Анализ романа Преступление и наказание Ф.М.Достоевского. «Преступление и наказание», анализ романа

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» – самое известное произведение писателя, вошедшее в золотой фонд мировой литературы. Написанное в тяжелый период жизненных испытаний автора, оно затрагивает многие серьезные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Роман достаточно сложный и глубокий, однако подробный анализ произведения поможет лучше понять основную мысль и проблематику романа, поступки главных героев. «Преступление и наказание» анализ требует наиболее полный, и особенно полезным он будет для учеников 10 класса при подготовке к ЕГЭ по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1866 г.

История создания – Замысел «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал во время своего пребывания на каторге, во период сильнейших душевных переживаний.

Тема - Отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоев населения, безнадежности их существования и озлобленности на весь мир.

Композиция - Роман состоит из шести частей и эпилога. Каждая часть разбита на 6-7 глав. В первой части описывается образ жизни главного героя и совершенное им преступление, в последующих частях - последовавшее за ним наказание, в эпилоге - раскаяние главного героя.

Жанр – Роман.

Направление - Реализм.

История создания

Во время своего пребывания на каторге Федор Михайлович вынужден был общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками - убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришел к выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на почве страшного отчаяния. После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и убивали.

Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя. Однако во время написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями одного Раскольникова - сюжет требовал большей глубины и наполненности. Отнесшись с большой долей критики к написанному материалу, Достоевский сжег практически завершенный роман и написал его заново - таким, каким знает его весь литературный мир.

Проблема у писателя возникла и с названием произведения. Было несколько рабочих версий, среди которых «Рассказ преступника», «Под судом». В результате он остановился на варианте «Преступление и наказание». Суть и смысл названия романа заключается не только в уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде всего, в душевных муках преступника. Любое злодеяние влечет за собой неизбежное наказание, и скрыться от него невозможно.

Над романом Федор Михайлович трудился в 1865-1866 годах, и сразу после завершения он был опубликован в популярном журнале «Русский вестник». Реакция на произведение была весьма неоднозначной, от резкого неприятия до бурного восхищения.

В 80-х годах 19 столетия роман был переведен на многие европейские языки. Влияние его на мировой литературный процесс оказался огромным: писатели стали развивать тему, затронутую Достоевским и, порой, откровенно подражать классику, в разных городах мира были поставлены театральные постановки, позже нетленное произведение было многократно экранизировано.

Тема

Главная тема произведения - угнетенность и ужасающая бедность большей части общества, печальное положение которого мало кого интересует. Также красной линией проходит тема заблуждений личности и вынужденного бунта вследствие удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.

Проблема ложных убеждений, затронутая в романе, является актуальной во все времена. Теория, которой был подвержен Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.

В своем романе Достоевский хотел донести свои христианские представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, не поддаваясь гордыне, похоти, эгоизму. Жить ради ближних, творить добро, жертвовать собственными интересами на благо общества - вот чему учит писатель. Именно по этой причине в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение.

Композиция

Структурная композиция «Преступления и наказания» довольно проста: роман состоит их 6 частей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 6-7 глав.

Роман делится на две составляющие: в первой описаны мытарства главного героя, его рассуждения и, в итоге, совершенное им преступление. Затем следует наказание и саморазоблачение Раскольникова, и этому посвящены оставшиеся 5 частей произведения.

Характерной особенностью романа является некоторая непоследовательность в хронологии поступков Раскольникова. Этим автор хотел подчеркнуть нестабильность внутреннего состояния главного героя, его потерянность. Прекрасным дополнением к настроению Раскольникова являются темные, серые улицы Петербурга, описанию которых Достоевский выделил немало места в произведении.

В заключительной части романа - эпилоге - писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.

Большое внимание Достоевский уделил не только бедному студенту, но и другим центральным персонажам: Разумихину, Дуне Раскольниковой, Пульхерии Александровне, Соне Мармеладовой, Свидригайлову. Характер каждого из них описан ярко, красочно, взаимодействие этих героев прекрасно дополняют общую картину, показанную автором. Несмотря на хитросплетение сюжетных линий, все они, так или иначе, связаны с Раскольниковым. Примечательно, что многих описанных героев ожидает трагическая судьба, и к концу романа лишь немногие останутся в живых.

Главные герои

Жанр

«Преступление и наказание» относится к психологическому и философскому роману . Сам Федор Михайлович называл свое детище «психологическим отчетом одного преступления». Это уникальное литературное произведение, в котором искусно переплетены детективная, криминальная, социальная, психологическая, философская и любовная составляющие. В нем гармонично сочетаются пугающая реальность обыденной жизни и фантастика, представленная снами Раскольникова.

Если говорить о литературном направлении романа, то он полностью соответствует «реализму».

Вступление

В своем реферате я хотела бы проанализировать величайшее произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Во вступлении к реферату мне бы хотелось рассказать историю создания этого романа.

Середина 1860-х гг. была сложным временем в истории страны. Общественное движение, начавшиеся после смерти Николая I, пошло на спад, а после покушения Каракозова на Александра II и вовсе сменилось правительственной реакцией. Положение усугублялось тем, что общий кризис, возникший в результате крестьянской реформы, разрушившей вековой уклад жизни, охватил и духовную сферу. Освобожденная «личная инициатива», не сдерживаемая никакими моральными и культурными нормами и запретами, свойственными традиции, оказывались во власти «новейших идей», возродивших такую личную инициативу в культ. Это пагубно отражалось на моральном облике людей. Именно такое болезненное состояние общества и изобразил Достоевский в романе «Преступление и наказание». Это произведение принесло ему небывалое до сих пор признание среди русской читающей публики.

«Как раз в этом романе впервые мысль Достоевского расправила крылья. Из толчеи униженных и оскорбленных, от слабых сердец и прохарчинских бунтов, от конурочной мечты и подпольной злобы писатель выходит в сферу - или, может быть, тоже толчею?- высших нравственных проблем. Именно к этому времени настолько перегорели в его душе впечатления тяжелого опыта, что он мог с художественным беспристрастием волновать читателей идеями правды, ответственности и искушения. Ни раньше, ни позже 1866 года Достоевский не был… чистым идеологом художественности…роман «Преступление и наказание» по своей художественной стройности остался у своего автора непревзойденным» - написал в своей «Книге отражений» известный поэт, педагог и критик конца XIX - начала XX века Иннокентий Анненский.

Тема «преступления» волновала Достоевского. Она связывалась в сознании писателя с эгоистическим самоутверждением личности, вопреки всем нравственным законам.

После очередного крупного проигрыша в Висбадене в сентябре 1865 года Федор Михайлович отправил письмо издателю «Русского вестника» М. Н. Каткову с изложением плана будущей своей повести: «Это психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным „недоконченным" идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна... зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. „Она никуда не годна", „для чего она живет?", „полезна ли она хоть кому-нибудь?" и т. д. -- эти вопросы сбивают с толку молодого человека.

Он решает убить ее, обобрать с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства, притязаний, грозящих ей гибелью, <...> и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении „гуманного долга к человечеству" -- чем уже, конечно, „загладится преступление", если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы. <...> Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких на него подозрений нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешенные вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на се донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое, убил убеждения, даже без сопротивления. Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело».

Будущее произведение мыслилось как исповедь героя, в которой бы раскрывалась борьба двух начал -- добра и зла -- в сердце человеческом. Но рамки внутреннего монолога оказались слишком тесны для выявления художественной идеи произведения, и Достоевский сжег уже почти завершенную повесть и взялся за роман.

Он осознал, что внутренние метания героя, борьба совести и разума, находят свое живейшее подтверждение в конфликтах действительности и ею же порождаются.

«Рассказ от имени автора, как бы невидимого, но всеведущего существа»-- таким видится Достоевскому новое произведение, где авторские оценки и суждения как бы отступают на второй план, а на первый выдвигается сама жизнь в ее крайне жестоких и противоречивых проявлениях.

«Закон правды» осуществляется в столкновении героев, их нравственных позиций, и даже «всеведущий» автор не является истиной в последней инстанции. Читатель сам, по мысли Достоевского, должен вместе с его героями сделать свой нравственный выбор: он становится свидетелем той драмы человеческих судеб и идей, что изображает художник. Он, а не писатель выступает в роли «присяжного заседателя» в суде над Родионом Романовичем Раскольниковым.

Справедливость же приговора определяется не столько фактом самого убийства старухи-процентщицы, сколько выявлением истинных причин и мотивов, побудивших героя преступить юридический и нравственный закон. Выявление этих причин важно, прежде всего, не для осуждения или оправдания Раскольникова, а для уяснения того, что происходит в нравственном мире человека и каким искажениям и соблазнам подвержена мораль современного общества.

Потому выстрел Каракозова в Александра II, прозвучавший 4 апреля 1866 г., когда уже вышли в свет первые главы романа, Федор Михайлович воспринял как жизненное подтверждение тому, что мучило его при создании «Преступления и наказания».

Основная часть

Герои романа

Главный герой романа - Родион Романович Раскольников, бывший студент. «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался». «Столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека, что, несмотря на всю свою, иногда очень молодую, щекотливость, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице».

Раскольников поддался новым идеям, новым теориям, носящимся в обществе. Он создает теорию, в которой он делит человечество на две части: одни - «право имеют», а другие - «твари дрожащие». Эта теория вышла из наблюдений современной ему жизни, в которой меньшинству позволено все, а большинству - ничего. И тогда у Раскольникова возникает вопрос о том, к какому типу относится он сам. И для выяснения этого он решается на страшный эксперимент, намечая себе в жертву старуху-процентщицу, приносящую, по его мнению, один лишь вред, а потому заслуживающую гибели.

Об этом говорил и Н.Н. Страхов в своей статье «Преступление и наказание»: «Его Раскольников хотя страдает юношеским малодушием и эгоизмом, но представляет нам человека с задатками твердого ума и теплого сердца. Это не фразер без крови и нервов, это - настоящий человек. Этот юный человек тоже строит теорию, но теорию, которая, именно в силу его большей жизненности и большей силы ума, гораздо глубже и окончательнее противоречит жизни, чем, например, теория об обиде, наносимой даме целованием ее руки, или другие подобные. В угоду своей теории он также ломает свою жизнь; но он не впадает в смешное безобразие и нелепости; он совершает страшное дело, преступление. Вместо комических явлений перед нами совершается трагическое, то есть явление более человеческое, достойное участия, а не одного смеха и негодования».

Убив старуху, Раскольников поставил себя вне общества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Но натура героя не может выдержать этого отчуждения. Это становится страшным наказанием для преступника. Он испытывает муки и сомнения «обычного» преступника.

Душевные муки Раскольникова разделяет другой персонаж - Сонечка Мармеладова.

«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».

Раскольников открывается ей, видя в ней такую же преступницу, как и он сам, потому что Соня, по его мнению, тоже преступила «вечный» нравственный закон и загубила душу. Сначала Раскольников увидел в Сонечке «тварь дрожащую», приняв ее самоотверженность за смирение. В самом же деле Сонечка стала суровой судьей для Раскольникова и, в то же время, становится сострадающим человеком, понимающим какую муку принял на себя Раскольников. «Что вы, что вы над собой сделали!- отчаянно проговорила Сонечка и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками.

Странная какая ты, Соня, - обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это. Себя ты не помнишь.

Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете! -- воскликнула она, как в исступлении, не слыхав его замечания, и вдруг заплакала навзрыд, как в истерике». Встреча с Сонечкой Мармеладовой становится началом его исцеления. Она следует за ним, когда он идет признаваться. Она едет за ним на каторгу. Сам же он холоден и отчужден с ней, пока не приходит к нему наконец озарение, и тогда он понимает, что ближе ее у него нет на земле человека. «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!». Она - символ самопожертвования во имя ближнего.

Далее мне бы хотелось подробней разобраться в образе еще одного героя - г-на Свидригайлова. Он сопоставляется с Раскольниковым и противопоставляется ему. «...Лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид... Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы ею, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, a широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые, смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». Свидригайлов -- своеобразный “двойник” главного героя, его “оборотная” сторона. “Мы одного поля ягоды”, -- говорит Аркадий Иванович Раскольникову. В отличие от Раскольникова Свидригайлов уже по ту сторону добра и зла. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости. Неразличимость добра и зала порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь. И хотя он помогает устроить детей Мармеладова после смерти Катерины Ивановны, заботится о маленькой девочке в гостинице перед самоубийством, душа его почти мертва. Он кончает собой выстрелом из револьвера.

Алена Ивановна коллежская регистраторша, процентщица, «...крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом... Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка». Ее изображение должно вызывать отвращение и тем самым как бы отчасти оправдывать идею Раскольникова, который носит ей заклады, а затем убивает ее. Персонаж -символ никчемной и даже вредной жизни. Однако, по мысли автора, она тоже человек, и насилие над ней, как над любым человеком, даже во имя благородных целей, является преступлением нравственного закона.

Заметов Александр Григорьевич -- письмоводитель в полицейской конторе, товарищ Разумихина. «Лег двадцати двух, с смуглою и подвижною физиономией, казавшеюся старее своих лед, одетый по моде и фатом, с пробором на затылке, расчесанный и распомаженный, со множеством перстней и колец на белых отчищенных щетками пальцах и золотыми цепями на жилете». Вместе с Разумихиным приходит к Раскольникову во время его болезни сразу после убийства старухи. Он подозревает Раскольникова. хотя и делает вид, что тот его просто интересует. Случайно встретясь с ним в трактире, Раскольников дразнит того разговором об убийстве старухи, а потом вдруг огорошивает вопросом: «А что, если это я старуху и Лизавету убил?» Сталкивая этих двух персонажей, Достоевский сопоставляет два разных модуса существования -- напряженное искание Раскольникова и благополучно-сытое обывательское прозябание вроде заметовского.

Зосимов -- доктор, приятель Разумихина. Ему двадцать семь лет. «...Высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце». Самоуверен, знает себе иену. «Манера его была медленная, как будто вялая и в то же время изучено-развязная». Приведенный Разумихиным во время болезни Раскольникова. позже сам интересуется его состоянием. Подозревает у Раскольникова I умопомешательство и дальше этого ничего не видит, поглощенный своей идеей.

Катерина Ивановна -- супруга Мармеладова. Из числа «униженных и оскорбленных». Лет тридцати. Худая, довольно высокая и стройная женщина, с прекрасными темно-русыми волосами, с чахоточными пятнами на щеках. Взгляд ее резок и неподвижен, глаза блестят как в лихорадке» губы запеклись, дыхание неровное и прерывистое. Дочь надворного советника. Воспитывалась в губернском i дворянском институте, окончила его с золотой медалью и похвальным листом. Вышла замуж за пехотного офицера, бежала с ним из родительского дома. После его смерти осталась с тремя малолетними детьми в нищете. Как характеризует ее Мармеладов, «...дама горячая, гордая и непреклонная». Компенсирует чувство униженности фантазиями, в которые сама же верит. Фактически вынуждает свою падчерицу Сонечку пойти на панель, а после этого, чувствуя вину, преклонятся перед ее самопожертвованием и страданием. После смерти Мармеладова на последние средства устраивает поминки, всячески пытаясь продемонстрировать, что муж ее и сама она I -- вполне уважаемые люди. Постоянно конфликтует с квартирной хозяйкой Амалией Ивановной. Отчаяние лишает се рассудка, она берег детей и уходит из дома просить милостыню, заставляя их петь и плясать, и вскоре умирает.

Лебезятников Андрей Семенович -- министерский чиновник. «...Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у пего почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая. -- что. в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно». Автор говорит о нем, что он «...был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат». Лужин, пытаясь приобщиться к новейшим идейным веяниям, фактически избирает в качестве «наставника» именно Л. и излагает его взгляды. Л. неумен, но добр по характер) 1 и по-своему честен: когда Лужин подкладывает в карман Соне сто рублей, чтобы обвинить ее в воровстве, Л. разоблачает его. Образ несколько шаржирован.

Лизавета -- младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. «...Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет бывшая в ттолном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой белья. До убийства была знакома с Раскольниковым, стирала ему рубашки. Была также в дружеских отношениях с Сонечкой Мармеладовой, с которой даже обменялась крестами. Раскольников случайно подслушивает ее разговор со знакомыми мещанами, из которого узнает, что старуха-процентщица в семь часов следующего дня останется дома одна. Немного раньше он случайно услышал в трактире фривольный разговор молодого офицера и студента, где речь шла, в частности, и о Л. -- что она хоть и некрасива, но многим нравится -- «тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная» потому постоянно беременная. Во время убийства процентщицы Л. неожиданно возвращается домой и тоже становится жертвой Раскольникова. Именно подаренное ею Евангелие Соня читает Раскольникову.

Лужин Петр Петрович -- тип дельца и «капиталиста». Ему сорок пять лет. Чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. Угрюмый и высокомерный. Хочет открыть в Петербурге адвокатскую контору. Выбившись из ничтожества, высоко ценит свой ум и способности, привык любоваться собою. Однако больше всего Л. ценит деньги. Он защищает прогресс «во имя науки и экономической правды». Он проповедует с чужих слов, которых наслушался от своего приятеля Лебезятникова, из молодых прогрессистов: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано...

Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел... тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело».

Пораженный красотой и образованностью Дуни Раскольниковой, Л. делает ей предложение. Его самолюбию льстит мысль, что испытавшая мною несчастий благородная девушка будет всю жизнь благоговеть перед ним и подчиняться ему. Кроме того, Л. надеется, что «обаяние прелестной, добродетельной и образованной женщины» поможет его карьере. В Петербурге Л. живет у Лебезятникова -- с целью «на всякий случай забежать вперед» и «замокать» у молодежи, тем самым подстраховавшись от каких-либо неожиданных демаршей с ее стороны. Выгнанный Раскольниковым и испытывая ненависть к нему, пытается рассорить с ним его мать и сестру, спровоцировать скандал: во время поминок по Мармеладову дает Сонечке десять рублей, а потом незаметно сует ей в карман еще сто, чтобы чуть позже публично обвинить в краже. Разоблаченный Лебезятниковым, вынужден позорно ретироваться.

Мармеладов Семен Захарович -- титулярный советник, отец Сонечки. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, -- пожалуй, был и смысл, и ум, но в то же время мелькало как будто безумие». Лишился места «по изменению штагов» и с того момента стал пить.

Раскольников встречается с М. в трактире, где тот рассказывает ему свою жизнь и исповедуется в грехах -- что пьет и пропил веши жены, что его собственная дочь Сонечка из-за нищеты и его пьянства пошла на панель. Сознавая всю свою ничтожность и глубоко раскаиваясь, но не имея сил преодолеть себя, герой тем не менее собственную слабость пытается возвысить до мировой драмы, витийствуя и даже делая театральные жесты, которым назначено выказать его не окончательно утраченное благородство. «Жалеть! зачем меня жалеть! -- вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов...» Дважды Раскольников сопровождает ею домой: в первый раз пьяного, во второй раз -- раздавленною лошадьми, j Образ связан с одной из главных тем творчества Достоевского -- нищеты и унижения, в которых погибает постепенно теряющий достоинство и из последних сил цепляющийся за него человек.

Марфа Петровна -- помещица, супруга Свидригайлова. О ней читатель узнает из письма матери Раскольникову и из рассказа Свидригайлова, которого она спасла из долговой тюрьмы, заплатив за него крупную сумму. Когда Свидригайлов начал ухаживать за Дуней Раскольниковой, служившей у нее гувернанткой, она выгнала ее, но узнав про ее невиновность, раскаялась и назначила ей в завещании три тысячи. После смерти, виновником которой (отравление), возможно, был Свидригайлов, является тому, по его признанию, как привидение, Настасья -- кухарка и служанка квартирной хозяйки Раскольникова. Из деревенских баб, очень болтливая и смешливая. Прислуживает Раскольникову. В иные минуты болезни, отшельничества и «думанья» героя становится единственным связующим звеном его с миром, отвлекая от навязчивой идеи.

Николай (Миколка) -- красильщик, ремонтировавший квартиру в подъезде старухи-процентщицы. «...Очень молод, одет как простолюдин, роста среднего, худощавый, с волосами, обстриженными в кружок, с тонкими, как бы сухими чертами лица». Из раскольников. Был у старца под духовным началом, в пустыню хотел бежать. Наивен и прост сердцем. Вместе с напарником Митрием подозревается в убийстве старухи. Врывается во время допроса Раскольникова Порфирием Петровичем и заявляет, что он «убивец». Берет на себя преступление, потому что хочет принять страдание.

Порфирий Петрович -- пристав следственных дел правовед. «...Лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придави ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого раза можно было от нее ожидать.

Первая встреча Раскольникова с П. П. происходит у того на квартире, куда Раскольников приходит вместе с Разумихиным якобы справиться о своих закладах. Хороший актер, следователь постоянно провоцирует Раскольникова. задавая каверзные и как будто нелепые вопросы. П. П. умышленно искажает идею раскольниковской статьи о преступлении, о публикации которой Раскольников узнает именно от него. Между П. П. и Раскольниковым происходит своего рода поединок. Умный и гонкий психолог, следователь действительно интересуется Раскольниковым. Он не имеет фактических доказательств против Раскольникова. однако жестко и целенаправленно подводит его к признанию, и только в последний момент все срывается из-за неожиданного появления красильщика Миколки. берущего на себя убийство старухи. П. П. вынужден отпустить Раскольникова, но вскоре приходит к нему и, уже не сомневаясь, говорит о его виновности. П. предлагает Раскольникову самому явиться с признанием, что облегчит наказание, а он со своей стороны сделает вид, что ничего не знал. Отношение П. П. к Раскольникову двойственно: с одной стороны, тот дня него убийца преступник, с другой -- он испытывает к нему уважение как к личности, способной заглянуть «за край», на себе испытать идею.

Разумихин Дмитрий Прокофьевич -- бывший студент, дворянин, товарищ Раскольникова по университет. Временно вышел из него из-за отсутствия средств. «Наружность его была выразительная - высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача... Пить он мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог;

и совсем не проказить. Р. был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства,

казалось, не могли придавить его».

Раскольникова явно тянет к нему как к человеку живой жизни, простому, цельному, энергичному и, главное, добросердечному. К нему он идет сразу после убийства, чтобы попросить найти ему уроки для заработка, а на самом деле ища живую душу, способную отозваться на его страдание, разделить его муку. Хороший и преданный товарищ, Р. ухаживает за больным Рас-кольниковым, приводит к нему доктора Зосимова. Он же знакомит Раскольникова и со своим дальним родственником, следователем Порфирием Петровичем. Зная о подозрениях против Раскольникова, всячески пытается выгородить его, простодушно объясняя все его поступки болезнью. Берет он под свою опеку и приехавших в Петербург мать и сестру Раскольникова, влюбляется в Дуню и впоследствии женится на ней.

Раскольникова Дуня (Авдотья Романовна) -- сестра Раскольникова. Гордая и благородная девушка. «Замечательно хороша собою -- высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у нее был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком -- единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и. между прочим, как будто надменность».

Несмотря на то что, по мнению Раскольникова, «...скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает...». Д. собирается замуж за Лужина, хотя не любит" его, но зато браком этим надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата Родиона. Раскольников не хочет такой жертвы и всячески противится этому браку, пытаясь раскрыть глаза Д. на Лужина, но она не соглашается с ним, пока во время очередного объяснения с женихом в присутствии Раскольникова не убеждается в его правоте. Преследующий ее Свидригайлов под предлогом важного известия заманивает Д. к себе на квартиру, сообщает, что ее брат - убийца, и, домогаясь ее благосклонности, предлагает спасти его. Пытаясь вырваться, Д. стреляет в него из револьвера, но промахивается. Услышав, что она его не любит и не полюбит никогда. Свидригайлов после мучительного колебания неожиданно отпускает ее. Впоследствии Д. выходит замуж за Разумихина.

Раскольникова Пульхерия Александровна -- мать Раскольникова. Ее мучает болезненное состояние сына, ранит и обижает его отчужденность. Да и для самого Раскольникова любовь к нему его близких, от которых он после убийства отделен страшной чертой, пожалуй, самая большая мука. От П. А. скрывают, что ее сын -- убийца, а сам он, перед тем как идти признаваться, говорит ей, что должен на время уехать. Достоевский показывает драму матери, не знающей о преступлении сына, но чувствующей, что с ним произошло что-то очень серьезное, и глубоко страдающей от этого.

Сюжетная линия романа

В этом произведении широкий круг философских и нравственных проблем поставлен на современном, жизненном материале. Центральная тема романа -- жизнь и духовный облик русской молодёжи в 1860-х гг. Главная проблема произведения -- религиозно-философский смысл нигилизма, распространившегося в это время. В центре романа фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, который поддался новым идеям, новым теориям, носящимся в обществе. Раскольников -- человек мыслящий, критически относящийся к жизни и морали «большинства». Отрицая традиционные нравственные законы, он испытывает потребность в вере, новой морали. Поэтому он и создаёт теорию, в которой пытается не только объяснить мир, но и выработать собственную мораль. Истоки теории Раскольникова -- в его особом взгляде на мир, историю, человека. Он убеждён, что человечество делится на две категории: одни -- «право имеют», а другие -- «твари дрожащие», которые служат «материалом» для истории. К этой теории Раскольников пришёл в результате наблюдений современной ему жизни, в которой меньшинству позволено всё, а большинству -- ничего. Разделение людей на две категории неизбежно вызывает у Раскольникова вопрос о том, к кому типу относится он сам. И для выяснения этого он решается на страшный эксперимент, намечая себе в жертву старуху-процентщицу, приносящую, по его мнению, один лишь вред, а потому заслуживающую гибели.

Достоевский показывает, что идея Раскольникова неразрывно связана с условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых и занимает герой. Рисуя ужасающую картину человеческой скученности, грязи, духоты, Достоевский в то же время показывает страшное одиночество человека в этой толпе, одиночество прежде всего духовное, жизненную неприкаянность героя. Но Раскольников убил не «из-за куска хлеба», а чтобы себя проверить.

Действие романа выстроено как опровержение теории Раскольникова и последующее его духовное выздоровление. Прежде всего в противоречие с теорией героя вступает живая и гуманная натура героя. Достоевский показывает, как каждый раз при встрече с человеческим страданием Раскольников испытывает почти инстинктивное желание прийти на помощь. Но сила идеи не менее велика, чем сила страсти, и она может точно так же порабощать душу человека, как и самая сильная и губительная страсть. Неподконтрольными сознанию, порабощенному идеей, являются и сны Раскольникова. Однажды во сне героя всплывает картина, виденная в детстве и глубоко запавшая в душу ребёнка. Он видит, как пьяные мужики истязают лошадь и забивают её насмерть. Увиденное во сне потрясает не меньше, чем пережитое наяву, и Раскольников решает отказаться от страшного замысла. Но Достоевский мог бы повторить вслед за М.Ю. Лермонтовым, что «идеи -- создания органические... их рождение даёт уже им форму, и эта форма есть действие...». Действия Раскольникова, совершённые под властью идеи, приводят к неожиданным результатам, не предусмотренным теорией. Так, его жертвой оказывается ни в чём не повинная Лизавета. Убив старуху, Раскольников поставил себя вне общества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Но натура героя не может выдержать этого отчуждения. Чувство отрезанности, одиночества становится страшным наказанием для преступника. Философский смысл преступления в том, что Раскольников убеждается в ошибочности своей гипотезы. Он не относится к разряду «избранных», он испытывает муки и сомнения «обычного» преступника. Пользу людям за счёт украденного у старухи он тоже не принёс, даже не воспользовался взятыми вещами и деньгами.

Раскольников открывается ей, видя в ней такую же преступницу, как и он сам, потому что, по его мнению, Соня тоже преступила «вечный» нравственный закон и загубила душу, свою душу. Но этим различием Раскольников пренебрегает. Он жаждет найти в Соне союзника, но встречает сурового судью, который в то же время становится и сострадающим человеком, понимающим, какую муку принял Раскольников, разрешив себе «кровь по совести». Раскольников встретил в Соне Мармеладовой не «тварь дрожащую», как вообразил он вначале, приняв её самоотверженность за смирение, а горячего защитника обездоленных, «униженных и оскорблённых», помогающего им ценой собственного вечного спасения. Встреча с Сонечкой Мармеладовой становится поворотным пунктом в душевной истории Раскольникова, началом его исцеления, которое завершится только на каторге, после тяжёлой и мучительной физической болезни, олицетворяющей болезнь духовную. Новая жизнь, по Достоевскому, состоит в возвращении к вечным ценностям. В конце романа Раскольников берёт в руки Евангелие -- это символизирует духовный перелом героя.

Заключение.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» не похож на другие произведения художественной литературы. Он, как писал Страхов, «написан объективною манерою, при которой, автор не говорит в отвлеченных выражениях об уме, характере своих героев, а прямо заставляет их действовать, мыслить и чувствовать».

Главный герой романа совершает двойное убийство, но за это автор не делает его сумасшедшим, а наоборот Раскольников везде является с задатками ясного ума и благородного сердца. Таков он во всех других поступках, кроме своего преступления.

Так почему же Раскольников совершает это преступление? Ответ на этот вопрос можно найти в романе. Вот как характеризует поступок Раскольникова следователь Порфирий: "Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое: когда цитируется фраза, что кровь "освежает"; когда вся жизнь проповедуется в комфорте. Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце; тут видна решимость на первый шаг, но решимость особого рода -- решился, да как с горы упал или с колокольни слетел, да и на преступление-то словно не своими ногами пришел. Дверь за собой забыл притворить, а убил, двух убил, по теории. Убил, да и денег взять не сумел, а что успел захватить, то под камень снес". "Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит"

Теперь становится ясно, почему Раскольников совершил свое преступление. Виной всему его теория о «тварях дрожащих» и о «право имеющих». Раскольников хотел понять к кому он относится и поэтому он решается на этот страшный эксперимент.

Действия Раскольникова, совершённые под властью идеи, приводят к неожиданным результатам, не предусмотренным теорией. Так, его жертвой оказывается ни в чём не повинная Лизавета. Убив старуху, Раскольников поставил себя вне общества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Но натура героя не может выдержать этого отчуждения. Чувство отрезанности, одиночества становится страшным наказанием для преступника. Философский смысл преступления в том, что Раскольников убеждается в ошибочности своей гипотезы. Он не относится к разряду «избранных», он испытывает муки и сомнения «обычного» преступника. Пользу людям за счёт украденного у старухи он тоже не принёс, даже не воспользовался взятыми вещами и деньгами.

Душевные муки Раскольникова разделяет другой персонаж -- Сонечка Мармеладова.

Раскольников открывается ей, видя в ней такую же преступницу, как и он сам, потому что, по его мнению, Соня тоже преступила «вечный» нравственный закон и загубила душу, свою душу. Но этим различием Раскольников пренебрегает. Он жаждет найти в Соне союзника, но встречает сурового судью, который в то же время становится и сострадающим человеком, понимающим, какую муку принял Раскольников, разрешив себе «кровь по совести». Раскольников встретил в Соне Мармеладовой не «тварь дрожащую», как вообразил он вначале, приняв её самоотверженность за смирение, а горячего защитника обездоленных, «униженных и оскорблённых», помогающего им ценой собственного вечного спасения. Встреча с Сонечкой Мармеладовой становится поворотным пунктом в душевной истории Раскольникова, началом его исцеления, которое завершится только на каторге, после тяжёлой и мучительной физической болезни, олицетворяющей болезнь духовную. Новая жизнь, по Достоевскому, состоит в возвращении к вечным ценностям. В конце романа Раскольников берёт в руки Евангелие -- это символизирует духовный перелом героя. Таким образом, можно утверждать, что роман «Преступление и наказание» построен на опровержении теории Раскольникова и последующее его духовное выздоровление.

«Вот самая суть преступления. Это убийство принципа. Глубочайшее извращение нравственного понимания и затем возвращение души к истинно человеческим чувствам и понятиям - вот общая тема, на которую написан роман г. Достоевского» - писал Страхов в своей первой статье, посвященной роману «Преступление и наказание».

Литература.

Страхов Н.Н. статья «Преступление и наказание».

«Большая школьная энциклопедия» С. Исмаилова.

Литература 10 класс I часть В.Г. Маранцман.

«Преступление и наказание» Достоевского Ф.М.

Когда Ф.М. Достоевский находился на каторге, он сталкивался там не только с политическими преступниками, но и с уголовниками - ворами и убийцами. Писатель внимательно изучал их истории и обоснования своих преступлений, в связи, с чем Достоевский пришел к выводу, что в большинстве своем преступления были совершены на почве недовольства людей социальным устройством России. Люди были недовольны социальным неравенством, крестьяне после отмены крепостного права в большинстве своем остались нищими и обездоленными, они шли в большие города, где начинали пьянствовать, грабить и убивать. Выход из этого положения Достоевский видел не в революции свергающей самодержавие России, а в развитии и совершенствовании духовного мира русского народа через христианскую мораль. Но преступность росла не только на почве экономического упадка, новые философские учения также способствовали этому.

Ф. Ницше стал основателем одного из таких молодых учений в Европе, он выдвигал идею «сильной личности и ее роли в истории», это люди завоеватели, они управляют толпой, распоряжаются чужими жизнями и будущим мира.

Эти идеи не оставили равнодушной и Россию. Герой романа « », Родион Раскольников, убил старуху ростовщицу, не только по причине своей нищеты, но и по идейным соображениям. Он придумал свою теорию мира, в котором люди поделены на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенными он называл серую массу, которая должна жить в соответствии с установленными обществом и государством законами и порядками. Необыкновенные - это люди, поступки которых направлены на достижение идей меняющих историю и устройство мира в удобную для них сторону, к тому же необыкновенные люди имеют право преступать закон и распоряжаться чужой жизнью. Это сильные, смелые и сильные личности.

Своим решением об убийстве старухи Родион пытается проверить, к какой группе людей он относится. Раскольников был довольно таки талантливым, умным и гордым молодым человеком, но, к сожалению, он не мог реализовать свои честолюбивые мечты из-за бедности. Бедность отражается на всей его жизни. Сестра Родиона, из-за бедности вышла замуж за ужасного человека. Бедность завела Мармеладова, отца Сонечки, титулярного советника, которого сократили, в пьянство и полное падение, как личности и в итоге привело к смерти. Бедность заставила Сонечку Мармеладову пойти на панель, что бы прокормить себя и семью.

Но к философским суждениям Ницше Родион добавил и свое мировоззрение. Он считал, что если сильная личность убила ничтожество, которое не несло никому пользы, она тем самым сделала всех счастливыми. Такое убийство в восприятии Раскольникова не есть ни преступление, ни грех, тем более. Так он рассуждал, когда убивал старуху процентщицу, собирался помочь ее деньгами, которые были нажиты на чужом горе, таким же обездоленным, как и он. Однако, когда преступление было совершено и руки Родиона оказались «в крови», он не смог использовать награбленные деньги, не только его совесть была настолько чувствительной, что он не мог руками «убийцы» обнять мать и сестру. Его снедает совесть, она ассоциируется у Раскольникова с Сонечкой Мармеладовой. Сонечка находиться в таком же тяжелом положении, как и он, но сердце ее не ожесточилось, не очерствело, не озлобилось на мир. Девушка живет благодаря своей непоколебимой вере в Бога и надежде на Его справедливость. Соня была первой, кому Родион признался в преступлении, и от кого он ждал моральной поддержки и понимания.

Сонечка советовала Родиону покаяться, что бы облегчить свои страдания, рассказать всем людям о том, что он совершил, но он ее не послушал и пошел сознаваться о содеянном властям и попал на каторгу. Соню и Раскольникова объединяло то, что оба они были глубоко несчастны, они загубили свои души, но если Соня руководствовалась глубоко моральными побуждениями, она хотела помочь своим близким выжить, то Родион совершил преступление ради идеи.
На каторге постепенно, благодаря Соне, с Родионом происходит духовное возрождение - меняются его жизненные принципы.

Этим роман Достоевский показывает, что счастья можно достичь лишь благодаря доброте и всепрощению. Здесь четко можно проследить приверженность автора христианской морали, вера, добро и любовь должны править в мире, а не жестокость и борьбы за власть.

В 1866 году Достоевским был написан величайший роман, что можно сказать и об его авторе. Этот роман – “Преступление и наказание” колоссально перевернул жизнь общества того времени.
На протяжении всего романа автор изображает проблемы общества, одиночества человека в жестоком мире, смысла жизни. Ответственность за выбор жизненной дороги. Именно каждый человек сам для себя выбирает путь. Герой романа выбирает для себя такой путь, который выбирают только бездушные люди, такие, как Свидригайлов. Наблюдая за жестокостью богатых в городе, Раскольников создает свою теорию, которая, как оказалось, была в корне неверна. Исходя из этой теории, общество делится на 2 категории людей: “низшие” и “право имеющие”.
Герой решает проверить себя: сможет ли он преодолеть себя. Сумеет – докажет самому себе и другим, что он “имеет право”, нет – значит, низший. Имеются и другие мотивы, заставившие взять грех на душу, главные из которых – он сам. Дело в том, что Раскольников является милосердным человеком, частично альтруистом. Он не сможет стоять и смотреть на боль людей, что доказывается на примере с пьяной девочкой. Но теория, которую он долго не мог выпустить из головы, не дает ему спокойствия, успокоения. Зарубив Алену Ивановну, Раскольников преодолел границу, которую он сам для себя установил. После преступления его мучает совесть, ему кажется, что все уже знаю об его преступлении, его хватает лихорадка, дрожь. Все мысли в его голове направлены на осуждение, обдумывание своего поступка. В произведении автор прекрасно отображает его страдания. Это и подтверждает неверность его теории.
В кульминации появляется Сонечка Мармеладова, дочь того самого человека, с которым Родион пил в кабаке. Она – капля света в грозовом небе. Нежная и чистая, духовно ласковая и милая, она помогает Родиону, ведь она – единственный человек, которому он доверяет. О Сонечке Мармеладовой мы, читатели, впервые узнаем из разговора Родиона с Мармеладовым. Становится известно, что Сонечка, хрупкая крохотная девушка, сама едва справляется с работой, но помогает Родиону, бескорыстно. Она жалеет, ласкает, но главное – дает советы. Сонечка – символ всего святого, что сохранилось в этом гниющем обществе.

(No Ratings Yet)

  1. Центральной проблемой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является объяснение причин преступления Родиона Раскольникова. Почему образованный, добрый, совестливый, явно “с душой и сердцем” молодой человек совершил зверское убийство старухи-процентщицы...
  2. Роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году великим русским писателем Ф. М. Достоевским. Это произведение воспроизводит жизнь городской бедноты, отражает рост социального неравенства, преступности. Основной мотив романа –...
  3. “Я СЕБЯ УБИЛ!” (преступление и наказание Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существующими...
  4. Как в контексте романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” следует понимать фамилию главного героя? Приступая к рассуждению по данной проблеме, подчеркните, что имена героев Ф. М. Достоевского зачастую несут...
  5. В 1866 году Достоевский пишет роман “Преступление и наказание”. В названии обозначена тема, названы те нравственные категории, о которых будет рассуждать автор. Проблема совершения человеком преступления давно волновала Достоевского. Как...
  6. Герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых...
  7. Одни говорят, что этот человек – великий христианин. Другие помнят, что он был революционером, участвовал в заговоре петрашевцев. Этот человек с такой тяжелой судьбой, такой бедный, загнанный, страшно работавший, этот...
  8. Наибольшее влияние на Написание романа оказали события из личной жизненной копилки автора и сложившиеся общественно-политическая обстановка в Российском государстве 60-х годов XIX века. Замысел произведения возник задолго до 1866 года....
  9. Роман “Преступление и наказание” Федора Достоевского один из самых известных во всем мире. Реакция на это произведение может быть разной, как положительной, так и отрицательной, однако равнодушным этот роман никого...
  10. СОНЯ МАРМЕЛАДОВА – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ДОБРА (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Если Родион Раскольников – носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство “сильной личности”, то антиподом...
  11. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ТЕОРИЯ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА И ЕЕ КРУШЕНИЕ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. По мнению...
  12. В современном прочтении романа мне кажется особенно важным подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности. Георгий Тараторкин План I. Достоевский – создатель социально-психологического романа. II. Теория...
  13. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Есть Бог, есть мир, они живут вовек; А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в...
  14. Русская литература 2-й половины XIX века Библейские образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Влияние христианства можно проследить в творчестве многих русских писателей, так как вера в триединого...
  15. Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким...
  16. К числу величайших творений Ф. М. Достоевского относится роман “Преступление и наказание” – идеологическое произведение, в основу сюжета которого положена бредовая идея Родиона Раскольникова о праве человека на убийство, “если...
  17. Роман Федора Михайловича Достоевского начинается с описания событий, происходящих в бедной части Петербурга второй половины XIX века. Раскольников Родион Романович – главный герой этого произведения. Он проживает не в очень...
  18. Я себя убил, а не старушонку… Ф. М. Достоевский Ф. М. Достоевский – величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются...
  19. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Часть первая Действие происходит жарким душным летом в Петербурге. Родион Романович Раскольников, бросивший учебу студент, живет в тесной каморке в нищете. Чтобы оттянуть время...
  20. Достоевский в романе “Преступление и наказание” задумывается над вечными вопросами^ “В чем смысл жизни? Какова сущность добра и истины? Где грань между добром и злом?” Ответы на эти вопросы и...
  21. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ЛУЖИН И СВИДРИГАЙЛОВ КАК ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” широко использован прием антитезы,...
  22. Русская литература 2-й половины XIX века “Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно” (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевкого “Преступление и...
  23. Роман “Преступление и наказание” лишь напоминает детектив (точнее, содержит его элементы). На самом же деле это глубоко интеллектуальное произведение, в котором рассмотрены важные философские идеи (иначе, скорее за все, он...
  24. Читать Ф. М. Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений является “Преступление и наказание”. Проблема, над которой бился главный герой романа Достоевского Раскольников (как освободить человека от...
  25. В произведениях Ф. Достоевского образ столицы Российской империи играет не менее важную роль, чем главные персонажи. Так, он не только место действия, но и фактически полноправный персонаж романа “Преступление и...
  26. Роман Ф. М. Достоевского – это “психологический отчет одного преступления”, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении. Это, если так...
  27. Вопрос греха и добродетели – один из так называемых вечных вопросов, мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались найти окончательное, последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил...
  28. Сейчас поговорим о том, как и когда великий русский драматург и знаток человеческих душ Федор Михайлович Достоевский написал свой бессмертный роман “Преступление и наказание”. Всем известно, что роман был создан...
  29. План I. Глубокий психологизм – характерная черта произведений Ф. М. Достоевского. II. Внимание и сострадание к “маленьким людям”. 1. Значение семьи Мармеладовых в духовных исканиях Раскольникова. 2. Беды и несчастья...
  30. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто иль темно, Меж тем, под бременем познанья И сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов В эпиграф вынесены...
Краткий анализ романа “Преступление и наказание”