Должностные обязанности офицера-воспитателя кадетского корпуса и профессиональные требования к нему. Что запрещается офицерам

Кадетские роты (сотни) формируются по строевому расчету. Рота состоит из взводов по 20 воспитанников в каждом взводе. Взвод состоит из отделений по 10 воспитанников в каждом отделении. Руководство ротой осуществляется командиром роты (сотни), руководство взводами, его помощниками – офицерами-воспитателями.

В истории становления кадетских корпусов для успешного выполнения всех постановлений относительно воспитания огромное внимание было уделено строгому отбору именно воспитателей. "Только люди истинно достойные, с чистою нравственностью, с познаниями и способностями к воспитанию, были допускаемы к важной должности воспитателей".

К началу 20 века, как правило, офицеры-воспитатели оканчивали специальные педагогические курсы. "Кузница" военно-педагогических кадров для Кадетских корпусов размещалась в Санкт-Петербурге в зданиях "Соляного городка" на базе существовавшего там Педагогического музея. Интенсивное обучение 30 слушателей в течение года с привлечением лучших преподавателей значительно повышало квалификацию воспитателей. Князь Константин Константинович уделял этим курсам особое внимание, т.к. считал, что главная задача – "развивать у кадет сознание их человеческого достоинства и бережно устранять всего, что может унизить и оскорбить его...".

И это представляется нам весьма обоснованным, поскольку весь опыт развития человечества доказывает, что в деле воспитания особое значение имеет личность воспитателя, ведь он влияет на воспитанника своим поведением, своим образом жизни, отношением к обыденной жизни. В условиях организации воспитательного процесса Кадетского корпуса этот фактор приобретает еще больший вес, прежде всего потому, что крут лиц, участвующих в воспитании, здесь значительно уже, чем в обычной жизни, и воспитатель в силу этого находится в центре внимания.

Воспитатель, профессионал, педагог - духовный посредник между обществом и подростком в освоении культуры, организующий систему отношений, через разнообразные виды воспитательной деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальные коррективы развития каждой личности.

Назначение воспитателя - максимальное развитие подростка, раскрытие его потенциальных способностей.

Цели воспитателя:

Непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребёнка.

Создание благоприятных условий для формирования его личности.

Организация необходимых воспитательных воздействий для создания благоприятной микросреды высокого психологического климата в отделении. Основные задачи воспитателя:

Создание коллектива в отделении как воспитывающей среды.

Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности.

Коррекция индивидуального развития кадет.

Права и обязанности воспитателя обязательно отражены и закреплены в Уставе Кадетского корпуса.

Преподавательский состав кадетского корпуса имеет право:

На необходимое материально-техническое обеспечение своей деятельности;

Участие в управлении учреждением;

Защиту своей личной и профессиональной чести и достоинства;

Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий, форм и методов оценки знаний воспитанников;

Повышение квалификации;

Аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации;

Нормированный рабочий день, сокращённую рабочую неделю, удлинённый оплачиваемый отпуск, получение пенсии по выслуге лет до достижения пенсионного возраста;

Обжалование приказов и распоряжений администрации кадетского корпуса в установленном законом порядке.

Преподавательский состав кадетского корпуса обязан:

Служить достойным примером воспитанникам в соблюдении моральных и нравственных норм, в укреплении традиций своего учебного заведения и почитания российских законов;

Подчиняться Уставу кадетского корпуса;

Не допускать антипедагогических методов воспитания;

Обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, развивать у воспитанников уверенность в себе, самостоятельность, инициативу, творческие способности;

Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство и общий культурный уровень;

Не допускать употребления на работе алкоголя, наркотических и токсических веществ;

Соблюдать правила ношения формы одежды, быть всегда аккуратно, чисто и со вкусом одетым;

Не опаздывать на работу и вовремя уведомлять о возможной задержке;

Вежливо относиться ко всем служащим и воспитанникам кадетского корпуса и не допускать ведения споров между работниками кадетского корпуса в присутствии воспитанников;

Беречь имущество кадетского корпуса, охранять его от возможной порчи и всеми законными путями стремиться к его умножению.

Также существует свод правил поведения воспитателя, то есть "Кодекс чести офицера-воспитателя", включающий такие положения, как:

Первая и главная обязанность - это верность Отечеству.

Бойся нарушить свой долг - этим навсегда потеряешь доброе имя.

Никогда не критикуй действий и поступков начальства вообще и при ком-либо особенно, тем более при подчинённых.

Всякое распоряжение начальника по службе, в какой бы форме оно ни было выражено (предложение, просьба, совет), есть приказание.

Если ты старше чином, а по распределению должностей будешь подчинён младшему - обязан исполнять все его приказания.

Береги свою честь, честь корпуса.

Одевайся строго по форме и всегда чисто.

Строго относись к своим служебным обязанностям.

Будь выдержанным (корректным) и тактичным всегда, со всеми и везде.

Будь наблюдательным и осторожным в выражениях.

Каждый решительный шаг обдумай. Исправить ошибку нельзя, а загладить трудно.

Помни всегда, что ты офицер.

Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

Честь - святыня офицера.

Офицер-воспитатель должен уважать человеческие права своих воспитанников - кадет.

Офицер-воспитатель, не щадящий самолюбия своих подчинённых, подавляет в них благородное желание прославиться и тем роняет их нравственную мощь.

Не выдавай за неопровержимую истину все, во что ты или совсем не веришь или хотя бы сомневаешься. Поступать так - преступление.

Не переступай черту условностей, выработанных традициями.

Руководствуйся в жизни чувством справедливости и долгом порядочности.

Умей не только соображать и рассуждать, но и вовремя молчать и всё слышать.

Всё знать никто не может, а стыдно и вредно офицеру притворяться всезнающим.

Старайся, чтобы слова были мягкими, а аргументы твердыми.

Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос. Щади самолюбие кадет: у них оно развито не меньше, чем у вас, и вследствие их подчинённости чувствительнее.

На занятиях будь бодрым, всегда ровным и спокойным, требовательным и справедливым.

Будь всегда правдив, и особенно с воспитанником. Исполняй обещанное ему, иначе приучишь его ко лжи. Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие.

Основные функции и содержание работы воспитателя в кадетском корпусе это:

1. Аналитическая:

а) изучение индивидуальности кадета;

б) анализ развивающегося коллектива и личности;

в) анализ семейного воспитания каждого кадета;

г) анализ уровня воспитанности личности.

2. Организационно-координирующая:

а) организация и стимулирование разнообразной деятельности кадет;

б) установление связи кадетского корпуса с семьёй;

в) индивидуальное воздействие на каждого кадета;

г) обеспечение материально-бытовых условий.

3. Коммуникативная:

а) регуляция межличностных отношений между кадетами;

б) установление взаимоотношений "ученик - учитель";

в) содействие благоприятному климату в коллективе;

г) оказание помощи кадету в установлении отношений с товарищами.

Воспитатель отвечает:

За подготовку кадет отделения к завтрашнему учебному дню;

Воспитание, дисциплину и морально-психологическое состояние кадет отделения;

За поддержание внутреннего порядка в отделении;

За сохранность закреплённого за отделением имущества и помещений.

Он подчиняется командиру роты и является прямым начальником всего личного состава отделения.

Воспитатель несет ответственность:

За жизнь и здоровье кадет вверенного ему отделения, а также других кадет, подчинённых ему хотя бы временно, а также за нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством РФ;

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего распорядка корпуса, законных распоряжений директора кадетского корпуса и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством;

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка воспитатель учебного отделения может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности;

За нарушение мер пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм в организации учебно-воспитательного процесса воспитатель может быть привлечён к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

3.2. Влияние личных качеств воспитателя на взаимоотношения с воспитанниками-подростками

Одним из условий разумного воспитания является чуткость и умение воспитателя расположить к себе воспитанников. Ничто не действует так отрицательно на душу воспитанника, как холодность, отчуждение воспитателя.

В повседневной практике воспитателю Кадетского корпуса как относительно закрытого и изолированного учебного заведения приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

Существуют следующие группы педагогических приемов.

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания, заботы; 2) просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).

Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у подростка возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие.

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения.

1. Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример - важный аргумент правоты педагога.

2. Доверие.

3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

4. Вовлеченность в интересную деятельность.

5. Пробуждение гуманных чувств.

6. Нравственное упражнение.

В создании нравственной атмосферы в Кадетском корпусе важное место занимает авторитет воспитателя, который формируется в процессе общения с другими людьми и принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым глазом. Личный авторитет педагога невозможно заменить каким-либо приемом или организационными формами работы.

Авторитет воспитателя складывается из его наиболее значимых личных качеств. Для характеристики личности в целом существенное значение имеют ее направленность, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества, которые существуют не сами по себе, а проявляются, прежде всего, в повседневной деятельности, общении с окружающими. Деятельность воспитателей Кадетского корпуса ориентирована на выполнение специфических задач, стоящих перед ними и выражающих волю общества, государства. Для выполнения этих задач необходимо наличие определенных моральных качеств. В ряду важнейших требований к личности воспитателей находится ее направленность, т. е. представление человека о добре и зле, о том, что нравственно и что безнравственно. Воспитатель, как человек, выполняющий волю государства, должен иметь ясные и четкие представления о характере и социальной значимости своей деятельности, преданности делу, которому он служит. С этим тесно связаны принципиальность и целеустремленность, стремление и способность ставить перед собой ясные цели и подчинение всей своей деятельности их достижению.

В конкретной деятельности воспитателей это находит выражение в мобилизации всех усилий на достижение целей воспитания подростков. Для воспитателя очень важно четко осознавать, что он предстает перед воспитанниками не только как конкретная личность, но и как представитель общества, государства в целом.

Выполняя эту задачу, каждый воспитатель должен суметь подняться до уровня осознания государственной важности своего личного предназначения и ответственности перед обществом за результаты своей деятельности.

Особое значение для воспитателей имеют качества, отражающие их отношение к другим людям, к коллективу, подросткам, с которыми они работают. Индивидуальный подход, лежащий в основе исправления и перевоспитания, требует от воспитателей проявления чуткости и такта, уважения к достоинству воспитанников, сочетания благожелательности с нужной требовательностью и строгостью.

Очень важным и ценным качеством для воспитателя является способность быстро устанавливать и поддерживать психологический контакт с подростками, располагать их к себе, пользоваться их симпатией.

Чувство симпатии придает авторитету педагога особый колорит и обладает способностью усиливать эффект личного воспитательного влияния. Воспитателей должны отличать и развитые интеллектуальные качества. В деятельности воспитателя возникают различные сложные и противоречивые ситуации, когда выработка и принятие решения связаны с определенными трудностями. В каждом таком случае необходимо проявлять заботу о воспитательных последствиях принимаемого решения, действия, личного поступка. Для этого нужно иметь развитое педагогическое мышление.

Воспитателям Кадетского корпуса необходима высокая общая образованность, культура, интеллектуальное богатство. Воспитатель не может выполнить своего назначения, если он духовно беден, если он не образован.

Воспитатель должен осторожно подходить к влиянию через посредство своего авторитета и не подавлять воспитанников, а способствовать их росту и развитию личности.

Особенности воспитанников требуют от воспитателей проявления многих волевых качеств. Чтобы добиться выполнения поставленных задач, воспитатели, вопреки всем трудностям и препятствиям, должны обладать большой силой воли и настойчивостью. При этом, разумеется, эти качества должны основываться на профессиональной грамотности, понимании объективных общественных процессов.

Сила воли должна найти выражение в проявлении инициативы, решительности, смелости в форме оправданного педагогического риска и личного поведения в минуты опасности.

Настойчивость воспитателя, это, конечно же, не приверженность старой, отжившей точке зрения, а готовность к смелым, принимаемым на основе правильной оценки событий шагам, к борьбе за каждого оступившегося подростка.

Воспитатель кадетов должен проявлять себя как человек, обладающий сильным характером, способный преодолевать сопротивление, оказываемое осужденными, мерами воспитательного воздействия, и до конца решать поставленные задачи. Для этого необходима уверенность в себе, в своих силах.

Воспитатели будущих офицеров не должны отступать перед трудностями и препятствиями, возникающими в их деятельности, их не должны обескураживать неудачи. Упорство, выдержка, терпение, способность подавлять отрицательные эмоции будут способствовать достижению успехов. Эти качества, конечно, должны сочетаться с трезвой деловитостью, организованностью и личной дисциплинированностью.

Индивидуальных особенностей личности воспитателей существует бесконечное множество, при этом каждое из них находится в определенном отношении, связи со всеми остальными, и в зависимости от других приобретает свое значение, существует на фоне личности в целом.

Перечислять все из особенностей личности воспитателей нецелесообразно и неосуществимо. Мы отметили лишь основные, наиболее важные на наш взгляд.

Большое значение в деле воспитания имеет умение воспитателя действовать на эмоциональную сферу воспитанников. Каждое проводимое мероприятие должно вызывать определенные эмоциональные переживания, поэтому необходимо заботиться о том, чтобы каждое из них отмечалось насыщенностью, не было бесцветным.

В педагогической деятельности неизбежны неудачи. Они не должны ослаблять стремления к намеченным целям. Неудачи не должны расхолаживать, отвлекать от дела, важно уметь быть настойчивым и доводить педагогические требования до конца.

В организации учебно-воспитательного процесса в Кадетском корпусе нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка.

Плохое знание педагогики и психологии, нежеланием преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному, спорадическому проявлению натуры: вспыльчивость, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Заключение

Сегодня, как и сто лет назад, актуально звучат слова К.Д. Ушинского о том, что влияние личности педагога составляет воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.

Кадетский корпус – специфическое учебное заведение, со своими особыми целями и задачи, но, воспитательный процесс в целом направлен, как и в любом другом образовательном учреждении, формирование, сплочение и развитие коллектива, а также на формирование гармоничной всесторонне развитой личности, но при этом еще и являющейся высоким образцом гражданственности, нравственности.

Система учебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе выстраивается так, что кадет, приходя из обычной школы в 6 класс, уже через 1-2 месяца становится совершенно другим ребенком, а кадетский коллектив – сплоченным, дружным и крепким на долгие годы. В такой коллектив живет под девизом: « Один за всех и все за одного!» Кадет отличается от своих школьных сверстников подтянутостью, собранностью, общей организованностью и дисциплиной. За 6 лет обучения в кадетском корпусе ребята получают хорошее образование, дающее возможность им поступить в высшие военные и гражданские учебные заведения по их выбору, в чем способствует предпрофильная и профильная подготовка в кадетском корпусе.

Воспитательно-образовательный процесс в кадетском корпусе как особом учреждении имеет свою специфику, отмеченную нами в этой работе, накладывающую отпечаток и на процесс становления личности воспитанника и коллектива в целом, и на обязанности воспитателя, и на его профессиональные качества.

Корпусное воспитание должно в каждом кадете всесторонне развивать душевные и физические способности: правильно образовывать характер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству, какой бы профессиональный путь он ни выбрал в дальнейшем.

И это представляется нам весьма обоснованным, поскольку весь опыт развития человечества доказывает, что в деле воспитания особое значение имеет личность воспитателя, ведь он влияет на воспитанника своим поведением, своим образом жизни, отношением к обыденной жизни. В условиях организации воспитательного процесса Кадетского корпуса этот фактор приобретает еще больший вес, прежде всего, потому, что круг лиц, участвующих в воспитании, здесь значительно уже, чем в обычной жизни, и воспитатель в силу этого находится в центре внимания.

Педагогическая, воспитательная деятельность в Кадетском корпусе - совместная деятельность, и ее успех зависит от того, какие отношения сложились между воспитателем и воспитанником. Именно воспитатель должен уметь правильно устанавливать правильные взаимоотношения и развивать их в нужном направлении.

В повседневной практике воспитателю Кадетского корпуса как относительно закрытого и изолированного учебного заведения приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки.

В создании нравственной атмосферы в коллективе (учебной группе) Кадетского корпуса важное место занимает авторитет воспитателя, который формируется в процессе общения с другими людьми и принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым глазом. Личный авторитет педагога невозможно заменить каким-либо приемом или организационными формами работы.

Искусство воспитателя заключается в том, чтобы из множества средств и возможностей, имеющихся в его распоряжении, выбрать те, которые в данное время, в конкретном коллективе принесут наибольший успех. Воспитатель должен уметь осознавать качественно новые явления и делать необходимые выводы для своей деятельности, то есть он должен творчески подходить к своей работе, проявлять инициативу и самостоятельность в ней. Это возможно только при условии профессионального роста и совершенствования путем учебы, повышения своей квалификации. Известно ведь, что воспитательное значение имеют не только специально осуществляемые для этой цели мероприятия, но и отношение к труду со стороны воспитателей, их личный пример в трудовой деятельности. Поэтому для воспитателей важным качеством является трудолюбие, любовь к своему делу, трудовой энтузиазм, новаторство, чувство гордости за принадлежность к профессии и уверенность в ее необходимости.

Только при наличии определенных профессиональны и высоких морально-нравственных качеств у офицера–воспитателя Кадетского корпуса возможно его положительно влияние на становление и развитие личности подростка-кадета.

Библиография

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса./ Ш. А.Амонашвили - Минск, 1980,с.237

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой./Н. П.Аникеева - М., 1987,с.104

3. Белухин Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики./ Д. А. Белухин - М., 1996,с.320.

4. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии.

5. Воспитание как педагогическое явление // В кн.: Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995, гл. 15,с.96

6. Волков И.П. Цель одна - дорог много. / И. П. Волков. - М,1988

7. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

8. Бахвалов А. Ещё раз об истории и особенностях управления кадетскими корпусами в России//Образование.- №3, 2001

9. Воробьева А.Ю. Кадетские корпуса в России в 1732-1917. – М. 2003.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина.- М.: Педагогика, 1984.

11. Галанин Ю. О возрождении кадетских корпусов в России. Достижения и проблемы становления// ОБЖ. - № 2, 2001

12. Е.В. Голощапова. Духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах в России во второй половине XIX – начале XX века. Канд. диссертация. - Ульяновск, 2007 г.

13. Евдокимов К.В., Беркин Д.В. К вопросу о совершенствовании системы военного образования в России // Инновации в образовании. - 2004. - N 4.

14. Зубов А.Я. Воспитательный процесс: традиции кадетских корпусов и современные тенденции Нахимовского военно-морского училища // Сборник материалов научных конференций проходивших в Кронштадте // Кронштадт, 2005.

15. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

16. Казакова Е. Общеобразовательные учреждения нового вида// Образование. - № 1, 2001

17. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

18. Королев С.Л. Ценностная направленность современной молодежи // Философия образования. - 2003. - № 6.

19. Кривов Ю.И. О месте понятия "социализация" в современной педагогике // Педагогика. - 2003. - №2.

20. Мудрик А.В., Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. - М., 1991.

21. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

22. Немов Р.С. Психология: В 3 т. - М., 1995.

23. О возможностях альтернативной подготовки офицеров-специалистов для ВС России в гражданских вузах // Военная мысль - 1997 - № 1.

24. Проект федерального закона "О подготовке в кадетских корпусах подрастающего поколения граждан Российской Федерации, изъявивших желание посвятить себя государственной службе" //www. Ruscadet.ru/

25. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.

26. Солодухин А.Н. Особенности организации учебного процесса в кадетских корпусах // Бомбардир – 1995, №3.

27. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М., 1981.

28. Устав Кадетского корпуса // www.ruscadet.ru

29. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994


Похожая информация.


Компания должна назначить офицера охраны компании. Офицер охраны может действовать в этом качестве в отношении нескольких судов, по усмотрению компании, но при этом должно быть четко указано, за какие суда отвечает офицер охраны.

Основными функциональными обязанностями офицера охраны компании являются:

Обеспечение проведения оценок охраны судна;

Обеспечение разработки, представление на одобрение и в дальнейшем осуществление и поддержание плана охраны судна;

Обеспечение того, чтобы в план охраны судна своевременно вносились все изменения для устранения недостатков;

Организацию проведения внутренних проверок и обзоров деятельности, связанной с охраной;

Организацию и проведение первоначальной и последующих проверок судна назначенной или признанной организациями;

Повышение информированности в области охраны и повышение бдительности;

Обеспечение того, чтобы персонал, ответственный за охрану, прошел надлежащую подготовку;

Обеспечение эффективной связи и взаимодействия между офицерами охраны судов и портовых средств;

Обеспечение совместимости между требованиями охраны и требованиями безопасности на море.

Обязанности офицера охраны судна.

На каждом судне компания должна назначить лицо командного состава, ответственное за охрану (офицер охраны). Основными функциональными обязанностями его является следующее:

Проведение регулярных проверок охраны судна с целью убедиться в поддержании соответствующих мер охраны;

Поддержание плана охраны судна;

Координация действий, в части охраны, при обработке груза с судовым персоналом и должностными лицами портовых средств,



Выдвижение предложений о внесении изменений в план охраны судна;

Своевременные доклады офицеру охраны компании о любых недостатках и принятии мер по их устранению;

Повышение информированности в вопросах охраны и повышение бдительности на судне;

Обеспечение надлежащей подготовки судового персонала, ответственного за охрану судна;

Обеспечение того, чтобы охранное оборудование правильно эксплуатировалось, испытывалось, калибровалось и обслуживалось.

Офицер охраны судна отчитывается в своих действиях перед капитаном судна, в зависимости от обстоятельств, может обращаться к офицеру охраны компании. Обязанности офицера охраны судна часто возлагаются по совместительству на лиц командного состава, однако, в связи с этим, на судах, особенно на грузовых, возникают проблемы. На пассажирских судах обязанности офицера охраны возлагают обычно на помощника капитана по пассажирам.

Обязанности офицера охраны портового средства.

Для одного или более портовых средств должен назначаться офицер охраны. Назначение производит Начальник порта по согласованию с Назначенным органом. Основными функциональными обязанностями офицера являются:

Проведение первоначального освидетельствования охраны портового средства и оценка его охраны;

Обеспечение разработки, поддержание, внедрение и выполнение плана охраны портового средства;

Проведение регулярных проверок и представление рекомендаций по изменению плана охраны портового средства;

Повышение бдительности и подготовки в отношении охраны персонала портового средства;

Направление соответствующим властям о всех событиях, угрожающих безопасности портового средства;

Координация действий с офицерами охраны компаний и судов;

Обеспечение того, чтобы охранное оборудование правильно эксплуатировалось;

Оказание помощи офицерам охраны судов в установлении личности людей, желающих пройти на судно.

Офицер охраны портового средства должен обладать знаниями и получить подготовку с учетом рекомендаций, приведенных в части В Кодекса ОСПС. Члены персонала портового средства, имеющие обязанности по охране, также должны обладать достаточными знаниями и навыками для выполнения порученных им задач. Для обеспечения эффективного выполнения плана охраны должны проводиться регулярно учения по взаимодействию судно- портовое средство. Эти учения должны проводиться, по крайней мере, один раз в три месяца. Различного рода занятия, в которых могут участвовать офицеры охраны компаний, судов и портовых средств совместно с соответствующими властями Договаривающихся правительств должны проводиться регулярно, промежуток между этими занятиями не должен превышать 18 месяцев. На этих занятиях должны отрабатываться связь, координация действий, обеспечение ресурсами и принятие ответных мер.

Декларация об охране судна.

Одним из основных документов, направленных на повышение уровня безопасности объектов морского транспорта, в соответствии с требованиями Конвенции СОЛАС и части А Кодекса ОСПС, является двухстороннее соглашение между судном и портовым средством или другим судном о распределении функций и ответственности в области охраны при взаимодействии между собой в процессе осуществления перевозок грузов и пассажиров.

Оформление Декларации охраны осуществляется либо по требованию Назначенного органа власти, на территории которого расположено портовое средство, либо по требованию судна, которое взаимодействует с портовым средством, или другим судном. В обоих случаях стороны должны информировать друг друга относительно необходимости составления такого соглашения и требований, которые предусмотрены в ней. Необходимость составления Декларации по охране может быть выявлена в результате проведения оценки охраны портового сооружения или судна, или обусловлена указанием Администрации государства – флага судна.

Причины и обстоятельства, которые приводят к необходимости составления Декларации по охране, должны быть отображены в плане охраны судна, которое плавает под украинским флагом, или в плане охраны портового средства, расположенного на территории Украины.

Судно, которое плавает под украинским флагом, может требовать оформления Декларации по охране в случаях, если:

Судно эксплуатируется с более высоким уровнем охраны, чем его имеют портовое средство или другое судно, с которыми оно взаимодействует, или на нем установлен третий уровень безопасности;

Между странами - участницами Конвенции СОЛАС имеется договоренность об обязательном заключении Декларации по охране относительно определенных международных рейсов или специфических судов, которые используются в этих рейсах;

Имеет место угроза нарушения охраны судна или был инцидент, связанный со случаями нарушения охраны судна или портового сооружения;

Судно находится в порту или взаимодействует с судном или портовым сооружением, которые не нуждаются в наличии принятого плана охраны;

Взаимодействие судно/судно осуществляется за пределами акватории порта;

Этого требует Администрация Украины.

Порт Украины может требовать оформления Декларация по охране в случаях, если:

Портовое сооружение эксплуатируется с более высоким уровнем охраны, чем его имеет судно, с которыми оно взаимодействует, или в портовом средстве или на судне, которое заходит в порт, установлен уровень охраны 3;

Между странами-участницами Конвенции СОЛАС имеется договоренность об обязательном заключении Декларации по охране относительно определенных международных рейсов или специфических судов, которые используются в этих рейсах;

Имеет место угроза нарушения охраны портового сооружения или был инцидент, связанный со случаями нарушения охраны портового сооружения или судна;

В порт прибывает судно, которое перевозит опасные грузы;

Портовое сооружение взаимодействует с судном, которое не нуждается в наличии принятого плана охраны;

По распоряжению Назначенного органа власти Украины.

В случае изменения уровня безопасности того или другого судна или портового сооружения стороны должны заключить новую Декларацию по охране.

Порядок составления Декларации.

Декларация по охране составляется от имени судна – его капитаном или назначенным офицером охраны судна, а от имени портового сооружения – офицером охраны портового сооружения. Декларация заполняется украинским и английским языками в двух экземплярах, которые сохраняются у сторон, которые ее заключили. Если инициатором составления Декларации выступает судно, которое плавает под украинским флагом, капитан или офицер охраны судна должен:

Вступить в контакт с офицером охраны портового сооружения;

Проверить уровень безопасности портового сооружения и сравнить его с уровнем безопасности судна;

Удостовериться, что форма Декларации из охраны, которая используется портом, отвечает Кодексу ОСПС;

Получить план мероприятий охраны порта;

Сформулировать перечень необходимых мероприятий охраны от портового сооружения для поддержки необходимого уровня охраны судна;

Согласовать проект Декларации из охраны с офицером охраны портового средства;

Подготовить Декларацию для подписания.

Если инициатором составления Декларации из охраны выступает Назначенный орган власти Украины, или украинский порт, офицер охраны портового средства должен:

Вступить в контакт с капитаном или офицером охраны судна;

Проверить уровень безопасности судна и сравнить его с уровнем безопасности портового сооружения;

Удостовериться, что форма Декларации, которая используется на судне, отвечает Кодексу ОСПС;

Получить план мероприятий охраны судна, который выполняется или планируется;

Сформулировать перечень необходимых мероприятий безопасности от судна для поддержки необходимого уровня безопасности;

Согласовать проект Декларации с капитаном или офицером охраны судна.

Минимальный срок сохранения заключенной Декларации устанавливается:

Для портового средства не менее трех лет с момента выхода судна из порта;

Для судна за последние 10 мероприятий судна с любыми взаимодействиями судно-судно и судно-портовыми средствами.

Охрана судна

При уровне охраны 1 для установления и принятия мер по предупреждению происшествий, связанных с охраной, на всех судах с учетом рекомендаций, приведенных в части. В настоящего Кодекса, должна осуществляться, с помощью надлежащих мер, следующая деятельность:

Обеспечение выполнения всех задач по охране судна;

Контроль доступа на судно;

Контроль посадки людей и погрузки их вещей;

Наблюдение за районами ограниченного доступа с целью обеспечить, чтобы доступ в них имели только лица, имеющие разрешение;

Наблюдение за палубами и районами вокруг судна;

Надзор за операциями по обработке груза и судовых запасов;

Обеспечение того, чтобы средства охранной связи находились под рукой в постоянной готовности к использованию.

При уровне охраны 2 по каждому виду деятельности, должны быть приняты дополнительные меры защиты, предусмотренные планом охраны судна, с учетом рекомендаций, приведенных в части В настоящего Кодекса.

При уровне охраны 3 по каждому виду деятельности, должны быть приняты повышенные специальные меры защиты, предусмотренные планом охраны судна, с учетом рекомендаций, приведенных в части В настоящего Кодекса.

При установлении Администрацией уровней охраны 2 или 3 судно должно подтвердить получение указаний относительно изменения уровня охраны.

Перед заходом в порт, находящийся на территории Договаривающегося правительства, установившего уровень охраны 2 или 3, или во время пребывания в таком порту судно должно подтвердить получение этого указания, а также подтвердить должностному лицу портового средства, ответственному за охрану, что оно приступило к выполнению соответствующих мер и процедур, изложенных в плане охраны судна, а в случае уровня охраны 3 - указаниях, направленных Договаривающимся правительством, которое установило уровень охраны 3. Судно должно сообщать о любых трудностях, встретившихся при выполнении мер и процедур. В таких случаях должностное лицо портового средства, ответственное за охрану, должно установить связь с лицом командного состава судна, ответственным за охрану, и скоординировать соответствующие действия.

Если Администрация требует, чтобы судно установило более высокий уровень охраны, чем уровень, установленный в порту, в который судно намеревается зайти или в котором оно уже находится, либо на судне уже установлен такой более высокий уровень охраны, то судно должно незамедлительно информировать об этом компетентный орган Договаривающегося правительства, на территории которого находится портовое средство, и офицера охраны портового средства.

В таких случаях офицер охраны судна и офицер охраны портового средства должны установить связь друг с другом и скоординировать соответствующие действия, если необходимо. Администрация, требующая, чтобы суда, имеющие право плавать под ее флагом, установили уровень охраны 2 или 3 в порту другого Договаривающегося правительства, должна незамедлительно информировать об этом такое Договаривающееся правительство.

Если Договаривающиеся правительства устанавливают уровни охраны и обеспечивают предоставление информации об уровне охраны судам, находящимся в их территориальном море или сообщившим о своем намерении войти в их территориальное море, то таким судам должно быть рекомендовано проявлять бдительность и немедленно сообщать своей Администрации и всем соседним прибрежным государствам любую информацию, которая привлекла внимание и может касаться охраны на море в этом районе.

Информируя такие суда о применимом уровне охраны, Договаривающееся правительство, с учетом рекомендаций, приведенных в части В настоящего Кодекса, должно также информировать эти суда о мерах охраны, которые они должны принять, и, если необходимо, о мерах, принятых Договаривающимся правительством для обеспечения защиты от угроз.

Выводы по лекции.

1. В Кодексе ОСПС сформулированы конкретные обязанности Договаривающихся правительств и порядок действий по защите судов и портовых средств в различных реальных ситуациях.

2. В Кодексе ОСПС сформулированы конкретные обязанности юридических и физических лиц, связанных с выполнением действий по защите судов и портовых средств от террористических и пиратских акций.


Лекция № 5.

ТЕМА: «Основные положения Кодекса ОСПС. Оценка охраны судна».

План.

1. Общие требования к проведению оценки охраны судна.

2.Оценка охраны судна.

а). Подготовка к проведению оценки охраны судна.

б). 1 этап. Определение возможных угроз и потенциальных рисков для судна в районе плавания.

в). 2 этап. Определение и оценка нуждающихся в защите людей, видов деятельности, услуг и операций.

г). 3 и 5 этапы. Определение возможных сценариев угроз основным судовым операциям и оценка вероятности таких ситуаций.

д). 4 этап. Обзор состояния охраны на судне.

ОФИЦЕР ПО ОХРАНЕ СУДНА

(Выдержка из Кодекса ОСПС (ISPS) часть А)

12.2. Кроме оговоренных где-либо в данной части Кодекса ОСПС, обя­занности и ответственность офицера по охране судна должны включать, но не ограничиваться.

1 проведением регулярных проверок охраны судна с целью обеспечения выполнения соответствующих мер по охране,

2 поддержанием и наблюдением за выполнением плана охраны судна включая любые поправки к плану;

3 координированием аспектов охраны по обработке груза и су­довых запасов с другим судовым персоналом и соответствующими офицерами охраны портовых средств;

4 внесением предложений об изменениях в план охраны судна;

5 сообщением офицеру компании по охране о недостатках и несоответствиях, выявленных во время внутренних аудиторских про­верок, периодических пересмотров, проверок охраны и утверждения соответствий, а также выполнением любых коррективных действий;

6 усилением осведомленности по охране и бдительности на борту,

7 обеспечением того, чтобы предоставлялась соответствующая подготовка судовому персоналу, при необходимости.

8 доклады обо всех происшествиях, связанных с охраной;

9 координация вопросов, связанных с выполнением плана ох­раны судна, с должностным лицом компании, ответственным за охра­ну. и с соответствующим должностным лицом портового средст­ва ответственным за охрану; и

10 обеспечение того, чтобы охранное оборудование, если оно имеется, должным образом эксплуатировалось, испытывалось. калиб­ровалось и обслуживалось.

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА, УЧЕНИЯ, ТРЕНИРОВКИ ПО ОХРАНЕ СУДНА

(Выдержка из Кодекса ОСПС (ISPS) ч. А)

13.1. Должностное лицо компании, ответственное за охрану, и соответствующий береговой персонал должны обладать знаниями и пройти обучение, принимая во внимание руководство, представленное в части В данного Кодекса.

13.2. Лицо командного состава судна, ответственное за охрану должно обладать знаниями и пройти обучение, принимая во внимание руководство, представленное в части В данного Кодекса.

13.3. Члены экипажа судна, имеющие специальное обязанности и область ответственности по охране, должны понимать свою ответст­венность за охрану судна в соответствии с планом охраны; судна, а также должны обладать достаточными знаниями и способностями для выполнения своих обязанностей, принимая во внимание руководство представленное в части В данного Кодекса.

13.4. Принимая во внимание руководство, представленное в части В данного Кодекса, для обеспечения эффективного исполнения плана охраны судна, учения должны проводиться через определен­нее периоды времени, с учетом типа судна, замены персонала судна, портовых средств в которые придется заходить судну, и других соответствующих обстоятельств.

13.5. Должностное лицо компании, ответственное за охрану своим участием в тренировках через соответствующие периоды вре­мени должно обеспечивать эффективную координацию и внедрение судовых планов охраны, принимая во внимание руководство, пред­ставленное в части В Кодекса.

Обязанности должностных лиц подразделения

1. Обязанности солдата (матроса)

160. Солдат (матрос) в мирное и военное время отвечает: за точное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей, поставленных ему задач и соблюдение при этом требований безопасности военной службы, а также за исправное состояние своего оружия, вверенной ему военной техники и сохранность выданного ему имущества. Он подчиняется командиру отделения.

161. Солдат (матрос) обязан:
- глубоко сознавать свой долг воина Вооруженных Сил, образцово исполнять обязанности военной службы и соблюдать правила внутреннего порядка, овладевать всем, чему обучают командиры (начальники);
- знать должности, воинские звания и фамилии своих прямых начальников до командира дивизии включительно;
- оказывать уважение командирам (начальникам) и старшим, уважать честь и достоинство товарищей по службе, соблюдать правила воинской вежливости, поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия;
- заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно закаливать себя, совершенствовать свою физическую подготовку, соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- в совершенстве знать и иметь всегда исправные, обслуженные, готовые к бою оружие и военную технику;
- соблюдать требования безопасности военной службы на занятиях, стрельбах, учениях, при обращении с оружием и техникой, несении службы в суточном наряде и в других случаях;
- знать нормативные правовые акты Российской Федерации, нормы международного гуманитарного права в пределах установленного для солдат (матросов) правового минимума, Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил - участника боевых действий, а также соответствующие международно-признанным средствам опознавания знаки различия и сигналы;
- аккуратно носить обмундирование, своевременно производить его текущий ремонт, ежедневно чистить и хранить в определенном для этого месте;
- при необходимости отлучиться спросить на это разрешение у командира отделения, а после возвращения доложить ему о прибытии;
- при нахождении вне расположения полка вести себя с достоинством и честью, не совершать административных правонарушений, не допускать недостойных поступков по отношению к гражданскому населению.

162. За образцовое исполнение обязанностей военной службы, успехи в боевой подготовке и примерную воинскую дисциплину солдату может быть присвоено воинское звание ефрейтора, а матросу - старшего матроса.

Ефрейтор (старший матрос) обязан помогать командиру отделения в обучении и воспитании солдат (матросов).

2. Обязанности командира отделения

158. Командир отделения в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние и безопасность военной службы, строевую выправку и внешний вид подчиненных, исполнение ими обязанностей военной службы; за правильное использование и сбережение вооружения и военной техники, снаряжения и обмундирования и содержание их в порядке и исправности. Он подчиняется командиру взвода и его заместителю (старшине команды) и является непосредственным начальником личного состава отделения.

159. Командир отделения обязан:
- обучать и воспитывать солдат (матросов) отделения, а при выполнении боевых задач умело командовать отделением;

- следить за выполнением распорядка дня (регламента служебного времени), чистотой и внутренним порядком в отделении, требовать соблюдения подчиненными воинской дисциплины;
- знать материальную часть, правила эксплуатации вооружения, военной техники и другого военного имущества отделения, следить за их наличием, ежедневно осматривать и содержать в порядке и исправности, а также обеспечивать выполнение требований безопасности военной службы при их эксплуатации;
- прививать солдатам (матросам) отделения уважение к службе, а также бережное отношение к своему оружию и военной технике;
- вырабатывать у солдат (матросов) отделения строевую выправку и развивать у них физическую выносливость;
- заботиться о подчиненных и вникать в их нужды; следить за опрятностью, исправностью обмундирования подчиненных, правильной подгонкой снаряжения, соблюдением ими правил личной и общественной гигиены, ношения военной формы одежды;
- ежедневно следить за чистотой обмундирования и просушкой портянок, носков, а также за своевременным текущим ремонтом обмундирования;
- следить, чтобы после занятий и стрельб у подчиненных не оставалось боевых и холостых патронов, гранат, запалов и взрывчатых веществ;
- докладывать заместителю командира взвода (старшине команды) обо всех заболевших, о просьбах и жалобах подчиненных, об их проступках, нарушениях требований безопасности военной службы и принятых мерах по их предупреждению, о поощрениях солдат (матросов) и наложенных на них дисциплинарных взысканиях, а также о случаях утери или неисправности вооружения, военной техники и другого военного имущества;
- постоянно знать, где находятся подчиненные.

3. Обязанности заместителя командира взвода

156. Заместитель командира взвода в мирное и военное время отвечает: за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и безопасность военной службы личного состава взвода; за внутренний порядок во взводе; за исполнение обязанностей военной службы личным составом; за внешний вид каждого солдата и сержанта взвода. Он подчиняется командиру взвода, а по вопросам поддержания внутреннего порядка и старшине роты и является прямым начальником солдат и сержантов взвода.

157. Заместитель командира взвода обязан:
- обучать, воспитывать солдат и сержантов взвода и лично проводить занятия по указанию командира взвода;
- знать фамилию, имя, отчество, год рождения, национальность, личные качества, род занятий до военной службы, семейное положение, успехи и недостатки в боевой подготовке каждого подчиненного;
- следить за соблюдением воинской дисциплины, исполнением обязанностей военной службы и выполнением требований безопасности военной службы командирами отделений и всем личным составом взвода;
- следить за содержанием в исправности вооружения, военной техники и другого военного имущества взвода, контролировать их наличие;
- заботиться о чистоте помещения, устанавливать очередность его уборки между отделениями; требовать от подчиненных содержать в исправном и опрятном состоянии постельные принадлежности и обмундирование; следить за своевременным производством текущего ремонта вещевого имущества личным составом взвода;
- проводить утренний осмотр личного состава взвода;
- заботиться о подчиненных и вникать в их нужды;
- назначать солдат в наряды на службу, вести листы нарядов взвода (приложение № 10), учет личного состава, вооружения и другого военного имущества взвода;
- постоянно знать, где находятся и что делают подчиненные;
- докладывать командиру взвода обо всех просьбах подчиненных, об их поощрениях, проступках, нарушениях ими требований безопасности военной службы и наложенных на них дисциплинарных взысканиях;
- оставаясь за командира взвода или старшину роты, исполнять их обязанности.

Устав Внутренней службы ВС РФ
утвержден указом Президента РФ
от 10 ноября 2007 г. N 1495

Каждый взрослый мужчина знает, с какого звания офицерский состав берет свое начало - это, конечно же, лейтенант. А можете сейчас перечислить все армейские чины по порядку? Если нет, то стоит дочитать эту статью до конца. Будучи школьником или студентом, вам наверняка рассказывали на уроках по НВП (допризывная подготовка) о субординации в вооруженных силах. Какая-то часть полученной информации отложилась в багаже знаний. Как бы там ни было, знания в этой области лишними не бывают. Особенно это касается мужчин, чтобы при необходимости не задумываясь понять, кто перед вами: капитан, прапорщик, сержант или генерал. В этой статье вы подробно узнаете о воинских званиях офицерского состава. Чтобы не запутаться, начнем с азов.

Что такое и для чего они нужны

В армии РФ воинские чины предоставляют всем, кто поступает на службу без исключения, независимо, в каком месте будет служить человек и какой пост займет. Звания - это своеобразная иерархия, которая определяет статус, круг полномочий и степень ответственности военнослужащих всех родов войск. Соответственно, устанавливает иерархию (субординацию) между военнослужащими. Это касается и званий офицерского состава. В армии заведено разграничивать регалии по роду войск:

  • корабельные чины (морская составляющая армии);
  • общевойсковые звания (части и соединения сухопутного базирования).

Если воинское подразделение или боевое судно имеет гвардейский статус, то в обращении к военному, который проходит службу в данном подразделении, прибавляется слово «Гвардии». Примером может служить словосочетание: «Гвардии лейтенант», «Гвардии майор». Получив определенное звание, после увольнения со службы за выслугу лет чин остается за человеком пожизненно. К званию будет прибавлено «в отставке», примером в таком случае будет - «майор в отставке».

Офицер

Впервые привычное для нас понятие «офицер», возникло в эпоху царя Петра Первого. Государь выпустил указ, где устанавливался порядок прохождения армейской службы для дворянства. Декретом вводилась иерархия воинских чинов. В русской армии впервые появились звания офицерского состава. С тех пор воинские различия неоднократно дополнялись, а структура видоизменялась несколько раз. За многовековую историю офицерский корпус стал своеобразным стержнем, основополагающим элементом построения современной армии РФ. За несколько веков были сформированы традиции и понятие «чести», которые бережно хранят и передают из поколения в поколение.

Иерархическая структура

Звания офицерского состава имеют определенную структуру. К каждой группе офицерского звена относятся соответствующие армейские чины. Принято различать следующие начальствующие звенья:

  • младшее командное звено;
  • командиры среднего звена;
  • офицеры высшего командного звена.

Помимо вышеперечисленных категорий армия Российской Федерации состоит:

  • из рядовых солдат и матросов;
  • сержантского состава в сухопутных подразделениях, на флоте аналогом является чин старшины;
  • прапорщиков (в царской армии назывались - унтер-офицер) и мичманов (военно-морской аналог).

Младшее командное звено

Ранняя стадия военной карьеры начинается с присвоения звания младшего офицерского состава. В него входит:

  • Младший лейтенант. На погоне одна маленькая звезда. Может командовать взводом. В наши дни присваивается редко. Необходимый срок службы для получения очередного звания не менее двух лет.
  • Лейтенант. Отмечается двумя небольшими звездами. Самый распространенный первоначальный офицерский чин. Получают после окончания военного училища. Также присваивается при зачислении на военную службу по контракту, если у соискателя есть диплом об окончании университета, института или академии. Если военнослужащий имеет звание прапорщик, то после окончания университета тоже получает лейтенантские погоны. Необходим трехлетний срок службы для получения очередного чина.
  • Старший лейтенант. Чин отмечен тремя звездами небольшого размера. Статус дает возможность служить на посту заместителя командира роты. Потребуется трехлетний срок службы для дальнейшего продвижения.
  • Капитан. Статус отмечен небольшими звездами в количестве четырех единиц. Очередная ступень карьерной иерархии. Звание дает возможность быть командиром роты, также офицер может проходить службу на посту заместителя командира батальона. Необходим четырехлетний срок службы для очередного продвижения по службе.

Командиры среднего звена

Группа военнослужащих представляет собой своеобразный стержень среднего командного звена армии. Перечень званий старшего офицерского состава:

  • Майор. Чин отмечен звездой среднего размера. Носители погон служат на постах руководителей служб на уровне учебной роты или батальона. Ими могут быть комендатура, штаб батальона, а также должность комбата. Четырехлетний срок службы для очередного звания.
  • Подполковник. Чин отмечен двумя средними звездами. Чин позволяет занимать пост комбата, заместителя командира или начальника штаба на полковом уровне. В данном звании часто выходят в отставку по выслуге лет. Потребуется пятилетний срок службы для очередного чина.
  • Полковник. Погон имеет три среднего размера звезды. Высшая карьерная ступень старшего командного звена. Носители данного статуса служат на посту командира войсковой части или проходят службу на посту начальника штаба дивизии. Высшие чины присваиваются крайне редко, поэтому для большинства звание полковник становиться пиком армейской карьеры.

Офицеры высшего звена

Какой лейтенант на заре своей армейской карьеры не мечтал стать генералом. Но, к сожалению, данное звание присваивается редко. К званиям высшего офицерского состава относятся:


Корабельные звания

Воинские звания высшего офицерского состава, присваиваемые в ВМФ РФ:

  • Младшие офицеры:
  1. младший лейтенант;
  2. лейтенант;
  3. старший лейтенант;
  4. капитан-лейтенант.
  • Старшие офицеры:
  1. капитан 3 ранга;
  2. капитан 2 ранга;
  3. капитан 1 ранга.
  • Высшие офицеры:
  1. контр-адмирал;
  2. вице-адмирал;
  3. адмирал;
  4. адмирал флота.

Корабельные звания и должности, которые занимают военнослужащие, соответствуют общевойсковым званиям с поправкой на ведомственные различия.

Права, обязанности, задачи офицеров

Главной задачей, которую выполняют офицеры в ВС, является обеспечение функционирования и устройство армейской службы на вверенном им участке. Подготовка, обучение военнослужащих и поддержание боеготовности личного состава и техники. Грамотный офицер также должен заботиться, решать проблемы и возникающие вопросы в процессе несения службы своих подчиненных.

Офицер не только следит за исполнением приказов, но и несет личную ответственность за действия людей, которые находятся под его началом. Права и обязанности военнослужащих четко регулируются уставом прохождения военной службы.

Заключение

После распада СССР армия РФ на протяжении десяти лет финансировалась по остаточному принципу. Это привело к плохому состоянию вооруженных сил, как следствие, к массовому увольнению из армейских рядов кадровых офицеров. Также пострадал престиж военной службы, быть офицером было не модно. Но ни что не стоит на месте, к управлению государством пришли новые люди и шаг за шагом начало возрождаться Российское государство. На данный момент осуществляется оснащение вооруженных сил новыми видами вооружений, денежное довольствие кадровых офицеров тоже существенно выросло. В военные вузы снова большой конкурс. Сегодня быть офицером не только модно, но и престижно.