Авторское право на произведение литературы возникает. Гражданское право россии

Авторские права на произведение возникают уже в момент создания произведения. Права изначально принадлежат автору. При этом, в отличие от некоторых зарубежных законодательных систем. Например, американской системы, в России автор не обязан заявлять о создании произведения в специальную структуру, ведущую учет. В соответствии со статьей 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты, авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей: депонирование экземпляров, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск, в свет экземпляров произведения на территории данного государства и т. п.

Авторское право распространяется на любые как обнародованные, так и необнародованные произведения, выраженные в объективной форме. Следовательно, авторское право возникает не с момента обнародования или опубликования произведения, а с момента его создания, то есть выражения в объективной форме (презумпция авторства).

Конечно, вследствие этого могут возникнуть проблемы с авторским правом, в случае, если у автора «украдут» произведение, однако такие случаи редки и авторство можно оспорить и доказать в суде.

Однако практика регистрации в целом представляется полезной, способной заранее предотвратить возникновение споров. Автор или иной правообладатель может зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественных организациях, а в некоторых случаях - и в государственных организациях.

Существует ряд организаций, специализирующихся на регистрации авторских прав. ГК предусматривает возможность создания на территории РФ организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. Эти организации на платной основе могут осуществлять регистрацию и депонирование авторских прав на объект интеллектуальной собственности.

При этом надо учитывать, что на данный момент никакая регистрирующая организация не проверяет, охраняется ли регистрируемый объект авторским правом. Этого не требует закон и сама суть регистрации (удостоверение факта наличия данного произведения в данное время и его сохранение).

Стоит отметить, что в настоящее время практика на регистрацию в России произведений еще только начала зарождаться, а в большинстве случаев авторы, издательства и иные правообладатели сами разбираются в своих отношениях, возникающих по поводу создания и использования произведений. Поэтому в дипломной работе необходимо рассмотреть те права и обязанности, которые возникают у авторов и книжных издательств, при их взаимодействии. Причем под авторами здесь понимаются не только писатели, но и художники, чьи произведения применяются для оформления изданий. Ведь согласно ГК РФ, авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.

  • 1) имущественные права - исключительное право на произведение;
  • 2) личные неимущественные права:
    • - право авторства;
    • - право автора на имя;
    • - право на неприкосновенность произведения;
    • - право на обнародование произведения;
  • 3) иные права:
    • - право на вознаграждение за использование служебного произведения; - право на отзыв;
    • - право следования;
    • - право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие.

Итак, основные виды прав.

Исключительное право на произведение

Согласно ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право на произведение, т.е. на право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 Кодекса в любой форме и любым способом, не противоречащим закону.

Способы использования произведения:

  • - воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи (в случае, если книга содержит CD, DVD приложение);
  • - распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
  • - публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств. А также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения. Или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
  • - импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения.
  • - публичное исполнение произведения (литературные чтения, они, как правило, осуществляются самими авторами), то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения,
  • - сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю.
  • - сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;
  • - перевод или другая переработка произведения.

Под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного).

  • - практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
  • - доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

По исключительному праву на использование произведения его автор или правообладатель (издатель) в праве осуществлять или разрешать осуществлять все перечисленные действия.

Следует обратить внимание на особенности осуществления перечисленных авторских правомочий, которые обусловлены, прежде всего, спецификой самих объектов авторского права. Так, не является использованием произведения практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, за исключением практической реализации архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.

Согласно ст. 1271 ГК РФ для оповещения об исключительном праве на произведение правообладатель может использовать знак охраны авторского права, размещаемом на каждом экземпляре произведения и состоящем из особых элементов:

  • - латинской буквы «C» в окружности © («C» от англ. «copyright»- «авторское право»);
  • - имени или наименования правообладателя;
  • - года первого опубликования произведения.

Использование знака охраны авторского права является правом, а не обязанностью автора или иного правообладателя. Отсутствие такого знака на экземпляре произведения как российского, так и иностранного автора не лишает это произведение авторско-правовой охраны.

Правообладатель может не только использовать, но и распоряжаться исключительным правом на произведение любым способом, не противоречащим закону и существу такого исключительного права.

Срок охраны исключительного права.

В Российском законодательстве в соответствии с Бернской конвенцией исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и ещё 70 лет, после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (п. 1 ст. 1281 ГК РФ).

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего своих соавторов, и ещё 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

Если произведение обнародовано анонимно или под псевдонимом, то срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного п. 1 ст. 1281 ГК РФ.

Если произведение обнародовано после смерти автора, то исключительное право на произведение, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и 70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

Особое внимание законодательство уделило авторам, работавшим во время Великой Отечественной войны или участвовавшим в ней. Для них срок действия исключительного права увеличивается на четыре года.

Исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных ст. 1151 Кодекса (отсутствие или законное отстранение наследников), исключительное право на произведение, входящее в состав наследства, прекращается, и произведение переходит в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Исключительность права авторства означает, что никто другой, кроме самого автора, не может быть признаваться автором того же объекта. Автор имеет возможность требовать от всех третьих лиц признания и уважения того, что он является создателем соответствующего произведения.

Эти права не передаются при переходе к другому лицу исключительного права на произведение и при предоставлении ему права использования произведения.

В случае посягательства на имя автора и другие, личные неимущественные и имущественные права, касающиеся также и книгоиздания, издательство, как правило, берет на себя обязанность помогать автору, отстаивать свои права. Таким образом, издательство одновременно защищает и свои права, свою репутацию.

Применение нормы не отчуждаемости не всегда однозначно в жизни. Есть примеры, когда лицо, формально указанное, как автор, им не является. Покупка дипломной работы или диссертации либо другого научного или литературного произведения является грубым нарушением авторского права. Однако обе стороны (продавец и покупатель) осознано идут на это, для них это выгодная сделка.

Ст. 1257 ГК РФ закрепляет презумпцию авторства. Это означает, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Доказать иное на практике бывает сложно. Поэтому в договорах, заключаемых с автором, издательства иногда специально прописывают, что автор самостоятельно несет ответственность за свое авторство. Т. е. в случае (это бывает крайне редко), если автор принес в издательство чужую рукопись, выдал ее за свою и издатель выпустил ее, а в последствии объявляется лицо, называющее себя законным автором, то автор лично отвечает перед судом, отстаивает свои права. Издатель в таком случае лишь может помогать автору, но не отвечать совместно.

С правом авторства связано право на имя, означающее право лица приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем (фамилией) или псевдонимом (от греч. "носящий ложное имя"). Нередко псевдоним становится вторым именем автора (например, Ахматова - Анна Андреевна Горенко, Максим Горький - Алексей Максимович Пешков). Автор может иметь несколько псевдонимов. Коллектив авторов тоже может иметь совместный псевдоним, например «Кукрыниксы» (художники - М. Куприянова, П. Крылова и Н. Соколова). Произведение может быть использовано и без обозначения имени автора (анонимно).

Право авторства и право на имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, когда автор указал лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (ст. 1134 ГК РФ).

Право на неприкосновенность произведения.

Согласно статьей 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

Иллюстрирование и дизайнерское оформление, а также редакторская и корректорская обработка оговариваются в договорах с авторами. После внесения всех правок автор обязан подписать результат труда издательства, если он согласен со всеми изменениями. В отдельных случаях, если составляется договор об отчуждении авторских прав и прописываются такие пункты, издатель вправе вносить изменения и использовать произведение по частям.

Статьей 1266 ГК РФ закреплено, что при использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений. При этом не должен искажаться замысел автора; не должна быть нарушена целостность восприятия произведения; это не должно противоречить воле автора.

Право на имя, право авторства и право на неприкосновенность произведений науки, литературы и искусства охраняются в соответствии с правилами ст. ст. 1228, 1267 ГК РФ независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким произведениям ранее.

Право на обнародование произведения

Право на обнародование - это обеспечение доступа к произведению любых третьих лиц. Автор вправе не давать согласия на его обнародование, например, в издательстве, если издатель торопится с выходом в свет книги, а автор считает её недостаточно проработанной (ст. 1268 ГК РФ).

«Опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме. В количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения». Тираж, как правило, издатель определяет сам и ставит в известность об этом автора, тем более, если автор получает проценты с тиража.

Право на вознаграждение.

Согласно ст. 1255 ГК РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, автору произведения принадлежат право на вознаграждение, в том числе за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения. В соответствии со ст. 1295 ГК РФ автору принадлежат права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение).

Право на отзыв.

Право на отзыв сформулировано в ст. 1269 ГК РФ, согласно которой автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения.

В издательской сфере редко происходят подобные отзывы, ведь в договорах оговаривается финансовая ответственность, неустойки, которые в случае отказа может понести автор. Если он только предоставил рукопись на рассмотрение издательству, он может ее отозвать, но если ее уже обрабатывали редакторы, художники, верстальщики, и на это ушли денежные средства, то автор будет обязан оплатить эти затраты. Отзыв же тиража практически невозможен. Да и самому автору это совсем невыгодно.

Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

В соответствии со ст. 1274 ГК РФ, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения:

  • - цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
  • - использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.

Этим правом активно пользуются издательства при создании энциклопедий, справочников и учебной литературы. Обязательным условием правомерности использования произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях является указание имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Особые виды произведений и права на них.

В качестве одной из охраняемых частей произведения особый интерес представляет персонаж. Как отельный объект он выделен в российском законодательстве сравнительно недавно, с принятием части четвертой ГК РФ. Персонаж становится отдельным объектом, использовать который другим авторам в своих произведениях без лицензии создателя этого персонажа запрещено, если в силу своего характера такой персонаж может быть признан "самостоятельным результатом творческого труда автора" (ст. 1259 ГК РФ). Примером могут служить герои Э.Успенского: Чебурашка и Крокодил Гена, Кот Матроскин, Дядя Федор и другие.

Стоит выделить дополнительные категории субъектов авторских правоотношений - авторов производных произведений и составители. По ГК РФ (ст. 1260) к числу авторов производных произведений относятся переводчики и так называемые авторы иных производных произведений, отдельно выделяются составители.

Автор производного произведения - лицо, которое своими творческими усилиями создало произведение, основывающееся на уже существующем оригинальном произведении, в отношении которого авторские права имеются у другого лица или группы лиц.

Совместное неделимое произведение - это созданное совместным творчество произведение, которое представляет собой неразрывное и неделимое целое, пример: «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова. Авторы отвечают за создание и использование таких произведений совместно.

Совместное делимое произведение - это созданное совместным творчество произведение, которое представляет собой совокупность нескольких самостоятельных частей. К ним относятся многие литературные и научные произведения, учебники и т. д. Авторское право принадлежит всем соавторам совместно, однако каждый автор в праве использовать созданную им часть по своему усмотрению. Но и такой вид произведения может быть неразрывным (если части согласуются по смыслу очень тесно).

Для любых неразрывных совместных произведений ни один из соавторов не в праве без достаточных оснований запретить использование произведения.

Составное произведение - произведение (сборник или компиляция), включающее другие произведения или их части. К ним, например, относятся антология, хрестоматия, энциклопедия, справочники и др. Автор-составитель обладает исключительным правом лишь на подбор и расположение материала. При этом у автора-составителя (или издателя) должны быть письменные договоренности с авторами (или иными правообладателями), чьи произведения используются в книге. При этом право издателя ограничивается лишь правом на воспроизведение или копирование издания, если с авторами не были составлены договоры на переработку их частей (но это уже может происходить при передаче исключительных прав).

Составное произведение отдельно охраняется авторским правом именно в его особой компоновке.

Другая важная особенность заключается в том, что переводчики и авторы других производных произведений (создатели сценариев, аранжировок и т. д., это редкость для книгоиздания) не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же оригинальных произведений (п. 6 ст. 1260 ГК РФ).

По мнению многих юристов, переводчики и авторы иных производных произведений способствуют оптимизации произведения, «приведению в надлежащее состояние, которое позволяет публике воспринимать его как оконченное, завершенное либо адаптированное для восприятия произведение.

Переводчик - лицо, которое в силу своих языковых познаний и определенной заинтересованности осуществило перевод того или иного произведения.

Авторские права переводчика распространяются только на сделанный им перевод, но не на содержательную часть самого произведения. По мнению многих ученых, в том числе и В.Я. Ионаса, каждое произведение включает в себя два основных элемента - внешнюю (языковая структура произведения) и внутреннюю (сюжет и художественные образы) форму.

При переводе определенной переработке подвергается внешняя, а не внутренняя форма. Переводчик не приобретает личных неимущественных прав на оригинальное произведение, за ним устанавливаются авторские права только на вновь созданный перевод.

Создание перевода одним переводчиком, как уже отмечалось, не лишает друга одно произведение, особенно если оно является мировой классикой или бестселлером, можно встретить несколько разы переводов.

Права переводчиков вызывают особый интерес, так как зачастую сталкивают интересы законодательных систем разных стран, обращаясь к международному праву. Тем более это последнее время количеств переводных книг в России огромно, а также нередок перевод нашей литературы на иностранные языки.

Служебное произведение - охраняемый творческий результат, созданный автором в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или задания работодателя.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Специально в законодательстве оговаривается, что, если работодатель в течение трех лет со дня предоставления служебного произведения в распоряжение работодателя, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение переходит автору. Если работодатель в течение трех лет начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение.

В издательской отрасли формально могут присутствовать такие виды отношении, т. к. редакторы часто создают на рабочем месте произведения. И бывают случаи, когда они пролеживают на полке неизданными. Однако на практике мало кто из работников предъявляет права на такие произведения, гораздо проще бывает преобразовать его и использовать, например, напечатав в другом издательстве.

Права на художественное оформление: иллюстрации, фотографии, географические карты, макет и дизайн книги

На иллюстрации к различным произведениям заключаются такие же виды договоров, как на литературные произведения. Художники, фотографы и картографы пользуются своими правами в том же объеме, к ним добавляются ещё несколько прав (право доступа и право следования). Но чаще всего заключаются договоры авторского заказа с передачей всех исключительных прав бессрочно (договор отчуждения). В подобном случае художники, фотографы и картографы воспринимаются более как подрядчики, и издатель старается выкупить все его рисунки, дабы иметь возможность использовать их в других свои произведениях, иногда даже разделяя на различные элементы.

Нередки случаи, когда известный художник приходит в издательство со своими произведениями и под них создается произведение. Тогда заключается, скорее всего, лицензионный договор о передаче исключительных прав или неисключительных, при котором художник получает проценты с тиража, либо использует другой вид оплаты, но всё равно не теряет навсегда всех имущественных прав на произведение. Так могут издаваться, например, художественные альбомы. Однако такие крупные проекты обычно дороги, их могут позволить себе далеко не все издательства.

На разработку макета и дизайна книг, в случае сложного макета создается договор авторского заказа с внештатным дизайнером на разработку макета, а также дополнительно заключается договор подряда на разработку шаблона полосы. Если макет создается силами издательства, то обычно отдельно договоры не заключаются, однако право авторства на макет признается за разработчиком, чье имя указывается в выходных данных, а авторское право принадлежит издательству (служебное произведение). Если макет несложный или типовой, то его, как правило, авторским правом не защищают.

По ст. 1283 ГК РФ исключительное право на произведение переходит по наследству, в результате чего наследник или наследники становятся правообладателями произведения наследодателя. Наследники могут использовать его любым не противоречащим закону образом, в том числе:

  • - публиковать;
  • - давать разрешения другим лицам на использование данного произведения, перешедшего по наследству;
  • - запрещать его использование кем-либо.

Использование произведения без их разрешения считается нарушением исключительного авторского права.

Наследственные правоотношения регламентированы в части третьей ГК РФ. Личные имущественные права на произведение могут перейти к наследникам по завещанию или по закону (если нет завещания). Личные неимущественные права автора (право на имя, право авторства), не подлежат передаче наследникам.

Наследниками могут быть физические и юридические либо те и другие лица одновременно. Если наследодатель составил завещание в отношении произведения, то не имеет значения, состоит ли наследник с ним в родственных отношениях. По наследству переходят как само произведение, так и имевшиеся в связи с ним права и обязанности, существовавшие на момент смерти автора, например, право на получение авторского гонорара.

Срок охраны авторского права наследников- 70 лет. Этот срок начинает исчисляться с 1 января года, следующего за годом смерти автора (п. 1 ст. 1281 ГК РФ). В случае соавторства, наследники начинают отсчет срока только после смерти последнего из соавторов с 1 января года, следующего за годом его смерти.

На произведение, которое было обнародовано наследниками после смерти автора, исключительные права действуют в течение 70 лет после правомерного обнародования произведения. Отсчет начинается с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.

Среди ученых ведутся споры насчет перехода права отзыва к наследникам, которое входит в состав права на обнародование. Так, по мнению О.А. Рузаковой, если автором при жизни реализовано право на обнародование, то наследники не должны иметь права на отзыв.

Согласно части четвертой ГК РФ смежное право, так же как и авторское право, может перейти по наследству. Так, право на исполнение охраняется у наследников по тем же самым правилам, что и у автора произведения (ст. 1318 ГК РФ). А личные неимущественные права автора смежного права охраняются бессрочно (п. 1 ст. 1316 ГК РФ). Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет.

Оно переходит по наследству, но только как остаток части срока охраны, т. е. пятидесятилетний срок охраны фонограммы, начинается еще при жизни производителя фонограммы и продолжает течение и после его смерти. По истечению срока охраны фонограмма переходит в общественное достояние.

В пределах оставшегося срока в порядке наследственного правопреемства исключительное право публикатора на произведение переходит к наследникам (ст. 1338 ГК РФ).

Литературное произведение - продукт художественно-литературного творчества, выраженный в определенной форме, например, рассказы, повести, романы, сказки, дневники, частные письма, лекции, доклады и др.

Всем указанным и некоторым иным видам литературных произведений, являющихся объектами авторского права, присущи творческий характер их создания, оригинальность содержания и изложения.

Авторское право распространяется на произведения литературы , являющиеся результатом творческой деятельности автора, как обнародованные , так и необнародованные, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа ᴇᴦο выражения. Авторское право на произведение литературы возникает в силу ᴇᴦο создания, таким образом, выполнения каких–либо формальностей (государственной регистрации и т.д.) не требуется.

Произведение, созданное в соавторстве , используется соавторами совместно, в случае если иное не предусмотрено соглашением между ними. Если произведение представляет собой неразрывное целое, ни один из соавторов не может без достаточных оснований запретить ᴇᴦο использование. Если же часть такого произведения имеет самостоятельное значение и должна быть использована независимо от других частей, автор данной части может применить её по своему усмотрению, в случае если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

- исключительное (имущественное) право на произведение;

- право на неприкосновенность произведения (нельзя без согласия автора вносить в ᴇᴦο произведения изменения, сокращения, дополнения, снабжать иллюстрациями, комментариями);

- право на обнародование произведения (любым способом сообщено неопределенному кругу лиц, в т.ч. издано, публично исполнено, публично показано, передано по радио или телевидению и т.д.).

Произведение должна быть свободно, без согласия автора и других лиц, и безвозмездно использовано любым лицом˸

Как цитата из правомерно опубликованного произведения или как иллюстрация в изданиях, радио- и телепередачах, фонограммах и видеограммах, предназначенных для обучения, при условии соблюдения обычаев, указания источника заимствования и имени автора, в случае если оно указано в таком источнике, и в объёме, оправданном поставленной целью;

    Понятие интелектуальной собственности.

    Интеллектуальная собственность – совокупность исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты творческой, интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).

Термин «интеллектуальная собственность» эпизодически употреблялся теоретиками - юристами и экономистами в XVIII и XIX веках , однако в широкое употребление вошел лишь во второй половине XX века , в связи с подписанием в 1967 году в Стокгольме Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Согласно учредительным документам ВОИС «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:

    литературным, художественным и научным произведениям ; ;

    исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам ;

    изобретениям во всех областях человеческой деятельности ;

    полезным моделям ;

    промышленным образцам ;

    товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям ;

    другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Позднее в сферу деятельности ВОИС были включены исключительные права, относящиеся к географическим указаниям , новым сортам растений и породам животных, интегральным микросхемам, радиосигналам, базам данных, доменным именам .

К «интеллектуальной собственности» часто причисляют законы о недобросовестной конкуренции и о коммерческой тайне, хотя они и не представляют по своей конструкции исключительных прав.

В юриспруденции словосочетание «интеллектуальная собственность» является единым термином, входящие в него слова не подлежат толкованию по отдельности. В частности, «интеллектуальная собственность» является самостоятельным правовым режимом (точнее даже - группой режимов), а не представляет собой, вопреки распространенному заблуждению, частный случай права собственности .

    Понятие и структура права интелектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность – совокупность исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты творческой, интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).

Право интеллектуальной собственности не регулирует процесс интеллектуальной деятельности, завершающийся созданием новых, творчески самостоятельных результатов в области науки, техники, литературы и искусства. Данная подотрасль гражданского права охраняет результаты интеллектуальной деятельности , которые представляют собой нематериальные блага.

Традиционно интеллектуальную собственность делят на две составляющие:

Промышленная собственность характеризуется такими ее составляющими, как промышленные образцы, изобретения, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования. Авторское право относится к произведениям искусства, литературным и музыкальным произведениям, творениям кинематографии, а также к научным произведениям.

Систему российского права интеллектуальной собственности составляют следующие институты :

в) патентное право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;

г) право интеллектуальной собственности на товарный знак (знак обслуживания);

д) право интеллектуальной собственности на фирменное наименование;

е) право интеллектуальной собственности на топологии интегральных схем;

ж) право интеллектуальной собственности на программы для ЭВМ и базы данных;

з) право интеллектуальной собственности на селекционные достижения;

и) правоотношения в сфере коммерческой и служебной тайны

    Международные источники права интелектуальной собственности.

Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это значит, что правовая система РФ включает в себя не только внутреннее законодательство, но и международное право, которое применяется наряду с российским. Кроме того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Отсюда следует, что при конкуренции норм международного и российского права применяется международное право. Для того чтобы применять на территории РФ нормы международных актов, необходимо произвести процедуру ратификации международного акта или присоединиться к международному договору.

Систему международных актов, входящих в правовую систему РФ, составляют:

1) Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (для СССР и затем для России Конвенция вступила в силу с 1июля 1965 г.);

3) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (действует на территории РФ с 1995 г.);

4) Договор о патентной кооперации 1970 г. (вступил в силу для СССР в 1978 г.);

5) Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г. (Россия совместно с Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной; вступило в силу в том же году);

6) Евразийская патентная конвенция 1994 г. (страны бывшего СССР, вступил в силу в 1995 г.);

7) Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г. (вступил в силу для СССР в 1973 г.);

8) Конвенция об охране интересов производителей фонограмм 1971 г. (действует на территории РФ с 1995 г.);

9) Международная конвенция по охране новых сортов растений 1961 г. (Россия присоединилась в 1997 г.);

10) Международная (Римская) конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (вступила в силу в 2003 г.).

    Российские источники права интелектуальной собственности.

1) Конституция РФ - в ст. 44 закрепляется свобода творчества; п. "о" ст. 71 относит правовое регулирование интеллектуальной собственности к федеральному ведению;

2) Гражданский кодекс РФ - положения об интеллектуальной собственности содержатся в статьях (ст. 8 ГК РФ относит создание результатов интеллектуальной деятельности к основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей; в ст. 128 ГК РФ результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), отнесены к объектам гражданских прав; ст. 138 ГК РФ раскрывает содержание понятия исключительного права (интеллектуальной собственности), включающее результаты интеллектуальной деятельности и приравненные кним средства индивидуализации);

3) федеральные законы :

б) Патентный закон;

в) Закон о товарных знаках;

г) Закон о правовой охране программ для ЭВМ;

д) Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем;

е) Закон РФ о селекционных достижениях;

ж) Закон о коммерческой тайне (предусматривает охрану любой информации, практическое использование которой в сфере коммерческой деятельности может дать экономический эффект);

з) Закон о защите конкуренции;

и) Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации;

4) указы Президента РФ ("О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав"; "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения"; "О правовой защите результатов научноисследовательских, опытно-конструкторских итехнологических работ военного, специального и двойного назначения"; "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий");

5) постановления Правительства РФ (постановления, утвердившие минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования объектов авторского права и смежных прав; Положение о патентных поверенных; Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров);

6) международные договоры и соглашения.

    Общее положение главы 69 ГК РФ (общее положение)

    Объекты интелектуальной собственности.

Результаты интеллектуальной деятельности ("интеллектуальная собственность") включают в себя три вида объектов, имеющих различный правовой режим:

1) результаты творческой деятельности, охраняемые патентным правом (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);

2) средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара);

3) результаты творческой деятельности, охраняемые авторским правом (произведения науки, литературы и искусства, программы для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем и тому подобное).

Все указанные объекты обладают общими признаками:

Являются результатом творческой (мыслительной, интеллектуальной) деятельности;

Являются совокупностью имущественных и неимущественных прав;

Используются в течение длительного периода времени;

Могут служить источником получения дохода.

Вместе с тем между этими объектами есть существенные различия - они имеют различный правовой режим. Одна часть объектов (промышленная собственность и средства индивидуализации юридического лица) регулируется патентным правом, другая (произведения науки, литературы и искусства и другие) - авторским. Различие в том, что авторское право направлено на охрану формы объекта (произведения), а патентное - охраняет содержание произведения.

Для охраны изобретения, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания требуется их регистрация по определенной процедуре в соответствующих органах, а для объекта авторского права не требуется никакой регистрации. Автору необходимо лишь выразить свое произведение в любой объективной форме, позволяющей воспроизводить указанный объект.

Отсюда следует второе отличие: перечень объектов, охраняемых патентным правом, исчерпывающий, а перечень объектов авторского права примерный и может быть расширен за счет создания новых произведений.

Официальные документы органов государственной власти и муниципальных образований, их официальные переводы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, а также сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер, объектами авторского права согласно Закону не являются.

Идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты авторским правом также не охраняются.

Условия, необходимые для признания определенного творческого труда произведением, охраняемым авторским правом:

    произведение непременно должно быть предметом искусства, науки либо литературы.

    произведение должно быть результатом именно творческой деятельности. В контексте данного положения наиболее важным вопросом представляется разграничение новых произведений, являющихся творческим трудом, и переработок уже существующих произведений.

    наличие факта обнародования произведения либо нахождение в какой-либо объективной форме. При этом в связи с присоединением Российской Федерации к ключевым международным договорам в области авторского права гражданство автора (правопреемника), а также территория обнародования почти не имеют значения.

Согласно законодательству, действующему в настоящее время, назначение и достоинство произведения, а также способ выражения произведения также не имеют значения при квалификации творческого труда как произведения, охраняемого авторским правом.

Некоторые из частей произведения являются самостоятельным объектом авторского права в случае соответствия вышеуказанным требованиям. Законодатель также распространяет охрану на такие произведения как сборники и производные произведения.

Закон предусматривает примерный перечень объективных форм произведений:

письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т. п.);

устная (публичное произнесение, исполнение и т. п.),

звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т п);

объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т. п.).

При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные, доклады, лекции, проповеди.

В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т. п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т. е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.

В этой связи в п. 5 ст. 6 ЗоАП прямо подчеркивается, что авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. И естественно, «передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачу каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте». Исключение составляют только так называемые право доступа и право следования, регулируемые ст. 17 ЗоАП

Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения.

Например, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, папиросных коробках или обрывках газет Поэт В Высоцкий писал черновики отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных карточках. Для авторского права эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли. Если кто-либо попытается опубликовать эти стихи под своим именем и плагиат будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены.

Юридически безразличным является и такой аспект произведения, как его обнародование. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в какой-либо объективной форме. Иными словами, авторское право в равной мере охраняет как рукопись романа, лежащую в ящике стола писателя, так и опубликованный, т. е. выпущенный в свет, роман.

Сказанное относится к любой форме обнародования, т. е. осуществленного с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами обнародования произведения служат его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т. п. Произведение считается обнародованным с момента, когда оно стало потенциально доступным для сведения неопределенного круга лиц, независимо от числа лиц, реально воспринимавших это произведение.

Опубликование – это выпуск в обращение с согласия автора экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения. В форме опубликования обнародуется большинство литературных (в том числе научных) произведений, издающихся тиражами, оправданными читательским спросом.

Прежде чем определить публичный характер показа, исполнения или передачи в эфир, необходимо пояснить их смысл как таковых.

Под показом произведения понимается, в частности, демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диспозитива, телевизионного кадра или иных технических средств. Типичные объекты авторского права, обнародуемые в форме показа, – это кинофильмы и произведения живописи, экспонируемые на открытых выставках. Экземпляром произведения именуется его копия, изготовленная в любой материальной форме.

Исполнение – это представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т. п.); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Передачей в эфир признается сообщение произведения посредством его передачи по радио или телевидению.

Для того чтобы показ, исполнение или передача в эфир трактовались как обнародование произведения, они должны носить публичный характер, т. е. делать произведение потенциально доступным неопределенному кругу лиц. Поэтому, скажем, первый показ произведения с согласия автора по каналам кабельного телевидения не признается передачей в эфир и, следовательно, обнародованием данного произведения.

Публичный показ, публичное исполнение или сообщение произведения для всеобщего сведения понимаются как любые показ, исполнение или сообщение произведения непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

8.Виды произведений.

На основании пункта 1 статьи 1259 Г.К РФк авторским произведениям относятся следующие виды:

· литературные произведения;

· драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

· хореографические произведения и пантомимы;

· музыкальные произведения с текстом или без текста;

· аудиовизуальные произведения;

· произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

· произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

· произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

· фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

· географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

· другие произведения.

В статье 1259 Г.К РФ упоминаются также такие объекты авторских прав, как:

· компьютерные программы для ЭВМ ;

· базы данных;

· производные произведения, представляющие собой переводы или иные переработки других произведений;

· составные произведения (включая сборники), представляющее собой результат творческого труда по подбору и расположению материала.

9.Часть произведения как объект авторских прав.

Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно (п. 3 ст. 6 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"). В этой связи большое значение для понимания сущности правовой охраны произведений по российскому законодательству имеет принятое в литературе выделение у произведения "юридически безразличных" и "юридически значимых" элементов. В российской юридической литературе эта проблема наиболее глубоко исследована в работах В. Я. Ионаса1 , который не остановился на традиционном выделении у произведений формы и содержания, а детально рассмотрел все составляющие их структурные элементы. В итоге им были предложены две группы элементов произведения. К юридически безразличным, т. е. неохраняемым, элементам произведения художественной литературы были отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание. В теории литературы эти элементы называют содержанием произведения. Их заимствование не налагает на пользователей никаких обязанностей, т. е. не является нарушением авторского права. В принципе аналогично решается вопрос с охраной сюжетного ядра произведения. История литературы и искусства знает немало творений, в которых используются сходные сюжетные ходы и один и тот же исходный материал. Такой же позиции придерживается судебная практика. К содержанию произведения, которое как таковое не защищается Фирмами авторского права, относится и такой элемент произведения, как его название (заголовок). Однако если название является оригинальным и отражает творческую самобытность автора, оно пользуется правовой охраной. К юридически значимым (охраняемым) элементам произведения относятся образы язык произведения. Под художественным образом понимается специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мелей и чувств художника. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-ми-мической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, слушателя, читателя2 . В науке авторского права созданные художником образы именуются внутренней формой произведения. Она пользуется правовой охраной, так как является результатом творческой деятельности и отражает индивидуальность своего творца. Считается, что в принципе образы произведения могут быть заимствованы для создания нового, творчески самостоятельного произведения при условии придания им новой внешней формы. В этом случае, однако, закон требует обязательного согласия автора первоначального произведения и указания источника заимствования. Внешней формой произведения является язык произведения, под которым понимаются свойственные автору средства и приемы создания художественных образов, т. е. совокупность используемых им изобразительно-выразительных средств. Язык произведения заимствован быть не может, в таком случае используется цитирование с указанием источника. Теоретическое разграничение элементов произведения на охраняемую законом форму и не охраняемое содержание проводится в отношении не только художественных, но и научных произведений. Так, считается, что такие образующие содержание научного произведения элементы, как постановка научной проблемы, метод научного исследования, научные факты, интерпретация, систематизация, гипотеза и теория и др., самостоятельного правового значения не имеют и не охраняются сами по себе, вне определенной формы1 . В обоснование этого справедливо указывается, что научное открытие, составляющее элемент содержания научного произведения и не получившее в качестве этого элемента правовой охраны, было выделено как самостоятельный объект гражданского права. Если бы открытие получало достаточную правовую охрану по авторскому праву, то не было бы нужды в создании самостоятельного правового института в виде права на открытие2 . Что же касается охраняемых элементов научного произведения, то к ним относятся: 1) внешняя форма, т.е. его язык, включающий особые научные знаки и символы, и 2) внутренняя форма, которую образуют принятая автором последовательность изложения научных понятий, логика, система раскрытия научных идей и расположение материала. В связи с тем, что авторское право охраняет форму произведения, для установления случаев нарушения авторских прав путем заимствования решающее значение имеют буквальные совпадения, для установления которых составляются таблицы совпадений ("текст на такой-то странице в одном произведении соответствует тексту на такой-то странице в другом произведении")3 .

Авторское право это совокупность установленных и охраняемых государством норм права, регулирующих отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства. Субъектом авторского права является автор – создатель творческого произведения (объекта авторского права). Его права – авторские права и призвано охранять авторское право. Основное назначение авторского права это охрана авторских прав. К ним относятся:

1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения.

При этом исключительные права являются имущественными, а прочие из вышеприведённых неимущественными. При создании некоторых произведений, например, произведений изобразительного искусства авторы имеют и другие права, например, право доступа, право следования. Многие авторы не уделяют достаточного внимания неимущественным правам, однако следует принимать во внимание что возможность их реализации во многом связана с возможностью осуществления исключительных прав. Кроме того осуществление неимущественных прав сопряжено с повышением престижа и имиджа автора.

Поскольку авторское право обширно по форме и глубоко по содержанию мы остановимся только на его наиболее важных положениях и особенностях.

Автор произведения и право авторства

Прежде всего, надо разобраться, кто считается автором произведения. Согласно закону автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. При этом в Законе нигде не разъясняется, что признаётся «произведением» и что такое «творческий». Эти обстоятельства дают возможность расширительного толкования этих терминов и соответственно понятия «автор». Однако при дальнейшем изучении авторского права и соответствующей области судебной практики следует прийти к выводу о практической нецелесообразности четкого определения этих терминов, т.к. любые четкие определения оставляют за бортом ряд ценных для культуры произведений.

Следующим важным положением является положение об авторстве - лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Многие юристы трактуют это положение следующим образом – авторские права (в том числе и право авторства) возникают по факту создания произведения. А что является фактом? Опять нигде не написано. Но понятно и следует из практики, что должны быть доказательства существования данного произведения на данный момент времени за подписью данного автора. И в принципе этого достаточно. Но на практике опять-таки сложнее – имеет значение достоверность и форма доказательств.


О подтверждении и регистрации авторских прав

В Законе написано, что «для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей» (ст. 1259 п.4 ГК РФ). Тем не менее, предусмотрена возможность государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных. Значит, регистрация все-таки имеет значение! А как же другие произведения? Так или иначе, для многих произведений их регистрация осуществляется. Это происходит при оформлении договоров на публикацию произведений в издательствах и журналах, заключении авторских контрактов, договоров авторского заказа. Однако, во многих случаях надежность таких регистраций невысока вследствие пролонгированности таких процедур или ненадежности контрагентов. Кроме того, авторы часто по разным причинам не могут или не хотят публиковать свои произведения. На самом деле надёжное подтверждение авторских прав необходимо и во многих других случаях – без этого невозможно отстоять свои авторские права.

Наиболее действенной формой доказательства авторства (или подтверждения авторства) произведения и соответственно авторских прав является регистрация произведения в том или ином виде. Эффективность такой формы доказательств подтверждается практикой. В этих случаях могут помочь регистрации в независимых организациях, однако надо внимательно подходить к выбору такой организации.


Обнародование произведения

Важным положением авторского права является положение (ст.1259 п. 3): «Авторские права распространяются как на обнародованные , так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме».

Несмотря на то, что правовая охрана авторских прав обнародованных и необнародованных произведений ничем не различается, обнародование является очень весомым аргументом в пользу подтверждения этих прав. Практически очень важным является указание о распространение авторских прав на «произведения, выраженные в какой-либо объективной форме». При этом важно не то, что произведение должно быть выражено в «объективной» форме, что казалось бы само собой разумеется. Важна именно данная конкретная форма выражения, именно она подлежит правовой охране. Под объективной формой выражения понимается всё произведение в данном выражении от начала до конца, включая название (если оно есть). Если же произведение (или суть произведения) выразить в другой форме выражения, то эта другая форма подлежит отдельной правовой охране. Так, например Петр Ильич Чайковский создал оперу «Евгений Онегин», которая в музыкальной форме отражала суть поэтического произведения Александра Сергеевича Пушкина. Правда при этом он использовал и стихи поэта, на что, наверное, было разрешение его наследников. А Джон Крэнко поставил балет «Евгений Онегин», т.е. выразил сущность произведения уже в хореографической форме, хотя и использовал при этом музыку П.И. Чайковского. В этом случае за давностью лет уже не требовалось получать разрешение на переработку произведения. В приведенных примерах Петр Ильич Чайковский и Джон Крэнко создали новые произведения, которые по современным нормам следует отнести к сложным объектам интеллектуальной собственности. Эти произведения содержат в качестве части сложного объекта как вновь созданные авторские произведения, так и заимствованные. При этом вновь созданные авторские произведения могут иметь самостоятельное значение, а значит, имеют правовую защиту.

Уже даже эти несложные примеры частично показывают хитросплетения вопросов авторского права, которые могут встречаться. В реальной же практике встречаются и гораздо более сложные вопросы.

Право на имя

Право авторства сопряжено с правом автора на имя ст. 1265 ГК РФ: «правом использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения». Здесь следует отметить, что использование псевдонима тоже должно быть каким-либо способом зафиксировано, иначе доказать авторство в этом случае не представится возможным.


Исключительное право

Одним из основных авторских прав (а многие считают самым важным) является исключительное право на произведение. Это право предусматривает исключительные права на использование произведения, т.е. право использования произведения принадлежит только и исключительно правообладателю. Изначально это право принадлежит автору. Но автор может передавать это право другим лицам как физическим, так и юридическим, которые становятся в этом случае правообладателями. Часто это право передается ещё до создания произведения, например в случае заключения договора авторского заказа с полным отчуждением авторских прав. Исключительное право предусматривает многочисленные варианты использования произведения, например, воспроизведение, распространение, публичный показ. Перечисление всех вариантов использования произведения с определением терминологии и указанием условий использование не может быть приведено в данной статье из-за его значительного объёма (см.: ст. 1270 ГК РФ).

Изъятия исключительного права

Очень важно принимать во внимание изъятия из исключительного права , а именно положения, которые позволяют использовать с ограничениями произведения автора. Так возможно без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования (ст. 1274 ГК РФ):

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях (и других) правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем.

Есть и другие изъятия. Во многих случаях эти изъятия объяснимы и оправданы, т.к. связаны, в основном, со свободой обмена информацией. Но с помощью манипулирования этими положениями можно в значительной мере использовать многие произведения, хотя в ряде случаев требование обязательного указания имени автора содействует продвижению произведения. Ограничить нежелательное использование произведений авторы могут с помощью положения о специальным запрещении публикации произведения без разрешения правообладателя.

Авторам также необходимо принимать во внимание, что авторское право охраняет произведение только в той форме, в которой оно выражено при создании, а не содержание этого произведения. Поэтому возможно практическое использование положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, за исключением практической реализации архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.


Неприкосновенность произведения

Необходимой составляющей авторского права является также право на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ). Данное право не позволяет без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями, а также извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора. Эти положения достаточно полно защищают права автора, но при этом надо принимать во внимание возможность создания пародий (или карикатур) на произведения без разрешения автора (ст. 1274 п.3 ГК РФ). Созданные на какое-либо произведение пародии считаются самостоятельными, а не переработанными произведениями. Такие пародии могут значительно влиять на престиж и имидж автора – как подорвать их, так и повысить.

В данной статье мы привели наиболее важные для начинающих авторов положения и особенности авторского права. При этом решение затронутых в этих положениях вопросов и разрешение противоречий возможно с помощью сервисов предложенных на данном сайте.

Для регистрации произведений перейдите на страницу " Депонирование "
и нажмите одну из кнопок
" Самостоятельно " или " Через администрацию "

Для регистрации произведений малых форм перейдите на страницу " З

Для обозначения всей совокупности прав, относящихся к сфере интеллектуальной собственности, частью четвертой ГК РФ введен специальный термин "интеллектуальные права", которые согласно ст. 1226 ГК РФ включают "исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие)".

В свою очередь авторские права определяются п. 1 ст. 1255 ГК РФ как интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, т.е. понятие "авторские права" охватывает все имущественные и личные неимущественные права, закрепляемые законодательством в отношении произведений.

При этом постоянно встречающееся в законодательстве упоминание о "произведениях науки, литературы и искусства" является данью традиции и не имеет практического значения, так как действующее законодательство не устанавливает каких-либо принципиальных различий в правовом регулировании для этих трех групп произведений. Мало того, во многих случаях не существует однозначных критериев для их общепризнанного разграничения. Так, произведение, представляющее результат научного творчества и выраженное в форме статьи или книги, традиционно рассматривается в качестве литературного произведения, альбом репродукций может быть признан сборником произведений изобразительного искусства, и т.д.

Вся совокупность предусматриваемых ГК РФ авторских прав может быть разделена на несколько групп:

  • 1) личные неимущественные права автора;
  • 2) исключительное право на произведение, на основании которого автор и его правопреемники могут разрешать или запрещать использование произведения;
  • 3) "право на вознаграждение", устанавливаемое в случаях, когда ГК РФ предусматривает, что произведение может использоваться без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения (ст. 1245 Кодекса), а также в иных случаях, когда Кодекс специально предусматривает выплату дополнительного вознаграждения авторам, например за использование служебных произведений.

Кроме того, существует ряд других прав, которые не всегда можно однозначно отнести к той или иной категории, например "право доступа", предусмотренное ст. 1292 ГК РФ, или даже невозможно однозначно отнести к категории "авторских", например особое "право использования изданий", предусмотренное п. 7 ст. 1260 ГК РФ.

Часть прав закрепляется только в отношении определенных видов произведений: например, право следования и право доступа - только в отношении произведений изобразительного искусства.

Непосредственно в отдельных статьях Кодекса предусматриваются положения, позволяющие говорить о наличии дополнительных прав не только у авторов, но и у иных категорий правообладателей: например, изготовителю аудиовизуального произведения (продюсеру) принадлежит право требовать указания его имени или наименования при любом использовании аудиовизуального произведения (п. 4 ст. 1263 ГК РФ).

Многие вопросы, связанные с разграничением отдельных видов прав, являются дискуссионными, по ним высказываются различные точки зрения. Законодатель уклонился от четкого деления предоставляемых авторам прав на две категории: имущественные права и личные неимущественные права, оставив тем самым достаточный простор для дальнейшего развития теоретических взглядов по данным вопросам.

В то же время ГК РФ специально определяет, что исключительное право на произведение признается имущественным правом, как это вытекает, в частности, из формулировки ст. 1226 ГК РФ.

Дискуссии вызвала принадлежность к категории личных неимущественных прав такого принадлежащего авторам права, как право на обнародование произведения. Так, профессор А.П. Сергеев неоднократно отмечал, что в данном праве соединены воедино как личные неимущественные, так и имущественные элементы*(1) .

Что касается остальных прав, закрепляемых за авторами и иными правообладателями в соответствии с положениями главы 70 ГК РФ, то, хотя в отношении части из них можно определенно сказать об имущественном характере таких прав в тех случаях, когда речь идет о праве на получение авторами или иными правообладателями вознаграждения (ст. 1245, п. 3 ст. 1263 и т.д.), для многих остальных принадлежность к числу имущественных или личных неимущественных прав является дискуссионной.

В целом же авторские права составляют настолько сложный взаимосвязанный комплекс, что, как совершенно справедливо отмечает профессор А.П. Сергеев, "выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно"*(2) .

Понятие "произведение" в законодательстве не раскрывается отсутствует какое-либо общепризнанное определение данного понятия также в авторско-правовой доктрине, трудах российских или зарубежных специалистов по авторскому праву.

Произведением признается результат творческой деятельности автора, однако признание того, является ли конкретный результат творческой деятельности произведением - объектом авторских прав, осуществляется только применительно к каждому конкретному случаю исходя из общего представления о таком явлении культуры, как творчество.

Традиционно признается, что охраняемыми авторским правом объектами не являются результаты деятельности, осуществляемой по какому-либо заранее известному алгоритму. Однако авторским правом могут охраняться карты, чертежи и другие аналогичные объекты, при создании которых важное значение имеет именно соблюдение формальных алгоритмов их получения. Установление охраны фотографических произведений основывается на фактической презумпции творческого характера деятельности по получению фотографических изображений.

Как правило, российские специалисты в области авторского права придерживались мнения о необходимости наличия оригинальности достигаемого автором творческого результата, т.е. отсутствия объективной возможности его самостоятельного повторения другими авторами. Согласно так называемому критерию объективной новизны произведения в случае если один и тот же результат творческой деятельности может быть получен независимо друг от друга различными авторами, охрана не должна предоставляться никому из авторов. В то же время ряд зарубежных специалистов признают возможность предоставления охраны даже при наличии "субъективной новизны", т.е. при недоказанности заимствования автором ранее созданного произведения.

Мало того, в последние годы российская коммерческая и судебная практика пошла по пути признания и защиты в ряде случаев авторских прав даже на отдельные слова и выражения, в том числе даже такие, которые существовали в русском или иностранном языке еще до создания произведения автором, но были творчески переосмыслены им и стали широко известны именно в связи с произведениями определенных авторов, например "Ну, погоди!", "Буратино" (от итал. burattino - "кукла-марионетка", "легкомысленный человек") и т.д.

Гражданский кодекс РФ ограничивается только указанием на то, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ), представляющие собой результат творческой деятельности, что оставляет неограниченный простор для дальнейших научных и судебных толкований.

Предоставление авторско-правовой охраны не зависит от назначения и достоинства произведения, т.е. автор не обязан доказывать "качество" произведения, его практическую значимость, идейное значение, соответствие каким-либо требованиями т.д.

Произведение охраняется также независимо от способа его выражения. Разумеется, для того чтобы произведение могло получить охрану, оно должно не только возникнуть в сознании автора, но также получить объективную форму выражения, т.е. стать доступным для восприятия другими людьми. Это не означает, что охрана предоставляется только произведениям, зафиксированным на каких-либо материальных носителях. Охраной будут пользоваться также устные произведения, например лекции, доклады, прозвучавшие мелодии, прочитанные стихи и т.п., независимо от того, будут ли они каким-либо образом записаны.

В п. 1 ст. 1259 ГК РФ приводится неисчерпывающий перечень видов произведений - объектов авторских прав:

  • - литературные произведения;
  • - драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • - хореографические произведения и пантомимы;
  • - музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • - аудиовизуальные произведения;
  • - произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • - произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • - произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • - фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • - географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • - другие произведения.

Данный перечень призван, с одной стороны, иллюстрировать понятие объекта авторских прав, а с другой стороны, исключить на практике попытки уклонения от признания объектами авторских прав отдельных результатов творческой деятельности, таких как фотографические произведения, произведения дизайна, пантомимы, географические карты и т.д.

По мере развития новых способов представления и использования произведений появляются и новые их виды, которые, как ожидается, будут в дальнейшем включаться в этот перечень. Однако охрана им должна предоставляться независимо от того, упоминаются они в данном перечне в настоящее время или нет.

Наряду с указанными в перечне видами произведений в ст. 1259 ГК РФ упоминаются также такие объекты авторских прав, как:

  • - программы для ЭВМ;
  • - базы данных;
  • - производные произведения, представляющие собой переводы или иные переработки других произведений;
  • - составные произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору и расположению материала.
  • - такого объекта авторских прав, как компьютерные программы (программы для ЭВМ), побудила законодателей специально оговорить предоставления им охраны, условно приравняв их с законодательной точки зрения к литературным произведениям, а также предусмотрев действие в отношении них ряда специальных положений (ст. 1261, 1262 и 1270 ГК РФ).

Производными произведениями признаются любые переводы, переделки и иные переработки любых произведений, в том числе обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки, а также любые другие произведения, при создании которых осуществлялась переработка других произведений.

К составным произведениям относятся любые сборники, в том числе энциклопедии, словари, газеты, периодические издания, антологии и др., но только при том условии, что они представляют собой результат творческой деятельности по подбору и расположению включенных в них материалов. Обычно считается, что таким условиям не отвечают сборники, составляемые по какому-либо известному алгоритму, например, телефонные справочники, собрания сочинений писателей, ограниченные по объему либо расположенные в хронологическом, алфавитном или ином известном порядке, и т.д.

Существуют некоторые особенности реализации авторских прав в отношении как производных, так и составных произведений, обусловленные необходимостью соблюдения авторских прав на произведения, использованные при создании таких производных и составных произведений (ст. 1260 ГК РФ).

Однако охрана производным и составным произведениям предоставляется даже в том случае, если использованные при их создании произведения по каким-либо причинам не охраняются авторским правом, например, в связи с тем, что истек срок действия авторских прав на них или они вообще не признаются объектами авторских прав.

Так, авторскими правами будут охраняться литературные обработки произведений народного творчества, в том числе былин, частушек, сказаний и т.д., даже несмотря на исключение таких не имеющих конкретного авторства объектов из числа охраняемых авторским правом произведений в силу прямого указания ГК РФ (подп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ). Авторским правом будут охраняться также сборники, состоящие из материалов, не охраняемых авторским правом, но подобранных или расположенных таким образом, что работа по их подбору или расположению может быть признана творческой деятельностью.

Базы данных, охраняемые в качестве объектов авторских прав, рассматриваются в качестве составных произведений, т.е. их охрана ставится в зависимость от наличия творческой деятельности по подбору и расположению включенных в них материалов. В то же время следует учитывать, что ГК РФ ввел дополнительно специальную охрану баз данных в качестве объектов смежных прав, при этом возможность предоставления охраны ставится в зависимость от соблюдения иных критериев и не зависит от наличия творческого характера деятельности по созданию базы данных.

Несмотря на то что современное законодательство не содержит определения понятия "произведения" как объекта, охраняемого авторским правом, в нем специально указывается, на какие объекты авторские права не распространяются.

Так, общепризнанным является тот факт, что авторское право не охраняет идеи. Охрана может предоставляться только в отношении конкретной формы выражения той или иной идеи, например статьи, лекции, книги, афоризма, художественного изображения и т.д., однако сами по себе "идеи", не получившие конкретного воплощения, авторским правом охраняться не будут.

Пункт 5 ст. 1229 ГК РФ содержит специальное разъяснение о том, что с помощью авторского права не могут охраняться "идеи", "факты" и иные аналогичные объекты ("идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования") безотносительно к форме их выражения.

Приведенный в законодательстве перечень может быть расширен. Например, авторско-правовая охрана не распространяется на сюжеты произведений, правила игр и т.д. Разумеется, при применении данных положений следует проявлять некоторую разумную осторожность: если может быть доказано заимствование в новом произведении каких-либо существенных охраняемых авторским правом частей ранее созданного другим автором произведения, то налицо нарушение прав автора ранее созданного произведения.

Таким образом, не будет охраняться авторским правом концепция или методика, но описание концепции или изложение методики может признаваться произведением, охраняемым авторским правом. На один и тот же сюжет при отсутствии заимствований охраняемых частей произведения могут быть написаны независимо друг от друга книги, пьесы, сценарии, рассказы или иные произведения разных авторов. Научное открытие, сделанное ученым, само по себе не будет охраняться авторским правом, но оригинальное изложение его сути может получить авторско-правовую охрану, что, однако, не станет препятствием для свободного создания другими авторами своих описаний, книг, статей с использованием результатов такого открытия. Признание приоритета автора открытия будет при этом основываться не на авторско-правовых механизмах, а исключительно на принятой в научной среде практике такого признания.

Авторское право не может воспрепятствовать также использованию каких-либо технических или организационных решений, для защиты которых могут применяться другие институты интеллектуальной собственности, например патентное право, положения о защите секретов производства (ноу-хау) и т.д.

Однако проектная или конструкторская документация, описания способов производства и организационных моделей будут получать авторско-правовую охрану.

Наряду с указанными выше объектами, на которые авторское право вообще не распространяется в связи с невозможностью их отнесения к числу произведений - объектов авторских прав, существует также ряд объектов, исключаемых из сферы авторско-правовой охраны в силу специального указания законодательства:

  • 1) законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  • 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.), а также символы и знаки муниципальных образований;
  • 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Такие объекты хотя и могут рассматриваться как результаты творческой деятельности - произведения, но охрана им не предоставляется по причинам, которые будут рассмотрены далее.

Перечень таких объектов содержится в п. 6 ст. 1229 ГК РФ.

Исключение из числа объектов авторских прав официальных документов государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований (законов, судебных решений и иных материалов законодательного, административного и судебного характера), официальных документов международных организаций, официальных переводов таких официальных документов, а также государственных символов и знаков (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.) обычно объясняется необходимостью обеспечения возможности их наиболее широкого использования в полном соответствии с назначением.

Что касается сообщений о событиях и фактах, имеющих информационный характер, то целесообразность упоминания их в данном случае представляется далеко не очевидной.

форма выражения таких сообщений представляет собой результат творческой деятельности, вряд ли есть какие-либо основания для их исключения из числа объектов авторских прав. С другой стороны, если сведения о каких-либо фактах излагаются в форме, исключающей признание таких сообщений произведениями, то охрана средствами авторского права на такие сообщения не распространяется в силу общих положений законодательства об авторском праве.

Следует признать, что закрепленный в настоящее время ГК РФ подход не является единственно возможным. Так, в последнее время на международном уровне все большее внимание уделяется исследованию вопросов установления особой охраны в отношении произведений народного творчества ("выражений фольклора"). Кроме того, п. 4 и 8 ст. 2 Бернской конвенции хотя и признают возможность установления исключений в отношении официальных текстов и "сообщений о новостях дня", но не предусматривают в качестве обязательного правила именно такое решение вопроса.

Авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, которая может рассматриваться как произведение (п. 7 ст. 1259 ГК РФ): авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме.

Таким образом, авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, вплоть до любого абзаца, оригинального предложения, фразы или слова, оригинального фрагмента произведения изобразительного искусства и т.д.

На практике возникало множество споров, связанных с охраной таких частей произведений, как название, наименования персонажей и т.д. Именно их несанкционированное использование зачастую позволяло недобросовестным лицам воспользоваться успехом, выпавшим на долю произведения или персонажа, без согласия его автора. Особенно актуальным данный вопрос становится по мере развития отечественных брендов, в основе которых лежат элементы общеизвестных произведений ("Смешарики", "Простоквашино" и т.д.).

Как свидетельствует судебная практика, решения по делам, связанным с использованием подобных частей произведений, во многом зависят от конкретных обстоятельств. Зачастую суды даже до принятия части четвертой ГК РФ пытались путем расширительных толкований обеспечить защиту авторских прав известнейших российских авторов в условиях отсутствия положений о недобросовестной конкуренции, защите прав на персонажи и т.д. Например, Ленинский федеральный районный суд Санкт-Петербурга, рассматривая дело по иску автора сценария мультипликационного фильма "Ну, погоди!", согласился с мнением о том, что название этого фильма "может использоваться самостоятельно и является результатом творческого труда автора"*(3) .

С принятием и вступлением в силу части четвертой ГК РФ вопрос об охране персонажей оказался решен на законодательном уровне. При этом персонаж, как и название произведения, выведен законодателем за пределы такой категории, как часть произведения: один и тот же оригинальный персонаж может действовать в различных произведениях одного и того же автора, заимствоваться (с согласия автора) для использования в иных произведениях, а название может использоваться в качестве составной части названий различных книг из создаваемой автором серии произведений.

Из формулировки п. 7 ст. 1259 ГК РФ по сравнению с ранее действовавшей в отношении частей произведений формулировкой ЗоАП устранено требование о "возможности самостоятельного использования" части произведения как одного из критериев предоставления охраны в отношении такой части. Необходимым и достаточным признается, чтобы соответствующая часть произведения, его название или персонаж из него являлись "самостоятельным результатом творческой деятельности" и были выражены в какой-либо объективной форме.

Как представляется, под персонажем следует понимать оригинальный образ, созданный автором литературного, художественного или аудиовизуального произведения, при этом на практике возможны различные случаи возникновения персонажей. В случае если персонаж впервые появился в литературном или драматическом произведении, а в дальнейшем такое произведение было экранизировано, то автором персонажа должен признаваться автор исходного литературного или драматического произведения, например, Ян Флеминг в отношении героя своих книг Джеймса Бонда, А. Милн в отношении персонажей своих рассказов о Винни-Пухе, А.Н. Толстой в отношении героев своей книги "Золотой ключик", Э.Н. Успенский в отношении таких персонажей, как Чебурашка, Крокодил Гена, Кот Матроскин и т.д.

В случае если оригинальный персонаж впервые появился в серии комиксов, аудиовизуальном произведении, мультимедийной игре и т.п., определение круга его создателей может оказаться достаточно затруднительным, не всегда однозначным и будет зависеть от специфики каждого конкретного случая.