8 26 статьи 95 закона 44 фз. Юридическая консультация

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) допускает изменение условий контракта в следующих случаях:

- при заключении контракта - в соответствии с частью 18 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона;

- при исполнении контракта - в соответствии с частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Статьей 70 Закона № 44-ФЗ установлен порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона № 44-ФЗ проект контракта составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе.

По результатам проведения электронного аукциона заказчик осуществляет расчет цены за единицу товара (работы, услуги), которую включает в проект контракта, направляемый победителю электронного аукциона.

При включении в проект контракта цены, предложенной участником электронного аукциона, цена за единицу товара (работы, услуги) должна быть снижена пропорционально коэффициенту снижения по результатам электронного аукциона. Сумма цен за единицу товаров (работ, услуг) должна соответствовать цене, предложенной победителем электронного аукциона и указанной в протоколе проведения электронного аукциона.

В соответствии с положениями части 4 статьи 70 Закона № 44-ФЗ допускается размещение победителем аукциона в единой информационной системе протокола разногласий не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона. При этом победитель аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

Ограничений, связанных с количеством размещений данного протокола с учетом указанного срока, Законом № 44-ФЗ не предусмотрено.

Отдельная статья Закона о контрактной системе посвящена изменению и расторжению контракта. В этом материале дадим разъяснения ст. 95 44-ФЗ и рассмотрим практику ее применения.

Разъяснение ст. 95 федерального закона № 44-ФЗ

В ст. 95 говорится о том, что можно вносить правки в условия контракта, а когда это запрещено законом. Также из нее понятно, какие способы расторжения разрешены, когда заказчик и поставщик могут принять решение об одностороннем отказе.

Для примера разберем условия ст. 95 закона 44-ФЗ, касающиеся расторжения контракта. Рассмотрим порядок этой процедуры. По своему желанию заказчик назначает экспертизу. В этом случае он сможет принять решение о расторжении контракта, только если эксперт подтвердит существенное нарушение условий контракта. Есть три варианта: собрать комиссию по приемке, назначить кого-то из числа работников предприятия, пригласить экспертов со стороны.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Следующий этап - получение заключения. Результаты экспертизы оформляют в виде заключения, которое подписывает эксперт или представитель экспертной организации. Заключение должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству. Закон не конкретизирует содержание и форму экспертного заключения и не предполагает издания нормативного правового акта по этому поводу. Основной вопрос, на который необходимо ответить специалисту, - соответствует ли товар, работа или услуга требованиям технического контракта. Если эксперт указывает на невозможность приемки по контракту, он должен обосновать это ссылкой на то, что нарушения существенны.

Далее заказчик принимает решение о расторжении в одностороннем порядке и издает внутренние документы об этом. В течение трех дней он должен уведомить поставщика о расторжении и разместить эту информацию в ЕИС. Контракт считается расторгнутым через 10 дней со времени, когда поставщик узнал о решении заказчика. Эти 10 дней даются на устранение нарушений.

Заказчик может отменить процедуру, если в течение этого срока поставщик устранит нарушения условий контракта и возместит все убытки и затраты. В ФАС данные направляются в течение трех дней. У ведомства есть 10 дней на проверку информации. Предоставленные основания для включения в РНП тщательно проверяют, анализируют бумаги. Рассмотрение проходит с участием представителей заказчика и поставщика.

Как собрать документы и уведомить поставщика, чтобы расторгнуть контракт быстро и законно.Используйте умные календари , которые покажут, как меняется порядок ваших действий в зависимости от реакции поставщика. А на схеме - все это вместе и наглядно.

Cт. 95 44-ФЗ в новой редакции с комментариями

Ст. 95 44-ФЗ в новой редакции действует с 2018 года. Нужно сказать, что смысл почти не изменился. Был исключен последний пункт статьи, согласно которому информацию об изменении и расторжении нужно публиковать в ЕИС в течение одного рабочего дня. Он признан утратившим силу. Кроме того, с 1 июля 2018 года после одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта помимо бумажного запроса предложений может быть проведен электронный. Как провести электронный запрос предложений по 44-ФЗ

Условия ч. 1 ст. 95 44-ФЗ

Подробнее разберем применение ч. 1 ст. 95 44-ФЗ. В ней говорится об изменении существенных условий контракта. . Во-первых, если такая возможность предусмотрена самим контрактом, при этом:

  • цена снижается без изменения объема товара, работ или услуг;
  • цена меняется в пределах 10% от ранее установленной при изменении на такой же показатель объема товара, работ или услуг.

Также в причинам относят изменение регулируемых тарифов, уменьшение лимитов финансирования из бюджета. Кроме того, правки разрешены, если исполнить контракт по установленной цене невозможно, поскольку она превышает размер, определенный органами власти.

Судебная практика по ст. 95 44-ФЗ

Практика по ст. 95 44-ФЗ довольно обширная. Рассмотрим несколько примеров. Первый - Решение АС Республики Ингушетия по делу №А18-294/2018 от 27.04.2018. Администрация городского округа Магас провела электронный аукцион на ремонт и техобслуживание фонтана. Победителем стало ООО «Мастер-класс». Стороны заключили контракт и приступили к его исполнению. Заказчик перевел подрядчику треть цены работ в качестве аванса - 1,3 млн руб. Спустя четыре месяца подрядчик отчитался об итогах, отправив два экземпляра актов, а также сообщил, что у него изменился юридический адрес. Все письма получены адресатом в тот же день. Это подтверждает почтовое уведомление.

История умалчивает о том, что было дальше, но спустя полтора года заказчик по какой-то причине решил отказаться от контракта и потребовал от подрядчика вернуть ему весь аванс. Контрагент на такое требование не отреагировал. Прошло еще два месяца, и администрация разместила на ЭТП и в ЕИС информацию об одностороннем расторжении спорного муниципального контракта. После этого чиновники обратились в суд. Уже позже, в ходе разбирательства, заказчик пояснил, что не стал уведомлять подрядчика лично. По его мнению, хватило сообщения в единой информационной системе.

Подрядчику такие оправдания пришлись не по душе. Он указал на то, что выполнил часть работ, составил акты, однако ни ответа, ни уведомления о расторжении контракта не получил. Закон 44-ФЗ гласит, что заказчик обязан уведомить вторую сторону контракта о его одностороннем расторжении. Датой надлежащего уведомления считается день вручения подрядчику письма или день возврата этого письма из-за отсутствия компании по указанному адресу. Если сообщение направить невозможно, заказчик может поступить так: дождаться 30 дней с момента публикации уведомления в ЕИС. При сравнении действий заказчика с положениями закона ошибка видна невооруженным глазом. Увидел ее и суд. Использовать публикацию информации в ЕИС в качестве надлежащего уведомления можно, только если направить письмо не представляется возможным. В нашем случае заказчик просто не стал этого делать, хотя знал новый юридический адрес подрядчика.

Суд постановил, что администрация не выполнила требования закона и отменил ее решение об одностороннем отказе. Контракт признали действующим. Соответственно, вернуть свои деньги, выплаченные в качестве аванса, заказчику не дали. По закону, возврат средств при наличии действующего договора невозможен.

Второй пример. ООО «КАНЦ» подало иск к Нефтеюганской городской стоматологической поликлинике. Ранее стороны заключили контракт на закупку стоматологических инструментов. Компания требовала от заказчика оплатить поставку, а также признать решение об одностороннем отказе недействительным. К слову, ранее суды двух инстанций в удовлетворении иска отказали. Но поставщика это не остановило, и он обратился в кассацию.

Заказчик не огласил претензии, но от исполнения контракта отказался. Поставщик сослался на то, что бюджетное учреждение уклонилось от принятия товара, заявило, что расторгает контракт в одностороннем порядке, после чего подписало контракт с другой компанией. При этом, по мнению ООО «КАНЦ», заказчик не доказал наличие причин для одностороннего отказа.

Свои доводы общество основывало на том, что заказчик не подтвердил, что принял товар на хранение, и он утратил первоначальные свойства. Кроме того, поставщик заявил, что оставленный товар считается принятым, так как возражения в срок заявлены не были. Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом было подтверждено, что поставленные инструменты соответствуют требованиям. Односторонний отказ привел к тому, что ООО «КАНЦ» попало в реестр недобросовестных поставщиков.

Поставщик сам хотел расторгнуть контракт, но заказчик опередил его. Суд выяснил, что в процессе приемки у заказчика возникли вопросы к товару - он не соответствовал спецификации. Поставщику об этом сообщили в акте. Менять продукцию он отказался, поэтому заказчик принял решение об одностороннем отказе. ООО «КАНЦ» в свою очередь заявило, что это оно должно было расторгнуть контракт в одностороннем порядке по веским основаниям. Конечно, второй вариант был выгоден поставщику, поскольку в этом случае он не попал бы в РНП. Но кто не успел, тот опоздал.

Суд первой инстанции отклонил требования о признании недействительным решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора. Он сослался на то, что поставщиком не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, который предусмотрен в контракте, соответственно, он предъявил суду претензию с требованием о расторжении спорного договора. На деле тот факт, что поставщик сам хотел отказаться от контракта, он подтвердить не смог. Компания пыталась оправдаться: мол, на момент обращения с иском в суд заказчик уже отказался от исполнения договора, поэтому поставщик не обязан исполнять условие о досудебном урегулировании спора. Но суд это не убедило.

Суд решил, что заказчик ничего не должен поставщику. Что касается взыскания процентов за пользование чужими деньгами, это требование суды также не удовлетворили. Все просто: заказчик правомерно не оплатил товар, соответственно, он ничего не должен поставщику, а значит и проценты взыскивать не за что. Если бы ООО «КАНЦ» доказало, что у заказчика есть перед ним есть денежные обязательства, можно было бы говорить о взыскании процентов, однако в данном конкретном случае такие подтверждения предоставлены не были. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу № А75-13276/2015 от 10.08.2016 поставщику отказали в удовлетворении его требований.

Вложенные файлы

  • Допсоглашение о расторжении контракта.pdf

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

6.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ .

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включаются обязательные условия:

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

16. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

19 - 21. Утратили силу с 1 января 2014 года. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ .

22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

25. В случае непредоставления заказчику указанной в части 23 настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.

26. В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

27. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

28. В контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.

29. Правительство Российской Федерации вправе определить:

1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;

2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Контрактная система в сфере закупок представляет собой совокупность нескольких участников и действий, осуществляющих ими. Они (действия) направляются на обеспечение муниципальных и государственных нужд.

Участниками контрактной системы являются :

  • Органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • Другие федеральные органы исполнительной власти;
  • Государственные власти субъектов Российской Федерации;
  • Заказчики;
  • Поставщики;
  • Должностные лица;
  • Операторы интернет-магазинов и другие.

В соответствии с действующим законодательством участником закупки может быть любое юридическое лицо, вне зависимости от используемой формы правления, места регистрации, формы собственности и так далее. Также участником контрактной закупки может стать любое физическое лицо, например индивидуальный предприниматель.

Статья 95 44-ФЗ «О контрактной закупке» описывает условия, на основании которых предоставляется возможность изменения или расторжения контракта. Основные из них перечислены ниже.

Изменить условия контракта в документации о закупке можно, если товар приобретается у единственного поставщика и контракт заключается с одним участником (на основании статьи 95):

  • Была снижена стоимость контракта без снижения объема работ, услуги или количества товара;
  • Если заказчик просит увеличить количество товара, объем предоставляемой услуги или работы должен предоставляться не более чем на 10%. Согласно содержанию статьи, стоимость единицы товара в этом случае определяется как размер основной стоимости, деленный на промежуточный.

Также следует отметить, что если подписывается контракт, невозможно сменить поставщика из-за ограничений в статье. Но существуют и исключения. Допустим, новый поставщик — это правоприемник предыдущего поставщика по контракту. Смена может произойти по причине реорганизации юридического лица в виде слияния, преобразования или присоединения организации.

Согласно статье, заказчик по своему усмотрению может назначить экспертизу принятого товара, произведенной работы или оказанной услуги. Это решение требует привлечения независимых экспертов или экспертной организации. Только после этого отказ от выполнения условий контракта в соответствии с частью 8 текущей статьи может быть обоснованным.

Последние изменения статьи 95 ФЗ-44

Последние изменения вносились в статью 3 июля 2016 года. Изменения существенных условий контракта по 44-ФЗ коснулись решения, указанного в подпункте «б» действующего пункта. Следовательно, пункт «в» действует в соответствии с общепринятым порядком, который предусматривается настоящим законодательством и текущей статьей.

Когда допускаются изменение и расторжение контракта?

Согласно статье, изменение и расторжение контракта допускается в следующих случаях:

  • Если поставщиком или заказчиком в течение 10 дней со дня подписания контракта направляется уведомление в соответствующие органы власти об его расторжении;
  • В течение трех дней (рабочих) после получения подобного уведомления заказчики на основании подпункта «а» пункта 3 настоящей статьи обязаны расторгнуть договор в одностороннем порядке.

На основании статьи 95 ч 6 ФЗ-44 после изменения или расторжения контракта в течение нескольких дней информация о поставщике передается в специальный реестр недобросовестных участников. Если до расторжения договора поставщик исполнил часть своих обязательств, которые предусматриваются в документе, то при заключении нового документа количество предоставляемого товара, объема выполненной услуги должно быть уменьшено на количество уже поставленного заказчику товара.

Досрочное расторжение: причины, порядок действий

Если в контракте закупки не установлен срок действия, то по соглашению сторон он может быть расторгнут досрочно в любой момент.

Согласно статье, основанием для досрочного расторжения контракта является соглашение сторон. По взаимному согласию он расторгается в любое время вне зависимости от того, когда был заключен.

Чтобы прекратить действие контракта по соглашению сторон, потребуется выполнить два основных условия:

  • Вы должны определить в контракте срок, со следующего дня которого он прекращает свою юридическую силу;
  • Поставщик имеет право расторгнуть договор, однако есть риск записи его имени в список недобросовестных поставщиков.

Если заказчик или поставщик не желает досрочно расторгать договор, а у вас есть все основания для этого, воспользуйтесь следующим порядком действий, который не указывается в статье:

  • Напишите заявление в суд;
  • В течение десяти дней дождитесь ответа от судебного пристава;
  • Если у вас будет достаточно доказательств для последующего рассмотрения дела, стороны будут приглашены на судебное заседание;
  • Окончательным решением будет вынесенный судом вердикт.

Скачать

Действующий Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» описывает отношения, которые направлены на повышение эффективности, результативности проводимых закупок, работ, услуг или товаров. Чтобы закупить качественную продукцию, товар, правильно организуйте правовые отношения согласно действующим статьям:

  1. Для начала необходимо спланировать закупку товара, работ или услуг.
  2. Затем определить поставщика в качестве исполнителя или подрядчика.
  3. На основании полученных данных и предоставления удостоверения личности обоих сторон заключается гражданско-правовой договор на госзакупки.

Чтобы скачать закон со всеми изменениями, дополнениями и поправками статей, перейдите по следующей .

Описывает особенности закупки товаров и предоставления услуг на контрактной основе с целью обеспечения федеральных и региональных нужд.

Что представляет собой ст 95 ФЗ 44?

После заключения контракта невозможно сменить поставщика согласно предусмотренному статьей 95 ограничению об изменении положений договора. Однако существует исключение из данного правила. Если новый поставщик является полноправным правопреемником предыдущего, он наследует все его обязанности и продолжает исполнять все составленные ранее соглашения с клиентами. Также поставщик по контракту может быть изменён, если организация предыдущего заготовителя реорганизуется или сливается с другой фирмой.

Вам будет интересно ознакомиться с последними положениями статьи №66 ФЗ 44 . Подробнее об этом

Досрочное расторжение контракта по закону

Досрочное расторжение контракта может быть осуществлено в следующих случаях:

  • до начала действия договора, если он вступает в силу с отсрочкой;
  • если в соглашении не указан срок его действия, то его действие может быть остановлено в любое время;
  • действие контракта может быть остановлено в любое время при обоюдном согласии сторон;
    в одностороннем порядке, посредством судебных инстанций, если одна из сторон не соблюдает условия договора.

Часть 16 статьи 95 ФЗ-44 предусматривает требование отправлять информацию об одностороннем расторжении контрактов по инициативе заказчика в реестр недобросовестных поставщиков. Однако, если поставщик успел выполнить часть своих обязательств до расторжения договора, тогда при составлении нового соглашения учитывается уже доставленный товар или выполненная услуга, вследствие чего в новом контракте его объём будет меньше.

При подозрении в недобросовестном оказании услуг или поставке некачественных товаров заказчик имеет право, описанное в настоящей статье, назначить проведение экспертизы. Для этого требуется обратиться в независимую экспертную службу и привлечь компетентных экспертов, которые проведут необходимые исследования и выдадут соответствующее заключение. Таким образом при несоответствии качества товара и услуг с предусмотренными договором, у заказчика будет основание и доказательства для расторжения контракта.

Новые поправки

Последние поправки статьи 95 относятся к 01.01.2017, в результате чего пункт 1.1 утратил силу. Предыдущие изменения, которые состоялись 03.07.2016 коснулись существенных условий контракта по ФЗ-44, в результате чего, пункт в) части 3 предусматривает расторжение соглашения в соответствии с условиями, указанными в пункте б), на основе положений текущей статьи закона.

Текст 95 статьи 44 ФЗ

Для детального ознакомления с положениями федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» рекомендуется скачать его актуальную редакцию текста по следующей ссылке.

Также для подробного изучения Статьи 95 об изменении и расторжении контракта следует скачать документ с её текстом в последней редакции по ссылке ниже.