Административная территориальная единица государства. Административная территориальная единица

система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Предусматривает разделение государственной территории на области, районы, дистрикты, провинции, департаменты и т. д. В Российской Федерации административно-территориальные единицы - края, области и районы.

Основные черты административно-территориального деления

Система органов местного самоуправления и управления, как правило, строится в соответствии с административно-территориальным делением страны. Понятие административно-территориального деления Административно-территориальное деление – это деление государственной территории на определенные части с целью наиболее рационального управления государством. Административно-территориальное деление зависит от различных факторов. Как правило, в основе деления лежит удобство управления. К числу иных факторов, влияющих на образование административно-территориальных единиц, можно отнести: естественно-географические факторы (например, эти единицы образуются вокруг крупных городов); учитываются факторы демографического характера (то есть единицы образуются с примерно равным числом населения); учитывается национальный или этнический состав населения; особенности бытового уклада, религиозного характера. Весьма значительное влияние имеют факторы экономического характера и факторы политической жизни. Очень часто административные единицы существуют с незапамятных времен, т.е. они исторически сложились на территории бывших графств, княжеств, иных феодальных единиц, где граждане привыкли ощущать себя частью этой территории. Однако феодальные границы – это не есть что-то незыблемое. Они могут и перестраиваться, меняться в зависимости от потребностей современной жизни. Итак, как правило, в соответствии с административно-территориальным делением строится и система органов управления этими единицами, которые могут быть органами самоуправления и управления, поскольку каждая административная единица имеет какой-то орган власти или управления. Если такого органа нет, то это уже не административно-территориальная единица. Административно-территориальные единицы есть крупные и мелкие. Естественно, масштабам этих единиц соответствуют имеющиеся в них органы. В разных странах есть различные системы административно-территориального деления страны. Есть более развитые и менее развитые, простые и сложные. Это зависит от размера государства, от численности населения и площади этого государства. Называют двухзвенные системы административно-территориального деления, трехзвенные и т.д. Есть даже пятизвенные системы – такая система существует во Франции. Низшим звеном французского административно-территориального деления является коммуна. Коммуна – основа деления. Может быть, это не совсем то, чем когда-то в СССР был сельсовет, но это тоже первичное звено. Во Франции их насчитывается около 37 тысяч. Коммуна – это определенная численность населения, определенные границы, это первое звено государственной системы. Граждане коммуны избирают муниципальный совет – низший орган государственной власти и первичный орган самоуправления. Местный муниципальный совет выбирает мэра – это представитель исполнительной структуры. Далее идет кантон. Этот термин аналогичен швейцарскому термину "кантон", но это не одно и то же. В Швейцарии кантон – это субъект федерации (там 23 кантона), а кантон французский – этот объединение нескольких коммун. Кантон введен для удобства управления государственными делами. Своих органов самоуправления в этой структурной единице нет, кантон является избирательным округом. В кантоне имеется ряд должностных лиц, которых нецелесообразно иметь в каждой коммуне. Эта более крупная единица создается для того, чтобы в каждом кантоне для жителей нескольких коммун был свой нотариус, судья, участок жандармерии, призывной участок и т.д. Затем идет округ. В округе от 100 до 150 коммун. Во Франции свыше трехсот округов. Во главе округа стоит лицо не избираемое, а назначаемое правительством. Это должностное лицо – государственный чиновник – именуется субпрефектом. Округ – третье звено французской административно-территориальной системы. Четвертое звено называется департаментом. Департамент – это более крупная единица, включающая около 400 коммун или 35 кантонов. В департаменте имеется избираемый орган местного самоуправления, который называется Генеральный совет. Может быть логичнее было бы назвать его департаментским советом, но он называется генеральным советом. Принцип избрания этого совета достаточно прост: от каждого кантона избирается один генеральный советник. Таким образом, если в департамент входит 35 кантонов, то в генеральном совете 35 генеральных советников. Возглавляется генеральный совет префектом, который назначается правительством. Здесь достаточно своеобразное соединение принципов самоуправления и управления. Генеральные советники избираются не прямыми выборами, а многоступенчатыми, но все равно – это представители граждан. Самая крупная административно-территориальная единица во Франции называется регионом. (В некоторых пособиях употребляется французская транскрипция этого слова – режьон.) Регион имеет региональный совет. Регионы были образованы вместо провинций, которые много веков существовали во Франции; по традиции названия провинций стали названиями регионов. Они существуют и в настоящее время: Аквитания, Бургундия, Пикардия, Нормандия и т.д. В регионе есть префект региона – им является префект самого крупного департамента, административный центр которого является центром региона. Как мы видим, – достаточно сложная структура местных органов существует во Франции.

Административно-территориальное устройство

деление территории государства на части: области, провинции, губернии, департаменты и т. п. А.-т. у. любого государства обусловлено его классовой природой, задачами и функциями; цель его - в наиболее эффективной организации и функционировании всего государственного механизма, в особенности системы местных органов государственной власти (местного самоуправления).

В буржуазных странах А.-т. у. основывается преимущественно на соображениях административного «удобства» и фискально-полицейских интересах.

Советское А.-т. у. строится с учётом естественно-исторических и экономических условий (природные ресурсы, характер и уровень развития хозяйства, направление и развитие путей сообщения, количество и плотность населения и т. д.), национальных моментов (национальный состав населения, бытовые особенности), необходимости максимального приближения государственного аппарата к населению в целях предоставления трудящимся возможностей для участия в осуществлении государственной власти.

В СССР основными административно-территориальными единицами являются Область , Район , Город ,Село (станица, деревня, хутор, кишлак, аул), посёлок (рабочий, дачный, курортный); в РСФСР имеются, кроме того, края (См. Край ). Конституции союзных республик, имеющих областное (краевое) деление, содержат перечень областей (краев), входящих в их состав. Конституции союзных республик, не имеющих областного деления, содержат перечень городов республиканского подчинения и районов. Изменение областного (краевого) деления производится высшими органами государственной власти союзных республик в порядке, установленном для внесения изменений в конституции союзных республик. Изменения во внутриобластном (краевом) делении (упразднение районов, разукрупнение и образование новых районов и т. д.) в союзных республиках, имеющих областное деление, и изменения в районном делении республик, не имеющих областей, производятся Президиумом Верховного Совета союзной республики. Вопросы об образовании, упразднении, передаче в другой район сёл и посёлков решаются краевыми (областными) Советами депутатов трудящихся, а в союзных и автономных республиках, не имеющих областного деления, - Президиумом соответствующего Верховного Совета.

А.-т. у. других социалистических стран строится с учётом своих конкретных особенностей, регулируется конституциями, законами и указами по вопросам А.-т. у., законами о местных органах государственной власти.

Лит.: Барахатян В. А., Павловский Р. С., Создание и развитие советского административно-территориального устройства, «Уч. зап. Харьковского юридического института», 1957, т. 11, в. 1; Русинова С. И., Государственное устройство социалистических стран Европы, Л., 1966, гл. III, с. 90-112.

Н. П. Фарберов.

Существует ряд близких понятий - "административно-территориальное деление", "административно-территориальное устройство", "административно-территориаль­ная организация". Все ониозначают примерно одно и то же, описывая формаль­ную политико-административную структуру государства, или другими словами - его деление на формальные регионы.

Понятие «административно-территориальное деление» (АТД) имеет более выраженный политико-географический смысл. Под АТД обычно понимается соб­ственно политико-административная карта государства, представляющая собой со­вокупность административных единиц. АТД может пониматься и как процесс ("деление"), когда государство делят на такие единицы, и как результат этого про­цесса - сложившееся АТД. Процедура административно-территориального деле­ния аналогична процедуре районирования и представляет собой его частный слу­чай. Особенность АТД заключается в том, что районирование проводят государст­венные органы, исходя из поставленных управленческих задач, и что это райони­рование существует де-юре, в нормативных актах.

Родственные понятия «административно-территориальное устройство» (АТУ) и «административно-территориальная организация» (АТО) в современном дискурсе включают в себя институциональные аспекты. Они обычно подразумевают не только политико-административную карту, но и политические институты, всю систему отношений, связанных с созданием и переустройством АТД. АТУ (АТО) может, например, включать в себя региональные органы власти и общенациональ­ные властные структуры, занимающиеся административно-территориальным де­лением и даже региональной политикой вообще.

Главным структурным элементом АТД является административно-терри­ториальная единица ( ATE ) . Если понимать АТД как политико-административную карту, то она состоит из множества ATE. Административно-территориальная еди­ница является синонимом формального региона.

Система АТД является объемной. По вертикали она делится на иерархиче­ские уровни. Обычно АТД выстраивается по принципу матрешки, когда ATEболее высокого порядка делятся на ATE более низкого порядка. В результате возникает иерархия управленческих уровней, представленных в системе АТД. При этом на каждом таком уровне существует своя политико-административная структура, т.е. совокупность ATE данного порядка (первого, второго и т.д.).

Административно-территориальное устройство было характерно для всех государств во все времена, отличаясь лишь степенью сложности и разработанно­сти. Однако необходимо подчеркнуть, что регулярное АТД является феноменом современного национального государства. Под регулярностью мы подразумеваем такую ситуацию, когда территория государства почти без остатка, в официальном порядке делится на административно-территориальные единицы , в которых дей­ствует власть, обычно подчиненная общенациональной государственной власти, но во многих случаях обладающая самоуправлением. При регулярном АТД сущест­вуют четко определенные административные границы, и каждая ATE представляет собой целостное образование.

АТД - феномен вполне древний. Можно вспомнить пример Римской им­перии с ее делением на провинции. В то же время феодальная модель территори­ально-государственного строительства обычно нарушала регулярность АТД. Для этой модели в ее европейском варианте было характерно деление территории на центры (города) с определенным самоуправлением и периферии, находившиеся под властью феодалов-землевладельцев. Феодал являлся землевладельцем и регио­нальным лидером в одном лице, т.е. ATE могла одновременно представлять собой феодальное владение. При этом распространенная чересполосица феодальных вла­дений нарушала регулярность АТД.

Современное национальное государство, в отличие от средневекового фео­дального государства, обязательно использует регулярную систему АТД. Переход к современной модели территориально-государственного строительства происходил одновременно с формированием более или менее централизованной государствен­ной власти и организацией государственного управления (а также самоуправления) на местах. Для организации государственного управления на региональном уровне и формирования структур самоуправления обязательно требуется стройная и стро­гая система АТД.

б) Исторические модели АТД

2. Факторы, определяющие формирование АТД

Факторы административно-территориального деления

АТД любого государства является функцией его региональной структуры. Сама региональная структура, как ясно из первой главы, формируется в результате сложных эволюционных процессов и представляет собой несколько накладываю­щихся друг на друга структур различного происхождения.Региональную структуру государства можно представить как наложение этнокультурной, природно-географической и социально-экономической структур.

Исходя из этого, а также из существующей практики административно-тер­риториального деления, можно выделить следующие группы факторов, определя­ющих формирование его системы.

Административно-территориаль­ное деление – это деление государственной территории на определенные части с целью наиболее рационального управления государством. Административно-территориальное деление зависит от различных факторов. Как правило, в основе деления лежит удобство управления. К числу иных факторов, влияющих на образование административно-территориальных единиц, можно отнести: естественно-географические факторы (например, эти единицы образуются вокруг крупных городов); учитываются факторы демографического характера (то есть единицы образуются с примерно равным числом населения); учитывается национальный или этнический состав населения; особенности бытового уклада, религиозного характера. Весьма значительное влияние имеют факторы экономического характера и факторы политической жизни.

Очень часто административные единицы существуют с незапамятных времен, т.е. они исторически сложились на территории бывших графств, княжеств, иных феодальных единиц, где граждане привыкли ощущать себя частью этой территории. Однако феодальные границы – это не есть что-то незыблемое. Они могут и перестраиваться, меняться в зависимости от потребностей современной жизни.

Итак, как правило, в соответствии с административно-территориальным делением строится и система органов управления этими единицами, которые могут быть органами самоуправления и управления, поскольку каждая административная единица имеет какой-то орган власти или управления. Если такого органа нет, то это уже не административно-территориальная единица.

Административно-территориальные единицы есть крупные и мелкие. Естественно, масштабам этих единиц соответствуют имеющиеся в них органы. В разных странах есть различные системы административно-территориального деления страны. Есть более развитые и менее развитые, простые и сложные. Это зависит от размера государства, от численности населения и площади этого государства. Называют двухзвенные системы административно-территориального деления, трехзвенные и т.д. Есть даже пятизвенные системы – такая система существует во Франции.

Низшим звеном французского административно-территориального деления является коммуна. Коммуна – основа деления. Может быть, это не совсем то, чем когда-то в СССР был сельсовет, но это тоже первичное звено. Во Франции их насчитывается около 37 тысяч. Коммуна – это определенная численность населения, определенные границы, это первое звено государственной системы. Граждане коммуны избирают муниципальный совет – низший орган государственной власти и первичный орган самоуправления. Местный муниципальный совет выбирает мэра – это представитель исполнительной структуры.


Далее идет кантон. Этот термин аналогичен швейцарскому термину "кантон", но это не одно и то же. В Швейцарии кантон – это субъект федерации (там 23 кантона), а кантон французский – этот объединение нескольких коммун. Кантон введен для удобства управления государственными делами. Своих органов самоуправления в этой структурной единице нет, кантон является избирательным округом. В кантоне имеется ряд должностных лиц, которых нецелесообразно иметь в каждой коммуне. Эта более крупная единица создается для того, чтобы в каждом кантоне для жителей нескольких коммун был свой нотариус, судья, участок жандармерии, призывной участок и т.д.

Затем идет округ. В округе от 100 до 150 коммун. Во Франции свыше трехсот округов. Во главе округа стоит лицо не избираемое, а назначаемое правительством. Это должностное лицо – государственный чиновник – именуется субпрефектом. Округ – третье звено французской административно-территориальной системы.

Четвертое звено называется департаментом. Департамент – это более крупная единица, включающая около 400 коммун или 35 кантонов. В департаменте имеется избираемый орган местного самоуправления, который называется Генеральный совет. Может быть логичнее было бы назвать его департаментским советом, но он называется генеральным советом. Принцип избрания этого совета достаточно прост: от каждого кантона избирается один генеральный советник. Таким образом, если в департамент входит 35 кантонов, то в генеральном совете 35 генеральных советников. Возглавляется генеральный совет префектом, который назначается правительством. Здесь достаточно своеобразное соединение принципов самоуправления и управления. Генеральные советники избираются не прямыми выборами, а многоступенчатыми, но все равно – это представители граждан.

Самая крупная административно-территориальная единица во Франции называется регионом. (В некоторых пособиях употребляется французская транскрипция этого слова – режьон.) Регион имеет региональный совет. Регионы были образованы вместо провинций, которые много веков существовали во Франции; по традиции названия провинций стали названиями регионов. Они существуют и в настоящее время: Аквитания, Бургундия, Пикардия, Нормандия и т.д. В регионе есть префект региона – им является префект самого крупного департамента, административный центр которого является центром региона. Как мы видим, – достаточно сложная структура местных органов существует во Франции.

Варианты местных органов

Отметим, что иногда местные органы классифицируют на несколько групп. Называют страны, где существуют только органы самоуправления; возможны страны, где существуют только органы управления (назначаемые правительством). Это бывает после военных переворотов и в условиях диктатуры. А чаще всего существуют смешанные системы, где есть элементы самоуправления и управления. Классическим примером последнего является французская система: там есть и избираемые органы, и назначаемые центральной властью.

Мы называли иные способы построения структуры местной власти: четырехзвенная система применяется в ряде стран Африки (Камерун, Сенегал), трехзвенная присуща ряду стран Европы (Италия, Африка, Кения), двухзвенная система существует обычно в небольших странах (Дания).

Датская система, к примеру, выглядит следующим образом. В Дании есть округа (это более крупные единицы) и муниципалитеты (сельские единицы). Кроме этого, есть города. Округа объединяют муниципалитеты и являются как бы вторым звеном для них, а города вообще не имеют второго звена и существуют по принципу самоуправления, над ними нет никакой вышестоящей структуры, они подчиняются только закону.

Достаточно своеобразная система самоуправления существует в США. Там штаты традиционно делятся на так называемые графства (county), а графства делятся на округа. Округа могут быть самыми различными, в том числе и не административно-территориальными, а может быть школьный округ, избирательный округ, церковные приходы и т.д. Важно отметить, что существует прямая зависимость системы местных органов от формы государственного устройства.

В унитарных государствах установление административно-территориального деления относится к ведению центральной власти и правительства. А в федеративных государствах административно-территориальная структура – это компетенция субъекта федерации. В разных штатах, землях, провинциях могут быть свои особенности, сложившиеся исторически или по воле и желанию жителей и власти субъекта федерации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Дипломная работа

" Административно-территориальное деление Р оссийской Ф едерации"

административный территориальный деление российский

Введение

В современной политической и экономической ситуации во всем мире сегодня повышается интерес политологов и широкого круга исследователей к проблематике, обозначаемой Административно-территориальное деление. Это связано, с необходимостью осмысления результатов социально-политических и экономических изменений, произошедших в России.

Стало уже привычным суждение о том, что за последнее время Россия сильно изменилась, а вместе с ней во многом трансформировалось сознание и поведение российских граждан, ее политическая и экономическая позиция, нормативно-правовая база и многое другое.

Административно-территориальным делением называется разделение территории государства на административно управляемые части (административно-территориальные единицы). К основным процессам изменения административно-территориального деления относят: увеличение или уменьшение числа административных единиц, их укрупнение и разукрупнение, присоединение или отсечение от них участков территорий.

В данной курсовой работе использовались исследования таких авторов, как Д.В.Бадовского, Л.Карапетяна, Ф.Мухаметшина, М.Х.Фарукшина и многих других. Повышенный интерес к проблеме федерализма не является случайным, так как уже давно федерализм превращается в важнейшую составную часть региональной политической жизни. Тем не менее, указанная проблема относится к числу наименее разработанных в России. До последнего времени имеющиеся по этой проблеме публикации по преимуществу рассматривали отдельные вопросы отношений власти по вертикали и управления "федеральный центр - субъекты Федерации - местное самоуправление". И лишь за редким исключением к России подходили как к объекту управления, имеющему федеративную природу.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что разработка и проведение этих реформ требуют тщательного анализа схем реализации, законодательной базы и возможных последствий этих процессов.

Целью данного исследования является анализ проблем и представление перспектив изменения административно-территориального деления страны на современном этапе.

Определенная нами цель обусловила следующие задачи, которые необходимо решить в процессе исследования:

Выявить сущность федерализма, его генезис и особенности в России;

Описать процесс эволюции АТД в России;

Исследовать проблемы выравнивания конституционного статуса субъектов Российской Федерации;

Показать влияние ассиметричного федерализма на государственное регулирование территориального развития РФ;

Определить особенности формирования и строения современной политики регионов в вопросах АТД;

Выявить соотношения некоторых аспектов законодательств в вопросах АТД.

Предметом данного исследования является Административно-территориальное деление РФ на современном этапе.

Объектом - проблемы реализации политики РФ в вопросах Административно-территориального развития страны в целом и ее регионах.

Структура работы. Данная дипломная работа состоит из Введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. Теоретические аспекты развития вопроса о АТД (административно-территориального деления) РФ

1.1 Основные понятия, особенности и проблемы

Под административно-территориальным делением (АТД) подразумевается разделение территории государства на административно управляемые части (единицы АТД). География изучает иерархию этих единиц, конфигурацию сети АТД, логику районирования территории на административно-территориальные единицы и процессы изменения сети АТД. В процессе изменения административные единицы могут увеличиваться или уменьшаться, происходит их укрупнение или разукрупнение. Как правило, два противоположных процесса -- центробежный и центростремительный -- поочередно сменяют друг друга в процессе формирования сети АТД.

Административно-территориальное устройство -- это важный институт федеративного устройства, носящий вместе с тем комплексный характер и тесно связанный с системой органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство - это внутренне согласованное объёдинение административно-территориальных единиц, которое обеспечивает необходимое организационное единство и упорядоченность административно-территориальной структуры федерального государства и его субъектов. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологи-ческий словарь. М., 1983.

Административно-территориальное устройство российского государства представляет собой деление территории России и субъектов федерации на структурные единицы -- территориальные образования, которые являются необходимой организационной основой функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, участия граждан в управлении государственными и общественными делами, эффективного использования природных и материальных ресурсов, создания необходимых условий для удовлетворения социально-экономических, политических и духовных потребностей населения.

Как целостную систему административно-территориальное устройство характеризуют следующие признаки:

Единство основ конституционного строя российского государства, задачи и цели многонационального народа, проживающего различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах;

Тесная связь административно -территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами государственного, экономического, политического и социально-культурного развития;

Единство территории Российской Федерации (ст. 5, 65, 67 Конституции РФ);

Равноправие субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ);

Единая сеть административно-территориальных единиц в субъектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город);

Единые принципы, лежащие в основе всего административно -территориального устройства Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Конституции РФ);

Единство системы органов государственной власти в субъекте федерации в соответствии с административно-территориальным устройством;

Автономность одних административно-территориальных образований по отношению к другим. Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М., 1998.

Безусловно, перечисленные признаки являются далеко не исчерпывающими, однако даже их достаточно для того, чтобы рассматривать территориальное устройство российского государства как целостную структуру.

В основе административно - территориального устройства Российского государства лежит закрепленный в Конституции России принцип федерализма, сочетающий в себе два начала: централизм, требующий соответствующих органов государственности власти в субъектах федерации, и широкий демократизм, выражающийся в местном самоуправлении, самоорганизации территорий. Централизм в РФ направлен на установление цивилизованных отношений между центром и субъектом.

Такая организация автономность каждой административно-территориальной единицы в тесном сочетании с взаимодействием субъектов федерации

По сравнению с обычными административно-территориальными единицами субъекты федерации наделяются природой государственно-территориальных образований.

Под административно-территориальной единицей понимают часть территории государства, которая служит пространственной сферой деятельности соответствующих органов.

Всякая часть территории, будучи признана самостоятельной административно-территориальной единицей, неизбежно получает и организационное оформление. Последнее проявляется в ряде обязательных признаков. К их числу относится наличие ограниченной определенными пределами территории, что находит свое выражение в соответствующих правовых актах, которыми либо устанавливаются границы (районов, городов, поселков), либо перечисляются населенные пункты, находящихся на территориях местного самоуправления. Территория служит экономической и финансовой основой осуществления власти создаваемых на ней представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления.

Признавая ту или иную территорию самостоятельной административно-территориальной единицей, соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления тем самым признают право населения данной территории на управление государственными и общественными делами.

Таким образом, административно-территориальная единица -- компактная часть территории субъекта РФ, ограниченная и объединенная пределами распространения власти функционирующих на ней органов государства или органов местного самоуправления и максимально обеспечивающая реализацию задач и функцию государства. С учетом приведенного понимания административно-территориальной единицы к различным видам их могут быть отнесены сельсоветы, поселки, города районного, областного, краевого, республиканского (не РФ) значения, а также районы. Вышеперечисленные административно-территориальные единицы являются субъектами соответствующих государственно-правовых отношений. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

Повышение статуса краев, областей, придание им качества субъектов федерации стало во многом решающим фактором подлинной «федерализации» России, перехода ее от по сути унитарного государства к федеративному.

Административно-территориальное устройство РФ функционирует как система, включающая в себя в качестве ее элементов и составных частей административно-территориальные единицы. В свою очередь административно-территориальное устройство каждого субъекта РФ же функционирует как система в рамках общефедеральной территориальной системы.

Как сложная система административно-территориальное устройство включает в качестве составных частей административно-территориальное деление (членение государственной территории по политическому признаку), ведомственно - территориальное деление (разделение государственной территории на зоны действия или влияния по производственному признаку), национально-территориальное деление (разделение административно-территориальных единиц по национальному признаку) и отношения административно-территориальной подчиненности (социальные связи между отдельными типовыми частями государственной территории).

Системообразующими факторами, объединяющими отдельные элементы территориальной организации в целостный организм, являются такие свойства территории, как ее политическая однородность исключающая существование внутри суверенного государства участков территорий, подчиненных юрисдикции другого государства; принадлежность государственной территории народу; способность территории к функциональному делению на типовые части произвольных форм и любых размеров, позволяющая отыскивать оптимальные структуры пространственной сферы политической и экономической организации общества.

Содержание административно-территориального устройства не исчерпывается разделением территории на районы, населенные пункты и т. д., а включает в себя целый ряд аспектов, предполагающих наличие различных по своему значению территориальных единиц, между которыми существуют определенные отношения. Именно этим определяются основания для территориального построения всей системы государственной власти в субъектах федерации.

В федеративном российском государстве территориальная организация приобретает качественно новый характер, который предопределяется, прежде всего, активной и самостоятельной, ролью субъектов федерации в развитии экономики, социальной и культурной жизни. Организация территории в России и субъектах федерации при этих условиях включает несколько уровней, каждый из которых предстает и качестве самостоятельной территориальной системы.

Одна из них определяет территориальный принцип построения Российской Федерации, другая - олицетворяет административно-территориальное устройство ее субъектов. Тесная связь и взаимодействие этих систем обусловливает неизбежную сложность территориальной организации российского государства. Такого рода сложность вполне естественна и может быть с успехом преодолена на основе последовательного осуществления конституционного принципа федеративного построения государства, обеспечивающего комплексного научного подхода к экономическому районированию сочетание социально-экономических административно-территориальных границ на основе создания в рамках любого звена административно - территориального устройства экономических комплексов, построенных с учетом перспектив развития и т.д.

Эти принципы тесно взаимосвязаны, чем обеспечивается комплексный характер территориальной организации. Вместе с тем некоторые из этих принципов будут находить наиболее обобщенное выражение в той или иной территориальной системе, чем будет подчеркиваться и специфика субъектов федерации.

Территориальная организация России включает в себя, прежде всего экономическую организацию государственной территории, представляющую собой совокупность крупных экономических районов, которые складывались объективно как результат территориального размещения производительных сил. Эти районы служат для осуществления территориального управления, координации хозяйственной деятельности входящих в их состав республик, краев, областей. Хорев Б. С.Территориальная организация общества. М., 1981.

Сегодня, с учетом изменившейся обстановки, возникновение и развитие экономических районов требует их всестороннего изучения, тщательного учета их особенностей в процессе установления необходимого соответствия между экономическим районированием и федеративным и административно-территориальным устройством.

Поэтому построение территориальной организации Российской Федерации предполагает обязательный учет федеративного устройства и роль в этом субъектов федерации. В едином российском государстве должно обеспечиваться гармоничное сочетание территориального верховенства России с территориальным верховенством субъектов федерации. С учетом федеративного характера его федеральные органы (Совет Федерации Федерального Собрания) осуществляют также регулирование важнейших территориальных вопросов (изменение территориального состава России, изменение границ субъектов федерации, установление порядка входа и выхода из России и т. д.).

Территориальная организация государства наиболее четко выражена в системе административно-территориального устройства. В Конституции РФ система административно-территориального устройства специально не закреплена. Однако она связана не только с организацией и деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, но и с системой институтов, регулирующих всю совокупность территориальных отношений. При этом следует обратить внимание на тесную взаимосвязь между экономическим районированием, федеративным и административно-территориальным устройством, а также на то обстоятельство что административно-территориальные единицы служат основой для построения и функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, рыночных институтов общественных объединений.

Составной частью административно-территориального устройства являются административно-территориальное деление, которое представляет собой систему объективно связанных друг с другом элементов административно-территориальных единиц и субъектов административно-территориальных правоотношений в их организационном единстве.

В связи с этим в системе административно - территориального устройства необходимо выделять:

а) городские и сельские поселения;

б) административно-территориальные единицы, в границах которых действуют органы государственной власти или органы местного самоуправления;

в) виды административно-территориальных органов государственной власти и органов местного самоуправления

К основным процессам изменения сети АТД относятся увеличение или уменьшение числа административных единиц, укрупнение (объединение мелких единиц в более крупные) и разукрупнение самих единиц. Эти изменения происходят в результате реформ АТД, проведение которых диктуется текущими политическими потребностями государства (изменением политических принципов управления территорией и ее частями). Для России с ее огромной территорией сетка АТД и принцип устройства самого АТД являются одной из главных основ ее государственности.

В Конституции и Федеративном Договоре предусматривается разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее равноправными субъектами.

В ведении федеральных органов государственной власти находятся, например, такие функции, как: принятие и изменение Конституции страны; защита прав и свобод человека; определение основ федеральной политики и осуществление федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного, национального развития России; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; управление федеральной собственностью, бюджетом, налогами; энергетические системы и ядерная энергетика, транспорт, пути сообщения; внешняя политика и международные отношения; внешнеэкономические отношения; оборона и безопасность России; защита государственных границ, территориальных вод, воздушного пространства и др. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации и др.

К ведению субъектов Федерации также отнесен широкий круг вопросов: распоряжение собственными природными богатствами и их рациональное использование; осуществление внешнеэкономических связей; заключение между собой прямых торговых соглашений, правовое регулирование социально-экономического развития.

Новая Конституция России и Федеративный Договор зафиксировали изменение характера взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами. Последние наделяются большей хозяйственной самостоятельностью. Это, а также создание единого экономического пространства на территории России, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств должно обеспечить благоприятные условия для создание рыночной экономики, развития межреспубликанских и межрегиональных торгово-экономических связей. После распада СССР бывшие автономии, области и края, входившие в состав РСФСР, стали называться субъектами Федерации, сама РСФСР получила название Российская Федерация -- Россия, а бывшие АССР приобрели собственные национальные названия. Современный вид административно-территориальное деление России получило в 1993 году с принятием новой Конституции, а также после укрупнения ряда субъектов федерации во второй половине 2000-х годов (фактически - упразднения 6 из 10 автономных округов) - Приложение 1.

По состоянию на 2008 административно-территориальное устройство России включало:

21 республику;

46 областей;

2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);

1 автономная область (Еврейская);

4 автономных округа- субъектов Федерации;

1866 районов;

1095 городов;

329 городских районов;

1348 посёлков городского типа;

22944 сельских администраций;

154049 сельских населенных пунктов.

В мае 2000 в России образовано семь федеральных округов. В январе 2010 года был образован СКФО и теперь их восемь:

Центральный округ -- Москва;

Северо-Западный округ -- Санкт-Петербург;

Приволжский округ -- Нижний Новгород;

Южный округ -- Ростов-на-Дону;

Северо-Кавказский - Пятигорск;

Уральский округ -- Екатеринбург;

Сибирский округ -- Новосибирск;

Дальневосточный округ -- Хабаровск.

Во главе каждого из них стоит полномочный представитель Президента РФ. Эти округа не затрагивают административно-территориального деления страны, а служат целям укрепления государственной власти. Кроме того, существуют экологическое, историческое, национальное или этническое, политическое (по степени влияний политических партий) деление или районирование территории, которые накладывают свой отпечаток на административно-территориальное устройство страны.

1.2 Процесс эволюции АТД России

Процесс эволюции АТД России делится на 13 этапов:

1. Первая Петровская реформа стала первой в истории России унификацией системы АТД. До конца XVII века эта система складывалась во многом стихийно, государство подразделялось на административно-территориальные единицы разного происхождения и обладающие разными статусами -- прежние княжеские земли, уделы, приказы, разряды, чети, уезды, некоторые волости, фактически приравненные к уездам. Число таких единиц в конце XVII века колебалось от 150 до 200. Указом Петра I от 18 декабря 1708 года территория Российского государства была разделена на восемь огромных губерний-- Московскую, Ингерманландскую (в1710году переименована в Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую. Максимальную площадь (около 2 /3 всей территории государства) занимала Сибирская губерния, а наиболее населенной (более 190 тысяч дворов) была Московская губерния. В 1713 году из вновь присоединенных на северо-западе земель была образована Рижская губерния. В 1717 году из южной части Казанской губернии была образована новая Астраханская губерния.

2. Вторая Петровская реформа, провозглашенная указом от 29 мая 1719 года, была направлена на разукрупнение слабо управляемых огромных губерний, которые разделили на провинции, а те, в свою очередь, -- на дистрикты. Были вновь образованы две губернии -- Нижегородская и Ревельская; Азовскую губернию переименовали в Воронежскую.

3. Реформа 1727 года упразднила дистрикты, частично заменив их уездами. Эта реформа также продолжила процесс разукрупнения губерний, начавшийся в1719году: были образованы Белгородская и Новгородская губернии, изменились границы Санкт-Петербургской, Московской и Сибирской губерний. Всего после реформы 1727 года в империи насчитывалось 14 губерний иоколо250уездов - Рисунок 1. Эта сетка АТД оставалась достаточно стабильной на протяжении нескольких десятилетий (лишь в1744 году были созданы Выборгская и Оренбургская губернии).

Начало царствования Екатерины I ознаменовалось некоторыми изменениями АТД, связанными, в основном, с созданием административных органов на вновь присоединенных к империи землях. В 1764 году Иркутская провинция Сибирской губернии была выделена в самостоятельную Иркутскую губернию. На юге была учреждена Новороссийская губерния, а на Левобережной Украине -- Малороссийская. В 1765 году сформирована Слободско-Украинская губерния с центром в Харькове. После первого раздела Польши в1772году из вновь присоединенных к России земель были созданы две новые губернии -- Могилевская и Псковская, а спустя три года, за счет новых земель, приобретенных на юге по Кучук-Кайнарджийскому миру, была образована новая Азовская губерния. Особый статус на территории этой губернии получили земли войска Донского, в то время как другие казачьи земли -- Запорожская Сечь -- были присоединены к Новороссийской губернии. Таким образом, к моменту начала новой реформы АТД территория империи делилась на 23 губернии, 65 провинций и 276 уездов.

4. Екатерининская реформа, начавшаяся 7 ноября 1775 года с подписания Екатериной II «Учреждения для управления губерний», ознаменовала собой гораздо более существенное разукрупнение ячеек АТД, нежели все предыдущие реформы. В ходе этой реформы число губерний (основная часть которых стала называться наместничествами) увеличилось вдвое, провинции были упразднены, а единицей АТД второго уровня стали уезды. Процесс реализации реформы растянулся на 10 лет, в течение которых были образованы 40 губерний (наместничеств) и две области на правах губернии, в которых было выделено 483 уезда.

Рисунок 1. Состояние АТД после реформы 1727 года - северная и центральная часть.

Процесс расщепления старых губерний начался с двух центральных -- Смоленской и Тверской. Затем были созданы Псковская губерния, Новгородское, Калужское, Полоцкое, Могилевское, Ярославское, Тульское, Рязанское, Володимирское, Костромское, Орловское наместничества, Курская губерния, Нижегородское, Тамбовское, Воронежское, Вологодское наместничества и Колыванская область. При этом была ликвидирована старая Белгородская губерния, которая была разделена между Курской губернией и Воронежским наместничеством. Старая Слободско-Украинская губерния была преобразована в Харьковское наместничество, из северных частей Казанской и Оренбургской губерний было выделено новое Вятское наместничество, а из южных уездов Казанской губернии -- новые Симбирское и Пензенское наместничества. Из северной части Астраханской губернии было образовано новое Саратовское наместничество. В последние годы Екатерининской реформы возникли Пермское, Новгородско-Северское, Черниговское, Киевское, Казанское, Уфимское, Олонецкое, Архангельское наместничества и новая Московская губерния. В 1782 году была упразднена самая крупная единицаАТД империи -- Сибирская губерния, вместо которой было учреждено новое Тобольское наместничество с двумя областями -- Тобольской и Томской. В свою очередь, Иркутское наместничество разделили на четыре области (Иркутскую, Нерчинскую, Охотскую, Якутскую).

На юге, напротив, произошло небольшое укрупнение -- Азовская и Новороссийская губернии объединились в новое Екатеринославское наместничество (с центром в Кременчуге). В1784году из вновь присоединенных южных земель была образована Таврическая область на правах наместничества. Последним шагом Екатерининской реформы стало преобразование Астраханской губернии в Кавказское наместничество с перенесением его центра из Астрахани во вновь создаваемый город Екатериноград (вскоре центр пришлось вернуть обратно в Астрахань).

В результате реформы империя стала делиться на 38 наместничеств, три губернии и одну область на правах наместничества (Таврическую). Размер и границы большинства наместничеств, образованных в 1775-1785 годах, практически не менялись до 1920-х годов.

Рисунок 2. Состояние АТД после реформы 1727 года Сибирь и

Дальний восток

Уже после реформы в конце XVIII века, по мере приобретения Россией новых земель, были образованы Минское, Изяславское (Волынь), Брацлавское (Подолия), Вознесенское (юго-запад Новороссии), Курляндское, Виленское и Слонимское наместничества, а Изяславское наместничество разделено на два новых -- Волынское и Подольское.

5. Павловская реформа, следуя логике преобразований АТД в России, носила укрупнительный характер. Преобразовав все наместничества в губернии, император Павел I упразднил Олонецкую, Колыванскую, Брацлавскую, Черниговскую, Новгород-Северскую, Вознесенскую, Екатеринославскую, Таврическую, Саратовскую, Полоцкую, Могилевскую, Виленскую и Слонимскую губернии, а также сократил число уездов. На месте Вознесенской, Екатеринославской губерний и Таврической области возникла Новороссийская губерния; Черниговская и Новгород-Северская губернии были объединены в Малороссийскую губернию; бывшие Полоцкая и Могилевская -- в Белорусскую губернию (центр -- Витебск), Виленская и Слонимская -- в Литовскую (центр -- Вильна). Ряд других губерний был переименован. Таким образом, в ходе Павловской реформы число единиц АТД первого уровня уменьшилось с 51 до 42.

6. Восстановление екатерининских и образование новых губерний в XIX веке. Новый император Александр I с 1801 года стал восстанавливать прежнюю сетку губерний, сохранив, однако, ряд павловских преобразований. Он реанимировал Олонецкую и Пензенскую губернии, Литовскую губернию разделил на Виленскую и Гродненскую, а включенная в состав империи Грузия получила статус новой губернии. Малороссийскую губернию разделили на Черниговскую и Полтавскую, а вскоре была ликвидирована и Белорусская губерния, которая распалась на Могилевскую и Витебскую. Новороссийскую губернию поделили между Николаевской, Екатеринославской и Таврической, а Выборгскую переименовали в Финляндскую. Из состава Астраханской губернии выделили Кавказскую губернию с центром в Георгиевске, впоследствии преобразовав ее в Кавказскую область с центром в Ставрополе.

В течение XIX-ХХ веков многократно создавалась и упразднялась Камчатская область, однако впервые она была выделена из состава Иркутской губернии и получила административную самостоятельность в 1803 году. В Азиатской части империи при Александре I также возникли Томская и Енисейская губернии. На вновь присоединенных землях были образованы Белостокская, Тернопольская, Имеретинская и Бессарабская области; свое административное деление имели Великое княжество Финляндское и Царство Польское. В 1822 году, по реформе Сперанского, все губернии и области Сибири были подчинены двум генерал-губернаторствам -- Западно-Сибирскому (центр -- Омск) и Восточно-Сибирскому (центр -- Иркутск). Особое управление ввели для сибирских киргизов (казахов).

В середине века продолжился процесс формирования новых единиц АТД: были созданы Ковенская (северные части Виленской губернии), Тифлисская, Кутаисская, Шемахинская и Дербентская губернии на Кавказе. Кавказская область была переименована в Ставропольскую губернию.

К числу важнейших преобразований на основной территории империи во второй половине XIX века можно отнести создание Самарской, Уфимской и Черноморской губерний, а также областей Забайкальской и войска Донского. В ходе крестьянской реформы 1861 года уезды были разделены на сельские волости.

7. Формирование системы АТД на вновь присоединенных и колонизируемых территориях (вторая половина XIX века) . В 1849 году в Закавказье была образована Эриванская губерния, Шемахинская губерния переименована в Бакинскую, возник Закатальский округ. На месте Дербентской губернии была образована Дагестанская область, а по соседству была создана особая область казачьего Кубанского войска. Последними по времени преобразованиями АТД на Кавказе стали создание Терской области (центр -- Владикавказ), Елисаветпольской губернии, Батумской и Карсской областей. В 1856 году из приморских частей Восточно-Сибирского генерал-губернаторства образована новая Приморская область, к которой присоединили бывшее китайское левобережье Амура. Вскоре на вновь присоединенной части левобережья была образована Амурская область (центр -- Благовещенск). В 1884 году Сахалин был выделен из Приморской области в качестве особого отдела. В 1860-1870-е годы к Российской империи были присоединены земли современного Казахстана и Средней Азии. Наэтих территориях организовывались главным образом области (а не губернии)-- Акмолинская, Семипалатинская, Оренбургских киргизов, Уральская, Тургайская, Семиреченская, Туркестанская, Сырдарьинская, Самаркандская, Ферганская, Закаспийская. Вассальную зависимость от России признали Бухарское, Кокандское иХивинское ханства.

8. АТД Российской империи в начале XX века. В последние предреволюционные годы произошло сравнительно немного изменений АТД России (Рисунок 3): вновь получила самостоятельность Камчатская область, а также появилась новая Сахалинская область. На юге Сибири к России была присоединена территория нынешней Тувы под названием Урянхайский край.

Рисунок 3. Состояние АТД с изменениями в начале 20 века.

9. Сосуществование старых и новых единиц АТД (1917-1923 годы). Реализацию нового проекта разукрупнения АТД России начало Временное правительство, которое в апреле 1917 года выделило из южных уездов Томской губернии Алтайскую губернию, а из восточной части Астраханской губернии -- Букеевскую губернию.

Вслед за Октябрьской революцией1917 года начался стихийный процесс образования советских республик и несоветских автономий, главным образом на окраинах страны. Так, на территории современной России появились советские республики Ставропольская, Терская, Таврида, Донская, Кубано-Черноморская, атакже несоветские автономии в Сибири, на Кубани, в Крыму, на Дальнем Востоке. Вгуберниях и областях с преобладающим нерусским населением в1918-1920 годах были провозглашены собственные советские и несоветские автономные или независимые национальные республики. Полностью отделились от страны Бессарабия, Финляндия, прибалтийские государства, Польша. В1919-1922 годах на Дальнем Востоке и вСибири сосуществовали по крайней мере четыре государства (в т. ч. Верхнеудинская дальневосточная республика).

На основной территории страны, которая в 1918 году стала именоваться РСФСР, начался процесс размельчения ряда старых губерний. Так появились Череповецкая, Иваново-Вознесенская, Северо-Двинская, Царицынская, Екатеринбургская, Тюменская, Омская и Челябинская губернии. В январе 1919 года из Белорусской ССР в состав РСФСР вошли Могилевская (вскоре преобразована в Гомельскую), Витебская и Смоленская губернии, в которых преобладало русское и еврейское население. В марте 1920 года была ликвидирована область войска Донского, а из ее территории образована Донская область, из западных уездов Орловской губернии была выделена новая Брянская губерния, а из западных уездов Ярославской губернии -- Рыбинская губерния.

В октябре 1918 года на территории РСФСР возникло первое национально-государственное образование -- Трудовая коммуна Немцев Поволжья (прообраз будущих АССР и АО). Вслед за ней, в марте1919 года, была организована «малая» Башкирская АССР, а в мае-июне 1920 года появились еще три национальных автономии -- Татарская АССР, Карельская трудовая коммуна (преобразована вАССР в1923 году) и Чувашская трудовая коммуна (автономная область, позже преобразована в АССР). Из степных областей, заселенных казахами, была образована новая Киргизская АССР в составе РСФСР со столицей в Оренбурге (в1925году ее переименовали в Казакскую АССР). Были также образованы автономные национальные области Вотская (с 1932 года -- Удмуртская), Марийская, Калмыцкая, а также Дагестанская и Горская АССР. При этом Горская АССР была разделена на семь национальных округов: Кабардинский, Балкарский, Карачаевский, Северо-Осетинский, Назрановский (Ингушский), Чеченский, казачий Сунженский. Подобные преобразования АТД происходили и в Сибири: в Забайкальской губернии была образована Бурят-Монгольская АО, а вИркутской губернии -- Монголо-Бурятская АО. Обе эти автономии вскоре объединились в одну Бурят-Монгольскую АССР. В августе 1921 года была образована Народная республика Танну-Тува, которая вышла из состава РСФСР и стала независимым государством. Постепенно свои национальные автономии создали зыряне (коми), кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы (адыгейцы), якуты. В октябре1921 года на территории Крыма была организована Крымская АССР в составе РСФСР. Олонецкую губернию включили в состав Карельской АССР. Практически вся территория Средней Азии входила в Туркестанскую АССР.

В начале 1920-х годов были образованы Мурманская и Новониколаевская губернии, одновременно с карты исчезли Уфимская и Рыбинская губернии.

10. Первая советская реформа (1923-1929 годы; укрупнение единиц АТД). После образования СССР, в1923году, возникла идея нового районирования страны, разработанная Госпланом. Ее суть состояла в замене старых губерний огромными советскими экономическими областями, разделенными последовательно на округа, районы и сельсоветы. Реформа началась с Урала, где была образована Уральская область (с центром в Екатеринбурге), объединившая четыре губернии. Вскоре на Северном Кавказе была создана Юго-Восточная область, вошедшая позже в огромный Северо-Кавказский край (с центром в Ростове-на-Дону).

В октябре-ноябре 1924 года было осуществлено национально-государственное размежевание Средней Азии: Туркестанская АССР была выведена из состава РСФСР, а на ее территории возникли Узбекская ССР (с Таджикской АССР) и Туркменская ССР.

В 1925 году на территории Сибири был создан второй советский край -- Сибирский с центром в Новосибирске. Были ликвидированы все губернии Украинской ССР, территорию которой разделили на41округ и Молдавскую АССР. Вянваре1926 года на востоке страны был образован третий край-- Дальне-Восточный с центром в Хабаровске. Вмае1927года возник Северо-Западный край с центром в Ленинграде (вскоре он получил название Ленинградской области). Вмае1928года были образованы сразу три новых советских области-- Центрально-Черноземная (центр-- Воронеж), Средне-Волжская (центр -- Самара) и Нижне-Волжская (центр -- Саратов).

Последним шагом этой реформы стала в 1929 году полная ликвидация губерний и создание областей и краев на оставшейся еще «непрорайонированной» части страны (Центр и Европейский Север). Так были образованы последние большие области -- Западная (центр -- Смоленск), Ивановская Промышленная (центр -- Иваново), Нижегородская (центр -- Нижний Новгород), Центрально-Промышленная (центр -- Москва) и Северный край (центр-- Архангельск). Втечение1929-1930 годов произошли небольшие изменения в составе национальных автономий, в основном входивших в состав областей и краев. Вначале1929 года к Чеченской АО был присоединен Сунженский казачий округ, виюле1929 года в составе Северного края образован Ненецкий национальный округ, в январе 1930 года Мордовский национальный округ Средне-Волжского края преобразован в Мордовскую АО.

Таким образом, в результате первой советской реформы АТД на территории России осталось 40 единиц верхнего звена АТД, в том числе два типа крупных единиц -- шесть областей и семь краев. За пределами этих единиц находились следующие10 АССР -- Башкирская, Бурят-Монгольская, Дагестанская, Казакская, Кара-Калпакская, Карельская, Киргизская, Крымская, Татарская и Якутская.

11. Вторая советская реформа АТД (разукрупнение ячеек). Первая фаза:1930-1939годы. Огромные по площади, населению и числу районов единицы АТД были плохо управляемы, поэтому в СССР встал вопрос о разукрупнении краев и областей. В первую очередь, Дальневосточный край был разделен на несколько областей; затем разделились на мелкие области остальные большие области и края.

В 1930 году было образовано несколько новых национальных округов-- Остякско-Вогульский (нынешний Ханты-Мансийский), Ямальский (Ненецкий), Эвенкийский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Витимо-Олёкминский, Охотский (Эвенский), Корякский и Чукотский. В1934 году АО Ингушетия была объединена с Чеченской АО в одну Чечено-Ингушскую АО, а Биробиджанский округ Дальневосточного края был преобразован в Еврейскую АО. В июне 1934 года была раскассирована Центрально-Черноземная область, которая просуществовала всего шесть лет. Ее разделили на Воронежскую (84 района) и Курскую (60 районов) области.

С принятием новой сталинской конституции 1936 года территория РСФСР заметно сократилась, так как из ее состава были выведены Казакская и Киргизская АССР (они были преобразованы в Казахскую и Киргизскую ССР), а также Кара-Калпакская АССР, которая была включена в состав Узбекской ССР. Одновременно с таким сокращением территории РСФСР на юге было произведено повышение статуса ряда автономных областей до ранга АССР (Кабардино-Балкарская, Коми, Марийская, Северо-Осетинская, Чечено-Ингушская). Из»больших» госплановских областей к этому времени уцелели только Западная, Ленинградская и Московская, хотя и от них в 1935 году были отделены некоторые части. В результате реформы сетка АТД России получила вид, во многом напоминающий современный.

В марте 1940 года из вновь присоединенных восточных участков Финляндии и Карельской АССР была образована новая Карело-Финская ССР, которая была выведена из состава РСФСР.

12. Вторая фаза разукрупнения областей (1943-1954 годы). Во второй половине Великой Отечественной войны началась еще одна волна размельчения плохо управляемых областей. Она сопровождалась ликвидацией ряда автономий тех народов, которые были признаны «нелояльными». Так появились новые области: Ульяновская, Кемеровская, Курганская, Астраханская и Грозненская. На стыках соседних областей Центра и Северо-Запада возникли Калужская, Брянская, Костромская, Владимирская, Великолукская, Новгородская и Псковская области, а в Западной Сибири были образованы Томская и Тюменская области.

В 1944-1946 годах в состав СССР вошли новые территории: Тувинская народная республика, которая получила статус АО, Южно-Сахалинская область, которая вскоре была включена в состав Сахалинской области, и Кенигсбергская область, переименованная в Калининградскую.

В январе 1954 года на окраинах ряда областей центральной части России были образованы сразу пять новых областей, три из которых (Арзамасская, Балашовская и Каменская) оказались эфемерными и просуществовали лишь три года, а две остальные (Белгородская и Липецкая) существуют и поныне.

Крымская АССР в составе РСФСР была преобразована в Крымскую область и передана Украине в1954году.

13. Стадия устойчивого равновесия системы АТД (с 1957 года). В самом начале этого периода был сделан небольшой шаг назад в направлении укрупнения -- ликвидированы четыре неудачно организованные периферийные области, а также восстановлены все ликвидированные Сталиным автономии (за исключением АССР Немцев Поволжья). Так восстановились или возникли вновь Чечено-Ингушская АССР, Калмыцкая АО, Карачаево-Черкесская АО и Кабардино-Балкарская АССР. Была упразднена Карело-Финская ССР, которая вновь была включена в состав РСФСР под названием Карельской АССР.

Последующие изменения носили лишь»косметический»характер: в1958 году Бурят-Монгольская АССР, Усть-Ордынский и Агинский Бурят-Монгольские национальные округа потеряли в своем названии слово «монгольский»; Калмыцкая АО была выведена из состава Ставропольского края и преобразована в АССР; такой же реорганизации подверглась Тувинская АО, а Сталинградская область была переименована в Волгоградскую. По конституции 1977года все10национальных округов стали называться автономными округами.

После распада СССР произошло еще несколько несущественных изменений АТД России: трем областям были возвращены старые названия, автономные республики (и некоторые АО) провозгласили суверенитет и стали именоваться «субъектами федерации» (наряду со всеми единицами АТД первого уровня). В1992 году произошло первое после1957года территориальное изменение в АТД -- Чечено-Ингушская республика была разделена на самостоятельные Чеченскую и Ингушскую республики.

В настоящее время в политических кругах России обсуждаются идеи новой реформы АТД, предвестником которой во многом стало появление в 2000 году семи федеральных округов. Преобладают два подхода к проведению реформы -- унитарный и дифференцированный. Первый исходит из того, что все субъекты федерации должны иметь равные права; второй подход, наоборот, ранжирует субъекты федерации на два сорта -- простые (рядовые) и особые (неприкасаемые). К такого рода «особым», в первую очередь, относят национальные республики.

1.3 Основные принципы АТД

Анализируя проблемы политико-правового статуса федеральных округов, специалисты выделяют как минимум два аспекта. Во-первых, вопросы, связанные со стратегией предполагаемой в перспективе реорганизации системы федеративного устройства России. А, во-вторых, вопросы, связанные с новой региональной политикой федерального центра, касающиеся перспектив создания единой системы исполнительной власти и возможностей по перераспределению полномочий между центром и провинциями. Кроме этого политологов и юристов интересует механизм реализации задуманной стратегии. Речь идет о том, будут ли предполагаемые изменения происходить в рамках действующего конституционно-правового пространства или же федеральные органы государственной власти предпримут попытку изменения некоторых конституционных норм.

Исходя из основ конституционного строя современной России, можно сказать, что федеральные округа пока не вписываются в рамки сложившегося федерального законодательства, так как их статус отдельно не определен законом, а их образование связано лишь с Указом Президента при утверждении института полномочных представителей Президента России.

В связи с этим можно предположить, что в рамках территорий семи федеральных округов теоретически возможно укрупнение субъектов Российской Федерации, но это потребует конституционных изменений, так как коснется изменений всей системы федеративного устройства России. С политической точки зрения, на это сегодня есть готовность и у Президента России, и у Федерального Собрания. И проблемы могут возникнуть только на уровне законодательных собраний субъектов Российской Федерации, так как без утверждения ими предполагаемых поправок в Конституцию изменить систему федеративного устройства невозможно. Поэтому в ближайшем будущем рассматривать федеральные округа как звенья нового территориального устройства государства, видимо, не следует. Да и содержательную сторону проблемы укрупнения субъектов Федерации формализовывать нет необходимости. Если, действительно, предположить, что действия Президента нацелены на стратегию изменения системы территориального устройства страны, то следует уже сегодня объяснить, каковы причины таких радикальных перспектив. При этом надо иметь в виду, что действующая система регионального устройства России связана не просто с формальным определением границ того или иного субъекта Федерации. Это традиционно сложившиеся территориальные общности при более или менее однообразных экономических, социальных и культурных условиях, поэтому разрушение сложившихся региональных инфраструктур ради формального укрупнения территорий может стать непоправимой политической ошибкой.

Хотя по этому вопросу имеются и другие точки зрения. Многие специалисты отмечают, что нигде в мире не встречается ситуация, когда на федеральный уровень поступают предложения от 89 субъектов Федерации. Такое большое число субъектов Федерации осложняет государственное управление, снижает его эффективность, способствует дублированию многих государственных функций на региональном уровне, многократно увеличивает штат чиновников на местах.

В течение первого десятилетия существования независимой России неоднократно предпринимались попытки упорядочить систему федеративного управления страной.

Как подчеркивает в своей монографии В.В. Климанов, Указ Президента В. Путина от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации» - это не просто попытка продолжить развитие федерализма в России и укрепить властную вертикаль власти, по сути дела, в нем заложена новая форма административно-территориального деления, которая заслуживает более глубокого обсуждения и осмысления. Названия федеральных округов в большинстве своем соответствуют географическому положению входящих в них субъектов регионов. Но есть и расхождения: так, Южный федеральный округ (первоначально Северо-Кавказский) включает не только предкавказские субъекты Федерации, но и регионы-соседи - Астраханскую и Волгоградскую области и Республику Калмыкия. В Центральном округе пять субъектов Федерации являются приграничными. Половина территории Западной Сибири (Тюменская область с двумя автономными округами) оказалась в составе Уральского округа, а не Сибирского, а половина Урала (Башкортостан, Удмуртия, Оренбургская и Пермская области) попала в Приволжский округ. Интересно, что в состав последнего вошла и Кировская область, числящаяся в составе Волго-Вятского экономического района, но уже неоднократно делавшая попытки «связать» себя с европейским Севером. Один из последних таких случаев имел место в Санкт-Петербурге в сентябре 1999 г., когда это было одним из вопросов повестки дня на заседании Координационного совета межрегиональной ассоциации «Северо-Запад». Принятое решение совета ассоциации буквально было следующим: «Просить Правительство Российской Федерации включить Кировскую область в реестр регионов Северо-Западного экономического района».

Вообще, «переходное положение» отдельных субъектов Федерации по отношению к макрорегионам страны позволяет двояко оценивать нарезку федеральных округов. Так, например, последовавшие сразу после появления Указа от 13 мая недоумения руководства Башкортостана по поводу включения республики в Приволжский округ, и слова о том, что республика всегда была связана с Уральским регионом, не во всем верны: до 70-х гг. Башкирия входила в состав Поволжского экономического района. В целом, все же правильнее было бы назвать новую «вотчину» С.В. Кириенко Волго-Уральским (или Урало-Приволжским) округом. Органы государственной власти Тюменской области сейчас участвуют в работе двух межрегиональных ассоциаций: Уральской и «Сибирского соглашения». Поэтому отнесение разработчиками президентского указа главного региона нефте- и газодобычи к Уралу также можно с натяжкой считать экономически целесообразным.

Необходимо подчеркнуть, что «проведенное деление страны на федеральные округа преследовало больше политические, чем экономические цели». Стремление к созданию независимых от региональных лидеров федеральных структур управления на территориях предопределило отход сетки деления страны на федеральные округа от объективно сложившихся к концу 1990-х гг. макрорегионов в виде восьми межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, объединяющих органы государственной власти всех субъектов Федерации (некоторые регионы в лице их руководителей входят сразу в две ассоциации).

Между тем, формирование таких ассоциаций шло достаточно сложно и долго с 1990-1991 гг., когда при отмене плановой экономики и развале СССР снизу начинали возникать новые интеграционные образования регионов, призванные «заместить» крупные экономические районы Госплана. Таким образом, наряду с традиционной территориальной сеткой, объединяющей отдельные субъекты Федерации в крупные экономические районы, сложилось и новое деление страны, «укладывающее» регионы в межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.

Можно предположить, сколько больших и малых трудностей встанет на пути построения новой гипотетической схемы административно-территориального деления на основе федеральных округов, образованных Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. В более «выигрышном» положении в данном отношении оказываются Северо-Западный и Дальневосточный округа. Именно эти округа более всего накладываются на границы существующих межрегиональных ассоциаций и экономических районов. На другом полюсе - Приволжский округ, включающий самые разные субъекты Федерации (сразу из трех экономических районов и трех же межрегиональных ассоциаций), да и центр округа «смещен» в сторону Москвы, располагаясь не в Самаре или Казани, а в Нижнем Новгороде. В целом, федеральные округа немного снизили сложившуюся социально-экономическую асимметрию между регионами, но не элиминировали ее до проблемы, которую уже не нужно решать. В новых границах два округа (Сибирский и Дальневосточный) занимают 2/3 территории страны, но основная часть продукции производится в европейской части России.

Подобные документы

    Субъекты Российской Федерации. Принципы административно-территориального устройства. Республика, край, область, город федерального значения как субъекты административно-территориального устройства. Единицы административно-территориального устройства.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2008

    Система административно-территориального устройства РФ. Понятие административно-территориального устройства РФ. Конституционно-правовое регулирование административно-территориального устройства РФ. Правовые и организационные основы преобразований.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2008

    Понятие и принципы административно-территориального устройства. Современное состояние административно-территориального устройства Брянской области. Проблемы и перспективы совершенствования административно-территориального устройства Брянской области.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2017

    Значение административно-территориального устройства страны. Конституционно-правовое регулирование административно-территориального устройства РФ. Проблемы и направления совершенствования административно-территориального устройства в Брянской области.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2017

    Понятие и принципы административно-территориального устройства Российской Федерации, его историко-географические особенности и элементы. Отличительные черты унитарной и федеративной форм государственного устройства. Основные виды населенных пунктов.

    презентация , добавлен 08.04.2014

    Административно-территориальное устройство как система территориальной государственной организации. Значение и функции административно-территориального деления и государственного строя Тамбовского края, историко-географические особенности его устройства.

    реферат , добавлен 12.06.2011

    Значение административно-территориального устройства страны. Федеральные округа Российской Федерации. Муниципальные Районы Чувашии. Административно-территориальное устройство субъектов страны, предложения по их укрупнению. Экономические районы России.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2014

    Административно-территориальное деление в унитарном государстве, правовое регулирование его органов. Административно-территориальное устройство Республики Казахстан, оптимизация системы. Территориальные органы государства и их взаимоотношения с центром.

    дипломная работа , добавлен 04.07.2015

    Понятие "имперское управление" и исследование административно-территориального строительства империи. Изучение административно-территориальной структуры и особенных характеристик Сибирского региона Российской империи конца XVIII – первой половины XIX вв.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2011

    Правовое положение вынужденных переселенцев и беженцев Российской Федерации. Ординарные и экстраординарные административно-правовые режимы. Правовой режим контртеррористической операции. Режим закрытого административно-территориального образования.

Обожаю географию, была самым любимым предметом в школе. Конечно, география по сути - это открытия и путешествия, моря и горы, новые места, страны и люди. Государства на первый взгляд кажутся одинаковыми: своё правительство, законы, полиция. Зачем это деление на штаты или республики, области или районы, если страна одна? Пришлось покопаться как следует, чтобы найти объяснение.

Формы государственного устройства

Для начала поясню, что такое административно-территориальное деление . Государство делится на небольшие части. То есть получают свою границу и частично управление , но живут одними для всей страны законами, конституцией и подчиняются органам центральной власти . В различных странах такие части называются:

  • районы;
  • области;
  • дистрикты;
  • департаменты;
  • провинции.

Но не каждая страна имеет такое деление. По форме государственного устройства страны бывают:


Унитарные страныкак раз и делятся на административно-территориальные единицы. Например: Китай, Франция, Норвегия и т.д. Федерации объединяют в себе республики, штаты, автономии, которые юридически и политически самостоятельны в рамках законов федерации, но не суверенны. Пример - Российская федерация, США, Австралия, Канада и другие. Некоторые субъекты федерации делятся административно-территориально , как и унитарные. Яркий пример - Россия с областными центрами и районами. А конфедерации - объединение самостоятельных суверенных государств, например - Евросоюз.


В чём функции административно-территориального деления

Государству сложно уследить за всем, что делается в разных уголках страны. Потому гораздо удобней разделить территорию на небольшие части, наделить местные органы правления некоторыми полномочиями и сделать ответственными за всё, что происходит на этой земле. Центральная власть издаёт законы, а задача местных властей следить за их исполнением , отчитываться перед вышестоящими. К тому же на месте виднее, что нужно той или иной области или департаменту в плане освоения ресурсов, производства и сельского хозяйства. Такое деление обеспечивает целостность страны и облегчает контроль над работой общегосударственных служб.

В современных политико-экономических условиях территориально-экономическое пространство РФ официально структурировано на основе 4 основных принципов деления:

1. административно-территориального;

2. территориально-поселенческого;

3. планово-экономического;

4. программно-целевого.

Каждый из вариантов территориального деления РФ служит определенным целям и выполняет определенные функции в системе регионального управления страны. Основным принципом структурирования территории РФ является принцип административно-территориального деления. Административно-территориальное деление – система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и местного самоуправления. Организация власти в государстве связана с его территориальным устройством, т.к. функционирование органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делятся территория государства.

X век княгиня Ольга разделила Новгородскую землю на погосты и установила уроки

Великий князь в конце жизни отдавал подвластные ему земли сыновьям в удел - так возникали многочисленные удельные княжества

В XII-XV веках на северо-западе существовала независимая от Киева Новгородская земля. В январе 1478 подчинена и включена Иваном III в состав Московского государства. Территория Новгородской земли была разделена на пятины. Существовали только более мелкие единицы - уезды и волости

До 18 века в России существовали самые разные административно-территориальные единицы. В эпоху правления Петра I и в результате принятия ряда реформ Россия была разделена на 8 крупных губерний, в состав которых входили провинции и уезды.Это территориальное деление сохранялось до 1775 года. Тогда по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. В основу реформы был положен принцип разукрупнения губерний, причем они д.б. насчитывать не менее 300-400 тыс человек. Причем количество мужчин призывного возраста должно составлять не менее 20-30 тыс человек. Это административное деление оставалось неизменным до революции, т.е. почти 142 года.

Южные территории России по существу считались военными областями, управлялись генерал-губернаторами и в состав дореволюционной России входили Польша и Финляндия. В результате победы в Великой Октябрьской революции на основе добровольного объединения равноправных советских республик был образован Союз Советских Социалистических Республик 30 января 1922 года.

В декабре 1923 года образована АССР Немцев Поволжья

В апреле 1925 года Чувашская АО была преобразована в Чувашскую АССР;

Татарская и Башкирская АССР; Дагестанская АССР и Калмыцкая АО.

В состав СССР входили 16 союзных государств: РСФСР, Украинская, Белорусская, Эстонская, Литовская, Латвийская, Молдавская, Грузинская, Армянская, Азербайджанская, Таджикская, Киргизская, Туркменская, Узбекская, Казахская и Карело-Финская ССР. В составе союзных республик существовало 16 автономных республик, 9 автономных областей, 10 национальных округов, 1531 город, 2454 поселка городского типа, столицей являлась Москва.

С 1930 по 1954 годы происходило разукрупнение и были образованны новые области и края. Ряд образований было упразднено или изменился их статус

Для чего нужно укрупнение субъектов РФ и нужно ли оно вообще?

В качестве преимуществ называются такие следствия укрупнения регионов, как сокращение бюрократического аппарата, повышение эффективности управления субъектами со стороны органов федеральной власти, развитие в перспективе самодостаточных регионов. Противники укрупнения опасаются, что такие преобразования могут привести к ухудшению ситуации в результате ломки исторически сформировавшихся и конституционно закрепленных границ субъектов: «Дробность государственного устройства на 89 регионов ведет к тому, что каждый регион может развиваться с учетом местных условий, которые для всей территории России различны». Встречаются также мнения, что на сегодня эта мера – прогрессивная сама по себе – окажется только дестабилизирующим фактором: «На данный момент управление потеряется полностью, пока будут создаваться какие-то новые структуры управления».

Процесс "перекраивания" регионов во-первых, продолжительный. Требуются кадровые перестановки, налаживание связей между субъектами, изменение форм подчинения и т.д. Этот процесс, естественно, кое-где встречает сопротивление или просто недовольство. Положительные эффекты только предполагаются. Говорить об их реальности можно будет позже. Пока же период можно назвать переходным.

Необходимость административной перекройки страны обосновывалась и обосновывается экономическими и политическими соображениями. Экономические: объединив депрессивную Тамбовскую область с успешной Белгородской, сторонники административно-территориальной реформы рассчитывают в итоге получить одну большую экономически состоятельную губернию. Сомнительные, конечно, расчеты, но в данном случае они скорее благовидный предлог для достижения куда более важных целей - политических.

Принципы, на которых базируется ее нынешнее административно-территориальное деление, не только не отвечают национальным интересам России, но и угрожают ее безопасности и территориальной целостности...

Отказ от национального принципа административно-территориального деления страны и преобразование национальных республик и автономий в чисто территориальные единицы являются грубейшим нарушением Статья 68 п.2. «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.», п.3. «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.» Статья 69 п. «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.». Кто обеспечит равные права национальностям, их языку и культуре, если будет не просто объединены субъекта федерации, но и объединены их бюджеты? Кто обеспечит «правильное» распределение бюджетных средств? Большинство, которое представлено большинством в Парламенте? Реформы идут абсолютно хаотичным и безапелляционным путем. Они направлены на подрыв государственного устройства России, ухудшение управляемости в административном плане. Они приведут страну к гражданской войне, к развалу страны, к противостоянию в новых национально-территориальных образованиях, так как неизбежно приведут к межнациональному противостоянию

Прирост территорий не возможен без ущемления интересов других. Конфликт интересов народов России – это катастрофа.

Любой политик, который призывает к переделу границ России в новые административные единицы под благими предлогами – это скрытый враг Российской государственности и Российской Конституции, которая гарантирует «всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития», гарантирует «права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

Сложившееся административно-территориальное деление существовало с небольшими изменениями до 1990 г, когда начался процесс распада СССР.

6 союзных республик вышли из ее состава и заявили о своей независимости. Обострение политической и экономической обстановки в СССР привело к государственному перевороту в августе 1991 года и дальнейшему развалу СССР. О полной независимости заявили Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и др. Образовались новые суверенные государства: Россия, Украина. Беларусь, Молдова, Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения. Новые государства – республики по форме государственного устройства и при том в основном президентские. Конституция РФ 1993 года установила в качестве основных административно-территориальных образований 89 субъектов федерации: 21 республику, 1 автономную область, 10 автономных округов, 6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Единицей административно-территориального деления было впервые определено муниципальное образование. Основанное на административно-территориальном делении, система административно-территориального деления РФ имеет 3 уровня: 2 уровня гос управления – федеральный и субфедеральный и 1 уровень местного управления – муниципальный.

С образованием РФ произошли изменения в системе управления. Автономные республики и области получили новые права в области развития самоуправления. Республики в отличие от области получили право избрания президента, парламента.

Система территориально-экономического деления РФ включает экономические зоны различного типа и функционального назначения.

1 - Федерального округа.

Цель их создания – координация и контроль регионального развития со стороны центральной государственной власти.

Уровень федерального управления обеспечивает территориальное единство и целостность экономики страны.

Предпосылки создания ФО в России:

1. Необходимость в управленческих ячейках государственного пространства на местах (в регионах).

2. Из-за слабой согласованности региональной и местной нормативно-правовой базы, нормам действующего федерального законодательства (20% принятых в регионах НПА на момент создания ФО противоречило нормам Конституции).

3. Из-за установления необоснованных торговых барьеров и пограничных столбов между отдельными регионами (запрет на вывоз продукции за пределы Краснодарского края с середины 90х до конца 90х гг).

4. Потребность внимательно следить из центра за входящими в состав РФ 89 субъектами.

В этих целях в соответствии с указом Президента «О полномочных представителях в ФО РФ» от 13.05.2000 г. институт федеральных представителей был преобразован в институт полномочных представителей в ФО.

Центральный федеральный округ (Беглов Александр Дмитриевич)

Северо-Западный федеральный округ (Булавин Владимир Иванович)

Южный федеральный округ (Устинов Владимир Васильевич)

Приволжский федеральный округ (Бабич Михаил Викторович)

Уральский федеральный округ (Холманских Игорь Рюрикович)

Сибирский федеральный округ (Рогожкин Николай Евгеньевич)

Дальневосточный федеральный округ (Трутнев Юрий Петрович)

Северо-Кавказский федеральный округ (Меликов Сергей Алимович)

Крымский федеральный округ (Белавенцев Олег Евгеньевич)

1. организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;

2. организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

3. обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;

представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.

Функции полномочного представителя:

1. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в округе.

2. Организация взаимодействия с органами власти субъекта, органами МСУ, политическими партиями и иными общественными объединениями.

3. Контроль за использованием федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений Правительства, а так же за ходом реализации федеральных целевых программ.

4. Совместная разработку программ социально–экономического развития территорий в пределах ФО.

5. Участие в работе государственных органов, МСУ.

В 2000 году было образовано 7 федеральных округов. Разделение России на 7 федеральных округов было сделано в целях реализации президентом РФ своих конституционных полномочий. А также в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений. Институт полпредов президента РФ в регионах (субъектах) был преобразован в институт полпредов при президенте в федеральных округах. Федеральные округа не являются административно-территориальными образованиями РФ, они выполняют задачу территориально-функционального разделения полномочий представителей президента РФ. В центрах федеральных округов сосредотачиваются руководящие органы региональных подразделений всех основных федеральных органов исполнительной власти. На территории РФ действует единая система классификации и кодирования технико…... и экономичской информации, куда входит общероссийский классификатор административно-территориального деления. Объектами классификации являются республики, края, города федерального значения, автономная область, автономные округа, районы, города, поселки городского типа, сельсоветы и сельские населенные пункты.

Стабильность административно-территориального устройства и местного самоуправления обеспечивают эффективное функционирование органов государственной власти.

В 2014 году образован Крымксй федеральный округ

В настоящее время на территории РФ выделяют 9 ФО:

1) Северо–Западный ФО, включает в себя два экономических района:

Северный

Северо–Западный

2) Центральный ФО:

Центральный экономический район

Центральный – Черноземный

3) Приволжский ФО:

Поволжский

Волго-Вятский

4) Южный ФО:

Северо–Кавказский экономический район

Субъекты Нижнего Поволжья:

Астраханская область

Волгоградская область

республика Калмыкия

5) Уральский ФО:

Западно-Сибирский

Уральский

6) Сибирский ФО:

Восточно-Сибирский

Западно-Сибирский

7) Дальневосточный ФО:

Дальневосточный

8) Северокавказский ФО (2010 г)

Республики Северного Кавказа

Ставропольский край

9) Крымский ФО (2014 г.)

Республика крым

Севастополь

В настоящее время (на 2015 год) согласно статье 5 Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. По состоянию на 1 марта 2008 года таких субъектов 83.

Существуют следующие типы субъектов Российской Федерации 22 республики: 46 областей, 9 краёв, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города федерального значения.

В Российской федерации насчитывается 24 области: Астраханская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Тамбовская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская.