Движение по своей полосе. Дорожный знак движение по полосам — характеристика указателя и зона действия

Чтобы у начинающего водителя не возникло затруднений, четко оговорим: движением по полосе называют перемещение транспортного средства в рамках своей полосы – однонаправленного автомобильного ряда, огражденного от противоположного потока дорожной разметкой. Нужно понимать, что на любой дороге водители движутся либо вперед, либо возвращаются, поэтому как минимум два ряда – прямого и встречного движения – присутствуют везде.

На больших трассах плотность потока гораздо выше, чем на обычных дорогах, поэтому там разметка нанесена даже на путях одного направления движения – для разделения и регуляции множества транспортных средств.

Дорожные знаки движения по полосам

Верное следование правилам ПДД невозможно без дорожных знаков – маяков для любого водителя. Основное регулирование движения по полосам осуществляется с помощью знаков особых предписаний , а именно – знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.3, 5.15.4, 5.15.5, 5.15.6, 5.15.7, 5.15.8.
Рассмотрим наиболее значимые из этих знаков:

  • Направление движения по полосам. Знак 5.15.1 указывает количество полос на данной дороге или трассе, а также направление движения по ним. Выезжая на дорогу, водителю автомобиля необходимо ориентироваться именно на этот знак, чтобы безопасно для себя и остальных влиться в поток машин.
  • Направление движения по полосе. Дорожным знаком 5.15.2 водителям дается сигнал о том, какие маневры и направления следования можно осуществлять между однонаправленными полосами: обгоны, перестраивания, уход с полосы движения и т.д.
  • Знак 5.15.7. Он мало отличается от другого дорожного обозначения 5.15.2. Разница лишь в том, что данный знак используется на дорогах с большим числом полос, а также применяется для ограничения движения каким-либо видам транспортных средств (гужевым, грузовым и т.д.).

Следование этим знакам поможет водителю даже в зимний период различить число направлений на дороге. Важно! Если по каким-либо причинам на проезжей части нет данных знаков и видимость дорожной разметки затруднена, то водителю требуется, учитывая направление движения остальных автомобилей, занять свое место в ряду транспортных средств и следовать за остальными участниками потока.

Характеристика и стандарты полосы дорожного движения

Для любой дороги характерны определенные нормы, которые позволяют сделать перемещение по ней максимально предсказуемым, комфортным и безопасным. Самой главной такой нормой является ширина проезжей части.

Принципиально разделение на общую ширину всей дороги и ширину полосы. Также очень важные характеристики трассы: число и тип полос. Разберем с каждой из них:

  • Ширина проезжей части. Согласно ГОСТу Р 52399 , принятому в 2005-ом году, ширина проезжей части не должна быть меньше 2,75 метра , поэтому по узким дорогам движение запрещено (муниципальный и специальный транспорт – исключения). Для скоростных магистральных трасс (до 100 или 130 км/ч) ширина полосы должна составлять 3,75 метра , а общая ширина приезжей части – от 15 метров. В городе для большинства улиц, разрешенным значением является 3,5 метра, если на дороге не больше 6 полос.

Важно! При любом нарушении водителем ПДД по причине малой ширины трассы он, доказав, что проезжая часть действительно не соответствует требованиям ГОСТа, может рассчитывать на уменьшение штрафа или же освобождение от него.

  • Число полос. Минимальное число полос для любой дороги – 2: встречная и попутная. На магистралях оно может достигать 8-и (ширина дороги при этом должна быть от 30 метров). Если на трассе нет разметки и регулирующих знаков, то количество полос всегда четно , а движение, как и в любом другом случае, осуществляется по правой стороне дороги.
  • Виды полос. Принципиально полосы движения разделяют только на встречные и попутные относительно водителя. На дорожных знаках их тип обозначается определенной стрелкой: если она указывает по направлению вашего движения – ряд попутный, если в противоположном – встречный.

ПДД при движении по различным полосам

Выделенная полоса общественного транспорта предназначена только для движения маршрутного транспорта, автобусов, такси и муниципальных транспортных средств.

Обыкновенному водителю по ней передвигаться запрещено, исключая перестроение через нее на другую полосу: если иных путей перестроения нет, то выезд разрешается , согласно п. 18.2 ПДД 2018-го года.

Транспорт с включенными проблесковыми маячками и олимпийский транспорт может передвигаться по выделенной полосе.

Движение по трассам, магистралям или просто дороге в населенном пункте является основным типом передвижения автомобиля. В данном случае от водителя требуется соблюдение ПДД: не превышать установленную скорость, не пересекать разметки, следить за маневрами автомобилей позади себя. Перестроение или обгон может производиться, но лишь при прерывистой линии разметки.

Приближаясь к , водителю необходимо заблаговременно перестроиться на ближайшую к нужному для него повороту полосу, руководствуясь дорожной разметкой и регулирующими знаками, или сигналами светофора, регулировщика (если перекресток регулируемый).

Нарушение правил движения и штрафы

Все нарушения на дороге фиксируются либо непосредственно инспекторами ГИБДД, либо камерами со встроенными радарами.

Штраф выписывается соответственно: либо на месте, либо приходит по номеру вашего транспортного средства. Расскажем о самых частых нарушениях ПДД при движении по полосам:

  • В ПДД указано, что движение необходимо осуществлять в середине полосы. Если автомобилист двигается по разделительной линии – это штраф в размере 500 рублей . Такая же сумма взимается и за перестроение с выключенными сигналами поворота.
  • Съезд к перекрестку через разметку, запрещающую поворот на данном участке пути, наказывается штрафом в размере 1500 рублей .
  • Выезд на полосу встречного движения – это одно из самых частых нарушений ПДД, к сожалению, также одно из самых печальных. Наказание здесь куда строже: если водитель через сплошную линию совершил , ему грозит лишение права водить в течение полугода или же административный штраф в размере 5000 рублей . Уменьшить сумму до 1500 рублей можно, доказав, что полотно было уже положенного , — это рассматривается как обгон при препятствии .
  • Выезд на выделенную полосу общественного транспорта и дальнейшее движение по автобусной полосе– штраф 1500 рублей . Если же полоса предназначена для велосипедистов, то 2500 рублей .

Соблюдение описанных правил при движении по проезжей части поможет любому водителю сохранить и средства, и здоровье. Удачи на дорогах!

Полезное видео

Узнайте, в каких случаях можно ехать по выделенной полосе для общественного транспорта:

Движение по полосам является неотъемлемой частью всего дорожного движения, так как это его основная часть. Оно очень точно регламентировано для безопасности движения, посредством специальных дорожных знаков и разметки. Какие виды подобных знаков существуют? Что будет за нарушение знака “Движение по полосам”? И какие ПДД по полосам в городе должен знать каждый водитель? Сегодня поговорим об этом.

Как выглядит знак «Направление движения по полосам»?

Знак “Направления движение по полосам” указывает, куда может двигаться автовладелец на своём автомобиле. Несмотря на то, что разновидностей знака довольно много, выглядят они все похоже. На самом знаке можно увидеть синий фон, на котором расположена белая стрелка, указывающая направления транспортного движения.

Правила движения по полосам

Движение по полосам регулируется не везде одинаково. Так в городе и за его пределами правила движения разные, и поэтому водитель должен быть максимально внимателен. Также количество знаков, регулирующих данные правила, значительно больше в городе, чем за его пределами, что обусловлено плотным движением. Все они разрешают разные манёвры, которые должен учитывать водитель. Ширина дороги также имеет значение, так как именно от этого зависит и скоростной режим, и количество полос движения.

Внутри населённого пункта

Движение в пределах города часто пугает новичков не только количеством машин, но и большим количеством правил, которые в первую очередь относятся к правильному движению по полосам.

При движении в городе водитель должен держать у себя голове количество полос движения в одну сторону. Именно исходя из их количества автомобилист должен знать, как ему ехать.

Если в городе имеется только 2 полосы для движения в одну сторону, то водитель вправе пользоваться любой, однако стоит заметить, что при повороте на перекрёстках он должен занимать соответственно левую или правую полосу в зависимости от того, куда водитель поворачивает, то есть, к примеру, если , то и должен он занять левую полосу перед поворотом, а на право – правую полосу.

3 полосы для одного направления в городе уже выглядят более страшно, чем 2, но и здесь бояться нечего. Всё предельно просто. Использовать правую и центральную полосу можно, когда угодно, а вот крайняя левая может использоваться лишь в том случае, когда у водителя нет возможности поменять полосу из-за плотного дорожного движения.

На перекрёстках автолюбитель также может встретиться с действием знаков “Движения по полосам”. Они обозначают, куда водитель может повернуть, находясь на той или иной полосе и, тем самым, запрещают поворот в иные стороны.

За городом

При езде за городом всё очень похоже и мало чем отличается. При трёхполосном движении также следует держаться правой полосы, использование остальных полос не запрещено, но рекомендуются пользоваться ими при высокой плотности машин или для перестроения, то есть ими рекомендуется пользоваться только в том случае, когда водителю нужно обогнать автомобиль или же плотность настолько высока, что автолюбитель не может продолжать движение по своей полосе.

Виды дорожных знаков и правила их применения

Как уже говорилось выше, разновидностей знака “Движение по полосам” в 2019 году немало и, соответственно, применяются они в разных случаях, а их указания могут вызывать некоторые трудности у автолюбителей, и поэтому стоит рассказать об их требованиях более подробно.

Знак “Движение по полосе” очень сильно помогает водителям на дороге, так как чаще всего он применяется в населённых пунктах для того, чтобы избежать заторов. Знак представляет собой белую стрелку на синем фоне, указывающую, куда разрешено движение. Стоит заметить, что данный знак регулирует движение только на той полосе, где установлен.

Знак чаще всего можно встретить на перекрёстках. Чтобы его не нарушать водителям приходится перестраиваться на полосу, с которой знак разрешает продолжить движение в нужном направлении.

Знаков “Поворот” достаточно много и все они нужны для того, чтобы указать в какую сторону можно или запрещено ехать, также некоторые знаки предупреждают об опасных поворотах. Данные знаки можно встретить везде, но чаще всего они расположены за населённым пунктом, так как водитель может и не знать опасных участков дорожного движения.

Знак “Начало полосы” указывает водителю, что скоро появится ещё одна полоса движения. На таком знаке может быть также изображена минимальная скорость движение по данной полосе или полосам. Сам знак представляет собой белую стрелку, из которой выходит ещё одна стрелка, указывающая на новую полосу, всё это на синем фоне. Минимальная скорость на данном знаке указывается синим кружочком, нанесённым на конкретную полосу движения, на котором указана минимальная скорость.

Знак “Конец полосы” информирует водителя о том, что дополнительная полоса в скором кончится и ему придётся ехать по основной полосе движения. На данном знаке можно увидеть две белые стрелки, одна из которых направлена на вторую стрелку, что свидетельствует о переходе на основную полосу, и всё это на синем фоне.

Знак “Реверсивное движение” представляет собой белую стрелку с двумя наконечниками на синем фоне. Само реверсивное движение означает, что движение по данному участку дороги может измениться на противоположное. Поэтому водителю крайне важно следить за подобным знаком, означающим началу реверсивного движения, также необходимо узнать о конце такого движения. Об этом свидетельствует всё тот же знак, но перечёркнутый красной чертой.

Также водители могут встретить знак реверсивного движения, наконечники которого направлены вправо и влево. Это свидетельствует, что скоро водитель подъедет к дороге, где реверсивное движение, но такой знак устанавливается только на перекрёстках

Противоречия знака и дорожной разметки

Дорожные знаки и дорожная разметка обеспечивают функционирование движения в целом и не должны друг другу противоречить. Но иногда в силу каких-то обстоятельств между знаком и разметкой возникает противоречие и непонятно, как поступать в данном случае. Чтобы хорошо ориентироваться в подобных ситуациях, водитель должен знать, что знаки и разметка бывают:

  • временные. Устанавливаются на определённый промежуток времени и, как правило, связаны с ремонтными работами, осуществляющимися на определённом участке дороги;
  • постоянные. Действуют постоянно на определённом участке дороги и могут быть временно заменены на временные знаки.

Наиболее явным отличием этих знаков и разметки является цвет. Временный знак – жёлтый, а временная разметка – оранжевая. Также эти знаки и разметки используются только на протяжении определённого времени, после чего убираются.

Временная разметка и временные знаки устанавливаются, как правило, на ремонтируемых участках дороги, так как движение по постоянным знакам и разметкам невозможно и поэтому требуется дополнительное регулирование.

Что касается приоритета знаков и разметки, то главнее временный знак и временная разметка, так как временные знаки и разметка устанавливаются чаще всего при ремонте дороги и отражают реальную ситуацию на определённом участке дороге и тем самым имеют приоритет над постоянными. Поэтому, если водитель видит и понимает, что перед ним временный знак, то ему следует выполнять требования только этого знака, если всё остальное противоречит ему, а в ином случае может быть выписан административный штраф.

Несоблюдение требований знаков или разметки влечёт за собой соответствующее наказание, которое выражено в статье Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги. Статья указывает, что наказание может быть выражено предупреждением или административным штрафом, максимальный размер которого составляет от 500 до 5 000 рублей. Также за движение по встречной полосе предусмотрена возможность лишения права от 4 до 6 месяцев. Подобное повторное нарушение будет уже караться обязательным лишением водительских прав на 1 год.

Если вам интересно узнать, читайте статью нашего юриста, которая подробно расскажет об этом.

Чтобы не возникало вопросов по поводу причины таких штрафов, стоит подробнее разграничить каждое нарушение и полагаемый штраф за него:

  • разворот, запрещённый знаком или разметкой, карается штрафом 500 рублей;
  • движение по дороге с односторонним движением по встречке карается штрафом 5 000 рублей или лишением прав от 4 до 6 месяцев. Важно отметить, что за первое такое нарушение не могут применить одновременно обе санкции;
  • за остановку или стоянку в неположенном месте, то есть там, где имеется конкретный запрещающий знак, автолюбитель может лишиться 1 500 рублей, а если данный пункт был нарушен в городе федерального значения, то штраф уже будет составлять 3 000 рублей;
  • движение грузовых автомобилей, где это запрещено дорожным знаком или разметкой, карается штрафом 500 рублей, а в городе федерального значения придётся уже заплатить 5 000 рублей.

Стоит заметить, что повышенные штрафы в городах федерального значения обусловлены тем, что данные города играют важную роль в жизни страны и любое нарушения в пределах таких городов может вызвать повышенную опасность, а значит может привести и к повышенному ущербу.

Лишить прав могут только, если виновник был пойман сотрудником ГИБДД, а если нарушением было зафиксировано на фото, видео, то в данном случае нарушителю будет выписан только штраф в размере 5 000 рублей.

Важно отметить, что у водителя 60 дней, чтобы оплатить назначенный штраф за нарушение, а в ином случае дело будет передано в суд, который может рассматривать его и без участия самого водителя. Рассмотрение подобного дела в суде плохо тем, что нарушителю придётся заплатить ещё больше, а в некоторых случаях суд может также назначить обязательные работы.

Как избежать ответственности?

Дорожное движение регулирует множество знаков и разметок и бывает так, что они могут противоречить друг другу, и за всем этим нужно следить водителю, иначе он нарушит ПДД и рискует получить штраф. Чтобы была возможность защитить свои права, нужно помнить следующее:

  • знак главнее разметки, если та не временная, то есть, если водитель видит явное противоречие между постоянным знаком и разметкой, то он может смело выполнять требования знака;
  • некоторые знаки указывают минимальную или максимальную скорость на определённой полосе. Такая полоса может быть одна, и если водитель перестроится на другую полосу, то ограничения уже действовать не будут;
  • дорога с 3 и более полосами движения имеет также предупреждающие знаки, которые должны быть установлены на расстоянии от 50 до 150 метров от основных знаков, а в ином случае, если водитель не успел выполнить требования основного знака, а виной тому неправильная установка предупреждающего знака, то водитель вправе обжаловать штраф.

Также следует затронуть один момент, который связан с применением камер фиксации, о которых будет рассказано ниже. Большинство штрафов выписывается водителям, которые нарушили правила дорожного движения в пределах камеры фиксации, однако не всегда такие штрафы законны, и речь пойдёт об ошибках, которые могут возникнуть при применении камеры фиксации нарушений. О таких случаях, которые можно обжаловать, мы и поговорим:

  • отсутствие соответствующего знака, который предупреждает автолюбителей о наличии камеры фиксации, может быть причиной обжалования выписанного штрафа за нарушение, которое зафиксировала камера, а о её наличии на определённом участке дороге не было сообщено. Можно сказать, что она была попросту спрятана, как радар за кустами;
  • следующий случай как раз касается хитрости инспекторов, которые прячут свои технические средства за кустами и тем самым становятся сюрпризом для автовладельцев, а это противоречит приказу МВД, в котором говорится, что подобные приборы должны быть видны с дороги;
  • плохое качество фото и видео с камеры фиксации, также является основанием для обжалования штрафа. На всех материалах должно быть хорошо видны отличительные признаки того или иного автомобиля, а в ином случае штраф может быть выписан совсем другому автовладельцу;
  • при наличии двух полос движения в одном направлении нужно знать, что если один знак ограничения скорости стоит с левой стороны, то он должен стоять и с правой стороны проезжей части, а если водителю был выписан штраф за нарушения скоростного режима, а знака на одной из сторон не было, то он вправе его обжаловать;
  • также водитель может попасть в такую ситуацию, когда он нарушил требования дорожной разметки, и это зафиксировала камера, а вот самой разметки на участке дороги нет, то есть дорожная разметка отсутствует там, где должна быть. В данном случае водитель также вправе обжаловать штраф.

Сбором доказательств для обжалования подобных штрафов придётся заниматься самостоятельно. Наличие видеорегистратора на автомобилях очень сильно упрощает процесс обжалования.

Камеры фиксации нарушений и движение по полосам

Так как невозможно обеспечить все участки дороги сотрудниками ГИБДД, которые будут следить за движение, было найдено решение, которое заключается в установке камер фиксации нарушений. Это позволило повысить эффективность фиксации нарушений и как следствие повысить безопасность дорожного движения.

Существует несколько видов камер, позволяющих фиксировать нарушения:

  • мобильные;
  • переносные;
  • стационарные.

Все эти виды камер имеют свой функционал и у каких-то камер он шире, а у каких-то уже. Нас же интересуют стационарные камеры. Именно они имеют более широкий функционал и в 2019 году способны зафиксировать такие нарушения как:

  • игнорирование запрещающего знака;
  • нарушение дорожной разметки;
  • въезд на полосу движения для маршрутных средств;
  • выезд за стоп линию;
  • отсутствие включённых ближних фар;
  • игнорирования пешеходов на зебре;
  • игнорирование запрещающего знака светофора;
  • превышение скорости;

Все эти нарушения способна зафиксировать стационарная камера. Такие камеры хороши тем, что их настройка необходима только один раз.

Как только камера фиксирует нарушение, она сразу же передаёт всю информацию в ГИБДД, где уже занимаются установлением владельца ТС. После этого нарушителю отправят письмо с постановлением о штрафе и снимками авто в момент нарушения.

Стоит заметить, что даже камеры способны совершать ошибки, которые, как правило, обусловлены состоянием погоды или хитростью автолюбителей. Плохо распознаваемый номер может привести к тому, что штраф будет назначен не тому человеку, но он с лёгкостью сможет обжаловать этот штраф и для этого ему нужно знать, как и где это можно сделать.

Водитель, который желает обжаловать выписанный штраф, должен в течение 10 дней написать соответствующее заявление и вместе с ним посетить ГИБДД, также можно отправить данное заявление по почте или в электронном виде. По истечению 10 дней заявление могут и не принять. Срок начинает свой отсчёт с момента получения письма с Постановлением о штрафе. Конечно же, можно подать заявление и по истечению 10 дней, но в этом случае придётся восстанавливать срок обжалования, а для этого необходимо иметь доказательства невозможности подачи заявления об обжаловании штрафа.

Если же заявление было принято, то на него также распространяется срок рассмотрения, который равен 10 дням. Однако не следует надеяться сразу на благоприятный исход, так как подобные заявления рассматриваются без водителя. Обычно сотрудники рассматривают только то, что указано в заявлении и поэтому очень вероятно, что ГИБДД оставит водителю штраф и тут уже придётся обращаться в суд, который расположен в районе, где было зафиксировано нарушение, а дальше можно предъявлять все свои доказательства, которые органы ГИБДД не сочли нужным приобщать к делу.

Заявление об обжаловании штрафа должно содержать в себе следующие данные:

  • орган, куда будет направленно заявление;
  • личные данные отправителя, в тот числе и адрес проживания;
  • причина, по которой написано данное заявление, в данном случае это неправомерное назначение штрафа;
  • причины, по которым нарушение, за которое назначен штраф, не могло произойти;
  • данные сотрудника, которым был выписан штраф за нарушение;
  • дата составления заявления;
  • личная подпись заявителя.

При любом случае, связанном с камерами фиксации нарушений, нужно учитывать то, что изображено на снимке и то, что написано в самом документе, также нужно учитывать время, когда произошла фиксация нарушения, и характеристики своего автомобиля, то есть каждый водитель должен в состоянии ответить, мог ли его автомобиль ехать, к примеру, с определённой скоростью. Такие знания могут оспорить позицию ГИБДД в суде, а значит, и обжаловать штраф вероятность больше.

За суд придётся заплатить лишь в том случае, если он признает водителя виновным. Также иные расходы могут быть связаны с оплатой услуг юриста или с оплатой юридической консультации, которой будет достаточно для защиты своих интересов и выйдет она намного дешевле, чем юрист.

Заключение

Движение по полосам урегулировано разметкой и множеством знаков. Все обозначения знаков и разметки нужно обязательно знать, так как их на пути автомобилиста попадётся очень много. Это является самой важной и ответственной частью во всём процессе вождения, и незнание может привести не только к штрафу, но и к более печальным последствиям.

Многие думают, что невозможно запомнить все обозначения и такие нюансы как приоритет знаков и разметки, но на самом деле это дело практики. Чем больше стаж вождения, тем легче будет применять свои знания и тем самым меньше нарушений водитель допустит. И не стоит ставить приоритет езды вне города при начале вождения, так как движения вне города и в самом городе сильно отличается как количеством знаков, так и разнообразием разметок.

3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Несмотря на то, что знак Направление движения по полосам встречается на отечественных дорогах достаточно часто, а за игнорирование его требований предусмотрены ощутимые штрафные санкции, многие водители «не замечают» его и продолжают движение так, как удобно только им. Если же в целом требования указателя и соблюдаются, отмечается забывчивость автовладельцев в части некоторых нюансов.

Мало того, все это по совокупности нарушений серьезно увеличивает сумму штрафа. Достаточно часто из-за несоблюдения элементарных и несложных требований указателя Направление движения по полосам возникают серьезные дорожно-транспортные происшествия. К сожалению, в таких ситуациях часто страдают люди, получая серьезные травмы. Это происходит с завидной регулярностью, хотя требования знака предельно понятны - для того, чтобы правильно интерпретировать нужно всего лишь занять нужный ряд и следовать указаниям стрелок.

Несмотря на то, что все участники дорожного движения проходили обучение в автошколе и сдавали экзамены, до сих пор встречаются такие водители, которые полностью убеждены в том, что белая стрелка на голубом фоне, это не что иное, как простая рекомендация, выполнять требования которой совсем не обязательно. На самом деле, эту группу дорожных указателей относят к знакам особых предписаний, выполнение которых строго обязательно для каждого водителя любого транспортного средства.

Часто бывает так, что водитель элементарно не успевает вовремя сориентироваться и совершить перестроение, в результате чего принимает решение о том, что имеет право совершить левосторонний поворот из крайней правой полосы. Это в корне неверное мнение, которое прямо противоречит знаку, четко указывающему направление движения по полосам, и штраф за подобную невнимательность составляет до 1500 рублей. Если сотрудник ГИБДД зафиксирует и какое-либо сопутствующее нарушение, сумма административного штрафа многократно увеличится.

Стоит отметить, что игнорирование таких простых, на первый взгляд, требований, может привести к тому, что водитель после совершения некорректного маневра окажется на полосе, которая предусматривает лишь одностороннее движение во встречном направлении. Подобное нарушение ПДД является тяжелым и влечет за собой более серьезное наказание. Так, в зависимости от обстоятельств нарушения, штраф может составить уже пять тысяч. Кроме этого, в качестве наказания суд может вынести постановление о временном лишении права управления ТС. Срок такого «приговора» может составлять от 4 месяцев до полугода или до одного года, если подобное нарушение повторное.

Зачем используется знак движение по полосам

Знак Направление движения по полосам на перекрестке несет в себе очень важную для каждого водителя информацию - он указывает каким образом можно продолжать дальнейшее движение, из каких полос можно совершать безопасные маневры. Данные указатели могут быть расположены как сбоку дороги, так и непосредственно над дорогой, а на стрелках, указывающих разрешенное направление могут быть изображены дополнительные условия проезда ТС. К примеру, ограничение скорости или вид транспорта, которому разрешено дальнейшее движение по конкретной полосе.

Достаточно распространенной ситуацией, когда требуется установка данного указателя - разное число полос для движения. Чтобы вовремя сориентироваться в условиях невозможности увидеть дорожную разметку или ее полного отсутствия, устанавливается данный указатель. Игнорировать требования, которые налагает на водителя установленный указатель, могут лишь водители маршрутных транспортных средств. Стоит понимать, что, завидев имеющийся на дороге знак Направление движения по полосам, водитель должен успеть перестроиться в ту полосу, на которой будет разрешен маневр, который ему будет необходимо совершить. Так, если сделать этого автовладелец не успеет, и совершит левый поворот из крайне-правой полосы, инспектор ГИБДД вправе выписать ему штраф.

Подобные указатели могут устанавливаться в виде одного блока, на котором показаны разрешенные направления движения, а могут устанавливаться и по отдельности - над каждой из присутствующих на участке дороге полос. В этих случаях никаких принципиальных различий в порядке разрешенного дальнейшего проезда нет. Если на дороге отсутствует читаемая разметка, знак Направление движения по полосам поможет каждому водителю правильно и быстро сориентироваться даже на самом широком участке автодороги с интенсивным движением. Многие водители, которые так или иначе нарушили правило, которое предписывалось знаком Направление движения по полосам, говорят о том, что в заблуждение их ввела разметка. Стоит понимать, что, если требования знаков и разметки различаются, руководствоваться следует исключительно знаками, в т. ч. установленными на временной основе.

Где устанавливается указатель и зона его действия

Несмотря на то, что знак Направление движения по полосам не совсем адекватно воспринимается многими водителями, он существенно упрощает процесс правильной ориентации на широкой проезжей части, включающей в себя большое количество полос. Как правило, этот указатель устанавливается перед сложным перекрестком, и призван облегчить его пересечение большим числом транспорта одновременно. Он может устанавливаться только двумя способами.

  1. На правой стороне - на обочине, как правило, за 50-150 метров до начала перекрестка.
  2. На растяжках, непосредственно над самой проезжей частью.

Вне зависимости от способа размещения обозначает он одно и тоже, и трактовать его требования по-своему, водитель права не имеет.

Как правило, первый способ установки можно наблюдать на дорогах, не отличающихся большим количеством полос. А второй тип монтажа указателя напротив, оптимален на широких проезжих частях со множеством полос. В этом случае водители, занимающие левые полосы элементарно не смогут увидеть знак, расположенный на обочине. Вне зависимости от способа расположения, его действие распространяется только на тот перекресток, перед которым он установлен. После пересечения перекрестка, следует принимать во внимание уже другие указатели и дорожную разметку.

Стоит обратить внимание на такой момент, как наличие по центру перекрестка трамвайных путей. Если нет указателей, запрещающих левый поворот и разворот, а для совершения этого маневра неизбежно придется выехать на пути, делать это допускается исключительно из крайней левой полосы - она будет расположена справа от путей. С других полос совершать такое маневрирование строго запрещено. Строгое и четкое выполнение требований знака Направление движения по полосам позволяет грамотно организовать движение транспортных средств даже на самом загруженном перекрестке. От водителя в этом случае требуется лишь правильно и своевременно сориентироваться, занять соответствующую полосу, с которой будет допустимо совершать планируемый в дальнейшем маневр. Важно, чтобы он не противоречил ПДД и не стал помехой другим участникам дорожного движения. На видео можно посмотреть «разбор» последствий несоблюдения этого требования:

В крупных городах часто встречаются многополосные дороги. Из-за этого сориентироваться при совершении маневров бывает довольно сложно. Чтобы упростить эту задачу, вдоль дорог ставят указатели, регулирующие передвижение транспорта в пределах полосы. Иногда автомобилисты игнорируют их, поэтому им назначается штраф за нарушение движения по полосам.

Знаков, предназначенных для урегулирования передвижения по полосам, много. Однако все они распределяются по типам:

  • знаки, обозначающие движение, устанавливаются в том случае, если на всем протяжении дорожного полотна встречается разное количество полос для передвижения;
  • знаки, которые говорят, в каком направлении разрешено передвигаться, оборудуются на начальном и конечном промежутках полосы;
  • знаки, определяющие режим движения, устанавливают ограничение движения того или иного транспорта по конкретной полосе и предназначены для регулирования скорости автомобильного потока в ее пределах;
  • знаки, предписывающие правила поворота, располагаются перед перекрестками или на них с целью регулирования процесса поворота на отдельных полосах.

Иногда разметка на дороге и предупреждающие указатели не соответствуют друг другу. В данных обстоятельствах следует действовать в соответствии со знаком. В случае проведения ремонтных работ на дороге или ее перекрытия, знак разрешает совершить проезд прямо с полосы для поворота налево. Отсутствие на многополосной дороге препятствий и знаков, которые регулируют проезд, подразумевает совершение поворота налево только с левой полосы, расположенной с края. Для совершения иных действий нужно использовать те полосы, которые расположены правее.

Частой ошибкой автомобилистов становится неправильное перестроение. Это одна из причин, которая приводит к ДТП. При этом проблема при перестроении обычно связана не с соблюдением движения по полосам, а банальной неуступчивостью участников дорожного движения. Однако нередки случаи, когда автолюбители нарушают правила разметки при перестроении.

Размеры штрафов

Нарушение знака «Движение по полосам» наказывается наложением штрафа. Его размер зависит от обстоятельств совершенного правонарушения. Минимальный размер взыскания составляет 500 рублей. Согласно , сумма штрафных санкций и перечень обстоятельств игнорирования правил ДД соответствует следующему списку:

  • передвижение по разделительной разметке – 500 рублей;
  • перестроение между полосами, которое не сопровождается сигналами поворотников – 500 рублей;
  • совершение обгона там, где это запрещено знаком – 1500 рублей;
  • перестроение через сплошную линию влечет за собой штраф за нарушение разметки при перестроении в 500 рублей;
  • проезд по встречке – 1500 рублей, если автолюбитель совершил его при обгоне – 5000 рублей;
  • игнорирование режима движения, указанного на знаке, чревато наложением штрафа, равного санкции, назначаемой за превышение установленной скорости:
  • совершение поворота там, где нельзя было прибегать к данному маневру влечет за собой в 1500 рублей.

Законом также предусмотрено наказание за выезд на полосу, оборудованную под другие транспортные средства. Так, за выезд на дорожку для велосипедистов придется отдать 2500 рублей, а на дорогу, которая отведена для автобусов – 1500 (для городов федерального значения – 3000 рублей).

Спорные моменты

На дороге может не быть разметки. В данной ситуации водителю трудно сориентироваться, где его полоса. Визуально на дороге необходимо выделить три полосы. При этом передвигаться можно по любой из них. Однако перед тем как пересечь перекресток, нужно перестроиться в одну из двух разрешенных знаком. В противном случае можно получить штраф за нарушение рядности движения в размере 500 рублей.

Особого внимания заслуживает знак, определяющий полосу, предназначенную для отдельного вида транспорта. Иногда его можно проигнорировать, но в большинстве случаев водителю назначается .

При отсутствии особого знака, означающего запрет, допускается совершить маневр (поворот налево или разворот), применяя для этого крайнюю левую полосу трамвайных путей. Также разрешается развернуться с крайней левой полосы, если на ней установлен знак «Поворот налево».

Как не получить штраф

Указатели, которые находятся перед перекрестками, в большинстве случаев приводят к тому, что водитель теряется. Он не успевает среагировать на них и совершает неправильный проезд перекрестка. Это замечает инспектор ГИБДД и останавливает транспортное средство с целью наказать водителя. Избежать ответственности за подобное правонарушение или исключить возможность его совершения можно, если запомнить несколько нюансов.

  • Если при перестроении водитель обращал внимание на знаки, а не на запрещающую разметку, то назначение штрафа неправомерно, так как знак главенствует над разметкой.
  • Ограничения на скорость действуют только на ту полосу, на которой он установлен, по другой полосе можно ехать с иной скоростью, не запрещенной ПДД.
  • Перестраиваться на перекрестке с круговым движением, оборудованным знаками для каждой полосы с направлением движения, можно в любое время; съехать с данного перекрестка можно только с крайнего правого ряда, если знак не указывает на совершение съезда иным образом.
  • Дорожное полотно с тремя и более полосами для движения оборудуется не только основными, но и предупреждающими знаками, которые должны находиться на расстоянии 50-150 метров от основных. В противном случае, если водитель не успел перестроиться, ему предоставляется право на .

Водителю стоит помнить, что случайно заехав одним колесом на запрещающую линию разметки, он уже совершает нарушение. Это объясняется тем, что для движения водителю предоставляется только одна полоса, за исключением того момента, когда он решил перестроиться.