Али кто был пророку. История рождения имама али ибн абу талиба

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!

Вся хвала принадлежит Аллаху, у Которого нет сотоварища, к Которому мы взываем и Которого просим о помощи! Мир и благословения посланнику Аллаха – Мухаммаду – лучшему из творений, любимцу Аллаха и Его пророку!

Помимо обязательного поста в месяце рамадан, есть много других дней, когда пост для мусульманина очень желателен. Одним из месяцев, на желательность поста в котором указал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, является месяц мухаррам, начинающий собой новый год исламского календаря.

Всевышний Аллах сказал:

إن عدة الشهور عند الله اثنا عشر شهراً في كتاب الله يوم خلق السموات والأرض منها أربعةٌ حرم ذلك الدين القيم فلا تظلموا فيهن أنفسكم

Смысл: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе » (Сура «Покаяние», аят 36).

Согласно словам посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мухаррам является одним из запретных месяцев Аллаха.

Передается от Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«عَنْ أَبِي بَكْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ الزَّمَانُ قَدْ اسْتَدَارَ كَهَيْئَتِهِ يَوْمَ خَلَقَ اللَّهُ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضَ السَّنَةُ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ثَلاثَةٌ مُتَوَالِيَاتٌ ذُو الْقَعْدَةِ وَذُو الْحِجَّةِ وَالْمُحَرَّمُ وَرَجَبُ مُضَرَ الَّذِي بَيْنَ جُمَادَى وَشَعْبَانَ

«Время приобрело свою форму в тот день, когда Аллах сотворил небеса и Землю. Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых священны. Три из них идут подряд: зу-ль ка’да, зу-ль хиджа, мухаррам, а раджаб мудара находится между месяцами джумада (ас-сания) и ша’бан

Также достоверная сунна указывает на то, что мухаррам – самый лучший месяц для поста, после рамадана.

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаха, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَفْضَلُ الصِّيَامِ بَعْدَ رَمَضَانَ شَهْرُ اللَّهِ الْمُحَرَّمُ وأفضل الصلاة

بعد الفريضة صلاة الليل » رواه مسلم

«Лучшее время для поста после месяца рамадан – месяц Аллаха мухаррам, а лучшая молитва после обязательной – ночная молитва » (Хадис передал Муслим).

Некоторые ученые посчитали, что желательно поститься весь месяц мухаррам, однако не установлено, чтобы Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда-нибудь постился весь месяц целиком. , как говорят ученые, указывает на общую желательность поста в месяц мухаррам, но не на пост в течение всего месяца.

Передается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

ما رأيت رسول الله استكمل صيام شهر قط إلا رمضان، وما رأيته في شهر أكثر صياماً منه في شعبان» متفق عليه»

«Я не видела, чтобы когда-нибудь посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился весь месяц целиком, кроме рамадана. Я также не видела, чтобы он постился в другие месяцы больше, чем в месяц ша’бан » (Хадис передали Аль-Бухари и Муслим).

Этот хадис указывает на то, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не постился ни в один из месяцев целиком, кроме рамадана. Следовательно, вышеприведенный хадис не указывает на желательность поста в мухаррам целиком.

Также одним из отличительных достоинств месяца мухаррам является день ‘Ашура, приходящийся на десятое число. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, особенно выделял этот день постом. Пост в этот день был связан с тем, что Аллах спас пророка Мусу , мир ему, и его народ от Фараона. Тем самым пост означал благодарность Аллаху за спасение пророка Мусы, мир ему, и его народа.

Передается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:

عن ابن عباس رضي الله تعالى عنهما قال: «قدم النبي صلى الله عليه وسلم المدينة فرأى اليهود تصوم يوم عاشوراء فقال: ما هذا؟ قالوا: هذا يوم صالح هذا يوم نجى الله بني إسرائيل من عدوهم فصامه موسى، قال: فأنا أحق بموسى منكم فصامه صلى الله عليه وسلم وأمر بصيامه

«Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прибыл в Медину, он увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура. Он спросил их: «Что это за день, в который мы поститесь?» Они ответили: «Это великий день, день в который Аллах спас сыновей Исраиля от их врага, и Муса постился в этот день». Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я имею больше прав на Мусу, чем вы». Он постился в этот день и повелел поститься другим » (Хадис передали Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ан-Насаи).

Чтобы отличиться от иудеев, желательно поститься не только в день ‘Ашура, но и за день до него или после него.

Передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

لئن بقيت إلى قابل لأصومن التاسع» رواه مسلم»

«Если я останусь в живых до следующего года, то непременно буду поститься и в девятый день » (Хадис передал Муслим).

Шейху-ль Ислям Ибн Таймия , по помилует его Аллах, сказал (в «Маджу’ аль-фатава»), что он хотел сделать это, чтобы отличиться от иудеев.

Ученые сказали, что самым предпочтительным будет пост в 9, 10 и 11 дни месяца мухаррам. Далее по предпочтительности следует пост в 9 и 10 дни. А для совершения сунны будет достаточно соблюдать пост лишь в десятый день – день Ашура.

Пост в день ‘Ашура является очень желательным, во-первых, потому что посланник Аллаха , мир ему и благословение Аллаха, постился в этот день, а во-вторых, потому что искренний пост в этот день смывает грехи, совершенные в предыдущий год.

От Абу Катады, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

فعَنْ أَبِي قَتَادَةَ رضي الله عنه ، قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: «صِيَامُ يَوْمِ عَاشُورَاءَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ». صحيح مسلم

«Я надеюсь, что из-за поста в день ‘Ашура Аллах простит грехи, совершенные в предыдущий год » (Хадис передал Муслим).

Также передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел возвестить людям:

«عن سلمة بن الأكوع رضي اللَّه عنه ، أن رسول اللَّه صلى الله عليه وسلم أمر رجلاً من أسلم: «أن أذِّن في الناس: من كان أكل فليصم بقية يومه، ومن لم يكن أكل فليصم، فإن اليوم عاشوراء

«Тот, кто поел, пусть постится остаток дня, а тот, кто не ел, пусть также постится. Поистине, сегодня день ‘Ашура » (Хадис передали Аль-Бухари, Муслим, Ад-Дарими).

Есть и другие хадисы, указывающие на желательность поста в месяц мухаррам в общем и день Ашура в частности. Все они говорят о том, что мусульманину не стоит оставлять эти дни без поклонения Аллаху, выражающемуся в посте. Это великая милость Аллаха для нас, которая может стать причиной прощения наших грехов и спасения в День Суда , поэтому нужно стараться не упустить эту возможность. Да поможет нам Аллах!

Вся хвала принадлежит Аллаху, мир ему и благословение посланнику Аллаха!

Важную роль в исламском календаре играют «ашхур аль-хурум» (запретные месяцы). Хафиз ибн Касир (да будет доволен им Аллах) в своем знаменитом тафсире приводит слова Хазрата Катады (да будет доволен им Аллах):

«Аллах Та’аля действительно отличил некоторые Свои творения из числа людей и джиннов и избрал их Посланниками. Поминанию Его (зикру) Он придал особую значимость по сравнению со всеми речами и разговорами. На земле Он избрал Масджид. Среди дней Он отличил день Джумуа (пятницу), а среди ночей – Лейлят аль-Кадр (ночь могущества). Таким образом, уважайте то, что почтил Аллах Та’аля, ибо воистину почтение к вещам за те достоинства, которые Аллах Та’аля им даровал – это одна из черт умного человека»(Тафсир ибн Касир, т.2)

Эти четыре священные месяца соблюдаются шариатами всех пророков, все они проповедовали своим последователям, что любой акт поклонения и добродетели в эти месяцы заслуживает большей награды. Но прегрешения и непокорность в эти месяцы считаются более тяжким проступком и караются более серьезно. В шариате различных пророков в эти месяцы также было запрещено воевать даже за правое дело.

Месяц мухаррам

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) называл пост в этот месяц лучшим из постов после поста в месяц рамадан. В хадисе Пророка (мир ему и благословенне) говорится:

«После поста в рамадане самым лучшим является пост в запретном месяце Аллаха, и лучший намаз из дополнительных намазов – это намаз, выполняемый глубокой ночью, – намаз-тахаджуд» (Сахих Муслим).

«Пост в день Арафа служит искуплением грехов прошлого и настоящего года, а тому, кто постился один день месяца Мухаррам, воздастся, как за 30 постов» (аль-Албани).

Пост в день Ашура

Ибан Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщает:

«Я никогда не видел Посланника Аллаха страстно желающим поститься в любой другой день и отдающим предпочтение перед любым другим днем, нежели в день Ашура и в этот месяц (подразумевая месяц Рамадан)» (Сахих Бухари).

В различных хадисах находим объяснение того, почему Посланник Аллаха (мир ему и благословение) соблюдал этот пост и побуждал своих сподвижников делать то же самое.

Так, в хадисе переданном Ибн Аббасом, кратко объясняется:

Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) прибыл в Медину, он обнаружил, что иудеи постятся в день Ашура, и он спросил у них, что это за день. На что они сказали: “Это благословенный день, в который Аллах спас Бану Исраиль от врагов, потопил Фараона. В знак благодарности Муса постился в этот день, и мы тоже постимся”. После чего Посланник Аллаха сказал: “Мы более достойны Мусы, чем вы, и ближе к нему чем вы”, и повелел поститься в этот день (Сахих Муслим).

Из этого хадиса очевидно, что пост в день Ашура связан со спасением Мусы (мир ему). Кроме этого, нет ни одного хадиса сахих, который объяснял бы причину того, почему Посланник Аллаха (мир ему и благословение) держал в этот день пост.

Прощение грехов за год

Что касается благословений этого поста, то в одном из хадисов в «Сахих Муслим», говорится, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили о достоинстве поста в день Ашура. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил:

«Он служит искуплением грехов прошлого года (т.е. будут прощены грехи прошедшего года)» (Сахих Муслим).

Увеличение расходов на семью

Принято считать, что в день Ашура помимо поста весьма приветствуется щедрость в отношении семьи и трата денег, которые обычно расходуются на еду. Некоторые ученые придерживаются мнения, что хадисы на этот счет недостоверны. Таким образом, выходит, что нет никаких указаний на особое достоинство проявлений щедрости в день Ашура. Однако это неправильно. В подтверждение этому аллама Сахави (да будет доволен им Аллах) пишет:

«Кто увеличивает свои расходы на свою семью в день Ашура, Аллах увеличит его пропитание на весь оставшийся год».

Этот хадис передали Табрани и Байхаки в своей книге «Аш-Шауб», Фадаил уль-Авкат и Абу Шайх – все от Ибн Масуда. Табрани и Байхаки также передали его от Абу Саида (да будет доволен им Аллах). Имам Байхаки в «Аш-Шауб» также передает его от Джабира и Абу Хурайры. При этом он комментирует этот хадис следующим образом:

«Когда собраны все цепочки этого рассказа, они обладают достаточной силой».

Аллама Шаами тоже указывает на то, что это достоверный хадис. Он пишет:

«Хадис о щедрости в отношении семьи доказанный и достоверный (сахих), о чем упоминает хафиз Суюти в “Ад-Дурар”».

Очищение веры

Среди мусульман бытует много заблуждений о дне Ашура. Эти заблуждения должны быть отброшены. Многие считают, что Ашура – это день траура и скорби о мученической смерти имама Хусейна (да будет доволен им Аллах). Но объяснять значение дня Ашура мученичеством имама Хусейна (да будет доволен им Аллах) нет никаких причин.

Ашура считался важным днем еще во времена Пророка (мир ему и благословение), тогда как имам Хусейн (да будет доволен им Аллах) был убит через пятьдесят лет после смерти Пророка (мир ему и благословение).

Вообще, особенность дня Ашура объясняют разными обстоятельствами и событиями, но большинство таких объяснений совершенно беспочвенны.

Точно так же не следует примыкать к нововведениям тех, кто питает ненависть к ахлю-байт – семейству Пророка (мир ему и благословение) – или нововведениям невежд, тех, кто пороку противопоставляет порок, а нововведениям – нововведения. Эти люди считают Ашуру днем радости и счастья. В этот день они веселятся, наряжаются, сурьмят глаза, надевают новые вещи, сорят деньгами, готовят особые блюда. Невежественные люди считают все это сунной, тогда как настоящая сунна ничего такого не предполагает, так как неизвестно ни одного достоверного хадиса, который бы дозволял подобные действия.

Что касается вымышленных представлений об особых свойствах дня Ашура, то в наше время их можно услышать достаточно. Например, их приводит шейх мухаддис Дахлави (да будет доволен им Аллах):

У того, кто в день Ашура пользуется сурьмой, весь год не будут болеть глаза.

Тот, кто в день Ашура примет ванну, не заболеет до следующего года.

Кто увеличивает расходы на свою семью в день Ашура, Аллах увеличит его пропитание на весь оставшийся год.

Что же касается утверждений:

о достоинстве салята в этот день;

о том, что в этот день было принято покаяние Адама (мир ему);

о том, что в этот день Ибрахим (мир ему) был спасен от огня;

о том, что в этот день Исмаил (мир ему) был спасен от заклания;

о том, что в этот день Юсуф (мир ему) был возвращен Якубу (мир ему),

то все эти утверждения – вымысел, кроме хадиса о трате денег на семью, хотя один рассказчик в цепочке передатчиков не считается абсолютно надежным.

Отметим, что из целого ряда вымыслов, связанных с днем Ашура, которые приводит шейх мухаддис Дахлави (да будет доволен им Аллах), один хадис не является вымышленным – это хадис о ноевом ковчеге, который в этот день пристал к суше, т.к. этот хадис находим в «Муснаде» имама Ахмада (мир ему).

Итак, день Ашура – это великий день. Помня о его величии, давайте сторониться нововведений и ничем не подтвержденных обычаев, соблюдая которые мы лишаем себя благословений и вознаграждений этого дня. Давайте будем крепко держаться за Коран и Сунну, которые даруют успех в обоих мирах. Аминь.

Примечание от редакции сайт: В этом году, день Ашура наступает 30-го сентября (суббота). Это значит, что поститься желательно 29-го и 30-го сентября, или 30-го сентября и 1-го октября.

Хотя весь месяц Мухаррам является священным месяцем, однако 10-ый день данного месяца — самый священный из всех его дней. Этот день называется Ашура. Как передает сподвижник Ибн Аббас (радиаллаху анху), Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) при переселении в Медину обнаружил, что мединские иудеи постились 10-го мухаррама. Они говорили, что это день, когда Пророк Муса (алейхиссалям) и его последователи пересекли чудесным образом Красное море, а фараон был потоплен в его водах. Услышав это от иудеев, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

«Мы ближе связаны с Мусой (алейхиссалям), чем вы», - и предписал мусульманам постится в день Ашура. (Абу Дауд)

Также передается в ряде достоверных хадисов, что в начале пост в день Ашура был обязательным для мусульман. Позднее пост в Рамадан был сделан обязательным, а пост в день Ашура — добровольным. Саййидина Аиша (радиаллаху анха) сказала:

«Когда Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) переехал в Медину, он постился в день Ашура и предписал людям поститься в это день. Но когда пост в Рамадан был сделан обязательным, обязанность поста стала ограничена Рамаданом, а обязательность поста в день Ашура была отменена. Тому, кто пожелает, следует поститься в этот день, а кто желает иначе, может оставить пост». (Сунан Абу Дауд)

Однако Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) постился в день Ашура даже после того, как пост в Рамадан был сделан обязательным. Передается Абдуллой ибн Муса (радиаллаху анху), что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост в месяц Рамадан посту в день Ашура. (Бухари и Муслим)

Одним словом, на основе ряда достоверных хадисов является установленным, что пост в день Ашура — Сунна Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и соблюдением данного поста человек заслуживает большую награду.

Согласно другому хадису, более желательным является, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. Это означает, что следует поститься два дня: 9-го и 10-го мухаррама или же 10-го и 11-го мухаррама. Причиной дополнительного поста, как упомянуто Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи уа саллям), является то, что иудеи постились только в день Ашура, а Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) хотел выделить мусульманский способ поста по сравнению с иудейским. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура.

Некоторые хадисы указывают на еще одну особенность дня Ашура. Согласно данным хадисам, в это день следует быть щедрее к своей семье, предоставляя им больше еды, чем в другие дни.

Согласно науке хадисов, данные хадисы не являются очень достоверными, однако некоторые ученые — такие, как Байхакы и Ибн Хиббан — приняли их как заслуживающие доверия.

То, о чем говорится выше, - это все то, что поддерживается достоверными источниками о дне Ашура.

«…За пост в день Ашура, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года».
Пророк Мухаммад «мир ему и благословение Аллаха»

Пост в День Ашура

Абу Ясин Руслан Маликов

День , – это десятый день месяца мухаррам . Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел нам соблюдать пост в этот день, а также день до Ашуры или день после Ашуры, девятое или одиннадцатое, чтобы не уподобляться иудеям и христианам, так как противоречие другим религиям есть один из принципов Ислама, а уподобление представителям других религий это один из больших грехов.

Передаётся от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если я доживу до следующего года, то непременно буду поститься девятого». (Муслим)

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) также сказал: «Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день Ашура, и велел другим поститься, люди сказали: «О, посланник Аллаха, этот день возвеличивают иудеи и христиане». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Когда настанет будущий год, если пожелает Аллах, то будем поститься и девятый день»,

но не успел настать следующий год, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер.» (Муслим)

Так же от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поститесь в день Ашура, и противоречьте иудеям и христианам: поститесь день до него или день после него» (Ахмад)

Аль-Хакям ибн аль-Аарадж сказал: «Я пришёл к ибн Аббасу (да будет доволен им Аллах) в то время как он лежал около Замзама, подложив верхнюю накидку себе под голову. Я сказал ему: «Поведай мне о посте в день Ашура». Он сказал: «Если увидишь молодой месяц мухаррама, то отсчитывай дни, и в девятый день постись». Я спросил: «Так ли постился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?», он сказал: «Да». (Муслим)

Из данных хадисов следует, что вместе с Ашурой лучше держать еще один день. Как же лучше всего соблюсти пост Ашура?

1) Самым лучшим будет соблюдение поста девятого и десятого

2) Ниже по степени идёт пост десятого и одиннадцатого.

3) Затем пост только в день Ашура (десятого мухаррама) без смежных дней.

Некоторые учёные сказали, что лучше всего держать пост все три дня, но более правильным является мнение о двух днях. Потому что это больше соответствует сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «поститесь до него за день или день после него».

4) Если этот пост провести, как положено, с надеждой на Аллаха, праведно и правильно, то Аллах прощает за него грехи всего прошедшего года. Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о посте в день Ашура, и он сказал:

«Он искупает грехи прошедшего года» (Муслим)

Сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто постится три дня в каждом месяце и рамадан, тот словно постоянно в посте, за пост в день Арафата, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года». (Муслим)

Вопреки тому, что для всех мусульман день Ашуры является днём поста, днём памяти о победе Пророка Мусы и верующих над их неверными врагами, шииты сделали этот день днём горя и траура. В этот день они поминают гибель праведного Хусейна, внука пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Об этом шейх уль-Ислам Ибн Теймия (да помилует его Аллах!) сказал: «По причине убийства Хусейна, шайтан навёл людей на введение двух новшеств. Первое – это скорбь и стенания в День Ашура, которые сопровождаются самобичеванием, криками, плачем и распеванием элегий… Второе – это радость и веселье… Первые внесли скорбь, а вторые радость, сочли желательным в День Ашура подкрашивание глаз сурьмой, совершение полного омовения, расходование средств на семью, приготовление особых блюд… Однако всякое нововведение есть заблуждение. Ни один из четырёх имамов, ни кто-либо другой, не считал желательным ни то, ни другое»