусульманка и индуистка. А, кроме того, гарем, число обитательниц которого по некоторым данным достигало нескольких тысяч красавиц!

В 1562 году Акбар взял себе в жены индийскую царевну Джодх-бай, которой, вопреки общепринятому обычаю, разрешил сохранить свое вероисповедание – индуизм, и которая стала для владыки не только любимой женой, но и другом и единомышленницей, а политический союз перерос в союз двух любящих сердец на всю жизнь.

В молодости Акбар часто сетовал по поводу того, что у него до сих пор нет сыновей. По этому случаю он посетил некоего суфийского мудреца и пророка, жившего в маленьком городке Шикри, и тот предсказал ему, что его желание иметь наследника скоро осуществится. Предсказание сбылось и 30 августа 1569 года первая жена Акбара родила ему мальчика, названного именем святого – Салим, впоследствии царя Джаганира.

Селим рос романтичным и скромным юношей. Он увлекался поэзией и литературой, всё время проводил в императорской библиотеке, читая книги, которых в книгохранилище Акбара насчитывалось более двадцати тысяч.

Когда же наследнику исполнилось тринадцать лет, он, прогуливаясь однажды по дворцовому саду, увидел девушку, в которую сразу же влюбился. Она была юна, скромна и так прекрасна, что молодой наследник захотел узнать её имя и познакомиться поближе. Красавицу звали Мехрунисой, и была она дочерью одного из служителей императорского дворца, старого перса Мирза Бека, который так боготворил дочь, что постарался привить ей любовь к музыке, искусству и поэзии. В науках Мехруниса разбиралась не хуже, чем девушки из самых богатых и знатных семей. Селим был так очарован, что сразу же направился к отцу и, раскрыв ему свои чувства, попросил разрешения на брак с возлюбленной.

Император не только воспротивился столь неравному союзу сына, но и решил избавиться от неугодной девушки, насильно выдав её замуж за одного из своих приближённых, и выслал супругов в другой город. Перед отъездом Селим поклялся девушке любить её вечно, а та проливала горькие слёзы и обещала не забывать того, кого так страстно любила в своём сердце.

Селим стал императором Джахангиром, что в переводе означало «Завоеватель мира». Он ещё некоторое время продолжал политику, начатую отцом, оставаясь терпимым к различным верованиям и религиям. В жёны он так же, как и Акбар, брал индусок, одна из которых родила правителю сына Хуррама, который много лет спустя поднял бунт и учинил заговор против отца. Окружив себя красавицами жёнами, падишах оставался несчастен. Его сердце, когда-то так страстно полюбившее юную Мехрунису, разрывалось от любви к ней. Он мечтал когда-нибудь увидеть возлюбленную, и его мечта, наконец, сбылась.

Однажды верные слуги донесли до юного повелителя, что Мехруниса стала вдовой. Император пожелал увидеть молодую женщину и распорядился вернуть её в императорский дворец. За годы разлуки она стала ещё красивее и была так же мила Джахангиру. Спустя несколько месяцев она стала женой императора, приняв новое имя Нур Джахан. Однако правитель моголов называл её Мирзой Гийяз Бег, что означало «Светоч мира».

Недалеко от Лахора влюблённый Джахангир построил для возлюбленной великолепный дворец, чтобы не расставаться с нею надолго, когда он отправлялся на охоту. Дворец в фатихпурской крепости стал излюбленным местом супружеской четы, где те проводили много времени. Вскоре этот дворец стал летней резиденцией императора, вокруг него были посажены зеленеющие сады и разбиты благоухающие круглый год великолепные цветники. А сад Шалимар Багх, названный садом любви, был возведён в 1619 году в честь любимой супруги императора, Нур Джахан.

Джахангир был счастлив. Он сочинял стихи и оды в честь любимой, писал книгу своих воспоминаний, увлекался музыкой и поэзией, окружал себя красивыми вещами и был слишком романтичен, чтобы серьёзно управлять государством. Однако красавица Нур Джахан делала это с лёгкостью и удовольствием, а вскоре стала первой дамой государства, получив от императора титул «Падишах Бегум». В 1622 году, когда супруг и вовсе отдалился от государственных дел, увлёкшись вином и опиумом, власть его жены стала безграничной. Такое положение дел вовсе не устраивало официального наследника Джахангира, его первенца Хуррама, и тот, организовав заговор против отца, посадил его в тюрьму и стал единоличным правителем Империи Моголов.

Джахангир сбежал из тюрьмы, а спустя некоторое время умер. Это произошло в 1627 году, а преданная возлюбленному Нур Джахан возвела прекраснейший мавзолей, в честь любви и верности своему супругу. Недалеко от его гробницы, в небольшом мавзолее, спит вечным сном и его супруга - персидская красавица Нур Джахан.

И Джахангир и Нур Джахан были приверженцами изящного и сложного артистического стиля Магхал. Одним из примеров этого стиля стал впоследствии Тадж Магхал. Императору принадлежала замечательная коллекция изящных миниатюрных картин, и вместе с Нур он построил красивые сады, особенно в летней резиденции двора в Кашмире. Некоторые сады Нур использовала для официальных функций; другие были открыты для населения. Архитектура, также была важной частью императорской деятельности; некоторые из мечетей, караван-сараев и мавзолеев Нур, которые построил Джахан, мы можем видеть и сегодня.

Борьба между сыновьями Джахангира за власть, медленно уменьшала ее власть. Окончательным победителем стал третий сын Джагангира, Шах Джахан, который позже и построил прекрасный Тадж Махгал для своей любимой жены, Мумтаз Махал. К этому времени влияние Нур было уже очень слабо. Последние годы своей жизни она провела в изгнании в Лахоре. Здесь она проводила время очень тихо, живя с дочерью до собственной смерти в 1645 году. Ее могила находится в Лахоре рядом с Джахангиром.

Третий сын Джагангира, Шах Джахан После смерти жены, обезумевший от горя император повелел воздвигнуть мавзолей – дворец для умершей любви. На протяженности 21 года почти двадцать тысяч человек трудились над возведением. Воплощенное в мраморе признание в любви императора расположилось на целостной плите из белого мрамора, площадь 28 кв. метров. Наружная мраморная отделка восхитительна. За 4 столетия мрамор и врезанные в виде рисунков полудрагоценные камни, абсолютно не утеряли свой вид. Шах-Джахан не проникся признательностью умельцам – по слухам, следом за окончанием сооружения, император повелел казнить главного зодчего, а всем строителям – отрубить по локоть руки, для того чтобы ничего аналогичного они больше не создали. Посреди зала за мраморной оградой стоят два гроба. Когда умер Шах-Джахана в 1666 году, его захоронили рядом с любимой. Останков, ну, разумеется, здесь нет, они под мавзолеем. Тадж-Махал в разное время суток выглядит совершенно по-разному. Фантастический эффект достигается благодаря местоположению окон, изящной отделки стен, симметричности и легкости построек. Тадж-Махал созидался по типу рая и судился исключительно для любви его жизни. И навряд ли Шах-Джахан мог подумать, что когда-то множество людей будет толпиться у гробницы его любимой Мумтаз…

по материалам:

http://www.ethics.narod.ru

http://www.loveorigami.info

Мать Мариам уз-Замани [d]

Ранняя биография

Войны с раджпутами

Ещё до начала мятежа Султан Хусрау-мирзы падишах Джахангир начал военные действия против раджи Мевара Амар Сингха, от продолжения которых Джахангира отвлекло восстание сына. С Амар Сингхом был заключён мир, однако в 1608 году Джахангир вновь начал войну с Меваром , которая вновь закончилась ничем.

Параллельно могольская армия Джахангира с переменным успехом действовала в Деккане , где фактический правитель Ахмаднагарского султаната Малик Амбар создал внушительную антимогольскую коалицию совместно с Биджапурским и Голкондским султанатами . В 1620 году могольские войска захватили и разрушили столицу Ахмаднагарского султаната Харки . Малик Амбар вынужден был уступить падишаху Джахангиру всю захваченную моголами территорию султаната и согласился на единовременную уплату дани (назрана).

Войны в Декане, потребовавшие концентрации войск, ослабили западные (афганские) границы империи. В 1621 году Кандагар , который в течение многих лет был объектом посягательств империи Сефевидов , был захвачен иранскими войсками.

Последние годы правления

Последние годы царствования Джахангира ознаменованы частыми восстаниями сыновей и полководцев падишаха. При дворе Джахангира, к тому времени, по мнению некоторых исследователей , уже превратившегося в слабовольного пьяницу и наркомана, господствовала группировка во главе с главной и любимой женой падишаха Hyp-Джахан («Светоч мира») и её отцом великим визирем Мирзой Гияс ад-дином Мухаммад-ханом, имевшим мансаб Итимад ад-Даула («Опора государства»).

Желая свести на нет влияние на падишаха придворной раджпутской группировки Махабат-хана, Hyp-Джахан в 1625 году добилась того, чтобы Махабат-хан был назначен в Бенгальскую субу , а также отчитался о своих доходах. Возмущённый Махабат-хан поднял мятеж, неожиданно напал во главе верных ему раджпутских войск на лагерь падишаха на берегу р. Джелам и захватил Джахангира в плен. Однако вскоре мусульманская часть войск Махабат-хана подняла мятеж и истребила раджпутскую часть его армии, сам Махабат-хан в 1626 году бежал к шахзаде Шах Джахан Бахадуру , который поднял мятеж против отца в Деккане .

Получивший свободу падишах Джахангир умер 8 ноября 1627 года .

Личные качества и пристрастия

В исторической литературе сложилась тенденция приписывать Джахангиру образ безвольного пьяницы и опиумного наркомана, беспутного гуляки и неудержимого любителя женщин, мало интересовавшегося чем либо, кроме всевозможных удовольствий . Приходится признать, что Джахангир был наиболее склонным к алкоголизму из всех могольских падишахов .

Однако, кроме прочего, падишах Джахангир известен как тонкий ценитель искусства, обладавший незаурядным литературным талантом и покровительствовавший развитию изобразительного искусства при своём дворе. Благодаря усилиям падишаха придворные художники достигли невиданных ранее высот , в результате чего, в частности, до нас дошло множество разнообразных прижизненных портретов самого Джахангира.

Сохранившийся дневник Джахангира («Джахангир-наме») своим непосредственным и живым стилем изложения ничуть не уступает всемирно известному Бабур-наме его предка падишаха Бабура . Кроме того, содержание дневника свидетельствует о широте интересов и взглядов самого Джахангира, относящихся к самым разным областям научных знаний (от особенностей размножения журавлей и производства сплавов с добавлением метеоритного железа до изучения происхождения географических названий и применения битума в лечении переломов). Естественнонаучные размышления Джахангира, изложенные в его дневнике, ярко свидетельствуют о его страстном желании исследовать, проанализировать и познать саму суть окружавших его явлений и вещей . Некоторые объекты, которые падишах описывал в своём дневнике, он приказывал нарисовать своим придворным художникам.

Характеру Джахангира, как и характеру любого средневекового деспота, были присущи садистские черты. Некоторые исследователи даже говорят о его маниакальной и изобретательной жестокости, о чём свидетельствует ряд исторических фактов. К примеру, взятого в плен мятежного сына Джахангира Хосрова-мирзу по приказу падишаха усадили на слона и водили по улице, уставленной колами, на которых медленно и мучительно умирали его сторонники. Джахангир часто бывал абсолютно непредсказуемым и чудовищно жестоким под влиянием алкоголя. Однажды вечером, например, во время застолья он повелел придворным пить вместе с ним, однако наутро падишах забыл о своём приказании и в ярости велел жестоко наказать наименее влиятельных из своих сотрапезников за то, что они позволили себе пить с падишахом.

Эмоциональные перепады характера падишаха имели и положительные проявления. Чаще всего Джахангир был мягок и любезен, особенно во взаимоотношениях с иностранными представителями, а иногда и чрезвычайно сентиментальным, о чём свидетельствует дневник падишаха. К примеру, до наших дней сохранился внушительных размеров водоём для водопоя животных, сооружённый в Шейхупуре по приказу Джахангира в память о его умершем любимом олене.

Средневековая Индия, империя Великих Моголов, правление императора Акбара

Марина Баканова

О любви Шах Джахана и Мумтаз Махал, в честь которой был построен Тадж Махал в Агре (Индия — прим. ред.) , знают, наверно, все. Однако, этой истории любви предшествовала другая, не менее яркая и красивая, однако - не известная большинству неспециалистов.

Средневековая Индия, империя Великих Моголов, правление императора Акбара...

Страну бросает из крайности в крайность. Великий завоеватель и деспот на исходе своих дней становится философом и мыслителем, зачинателем индостанского ренессанса.

Его преемником становится его третий сын Салим - Султан Салим Бахадур, впоследствии взошедший на трон под именем Абуль-Фатх Нур ад-дин Мухаммад Джахангир. Это был первый правитель с наполовину индийскими корнями - его матерью была индийская принцесса (Раджкумари Хира Кунвари Сахиба (Харша Бай)) , выданная замуж за императора Акбара, принявшая ислам и новое имя: Вали Нимат Хамида Бану Марьям уз-Замани бегам сахиба.

Он был крайне противоречивой личностью как по мнению современников, так и современных ученых. Многие говорят о его пристрастии к алкоголю и опиуму, другие опровергают эти факты и считают его тонкочувствующим поэтом.

На заре своей жизни юный принц Салим встречает Мехр ан-Нису - это была та любовь, которой было суждено гореть всю жизнь.

Мехр ан-Ниса (впоследствии Нур Джахан) родилась в городе Кандагар (современный Афганистан) в семье старинных персидских аристократов из рода Тимуридов. Однако, их семья была изгнана с родины и вынуждена искать прибежища в соседней Индии. Во время переезда они потеряли все свое имущество и едва не лишились жизни. Именно в это время - в Кандагаре на полпути из Персии в Индию и родилась Нур Джахан. Семья была на грани полного голода и не имела какого-либо сносного жилища. Однако, они не остановились на полпути. Стоит отметить, что семье помог караванщик Малик Масуд, который не только взял их с собой, но и помог затем отцу Мехр ан-Нисы устроиться на службу к императору Акбару.

Ее родители сочли, что наступил переломный момент в их судьбе, поэтому новорожденной дочери и дали имя Мехр ан-Ниса, что означает «солнце среди женщин».

Ее отцу Мирзе Гийяс Бегу (Mirza Ghiyas Beg) действительно удалось устроиться очень хорошо. Он был назначен казначеем в провинции Кабул и очень быстро поднимался по служебной лестнице. Через некоторое время его семья переезжает уже в Дели и он удостаивается от императора почетного прозвища «Итимад уд-Даула» («столп государства»).

Благодаря этому Мехр ун-Ниса получила отличнейшее образование. Она знала в совершенстве арабский и персидский языки, отлично разбиралась в искусстве и литературе, музыке и танцах.

Известный поэт и прозаик того времени Видья Дхар Махаджан отзывался о ней, как о хранительнице истинной интеллигентности, умеренности и здравого смысла.

Стоит отметить, что несмотря на то, что для девушек на освоеннии всего вышеперечисленного образование в общем-то и заканчивалось. Но Мехр ун-Ниса получила знания и в традиционно «мужских» областях - политике, экономике, управлении государством. Как именно это произошло - не известно, о наеме дополнительных учителей для нее история умалчивает. Хотя вполне возможно, что ее отец счел возможным допустить ее на занятия вместе с братьями.

Это аукнется позднее - став императрицей она фактически правила вместо своего супруга Джахангира несколько лет, став его официальной соправительницей, своего рода Роксоланой Индостана.

В 1594г в возрасте 17 лет ее внезапно выдают замуж и в общем-то за не самую лучшую партию.

Легенда предписывает столь скоропалительную свадьбу личной заинтересованностью императора Акбара. Впрочем - достоверных подтверждений той легенде до сих пор не найдено и многие сомневаются в том, было ли все это на самом деле.

Мехр-ан-Ниса, как дочь императорского министра естественно жила при дворце и имела доступ в дворцовые парки. Где-то на тенистых аллеях ей повезло однажды встретиться с принцем Салимом. Красота персиянки поразила его в самое сердце. Но не только. Их соединило не только внешнее чувство. Они оба оказались поклонниками искусства и поэзии. Принц писал стихи и отправлял их с цветами своей юной возлюбленной. Однако, судьба в то время не благоволила к ним.

Стареющий император Акбар имел на женитьбу сына свои собственные планы. Долгожданный наследник не имел в его представлении прав на любовь, а тем более на брак, с пусть и родовитой, но абсолютно политически невыгодной персиянкой. Император браком сына решает все более и более укреплять свою империю. Хотя к тому времени Салим уже был несколько раз женат и имел еще большее количество наложниц. Политические браки не приносили ему семейного счастья.

Влюбленные уже готовы бежать - но побег пресекается. Чтобы не было более поводов для необдуманных реакций сына, Мехр ан-Ниса срочно выдается замуж за Шер Афгана. Он был по происхождению также перс, добившийся милости императора отличной службой в армии, типичным армейским офицером. Женитьба на Мехр ан-Нисе была представлена как награда для него за верную службу.

Однако - у всей этой истории есть и подтекст. У пары была только одна дочь на протяжении всего времени брака. Отцовство Шер Афгана по отношению к ней нередко подвергалось сомнению, подразумевая, что возможно ее отцом был принц. Разговоры не утихли даже тогда, когда Ладли Бегам была выдана замуж за младшего сына Джахангира Шахрияра, от брака с которым имела дочь Арзани Бегам.

Мехр ан-Ниса со своим мужем немедленно отправляется в дальний гарнизон. Вернуться она смогла только после смерти императора Акбара.

Легенда утверждает, что покушение, предпринятое Салимом в 1602г было местью тому, за погубленную любовь. Принц тоже знал, что его любовь не может осуществиться пока отец жив.

И вот, падишах умирает и новым падишахом становится Салим (принявший имя Джахангир). Практически одновременно с этим муж Мехр ан-Нисы погибает при таинственных обстоятельствах и она вместе с дочерью возвращается во дворец.

Однако, несмотря на возвращение, она целых четыре года живет в качестве фрейлины у старшей женщины гарема - первой жены императора Акбака персиянки Рукайи Султан Бегам. Это обеспечивало ей защиту самой влиятельной женщины того времени и не давало поводов для слухов. Здесь же заново влюбленные могли встречаться не опасаясь ненужных свидетелей.

Официально же их первая встреча произошла только спустя четыре года, на праздник Навруз вдовствующая императрица со своей свитой (куда входила и Мехр ан-Ниса) устраивала пышный прием и император должен был его обязательно посетить. Как говорит молва - Джахангир встретился глазами с Мехр ан-Ниса и более не мог от них оторваться.

Они поженились менее чем через два месяца. Пышная свадьба, несмотря на то, что замуж выходила 34-х летняя вдова. Через 17 лет после их первой встречи. Мехр ан-Ниса становится двадцатой и самой последней женой Джахангира. После нее у него более не было ни жен, ни наложниц.

Император был счастлив. Его давняя любовь расцвела пышным цветом. Мехр ан-Ниса получила новое имя «Нур Джахан» («свет мира») или «Нур Махал» («свет дворца»). Бесконечная любовь Джахангира поставила его жену на одну ступень с его самыми преданными министрами и фактически он сделал ее своей соправительницей. Даже более того, клевреты тех времен утверждали, что последние годы своей жизни Джахангир и не правил вовсе, а все приказы шли из-за парды (буквально - женское покрывало, которое охраняет ее от посторонних взглядов), намекая на то, что правила на самом деле Нур Джахан и ее брат, которого она возвела в ранг визиря.

Любимая жена, которая удостоилась чести сидеть вместе с мужем на троне при приеме делегаций, в том числе и иностранных. Она имела право (и активно пользовалась им) издавать приказы и управлять собственными землями. Она же проводила совещания кабинета министров.

Она активно устраивает жизнь своей семьи и свою опору на будущее. Выдает дочь Ладли Бегам за младшего сына Джахангира Шахрияра. В будущем она будет способствовать ему в получении власти в обход старшего принца Хуррама (будущего императора Шах Джахана). Но и последний оказался с ней связанным. Именно она уговорила Джахангира женить Хуррама на своей племяннице Аржуманд Бану Бегам (будущей самой любимой его жене Мумтаз Махал, в честь которой собственно и будет построен Тадж Махал).

Она стала единственной императрицей Индостана, с именем которой чеканились монеты.

Нур Джахан явилась гениальнейшим архитектором и парковым дизайнером, разработавшим королевский парк Ачабал Сад (Achabal Garden ) в Кашмире. Это был поистине шедевр паркового искусства периода Империи Великих Моголов. Самыми знаменитыми достопримечательностями этого парка являются чистейшие родники и каскады водопадов.

Смерть Джахангира положила конец ее счастливой жизни и многим амбициозным планам. 16 лет любви окончились. Однако, как показало будущее, свою любовь к мужу она сохранила вплоть до своей смерти.

Несмотря на то, что Шах Джахан явно недолюбливал вдовствующую императрицу, которая к тому же и пыталась лишить его престола поддерживая своего затя, он сохранил к ней чувство глубокого уважения. Он удалил ее из Дели, дабы избежать ненужных интриг и заговоров. Но позволил поселиться в Лахоре, втором городе империи на тот момент. Вместе с ней переехала на постоянное местожительсво и ее дочь, овдовевшая к тому времени.

Этот период жизни Нур Джахан посвящает воспоминаниям. Пишет множество стихов и поэм под псевдонимом Макхфи. Из своих личных средств она организует постройку мавзолея Итимат уд-Даула в честь своего отца в Агре. Строит и свой мавзолей, Шахдара Баг в Лахоре, где найдет свой последний приют и она сама. Мавзолей располагается недалеко от гробница Джахангира, и по соседству с ним приютился и мавзолей ее брата Асаф Хана. На своей гробнице она наказала высечь эпитафию «На могиле этого бедного незнакомца не будет ни цветка розы, ни лампады. Не обожжет свое крыло бабочка и не споет свою песню соловей».

Во времена османского владычества, армяне массово эмигрировали с исторической родины в Индию. Семья предков Мариам-уз-Замани не стала исключением. В этой статье речь пойдет о правительнице империи Великих Моголов, Мариам-уз-Замани, происходившей из армянского княжеского рода.

Мариам-уз-Замани Бегум Сахиба родилась 1 октября 1542 года в княжеской семье государства Раджи Амбер , располагавшегося недалеко от Джайпура (средневековая Индия). Девушка носила титул принцессы Раджпутской и по словам историков, имела множество имен, которые запомнились в истории, как Хира Кунвари, Джодха Бай или Джодбай .

«Принцесса Раджпутская, или как ее называли в девичестве - Хира Кунвари, происходила из знатного армянского рода. Это подтверждают многие свидетельства, оставленные нам индийскими армянами, переселившимися в Индию в 16-17 веках», - рассказывает профессор и историк университета Махадх , Маниш Синха.

Выйдя замуж за императора Джалуддина Мухаммада Акбара, принцесса обрела известность. Акбар Великий, как его еще называли, был третьим падишахом Великих Моголов , прямым потомком Тамерлана и внуком Бабура, основателя династии. Во время его правления был введен запрет на браки между детьми и упразднен обычай «сати» (сожжение вдов вместе с умершими мужьями) . В первые годы своего правления он проявлял нетерпимость по отношению к индуизму и другим религиям. Однако впоследствии он стал более терпимым, упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий. Падишах призвал индусов к единству и ввел в ислам обычаи из других религий, разрешив строить индуистские храмы, церкви и синагоги. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культура и искусство Индии.

Свадьба Мариам и Акбара состоялась в Самбхаре, в 1562 году. Для Акбара Мариам была третьей по счету женой (на самом деле у него их было больше 200). Но из-за своей утонченности, храбрости и мудрости, она взяла первенство у всех остальных. Из истории известно, что Акбар искренне любил только одну - строптивую принцессу Раджпутскую.

При дворе Мариам была самой влиятельной женщиной, она имела право издавать свои собственные указы по некоторым вопросам, вела активную торговлю с другими странами, использовала свое влияние и богатство для сооружения колодцев и каналов по всей стране. По ее повелению также было разбито множество прекрасных садов.

«Хира Кунвари, как любимая жена, обладала особенным характером. К тому же она была чрезмерно хитра, подарив императору наследника Джахангира, что еще больше закрепило ее положение на престоле» , - рассказывает Синха.

Среди его жен, одна - Ругайя Бегум, была женщиной преклонных лет, другая - Салима Султан, была бездетна, а от других - дети умирали еще в младенчестве. В честь наследника и любимой жены Акбар воздвигнул мечеть в Лахоре, в современном Пакистане. Положение принцессы еще больше возросло и она стала носить имя «Мариам-уз-Замани» , что означало «правительница века» .

Так во времена правления императора Акбара и правительницы Мариам-уз-Замани Бегум, Империя Моголов достигла своего «золотого века».

«Правительница моголов всю жизнь помогала императору Акбару править. По религии Мариам-уз-Замани исповедовала буддизм. И до конца своих дней была предана своей вере» , - говорит Синха.

В 1605 году после долгой болезни умер Акбар, а спустя семнадцать лет (1622 г.), умерла и Мариам. По буддисткой традиции ушедших должны были кремировать, но правительницу после смерти похоронили согласно преданиям ислама. Она похоронена в дворцовой усыпальнице из красного песчаника, построенного Акбаром еще при жизни. Дворец находится в нескольких километрах от Агры, недалеко от Фатезпури Сикри. Сейчас этот дворец является жемчужиной Индии, на который съезжаются посмотреть туристы со всего мира.

История Мариам и Акбара экранизирована в фильме «Джодха-Акбар» , где главные роли исполнили Ритик Рошан и Айшварья Рай Баччан. Сценарий фильма сильно отличается от исторических фактов и это вызвало недовольство среди критиков киноиндустрии Болливуда. Но по мнению режиссера и сценаристов фильма, измененный сценарий не отразился на восторг и интерес публики.

В декабре 1963 года у Рошана Хана из г. Карачи, что в Пакистане, родился сын. Вопреки малому весу и хрупкому здоровью ребенка отец назвал его Джахангир, что на языке урду означает «Победитель». Никто и представить не мог, что этот слабый малыш в будущем станет лучшим игроком в сквош во всем мире. Его взлет был поистине фантастическим. Без всякого сомнения, он был гением, звездой, феноменом, настоящим виртуозом и легендой спорта. Джахангир не только возглавил список лучших сквошистов мира, но и вывел этот вид спорта на качественно новый уровень. Он был одним из самых быстрых и физически выносливых спортсменов и символом атлетического совершенства. Неудержимая страсть к игре и несгибаемая воля к победе, даже после жестоких поражений, – его отличительные черты. Его мастерство не знает себе равных, и поэтому он был провозглашен «Спортсменом тысячелетия». Его рекорд в 555 беспроигрышных матчей, который длился на протяжении пяти лет, до сих пор не побит ни одним игроком.

Семейная традиция

Игра в сквош была нашей семейной традицией. Еще в раннем детстве меня вдохновляла игра моих родных, особенно отца, который являлся обладателем титула British Open 1957 года, и я страстно загорелся желанием тоже стать чемпионом. К несчастью, я родился с грыжей, из-за которой я не мог даже нормально разговаривать и слышать, и физически был очень слабым ребенком. Мне сказали, что с таким здоровьем я должен навсегда забыть о мечте стать мировым чемпионом. Серьезно, я был самым младшим, худым и больным в моей семье! Ни врачи, ни мой отец не верили, что у меня есть хоть малейший шанс стать хорошим игроком в сквош, - говорит Джахангир Хан в своей книге «Выигрывая в сквош».

Джахангир страстно мечтал принять участие в семейном спорте с раннего детства. Но так как сквош - это довольно жесткая игра, требующая огромного количества энергии и отдачи, врач строго запретил мальчику даже пытаться, уверяя его, что наличие грыжи несовместимо со спортом и это может привести не только к физическим травмам, но и к смерти. Однако маленький Хан твердо помнил, что все мужчины его семьи, включая его деда, отца, дядю и других, играли в сквош. И, несмотря на риск для своего здоровья и даже жизни, начал сам тайно тренироваться с ракеткой и мячом. Он прятался в гараже и страстно отдавался своему любимому виду спорта, пока отец был на работе. Однажды старший брат Торсам застал его за тренировкой, и Джахангир взмолился, чтобы брат не выдавал его отцу, но вместо этого попросил у отца позволения играть с Торсамом вместе. Отец разрешил Джахангиру лишь сопровождать брата и смотреть, как тот тренируется со своим другом. Разумеется, в первый же день братья нарушили это правило и играли вместе. Джахангиру на тот момент было 10 лет.

Я перенес две хирургические операции на грыжу в возрасте 5-ти и 12-ти лет, но даже это не остановило меня. Я рискнул всем, чтобы использовать свой шанс, и ни разу в жизни не пожалел об этом, - признается Джахангир в книге «Выигрывая в сквош».

После того как будущая легенда сквоша перенес обе операции успешно, его отец дал ему свое позволение активно участвовать в их семейной традиции. Так и начался тернистый путь Джахангира к своей мечте. Его пример - пример человека, который, обладая плохим физическим здоровьем и неутешительным медицинским диагнозом, не сломался в достижении своей цели и смог стать всемирно известным игроком в сквош, - источник настоящего вдохновения для каждого - независимо от обстоятельств, имеющихся в начале пути, не сдаваться, верить в себя и побеждать.

Я уверен, что моя история может подарить надежду миллионам людей во всем мире. Людям, в которых никто не верил, ибо они были больны, слабы, одиноки или морально сломлены. В определенные моменты жизни я пережил все эти состояния, - рассказывает Джахангир в своей книге.

Джахангир неоднократно признавался в том, что семья стала для него источником вдохновения. Он всегда относился с большим уважением и благодарностью к своим родителям, и вот что он сказал во время одного из своих интервью:

Говорят, что за каждым грандиозным успехом мужчины стоит женщина. Так вот, я могу сказать, что всем, чего я достиг в своей жизни, я всецело обязан своей матери. Она всегда молилась за меня и поддерживала меня. Она верила в меня даже в самом начале моей карьеры, когда никто не думал, что из такого физически слабого ребенка, каким был я, может получится мировой чемпион. Именно благодаря ей вы видите перед собой того, кем я стал.

Секрет его побед

Каким же образом Джахангир смог достичь таких ошеломляющих результатов? В чем секрет его 6-кратной победы в World Open , 10-кратной победы в British Open , победы на World Open Squash Championship и World Amateur Squash Championship , где в возрасте 15-ти лет он стал самым юным победителем в истории турнира? В чем тайна его фантастической способности не проиграть ни одного матча с 1981 по 1986 год, одержав 555 побед в играх и получив, наконец, титул «Спортсмена тысячелетия»?

Честно говоря, когда только начал профессионально тренироваться, я даже не надеялся, что я смогу завоевать все эти награды, - признается Джахангир Хан в одном из своих интервью. - Даже несмотря на то огромное количество поистине фанатичных усилий и упорной работы, что я вложил в свои тренировки, я не думал, что это принесет мне такой успех. Но у меня были горячая вера и решимость, эта поистине мощная, внутренняя сила, которая незримо вела меня через все неудачи и преграды. Когда я был на грани отчаяния и хотел все бросить, я словно чувствовал, что нечто сильнее меня просыпается внутри моего существа и тихо шепчет в ухо: «Не сдавайся». В начале своей профессиональной карьеры я надеялся, что хотя бы не опозорю честь семьи и смогу одержать одну или две победы в British Open, но я никогда не мечтал о тех победах, которыми впоследствии щедро одарила меня жизнь. Однако мой брат Торсам, который также являлся моим тренером, твердо верил и хотел видеть меня мировым чемпионом и игроком в сквош №1. После его трагической внезапной смерти от сердечного приступа во время турнира в Австралии я поклялся себе, что я сделаю все, чтобы его мечта сбылась. Более того, могу сказать, что именно это стало главной причиной и направляющей силой каждой моей новой победы. Я твердо уверен, что, имея веру в себя и решимость, каждый из нас может достигнуть своей мечты. Нет ничего невозможного.

Шаги на пути к успеху

Несмотря на свое слабое здоровье в детстве, к 17-ти годам Джахангир Хан отличался потрясающей спортивной подготовкой, которую его тренер и по совместительству кузен Рехмат Хан помог ему развить с помощью специальных интенсивных тренировок и особого режима.

Так, в 17 лет он обыграл в финале World Open легендарного австралийского игрока Джефа Ханта, став самым молодым победителем турнира.

Упорная работа, строгая дисциплина, целеустремленность и амбициозность - вот что держало меня на плаву. Чтобы быть лучшим, я был просто обязан тренироваться эффективнее своих соперников! Я тренировался по 8 часов в день 6 дней в неделю, - рассказывает Джахангир Хан о причинах своего выдающегося успеха в книге «Выигрывая в сквош».

Весь мир любителей сквоша был потрясен тем, как игрок из Новой Зеландии Росс Норман победил Джахангира Хана в Squash World Open Final 1986 года. Проигравший Хан даже не смог скрыть своего потрясения. На тот момент Росс Норман был ракеткой №2 в мировом сквоше и до своей феноменальной победы проиграл Джахангиру около 30 раз, включая финал World Open 1985 года и British Open 1986 года.

Вот как Джахангир Хан рассуждает в своей книге о проигрыше Норману:

Как всем известно, я оставался абсолютным чемпионом в течение пяти лет и выиграл более 500 матчей без единого поражения, что является мировым рекордом. Но вот наступил день, когда мне суждено было проиграть. Что же, как победа, так и поражение являются неотъемлемой частью игры. Каждый игрок знает, что где есть победа, там рано или поздно найдется место и поражению. Если игрок думает, что, оседлав волну удачи, он больше никогда в жизни не проиграет, то он явно живет в мире, далеком от реальности. Поражение - это всегда великий урок для игрока и проверка его силы воли, способности не сдаваться. До проигрыша Россу Норману в финале я, как и каждый раз перед новой игрой, был готов философски отнестись к возможному поражению, и вот оно случилось. Я осознаю, что в этот раз Норман играл лучше, чем я. И он заслужил эту победу.

Тем не менее, даже после этого прогремевшего на весь мир поражения, следующие 9 месяцев Джахангир не проиграл ни одного матча, включая победу над Россом Норманом в следующем совместном поединке.

В 1986 году Джахангир Хан наконец-то встретил достойного соперника. Им оказался его соотечественник Джаншер Хан. Джахангир победил в первых трех матчах против Джаншера, но потом проиграл ему в сентябре 1987. Затем Джаншер одержал 7 побед над Джахангиром, но последний восполнил это следующими 11-ю победами из 15-ти в их совместных матчах. Их соперничество продолжалось вплоть до начала 90-х.

В 1993 году Хан оставляет спортивную карьеру, после того как помогает Пакистану выиграть World Team Championship в Карачи. Благодаря Джахангиру Пакистан выигрывает в 1981, 1983, 1985 и 1987 годах! Правительство Пакистана награждает его титулом «Спортсмен тысячелетия», и он становится национальным героем.