20 метров от береговой линии. Береговая полоса

Ст. 6 Водного кодекса РФ установлено обязательное правило обеспечения свободного доступа всех без исключения лиц к водным объектам общего пользования. В рамках данного требования ВК РФ устанавливается береговая полоса водных объектов общего пользования, которая для большинства водоемов и водотоков составит 20 метров.

Ст.27 Земельного кодекса в развитие указанных положений ВК РФ устанавливается запрет на приватизацию земель в границах береговой полосы.

Захват береговой полосы

В то же время многие наши граждане, желающие получить укромное местечко на берегу какого-нибудь озера с собственным пляжем, зачастую пренебрегают требованиями законодательства и ограждают земельные участки вплоть до самой воды. В связи с этим требование водного и земельного законодательства предоставить обеспечение доступа к береговой полосе не соблюдается.

Конечно же, такое ограждение будет являться незаконным и по идее при любой проверке прокураторы или природоохранных органов такие ограждения заставят убрать.

Берег Финского залива

Однако, зачастую гражданам самостоятельно приходится бороться с самозахватами прибрежной береговой полосы и обращение в суд лица или группы лиц может оказаться более результативным чем работа с надзорными или правоохранительными органами.

Если Вы решили бороться с самозхватчиками, то, во-первых, советуем это делать только в правовых рамках, чтобы потом не оказаться самому по ту сторону закона, а во-вторых, перед тем, как действовать следует детально разобраться в ситуации.

Для начала нужно выяснить имеются ли вообще какие-нибудь права у самозахватчика на береговую полосу общего пользования.

Береговая полоса в собственность

А такие права могут возникнуть, во-первых, в случае, если земельный участок с границами вплотную до уреза воды был предоставлен во времена СССР, а в дальнейшем приватизирован в начале 90-х годов под общую неразбериху в законодательстве. Разберем подробно, как это могло произойти.

В СССР вся земля находилась в государственной собственности, поэтому выделять у водных объектов береговые полосы общего пользования не было необходимости. Соответственно земельные участки могли предоставляться в пользование прямо до уреза воды водного объекта После 1991 года, когда земли начали вводится в гражданский оборот и началась приватизация, понятие береговых полос общего пользования (бечевника) было введено лишь водным кодексом 1995 года. Соответственно в момент с 1991 года до 1995 года можно было приватизировать выделенные в советское время земельные участки, подходившие вплотную к воде.

Такие участки остались наследством в Российской действительности вплоть до настоящего момента. Поэтому сейчас до сих пор есть землеотводы принадлежащие на праве собственности гражданам в пределах береговой полосы, хотя по действующему законодательству приватизация таких участков и была бы запрещена.

Однако право собственности на земельный участок в береговой полосе не означает право его ограждать. В данном случае береговая полоса общего пользования является обременением для собственника земельного участка и обязывает его предоставить проход по его территории каждому желающему.

Предоставление береговой полосы на праве аренды

Во-вторых, у лица ограждающего береговую полосу общего пользования может быть оформлено право аренды. Законодательство не содержит императивных запретов на аренду береговой полосы. Однако, такое ее использование на праве аренды возможно только при условии соблюдении свободного прохода по береговой полосе общего пользования.

Так что и в таком случае ограждение земельного участка до уреза воды будет незаконным.

Свободный доступ береговой полосе отсутствует, что делать?

Чтобы разобраться кому и на каком праве принадлежит береговая полоса общего пользования для начала можно зайти а публичную кадастровую карту и найти огражденное место. Далее нужно посмотреть подходит вплотную участок к воде или нет. Если участок подходит вплотную к воде, то можно по кадастровому номеру заказать выписку из ЕГРП в Росреестре (через МФЦ), в которой будет указан правообладатель земельного участка, а также сведения о его правах на данную землю.

Побережье Финского залива

Теперь у вас будут сведения, кто захватил береговую полосу общего пользования и какие у него имеются на нее права. Данная информация будет хорошим подспорьем при обращении в надзорные органы и потом в суд.

Однако может быть такое, что на публичной кадастровой карте будет видно, что вплотную к урезу воды земельный участок не подходит, однако имеются сформированные вблизи от береговой полосы участки. Их собственники-то, скорее всего, и будут являться лицами, осуществившими самозахват. Причем такой самозахват в отличие от первых двух случаев вообще не обусловлен правами на землю.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах").

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

  • 3.Порядок осуществления перевода земельных участков из одной категории в другую. (ст.2, 3, 14 №172-фзо переводе земель или земельных участков из одной категории в другую)
  • 4. Основания отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую (ст 4 фз № 172 от 21. 12. 2004).
  • 5. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения (ст 7. Фз 172)
  • 8. Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель или земельных участков в составе таких земель в другую категорию (ст 10 № 172- фз).
  • 9. Перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую (ст 11. Фз 172).
  • 10. Перевод земель водного фонда или земельных участков в составе данных земель в другую категорию. (ст 12. Фз 172).
  • 11. Понятие и характеристика земель с-х назначения (ст 77. Зк рф).
  • 12. Цели использования земель с-х. Назначения для с-х. Производства. Ограничения при использовании земель с-х. Назначения. (ст 78, 79 зк рф).
  • 13. Порядок и условия предоставления земельных участков из состава земель с-х. Назначения гражданам, пожелавшим вести кфх (глава 4 фз № 74 от 11.06.2003)
  • Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
  • 14. Состав и правовой режим имущества фермерского хозяйства. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства (Глава 3 фз № 74)
  • 15. Порядок и условия выхода из Фермерского хозяйства. Основания и порядок прекращения кфх. (Глава 8 № 74- фз)
  • 16. Правовой режим земельных участков для ведения лпх (ст 2- 6, 10 фз №112 – фз от 07.07. 2003).
  • 17. Правовой режим земель, которые используются для ведения садоводства и огородничества (ст. 1 фз №-66 от 15.04.1998)
  • 18. Порядок предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйствования (ст 13, 14, 15, 28, 32, 33 фз №66 от 15.04.1998)
  • 19. Порядок создания и правовой режим садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (ст. 4, 6, 7, 16, 17, 18, 19, 20, 39-44 фз № 66 от 15.04. 1998)
  • Глава V. Управление садоводческими, огородническими
  • 21. Правовой режим индивидуальных садовых, огородных и дачных земельных участков на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях (ст. 8 фз – 66 от 15.04. 1998)
  • 22. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, используемых сельскохозяйственными кооперативами (фз -№193 от 08.12.1995).
  • 23. Особенности правового режима земель опытно-производственных, учебных, учебно-опытных и учебно–производственных хозяйств.
  • 24. Право землепользования и землевладения хозяйственных товариществ и обществ.
  • 25. Фонд перераспределения земель (ст 80 зк рф).
  • 26. Понятие и признаки категории земель населенных пунктов, Нормативно правовые акты, регулирующие правовой режим земель населенных пунктов. (ст 83 зк рф)
  • 27. Понятие, порядок установления, утверждения и изменения границ населенных пунктов (ст 84. Зк рф, ст 23 грк рф).
  • 28. Состав земель населенных пунктов. Характеристика территориальных зон. (ст. 85 зк рф).
  • 28. Генеральный план поселений, генеральный план городских округов. Градостроительный регламент.
  • 29. Правила землепользования и застройки.
  • 30. Территориальные зоны (ст 34, 35 ГрК рф)
  • 31. Пригородные зоны (ст 86 зк рф)
  • 32. Понятие и состав земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения. Понятие и условия установления зон с особыми условиями использования земель. (ст 87 зк)
  • 32. Правовой режим земель промышленности (ст. 88 зк рф).
  • 33.Правовой режим земель энергетики (ст. 89 зк рф).
  • 34. Правовой режим транспорта (ст 90 зк рф).
  • 35. Правовой режим земель связи, радиовещания, телевидения, информатики (ст. 91 зк рф).
  • 36. Правовой режим земель для обеспечения космической деятельности (ст92 зк рф).
  • 37.Правовой режим земель обороны и безопасности страны (ст 93 зк рф).
  • 38. Понятие земель водного фонда. Понятие водного объекта. Понятие и виды поверхностных водных объектов. (ст 102 зк рф, ст 1, 5, 6 вк рф)
  • 4) Болота;
  • 39. Понятия и правила установления береговой линии. Понятия и правила установления береговой полосы.
  • 40. Право собственности на водные объекты. Право пользования водными объектами. (ст 8, 9, 11, 12, 21 вк рф)
  • 1) Обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • 2) Сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
  • 10) Рыболовства, товарного рыбоводства, охоты;
  • 41-42 Понятие, правила установления и правовой режим прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны (ст 65. Вк рф)
  • 2) Размещение отвалов размываемых грунтов;
  • 3) Выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
  • 43. Понятие и правовой режим земель занятых гидротехничесими сооружениями.
  • 44. Понятие и состав и правовой статус земель особо охраняемых природных территорий. (ст. 94, 95 зк ст 2 фз № 33 от 14. 03 1995)
  • 1) Особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • 2) Природоохранного назначения;
  • 3) Рекреационного назначения;
  • 5) Иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
  • 45. Государственное управление и контроль в области организации и функционирования оопт. (ст. 3-5. Фз № - 33 14.03.1995)
  • 46. Правовой режим государственных природных заповедников (ст. 6-11 фз № 33 от 14.03 1995)
  • 47. Правовой режим земель государственных природных заказников (ст 22- 24 фз 33)
  • 48. Правовой режим земель национальных парков. Правовой режим природных парков (ст 12-21 фз № 33)
  • Раздел III. Национальные парки
  • 49. Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов (ст. 28, 29 фз № 33 14. 03.1995)
  • 50.Правовой режим лечебно-оздоровительной местности и курорты (ст. 31, 32 фз № 33).
  • 51.Правовй режим памятников природы (ст. 25 -27 фз 33).
  • 52. Правовой режим земель природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения.
  • 53. (Ст 97 -99 зк рф)
  • 54.Правовй режим земель лесного фонда (ст 101 зк рф ст 5, 6 лк рф).
  • .Ширина береговой полосы водных объектов общего пользованиясоставляет двадцать метров , за исключениембереговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров . Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляетпять метров .

    7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектовне определяется.

    8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

    40. Право собственности на водные объекты. Право пользования водными объектами. (ст 8, 9, 11, 12, 21 вк рф)

    Статья 8. Право собственности на водные объекты

    1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленныхчастью 2настоящей статьи.

    2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка , принадлежащегона праве собственности субъекту Российской Федерации ,муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу , находятся соответственно в собственностисубъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица , если иное не установлено федеральнымизаконами.

    3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лицана пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующийземельный участок , в границах которого расположены такие водные объекты.

    4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданскимзаконодательствоми земельнымзаконодательством.Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

    5. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.

    6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательствомо недрах.

    Статья 9. Право пользования водными объектами

    1. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установленыглавой 3настоящего Кодекса.

    2. Естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и настоящего Кодекса не следует иное.

    3. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательствомо недрах.

    Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

    1. На основании договоров водопользования , если иное не предусмотреночастями 2и3настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

    1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

    2) использования акватории водных объектов , в том числе для рекреационных целей;

    3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целейпроизводства электрической энергии.

    2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование , если иное не предусмотреночастью 3настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:


Водные объекты общего пользования.

Водные объекты общего пользования - общедоступные поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Общедоступность заключается в том, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Размеры береговой полосы. Береговая полоса определяется для следующих водных объектов общего пользования:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

Ширина береговой полосы составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров - для них ширина береговой полосы составляет пять метров.

Береговая полоса как территория общего пользования.

Береговая полоса является территорией общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц . Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам отнесены к вопросам местного значения муниципальных образований.

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Комментарии:

Написано: potainoi Дата: 08/01/2014 16:59 1. Статья 6 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ.
2. Статья 20 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ.
3. Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 19.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2011).
4. Пункт 15 ч. 1 ст. 14, п. 28 ч. 1 ст. 15, п. 36 ч. 1 ст.16. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011).
5. Часть 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 19.07.2011).
6. Часть 3.2. ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 19.07.2011).
Написано: Kap18 Дата: 10/01/2014 00:13 Кому жаловаться на нарушение? В прокуратуру? Вы видели дачи прокурорских? А ведь все больше у воды строят. И чем выше должность, тем жирнее дача. А кто по праздникам бухает с прокурорами? Тот же губернатор, нач ГУВД, судьи, и прочие хозяева жизни. КОМУ Вы собрались жаловаться и на КОГО?
Написано: vldsp Дата: 10/01/2014 23:28 Спасибо! Самому порой лень почитать всякие там кодексы, слишком до... много их.
Написано: deniva48 Дата: 18/01/2014 20:25 Большое спасибо за собранную информацию.

Добрый день!

Цель установления прибрежной защитной полосы изложена в Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» ст. 2:

Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

А береговая полоса водного объекта общего пользования это в соответствии со ч. 6 ст. 6 ВК РФ:

6. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляетдвадцать метров , за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров .

7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

То есть, прибрежная защитная полоса устанавливается с целью ограничения отдельных видов хозяйственной деятельности которые могут повлечь причинение ущерба водным объектам, а береговая полоса водного объекта общего пользования установлена с целью обеспечения прав граждан на доступ к водным объектам находящимся в государственной или муниципальной собственности.

Так в соответствии с ч. 17 ст. 65 ВК РФ:

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Ширина береговой полосы составляет 20 м. для всех объектов, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров - ля них 5 м.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в соответствии с ч.11, ч.12, ч. 13 ст. 65 ВК РФ:

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.
13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

Таким образом береговая полоса водного объекта общего пользования входит в прибрежную защитную полосу, которая составляет минимум 30 метров.

В случае предоставления прибрежной защитной полосы в пользование лица, которым она предоставлена не могут ограничивать граждан в доступе к водному объекту

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

А почитайте хорошо постановления правительства рф от 03.12.14г. №1300 в этом постановлении можно каждый пункт рассматривать отдельно. Можно Ваше мнение.

    • Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      Посмотрел, перечислены объекты для размещения без предоставления земельного участка в собственность в соответствии со ст. 39.36 Земельного кодекса. Какой конкретно вопрос нужно пояснить?

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      1- само понятие заголовок этого постановления замещение которых может осуществляться на землях и зземельных участках без предоставления земельного участка и установления институтов.

      2- п.10,п.14,п.16,п.18,п.20,п.21 а п.19 я понимаю это предоставляется для организаций обслуживания зон отдыха населения ну и дальше по тексту.

      А у нас выдалили на основании этого постановления решение человеку что он забирает приличные размеры земель для личного пользования. А остальных на устной договоренности разрешает им стоят а то есть маломерные судна. Как быть

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      1. Это означает что для размещения объектов перечисленных в указанном Перечне не требуется предоставления участка гражданам и юридическим лицам на праве собственности, аренды… не требует оформления сервитута, а достаточно лишь получения разрешение уполномоченного органа власти. В соответствии с ч.3 ст. 39.36 Земельного кодекса

      Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

      В вашем регионе должен быть такой нормативно-правовой акт и на него тоже должна быть ссылка при выдаче такого разрешения.

      2. Размещение указанных объектов не должно нарушать ограничения установленные ст. 65 Водного кодекса.

      3. В соответствии с ч. 2 ст. 6 Водного кодекса

      2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

      Если действиями указанных лиц нарушается ваше право на свободный доступ к водным объектам общего пользования, либо иные права, вы вправе написать жалобу в прокуратуру по данному факту. Если прокуратура установит нарушения, виновные лица будут привлечены к ответственности.

      Если ответ на ваш вопрос был полезен, поставьте пожалуйста +

      С уважением, Александр Николаевич!

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      Но забирает полностью устье реки создающее в море и не дает стартовать маломерное судно. Что делать
      Татьяна

      Я вам написал выше, обратитесь с жалобой в Прокуратуру. Прокуратура проведет по данному факту проверку.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Еще вопрос у меня участок в собственности по закону 20метров береговой полосы я отступила, но этот же человек хочет сделать там лодочные станцию личного пользования. Это как будет выглядеть с точки зрения закона?

      Уточнение клиента

      Уточнение клиента

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      Еще вопрос у меня участок в собственности по закону 20метров береговой полосы я отступила, но этот же человек хочет сделать там лодочные станцию личного пользования. Это как будет выглядеть с точки зрения закона
      Татьяна

      Если земельный участок в вашей собственности, то выдать разрешение на установление объектов содержащихся в указанном Перечне органы исполнительной власти и местного самоуправления не могут, так как земля находится в частной собственности. (нужно смотреть границы участка на местности)

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      Полоса общего пользования точно входит в защитную полосу водных объектов? До этого разговора мне говорили Что нет. 6и65 статьи отличаются
      Татьяна

      Посмотрите вложенный файл, это схематичное изображение береговой полосы и прибрежной защитной полосы.

      Да, конечно 6 и 65 ст. ВК РФ отличаются, я и не говорил что они одинаковые

      i. i. jpg jpg

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

    • Юрист, г. Санкт-Петербург

      Общаться в чате

      Если можно еще один вопрос. Лодочная станция размещается на воде или на береговой полосе общего пользования? А если защитная полоса водного объектов то где тогда на воде или на суше? На воде это будет пантон.
      Татьяна

      Береговая полоса находится на берегу, а не на воде.

      Предоставление водных объектов в пользование осуществляется в соответствии с Главой 3 Водного кодекса, а случаи предоставления содержаться в ст. 11 ВК РФ

      Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

      1. На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
      1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

      2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

      3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

      2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

      1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

      2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;

      3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

      4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;

      5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

      6) разведки и добычи полезных ископаемых;

      7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

      8) подъема затонувших судов;

      9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;

      10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

      11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;

      12) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).

      3. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:
      1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

      2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

      3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

      4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

      5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

      6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

      7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;

      8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

      9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

      10) рыболовства, охоты;

      11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

      12) санитарного, карантинного и другого контроля;

      13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

      14) научных, учебных целей;

      15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

      16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

      17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;

      18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;

      19) создания искусственных земельных участков.

      4. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.