Что значит слово тщеславие. Явное и скрытое тщеславие

Тщеславие - это стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе. Почему пустой, тщетной? Ведь люди порой стремятся к действительно весьма высокому положению в обществе, их амбиции безграничны.

Слово «тщетная» имеет также значение «тленная, скоропроходящая». Любая слава земная, по сравнению с той, что уготовал Господь любящим Его, лишь прах и пепел, пар, поднимающийся от земли и тут же исчезающий. Но слава земная тщетна не только в масштабах вечности. Даже в краткий период нашей земной жизни слава, высокий пост, должность, известность - вещи самые ненадежные и недолговечные. Но, тем не менее, очень многие люди стремятся к славе, почету и уважению. А некоторые делают из этого идола, превращая тщеславие в самоцель. Но не только всецело одержимые этой страстью страдают от тщеславия. К сожалению, в разной степени тщеславие присуще всем нам. Каждому хочется выглядеть в своих глазах, а главное - в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле. Любому из нас приятно, когда его хвалят, ценят, а не ругают. Почти каждый стремится занять не последнее положение в том социуме, в котором он вращается. Но не этому учит нас Господь.

Однажды приступили ко Христу «мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: “Чего ты хочешь?”. Она говорит Ему: “Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем”. Иисус сказал в ответ: “Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?”. Они говорят Ему: “Можем”. И говорит им: “Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим”. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: “Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бо льшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”». (Мф. 20: 20-28).

Ни эта женщина, ни апостолы не знали еще, что должен претерпеть Господь в земной жизни. Они, как и все тогдашние иудеи, представляли мессию как земного царя, который освободит их от ненавистного римского владычества, восстановит израильское царство, где даст евреям власть и привилегии.

Тщеславие прикровенное и явное

Тщеславие может быть страстью, смыслом жизни, а может быть мелким, бытовым, но это не значит, что оно не опасно, ведь и могучее дерево вырастает из маленького семечка, и «с голубого ручейка начинается» большая река.

Нередко на исповеди можно наблюдать такую картину. Приходит человек, ходивший в храм всю сознательную жизнь, и начинает вроде бы исповедоваться, а вроде бы и нет: «Да, я, конечно, грешен (как и все) тем-то, тем-то и тем-то. Словом, делом и помышлением, но это все так, по чистой случайности, по недоразумению, а вообще-то я примерный христианин, хожу в церковь, читаю Евангелие, делаю добрые дела». Притом такой человек, естественно, знает тот отрывок из Евангелия от Луки, который читается в церкви в Неделю о мытаре и фарисее, перед Великим постом. Фарисей говорит о себе: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 11-12), но к себе он эти евангельские слова, конечно, не относит. Или похожая ситуация: женщина, пожилая, на исповеди называет грех, например: «Раздражаюсь, гневлюсь», а потом со всеми подробностями описывает, как и кто ее к этому греху подтолкнул: «Ну, как тут не согрешишь, опять зять пришел выпивши, мусор не вынес, вот и поругались. А так я хорошая, да и вообще это не я, а он меня прогневал». Такая исповедь, конечно, никакой пользы не принесет. Ибо построена она на тщеславии. Человек боится даже у аналоя, перед священником показаться хоть чуть-чуть хуже, чем он про себя думает. Но перед Богом-то мы не покажемся чище, чем мы есть!

В таких ситуациях даже молодым батюшкам все ясно: человек находится в плену мелкого тщеславия, боится уронить свое имя (или, как сейчас модно говорить, имидж) благочестивого христианина или усердного прихожанина: не дай Бог сказать что-нибудь лишнее, что может бросить на него тень и изменить мнение о нем.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что одним из проявлений тщеславия является «стыд исповедовать грехи свои, сокрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство, самооправдание».

Почему святые отцы, подвижники, победившие, казалось бы, все страсти, видели свои грехи бесчисленные, как песок морской? Именно потому, что они побороли тщеславие и стяжали смирение. Им незачем было казаться в своих глазах и глазах других людей менее грешными, чем они есть. Приближаясь к Богу, они видели себя ничтожными перед величием Творца. Помните, как : кем он будет почитать себя, когда приблизится к императору Византийской империи? И тот ответил: «Почти бедняком». Чем ближе человек к Богу, тем объективнее он оценивает себя.

От тщеславия прикровенного, тайного перейдем к открытому. Тщеславие является очень мощным стимулом, помогающим людям добиться больших успехов. Посмотрим на так называемых «звезд», людей знаменитых, чья деятельность связана с искусством, шоу-бизнесом или спортом. Эти люди почти всегда служат идолу тщеславия. Они кладут на алтарь этого божества лучшие годы жизни, здоровье, семейное счастье, материнство. Все, что обычно для человека составляет огромную ценность, приносится в жертву тщеславию. Все ради одного: еще немного побыть на гребне славы, погреться в ее лучах. Известного оперного певца, который не так давно развелся с женой, спросили, что для него выше: семья или карьера, успех; он уверенно ответил, что ради роста в своей профессии принесет в жертву даже семью. Пение, музыка для него главное в жизни. Правильно говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где голосок - там и бесок». Бесок тщеславия.

А профессиональный спорт? Это же сплошное тщеславие. Детство, молодость, здоровье, все свободное время отдается для того, чтобы повесить на грудь позолоченный или посеребренный кружок из далеко не драгоценного металла. Усилия прилагаются нечеловеческие, организм работает на износ. Мне приходилось общаться с профессиональными спортсменами, почти каждая ночь для них - пытка, все тело, все старые травмы и переломы начинают болеть. Существует даже шутка: «Если у спортсмена с утра ничего не болит - значит, он уже умер». А сколько интриг, зависти и преступлений вокруг шоу-бизнеса, спорта и политики!

Если человек уже укоренился в страсти тщеславия, он не может жить без славы, жизнь теряет всякий смысл. Стареющие «звезды» используют любой скандал, даже сами их режиссируют и создают, чтобы еще хотя бы пару лет продержаться на вершине звездного олимпа. Хотя, казалось бы, уже все, что можно было, достигнуто, все награды, звания, регалии, богатства получены. Тщеславие - это наркотик, без него их жизнь невозможна. Тщеславие рука об руку ходит с завистью. Тщеславный не терпит конкуренции, соперничества. Он всегда первый и единственный. И если кто-то его в чем-то опережает, его начинает грызть черная зависть.

С человеком тщеславным, самовлюбленным, подверженным хвастовству, очень тяжело общаться. Ведь слово общение означает, что мы имеем с собеседником что-то общее , а тщеславного интересует только собственная персона. Его «эго», самолюбие превыше всего. Местоимение «я» и его падежные формы «у меня», «мне» занимают в его речи первое место. Это все, в лучшем случае, вызывает усмешки окружающих, а в худшем - раздражение, зависть и отчуждение. Наоборот, человек скромный, относящийся к себе с самоиронией, всегда приятный собеседник, у него много друзей, с ним приятно общаться. В разговоре он больше слушает, чем говорит, избегает многословия и никогда не выпячивает свое «я». Тщеславный, зараженный «звездной болезнью» человек рискует остаться один, ибо любит только себя и свое тщеславие.

Тщеславие может иметь не только грубые, прямые формы, но и рядиться в одежды смиренные, даже монашеские. Парадоксально, но тщеславный может даже совершать аскетические подвиги и гордиться своим «смирением». Питаемый тщеславием и врагом рода человеческого такой горе-монах может весьма преуспеть в своих «подвигах», но Господь обязательно смирит его. В Константинополе жили два брата, мирянина, они были весьма набожны и много постились. Один из них ушел в монастырь и стал иноком. Его навестил оставшийся в миру брат. Тут он увидел, что инок принимает пищу в обеденное время, и, соблазнившись, сказал ему: «Брат, в миру ты не вкушал пищу до заката солнца!». Монах ответил ему: «Это правда! Но в миру я насыщался через уши: пустые людские слова и похвала немало питали меня и облегчали труды подвижничества».

Когда мы затеваем какое-либо хорошее дело, нужно особенно быть настороже, чтобы не быть плененным тщеславием. Ведь очень часто, когда мы помогаем людям, нами в глубине души движет самолюбие и тщеславие, и, вроде бы совершив доброе дело, мы можем ожиданием суетной похвалы испортить весь труд. Трудящийся ради тщеславия и похвалы уже получает награду здесь, а значит, не получит ее из рук Творца. Иногда мы можем наблюдать, как легко и быстро идет дело, если нами движет тщеславие, и, наоборот, с каким скрипом и какими искушениями продвигается иной раз по-настоящему доброе дело, затеянное без тайного желания получить похвалу и самоудовлетворение. Если же мы в чем-либо преуспели, нужно почаще вспоминать слова пророка Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113: 9). И особенно полезно, если за труд нас не только не отблагодарят, но даже, наоборот, будут поносить. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Пей поношения как воду жизни». Вот такое дело, действительно, принесет пользу душе. А «за неблагодарных Бог благодарит», как говорил один мой хороший товарищ, ныне уже покойный.

Один святой отец сказал, что воздаяние бывает не добродетели, не труду ради нее, а рождающемуся от этого смирению.

Тщеславие святитель Феофан Затворник называет «домашним вором», оно подкрадывается незаметно и похищает у нас тот труд, которые мы затеяли ради Бога и ближнего, и награду за него. То же происходит, когда мы из хвастовства начинаем рассказывать про свои добрые дела другим людям, сами у себя похищая возможность получить награду от Господа за них. Тщеславие может похитить и молитвенные труды, если они совершаются без смирения.

Борьба со страстью

Как же бороться с этим хитрым змием, который исподволь пролезает в душу и похищает наши труды, сводя их на нет?

Как уже неоднократно говорилось, противопоставлением ему противоположной добродетели - смирения. Например, известно, что самолюбие, обидчивость есть порождение тщеславия. Человек, не терпящий критики, легко ранимый, мгновенно обижается и как бы говорит себе: «Как они смеют? Ведь я не такой, я хороший! Как они могут так говорить?». И хотя нам это и неприятно будет услышать, но скорее всего, наши обидчики, критики правы. Ну, пусть не на все 100%. Ведь со стороны виднее. Мы представляем себя всегда лучше, чем мы есть на самом деле, прощаем себе многое, чего не потерпели бы в других. Так что есть о чем задуматься. Обидчивого критика повергает в уныние, а для умного человека она является стимулом для роста. Критика вообще бодрит и не дает почивать на лаврах, понуждает к исправлению. Мы должны не только не обижаться, но поклониться в ноги обидчикам как нашим воспитателям, которые вовремя «дают нам по носу» и подрезают крылья нашему тщеславию.

Обиду, как и гнев, нужно гасить, когда она еще является маленьким угольком, искрой, пока пламя обиды не разгорелось. Если в костер не подкладывать поленьев, он потухнет. Если обиды не «солить», ее не лелеять, а постараться поскорее забыть (или просто изменить свое отношение к критике, то есть принять ее к сведению), обида быстро пройдет.

Люди духовные, подвижники не только не боятся поношений, но и с радостью принимают, как будто напрашиваются на них, тем самым скрывая свои подвиги.

У святителя Феофана также находим совет, как побеждать тщеславие смирением. Одной женщине он пишет: «Не присадиться в церкви хорошо. А придет тщеславие, нарочно присядьте, чтоб сказать помыслу, когда станет тщеславиться: сидела ведь и сама. Один отец, когда пришел помысл тщеславия, что много постится, вышел рано туда, где много народу бывает, сел и начал есть хлеб».

Итак, будем помнить, что начинается тщеславие с мелочей: кому-то похвастались добрым делом, где-то с радостью приняли похвалу и лесть. А там уже недалеко до того, чтобы страсть поселилась в нашей душе. Чтобы этого не произошло, будем отслеживать тщеславие в самом начале, относиться к своей персоне критично и почаще произносить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему».

  • свт.
  • свт.
  • свящ. Сергий Дергалев
  • прот. Сергий Филимонов
  • священник Павел Гумеров
  • прот.
  • прот.
  • Тщесла́вие - ярко выраженное (внутренне или внешне) стремление к земной славе, тщетной и бессмысленной с точки зрения Бога, бесполезной в отношении спасения и вечной жизни; страсть к земным почестям, почитанию.

    Является ли тщеславие формой психологической зависимости?

    По своему внутреннему характеру тщеславие является . Как и любая другая греховная страсть, тщеславие, развиваясь, настолько овладевает человеком, что фактически превращает его в своего пленника или раба.

    Тщеславный человек ищет славы почти что везде, где может найти; пораженный этим пороком, несчастный готов величаться едва ли не каждым своим, более или менее значимым, поступком.

    Тщеславные люди встречаются среди представителей различных социальных слоев, религиозных общин. Есть они и в христианской среде.

    Как ни удивительно, но достаточно часто тщеславные люди ищут повода для надменности и восхваления даже в том, что, казалось бы, совершено чуждо надменности и жажды похвалы, например, в .

    «Смиряясь» по форме, но не по существу, тщеславный находит для себя дополнительные поводы к самовозвеличиванию, к тщеславной самооценке, мол, ах, какой я смиренный, какой молодец! Особенно большое удовольствие ложно смиряющийся гордец испытывает тогда, когда на его «смирение» с восторгом обращают внимание окружающие его люди: ах, как он смиренно кланяется, как скромно одевается, как кротко и смиренно разговаривает с батюшкой, как смиренно бьёт себя в грудь!

    Нередко тщеславные люди публично называют себя первыми грешниками, самыми грешными из всех грешников, чем, опять же, выказывают напускное смирение и . В действительности же такого рода «смирение» и «раскаяние» являются наиболее изощрённой формой гордыни, мол, ай, какой я нелицемерный, ай, какой искренний и открытый, ай, какой молодец!

    Случается, что от «смирения» и «раскаяния» не остается и следа, как только обличение, даже и справедливое, высказывается со стороны посторонних людей. Слыша подобные обличения, тщеславный человек мгновенно забывает, что он - грешник из грешников, достойный наказания, и вместо добродушного согласия с обвинителем гневно отвечает ему, приблизительно так: на себя, убогий, посмотри! кто ты такой, чтобы указывать мне, как жить?

    Зараженный тщеславием человек болезненно реагирует на недостаток признания его личных заслуг, на дефицит . Он не просто стремится к земной, тщетной славе: на её поиски он расходует значительную часть своего личного времени, своих собственных сил. Стало быть, тщеславие есть не что иное как одна из форм нездоровой психологической зависимости.

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

    …В сегодняшнем Евангелии говорится нам о Закхее-мытаре; о человеке, который сумел победить самое, может быть, трудное и самое постоянное искушение нашей жизни, а именно – тщеславие. И через это, повергши себя на суд Божий и презрев мнение и суд человеческий, он стал способным быть чадом Царства Божия. Гордыня – это утверждение, что мы самодостаточны, что нам не нужен ни Творец, ни Промыслитель, ни Судья, ни Бог, ни человек. Это утверждение, что мы сами себе – закон, начало и конец. Но в тщеславии, как говорит , мы делаемся наглыми перед Богом и трусливыми перед людьми; потому что тщеславный человек, это человек, который ищет одобрения от людей, который предает себя человеческому суду, забывая о том, что над ним – суд Божий, суд вечной правды.

    Тщеславный человек – это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди; это человек, который готов купить их одобрение любой ценой: стать недостойным себя самого, стать недостойным Бога, лишь бы его не отвергли, лишь бы его не осудили, не осмеяли, лишь бы его похвалили. И похвалу эту тщеславный человек ищет не в самом великом, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом низменном, самом ничтожном, чем он может купить человеческое одобрение или отвести от себя человеческий суд. И что еще хуже, этот суд добрый, это одобрение, эту поддержку он ищет от людей, которых он сам презирает в тайне своей души, от людей, которые часто в его собственных глазах не имеют никакого права произнести над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было суд, потому что их мерки слишком низменны, слишком ничтожны. И через тщеславие человек мельчает, унижается, делается недостойным собственного своего уважения; и одновременно он отстраняет Божий суд: потому что Божий суд требует от него величия, требует от него, чтобы он никогда себя не продавал человеческому суду. Этот соблазн тщеславия для каждого из нас, в каждое мгновение, является опасностью; он прилепляется к добру и ко злу. И через то, что хорошее в нас, и через то, что презренно в нас, мы ищем человеческого одобрения, мы ищем купить доброе отношение людей, и поэтому не только зло, но и добро отравляются этим тщеславием.

    Дата: 2014-04-16

    Здравствуйте читатели сайта .

    В этой статье рассмотрим такой человеческий порог, как тщеславие. Что такое тщеславие? Почему люди бывают тщеславными? И можно ли избавиться от тщеславия? Об этих вопросах поговорим в этой статье. Итак, давайте начнем с первого вопроса.

    Тщеславие что это?

    Тщеславие образуется из двух слов: тщетный и слава. Тщеславие это стремление человека хорошо выглядеть перед окружающими, желание показать свое превосходство, самоутвердиться и так далее. Выражаясь простым языком тщеславие это стремление к славе. Тщеславие входит в число восьми грехов. Тщеславие очень близко к и . Многие люди имеют сильное желание занять весьма высокую позицию в обществе. Такое желание всего скорое врожденное и заложено в нас на генетическом уровне.

    Тщеславие это как звездная болезнь. Стремление выделиться не является чем-то ужасным. Когда человек стремится выделиться из стада, это означает, что он наделен лидерскими качествами. Но речь в этой статье не о лидерстве, а о тщеславии. В толковом словаре великого Владимира Ивановича Даля термин тщеславие определяется как свойство человека, которое выражается в жадном поиске мирской славы, стремлении к почету, похвалам, в потребности признания окружающими его мнимых достоинств, и склонности совершать добрые дела ради похвалы. Многие тщеславные люди даже готовы выслушивать .

    Тщеславие хорошо тем, что благодаря вожделению и , подталкивает человека к развитию и росту. Вчера я писал статью про , в которой тоже твердил, что это ни есть плохо, когда для человека что-то имеет сильное значение. Человеком что-то должно двигать, и пускай это даже будет тщеславие. Главное, чтобы он действовал, а не сидел на диване в ожидании чуда.

    Тщеславный человек чувствует постоянный внутренний дискомфорт и неудовлетворенность. Тщеславие это как наркотик, который убивает человека изнутри, отравляет его душу и не дает спокойно существовать. Это можно сравнить с голодом или коллапсом.

    Само тщеславие плохо для самого человека. Вечное желание быть в центре внимания часто заставляет человека вести себя необдуманно, тем самым отдаляя себя от своей цели. Тщеславный человек готов унижать других людей, лишь бы доказать свое величие и превосходство. В итоге он остается одним. Никто его не признает, не любит и не уважает. Добиться признания можно только противоположным путем.

    Как распознать тщеславного человека? Обычно, тщеславный человек стремится к похвале. Как я уже сказал выше, он готов и лесть выслушивать. Он будет стараться делать все, чтобы эту похвалу заслужить, а иначе он будет ходить, как обшарпанный. Например, супруг (супруга) перед другими людьми ведет себя по отношению к своей второй половинке совершенно иначе, чем наедине, когда он (она) может позволить себе грубость и хамство.

    Другой признак, это когда человек ожидает одобрения от его выбора. Например, парень познакомил свою девушку со своими родственниками, и теперь он ждет от них похвалы и одобрения. И если он получает похвалу, то он готов вступить в брак, а если нет, то он бросит девушку. В этом случае речь о любви не идет, так как ее вообще нет.

    Но можно ли избавиться от тщеславия? На самом деле ото всего можно избавиться. Есть похожий термин тщеславию. Это честолюбие. Честолюбие трактуется как стремление к почестям, славе и высокому положению в обществе. Проще говоря, это стремление делать некоторые вещи лучше других, быть номером один. Это желание . Есть ли разница между тщеславием и честолюбием? Есть. Тщеславие – тщетная власть. Это почивание на лаврах. Честолюбие – честь любить. Все успешные люди безусловно честолюбивые. Они получают удовольствие от процесса . И чтобы избавиться от тщеславия, его нужно заменить на честолюбие. Стремление быть номером один это не так уж и плохо. Это здорово. Успешный честолюбивый человек заслуженно получает признание и уважение.

    ТЩЕСЛАВИЕ, -я, ср. Высокомерное стремление к славе, к почитанию. Одержим тщеславием кто-н.


    Смотреть значение ТЩЕСЛАВИЕ в других словарях

    Тщеславие — Безграничное, безмерное, бесконечное, бесцеремонное, большое, вздорное, вредное, гипертрофированное, глупое, грошовое, детское, дешевое, дикое (разг.), излишнее, легкомысленное,........
    Словарь эпитетов

    Тщеславие Ср. — 1. Неоправданное высокомерие, кичливость, желание быть предметом почитания.
    Толковый словарь Ефремовой

    Тщеславие — тщеславия, мн. нет, ср. (книжн.). Пустое высокомерие, кичливость, желание быть предметом славы, почитания. Непомерное тщеславие.
    Толковый словарь Ушакова

    Тщеславие — -я; ср. Стремление к славе, почестям, почитанию. Делать что-л. из тщеславия. Т. - его характерная черта. Чувство тщеславия. Польстить чьему-л. тщеславию. Тщеславия у него хоть отбавляй.
    Толковый словарь Кузнецова

    Тщеславие — Это слово, имеющее значение "стремление к славе", образовано в старославянском языке по методу кальки с греческого, где kenodoxia образовано путем сложения kenos – "пустой, напрасный" и doxa – "слава".
    Этимологический словарь Крылова

    Тщеславие — , когда оно чрезмерно, в своих интересах лишает человека удовольствия от всякой деятельности. Таким образом, тщеславие неизбежно приводит к безразличию и скуке. Его........
    Философский словарь

    Бывает так, что тщеславия является двигателем многих достижений в жизни и даже иногда может запустить весьма полезные для жизни начинания. Например, благодаря честолюбивым посылам человек может начать учиться, осваивать профессию, защищать диссертации и т.д.


    Однако есть в тщеславии несколько моментов, которые не позволяют позитивно о нем отзываться, несмотря даже на некоторые плюсы. Если человек делает что-то движимый тщеславием, то он старается в первую очередь для себя, все достижения нужны не как самоцель, а как средство. Чтобы гордиться собой, выделить себя среди окружающих, получить призвание. А значит само дело, затеянное с таким посылом, будет в лучшем случае бесполезным (ведь нет цели, чтобы принести кому-либо пользу) или даже вредным.


    Далеко ходить не надо, пример Второй мировой войны показывает, как жажда превосходства может иметь разрушительные последствия. Но это пример глобальный, а каждый отдельный человек, имеющий тщеславие, по-разному реализуется в окружающем мире.


    В этом смысле человек, скорее, бесполезен для общества, у него просто другая цель. Если он и делает что-то полезное, то, в конце концов, оборачивает это в свою личную пользу.


    Однако также можно сказать, что тщеславный человек бесполезен и для себя самого. Увы, тщеславие, желание выделить себя и гордиться собой не приносит искренней любви окружающих. Люди могут восхищаться, максимум завидовать такому человеку, но живой эмоциональный отклик тщеславный человек снискать не в состоянии, поскольку его посыл не касается этой сферы изначально. В итоге наш гордец может получить вожделенные преимущества, успех, но не больше.

    Как маскируется тщеславие

    Далеко не каждый человек при всем своем стремлении достигает славы, известности и успеха. Таких . Гораздо больше тех, кто мечтает об этом, чаще всего даже не отдавая себе в этом отчет, но в реальной жизни не достигают задуманного.


    Вот тогда у человека появляется противоположность тщеславия – чувство ущемленности. Появляется ощущение, что окружающие не оценили, что можно было бы достичь большего в жизни и чувство неудовлетворенности. Обычно такой человек часто мечтает, вот если бы сложилось по-другому, если бы мне повезло, я бы… И иногда чувство ущемленностью становится постоянным эмоциональным фоном. Что это, как не обратная сторона тщеславия? Ведь если бы не оно, то откуда бы взялось чувство ущемленности, не было бы планки, по отношению к которой она бы возникла.


    Так что реально тщеславных людей намного больше, чем кажется на первый взгляд.

    Как выйти за границы тщеславия

    Многих людей, мечтавших об известности и успехе в жизни, вполне удовлетворяет их судьба. Они добились, если не всего, о чем мечтали, то, по крайней мере, части желаемого, и не хотят ничего менять в своей жизни. На что, конечно, имеют полное право.


    А как быть тем, кто понял, что в тщеславии есть свои минусы, возможно, пресытился, хочет выйти за его рамки и устанавливать другие отношения с людьми? Ведь есть и другие варианты взаимодействия с окружающими, основанные на большем уважении, искреннем участии и получения глубокого подлинного удовлетворения от своей деятельности.


    К сожалению, здесь невозможно дать конкретный и однозначный совет. У каждого свой путь получения опыта в этом мире. Можно описать лишь общие направления, в которых меняется мышление человека. Во-первых, начинают признаваться не только собственная ценность и важность, но и также то, что любой человек также ценнен и важен. И второе, смещается акцент со своей личной выгоды, достижений и успеха на ту пользу, которую реально возможно принести окружающим.


    Если мировоззрение человека меняется в этих направлениях, то тщеславие закономерно уменьшается.