Бирочная система. Основные положения Каких типов изготавливаются текстильные стропы

Назначение: бирочная система – система допуска к работам, обеспеч-ивающая безопасную организацию труда, и устанавливающая соответ-ствующие требования безопасности, производственные взаимоотношения между лицами, выполняющими эти работы.

В основу бирочной системы положен принцип: «только этот работник может управлять механизмом или выполнять на нём работы, у кого в данный момент находится на руках бирка ».

Замок выключатель (электромеханический замок) – это контактная система (замыкания и размыкания), которая работает по принципу – «электрическая цепь замкнута при вставленном, повернутом в скважине замка выключателя в ключе».

Электрическая цепь разомкнута при отсутствии ключа в замке выключателя.

Ключ-бирка – металлический диск, на котором выбито наименование цеха и номер крана, и отверстие для ключа. Выдается в единственном экземпляре НА КРАН. При утере бирки, на основании чего выдается дубликат – виновного привлекают к ответственности.

Билет 18

Вопрос 4

Назначение системы предупредительно плановых работ (ППР)

Система ППР предусматривает проведение ремонтов 2-ух видов : текущего и капитального.

При текущем ремонте кранов осуществляют замену отдельных быстроизнашивающихся деталей и узлов: замена ходовых колёс, разборка и сборка редуктора, и замена масла, проверка креплений и других мелких дефектов.

При капитальном ремонте проводят полную разборку, очистку, промывку всех механизмов, частичную замену их, устраняют все дефекты, выявленные в процессе эксплуатации (на основании вахтенного журнала и дефектной ведомости мастера по кранам) и обнаруженные при проведении ремонта, а также могут увеличить грузоподъемность крана и т.д.

Планы текущих и капитальных ремонтов работ оформляют в виде годовых и месячных графиков.

Билет 18

Вопрос 5

Назначение и устройство блочной подвески башенного крана

Крюковая подвеска представляет собой грузозахватный орган, оборудованный крюком и подвешенный на грузовых канатах к тележке или к главным блокам стрелы.



Подвеска состоит: из двух щёк (1) (литых или из листового металла), между которыми на осях вращаются канатные блоки (2). В нижней части щёк установлена траверса, в которой на упорном подшипнике закреплен грузовой крюк.

По количеству блоков подвески бывают: безблочные., одно-двух и трёх блочные.

Безблочные подвески применяют на кранах с малой грузоподъем-ностью (2-3т.) при подвеске груза на одном канате без полиспаста (КБ-402).

Одноблочная подвеска используется на кранах с небольшой высотой подъема (20-25м.), где отсутствует опасность закручивания грузового полиспаста.

Двухблочные подвески используются на кранах с большой высотой подъема подвеса (более 25м.). чтобы не закручивался полиспаст блоки широко разведены друг от друга.

Трёхблочные подвески – на кранах с переменной кратностью грузового полиспаста.

На кранах с большой грузоподъемностью (более 25т.) применяют крановые подвески с большим числом блоков.

На башенных кранах наиболее распространены двух-, и трехблочные крюковые подвески.

Двухблочная крюковая подвеска состоит: из 2-ух листовых щёк, двух осей, на которых на шариковых подшипниках установлены блоки, траверсы и пропущен через неё крюк. Щеки стянуты между собой пятью болтами с распорными трубами. Крюк опирается на траверсу через упорный шарикоподшипник и может легко вращаться относительно крюковой подвески. Такое крепление крюка позволяет разворачивать поднятый груз вокруг вертикальной оси подвески. Подшипник крюка закрыт от грязи и влаги крышкой и резиновыми уплотнителями. На кране имеется предохранительный замок, который препятствует произвольному выходу серьги съемного грузозахватного приспособления из зева крюка. Трехблочную подвеску имеет кран КБ-674.

Массу крюковых подвесок при проектировании подбирают так, чтобы они опускались без груза на крюке под действием собственной силы тяжести, протягивая грузовой канат, на котором они подвешены. Иногда, при недостаточной массе подвески на щеки навешивают дополнительные грузы (КБ-674).

На ряде кранов-погрузчиков (КБ-572А), оборудованных грейфером, подвешенным к крюку на крюковой подвеске, размещают механизм поворота грейфера, управляемый машинистом крана.

9. Траверса

Билет 19

Вопрос 1

Устройство и назначение тормоза ТКГТ-300 (400)

Т – тормоз, К – колодочный, Г – гидравлический, Т – переменного тока, 300 (400) – диаметр шкива.

Тормоза предназначены в грузоподъемных кранах для полной остановки хода передвижения моста и тележки на заданном отрезке пути и для полной остановки механизма подъема и удержания груза на весу.

Устройство: рис

1. Основание

2. Болтовые крепежи

5. Вилка ригельная

К рычагам пальцами

крепятся чугунные

колодки с подкладками

(лента, феррадон).

6. Колодка

7. Лента феррадон

9.Шкив полумуфт

Через отверстие рычага

проходит тяга, упира-

ется в палец и проходит

через него. Палец укреп-

ляется коромыслом.

11. Коромысло

12. Регулировочные гайки.

Коромысло крепится к рабочей стойке пальцами. К коромыслу крепится пальцем шток главной пружины.

13. Главная пружина.

14. Приваривается пластина

На пальце крепится гидротолкатель, который состоит из гидравлической ванны и короткозамкнутого двигателя. Стойки крепятся регулировочным болтом.

15. Гидротолкатель

16. Гидравлическая ванна

17. Короткозамкнутый двигатель.

Билет 19

Вопрос 2

Назначение, устройство кранового заземления

Все части электрооборудования (корпуса, электродвигатели и аппараты), не находящихся под напряжением, могут оказаться вследствие плохой изоляции или короткого замыкания, должны быть заземлены. Для этого корпуса надежно присоединяют заземляющим (устройством) к колоннам, которые имеют соединение с землей.

На кране защитное заземление нужно для того. Чтобы спасти крановщика, электромонтера от поражения электрического тока.

Заземляющее устройство – это преднамеренное устройство, состоящее из медного провода, сплетенного между собой с клеймами, где одну сторону заземляющего устройства надежно закрепляют к корпусу, а вторую часть к месту установки.

В кабине моста крана вся электроаппаратура заземляется к кабине, кабина – к главным балкам моста. На галерее моста заземляется корпус двигателя, магнитные катушки тормозов, сопротивление, контакторные панели, концевые выключатели передвижения тележки.

На тележке электроустановка заземляется к настилу тележки и через ходовые колеса на надтележечные рельсы к главным балкам моста.

Мост, через х.колеса на подкрановые пути, которые соединяются перемычкой в местах стыка. Подкрановые пути к балкам крана, балки – через болтовые соединения к колоннам здания, колонны здания вместе с нулевым (линейным) проводом в землю до почвы промерзания.

В почве устанавливаются три стержня, окрашенные кузбасс лаком (гудроном), между собой соединены сваркой и выведены к соединению колонны. Сопротивляемость соединения должна быть 4 Ома, если меньше, то рядом выстраивается ещё одно сооружение.

Билет 19

Вопрос 3

На что нужно обратить внимание при осмотре крюковой подвески

1. На крепление щековин и их деформацию;

2. Исключить трещины, ослабление болтовых соединений на ригельной планке, которая стопорит ось блоков и ось траверсы крюка;

3. Крепление хвостовика крюка в оси траверсы, т.е. осмотреть гайку, ригельную планку и болты, стопорящие от самораскручивания гайки с хвостовика крюка;

4. Вращение крюка в оси траверсы вокруг своей оси на 360°, кроме магнитных кранов;

5. На крюке должен быть замок, клеймо, где указан номер завода-изготовителя, грузоподъемность и дата изготовления;

6. Исключить на крюке в зеве крюка в опасном месте сечения не более 140% от первоначальной его толщины, а также облом рога крюка;

7. Деформация крюка, т.е. отгиб рога крюка, а также облом рога крюка;

8. Не допускать износ ручья блока более 40% от первоначального его радиуса, а также облом реборды блока, его деформации.

Билет 19

Вопрос 4

Порядок допуска крановщиков к самостоятельной работе

Лицо, не моложе 18 лет, прошедшее медицинское обследование и признанное годным, и прошедший полный курс теоретического и практического обучения, сдавший успешно экзамен квалификационной комиссии с участием инспектора Ростехнадзора.

Билет 19

Подготовка и допуск крановщиков к обслуживанию кранов


К работе в качестве крановщика (машиниста) допускаются лица обоего пола не моложе 18 лет, признанные годными для этой работы и прошедшие специальное обучение управлению краном. Независимо от срока обучения учащиеся должны пройти курс практической работы на кране сроком не менее одного месяца под руководством опытного крановщика.

Управление электрическим мостовым краном можно поручать лицам, имеющим специальные знания и практические навыки работы на кране.

В соответствии с «Программой для индивидуальной и бригадной подготовки машинистов мостовых электрокранов» крановщик обязан:
1) управлять всеми механизмами мостового крана в производственных условиях;
2) проверять исправность этих механизмов, своевременно устранять обнаруженные дефекты, смазывать движущиеся части, механизмы и подготовлять кран к работе;
3) проверять предохранительные устройства крана, качество тросов, цепей и их крепление;
4) проверять и регулировать тормозные устройства крана;
5) правильно поднимать, перемещать и опускать грузы;
6) определять примерный вес груза;
7) участвовать в работе по текущему и капитальному ремонту крана;
8) правильно вести сменный журнал по эксплуатации крана;
9) применять передовые методы труда;
10) соблюдать правила техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности,

Крановщик должен знать:
1) основные сведения по электротехнике;
2) устройство и принцип действия мостового крана и его отдельных механизмов;
3) свойства и назначение материалов, применяемых на кране;
4) правила обслуживания, эксплуатации и ремонта крана;
5) сигналы стропальщика, регулирующего транспортировку грузов;
6) основные процессы производства, организационную структуру завода, цеха, участка;
7) правила техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.

Крановщик, допускаемый к работе на кране, должен получить наряд на работу и бирку с указанием номера крана.

Бирочная система при работе с кранами введена для того, чтобы не было несогласованности действий крановщика и других лиц, обслуживающих кран.

Бирка вручается крановщику перед началом работы сменщиком или лицом, в ведении которого находится кран.

При неисправном кране бирка крановщику не выдается, а при производстве ремонтных работ она должна быть передана лицу, ответственному за производство ремонтных работ.

14 ..

БИЛЕТ № 14

1. Порядок применения марочной системы при управлении кранами и ПС

Администрация предприятия (цеха) обязана:

2) установить порядок приема и выдачи переносного пульта и ключа-марки к нему в соответствии с положением о порядке применения марочной системы на предприятии.

Крановщику-оператору, сдающему смену, не разрешается передавать переносной пульт и ключ-марку от него, если приемка крана сменщиком не проводилась или проводилась с нарушением производственной инструкции.

Для подготовки крана и системы дистанционного управления к работе крановщик-оператор должен:

1) включить пульт ключом-маркой и проконтролировать включение индикатора на пульте и контрольной лампы на кране. Если индикатор не включился, следует заменить аккумуляторную батарею; если не включилась контрольная лампа на кране, необходимо прекратить работу до выявления и устранения неисправности;

…………….

При работе с краном, оснащенным ключ-маркой, крановщик-оператор должен:

4) в случае "залипания" кнопок командоаппаратов на пульте немедленно отключить кран нажатием аварийной кнопки; если при этом система не отключается, выключить ее ключом-маркой;

7) при перерыве в работе убирать переносной пульт в установленное место, оставив у себя ключ-марку;

9) отключить пульт ключом-маркой при внезапном обесточивании крана. Если в этом случае груз остался в поднятом состоянии, следует вызвать (через стропальщиков или других рабочих) инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и принять меры к недопущению прохода людей под поднятым грузом;

10) бережно относиться к пульту и ключ-марке, следить за их чистотой.

3.4. При работе с краном, оснащенным ключ-маркой, крановщику-оператору запрещается:

1) передавать ключ-марку посторонним лицам;

2) во время кратковременного перерыва в работе оставлять пульт включенным ключом-маркой и без присмотра;

…………

2.Порядок строповки и складирования труб.

При обвязке и зацепке труб стропальщик должен:

1) производить обвязку и зацепку труб в соответствии со схемами строповки;

2) проверить массу груза по списку масс грузов (если стропальщик не может определить массу груза, он должен поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемными сооружениями);

3) канаты, цепи накладывать на основной массив груза (раму, каркас, корпус, станину) без узлов, перекруток и петель, под острие ребра грузов подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждений;

4) обвязывать груз таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей (доски, бревна, прутки, трубы и т.п.) и обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении. Строповку длинномерных грузов следует производить не менее чем в двух местах.

5) перед подачей сигнала о подъеме груза стропальщик должен проверить, нет ли на трубах незакрепленных деталей и инструментов, перед подъемом труб большого диаметра следует проверить, чтобы в них не было земли, льда или предметов, которые могут выпасть при подъеме;

6) убедиться в том, что вовремя подъема груз не может ни за что зацепиться;

7) убедиться в отсутствии людей возле груза, между поднимаемым грузом и стенами, колоннами, штабелями, станками и другим оборудованием. Перед подъемом груза стреловым краном стропальщик должен проверить отсутствие людей возле крана, на его поворотной платформе и в зоне опускания стрелы и груза, а затем выйти из опасной зоны.

Согласно «Инструкции по складированию и хранению материалов, оборудования и запасных частей на складах баз производственно-технического обслуживания и комплектации, предприятий и организаций Министерства нефтяной промышленности. РД 39-7-904-83» при хранении труб необходимо соблюдать следующий порядок:

2.2. На открытых площадках материальных складов, которые должны быть забетонированы или заасфальтированы с уклоном 2 - 3 градуса для стока воды, хранится …., трубы стальные (кроме газовых и тонкостенных), трубы чугунные и фасонные части к ним.

2.3. Под навесами хранят: …. трубы мелких диаметров.

2.7. Порядок укладки на местах хранения труб, …….., техника их хранения зависит от их габаритных размеров, способа упаковки, поступающего количества и других условий.

2.8. Трубы стальные: обсадные, бурильные, нефтепроводные, насосно-компрессорные должны храниться в стоечных стеллажах на открытых площадках.

2.9. Перед укладкой труб на хранение проверяется правильность маркировки и наличие предохранительных элементов (колец, колпаков) на резьбовых соединениях.

2.10. Укладываются трубы раздельно по размерам.

2.11. На одном стеллаже укладываются трубы, имеющие одни и те же параметры: тип, условный диаметр, толщина стенки, группа прочности, тип и класс резьбы.

2.12.Требования, предъявляемые к стеллажам и укладке труб в штабели, следующие:

2.12.1. Рабочая (опорная) поверхность стеллажей должна быть горизонтальной с целью предотвращения самопроизвольного перекатывания труб.

2.12.2. Высота стеллажей от земли должна быть не менее 300 мм.

2.12.3. Высота штабеля труб на стеллажах не должна превышатьтрех метров .

2.13. При укладке труб рядами диаметромдо 300 мм в штабель высотой до 3 метров, между рядами должно быть проложено не менее 3-х прокладок: для насосно-компрессорных труб - 30 мм ; для обсадных, бурильных и нефтепроводных - 40 мм - для удобства застройки. Трубы диаметромсвыше 300 мм укладываются в штабель высотой до 3 метров без прокладок, в седло (или «пирамидой»).

2.14. Каждый стеллаж должен быть снабжен табличкой, содержащей основную техническую характеристику размещенных на данном стеллаже труб.

2.15. Наличие смазки на трубах с нарезкой и на муфтах проверяется и при необходимости восстанавливается.

………………

2.18. Во избежание скатывания труб, ….. со стеллажей запрещается переполнять ячейки стеллажей с образованием "шапок". Стеллажи должны иметь противораскатные стойки.

……………….

2.23. Расстояние между рядами штабелей (стеллажей) должно быть не менее 1 метра.

……………….

2.25. Габариты приближения штабелей к железнодорожному пути должны быть не менее 2,25 м от рельса.

2.26. Концы проката выравниваются при помощи торцевателей.

Особенности строповки труб:

Строповка длинномерных грузов – стропы должны накладываться от края груза на расстоянии1/4 его длины.

Строповка труб – необходимо применять стропы со специальными захватами или на «удавку», траверсы. Недопустимо применять стропы с крюками, вставленными внутрь тела трубы, т.к. крюки не предназначены для работы на разгибание.

Строповку груза в обхват (на «удавку») при длине груза менее 2 м допускается производить в одном месте.

Строповка труб с тепло- или гидроизоляцией – необходимо использовать текстильные ленточные стропы.

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА, БИРОЧНАЯ СИСТЕМА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ

издание официальное

Министерство черной металлургии СССР

РАЗРАБОТАН

Всесоюзным научно-исследовательским институтом охраны труда и безопасности черной металлургии (ВНИИТБЧермет))

Директор института О.М.Чехомов.

Заведующий отделом индивидуальной защиты и средств безопасности

В.П. Холопцев

Заведующий лабораторией электробезопасности А.Л.Штейнер

Руководитель темы, заведующий группой О.И. Шатков

Техническим управлением Министерства черной металлургии СССР

Заместитель начальника управления В.К.Дегтяренко

Управлением охраны труда и техники безопасности Министерства черной металлургия СССР

Начальник управления М.М. Зиньковский

ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ

Отделом стандартизации черной металлургии ЦНИИЧермета им.. И.Л. Бардина

Заведующий отделом Л.В. Маандров

Заведующий отделом лабораторией отраслевой стандартизации А.А. Сахарнов

СОГЛАСОВАН

Центральным комитетом профессионального союза рабочих металлургической промышленности

Секретарь ЦК профсоюза И.Д.Новиков

УТВЕРЖДЕН

Министерством червой металлургии СССР Первый Заместитель Министра Д.П.Галкин

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ

Приказом Министерства черной металлургии СССР от 29.12.79 №1222

РАЗМНОЖЕН

С разрешения Технического управления Министерства черной металлургии СССР

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА, БИРОЧНАЯ СИСТЕМА НА ПРЕДПРИЯТИИ И В ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ,

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ.

Приказом Министерства черной металлургии СССР

от 29.12.79 № 1222 Срок введения установки

с I января 1981 г.

Несоблюдение стандарта преследуется по закону.

Настоящий стандарт устанавливает основные положения и порядок применения бирочной системы и распространяется на механизмы с электроприводом.

Стандарт не распространяется на ручной инструмент с электроприводом.

I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1Бирочная система это система допуска к работам связанным с эксплуатацией и ремонтом механизмов с электроприводом, направленная на обеспечение безопасной организации труда и установление правильных производственных взаимоотношений между лицами, выполняющими эти работы.

При выполнении работ, связанных с оформлением наряд-допуска, допуск к работам на механизмах с электроприводом определяется совместными требованиями наряд-допуска и бирочной системы.

1.2. Работы, связаннее с эксплуатацией и ремонтом, включают в себя осмотры, чистку, смазку, наладку, проверку надежности крепления узлов и деталей, устранение неисправностей и неполадок в работе электропривода и его механизма.

1.3. Бирочная система предусматривает применение двух типов бирок: жетон-бирка, ключ-бирка. В зависимости от принципа управления и конструкции электропривода механизм должен быть оснащен или жетон-биркой, или жетон-биркой и ключ-биркой.

1.4. Жетон-бирка применяется на всех механизмах и служит для допуска к работам, выполнение которых требует разборки силовой и оперативной цепи механизма.

1.5. Допускается не применять жетон-бирки на механизмах: отключение силовых и оперативных цепей которых возложено на лица, управляющие механизмами. Функции жетон-бирки на таких механизмах. должна выполнять ключ-бирка; допуск посторонних лиц к силовой пускорегулирующей аппаратуре которых не может быть предотвращен такими защитными средствами как ограждение, кожух, шкаф, специальное помещение и т.п.

1.6. Жетон-бирка должна устанавливаться на панели управления электроприводом механизма..

1.7. Жетон-бирка должна иметь треугольную форму, зеленый цвет и удовлетворять требованиям приложения I настоящего отраслевого стандарта.

1.8. Ключ-бирка устанавливается на механизмах, имеющих посты управления, в которых во время работы механизмов постоянно находятся лица, ими управляющие (именуемые в дальнейшем операторами) и служит для предупреждения случайного пуска механизма; осуществления допуска к управлению механизмом.

1.9. Допускается не устанавливать ключ-бирки на механизмах, посты управления которых оборудованы запорами или находятся в помещениях, препятствующих проникновению в посты управления посторонних лиц.

1.10. Ключ-бирка должен устанавливаться на пульте управления электроприводом механизма или группы механизмов и обеспечивать одновременную их остановку.

1.11. Бирка к ключу от ключ-бирки должна иметь прямоугольную форму, белый цвет и удовлетворять требованиям приложения настоящего стандарта.

Если на механизм распространяется требование установки только ключ-бирки, то бирка к ключу должна соответствовать требованию п..1.7. настоящего отраслевого стандарта.

1.12. Ключ-бирка должна изготовляться централизованно, промышленным способом и удовлетворять требованиям приложения 3 настоящего отраслевого стандарта.

1.13. Проектным, технологическим и научно-исследовательским институтам при разработке проектов и оборудования, а также заводам-изготовителям при изготовлении оборудования предусматривать установку на механизмы ключ-бирок.

2. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ

2.1. Ответственность за организацию и соблюдение бирочной системы возлагается на руководителей предприятий.

2.2. В каждом цехе, отделении, участке необходимо:

составить перечень механизмов с указанием типов бирок и их маркировки, перечень утвердить начальником цеха; определить и оборудовать места хранения ключ-бирок, жетон-бирок и их дубликатов;

назначить лиц, ответственных за хранение, обслуживание и ремонт жетон-бирок, ключ-бирок и их дубликатов;

внести необходимые изменения в техническую документацию электроприводов (чертежи, эл.схемы и т.д.), на которые установлены ключ-бирки;

укомплектовать механизмы жетон-бирками и ключ-бирками.

Ответственность за обслуживание и ремонт ключ-бирок, хранение ключ-бирок и жетон бирок, и их дубликатов от неработающих и находящихся в консервации механизмов следует возлагать на руководителя электрической службы подразделения.

Ответственность за изготовление жетон-бирок и обеспечение ими производственных подразделений следует возлагать на руководителя механической службы подразделения.

2.3. Места навешивания жетон-бирок должны хорошо обозреваться и обозначаться красными треугольниками так, чтобы при навешивании жетон-бирок треугольники закрывались ими.

2.4. На обрамлении электрических панелей, щитов, шкафов должны быть четкие надписи наименований механизмов и их маркировки (согласно перечня)}. Надписи на жетон-бирках и ключ-бирках, устанавливается на панелях, щитах, шкафах, должны соответствовать этим надписям.

2.5. Во время работы механизма. при собранных электрических схемах ключ-бирки должны находиться в замках выключения, а жетон-бирки - на местах их навешивания.

2.6. Ключ-бирки должны находиться у оператора:

при технологических отключениях механизмов;

при ведении эксплуатационная работ самим оператором;

во всех случаях оставления механизма оператором (уход на обед и т.д.)

2.7. Ответственность за сохранность жетон-бирки во время работы механизм несет лицо, обслуживающее панель управления электропривода механизма, именуемое в дальнейшем дежурным электромонтером.

2.8. Ключ-бирки и жетон-бирки на механизмах должны передаваться по смене лично или через руководителя подразделения.

2.9. Все случаи передачи ключ-бирок и жетон-бирок связанные с разборкой электрической цепи привода, следует фиксировать в оперативном журнале или журнале учета работ с применением бирочной системы.

2.10. Лицами, участвующими в приеме, передаче бирок при проведении работ, связанных с разборкой электрической цепи привода механизма, являются: оператор механизма; допускающий; дежурный электромонтер.

2.11. допускающими к работам могут быть (от цеха заказчика);помощник (заместитель) начальника цеха, начальник участка (передела, смены), старший мастер, механик, электрик, энергетик, бригадир, мастер.

2.12. Перед проведением работ необходимо соблюдать следующую схему передачи ключ-бирок и жетон-бирок: дежурный электромонтер оператору передает жетон-бирку; оператор механизма допускающему передает жетон-бирку и свою ключ-бирку.

После проведения работ порядок передачи ключ-бирок и жетон-бирок обратный.

2.13. Дежурный электромонтер перед передачей жетон-бирки обязан отключить силовые и оперативные цепи электроприводов подлежащего ремонту механизма, а так же принять меры предотвращающие ошибочную подачу напряжения на его электрические цепи.

2.14. Оператор перед передачей ключ-бирки и жетон-бирки обязан в присутствии допускающего и дежурного электромонтера путем пробных включений а убедиться в его отключений и привести командоаппараты механизма в исходное положение.

2.15. Допускающий обязан:

перед допуском на механизмы лица, производящего работы, собрать ключ-бирки и жетон-бирки от механизма и проверить выполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность работ; после проведения работ, а также при необходимости прокрутки и опробывания механизма принять меры по выводу людей из рабочей зоны, приведению частей механизма в исходное положение передать ключ-бирки и жетон-бирки и сделать необходимые распоряжения по включению механизма.

2.16. Дежурный электромонтер несет ответственность за полноту выполненных им операций по отключению силовых и оперативных цепей электроприводов механизма и предупреждения подачи напряжения на их электрические цепи.

2.17. Оператор несет ответственность за полноту операций, по приведению командоаппаратов механизма в исходное положение

2.18. Допускающий несет ответственность за отключение механизма, а также за безопасное производство ремонтных работ и сохранность находящихся у него жетон-бирок и ключ-бирок.

2.19. При производстве работ небольшого oбъемa, не требующих привлечения (создания) бригады допускается совмещение обязанностей оператора с обязанностями допускающего. При этом на время работ оператор обязан передать ключ-бирки и жетон-бирки лицу, производящему работы, которое несет ответственность за их сохранность.

2.20. Если на механизм не распространяется требование установки ключ-бирки, то при производстве работ, упомянутых в п.2.19. настоящего отраслевого стандарта обязанности допускающего может выполнять дежурный электромонтер. В этом случае жетон-бирка находится у лица, производящего работы.

2.21. При производстве работ с оформлением наряд-допуска совмещение обязанностей лиц, указанных в п.2.10 настоящего отраслевого стандарта не допускается.

2.22. В случае утери жетон-бирки, или ключ-бирки работы на механизме должны быть прекращены и организовано расследование причин утери. На продолжение работ должен быть выдан дубликат.

2.23. Расследование и выдача дубликата производится по распоряжению начальника цеха.

2.24. Если начальник цеха отсутствует и разрешение на выдачу дубликата получить невозможно, работы на механизме могут быть продолжены лишь после оповещения об утере жетон-бирки (ключ-бирки) всех лиц, производящих работы, а допуск их на механизмы следует производить под роспись в оперативном журнале или журнале производства работ по бирочной системе.

2.25. В течение 24 часов с момента обнаружения утери ключа-бирки или жетон-бирки должно быть осуществлено его восстановление (изготовление). После восстановления дубликат следует возвратить лицу, ответственному за хранение ключ-бирок и жетон-бирок.

2.26. При обнаружении утерянных ключ-бирок и жетон-бирок должны быть приняты меры по исключению их дальнейшего использования.

2.27. Дубликат ключа должен поставляться с ключ-биркой и находиться у лица, ответственного за хранение ключ-бирок.

2.28. Дубликаты ключ-бирок и бирок к ключу должны изготавливаться по требованиям приложения 1.2.

На бирке дубликата должно стоять слово "Дубликат" или буква "Д"

2.29. Работы на механизме должны быть прекращены, если:

обнаружится отсутствие ключ-бирок и жетон-бирок у лиц, несущих за них ответственность;

применяться самодельные или неисправные ключ-бирки, или самодельные жетон-бирки;

жетон-бирка или ключ-бирка передана постороннему лицу без указания сменного руководителя;

При производстве ремонтных работ жетон-бирка находится на панели управления механизмом;

отключены не все электроприводы подлежащего ремонту механизма.

Приложение 1

обязательное

Жетон-бирка

Устройство и оформление

1. Окраска - зеленая

2. Материал: пластмасса, оргстекло, текстолит, гетинакс и т.п.

3. На поверхность наносится порядковый номер агрегата,

панели, к которым бирка относится, индекс цеха и название участка.