Что говорят на похоронах у мусульман. Погребение покойника

Когда развод проводится через суд? Эти случаи указаны в ст.21 Семейного кодекса РФ:

  • есть несовершеннолетние дети (общие, родные или усыновленные);
  • муж или жена отказываются разрывать брак;
  • один из супругов отказывается подавать заявление или не является в ЗАГС.

Как происходит развод через суд

Кто имеет право на судебный развод

  1. Любой из супругов.
  2. Опекун супруга, если суд признал супруга недееспособным.
  3. Прокурор. Он может подать иск, когда это требуется исходя из интересов недееспособного либо безвестно пропавшего человека.

Согласно Закону «О прокуратуре РФ», прокурор может выступить истцом по гражданскому делу, поскольку охраняет права людей.

Муж не может подать иск без согласия жены, если она беременна или после родов не прошел год, даже если ребенок родился мертвым или скончался до года (ст.17 СК).

Такие исключения внесены в целях сохранения здоровья и нервов матери и ребенка, поскольку судебные тяготы негативно сказываются на их самочувствии.

К какому судье обращаться

Судьи бывают мировые и федеральные. Каждая из категорий компетентна вести процесс лишь при определенных условиях. Отличие категорий — по форме и по статусу. С федеральных судей более строгий профессиональный спрос, эти служители Фемиды считаются более компетентными в делах.

Если оба супруга согласны развестись, у них нет споров по поводу детей, нужно идти к мировому судье. Если супруги спорят по поводу детей или по поводу имущества, то с иском им нужно идти уже в райсуд, дела там разбирают федеральные судьи (ст.23-24 ГПК РФ).

Мотивы развода в суде

Развод по суду считается возможным, когда суд точно установит: семья распалась, дальнейшая совместная жизнь супругов не представляется возможной (ст.22 СК).

В Семейном кодексе не закреплены мотивы расторжения брака.

Чаще всего среди поводов называют: неверность супругов, игроманию, алкоголизм, наркоманию, сексуальную неудовлетворенность, несовпадение жизненных интересов, разногласия по финансовым вопросам, несоблюдение условий брачного договора.

Супруг/супруга против развода

Если пара согласна развестись через суд, то суд расторгает такой брак, не выясняя причин развода (это оговорено ст.23 СК).

Если истец не сообщает суду причины разрыва брачных отношений, суд может на время остановить иск. Но не отказать, а лишь предложить примирение, и дать на это три месяца (ст.22 СК). Если супруги уладили конфликт, производство по делу останавливается. При этом любой из супругов может вновь выступить с иском, тогда суд возвращается к рассмотрению дела и выносит решение.

Если кто-то из пары против , истец должен подробно описать причины, которые заставили его пойти на развод, рассказать, почему распался брак, что именно мешает его восстановить. Суд, изучив материалы, решает, возможна ли совместная жизнь этой четы в дальнейшем.

Доказательствами по такому делу могут стать совершенные правонарушения стороны (жестокое обращение, насилие, оскорбления):

  • свидетели (истец должен ходатайствовать о вызове свидетелей);
  • письменные доказательства (справки из травмпункта о побоях, записи полиции) – их приобщают к делу.

Развод в любом случае закончится положительным решением. Разница будет только в сроках. Если согласие обеих сторон есть, то развод будет получен на первом слушании, если согласия нет – будет проведено несколько заседаний.

Как делить детей и имущество

Такие вопросы рассматриваются параллельно с бракоразводным процессом. Во время процесса одна или обе стороны могут потребовать от суда и (или) обозначить, с кем же из родителей должен остаться впоследствии ребенок, как и кому будут выплачиваться алименты.

Если по таким вопросам есть согласие или супруги хотят решить эти вопросы позже, в иске они могут написать, что у них нет споров либо подробно описать суду суть достигнутых договоренностей.

Подробнее про особенности развода с детьми можно почитать в .

Примирение и отказ от расторжения брака

Ответчик имеет право ходатайствовать об отложении дела на время, чтобы дать возможность мужу и жене сберечь семью. Суд идет навстречу и обычно дает срок на улаживание конфликта (до трех месяцев).

Когда судья сам решает прибегнуть к этой процедуре (истец, например, не очень уверенно выступает на слушаниях), то сократить этот срок можно только если с этой просьбой к суду обратятся и истец, и ответчик.

Естественно, примирительный срок затягивает дело. Даже если истец считает такую процедуру лишней, для него есть положительный момент: оспорить решение по делу в суде высшей инстанции будет сложнее.

У истца есть право отказаться от расторжения брака. Оно действует, пока суд не удалился в совещательную комнату. Дело заканчивается мировым соглашением, в которое можно включить и имуществе.

Отказ от иска не значит, что впоследствии нельзя будет расторгнуть брак. Если у супругов испортятся отношения, можно опять судиться. Разводное дело прекращается (и брак, соответственно, сохраняется), если по истечении срока, который судья выделил для примирения, истец не пришел на заседание.

Сроки оформления развода

В среднем на процесс развода потребуется два-четыре заседания суда (если какая-то сторона против расторжения). Если стороны согласны, решение принимается обычно на первом заседании.

Минимальный срок оформления развода — месяц и 11 дней. Если решение вошло в силу ранее этого срока, оно будет незаконным.

Средние сроки оформления когда супруги согласны разводиться — полтора месяца и 1,5-3 месяца если кто-то не согласен, иногда более 3 месяцев.

Обстоятельства, которые влияют на срок оформления:

  • нормы Семейного законодательства (развод проводится не раньше месяца от подачи иска);
  • нормы ГПК РФ (предоставляют срок на обжалование судебного решения перед вступлением в силу);
  • загруженность суда и степень оперативности почты, которая извещает стороны;
  • жалобы на незаконность судебных действий (могут увеличить срок оформления еще на 2 месяца);
  • исправление ошибок и описок (увеличивают срок оформления на 1-3 недели);
  • бездействие какой-либо стороны.

Цена развода через суд

В Налоговом кодексе РФ (ст.333.19, п.5) оговорен . На начало 2018 года она составляет 650 руб.

Эту сумму платят оба супруга, если:

  • есть их согласие на разрыв брака, нет детей (несовершеннолетних), нет имущественных споров;
  • развод проводится в судебном порядке.

Как известно, брак между супругами может расторгаться двумя способами: через органы ЗАГС и через суд.

У бывших супругов довольно часто возникают подобные вопросы по поводу момента (конкретной даты) развода. Кто-то думает, что брак расторгается с момента выдачи свидетельства о расторжении брака, кто-то считает от даты штампа в паспорте, кто-то с момента получения решения суда. Чтобы не гадать, давайте обратимся к закону и рассмотрим эти два случая.

1. Если развод происходит через органы ЗАГСа

Если супруги обращаются в ЗАГС — через 1 месяц со дня подачи ими заявления брак будет расторгнут (ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

В этом случае конкретной датой расторжения брака считается день государственной регистрации в книге регистрации актов гражданского состояния

Эта дата будет указана в свидетельстве о расторжении брака, которое выдаст ЗАГС.

2. Если супруги разводятся через суд

Что касается судебного порядка расторжения брака — здесь все маленько по-другому. Днем прекращения брака будет считаться день вступления в законную силу решения суда (ч. 1 ст. 25 Семейного кодекса РФ).

Решение суда вступает в силу в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

На основании решения суда в органах ЗАГС получается свидетельство о расторжении брака. Его можно получить в любое время. Решение суда со временем не теряет свою силу.

Например, решение вступило в законную силу 20.05.2015 г., а супруг решил получить свидетельство только через год. В таком случае ЗАГС все равно выдаст свидетельство.

Чем грозит, что я долго не получаю свидетельство о расторжении брака на основании решения суда?

Ничем не грозит. Брак все равно считается расторгнутым. Единственная оговорка: супруг пока не получит свидетельство о расторжении брака не может вступить в новый брак (ч. 2 ст. 25 Семейного кодекса РФ).

Развод по старому КоБС (Кодекс о браке и семье)

Семейный кодекс РФ вступил в силу 01.05.1996 г. (взамен Кодексу о браке и семье). По старому КоБС брак, который расторгается в суде, прекращался со времени регистрации развода в книге регистрации актов гражданского состояния , а не с момента вступления в законную силу решения суда, как сейчас.

Иными словами, если супруги разводились через суд до 01.05.1996 г. и до сих пор не получили свидетельство о расторжении брака — они юридически по сей день считаются законными мужем и женой.

Вопрос: Помогите, пожалуйста. Я попала в такую ситуацию. Я - гражданка России, выходила замуж за гражданина Турции.Во время присутствовали имам и 2 женщины-мусульманки (достаточно ли этого?). Вскоре мы с мужем поссорились, и он сказал мне, что я - немусульманка, и чтобы я уехала в дом отца. Не знаю, было ли у него намерение в тот момент развестись или нет. Я спросила его: «Мы разошлись?» Он сказал: «Нет. Развод - это когда говоришь « ». И всё же через сутки он сказал мне 3 раза «талак». Я уехала. И вот в течение 1,5 месяца он просит вернуться. Утверждает, что развод не давал, что нужны свидетели. А я знаю, что развод происходит без свидетелей, и знаю последствия окончательного развода. Ситуация осложняется тем, что у нас нет общего родного языка, и я ему не могу всё объяснить. Подскажите, пожалуйста, как быть.

Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Внимание!

1. Настоящий ответ основан исключительно на заданном вопросе и должен читаться только совместно с заданным вопросом.

2. сайт не несет никакой ответственности перед какой бы то ни было стороной, которая будет или не будет действовать в соответствии с данным ответом. сайт освобождается от какого бы то ни было ущерба или потерь, независимо от способа их возникновения.

3. Данный ответ не может быть использован в качестве свидетельства в каком бы то ни было суде без предварительного письменного согласия со стороны сайт .

4. В случае, если вопрос является предметом спора между двумя сторонами, данный ответ не может быть использован ни одной из сторон в данном споре, если только данный вопрос не был совместно передан обеими сторонами с подтверждением обеих сторон о том, что заданный ими вопрос правильно и точно отражает предмет спора.

Если никах проводил имам в присутствии Вас, Вашего мужа и двух взрослых мусульманок, то никах будет по исламскими нормам действителен.

То, что Ваш муж сказал, что Вы - немусульманка, не являлось талаком (разводом). Таким образом, вплоть до того момента Ваш никах с ним оставался действительным.

Однако когда он трижды произнес слово «талак», ваш никах окончательно прекратил свое действие, и, начиная с этого момента, вы стали друг для друга. Хотя и рекомендуется иметь свидетелей при выдаче талака, но это не является необходимым. Талак без свидетелей действителен и вступает в силу.

Если муж действительно выдал Вам три талака, то следует понимать, что Вы теперь являетесь харамом для него и не можете воссоединиться с ним, даже если никах будет обновлен. Вам нужно постараться найти кого-нибудь (лучше, если это будет знающий человек), чтобы тот объяснил это Вашему мужу. Ваш период Идда* начался с момента выдачи талаков.

Если по окончании периода Идда Вам поступит хорошее предложение о браке и Вы захотите вступить в брак, Вам разрешается выйти замуж за того, кто сделает такое предложение (за исключением бывшего мужа, за которого выходить нельзя).

*Идда:

    у женщины, имеющей месячные: три полных менструальных цикла.

    у женщины постменструального возраста: три месяца.

Процедура расторжения брака в органах ЗАГС - это самая простая форма развода супругов. Здесь никого не интересуют причины развода, достаточно просто взаимного желания. Но несмотря на это для разводящихся всё равно ситуация стрессовая. Крушение надежд, обиды не всегда позволяют супругам сдерживать свои эмоции, и в некоторых случаях вместо того, чтобы согласовано развестись в ЗАГСЕ, им приходится встречаться в суде.

Расторжение брака (развод) – это процедура юридического прекращения брачных отношений между мужчиной и женщиной.

Когда возможен развод в ЗАГСе?

1.Если между супругами есть взаимная договорённость о прекращении семейных отношений, отсутствуют имущественные претензии и на момент подачи заявления о у них нет общих детей до 18 лет, то вся процедура сводится практически к обычной формальности и заявление подаётся:

  • обоими супругами лично;
  • одним из супругов, при предъявлении письменного согласия, заверенного у нотариуса или уполномоченным лицом в установленном порядке.
Чтобы всё прошло гладко, супругам лучше вместе подойти в отделение ЗАГС своего района, и каждому написать своё заявление.

Отметим, чтобы оградить себя от лишних эмоциональных переживаний, организацию процедуры развода можно поручить своему адвокату, который выступит в качестве Вашего официального представителя.

Группа Компаний "АМТ" предоставит Вам профессиональную юридическую помощь при разводе, и по Вашему поручению мы займёмся проведением всех необходимых процедур по расторжению брака.

2. Законодательство предусматривает упрощённую процедуру , когда заявление подаёт только один супруг, и обстоятельства не позволяют получить согласие другого супруга, а именно:
  • если супруг осужден на срок более 3 лет;
  • если он недееспособен;
  • когда он безвестно отсутствует.
При подаче заявления предоставляются копии судебных решений, подтверждающие такие обстоятельства, поэтому согласие на развод от второй половины требоваться не будет.

Отметим, что в некоторых случаях простота процедуры в органах ЗАГС может оказаться обманчивой, особенно по заявлению одного из супругов. Всё же могут возникнуть сложности и приходится понервничать. Вы можете воспользоваться юридической помощью специалиста Группы Компаний "АМТ", чтобы дело разрешилось с наименьшим Вашим участием.

Документы на развод в ЗАГСе

Стандартный пакет документов для развода в органах ЗАГС не сложный и к заявлению нужно приложить:

  • свидетельство о регистрации брака;
  • паспорт;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • копии документов, подтверждающих причину отсутствия одного супруга (при необходимости).
В какой ЗАГС подавать документы?

По правилам российского семейного законодательства заявления на расторжение брака может быть принято и рассмотрено в органе ЗАГС, расположенном на территории проживания одного из супругов. Также допускается обращение и подача заявления в тот ЗАГС, где в своё время состоялось бракосочетание.

В последнее время некоторые граждане для того, чтобы обратиться с заявлением о разводе, используют развивающуюся сеть многофункциональных центров государственных и муниципальных услуг, а в интернете всё большей популярностью пользуется единый портал государственных услуг.

Сроки развода в ЗАГСе

Нужно знать, что для тех, кому не терпится развестись как можно быстрее, придётся набраться терпения. Даже в ЗАГСе развод не может состояться раньше, чем пройдут положенные 30 дней с момента подачи заявления.

Такой срок законодательством установлен с целью оградить семейную пару от необдуманных поступков. Ведь не исключено, что решение о разводе могло быть принято в эмоциональном порыве, после очередной семейной ссоры.

Случается, что во время такого срока ожидания, супруги мирятся, и просто не приходят в назначенную дату. Поданное заявление автоматически аннулируется. Если же решение развестись всё же было обдуманным и взвешенным, и супруги приходят, то представитель ЗАГС для завершения процедуры развода вносит актовую запись в книгу государственной регистрации расторжения брака.

Если по каким-то причинам развод будет получен раньше положенного срока, то это законно может быть оспорено в суде, и развод будет признан недействительным.

Сколько стоит развод через ЗАГС?
  • 650 рублей должен заплатить каждый супруг, если подаётся совместное заявление;
  • 200 рублей, если заявление подаёт один супруг.
Реквизиты для оплаты нужно предварительно узнать в самом ЗАГСе, в котором будете разводиться. Там обычно всегда имеются образцы для заполнения квитанции оплаты или готовые бланки.

Без квитанции на уплату государственной пошлины документы на развод в органах ЗАГС не принимаются.

Произвести оплату можно в любом ближайшем банке. При этом дожидаться, когда фактически поступит оплата пошлины, нет необходимости. Достаточно приложить к заявлению сам оригинал квитанции.

Для оплаты пошлины можно использовать различные банковские терминалы, но прежде убедитесь, что он распечатывает чек, а при введении данных платежа нужно указать подробно свои личные данные (полностью ФИО, адрес прописки).

Если один из супругов не явился?

Случается, что супруги уже сходили в ЗАГС, написали заявление и подали вместе со всеми документами, а потом через месяц в назначенное время один из них не приходит для завершения процедуры развода. Что же делать?

Если Ваше решение прекратить семейные отношения обдуманное и окончательное, то не важно, явится вторая половина или нет. В назначенный день для завершения развода, вполне достаточно присутствие в ЗАГСе хотя бы один из супругов.

Если в день, на который назначена процедура развода не пришёл ни один из супругов, развод считается несостоявшимся.

Итогом процедуры или в суде является свидетельство о расторжении брака. Этот юридический документ можно оформить и получить в день развода, или позднее в любой другой день.


Please enable JavaScript to view the

Приведём некоторые обычаи и традиции, связанные с погребальным обрядом и практикуемые мусульманскими народами, но порицаемые Шариатом.

1. Проведение собраний с целью отметить 40 дней после смерти человека.

При проведении поминальных обрядов нельзя подражать традициям немусульман. Траур в Исламе, согласно хадису Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), соблюдается 3 дня.

Проведение благочестивых собраний для чтения мавлида за душу покойного, поминание Всевышнего (зикр), мольбы и т. п. является дозволенным и поощряемым в Шариате действом. В частности, если их провести в высокочтимые дни и месяцы, за это можно удостоиться большего вознаграждения. Однако намерение отметить именно 7-й, 40-й, 52-й или любой другой день и год после захоронения человека, как заведено у многих мусульманских народов, не является ни сунной (деянием, рекомендованным религией), ни фарзом (обязательным требованием религии). Проведение этой традиции именно с указанным намерением порицается Шариатом.

Если время проведения благочестивого маджлиса совпало с этими днями (например, с 40-м днём), то у устраивающего это собрание никак не должно быть намерения совершать это, возвеличивая и отмечая именно этот (40-й) день.

Особенно не соответствуют Шариату, как это принято в настоящее время в некоторых сёлах, собрания, так называемые сороковины (40-й день), на которые приглашаются из городов и сёл все родственники, и которые требуют, соответственно, чрезмерных расходов. Говорят, что в некоторых сёлах, отмечая этот день, даже пьют водку.

Да убережёт нас Всевышний от подобных маджлисов!

Если бы те средства, которые родственники покойного расходуют в этот день на угощение и дорогу, они раздали бедным и нуждающимся или же пожертвовали их на проведение воды, сооружение дорог, мостов, на благоустройство мечети и медресе, то и покойные, и живые получили бы от этого в тысячи раз больше пользы.

2. Соблюдение траура женщинами после смерти родственника более 3 дней.

Немало женщин, которые даже в течение нескольких лет носят траурную чёрную одежду. Согласно Шариату, женщине, даже если умер её отец, брат, сын, запрещено (харам) носить траур более трёх дней, кроме случаев, когда умер её муж или она окончательно развелась с ним. Такая женщина по Шариату обязана соблюдать траур в течение четырёх месяцев и десяти дней.

Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Не разрешается женщине, верующей в Аллаха и Судный день, соблюдать траур больше трёх дней. Если же умер её муж, то ей следует пребывать в трауре 4 месяца и 10 дней». Передали это изречение имамы аль-Бухари и Муслим.

Дорогие сёстры по вере! Для вас будет лучше, если будете следовать указанному Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) его пути, отстраняясь от пути сатаны.

3. Отпускание бороды родными и близкими умершего.

Отпускание бороды является сунной Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), однако в Шариате не поощряется её отпускание, связанное это именно со смертью человека. В шариатских книгах написано, чтобы мы не совершали что-либо в дополнение к тому, что мы соблюдали до смерти кого-либо, т. е. выражение печали и других отдельных обычаев, совершаемых для того, чтобы народ видел это.

4. Отправление женщин без сопровождения близких родственников-мужчин (сын, муж, отец и т. д.) в другие сёла и города для выражения соболезнования близким, знакомым, родственникам умерших.

Ислам запрещает женщинам отправляться в путешествие без сопровождения махрама.

5. Расходование имущества человека, после смерти которого остались ещё не достигшие совершеннолетия дети (сироты), в качестве милостыни и на другие желательные деяния.

Дети, у которых умер отец, считаются сиротами (по-арабски «сирота» – «ятим»), пока не достигнут половой зрелости. Наследство, которое осталось им после смерти отца, является их собственностью и расходуется по усмотрению попечителя исключительно на содержание этих детей (попечитель назначается отцом детей или судьей (кадием)). Все деньги отдаются детям полностью по достижении ими совершеннолетия . Поэтому, в частности при проведении поминок, запрещается расходовать деньги сирот для угощения гостей. Однако мать детей и уже совершеннолетние дети могут расходовать свою долю имущества после его разделения на такие желательные цели.

Сказано в Священном Коране:

Смысл: «Отдавайте сиротам их имущество и не меняйте ваше дурное на хорошее сирот. Не используйте имущество сирот не в соответствии с Шариатом в дополнение к вашему, ибо, поистине, это большой грех» (сура «Ан-Ниса», аят 2).

В другом аяте говорится:

смысл: «Воистину, кто питается на деньги сирот без права, тот питает в своём желудке огонь и будет гореть в адском пламени» (сура «Ан-Ниса», аят 10).

Если умерший завещал, согласно религии, не более 1/3 части всего наследства и если эти расходы на желательные деяния делаются из этой части имущества, то это другое дело. Из имущества человека, который умер, оставив несовершеннолетних детей и не составив завещания, дозволяется делать расходы только на его похороны и на возмещение его долгов перед Всевышним и людьми, а тратить его на желательные (сунна) цели, такие, как милостыня и т. п., является запретным (харам).

Если все без исключения наследники уже совершеннолетние, и дают согласие, то из оставшегося после смерти человека имущества дозволяется делать расходы на благие желательные цели, такие, как подаяние и т. п.

6. Не отдав оставшиеся на покойном долги, будь они связаны со Всевышним или людьми, следуя обычаям других, раздача его оставшегося имущества на желательные (сунна) деяния (милостыня и т. п.).

Недействительна раздача наследства умершего и продажа хотя бы его части до тех пор, пока не исполнят завещания умершего, не раздадут долги и не выделят стоимость хаджа и умры, если он был обязан их совершить, а также расходы на саван и захоронение. В случае, если денег для выполнения всего перечисленного недостаточно, продаётся что-либо из наследства.

Если на покойном остались невозмещёнными намаз и пост, несовершённый хадж (при наличии возможности), невыплаченный закят или долги, то пока хоть часть из указанного остаётся неисполненной, нельзя из наследства расходовать средства на желательные цели. Поэтому его душеприказчик и наследники в первую очередь должны обратить внимание на возмещение указанных деяний. Если сами они не знают, как это делается, то пусть отправляются к учёным-богословам, которые хорошо разбираются в этих вопросах. Затем, отложив из его наследства средства, которых достаточно для возмещения этих долгов, из оставшейся части выделяются средства, указанные в его завещании, т. е. не более 1/3 части.

Завещание выполняется при условии, что умерший завещал раздать, согласно религии, не более 1/3 части всего наследства. Остальные 2/3 части наследства распределяются между теми, кто имеет право получить свою долю из этого наследства, которая указана в Шариате (в книгах о наследстве (мирас)).

Однако до тех пор, пока не возместятся долги покойного, нельзя даже завещанные средства направить на соответствующие цели (на исполнение его завещания).

Некоторые люди завещают, чтобы после их смерти отдали что-либо из имущества одному из наследников. Этого нельзя делать (если остальные наследники с этим несогласны), ибо в хадисе сказано, что завещание не предназначено для наследников. Для наследников есть определённая самим Кораном и хадисами часть имущества покойного.

Оставшаяся после этих процедур часть имущества является собственностью наследников, и поэтому её необходимо соответствующим образом распределить или если все наследники являются совершеннолетними и умственно полноценными, то каждый из них из своей доли по возможности может направить средства на совершение благих, рекомендуемых деяний за душу усопшего. Если среди наследников есть такие, которые ещё не достигли совершеннолетия или умственно неполноценные, то из их доли имущества не следует ничего выделять на желательные деяния.

7. Украшение могилы мрамором или другими дорогостоящими камнями, израсходовав на это большие средства, и установление над могилой роскошной мраморной плиты. Особенно порицаемо, когда на надмогильнойплите рисуют или прикрепляют портрет или фотографию покойного.

От средств, потраченных на украшение таким образом могил, нет никакой пользы ни для покойного, ни для живых, кроме случая со средствами, израсходованными на благоустройство могил святых людей, шейхов, учёных-богословов, за что предусмотрено благое воздаяние, ибо это является возрождением их дорогих святынь (зияратов).

Так пишет имам ан-Навави.

8. Причитание, рыдание и громкий плач при смерти родного или близкого человека.

У нас в республике (в Дагестане) в некоторых сёлах даже мужчины громко рыдают. В Шариате не порицается проливание слёз из милосердия к покойному и тихий плач по нему, однако если плач, крики и рыдания слышны даже снаружи дома, то это является запретным.

9. Приглашение на поминки женщин специально для оплакивания умершего.

Платить таким плакальщицам, кормить их и употреблять средства, которые они получили за оплакивание, является запрещённым по Шариату. Мы раньше упоминали и о хадисах, повествующих о наказании, предназначенном подобным плакальщицам.

10. Проведение времени большинством людей, пришедших на сборы для выражения соболезнования, в разговорах об имуществе, о мирском, в хуле и наговорах на других так, что эти деяния только вредят им самим и покойному, но никак не приносят пользу ни им, ни ему.

Необходимо извлекать пользу от таких собраний, превратив их в благочестивые маджлисы, молясь и читая что-либо из Корана за душу умершего, рассказывая присутствующим об основах религии, где знающий может передать свои знания другим. Если поступить так, то, поистине, польза от этого велика и для покойного, и для собравшихся на соболезнование. Следует учесть и тот факт, что в таких местах (на соболезнованиях) люди особенно внимательно слушают проповеди и внимают им.

11. Увидев, как один много расходует на желательные деяния, и беря пример с него, утверждая, что он не хуже, стремление каждого (и бедного, и богатого) изыскать средства, чтобы делать такие же большие расходы на рекомендуемые деяния, т. е. не ради Всевышнего, а напоказ.

Добровольные пожертвования делаются каждым человеком, исходя из его возможностей. Совершение чего-либо благого, следуя традициям и обычаям людей, не приносит никакой пользы на том свете, ибо Всевышний не принимает деяние раба, если его намерение неискреннее.

Последовав этим традициям, совершая их напоказ, ради мирских целей, мало ли людей оказались в больших долгах и безвыходном положении?! Не лучше ли совершить добровольные расходы, исходя из собственных возможностей, чем, боясь разговоров, следовать обычаям, приносящим вред как в этом мире, так и в мире вечном?! Не нужно бояться сплетен, пусть говорят. Ведь они никак не повредят тебе, напротив, принесут пользу, ибо их благие деяния сплетников сотрут из их книг деяний и перенесут в твою книгу деяний.

В некоторых населённых пунктах появилась традиция раздавать в качестве милостыни каждой семье по килограмму сахара, риса или определённую часть мяса, хотя на самом деле нет таких возможностей. А в других селах, помимо того, что раздают мясо на душу населения, раздают его и за пределами села, в соседних сёлах. Чем расходовать 100 000 рублей, следуя таким традициям, лучше и высокочтимее потратить 100 рублей в пользу бедных и нуждающихся, отдать в медресе, учащимся религиозных учебных заведений, на издание и распространение религиозной литературы и на другие подобные цели. Особенно если понести указанные огромные расходы с намерением следовать традиции и обычаям, то за такие пожертвования хозяева не получат вознаграждения.

12. Посещая кладбища в высокочтимые дни, посещение их мужчинами и женщинами совместно.

Однако если женщины отправляются на кладбища со своими близкими родственниками (махрам), дабы посетить могилы родных и близких, шейхов, праведников, учёных-богословов, и если они одеты согласно требованиям Шариата, то в этом не будет ничего предосудительного.

Женщинам, особенно молодым, в одеяниях, выявляющих их прелести, очень порицаемо отправляться на кладбище.

13. Собрание женщин над телом покойного, для оплакивания перед выносом его из дома.

Для родственников желательно посмотреть на умершего. А для чужих, не являющихся махрамами для покойного, открыть лицо умершего и стоять над ним вместе является запретным. Также запрещается стоять над покойной женщиной мужчинам, не являющимся для неё махрамами, так же, как запрещено и толпиться над покойным мужчиной женщинам, не являющимся для него махрамами.

14. После вынесения носилок с телом умершего из дома остановка в пути и чтение зикра (поминания Всевышнего) или по пути на кладбище открывание его лица и его поглаживание.

15. Откладывание захоронения покойного после сооружения могилы, обмывания и заворачивания, т. е. после выполнения всех необходимых обрядов до тех пор, покане закончат чтение Корана за душу умершего или пока не приедет издалека его какой-то родственник.

В хадисе, переданном имамами Муслимом и аль-Бухари, говорится: «Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) повелел быстро готовить умершего и хоронить».

16. Говорят, что в некоторых сёлах Дагестана принято, стоя возле могилы покойного, выпивать спиртное под предлогом поминания усопшего.

Это уподобление неверующим. Спиртное, которое и так Шариат запретил, нельзя даже близко подпускать к кладбищу.

17. Говорят также, что в некоторых населённых пунктах нашей республики бытует обычай: мать покойного, его сестра, супруга, т. е. близкие родственницы, в течение целого дня стоят посредине комнаты для того, чтобы встречать женщин, приходящих соболезновать.

Это недостойный обычай, который может только утомлять, но никак не польза ни для покойного, ни для живых. Напротив, необходимо проявлять сочувствие и милосердие к родным и близким покойного, и именно их в эти дни не следует беспокоить, они нуждаются в покое. Поэтому всему джамаату таких населенных пунктов необходимо отказаться от подобного обычая.

18. Люди, отправившиеся на кладбище хоронить покойных, проходят над могилами, сидят или стоят на них, проявляя беспечность и ведя себя ненадлежащим образом.

Хадис Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), переданный Муслимом, гласит: «Вам лучше сидеть на раскалённых углях, которые сожгут вам одежду и дойдут до вашей плоти, чем сидеть на могиле».

При возникновении крайней необходимости, т. е. если нет другого пути, то не запрещено ходить через могилы.

19. Некоторые не огораживают кладбище вокруг, вследствие чего туда ходят собаки и т. п., которые оскверняют могилы, а также туда попадает мусор.

Сказано, что жителей такого населённого пункта непременно настигает какое-либо несчастье.

В хадисе говорится: «Всё, что приносит мучение, вред и тяготы живому человеку, приносит их и покойному». Поэтому, дорогие братья и сёстры, необходимо держать кладбище на подобающем уровне чистоты и относиться к этому со всей серьёзностью.

Шейх Ислама и крупный имам Давуд аль-Аший прислал письмо джамаату одного из селений Дагестана, в котором написано: «До нас дошло, что ваше кладбище заброшено и загрязнено, что там водится скот. Вы обязаны, даже заплатив соответствующие средства, сделать так, чтобы животные не обитали там, очистить кладбище от нечистот, исходя из своих возможностей. В этих могилах покоятся ваши отцы, матери, братья, сёстры и дети. Бойтесь Аллаха в совершении чего-либо, что может нанести им вред. Причинять вред покойному строго запрещено. Берегитесь бед и наказания со стороны Всевышнего.

Большинство несчастий настигает людей из-за того, что они причиняют покойным мучение, вред. Наступать на могилы, топтать их людям или животным запрещено Кораном и хадисами.

В большинстве случаев причиной того, что людей и животных настигает чума, является неуважительное отношение к покойным, причинение им мук. И мольбу покойных Аллах принимает, потому бойтесь Всевышнего, о обладатели разума, дабы обрести счастье. И да снизойдёт приветствие Аллаха на тех, кто следует прямым путём!» («Фатави аль-Чухи», с. 64).

Немало у нас в республике населёенных пунктов, жители которых не препятствуют животным ходить и топтать кладбище и осквернять его. Им тоже необходимо хорошо поразмыслить над содержанием указанного письма.

20. Выявление недостатков покойного.

В хадисе Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказано: «Упоминайте только хорошие деяния усопших».

21. Сенокос на кладбище.

Трава или дерево, растущие на могиле, пока они зелёные и невысохшие, нежелательно косить или рубить, а ибн Хаджар пишет, что это даже запретно.

Пока подобные растения или дерево зелёные, они совершают славословие (тасбих) Всевышнему, туда нисходят ангелы, и то, что растёт на могиле, является собственностью обитателя данной могилы, и поэтому нельзя совершать что-либо, приносящее ему вред. Однако косить или рубить их можно после того, как они высохнут. Разрешается также косить траву, растущую между двумя могилами, но не над могилой. На это также необходимо обратить особое внимание тем, кто совершает подобное.

22. Неверно убеждение ваххабитов, которые запрещают посещать могилы пророков и святых людей для благословения.

Посещение могил пророков или святых людей для благословения является благим делом (сунной).

23. Неверно мнение людей, которые после смерти человека выключают в комнате свет и не включают его в течение 40 дней, считая, что душа умершего посещает это место. Некоторые люди запрещают молиться в доме умершего, что тоже является неверным.

Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Нам разрешено молиться на любом чистом участке земли». Хадис передал имам Муслим.

Примечание. Некоторые люди, когда у них умирает кто-либо, собирают множество своих родных, близких, друзей, знакомых и незнакомых, однако среди них бывает очень мало таких, кто совершает погребальный намаз по усопшему.

Для покойного нет более дорогого и высокочтимого дара от нас, чем совершение заупокойной молитвы. Человеку, который хотя бы немного беспокоится и скорбит по покойному, следует в первую очередь совершить заупокойный намаз, и тому, кто ещё не умеет совершать его, необходимо обучиться ему.

Также все мусульмане села ходят на могилу умершего утром и в предвечернее время, однако если услышат призыв на намаз, в мечеть мало кто отправляется. Это также свидетельствует о том, что большинство людей ходит на соболезнование и на могилу покойного не ради Всевышнего, а ради людей.

Посещение кладбища, чтение там Корана и т. д. являются желательными деяниями, однако посещение мечети для совершения коллективного намаза является в тысячи раз более важным и высокочтимым действом.

Да поможет нам Аллах провести похоронные обряды так, как указано в Шариате, дабы они принесли пользу и живым, и покойным! Амин.

Согласно Шариату, совершеннолетие наступает с половой зрелостью или если половая зрелость не наступила ранее, с 15 лет по лунному календарю (примерно 14,5 лет по солнечному григорианскому календарю).

По книге «Сущность смерти и похоронный обряд». СКУЦИОН. Махачкала 2009