Древние Сузы: библейский город в Иране.

Распространенная на днях в азербайджанских СМИ новость неприятно удивила армянскую сторону. Удивился и российский рупор армянского агитпропа Regnum. Где же будут производить грузовики Tatra - в Азербайджане или Армении? - задается вопросом издание.

Дело в том, что год назад о договоренности относительно совместного производства чешских грузовиков сообщила армянская сторона. Как пишет Regnum, в марте 2017 года сообщалось, что, согласно меморандуму, подписанному между чешской компанией TATRA TRUCKS и японской Zenon Limited Liability, в Котайкской области Армении будет основан автозавод по производству грузовиков Tatra. Об этом тогда заявил директор Арташатского ФГГ ЗАО "Газпром Армения" Андраник Арутюнян.

Он отмечал, что работы по открытию завода уже стартовали. По словам Арутюняна, строительство завода является результатом достигнутых соглашений по инвестициям между премьер-министром Армении Кареном Карапетяном и проживающими в РФ армянскими бизнесменами. А на завершающем этапе программы планируется создание 2000 рабочих мест.

Еще больше подробностей приводило год назад издание PanARMENIAN.Net.

"Чешская сторона - мои друзья. А с премьером я работал долгие годы. В этом случае я являюсь связующим звеном", - объяснил Арутюнян, добавив, что переговоры об основании завода в Армении начались еще в ноябре 2016 года. "В ноябре начались переговоры с чешской стороной, после этого я лично встретился с послом Ирана в Армении, представил ему наши предварительные договоренности. Иранская сторона с большим воодушевлением приняла новость, учитывая европейские санкции. Таким образом, нам удалось обеспечить большой рынок для реализации грузовиков", - отметил Арутюнян.

По его словам, в этой сделке заинтересованы все три стороны - армянская, чешская и иранская, все три выиграют в результате основания завода. "У чешской стороны появится новый рынок, у иранской - новый товар, а мы создадим новые рабочие места", - отметил Арутюнян, добавив, что согласно второму этапу программы планируется реализация произведенных в Армении грузовиков также и на российском рынке, принимая во внимание также действующие в РФ санкции.

Более того, было выбрано место строительства завода. И со дня на день в Армении ожидали прибытия инженеров чешской компании, которые должны были оценить здание будущего завода... На этом история с армянской Tatra обрывается, и уже год никто не знает, есть ли какие-то развития в проекте.

Зато два дня назад стало известно, что чешские грузовики Tatra уже с мая текущего года начнут производить... в Азербайджане.

Как пишет Trend, об этом заявил журналистам посол Чехии в Азербайджане Витезслав Пивонька. На церемонию официального запуска производства грузовиков в Азербайджане приедет министр промышленности Чехии Гинер. Ранее чешский дипломат заявлял, что производимые в Азербайджане грузовики Tatra предназначаются для экспорта.

Соответствующий меморандум был подписан в декабре прошлого года в посольстве Чехии в Азербайджане между производственным объединением (ПО) "Гянджинский автомобильный завод" и компанией Tatra. Документ подписали глава ПО Ханлар Фатиев и председатель совета правления Tatra Петр Русек. Согласно договоренностям, с 2018 года в Азербайджане начнется производство различных моделей грузовиков Tatra.

Анонсируя в январе этого года производство чешских грузовиков в Азербайджане, издание "Пражский телеграф" отмечало, что для Tatra Trucks Азербайджан является одним из важнейших экспортных рынков. По словам председателя правления Tatra Trucks Петра Русека, Азербайджан является важным и традиционным партнёром Чешской Республики, а создание сборочного производства в Гяндже может послужить плацдармом для экспансии на другие рынки кавказского и среднеазиатского региона. Соглашается с ним Давид Снашел, председатель Европейско-Азербайджанской торговой палаты, которая выступила посредником на переговорах между чешской и азербайджанской сторонами.

"Для нашей организации договорённости о создании сборочного производства Tatra Trucks - очень важный проект, так как на Азербайджан сделала свою ставку компания, которая является одной из жемчужин чешской промышленности. Европейско-Азербайджанская торговая палата также продемонстрировала, что способна внести значительный вклад в развитие отношений между нашими странами", - сказал ПТ Снашел.

Информируя о других векторах сотрудничества Tatra Trucks на постсоветском пространстве, "Пражский телеграф" упоминает и вышеуказанные планы по Армении. Но никакой новой информации, помимо той, что была озвучена год назад, относительно армянского направления нет. Да и в самой Армении молчат - непонятно, реализуется проект или застопорился.

Не будем исключать, что чешская компания действительно хочет открыть завод в Армении. Но это оказалось не так-то просто, учитывая изолированность этой страны и отсутствие у нее материальной и инфраструктурной базы для подобных проектов. Армения, какие бы фантазии не обуревали тамошними властями, не способна вкладывать деньги в серьезные проекты. Вся надежда, как надо понимать, опять на диаспору, и Карапетян вроде даже как договорился с российскими армянами-миллионерами. Был даже найден рынок сбыта в лице Ирана. Но проект мощно тормозит. Или отложен в долгий ящик?

Стоит обратить внимание на такой факт - соглашение о производстве грузовиков - подчеркнем - в Армении было достигнуто между чешской и японской компаниями, а разговаривал о деньгах премьер с зарубежной диаспорой. Сама армянская сторона тут как бы вообще не присутствует. В то время, как в Азербайджане Tatra имела дело непосредственно с конкретным, реально существующим и действующим местным предприятием, на базе которого через два месяца и начнется производство.

Если снова заглянуть в армянские СМИ годичной давности, то можно увидеть, что оптимизм прожектеров уже тогда был поставлен многими под сомнение. Издание Sut.am тогда предупредило общественность от излишней радости, напомнив о заявлении министерства транспорта, связи и информационных технологий в преддверии президентских выборов 2013 года o том, что в течение ближайших 1-2 месяцев в Армении будет построен завод по производству автобусов. Заявлялось, что согласно достигнутой договоренности между министерством и индийской компанией Ashok Leyland, завод будет выпускать средние и большие автобусы. В рамках программы территория по адресу Микоян 18 в городе Ереван была сдана в аренду немецкой компании MedAK GmbH сроком на 35 лет для организации производства.

Планов на производство "армянских автобусов" из иностранных деталей было много. Однако строительство завода так и не началось.

Прошло уже более 4 лет с данного обещания о строительстве автобусного завода, однако в Армении не только не были произведены автобусы, но и не началось строительство обещанного завода, а территория, которая была сдана под строительство сроком на 35 лет - пустынна и не известно, были ли перечислены в государственный бюджет средства за ее аренду, возмущалось в марте прошлого года армянское здание.

Та же участь может постичь и "армянские" чешские грузовики. Очень сложно иметь серьезные дела с такой страной, как Армения. Государство, если оно хочет, чтобы к нему относились серьезно, должно быть самодостаточным и уметь сотрудничать, не рассчитывая на подачки.

А на подачки Армения будет жить еще долго. Пока не образумится и не поймет, что у нее просто нет выбора - либо мир с соседями, либо...

Впрочем, планы Tatra на Азербайджан все вполне доходчиво нашим соседям уже объяснили.

Готовые классические кроссворды с вопросами и ответами для взрослых и детей разных классов. Разгадывайте и решайте бесплатно и с удовольствием .

Кроссворд на тему "Города-миллионеры" №1

Вопросы:
По горизонтали: 4. Крупнейший город, расположенный на острове Сулавеси, и 6-й по величине город Индонезии. 5. Город на юге Вьетнама; крупнейший город страны. 10. Столица Венесуэлы. 11. Второй по величине город Индонезии, административный центр провинции Восточная Ява, один из основных портов страны, важный экономический и инфраструктурный центр. 12. Город на западе Ирана, административный центр остана Хузестан, расположен на берегах реки Карун. 13. Городской округ в провинции Хунань КНР, административный центр провинции, расположен на реке Сянцзян. 16. Столица и самый крупный город Таиланда на восточном берегу реки Чаупхраи недалеко от её впадения в Сиамский залив. 17. Город на северо-западе Мексики, крупнейший в штате Нижняя Калифорния и самый западный во всей Латинской Америке. 19. Город в Аргентине, в провинции Санта-Фе, который является третьим по численности в стране, после Буэнос-Айреса и Кордовы и расположен на берегу реки Парана. 20. Город в Пакистане, административный центр провинции Хайбер-Пахтунхва.

По вертикали: 1. Город и муниципалитет в Мексике, в штате Халиско, северный пригород административного центра штата Гвадалахары, с которым образует единую агломерацию. 2. Городской округ в провинции Хэйлунцзян Китайской народной республики, название города буквально переводится как «великое празднество». 3. Старое название индийского города Кожикоде. 6. Город в Индии на реке Гомти, столица штата Уттар-Прадеш. 7. Город в Демократической Республике Конго, административный центр провинции Лулуа. 8. Столица и крупнейший город Никарагуа. 9. Городской округ в провинции Хэбэй КНР. 14. Областной центр в России. 15. Городской округ в провинции Хэйлунцзян КНР, второй по значению городской округ провинции Хэйлунцзян. 18. Остров и город в провинции Кепулауан-Риау на севере Индонезии.

Ответы:
По горизонтали: 4. Макасар. 5. Хошимин. 10. Каракас. 11. Сурабая. 12. Ахваз. 13. Чанша. 16. Бангкок. 17. Тихуана. 19. Росарио. 20. Пешавар.
По вертикали: 1. Сапопан. 2. Дацин. 3. Каликут. 6. Лакхнау. 7. Кананга. 8. Манагуа. 9. Таншань. 14. Воронеж. 15. Цицикар. 18. Батам.

Статистика: Всего слов - 20; 7 букв - 16 слов, 5 букв - 4 слова.

Кроссворд на тему "Города-миллионеры" №2

Вопросы:
По горизонтали: 3. Третий по количеству жителей город Испании после Мадрида и Барселоны, расположен у впадения частично осушенной реки Турия в Средиземное море. 5. Столица и крупнейший по численности населения и площади город Армении, один из древнейших городов мира. 9. Город и порт на Корейском полуострове в Республике Корея, аванпорт Сеула в заливе Канхваман Жёлтого моря. 10. Столица Турецкой Республики и второй по населению в стране город после Стамбула, расположенный на Анатолийском плоскогорье, у слияния рек Анкара и Чубук. 11. Столица и второй по величине (после Алеппо) город в Сирии. 13. Городской округ в провинции Ляонин КНР. 14. Городской округ в провинции Цзянсу КНР, расположенный в низовьях реки Янцзы близ озера Тайху. 15. Городской округ в Китае в центре провинции Гуандун: в городе расположен крупнейший в мире торговый комплекс South China Mall.

По вертикали: 1. Один из крупнейших городов в Нигерии, столица штата Квара. 2. Столица Республики Казахстан на берегах реки Ишим. 4. Самый крупный город в провинции Квебек и второй по величине город в Канаде. 6. Город в северо-западной Индии, в штате Пенджаб. 7. Второй по размеру город в индийском штате Чхаттисгарх. 8. Крупнейший город Новой Зеландии. 12. Город на юго-западе Бангладеш, административный центр одноимённых области и округа, расположенный на берегах рек Рупша и Бхайроб. 13. Город в центральной части Индии, административный центр штата Мадхья-Прадеш.

Ответы:
По горизонтали: 3. Валенсия. 5. Ереван. 9. Инчхон. 10. Анкара. 11. Дамаск. 13. Бэньси. 14. Сучжоу. 15. Дунгуань.
По вертикали: 1. Илорин. 2. Астана. 4. Монреаль. 6. Амритсар. 7. Бхилаи. 8. Окленд. 12. Кхулна. 13. Бхопал.

Статистика: Всего слов - 16; 8 букв - 4 слова, 6 букв - 12 слов.

Кроссворд на тему "Города-миллионеры" №3

Вопросы:
По горизонтали: 2. Старейший из четырёх имперских городов Марокко, крупнейший на севере Африки центр исламской культуры и образования. 5. Городской округ в Гуанси-Чжуанском автономном районе КНР, экономический, административный и культурный центр Гуанси-Чжуанского автономного района. 8. Столица и крупнейший город провинции Кёнгидо Республики Корея. 9. Городской округ в провинции Цинхай КНР, место пребывания правительства провинции. 11. Город в Индии, старейший существующий поныне город на полуострове Индостан; административный центр одноименного округа и третий крупнейший город в штате Тамил-Наду. 12. Городской округ в провинции Хунань КНР.

По вертикали: 1. Город в Федеративной Республике Германия, в земле Северный Рейн-Вестфалия. 3. Город и муниципалитет в Мексике, в штате Халиско. 4. Городской округ в провинции Хэйлунцзян КНР, второй по значению городской округ провинции Хэйлунцзян. 6. Город в Иране, столица одноименной провинции, священный город шиитов. 7. Столица и крупнейший город Италии на реке Тибр. 10. Городской округ в провинции Гуйчжоу КНР, расположенный по обоим берегам реки Нань-Мипхэ.

Ответы:
По горизонтали: 2. Фес. 5. Наньнин. 8. Сувон. 9. Синин. 11. Мадурай. 12. Иян.
По вертикали: 1. Кельн. 3. Сапопан. 4. Цицикар. 6. Кум. 7. Рим. 10. Гуйян.

Статистика: Всего слов - 12; 7 букв - 4 слова, 5 букв - 4 слова, 3 буквы - 4 слова.

СПРАВКА: Города-миллионеры - города с населением более 1 000 000 человек. Первым городом, достигшим населения 1 миллион человек, был Рим примерно на рубеже нашей эры. В настоящее время в мире около 300 городов-миллионеров.

Кроссворды на тему "Города-миллионеры" с ответами (сборник 1)

Попробуйте также разгадать (решить) другие классные готовые кроссворды:

Пока функции «скачать» нет, Вы можете скопировать кроссворд, вставить в Word, распечатать и разгадывать совершенно бесплатно.

Шуш (Сузы) едва упоминается в современных путеводителях по Ирану, а вот в Библии это название встречается 23 раза. И неудивительно, ведь древний город видел грандиозные сражения и падения целых государств, служил столицей не одной империи и даже был пристанищем библейского пророка Даниила. Что сохранилось с легендарных времен, рассказывает «Иран сегодня».

История на ходу

Некогда величественная столица эламитов [жители государства Элам 3 тыс.-сер. VI в. до н.э. — прим. «Иран сегодня»] — сегодня едва заметная точка на туристической карте где-то между Ахвазом и Тегераном. Как многие туристы проезжают мимо Шуша, сменяя один крупный город другим, так долгое время обходили своим вниманием небольшой городок и исследователи. Лишь в XIX веке археологам удалось установить соответствие между маленьким Шушем и легендарными античными Сузами.

Древние Сузы манят археологов / источник фото: susachtb.ir

По одной из версий, шипящее название городка восходит к утерянному эламскому языку (Шушун, или Сусан) и в переводе означает «лилия». Однако вовсе не цветами прославился город. Здесь когда-то возвышалась знаменитая стела с законами Хаммурапи [один из древнейших правовых памятников — прим. «Иран сегодня»] и находилась одна из столиц персидских царей. Согласно Библии (Книга Эсфирь), именно здесь состоялось бракосочетание Артаксеркса I (465-424 г. до н.э.) и иудейки Эсфирь, предотвратившей тем самым притеснения еврейского народа.

Зиккурат Чога-Занбиль

Кстати, о руинах... Древнейшие в Иране и одни из самых древних на земле расположились тоже здесь, в 50 км от Шуша. Этот зиккурат, получивший свое название по одноименной местности, воздвиг царь Элама Унташ-Напириша в 1250 году до нашей эры. Он насчитывал пять ярусов, на последнем из которых возвышались фигуры божеств, а каждый кирпич был убористо исписан именами богов и эламских царей.


Реконструкция облика зиккурата Чога-Занбиль / источник фото: iranatlas.info

Храм возводился в честь верховного бога эламского пантеона во главе с Ишушинаком и служил религиозным центром эламского города Дур-Унташ. До нас дошли руины древнего городища.

Городище Дур-Унташ

Этот менее выдающийся, чем Сузы, город эламской цивилизации, раскинулся на 2 километра вперед. Для его защиты эламские цари предприняли самые решительные меры и воздвигли три ряда стен. Первая обороняла непосредственно зиккурат, вторая обособляла царскую резиденцию, а третья скрывала многочисленные хозяйственные постройки, в частности, резервуар, обеспечивающий город водой.


Кирпичи зиккурата покрыты надписями / источник фото: mag.cafegardesh.com

Впрочем, натиска мощной армии не перенесла и такая система. В 647 году до н.э. войска ассирийского правителя Ашурбанипала (669-627 гг. до н.э.) на голову разбили эламитов. Город оказался полностью разрушенным и так и не был восстановлен.

Гробница пророка Даниила

Немало сокрыто и на территории самого города. Причем «сокрыто» во всех смыслах. Ведь довольно сложно распознать в традиционной для Ирана архитектуре усыпальницу библейского пророка. Впрочем, сегодня к святыне стекаются представители разных конфессий: одни почитают пророка под именем Даниила, другим он известен как Дарияр. А ориентир у всех один — белокаменный конус, не заметить который просто невозможно.


Усыпальница пророка Даниила / источник фото: irneda.ir

По преданию, именно гробница святого сохранила Сузы нетронутыми во время завоевательных походов Тамерлана (1336-1405). Великий полководец отказался от набега на город, не желая тревожить праха усопшего. И все же часть мощей он вывез, перезахоронив их в мавзолее Ходжа Дониер в Самарканде. Сегодня, помимо Суз и Самарканда, мощи пророка покоятся еще в двух городах мира: в Александрии (Египет) и Киркуке (Ирак).

Дворец Дария

Дворец Дария в Сузах возводился в годы его правления и был завершен около 500 года до н.э. Примерно в 440 году он сгорел и был восстановлен только в царствование Артаксеркса II (404-358 гг. до н.э). По легенде, дворец славился своими несметными богатствами. Недаром одна из площадок двора именовалась «площадкой сокровищниц». Как указывает древнегреческий историк и географ Страбон, Александр Македонский вывез из Суз 49000 талантов золота и серебра.


Декоративная панель с изображением стражников из дворца Дария I в Сузах / источник фото: wikipedia.org

Сегодня до нас дошло немало: пять археологических дворцовых насыпей, разбросанных на 250 га в провинции Хузестан, часть настила дороги, по которой ездил царь и цветные барельефы, почти не тронутые временем.

Французская крепость

Французская крепость — еще один приметный символ города, который, однако, гораздо «моложе» своих собратьев. Дело в том, что с установлением местоположения Суз в XIX веке в этот иранский городок стали активно стекаться группы археологов. Правда, стекались они сюда на свой страх и риск. Ведь тогда Иран переживал не лучшие времена и обеспечить безопасность ученых, ведущих продолжительные раскопки на окраинах, просто не мог. В результате французский археолог Жак де Морган взялся за решение сразу нескольких вопросов — как прошлых, так и насущных.

Он воздвиг массивную крепость, которая должна была служить исследователям надежной защитой. Сегодня крепость не менее знаменита здесь, чем ее создатель.

Материалы