Что такое государство презентация. Что такое государство

Государство

Понятие «государство» было впервые введено Н. Макиавелли. Оно обозначало у него политическое состояние общества. Государство – основной политический институт общества, осуществляющий управление им и охрану его социально-экономической структуры.

Н. Макиавелли (1469 – 1527) – итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в труде «Государь», опубликованном в 1532 г.

Основные признаки государства Власть (органы управления и органы подавления) Территория (с населением) Закон (право) Суверенитет (внешний – независимость, внутренний – верховенство власти) Налоги (социальные сборы)

Основные функции (задачи государства) Внешние Участие в решении глобальных проблем Обеспечение национальной безопасности Развитие взаимовыгодного сотрудничества Отстаивание государственных интересов в международных отношениях Внутренние Экономическая Социальная Обеспечение народовластия Защита конституционного строя Обеспечение правопорядка и законности Консолидация общества Экологическая

Теории происхождения государства Фома Аквинский Теологическая Государство сотворено Богом; правитель подчинен божественной воле Августин Блаженный

Теории происхождения государства Патриархальная Государство выросло из большой патриархальной семьи (из естественно возникшей формы общения). Власть главы семьи (отца) постепенно перерастает во власть монарха Р. Филмер

Теории происхождения государства Теория «общественного договора» (договор монарха с подданными) Г. Гроций Дж. Локк Государство продукт договора между людьми о защите своих естественных прав Ж.Ж. Руссо

Теории происхождения государства Органическая Государство есть продукт органической эволюции (ее разновидность – социальная эволюция). Подобно живой природе, где выживают наиболее приспособленные, в обществе более сильные попадают в правительство и управляют более слабыми Г. Спенсер

Теории происхождения государства Г. Тард Психике индивида изначально присуща потребность в повиновении, подчинении кому-либо более сильному Л.И. Петражицкий Психологическая

Теории происхождения государ ства Евгений Дюринг Дэвид Юм Людвиг Гумплович Государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных Теория насилия

Теории происхождения государства Социально- экономическая или классовая Государство выросло из неравенства при разложении родоплеменных отношений К. Маркс В.И. Ленин

Ирригационная К. Витфогель Государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ Теории происхождения государства

Социально-экономическая теория происхождения государства Улучшение орудий труда, умений и трудового опыта Переход к индивидуальному хозяйству Появление излишков производства (избыточного продукта) Появление частной собственности Возможность содержать людей, незанятых в материальном производстве Выделение знати Появление имущественного неравенства Появление социального неравенства Образование государства

Характеристика государства Форма государства Государственное устройство Политический режим Форма правления

Форма правления - это организация высших органов государства и порядок их образования Государственное устройство - это территориально-политическая организация государства и взаимоотношение государства в целом и его частей

Форма правления

Форма правления Монархия форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) и передается по наследству Республика форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти

Самая древняя форма правления – монархия. До начала Нового времени подавляющее большинство государств было монархическими. В конце XVIII – XX в. Многие монархии уступили место республиканской форме правления. Большинство европейских стран сегодня – республики.

Монархия (от греч. monarchia – единовластие, самодержавие) – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) – и передается по наследству. Система наследования персональная – трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. семейная – монарха выбирает сама царствующая семья или царствующий монарх, но только из лиц, принадлежащих к данной династии

Монархия Абсолютная (неограниченная) монархия Вся полнота власти – законодательной, исполнительной, судебной – сосредоточена в руках монарха, а ее происхождение признается божественным Ограниченная (конституционная, парламентская) монархия Власть наследственного монарха ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия и др. Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония и др. Дуалистическая монархия Переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области Иордания, Марокко, Непал

Абсолютные монархи Конституционные монархии Дуалистические монархии

Нетипичные монархии Выборная монархия в Малайзии (король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов) Коллективная в ОАЭ (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров) Патриархальная монархия в Свазиленде (король – вождь племени) Теократия – форма монархии, при которой высшая политическая и духовная власть сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является и светским главой государства (Ватикан, Саудовская Аравия, Бруней)

Виды монархий и их признаки Линия сравнения Парламентская (конституцион-ная) Абсолютная Дуалистическая 1. Принадлежность законодательной власти Монарху Разделена между монархом и парламентом Парламенту 2. Осуществление исполнительной власти Монарх Формально – монарх, фактически - правительство 3. Назначение главы правительства Монарх Формально – монарх, но с учетом парламентских выборов 4. Ответственность правительства Монарх Перед парламентом

Виды монархий и их признаки Линия сравнения Абсолютная Дуалистическая Парламентская (конституцион-ная) 5. Право роспуска парламента -- (парламент отсутствует) У монарха (неограничен-ное) У монарха (по рекомендации правительства 6. Право veto монарха на решения парламента -- Абсолютное veto Предусмотрено, но не используется 7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется 8. Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Велико-британия, Дания, Испания, Нидер-ланды, Япония

Президентская Президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосованием и всеми гражданами Парламентская Ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом Смешанная полупрезидентская Власть президента значительна, но формирование правительства проходит с участием парламента Республика США, страны Латинской Америки, Португалия Индия, Италия, ФРГ, Швейцария, Венгрия Австрия, Россия, Франция

Различия парламентской и президентской республик Президентская Парламентская Смешанная Президент (глава государства) избирается населением Президент (глава государства) избирается и контролируется парламентом Президент (глава государства) избирается населением Глава правительства - президент Глава правительства – премьер-министр (ключевая роль в управлении) Глава правительства – премьер-министр Правительство назначается президентом Правительство формируется парламентом Правительство назначается президентом Правительство несет ответственность перед президентом Правительство несет ответственность перед парламентом Правительство несет ответственность перед парламентом

Президентские республики Парламентские республики Смешанные республики

Нетипичные республики Теократическая республика Иран Президентская монократическая республика (лидер партии - пожизненный президент) – Заир, Малави

Государственное устройство

Государственное устройство Федерация – это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью. Конфедерация – союз государств. Унитарное государство – это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью

Государственное устройство Федеративное (федерация) Конфедеративное (конфедерация) Унитарное Бразилия, Германия, Индия, Мексика, Россия, США, Швейцария и др. Содружество независимых государств (СНГ), Европейский Союз (ЕС) Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Испания, Италия, Франция, Швеция и др.

166 государств в современном мире - унитарные

21 государство в современном мире - федеративные

Федерация (от лат. foedus – союз, договор) Устойчивый союз административно-территориальных единиц (штатов, земель, республик), самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, часто граждане субъектов федерации обладают правом на двойное гражданство

Унитарное государство (от фр. unitare – единый) Единая политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц (губерний, краев, провинций), не обладающих собственной государственностью. Существует единая конституция, система высших органов государственной власти, управления, судебная система

Конфедерация (от лат. confoederatio – союз, сообщество) Постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет, имеют право свободного выхода и передают союзу решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в оборонной области, в области внешней политики, транспорта, связи, денежной системы


Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Государство – это особая организация политической власти, защищающая определенные интересы в пределах конкретной территории. Государство население территория власть

Cлайд 4

Признаки государства: 1. Наличие публичной власти. 2. Территория. 3. Суверенитет 4. Система налогов и сборов. 5. Аппарат принуждения (армия, суды, тюрьмы) 6. Связь с правом. внутренний внешний абсолютный ограниченный

Cлайд 5

Форма государства Форма правления Форма государственно-территориального устройства Политический режим

Cлайд 6

Форма правления – это элемент формы государства, характеризующий структуру высших органов власти и способы взаимоотношений между ними. монархия республика единоличный правитель власть осуществляется бессрочно не зависит от воли населения выборность власти срочность властных полномочий зависит от воли народа президентская парламентская смешанная Кто и как формирует правительство и кому оно подконтрольно? абсолютная ограниченная дуалистическая

Cлайд 7

Форма государственно-территориального устройства – это элемент формы государства, характеризующий соотношение государства в целом с его составными частями. унитарное федеративное -простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами; -единая система законов и органов государственной власти. -сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями; -существует единая система высших государственных органов, единое законодательство, но части государства имеют свои собственные конституции или уставы, свои органы власти. конфедерация, содружество

Cлайд 8

Политический режим – элемент формы государства, характеризующийся совокупностью средств и способов осуществления государственной власти. демократический антидемократический -народовластие; -приоритет прав человека; -правило большинства (с учетом интересов меньшинства; -равенство граждан перед законом и судом; -политический и идеологический плюрализм; -свобода слова. -диктатура, власть сосредоточена в руках одного человека или группы лиц; -права человека провозглашаются, но реально не обеспечиваются; -тотальный контроль над всеми сферами жизни общества; -репрессии; -моноидеология и монопартийность; -цензура. тоталитарный авторитарный

Cлайд 9

Д/з Исследовательская работа по теме «Тоталитарные режимы 20 века» План: Вступление (влияние политического режима на развитие государства и благополучие граждан, связь истории и современности, тоталитаризм как разновидность антидемократических режимов). Основная часть (понятие тоталитаризма, идейные истоки тоталитаризма, формы тоталитарного режима, роль лидера, краткая характеристика тоталитарных режимов 20 века - не менее трех примеров). 3. Заключение (актуальность темы в современном мире, уроки истории)














Включить эффекты

1 из 14

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Слайд 2

Тема: Что такое государство?

МБОУ АБАНСКАЯ ООШ № 1 УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: СВИРИДЕНКО О. Н

Слайд 3

План

Виды государств. Признаки государства.

Слайд 4

Государство – важнейшее учреждение призванное обеспечить порядок и организовать жизнь людей

Армия Полиция Суды Чиновники Зачем нужно государство?

Слайд 5

Что вам известно о первых государствах?

Как вы думаете, что возникло первым общество или государство? Вспомните из курса Древнего мира, что это за государства? В каких местах обычно возникали государства? Почему люди объединялись в государства?

Слайд 6

Разбираем и записываем термин

" Государство" – важнейшее учреждение (или институт) общества, призванное обеспечить порядок и организовать жизнь

Слайд 7

Видыгосударства.

По форме правления: республикамонархия Россия Англия По политическому режиму: (Власть народа) (тирания)

Слайд 8

Вспоминаем и записываем черты демократии

1. Народ выбирает правителя; 2. Государство защищает права человека; 3. Народ может критиковать власть; 4. В стране существует порядок и безопасность

Слайд 9

Как вы думаете, ребята, кто такой тиран?

Комментированное чтение и анализ документа

Слайд 10

Черты недемократического государства

Правит один человек, власть не выборная; Права человека не защищены; В стране нет порядка, царит произвол; Распространены доносы, шпионство и убийство невинных людей.

Слайд 11

Термин государство понимается в двух смыслах:

1. В широком – страна или народ проживающий на данной территории 2. В узком – система учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории

Слайд 12

Признаки государства

Единая территория – законы на всех граждан Суверенитет Поддержание порядка в стране – армия, полиция, суд, прокуратура Право на взимание налогов Гражданство – принадлежность к государству

Слайд 13

Многие сказки начинаются словами " В некотором царстве, некотором государстве…"

Прочитайте отрывки из сказок (листочки со сказками выдаются на каждую парту) и найдите в них признаки государства.

Слайд 14

Рефлексия

Какая была тема сегодняшнего урока? Какие цели сегодняшнего урока? Что узнали нового на уроке? Чему научились? Что было сложным на уроке? Что было интересным на уроке?

Посмотреть все слайды

Конспект

Цели :

Задачи: 1)

Оборудование:

Основные понятия и термины: монархия; суверенитет,

Ход урока:

Изучение нового материала.

План.

Что такое государство? Возникновение первых государств.

Виды государств.

Признаки государства.

" Государство"

Виды государства.

1,2 § 6 стр.37

Беседа по прочитанному:

- Работа со схемами:

(схемы даны в готовом виде)

По форме правления:

республика монархия

(выборное правление) (передаётся по наследству)

Россия Англия

По политическому режиму:

демократические недемократические

(Власть народа) (тирания)

работа с документом.

" Документ. Диктатор Сулла".

3. Признаки государства.

- Работа с учебником стр. 41 . . Работа с новым понятием - суверенитет - независимость государства на международной арене.

Учитель: 8) подводит итоги.

Урок: " Что такое государство?"

Цели :

Сформировать понятие государства, рассмотреть его виды и признаки.

Задачи: 1)углубление понятий демократии, республики; 2) формировать умения работать с документом; 3) Развитие умения у учащихся выделять главное в изучаемом материале;

4) развитие устной и письменной правильной речи; 5) развивать чувство патриотизма, гражданской ответственности.

Оборудование: карта мира; портрет диктатора Суллы

Основные понятия и термины: Государство; демократия; диктатор; республика;монархия; суверенитет,

Ход урока:

Анализ контрольной работы по теме " Экономическая сфера", разбор и работа над ошибками.

5-7минут разбор типичных ошибок по теме " Экономическая сфера"

Изучение нового материала.

Закрепление изученного на уроке.

План.

Что такое государство? Возникновение первых государств.

Виды государств.

Признаки государства.

II. 1. Что такое государство? Возникновение первых государств.

- Актуализация знаний к теме:

Вопрос учителя:1) Как вы думаете, что возникло первым общество или государство?

Подводя итоги, учитель делает вывод о том, что действительно раньше возникло общество, а государство появилось только 5-6 тыс. лет назад.

Учитель:2) Вспомните из курса Древнего мира, что это за государства? (Египет, Междуречье, Индия, Китай, Древняя Греция, Древний Рим)

Учитель:3) В каких местах обычно возникали государства? (В долинах плодородных рек, например Нил, Тигр, Евфрат)

Учитель: 4) Почему люди объединялись в государства? (Для наведения порядка, чтобы не было конфликтов и раздоров)

-Объяснение значений новых слов:

Учитель: 5)Разбираем и записываем термин " Государство" – важнейшее учреждение (или институт) общества, призванное обеспечить порядок и организовать жизнь людей.

Виды государства.

- Комментированное чтение по абзацам 1,2 § 6 стр.37

Беседа по прочитанному:

Какие можно выделить виды государств по форме правления?

Какие формы государств по политическому устройству?

- Работа со схемами:

После прочтения и беседы заполняем схемы, написанные на доске:

(схемы даны в готовом виде)

По форме правления:

республика монархия

(выборное правление) (передаётся по наследству)

Россия Англия

По политическому режиму:

демократические недемократические

(Власть народа) (тирания)

-Актуализация знаний к теме с опорой на текст учебника стр. 37

Учитель:6) Вспоминаем и записываем черты демократии:(1. народ выбирает правителя; 2. государство защищает права человека; 3. народ может критиковать власть; 4. в стране существует порядок и безопасность).

Учитель: 7) Другим видом государства являются недемократические, например тирания. Как вы думаете, ребята, кто такой тиран? (человек, который всю власть взял в свои руки, правит на основе силы, угрозы, наказания). После этого детям предлагается работа с документом. Главная цель работы - определить черты недемократического государства.

" Документ. Диктатор Сулла".

"В древнем Риме в I в. до н.э. люди начали ожесточённо бороться между собой за землю и богатство. Моральные запреты переставали действовать. Люди утратили способность управлять страной. Они больше не советовались друг с другом. Общие решения не принимались. Бедные боролись с бедными, богатые с богатыми. В этих условиях появился диктатор Сулла.

Он поощрял самые низменные поступки римлян. Он сталкивал их между собой. И чем больше люди ненавидели друг друга, тем сильнее была его власть.

В обстановке всеобщей ненависти люди были одиноки - каждый сам за себя. А у Суллы-армия, шпионы. Кроме того, Сулла подкупал народ. Для этого он использовал награбленные за годы войн богатства. Люди начинали думать, что можно жить не работая - нужно только отнимать результаты чужого труда.

Дошло до того, что Сулла лично составлял списки приговорённых к смерти и назначал подарки тем, кто их убьёт. Подарками одаривались те, кто донесёт на другого человека. Плутарх описывал случай с Луцием Сергием Катилиной, который из-за денег и других благ убил собственного брата.

Жизнь человека в глазах большинства членов общества потеряла ценность. Убийство стало нормой. Всё держалось только на жёсткой власти, на общем страхе перед нею".

- После комментированного чтения и анализа документа дети выделяют черты недемократического государства, которые записываются в тетрадь:

1. правит один человек, власть не выборная; 2. права человека не защищены; 3. в стране нет порядка, царит произвол; 4. распространены доносы, шпионство и убийство невинных людей.

3. Признаки государства.

- Работа с учебником стр. 41 . Читать, объяснять и выписывать признаки государства . Работа с новым понятием - суверенитет - независимость государства на международной арене.

Учитель: 8) подводит итоги.

Закрепление изученного материала:

-Использование познавательного задания:

Многие сказки начинаются словами " В некотором царстве, некотором государстве…" Прочитайте отрывки из сказок (листочки со сказками выдаются на каждую парту) и найдите в них признаки государства.

1.КОРОЛЕВСКИЙ БАРАН (английская народная сказка)

Жил-был король, и было у него три дочери. Однажды король ушёл на войну. Когда он победил и вернулся домой, то устроили большой пир. Король на пиру стал спрашивать дочерей, что им снилось прошлой ночью. Самая младшая дочь ответила: " Вы, отец, подозвали меня к себе и омыли мне руки розовой водой". Разъярённый король закричал: " Эта девица думает, что я – её слуга, а я-король!" Он вызвал охрану и приказал: " Уведите мою дочь в лес и убейте её". Охрана была в ужасе, но обещала, что в точности выполнит приказ короля.

2.СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА (французская сказка)

Когда у короля родилась дочь, злая фея предсказала, что она уколется веретеном и умрёт. Добрая фея сумела смягчить предсказание: после укола о веретено принцесса должна была не умереть, а уснуть на сто лет. Однако король попытался уберечь принцессу от несчастья, которое было предсказано. Для этого особым указом он запретил всем подданным под страхом смерти прясть пряжу и хранить в доме веретена и прялки.

V.Домашнее задание: §6, ответить на вопросы: в.1,2,3 –устно; в.4-письменно.

Скачать конспект

Слайд 2

Цель: ввести учащихся в одну из самых трудных и основных тем правоведения, раскрывая исторически логичную закономерность возникновения и существования такого орудия власти, как государство.

Слайд 3

Задачи: Показать причины возникновения, функции трех ветвей государственной власти. Способствовать формированию политической и правовой культуры обучающихся. Формирование навыков работы в группах над решением правовых задач.

Слайд 4

«Если бы люди были ангелами, то не требовалось бы никакого правительства» Дж.Мэдисон

Слайд 5

Слайд 6

Почти 2 млн. лет люди жили без государства. От охоты и собирательства постепенно человечество перешло к земледелию, скотоводству, ремеслам, появились металлические орудия труда. Развилась торговля. С развитием и усложнением хозяйственной жизни люди стали делиться на богатых и бедных.

Древние славяне

Слайд 7

Чтобы регулировать эти непростые общественные отношения, нужна была специальная власть, которая должна была организовывать жизнь людей в стране, следить за порядком. Древние греки называли такую форму общественного устройства - ПОЛИС. Отсюда пошло слово ПОЛИТИКА, что означает «государственная деятельность».

Слайд 8

Государство – это организация, осуществляющая власть в стране. Основные признаки государства: 1.Наличие особых органов и учреждений; 2. Право, то есть система законов, принятых государством; 3.Определенная территория, на которой действуют данные законы.

Слайд 9

Аристотель Еще в античную эпоху философ Аристотель выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, чтобы не было диктатуры, не было попирания прав человека.

Слайд 10

Структура государства Государство – это а) аппарат управления (бюрократия) б)граждане Структура государства Представительные органы (парламент) Надзорно- контрольные органы Органы охраны общественного порядка Вооруженные силы Исполнительно- распорядительные органы: президент, премьер, правительство Судебная система Органы государственной безопасности

Слайд 11

Признаки государства.

Государство как политический институт обладает рядом существенных признаков: Государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые осуществляют непосредственное управление обществом. Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство имеет право на регулирование жизни общества с помощью законов. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.

Слайд 12

Заседание совета федерации Заседание Государственной Думы Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит Федеральному Собранию, которое состоит из 2-х палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Слайд 13

Судебная власть означает правосудие в государстве через деятельность судов. Исполнительная власть осуществляется Правительством Российской Федерации

Слайд 14

Основные функции государства оборона страны дипломатические отношения с другими государствами финансы налоги развитие производства организация торговли, транспорта, связи правоохранительная деятельность культурная деятельность

Слайд 15

Государство призвано стоять на защите общества, чтобы обеспечить каждому гражданину право на жизнь и безопасность. Для этого существуют закрепленные государством правовые нормы-законы. Законы составляют правовую систему. ПРАВО – это правила, установленные и охраняемые государством.

Слайд 16

Законы должны защищать людей от преступников; Обязывают граждан платить налоги для содержания армии, милиции, чиновников. Если люди чувствуют, что государство у них честное и справедливое, что оно служит своему народу, а не угнетает его, тогда они поддерживают его власть.

Слайд 17

Деловая игра«Наше ГОСУДАРСТВО»

Инструкция. Представьте себе, что весь класс оказался на необитаемом острове, где нет ничего, кроме великолепной, щедрой природы. Все мы хотим, чтобы жизнь на острове устроилась. Какие органы власти нужно создать, чтобы на острове был порядок?

Слайд 18

Познавательная задача Однажды, обрабатывая землю под огород, ребята обнаружили сундук с драгоценностями, когда-то спрятанные пиратами. Что делать с находкой? Какой орган власти распорядится ею? Шло время, но ни один корабли не причалил к острову. Надо было думать о будущем и приступить к продолжению образования. Какой орган власти должен был заняться созданием школы?

Слайд 19

Познавательная задача Жизнь на острове входила в привычную колею. Но продуктов не хватало. Муку получали, растирая собранные зерна на каменных терках. К празднику девочки испекли из фруктов аппетитный торт. Утром оказалось, что торт исчез, от него остались только крошки. В содеянном был уличен один из мальчиков. Какой орган власти будет принимать решение о его дальнейшей судьбе?

Слайд 20

ЗАПОМНИ! Люди всегда нуждались в покровительстве, в защите от грабителей, разбойников, злодеев. Поэтому они готовы платить налоги, сборы, подати государству, подчиняясь общим интересам, соблюдая законы. Тогда союз людей и власти будет сильным, если соблюдается встречный интерес. В таком государстве люди живут счастливо.

Посмотреть все слайды

ГОСУДАРСТВО Презентация подготовлена учителем истории и обществознания ФГОУ сош № 4 МОРФ Латыповой О.Ш.

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе.

Государство - это политический институт, который выделился из общества и осуществляет суверенную связь при помощи специального аппарата принуждения как официальный представитель всего общества.

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Форма территориально-государственного устройства

Форма правления

Форма государственного (политического) режима

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют.

Форма государства

Форма правления определяет, кому принадлежит власть, то есть это способ организации верховной власти.

Монархия – это форма

правления, при которой

верховная власть в государстве

полностью или частично

сосредоточена в

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. МОНАРХИЯ

руках единоличного главы государства – монарха – и передаётся им по наследству.

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. МОНАРХИЯ

Неограниченные (абсолютные)

Ограниченные (конституционные и парламентские).

Республика- это форма правления, при которой высшая государственная власть представлена выборным коллегиальным органом, избираемым на определенный срок.

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. РЕСПУБЛИКА

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. РЕСПУБЛИКА

РЕСПУБЛИКА

Президентская (США, Аргентина)

Парламентская (ФРГ, Италия, Индия)

Смешанная (Россия, Франция.)

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Внутренние функции государства:

экономическая (выработка

экономической политики

установление правовых основ

рынка и ценовой политики);

2) социальная (создание условий,

обеспечивающих достойную жизнь

развитие человека);

3) экологическая;

4)развитие науки и образования

5) информационная;

6) взимание налогов;

7) охранительная

Это основные направления деятельности государства, в которых выражается его роль и назначение в обществе.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Внешние функции государства

  • оборонная;
  • 2) внешнеэкономическая;

    3) культурного сотрудничества;

    4) дипломатическая;

    5) экологическая;

    6) информационная.

Форма государственного устройства определяет соотношение государства в целом и его отдельных частей. Унитарное государство - единая политическая однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

Основные признаки унитарного

государства:

единая конституция, имеющая

верховенство на всей территории

страны; ;единые для всей страны

высшие органы власти;

единая система законодательства;

единое гражданство;

единая денежная единица.

ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УУСТРОЙСТВА. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

Федерация - устойчивый союз государств, самостоятельных в

ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УУСТРОЙСТВА. ФЕДЕРАЦИЯ

пределах, распределенных между ними и центром полномочий; имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы. (США, Германия, РФ, Мексика, Бразилия).

Конфедерация - постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет.(Швейцария, СНГ). Признаки конфедерации:

отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы; отсутствие общих законодательных органов и системы управления;

отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы;

наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств; наличие права выхода из состава конфедерации.

ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УУСТРОЙСТВА. КОНФЕДЕРАЦИЯ

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

Тоталитарный

Демократиче ский

Политический режим характеризуется совокупностью средств и способов осуществления государственной власти.

Политический режим

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА.ТОТАЛИТАРИЗМ

Признаки тоталитарного режима: тираническая диктаторская власть;

тотальный контроль

за поведением,

деятельностью и

мышлением людей;

бессудные репрессии,

милитаризация

общественной жизни.

Например,

германский фашизм

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА.АВТОРИТАРИЗМ

отношению к обществу весьма жестко; власть сосредоточена в руках одного лица или группы лиц, правление осуществляется на силовой основе; выборы проводятся не регулярно и часто фальсифицируется. Режимы генерала Пиночета, СССР периода Л.И. Брежнева

Признаки демократического

режима: народовластие;

правительство, основанное на

согласии управляемых; правило

большинства; строгое

соблюдение прав и свобод

человека;

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА.ДЕМОКРАТИЯ

свободные и частные выборы; равенство граждан перед законом; независимое судопроизводство, политический, идеологический плюрализм