Что значит Воскресение Христа в нашей жизни? Девять вещей, которые нужно знать о воскресении христа.

На третий день после Своей смерти, в воскресенье, рано утром, когда еще было темно и воины находились на своем посту у запечатанного гроба, Господь воскрес из мертвых. Тайна воскресения, как и тайна воплощения, – непостижимы. Своим слабым человеческим умом мы понимаем это событие так, что в момент воскресения душа Богочеловека вернулась в Его тело, отчего тело ожило и преобразилось, став нетленным и одухотворенным. После этого воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив первосвященнической печати. Воины не видели, что произошло в пещере, и после воскресения Христа продолжали сторожить опустевший гроб. Вскоре произошло землетрясение, когда Ангел Господень, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его была бела, как снег. Воины, испугавшись Ангела, разбежались.

Ни жены мироносицы, ни ученики Христа ничего не знали о случившемся. Так как погребение Христа было совершено поспешно, то жены мироносицы условились на следующий день после праздника Пасхи, то есть по-нашему в воскресенье, пойти ко гробу и закончить помазание тела Спасителя благовонными мазями. О приставленной к гробу римской страже и о приложенной печати они и не знали. Когда стала появляться заря, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия и некоторые другие благочестивые женщины пошли ко гробу с благоуханным миром. Направляясь к месту погребения, они недоумевали: «кто отвалит нам камень от гроба?» – потому что, как объясняет Евангелист, камень был велик (). Первая пришла ко гробу Мария Магдалина. Видя гроб пустым, она побежала назад к ученикам Петру и Иоанну и сообщила им о пропаже тела Учителя. Немного спустя пришли ко гробу и прочие мироносицы. Они увидели во гробе юношу, сидящего на правой стороне, одетого в белую одежду. Таинственный юноша сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Он воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что они увидят Его в Галилее» (). Взволнованные неожиданной вестью, они поспешили к ученикам.

Между тем апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии о случившемся, прибежали к пещере: но, найдя в ней лишь пелены и плат, который был на голове Иисуса, возвратились домой в недоумении. После них Мария Магдалина вернулась на место погребения Христа и стала плакать. В это время она увидела во гробе двух ангелов в белых одеждах, которые сидели – один у главы, другой у ног, где лежало тело Иисуса. Ангелы спросили у нее: «что ты плачешь?» (). Ответив им, Мария повернулась назад и увидела Иисуса Христа, но не узнала Его. Думая, что это садовник, она спросила: «господин! если ты вынес Его, (Иисуса Христа), то скажи , куда положил Его, и я возьму Его» . Тогда Господь сказал ей: "Мария"! (). Услышав голос и обернувшись к Нему, она узнала Христа и, воскликнув: "Учитель!" бросилась к Его ногам. Но Господь не позволил ей прикасаться к Себе, а велел идти к ученикам и рассказать о чуде воскресения.

Этим же утром воины пришли к первосвященникам и сообщили им о явлении Ангела и об опустевшем гробе. Эта весть очень взволновала иудейских начальников: исполнились их тревожные предчувствия. Теперь им прежде всего предстояло позаботиться о том, чтобы народ не поверил в воскресение Христа. Собрав совет, они дали воинам много денег, приказав распространять слух, будто ученики Иисуса ночью, в то время когда воины спали, украли Его тело. Воины все так и сделали, и так слух о краже тела Спасителя потом долго держался в народе.

Через неделю после этого Господь снова явился апостолам и в том числе ап. Фоме, который отсутствовал при первом явлении Спасителя. Чтобы рассеять сомнения Фомы относительно Своего воскресения, Господь позволил ему прикоснуться к Своим ранам, и уверовавший Фома припал к Его ногам, воскликнув: «Господь мой и мой!» (). Как повествуют далее евангелисты, в течение сорокадневного периода после Своего воскресения Господь еще несколько раз являлся апостолам, беседовал с ними и давал им последние наставления. Незадолго до Своего вознесения Господь явился более чем пятистам верующим.

На сороковой день после Своего воскресения Господь в присутствии апостолов вознесся на небо и с тех пор Он пребывает «одесную» Своего Отца. Апостолы же, ободренные воскресением Спасителя и Его славным вознесением, вернулись в Иерусалим, ожидая сошествия на них Духа Святого, как обещал им Господь.

Взаимосвязь Между Ветхозаветной и Новозаветной Пасхой

Как мы знаем, ветхозаветное время было периодом приготовления еврейского народа к пришествию Мессии. По этой причине некоторые события в жизни еврейского народа, а в особенности предсказания пророков, относились к пришествию Иисуса Христа и наступлению новозаветных времен. Ветхозаветный закон, по словам св. ап. Павла, был «детоводителем ко Христу» и «тенью будущих благ» (; ).

Самым знаменательным событием в истории еврейского народа было его освобождение от египетского рабства при пророке Моисее, за полторы тысячи лет до Р. Хр. Запечатлелось оно в национальном еврейском празднике Пасхи, в котором отмечались и другие события, связанные с освобождением из Египта: поражение Ангелом египетских первенцев и помилование еврейских, на домах которых были сделаны знаки кровью пасхального агнца (Отсюда слово «Пасха» – «проходить мимо»); чудо перехода через Красное море и гибель гнавшегося за евреями египетского войска; затем – получение еврейским народом Закона на горе Синай и установление завета с Богом, после чего еврейский народ стал считаться народом Божиим. С тех пор, евреи, празднуя Пасху и следуя обычаям своих предков, с молитвой и символическими обрядами вкушают пасхального агнца.

В знаменательном совпадении смерти и воскресения Господа Иисуса Христа с праздником ветхозаветной Пасхи следует видеть Божие указание на глубокую внутреннюю связь между этими двумя событиями, о чем обстоятельно пишет св. ап. Павел в своем послании к Евреям. Сопоставим здесь параллельно события обеих Пасх.


Ветхозаветная Пасха Новозаветная Пасха
Заклание непорочного пасхального агнца и спасение еврейских первенцев его кровью (). Чудесный переход евреев через Красное море и избавление от египетского рабства (). Синайское законодательство на 50-й день по исходе из Египта и заключение союза (завета) с Богом (). Вкушение чудесно посылаемой Богом манны (). 40-летнее странствование по пустыне и различные испытания, которые укрепили еврейский народ в вере в Бога. Водружение медного змия, глядя на которого евреи спасались от укусов ядовитых змей (). Вступление евреев в обещанную их отцам землю (). Распятие на кресте Агнца Божия, кровью Которого спасаются новозаветные первенцы – христиане (). Крещение в воде и избавление от власти дьявола (, смотри также в послании к Римлянам 6-ю и 7-ю главы). Сошествие Св. Духа на апостолов в 50-й день после Пасхи и установление Нового Завета (). Вкушение Небесного Хлеба – Тела и Крови Христовой на Литургии ( гл.). Жизненные испытания, которые должен каждый христианин перенести. Избавление от угрызений духовного змия – силою Креста (). Обещание нового неба и новой земли, на которых будет обитать правда ().

Из этого сопоставления пасхальных событий мы видим, как события ветхозаветной Пасхи служили прообразом новозаветной и возвещали о больших духовных переменах, которые должны произойти в жизни человечества после воскресения Мессии. Вот почему апостолы, празднуя новозаветную Пасху, утверждали: «Пасха наша, Христос, закланный за нас» ().

Пророчества о Воскресении Христовом

О воскресении Мессии свидетельствуют многие ветхозаветные пророчества. Среди них надо упомянуть те, которые предсказывали, что Мессия будет не только человек, но и Бог , и следовательно, будет бессмертным по Своему божескому естеству. Смотри, например: Псалмы 2-й, 44-й и 109-й, , , , . О воскресении Мессии также косвенно свидетельствуют пророчества, говорящие о Его вечном Царстве , например: , , , , Иез., , – потому что, вечное духовное Царство предполагает бессмертного Царя.

Среди прямых предсказаний о воскресении Христа самым ясным является пророчество Исаии , занимающее всю 53-ю главу его книги. Пророк Исаия, который жил более 700 лет до Р. Хр., описав страдания Христа с такими подробностями, будто он стоял у самого подножия креста, заканчивает свое повествование следующими словами:

«Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу было угодно поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он увидит потомство долговечное, и воля Господня успешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Поэтому Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу» ().

Заключительные слова этого пророчества прямо говорят о том, что Мессия после Своих спасительных страданий и смерти оживет и будет прославлен Богом Отцом. О воскресении Христа предсказал также царь Давид в 15-м псалме, в котором от лица Христа Давид говорит: «Всегда я видел пред собою Господа, ибо Он одесную (по правую руку) меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании (надежде), ибо Ты не оставишь души моей в аду и не дашь святому Твоему видеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (, см. также ; ).

Таким образом, пророки заложили в своем народе основу веры в пришествие и воскресение Мессии. Вот почему апостолы с таким успехом распространяли среди еврейского народа веру в воскресшего Христа, несмотря на препятствия, со стороны религиозных вождей еврейского народа.

Духовные Плоды

Воскресения Христова

Духовное воскресение в этой жизни послужит фундаментом для физического воскресения, которое силой всемогущего Бога произойдет в последний день существования этого мира. Тогда души всех умерших вернутся в их тела, и все люди оживут, независимо от того, где и как они умерли. Но вид воскресших будет отображать их внутреннее состояние: одни будут выглядеть светлыми и радостными, другие – страшными, как ходячие мертвецы. О всеобщем воскресении Господь предсказал в таких словах: наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас (голос) Сына Божия; и пойдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ().

При этом, предстоящее всеобщее воскресение мертвых надо отличать от временных воскрешений умерших, которые Господь и его ученики совершали, согласно Евангелию и книге Деяний Апостолов. Например: воскрешение дочери Иаира, сына Наинской вдовы и Лазаря, лежавшего в гробу четыре дня, и другие. То было временным пробуждением от смерти, так что после определенного времени воскрешенные снова умерли, как и все люди. Но всеобщее воскресение из мертвых будет вечным воскресением, в котором души людей навсегда соединятся с их нетленными телами. При всеобщем воскресении праведные люди восстанут преображенными, одухотворенными и бессмертными. Первым воскресшим с таким обновленным и одухотворенным телом был Господь Иисус Христос, Которого Апостол называет «Первенцем умерших» (). "Тогда (при всеобщем воскресении) праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ().

Праздник христианской Пасхи встречается православными христианами так радостно потому, что они в пасхальные дни более, чем в другое время года, ощущают возрождающую силу воскресения Христова, – ту силу, которая низложила власть тьмы, освободила души из ада, открыла двери в рай, победила узы смерти, влила жизнь и свет в души верующих. Замечательно еще, что пасхальная радость распространяется на такое большое количество людей, – не только на глубоко-верующих, но и на теплохладных и далеких от Бога. На Пасху весь мир и даже, кажется, бездушная природа радуются победе жизни над .

Пасхальное богослужение

Нет богослужения более светлого и радостного, чем православная Пасха. Служба на Пасху начинается крестным ходом вокруг храма, с зажженными свечами в руках всех собравшихся и с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех: и нас на земли сподоби (удостой) чистым сердцем Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц ранним утром ко гробу Спасителя для помазания Его пречистого Тела. Обойдя храм, крестный ход останавливается перед затворенными главными дверями, и священник начинает утреню возгласом: «Слава Святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице...» Затем, подобно ангелу, возвестившему мироносицам о воскресении Христа, трижды поет, вместе с другими священнослужителями, тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ и сущим во гробех живот даровав». Пение священников подхватывает хор. Затем старший священник возглашает пророческие стихи псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Конечные слова каждого стиха певчие подхватывают радостным: «Христос воскресе». Затем священнослужители повторяют начало тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певчие оканчивают его: «И сущим во гробех живот даровав». Двери храма в это время открываются, все входят в храм, и начинается великая ектенья, (короткие прошения с пением «Господи, помилуй», за которой следует торжественное пение Пасхального канона: «Воскресения день», составленного преподобным . Во время пения канона священнослужители повторно совершают полное каждение храма и приветствуют богомольцев словами: «Христос воскресе!» На что те громко отвечают: «Воистину воскресе!» В конце утрени читается вдохновенная проповедь св. Иоанна Златоустого , которая начинается словами: «Если (аще) кто благочестив».

Обычные Часы не читаются, их заменяют пением пасхальных гимнов. Литургия совершается сразу после заутрени. Вместо обычных псалмов, поются особые антифоны: короткие молитвы со стихами; вместо «Святый Боже», поется «Елицы во Христа крестистеся». Евангелие читается о предвечном рождении Сына Божия от Бога Отца и о Божестве Иисуса Христа, Бога Слова (), которое Он доказал Своим славным воскресением. Когда служат несколько священников, то Евангелие читается на разных языках в знак того, что о воскресении Христа апостолы проповедовали разным народам на их родных языках. Вместо «Достойно есть», поется следующий задостойник (в русском переводе):

«Ангел восклицал благодатной: чистая Дева, радуйся! и опять говорю: радуйся! Твой Сын восстал из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых: люди веселитесь!»

«Прославляйся, прославляйся, Новый Иерусалим (Церковь), потому что над тобою воссияла слава Господня: торжествуй ныне и веселись Сион! Ты же, Чистая, радуйся о воскресении Рожденного Тобою».

По заамвонной молитве совершается освящение артоса – особого хлеба с изображением на нем Воскресения Христова. На одном из последующих богослужений артос раздробляется и раздается верующим в память явления воскресшего Христа апостолам Луке и Клеопе (которые Его узнали после преломления Им хлеба). В первый же день св. Пасхи освящаются яйца, сыр и масло, а также куличи, которыми разговляются верующие. В день св. Пасхи верующие приветствуют друг друга братским лобзанием со словами: «Христос воскресе» (христосуются) и обмениваются крашеными яйцами, которые служат символом воскресения. Во все дни пасхальной недели царские врата остаются открытыми в знак того, что воскресением Христовым всем людям открыт доступ на Небо. Начиная с первого дня св. Пасхи до вечерни праздника Св. Троицы (в течение 50-ти дней) делать земные поклоны не следует.

Пасхальный канон в русском переводе

Песнь 1-я

Ирмос : Воскресения день. Просветимся, люди! Пасха! Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли на небо Христос привел нас, поющих победную песнь.

Очистим чувства и увидим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и «радуйтесь» ясно услышим от Него, воспевая победную песнь.

Небеса достойно да веселятся, земля да радуется. Да празднует весь мир, видимый и невидимый; ибо восстал Христос – веселье вечное.

Песнь 3-я

Ирмос : Придите, станем пить новое питие, не из камня бесплодного чудесно изводимое, но из источника нетления – гроба Христова, на Котором утверждаемся ().

Теперь всё наполнилось светом – небо, земля и (места) преисподние; да празднует вся тварь восстание Христа, на Котором утверждаемся.

Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою воскресшим; вчера я распинался с Тобою, Сам прославь меня с Тобою, Спаситель, в Царстве Твоем ().

Песнь 4-я

Ирмос : Возвещавший о Боге Аввакум да станет с нами на Божественной страже и покажет нам светоносного Ангела, ясно восклицающего: ныне спасение миру, потому что воскрес Христос, как всесильный (; ).

Наша Пасха – Христос явился мужеским полом, как (сын) разверзший девственную утробу; назван Агнцем, как предлагаемый в пищу, – непорочным, как непричастный скверны, а как истинный Бог – наречен совершенным ().

Благословляемый нами венец – Христос, как однолетний агнец добровольно заклался за всех в очистительную Пасху, и опять из гроба нам воссиял Он, прекрасное Солнце правды.

Богоотец Давид в восторге скакал пред прообразовательным ковчегом; мы же, святой народ Божий, видя исполнение прообразов, да возвеселимся священно; ибо воскрес Христос, как всесильный ().

Песнь 5-я

Ирмос : Восстанем глубоким утром, и вместо мира принесем песнь Владыке, и узрим Христа – Солнце правды, всех жизнью просвещающего.

Увидев безмерное милосердие Твое, Христе, содержимые в адовых оковах, радостно поспешили к свету, прославляя вечную Пасху.

Со светильниками в руках пойдем навстречу Христу, исходящему из гроба, как жениху, и с радостно празднующими чинами (Ангелов) будем праздновать спасительную Божию Пасху.

Песнь 6-я

Ирмос : Сошел Ты, Христе, в преисподние места земли и сокрушил вечные заклепы, содержащие узников и в третий день, как Иона из кита, вышел из гроба ().

Не повредив заключенной (утробы) Девы в рождении Твоем, Христе, Ты восстал из гроба, сохранив целыми печати, и отверз нам двери рая.

Спаситель мой, живая и, как Бог, незакалаемая Жертва! Добровольно приведя Себя к Отцу, Ты, восстав из гроба, воскресил вместе и родоначальника Адама.

Песнь 7-я

Ирмос : Спасший отроков из печи, сделавшись человеком, страдает, как смертный, и Своим страданием облекает смертное в красоту бессмертия, единый отцов, благословенный и препрославленный.

Богомудрые жены вслед за Тобою спешили с благовонными мастями; но Кого они, как мертвого, искали со слезами, Тому поклонились с радостью, как живому Богу, и Твоим ученикам, Христе, возвестили таинственную Пасху.

Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой, вечной жизни и в восторге воспеваем Виновника сего, единого Бога отцов, благословенного и препрославленного ().

По истине священна и достойна всякого торжества сия спасительная и светозарная ночь, предвозвестница светоносного дня воскресения, в которую вечный Свет во плоти для всех воссиял из гроба.

Песнь 8-я

Ирмос : Сей именитый и священный день, единственный, царь и господь среди суббот, – праздник из праздников и торжество из торжеств; в этот день благословим Христа во веки.

Придите, в славный день воскресения, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселья, Царства Христова, воспевая Его, как Бога, во веки.

Возведи взоры твои, Сион, и посмотри вокруг себя: вот стеклись к тебе – как богосветлые светила от запада, севера, моря и востока – дети твои, благословляющие в Тебе Христа во веки ().

Отец Вседержитель, и Слово, и Дух, – Существо единое в трех Лицах, всевышнее и Божественное! В Тебя мы крестились и Тебя будем благословлять во все веки.

Песнь 9-я

Ирмос : Просвещайся, просвещайся, новый Иерусалим; ибо слава Господня воссияла над тобою; торжествуй теперь и веселись Сион. Ты же, Чистая (Богородице), радуйся о восстании Рожденного тобой! ().

О, как божественно, любезно и радостно слово Твое, Христе! Ты обещал непременно с нами быть до кончины века. Имея это опорой надежды, мы, верные, радуемся ().

О Пасха, великая и священная, Христе! О премудрость, Слово Божие и сила! Удостой нас совершеннее приобщаться Тебе в нескончаемый день Твоего Царства ().

Примечания

1 . О чуде воскресения Христа из мертвых свидетельствует благодатный огонь, который ежегодно в Пасхальную ночь сходит (загорается) в иерусалимском храме Воскресения Христова, построенном на месте погребения и воскресения Спасителя. Возникновение этого огня – необъяснимо. При своем появлении благодатный огонь не обжигает и его пламенем можно водить по лицу. Только через некоторое время огонь приобретает свою нормальную температуру. Православный иерусалимский патриарх (или его заместитель), получив благодатный огонь, зажигает им свечи, которые тут же раздает многочисленным богомольцам, собравшимся в храме. Чудесный огонь производит на всех присутствующих в храме огромное впечатление и вызывает радость. Замечательно еще то, что благодатный огонь сходит только для православных и всегда на православную Пасху. Представители других вероисповедований, которые тоже служат в этом храме, благодатного огня не получают.

2. Еврейская Пасха празднуется в 14-й день лунного месяца Нисана. Этот день всегда приходится весной, на полнолунье. С еврейской Пасхой тесно связана христианская Пасха. Первый Вселенский Собор, собравшийся в Никее в 325-ом году, постановил праздновать христианскую Пасху в воскресный день в период весеннего равноденствия, и обязательно после еврейской Пасхи. Руководствуясь этим постановлением Собора и астрономическими вычислениями, александрийские ученые выработали систему исчисления дня православной Пасхи на каждый год. Так возникла «Пасхалия» – таблица дней Пасхи на многие годы вперед. Чередование пасхальных дней повторяется каждые 532 года (индиктион). Согласно пасхалии, самая ранняя православная Пасха приходится 22 марта по старому стилю (4-го апреля по новому стилю), а самая поздняя – 25-го апреля по стар. стилю (8-го мая по нов. стилю). С передвижением Пасхи передвигаются и зависящий от нее и праздники Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи), Вознесения Господня (на 40-й день после Пасхи) и Троицы (на 50-й день после Пасхи). Согласно Пасхалии, в 1992 году Пасха будет 26-го апреля; в 1993 – 18-го апреля; в 1994 – 1-го мая; в 1995 г. – 23-го апреля; в 1996 г. – 14-го апреля (числа даны по новому стилю).

3. Воскресение Иисуса Христа было засвидетельствовано Ангелами: , , ; Апостолами: , ; Его врагами: ; и, больше всего, – тем морем чудес, которые совершались и продолжают совершаться именем Господа нашего Иисуса Христа.

Иисус Христос умер на Кресте! Казалось, грех, смерть и человеческая подлость победили и торжествуют. Но Крест из орудия казни стал оружием победы Христовой!

Принявший смерть Господь Своей Богочеловеческой душой сошел во ад и разрушил его двери, разорил Своей силой его царство. Мертвые услышали Евангельскую весть и те, кто захотел поверить Христу, духовно обновились и вышли из мрачных глубин в светлый мир Небесного Царства.

На третий день после казни на Голгофе Иисус Христос Воскрес телесно. Жизнь победила смерть! Правда и добро оказались могущественнее зла. Теперь Христово Воскресение является гарантией возможности спасения каждой покаявшейся и любящей личности. Теперь мы можем верить, что есть любящий нас Бог, есть правда, есть добро. Более того, мы можем верить, что приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего… и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. 16; 27).

Воскресение Христово - это торжество бессмертия. Жизнь восторжествовала над смертью. И, вместе с апостолом Павлом, мы можем сказать: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15; 55). Если Христос не воскрес, мы могли бы утверждать, что закон смерти непобедим, и смерть никогда никого не выпустит из своей пасти. Без Воскресения Христова мысль о бессмертии оставалась бы всегда под большим сомнением. Но, если Иисус Христос Воскрес для вечной жизни, значит, бессмертие - не просто мечта, не фантазия. Значит, оно возможно. И в этом несомненное ручательство и нашего бессмертия - бессмертия всех людей. У нас есть твердое основание верить, что и мы воскреснем вслед за Христом. Потому апостол Павел и утверждает: Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших… Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор. 15; 20, 22-23).

Если бессмертие существует, то вся жизнь приобретает глубинный смысл, как подготовительный период к будущей вечности.

Христос Воскрес! В Его Воскресении разрешаются все вопросы о целях и задачах жизни. Жизнь - уже не "дар напрасный, дар случайный", не "пустая, глупая шутка", а великий дар Творца, данный человеку для того, чтобы он мог достигнуть вечного, высшего блаженства, подлинного счастья. Наша деятельность, наше служение ближним - не пустые труды безо всякой надежды сделать человека действительно счастливым, а соучастие в работе Христовой, которая должна окончиться в Царстве Любви и Славы Божией. Сами страдания, которыми полна жизнь, уже не смущают нас, ибо мы начинаем понимать, что эти страдания готовят нас и наших близких к блаженной жизни с Богом.

Даже смерть не страшна, потому что для нас это только переход в другую жизнь, более светлую, более радостную - в том случае, конечно, если мы будем к ней готовиться.

Христос Воскрес - и для нас открылись врата Небесного Царства, наглухо закрытые для человека после его грехопадения.

Христос Воскрес - и, значит, зло и жизненные катастрофы в наших судьбах не есть окончательный приговор на земле. Ведь Христос сошел во ад, чтобы находящиеся там обрели райское состояние и унаследовали Небесное Царство. Везде, куда приходит Христос, расцветает и побеждает жизнь! Эта Христова жизнь может победить и в наших семьях. Христос этого хочет, но надо, чтобы и мы захотели этого.

Христос Воскрес, чтобы на земле духовно воскресли наши души, чтобы радостное воскресение тел стало нашим будущим уделом.

Христос Воскрес и дал нам новую жизнь, полную благодатных сил. Теперь наше дело - пользоваться этими силами.

Вот почему для нас так много глубокого, таинственного, радостного смысла в тропаре Святой Пасхи, который всегда будет радовать наши сердца: "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав" .


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Все важнейшие религии мира, кроме четырёх, основаны на обычных философских концепциях. Что до тех четырёх, которые связаны с личностями, а не с философскими системами, то христианство - единственная из них, где речь идёт о пустой гробнице её основателя. Авраам, отец иудаизма, умер примерно в 1900 г. до Р.Х., но речи о его

воскресении никогда не шло.

В своей книге "На этом стою" Уилбур М.Смит пишет: "Ни в одном рассказе о Будде не говорится ни о чём похожем на воскресение. Более того, в наиболее раннем повествовании о его смерти, а именно "Махапариниббана Сутта", мы читаем, что смерть Будды была подобна "совершенному уходу ничего не оставившему за собой".

"Профессор Чаилдерс отмечает, что "ни в палинском каноне, ни в комментариях к нему, насколько мне известно, нет ни одного намёка на то, что Сакья Муни жил после смерти или являлся своим ученикам". Мухаммед умер 8 июня 632 года в возрасте 61 года, в Медине, где его гробницу ежегодно посещают тысячи правоверных мусульман. Миллионы иудаистов, буддистов и мусульман соглашаются, что основатели их религий никогда не воскресали из праха земного".

Теодос Харнак считает, что "позиция по отношению к такому событию, как воскресение Христа никак не связана с христианским богословием. Либо Христос воскрес - и"тогда христианство истинно, либо Он не воскресал - и тогда христианство не имеет никакого смысла".

Профессор Уильям Миллиган подчёркивает "Говоря о свидетельствах в пользу Воскресения нашего Господа, можно добавить к ним и то, что это событие, если оно произошло, отвечает всему смыслу земной жизни Христа".

Как завершает Уилбур М.Смит, "Если Господь наш не раз говорил с полной определённостью и во всех подробностях, что после того, как Он отправится в Иерусалим, Его предадут смерти, но на третий день Он воскреснет из мёртвых, и если это пророчество сбылось, то и все Его слова, как мне всегда казалось, должны быть истинны".

Эту мысль развивает У.Дж.Спэрроу-Симпсон: "Насколько воскресение Христа доказывает, что Он был Сыном Божьим? Прежде всего, Он восстал из мёртвых Своей собственной властью. У Него была власть отдать Свою жизнь и власть опять принять её (Иоаи. 10:18). Это отнюдь не противоречит другим местам из Писания, где говорится о том, что Он воскрес властью Своего Отца - ибо совершаемое Отцом совершается и Его Сыном. Творение и иные дела Бога осуществлялись Отцом, Сыном и Святым Духом, между которыми в этом случае не проводится разницы. Более того, поскольку Христос открыто провозглашал Себя Сыном Божьим, Его воскресение из мёртвых было окончательным подтверждением истинности Его слов. Будь Он подвластен смерти. Господь опроверг бы Его притязания на имя Сына Божьего. Воскресив же Его из мёртвых. Он всенародно признал Его Своим Сыном, как бы говоря: "Ты Сын Мой, ныне говорю об этом во всеуслышание".



Отметим также, что проповедь Петра в день Пятидесятницы "целиком и полностью основана на воскресении. Воскресение не только её главная тема, но и неотъемлемая, жизненно важная часть самого учения. Действительно, христианство подчёркивает, что воскресение (1) объясняет смерть Иисуса, (2) было пророчески предсказано как завершение земной судьбы Мессии, (3) подтверждается апостолами, (4) есть причина сошествия Духа Святого, и, таким образом, причина необъяснимых иным образом религиозных явлений, (5) подтверждает, что Иисус из Назарета был Мессией и Царём. Следовательно, целый ряд аргументов и выводов имеет смысл лишь в том случае, если Христос

действительно воскрес. Без воскресения Иисус перестал бы быть Мессией и Царём, новое сошествие Духа Святого осталось бы необъяснимой загадкой, свидетельства апостолов ничего бы не стоили. Всё, что осталось бы от христианского учения, было бы предсказание о Мессии в Пс. 15, причём предсказание о Мессии ещё не явившемся. Осталось бы и Божественное покровительство над Христом, о котором свидетельствуют Его дела, но это покровительство очевидно касалось бы только Его жизни, которая кончилась бы точно так же, как жизнь любого другого пророка, которого больше не мог терпеть народ. Таким образом, первая проповедь христианства основана на образе Христа, определяемом Его воскресением".

Даже Адольф Харнак, отвергающий веру Церкви в воскресение, вынужден признать, что "твёрдая вера учеников в Христа была основана на их убеждённости в том, что Он не пребывал в смерти, но был воскрешён Богом. После испытанного ими рядом с Христом, они уверились в Его воскресении окончательно лишь после того, как Он явился им. Воскресение стало для них таким же достоверным событием, как смерть Христа, и легло в основу их проповедей о Нём" ("История догмы").

"Вера в воскресение, - замечает Х.П.Лиддон, - есть краеугольный камень ковчега христианской веры. Если удалить его, то разрушится и всё христианское учение".

Воскресение Христа всегда было центральным пунктом учения Церкви. Вот что пишет об этом Уилбур Смит:

"С первого же дня божественно дарованной ей жизни христианская церковь была едина в своём свидетельстве о вере в воскресение Христа. Мы смело можем назвать воскресение одним из главных оснований и убеждений церкви; эта тема настолько пронизывает всю новозаветнюю литературу, что если изъять из неё все фрагменты, где речь идёт о воскресении, то оставшееся просто невозможно будет понять. Воскресение было близко самым первым христианам; о нём говорят надписи на их гробницах, рисунки на стенах пещер. Оно глубоко вошло в христианские песнопения, стало одной из насущнейших тем апологетических сочинений первых четырёх веков христианства и проповедей как до, так и после Никейского собра. Воскресение стало одним из символов веры для церкви, оно вошло в наш апостольский символ веры и включалось во все последующие вероучения христианства.

"Все свидетельства Нового Завета показывают, что суть благой вести, суть Евангелия заключается не в том, что верующий должен следовать за данным Учителем и стараться подражать Ему, но в Иисусе и Его воскресении. Этого принципа нельзя изъять из христианства, не изменив его радикально и не разрушив самой его сущности".

"Очевидно, - подчёркивает профессор Миллиган, - что с самых ранних лет истории христианской церкви она не только верила в Воскресение Господа, но и основывала на этой вере само своё существование".

"Пустая гробница Христа была колыбелью церкви". Этот афоризм французского богослова Прессансе приводит У.Р.Николл.

У.Дж.Спэрроу-Симпсон отмечает, что "если воскресение не было историческим событием, то власть смерти осталась нерушимой, а с нею и последствия греха; значение смерти Христа остаётся неподтверждённым и, следовательно, верующие продолжают пребывать в грехе точно так же, как ещё до того, как они услыхали о Христе".

Африканский богослов Р.М" Чейне Эдгар в своем труде "Евангелие воскресшего Христа" пишет следующее:

"Перед вами религиозный проповедник, спокойно основывающий все свои утверждения на своей способности после смертной казни вновь подняться из могилы. Смело можно считать, что ни до него, ни после никто не утвержадал ничего подобного. Говорить о том, что вся поразительная история воскресения, подтвердившего божественность Христа, была придумана мистиками, изучавшими пророчества, а затем вставлена в евангельские рассказы - означает чрезмерно искушать нашу доверчивость. Тот, Кто был готов поставить всё на Свою способность живым выйти из гробницы, стоит перед нами как самый необыкновенный из всех учителей, в сиянии Своей жизни, подтверждающий самое себя".

Следующий отрывок мы находим в "Словаре апостольской церкви".

Л. Ф.Штраус, самый резкий и беспощадный критик церкви в том, что касается воскресения, признаёт, что оно есть "пробный камень не только жизни Иисуса, но и самого христианства", что оно "задевает за живое всё христианство" и "определяет весь взгляд на христианство" ("Новая Жизнь Иисуса"). Если Христос воскрес, то Его учение действительно, если нет - рушится всё христианство. Таким образом в течение веков, начиная со времён Цельса, воскресение было главной мишенью нападений на христианскую веру".

"Сам Христос, - как пишет Б.Б.Уорфилд, - намеренно поставил принятие людьми всего Своего учения в зависимость от Своего воскресения. Когда ученики попросили Его о знамении. Он указал на воскресение, как на единственное и главное доказательство Своих слов".

В своих "Лекциях в защиту^ христианской веры" знаменитый швейцарский богослов Фредерик Годэ говорит о "важности воскресения Христа, подчёркивая, что именно оно было тем главным чудом, на которое указывал Христос как на доказательство Своих утверждений и Своей власти".

Убедительно говорит о значении воскресения Майкл Грин:

"Христианство отнюдь не считает воскресение одним из многих оснований веры. Без веры в воскресение вообще бы не могло существовать христианство. Христианская церковь никогда бы не возникла, движение последователей Христа с Его казнью зашипело бы и погасло подобно подмоченному пороху. Христианство либо истинно, либо ложно в зависимости от истинности воскресения. Докажите, что воскресения не было - и вы избавитесь от христианства.

Христианство - историческая религия. Она утверждает, что Бог взял на себя риск принять участие в истории человечества. Все факты Его участия - перед вами, исследуйте их с максимальным пристрастием, ибо они устоят перед лицом сколь угодно тщательного критического разбора..."

Знаменитый английский философ Джон Локк писал: "Воскресение нашего Спасителя... действительно имеет непреходящее значение для христианства, значение настолько важное, что от него зависит, был ли Он или не был Мессией. Два эти вопроса неотделимы друг от друга и по сути представляют единое целое. С первых дней христианства веровавший в одно верил в оба, не веровавший в одно отрицал и второе".

Как заключает известный историк церкви Филипп Шафф, "воскресение Христа, таким образом, становится безусловно ключевым вопросом, от которого зависит истинность или ложность христианской религии. Это либо величайшее чудо, либо величайшее заблуждение в истории человечества".

Суть воскресения и его важность Воскресение Иисуса Христа – это основа христианской веры, фундамент церкви. Без этого события Церковь не смогла бы появиться на свет, а если бы и появилась, то умерла вскоре после рождения. Без веры в воскресение христианство не могло бы возникнуть. Ученики были бы полностью сокрушены и раздавлены. Даже если бы они продолжали вспоминать Иисуса как своего любимого Учителя, Его распятие навсегда заставило бы их распрощаться с надеждой на то, что он мог быть Мессией. Поэтому христианство изначально строилось на вере первых учеников в то, что Бог воскресил Иисуса. (Уильям Крэйг) В конце концов воскресение – это «чека» всей нашей системы. Если её вынуть, то вся структура христианства рухнет!

Значение воскресения В начале христианской эры апостол Павел выразил значение воскресения: «если Христос не воскрес из мертвых, то мы, христиане, «несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15: 19). Если не считать воскресение исторической данностью, тогда сила смерти остается несокрушенной, а с ней и власть греха. Значение смерти Христа теряет убедительность, а значит, верующие пребывают в своих грехах, то есть там же, где они находились, прежде чем услышали имя Иисуса. (У. Дж. Спароу -Симпсон) Джон Локк, знаменитый английский философ, сказал следующее относительно воскресения Христа: «Воскресение нашего Спасителя… действительно имеет большое значение в христианстве. Настолько большое, что от него полностью зависит мессианство Иисуса. Эти два важных аспекта, неразрывно связаны друг с другом и, по сути сливаются в единое целое. Принимая или отрицая один из них, вы принимаете или отрицаете оба»

Доказательства очевидцев воскресения и их достоверность После воскресения Иисус явился людям несколько раз. Женщинам собиравшимся помазать его тело Мф. 28: 1 -10. Марии Магдалине Ин. 20: 11 -18. Ученикам на пути в Эммаус Лук. 24: 13 -35. Своим ученикам Ин. 20: 26 -28. Своему родному брату Иакову 1 Кор. 15: 6. Наконец всем апостолам в Иерусалиме перед своим вознесением Лук. 24: 50 -52, Деян. 1: 3 -8. В описании явлений Христа подчеркиваются физические и эмпирические аспекты Его, как человека. Женщины ухватили Его за ноги, Он ест хлеб и рыбу. Первые свидетели воскресения Христа были женщины, ведь в то время женщина считалась ненадежным свидетелем и женщинам было запрещено выступать свидетелем в суде. Если бы история воскресения была выдуманной, то иудеи вряд ли дали бы в ней место женщинам. Обращение Савла после встречи со Христом. Савл был иудеем блестящего ума и был воспитан прекрасным специалистом по ветхому завету Гамалиилом, более того он был фанатичным противником новой веры. Павел это несомненно один из самых достоверных свидетелей воскресения Христова.

Свидетельства источников в пользу воскресения Послания, адресованные галатам, коринфянам и римлянам не вызывают сомнения по части своей подлинности и времени написания. Они были написаны во время миссионерских путешествий Павла, и их можно датировать периодом с 55 по 58 годы от Р. Х. Они служат ранним свидетельством воскресения Христа, поскольку их отделяет от реального события короткий промежуток всего лишь в 25 лет. Также воскресение подтверждается всеми 4 -мя евангелиями. Иосиф Флавий «Иудейские древности» отрывок: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и Эллинов. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его ко кресту. Но те кто раньше его любил, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и многих других Его чудесах богодухновенные пророки. » Свидетельства отцов церкви. Доктрина воскресения занимает главное место в ранней христианской литературе. О воскресении пишет Афинагор и Юстин мученик в своих сочинениях, Климент Римский в своем «Послании коринфянам» (95 г. н. э.), св. Поликарп в послании Филлипийцам (110 г. н. э.), Тертуллиан в своих сочинениях (ок. 160 -220 г н. э.)

Косвенные доказательства истинности свидетельства воскресения 1. Прежде всего, при своем служении Иисус несколько раз предсказывал, что Он воскреснет из мертвых Мф. 16: 21, Лк. 9: 22, Ин. 12: 32 -34, Мр. 9: 1 -10. 2. Воскресение соответствует характеру и утверждениям Иисуса. Всякий раз читая евангелие хочется воскликнуть: «Ему никак не оставаться в мертвом состоянии» . 3. Осуществление воскресения объясняет ветхозаветные таинственные предсказания. 4. Пустой гроб. Это исходит в первую очередь от очевидцев воскресения. Косвенные подтверждения пустоты гроба это молчание иудеев, а также отсутствие свидетельств о том, что ранние христиане поклонялись «праху-святыни» хотя это свойственно последователям всех религий. 5. Любой теории, отрицающей воскресение, приходится объяснить поведение Христовых апостолов, коренным образом измененное приблизительно в то время, когда произошло воскресение. 6. В конечном счете, только воскресение объясняет существование христианской Церкви. Существование Церкви является самым сильным доказательством, которое находится в нашем распоряжении.

Альтернативные теории относительно воскресения 1. Теория украденного тела Утверждение: «По сообщению евангелиста Матфея, иудеи дали взятку солдатам, которые стояли на страже гроба, и сказали им «Скажите, что ученики Его, пришедшие ночью, украли Его, когда мы спали» Мф. 28: 11 -15» . Контраргументы: 1. Власти сделали все возможное, чтобы предотвратить кражу тела из гроба. 2. У учеников бежавших от Иисуса во время Его допросов, не было ни смелости, ни физической силы напасть на подразделение вооруженных воинов. 3. Воины не могли уснуть на посту, потому что такая оплошность стоила бы им жизни. 4. Камень у входа в гроб был очень большим. Даже если стражники уснули, а ученики действительно попытались вынести тело, шум отодвигаемого камня разбудил бы их. 5. Погребальные одежды представляют молчаливое свидетельство того, что тело не было выкрадено. 6. Вероятность того, что тело Иисуса было взято из гроба иудеями или римлянами неправдоподобно. В противном случае они могли бы предъявить тело и прекратить проповедь апостолов.

Теория неправильного гроба Утверждение: «Согласно теории неправильного гроба утверждается, что женщины сделали ошибку и пошли не к тому гробу» . Контраргументы: 1. Эти женщины менее чем за трое суток до своего посещения очень внимательно следили за тем, куда было положено тело Иисуса Мф. 27: 16. Мк. 15: 47, Лк. 23: 55. 2. Петр и Иоанн в тот же день также посещали пустую гробницу. 3. Если женщины и ученики пришли не к той гробнице то члены синедриона, должны были прийти и предъявить тело Иисуса к настоящему гробу, однако этого не произошло. 4. Иосиф из Аримафеи, владелец гроба, наверняка, разрешил бы эту проблему, если бы она действительно возникла. 5. Несколько лет спустя, Савл Тарсянин, направляясь в Дамаск, увидел Христа.

Теория галлюцинаций Утверждение: «теорией галлюцинаций некоторые стараются объяснить явления Христа, как личные призраки, субъективные переживания или внутренние видения, воспринятые разумом отдельных особ и не соответствующие действительности» . Контраргументы: 1. Галлюцинации обычно испытывают особенные типы людей, люди с очень активным воображениям. 2. Галлюцинации вообще относятся к индивидууму, потому что они исходят из психики человека. Поэтому оказывается невозможным, что целая группа учеников увидели призрак Христа. 3. Галлюцинации обычно происходят в людях, психологически подготовленных к этому в результате принятых ими наркотиков или других препаратов, недостатка пищи, воды, или отдыха. Но никто из учеников и прочих не ожидал воскресения и не мог к нему таким образом подготовиться. 4. Галлюцинации происходят в благоприятных местах. Однако Христос являлся в различных местах: на берегу моря, на горе, около гроба, в Иерусалиме и Галилее, на дороге в Эммаус. 5. Галлюцинации происходят в благоприятное время: ночь, сумерки, раннее утро. Однако Христос являлся в разные времена суток. 6. Галлюцинации, как правило, повторяются на протяжении длительного времени и регулярно. Что касается явлений Христа, то спустя сорок дней мы не имеем свидетельств его явлений, за исключением явления Его Савлу Тарсянину. «Любая теория о галлюцинациях терпит полное фиаско, если задуматься над тем, что в трех разных случаях в представшем перед ними образе ученики не сразу узнали Иисуса. Если же это выдумка, то она – самая странная из всех когда-либо возникавших в мозгу человека» К. С. Льюис.

Теория обморока Утверждение: «Согласно этой теории, Христос на самом деле не умер, Он всего лишь пал в обморок, т. е. Он оказался в состоянии весьма слабого сознания, которое другие ошибочно приняли, как смерть Его необычное состояние было вызвано переживаниями судебного процесса и распятия, т. е. побоями, потерей крови, изнеможением но, будучи в прохладной гробнице, Он начал вдыхать ароматы, исходящие из пряностей, которыми помазали Его тело. Это пробудило Его Он встал, вышел из гроба и показался ученикам» Контраргумент: 1. Римские группы палачей, распинающие осужденных выполняли свою работу хорошо, ведь они имели в этом деле немалую практику. 2. Иоанн свидетельствует, что воин пронзил ребра Христа копьем и из него вытекла кровь с водой. Это говорит о том что сердце у Христа лопнуло. Доктор Уильям Страуд приводит убедительные доказательства в пользу того, что причиной смерти Христа стал разрыв сердца. 3. Во время подготовки тела Христа к погребению, наверняка кто-нибудь бы заметил в нем хоть малейшие признаки жизни. 4. Теория не может объяснить как Иисус, пролежав в гробнице 36 часов где не было свежего воздуха, еды и питья, ослабленный от потери крови и всего пережитого – вдруг собирает силы выбирается из пелен, тесно обмотавших Его тело, отваливает громадный камень от гроба, нападает на стражу и проходит несколько километров на пронзенных ногах, а после всего этого показывается ученикам, как Господь жизни и Победитель смерти. 5. Также теория обморока не объясняет дальнейшей судьбы Иисуса. Если он продолжал жить после воскресения, а позже умер естественной смертью, то непонятно как Церковь могла возникнуть развиваться.

Иисус действительно воскрес! Как сказал Г. Б. Харди: «Представляем Вам полный список»: Гроб Конфуция – ЗАНЯТ Гроб Будды – ЗАНЯТ Гроб Мухаммеда – ЗАНЯТ Гроб Иисуса – ПУСТ В этом списке звучит окончательный приговор. Вынесенное решение ясно. Свидетельства говорят сами за себя. Говорят ясно и понятно: ИИСУС ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВОСКРЕС!

И воскресшаго в третий день по Писанием.

Значение Воскресения: Воскресение Христово – основание и для нашего блаженного воскресения. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. (Первое послание к Коринфянам 15:20)

Но истинно Христос воскрес из мертвых и начатком стал воскресения всех мертвых. (прп Ефрем Сирин)

Состояние Иисуса Христа После смерти и до воскресения: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный».

Ад, от греческого «место лишенное света». В Христианском учении это духовная темница – состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства. и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.

(Послание Иуды 6)

Иисус сошел во ад для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью и избавить души, которые с Верою ожидали его пришествия. В Св. Писании: потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал…

(Первое послание Петра 3:18,19)

Дополнительно по пятому члену символа веры:

По писанию значит, что Иисус умер и воскрес именно так, как об этом было сказано в пророчествах Ветхого завета. Например: Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.

(Исаия 53:5)

Билет 19

Шестой член Символа веры. Воскресение Иисуса Христа и Его Вознесение. Понимание слов: «Седяща одесную Отца».

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

О воскресении:

ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление…(Псалтирь 15:10) (Деяния св. Апостолов 2:27)

Пророчество - И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. (Иона 2:1)

Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Св. Евангелие от Матфея 12:40)

Ангел Господень отвалил камень, которым закрыт был гроб Его, и при этом произошло великое землетрясение. Ангелы возвестили о воскресении Марии Магдалене и другим. Сам Господь Иисус Христос в день Воскресения явился многим: мироносицам, Петру, ученикам, шедшим в Еммаус и всем апостолам в доме, двери которого были заперты. Затем многократно являлся в течении сорока дней. потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили… (Первое послание к Коринфянам 15:6) Иисус являлся для того, чтобы учить апостолов тайнам Царствия Божия.

О вознесении:

Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. (Послание к Ефесянам 4:10)

Иисус Христос вознесся на небеса как человек, потому что как бог он всегда пребывал и пребывает на небесах.

«Седяща одесную Отца». – это понимается духовно, и означает, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.

Билет 21

Седьмой член Символа веры. Учение Священного Писания о Втором Пришествии Христовом, о будущем суде и бесконечном царстве. Отличие Второго Пришествия от Первого. Всеобщность суда. Время Второго Пришествия Христова. Признаки его приближения. Понятие об антихристе.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян. 1:11)

О суде: 28. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29.и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. (Св. Евангелие от Иоанна 5:28,29)

О бесконечном царстве: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. (Св. Евангелие от Луки 1:32,33)

Второе пришествие будет отличаться от первого. В первое пришествие Христос пришел в уничижении, пострадать за нас. Судить нас Христос придет в славе Своей, и все Ангелы с Ним.Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей… (Св. Евангелие от Матфея 25:31)

Иисус Христос будет судить всех людей без исключения. Совесть каждого человека откроется перед всеми и обнаружатся не только дела, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления.Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. (Первое послание к Коринфянам 4:5)

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда… (Св. Евангелие от Матфея 12:36)

Время второго пришествия неизвестно ни людям, ни ангелам. 9.Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 10.Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. (Второе послание Петра 3:9,10)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13