Что такое консул. Консул – это значимый пост в сфере международных отношений

- (лат. consul) - должностное лицо, назначенное в качествепостоянного представителя в каком-либо городе или районе другогогосударств... и еще 1 определение Энциклопедический словарь

Консул

- М. лат. в республиках, первое правительственое лицо; | род поверенного от правительства, в торговом городе иной державы. Консульша... Словарь Даля

Консул

- Pублевая купюpа. Словарь воровского жаргона

Консул

- Должностное лицо дипломатического ведомства, защищающее интересы своего государства и его граждан перед местными властями в каком-... и еще 1 определение Словарь Ожегова

Консул

- (лат. consul) - Г) в Древнем Риме в период республики - титул двух выборных высших должностных лиц; В эпоху империи К. - только... и еще 1 определение Политический словарь

консул

- В античности - высшее должностное лицо римской республики; в настоящее время данным термином обозначается представитель, которо... Энциклопедия Кольера

КОНСУЛ

- А, м., одуш 1. ист. В Др. Риме: один из титулов высших должностных лиц, а также лицо, имевшее этот титул.. Словарь иностранных слов

консул

- К"ОНСУЛ, консула, ·муж. (·лат. consul). 1. Уполномоченный от государства в городе какого-нибудь другого государст... Толковый словарь Ушакова

В настоящее время так называются официальные представители, назначаемые правительством одной страны в города (особенно портовые) другой, для охраны и защиты там экономических, правовых, культурных и прочих интересов назначившего их государства, а также интересов граждан и юридических лиц этого государства. К. бывают: 1) штатными, состоящими на государственной службе своей страны, и 2) нештатными, или почетными. Штатные К. делятся на следующие ранги: 1) генеральные консулы, 2) консулы, 3) вице-консулы, 4) консульские агенты. К. не пользуются дипломатическим иммунитетом, а лишь некоторыми привилегиями и льготами, признанными за ними в силу международных обычаев, соответствующих соглашений и внутреннего законодательства страны пребывания. Их переписка, дела и архивы являются неприкосновенными. В некоторых консульских соглашениях оговорено, что местные власти не вправе проникать в квартиры и служебные помещения К. без согласия последнего. К. не подсудны местной юрисдикции в отношении своей служебной деятельности (должностные преступления). Как правило, они могут быть арестованы и подвергнуты лишению свободы не иначе, как по вступившему в законную силу приговору суда, а в порядке меры пресечения - по постановлению надлежащих судебно-следственных органов и лишь в случае тяжелого характера преступления (согласно "Положению о дипломатических и консульских представителях иностранных государств на территории СССР" от 14. I 1927 - только в случае возбуждения против К. преследования за деяния, подсудные Верховному суду СССР, Верховным судам союзных республик и военным трибуналам). Иногда в консульских соглашениях прямо перечисляются категории этих преступлений. На практике случаи арестов и осуждения К. крайне редки, т. к. правительства, не желая осложнять взаимных отношений, предпочитают ограничиваться высылкой К. К. освобождаются от всяких повинностей, постоев, реквизиций и т. п., а также от прямых налогов, за исключением налогов на лично принадлежащую им недвижимую, промышленную или торговую собственность, налогов на наследство, а также на доходы, извлекаемые в стране пребывания и не имеющие отношения к их служебной деятельности (напр., торговое или промышленное предприятие). Обычно в порядке любезности при первом въезде в страну должностного пребывания вещи К. пропускаются таможней беспошлинно. К. имеют право беспрепятственно сноситься с дипломатическими представителями своего государства в стране пребывания посредством почты, открытых и шифрованных телеграмм, вывешивать на своем служебном помещении щит с гербом своего государства и поднимать над этим помещением флаг своего государства. С центральными властями страны пребывания К. сносятся лишь через своего дипломатического представителя. К. может быть облечен дипломатическими функциями в тех случаях, когда в данной стране нет дипломатического представителя его государства. При назначении К. обычно запрашивается не агреман (см.), а лишь виза на въезд. Однако в ряде стран существует иная практика. В частности в советско-германском консульском договоре от 12. X 1925 было предусмотрено предварительное согласие на назначение К., испрашиваемое дипломатическим путем. По прибытии к месту службы К. вручает через свое дипломатическое представительство ведомству иностранных дел страны пребывания свой консульский патент (см.). Официально он может приступить к своим обязанностям лишь по получении от этого ведомства экзекватуры (см.). Однако на практике в случае задержки выдачи экзекватуры К. обычно дается предварительное разрешение начать свою деятельность. Правительство страны пребывания вправе в любой момент аннулировать выданную им экзекватуру. Обычно это должно сопровождаться указанием мотивов такого акта. Аннулирование экзекватуры означает прекращение деятельности К. В основном функции К. сводятся к следующему: 1) покровительство и содействие экономической деятельности и в первую очередь торговле и навигации государства, назначившего К., и граждан этого государства. В отношении навигации имеется в виду контроль флага, выдача санитарных патентов, поддержка порядка на борту коммерческих судов, находящихся в порту пребывания К., возвращение на суда моряков-дезертиров, репатриация членов экипажа, принятие надлежащих мер при авариях и кораблекрушениях, контроль над судовыми документами, содействие погрузочно-разгрузочным операциям и снабжению судна и т. п. К. оказывает необходимое содействие и военно-морским судам своего государства, заходящим в порт пребывания К.; 2) выдача паспортов своим согражданам, выдача виз на въезд в государство, назначившее К., репатриация бедствующих сограждан, учет военнообязанных своего государства и другие административные функции; 3) ведение актов гражданского состояния: регистрация рождения и смерти, заключение гражданских браков между своими согражданами, если это допускается законодательством страны пребывания или специальным соглашением между обоими государствами; 4) опока и попечение над гражданами своей страны; 5) выполнение нотариальных функций: совершение и свидетельствование юридических сделок, независимо от гражданства заключающих их лиц, если они относятся к объектам, находящимся в стране, назначившей К., свидетельствование и заверение документов, предназначенных для предъявления в указанной стране, заключение и свидетельствование сделок между согражданами К., если даже их объекты находятся в стране пребывания, в рамках, допускаемых местным законодательством или соответствующим соглашением, составление, заверение и хранение завещательных актов своих сограждан и т. п.; 6) охрана и защита интересов и прав своих сограждан и в частности наблюдение за тем, чтобы по отношению к ним выполнялись все условия существующих соглашений и справедливо применялись, без всякой дискриминации, положения местных законов. При нарушении соответствующих прав своих сограждан К. могут обращаться в надлежащие судебные и административные органы своего консульского округа и заявлять последним протесты. В той мере, в коей это допускается процессуальным положением страны пребывания, К. могут посещать в местах заключения своих арестованных сограждан; 7) осведомление своего правительства о политическом, экономическом, культурном, санитарном, административном положении своего консульского округа, о текущих событиях, об изменениях законодательства и административных правил и т. п. ; 8) наблюдение в военное время, при нейтралитете страны пребывания, за выполнением обязанностей, налагаемых этим нейтралитетом. Свои функции К. выполняет в пределах своего консульского округа. В "Консульском уставе" СССР цели консульских учреждений СССР определяются как защита экономических и правовых интересов СССР и союзных республик, а также юридических лиц и граждан СССР. Там же подробно излагаются все обязанности и функции советских К. как в отношении находящихся за границей советских граждан (защита правовых интересов, нотариальные функции, функции по опеке и попечительству, административные функции, ведение актов гражданского состояния, третейское разбирательство, учет военнообязанных, содействие командированным в выполнении ими своей миссии, помощь согражданам, находящимся в бедственном положении, выдача паспортов и виз, содействие культурно-просветительным начинаниям среди своих сограждан, защита прав подвергающихся судебному преследованию, наблюдение за условиями содержания заключенных и т. п.), так и в отношении судов военного, торгового и воздушного флота. Функции К. заканчиваются: 1) с его смертью, 2) отставкой, 3) отозванием, 4) аннулированием экзекватуры, 5) при разрыве отношений или наступлении состояния войны между обоими государствами. К. генеральный - высший ранг. К. генеральный возглавляет консульское учреждение, именуемое генеральным консульством. К. генеральные назначаются в наиболее крупные города и порты, в наиболее важные административные центры страны пребывания, где у посылающего К. государства имеются значительные интересы. В одну и ту же страну может быть назначено несколько генеральных К. Различие между ними и консулами других классов имеет иерархическое, но не юридическое значение. В консульском корпусе генеральному К. принадлежит старшинство перед главами консульских учреждений других разрядов. В некоторых случаях правительства аккредитовывали в вассальные, полусуверенные, а иногда и небольшие независимые страны своих представителей с титулом: "агент и генеральный консул" или "комиссар и генеральный консул". Такие К. фактически являлись дипломатическими агентами "пятого класса", не предусмотренного Венским регламентом (напр., русский "чрезвычайный посланник и генеральный консул" в Египте до 1914, генеральный консул СССР в Хиджазе до 1932). В настоящее время эта практика выходит из употребления. К. почетный (торговый, нештатный) - лицо, выполняющее консульские функции, но не состоящее на государственной службе назначившей его страны. Почетными К. являются обычно граждане страны пребывания из числа купцов, промышленников, рантье и т. п. Не состоя на жаловании, они продолжают заниматься своей основной профессией и иногда получают определенный процент с консульских поступлений. Почетные К. обычно подчинены одному из штатных консулов. Поскольку они не состоят на штатной службе и не являются гражданами назначившего их государства, последнее не может отвечать за их действия. Они не пользуются теми же льготами и привилегиями, которые имеют штатные консулы. Однако им разрешается вывешивать на своих служебных помещениях герб и флаг назначившего их государства. СССР не назначает и, как правило, не принимает почетных К.

1) в Древнем Риме два высших должностных лица, избиравшихся на один год. Обладали высшей гражданской и военной властью. В эпоху империи утратили реальное значение; звание К. превратилось в почетный титул (число К. увеличилось); 2) во Франции в период после переворота 18 брюмера 8 года Республики (9 ноября 1799 г.) до установления империи (1804 г.) - титул трех лиц, облеченных неограниченной исполнительной властью.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНСУЛ

лат. consul) - один из основных субъектов консульского права, должностное лицо одного государства, назначенное в какой-либо район (округ) другого (иностранного) государства с определенно выраженного согласия последнего для: защиты интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан; содействия развитию политических, экономических, научных, культурных и прочих связей между представляемым и принимающим государствами; наблюдения и информации об экономическом положении и социально-политических процессах в районе своего пребывания.

Институт К. сложился в процессе весьма продолжительного исторического развития межгосударственных отношений, которые порождались международной торговлей, мореплаванием, другими видами межнациональных контактов и связанной с этим миграцией населения. Так, уже в Древних Афинах и других городах-государствах (политиях) Эллады существовал институт проксении, когда полноправный гражданин добровольно принимал на себя миссию представительства интересов иностранцев в судебных и иных властных инстанциях своего государства; аналогичными в Древнем Риме были институты хоспициума (гостеприимства) и патроната (покровительства). Однако вид, близкий к современному, институт К. стал принимать в период, когда развернулась колониальная экспансия развитых европейских держав в странах Азии. Америки, Африки, Дальнего Востока (XVI- XVII вв.). В это время функция защиты интересов иностранцев возлагалась на лиц, избиравшихся купеческими общинами, объединениями мореплавателей и т.д. из числа соотечественников (реже - местных граждан), прочно укоренившихся в этой стране и обладавших достаточными материальными возможностями, знанием местных условий и авторитетом. Еще позднее (XVIII- XIX вв.) К. становятся штатными должностными лицами представляемого ими (аккредитующего их) государства. Особым статусом обладали К. европейских государств в полуколониальных странах, включавшим полную экстерриториальность и административно-судебные полномочия в отношении своих сограждан. Первый русский К. был назначен в Амстердам в 1707 г.

В настоящее время правовую основу деятельности К. образуют положения двух- и многосторонних международных договоров, а также применимые к этой сфере внутригосударственные законы и подзаконные нормативные акты (см. Консульское право). Порядок установления консульских связей и создания консульских учреждений определяется в основном на базе специально заключаемых на этот счет двусторонних соглашений, хотя в некоторых случаях договоренность об этом может быть достигнута при установлении дипломатических отношений между соответствующими государствами. Особый характер миссии К., отличающейся от миссии дипломатического представительства, не исключает возможности назначения этого должностного лица и в страну, с которой дипломатические отношения еще не установлены.

Назначение К. на пост главы консульского представительства, которые по своему классу подразделяются на генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства, производится ведомством иностранных дел, чему предшествует согласование кандидатуры будущего К. аккредитующим государством с государством его пребывания, осуществляемое по дипломатическим каналам. По согласовании предложенной кандидатуры ведомству иностранных дел государства пребывания направляется консульский патент или подобный ему документ, в котором называются полное имя и фамилия К., его гражданство, служебное звание (ранг), занимаемая должность (генеральный К., К., вице-К. и консульский агент), консульский округ и местонахождение консульства. Консульский патент может выдаваться главой государства, главой правительства направляющей страны или министром иностранных дел. В свою очередь государство пребывания выдает вновь назначенному К. особое разрешение на реализацию консульских функций, именуемое экзекватурой, либо временное согласие на этот счет. Отказ в выдаче экзекватуры не требует объяснения мотивов со стороны принимающего государства.

Моментом вступления К. в должность считается дата выдачи ему консульской экзекватуры либо дата прибытия в страну пребывания. В зависимости от этого, а также с учетом служебного звания К. определяется его положение (старшинство) в иерархии членов консульского корпуса.

Изменить местонахождение консульства, его класс, консульский округ, а также ранг самого К. можно, только возобновив процедуру представления консульского патента. Наоборот, временное возложение функций К. на должностное лицо этого же или другого консульского или дипломатического представительства в этом государстве (что может иметь место, например, в случае временного убытия К.) осуществляется по упрощенной процедуре, которая, тем не менее, предусматривает извещение ведомства иностранных дел государства пребывания К.

Государство пребывания может в любое время, не будучи обязанным мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее (представляемое) государство о том, что экзекватура, данная главе консульского учреждения, взята обратно или что К. объявляется нежелательным лицом (персоной нон грата). В этом случае представляемое государство должно незамедлительно отозвать К., так как, если в течение разумного срока этого сделано не будет, государство пребывания имеет право отказаться признавать его в качестве должностного лица и, более того, подвергнуть его процедуре дисмисла, т.е. объявить частным лицом.

Помимо отзыва и аннулирования экзекватуры окончание миссии К. возможно в случаях истечения срока консульского патента, закрытия консульского учреждения в данном консульском округе, прекращения консульских отношений между двумя государствами, возникновения между ними войны, смерти К., выхода территории, где расположен данный консульский округ, из-под суверенитета государства пребывания.

Функции К., близкие по своему содержанию функциям дипломатических агентов и дипломатических представительств, дополняются обширным перечнем собственно консульских функций в их традиционном понимании. Таковыми являются: а) выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства, виз или соответствующих им документов лицам, желающим направиться в его пределы; б) оказание помощи и содействия соотечественникам и юридическим лицам той же национальности; в) исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера; г) охрана интересов граждан (физических и юридических лиц) представляемого государства в случае возникновения правопреемства по причине смерти на территории государства пребывания; д) охрана интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства; е) представительство или обеспечение такового в отношении соотечественников в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получить распоряжения о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если сами граждане этого сделать не могут; ж) передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или же поручений по снятию показаний для судов представляемого государства; з) выполнение других функций, предусмотренных Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г., а также возложенных на К. и консульское учреждение представляемым государством, если эти последние допускаются принимающим государством. При выполнении своих функций К. должен действовать в рамках законов и правил принимающего государства.

Указанный перечень может быть дополнен национальным законодательством, в частности, в РФ К. наделен также следующими правомочиями: вести учет (в том числе воинский) постоянно проживающих и временно находящихся в его консульском округе соотечественников; продлевать, погашать или аннулировать паспорта граждан РФ и визы на въезд, выезд и транзитный проезд через ее территорию, принимать заявления по вопросам гражданства РФ; производить консульскую легализацию.

Международное право допускает возможность при особых обстоятельствах и при условии соблюдения соответствующих процедур исполнения К. консульских функций как за пределами своего консульского округа, так и в третьем государстве либо от его имени в государстве своего пребывания.

Консульские функции осуществляются К. на платной основе (см. Консульские сборы). Для обеспечения эффективности миссии К. и возглавляемого им консульского учреждения, облегчения их работы международное право и применимое национальное законодательство наделяет их преимуществами, привилегиями и иммунитетами. Принимающее государство должно проявлять к К. и всему персоналу консульского представительства должное уважение, создавая нормальные условия для работы, а также принимать все необходимые меры по предупреждению посягательств на личность, свободу и достоинство консульских должностных лиц (см. также Консульские привилегии, Консульский иммунитет).

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНСУЛ - В настоящее время так называются официальные представители, назначаемые правительством одной страны в города (особенно портовые) другой, для охраны и защиты там экономических, правовых, культурных и прочих интересов назначившего их государства, а также интересов граждан и юридических лиц этого государства.

Консулы бывают: 1) штатными, состоящими на государственной службе своей страны, и 2) нештатными, или почётными. Штатные консулы делятся на следующие ранги: 1) генеральные консулы, 2) консулы, 3) вице-консулы, 4) консульские агенты.

Консулы не пользуются дипломатическим иммунитетом, а лишь некоторыми привилегиями и льготами, признанными за ними в силу международных обычаев, соответствующих соглашений и внутреннего законодательства страны пребывания. Их переписка, дела и архивы являются неприкосновенными. В некоторых консульских соглашениях оговорено, что местные власти не вправе проникать в квартиры и служебные помещения консула без согласия последнего. Консулы не подсудны местной юрисдикции в отношении своей служебной деятельности (должностные преступления). Как правило, они могут быть арестованы и подвергнуты лишению свободы не иначе, как по вступившему в законную силу приговору суда, а в порядке меры пресечения - по постановлению надлежащих судебно-следственных органов и лишь в случае тяжёлого характера преступления (согласно "Положению о дипломатических и консульских представителях иностранных государств на территории СССР" от 14. I 1927 года - только в случае возбуждения против К. преследования за деяния, подсудные Верховному суду СССР, Верховным судам союзных республик и военным трибуналам). Иногда в консульских соглашениях прямо перечисляются категории этих преступлений. На практике случаи арестов и осуждения консулов крайне редки, так как правительства, не желая осложнять взаимных отношений, предпочитают ограничиваться высылкой консула.

Консулы освобождаются от всяких повинностей, постоев, реквизиций и т. п., а также от прямых налогов, за исключением налогов на лично принадлежащую им недвижимую, промышленную или торговую собственность, налогов на наследство, а также на доходы, извлекаемые в стране пребывания и не имеющие отношения к их служебной деятельности (например, торговое или промышленное предприятие). Обычно в порядке любезности при первом въезде в страну должностного пребывания вещи консула пропускаются таможней беспошлинно.

Консулы имеют право беспрепятственно сноситься с дипломатическими представителями своего государства в стране пребывания посредством почты, открытых и шифрованных телеграмм, вывешивать на своём служебном помещении щит с гербом своего государства и поднимать над этим помещением флаг своего государства. С центральными властями страны пребывания К. сносятся лишь через своего дипломатического представителя. Консул может быть облечён дипломатическими функциями в тех случаях, когда в данной стране нет дипломатического представителя его государства.

При назначении консула обычно запрашивается не агреман (...), а лишь виза на въезд. Однако в ряде стран существует иная практика. В частности в советско-германском консульском договоре от 12. X 1925 года было предусмотрено предварительное согласие на назначение консула, испрашиваемое дипломатическим путём. По прибытии к месту службы консул вручает через своё дипломатическое представительство ведомству иностранных дел страны пребывания свой консульский патент (...). Официально он может приступить к своим обязанностям лишь по получении от этого ведомства экзекватуры (...). Однако на практике в случае задержки выдачи экзекватуры консулу обычно даётся предварительное разрешение начать свою деятельность. Правительство страны пребывания вправе в любой момент аннулировать выданную им экзекватуру. Обычно это должно сопровождаться указанием мотивов такого акта. Аннулирование экзекватуры означает прекращение деятельности консула.

В основном функции консула сводятся к следующему: 1) покровительство и содействие экономической деятельности и в первую очередь торговле и навигации государства, назначившего консула, и граждан этого государства. В отношении навигации имеется в виду контроль флага, выдача санитарных патентов, поддержка порядка на борту коммерческих судов, находящихся в порту пребывания консула, возвращение на суда моряков-дезертиров, репатриация членов экипажа, принятие надлежащих мер при авариях и кораблекрушениях, контроль над судовыми документами, содействие погрузочно-разгрузочным операциям и снабжению судна и т. п. Консул оказывает необходимое содействие и военно-морским судам своего государства, заходящим в порт пребывания консула; 2) выдача паспортов своим согражданам, выдача виз на въезд в государство, назначившее консула, репатриация бедствующих сограждан, учёт военнообязанных своего государства и другие административные функции; 3) ведение актов гражданского состояния: регистрация рождения и смерти, заключение гражданских браков между своими согражданами, если это допускается законодательством страны пребывания или специальным соглашением между обоими государствами; 4) опока и попечение над гражданами своей страны; 5) выполнение нотариальных функций: совершение и свидетельствование юридических сделок, независимо от гражданства заключающих их лиц, если они относятся к объектам, находящимся в стране, назначившей консула, свидетельствование и заверение документов, предназначенных для предъявления в указанной стране, заключение и свидетельствование сделок между согражданами консула, если даже их объекты находятся в стране пребывания, в рамках, допускаемых местным законодательством или соответствующим соглашением, составление, заверение и хранение завещательных актов своих сограждан и т. п.; 6) охрана и защита интересов и прав своих сограждан и в частности наблюдение за тем, чтобы по отношению к ним выполнялись все условия существующих соглашений и справедливо применялись, без всякой дискриминации, положения местных законов. При нарушении соответствующих прав своих сограждан консулы могут обращаться в надлежащие судебные и административные органы своего консульского округа и заявлять последним протесты. В той мере, в коей это допускается процессуальным положением страны пребывания, консулы могут посещать в местах заключения своих арестованных сограждан; 7) осведомление своего правительства о политическом, экономическом, культурном, санитарном, административном положении своего консульского округа, о текущих событиях, об изменениях законодательства и административных правил и т. п. ; 8) наблюдение в военное время, при нейтралитете страны пребывания, за выполнением обязанностей, налагаемых этим нейтралитетом. Свои функции консул выполняет в пределах своего консульского округа.

В "Консульском уставе" СССР цели консульских учреждений СССР определяются как защита экономических и правовых интересов СССР и союзных республик, а также юридических лиц и граждан СССР. Там же подробно излагаются все обязанности и функции советских консулов, как в отношении находящихся за границей советских граждан (защита правовых интересов, нотариальные функции, функции по опеке и попечительству, административные функции, ведение актов гражданского состояния, третейское разбирательство, учёт военнообязанных, содействие командированным в выполнении ими своей миссии, помощь согражданам, находящимся в бедственном положении, выдача паспортов и виз, содействие культурно-просветительным начинаниям среди своих сограждан, защита прав подвергающихся судебному преследованию, наблюдение за условиями содержания заключённых и т. п.), так и в отношении судов военного, торгового и воздушного флота.

Функции консула заканчиваются: 1) с его смертью, 2) отставкой, 3) отозванием, 4) аннулированием экзекватуры, 5) при разрыве отношений или наступлении состояния войны между обоими государствами.

Консул генеральный - высший ранг . Консул генеральный возглавляет консульское учреждение, именуемое генеральным консульством. Консулы генеральные назначаются в наиболее крупные города и порты, в наиболее важные административные центры страны пребывания, где у посылающего консула государства имеются значительные интересы. В одну и ту же страну может быть назначено несколько генеральных консулов. Различие между ними и консулами других классов имеет иерархическое, но не юридическое значение. В консульском корпусе генеральному консулу принадлежит старшинство перед главами консульских учреждений других разрядов.

В некоторых случаях правительства аккредитовывали в вассальные, полусуверенные, а иногда и небольшие независимые страны своих представителей с титулом: "агент и генеральный консул" или "комиссар и генеральный консул". Такие консулы фактически являлись дипломатическими агентами "пятого класса", не предусмотренного Венским регламентом (например, русский "чрезвычайный посланник и генеральный консул" в Египте до 1914 года, генеральный консул СССР в Хиджазе до 1932 года). В настоящее время эта практика выходит из употребления.

Консул почётный (торговый, нештатный) - лицо, выполняющее консульские функции, но не состоящее на государственной службе назначившей его страны. Почётными консулами являются обычно граждане страны пребывания из числа купцов, промышленников, рантье и т. п. Не состоя на жаловании, они продолжают заниматься своей основной профессией и иногда получают определённый процент с консульских поступлений. Почётные консулы обычно подчинены одному из штатных консулов. Поскольку они не состоят на штатной службе и не являются гражданами назначившего их государства, последнее не может отвечать за их действия. Они не пользуются теми же льготами и привилегиями, которые имеют штатные консулы. Однако им разрешается вывешивать на своих служебных помещениях герб и флаг назначившего их государства. СССР не назначает и, как правило, не принимает почётных консулов.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.