Динамическая Гимнастика для грудничков: с чего начать? Крутим – вертим. Динамическая гимнастика для новорожденных: с чего начать

Динамическая гимнастика – сравнительно новый метод раннего развития детей. Чтобы понять ее смысл, следует знать, что традиционную гимнастику для детей первого года жизни, которую мы описали в предыдущем разделе, иногда называют статической или пассивной – ребенок просто лежит на столе, а взрослый производит с его руками и ногами определенные манипуляции, причем делает это крайне осторожно. У такой гимнастики есть «дальняя родственница» – динамическая гимнастика, которую иногда называют также корригирующей гимнастикой или беби-йогой. Ее основное отличие от традиционной – большее количество движения (динамики), которое предполагает включение вестибулярного аппарата ребенка. В динамической гимнастике задействованы не только руки и ноги ребенка, но и все его тело, с которым взрослый совершает различные активные манипуляции. При этом ребенок находится не в лежачем положении, а в самых разных – висит, «летает», переворачивается. Многие тренеры и родители считают термины «динамическая гимнастика» и «беби- йога» синонимами, но некоторые специалисты четко отделяют их друг от друга. По их мнению, беби-йога прочно связана с йогическими позами и упражнениями (асанами), поэтому заниматься ею с ребенком должны не родители, а только тренеры-йоги.

Как это появилось

Существуют противоположные взгляды на вопрос о происхождении динамической гимнастики. Большинство специалистов считают ее «молодым» методом: как метод физического развития ребенка она стала известна в нашей стране лишь в 1980-е годы благодаря западным изданиям, в которых описывались комплексы динамической гимнастики. Именно в этих книгах употреблялся английский термин «беби-йога», который закрепился и в русском языке. Сторонниками применения динамической гимнастики были известные педагоги супруги Никитины и И. Б. Чарковский, которые пропагандировали этот метод.

Иногда историю динамической гимнастики возводят к русской народной традиции: известно, что деревенские повитухи часто самостоятельно вправляли новорожденным кости, правили шейные и спинные позвонки, а для этого крутили и трясли детей. Но следует помнить, что они делали это только с малышами, травмированными в родах, а не со всеми детьми, как то предлагают сторонники современной динамической гимнастики. Есть также мнение, что истоки этого метода следует искать на Древнем Востоке: подобные упражнения входили в комплекс подготовки японских ниндзя.

Зачем это нужно

Инструкторы по динамической гимнастике и занимающиеся ею родители считают, что главная цель этих упражнений – раскрыть заложенный в детском организме потенциал, дать возможность природе реализовать свои эволюционные программы, повлиять на сроки, в которые ребенок начнет садиться и ходить. Кроме того, малыш получает представление о строении своего тела, о том, как оно работает, напрягается, расслабляется и отдыхает, каковы его возможности и где их предел.

Благодаря динамической гимнастике ребенок узнает о пространственных координатах (верх, низ, изменение направления движения), о ритме и аритмичности, скорости и пр. Все это повышает физическую и психическую устойчивость ребенка, его способность к адаптации в окружающем мире, формирует уверенность в собственных силах.

Более того, всестороннее укрепление организма естественным образом стимулирует развитие иммунной системы, и поэтому дети реже болеют. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным. У него прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон.

Занятия динамической гимнастикой способствуют эффективной тренировке скелетно- мышечного аппарата, активизируют обменные процессы, стимулируют работу внутренних органов, развивают координацию движений и вестибулярный аппарат. Немаловажна и своеобразная профилактика детского травматизма – динамическая гимнастика укрепляет суставы и развивает у ребенка способность адекватно реагировать телом в травмоопасной ситуации. Подросший ребенок более совершенно владеет своим телом, а потому падения для него не очень опасны.

Что развивается с помощью динамической гимнастики

Опорно-двигательный аппарат.

Динамическая гимнастика – прекрасный инструмент коррекции мышечного тонуса новорожденного. Все хорошо знают, что в течение нескольких месяцев после рождения ребенка находится в так называемой «внутриутробной» позе – с согнутыми ручками и ножками. Это связано с повышенным тонусом мышц-сгибателей, который, в свою очередь, проистекает из несогласованной работы различных зон головного мозга на этом этапе жизни. Динамическая гимнастика помогает детскому организму ребенка гармонизировать и упорядочить процессы возбуждения и торможения, снимает избыточный мышечный тонус. Она способствует гармоничному развитию всего опорно-двигательного аппарата, особенно позвоночника, поскольку помогает ребенку почувствовать свое тело и научиться им управлять. У новорожденного ребенка и кости, и суставы, и связки еще очень слабы. Применяя динамическую гимнастику, родители своими руками как бы «лепят» тело ребенка. Они могут на самых ранних, еще даже не диагностированных стадиях устранить различные асимметрии, косолапие, кривошею.

Пищеварительная система.

Массируя и укрепляя брюшную стенку ребенка, упражнения из комплекса динамической гимнастики активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

Сердечно-сосудистая и иммунная системы.

Активное движение, на которое и направлена динамическая гимнастика, усиливает кровообращение в организме, а следовательно, укрепляет сердечнососудистую и иммунную систему. Организм адаптируется к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

Психика.

Психологи считают, что опыт родов чрезвычайно важен для дальнейшего развития человека, становления таких его качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении цели. Поэтому динамическую гимнастику некоторые специалисты усиленно рекомендуют тем детям, кто был лишен опыта естественного появления на свет и родился с помощью кесарева сечения. Такая гимнастика приучает тело (а значит, и психику) ребенка выдерживать усиленные, пороговые, нагрузки, вырабатывать адаптационную устойчивость.

Практика

Главное правило занятий динамической гимнастикой – абсолютное взаимопонимание между взрослым и ребенком. Родитель должен понимать малыша на уровне прикосновений и ощущений; только глубоко чувствуя состояние ребенка, его настроение, понимая, хочет ли он продолжать занятия, родители могут рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям.

Второе правило не менее важно: начинать занятия следует с самых простых упражнений, постепенно, неделя за неделей, увеличивая темп, амплитуду и время занятий.

И еще некоторые советы:

    Никогда не делайте того, в чем не уверены сами. Если вы чувствуете, что упражнение не очень понятно или оно кажется вам опасным – не делайте его, лучше еще раз внимательно прочитайте описание, потренируйтесь на кукле или проконсультируйтесь с инструктором по динамической гимнастике.

    Никогда не пересиливайте активного протеста ребенка, его сопротивления наращиванию нагрузок и усложнению движений. Если такое сопротивление появилось – задержитесь на достигнутом этапе или даже вернитесь к упражнениям более раннего периода.

    Если во время занятия тело малыша вдруг сильно напряглось и он сжал кулачки – значит, он очень испугался. Как можно быстрее возьмите малыша на руки и прижмите его к себе еще до того, как он закричит. Если такой испуг еще раз повторился в течение одного занятия, необходимо снизить темп, выбрать более простые и мягкие упражнения, уменьшить амплитуду и скорость движений.

    Залог успеха занятий – понимающая и доброжелательная атмосфера. Если ваши родственники и знакомые не одобряют метод динамической гимнастики, не занимайтесь гимнастикой в их присутствии. Их негативные эмоции плохо влияют не только на состояние взрослого, но и на самочувствие ребенка.

Когда начинать

Рекомендации инструкторов относительно того, с какого возраста нужно начинать занятия, различаются. Есть мнение, что необходимо приступать к динамической гимнастике как можно раньше, через неделю после рождения ребенка. Такой взгляд основан на следующем соображении: чем позже вы начнете занятия, тем больше «закрепятся» связки и мышцы ребенка и тем тяжелее будет растягивать и укреплять их. Кроме того, масса ребенка постоянно увеличивается, а значит, возрастают нагрузки и на детский, и на родительский организм.

Сторонники другого мнения предпочитают начинать занятия с двух месяцев, когда ребенок уже отошел от родового стресса и адаптировался к окружающему миру.

Где, когда и с кем заниматься

Занятия динамической гимнастикой проводятся дома, желательно в максимально большом и свободном от мебели помещении. Летом можно проводить занятия на открытом воздухе, но вдали от травмоопасных предметов (деревьев, столбов и др.). Температура воздуха во время занятий должна быть 22-25 °С или ниже (для закаленных детей). Можно выполнять все упражнения друг за другом, в течение одного сеанса, а можно разбить их на несколько групп и выполнять несколько раз в течение дня. Некоторые инструкторы предлагают целый «оздоровительный» ритуал: после пробуждения ребенку делают массаж, затем динамическую гимнастику, затем он плавает в ванне и заканчивает свое утро обливанием. Чаще всего в семьях, практикующих динамическую гимнастику, упражнения с ребенком выполняет отец – матери не так-то легко часто подбрасывать и крутить ребенка.

Занятия проводятся ежедневно, во время наибольшей активности и бодрствования ребенка, но не ранее чем через час после еды.

Как подготовиться к динамической гимнастике

Взрослый, который будет заниматься с ребенком, должен одеться максимально свободно, чтобы не стеснять своих движений. Ребенок обнажен, его тело ничем смазывать не надо, а вот руки взрослого должны быть теплыми и мягкими – для этого их можно размягчить кремом-скрабом. Упражнениям обязательно должна предшествовать разминка: традиционные массажные приемы – растирания, разминания, пассивные упражнения для рук и ног. Для установления хорошего контакта с ребенком разумно начинать динамическую гимнастику с простейших форм тактильного общения: медленные и спокойные прикосновения и поглаживания его тела во всех направлениях.

Динамические упражнения

Существует несколько вариантов комплексов динамической гимнастики: некоторые упражнения достаточно простые и мягкие, другие выглядят экстремально. Важно, что почти все упражнения выполняются не на столе. Взрослый держит ребенка за две или одну ручку, за две или одну ножку, обхватывает руками его туловище. Основные движения – висы, качания, вращения, «перевернутые» упражнения (вверх ногами), подбрасывания и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого. Самые простые упражнения динамической гимнастики – элементарные висы и покачивания. Для этого надо взять лежащего ребенка за кисти рук, вложить ему в ладони свои большие пальцы и, постепенно потягивая за ручки, приподнять его так, чтобы он свободно висел, удерживаемый за кисти рук. Потом ребенок просто висит – сначала взрослый держит его за обе руки, потом за одну руку, потом за другую. То же самое повторить, держа его за одну, другую и обе ноги. А затем в тех же самых позах покачивать ребенка – из стороны в сторону, вверх и вниз. Другие элементарные упражнения – разведение ручек висящего ребенка в стороны, частичный перенос веса с одной руки на другую; небольшие повороты вокруг вертикальной оси.

Поднимите малыша за руки и раскачивайте его из стороны в сторону, перенося вес с одной руки на другую, постепенно увеличивая амплитуду движений. Без переноса веса выполнить покачивания вперед-назад и повороты вокруг вертикальной оси по очереди в каждую сторону.

Упражнение 2. «Птичка»

Исходное положение – малыш висит на ручках. Разведите их в стороны с энергичным движением туловища вверх, как будто он машет крыльями.

Упражнение 3. Тренируем пресс

Прижмите ребенка спиной к своему животу. Одной рукой держите его за распрямленные колени, а другой поддерживайте в области груди. Медленно наклоняйте и распрямляйте малыша, чтобы он напрягал мышцы живота, спины и ног, старался удерживаться в вертикальном положении.

Упражнение 4. Крутим-вертим

Исходное положение – взрослый держит ребенка за две ноги, лицом от себя. Совершите несколько вращательных движения вокруг вертикальной оси – сначала по часовой стрелке, затем против.

Упражнение 5. «Обезьянка»

Исходное положение – взрослый держит ребенка за левую ногу и правую руку. Приподнимает немного и покачивает. Затем меняет руку и ногу и повторяет движение. Потом упражнение повторяется за симметричные конечности (взрослый держит ребенка за левую руку и левую ногу, потом за правую руку и правую ногу).

Упражнение 6. «Крестик»

Ручки висящего ребенка энергично отводятся в стороны, тело его при этом подается вверх. При возвращении ручек в исходное положение малыш возвращается в вис.

Упражнение 7. Забросы

Начало упражнения аналогично упражнению «Маятник», но во время выполнения раскачиваний амплитуда движений постепенно увеличивается настолько, что ножки ребенка оказываются выше его головы. При этом рука взрослого, нагруженная весом ребенка, приближается, а другая рука удаляется от груди, предплечья перекрещиваются, и тело малыша перебрасывается через руку снаружи и ложится животом поперек предплечья. Затем следуют возврат в исходный вис и заброс в другую сторону.

Упражнение 8. Боковые прокруты

Когда при выполнении упражнения «Маятник» тело ребенка оказывается в горизонтальном положении, а ручки вытянуты вверх и вниз почти вертикально, локоть «верхней» руки взрослого поднимается, и ножки ребенка раскачивающим движением проводятся между рук родителя. После совершения одного прокрута следует повторить это же движение в другую сторону.

Упражнение 9. Прямые прокруты

Раскачивая висящего на руках ребенка вперед-назад, взрослый помогает ему совершить сальто назад между рук родителя. В конечной фазе движения нужно развернуть свои запястья, уменьшив скручивающую нагрузку на ручки малыша.

Чтобы вернуться в исходное положение, следует либо отпустить одну руку ребенка, либо сделать сальто в обратном направлении. Это упражнение первоначально делают два взрослых, один из которых медленно проводит ребенка по всей траектории движения, а затем фиксирует его тело в промежуточном положении, уперев ножки ребенка себе в грудь.

Упражнение 10. Перебросы

Исходное положение – ребенок висит на руках. Постепенно увеличивая амплитуду покачиваний вперед-назад, взрослый широким движением перебрасывает ребенка над своей головой и опускает у себя за спиной. При этом в верхней точке траектории ребенок уже полностью теряет скорость. Спуск в вертикальное положение за спиной должен быть очень мягкий. Чтобы уберечь ребенка от удара о спину взрослого, следует прогнуть спину и слегка согнуть колени. Чтобы вернуться в исходное положение, необходимо либо произвести движение в обратную сторону, либо провести ребенка через плечо.

Что для этого надо

Результаты занятий динамической гимнастикой прежде всего зависят от степени взаимопонимания между родителями и ребенком. Если вы не понимаете оттенков настроения своего ребенка, не можете определить, хочет он есть, спать или играть, – не беритесь за динамическую гимнастику. Только если родитель глубоко чувствует состояние малыша, его настроение, понимает, есть ли у ребенка желание заниматься, – только в этом случае он может рассчитывать на полное доверие со стороны ребенка к своим действиям, а значит, и на успех занятий. Желательно, чтобы ребенок воспринимал динамическую гимнастику как веселую и увлекательную игру, а для этого ему необходим постоянный диалог со взрослым.

Очень полезно перед началом занятий посмотреть, как это делают другие – побывать на инструкциях в центрах подготовки беременных или в центрах раннего развития ребенка. Если среди ваших знакомых есть те, кто практикует динамическую гимнастику, постарайтесь увидеть, как они это делают – «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Выбирая место для занятий гимнастикой, освободите его от мебели, постарайтесь минимизировать опасность того, что ребенок заденет какой-либо предмет.

Поскольку динамическая гимнастика – «молодой» метод, публикаций о нем не очень много. Можно порекомендовать книгу Л. Китаева и М. Трунова «Экология младенчества». Большое количество упражнений и советов можно найти в Интернете. А лучше всего пройти специальную подготовку на курсах в центрах подготовки беременных к родам.

Когда этого делать нельзя!

Занятия динамической гимнастикой абсолютно противопоказаны, если у ребенка диагностирована дисплазия тазобедренного сустава, повышенный мышечный тонус, повышенный объем движений в суставах и генетические заболевания в суставах. Поскольку эти заболевания могут быть диагностированы только врачом-ортопедом или невропатологом, а плановый осмотр ребенка этими специалистами обычно проводится в возрасте одного месяца, то, если вы решили начать занятия динамической гимнастикой до месячного возраста, обязательно покажите малыша врачам. Также нельзя заниматься гимнастикой при повышенном внутричерепном давлении, некомпенсированном пороке сердца.

Занятия следует немедленно прекратить, если ребенок плачет, если появляются дрожания рук и ног и другие признаки отклонений.

Смотрите так же:

Dinamicheskaja_gimnastika.txt · Последние изменения: 2012/11/19 14:47 (внешнее изменение)

Многие школы для молодых родителей и их малышей предлагают своим будущим мамам и папам такой вид занятий, как динамическая гимнастика для грудничков. Но далеко не все знают, что это за гимнастика, зачем она нужна и насколько она безопасна для малыша. Не давая никаких советов и не принимая за родителей ребенка конкретных решений, мы предлагаем вниманию читателей мнения двух специалистов об этой гимнастике.

Динамическая гимнастика входит в общий курс оздоровительных и развивающих занятий с новорожденным наряду с такими мероприятиями, как массаж, игры, . Определимся с понятиями, ведь далеко не каждый родитель имеет четкое представление об этих тренингах, а стало быть, и о тех возможностях, которые они предоставляют ребенку.

Динамическая гимнастика — система развивающих упражнений для грудных детей, распространенная в самых различных модификациях. Динамическая гимнастика включает элементы массажа, обычной гимнастики, упражнений для развития вестибулярного аппарата. Только степень такого воздействия в динамической гимнастике выше. Основное отличие этой гимнастики от обычной — это большее количество динамики (движения), в отличие от традиционных комплексов, где малыш, как правило, лежит, а его руками и ногами двигает взрослый в том или ином направлении.

Вариантов динамической гимнастики много — от экстремальных сценариев ее выполнения до постепенных и мягких. Необычно, что часть упражнений проводится не на столе, а в воздухе. Многие из "воздушных" упражнений описаны еще в начале XX века. Занимаясь с малышом, взрослый держит его: за две или одну ручку, за две или одну ножку, обхватывает руками туловище. Основные движения — висы, качания, вращения, перевернутые упражнения ("вверх ногами"), подбрасывания и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого. Большинство детей с радостью воспринимают такой способ общения со взрослым и с собственным телом. Эти упражнения легко даются ребенку из-за высокой врожденной подвижности его суставов. При правильных хватах и движениях риск травмировать ребенка невелик.

Для чего нужна динамическая гимнастика?

Занимаясь с ребенком таким видом развивающих упражнений, мы одновременно достигаем нескольких целей.

Во-первых, это важно для физического развития малыша. Динамическая гимнастика — это инструмент коррекции мышечного тонуса ребенка. Известно, что после рождения ребенок еще в течение нескольких месяцев находится в позе, которую мы называем "внутриутробной" — с согнутыми ручками и ножками. Это происходит из-за повышенного тонуса мышц-сгибателей, причем этот тонус неравномерно повышен в разных мышечных группах. Присмотритесь к своему ребенку, когда он спит, и вы увидите, что одна ручка согнута в большей степени, чем другая; то же самое с ножками. Это происходит из-за несогласованной работы различных зон головного мозга на этом этапе жизни. Это как "вспышки": возбуждение какой-либо зоны мозга приводит к сокращению соответствующей мышцы тела. Такие неожиданные мышечные подергивания могут напугать даже самого ребенка, например во сне. В результате повышается уровень возбуждения, вызванного избытком стимуляции, исходящей из собственного тела. Чтобы помочь организму ребенка гармонизировать, упорядочить процессы возбуждения и торможения в нервной и, как следствие, в мышечной системе, применяют массаж и динамическую гимнастику. Хорошо, если с ребенком занимается человек, которому малыш очень доверяет, — в первую очередь, это, конечно, его мама. Мать своими руками "лепит" тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. В результате снимается избыточный мышечный тонус. Кроме того, эти упражнения активизируют перистальтику кишечника, укрепляют сердечно-сосудистую, иммунную систему, адаптируют организм к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

Во-вторых, это конечно же еще один способ общения ребенка с матерью — возможность увидеть ее улыбку и глаза и свое отражение в них, услышать ее голос, почувствовать ее руки. Ребенок узнает себя через глаза матери. Это для него как зеркало. Не случайно в психотерапии используется лечение зеркалом и улыбкой: пациент смотрит в зеркало, улыбается себе, узнает себя сам. Глаза дают ребенку чувство уверенности в том, что его держат, заботятся о нем. Ребенок первых месяцев жизни должен получить большую порцию аудиальной, визуальной, осязательной чувствительности от матери. В результате появляется базовое доверие к Миру, формируется желание и способность с ним взаимодействовать, что благоприятным образом отзовется во взрослой жизни подрастающего человека. Таким образом, проведение динамической гимнастики способствует психическому и становлению гармоничных материнско-детских отношений.

Для кого предназначена динамическая гимнастика?

Теперь о том, каким детям в первую очередь нужны эти занятия. Показания и противопоказания можно согласовать с педиатром. Но особый разговор о детях — "кесарятах". Дело в том, что в случае планового кесарева сечения ребенок извлекается из матки ("рождается") на 3-5-й минуте от начала операции. В результате такой ребенок лишен адаптационного периода со всеми его фазами, как это происходит при прохождении через естественные родовые пути в течение нескольких часов. Согласно законам теории адаптации, у организма есть потребность в физиологическом стрессе как необходимом условии развития. Вспомним определение основоположника теории стресса физиолога Ганса Селье: "Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование". В результате такого ответа организм реализует свою потребность осуществить приспособительную функцию и восстановить нормальное состояние. При этом активируется и усиливается один из базовых инстинктов организма — инстинкт выживания. А начинается это с ситуации родового процесса с его внезапностью начала, многочасовым усилением мышечного напряжения, нарастанием кислородного голодания в процессе схваток и непредсказуемым изменением среды обитания с необходимостью дальнейшего выживания в условиях разнообразных сенсорных нагрузок. Продолжительность процесса позволяет ребенку адаптироваться к изменяющимся условиям, выработав приспособительные реакции. В случае же кесарева сечения ребенок попадает "с корабля на бал", не успевая подготовиться, потеряв некоторые фазы процесса адаптации.

В перинатальной психологии считается, что интранатальный (родовой) опыт важен для дальнейшего развития человека, становления таких качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении цели, и отражается на способности проявлять эти качества в будущей взрослой жизни. Можно предположить, что, будучи лишенным "входящего" опыта преодоления стрессовой нагрузки, человек в какой-то мере (учитывая перинатальную память тела) может отличаться снижением волевой сенсорики в дальнейшем. Это тогда, когда есть цель, но не освоен путь ее достижения. В момент своего рождения тело не познало своего опыта. Это, конечно же, восполнимо. Вот тут-то на помощь и может прийти динамическая гимнастика, чтобы научить тело (а значит, и психику) ребенка выдерживать, переживать усиленные, пороговые нагрузки, вырабатывать адаптационную устойчивость. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным, практически не болеет. У него прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон.

Основные правила динамической гимнастики

Занятия проводят при температуре воздуха 22-25°С, в помещении или на открытом воздухе. Если вы уже начали закаливать своего ребенка, то температура воздуха в помещении может быть и ниже. Важно прикасаться к ребенку теплыми, мягкими руками — уверенно и нежно. Свои руки перед этим можно размягчить скрабом, что повысит их чувствительность. Тело малыша кремом не смазывают.

Для занятий используют время бодрствования ребенка, когда он наиболее расположен к контакту, но не ранее, чем через час после еды. Для справки: периоды бодрствования резко увеличиваются после 1,5 месяцев жизни при переходе от нормальной аутистической фазы развития младенца (когда бодрствованию он явно предпочитал сон, предохраняющий от избыточного влияния внешней среды) к началу становления субъект-объектных отношений — взаимодействия с другими. С этого возраста можно расширять комплекс развивающих упражнений. Выполнять подобный комплекс следует ежедневно или несколько раз в день, начиная всякий раз в качестве разминки с традиционных массажных приемов поглаживания, растирания, разминания, пассивных упражнений для рук и ног, а затем переходя к динамическим воздействиям. Примерами упражнений, входящих в комплекс динамической гимнастики, являются покачивание ребенка вперед-назад в захвате за руки, вращение ребенка за руки или за ноги вокруг вертикальной оси и другие.

С чего начать?

Начинать следует с самых простых упражнений, соблюдая закон постепенности нарастания нагрузки — неделю за неделей увеличивая темп, амплитуду и время. В некотором смысле такое воздействие является стрессогенным для ребенка. Важно знать меру, соблюдать закон золотой середины. Во время занятий может возникнуть сопротивление скачкообразному приросту нагрузки в виде мышечного напряжения, испуга, недовольства и даже плача. В этом случае целесообразно задержаться на достигнутом или даже спуститься на более низкую ступень. У каждого ребенка свой темп овладения упражнениями. На каждом занятии создавайте предпосылки для более сложных упражнений. Иногда требуется приостановить занятие, сменить упражнение, прижать ребенка к себе, с тем чтобы вновь продолжить, но без надрыва, без усилий.

Сила рождается там, где нет усилий!

Елена Зуева
акушер-гинеколог, к.м.н.,
врач-психотерапевт, перинатальный психолог


Если говорить о динамической гимнастике, то нельзя не отметить следующие моменты.

Во-первых, если вы сделали свой выбор в пользу такого несколько экстремального варианта физического развития вашего малыша, вы должны знать, что для занятий динамической гимнастикой есть противопоказания, которые должны заставить родителей категорически отказаться от динамической гимнастики. К таким противопоказаниям, в частности, относятся: тазобедренного сустава — заболевание, при котором неправильно расположены элементы тазобедренного сустава (подробнее о его терапии вы можете прочитать в статье "Лечение... пеленками", опубликованной в №9 журнала "9 месяцев"), повышенный мышечный тонус, повышенный объем движений в суставах, причиной возникновения которого являются особенности соединительной ткани. Понятно, что родители сами не в состоянии определить наличия или отсутствия таких состояний или заболеваний у малыша. Поэтому, прежде чем приступить к подобной практике, необходимо проконсультироваться с врачом. Известно, что первый осмотр ортопеда и невропатолога, которые могут исключить эти состояния и заболевания, для большинства детей происходит в 1 месяц, тогда как многие родители-новаторы начинают заниматься с детишками с первых дней после рождения — сразу после выписки из родильного дома. Поэтому, если вы решились заниматься с малышом именно с помощью динамической гимнастики, то не забудьте проконсультироваться с доктором.

Во-вторых, следует учесть, что у детей раннего возраста связки очень эластичные и нежные. Неправильно потянул за ручку — травма: подвывих или вывих сустава. В то время как изменение состояния хрящей и связочного аппарата происходит в основном из-за нарушения кровообращения в этих областях. В условиях создавшейся (недостатка снабжения кислородом области суставов) происходят их структурные изменения, что и ведет к потере упругости и эластичности.

Помимо этого занятия динамической гимнастикой являются рискованными из-за большой вероятности падений, результатом которых может быть не только безобидный синяк, но и серьезные внутричерепные кровоизлияния и другие травмы.

С другой стороны, рекомендации инструкторов о как можно более раннем начале занятий динамической гимнастикой также имеют под собой основания, так как если вы начинаете заниматься после 6 месяцев, то масса малыша уже велика, то есть нетренированные связки сразу испытывают большие нагрузки и риск травм возрастает.

В-третьих, учесть и своевременно оценить все противопоказания и побочные эффекты может только специалист, поэтому не пытайтесь сами заниматься с малышом. Упражнения должен проводить мануальный терапевт или врач-реабилитолог, прошедший специальную подготовку.

Единственным бесспорным положительным моментом занятий является то, что молодые родители стремятся больше общаться с малышом, развивать его. Но ведь для того чтобы заниматься с ребенком, развивать его физически и интеллектуально, можно применять и другие, давно разработанные, хорошо зарекомендовавшие себя методики, такие, как массаж, пальчиковая гимнастика. Справедливости ради надо сказать, что любая методика требует предварительной консультации специалиста. Чем больше общения, любви, ласки, улыбок получит младенец с первых дней жизни, тем легче будет его адаптация и больше доверие к миру.

Конечно, выбор варианта развития малыша, а также ответственность за выбранный метод в полной мере лежит на родителях. Поэтому, выбирая методику, необходимо изучить все ее аспекты и тщательно взвесить все "за" и "против".

Елена Зуева
Дмитрий Райский

Обсуждение

динамическая гимнастика и плавание для детей
дорогие родители!!
хочу предложить вам свои услуги в качестве инструктора по динамической гимнастике с детьми от 0 до 1года;по плаванию и нырянию в любом возрасте.обучу вас работе с детьми.индивидуальная разработка спортивных комплексов и тренажеров.консультации по слингам и закаливанию.Сертификат РАЕН с правом на работу инструктором по динамической гимнастике и плаванию с новорожденными.Возможен выезд на дом к ребенку по Москве и МО.
egorchenko(собака)inbox.ru
тел 8 926 186 15 74
ICQ 236491607
Елена

01.12.2008 16:29:35, Елена

статья интересная и у меня возник вопрос: какие же упражнения могли бы вы посоветовать дома для меня и ребенка,т.к. инструктора мне не найти по близости
спасибо

28.06.2007 17:17:00, Ольга

Я раньше ничего не слышала про динамическую гимнастику как какую-то специальную систему упражнений, хотя, как оказывается, мы ею занимаемся. Дело в том, что всякие висы, подбрасывания, летания, кручения-верчения - это очень нравится нашему малышу (нам 4,5 месяца), вызывает у него дикий восторг. Даже если малыш капризничает, стоит его взять за кисти и поднить, чуть дав упор на ножки, сразу улыбка, и так может продолжаться часами. К вечеру я никакая просто, но я рада заниматься, так как и для меня это тренировки. И малыша уже прорисовываются бицепсы-трицепсы на ручках, ножки очень сильные. Расстроило меня только то, что нельзя заниматься при дисплазии - у нас еще не окостенели ядра. но думаю мы уже не сиожем без этого.

У нас данамичкой с сыном занимается папа, потому что мне его уже так не покрутить, тяжелый. Он занимался и с со своей старшей дочерью, которой почти восемь. Замечательная здоровая и хорошо развитая физически девочка, правда папа крутит ее до сих пор: ей жутко нравится. Младшенькому то же нравится, он улыбаемся и хохочет (кстати, после приема невропатолога первый раз в три месяца) он очень советовал динамичку, соответсвенно для детей без неврологических паталогий.

Скажу честно - занимаюсь динаммикой с обоими своими детьми. Они у меня погодки, поэтому вижу как по-разному у них идет восприятие этих занятий. Мое личное мнение - динамика нужна и полезна. Только обязательно начинайте заниматься с инструктором. И (мое личное мнение) ни в коем случае не консультируйтесь с врачами.

15.07.2005 03:33:49, Алексей

Один коммент на эту тему: желающие делать динамику своему ребенку пообщайтесь с теми, кто ее своим детям делал и эти дети достигли лет 5-7 уже. Спросите, каковы впечатления от динамики, последствия и будут ли они ее другим детям делать. 70% мам, делавших динамику, с которыми я общалась, вторым детям ее не делают. Хотя и не отрицают полезности ее для первых, все же видят достаточное кол-во минусов. В дальнейшем развитии ребенка, естественно. (я в их числе тоже). Основное: при регулярных занятиях динамикой организм ребенка привыкает к получению постоянного адреналина. И уже требует его. Когда родители уже не в состоянии подбрасывать вверх и крутить ребенка, необходимо искать дальнейшие выходы для его получения. Выхода два: родители постоянно ищут выход (спортивные секции, бассейн, походы и т.п.) или же ребенок их находит в различных других вариантах, вынужденных (прыжки с большой высоты с дальнейшими проблемами, истерики, некоторая агрессивность, явные проявления холеричного темперамента и т.п.). И еще: динамика не всем детям подходит. Не у всех хороши суставы и связки от рождения. Я не категорический противник динамики, а просто предлагаю перед тем, как что-то навязывать своему ребенку, подумать. И проанализировать варианты и свои дальнейшие возможности. (еще раз уточню: старшей дочке мы с рождения "крутили" динамику и до того момента, пока могли ее поднимать - где-то месяцев до 8-9 (она была довольно крупная). И еще: дольше 10 минут мы ее не делали и всегда делали только тогда, когда дочке нравилось это).

Думаю, что динамическая гимнастика - вещь крайне полезная. Я занималась с ребенком с 3-недельного возраста и до тех пор, пока я его еще могла удерживать на весу. Хорошо развивает двигательные навыки, укрепляет мышечную систему, снимает тонус, помогает при коликах. Однако, есть и другая сторона. Наверное, было ошибкой с моей стороны резкое введение гимнастики в жизнь ребенка. Мне ее показали в школе для беременных, где я занималась. Инструктор приехал к нам домой и в течение 1,5 часов показывал, что и как надо делать непосредственно на ребенке. На следующий день мой спокойный до этого малыш стал очень плохо спать и много плакать. Успокаивался только на руках у мамы или когда ест. И потом уже сон так и не наладился, зато добавилось еще дрожание ручек, и невропатолог стал нашим другом до года. Так что здесь, как мне кажется, очень важна постепенность и осторожность - тогда будет польза.

14.10.2004 14:22:33, Наталья

Комментировать статью "Динамическая гимнастика"

Согласна с Марией Д. - есть достаточно много статей о том, что динамическая гимнастика не так полезна, как считается.

Обсуждение

В три месяца начинать - самое оно! Мы динамичку (те упражнения, которые нравились детке) делали с рождения до того момента, как у меня спина начала отваливаться (где-то в год). Несомненные плюсы, которые уже видны: Сашка довольно бойко поползла, рано пошла (10 месяцев), в год уже носилась так, что только держи, прыгала, поднималась по лестнице. Сейчас ей 2 года 5 месяцев. Она говорит сложноструктурированными предложениями ("Мама, я уверена, что мне пора пить сок. Слезь, пожалуйста со стульчика, надень тапочки, принеси апельсин и сделай мне сока немедленно!"). Не уверена, конечно, что это заслуга динамической гимнастики - но в комплексе, наверное. Главный плюс, очевидно связанный с динамичкой - Сашу абсолютно не укачивает в транспорте, отменно работает вестибулярный аппарат. Ни в машине, ни в самолете у нас не возникает никаких проблем вообще. При том, что я сама с трудом переношу машину (кроме как за рулем).
Мы начинали так: сначала нам показала акушерка легкие упражнения (Сашин возраст - 9 дней), потом мы сходили на одно занятие к Л.Китаеву (3 месяца). Потом, выучив основные захваты, можно слегка поимпровизировать.

27.01.2004 10:54:12, Зойка на работе

Мне мой доверенный ортопед сказал, что кроме вывихов никакого результата от динамической гимнастики он в своей практике не видел. Массаж, обычная гимнастика, плавание - дело хорошее, а вот динамичка...

26.01.2004 14:42:28, Марkиза

С 3-х мес. мы занимаемся динамической гимнастикой и плаваньем.Дочке упражнения и плаванье очень нравелись - она веселилась во всю.

Обсуждение

Лариса, Вы куда-то потерялись и не пишете мне давно. Или это мой почтовый сервер шалит?

Лариса. Нашей девочке скоро уже 2 года. Плаваем и занимаемся с ней динамической гимнастикой все это время.

Мы не уменьшали температуру воды, а сразу обливали максимально холодной. Но похожие проблемы все равно были. Мне кажется, что связаны они с самочюствием ребенка в воде (например, может щипать или чесаться что либо). Мы не настаивали на обливании и купании. И несколько дней просто окунали дочку в теплую воду, смотрели на ее реакцию. Если ей не нравилось, то быстро мыли и обтерали полотенцем.Через некоторое время проблема ушла сама собой. Эта проблема возникала несколько раз в разном возрасте и решали ее мы аналогично.

Мы начали заниматься димамической гимнастикой с 3-х месяцев. Раньше ребенок не хотел. Мне кажется, что относится к динамической гимнастике, как к физическим упражнениям не верно. Это общение родителя с ребенком, а для ребенка это еще и клевая игра. Так зачем ее прерывать. Эти мнадо занимать ся столько, скольку у тебя или папы хватит сил. У нас сейчас в дочке больше 10 кг. Большенство упражнений делать уже сложно, но большенство простых дочка сама просит делать.

09.01.2000 00:47:23, Алексей&Танюха

Обсуждение

Делали, примерно с 5-ти дневного возраста, естессно сначала на коленках поглаживали, головку тихонько поворачивали в стороны, ручки поднимали-разводили, потом понемногу повисеть, качнуть, приподнять... Учил Леня Китаев, дитя было довольно, да и сейчас иногда (ему 3 года) на папе повисает, типа покрути, ну папа и качнет его пару раз вверх-вниз:)) у меня сил только на кувыркания хватает:))) Главное для ребенка по мнению Китаева, к коему присоединяюсь, 1.Постепенно, 2.Чуствовать дитя и его реакции, 3.Не делать того, что вызывает сопротивление (мышечные зажимы, плач, плохое самочуствие)

Всем доброго времени суток! То, что я буду ходить на курсы, я решила давно, так как, во-первых, я из тех будущих мамочек, которые не могут войти нормально в новый режим с книгой, кино и послеобеденным сном (это я про декретный отпуск), во-вторых, еще раз услышать то, о чем там вещают, не повредит, в-третьих, общение, общение и еще раз общение, которого, может. не хватать во время двухмесячного "отпуска по уходу за собой". Дошла я, правда на них на 34 неделе и решила за месяц взять все и сразу...

✿ Упражнения для мамы с ребенком младше 6 месяцев Если при выполнении этих упражнений у вас возникнут трудности, на первых порах повторяйте каждое из них примерно по 10 раз, а затем постепенно доведите количество повторений до 15 - 20 раз. Все упражнения выполняются плавно, без рывков. 🔷 Упражнение для бицепсов (мышц плеча). И.п. – стоя, ребенок, лежащий на согнутых в локтях руках мамы, поддерживается кистями и предплечьями (в начале, когда вы еще только тренируетесь, для...

Чтобы артикуляционная гимнастика для дошкольников приносила плоды, заниматься ей нужно ежедневно. Все упражнения следует повторять как минимум 4-8 раз; если упражнение статическое (т. е. заключается в удерживании определенной мимической позы), выполнять его следует 15-20 секунд. Оптимальный график занятий артикуляционной гимнастикой - 3-4 пятиминутных «подхода» в день, каждый «подход» должен содержать не больше трех упражнений. Посмотреть на Яндекс.Фотках Лучше всего проводить занятия...

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это интересное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу Во серебряную. Посмотреть на Яндекс.Фотках Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт. Выше бережка головушку несёт...

Массаж живота - поглаживание Розовый животик, мурлычит словно котик, Заурчал щеночком, забулькал ручеёчком, Ах, животик, ты живот, Кто в животике живёт? Кто мешает баиньки маленькому заиньке? Мы погладим пузики толстые арбузики. Спит щеночек, спит котёнок, улыбается ребёнок! Гладим головку и лицо У меня такой вопрос, где у нас курносый нос? Где же глазки наши, нет их в мире краше. Где же наши щёчки, щёчки-лепесточки? Где же наши ушки, ушки лопаушки? Где у нас головка, покивем ловко! Где у нас...

После появления на свет младенец пребывает в состоянии сильного стресса. Ему необходимо в течение короткого времени приспособиться к новым условиях жизни. Родители должны сделать все для того, чтобы данный процесс прошел быстро и безболезненно. Психологи советуют для этого использовать тактильный контакт, игры, кормление грудью, долгие прогулки на свежем воздухе, массаж и гимнастику. Динамическая гимнастика для грудничков – отличный способ разработки всех групп мышц. Процесс можно превратить в интересную игру, которая также окажется полезной для ребенка.

Динамическая гимнастика для новорожденных – специальный комплекс упражнений, который помогает адаптировать все группы мышц и заставить их работать в необходимом режиме. Родителям не рекомендуется думать, что младенец слаб от рождения. В его арсенале есть средства и внутренний потенциал. Их открыть можно посредством регулярных тренировок. В таком случае малыш вырастет гарантированно сильным и здоровым.

Следует начинать с небольших нагрузок. Далеко не каждому крохе возможно поставить мировой рекорд на первой же тренировке. Занятия помогают родителям сблизиться с крохой. В дальнейшем эта связь позволит им быстро понимать друг друга. Физическая нагрузка – гарантия хорошего настроения и самочувствия. Выполнять любые упражнения можно только в том случае, если малыш находится в хорошем настроении. В противном случае пользы от проделанной работы не будет.

Особенности тренировок

Занятия данного типа проводятся по специальной схеме. Именно поэтому родители должны точно знать, с чего начать. Зарядка проводится в динамическом режиме. Нагрузки можно увеличивать только постепенно. В противном случае увеличивается риск нанесения вреда организму малыша.

На сегодняшний день динамические упражнения производятся сразу в нескольких направлениях:

  • упражнения с помощью фитбола;
  • массаж и другие манипуляции.

Динамическая гимнастика для грудничков – отличный способ развития физической активности и адаптации малыша. Только на первом занятии может показаться, что упражнения слишком сложные для новорожденного. Маленький человек наоборот получает большое удовольствие от зарядки и общения с мамочкой. Начинать следует с простых и понятных упражнений, которые будут направлены на улучшение функционирования мышц и суставов. Положительный эффект проявится в скором времени, ведь малыш гарантированно станет более активным и веселым.

Выполнение упражнений на фитболе - одно из направлений динамической гимнастики

Полезное воздействие

Динамическая гимнастика – это специально-созданный комплекс упражнений, которые направлены для укрепления мышц и костной системы крохи. В дальнейшем они будут способствовать правильному росту и развитию младенца. Родители выделяют следующие достоинства занятий данного типа:

  • Ребенок учится быстро ориентироваться в пространстве и приспосабливается к нему.
  • Регулирование работы вестибулярного аппарата.
  • Улучшение работы сердечно-сосудистой и нервной системы. Благодаря этому малыш растет в полной гармонии с собой.
  • Ликвидация дистрофии и гипертонуса мышц.
  • Положительное воздействие на работу иммунной системы.

Педиатры отмечают положительное воздействие регулярных тренировок. В таком случае малыш становится менее капризным, нормализуется режим сна и отдыха, улучшается аппетит. Благодаря регулярным тренировкам удается снизить вероятность получения травм в будущем. Кости и суставы приобретают плотную структуру, поэтому в будущем не могут пострадать во время игр или обычного падения.

Динамическая зарядка состоит из простых упражнений, которые положительно влияют на рост и развитие грудничка. Процесс предполагает участие взрослого, поэтому он также может размяться путем выполнения простых упражнений.

Первая тренировка

Данную физическую нагрузку допускается делать в том случае, если ребенку уже исполнился один месяц. Перед началом тренировок рекомендуется получить консультацию у лечащего врача. Упражнения допускается делать только в том случае, если ребенок родился без отклонений и патологий. Родители должны получить консультацию специалиста в данной области. Он оценивает целесообразность и пользу от них.

На первом этапе тренировки не должны превышать десяти минут. До этого допускается сделать легкий массаж, действие которого направлено на разогрев связок. Со временем малыш привыкнет и будет получать удовольствие от выполнения гимнастики. В таком случае нагрузки могут быть увеличены в несколько раз.

К физической нагрузке можно переходить в том случае, если после еды прошло не менее 1,5 часа. Взаимодействие с фитболом помогает ребенку улучшить работу желудочно-кишечного тракта и вывести накопленные газы. Медики утверждают, что умеренная физическая нагрузка нормализует стул младенца. На первой тренировке все упражнения необходимо выполнять с осторожностью. Только со временем допускается увеличить темп и нагрузку.

Ключевые правила

Динамическая гимнастика полезна для организма малыша только в том случае, если родители полностью оградят его от травм. Именно поэтому все манипуляции должен производить профессионал своего дела. В процессе необходимо придерживаться ряда простых правил:

  • Тренировку необходимо производить через час после еды. В этот момент малыш должен находиться в состоянии бодрствования.
  • Максимальная длительность занятия составляет двадцать минут.
  • На первом этапе тренировки следует сделать грудничку массаж или слегка погладить все тело.
  • Родители или тренер должны выполнять все манипуляции теплыми и гладкими руками.
  • Для дополнительной безопасности следует покрыть пол матом.
  • Во время массажа нельзя трогать область правого подреберья. Здесь у малыша находится печень.

Основные правила техники безопасности

Гимнастика – упражнения на все группы мышц, которые должны производится правильно. Только в таком случае будет оказано положительное воздействие на организм:

  • Упражнения выполняются плавно.
  • Начинать занятие следует с той манипуляции, которая больше всего нравится ребенку.
  • Если родители заметили недовольство или капризы грудничка, то необходимо незамедлительно прервать процесс. Продолжить можно только после того, как кроха снова вернется в приятное расположение духа. Динамическая гимнастика должна приносить радость, а не ввергать малыша в стресс. Все нелюбимые упражнения лучше всего оставить напоследок.
  • Внимательно прислушивайтесь к звукам, которые издают суставы младенца. Если родители услышали щёлканые сигналы, то от продолжения занятий следует отказаться. В противном случае ребенку можно навредить и повредить мягкий сустав.
  • Каждое упражнение должно повторяться столько раз, сколько раз в сутки сейчас ест ребенок.


Упражнения можно проводить на свежем воздухе

Особенности методики Трунова-Китаева

Инструкторы с мировым именем впервые выпустили книгу по раннему детскому развитию в 1993 году. В этот период в нашей стране она стала настоящим бестселлером. В ней описывались принципиально новые взгляды лечебно-оздоровительной гимнастики, которая используются для воспитания грудничков.

Методика вобрала в себя основные знания стран Древнего мира и Востока. В начале прошлого века ее использовали с целью адаптации детей, которые получили травмы при рождении.

Данные авторы включили в методику более 400 упражнений. Во время их выполнения кроху необходимо держать за руки или ногу. Параллельно тельце совершает движение вокруг своего тела. В ходе тренировок производятся качания, висы, броски и вращения.

Посредством выполнения манипуляций удается добиться положительного эффекта:

  • Устранение различных патологий мышц.
  • Нервная система становится максимально активной, поэтому ребенок чувствует себя динамичным. Во время выполнения упражнений в мозг младенца поступает огромное количество сигналов, которые в дальнейшем позволят ему правильно сформировать координацию.
  • Мышцы становятся крепкими, поэтому у ребенка в дальнейшем в несколько раз снижается риск появления травм.
  • Развитие максимальной гибкости.
  • Нормализация координации движений.

Регулярное выполнение упражнений данного комплекса поможет в дальнейшем малышу развиваться не только физически, но и интеллектуально. Дополнительно развивается доверие к своим родителям.

Другие методики

В области динамической гимнастики есть всемирно известные последователи. Среди них большой популярностью пользуется Татьяна Саргунас. Это женщина считается основателем данного движения в нашей стране. Во времена Советского Союза над развитием идеи трудился Чарковский.

Им была предложена серия упражнений в воде, которая производилась в игровой форме. Специалист утверждал, что с ребенком необходимо заниматься в комнате, которая была предварительно проветрена. Дополнительно рекомендуется полностью раздеть малыша.

Для самых маленьких детей целесообразно применять следующий комплекс упражнений:

  • Освободить младенца от одежды.
  • Совершать легкие поглаживающие движения в области живота и ножек.
  • Тщательно промассировать пальцы рук и ног.
  • Без использования силы поворачивать стопы в разные стороны.
  • Для разминки ног необходимо в воздухе выполнить имитацию ходьбы или езды на велосипеде.
  • Слегка придерживая кроху за колени, попытаться развести их в разные стороны.
  • Положить грудничка в позицию на животе.
  • Понемногу раздвигать ножки, стараясь выполнить упражнение лягушонка.
  • Совершать поочередные поглаживания спинки.
  • С помощью кисти сделать упор для ножек младенца. Для того чтобы отвлечь его внимание, перед лицом можно положить яркую игрушку.


Массаж хорошо разогревает мышцы перед тренировкой

Противопоказания к физическим нагрузкам

Гимнастика оказывает положительное воздействие на организм малыша только в том случае, если производится специалистом в своем деле. От упражнений рекомендуется отказаться только в следующих случаях:

  • Мама и папа не смоли разобраться, изучить все особенности процесса. Самолечения в данном вопросе не допускается, поскольку может привести к развитию целого ряда осложнений. Если родители не уверены в своих силах, то могут напугать или травмировать кроху.
  • У ребенка ранее были диагностированы болезни, которые невозможно сочетать с динамическими нагрузками.
  • Если до полугода малыш не выполнял правильный комплекс нагрузок, то в таком случае занятия следует начать, когда ему исполнится один год.

На основании заключения врача может поступить запрет на выполнение упражнений. Такое требование выставляется в случае наличия болезней сердечно-сосудистой системы, наличия патологий в суставах. В таком случае не следует игнорировать рекомендации врача и отказаться от выполнения комплекса динамических упражнений. В противном случае увеличивается риск нанесения серьезных травм малышу.

Важно начать тренировки как можно раньше. Если грудничку уже исполнилось 6 месяцев, то на первую тренировку становится идти уже поздно. За этот период суставы и кости стали более твердыми, поэтому их разработка посредством динамических упражнений становится нецелесообразным. Детям старшего возраста такие тренировки могут только навредить.

Динамическая гимнастика – отличный способ оздоровления и правильного развития суставов. Педиатры со всего мира рекомендуют начинать родителям заниматься с ребенком как можно раньше. На первом этапе следует производить легкие упражнения в течение нескольких минут. Со временем их интенсивность может быть увеличена. В таком случае ребенок будет развиваться гармонично, а родители укрепят связь с ним.

Динамическая гимнастика для грудничков – это техника, предлагаемая для физического развития ребенка новоиспеченным родителям. В специализированных школах для молодых родителей, ее принципы часто освещают мамам и папам еще на этапе подготовки к родам. Но далеко не всегда инструкторы развернуто объясняют, что это за программа, и как она влияет на рост и развитие новорожденного ребенка.

«Когда начинать динамическую гимнастику, что она даст моему крохе, не влечет ли техника за собой какой-либо опасности? » – у родителей возникает масса вопросов, на которые они подолгу не могут найти ответа. Мы ни в коем случае не агитируем вам применять данный способ и ни на чем не настаиваем. Но сегодня мы хотели бы осветить динамическую гимнастику для «начинающих » родителей с разных сторон, согласно нескольким точкам зрения ведущих педиатров страны.

Что представляет собой принцип динамической гимнастики?

Динамическая гимнастика входит в комплексную программу оздоровительных и развивающих мероприятий для грудничков, наряду с массажами, закаливаниями и играми. Данная система предполагает выполнение специальных развивающих упражнений, выполняемых в различных модификациях.

Динамическая суставная гимнастика включает в себя элементы мануального массажа, физической зарядки и программу для раннего укрепления вестибулярного аппарата. Ее основное преимущество перед стандартной развивающей физкультурой для грудничков в том, что движения малыш совершает сам. Обычно происходит иначе: младенец преспокойно лежит на пеленальном столике, а мать или отец активно двигают конечностями и подрастающим туловищем за него.

Самое необычное свойство такой зарядки – ее выполнение в воздухе, а не на горизонтальной плоскости. Вариантов сценариев много – от мягких, щадящих и плавных техник, до быстрого экстремального развития. Обычно взрослый захватывает младенца за одну или две руки, одну или две ноги, туловище.

Среди активных движений наиболее распространены висы, качания, переворачивания, вращения. «Воздушные» техники развития двигательной активности новорожденных были впервые описаны еще в ХХ веке.

Сегодня большинство молодых мамочек сознательно отказываются от подобных манипуляций в страхе за собственного ребенка. На самом же деле, от динамической дыхательной гимнастики грудничок получает особое удовольствие – так он может общаться с мамой или папой, одновременно познавая собственное тело.


По крайней мере, об этом твердят ярые сторонники этой системы. Максимальная подвижность суставов ребенка помогает ему легко выполнять упражнения с первых дней его жизни.

При правильном захвате и отточенной технике со стороны родителей, риск травматизма у грудничка невелик. Однако он все же существует.

Баталии педиатров на этот счет просто неисчерпаемы. Ярые сторонники динамической гимнастики, кажется, хотели бы подвергнуть ей своих оппонентов, а противники методики постоянно уличают первых в некомпетентности и дефиците образования.

Аргументы за и против

Одной из самых злостных противниц данной техники является известный психолог-перинатолог Жанна Цареградская. Эксперт подвергает сомнениям не только пользу самой гимнастики, но и вменяемость родителей, которые твердо решают ее использовать. «Ваш ребенок нуждается в сильном стрессе? Что с ним происходит? » – спрашивает доктор с явным укором в сторону мам. «Мы не умеем строить мосты, вырезать аппендицит и водить самолет. И мы не позволяем себе делать этого.

Но почему-то каждая считает себя специалистом в воспитании детей. Многие игнорируют врачебную и психологическую помощь, мотивируя все это материнским инстинктом, мол, мне самой известно, что нужно моему чаду».

Врач убеждена, что в процессе динамической гимнастики, со всеми ее подбрасываниями, перевертываниями и раскручиваниями, ребенок подвергается сильнейшему стрессу. «Он всеми силами пытается противостоять парадоксальной, агрессивной реальности. Это способствует серьезным психическим и соматическим заболеваниям, которые вполне могут развиться в дальнейшем. Нельзя так просто вмешиваться в уязвимую нервную систему и закладывать в ребенка подсознательно негативное впечатление об окружающем мире. Повзрослев, он по-прежнему будет воспринимать его опасным …» – подчеркивает Цареградская.

Между тем, ее оппоненты считают, что некоторым младенцам такая «встряска », почти в буквальном смысле этого слова, остро необходимо. Особенно это касается «кесарят» . Показания и противопоказания при этом следует согласовывать с наблюдающим педиатром – разумеется, если имели место какие-либо акушерские патологии, ни о какой динамической гимнастике для новорожденных не может быть и речи.

Если же грудничок абсолютно здоров, но по той или иной причине появился на стресс в результате хирургического вмешательства, гимнастика станет для него крайне полезной. Дело в том, что любой грудничок, рожденный в результате естественного родового процесса, перенес определенный стресс, который необходим для его последующей адаптации во взрослом мире.

Малыши, которые родились при помощи кесарева сечения, были извлечены из матки спустя 3-5 минут с момента нанесения разреза на материнский живот. Закон теории адаптации гласит: родовой физиологический стресс необходим для нормального развития. Он активирует самый важный инстинкт – инстинкт выживания и самосохранения.

Еще один противник динамической гимнастики, остеопат Владимир Совельев, выражается несколько мягче, нежели его соратница Цареградцева, однако также настаивает на отказе от экстремальных техник физического развития грудничков. «С точки зрения остеопатии, подобные манипуляции являются неестественными и необоснованно обходящими барьеры тканей, что, в свою очередь, способствует развитию гиперлабильности суставов » – говорит он.

По его наблюдениям, у ребенка, подвергающегося динамической гимнастике, угасают важнейшие рефлекторные функции. Например, он разгибает ножки, будучи поставленным на стол (рефлекс реакции на опору). Он также отмечает, что у таких детей аномально похрустывают суставы, а значит, их адекватное развитие ставится под угрозу само по себе. Тем не менее, Совельев не отрицает, что такая гимнастика может быть полезной, правда, строго при условии ее выполнения квалифицированным инструктором.

Дмитрий Райский, педиатр АГМА, более лояльно высказывается в отношении экстремальных техник развития. Он выражает свое опасение относительно повышенного риска получения ребенком травм. «Поймите, можно отделаться и безобидным синяком, и внутричерепным кровоизлиянием » – утверждает доктор, – «подобные занятия должны проводиться специально обученным профессионалом, в идеале, мануальным терапевтом. Но никак не родителями, которые никогда не сталкивались с подобным ».

Дыхательная зарядка, динамическая гимнастика, бэби-йога – все эти техники вызывают у противников «агрессивных вмешательств в развитие новорожденного » настоящее негодование. Тем не менее, многие мамочки бесстрашно приступают к данной методике и… остаются очень довольными!

Если вы все же решили повести своего малыша по экстремальному пути развития, мы дадим вам несколько рекомендаций относительно проведения динамической гимнастики для начинающих:


  • Когда начинать? Не ранее достижения ребенком двух-трехмесячного возраста;
  • Проконсультироваться с врачом необходимо в обязательном порядке! Существуют противопоказания, при которых такая «разминка » категорически воспрещена!;
  • Держать ребенка следует крепко, но мягко. Следует учесть, что подвижность детских суставов, хоть и хороша для выполнения «воздушных » упражнений, но так же и опасна: малейшее неловкое движение, и вы запросто можете потянуть нежные связки грудничка;
  • Начинать нужно постепенно и дозировано. Не стоит сразу приучать кроху к «американским горкам »;
  • Обязательно пройдите «курс молодого бойца » у квалифицированного специалиста. Пусть инструктор все покажет вам и даст свои ценные рекомендации.

Бесспорный плюс гимнастики – постоянное общение с ребенком и непосредственный вклад в его всестороннее развитие. Но если вы не уверены в своих силах и способностях, имеет смысл подобрать для этого более консервативные, хорошо зарекомендовавшие себя и проверенные временем способы.