Деятельность по установлению норм правил и характеристик. Деятельность по установлению пробелов в праве и методы этой деятельности

На современно этапе развития мировой экономики, характеризующейся применением взаимосвязанных систем машин и приборов, использованием широкой номенклатуры веществ и материалов, значительно возросли потребности в стандартизации. Стандартизация позволяет существенно ускорить научно- технический прогресс, повысить качество и надежность изделий, создать основы для широкого развития специализации производства и внедрения комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.

С развитием общества непрерывно совершенствовалось трудовая деятельность людей, что проявлялось в создании различных предметов, орудий труда, новых трудовых приемов. При этом люди стремились отбирать и фиксировать наиболее удачные результаты трудовой деятельности с целью из повторного использования (применение в древнем Риме единой системы мер, строительных деталей стандартного размера, водопроводных труб стандартного диаметра). В эпоху возрождения в связи с развитием экономических связей между государствами начинают широко использовать методы стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции начала осуществляться сборка галер из заранее изготовленных деталей и узлов.

В России основы стандартизации были заложены еще в Х в. Первые нормы и правила взаимодействия элементов общественного производства в России отмечены в «Уставе князя Владимира Святославовича» (996). Впервые упоминания о стандартах были отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены стандартные калибры- кружала для измерения пушечных ядер. Более широко основы установления и применения правил и требований к изделиям записаны в «Соборном уложении царя Алексея Михайловича» (1649).

Начало более широкому внедрению стандартизации в производство было положено Петром I, со времени правления которого и начинает отсчет русская промышленная стандартизация. Зарождением же стандартизации считают ряд правил и норм, принятых указами Петра I (1672-1725). Во времена правления Петра I в первом собрании законов Российской Империи был помещен ряд указов, свидетельствующих о том, что в это время в нашем государстве внедрялись элементы стандартизации и взаимозаменяемости. При постройке флота для Азовского похода в качестве образца была использована галера, по которой были изготовлены другие галеры, что позволило построить флот быстро и качественно. Большое внимание Петр I уделял стандартизации оружейного снаряжения. Так, в государственном указе №2436 от 15 февраля 1712 г., сказано: «А ружье драгунское, так и солдатское, такие и пистолеты, когда будет повелено, делать одним калибером». Очень показателен Указ Петра I о качестве продукции от 11 января 1723 г., в котором четко указаны не только требования к качеству ружей для армии, но и к системе контроля качества, государственного надзора за ним и меры наказания производителей за выпуск дефектной продукции.

Пытаясь резко расширить внешнюю торговлю, Петр I не только ввел технические условия, учитывающие высокие требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал в Петербурге и Архангельске правительственные бракеражные (фиксирующие) комиссии, которым вменялось в обязанность следить за качеством экспортируемого Россией льна, пеньки, древесины и т.д.

Общепризнанным началом стандартизации в России является образование в 1746г. Комиссии мер и весов и создание в 1893 г. Главной палаты мер и весов.

Современное «техническое» понятие «стандартизация» включает в себя область человеческой деятельности, охватывающую политические, научные, технические, экономические, юридические, эстетические и другие аспекты. Каждому современному человеку очевидна невозможность существования любой современной технической структуры, включая строительство, транспорт и промышленное производство, без высокого уровня упорядоченности. Примеры упорядочения можно найти в самых разных областях: всем известно наличие определенных правил в музыке и поэзии, в технике безопасности и дорожном движении. Иными словами стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требования безопасности.

Основные понятия и определения по стандартизации приведены в

Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

· безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· Технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

· Качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем единства измерений;

· Экономии всех видов ресурсов;

· Безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

· Обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

(ст. 1 Закона РФ «О стандартизации»)

Цель стандартизации – выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т. е. нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большего числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.

Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил обеспечивающих:

· безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;

· совместимость и взаимозаменяемость изделий;

· качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;

· единство измерений;

· экономию всех видов ресурсов;

· безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций;

· обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т. д.

Основными задачами стандартизации являются:

· установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;

· развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;

· обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;

· разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

· принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях народного хозяйства;

· формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;

· создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.

Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции и услуг.

Цели стандартизации:

1.повышение уровня безопасности жизни, здоровья граждан, имущества физ.и юрид. лиц, муниципального и госуд-ого имущества, объектов с учетом риска возникн. чрезвычайных ситуациях, повышения экологической безопасности здоровья, жизни животных и растения.

2. обеспеч конкурентоспособности и качества продукции, работ, услуг.

3. содействие соблюдению требований технических регламентов.

4. создание систем классификации и кодирования информации, систем каталогизации продукции, систем обеспечения качества продукции, систем поиска и передачи данных.

Стандартизация как наука выявляет, обобщает и формулирует закономерности деятельности по стандартизации в целом и по отдельным ее направлениям. Теория стандартизации – фундаментальные и прикладные научные знания о социальной практике стандартизации.

Фундаментальная теория стандартизации изучает, излагает и развивает следующие проблемы:

· о собственном предмете стандартизации;

· о собственном научно-практическом методе социальной практики стандартизации;

· о главном методологическом принципе социальной практики стандартизации;

· об основной технико-экономической закономерности социальной практики стандартизации;

· об объективном законе социальной практики стандартизации.

Объективный закон стандартизации заключается в том, что существуют социально-экономическая необходимость своевременного обобществления новых позитивных результатов труда исследователей и разработчиков.

Основная технико-экономическая закономерность стандартизации состоит в том, что по отношению к главным параметрам сменяющих друг друга конкретных объектов стандартизации определенного вида существуют диалектическое сочетание принципа преемственности относительно постоянных требований и закона прогресса переменных требований к уровню качества и уровню экономичности тех же объектов.

Главный методологический принцип стандартизации заключается в том, что разработка новых и обновление действующих стандартов должны происходить своевременно.

Собственный научно-практический метод стандартизации заключается в системно комплексном упорядочении с оптимизацией требований ко всем новым потенциальным и новым фактическим, социально необходимым объектам официальной стандартизации.

Общий алгоритм стандартиза­ции, реализующий ее собственный метод, изображен на рис. 1.

Рис.1. Собственный метод деятельности в области стандартизации. Общий алгоритм стандартизации включает ряд частных (прикладных) методов, которые более подробно будут рассмотре­ны ниже.

Классификация, кодирование и идентификация применяются для того, чтобы упорядочить информацию об объектах стандартизации для последующего его использования.

1 Классификация – это разделение множества объектов на классификационные группировки по их сходству или различию на основе определенных признаков в соответствии с принятыми правилами. Основными методами классификации объектов стандартизации для их информационного описания являются иерархический и фасетный.

1) При иерархической классификации множество объектов последовательно разделяются на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и т.п. по принципу «от общего к частному»,т.е каждая группировка в соответствии с выбранным признаком делится на несколько других группировок, которые по другому признаку делятся на еще несколько.Таким образом между ними подчинение.

Недостатки «-»: малая гибкость структуры, обусловленная фиксированностью признаков и заранее установленным порядком их исследования. В связи с этим включение новых уровней деления по дополнительным признакам становиться затруднительным, особенно если не предусмотрены резервные емкости. Преимущества«+»: логичность, последовательность, хорошая приспособленность для ручной обработки информации.

2) Фасетный метод классификации предполагает разделение множества объектов на независимые друг от друга классификационные группировки. При таком подходе некоторое подмножество m образуется по принципу «от частного к общему».

Каждой классификационной группировке (фасету) соответствует набор (группа) независимых признаков. Признаки в различных фасетах, т.е. каждый признак отличается от другого по наименованию, значению и кодовому обозначению. Пр. фасет- пол, образование и т.д.

«+»: Он обладает гибкостью и большой информационной емкостью, поэтому его используют для классификации продукции, номенклатура которой часто меняется, когда появляются новые виды продукции. «-» - необходимо знать четкое место фасета.

2 Кодирование – образование по определенным правилам и присвоение кодов объекту Илии группе объектов, позволяющее заменить несколькими знаками наименования этих объектов. Код – знак или совокупность знаков, присваиваемых объекту с целью его идентификации.

Коды должны удовлетворять следующим требованиям:

Однозначно идентифицировать объекты и группы объектов

Иметь минимальное число знаков и достаточное для кодирования всех объектов заданного множества

Иметь достаточный резерв для кодирования вновь возникающих объектов кодируемого множества

Быть удобными для использования человеком, а также для компьютерной обработки

Обеспечивать возможность автоматического контроля ошибок при вводе в компьютерные системы.

Кодовое обозначение характеризуется: 1.Алфавитом кода.2.Структурой кода. 3. Числом знаков или длиной кода. 4. методом кодирования (метод присвоения, последовательный метод, параллельный метод).

1. Алфавит кода представляет собой систему знаков составленных в определенном порядке, куда могут входить цифры, буквы и др знаки. Коды бывают: цифровые, буквенные, и буквенно-цифровые.

2. Структура кода представляет собой графическое изображение последовательности расположения знаков кода и соответствующие этим знакам наименования уровней деления.

ХХ Х Х Х Х

Подгруппа

Подкласс

3. Длина кода-Число знаков в коде определяется его структурой и зависит от колич-а объектов, входящих в подмножество, образуемые на каждом уровне деления.

4. Методы кодирования в значительной степени связаны с методами разделения множества на подмножества.

Наиболее прост метод присвоения объектам порядковых цифровых номеров. В этом случае код представляет собой натуральное число, которое является порядковым номером данного объекта в пределах некоторого множества.

Сущ-ют также классификационные методы кодирования:

Последовательный метод – основан на иерархической классификации. Кодовое обозначение имеет структуру, соответствуют последовательности и количественному составу признаков объекта на каждом уровне деления.(недост: зависимость кода от установленных правил).

Параллельный метод – основан на фасетной классификации. При таком подходе коды присваиваются фасетам и признакам независимо друг от друга. (недост: громоздкие фасетные коды).

При использовании обоих классификационных методов, кодирование осущест-ся присвоением порядковых номеров, причем фасетный метод успешно может применяться в сочетании с иерархическим. В этом случае одинаковыми кодами кодируются одинаковые объекты, находящиеся на одном уровне деления, но в разных подмножествах. Такой подход применен, напр, в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). В данном классификаторе имеется 3 объекта клас-ии: 1. Виды экономич-й деятельности; 2. Виды продукции; 3 Виды услуг.

3 Уменьшение многообразия объектов стандартизации - связано с уменьшением объектов С. до такого колич-ва разновидностей, при котором будет достигнуто оптимальное соотношение между затратами потребителей и затратами производителей.

Ранжирование – процесс упорядочения оцениваемых объектов стандартизации по критериям социальной и экономической прогрессивности. Результатом является распределение объектов конкретного вида или определенного назначения в порядке уменьшения или увеличения соответствующего критерия.

Селекция – отбор объектов, дальнейшее производство которых можно признать целесообразным для удовлетворения потребностей.

Симплификация отбор объектов, дальнейшее производство которых можно признать нецелесообразным. При этом остальные виды остаются без изменения.

Типизация – разработка и установление таких конструктивных, технологических и организационных решений, которые могут быть приняты за образец.

Типизация конструкции некоторого объекта состоит в разработке конструктивных решений, которые является общими для всех его модификаций, а выбранные при этом материалы, характеристики, элементы конструкции закрепляются в нормативных документах.

Известен показатель “уровень применения технологических типовых процессов”

Унификация - определяется в ГОСТ Р 1.0- 92 как выбор оп­тимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров. В этой формулировке не ука­заны отличия унификации от селекции, результатом которой также является оптимальное в некотором смысле разнообразие объек­тов стандартизации

Принципиальное отличие унификации от типизации заключается в том, что при унификации оптимальное разнообразие формируется путем применения во вновь создаваемых объектах уже существующих элементов, имеющих оптимальные с точки зрения удовлетворения тех или иных потребностей характеристики.

Результаты унификации могут быть оформлены в виде альбомов типовых конструкций деталей, узлов, сборочных ед-ц. В виде стандартов типов, параметров и размеров конструкций и т.д.

В зависимости от области применения различают унификацию: межотраслевую; отраслевую; заводскую.

В зависимости от методических принципов унификация может б. внутривидовой (применяется по отношению к семействам однотипных изделий) и межвидовой или межпроектной (по отношению к узлам, агрегатам разнотипных изделий).

1) одним из показателей уровня унификации явл-ся коэф-т применяемости (коэф-т унификации), который характеризует конструктивную преемственность составных частей в изделии:

Кн – число оригинальных деталей, впервые разработанных для данного изделия (шт).

Кд- общее число деталей в изделиях (шт).

Чем больше Кун , тем большее число унифицированных деталей использовано.

2) коэффициент межпроектной унификации.

Кум =4 0%- норма

Ку- число унифицированных деталей (шт).

4 Оптимизация – это поиск наилучшего в заранее принятом смысле решения из множества допустимых решений.Цель опти­мизации выражают целевой функцией, а условие предпочтитель­ности одного решения другому - критерием оптимальности. Крите­рием оптимальности обычно принимают экстремум целевой функ­ции. Параметры, вариацией которых ищут значение целевой функции, удовлетворяющее критерию оптимальности, называют оптимизируемыми параметрами. Множество допустимых решений получают из множества всех возможных решении заданием огра­ничений.

Варьируемые параметры выбираются на основе ряда предпочтительных чисел.

Тема лекции: Интерпретационная техника

Вопросы:

1.Понятие, структура, причины толкования.

2.Техника толкования нормативных актов.

Вопрос №1.

Понятие толкования

Терминологическое введение в проблему

Толкование - это типичная деятельность юриста, прежде всего в романо-германской системе права. Любой юрист, работающий в законодательных или исполнительных органах, юрист-доктринер, юрист-практик, судья, адвокат и т. д. часто должен заниматься толкованием правовых норм и фактов, которые обусловливают и применение.

Сначала разберемся в терминах.

В повседневной жизни ≪толковать≫ - это значит находить точный смысл явления, делать ясным и очевидным то, что кажется нечетким, двусмысленным или запутанным, устанавливать и объяснять связи и взаимоотношения между фактами.

Термин ≪толкование≫ произошел от слов ≪толк≫, ≪смысл≫, ≪познание≫. Дело в том, что язык (терминологическая оболочка мысли) и смысл часто не совпадают.

Например, лектор при первом знакомстве со студенческой аудиторией обводит ее взглядом и говорит: ≪Здесь сидят птенцы, вылетевшие из гнезда под названием "школа"≫. Конечно, сказанное нельзя понимать буквально. Скорей всего, он имеет в виду, что здесь присутствуют люди:

1) молодые по возрасту;

2) недавно закончившие школу;

3) не имеющие большого жизненного опыта;

4) не обладающие профессиональными знаниями.

Наряду с термином, взятым из русского языка, обозначающим мыслительную операцию по установлению смысла и содержания какого-то явления, процесса, документа, текста, в том числе правового, существуют другие термины:

- ≪интерпретация≫ - разъяснение. Термин пришел из латинского языка. Он используется не только в юриспруденции, но и в повседневном языке;

- ≪экзегеза≫ - термин, который использовался в античности и Средневековье и обозначал толкование пророчеств, сновидений. Применялся он также в римском праве. В настоящее время этим термином не пользуются;

- ≪герменевтика≫ - термин, обозначающий искусство разъяснения, анализ текста. Своим происхождением он обязан богу Гермесу, который был покровителем красноречия, магии, глашатаем и вестником богов. Однако считалось, что он не только доставлял людям послания богов, но и толковал их, чтобы сделать понятными. Термин ≪герменевтика≫ используется и в настоящее время. Более того, некоторые ученые предлагают выделить юридическую герменевтику в качестве особой части теории государства и права.



Научные подходы к пониманию толкования

В изучении толкования, как часто бывает в науке, обнаруживается плюрализм мнений.

Под толкованием в широком смысле понимается познавательный процесс, направленный на объяснение явлений природы, социальных явлений, в том числе норм права.

В более узком смысле под толкованием (интерпретацией) понимается объяснение выражений, формул, символов, т. е. объяснение знаков естественного или искусственного языка. Именно в этом значении чаще всего термин ≪толкование≫ употребляется и в правоведении.

Однако за текстом норм права всегда стоит их содержание. Поэтому расшифровкой текстов дело не ограничивается. Толкователь обращается также к познанию смысла правовых явлений, стоящих за текстом нормы закона, воли правотворческого субъекта.

Особенная часть

Например, ипотека жилья. Строго терминологически ипотека означает выдачу кредитов на льготных условиях для строительства жилья. Но не любой может взять кредит на жилье, а только тот, кто имеет хотя бы небольшой достаток в семье и к тому же прилагает максимум усилий, чтобы заработать и создать для себя пригодные условия для проживания. Какой нужно иметь доход, на какой срок выдается льготный кредит, в каком размере и т. п. - все это касается правового явления в целом, а не только термина ≪ипотека жилья≫.

В юридической науке существует три подхода к пониманию толкования.

Первый основан на толковании буквы закона, это статический подход. Речь идет о толковании, которое отталкивается от самоготекста закона. Толкователь при этом руководствуется следующимправилом: все право вмещается в писаный закон; задача юристасостоит в том, чтобы извлечь его оттуда, следуя за волей законодателя. Другими словами, при толковании надо путем логическогоанализа тщательно, постатейно исследовать только сам текст закона. Возможно, при этом придется поднять опубликованные в момент подготовки закона работы, материалы парламентских дебатов. То есть здесь просматривается фетишизм закона, что ведет кпотере правом динамизма.

Второй подход предполагает толкование на основании духа закона, это динамический подход. Он обязывает толкователя учитывать социальные явления, появившиеся позднее принятия закона.

Девиз толкователя в данном случае: ≪Закон не догма, а руководство к действию≫. Цель такого социологического подхода - удовлетворение общественных потребностей. Однако здесь опасностей не меньше, чем в первом случае, и главная из них - опасность свернуть на путь политического анализа.

Третий подход является комплексным и основан он на одновременном познании в процессе толкования и буквы, и духа закона. Здесь не отвергается учет социальных реалий, но все же толкователь должен опираться прежде всего на законы и учитывать дух права в целом. Именно этот подход в настоящее время взят на вооружение практически во всех странах романо-германской семьи права.

Толкование - это деятельность по установлению содержания правовых норм для их реализации.

Глава 13. Толкование как вид юридической работы 371

Структура толкования

Толкование - это сложный интеллектуально-волевой процесс, представляющий собой совокупность мыслительных операций.

Их группировка позволяет выявить структуру толкования. Однако по вопросу о структуре толкования среди ученых нет единства мнений. В. Н. Карташов провел их систематизацию и все точки зрения объединил в три группы1.

Одни авторы считают, что толкование состоит из мыслительных операций, направленных на уяснение смысла правовых норм. Подобной точки зрения придерживались и придерживаются в настоящее время многие авторы (С. И. Вильнянский, Б. В. Щетинин, В. В. Суслов и др.).

Другие ученые (С. А. Голунский, М. С. Строгович, Ю. Г. Ткаченко и др.) под толкованием понимают лишь разъяснение содержания норм права. В противном случае зачем нужно уяснять смысл норм права?

Третья группа авторов (С. С. Алексеев, В. О. Лучин, Т. Я. Хабриева, Б. П. Спасов и др.) в структуру толкования включают уяснение (раскрытие содержания правовых норм) и разъяснение их смысла, т. е. объяснение выраженной в нормах права воли субъектов правотворчества. При этом, как указывает С. С. Алексеев, первая часть толкования является обязательной, а вторая - необязательной. Однако на практике чаще всего обе части толкования имеют место, так как оно производится, как правило, не из чистого любопытства (хотя такое и не исключено), а для практической реализации правовых норм.

Последняя точка зрения представляется более убедительной. Возьмем ее на вооружение для характеристики структуры толкования.

Толкование-уяснение

Уяснение смысла правовых норм - главная и обязательная часть толкования. Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, поэтому оно, как правило, не имеет внешних форм выражения. Так поступает судья при вынесении решения по делу. Конечно, судья может и озвучить ход своих рассуждений (только не в присутствии других лиц, если толкование идет в совещательной комнате), но это бывает редко.

1 См.: Карташов В. Н. Теория правовой системы общества. С. 350.

372 Особенная часть

Толкование-уяснение может осуществляться чисто в познавательных целях, например студентами, обучающимися в юридических вузах. Так поступают и граждане, желающие приобрести определенные юридические знания, чтобы не иметь конфликтов с законом. Иногда толкование ими осуществляется при реализации права (например, при намерении поступить в вуз или на работу).

Уяснение связано:

С установлением подлинности и достоверности толкуемого нормативного акта;

Воссозданием структуры нормы права;

Анализом понятий нормы права;

Вынесением суждений о норме права;

Оценкой нормы права или вынесением умозаключения.

Уяснить норму всегда и всем необходимо перед тем, как ее реализовать:

При использовании своих прав;

Исполнении своих обязанностей;

Соблюдении запретов.

Толкование-уяснение всегда предшествует разъяснению. Например, к судье на прием пришел с жалобой гражданин, получивший в местном органе власти отказ в расширении его жилья в связи с рождением в семье ребенка. Он считает отказ несправедливым, поскольку в Конституции РФ закреплена норма, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище (ст. 40).

Судья рассуждает:

Гражданин не относится к числу малоимущих, следовательно, не имеет права на получение жилья на условиях социального найма;

Остается приобретение жилья на условиях купли-продажи;

Доходы основного контингента наших граждан сегодня небольшие (в среднем по стране около 500 долл. в месяц). Данный гражданин относится именно к этой категории граждан;

Стоимость 1 кв. м жилья достигает 3500 долл. (например, в Москве).

Вывод: жилье гражданам практически недоступно. Норма Конституции РФ имеет декларативный характер.

Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции (работ или услуг) и повышение конкурентоспособности.

Генри Форд сказал: "Стандартизация сегодняшнего дня представляет собой фундамент, на который будет опираться завтрашнее усовершенствование. Если Вы понимаете "стандарт" как лучшее из достигнутого на сегодняшний день и завтра это лучшее нужно будет внедрять в практику, Вы на верном пути. Но если Вы понимаете стандарт как ограничение, процесс остановится".

Стандартизация осуществляется в целях: - повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

  • - повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • - обеспечения научно-технического прогресса;
  • - повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
  • - рационального использования ресурсов;
  • - технической и информационной совместимости;
  • - сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных:
  • - взаимозаменяемости продукции.

Стандартизация выступает нормативной основой обеспечения качества продукции, выполняя при этом три основные функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция стандартизации реализуется в следующих областях:

  • - представление в договорах (контрактах) достоверной информации о продукции в удобной и попятной форме;
  • - повышение качества и конкурентоспособности продукции; благодаря стандартизации основных параметров продукции становятся возможными проведение объективной оценки уровня ее качества, конкурентоспособности и, соответственно, разработка направлений их повышения;
  • - внедрение новой техники и уменьшение возможности дублирования разработок аналогичной техники;
  • - увеличение серийности и масштабов производства, способствующее повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции;
  • - взаимозаменяемость и совместимость; стандартизация обеспечивает совпадение размеров и допусков отдельных деталей, возможность совместного использования различных видов продукции;
  • - эффективное управление производством; стандартизация производственных процессов и контроль за их ходом создают необходимые предпосылки для достижения заданного уровня качества при оптимальных затратах.

По некоторым данным, около 80% мировой торговли подвержено влиянию стандартов и технических регламентов, а эффект от этого влияния оценивается суммой около 4 млрд долл.

Исследования, проведенные в Австралии, Канаде и Германии, показали, что использование стандартов благоприятствует развитию национальной экономики. Так, в Великобритании макроэкономические выгоды в экономике от применения стандартов, рассчитанные в форме ежегодного вклада в ВВП (GDP), составляют 2,5 млрд фунтов стерлингов в год.

Социальная функция стандартизации проявляется в создании нормативов и достижении на практике такого уровня параметров и показателей продукции (работ, услуг), который соответствует социальным целям общества, связанным с охраной окружающей среды, здравоохранением, безопасностью людей при производстве продукции, ее обращении, использовании и утилизации.

Коммуникативная функция стандартизации обеспечивает возможность создания базы для объективного восприятия обществом различных видов информации через нормативную фиксацию терминов и определений, условных знаков, символов, обозначений, установление единых правил оформления документов и т.п., способствуя тем самым достижению необходимого для общества взаимопонимания, и расширяет возможности взаимообогащающего обмена информацией.

Еще около II в. до н.э. первый китайский император Кии Ши Хуанджи издал технические стандарты на колесную основу транспорта, тележки, ширину городских ворог, строительство дорог, измерение и взвешивание, водопровод, оружие.

Стандартизация основывается на следующих принципах:

  • - добровольное применение стандартов;
  • - максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  • - применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта;
  • - недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это установлено целями стандартизации;
  • - недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  • - обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

Для реализации этих принципов важной является государственная политика, направленная на стимулирование разработки и применения стандартов.

Опыт США в части государственной политики в области стимулирования разработки и применения стандартов

Закон о передаче и продвижении национальных технологий (The National Technology Transfer and Advancement Act - NTTAA), подписанный Президентом США в марте 1996 г., требует, чтобы все федеральные агентства США использовали, когда это возможно, вместо правительственных стандартов (government-unique standards) стандарты, принятые на основе консенсуса органами, разрабатывающими добровольные стандарты (voluntary consensus standards - VCS). NTTAA содержит поправки к Закону Стивенсона-Уайдлера по инновационным технологиям от 1980 г., цель которого заключалась в "продвижении технологических инноваций в США для достижения национальных экономических, экологических и социальных целей и для решения других задач". Признавая значимость технологических инноваций в обеспечении экономического роста, NTTAA включил ряд законодательных изменений, направленных на ускорение разработки и распространения инноваций в США. В частности, NTTAA констатирует, что стандарты играют ведущую роль в технологических инновациях и в поддержании конкурентоспособности на мировом рынке. Данные отчетов NISI "показывают неуклонный рост применения добровольных стандартов федеральными агентствами: в 1997 г. прирост составил 1883 стандарта, а и 2004 г. - 4559. В настоящее время в нормативных правовых актах США содержится более 12 000 ссылок на стандарты, разработанные на основе консенсуса. В США утверждены как обязательные 11 000 регламентирующих стандартов (regulatory standards). Эти стандарты, законы и другие обязательные правовые акты сведены в Кодекс федеральных регламентов.

В мире развитие стандартизации осуществляется не только на национальном, но и на международном и региональном уровнях управления. В табл. 13.1 приведены примеры организаций по стандартизации, функционирующих па различных уровнях управления.

Таблица 13.1.

Расходы на проведение работ по стандартизации на международном, региональном (ЕС) и национальном (Германия) уровнях.

По данным, приведенным президентом Германского института стандартизации (DIN) д-ром Г. Вебером, общемировые (без США) расходы на проведение работ по стандартизации составили в 2002 г. около 4,3 млрд евро. Бюджеты международных (ИСО и МЭК) и европейских (CEN и CENELEC) организаций по стандартизации оценивались соответственно в 31,5 и 13,7 млн евро. Деятельность по стандартизации в Германии потребовала затрат на уровне 770 млн евро, из которых 120 млн евро составили бюджет DIN, а 650 млн евро - это расходы на обеспечение деятельности и оплату труда экспертов.

Между тем по оценке шведских специалистов, гармонизация деятельности ИСО, МЭК и МСЭ позволит сэкономить около 20% средств, выделяемых в настоящее время этим трем международным организациям по стандартизации.