Что изложено в общей части уголовного права. Уголовное право

В мире функционируют различные правовые системы и правовые семьи . Правовая система - это обусловленный историческим развитием и уровнем политико-правовой культуры общества юридический порядок правообразования и правоприменения , установленный в рамках определенной политической автономии. Правовая система включает в себя нормативную (юридические нормы и формы их выражения), организационную (юридическая практика и механизмы ее отправления) и нравственно-духовную (правовая идеология, правовые представления, правовая культура) стороны. Любое государство в современном мире имеет собственную национальную правовую систему, а иногда и не одну, обладающую особенностями, обусловленными историческими политическими и экономическими факторами. Вместе с тем, правовые системы отдельных государств помимо различий имеют и общие черты, что позволяет объединить их в определенные группы, получившие название правовых семей. Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

Рассматривая общие признаки, характеризующие уголовное право зарубежных государств с учетом особенностей правовой семьи, традиционно выделяют четыре основных типа уголовно-правовых семей (или систем уголовного права):

  • романо-германскую;
  • англосаксонскую;
  • социалистическую;
  • мусульманскую.

Романо-германская (континентальная) правовая семья возникла в XII - XIII вв. на европейском континенте в результате возрождения (рецепции) римского права , его приспособления и распространения среди германцев - народов, заселявших Западную Европу. Длительное время на территории Европы существовало своеобразное общее европейское право, важнейшие черты которого нашли свое отражение в нормативноправовых актах отдельных европейских стран после кодификации, предпринятой в XIX веке.

Основные черты романо-германской правовой семьи уголовного права: - иерархическая система , центральное место в которой занимает конституция ; - ведущая роль в формировании права отводится законодателю; - доминирующая роль материального права над процессуальным; - признание закона единственным источником уголовного права; - отказ от признания в качестве официального источника уголовного права судебного прецедента и доктрины; - стремление к кодификации (систематизации) уголовно-правовых норм ; - формулирование уголовно-правовых запретов путем абстрактного способа их описания, адресованного неопределенному кругу лиц.

В настоящее время к романо-германской правовой семье относится уголовное право государств континентальной Европы (например, ФРГ, Франции, Италии, Испании, Португалии, Бельгии и др.), Латинской Америки (например, Аргентины, Парагвая) и Африки (например, Марокко, Алжира и других французских и португальских колоний). В рамках данной семьи можно выделить скандинавскую подсистему, объединяющую уголовное право пяти государств: Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии и Исландии, вошедших в 1952 году в состав Северного совета.

Англосаксонская (неконтинентальная) уголовно-правовая семья основана на так называемом общем праве (CommonLaw), которое складывалось в результате судебной практики как право судебных прецедентов. Свое наименование рассматриваемая правовая семья получила от названий племен - англов и саксов - заселивших британские острова после падения Римской империи. Англосаксонское право формировалось обособленно от европейского, и на него не оказали существенного влияния принципы и категории римского права.

Основными чертами семьи общего права являются:- ведущая роль суда в формировании права; - доминирование процессуального права над материальным; - признание в качестве источника уголовного права статутного права и судебного прецедента (правило, сформулированное судьей в решении по конкретному делу и распространяющееся на аналогичные дела); - признание правовой доктрины в качестве дополнительного источника уголовного права; - отсутствие обязательной систематизации (кодификации) уголовного законодательства; - казуистичный характер уголовно-правовых норм.

В состав англосаксонской правовой семьи в настоящее время входит уголовное право практически всех англоязычных стран: Великобритании, Северной Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, США , Канады и др. В рамках данной правовой семьи можно обособить две модели: британскую и американскую. Американская модель уголовного права, выделившись из британской и сохранив ее основные черты, пошла по собственному пути развития и обогатилась рядом особенностей, отличающих ее от традиционного общего права (в частности, наличие кодифицированного уголовного законодательства штатов).

Социалистическая уголовно-правовая семья образовалась первоначально в нашей стране после Октябрьской революции 1917 года. В результате осуществленного большевиками государственного переворота в России была провозглашена советская власть и страна встала на путь построения социализма, а в последующем и коммунизма, чем и обусловлено название рассматриваемой правовой семьи.

Основной ее особенностью является ярко выраженный, закрепленный в законодательстве классовый характер уголовно-правовых норм. Это проявляется в установлении приоритета на правовую защиту государства и правопорядка , установленного господствующим классом над правами отдельной личности .

Кроме СССР в эту уголовно-правовую семью после Второй мировой войны вошли страны социалистического лагеря (Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Румыния, Польша, Чехословакия, КНР, Вьетнам, Куба). После распада СССР многие государства социалистического лагеря отказались от учения социализма и их правовые системы, утратив классовый характер и социалистическую направленность, сблизились с романо-германской правовой семьей. В настоящее время представителями социалистической уголовно-правовой семьи являются КНР, КНДР, Вьетнам и Куба.

Следует отметить, что выделение социалистической модели в самостоятельную уголовно-правовую семью достаточно условно. По значительному количеству признаков, характеризующих правовую систему государств социалистической семьи (закон как основной источник уголовного права, кодификация уголовного законодательства, абстрактный характер уголовно-правовых запретов), их можно отнести к романо-германской правовой семье, но с учетом указанных выше особенностей выделить в самостоятельную модель.

Мусульманская уголовно-правовая семья возникла в VII-VIII вв. как составная часть мусульманской религии - ислама. Правовая система мусульманских государств основывается на нормах шариата. Источниками шариата являются: Коран, Сунна, Иджма и Кийяс. Мусульманское право в широком смысле обозначается термином фикх и состоит из разделов, один из которых, именуемый укубат, регулирует вопросы наказания за правонарушения .

Основными чертами данной семьи являются: - признание Бога в качестве единственного законодателя; - основными источниками уголовного права являются религиозно-нравственные нормы, содержащиеся, в Коране и Сунне; - признание в качестве источника уголовного права трудов духовенства и правоведов, конкретизирующих и толкующих первоисточники (Иджма и Кийяс); - придание нормативно-правовым актам второстепенного значения, применение их для регулирования вопросов, не решенных в основных источниках права, и неприменение их в случае противоречия мусульманскому праву; - отказ от признания судебной практики в качестве источника уголовного права.

В настоящее время к мусульманской уголовно правовой семье следует отнести уголовное право Саудовской Аравии, Ирана, Судана, Объединенных Арабских Эмиратов, Сомали, Танзании, Нигерии и других стран Арабского Востока и Северной Африки.

Подводя итог рассмотрению основных типов уголовно-правовых семей следует отметить, что уголовное право различных государств, входящих в одну правовую семью, может существенно отличаться. Более того, государств, относящихся к какой-либо правовой семье в «чистом» виде, практически не существует. В подтверждение этого можно привести мнение американского ученого Вернона Валентайна Палмера о том, что утверждения представителей науки сравнительного правоведения о существовании «чистых», «беспримесных», «чистокровных» систем общего права и гражданского права или какого-либо иного рода, являются мифом. В последнее время, говоря о типологии правовых семей все чаще употребляется термин смешанные или гибридные правовые системы. В литературе по сравнительному правоведению нет точного определения смешанной правовой системы. По мнению Вильяма Тетли, смешанная правовая система - такая система, которая основана на более чем одной правовой традиции или правовой семье.

В Индии до установления британского колониального владычества регулировались религиозным правом. В последующем был принят индийский Уголовный кодекс 1860 года (действующий и по настоящее время), который хотя по форме и является классическом источником уголовного права романо-германской семьи, но по своему содержанию пропитан нормами общего права и казуистическими формулировками, так как разрабатывался британскими юристами. Уголовное право Иордании в целом является кодифицированным и испытало сильное влияние французского уголовного законодательства, однако в рассматриваемом государстве уголовно наказуемым является нарушение некоторых норм мусульманского права. Определенным своеобразием обладает уголовное право Судана. За последние 150 лет в рассматриваемом государстве было принято пять уголовных кодексов, часть из которых по своему содержанию тяготела к семье общего права, так как разрабатывались под влиянием Британской империи. Однако последний УК 1991 года представляет собой кодифицированное изложение норм мусульманского права. Японское уголовное право представляет собой сочетание признаков романо-германской и англосаксонской семьи, что проявляется в существовании наряду с кодифицированным уголовным законодательством отдельных законов, устанавливающих уголовную ответственность и признании в качестве источника уголовного права судебного прецедента.

Завершая рассмотрение типологии уголовно-правовых семей, следует определить в них место российского уголовного права. Дореволюционное русское уголовное право по большинству признаков (признание закона в качестве единственного источника уголовного права, кодификация уголовного законодательства, абстрактный способ формулировки уголовно-правовых запретов) относилось к романо-германской правовой семье. После Октябрьской революции 1917 года уголовное право советского государства стало носить классовый характер и трансформировалось в социалистическое уголовное право. После распада СССР, утратив классовость и восприняв многие положения французского уголовного права, уголовное законодательство России снова примкнуло к романо-германской правовой семье. Следует отметить, что в нашей стране уголовное законодательство обладает рядом особенностей, в частности: по форме - это полностью кодифицированный характер, отсутствие других источников уголовного права кроме УК РФ и др.; по содержанию - отсутствие уголовной ответственности юридических лиц . Однако это не свидетельствует о смешанном характере российского уголовного права.

Источники зарубежного уголовного права

Характеризуя в целом источники уголовного права стран романо-германской правовой семьи , следует отметить, что центральное место здесь занимают законодательные акты, обладающие различной юридической силой (международные соглашения, конституции , уголовные кодексы, иное законодательство); судебной практике отводится второстепенная роль, однако решения высших судебных органов в некоторых случаях могут иметь важное значение. Среди большого количества государств романо-германской правовой семьи следует особо выделить Францию и ФРГ. С этими государствами связано не только название рассматриваемой правовой семьи, но содержание уголовно-правовых норм многих государств, входящих в ее состав1. Законодательство Франции (и не только уголовное) оказало существенное влияние на правовые системы многих стран, в первую очередь бывших французских колоний, которые в настоящее время являются самостоятельными государствами с автономной системой национального законодательства. Кроме этого многие понятия и категории науки уголовного права были разработаны в рамках классической школы уголовного права, которая в основном представлена немецкими и французскими учеными и философами. Достижения классической школы уголовного права были использованы при разработке уголовного законодательства ряда европейских стран, а также дореволюционного уголовного законодательства России. Таким образом, уголовное право Франции и Германии является классическим примером, отражающим сущность романо-германской правовой семьи.

В странах романо-германской правовой семьи понятие преступления получило наибольшую разработку в уголовно-правовой доктрине. В законодательстве могут быть закреплены отдельные признаки преступления, однако единое понятие преступления, как правило, отсутствует. Так во Франции отсутствует законодательно закрепленное понятие преступления. В уголовно-правовой доктрине сформулированы различные определения преступного деяния, анализ которых позволяет выделить следующие признаки: - материальный (совершение действия или бездействия); - формальный или легальный (предусмотренность деяния в уголовном законе); - психологический (вменение в вину) и признак неоправданности (отсутствие обстоятельств для оправдания преступного поведения). Особенностью уголовного законодательства Франции является возможность привлечения к уголовной ответственности юридических лиц .

Уголовный кодекс Франции в ст. 111-1 закрепляет деление преступных деяний на три категории: преступления, проступки и нарушения. Основанием такой классификации является тяжесть совершенного деяния. В науке уголовного права предусмотрены и другие классификации преступных деяний: мгновенные и длящиеся; очевидные и неочевидные и пр.

Уголовное право Германии под преступным деянием понимает соответствующее признакам состава, противоправное, виновное деяние, находящееся под угрозой наказания . Данное понятие прямо не содержится в тексте уголовного закона , а вытекает из содержания §§ 11, 12 и других УК ФРГ. Все преступные деяния в соответствии с § 12 УК ФРГ подразделяются на две категории: преступления (противоправные деяния, наказуемые лишением свободы на срок от одного года и более) и проступки (противоправные деяния, наказуемые лишением свободы на более короткий срок или денежным штрафом).

В странах англосаксонской правовой семьи понятие преступного деяния также разработано в основном в правовой доктрине. Ярким примером государства с развитой правовой системой , в котором отсутствует законодательное закрепление, как самого понятия преступного деяния, так и отдельных его признаков, является Англия. Английские правоведы полагают, что сформулировать понятие преступления, которое содержало бы все необходимые признаки, невозможно. За основу учения о преступлении берется определение, сформулированное Джеймсом С. Стифеном, который определяет его как действие, запрещенное законом под страхом наказания. Однако, не все преступные деяния в английском праве запрещены именно законом, поэтому в одном из современных учебников по уголовному праву преступление понимается как вред, запрещенный правом, последствием которого является привлечение преступника к ответственности и, в случае признания виновным, к наказанию. Преступное деяние в английской правовой доктрине характеризуется двумя компонентами: actusreus, то есть преступное деяние (действие или бездействие), признак, характеризующий объективную сторону преступления и mensrea, то есть виновное состояние ума, характеристика субъективной стороны. Интересной особенностью является существование в английском праве преступлений строгой ответственности, совершение которых не требует установления вины, достаточно лишь установить факт совершения деяния и последующий преступный результат.

В английском праве преступные деяния классифицируются по различным основаниям. По источнику возникновения уголовной ответственности все преступления можно подразделить на: преступления по общему праву (то есть такие, которые сформулированы в судебной практике) и статутные преступления (запрещенные в законе). По степени опасности преступления подразделяются на: измену (государственную измену) и другие преступления. Так как Англия относится к государствам англосаксонской правовой семьи, где процессуальное право превалирует над материальным, то большое значение имеет процессуальная классификация преступлений, предполагающая деление их на три группы: преступления, преследуемые по обвинительному акту и рассматриваемые в Суде Короны; суммарные правонарушения , рассматриваемые в магистратских судах и смешанные, то есть преследуемые в обоих порядках.

В американской модели на федеральном уровне отсутствует законодательное закрепление преступления, однако оно встречается в уголовных кодексах различных штатов (например, § 10.00 УК штата Нью-Йорк, ст. 15 УК Калифорнии). При имеющихся различиях, общим признаком рассматриваемых определений является признание в качестве преступления деяния, запрещенного в законе и не только уголовном, то есть признак противоправности в широком смысле. Также во многих Уголовных кодексах в понятие преступления включен и признак наказуемости. Структура преступления в американской модели предусматривает наличие actusreus и mensrea, а также существуют преступления строгой или абсолютной ответственности, в которых установление mensrea не обязательно для привлечения к ответственности. В США предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц.

Наличие двухуровневой системы источников уголовного законодательства предусматривает существование нескольких классификаций преступлений в уголовном законодательстве США. Так, раздел 18 Свода законов США в ст. 3559 разделяет преступные посягательства в зависимости от характера и степени наказуемости на три категории: 1) фелонии - наиболее опасные преступления, за совершение которых предусмотрено наказание в виде смертной казни или лишения свободы на срок свыше 1 года; 2) мисдиминоры, обладающие меньшей степенью опасности и наказуемые лишением свободы на срок менее 1 года и 3) нарушения, предусматривающие лишение свободы на срок менее 5 дней и более мягкие виды наказаний. Уголовные кодексы штатов, как правило, предусматривают разделение преступлений на фелонии и мисдиминоры.

В государствах социалистической уголовно-правовой семьи понятие преступления, или признаки преступного деяния закреплены в уголовном законодательстве. К признакам преступления относятся: общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость. Например, в ст. 13 УК КНР закреплено понятие преступления, содержащее признаки общественной опасности и наказуемости, однако содержание ст. 3, 14-16 позволяет дополнить указанное определение признаками уголовной противоправности и вины. Отличительной особенностью признака общественной опасности в государствах данной правовой семьи является его классовый характер, который заключается в причинении вреда в первую очередь государству, существующему политическому строю и господствующему классу трудящихся масс.

В государствах мусульманской уголовно-правовой семьи понятие преступления носит религиозный характер. Так как основным являются священные книги Коран и Сунна, то преступлением признается наказуемое нарушение норм шариата, что одновременно может рассматриваться как грех. В зависимости от источника уголовно-правового запрета, тяжести и наказуемости преступления в мусульманском уголовном праве подразделяются на три категории: худуд (единственное число - хадд) - группа наиболее тяжких преступлений, посягающих на основные ценности ислама, ответственность и наказание за которые предусмотрены в Коране и Сунне (к ним относятся отступничество от ислама, кража и разбой , прелюбодеяние и т.д.); кисас - группа преступлений против личности , предусмотренных в Коране и Сунне и наказуемых по принципу талиона (например, убийство , телесные повреждения); тазир - группа преступлений, прямо не предусмотренных в Коране и Сунне и наказуемых по усмотрению судьи .

Институт наказания в зарубежном уголовном праве

Уголовное право ФРГ к основным наказаниям относит штраф и лишение свободы. К дополнительным наказаниям относится только лишение права управлять транспортным средством. Все другие ограничения прав в связи с привлечением к уголовной ответственности (например, право занимать определенные должности, право избирать и быть избранным) относятся к категории «дополнительные последствия» и наступают для лица автоматически, без специального указания на то в приговоре. Также уголовное право ФРГ содержит так называемые «меры исправления и безопасности», которые не относятся к наказанию и включают в себя конфискацию имущества, изъятие предметов преступления, уничтожение запрещенных к обороту вещей .

Уголовное право стран англосаксонской правовой семьи также не содержит законодательнозакрепленного определения наказания. Здесь распространены различные теории наказания, которые связывают его как с воздаянием и устрашением, так и с исправлением осужденного. В качестве общей черты можно выделить возможность применения смертной казни за отдельные преступления (хотя в Англии, в течение длительного времени, она фактически не применяется, а в США применяется достаточно широко).

В Англии наказания не подразделяются на основные и дополнительные. По своему содержанию их можно разделить на: - смертную казнь; - наказания, связанные с лишением свободы (тюремное заключение пожизненное или на определенный срок); - наказания, связанные с ограничением свободы или каких-либо прав (общественные работы, пробация, запрет покидать место жительства в определенные часы); - наказания имущественного характера (штраф, конфискация); - наказания, применяемые к несовершеннолетним (направление в закрытые воспитательные центры и др.).

В США получили законодательное закрепление цели наказания, которые включают в себя воздаяние, предупреждение и исправление преступника. К основным наказаниям относятся: смертная казнь, лишение свободы, штраф. Дополнительные виды наказаний представлены конфискацией, лишением избирательных прав , запрещением занимать определенные должности, возложением обязанности загладить причиненный вред. В уголовном законодательстве штатов система наказаний находится в тесной взаимосвязи с категориями преступлений. В зависимости от совершенного преступного деяния (фелония или мисдиминор различного класса) предусмотрены конкретные сроки лишения свободы, размеры штрафа, дополнительные наказания. Уголовное законодательство некоторых штатов (например, § 645 УК Калифорнии) предусматривает применение такого вида наказания, как стерилизация преступника, за совершение тяжких насильственных преступлений в отношении детей .

Для государств социалистической уголовно-правовой семьи характерно детальное закрепление вопросов наказания в законодательстве, вместе с тем определение наказания в законе также не содержится. Так, Глава 3 УК КНР в § 1 предусматривает деление наказаний на основные (смертная казнь, бессрочное и срочное лишение свободы, арест и надзор) и дополнительные (штраф, конфискация имущества, лишение политических прав). Также в соответствии со ст. 35 к совершившим преступление иностранным гражданам в качестве самостоятельной или дополнительной меры наказания может применяться высылка из страны.

В уголовном праве мусульманской уголовно-правовой семьи наказание рассматривается как плата за совершенное преступление. Система наказаний напрямую связана с категоризацией преступлений и предусматривает возможность применения смертной казни, телесных и членовредительских наказаний.

За совершение наиболее тяжких преступлений против ценностей ислама, отнесенных к группе худуд, наказание строго регламентировано в Коране (например, смертная казнь за вероотступничество, супружескую измену, отсечение руки за воровство). Преступления против личности , относящиеся к группе кисас, караются на основе принципа «воздаяние равным», однако возможна замена такого наказания на выкуп (дийа) с согласия потерпевшей стороны. Наказание за преступления, относящиеся к группе тазир, не предусмотрено в шариате, оно может быть регламентировано в законодательстве или назначаться по усмотрению суда.

Рассмотрев основные институты уголовного права зарубежных стран можно сформулировать вывод о том, что не смотря на особенности национальных правовых систем можно выделить уголовно-правовые семьи, основанные на общности , основных понятий и институтов, приемов юридической техники и толкования. Более того, в последнее время наблюдается тенденция к сближению уголовно-правовых семей, смешению их признаков, что обусловлено процессами глобализации, тесным сотрудничеством и сплочением государств, в рамках охраны общечеловеческих ценностей и борьбы с угрозами международного характера.

Рассмотренная выше классификация систем уголовного права, как и любая классификация, в известной мере условна, и в нее не вписывается уголовное право ряда стран. Это можно сказать и об уголовном праве одной из самых развитых стран мира – Японии. В связи с этим характеристика ее уголовного права дается обособленно.

В Японии действует Уголовный кодекс 1907 г. с внесенными в него впоследствии изменениями. Кодекс предусматривал крайне широкое судейское усмотрение как в определении размера наказания осужденному, так и в установлении состава соответствующего преступления (последнее объясняется неопределенной и расплывчатой формулировкой ряда составов). Наиболее существенные изменения в Уголовный кодекс были внесены в 1947 и 1954 гг. Так, по Закону от 26.10.1947, например, смягчены условия для отсрочки исполнения наказания и введено правило о погашении прежней судимости. Источниками уголовного права наряду с Уголовным кодексом являются Закон о малозначительных преступлениях 1948 г., Закон о несовершеннолетних 1948 г. и некоторые другие уголовно-правовые акты.

Система наказаний, предусмотренная Уголовным кодексом Японии, включает основные и дополнительные наказания. Основными являются: смертная казнь, лишение свободы с принудительным трудом или без него, штраф, уголовный арест, малый штраф. В качестве дополнительного наказания применяется конфискация.

Смертная казнь предусматривается за наиболее опасные государственные преступления (например, акции, связанные с внутренним восстанием или внешней военной агрессией), против общественной безопасности (например, действия, вызвавшие железнодорожную катастрофу со смертельным исходом или отравление водопроводной воды со смертельным исходом), против личности (убийство, разбойное нападение, повлекшее смерть или сопряженное с изнасилованием). Фактически смертная казнь в Японии применяется чрезвычайно редко, и там давно обсуждается вопрос о ее отмене.

Лишение свободы (как с принудительным трудом, так и без него) может быть назначено пожизненно или на срок от одного месяца до пятнадцати лет. Уголовный арест назначается на срок от одного дня до тридцати дней. Штрафы и малый штраф отличаются друг от друга размером суммы. Следует отметить, что штрафные санкции применяются наиболее часто по сравнению с другими видами наказания.

Широкое применение имеют меры безопасности, дополняющие или заменяющие наказание с целью предотвращения совершения лицом нового преступления и его исправления. Например, для условно осужденных существует пункт так называемого защитного надзора, который контролирует их, помогает им с трудоустройством и жильем (в соответствии с Законом о защитном надзоре за лицами, осужденными с отсрочкой исполнения наказания, и Законом о предупреждении преступности и реабилитации преступников). Для лиц, освобожденных из тюрем, предусматривается служба восьмимесячной реабилитационной защиты.

Следует отметить, что Япония достигла значительных успехов в борьбе с преступностью по сравнению с другими наиболее развитыми странами (США, Францией, ФРГ, Великобританией). Она, переняв экономический и демократический опыт Запада, не утратила специфических национальных форм традиционного социального контроля. В криминологическом отношении эту страну многие специалисты называют уникальной, и поэтому мировое сообщество давно приглядывается к японскому опыту.

Тенденция сближения систем уголовного права

Несмотря на, казалось бы, достаточно четкое разделение уголовного права на соответствующие его системы, все же представляется, что глубину различий между ними не следует преувеличивать. Во-первых, по ряду позиций (в том числе и основополагающих) между законодательным выражением того или иного уголовно-правового института в разных правовых системах существует кажущееся различие. Ярким примером этому служат вроде бы непримиримые позиции российского уголовного права и системы общего права по вопросу об ответственности за неоконченное преступление. Сколько "копий" было "сломано" по поводу того, что по российскому Уголовному кодексу провозглашается наказуемость приготовительных действий, тогда как, например, в американском уголовном праве законодательной "точкой отсчета" в этом отношении является покушение на преступление. Однако, как уже отмечалось в гл. 11, формулировка, например, Примерного уголовного кодекса США, определяющая покушение на преступление как любое действие или бездействие, которые лицо воспринимает как существенный шаг в направлении совершения преступления, свидетельствует о том, что расширение пределов уголовной ответственности за неоконченное преступление может и не зависеть от того, объявляется по закону наказуемость приготовления или нет, т.е. формулировка ответственности за покушение может охватывать и ответственность за приготовление к преступлению. Разве, например, приобретение лицом огнестрельного оружия для убийства не есть "существенный шаг" в направлении преступления (в соответствии с Примерным уголовным кодексом США)? И сравнение формулировки приготовления к преступлению по УК РФ как умышленного создания условий для совершения преступления, в том числе и приискания средств или орудий совершения преступления (ч. 1 ст. 30 УК РФ), с формулировкой понятия покушения в Примерном уголовном кодексе США приводит к выводу не о том, что приготовление к преступлению не наказуемо по Примерному уголовному кодексу, а о том, что российское понимание приготовления может поглощаться формулировкой Примерного кодекса о покушении на преступление. Фактически получается, что, несмотря на внешнее различие в уголовно-правовых формулировках, конкретное деяние лица, выразившееся в той или иной разновидности приготовления к преступлению, будет признано наказуемым и российским судьей (в рамках приготовления к преступлению), и американским (в рамках покушения на преступление).

Получается, что в этом случае якобы "непреодолимая стена" между указанными позициями была искусственно создана в годы десятилетий "холодной войны" (в действительности ее в данном случае нет, а есть определенные законодательные традиции, лишь на первый взгляд противоречащие друг другу), и юристам обеих стран следовало бы откровенно признать это.

Во-вторых, необходимо отметить, что примерно с 1970-х гг. но некоторым, в том числе и очень принципиальным позициям началось вначале достаточно робкое, затем и вполне видимое сближение соответствующих правовых систем. Наиболее принципиальным в этом отношении следует признать отношение к проблеме уголовной ответственности юридических лиц. Как известно, классическим принципом системы романо-германского уголовного права является принцип личной ответственности виновного, т.е. ответственности лишь вменяемого, достигшего определенного возраста физического лица, совершившего запрещенное уголовным законом преступное деяние.

Однако, как уже отмечалось в гл. 9 (о субъекте преступления), наряду с этим принципом вначале в системе общего права был законодательно сформулирован принцип уголовной ответственности юридических лиц, который впоследствии перешел и в систему континентального (романо-германского права, например, Франция, Нидерланды), а также и в систему социалистического права (Китай).

Второй точкой определенного сближения позиций является отношение к жесткой кодификации уголовного права. Известно, что изначально европейское континентальное уголовное право тяготело к полной кодификации его законодательства. За это ратовали, например, еще предтечи "классической" школы уголовного права Гегель и Ансельм Фейербах. Эти идеи были претворены в Уголовном кодексе Франции 1791 и 1810 гг., Баварском уголовном кодексе 1813 г. Однако в настоящее время, как уже отмечалось, и в Германии, и во Франции (как и в других странах романо-германского права) уголовные кодексы не являются единственным уголовно-правовым законодательным актом. Существует, например, обширное законодательство, предусматривающее ответственность и за преступления, например, экологические, экономические, транспортные. При этом многие уголовно-правовые нормы этого законодательства не включаются в уголовный кодекс, а действуют наряду с ним. Следует отметить и намерение Англии кодифицировать свое уголовное законодательство (известно, что с 1991 г. в рамках Правовой комиссии ведется работа над составлением проекта уголовного кодекса для Англии и Уэльса). Таким образом, перспектива сближения имеется и в данном направлении.

Важным аспектом сближения уголовного законодательства стран всех четырех выделенных систем является заключение международно-правовых конвенций по борьбе с уголовными преступлениями. Их необходимость обусловливается задачей борьбы с международными преступлениями (например, геноцид, наемничество) и преступлениями международного характера (например, фальшивомонетничество, угон воздушного судна). При этом государства – участники соответствующей конвенции обязуются предусмотреть в своем национальном уголовном законодательстве соответствующие уголовно-правовые нормы (напрямую эти конвенции не могут быть применены ввиду того, что они лишены уголовно-правовых санкций). И в этом случае однородные нормы содержатся в уголовном законодательстве и стран с романо-германской системой права, и с англосаксонской, и с мусульманской, и с социалистической. Следует отметить, что имеется явная тенденция к расширению таких "общих" для многих стран уголовно-правовых запретов, вытекающих из соответствующих конвенций и договоров, международного права. Это привело к тому, что возникла необходимость в их кодификации, и в рамках Комиссии уголовного права ООН идет интенсивная работа над Проектом кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества. Под влиянием развития в указанном направлении международного права отдельные государства в своих национальных уголовных кодексах предусматривают самостоятельные разделы об этих преступлениях. Так, в Уголовном кодексе Франции 1992 г. разд. I "О преступлениях против человечества" книги II "О преступлениях и проступках против человека" состоит из трех глав и предусматривает ответственность за геноцид и другие преступления против человечества. В УК РФ 1996 г. также имеется специальный разд. XII о преступлениях против мира и безопасности человечества, предусматривающий ответственность за восемь преступлений, посягающих на указанные объекты:

  • – планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353);
  • – публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354);
  • – производство и распространение оружия массового поражения (ст. 355);
  • – применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356);
  • – геноцид (ст. 357);
  • – экоцид (ст. 358);
  • – наемничество (ст. 359);
  • – нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360).

Известно, что многие нормы уголовного права в системе общего права (например, США) тесно переплетаются с нормами уголовно-процессуального права, что всегда удивляло отечественных юристов. Однако некоторые результаты проводимой в России судебной реформы, в частности, возрождение суда присяжных, уже в определенной мере привели к известной "процессуализации" материального уголовного права. Сошлемся, например, на ст. 65 УК РФ о назначении наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении. Явные "следы" воздействия норм уголовного процесса "проступают" и в содержании таких норм материального уголовного права, как примечание к ст. 308 УК РФ об освобождении от уголовной ответственности за отказ от дачи показаний против себя самого, своего супруга или своих близких родственников и примечание к ст. 316 УК РФ о том, что лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником. Конечно же, как на первой уголовно-правовой норме, так и на второй лежит "печать" такого чисто процессуального института, как свидетельский иммунитет (хотя в ст. 308 и не упомянут защитник обвиняемого, очевидно, что в соответствии со ст. 72 УПК РФ и он не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний, т.е. в этом случае условия освобождения от уголовной ответственности "диктуются" процессуальной нормой).

В советской юридической литературе традиционно подвергалась сокрушительной критике практика так называемых сделок с правосудием, распространенная в уголовном процессе стран системы общего права (в особенности в США), когда признание вины обвиняемым или некоторые другие его "уступки" правосудию влекло за собой со стороны последнего определенное к нему снисхождение. Однако пришло время – и в УК РФ такие действия виновного, как, например, добровольная явка с повинной или способствование раскрытию преступления (т.е. активное сотрудничество с обвинением и правосудием) являются основанием освобождения от уголовной ответственности – в связи с так называемым деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ). И если в соответствии с указанной статьей Общей части УК РФ может быть освобождено лишь лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, то в Особенной части УК РФ появилось немало статей, где деятельное раскаяние, в том числе и выразившееся в сотрудничестве с обвинением и правосудием, является основанием освобождения от уголовной ответственности и при совершении целого ряда тяжких и даже особо тяжких преступлений (например, терроризма – ст. 205, захвата заложника – ст. 206, государственной измены – ст. 275, насильственного захвата власти или насильственного удержания власти – ст. 278 УК РФ). Конечно же, не только развитие института суда присяжных, но и построение нового УПК РФ на принципе состязательности приведет к закономерному, на наш взгляд, усилению процессуальных начал в материальном уголовном праве, что также будет свидетельствовать о сближении в этом направлении принципов и норм европейского континентального права и системы общего права.

Известно, что прогнозы – дело крайне рискованное. И тем не менее выскажем прогноз в части дальнейшего сближения выделенных систем уголовного права еще в одном направлении – повышения роли судебного прецедента в системе европейского континентального права. Так, в соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ в том числе и федеральных законов (следовательно, и уголовных), и в этом случае акты или их отдельные положения, признанные не конституционными, утрачивают силу. Таким образом, в случае, если соответствующие уголовно-правовые законы или отдельные их нормы будут признаны не конституционными, суды обязаны выносить свои решения (приговоры) на основе решения Конституционного Суда, т.е. прецедент этого Суда приобретает легальное официальное значение.

Уголовный кодекс - это отличающийся внутренним единством законодательный акт, представляющий собой систему взаимосвязанных норм, определяющих принципы и общие положения уголовного права и норм, устанавливающих, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания подлежат применению к лицам, совершившим эти преступления. Таким образом Уголовный кодекс РФ состоит из Общей части, которая включает в себя 15 глав и 104 статьи, и Особенной части, состоящей из 19 глав и 256 статей. Всего Общая и Особенная часть УК РФ содержат 12 разделов, 34 главы, 360 статей.

В Общей части содержатся нормы, определяющие: задачи и принципы уголовного права, основания уголовной ответственности и освобождения от нее; пределы действия уголовных законов по кругу лиц, во времени и пространстве, понятие преступления, вины, вменяемости, невменяемости, стадий совершения преступления, соучастия, давности, обстоятельств, исключающих преступность деяния. Дана система наказаний, общие и специальные основания назначения наказания и освобождения от него и др.

Особенная часть уголовного права конкретизирует объем и содержание уголовной ответственности применительно к каждому составу преступления.

Между их нормами существует тесная и неразрывная связь, так как практически невозможно применить нормы Особенной части без правил, закрепленных в Общей части. Их неразрывность определена единством содержания. Институты Общей части имеют значение фундаментальных положений, предопределяющих всю систему уголовного права и по существу структуру его Особенной части, круг ее институтов и входящий в них перечень деяний, признаваемых преступлениями.

Нормы Общей части объединяют в себе уголовно-правовые положения универсального характера, делегируют их свойства (признаки) институтам Особенной части, ориентируя тем самым законодателя на оптимально допустимые объем и содержание составов преступлений, видов и размеров наказаний, позволяющих правоприменителю решать задачу борьбы с преступностью. Именно потому нормы Общей части уголовного права носят в основном обязывающий характер, предписывают органам правосудия руководствоваться содержащимися в них предписаниями или учитывать их, применяя нормы Особенной части. В этом проявляется органическая связь Общей и Особенной частей уголовного права.

Вместе с тем нельзя видеть системность уголовного права лишь в его делении на две части. Как система взаимосвязанных юридических норм уголовное право слагается из соответствующих институтов, наиболее крупными из которых являются институты преступления и наказания. Они в свою очередь включают более дробные по объему, но внушительные по содержанию пединституты: например, стадии преступной деятельности, соучастие, множественность, виды наказаний, судимость и т. д. Институты состоят из отдельных норм (статей уголовного закона), содержащих не только гипотезу, диспозицию и санкцию, но и в определенных случаях различные виды составов преступлений (части статей уголовного закона): простой, привилегированный, квалифицированный и особо квалифицированный.



5. Принципы российского уголовного права .

Задачи, которые стоят перед уголовным правом, решаются на основе его принципов, получивших свое закрепление непосредственно в новом УК РФ (чего не было раньше).

Таких принципов можно назвать пять .

Принцип законности (ст.3 УК) определяет, преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. Неприменение уголовного закона по аналогии исключает привлечение к уголовной ответственности какого-либо лица за совершенное деяние, хотя и сходное, но не предусмотренное в УК.

Принципы равенства граждан перед законом (ст.4 УК) означает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности не зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, отношения к религии, а также других обстоятельств. Равенство перед законом означает, что ни какое обстоятельство не должно ухудшать положения одного человека по сравнению с другим.

Принцип вины (ст.5 УК) означает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействия) и насту пившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.



Этот принцип закрепляет положение о том, что какими бы не были наступившие последствия совершенного деяния. Лицо не подлежит уголовной ответственности и наказанию если не установлено, что оно совершило деяние - виновно, т.е. умышленно или по не осторожности.

Принцип справедливости (ст.6 УК) означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельством его совершения и личности виновного. Ни кто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и тоже преступление.

Принцип гуманизма (ст.7 УК) означает, что уголовное законодательство РФ обеспечивает безопасность человека. Наказание и другие меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь совей целью причинения физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Принцип объективности . Уголовное право отражает общественную жизнь и является его регулятором. Поэтому ничего случайного в нем нет, все объективно обусловлено потребностями общества, необходимости его стабильности и эффективного развития. Уголовное право тесно связано со всей системой социальных отношений экономикой, политикой и идеологией, и поэтому оно само должно постоянно совершенствоваться, отражая новые социальные задачи и способствуя их решению.

ЛЕКЦИЯ 2

УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН

1. Понятие уголовно права как отрасли права. Виды источников уголовно права России.

2. Конституционные нормы и их роль в регулировании уголовно-правовых отношений.

3. Виды и структура уголовно-правовых норм.

4. Аналогия права и аналогия закона в уголовном праве

5. Правила разрешения коллизий и конкуренции уголовно-процессуальных норм.

6. Действие уголовного закона во времени и пространстве.

Цель лекции – раскрыть сущность, показать природу уголовного права через уголовный закон как его единственный источник, дать тем самым общую характеристику уголовного законодательства.

Гегель в своей работе “Философия права”, сравнивая законы права с законами природы, подчеркивает существенную разницу между ними. Он пишет: “Законы природы абсолютны и имеют силу так, как они есть: они не допускают ограничения, хотя в некоторых случаях могут быть и нарушены. Чтобы знать, в чем состоит закон природы, мы должны постигнуть природу, ибо эти законы верны; ложными могут быть лишь наши представления о них. Мерило этих законов находится вне нас, и наше познание ничего им не прибавляет, ни в чем не способствует им; глубже может стать только наше познание их … Правовые законы – это законы, идущие от людей. Внутренний голос может либо вступить с ними в коллизию, либо согласиться с ними”. (Гегель. Философия права. М., 1990, с. 57).

Закон как категория уголовного права несет в себе идею самоограничения индивидуальной свободы воли в интересах всеобщей воли, то есть общества. И вместе с тем, закон – единственная возможность осуществления свободы воли в условиях социальной, совместной жизни людей.

Еще Цицерон заметил, что “чтобы стать свободным, надо стать рабами закона”. В противном случае человек может стать рабом своих собственных неограниченных и неопределенных желаний или необузданных статей. Закон, по мнению Гегеля, содержит в себе диалектику свободы и необходимости. В работе “Философия пропедевтика” (Введение в философию) он делает вывод: “Свобода бывает вообще там, где господствует закон, а не произвол отдельного человека”. (Гегель, т. 2, с. 38. Работы разных лет. М., 1972). Это, на первый взгляд парадоксально замечание Гегеля из его понимания свободы как осознанной необходимости. Гегель считает, что человечество было освобождено не только от порабощения, сколько посредством порабощения, т.е. с помощью ограничений закона освобождено от произвола прихотей.

Таким образом, именно правовые законы гарантируют реализацию подлинной свободы человеку, ограничивая его поведение в обществе.

1. Понятие уголовно права как отрасли права. Виды источников уголовно права России.

Особенностью Уголовного права является то, что единственным его источником является уголовный закон, представленный в форме уголовного кодекса. Нормы уголовного права содержаться только в уголовных законах. Только уголовный закон устанавливает преступность и наказуемость общественно опасного деяния.

Ст. 1. УК РФ устанавливает, что уголовное законодательство РФ состоит только из Уголовного кодекса, а новые акты, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в данный Кодекс.

Таким образом, в качестве источников уголовного права не могут выступать никакие иные нормативные акты, а также обычаи и судебные прецеденты. Не являются источниками и постановления Пленума Верховного Суда РФ, поскольку никаких новых норм они создавать не могут, их задача – раскрывать уже сущность действующих уголовно-правовых актов и норм.

Российский Уголовный закон – это нормативно-правовой акт, принятый во исполнение воли народа высшим законодательным органом страны, состоящий из взаимосвязанных юридических норм, одни из которых закрепляют основания и принципы уголовной ответственности и содержат общие положения уголовного законодательства. Другие – определяют, какие именно общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливают наказания, которые могут быть применены к лицам совершившим преступления, либо в определенных случаях указывают условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Юридическим основанием уголовного законодательства является Конституция РФ (Основной закон), а также нормы международного права, ратифицированные РФ.

Уголовное законодательство основывается на принципах законности, равенства всех перед законом, справедливости, гуманизма, а потому Уголовный закон под страхом наказания запрещает совершать те общественно опасные действия (бездействия), которые являются преступлениями.

Все изложенное выше дает возможность сформулировать значение Уголовного закона:

1) обеспечение охраны личных прав и свобод граждан, окружающей среды, собственности, общественных и государственных интересов, правопорядка от различного рода преступных посягательств;

2) Уголовный закон основывается на Конституции РФ, а также нормах и пинципах международного права;

3) Уголовный закон является инструментом в осуществлении уголовной политики государства;

4) является единственным источником уголовного права, так как только Уголовный закон может установить преступность и наказуемость общественного опасного противоправного деяния;

5) он закрепляет основания и принципы уголовной ответственности;

6) Уголовный закон определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, устанавливая при этом наказания, которые должны применяться к лицам, совершившим преступления;

7) Уголовный закон самым фактом издания способствует предупреждению преступлений, правовому воспитанию граждан в строгом соответствии с Конституцией РФ и другими законами.

Поэтому Уголовный закон, как и другие законы, имеет обязательную силу для всех должностных лиц, независимо от их положения в обществе, и граждан.

Смысл толкования Уголовного закона заключается в уяснении содержания закона в целях применения в точном соответствии с волей законодателя.

Толкование уголовного закона подразделяется на несколько видов в зависимости от субъекта, способа и объема толкования.

В зависимости от субъекта , который разъясняет закон, выделяют:

§ официальное толкование;

§ судебное толкование;

§ научное толкование.

Официальное толкование осуществляется органами, уполномоченными на то официальными нормативными актами. Например, парламент при принятии закон может одновременно издавать акт, разъясняющий его применение.

Данный вид толкования является обязательным для всех, кто применяет толкуемую норму уголовного закона.

Судебное толкование дается судебными органами и обеспечивает правильное и единообразное применение норм права в деятельности судов. В нашей стране судебное толкование представлено в основном в руководящих разъяснениях Верховного Суда РФ.

Научное толкование дается учеными-юристами, практическими работниками, экспертами в комментариях к уголовному закону, в учебных пособиях, в научных работах, лекциях, монографиях. Такое толкование на является обязательным и на его нельзя ссылаться при разрешении спора, однако его роль заключается в том, что оно играет важную роль при совершенствовании уголовного законодательства, помогает правильно его принять.

По способу толкования уголовного закона различают:

§ грамматическое толкование;

§ систематическое толкование;

§ историческое толкование.

При грамматическом толковании устанавливают структурные элементы статьи: гипотеза, диспозиция, санкция, а также выясняются значение и содержание отдельных понятий и терминов уголовного закона, определяется смысловая взаимосвязь между ними.

Систематическое толкование состоит в уяснении содержания уголовно-правовой нормы (статьи) путем ее сопоставления с нормами других законов и иных нормативных актом (например, чтобы правильно уяснить и применить норму, устанавливающую угоолвную ответственность за нарушение правил дорожного движения, необходимо обратиться к специальным актам, которые определяют правила дорожного движения).

Историческое толкование имеет своей целью анализ той исторической обстановки, в которой был принят уголовный закон. Данное толкование позволяет понять причины и обстоятельства, которые обусловили принятие нового уголовного закона, его социально-политический смысл.

Толкование уголовного закона по объему может быть:

§ буквальное толкование;

§ ограниченное толкование;

§ расширенное толкование:

В большинстве случаев действительный смысл уголовно-правовой нормы уясняется буквально, т.е. в соответствии с текстом (буквой) закона.

При буквальном толковании содержание уголовной нормы полностью совпадает с ее текстуальным выражением.

Ограничительное толкование применяется в том случае, если действительное содержание уголовно-правовой нормы является более узким, чем ее текстуальное выражение в законе.

Расширенное толкование придает уголовному закону более широкое значение, чем это следует из буквального анализа его текста.

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) - основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации.

Структура Уголовного кодекса[править | править вики-текст]

Кодекс представляет собой кодифицированный нормативный акт (кодекс), отличающийся внутренним единством и состоящий из двух частей (Общей и Особенной).

Общая часть включает 6 разделов, 16 глав и статьи 1 - 104³. Её нормы определяют общие принципы и положения уголовного права, пределы действия уголовного закона во времени и в пространстве, понятие и категории преступлений, лиц, подлежащих уголовной ответственности, понятие вины, её форм и видов, положения, касающиеся неоконченной преступной деятельности, соучастия в преступлении, наказания, его видов, целей и порядка назначения, случаи, когда лицо может бытьосвобождено от уголовной ответственности и наказания, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, понятие и содержание иных мер уголовно-правового характера.

Особенная часть кодекса состоит из шести разделов, девятнадцати глав и статей 105-360, и описывает составы конкретных преступлений, а также перечисляет санкции (виды и размеры наказаний) за их совершение. Система Особенной части УК России отражает приоритеты уголовно-правовой охраны: на первое место в ней ставятся преступления против личности, и только затем преступления в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества.

Уголовно-правовые нормы содержатся в статьях кодекса, при этом в одной статье может содержаться как одна, так и несколько уголовно-правовых норм . Большинство статей кодекса делится на части, которые выделяются в отдельный абзац и имеют цифровое обозначение (1, 2, 3 и т. д.) . Части статей включают пункты, имеющие буквенное обозначение. Кроме того, в некоторых статьях Особенной части кодекса есть примечания, где раскрываются уголовно-правовые понятия или формулируются уголовно-правовые институты.



В кодексе применяется сплошная нумерация статей, глав и разделов. Если в кодекс включаются новые статьи или главы, нумерация уже существующих не изменяется, а добавившиеся статьи или главы получают номер наиболее близкой по содержанию структурной единицы кодекса с добавлением цифрового обозначения, записываемого через точку или верхним индексом: 104.1 или 104¹. В случае исключения статьи нумерация других статей также не изменяется, а на месте исключённой статьи делается соответствующая запись.

Особенная часть уголовного права - система уголовно-правовых норм, описывающих признаки конкретных преступлений (составы преступлений), классифицирующая их по родам и видам, а также устанавливающих конкретные меры уголовно-правового принуждения (в первую очередь, наказание), подлежащее применению в случае совершения указанных преступлений . Как правило, нормы Особенной части уголовного права содержатся в Особенной части уголовного кодекса или иного акта уголовного законодательства.

Общие подходы к систематизации преступлений[править | править вики-текст]

Как правило, часть уголовного законодательства, описывающая конкретные преступления, имеет определённую структуру. При этом, основанием для систематизации преступлений, как правило, служит родовой объект преступления. Такой подход используется в подавляющем большинстве государств мира. Иной подход используется в федеральном уголовном законодательстве США (титул 18 Свода законов США) и уголовных кодексах некоторых штатов: преступления в данных актах перечисляются в алфавитном порядке. В числе достоинств такого подхода называется облегчение поиска статьи, предусматривающей ответственность за конкретное преступление, название которого известно правоприменителю .

Часто систематизация преступлений в особенной части уголовного законодательства осуществляется в соответствии с представлениями о различной сравнительной ценности охраняемых уголовным правом объектов. Такая оценка является проявлением официальной государственной идеологии. Наиболее выражена подобная иерархия в социалистических уголовных кодексах, где на первое место ставились преступления против интересов государства и социалистической экономики, и лишь в последующих разделах описывались преступления против личности и личных экономических прав . Так, например, в УК КНР 1979 года структура особенной части была выстроена следующим образом: в главе 1 описывались контрреволюционные преступления, в главе 2 - преступления против общественной безопасности, в главе 3 - преступления против социалистического экономического порядка, и лишь в главе 4 - преступления против личных демократических прав граждан.

Смена государственной идеологии во многих таких странах привела и к изменению системы уголовного законодательства. Так, в действующем УК РФ на первое место поставлены интересы личности, за ними следуют экономические и прочие общественные интересы, и лишь потом идут интересы государства. Завершается УК РФ 1996 года разделом XII «Преступления против мира и безопасности человечества», что несколько нарушает выстроенную иерархию: многие учёные отмечают, что данный раздел по своей важности должен быть поставлен на первое место . Законодатели многих стран учли важность преступлений против международного правопорядка, поместив их на первое место. Такой подход используется в уголовном законодательстве Австралии, Азербайджана, Албании, Белоруссии, Кот-д"Ивуара, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, Румынии, Финляндии, Франции, Эстонии. Аналогичный российскому подход используется в законодательстве большинства стран СНГ, Вьетнама, Испании, Монголии, Сальвадора, Словакии .

Часто на первое место в системе особенной части уголовного законодательства ставятся преступления против личности. Таким образом организована структура УК Австрии, Аргентины, Армении, Грузии, Испании, Казахстана, Кыргызстана, Парагвая, Португалии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Хорватии, Швейцарии .

Преступления против государства поставлены на первое место в системе уголовных кодексов, которые были приняты достаточно давно, а также в уголовном законодательстве социалистических стран. В частности, подобная структура используется в Алжире, Афганистане, Бангладеш, Болгарии, Брунее, Вануату, Вьетнаме, Дании, Индии, Ираке, Италии, Камеруне, КНР, Мавритании, Мадагаскаре, Малайзии, Нидерландах, Норвегии, Пакистане, Сингапуре, Тунисе, Шри-Ланке, Эквадоре, Японии. В то же время, государственные преступления поставлены на первое место и в некоторых современных уголовных кодексах несоциалистических государств: Федерации Боснии и Герцеговины, Монголии, Судана, Украины .

Мировые подходы к структурированию[править | править вики-текст]

В различных уголовно-правовых системах используются разные подходы к организации структуры особенной части уголовного законодательства, причём достаточно часто такие подходы являются общими для нескольких государств .

В частности, для уголовного законодательства стран СНГ и Монголии типично выделение следующих разделов:

· преступления против личности;

· преступления в сфере экономики;

· преступления против общественной безопасности и общественного порядка;

· преступления против государственной власти;

· воинские преступления;

· преступления против мира и безопасности человечества.

Разумеется, имеются и национальные отличия: так, в УК Армении, Белоруссии, Грузии, Таджикистана, Узбекистана отдельный раздел посвящён экологическим преступлениям; в УК Белоруссии, Таджикистана, Туркменистана - компьютерным преступлениям; в УК Грузии - преступлениям против судебной власти. Вообще не используется двухуровневая структура (раздел - глава) в законодательстве Казахстана, Молдовы и Украины .

Во многих странах мира используется французская система построения особенной части уголовного законодательства. Она основывается на уголовных кодексах Франции 1791 года и 1810 года, которые вобрали в себя идеи «естественного права» и теории «общественного договора». Для данных актов характерно разграничение политической и общегражданской жизни людей, что нашло отражение в выделении двух крупных разделов: «Преступления и проступки против публичных интересов» и «Преступления и проступки против частных лиц» . В УК Франции 1810 года эти разделы, в свою очередь делились на главы. Первый раздел включал в себя четыре главы:

1. Преступления и проступки против безопасности государства.

2. О сборищах

3. Преступления и проступки против конституции

4. Преступления и проступки против общественного спокойствия.

Второй раздел включал две главы: «Преступления и проступки против личности» и «Преступления и проступки против собственности».

В уголовном законодательстве большинства бывших французских колоний и иных государств, на формирование законодательных норм в которых повлияла французская правовая мысль, эта структура воспроизводится до настоящего времени, иногда с небольшими изменениями. Например, по данной схеме построены УК Алжира, Гаити, Доминиканской Республики, Ирака, Камеруна, Туниса и ряда других стран. Исключением является УК Республики Кот-д"Ивуар, особенная часть которого делится на четыре раздела: преступления против человечности, государства и публичных интересов, преступления против личности, преступления против собственности, воинские преступления .

В странах англо-американской правовой семьи также наблюдаются унифицированные подходы к систематизации преступлений. Так, в Брунее, Бангладеш, Индии, Малайзии, Мьянме, Пакистане, Сингапуре, Шри-Ланке используется общая структура особенной части уголовных кодексов, которая имеет следующий вид :

· преступления против государства;

· преступления против вооружённых сил;

· преступления против общественного спокойствия;

· преступления против государственной службы;

· неуважение к законной власти государственных служащих;

· преступления против правосудия;

· преступления, касающиеся денег и государственных печатей;

· преступления, касающиеся весов и мер;

· преступления, касающиеся общественного здоровья, безопасности, удобства и морали;

· преступления, относящиеся к религии;

· преступления против физической неприкосновенности;

· преступления против собственности;

· преступления, относящиеся к документам и знакам собственности;

· о преступном нарушении договоров;

· преступления против брака;

· о диффамации;

· о преступном запугивании, оскорблении и досаждении.

Уголовное законодательство многих штатов США заимствует систему Модельного УК США, выделяя посягательства на существование или безопасность государства, на личность, на имущество, против семьи, на публичную администрацию, на публичный порядок и благопристойность .

Общее и особенное в системе особенной части уголовных законов[править | править вики-текст]

Региональные, исторические и национальные правовые традиции нередко определяют выделение в особенной части уголовного законодательства разделов, нетипичных для иных уголовно-правовых систем.

Так, выделение экономических преступлений в отдельный раздел типично для социалистических и постсоциалистических стран (страны СНГ и Балтии, Болгария, Федерация Боснии и Герцеговины, Вьетнам, КНР, Лаос, Македония, Монголия, Польша). В остальных странах мира нормы, устанавливающие ответственность за экономические преступления либо не систематизированы и разбросаны по различным главам уголовного законодательства, либо вынесены в отдельный правовой акт .

Аналогично обстоит ситуация с воинскими преступлениями: одни страны выделяют соответствующий раздел в системе общего уголовного законодательства (страны СНГ и Балтии, Болгария, Федерация Боснии и Герцеговины, Венгрия, Вьетнам, КНР, Кот-д"Ивуар, Монголия, Польша, Чехия, Швеция), в других принимаются военно-уголовные кодексы или иные специализированные нормативные акты .

Специфичным для отдельных национальных уголовно-правовых систем является выделение следующих разделов :

· преступления против трудовых отношений (Федерация Боснии и Герцеговины, Бразилия, Испания, Македония, Польша);

· преступления против общественной безопасности (страны СНГ, Аргентина, Италия, КНР, Колумбия, Монголия, Норвегия, Польша, Сальвадор, Уругвай, отдельные штаты США);

· преступления против общественного здоровья (страны СНГ, Аргентина, Федерация Боснии и Герцеговины, КНР, Колумбия, Македония, Монголия, Сальвадор, Уругвай);

· преступления против общественного порядка (Аргентина, Германия, Дания, Италия, Норвегия, Финляндия);

· преступления против порядка управления (страны СНГ, Латвия, Литва, Монголия);

· преступления против общественного доверия (Аргентина, Италия, Колумбия, Португалия, Сан-Марино, Уругвай, Франция);

· преступления против иностранных государств и внешних сношений (Австрия, Албания, Германия, Япония);

· преступления против обороны страны (Австрия, Болгария, Германия, КНР);

· морские преступления (Нидерланды, Норвегия).

Новеллы системы особенной части уголовного законодательства[править | править вики-текст]

Общество представляет собой динамическую систему, в которой постоянно появляются новые виды общественных отношений и видоизменяются старые. В связи с этим появляются новые виды преступлений, а общественная опасность старых может изменяться в большую или меньшую сторону, либо пропадать вовсе.

В конце XX века, когда динамика общественных отношений в связи с глобализацией, усложнением социальной организации, появлением новых технологий и видов экономической деятельности, эти процессы существенно ускорились. Криминализации подверглись многие деяния, которые раньше были совершенно неизвестны правоведам или не считались в достаточной степени общественно опасными. Это нашло отражение и в системе Особенной части многих стран.

Так, криминализация экологических преступлений привела к появлению соответствующей структурной единицы в законодательстве стран СНГ и Балтии, Албании, Федерации Боснии и Герцеговины, Вьетнама, Германии, Испании, Колумбии, Македонии, Мексики, Монголии, Парагвая, Перу, Польши, Сальвадора) .

Появление новых видов транспорта и значительное возрастание рисков, связанных с эксплуатацией транспорта заставило законодателя выделить группу транспортных преступлений (страны СНГ и Балтии, Аргентина, Болгария, Федерация Боснии и Герцеговины, Бразилия, Венгрия, Венесуэла, Гватемала, Коста-Рика, Куба, Македония, Мексика, Монголия, Никарагуа, Панама, Польша, Португалия, Финляндия, Эквадор, Япония) .

Широкое распространение компьютерной техники и использование её для совершения преступных посягательств привело к обособлению компьютерных преступлений(Австралия, Азербайджан, Андорра, Армения, Белоруссия, Боливия, Грузия, Кыргызстан, Литва, Мексика, Молдова, Монголия, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Франция, отдельные штаты США). В то же время, во многих государствах компьютерные преступления интегрированы в существующую систему уголовного законодательства и рассматриваются как подвид преступлений против собственности или экономики .

Для принятых после Второй мировой войны уголовных кодексов характерно выделение преступлений против международного правопорядка (мира и безопасности человечества). Соответствующие структурные единицы присутствуют в УК стран СНГ, Албании, Болгарии, Федерации Боснии и Герцеговины, Венгрии, Гондураса, Испании, Колумбии, Коста-Рики, Кот-д"Ивуара, Латвии, Литвы, Макао, Македонии, Монголии, Парагвая, Перу, Польши, Португалии, Румынии, Финляндии, Франции, Эстонии, Эфиопии .

Соотношение общей и особенной части уголовного права[править | править вики-текст]

В общей части уголовного права содержатся нормы, определяющие содержание основных понятий уголовного права («преступление», «наказание» и т. д.), общие для всех преступлений основания уголовной ответственности, перечень и содержание видов наказания, иных мер уголовно-правового характера и т. д.

Общая и особенная часть уголовного права образуют органическое единство. Применение уголовного права в подавляющем большинстве случаев требует обращения к нормам как общей, так и особенной части. Так, признаки состава преступления фиксируются как в общей части (положения о возрасте уголовной ответственности, вменяемости лица, формах вины), так и в особенной части (признаки объекта, объективной стороны преступления, указание на конкретную форму вины, специального субъекта преступления и др.). Соответственно, для правильной квалификации преступления необходимо использование норм как общей, так и особенной части. Правильное назначение наказания требует обращения не только к санкции нормы особенной части, но и к нормам общей части, устанавливающим порядок и пределы применения отдельных видов наказания, общие условия назначения наказания и др. Некоторые нормы общей части могут применяться только в дополнение к нормам особенной части: так, это нормы, устанавливающие специфические признаки составов неоконченной преступной деятельности и соучастия . Даже в случаях, когда нормы общей части обладают определённой самостоятельностью (например, нормы о действии уголовного закона во времени и пространстве, невменяемости и принудительных мерах медицинского характера, обстоятельствах, исключающих преступность деяния), всё равно необходимо установление наличия в действиях лица объективных признаков какого-либо деяния, запрещённого нормами особенной части; в противном случае, основания для использования уголовно-правовых средств регулирования отсутствуют вообще.

Также и общая, и особенная часть исходят из одинаковых принципов, которые являются общими для всей уголовно-правовой отрасли . Такие принципы могут прямо закрепляться в законе (например, ст. 3-7 УК РФ), вытекать из конституционно-правовых установлений или международно-правовых норм, либо подразумеваться, вытекая из общих положений уголовно-правовой доктрины.

Виды норм особенной части уголовного права[править | править вики-текст]

Основная часть норм особенной части уголовного права носит запретительный характер: эти нормы описывают признаки составов конкретных деяний, совершение которых запрещено уголовным законом, а также устанавливают конкретные меры наказания, подлежащие применению в случае нарушения уголовно-правового запрета. К этой же категории относятся нормы, формулирующие определения тех или иных терминов и уголовно-правовых понятий, используемых в тексте уголовного законодательства. Они не образуют особой категории «разъяснительных» норм, так как являются составными частями диспозиций соответствующих уголовно-правовых норм. Выделение их в самостоятельные структурные единицы (например, примечания к статьям уголовного закона) - всего лишь приём законодательной техники .

Однако этим содержание особенной части не исчерпывается. Нередки в особенной части поощрительные нормы, определяющие условия, при которых применение уголовно-репрессивных мер является нецелесообразным. Это могут быть нормы, устанавливающие основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, связанные с послепреступным поведением субъекта, либо определяющие особые правила применения уголовно-правовых санкций в отдельных ситуациях .

Например, ст. 222 УК РФ, предусматривающая ответственность за действия, связанные с незаконным владением и оборотом оружия, предусматривает, что в случае добровольной сдачи предмета преступления лицо освобождается от уголовной ответственности по данной статье. Эта норма направлена на поощрение добровольной выдачи оружия, которое тем или иным путём оказалось у граждан. Ст. 134 УК РФ устанавливает специальное основание освобождения от наказания: лицо, достигшее 18-летнего возраста, впервые совершившее половое сношение с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, освобождается от наказания, если виновное лицо и совершенное им преступление перестали быть общественно опасными в связи со вступлением в брак с потерпевшей (потерпевшим). Эта же статья устанавливает особые правила применения уголовно-правовых санкций: если разница в возрасте между потерпевшей (потерпевшим) и подсудимым (подсудимой) составляет менее четырех лет, к последнему не применяется наказание в виде лишения свободы.

Общерегулятивные нормы встречаются в особенной части уголовного права редко. Например, в УК РФ такая норма одна: ст. 331 УК РФ определяет понятие преступлений против военной службы, круг возможных субъектов таких преступлений, а также возможность принятия специального уголовного законодательства военного времени.

Особенная часть в науке уголовного права[править | править вики-текст]

Теоретическое выделение и изучение особенной части уголовного права как самостоятельной структурной единицы данной правовой отрасли наиболее характерно для континентального уголовного права. Так, проблематика особенной части, её структуры, принципов построения и т.д. является предметом рассмотрения практически всех российских учебников по уголовному праву, где этим вопросам, как правило, посвящается отдельная глава. Научное изучение проблематики особенной части характерно и для немецкой уголовно-правовой науки .

Напротив, в англо-американской правовой доктрине подробное рассмотрение общетеоретических проблем особенной части уголовного права встречается редко. Соответствующие вопросы либо вообще обходятся вниманием, либо рассматриваются лишь вскользь. В то же время структура работ современных авторов говорит о том, что общая и особенная часть ими всё же выделяются: в них сперва излагаются вопросы общей части, и лишь потом раскрываются признаки конкретных составов преступлений .

Наиболее ярко основные черты романо-германской уголовно-правовой системы проявляются в уголовном праве Франции. 22 июля 1992 г. Президент Французской Республики утвердил 4 закона, излагающие положения нового УК Франции. Четыре закона соответствовали четырем составным частям Кодекса - книгам. Книга I посвящена Общим положениям УК и соответствует Общей части. Книга II устанавливает уголовную ответственность за преступления и проступки против личности, Книга III - за имущественные преступления и проступки, Книга IV - за преступления и проступки против нации, государства и общественного спокойствия. Законом от 16 декабря 1992 г. текст УК был дополнен Книгой V "Прочие преступления и проступки". Книга VI называется "О нарушениях". Она не содержит норм, так как определение признаков и видов нарушений отнесено к компетенции не законодательной, а исполнительной власти, которая издает регламенты - специальные нормативные акты. Соответственно, Книга VI содержит регламентационные нормы, а остальные книги - как законодательные, так и регламентационные. Книга VI была принята в 1993 г. Специальным Ордонансом от 28 марта 1996 г. была введена Книга VII "Положения, применяемые в заморских территориях и территориальной общности Майот".

Нумерация статей не является в Кодексе сквозной. Статьи имеют номер из нескольких цифр. Первая указывает номер книги, вторая - номер раздела, третья - номер главы внутри раздела, а остальные цифры соответствуют порядковому номеру статьи в главе. Например, первая статья в Кодексе имеет номер 111-1. Статьи не имеют названия. Некоторые главы подразделены на отделы и подотделы, но в нумерации статей это не отражается.

Уголовный кодекс не является единственным источником уголовного права Франции. Впервые конституционные нормы, относящиеся к уголовному праву, были сформулированы в Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г., которая до сих пор считается действующей. В ней закреплены принципы законности, гуманизма, недопустимости обратного действия уголовного закона. Конституция Франции 1958 г. также считается источником уголовного права. В частности, в ст. 34 содержится положение о том, что закон устанавливает нормы, касающиеся определения преступлений, деликтов и мер наказания за них, уголовного судопроизводства, амнистии. Уголовно-процессуальный кодекс 1958 г. включает положения, касающиеся назначения наказания и условного освобождения. В УПК также приводится шкала сроков принудительного заключения, назначаемого в порядке замены штрафа в случае его неуплаты. Военно-уголовный кодекс 1966 г. регламентирует вопросы уголовной ответственности военнослужащих. Уголовно-правовые нормы содержатся также в Дорожном, Земельном, Лесном кодексах, Кодексе публичного здравоохранения и др.

Уголовная ответственность также предусматривается и некодифицированными законами - Законом о прессе 1881 г., Законом о коммерческих обществах 1966 г., Законом о деятельности кредитных учреждений и о контроле за ними 1984 г. и др.

Источниками уголовного права Франции являются и подзаконные акты, издаваемые исполнительными органами, - ордонансы. Среди них наиболее значимый - Ордонанс от 2 февраля 1945 г. о несовершеннолетних правонарушителях, с последующими изменениями, который регулирует вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних, не отраженные в УК Франции.

Действие уголовного закона в пространстве основано на принципе территориальности. Дополнительным к территориальному выступает принцип гражданства, который действует в двух вариантах - активного и пассивного гражданства. В первом случае учитывается гражданство исполнителя, и лицо будет судимо по законам своей страны, во втором случае - гражданство потерпевшего, и лицо будет нести ответственность по законодательству страны потерпевшего.

Во Франции имеет место и реальный принцип действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц, подробно регламентированы случаи совершения преступных деяний на борту воздушного или водного судна.

В УК Франции не содержится понятия преступного деяния, а лишь закреплена его классификация. Впервые в качестве критерия классификации указывается тяжесть преступного деяния, и в ст. 111-1 сказано, что преступные деяния классифицируются в соответствии с их тяжестью на преступления, проступки и нарушения. Нарушения определяются регламентом, т.е. исполнительной властью, и чаще всего выражаются в несоблюдении каких-либо правил или запретов. Преступления - это только умышленные деяния, проступки же могут быть как умышленными, так и неосторожными.

В Уголовном кодексе Франции не дается понятия вины и ее формы, кроме предумысла. Не содержится определения соучастия, а только называются виды соучастников: исполнитель и соучастник. Соучастником преступления или проступка является лицо, которое сознательно своей помощью или содействием облегчило его подготовку или совершение.

Соучастником равно является лицо, которое посредством подарков, обещаний, угроз, требований, злоупотребления властью или полномочиями, спровоцировало преступное деяние или дало указание на его совершение.

Соучастие возможно и в неумышленных преступлениях, и на практике часто встречаются случаи осуждения за соучастие в них.

Вопрос об основаниях уголовной ответственности соучастников решается в соответствии с акцессорной теорией соучастия. Она исходит из несамостоятельного, дополнительного, акцессорного характера соучастия. Соучастник может нести уголовную ответственность лишь при наказуемости деяния исполнителя. Эта теория зародилась в XVIII в. и была закреплена еще в первом французском УК 1791 г., а затем и в Уголовном кодексе 1810 г.

На основе акцессорности осуществляется объективное вменение соучастникам действий исполнителя. Соучастник, как правило, отвечает и за эксцесс исполнителя.

Во французском законодательстве отсутствует определение прикосновенности к преступлению, однако укрывательство и недонесение влекут уголовную ответственность. Заранее не обещанное укрывательство имущества, добытого преступным путем, является посягательством на собственность. Недонесение - это проступок, посягающий на деятельность суда, и выражается он в том, что лицо, знающее о преступлении, не сообщает об этом государственным органам. Уголовной ответственности за укрывательство и недонесение не подлежат родственники по прямой линии и их супруги, братья, сестры, их супруги, исполнитель или соучастник преступления, супруг или сожитель такого соучастника.

В УК Франции выделены основания ненаступления уголовной ответственности или ее смягчения. К ним отнесены обстоятельства, исключающие преступность деяния (как они понимаются в российском праве), и обстоятельства, исключающие наличие субъекта преступления. Это: 1) невменяемость; 2) недостижение 13-летнего возраста; 3) принуждение; 4) ошибка в праве; 5) исполнение предписания закона или приказа законного органа власти; 6) правомерная защита; 7) состояние необходимости.

Система наказаний во Франции основана на классификации преступных деяний. За преступления предусматриваются уголовные наказания, за проступки - исправительные, за нарушения - полицейские. Уголовные наказания делятся на два вида, в зависимости от видов преступлений. За общеуголовные преступления назначается заключение пожизненное и на срок, за политические преступления - заточение пожизненное и на срок. Уголовное заключение отличается более строгим режимом. За преступления также могут быть назначены штраф и дополнительные наказания, которые выражаются в лишении разнообразных прав. Смертная казнь отменена в 1981 г. Максимальный срок лишения свободы - 30 лет.

К исправительным наказаниям относятся тюремное заключение (до 10 лет) и штраф. Как альтернатива тюремному заключению могут быть назначены штрафо-дни и труд в общественных интересах. Возможны и дополнительные наказания.

Полицейские наказания - это штрафы и наказания, лишающие определенных прав или их ограничивающие.

Представляют интерес такие формы лишения свободы, как режим полусвободы и исполнение тюремного заключения по частям. При назначении исправительного наказания в виде тюремного заключения на срок до одного года суд может вынести решение об исполнении наказания в режиме полусвободы. Осужденному разрешается покидать место отбывания наказания для осуществления профессиональной деятельности, медицинского обслуживания, обучения. Суд также может вынести решение об исполнении наказания, назначенного за проступки в виде лишения свободы на срок не более 1 года, а за проступки и нарушения - не более 3 лет, по частям.

Самым применимым наказанием на практике является штраф. Он бывает двух видов: обычный денежный штраф и штрафо-дни. Штрафо-дни представляют собой обязанность осужденного вносить в государственный бюджет определенные денежные суммы, которые устанавливаются с учетом доходов осужденного. Количество штрафо-дней не может превышать 360 дней.

Во французском праве есть понятие мер безопасности. К ним относятся, например, меры, применяемые к алкоголикам и наркоманам, к несовершеннолетним, невменяемым.

Достаточно подробно регламентируются вопросы отсрочки. В УК Франции есть два вида отсрочки, которые также детализируются (см. схему):

┌───────────────────────────────────┐┌─────────────────────────────────┐

│ Отсрочка исполнения наказания ││ Отсрочка назначения наказания │

├────────┬───────────┬──────────────┤├────────┬───────────┬────────────┤

│простая │отсрочка с │отсрочка с ││простая │отсрочка с │отсрочка │

│отсрочка│помещением │возложением ││отсрочка│помещением │назначения │

│ │осужденного│обязанности ││ │осужденного│наказания с │

│ │в режим │выполнять труд││ │в режим │предписанием│

│ │испытания │в общественных││ │испытания │ │

│ │ │интересах ││ │ │ │

└────────┴───────────┴──────────────┘└────────┴───────────┴────────────┘

В период некоторых видов отсрочки осужденный может быть подвергнут мерам безопасности.

Уголовный кодекс Франции закрепляет уголовную ответственность юридических лиц. Эта ответственность связывается с двумя обстоятельствами: 1) деяние должно быть совершено в пользу юридического лица; 2) оно совершено руководителем или представителем юридического лица.

Впервые вопрос об уголовной ответственности юридических лиц был поднят еще в проекте УК Франции 1934 г.

Статья 121-2 УК Франции указывает, что ответственность юридического лица не исключает ответственности физического лица, "исполнителя или соучастника тех же самых действий".

В Кодексе содержится специальная система наказаний для юридических лиц. В первую очередь, им могут быть назначены штрафы. Максимальный размер штрафа, применяемого к юридическим лицам, равен пятикратному размеру штрафа, предусмотренному для физических лиц законом, наказывающим преступное деяние. В отношении юридического лица преступление или проступок могут быть наказаны одним или несколькими такими наказаниями, как: прекращение деятельности; бессрочное или сроком не более пяти лет запрещение осуществлять прямо или косвенно один из видов профессиональной или общественной деятельности; помещение под судебный надзор сроком не более пяти лет; бессрочное или сроком не более пяти лет исключение из участия в договорах, заключаемых от имени государства; бессрочное или сроком не более пяти лет запрещение обращаться с публичным призывом к размещению вкладов или ценных бумаг и др. Кроме того, может быть также назначена конфискация вещи, которая служила или была предназначена для совершения преступного деяния, или вещи, которая получена в результате преступного деяния, и афиширование или распространение вынесенного приговора либо в печати, либо любым другим способом аудио-видеосообщения.

Еще по теме § 2. Основные положения общей части уголовного права романо-германской правовой системы 1. Уголовное право Франции.:

  1. 37.1. Уголовный процесс государств романо-германской (континентальной) системы права
  2. § 1. Уголовный процесс государств романо-германской (континентальной) системы права
  3. 32.1. Уголовный процесс государств романо-германской (континентальной) системы права
  4. Задания для самостоятельной контролируемой работы студентов по Общей части уголовного права
  5. 1. Уголовный процесс Франции и Германии Уголовный процесс Франции Общая характеристика уголовно-процессуального права и его субъектов
  6. § 3. Система Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации и уголовно-правовая квалификация

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право -