Договор горячего водоснабжения: рекомендации по заключению. Отдельный договор на водоснабжение не нужен Можно не заключать договор на воду

Организация является абонентом по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения и владеет на праве собственности водопроводными и канализационными сетями, к которым подключены объекты капитального строительства других абонентов.
Вправе ли организация взимать плату за пользование этими сетями (транспортировку воды и сточных вод)? Является ли цена за пользование сетями в этом случае регулируемой, что повлечет за собой установление определенного тарифа для организации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство допускает возможность взимания собственником водопроводных и канализационных сетей платы за их использование сторонними абонентами, но только после установления для собственника сетей тарифа на соответствующие услуги органом регулирования тарифов.

Обоснование позиции:
По общему правилу, закрепленному ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Однако в силу того же пункта в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
ВАС РФ сформирована правовая позиция, согласно которой в случаях, когда цена на товары, работы, услуги подлежит государственному регулированию, хозяйствующий субъект не наделен правом самостоятельно устанавливать цену, а в отсутствие установленных тарифов взимать ее, в том числе в форме неосновательного обогащения ( Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 N 13881/11, ВАС РФ от 24.01.2014 N ВАС-15725/13).
Согласно Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Для целей применения данного Закона под транспортировкой воды (сточных вод) понимается перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей ( Закона N 416-ФЗ).
Закона N 416-ФЗ определены регулируемые виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения. К регулируемым в том числе отнесены виды деятельности по транспортировке воды и сточных вод, по подключению (технологическому присоединению) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения, а также тарифы на соответствующие транспортировку и подключение (смотрите также п. 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Правительства РФ от 13.05.2013 N 406).
Из приведенных норм следует, что указанные виды деятельности подлежат государственному регулированию и, соответственно, взимание платы за услуги по подключению к водопроводным (канализационным) сетям, равно как и услуги по транспортировке воды (сточных вод), возможно только по установленным в предусмотренном порядке тарифам.
В соответствии с Закона N 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по ним воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Таким образом, N 416-ФЗ прямо допускает возможность взимания собственником водопроводных и (или) канализационных сетей платы за их использование в целях транспортировки воды (сточных вод) подключенным к его сетям абонентам, но только после установления для указанного собственника тарифа на соответствующие услуги органом регулирования тарифов (смотрите также Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 N 09АП-4610/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 N 08АП-4912/15, апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Республики Хакасия от 19.03.2015 по делу N 33-657/2015, решение УФАС по Ставропольскому краю от 20.08.2015 N 42).

К сведению:
N 416-ФЗ, равно как и иными законами, не урегулирован вопрос о том, в рамках какого договора может осуществляться возмещение затрат на эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей их собственнику. При этом, как установлено и ГК РФ, стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также договор, содержащий элементы различных договоров (смешанный договор). На практике отношения между собственником водопроводных и (или) канализационных сетей и подключенными к его сетям другими абонентами, направленные на возмещение собственнику затрат на эксплуатацию сетей, оформляются по-разному. В частности, они облекаются в форму договоров на оказание услуг по транспортировке воды (сточных вод), договоров на возмещение затрат на техническое обслуживание или иных соглашений.
Также обращаем внимание, что при определенных условиях организация, не осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение в качестве основного вида деятельности, но оказывающая отдельные услуги в данной сфере, может признаваться субъектом естественной монополии в границах принадлежащих ей сетей. Это, в свою очередь, влечет для организации обязанности в соответствии с законодательством о защите конкуренции (смотрите, к примеру, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2016 N 07АП-5508/16).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Заключение договора на холодное водоснабжение с собственниками, проживающими в частном секторе. Дело в том, что ранее, в заключенных договорах у нас не отражены ниже перечисленные подпункты п.19 Правил №354 и проверяющая организация привлекла нас к административной ответственности. В соответствии с подпунктами е, з, м, н, о, п, р пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354, с измен. от 16.04.2013г. №344 (далее Правила), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать: е) требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги (коммунальных услуг); з) сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, установленный срок проведения очередной поверки, а также порядок и условия приёма показаний приборов учета; м) адрес и способ доставки потребителю счета для оплаты коммунальных услуг; н) порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; о) права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя; п) основания и порядок приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг; р) основания и порядок изменения и расторжения договора; В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении (с изменениями на 23 июля 2013 года)», договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации (Глава 3). Типовые договоры, утвержденные постановлением Правительство РФ от 29.07.2013г. №645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения», действуют с 14.08.2013г. Проверяющая организация не обращает внимание на дату вступления в действие утвержденных типовых договоров, а ссылается на дату вступления в действие Правил №354, т. е. на 01.09.2012г. и считает, что с 01.09.2012г. мы должны были заключать договора в соответствии с требованиями п.19 Правил №354. Вопрос: 1) Правомерно ли привлечение Организации ВКХ к административной ответственности в связи с не включением вышеуказанных подпунктов в договора, которые заключены до 14.08.2013г. 2) Обязана ли Организация ВКХ перезаключить с собственниками, проживающими в частном секторе, договора по утвержденной типовой форме (договора были заключены до 14.08.2013г.) или возможно дополнить в существующие договора подпункты п.19 Правил №354, а с новыми потребителями заключать уже договора по утвержденной типовой форме. 3) Если заключать договора по типовой форме, как возможно определить для собственников, проживающих в частном секторе, гарантированный объем подачи воды, в т.ч. на нужды пожаротушения и установить лимиты водопотребления (см. п.1.3 и 1.7. типовой формы). 4) Можно ли не заключать с собственниками, проживающими в частном секторе, договора по утвержденной типовой форме, а разработать свою форму с учетом требований п.19 Правил №354. 5) Жилые дома в частном секторе не подключены к централизованной системе канализации (имеется шамбо). Какую форму договора водоотведения необходимо заключать (может только на оказание услуг по откачке и транспортировки».

Ответ

Постановлением ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — правила, правила № 354). Данные правила вступают в силу с 01.09.2012 г. (по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг , указанных в абзаце четвертом подпункта «б» пункта 4 настоящего постановления). Правила , утвержденные настоящим постановлением применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил .

Таким образом, с 01.09.2012 г. в договоры, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должны включаться условия, установленные п.19 данных правил. Заключение договоров с нарушением данного требования может являться основанием для привлечения организации к ответственности.

"Статья 13. Договор горячего или холодного водоснабжения

1. По договору горячего или холодного водоснабжения (далее также — договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

2. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации , если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.

3. Договор водоснабжения является публичным договором.

4. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, вправе отказаться от заключения договора водоснабжения в случае подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.
(Часть в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2012 года . — См. предыдущую редакцию)

5. Существенными условиями договора водоснабжения являются:

1) предмет договора, режим подачи воды (гарантированный объем подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения), гарантированный уровень давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения), определяемый в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) к системе водоснабжения (водопроводным сетям);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2012 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 318-ФЗ . — См. предыдущую редакцию)

2) сроки осуществления подачи воды;

3) качество воды, в том числе температура подаваемой воды в случае заключения договора горячего водоснабжения;

4) порядок контроля качества воды;

5) условия прекращения или ограничения подачи воды;

6) порядок осуществления учета поданной воды;

7) сроки и порядок оплаты по договору;

8) границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей;

9) права и обязанности сторон по договору;

10) ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору водоснабжения;

11) порядок урегулирования разногласий, возникающих между сторонами по договору;

12) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета в целях определения объема поданной воды, тепловой энергии (в случае горячего водоснабжения) и определения качества воды;

13) иные условия, установленные правилами горячего водоснабжения, правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

6. Оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.

7. Местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.

8. Договоры горячего водоснабжения, договоры холодного водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором горячего водоснабжения и типовым договором холодного водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации*".

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.