Дуэли известных людей. Дуэли и дуэлянты

Когда человек уверен, что если не даст в челюсть тому, кто "не прав" - такого обычно называют дебоширом, хулиганом или пациентом (в зависимости от подробностей того, что он учинил). Но в определенные времена в определенных обществах сложились такие отношения, когда люди, убивающие тех, кто их "жестоко оскорбил", пользовались хоть и скандальной, но не всегда отрицательной репутацией.

Топ-10 самых известных дуэлянтов

1. Луи де Клермон, сеньор д"Амбуаз, граф Бюсси . Прославленный пером Дюма-отца и российским синематографом, граф Бюсси в жизни был куда более скандальным и неприятным человеком. Например, во время Варфоломеевской ночи он "под шумок" убил семерых своих родичей, чтобы получить их наследство, причем некоторые из них были правоверными католиками. На дуэлях же он дрался иногда просто по настроению - "повод для дуэли едва мог уместиться на мушиной лапке", как писали современники. Когда же в результате известных событий он был убит графом Монсоро, ни один родственник Бюсси не взялся за него мстить или даже просто подать жалобу - все парижское общество было в восторге, что избавилось от этого одиозного персонажа.

2. Франсуа де Монморанси, граф де Бутвиль . Вопреки, опять же, творчеству Дюма-отца и советскому синематографу, при кардинале Ришельё во Франции с дуэлями было очень, очень сурово - за одно участие в оной полагалась смертная казнь. Конечно, если "персонаж" был молод, красив, знатен и богат, а паче того "приближен к особам", то ему делали поблажки. Но когда Бутвиль принял участие в своей самой знаменитой (она же последняя) дуэли на Королевской площади в Париже (средь бела дня и при всем честном народе), он уже был участником 21 поединка и находился под "прощением" за последний. Так что на сей раз кардинал решил преподать всем наглядный урок - граф был публично казнен усечением головы.

3. Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак . Снова лицо, распиаренное писателем-романтиком, на сей раз Ростаном. Хотя при жизни Сирано (это, кстати, фамилия) тоже был известен как поэт и писатель буквами - строчил сатиры, философские трактаты и даже научно-фантастические сочинения. Но помимо этого, как и своего легендарного и вошедшего во все анналы носа, Бержерак был известен как бретёр и дуэлянт. Прославило его знаменитое пьяное пари о том, что он один сразится с сотней человек. Понятное дело, что найти сотню ловких бойцов было и трудно, да и слишком зверски - вооружили простолюдинов, на которых свирепый поэт напал. Драться пришлось с первыми шестью-семью - после того, как они были побеждены, остальные тупо разбежались от страха. Но пари Сирано выиграл.

4. Тихо Оттесен Бра (Браге) . Французы, дворяне, бездельники - чего им не дуэлировать. А вот человек науки, представитель такой тихой кабинетной дисциплины, как астрономия... Увы, темпераментом молодой Тихо пошел в предков-викингов, да и воспитание в семье дяди-адмирала дало себя знать. Во время обучения в Ляйпчище (ака Лейпциге) и Виттенберге Бра, по студенческому обыкновению, дуэлировал, причем так, что в одном из поединков ему отсекли часть носа... И знаменитое светило датской астрономии всю оставшуюся жизнь носило серебрянный протез, чтобы не светить на людях своим "внутренним миром".

5. Федор Иванович Толстой "Американец" . "Американцем" он стал в молодости, когда, будучи морским офицером, принял участие в путешествии Крузенштерна. Ну как принял - за буйства и непотребства адмирал высадил его нафиг на Камчатке и далее поплыл без него. В Америке Толстой всё же побывал, добравшись до Алеутских островов, где аборигены ему "набили татухи" (он их потом гордо всем показывал), после чего вернулся в Россию. Где и принялся "проживать жизнь" за двумя благородными занятиями - мухлежом в карты и дуэлями. Точное число поединков с его участием неизвестно, но примерно 11 человек он на них убил насмерть - потом, в старости, когда у него умерли друг за другом 11 маленьких детей, "Американец" был уверен, что это божья кара, и стал тих и набожен... И да, с Пушкиным они сперва поругались, а потом дружили.

6. Александр Сергеевич Пушкин . Да-да, дорогие мои, "наше всё" был и тут одним из самых-самых - "литератороведы" скрупулезно насчитали, что "солнце российской поэзии" до "того самого" рокового поединка еще 20 раз получал (или отправлял) вызов на дуэль. Правда, состоялись из них всего четыре, ибо у Пушкина было много любивших его друзей, и они всегда отчаянно хлопотали о примирении сторон (даже первый вызов Дантесу "ухлопотали по-семейному"). Но, тем не менее, Алесан-Сергеич имел репутацию отличного стрелка, и некоторые его приятели, узнав о предстоящей дуэли поэта с каким-то прыщавым кавалергардом, только пожали плечами - да он его как муху...

7. Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк-Шёнхаузен . Злобный человек злобен во всем и всегда. Тот, кто в преклонные лета развязывал без конца войны и побоища, в молодости был гопником чересчур агрессивным молодым человеком. В Гёттингенском университете, куда родные направили юного Отто, естественно, за полезными знаниями, он едва ли не всё время проводил в пьянствах, дебошах и поединках. Бисмарк участвовал в 27 дуэлях, всего две проиграл и только в одной ему таки поставили "отметину" на лицо - шрам на щеке остался на всю жизнь. Правда, поединки буршей были скорее злобным спортом - экипировка, оружие и правила исключали "летательный исход", оставляя доступными для "воздействия" клинков фактически лишь те самые щеки и лоб...

8. Бенито Муссолини . Это Гитлер в детстве был психонеустойчивым кисельным нытиком-рисоватором. Муссолини был злобным драчливым коммуно-социалистом (а потом фашистом), чуть что сразу пускавшим в дело руки. В том числе и на дуэлях, которые в Италии были (как и везде, собственно) запрещены, но тем не менее периодически случались. Последним и самым известным поединком будущего дуче стала дуэль 1921 года с депутатом-социалистом Этторе Чиккотти. О ней было торжественно пропечатано в газетах, так что полиция явилась, дабы помешать бузотерам. Но те заперлись в доме и... полтора часа (!) пырялись друг в друга шпагами. В итоге Чиккотти так выдохся, что у него стало плохо с сердцем, и Муссолини смог его легко ранить. Сосбственно, как и многое в жизни дуче, событие это одновременно похоже на драму и на фарс.

9. Отто Скорцени . Люди религиозные могут верить в то, что "бог шельму метит". Самый знаменитый после Штирлица штандартенфюрер СС, руководитель и исполнитель громких "спецопераций" (в том числе и похищения Муссолини), по рождению и происхождению был австрийцем и учился в Вене в 1920-х годах. И тамошние студиозусы не нашли ничего умнее, чем продолжать практику дуэлей по поводу и без повода (видимо, каждый хотел быть похожим на Бисмарка). Скорцени участвовал в 15 поединках, и в одном из них ему таки так распороли щеку, что знаменитый устрашающий шрам остался "фирменным знаком" на всю жизнь.

10. Жюли д"Обиньи, мадемуазель де Мопен . Напоследок - самая известная женщина-дуэлянтка. Женские поединки никогда особой редкостью не были - дамы подвержены гневу друг на друга никак не менее кавалеров, и иногда "это прорывалось". Но Жюли, взявшая после того, как стала "петь на театре", псевдоним "Мадемуазель де Мопен", посягнула "на святое" - она запросто могла сразиться с мужиком и даже его зарезать. Ибо, кроме всего прочего, любила гулять в мужском платье и "нарываться на неприятности". Самый известный ее поединок - убийство троих дворян на королевском балу. То ли они пытались вывести "разбушевавшуюся" в мужском (опять же) костюме мегеру в сад, где и "получили свое", то ли приревновали ее к какой-то красотке (Жюли была еще и известная "лесби" своего времени), результат для них был так плачевен, что актрисе даже пришлось сбежать на несколько лет в Брюссель от неминуемой казни.

Публикации раздела Литература

Дуэли и дуэлянты

«Много ли мы видели поединков за правое дело? А то всё за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого», - писал Александр Бестужев-Марлинский в повести «Испытание». Вспоминим с Натальей Летниковой, как появилась традиция дуэли в России и каким русским литераторам приходилось защищать свою честь в поединке.

История дуэли

Валерий Якоби. Перед дуэлью. 1877. Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого

Илья Репин. Дуэль. 1896. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Врубель. Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация к роману Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». 1890–1891. Государственная Третьяковская галерея

Ритуал дуэли берет свое начало в Италии. То ли жаркое солнце горячило кровь итальянцев, то ли покоя не давал южный темперамент - с XIV века местные дворяне начали искать в конфликтах повод для смертельного поединка. Так появился «бой в кустах», когда противники уходили в безлюдное место и дрались тем оружием, что было под рукой. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I .

Впервые у барьера в России оказались иностранцы, офицеры русской службы из «иноземного» полка в 1666 году. Спустя полвека поединки оказались под запретом. Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь.

Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь. Но тогда мода на дуэли лишь разгоралась, а в ХIХ веке, когда европейские страсти пошли на убыль, в России не было, казалось, и дня без смертельного поединка.

На Западе русскую дуэль называли «варварством». В России предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам и стреляли не как в Европе, с тридцати шагов, а едва ли не в упор - с десяти. В 1894 году Александр III поставил поединки под контроль офицерских судов, а в начале ХХ века появились в России и дуэльные кодексы.

Дуэльный кодекс

Илья Репин. Этюд к картине «Дуэль». 1913. Национальная галерея Армении, Ереван

Неизвестный художник. Дуэль Пушкина и Дантеса. Фотография: i-fakt.ru

Неизвестный художник. Дуэль Лермонтова с Мартыновым. 2-я пол. XIX в.

В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь - самого оппонента или дамы. Женских дуэлей в России не было, хотя в Европе были известны несколько случаев.

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Они ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сам поединок и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Изначально дуэлянты использовали холодное оружие: шпагу, саблю или рапиру. В ХVIII веке в ход стали чаще пускать дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль вслепую»); с одной пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло».

Стреляли по очереди или одновременно, на месте или приближаясь друг к другу, почти в упор, с трех шагов и через платок, держа его вместе левыми руками. В таком отчаянном поединке, защищая честь сестры, участвовал поэт и декабрист Кондратий Рылеев. Он стрелялся с князем Константином Шаховским и был ранен, но не смертельно.

Дуэли литераторов

Алексей Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом. 1884

Адриан Волков. Последний выстрел А.С. Пушкина. 2-я половина XIX века

Илья Репин. Дуэль Онегина и Ленского. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». 1899. Всероссийский музей А.С. Пушкина

Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли. Так, на счету Александра Пушкина значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест. Например, причиной дуэли Пушкина и его лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера стала эпиграмма первого: «За ужином объелся я, / А Яков запер дверь оплошно - / Так было мне, мои друзья, / И кюхельбекерно, и тошно» . Закончилась дуэль промахом обоих поэтов. В 1822 году Пушкин и подполковник Сергей Старов не сошлись в музыкальных пристрастиях: поэт просил оркестр сыграть мазурку, а военный - кадриль. Старов воспринял ситуацию как оскорбление для всего полка, и состоялась дуэль - оба соперника промахнулись.

Дуэлью закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым . Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.

Едва не стрелялись и два других русских классика - Лев Толстой и Иван Тургенев . Будучи в гостях у Фета , Толстой невзначай оскорбил дочь Тургенева Полину и плюнул в его сторону. Поединок не состоялся лишь стараниями друзей писателей, однако после этого они не заговаривали друг с другом в течение 17 лет.

Вступление.

Происхождение, дуэлей

ЧАРЛЬЗ МУР, сражавшийся против дуэлей в восемнадцатом столетии, писал о том, что такого рода поединки зародились в «эру невежества, суеверий и готского варварства» {4} . Он был не одинок в убежденности в том, что дуэли обязаны своим происхождением нецивилизованным обычаям Средних веков: многие авторы как до, так и после него искали корни дуэлей в различных формах поединка, на которые с незапамятных времен выходили мужчины, стремясь разом разрешить возникшие между ними противоречия.

Люди всегда искали битвы один на один, какими бы ни бывали причины. Доктор Джон Кокберн, корифей неоклассического века английского искусства, написавший одну из историй дуэлей, делал жестокий вывод:

Невозможно отрицать очевидного, что гордыня, зависть, злоба, жажда мщения и чувство обиды всегда царствовали над умами человеческими, а последствиями всего этого становились деяния, выливавшиеся очень часто как в открытое насилие и подавление чужой воли, так и в совершение тайных убийств {5} .

Так или иначе, самые ранние примеры поединков, ставших неотъемлемыми частями как нашей литературы, так и культуры в целом, связаны с героическими борцами за правду, защитниками слабых и спасителями своего народа. Многие из таких мощных литературных аллюзий живут, что называется, одной ногой в мифах, а другой в истории: архангел Михаил и Сатана (спасение мира - никак не меньше) и Беовульф с его подвигами (тут размах, пожалуй, поменьше, но героизм определенно налицо) существуют, конечно же, в области мифологического. В «Потерянном рае» Мильтон превосходным образом описывает поединок архангела Михаила с дьяволом. Оставшийся неизвестным автор Беовульфа рассказывает никого не оставляющую безучастным историю героя из-за моря. Если деяния ангела, по Мильтону, имеют прочные корни в христианской традиции, Беовульф принадлежит к языческой мифологии Севера.

Испытание поединком представляло собой юридическую норму улаживания противоречий между людьми и брало свое начало из «Темных веков» истории Европы. Есть мнение, что Гундобальд, король Бургундии, первым из правящих государей официально установил такое правило примерно в 501 г. от Р.Х. {6} Эдуард Гиббон так объяснял принцип судебного поединка:

Как в гражданской, так и в уголовной норме истец или обвинитель, ответчик или даже свидетель мог быть вызванным на смертный бой противной стороной в случае отсутствия возможности доказать свою правоту обычным образом; тогда перед ними не оставалось выбора - или отказаться от своих слов, или отстаивать собственную честь в бою.

Согласно Гиббону, Гундобальд определил законность применения судебного поединка риторическим вопросом: «Не есть ли правда, что исходы войн народов с народами и поединков между отдельными людьми в воле Бога, разве не Провидение дарует победу правому?» Вера в то, что поединок способен позволить установить истину в спорах между сторонами за счет изъявления божественной воли, есть основа, на которой базировались убеждения средневековых людей в оправданности подобной практики. Сила оружия должна была дать ответ - ответ, не замутненный словами лжесвидетелей или неправыми наветами недостойных. Гиббон не без сарказма продолжает:

Вот такой веский аргумент подпирал абсурдную и жестокую практику судебных поединков, свойственную некоторым племенам Германии, но распространившуюся и ставшую нормой во всех государствах Европы от Сицилии до Прибалтики {7} .

По закону Гундобальда дуэль разрешалась тогда, когда обвиняемый упорно отказывался признать себя виновным под присягой, а обвинитель настаивал на установлении истины с помощью оружия. Данное положение оставалось неотъемлемой составляющей установления истины в суде путем поединка по всей Европе. Первая запротоколированная судебная дуэль состоялась в итальянском городе Павия в начале седьмого столетия от Р.Х. К поединку прибегли по причине обвинения, выдвинутого против королевы лангобардов Гундиперги. Когда в 643 г. король Ротари приказал составить свод законов лангобардов, судебные дуэли заняли в нем свое достойное место, причем пережили и династию лангобардов, ниспровергнутую в 774 г. Карлом Великим. Сам же рассматриваемый нами принцип продолжал не только жить и здравствовать, но и расширять собственное применение. Например, в 982 г. император Оттон II издал указ о целесообразности прибегать к поединку в случаях клятвопреступления. В процессе эволюции законов лангобардов выработалось правило, по которому судебный поединок мог назначаться в 20 различных случаях {8} .

На протяжении периода Средних веков практика судебных дуэлей находила широкое применение повсюду в Европе. Поначалу она даже пользовалась поддержкой церкви, поскольку папа римский Николай II санкционировал ее в 858 г. Впервые узаконенный, как мы уже видели, в Бургундии, судебный поединок быстро распространился по остальной части современной Франции, укоренившись во всех франкских королевствах.

В результате норманнского завоевания судебные дуэли пришли и в Англию, хотя существует легенда, что и на полвека раньше - в 1016 г. - король Кнут и Эдмунд Железнобокий сошлись в таком поединке на острове Олни, неподалеку от Глостера. Состязались они тогда ни много ни мало за саму Англию. В конце одиннадцатого века, в правление короля Уильяма II, одним бароном, Годфруа Бэйнаром, было выдвинуто обвинение в злом умысле против короля со стороны Уильяма, графа д’Э. Двум этим рыцарям пришлось выяснять отношения с помощью судебного поединка. Они сошлись в Солсбери, где бились в присутствии короля и его двора. Граф д’Э проиграл и в результате подвергся оскоплению и ослеплению, тогда как оруженосец его по каким-то причинам был высечен плетьми и повешен.

Еще одним ярким примером испытания боем в Англии может служить поединок между бароном Генри де Эссексом и Робертом де Монфором в период царствования Генриха II (1154–1189). Эссексам принадлежало наследственное право быть знаменосцами королей Англии, и де Монфор обвинил Генри в злостном небрежении обязанностями в ходе Уэльской кампании 1157 г. Де Монфор заявил, что Эссекс бросил королевский штандарт перед лицом неприятеля и позорно бежал с поля. Подобные заявления никому не могли сойти с рук, а потому двое джентльменов встретились для выяснения истины на острове на Темзе вблизи Ридинга. Эссекс проиграл поединок и был брошен умирать там, где находился. К счастью для него, монахи, которые принесли его тело в обитель с целью погребения, обнаружили, что рыцарь еще жив. Вылеченный и поставленный на ноги, Эссекс так больше никогда и не покидал аббатства. {9}

Во Франции в 1386 г. тоже отмечался достойный внимания судебный поединок, участниками которого стали Жан де Карруж и Жак Ле Гри. Весь эпизод восстановил в деталях Эрик Джейгер в работе, несколько опрометчиво названной «Последняя дуэль». Джейгер повествует о медленно вызревавшем соперничестве между двумя рыцарями, которое приняло самые отвратительные формы, когда Ле Гри изнасиловал красивую и значительно более молодую жену де Карружа. В результате король Франции, Карл VI, отдал приказ о проведении судебного поединка с целью поставить точки в этом деле. Джейгер в ярких подробностях приводит детали пышной церемонии феодального судебного поединка. Чтобы сойтись в схватке друг с другом, два рыцаря вышли на поле на территории одного из парижских монастырей сразу после Рождества 1386 г. Там же находились король со свитой и сотни зевак - поединок мог кончиться только смертью одного из двух участников. В итоге жестокого столкновения, в котором не было никакой поэтической вдохновенности и пышной помпы, столь свойственных предшествовавшему ритуалу, обессиленный Ле Гри оказался на земле в тяжелых доспехах, где противник хладнокровно прикончил его ударом в горло {10} .

Судебные поединки, где бы те ни происходили - во Франции, в Италии или в Англии, - в сущности, мало чем отличались друг от друга. Они представляли собой открытые встречи, санкционированные королем, в которых истец и ответчик сходились между собой на виду у придворных и простых граждан в присутствии самого монарха и на площадке, которая не могла предоставлять преимущества ни одной из сторон. Приговор по итогам столкновения выносился тут же в присутствии заинтересованных сторон. Таким образом, как мы видим, судебный поединок Средневековья в этом своем аспекте коренным образом отличался от сугубо личных, тайных и незаконных встреч, которые представляли собой дуэли в более позднее время. Шекспир, как и нередко случалось при его проницательности, ухватил дух судебного поединка и передал его в «Ричарде II». Первые три начальные сцены пьесы рассказывают историю о противостоянии Томаса Маубрэя герцога Норфолка и Генри Болингброка лорда Херефорда.

Король - залог справедливости и оплот правосудия - созывает двух непримиримых баронов для решения их разногласий. Ричард, выслушав претензии каждой из сторон друг к другу, пытается добиться их примирения, а когда ничего хорошего не получается, приказывает назначить судебный поединок для урегулирования вопроса. Шекспир прекрасно представлял себе сущность судебного поединка. Когда король, которому не удается помирить враждующих, отдает распоряжение о поединке, он действует как судья. Таковые полномочия государя как председателя суда лишь подчеркиваются тем, что, когда стороны приезжают в Ковентри, готовые к битве перед лицом короля и придворных, Ричард отменяет поединок и налагает на обоих баронов наказание в виде изгнания. Как считает Шекспир, о чем он и говорит, - король и только король может осуществлять правосудие.

С раннего времени церковь противилась поединкам, усматривая в них узурпацию прав Бога, несмотря на то что светские власти, которые санкционировали поединки, всецело верили в них как в средство привлечения того же Бога для вынесения справедливого решения путем битвы между тяжущимися сторонами. Святой Авитус, архиепископ Вьеннский и примас Бургундии, выразил протест королю Гундобальду по поводу легализации судебного поединка в 501 г. Более активное противодействие описываемому нами явлению со стороны клира проявилось на соборе в Балансе в 855 г. Между тем само папство - по крайней мере, поначалу - заняло двойственную позицию, порицая поединки в отдельно взятых случаях, однако не покушаясь на сам их институт до двенадцатого века. И действительно, в 858 г. Николай I дал официальную папскую санкцию судебной ордалии, или испытанию подсудимого физическим страданием (судебный поединок являлся, по сути своей, одной из ее разновидностей).

В Италии, после пережитого им периода большой популярности между девятым и двенадцатым столетиями, судебный поединок начал отмирать. Один из историков предполагает, что процесс снижения распространения рассматриваемой нами практики пошел на убыль в результате решений церковного съезда в Вероне в 983 г. На этом высоком собрании государи Италии порешили взять под строгий контроль такое явление, как испытание поединком. Постепенно судебный поединок как институт перекочевал в сферу озабоченности гражданского руководства; к середине одиннадцатого или к началу двенадцатого века вольные города Италии стали один за другим запрещать судебные поединки. Генуя в 1056 г. и, возможно, еще Бари в 1132 г. стали одними из первых, кто отважился на подобный шаг {11} .

В других частях Европы противодействие судебным поединкам оказывала прежде всего церковь. Распоряжения папы должны были - пусть даже в теории - уважаться на всей территории, подконтрольной римской церкви. Во Франции закат эры судебных дуэлей отмечается с правления Людовика IX Святого (1226–1270), который издал эдикты, ставившие подобные обычаи вне закона. Некоторые историки полагают, что момент этот очень важен для понимания причин возникновения позднее собственно дуэлей, как мы их понимаем, поскольку Людовик, лишивший судебные поединки государственного одобрения, дал возможность, что называется, приватизировать их. Так монарх потерял или начинал терять возможность управлять таким явлением, как испытание поединком. Филипп IV Красивый в 1303 г. продолжил зажим дуэльной практики. Поскольку традиция потеряла поддержку свыше, она стала трансформироваться, утрачивая былые открытые формы с присущими им пышными феодальными ритуалами и переходя в сферу запрещенной, но повсеместно практикуемой современной дуэли, с присущим ей хорошо знакомым набором особенностей: секретностью, выбором раннего времени дня и тайного места.

В Англии судебные бои, которые пересекли Ла-Манш вместе с норманнами, познали короткий, но бурный расцвет. Внедрение Генрихом II в Англии суда присяжных стало началом заката испытаний поединком. Люди увидели альтернативный способ разрешения противоречий - более справедливый, не так подверженный предвзятости и влиянию интересов сильных и устойчивый против коррупции по сравнению с принципом рассмотрения дел одним судьей.

Эпоха рыцарства хорошо известна повальным пристрастием дворянства к турнирам, представлявшим собой отчасти пышные праздники, отчасти военные игры и как нельзя лучше отвечавшим идеалам рыцарей. Неотъемлемой составляющей этого явления выступали правила и традиции феодальной верности, которые связывали рыцаря с сеньором, и наоборот; проникая повсюду и пронизывая все общество, они прочно скрепляли узами подданных с королем и короля с подданными. Турниры, кроме того, давали рыцарям возможность совершать героические деяния на глазах дамы сердца, что само по себе служило одним из главных залогов соблюдения традиций средневекового кодекса куртуазной любви.

Средневековые турниры представляли собой помпезные и тщательно организованные мероприятия, в ходе которых рыцари сходились друг с другом в полных доспехах на причудливо украшенных конях в присутствии короля и всего двора. Однако под покровом из шелков и аксамитов, за роскошными орнаментами на шатрах и искусно вышитыми шпалерами эпохи феодализма скрывалась и вполне практическая цель: шанс для рыцарей отшлифовать боевое мастерство, без чего трудно представить себе эффективное выполнение ими обязанностей на военной службе. Тяжеловооруженные всадники - рыцари - служили главной ударной силой любой средневековой европейской армии. Ведение боя верхом в полных доспехах с копьем и мечом требовало высокой выучки и длительных тренировок, а потому представлялось очень важным для рыцаря использовать любую возможность отточить свое умение и довести его до высшей отметки. Турниры являлись одним - и, вероятно, лучшим - из способов, с помощью которых таковая цель могла быть достигнута.

Связь судебного поединка и средневекового турнира с присущей им соревновательностью очевидна, как не менее логично представлять, что и тот и другой с полным на то правом могут претендовать на звание предшественников современной дуэли, хотя лично я бы высказался в пользу первенства судебного поединка, который все же ближе привычному нам дуэльному противоборству. Испытание боем вошло в традицию и практику - или было введено туда - с целью разрешения противоречий между двумя сторонами, тогда как турнир, несмотря на то что в одной из своих форм он также представлял бой двух мужчин, невзирая на всю церемониальную оболочку, в большей степени являлся военной игрой. В общем, можно высказать несколько веских аргументов в пользу мнения, что средневековые турниры правильнее рассматривать скорее как предтечу современных спортивных состязаний, нежели дуэлей.

Третьим средневековым институтом, бывшим близким родственником турнира и судебного поединка - и в самом деле, его можно воспринимать как некоторый симбиоз двух уже рассмотренных нами явлений, - следует назвать рыцарскую дуэль. Происхождение ее довольно туманно, но зато мы хорошо представляем себе суть того, что она собой являла. Как и испытания поединком, всегда разрешенные властями, дуэли рыцарей тоже происходили на огороженных площадках - champs clos. Правила, руководствоваться которыми предписывалось двум участникам боя, судя по всему, тоже отличались довольно четкой определенностью. Биться в таком поединке любой и каждый, как и следует ожидать, не мог. Пункт 12 правил гласил: «Кто не может доказать своего благородного происхождения по отцу и матери хотя бы в четырех поколениях, не должен претендовать на честь быть допущенным к состязанию» {12} .

Как и в случае судебного поединка и средневекового показательного боя двух рыцарей, рыцарская дуэль явно имеет права претендовать на место в списке предшественников современной дуэли. Главное ее назначение состояло в улаживании вопросов, касавшихся чести рыцаря как дворянина. В этом смысле она есть самый прямой прародитель современной дуэли. Однако как и судебный поединок, она отличалась от современной дуэли тем фактом, что проходила публично с соизволения и благословения государя {13} .

По мере распространения и развития института испытания поединком возникла практика применения сторонами выставляемых бойцов, которых нанимали для отстаивания в бою дела тяжущихся. Хотя такой обычай и избавлял последних от риска с оружием в руках сражаться с оппонентом, им приходилось в полной мере нести ответственность в соответствии с результатами поединка. По выражению одного историка: «Как доверители в уголовном деле, которое решали в бою другие лица, такие люди не участвовали в дуэли, но стояли с веревкой на шее, чтобы тот, чей боец проигрывал поединок, мог быть без промедления повешен» {14} .

Следовательно, выбор «чемпиона» в таких случаях являлся в самом прямом смысле слова вопросом жизни и смерти. Фигура бойца-защитника в средневековом судебном поединке пережила сам институт таких состязаний и в рудиментарной форме просуществовала еще довольно долгое время. Бойцы-защитники, или «чемпионы» королей, продолжали играть свою роль, пусть и чисто церемониальную, в ходе коронаций в Англии. Так, на банкете в Вестминстер-Холле после коронации Георга IV в 1821 г. королю служил такой «чемпион». Боец-защитник короля в полных доспехах и при шлеме с плюмажем въехал в зал, где собрались высокопоставленные гости, и трижды бросал латную перчатку перед зрителями, вызывая на поединок один на один всех, кто пожелал бы оспорить права короля на трон. Вызов никто не принял {15} .

Несмотря на церковное противодействие и на рост ограничивающих их законов, судебные поединки не исчезли и в эпоху Возрождения, уцелев в ней как реликт медленно отступавшего Средневековья. В конце 1583 г. - то есть посредине правления Елизаветы I - двум ирландцам, Конору О’Коннору и Тиджу О’Коннору, по велению Тайного совета Ирландии предстояло уладить разногласия между собой силой оружия. Дело касалось обвинения в измене, и судебный поединок проходил во внутреннем дворе Дублинского замка. Конор погиб в схватке, а тело его было обезглавлено {16} .

В 1547 г. имело место событие, которое традиционно считается последним случаем официального применения судебного поединка или рыцарской дуэли во Франции. Пышно обставленный бой между бароном де Жарнаком и сеньором де Ла Шатэньрэ получил одобрение молодого короля Генриха II. Двое дворян бились на строго определенном поле, окруженном шатрами и палатками, на глазах самого короля в присутствии придворных, герольдов и множества прочих зрителей. Происходившее представляло собой реликт Средних веков - старомодное испытание поединком, а не современную дуэль. В подробностях нам предстоит разобрать этот случай в главе 5 данного повествования.

Поколение спустя, в 1571 г., суд в Лондоне распорядился о проведении поединка с целью разрешения противоречий, возникших вокруг участка земли на острове Харти в Кенте. Ответчик, некий Парамур, подал прошение о назначении «испытания битвой» (by Battel), чем - и, надо полагать, небезосновательно - поставил в тупик суд по общегражданским делам. Однако, поскольку истцы выражали полную готовность согласиться на поединок, суд не усмотрел оснований для отказа, какой бы устаревшей и вышедшей из обихода ни являлась подобная норма. Для состязания выгородили место на Тотхилл-Филдс (поблизости от современного здания Парламента). Оба участника тяжбы предпочли выставить доверителей, то есть прибегли к услугам бойцов, или «чемпионов», которые бились за них. Истец, некий Чэйвин, остановил выбор на Генри Нэйлере, опытном фехтовальщике, Парамур же пригласил в защитники своего дела Джорджа Торна.

…боец-защитник истца [Чэйвина], который явился в назначенное место разряженный в красный табар поверх черных доспехов, с ногами, открытыми ниже колена, с непокрытой головой и руками, голыми до локтя, был приведен за руку рыцарем, сэром Джеромом Боузом, который нес дубину длиною в эл (то есть примерно 1,10–1,15 м) с заострением из рога и баклер (маленький щит) с двойным кожаным покрытием… {17}

Бойца-защитника Парамура к полю сопровождал сэр Генри Черри. Слухи о предстоящем поединке и о тщательных приготовлениях к нему немедленно разнеслись по всему Лондону, заставив сняться с мест не менее 4000 человек, которые отовсюду поспешили к Тотхилл-Филдс, чтобы не пропустить ничего из невиданного спектакля. К сожалению для тысяч любопытных и сгоравших от нетерпения зрителей, королева, тоже узнавшая о намеченном поединке, не желая становиться пусть и непрямой, но все же соучастницей нелепого кровопролития, велела решить дело в пользу ответчика {18} . Посему испытания поединком под затаенное дыхание толпы не случилось, кровь не пролилась, а 4000 человек, страждущих зрелищ, мирно отправились по домам.

Право прибегнуть к «испытанию битвой» (by Battel) зажилось в английском праве до девятнадцатого века. В 1817 г. некий Авраам (Эйбрэхэм) Торнтон подпал под обвинение в убийстве Мэри Эшфорд. Адвокат ответчика, судя по всему искушенный в тонкостях юриспруденции и завсегдатай самых темных закоулков уголовного права, не желая подвергать клиента риску суда присяжных, предложил ему выбрать «испытание битвой» (by Battel). Вняв совету защитника, Торнтон снял в суде перчатку и вызвал обвинение на поединок {19} . Суд, конечно же, растерялся от такого поступка - призыва прибегнуть к законной процедуре, не применявшейся не то что несколько десятилетий, но и столетий, - но не мог не уважить выбора Торнтона. В 1819 г., однако, Парламент упразднил «испытание битвой». Говорят, что шаг с отменой этой нормы стал единственной реформой закона, которую одобрил реакционер лорд Элдон за то долгое время, которое он занимал пост лорда-канцлера. Даже «упорный, несгибаемый и непробиваемый» Элдон оказался вынужден признать обоснованность отмены традиции, берущей свое начало в глубине «Темных веков» {20} .

Три различных вида средневекового поединка - боя один на один - долгое время считались прямыми предками современной дуэли. Прежние историки дуэлей прослеживали ее истоки в «яростном, но мрачном суеверии северных племен» {21} . Повсеместно эти же специалисты сходятся на том, что первой важной современной дуэлью стал вызов, полученный Франциском I, королем Франции, от германского императора Карла V в 1528 г. Факт может быть и недостоверным, а рассказы - туманными и противоречивыми, однако эпизод сам по себе уверенно завоевал воображение историков дуэлей. Хотя понять причину такого отношения их нетрудно: речь идет о двух величайших светских правителях Европы, двух могущественных государях, которые бросили друг другу вызов как дуэлянты. С того самого момента, как гласит теория, и стали обычными современные дуэли. Как писал один из таких историков: «Пример оказался заразительным» {22} .

В действительности несостоявшаяся встреча между французским королем и главой Священной Римской империи имеет немало оснований претендовать на звание первой современной дуэли. Несмотря на все заметные сходства (оставим на мгновение в стороне различия) между средневековыми формами одиночного поединка и современной дуэлью, последняя в сути своей - порождение эпохи Ренессанса. Италия стала колыбелью Возрождения, она подарила нам Боттичелли, Брунеллески и Микеланджело, однако она же обогатила мир концепцией современной дуэли. Как писал один ученый недавно: «На протяжении первой половины шестнадцатого столетия средневековые виды поединка один на один переросли в Италии в дуэли чести, которые заменили вендетту» {23} . Карл V и Франциск I являлись, что называется, совершенно типичными par excellence - по определению - государями именно Ренессанса, а потому в плане логики совершенно закономерно им было бы дать начало новой традиции дуэли и внедрить понятия о чести, которые лежали бы во главе угла всей этой концепции.

В Италии первой половины шестнадцатого столетия, ставшей родиной современной дуэли, нашелся один инструмент, который способствовал распространению новых идей - печатный пресс. Именно при помощи этих станков стало возможным размножение всякого рода литературы - руководств и пособий, - с одной стороны, предлагавшей благородным господам ознакомиться со стандартами понятий о чести, а с другой - изучить накопленный опыт в плане применения оружия, помогавшего ее надлежащим образом отстаивать.

Инкубационный период вызревания современной дуэли совпал по времени с перемежающимися и накладывающимися одна на другую войнами в Италии, которые тоже подталкивали людей к тому, чтобы сходиться в поединках, множа и множа ряды тех, кто желал стать адептом нового этикета. В сентябре 1494 г. Карл VIII Французский с армией перешел Альпы и вторгся в Италию, чтобы заявить о правах на престол в Неаполитанском королевстве. Поступив подобным образом, он дал старт Итальянским войнам - целой серии все более и более кровавых и дорогостоящих в плане материальных ресурсов и людских жизней конфликтов, продлившихся до 1559 г.

Итальянские войны представляют собой важную веху в истории дуэлей, поскольку вследствие затяжных враждебных действий на территории Италии на довольно долгое время задержалось множество французских солдат. В итоге значительное количество французов оказалось в тесном соприкосновении с чем-то новым для них, впитывая и быстро осваивая не совсем привычные взгляды на понятие о личной чести и дуэльные этикеты. Возможностей для того, чтобы опробовать приобретенный опыт на практике, у них имелось предостаточно. Война и периоды неспокойствия есть благодатная почва для возбуждения всеобщей неприязни и ненависти и как нельзя лучше подходят для вызревания идей дуэлей, а Италия на заре шестнадцатого века вовсе не являлась исключением.

Итальянские войны, несомненно, познакомили вторгшихся в страну французских солдат с дуэлями в новом стиле: в хрониках полным-полно сообщений о поединках, разворачивавшихся в то время, причем во многих принимали участие как раз французы. Байяр, Сент-Круа, Кобуа, Бурдей, Пурвиллан и Ла Мотт - вот лишь несколько французских рыцарей, которые выходили сражаться один на один в Италии в тот период. Гастон де Фуа и де Шомон - два значительных французских командира - стали свидетелями дуэлей, которые вели их земляки {24} . Именно эти люди, а также и множество других, оставшихся неназванными, привезли домой из-за Альп во Францию новую моду.

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Его происхождение Теперь попытаемся выяснить себе историческое происхождение этого порядка. Следя за ходом владельческих отношений между князьями в XI-XIII вв. на днепровском юге и верхневолжском севере, замечаем одну видимую несообразность. В старой Киевской Руси XI-XII

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Ее происхождение Екатерина по матери принадлежала к голштейнготторпскому княжескому роду, одному из многочисленных княжеских родов Северной Германии, а по отцу - к другому тамошнему же и еще более мелкому владетельному роду - ангальтцербстскому. Отец Екатерины,

Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора

Из книги Варварские нашествия на Западную Европу. Вторая волна автора Мюссе Люсьен

Происхождение После мощных миграционных толчков в период поздней античности в VI–VIII вв. для Скандинавии настала нора упадка и изоляции. Человеческие ресурсы были истощены; для того чтобы сформировать новые полчища, требовалась передышка. Однако эта пауза не была

Из книги Цивилизация Этрусков автора Тюийе Жан-Поль

ПРОИСХОЖДЕНИЕ Признаем честно, происхождение этрусков - это тот вопрос, в котором не было никакого прогресса с начала XX в. Оставим в стороне появившуюся еще в XVIII в. гипотезу о приходе этрусков с севера от ретов. Эта гипотеза впоследствии была доработана с учетом

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

5. Происхождение Ермака и происхождение Кортеса В предыдущей главе мы уже сообщили, что, по мнению романовских историков, сведения о прошлом Ермака чрезвычайно скудны. По преданию, дед Ермака был посадским человеком города Суздаля. Знаменитый внук его родился где-то в

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Происхождение Происхождение северо– и южноамериканских индейцев рассмотрено в предыдущей

Из книги Лицо тоталитаризма автора Джилас Милован

Происхождение 1 Корни коммунистической доктрины, какой мы ее знаем сегодня, уходят глубоко в прошлое, хотя свою «действительную жизнь» она начала с развитием в Западной Европе современной промышленности.Фундаментальные основы ее теории - первичность материи и

Из книги Маленькая книга о капоэйре автора Капоэйра Нестор

Происхождение О происхождении капоэйры - африканском или бразильском - спорят и по сей день; различные и взаимопротиворечащие теории создаются, чтобы объяснить как все началось. К сожалению, ранние дни капоэйры окутаны мраком неизвестности, так как существует всего

Из книги Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения автора Глаголева Екатерина Владимировна

автора

Происхождение

Из книги Петербургские женщины XIX века автора Первушина Елена Владимировна

Происхождение Купцы составляли чуть меньше 1 % от населения России, но были кровью, питавшей все ее части.С 1775 года купечество делилось на три гильдии согласно размеру объявляемого капитала. При этом минимум капитала, необходимого для записи в третью гильдию, был

Из книги Петербургские женщины XIX века автора Первушина Елена Владимировна

Происхождение Мещане и мещанки составляли значительную долю горожан - около 35 % городского населения и от 6 до 10 % от общего населения России. В него входили в основном мелкие торговцы (те, что не могли объявить купеческий капитал) и ремесленники.Это сословие несло

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Происхождение Если 20 лет назад проблема происхождения мезоамериканской культуры могла решаться альтернативно - считать ее автохтонной или, наоборот, привнесенной из Азии, то в настоящее время, по мере того как новые открытия умножают данные о древних горизонтах, эта

Из книги Дуэль. Всемирная история автора Хоптон Ричард

Часть II. История дуэлей

Из книги Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

ГЛАВА ПЯТАЯ. Происхождение запорожских казаков и история их до самозванца. - Описание их страны и селитьбы. - Самозванец на Дону. - Происхождение донских казаков и отношения их к Московскому государству. - Самозванец вступает в службу к князю Вишневецкому. - Быт

Открытка, конец XIX века

Самый веский довод в споре иногда превращал этот спор в фарс. Иногда в комедию. Чаще же — в трагедию. «Моя Планета» рассказывает о самых известных спорах недавнего прошлого.

С давних времен дуэли использовались как наилучший способ доказать свою правоту — по праву сильного. Само понятие «дуэль» возникло примерно в XIV веке и происходит от латинского duo — «два». К XVI веку «поединки чести» превратились в настоящую головную боль для европейских монархов. Гибли тысячи людей, среди которых были и довольно известные и значимые личности. Ниже мы расскажем про десять самых знаменитых дуэлей в истории.

Четверная дуэль: Завадовский и Грибоедов против Шереметева и Якубовича

В 1817 году из-за очаровательной балерины Авдотьи Истоминой, царицы светского Петербурга, в схватку вступили сразу четверо мужчин.

К тому моменту Авдотья два года находилась в связи с кавалергардским штабс-ротмистром В.В. Шереметевым. Отношения были нестабильны, и после очередной ссоры Истомина покинула ухажера. Через пару дней один из ее приятелей — начинающий писатель А.С. Грибоедов — позвал расстроенную балерину к себе на чай. Однако в гостях ее ждал еще и новый ухажер — светский лев граф Завадовский, снимавший с Грибоедовым квартиру. Шереметев пришел в бешенство, узнав о связи Завадовского с Истоминой, и по совету друга Александра Якубовича вызвал графа на дуэль. А Грибоедова, невольно оказавшегося инициатором знакомства Истоминой с графом, вызвал сам Якубович.

12 ноября Шереметев погиб в результате дуэли. Якубович же с Грибоедовым сразились только через год, в ходе чего Якубович остался невредим, а писателю прострелили мизинец на руке. Много позже это увечье помогло опознать его труп среди убитых религиозными фанатиками в Тегеране.

Несостоявшаяся дуэль: Иван Тургенев против Льва Толстого

К счастью, дуэль так и не состоялась

В XIX веке на почве дуэлей отличился и Лев Толстой, имевший характер далеко не сахарный. Молодой писатель нередко конфликтовал со своим окружением, поучая всех, как надо жить. Тургенев являл собой полную противоположность: типичный интеллигент, творчество — в расцвете, уже написаны «Записки охотника», «Дворянское гнездо».

27 мая 1861 года, когда оба мэтра гостили у Афанасия Фета, Толстой в запале оскорбил дочь Тургенева — Полину: дескать, ее благотворительность в отношении бедняков носит неискренний и даже театральный оттенок. Разозленный Тургенев покинул дом Фета. Между писателями начались письменные выяснения отношений, в которых они вызывали друг друга на дуэль. Но поскольку письма приходили с опозданиями, Толстой и Тургенев по очереди успевали уже остыть к моменту получения сообщений.

К счастью, дуэль так и не состоялась, иначе бы, возможно, до нас так и не дошли бы «Анна Каренина», «Война и мир» и другие литературные шедевры. Однако дружбу писатели возобновили только спустя 17 лет бойкота.

Самая нелепая дуэль: Отто фон Бисмарк против Рудольфа Вирхова

Случай практически уникальный: рациональный человек науки Рудольф Вирхов перехитрил влиятельного министра Отто фон Бисмарка

Министр-председатель Пруссии Отто фон Бисмарк, как большинство политиков, имел и сторонников, и противников, главным из которых был Рудольф Вирхов, избранный лидером радикальной партии. Вирхов был сторонником революции, которую Бисмарк хотел, наоборот, подавить.

Разногласия достигли кульминации во время дебатов 30 мая 1865 года. Бисмарк почувствовал себя оскорбленным после высказываний Вирхова о том, что военный бюджет Пруссии непомерно раздут по вине министра, а страна погрузилась в нищету. Не дождавшись извинений, Бисмарк вызвал оппонента на дуэль.

Однако Вирхов был еще и ученым. Когда к нему явились секунданты Бисмарка, он отстоял свое право выбрать оружие для дуэли и предложил сразиться на сосисках. Одна из них должна была быть заражена токсинами и оказаться смертельной для того, кто ее съест. Бисмарк от подобной затеи отказался, остроумно ответив, что «герои не объедаются до смерти».

Дуэль человека с животным: Ришар де Макер против собаки

Хронист Оливье де ля Марш не преминул отметить: когда тело Макера перестало дергаться в петле, собака покойного де Мондидье сразу же успокоилась

В конце XIV века во Франции при дворе Карле V служили два рыцаря — Обри де Мондидье и Ришар де Макер. Обри был более успешным и частенько вызывал зависть у Макера. Как-то раз приятели отправились на охоту, но вернулся с нее только Ришар. Труп рыцаря был найден в лесу, спрятанный под листьями, собакой Обри. После похорон пес, нашедший кров у друга убитого хозяина, встретив Макера на улице, неожиданно набросился на него с диким лаем, что вызвало подозрение у присутствующих. Так случалось всякий раз, как собака видела рыцаря. Феномен дошел до самого короля, который решил лично провести расследование. По его приказу около 200 рыцарей, в числе которых был и Макера, выстроились перед дворцом. Затем во двор ввели собаку, которая тут же бросилась в сторону подозреваемого.

Во время допроса короля Макер отрицал все обвинения. Тогда Карл решил прибегнуть к практике Божьего суда, отведя роль обвинителя собаке. Так 8 октября 1371 года впервые в истории состоялась дуэль человека с животным. Макер был вооружен палкой и щитом, однако они ему не помогли. Едва собаку спустили с поводка, она атаковала противника. Пораженный Макер признался, что это он убил Обри, и начал просить пощады. Однако, по решению Его Величества, рыцарь был отправлен на виселицу, а псу, отомстившему за хозяина, воздвигли памятник в окрестностях Фонтенбло.

Самая известная дуэль: «дуэль миньонов»

Дуэль воспринялась большинством придворных как бессмысленная бойня

В этой схватке сразилось сразу шестеро: трое миньонов короля Генриха III и трое со стороны его противника герцога де Гиза. Однако причина крылась вовсе не в политике. Однажды один из миньонов, граф де Келюс, случайно застал барона д‘Антрага (сторонника герцога де Гиза) у своей возлюбленной. Через день граф намеренно пошутил о ней публично, сказав, что эта дама «более прекрасна, чем добродетельна». Вызов от барона поступил мгновенно.

Дуэль прошла в парке Турнель в Париже 27 апреля 1578 года. В бой вступили сперва де Келюс и д’Антраг, но позже не выдержали и их секунданты (хотя по дуэльному кодексу не должны были вмешиваться в поединок). В итоге секунданты убили друга дуга, а вот зачинщики дуэли остались живы. Барон отделался царапиной на руке, а де Келюс получил около 19 ранений. Король выделил немалую сумму на лечение своего любимца, и неугомонный граф даже пошел на поправку, но вздумал прокатиться на лошади. Раны открылись, и миньон погиб.

Если все описанное кажется вам знакомым, немудрено — история этой дуэли вошла в сюжет романа Александра Дюма-отца «Графиня де Монсоро».

Самая необычная дуэль: месье де Грандпре против месье Ле Пика на воздушном шаре

При падении умерли и дуэлянт, и пилот, управлявший шаром

В 1808 году во Франции состоялась дуэль в воздухе. Два почтенных господина — де Грандпре и Ле Пик — влюбились в одну и ту же танцовщицу Парижской оперы, мадемуазель Тиреви. Соперники пришли к выводу, что нет лучшего способа выяснить, кто из них достоин сердца примадонны, кроме как стреляться. Поскольку в то время среди парижской знати была мода на воздушные шары, дуэлянты решили выяснить отношения прямо в небе.

Поднявшись каждый на своем шаре примерно на 900 м, мсье остановились на этой высоте и выстрелили друг в друга. Пуля де Грандпре попала в воздушный шар Ле Пика, после чего он загорелся и упал на землю вместе с дуэлянтом и пилотом.

Победитель заявил свои права на сердце мадемуазель Тиреви. Однако примадонна не оценила проявленного в поднебесье мужества, отдав предпочтение совершенно другому мужчине.

Самая известная дамская дуэль

Русские женщины знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений

Думаете, дуэли были исключительно мужской забавой? Отнюдь. В Европе в XVII веке мода на драки буквально охватила милых дам. Женские сражения были еще жестче мужских и чаще заканчивались смертью. Подробнее о самых известных дамских дуэлях и их истории можете прочитать в, а пока расскажем, откуда все это началось.

Июнь 1744-го. Немецкая принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Ангальт. Дуэлянткам по 15 лет! Не поделившие какую-то мелочь принцессы заперлись в спальне и дрались на шпагах. К счастью, обе вовремя остановились, иначе мировая история не узнала бы Екатерину Великую.

После восшествия на престол императрица буквально ввела в России моду на женские дуэли. Так, за 1765 год состоялось 20 поединков, на восьми из которых она даже выступала секундантом. Однако, будучи противницей летальных исходов, Екатерина ввела лозунг: «До первой крови!» Благодаря этому за время ее правления было всего три случая гибели женщин на дуэлях.

Самая курьезная дуэль: Сасаки Кодзиро против Миямото Мусаси

Мастеру хватило двух быстрых ударов по самураю, чтобы того убить

В японской культуре дуэли занимали особое место и проходили иначе, чем в Европе и России. Никаких пистолетов, никаких шпаг. На Востоке было другое оружие — мечи. Была другой и тактика: противники сперва замирали друг перед другом, затем кружили, выискивая момент для удара, который впоследствии решал всё. Подобные сцены часто можно увидеть в японских фильмах.

Одной из самых знаменитых дуэлей среди самураев называют сражение в 1612 году двух известных фехтовальщиков — Миямото Мусаси и Кодзиро Сасаки. Считается, что причиной поединка стали их разные взгляды на, собственно, искусство фехтования. В то время как Сасаки, который являлся настоящим мастером меча и автором коронного приема «выпад ласточки», был грозен и самоуверен, Мусаси представлял собой комическое зрелище, явившись на место с веслом, наскоро обструганным под меч. Сасаки заранее расслабился и посчитал дуэль выигранной, однако Мусаси удалось отклониться от удара и убить противника всего одним четким ударом веслом по голове. Остается лишь добавить: оружие — ничто, техника — всё!

Самая трагическая дуэль: Александр Пушкин против Жоржа де Геккерна (Дантеса)

Дантес стрелял первым и ранил Пушкина в живот. Упав в снег, поэт вскоре приподнялся и выстрелил, легко ранив обидчика в руку

Творчество Пушкина признано национальным достоянием. Культ поэта сложился еще при его жизни, но у популярности есть всегда и оборотная сторона.

В 1835 году молодой привлекательный офицер Дантес-Геккерн познакомился с Натальей Пушкиной, женой поэта, и влюбился. В светских кругах Петербурга сразу поползли слухи, в том числе и о взаимности чувств Натальи. Пушкин, несмотря на легкое волнение, сохранял доверие и нежность к супруге, пока в ноябре 1836 года не получил анонимное письмо, в котором его окрестили рогоносцем и намекнули на отношения его жены с Дантесом.

И быть бы дуэли уже тогда, но Дантес женился. И не на ком-нибудь, а на сестре Натальи — Екатерине Гончаровой. Впрочем, и после свадьбы Жорж продолжал ухаживать за Натальей, что дало обществу повод для новых острот. Потеряв терпение, в 1837 году поэт отправляет письмо приемному отцу Дантеса Луи Геккерну, где обоим отказывает от дома. Дуэль неизбежна.

8 февраля 1837 года Пушкин был смертельно ранен в живот, а Дантес отделался небольшим ранением руки. Через два дня страна потеряла своего гения. Люди приходили толпами, чтобы проститься. Василий Жуковский, поразившись умиротворенному выражению лица умершего друга, вызвал скульптора, и тот снял посмертную маску. После она разошлась в копиях среди ближайших друзей, ну а теперь есть чуть ли не в каждом пушкинском музее. С кого еще снимали посмертные маски, читайте в .

Бескровные дуэли

Сейчас бескровные дуэли иногда называют прообразом пейнтбола

В начале XX века наконец задумались о ценности человеческой жизни и придумали относительно безопасную альтернативу — бескровные дуэли. Соперники стреляли с 20 м из пистолетов с восковыми пулями. Столь оригинальное оружие придумал французский врач де Виллер в 1905 году. После он проводил учебные занятия в элитной парижской Школе поединка, а в числе их посетителей был даже экс-президент Франции — Казимир Перье.

Восковые пули были неспособны нанести смертельную травму, кроме того, для защиты использовались длинные холщовые плащи и стальные маски. Таким образом, бескровные дуэли больше походили на спорт, выглядели эффектными и быстро обрели популярность. Об одном из поединков в 1906 году писала New York Times: двое состоятельных американцев в кожаных плащах и защитных масках стреляли по команде в некоем мужском клубе. Закончилась дуэль ничьей, но свою порцию адреналина получили как участники, так и публика. Сейчас бескровные дуэли иногда называют прообразом пейнтбола.

У Пушкина было много дуэлей. Вызовов на дуэли еще больше, аж 30!
К счастью, не все дуэли состоялись. Александр Сергеевич Пушкин был отменным стрелком, но в то время этого было мало. Дуэльные пистолеты специально покупались новыми и никогда не пристреливались. Это делало даже опытного стрелка равным тому кто первый раз держит пистолет в руках и способен лишь навести его в сторону противника (

Время дуэлей Пушкин он ни разу не пролил кровь противника (кроме последнего поединка) и никогда не стрелял первым. Дуэли - это странная черта в Пушкине.

Не злой по натуре человек, он вдруг, без видимых причин, начинал проявлять назойливую задиристость. Часто вел себя вызывающе. Были у полиции особые списки, в которые включались люди, не совсем удобные для общественного спокойствия. В списках этих было и имя Александра Пушкина. И отнюдь не в вольнодумии и прочих высоких материях обвинялся он тут - был в этих списках на одном из почетных мест в качестве карточного понтера и дуэлянта.

Пушкин был большим мастером пистолета, и не боялся бросать вызов любым соперникам. Как мы помним по "граненому стволу" из его "энциклопедии русской жизни" - "Евгения Онегина" - пистолет начала 19 века был оружием сложным и разносторонним.

После первого выстрела, вероятность попадания при котором была крайне мала, пистолет ввиду долгой перезарядки не мог более использоваться в бою, как огнестрельное оружие.

1. 1816 год. Пушкин вызвал на дуэль Павла Ганнибала, родного дядю.
Причина: Павел отбил у молодого 17-летнего Пушкина дaмy на балу (далеко не красавицу) . Итог: Дуэль отменена.

Хоть ты, Саша, среди бала
Вызвал Павла Ганнибала,
Но, ей Богу, Ганнибал
Не подгадит ссорой бал! (С) Ганнибал

2. 1817 год. Пушкин вызвал на дуэль Петра Каверина, своего друга.
Причина: сочиненные Кавериным шутливые стихи. Итог: Дуэль отменена.

3. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль поэта Кондратия Рылеева.
Причина: Рылеев пересказал на светском салоне шутку Толстого про Пушкина. Будто бы его высекли в тайной канцелярии. Итог: Дуэль не состоялась.

4. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль и графа Федора Толстого.
Причина: Шутка что пушкина высекли в тайной канцелярии. Дуэлянты обменялись едкими эпиграммами, но у барье-ра так и не встретились. Кстати судьба Толстого (большого счастливого дуэлянта) уникальна и с мистикой. Пушкин с ним даже подружился. Ниже пост о нем, его мистической судьбе и Пушкине, рекомендую. Итог: Дуэль не состоялась.

5/ 1. 1819 год. Пушкина вызвал на дуэль его друг Вильгельм Кюхельбекер.
Причина: шутливые стихи про Кюхельбекера, а именно, пассаж "кюхельбекерно и тошно". Итог: Вильгельм в Пушкина выстрелил, а Пушкин в Вильгельма нет.

6. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфа, служащего из министерства юстиции.
Причина: слуга Пушкина приставал пьяным к слуге Корфа, и тот его избил. Итог: Дуэль отменена.

7. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль майора Денисевича.
Причина: Пушкин вызывающе вел себя в театре, крича на артистов, и Денисевич сделал ему замечание. Итог: Дуэль отменена.

8. 1820 год. Пушкин вызвал на дуэль Федора Орлова и Алексея Алексеева.
Причина: Орлов и Алексеев сделали Пушкину замечание за то, что тот пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим. Итог: Дуэль отменена примирением сторон.

9. 1820? год. Дуэль с неизвестным греком.
Причина: кишиневского грека (его фамилия не сохранилась) Пушкин вызвал на дуэль т.к. тот удивился, как мог Пушкин не знать какую--то книгу, о которой случайно зашла речь. Итог: Дуэль не состоялась.

10. 1821 год. Пушкин вызвал на дуэль на саблях офицера французской службы Дегильи.
Причина: ссора с невыясненными обстоятельствами. Итог: Дуэль не состоялась Дегильи отказался.

11 / 2. 1822 год. Пушкина вызвал на дуэль подполковник Семен Старов.
Причина: не поделили ресторанный оркестр при казино, где оба предавались азартной игре. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.

12. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль 65 летнего статского советника Ивана Ланова.
Причина: ссора во время праздничного обеда. Ланов назвал поэта молокососом, а в ответ получил от Пушкина звание винососа и вызов на дуэль. Итог: Дуэль отменена, Пушкина посадили под арест.

13 / 3. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль молдавского вельможу Тодора Балша, хозяина дома, где он гостил в Молдавии.
Причина: Пушкину недостаточно учтиво ответила Мария на некий вопрос супруга Балша. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.

14. 1822 год. Пушкин вызывает на дуэль бессарабского помещика Скартла Прункуло.
Причина: Тот был в качестве секунданта на дуэли, где Пушкин был так же секундантом, и oни не договорились о правилах дуэли.
Итог: Дуэль отменена.

15. 1822 год. Пушкин вызывает на дуэль Северина Потоцкого.
Причина: дискуссия за обеденным столом о крепостном праве. Итог: Дуэль отменена.

16. 1822 год. Пушкина вызвал на дуэль штабс-капитан Рутковский.
Причина: Пушкин не поверил, что бывает град весом в 3 фунта (а градины такого веса все-таки бывают) и высмеял отставного капитана. Итог: дуэль отменена.

17. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль кишиневского богача Инглези.
Причина: Пушкин домогался его жены, цыганки Людмилы Шекора. Итог: Дуэль отменена, Пушкин был посажен под арест.

18 / 4. 1822 год. Пушкина вызвал на дуэль прапорщик генерального штаба Александр Зубов.
Причина: Пушкин уличил Зубова в шулерстве во время игры в карты. На дуэль Пушкин явился с фуражкой, полной черешни, и ел ягоды, пока соперник в него целился. Итог: Зубов стрелял в Пушкина (мимо), а сам Пушкин от выстрела отказался.

19. 1823 год. Пушкин вызвал на дуэль молодого молдавского писателя Ивана Руссо.
Причина: личная неприязнь Пушкина к этой персоне. Итог: Дуэль отменена.

20. 1826 год. Пушкин вызвал на дуэль Николая Тургенева, одного из руководителей Союза благоденствия, члена Северного общества.
Причина: Тургенев ругал стихи поэта, в частности, его эпиграммы. Итог: Дуэль отменена.

21. 1827 год. Пушкина вызвал на дуэль артиллерийский офицер Владимир Соломирский.
Причина: Пушкин, бывая в доме князя Урусова, пользовался вниманием его дочери по имени София, к которой его приревновал Соломирский. Итог: Дуэль отменена благодаря усилиям секундантов.

22. 1828? год. Дуэль с неизвестным.
Причина: Неизвестна. "Мне удалось даже отвести его от одной дуэли. Но это постороннее "... Ф. Н. Глинка. Из письма к Бартеневу. Историки практически ничего ничего не знают об этой дуэли. Итог: Дуэль отменена благодаря усилиям Ф. Н. Глинки.

23. 1828 год. Пушкин вызвал на дуэль министра просвещения Александра Голицына.
Причина: Пушкин написал дерзкую эпиграмму на министра и тот устроил ему за это допрос с пристрастием. Итог: От дуэли противников удержал поэт и публицист Федор Глинка.

24. 1828 год. Пушкин вызвал на дуэль секретаря французского посольства в Петербурге Лагрене.
Причина: неизвестная дaма на балу и услышанная фраза обращенная к Пушкину "Прогоните его". Итог: Дуэль отменена.

25. 1829 год. Поэт вызывает на дуэль Хвостова, чиновника министерства иностранных дел.
Причина: последний плохо выразился об эпиграммах Пушкина, в которых автор сравнивает Хвостова со свиньей. Итог: Дуэль отменена.

26. 1836 год. Поэт вызывает на дуэль Репина
Причина: Та же, что и в предыдущем случае - недовольство вызванного стихами Пушкина о себе. Итог: Дуэль отменена.

27. 1836 год. Дуэль с чиновником министерства иностранных дел Семеном Хлюстиным.
Причина: Та же, что и в двух предыдущих случаях.Итог: Дуэль отменена.

28. 1836 год. Поэт вызывает на дуэль Владимира Сологуба.
Причина: Нелестный отзыв Владимира жене Пушкина - Наталье. Итог: Дуэль отменена.

29. 1936 год. Пушкин вызывает на дуэль Дантеса.
Причина: Анонимные письма "рогоносца" с намеком на связь Дантеса с Натали. Итог: Дуэль отменена, т.к. Дантес делает предложение сестре Натали - Екатерине Гончаровой.

30 / 5. 1837 год. Пушкина вызывает на дуэль нидерландский посол Геккерн, но драться за себя посылает приемного сына Жоржа Дантеса.
Причина: Письмо Пушкина, в котором он резко отозвался о Геккерне как об отце Дантеса, нелестно охарактеризовал его приемного сына и «отказал им от дома». Итог: Пушкин убит, Дантес ранен в правую руку (пуля рикошетит от пуговицы на груди).