Духовный шелковый путь созидание интеграция. Духовный шелковый путь: межцивилизационный мост

Предлагаем вашему вниманию интервью с человеком, который в Духовном управлении мусульман РТ ответственен за пропаганду (дагват) мусульманских традиционных ценностей. Простор их деятельности обширен, впрочем, вы об этом узнаете сами.

– Нияз хазрат, ассалямугаляйкум ва рахматуллахи ва баракатуху. Расскажите, пожалуйста, об отделе дагвата ДУМ РТ. Чем занимается ваш отдел?

– Отдел дагвата занимается призывами к ценностям ислама и многовековым традициям, ведет воспитательную работу с осужденными. У нас в Татарстане 13 исправительных учреждений, при каждой есть мечеть или молельная комната, где созданы хорошие условия для верующих. Вести духовно-нравственную работу с осужденными очень важно. Если им не объяснять важность искренней веры, не учить благодетели, то после выхода на свободу они могут вернуться к тем грехам, которые и привели их в преступный мир.

Результаты есть: благодаря работе специалистов с осужденными, после освобождения большинство из них заводят мусульманские семьи, находят работу, приносят пользу обществу. Малое количество людей из тех, кто посещал мечеть, после освобождения еще раз вернулось в колонию. В районах РТ мы проводим нравственно-воспитательные мероприятия, в которых рассказываем о нашем Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха), об истинах Корана, набожности, счастье быть мусульманином, исполняем нашиды и мунаджаты, в конце мероприятий отвечаем на вопросы собравшихся.

Отдел дагвата готовит типовые проповеди (вагазы) на татарском языке для имамов нашей республики. Эти проповеди публикуются в журнале «Шура», который издает Духовное Управление Мусульман Республики Татарстан. Журнал выходит ежеквартально и раздается бесплатно всем имамам.

Специалисты отдела дагвата активно выступают с проповедями на телевидении и радио. Например, каждую пятницу на ТНВ выходит программа “Җомга вәгазе” (“Пятничная проповедь”). Одним из ведущих этой программы является специалист отдела дагвата ДУМ РТ, имам мечети Кул Шариф Ильфар хазрат Хасанов. При ДУМ РТ работает интернет-радио “Азан”. Специалисты нашего отдела выступают там с лекциями и проповедями.

Также отдел дагвата взаимодействует с военным комиссариатом – мы регулярно принимаем участие в проведении духовных бесед с призывниками. Специалисты отдела дагвата часто посещают детский хоспис и республиканскую психиатрическую больницу в Казани. На этих встречах пациентам рассказывают о Всевышнем Аллахе, Его безграничной милости, о великой нравственности Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), о важности поклонения Аллаху, обращения к Нему за помощью.

Бара бин Азиб (да будет доволен им Аллах) говорил следующее: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) советовал нам навещать больных, сопровождать покойника, отвечать на чиханье другого словами “ярхамук Аллах”, сдерживать клятву, защищать оскорбленного и униженного, принимать приглашение, произносить приветствие» (Бухари, Муслим).

– Нияз хазрат, просвещая население по вопросам ислама, на что вы делаете акцент?

– В своей работе мы делаем акцент на пропаганду нравственных ценностей, стараемся донести суть искренней веры. Ведь главная цель всех пророков и посланников заключалась в донесении до людей важности искренней веры во Всевышнего Аллаха и облагораживание нравов. Каждый пророк призывал не только словом, но и своими благими делами, образом жизни. Поэтому призывающий к вере, духовной чистоте должен быть хорошим примером и в словах, и в поступках.

– Нияз хазрат, какую работу в качестве имама Апанаевской мечети вы ведете?

– В Апанаевской мечети ведется активная образовательная деятельность: каждый четверг, субботу и воскресенье проводятся уроки по основам Ислама и чтению благородного Корана для детей и взрослых. Каждую среду после ночного намаза для всех желающих проводятся лекции на актуальные темы Ислама.

Кроме праздничных проповедей и уроков, для прихожан мечети проводятся встречи с различными религиозными деятелями, представителями научного сообщества, деятелями культуры. На таких встречах гости рассказывают много интересного о богатой истории и культуре татарского народа, достижениях науки, тесных связях между наукой и религией. В благословенные месяцы и вечера проводятся культурные мероприятия (например, вечера, посвященные дню рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), месяцу Шагбан, Рамазан, Мухаррам и др.).

При Апанаевской мечети работает издательство «Иман». Оно старается знакомить читателя с наследием мировой мусульманской письменной культуры, а также с наследием татарских богословов. Одна из последних выпущенных книг посвящена известному татарскому богослову советского периода Ахмадзаки хазрату Сафиуллину. В издательстве «Иман» за время его существования издано более 1000 наименований книг. За последние полтора года выпущено порядка 45 наименований книжной продукции.

В летний период мы проводим дневные лагеря для мальчиков и девочек школьного возраста, в них дети изучают основы и нравственные принципы Ислама. Кроме занятий, для юных мусульман организуются культурные мероприятия: посещение мечетей Старо-татарской слободы, исторических музеев, зоопарка, знакомство с известными людьми. Также в лагере дети играют в спортивные игры.

– Нияз хазрат, представители каких национальностей составляют основную часть прихожан вашей мечети?

– Прихожанами мечети в основном являются татары, также есть среди них узбеки, таджики, турки и арабы.

– В чем больше всего нуждаются верующие, о чем они просят и как мечеть может им помочь?

– Верующие всегда нуждаются в знаниях. Сегодня, когда идет процесс глобализации, смешения культур очень важно распространять достоверные знания, возрождать многовековые религиозные и национальные традиции, которые помогают нам сохранить свою самобытность.

- Какие вы видите пути в объединении и сохранении татар?

Татары имеют очень богатую историю и культуру. Наш народ испокон веков в вопросах вероучения следует мазхабу Абу Мансура аль-Матуриди, а в вопросах мусульманского права мазхабу Абу Ханифы. Объединяться нужно вокруг этих традиций. Сегодня некоторые чуждые для нас традиции воспринимаются как свои. Эта проблема приводит к ассимиляции, забвению своих корней. Поэтому нужно использовать все возможности для распространения и укрепления своей богатой духовной культуры.

– Нияз хазрат, какие пожелания и наставления молодым верующим вы хотели бы сказать?

– Молодость – великий дар Аллаха. Молодой мусульманин должен чувствовать ответственность перед Всевышним, очень важно понимание того, что молодость дана не для забав и развлечений. Молодость – благодатное время для образования. Постигая науку, нужно помнить, что придет момент, когда тебя спросят о том, как ты распоряжался полученными знаниями в жизни. Необходимо стремиться к тому, чтобы результатом полученных знаний и образования был созидательный труд, направленный на благо себе и окружающим. Недостаточно присутствовать на лекциях и посещать занятия ученых, если за этим не следует соответствующего образа жизни.

Благословенный пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха), обращаясь к молодому человеку, сказал: «Используй пять вещей до прихода других пяти: молодость до прихода старости, здоровье прежде болезни, богатство, пока не наступила бедность, свободное время до того, как будешь занятым, жизнь до того, как придет смерть».

– Нияз хазрат, большое спасибо за интервью! Желаем Вам успехов в ваших богоугодных делах.

Беседовала Зульфия Юсупалиева

В интервью электронной газете "БИЗНЕС Online" по результатам онлайн-конференции муфтий Камиль-хазрат Самигуллин прокомментировал конфликтную ситуацию вокруг имущества общины Апанаевской мечети города .

Вопрос от Раиса Сулейманова: В курсе ли вы, что ваш заместитель Нияз Сабиров рейдерским способом отобрал у имама Наиля Гарипова , председателя Центра исламской культуры "Иман", продолжателя дела покойного Валиуллы Якупова ? А сейчас собирается точно таким же способом отобрать типографию и сам Центр исламской культуры "Иман", оказывая давление на Наиля Гарипова , при этом заявляя, что это он делает от вашего имени и с вашего согласия?

Камиль Самигуллин: "Продолжатель дела покойного Валиуллы-хазрата Якупова " — эта лексика известная... Сделаю небольшое отступление.

Я вспоминаю, когда уважаемый казый , известный деятель Габдулхак-хазрат Саматов ушел в мир иной, появилась масса мусульман, которые называли себя его учениками. Каждый второй говорил об этом! Но когда по состоянию здоровья он ушел из , лежал дома, не было у него столько посетителей. Я об этом спрашивал его сына Тагира-хазрата . Он был забыт многими. Но стоило ему уйти в мир иной, как все стали кричать, что они его ученики...

Каждый может сказать, что он сын какого-то известного отца, но главное - подтвердит ли это сам отец... И сейчас ко мне часто приходят люди, которые называют себя учениками Валиуллы-хазрата и просят ту или иную мечеть или на что-то претендуют.

Когда Наиль Гарипов пришел в Апанаевскую мечеть, был убран Рахматулла-хазрат , которого я видел там с самого детства и много лет... Близкий соратник Валиуллы-хазрата Ахмад-хазрат Сабиров тоже был убран из этой мечети, хотя я помню, что он всегда был рядом.

Что касается Нияза-хазрата , то я его тоже считаю учеником Валиуллы-хазрата Якупова , потому что на моих глазах Мансур-хазрат искал проректора в , и Валиулла-хазрат рекомендовал на эту должность именно Нияза-хазрата Сабирова . И во всех круглых столах он принимал участие. Валиулла-хазрат на своих сайтах часто печатал его статьи. Поэтому у Нияза-хазрата Сабирова есть полное право называться его учеником. К тому же, Нияз-хазрат - племянник Ахмад-хазрата , который постоянно был рядом с Валиуллой-хазратом во всех начинаниях.

Трудно говорить, потому что здесь идет некая подмена понятий. Что касается Центра исламской культуры "Иман", то это детище Валиуллы-хазрата . Он никогда не брал денег у , всегда сам развивал свое предприятие. Я также слышал, что мы якобы создали издательство "Хузур", чтобы "задавить" "Иман". Нет, это просто новый проект ДУМ. Нам отрадно, что будет много издательств, будет много печататься литературы, будут открываться мечети. Мы только "за"!

Но Наиль Гарипов не смог работать. Мы стали предлагать ему средства, чтобы он напечатал некоторые книги. Но работы с его стороны не было, происходил развал, разбазаривание имущества. В этом вопросе мы тоже хотим разобраться. Куда делось имущество? Он принимал какие-то решения, не согласовывая с прихожанами мечети. Этому нужно было поставить точку.

Понятно, что это решение может задевать чьи-то интересы, но мы должны смотреть на этот вопрос объективно. Кстати, за первую неделю работы Нияза-хазрата Сабирова в Апанаевской мечети "Иман" напечатал пять брошюр! Это тоже показатель.