Досрочное голосование военнослужащих. Методические рекомендации по реализации избирательных прав военнослужащих вооруженных сил российской федерации при проведении выборов депутатов государственной думы федерального собрания российской федерации пятого со

ВОПРОСЫ:

1. Закон РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".

2. Порядок реализации избирательных прав военнослужащих.

6 декабря 1994 года вступил в силу Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". В истории бывшего советского и современного Российского законодательства такого рода правовой акт принят впервые. Теперь главное действующее лицо выборов - избиратель стал центральной фигурой законодательства, в то время как все прежние акты о выборах были ориентированы в основном на определение порядка избрания депутатов.

Основные положения и особенности этого Федерального закона:

1. Закон стал первичным правовым источником, раскрывающим содержание основных основных принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права и тайного голосования. Прежде это делалось на конституционном уровне в традиционно присущих главах об избирательной системе. Новая Конституция Российской Федерации такой главы не содержит, устанавливая лишь в качестве общей нормы право граждан "избирать и быть избранным... в органы государственной власти и органы местного самоуправления" и условия, при которых гражданин таким правом не обладает.

В соответствии с Конституцией РФ и настоящим законом активное избирательное право, т.е. право избирать, принадлежит всем гражданам России с 18 лет. Исключение составляют лишь те из них, кто признан судом недееспособным или содержится в местах лишения свободы по приговору суда.

Конкретные возрастные пределы для реализации гражданами своего пассивного избирательного права (быть избранным) устанавливаются Конституцией РФ и Федеральными законами. Вместе с тем, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином России пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории (соответственно уровню проводимых выборов). Однако согласно ст.4 настоящего Закона "устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать:

21 года - при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;

30 лет - при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта РФ;

21 года - при выборах главы местного самоуправления".

При этом "сроки обязательного проживания на указанной территории не менее 1 года".

По сравнению с прежними Конституциями Федеральный закон дает несколько иное определение равного избирательного права. В нем оба аспекта этого понятия (каждый избиратель имеет один голос одного избирателя равен голосу другого избирателя) объединяются общей формулой об участии избирателей на равных основаниях. В прежнем законодательстве эта формулировка относилась лишь к одинаковому весу голосов избирателей.

Закон вносит много нового в закрепление гарантий равного избирательного права. Так, равенство голосов избирателей, их одинаковый вес обеспечиваются тем, что при мажоритарной системе выборов (1 депутат-1 круг) каждого депутата выбирает одинаковое число избирателей. Но по различным техническим причинам, связанным с принципами образования избирательных округов, достичь полного равенства практически невозможно. Поэтому уже в прежней Конституции указывалось на примерное равенство числа избирателей в округах.

Первая правовая норма, закрепляющая допустимые пределы расхождения в этом плане, была установлена в Положении о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в 1993 году. В соответствии с ней допускалось расхождение в пределах не более 15 процентов. Рассматриваемый Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" снизил общую норму до 10 процентов, закрепив, однако, что в труднодоступных и отдаленных местностях она может превышать до 15 процентов. (Эти нормы нашли подтверждение в Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", вступившим в силу в июне 1995 года). На территории компактного проживания коренных малочисленных народов допускается отклонение до 30 процентов.

В реализации всеобщего избирательного права важное значение имеют учет избирателей, составление избирательных списков. Длятого, чтобы обеспечить наиболее полный учет, Закон устанавливаетновую норму, предписывающую главе местной администрации уточнятьсписки зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1июля каждого года.

Необходимое для включения в эти списки условие проживания натерритории конкретного избирателя участка Закон предписывает толковать в соответствии с Федеральным законом о праве граждан Россиина свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства наее территории.

Закрепляется также право избирателя заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список, а также о любойнеточности в нем. "В течение 24 часов, - гласит статья 8 Закона, -участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление илибо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением нормативов отклонения заявления".

Важная роль в обеспечении избирательных прав граждан принадлежит избирательным комиссиям. Именно на них ложится подготовка и проведение выборов. Закон детально не определяет полномочия и порядок деятельности этих комиссий, так как они специфичны при выборах разного уровня органов государственной власти или органов местного самоуправления. Такое регулирование осуществляется в соответствующих законах и нормативных актах субъектов РФ. Данный же Закон лишь фиксирует те начала, которые признаны гарантировать беспристрастность и объективность работы комиссий, их компетентность, профессионализм и независимость от постороннего влияния в осуществлении своих полномочий.

Так, избирательные комиссии при подготовке и проведении выборов в пределах их компетенции "независимы от государственных органов и органов местного самоуправления" (статья 11). Акты комиссий обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий. Все они и средства массовой информации обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий. В частности, предоставлять им необходимые помещения, транспорт, средства связи, давать ответы на их обращения, предоставлять возможность для размещения печатной информации.

Чтобы соблюсти беспристрастность работы комиссий, в их состав не должны "входить кандидаты, их доверенные лица, супруги, близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении" (статья 13).

Обеспечению избирательных прав граждан способствуют и такие закрепленные Федеральным Законом принципы деятельности избирательных комиссий, как гласность и открытость их работы. На заседаниях комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации, а на избирательных участках - наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные наблюдатели, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральными Законами. Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации.

Одной из важнейших задач настоящего Закона является обеспечение возможности осуществления прав граждан свободно и беспрепятственно выдвигать кандидатов в депутаты. Право выдвижения кандидатов или их списков принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям.

Решение о выдвижении кандидатов (их списка) от избирательных объединений и избирательных блоков принимается тайным голосованием на съездах (конференциях) соответствующего уровня, на собраниях местных отделений избирательных объединений, а в случае образования избирательных блоков - на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в блок. Второй этап процесса выдвижения - сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов. Закон устанавливает, что "максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать два процента от числа избирателей" (статья 18).

Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора их подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом. Сбор подписей избирателей осуществляется по месту их работы, службы, учебы и жительства. Инициатива сбора подписей может исходить от любого избирателя (избирателей), уведомившего об этом со-

ответствующую избирательную комиссию.

Закон ввел важное новшество: в документах, представляемых в избирательную комиссию для регистрации кандидатов, в обязательном порядке указываются сведения о том, к какому избирательному объединению он принадлежит.

Безусловным требованием Закона является альтернативность выборов, без которой нельзя говорить об их демократическом характере. Поэтому, если "число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа кандидатов или равным ему, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий" (статья 20).

Особое значение имеют нормы Закона о гарантиях прав кандидатов. Например, кандидат имеет право назначить в избирательную комиссию, его зарегистрировавшую, и в нижестоящие комиссии по одному члену избирательного объединения, от которого он выдвинут, с правом совещательного голоса. (Эти лица имеют доступ ко всем материалам и документам комиссий и могут выступать на их заседаниях).

Закон также устанавливает единые гарантии деятельности кандидатов, которые обладают равными правами и несут равные обязанности. Это делается для того, чтобы они не могли использовать преимущества своего служебного положения. Если кандидаты находятся на государственной или муниципальной службе, а также работают в средствах массовой информации, то после их регистрации они освобождаются от выполнения служебных обязанностей на время их участия в выборах. И за все это время избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, обязана выплатить им денежную компенсацию (виды, размер и порядок ее выплаты устанавливаются Федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ).

Во время проведения выборов кандидаты не могут быть уволены с работы по инициативе администрации или переведены на другую работу без их согласия. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по специальности. Кроме того, после регистрации кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

Согласно настоящему Закону "государство обеспечивает гражданам РФ, общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации" (статья 23). Тем самым избирателям предоставляется возможность основательно ознакомиться с теми программами и установками, с которыми идут на выборы избирательные объединения, блоки и независимые кандидаты. Закон устанавливает, что граждане России и общественные объединения вправе вести агитацию за или против любого кандидата, избирательного объединения. При этом гарантируется полное равноправие всех ее участников.

Предвыборная агитация может осуществляться в различных формах, в том числе: использование средств массовой информации, собрания и встречи с избирателями, публичные предвыборные дебаты и дискуссии, митинги, демонстрации, шествия, выпуск и распространение агитационных печатных материалов. Однако Закон предписывает, что формы агитации, ее методы и содержание не должны вступать в противоречие с требованиями Федерального законодательства.

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушение целостности государства, пропаганда войны.

В агитации запрещается участвовать членам избирательных комиссий, государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам. Если же последние являются кандидатами, то они участвуют в агитации на равных основаниях с другими кандидатами.

Закон также устанавливает сроки проведения предвыборной агитации, гарантирует кандидатам и избирательным объединениям равные условия доступа к средствам массовой информации.

Учитывать то обстоятельство, что проведение избирательной кампании требует больших материальных затрат, в Федеральном законе подробно расписаны порядок и принципы финансирования выборов. Оно осуществляется по двум каналам с различными источниками формирования.

Во-первых, расходы избирательных комиссий производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального, субъектов РФ, местного). Расходы Центральной избирательной комиссии предусматриваются отдельной строкой в Федеральном бюджете.

Во-вторых, для финансирования предвыборной агитации кандидаты создают собственные избирательные фонды. Подобные фонды могут формировать и избирательные объединения. Фонды могут создаваться: за счет средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных мерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, и добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Для того, чтобы избежать вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, запрещаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан; российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов; международных организаций. Не допускаются также пожертвования государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений (это объясняется тем, что выборы кандидатов должны основываться на поддержке социальных слоев населения, а не властных структур, и конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства).

Чтобы пресечь различного рода злоупотребления и использование скрытых источников финансирования, Федеральный закон устанавливает, что в целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. Кроме того, введена норма, обязывающая избирательные комиссии до дня выборов периодически публиковать предоставляемые кандидатами и избирательными объединениями сведения о размерах фондов и источниках их создания.

Избирательные права граждан обеспечиваются необходимыми гарантиями и на решающей стадии выборов - в процессе голосования. Закон гарантирует проведение выборов в один из выходных дней, своевременное извещение избирателей о времени и месте голосования (не позднее чем за 20 дней до его проведения), возможность избирателя в силу создавшихся условий проголосовать досрочно, а также вне помещения для голосования, на дому и т.д.

Нормы Федерального закона очень детально регламентируют условия, охраняющие свободу волеизъявления избирателей. Так, избиратель голосует по предъявлении документа, удостоверяющего его личность, расписывается в получении бюллетеня, на котором должна быть печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Голосование происходит тайно. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя.

Действующий Закон расширяется и углубляет гарантии избирательных прав граждан и на стадии подсчета голосов и определения результатов выборов."В целях исключения фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и производится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, иностранные (международные) наблюдатели"(статья 31).

Законом введена норма, согласно которой на обратной стороне бюллетеня, признанного недействительным, указываются причины такого вывода, что подтверждается подписями не менее трех членов комиссии.

Увеличено количество данных, которые должны содержаться в протоколах участковой избирательной комиссии по итогам голосования. Суммируя данные, содержащиеся в протоколах участковых и территориальных комиссий, окружная комиссия определяет результаты выборов по избирательному округу. Выборы считаются "недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей"(статья 32). Свою работу по подведению итогов голосования окружная комиссия проводит в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения, а также иностранных (международных) наблюдателей.

Общие данные о результатах выборов по округу публикуются в средствах массовой информации в течение 3-х дней. Избирательные комиссии всех уровней, кроме участковых, публикуют полные данные, на основе которых подводились результаты выборов в этих комиссиях, в течение месяца.

Принципиально важное значение имеют положения Закона об ответственности за нарушение избирательных прав граждан. Восстановление ущемленных избирательных прав обеспечивается возможностью обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц в вышестоящей избирательной комиссии. В ряде случаев восстановление нарушенных прав граждан осуществляется через суд.

В соответствии с федеральным законодательством ответственность, как административную, так и уголовную, за нарушение избирательных прав граждан несут лица, которые:

Препятствуют свободному осуществлению гражданами права избирать и быть избранными путем насилия, обмана, угроз, подлога или иного способа;

Распространяют заведомо ложные сведения о кандидатах, порочащие их честь и достоинство;

Проводят агитацию в день, предшествующий выборам, и в день выборов;

Препятствуют работе избирательных комиссий или голосования.

Нормы, конкретизирующие ответственность за правонарушение в этой области, содержатся в Уголовном кодексе (статьи 132-133-1) и Кодексе об административных правонарушениях (статьи 40-1 - 40-13).

Так, нарушение членом избирательной комиссии права граждан на ознакомление со списком избирателей, либо пересмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в этом списке, либо отказ выдать гражданину ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления о внесении исправления в список, а также умышленное уничтожение, повреждение агитационных печатных материалов влекут наложение штрафа в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда.

Проведение агитации в период ее запрещения, или распространение ложных сведений о кандидате, или изготовление либо распространение анонимных агитационных материалов, или воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав,или отказ администрации (работодателя) предоставить зарегистрированному кандидату, доверенному лицу кандидата либо члену избирательной комиссии предусмотренный законом отпуск для участия в подготовке и проведении выборов, или нарушение тайны голосования, или нарушение прав члена избирательной комиссии влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав либо воспрепятсвование работе избирательных комиссий,соединенное с подкупом, обманом, применением насилия либо угрозой его применения, наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет либо штрафом до 200 минимальных размеров оплаты труда. Меры ответственности повышаются, если противоправные действия совершаются должностным лицом или организованной группой.

II. Законодательство Российской Федерации определяет особенности участия военнослужащих в выборах. В соответствии с Конституцией и действующими законами военнослужащие обладают равными с другими гражданами страны избирательными правами и "имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления" (статья 9 Закона РФ "О статусе военнослужащих").

Вместе с тем, учитывая специфику прохождения службы и дислокации воинских частей, законодательство устанавливает ряд особенностей участия военнослужащих в выборах. Они изложены в Конституции РФ, законах "Об обороне","О статусе военнослужащих","О воинской обязанности и военной службе",Федеральных законах "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ","О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" и связаны:

Во-первых, с образованием избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. В таких случаях, избирательные участки образуют командиры воинских частей по решению соответствующей окружной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосование всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам;

Во-вторых, с подготовкой списков избирателей.Если воинская часть расположена за пределами территории России или же если военнослужащие, члены их семей и другие избиратели проживают в районе расположения воинской части, то списки избирателей составляются его командиром, а не участковой избирательной комиссией;

В-третьих, с формированием участковой избирательной комиссии. Если воинская часть расположена за пределами территории России, то состав участковой избирательной комиссии назначает командир этойчасти;

В-четвертых, с проведением предвыборной агитации. Воинским частям, военным учреждениям и организациям запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы;

В-пятых, с финансированием выборов. В ходе подготовки и проведения их не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны воинских частей, военных учреждений и организаций;

В-шестых, с временем голосования на избирательных участках, образованных в воинских частях. Здесь участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей;

В-седьмых, с ограничениями для военнослужащих, избранных депутатами представительных органов власти. Военная служба для них временно приостанавливается в случае перехода на постоянную работу в представительный орган власти - на период депутатских полномочий. По истечении их гражданин вправе продолжить военную службу.

В заключение повторим, что Федеральный Закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" - правовой акт, занимающий особое место в системе избирательного законодательства.

< 2>

"ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации",Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", законом Российской Федерации "О ПРАВЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИНА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА ВПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,Внутренних войск Министерства внутренних делРоссийской Федерации, Федеральной пограничной службы, других министерств и ведомств, в подчинении которых имеются воинские части,ИМЕЮТ ПРАВО ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ,находящихся за пределами Российской Федерации,ПОЛЬЗУЮТСЯ ВСЕЙ ПОЛНОТОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ.

НЕДОПУСТИМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ АКТИВНОГО ИЛИ ПАССИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО МОТИВАМ, СВЯЗАННЫМ С ХАРАКТЕРОМ,УСЛОВИЯМИ,ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ, МЕСТОМ ИХ СЛУЖБЫ ИЛИ ПРЕБЫВАНИЯ, А ТАКЖЕ МЕСТОМ ЖИТЕЛЬСТВА ДО ПРИЗЫВА (ПОСТУПЛЕНИЯ) НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ И

ДРУГИМ МОТИВАМ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОГРАНИЧЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОНСТИТУЦИЕЙ Российской Федерации и Федеральными законами.

В СООТВЕТСТВИИ СО ст.18 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ = ОБ ОБОРОНЕ = ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВЕДЕНИЕ ЛЮБОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АГИТАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ, НА ТЕРРИТОРИИ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, СОЕДИНЕНИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

СТАТЬЯ 45 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ " З А ПР Е Щ А Е Т С Я ПРОВОДИТЬ ПРЕДВЫБОРНУЮ АГИТАЦИЮ, РАСПРОСТРАНЯТЬЛЮБЫЕ АГИТАЦИОННЫЕ ПРЕДВЫБОРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ВОИНСКИМ ЧАСТЯМ, ВОЕННЫМУЧРЕЖДЕНИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ. КОМАНДОВАНИЕ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ИНФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ О ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЛОКАХ И КАНДИДАТАХ В ДЕПУТАТЫГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне воинскойчасти, могут участвовать во встречах избирателей с кандидатами вдепутаты и других предвыборных мероприятиях. Командиры воинскихчастей, участковые избирательные комиссии воинских частей организуют просмотр телевизионных программ и прослушивание радиопередачгосударственных телерадиокомпаний, связанных с подготовкой и проведением выборов.

1. В О Е Н Н О С Л У Ж А Щ И Е И М Е Ю Т П Р А В О

БЫТЬ ИЗБРАННЫМИ ДЕПУТАТАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Согласно ст.40 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ", военнослужащий имеетправо сам выдвинуть свою кандидатуру или быть выдвинутым избирателями соответствующего избирательного округа с последующим сборомподписей в его поддержку. Сбор подписей среди военнослужащих, имеющихся в воинских частях, осуществляется по согласованию с командирами воинских частей. Командиры воинских частей должны содействовать организации сбора подписей. После завершения бора подписейизбирателей и представления личного письменного заявления в окружную комиссию военнослужащий, в случае его регистрации кандидатом вдепутаты и на основании рапорта, освобождается от военной службыдля участия в выборной компании со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов.

В указанный период на военнослужащих, являющихся кандидатамив депутаты, распространяются все права и обязанности, предусмотренные ст.44 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" . Избрание военнослужащегодепутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ являетсяоснованием для временного приостановления его службы.

2. З А К О Н О Д А Т Е Л Ь С Т В О Р Ф О В Ы Б О РА ХП Р Е Д У С М А Т Р И В А Е Т ОРГАНИЗАЦИЮ ГОЛОСОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ОБЩИХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ.

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОЛОСОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ и других избирателей воинских частей на общих избирательных участках РЕШАЮТСЯОКРУЖНЫМИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ ПО СОГЛАСОВАНИЮ С КОМАНДИРАМИВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ.

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОЛОСОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ОБЩЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ, обеспечения досрочного голосования военнослужащихРЕКОМЕНДУЕТСЯ ВКЛЮЧАТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ В СОСТАВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ И УЧАСТКОВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ В СОСТАВЕ УЧАСТКОВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ В ДЕНЬ ВЫБОРОВ ВЫДАЮТ ПО СПИСКУ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ВОИНСКОЙЧАСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ ДЛЯ ТАЙНОГО ГОЛОСОВАНИЯ, КОТОРЫЕПОСЛЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ОПУСКАЮТСЯ В ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ЯЩИКИ ДЛЯГОЛОСОВАНИЯ. ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ И ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ СПИСКИИЗБИРАТЕЛЕЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ В ВОИНСКУЮ ЧАСТЬ, ГДЕ ОРГАНИЗУЕТСЯ ИХ ХРАНЕНИЕ В УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ПОРЯДКЕ.

ДОПУСКАЕТСЯ ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НЕПОСРЕДСТВЕННО В ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ОБОСОБЛЕННЫХ, УДАЛЕННЫХ ОТНАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РАЙОНАХ.

При образовании командиром воинской части по решению соответствующей окружной избирательной комиссии избирательного участканепосредственно в воинской части участковая избирательная комиссияформируется выборным органом местного самоуправления не позднеечем за 44 дня до выборов в количестве 5-10 членов. В случае есливыборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в установленный срок, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует,формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующими территориальной либо окружной избирательными комиссиями. Руководство деятельностью участковых избирательных комиссийизбирательных участков воинских частей осуществляется соответствующими окружными избирательными комиссиями.

В работе избирательных комиссий избирательных участков образованных в воинских частях, учитываются требования об ограниченииправа граждан на свободу передвижения, на выбор места пребывания ижительства в пограничной полосе, в закрытых военных городках, натерриториях, где введено чрезвычайное или военное положение, установленные Законом РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения,выбор места жительства и пребывания в пределах РФ".

ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ МОЖЕТ БЫТЬ ВКЛЮЧЕН В СПИСОК ИЗБИРАТЕЛЕЙ И ГОЛОСОВАТЬ ТОЛЬКО НА ОДНОМ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ.

Согласно ст.13Федерального Закона "О выборах Государственной Думы ФедеральногоСобрания РФ"список избирателей, включающих военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей если

они проживают в границах расположения воинской части, составляетна основании данных, представляемых командиром воинской части всоответствующую участковую избирательную комиссию не позднее 6 ноября 1995 года. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей,включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

ДОСРОЧНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ПОРЯДКЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ СТ.58 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального СобранияРФ".Участковые избирательные комиссии организуют досрочное голосование избирателей на избирательных участках по их заявлениям передотбытием в отпуск, на излечение в госпиталь и лечебно- профилактическое учреждение, для выполнения заданий командования в труднодоступных и отдаленных районах и по другим уважительным причинам.

В случае проведения досрочного голосования в помещении территориальной избирательной комиссии (за 15-4 дня до выборов) список проголосовавших избирателей воинской части и конверты с избирательными бюллетенями передаются в участковую избирательную комиссию, на избирательном участке которой голосуют избирателя данной воинской части, либо в участковую комиссию избирательного участка, образованного в воинской части непосредственно.

СВЕДЕНИЯ О ЧИСЛЕННОСТИ И ДИСЛОКАЦИИ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ НЕ ПОДЛЕЖАТ РАЗГЛАШЕНИЮ, НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ИХ ВКЛЮЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНОЙ СТРОКОЙ В БАЗУ ДАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РФ "ВЫБОРЫ".

Участковые избирательные комиссии избирательных участков, образованных в воинских частях, о б е с п е ч и в а ю т:

1. составление и уточнение списков избирателей из числа военнослужащих и других граждан, проживающих в границах расположения воинской части;

2. ознакомление со списками избирателей, рассмотрение заявлений об ошибках и о неточностях в списках избирателей, решение вопросов о внесении в список соответствующих изменений;

3. оповещение избирателей о дне и месте голосования;

5. рассмотрение жалоб (заявлений) о нарушениях федерального

законодательства и принятие по ним мотивированных решений;

6. организацию доставки избирателей из числа военнослужащих

на избирательные участки в день выборов (при необходимости);

8. организацию на избирательном участке голосования в день выборов;

На избирательном участке воинской части участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного частью первой статьи 58 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.

Доступ наблюдателей, в том числе иностранных, наблюдателей от избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, на избирательные участки воинских частей в день голосования и при подсчете голосов осуществляется при предъявлении ими соответствующих удостоверений. Командиры воинских частей выделяя помещения для избирательных участков, должны размещать их вне территорий режимных объектов.

Протоколы участковой избирательной комиссии воинской части с итогами голосования представляется в соответствующую окружную избирательную комиссию.

Хранение списков избирателей, протоколов участковой избирательной комиссии, избирательных бюллетеней и других документов участковой избирательной комиссии организуется в воинской части в установленном законом порядке.

Избирательные участки в воинских частях, находящихся за пределами территории РФ, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений РФ на территории страны их пребывания по предложениям Министерства Обороны РФ. Приписка об отнесении таких избирательных участков к одномандатным избирательным округам определена Федеральным законом "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ второго созыва".

На избирательном участке, образованном за пределами территории РФ, состав участковой избирательной комиссии назначается руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения РФ, либо командиром воинской части, расположенной за пределами РФ.

Участковые избирательные комиссии, образованные в воинских частях, находящихся за пределами территории РФ, обеспечиваются бланками списков избирателей, протоколов участковой избирательной комиссии, избирательными бюллетенями для тайного голосования и

другой избирательной документацией Центральной избирательной комиссией РФ и окружными избирательными комиссиями через соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения.

Протоколы участковых избирательных комиссий воинских частей, находящихся за пределами РФ, представляются председателями этих комиссий в дипломатическое представительство или консульское учреждение страны пребывания и после включения данных в общие итоги голосования граждан РФ, находящихся в данной стране, возвращаются в воинскую часть для хранения в установленном законом порядке.

Досрочное голосование избирателей воинских частей, находящихся за пределами территории РФ, осуществляется в соответствующем дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ на территории страны пребывания.

ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, СФОРМИРОВАННЫХ КОМАНДИРАМИ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, ПРОИЗВОДИТСЯ МО РФ, МИНИСТЕРСТВОМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ, другими министерствами и ведомствами РФ, В ПОДЧИНЕНИИ КОТОРЫХ ИМЕЮТСЯ ВОИНСКИЕ ЧАСТИ, ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РФ НА ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ И КОМАНДИРЫ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СТ.52 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" О НЕДОПУСТИМОСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЛОКОВ СО СТОРОНЫ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, ВОЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ.

в соответствии с законодательством о выборах права военнослужащих, которые реализуются при формировании органов государственной власти и местного самоуправления, участии в референдуме. Существуют особенности при реализации И. п. в., которые заключаются в том, что военнослужащие обладают активным избирательным правом (правом избирать) наравне с гражданами РФ, однако пассивным избирательным правом (право быть избранным) они не обладают, т. к. им запрещено состоять в политических партиях, а существующая пропорциональная избирательная система (по партийным спискам) не дает военнослужащим возможность реализовать свое пассивное конституционное право. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Вопросы организации голосования военнослужащих, членов их семей решаются окружными избирательными комиссиями по согласованию с командирами в/ ч, расположенных на территориях соответствующих избирательных округов. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях в/ч, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Избирательные участки в таких случаях образуются командирами в/ч по решению соответствующей окружной избирательной комиссии. Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне в/ч, могут участвовать во встречах избирателей с кандидатами в депутаты. Командование в/ч обеспечивает информирование военнослужащих о зарегистрированных избирательных объединениях, избирательных блоках и кандидатах в депутаты. Командиры в/ч, участковые избирательные комиссии в/ч организуют просмотр телевизионных программ и прослушивание радиопередач, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Леншина Ю.С., методист учебного кабинета Департамента образования Правительства Москвы.

Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации являются гражданами своей страны (за исключением иностранцев, находящихся на военной службе по контракту) и имеют активное и пассивное избирательное право наряду со всеми гражданами Российской Федерации. Это подтверждает демократический, правовой характер государства, наличие в нем идеалов равенства и свободы. Конституция Российской Федерации в ст. 32 (п. 2) провозглашает: "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме". Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, являясь государственными служащими, имеют особый правовой статус, который отражает характер выполняемых ими задач в сфере реализации особой функциональной деятельности, вызванной необходимостью обеспечения обороны и безопасности государства, однако существующее законодательство в Российской Федерации незаслуженно, по мнению автора, ограничивает права военнослужащих как граждан своей страны.

При определении запретов и ограничений, на взгляд автора, их необходимо было разделить на допустимые и недопустимые в условиях развития конституционности в Российской Федерации. В ряде зарубежных государств запрещена политическая деятельность военнослужащих, участие их в общественных объединениях, преследующих политические цели, однако это сопряжено с историей развития этих государств (США, ФРГ и др.). Законодатели России также пошли по неверному пути, ограничив права своих военнослужащих. Это прежде всего проявилось в ограничениях и запретах, сформулированных в российском законодательстве:

а) военнослужащим запрещается ведение на территории воинских частей любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной (п. 2 ст. 24 Федерального закона "Об обороне");

б) военнослужащим запрещено членство в политических партиях. Они могут состоять лишь в тех общественных объединениях, которые не преследуют политических целей (п. 2 ст. 9 Федерального закона "О статусе военнослужащих");

в) военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и иных мероприятиях, проводимых вне территории воинской части (п. 2 ст. 7 Федерального закона "О статусе военнослужащих");

г) при выборах в органы местного самоуправления на местном референдуме в списки избирателей не включаются и не учитываются при определении числа избирателей военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, и курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не находится на территории муниципального образования (п. 5 ст. 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");

д) лица, замещающие командные должности в воинских частях, не могут быть назначены членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса (п. 6 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; п. 4 ст. 23 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации");

е) на время исполнения обязанностей в представительном или исполнительном органе государственной власти военная служба приостанавливается (ст. 45 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Все вышеперечисленные ограничения напрямую затрагивают права и свободы военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, это выражается в том, что военнослужащие по контракту и по призыву в связи с выполнением особых функций по защите Отечества обязаны постоянно находиться на боевом посту, выполнять боевые задачи, нести боевое дежурство, и поэтому у них не всегда есть возможность ознакомиться с программными заявлениями кандидатов на выборные должности за пределами воинской части. Выходом из данной ситуации может быть предоставление на территории воинской части равных возможностей кандидатам на выборные должности в выступлениях, встречах с военнослужащими. Запрет военнослужащим членства в политических партиях приводит к тому, что, не имея реальной возможности влиять на политику на стадии ее формирования, многие политические руководители и члены политических объединений не знают глубинных проблем, существующих в Вооруженных Силах Российской Федерации, а это приводит к оттоку высококвалифицированных кадров из армии и флота, а значит, ослаблению боеготовности войск.

Военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и иных мероприятиях, проводимых вне территории воинской части, данное правовое положение применимо к военнослужащим по контракту, чего нельзя сказать о военнослужащих по призыву, у которых есть четко установленный регламент служебного времени, и нарушать его никто не позволит. Как выход из данного положения можно предложить проведение в период подготовки к выборам общих собраний военнослужащих по призыву, на которых рассматривать, обсуждать вопросы, выносимые на референдум, обсуждать проекты избирательных программ кандидатов в выборные органы власти.

Военнослужащие проходят службу в определенной местности. Во многом именно от местных органов власти зависит, как будет обустроен быт военнослужащих, организовано их питание и проживание, обеспечение водой, электричеством, газом, как решены будут вопросы социально-культурной сферы, и если при выборах в органы местного самоуправления на местном референдуме в списки избирателей не включать военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, не учитывать их мнение, то нельзя говорить о полной реализации демократических основ, заложенных в Конституции Российской Федерации и Законе об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Не совсем корректно запрещать лицам, замещающим командные должности в воинских частях, быть назначенными в состав избирательных комиссий. Законодатель не уточнил, какие категории военнослужащих исключаются из списка, ведь перечень командных должностей начинается с командира отделения, заместителя командира взвода. По существу, если военнослужащий занимает командную должность, даже не офицерскую, он не имеет права быть назначенным в состав избирательной комиссии.

Неверно и то, что на время исполнения обязанностей в представительном или исполнительном органе государственной власти военная служба приостанавливается. Автор считает, что по роду своей деятельности, в соответствии со своей профессиональной подготовкой в органе государственной власти военнослужащий продолжает находиться на государственной службе, и, находясь на должности, в комитете, комиссии, являясь депутатом, он решает вопросы, касающиеся обороноспособности страны, боеготовности войск и совершенствования законодательной базы по повышению боевой подготовки, оснащенности войск.

Вместе с тем к допустимым ограничениям избирательных прав в условиях развития конституционности в Российской Федерации, по мнению автора, могут быть отнесены ограничения, связанные с тем, что военнослужащим запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы при исполнении ими своих служебных обязанностей или с использованием преимуществ своего служебного положения (п. 7 ст. 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Безусловно, незаконными будут случаи, когда командиры воинских частей, пользуясь своим служебным положением, будут под различными предлогами оказывать давление на формирование волеизъявления подчиненных офицеров, солдат, прапорщиков. Оправданным является и то, что военнослужащим запрещено участие в деятельности политических партий, находясь при исполнении обязанностей военной службы (п. 2 ст. 9 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), очевидно, находясь на службе, необходимо заниматься поддержанием боевой готовности части, укреплением дисциплины и правопорядка. Законодатель правильно решил вопрос и о том, что военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части и не имеющие возможности получить открепительное удостоверение, не позднее чем за семь дней до дня голосования могут быть включены в списки избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания (п. 3 ст. 16 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

Военнослужащие, проживающие вне расположения воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства, а военнослужащие и члены их семей, проживающие на территории воинской части, - по факту нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается строевым отделом воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации. Для военнослужащих по призыву основанием для включения в списки избирателей является приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Соблюдение вышеизложенных положений позволит военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации полностью реализовать свои конституционные права.

3.2. В случае образования избирательного участка на территории воинской части в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона сроком на пять лет формирование участковой избирательной комиссии осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона также на пять лет.

3.3. В случае образования избирательного участка на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, в период подготовки и проведения выборов участковая избирательная комиссия формируется территориальной избирательной комиссией из резерва составов участковых комиссий, предусмотренного пунктом 5.1 статьи 27 Федерального закона, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее дня, предшествующего дню голосования.

3.4. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной тайне" сведения о дислокации и численности войск составляют государственную тайну. В связи с этим для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке в составы участковой избирательной комиссии и соответствующей территориальной избирательной комиссии включаются в качестве членов комиссии с правом решающего голоса представители воинской части в порядке, установленном пунктом 6 статьи 26 и пунктом 4 статьи 27 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона предложения о включении военнослужащего в состав участковой избирательной комиссии могут быть внесены в частности собранием избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

3.5. В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Федерального закона необходимо учитывать, что при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, требование об ограничении количества государственных и муниципальных служащих в составе избирательной комиссии может не применяться.

3.6. Руководство деятельностью участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных на территориях воинских частей, осуществляется соответствующими вышестоящими избирательными комиссиями.

3.7. Резерв составов участковых комиссий формируется сроком на 5 лет в соответствии с Порядком формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 декабря 2012 года N 152/1137-6 (в редакции постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 16 января 2013 года N 156/1173-6).

При этом необходимо учитывать, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует резерв составов участковых комиссий, исходя из установленной ею структуры резерва составов участковых комиссий, которая может предусматривать, с учетом местных условий, создание резерва для участковых комиссий избирательных участков, образуемых на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.

3.8. При назначении выборов, в том числе досрочных выборов, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в обязательном порядке проводит сбор предложений для дополнительного зачисления в резерв составов участковых комиссий для избирательных участков, образуемых на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.

4. Включение военнослужащих в списки избирателей.
Составление списков избирателей на избирательных участках, образованных в пределах расположения воинских частей

4.1. Активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, место жительства которых находится на территории избирательного округа, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинской части, расположенной на территории избирательного округа, и зачисленные приказом командира воинской части в штат этой воинской части.

4.2. Активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления обладают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, место жительства которых находится на территории избирательного округа, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, в случае если их место жительства до призыва на военную службу находилось на территории соответствующего муниципального образования. При этом за военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, сохраняется активное избирательное право на выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположено их место жительства до призыва на военную службу.

4.3. Законом субъекта Российской Федерации активное избирательное право может быть предоставлено военнослужащему, проходящему военную службу на территории избирательного округа, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа, за исключением военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, который на выборах в органы местного самоуправления не включается в списки избирателей, если место его жительства до призыва в армию не было расположено на территории данного муниципального образования.

4.4. В списки избирателей включаются все военнослужащие, обладающие активным избирательным правом.

4.5. Военнослужащий может быть включен в список избирателей и голосовать только на одном избирательном участке.

4.6. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, место жительства которых расположено вне территории воинской части, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Факт нахождения места жительства на соответствующей территории устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (подразделениями Федеральной миграционной службы и органами местного самоуправления).

4.7. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, место жительства которых расположено на территории воинской части, включаются в список избирателей на избирательном участке по месту расположения воинской части. Факт нахождения места жительства на территории воинской части устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации или соответствующей службой воинской части.

4.8. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, включаются в список избирателей избирательного участка по месту расположения воинской части на основания приказа командира воинской части о зачислении в штат воинской части.

4.9. Обладающие активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе курсанты и слушатели образовательных учреждений профессионального образования федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), могут включаться в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения), если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

4.10. Военнослужащие, находящиеся вне места расположения воинской части, включаются в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания на основании открепительного удостоверения (в случае, если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям).

4.11. Если законом не предусмотрено включение гражданина Российской Федерации в список избирателей по месту его нахождения, избиратели из числа военнослужащих, находящиеся вне территории воинской части, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.

Если законом предусмотрено включение гражданина Российской Федерации в список избирателей по месту его нахождения, избиратели из числа военнослужащих, находящиеся вне территории воинской части, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

4.12. Информация о включении военнослужащего в список избирателей на избирательном участке по месту его временного пребывания передается, в том числе с использованием ГАС "Выборы", в участковую избирательную комиссию избирательного участка по месту жительства или по месту расположения воинской части.

После получения информации о включении избирателя в список избирателей по месту временного пребывания участковая избирательная комиссия по месту жительства или по месту расположения воинской части исключает его из списка избирателей.

4.13. В случае если на территории воинской части не образуется избирательный участок, командир воинской части в сроки, установленные соответствующим законом субъекта Российской Федерации, представляет в соответствующую избирательную комиссию сведения об избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, и о других избирателях, проживающих на территории воинской части, для их включения в список избирателей для голосования на общем избирательном участке.

4.14. Список избирателей избирательного участка, образованного на территории воинской части, составляется соответствующей избирательной комиссией в установленные законодательством сроки на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части.

4.15. Информация об изменениях в сведениях об избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, и иных избирателях, проживающих на территории воинской части, представляется командиром воинской части в соответствующую территориальную (участковую) избирательную комиссию.

5.1. Военнослужащие и другие избиратели, проживающие в пределах расположения воинских частей, голосуют на общих избирательных участках, образуемых в соответствии с законодательством о выборах. Вопросы организации голосования указанных избирателей на общих избирательных участках решаются соответствующими избирательными комиссиями во взаимодействии с командирами воинских частей, расположенных на соответствующей территории.

5.2. Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии наряду с выполнением общих для членов избирательной комиссии задач в день голосования выдают избирательные бюллетени избирателям, включенным в список избирателей на основании представленных командиром воинской части сведений об избирателях.

5.3. В целях обеспечения возможности участия в голосовании избирателям из числа военнослужащих, которые имеют право быть включенными и включены в список избирателей на данном избирательном участке, но не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья) самостоятельно прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия в соответствии со статьей 66 Федерального закона обязана организовать голосование вне помещения для голосования. Участковая избирательная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям из числа военнослужащих, которые включены в список избирателей, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования.

5.4. Соответствующие избирательные комиссии вправе разрешить провести досрочное голосование в случае, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрена возможность его проведения. Досрочное голосование может проводиться не ранее чем за 20 дней до дня голосования всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных на находящихся в плавании кораблях и судах Военно-Морского Флота Российской Федерации, Пограничной службы ФСБ России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также в воинских частях, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях. В этом случае досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 65 Федерального закона.

5.5. Допускается досрочное голосование, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования, отдельных групп избирателей воинской части, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, с разрешения соответствующей избирательной комиссии в случае, если эти группы избирателей в день голосования в связи с выполнением задач военной службы (в составе дежурных сил, в караулах и т.п.) будут находиться в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных и отдаленных местностях и т.п.).

5.6. Командир воинской части совместно с председателем участковой избирательной комиссии в случае необходимости проведения досрочного голосования всех избирателей избирательного участка или группы избирателей направляют в соответствующую избирательную комиссию обращение с обоснованием необходимости досрочного голосования и при положительном решении не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования совместно с территориальной (участковой) избирательной комиссией оповещают избирателей, кандидатов или их доверенных лиц, уполномоченных представителей или доверенных лиц избирательных объединений, списки кандидатов которых зарегистрированы соответствующей вышестоящей комиссией, или кандидатов из указанных списков о дне, времени и месте голосования.

Информация об изменениях:

Постановлением ЦИК России от 18 февраля 2015 г. N 272/1630-6 раздел 5 дополнен пунктом 5.7

5.7. При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, в том числе военнослужащему, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать в месте нахождения избирательного участка, на котором он включен в список избирателей, и не сможет прибыть в помещение для голосования на соответствующем избирательном участке, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем бюллетеня в помещении соответствующей избирательной комиссии не ранее чем за 10 дней до дня голосования в предусмотренном законом порядке.

6. Обеспечение реализации иных прав военнослужащих, возникающих из избирательных правоотношений

6.1. В целях обеспечения информирования избирателей соответствующие избирательные комиссии обеспечивают избирательные участки, образованные в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также воинские части, избиратели которых голосуют на общих избирательных участках, информационными материалами обо всех кандидатах, списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, оформленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и не содержащими признаков предвыборной агитации. Информационные материалы, полученные от избирательных комиссий, должны вывешиваться в доступных для военнослужащих местах.

6.2. Командиры воинских частей и подразделений обеспечивают военнослужащих информационными материалами, размещаемыми в средствах массовой информации. Такое распространение информации не должно носить агитационный характер и в соответствии с пунктом 2 статьи 45 Федерального закона не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.

6.3. Согласно пункту 7 статьи 48 Федерального закона воинским частям, военным учреждениям и организациям, а также военнослужащим запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы. В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной.

Аналогичные ограничения установлены пунктом 2 статьи 24 Федерального закона "Об обороне", в соответствии с которым в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях запрещается ведение любой агитации, в том числе предвыборной.

6.4. В соответствии с пунктом 7 статьи 53 Федерального закона предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание (помещение), пригодное для встреч с избирателями, находится в расположении воинской части. Такое здание (помещение) выделяется для проведения агитационных мероприятий командиром воинской части по запросу соответствующей избирательной комиссии.

Организацию встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, списки кандидатов которых зарегистрированы на соответствующих выборах, с избирателями из числа военнослужащих обеспечивает командир воинской части совместно с соответствующей избирательной комиссией с обязательным оповещением о времени и месте встречи не позднее чем за три дня до ее проведения всех зарегистрированных кандидатов либо их доверенных лиц, всех избирательных объединений, списки кандидатов которых зарегистрированы на соответствующих выборах.

6.5. Командир воинской части обязан обеспечить соблюдение положений статьи 7 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которой военнослужащим предоставлено право на получение информации, а также право в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, проводимых вне территории воинской части.

6.6. Военнослужащие могут быть назначены уполномоченными представителями избирательного объединения в порядке, установленном законом о выборах, при этом они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

6.7. Военнослужащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица из числа военнослужащих осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию копии соответствующего приказа (распоряжения) об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).

6.8. В соответствии с пунктом 3 статьи 43 Федерального закона на период полномочий доверенного лица командир воинской части (военной организации, учреждения) обязан предоставлять военнослужащему по его просьбе неоплачиваемый отпуск. Доверенные лица участвуют в избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, в том числе осуществляют агитационную деятельность.

6.9. В соответствии с пунктом 21.1 статьи 29 Федерального закона лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, не могут быть назначены членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

7. Финансирование выборов

7.1. Финансирование расходов избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных командирами воинских частей, производится в соответствии с законодательством о выборах.

7.2. Избирательные комиссии, командиры воинских частей обеспечивают выполнение требований подпункта "л" пункта 6 статьи 58 Федерального закона, согласно которому воинским частям, военным учреждениям и организациям запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений.

В работе дается анализ норм действующего законодательства, касающихся избирательного права военнослужащих. Автор доказывает, что имеются противоречия в существующих нормах и практике их применения. Ключевые слова: военнослужащий; избирательное право. Основы современного избирательного права Российской Федерации заложены в Конституции РФ.

Конституция РФ и федеральные законы (далее - ФЗ) устанавливают основные гарантии избирательных прав на выборах в органы государственной власти на федеральном, региональном и местных уровнях, которые не могут быть изменены или ограничены актами субъектов РФ, а могут лишь быть дополнены новыми гарантиями посредством принятия новых актов. Стоит заметить, что несмотря на наличие в отрасли конституционного права института избирательного права, все же в самой Конституции РФ отдельной главы, посвящѐнной избирательной системе, нет. В связи с этим, вопросы, связанные с реализацией избирательных прав граждан РФ, продолжают оставаться актуальными.

Одной из основ конституционного строя является принцип народовластия, который гарантирует право граждан участвовать в управлении делами государства. Необходимо отметить, что правом выбирать должен обладать только источник публичной власти, каковым является народ . Но, по мнению С.А. Солдатова, народовластие, в соответствии со ст. 3 Конституции РФ, принадлежит только гражданам РФ, т.е. под народом следует понимать совокупность граждан РФ . В ч. 2 ст. 32 Конституции РФ закреплено, что гражданин РФ: 1) имеет право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; 2) имеет право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Отдельные федеральные законы не раз упоминают о данных правах граждан, но уже в отношении конкретных групп. Так, являясь полноправными гражданами РФ, военнослужащие пользуются всей полнотой избирательных прав, предоставляемых законодательством гражданам РФ. В ФЗ «О статусе военнослужащих»1 и ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»2 под военнослужащими понимаются лица, проходящие воинскую службу по контракту или по призыву в Вооруженных Силах РФ, во Внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в инженернотехнических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы.

Военнослужащие, как и другие граждане РФ, принимают активное участие в выборах на любом уровне. Стоит обратить внимание, что не допускается ограничение их избирательных прав по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную службу и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией РФ и ФЗ3 . Конституционно-правовой статус военнослужащего представляет собой нормативное оформление в конституционном законодательстве реального положения военнослужащего в обществе и имеет свои особенности, выражающиеся в правах и свободах (личных, политических социальных, культурных). Однако, необходимо отметить, что законодательством предусмотрены определенные ограничения для военнослужащих.

Так, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в п. 5. ст. 17 предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума при выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме1 . Так, Ю.С. Леншина полагает, что такое ограничение является ущемлением прав военнослужащих и нарушает принцип равноправия . Но, необходимо отметить, что данная позиция не совсем верна, т.к. в выборах в органы местного самоуправления должны принимать участие только те лица, которые знакомы с местными условиями . На региональном уровне, обращаясь к ч.1 ст. 10 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»2 депутаты избираются гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.

Из указанной нормы следует, что ограничений, касающихся военнослужащих данный закон не содержит. Многими авторами отмечается, что военнослужащие, проходящие срочную службу, на выборах местного уровня не могут объективно оценивать кандидатов, но их явка будет почти стопроцентной, в то время, как граждане могут вовсе проигнорировать выборы . Другие авторы, оценивая выборы на региональном уровне, считают, что использование военнослужащих, проходящих срочную службу, приводит к обеспечению победы какоголибо из кандидатов .

Проблема, которая существует, по мнению Д.М. Гудкова, сводится к тому, что военнослужащие не должны голосовать только в пределах своего места жительства, т.к. могут возникнуть разные причины отсутствия его в месте жительства, связанные с характером его деятельности. Лишение права голосовать, в этом случае, будет незаконным и недемократичным . Д.С. Вяткиным также было высказано мнение, что исключение военнослужащего из избирательно процесса является нарушением права голосовать т.к. в силу своей деятельности, военнослужащий находится по месту своей службы .

Обращаясь к судебной практике, можно увидеть, что военнослужащий может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, происхождения, места жительства и др.1 Постановление Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в п. 29 регламентирует, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории муниципального образования2 . Необходимо обратить внимание, что данный пункт противоречит вышесказанному.

Подводя итого, необходимо сказать, что военнослужащих всегда отличает особая ответственность за свое Отечество, за его будущее, а также исключительное отношение к выборам. Анализируя действующее законодательство, следует отметить, что в законодательстве имеются нормы, которые ограничивают лиц со статусом военнослужащий на выборах муниципального уровня.

Стоит ответить, что только Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, закрепляя конституционные нормы-принципы, в которых нет ограничений, касающихся избирательных прав военнослужащих на любых уровнях выборов. Предлагается провести анализ действующих нормативных актов, регулирующих механизм обеспечения избирательных прав, привести их в соответствие с нормами Конституции РФ. Наличие единообразных норм приведет к равенству лиц, имеющих статус военнослужащий, на каждом уровне избирательной системы.

Список использованной литературы 1. Безуглов Б.В. Конституционное право. М.: Статут, 2014. 354 с. 2. Воробьев М.А. Военнослужащие и их активное избирательное право // Правоведение. 2013. № 16. 3. Вяткин Д.С. Избирательный процесс для военнослужащего // Журнал российского права. 2014. № 25. 4. Гудков Д.М. Правовой режим выборов. М.: ИЗБИРКОМ, 2012. 92 с. 5. Леншина А.Я. Активное и пассивное избирательное право военнослужащих // Военно-юридический журнал. 2014. № 20. 6. Назарова Г.Н. Практические аспекты избирательного права // Адвокат. 2013. № 33. 7. Танаев О.И. Избирательное право России. М.: Дело, 2015. 524 с. 8. Солдатов С.А. Конституционное право РФ. М.: Дело, 2004. 512 с.