Знамения пророка Аллаха Мусы (мир ему). «И Всевышний Аллах простил ему»

Пророк Муса был человеком серьёзным, обладающим талантом руководителя, он смог умело и мудро управлять евреями – народом, имеющим чёрствый характер и проявляющим нерешительность в трудные моменты жизни. Этот великий пророк обладал неординарными способностями и огромной физической силой. С равными себе он обращался так, как и подобало его положению, – естественно и непринуждённо.

Когда к нему явился ангел смерти в человеческом облике, чтобы забрать его душу, Муса ударил его так, что тот лишился своего человеческого глаза. Позднее ангел предоставил Мусе выбор: перейти к своему Господу или на долгие годы остаться жить в этом мире, ожидая смерти. Муса выбрал путь к Господу, предпочтя его трудностям и испытаниям ближней жизни. Аллах ответил на его молитву и приблизил его к Святой земле на расстояние брошенного камня. Могила пророка Мусы и по сей день находится на одной из возвышенностей той местности.

Текст хадиса

В сборнике достоверных хадисов аль-Бухари передаётся, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ангел смерти был отправлен к Мусе (мир ему), а когда пришёл к нему, тот со всей силы ударил его. Ангел вернулся к своему Господу и сказал: “Ты отправил меня к рабу, который не желает смерти”. Аллах вернул ему выбитый глаз и сказал: “Возвращайся и скажи ему, чтобы он положил свою руку на спину быка, и за каждый волос, что покроет его рука, ему будет дан год жизни”. Муса спросил: “О Господь мой, потом что?” – и ему было сказано: “Потом смерть”. Муса сказал: “Тогда сейчас” – и попросил Аллаха, чтобы Он приблизил его к Святой земле на расстояние брошенного камня. “Если бы я был там, то показал бы вам его могилу на краю дороги около красного холма”».

В версии хадиса, приводимой у Муслима, говорится: «Ангел смерти пришёл к Мусе (мир ему) и сказал: “Ответь своему Господу”. Но Муса ударил ангела смерти по глазу так, что выбил его. Тогда ангел вернулся к Всевышнему Аллаху и сказал: “Ты отправил меня к твоему рабу, который не желает смерти, и он выбил мне глаз”. Аллах вернул ему глаз и сказал: “Вернись к моему рабу и скажи ему: ”Жизни ли ты хочешь? Если ты хочешь жизни, то положи свою руку на спину быка, и сколько волосков покроет твоя рука, столько лет ты и проживёшь”. Муса спросил: “Потом что?” Ангел ответил: “Потом ты умрёшь”. Муса сказал: “Тогда сейчас желаю приблизиться к Господу”. Затем он произнёс: ”Умертви меня на расстоянии брошенного камня от Святой земли”». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы я был рядом, то показал бы вам его могилу на краю дороги около красного холма».

Источники хадиса

Имам аль-Бухари привёл этот хадис в разделе «Книга похорон», в главе «О том, кто захотел быть похороненным на Святой земле» (3/206), номер хадиса 1339.

Также – в разделе «Книга рассказов о пророках», в главе «Смерть Мусы» (3/440), номер хадиса 3407.

Аль-Бухари не дал прямого указания, что Абу Хурайра возводил этот хадис к пророку, однако в конце второй версии в разделе «Книга рассказов о пророках» он указал на цепочку передатчиков (иснад), возводимую к самому Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Имам аль-Бухари сказал: «Оповестил нас Маамар от Хаммама, что тот сказал: “Рассказал нам Абу Хурайра от Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”».

Имам Муслим также приводит эту историю в своём «Сборнике достоверных хадисов», в «Книге достоинств», в главе «Достоинства Мусы» (4/1842).

Толкование хадиса

Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поведал нам, что Господь почтил своих пророков тем, что предоставил им перед смертью выбор: остаться в этой жизни или переселиться к Высочайшему Господу. В некоторых хадисах, передаваемых от Аиши, сообщается, что нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) также был дан такой выбор, и он предпочёл Высочайшего Господа.

Аллах отправил к Мусе ангела смерти в образе мужчины, ангел потребовал, чтобы пророк ответил своему Господу. Это была весть о том, что срок его уже подошёл и час его уже приблизился. Муса (мир ему) был человеком суровым и могучим: он всего лишь ударил ангела по лицу, а у того вылетел глаз. Здесь говорится о человеческом глазе ангела, относящемся к тому телу, в котором тот предстал перед Мусой, но если бы он был в своём настоящем ангельском облике, то Муса не смог бы ни ударить его, ни нанести ему какого-либо вреда.

Ангел смерти вернулся к своему Господу, жалуясь на то, как поступил с ним Муса (мир ему). Аллах вернул ему глаз и повелел вновь отправиться к Мусе и сказать, чтобы он положил свою руку на спину быка и посчитал количество волосков, накрытых рукой, и за каждый из этих волосков ему полагался год жизни. Срок его жизни в годах равнялся бы числу тех волосков, и, возможно, что выбери Муса такой вариант, то он был бы жив и по сей день.

Но когда Муса спросил о том, что же будет после столь долгой жизни, ангел возвестил ему, что концом всё равно станет смерть. Узнав это, Муса решил выбрать смерть, чтобы она наступила скорее, ведь то, что приготовил Аллах для своих посланников, пророков и праведников, лучше и долговечнее, чем блага этого мира.

И если души мучеников, павших за защиту веры, после их героической смерти находятся в зобах зелёных птиц, которые вольно парят в райских садах, питаются плодами райских деревьев и пьют из благодатных рек Джанната, а затем возвращаются в свои жилища, подобные светящимся лампадам, закреплённым под сводом божественного Трона, то жизнь посланников и пророков намного выше и совершеннее жизни мучеников.

Что бы получил Муса, останься он жить в этом мире? Он бы продолжал переносить тяготы и испытания этой жизни, был бы свидетелем всех тех великих исторических событий и потрясений, которые отвлекают мысли от более важного и вечного, он увидел бы все те преступления и неверие сынов Адама, от которых сердце обливается кровью. Разве не лучше было ему примкнуть к возвышенному сообществу вместе с другими почившими посланниками и пророками, чтобы наслаждаться в садах благоденствия, чем продолжать жить в мире бедствий и испытаний!

Мусе была дана возможность выбора между жизнью и смертью, – и он сделал свой выбор. Он предпочёл скорую встречу с Аллахом, отказавшись от долгой жизни в этом мире, ведь всё то, что у Аллаха, –лучше и долговечнее. Тем, кто был праведным, будущая Жизнь принесёт больше радости, чем нынешняя.

Пророк Муса (мир ему) перед смертью попросил своего Господа приблизить его к Святой земле на расстояние брошенного камня. Эта просьба была выражением любви к Благословенной земле, которая всегда жила в душе Мусы. И потому он желал быть похороненным у границ этой земли, в непосредственной близости от неё. Он не просил Всевышнего умертвить его на территории Земли обетованной, ведь он знал, что Аллах сделал её запретной для всего поколения евреев, к которому принадлежал Муса, в наказание за то, что они не послушались своего Господа, когда Он велел им войти в Святую землю, которую Аллах обещал дать им во владение. Испугавшись могущества местных жителей, тогда они сказали:

«О Муса (Моисей)! Мы ни за что не войдём туда, пока они находятся там. Ступай и сражайся вместе со своим Господом, мы же посидим здесь» .

И возмездием за это стало сорокалетнее блуждание в Синайской пустыне.

Аллах ответил на мольбу своего пророка. Наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что могила Мусы находится у пределов Благословенной земли, около красного холма, и если бы они находились там, то он показал бы её своим сподвижникам.

Польза и уроки, извлекаемые их хадиса

  1. Хадис указывает на то, что перед тем как забрать душу у пророков, им предоставлялся выбор: остаться жить в этом мире или сразу переселиться к милости Всевышнего Аллаха. Также и Аиша, жена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), говорила, что перед смертью Пророк произнёс такие слова: «О Аллах! Высшее сообщество» . Так она поняла, что ему была дана возможность выбора между жизнью и смертью, и он сделал свой выбор.
  2. Ангелы имеют способность принимать человеческий вид, как это сделал ангел смерти, когда явился пророку Мусе (мир ему).
  3. Смерть – неизбежная данность, и если бы кто-то и мог избавить себя от смерти, то это сделали бы пророки и посланники Аллаха.
  4. Событие, которое описывается в этом хадисе, говорит о том, что Муса был у Аллаха в особом почёте и имел высокое положение – настолько высокое, что ему была дана власть над ангелом. Будучи человеком, он выбил глаз могущественному ангелу смерти и выгнал его, и если бы не великий почёт, которым Аллах наделил своего пророка, то ангел смог бы ниспослать на него суровое возмездие за подобную строптивость.
  5. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) знал о местонахождении могилы пророка Мусы и указал некоторые приметы: она находится на краю дороги около красного холма.
  6. Муса (мир ему) желал быть похороненным поблизости от Святой земли, а потому нет ничего плохого в том, что человек будет желать, чтобы его похоронили на священных землях (Мекка, Медина, Иерусалим).
  7. Хадис указывает на то, что у Благословенной земли в Палестине есть чётко определённые границы, потому что Муса (мир ему) молил Аллаха приблизить его могилу на расстояние брошенного камня, и похоронен он был за её пределами, а не на её территории.

Из книги «Достоверные пророческие рассказы»
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Р.Г. Тамки́н
Каноническая редакция: М. Каримов
Для сайта «Почему Ислам» –

Коран, сура 5 «Аль-Маида» («Трапеза»), аят 24.

В месяце Мухаррам Всевышний одарил победой Своего пророка Мусу (мир ему). Его Он одарил победой над предводителем неверных, врагом Аллаха Фиравном, который заявлял: "Я - ваш верховный господь!"

Аллах сказал: "Воистину, Фиравн вознёсся на земле и разделил народы, порабощая их, убивал младенцев, лишал чести их жён. Воистину, он был из творящих смуту" .

Этим порабощённым племенем являлись сыновья Исраиля из рода пророка Аллаха Якуба, сына Исхака, сына Ибрахима, друга Аллаха - они в то время были лучшим народом на земле. Фиравн использовал их на самых грязных и тяжёлых работах, убивал детей и унижал их женщин.

Фиравн так притеснял сыновей Исраиля из-за того, что было известно от пророка Ибрахима (мир ему): в его роду появится молодой человек, который разрушит царство Фиравна. Это было известно исраилитам, и это пророчество дошло до Фиравна. И повелел он убивать каждого новорожденного мальчика, дабы сохранить своё царство.

Но предосторожности напрасны перед предписанием! Воистину, Всевышнему стало угодно, чтобы этот младенец вырос именно в доме Фиравна и питался его пищей.

Когда мать Мусы забеременела им, она, зная, что Фиравн убивает новорожденных, скрывала беременность. И Всевышний скрыл её беременность.

Когда же младенец появился на свет, она была в растерянности. А жила она на берегу Нила. Всевышний внушил ей мысль приготовить сундук, и всякий раз, когда кормила ребёнка, она клала его в сундук и опускала в реку на привязи.

Но однажды она забыла привязать сундук, и ребёнка унесли воды Нила. Река принесла сундук ко дворцу Фиравна, который тоже стоял на берегу Нила. Сказано в Коране: "И подобрало его семейство Фиравна".

Жена Фиравна - царица Египта, - увидев сияющее лицо младенца, в ту же минуту прониклась любовью к нему. Фиравн хотел убить и этого ребёнка. Но жена его сказала: "Радость моих и твоих очей, не убивай его! Возможно, он принесёт нам пользу", - так об этом сказано в Коране. И воистину, она получила пользу от него, так как благодаря Мусе царица уверовала, и Аллах ввёл её в Рай.

Когда жена Фиравна захотела накормить ребёнка, он отказался принимать чью-либо грудь. Тогда она с ним на руках бросилась искать кормилицу, грудь которой он бы принял.

Сестра Мусы узнала его и сказала: "Указать ли вам то семейство, которое возьмётся кормить его и которое будет добрым к нему", - так говорится в Коране.

И отправились они к его матери. Как только она взяла Мусу на руки, он принял её грудь. Царица и её приближённые очень обрадовались, но не знали они, конечно же, что соединили мать с её же ребёнком! Фиравн обеспечил мать Мусы всем необходимым: деньгами, едой, одеждой.

Так Всевышний вернул Мусу его матери. Вот как об этом сказано в Коране: "И вернули Мы его к матери его, чтобы в радости была она и не печалилась, чтобы знала она, что обещания Аллаха - Истина".

Вот так и вырос Муса под опёкой Аллаха в доме Фиравна, питаясь лучшей пищей, одеваясь в лучшие одеяния.

Когда достиг Муса возраста 40 лет, когда созрели его нрав и тело, одарил его Аллах мудростью и знанием, пророчеством и посланием.

Однажды Муса увидел, как некий египтянин избивает иудея, который обратился к Мусе за помощью. Муса заступился за него и ударил египтянина, который от удара умер.

Опасаясь мести со стороны Фиравна и египтян, Муса был вынужден покинуть Египет. Он отправился в сторону Мадьяна. Это город, в котором Всевышний погубил народ пророка Шуайба. Там Муса женился, с уговором пасти в течение 10 лет овец отца невесты в качестве махара.

По истечении этого срока, Муса получает приказ от Аллаха отправиться к Фиравну с повелением от Всевышнего. Однако Фиравн возгордился, воспротивился и не подчинился доводам Мусы - и решил учинить насилие против Истины. Создатель повелел Мусе собрать свой народ и отправиться в Шам, нынешнюю Сирию.

Фиравн с войском бросился в погоню. И настиг он народ Мусы на берегу моря, где и произошло одно из самых великих чудес Аллаха на Земле.

Муса стоял на берегу: справа - горы, слева - горы, сзади - Фиравн. И сказал он: "Воистину, со мной Господь мой, Он меня направит!".

Всевышний внушил Мусе ударить тростью по воде, и море расступилось, образовав 12 проходов. Сыны Исраиля тронулись в путь по дну моря. Фиравн с войском бросился вслед за ними. Но как только народ Мусы вышел на берег, воды морские сомкнулись и потопили Фиравна и всё его войско.

Таким образом Всевышний даровал победу посланнику Своему и народу его, и погубил Фиравна и войско его. Это великое чудо произошло на 10-й день месяца Мухаррам. И в знак благодарности Создателю Муса и его народ постились в этот день.

Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) прибыл в Медину, он увидел, что иудеи постятся 10 числа месяца Мухаррам. И спросил он их: "Что это за день, в который вы держите пост?" Они ответили: "Это великий день - день, в который Всевышний спас Мусу и его народ и потопил Фиравна и его войско. И в этот день постился Муса в знак благодарности. И мы постимся". На что Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Мы достойнее и ближе к Мусе, нежели вы". Он соблюдал в этот день пост и повелел остальным.

Желательным для мусульман является поститься именно в этот день, вместе с предыдущим или последующим днём, чтобы отличаться от иудеев. Потому что в хадисе сказано: "Когда наступит день Ашура, поститесь в день до него или же в день после него".

О значимости поста в этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: "Пост в день Ашура - искупление грехов прошлого года".

Надо иметь в виду, что речь идёт о малых грехах. Большие же грехи, такие как зина, употребление спиртного, риба, то есть ростовщичество), могут быть искуплены только после покаяния.

Давайте же извлечём уроки из рассказов о пророках!

رَبِّ اشْرَحْ لِي صَدْرِي وَيَسِّرْ لِي أَمْرِي وَاحْلُلْ عُقْدَةً مِّن لِّسَانِي يَفْقَهُوا قَوْلِي

Всевышний Аллах сказал:« Господи! Разверзни сердце мое, пособи мне в деле, которое Ты возложил на меня! Сними оковы с речи моей, чтобы они могли понимать мою речь ». («Таха», 25-26 аят)

Чтобы они (то есть, Фараон и его приспешники) могли понимать мою речь .

Во время пророка Мусы (мир ему) Египет, где правители провозглашали себя богами, погряз в многобожие. И тогда Всевышний Аллах отправляет к Фараону Мусу (мир ему) и его брата Харуна (мир ему), который тоже был пророком. И Муса (мир ему), который знал каким тираном является Фараон, обращается к Всевышнему Аллаху:

رَبِّ اشْرَحْ لِي صَدْرِي

Господи! Разверзни сердце мое ».

То есть, Муса (мир ему) попросил Всевышнего Аллаха озарить его сердце верой и мудростью, так как лишь сердце, озаренное верой и мудростью, в состоянии преодолеть любые тяжкие испытания. (Тафсир Ибн Сагди (рохматул-лахи аляйхи)

После этого Муса (мир ему) просит:

وَيَسِّرْ لِي أَمْرِي

« Пособи мне в деле, которое Ты возложил на меня! »

То есть, облегчи для меня достижение своей цели.

Облегчение – это то, что призывающий знает, как совершать действия и ведает, что и когда говорить. (Тафсир Ибн Сагди (рохматул-лахи аляйхи)

Затем Муса (мир ему) продолжил:

وَاحْلُلْ عُقْدَةً مِّن لِّسَانِي

Сними оковы с речи моей ».

То есть, пусть моя речь будут иметь силу.

На самом беле Муса (мир ему) был вынужден просить подобным образом, так как в детстве, когда он был на попечении Асии, жены Фараона, он взыл в рот горячую головешку, вследствие чего Муса (мир ему) стал заикаться.

Что удивительно, Муса (мир ему) не стал просить Всевышнего Аллаха избавить его от заикания полностью, а лишь в той мере, чтобы окружающие понимали его речь. Слова Мусы (мир ему):

يَفْقَهُوا قَوْلِي

« …чтобы они могли понимать мою речь » ,-указывают именно на это. (Тафсир Ибн Касира (рохматул-лахи аляйхи)

После этого Муса (мир ему) попросил Всевышнего Аллаха, чтобы Он послал с ним к Фараону своего брата Харуна (мир ему). («Таха», 29-35 аят)

رَبِّ إِنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي فَاغْفِرْ لِي

Всевышний Аллах сказал: « Господи! Я согрешил против самого себя. Так прости же меня! ». («Аль-Касас», 16 аят)

Это вторая молитва пророка Мусы (мир ему).

Методика Корана такова, что в нем один случай повествует в нем в нескольких аятах. Суть в том, что таким образом Всевышний Аллах обращает наше внимание на важность данного события и указывает на пути выхода из тяжелого положения.

Тасир: как-то рах Муса (мир ему) заметил, как один из иудеев препирается с коптом (копт – египтянин, приверженец древней религии). Иудей стал звать на помощь, и Муса (мир ему) решив помочь ударил копта и нечаянно убил его. Поняв всю свою оплошность, Муса (мир ему) раскаялся в содеянном и обратился к Всевышнему Аллаху с этой молитвой.

Эта молитва является отражением раскаяния и подчинения Всевышнему Аллаху.

В какой степени раскаялся Муса (мир ему)? Впоследствии Муса (мир ему) всю жизнь вспоминал этот случай и до конца жизни просил за него прощение. И даже в Судный день, когда люди пришли просить его о заступничестве, Муса (мир ему) скажет им: «Сегодня Всевышний Аллах в гневе в такой степени, что не гневался так до сегодняшнего дня и не будет так гневен после. Поистине, я убил человека не праву. Что теперь будет со мной? Что теперь будет со мной? Что теперь будет со мной?» (تفسير القرطبي، 7/ 233 )

Резюме: пророки являются избранными рабами Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах оберегает их от совершения грехов и пророки удостаиваются особой милости Всевышнего Создателя. Но, не смотря на это Муса (мир ему) сильно раскаялся в содеянном. А каково должно быть наше раскаяние, когда мы грешим днем и ночью, по знанию и по незнанию?!

Грех не может быть незначительным. Как бы там не было, грех остается грехом! Поэтому верующий не должен быть небрежным в вопросе совершения грехов и должен всегда страшиться наказания за содеянное.

В продолжении этого аята Всевышний Аллах сказал:

فَغَفَرَ لَهُ

«И Всевышний Аллах простил ему».

Согласно правилам арабского языка приставка «فَــ » (фа) указывает на непрерывность происходящего. То есть, как только Муса (мир ему) пожалел о содеянном и попросил прощения, Всевышний Аллах тут же внял его молитве.

Хвала Всевышнему Аллаху, прощение Которого преобладает над Его гневом !

В аятах 37-38 суры "Та-ха" Аллах указывает на интересные моменты в жизни Мусы: его детство и чудесное спасение от мести Фараона.

Мы и прежде явили благоволение к тебе, когда внушили твоей матери откровение (Та-ха, 37-38).

Фараон оказывал сильное давление на сыновей Израилевых, чтобы не допустить из возможного восстания. Провидцы предсказывали правителю Египта, что в племени Израилевом родится мальчик, который свергнет режим Фараона, поэтому Фараон приказал убить всех их сыновей из числа израильтян и сохранить их дочерей как служанок. Разведчики Фараона внимательно следили за кварталами, где проживали сыновья Израилевы, и убивали любого новорожденного мальчика.
Когда родился Муса, его мать боялась за его жизнь. Тогда Аллах внушил его матери откровение: "Положи его (т. е. сына) в ковчег и пусти ковчег по реке, а она выбросит его на берег".
Мать Мусы положила его в ковчег и пустила вниз по реке. Волны выбросили колыбельку новорожденного на берег. Мать Мусы, волнуясь за судьбу сына, велела дочери сходить вдоль реки и проследить ковчег. В то же время Фараон и его супруга сели у берега, смотрели на реку, вдруг увидели ковчег. Фараон приказал вытащить его из реки. Когда они открыли дверь ковчега, с большим удивлением нашли красивого малыша. Фараон сразу же понял, что малыш принадлежит к израильскому племени, поэтому приказал его убить. Однако Муса заворожил супругу Фараона, и она обратилась к супругу с мольбой пощадить малыша.

Супруга Фараона была бесплодной женщиной, поэтому попросила мужа усыновить. В конце концов Фараон согласился и малыш был спасен от верной смерти.
В это время, малыш проголодался и стал плакать. Его плач тревожил сердце супруги Фараона, позвали няней кормить его молоком. Малыш не принял ни одну няню.

Бог хотел вернуть Мусу к своей матери и взрастить его под Своим присмотром. Сестра Мусы, прогуливавшаяся возле дворца Фараона, наблюдала за происходящим. Она подошла и сказала людям Фараона: "Может быть, указать вам того, кто будет ухаживать за ним?" Люди Фараона пошли за ней. Сестра Мусы претендовал, что она совсем незнакомая. Она секретно осведомила свою матерь об этом. Мать Мусы с сердцем, полным любови и надежды, пришла во дворец, малыш успокоился в ее объятии и начал пить молоко. Супруга Фараона обрадовалась. После этого она отдала ребенка этой няни (матери Мусы), чтобы ухаживать за ним. Об этом Аллах говорит: "Мы вернули тебя к твоей матери, чтобы радовались взоры ее, чтобы она не горевала".

Так прошло много лет. Муса постепенно вырос под сенью любви и милости Бога. Аллах подверг Мусу сильному испытанию и он стал пророком. С аята 42 Аллах описывает миссию Мусы и его брата Харуна (библ. Аарона) по призыву Фараона к исламу и события, происходившие в те времена. Муса и Харун боялись того, что Фараон не прислушается к их призыву и совершит что-то опрометчивое. Однако Аллах, подчеркнув того, что Он с ними, усилил их волю. [Аллах] сказал: "Не бойтесь, ибо Я - на вашей стороне и Мне [все] слышно и видно (Та-ха, 46).
Муса и Харун пошли к Фараону и по приказу Аллаха мягко обратились к правителю Египта: "Мы оба - посланники твоего Господа. Отпусти с нами сынов Исраила и не подвергай их гонениям. Мы явились к тебе со знамением от Господа нашего. Мир тому, кто ступил на прямой путь. Однако, Фараон, считавший себя богом, отверг слова Мусы. На его сердце не подействовало ни одно из божественных знамений. Коран об этом говорит:

Мы явили ему (т. е. Фараону) все Наши знамения, но он отверг и не признал их (Та-ха, 56).

Фараон посещался со своими советниками и вельможами о том, как противостоять Мусе. С этой целью он созвал колдунов со всего Египта для решительной борьбы с Мусой. Наконец-то настал день обетованный. Муса стоял перед Фараоном, его близкими, толпой народа и колдунами.

С аята 65 говорится о противоборстве Мусы с Фараоном и его колдунами.

[Потом] они вопросили: "О Муса! Ты ли первым бросишь [посох], или же нам бросить сначала?" Он ответил: "Нет уж, бросайте вы". [Они бросили], и ему представилось, что их веревки и посохи благодаря колдовству пришли в движение. И он почувствовал страх в сердце своем. Но Мы внушили [ему]: "Не бойся, ты [их] одолеешь. Брось то, что держишь в правой руке: оно проглотит порождение их колдовских чар. А колдун не будет иметь успеха, где бы он ни был" (Та-ха, 65-69).

Муса бросил на землю свой посох, который превратился в большого ужасного змея и проглотил колдовские чары волшебников. Тогда волшебники поверглись ниц и признали свое поражение. Фараон сильно испугался, его окружающие были шокированы. Волшебники сразу поняли, что удивительная работа Муссы - это нечто больше колдовства, это может быть лишь божественным чудом и Муса является посланником Господа. Волшебники поверглись ниц и воскликнули: "Мы уверовали в Господа Мусы и Харуна!". Столь резкое изменение позиции колдунов, которые вырвались из мрака неверия на свет веры, нанесло большой удар по гордости и репутации Фараона. [Фараон] спросил: "Неужели вы поверили в него (т. е. Мусу) без моего соизволения [на то]? Он пытался с помощью угроз привлечь на свою сторону колдунов. Назвав Мусу главным волшебником, Фараон сказал: "Воистину, он - ваш главный, который научил вас колдовству. Я велю отрубить вам руки и ноги накрест, распять на ветвях пальмы. И тогда вы узнаете, кто из нас более жестоко наказывает и кто долговечнее". Однако, колдуны, познавшие истину, ответили: "Мы не отдадим тебе предпочтения перед явившимися нам ясными знамениями и нашим Творцом. Так выноси же свой приговор! Но ведь ты выносишь приговор только в этой жизни. Воистину, мы уверовали в Господа нашего, дабы Он простил нам наши грехи и колдовство, к которому ты нас принудил. Ведь Аллах лучше и долговечнее [тебя]".

Странная судьба египетских колдунов показывает, что человек свободен в своих убеждениях. Поэтому он может в любое время принять решение и изменить курс своей жизни из неверия к вере, даже если его жизнь загрязнена разнообразными пороками и грехами. Поэтому никто не может оправдать свои грехи и преступные действия под предлогом неблагоприятных общественных условий. Хотя колдуны жили в языческой среде много лет, как только они соприкоснулись с истиной, то сразу же признали ее Владельца.

Далее говорится, что Аллах внушил Мусе откровение: "Выступи ночью [из страны Фараона] с Моими рабами и проложи для них дорогу по морю". Когда они пришли к морю, Фараон был осведомлен об этом. Фараон, сильный и опасный враг единобожья, со своим мощным воинством пустился в погоню. Они уже наступали на пятки сыновьям Израилевым, которые спасались бегством из Египта. Однако Аллах хотел спасти этот верующий бедный народ от высокомерного правительства, поэтому приказал Мусе: "Проложи для них дорогу по морю". Тогда Фараон с воинством подошел к морю и с удивлением заметил, что море высохло. Высокомерный Фараон, который гордился своей силой, направил воинство в погоню за сыновьями Израиля и пошел по той же дороге. В это время по воле Аллаха воды вновь низверглись в море и захлестнули врагов единобожья. Так, высокомерный Фараон со своим кровожадным воинством был полностью уничтожен.

Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин:

Ангел смерти в обличии человека пришел к посланнику Аллаха Мусе (Мир ему), чтобы забрать его душу. Но воспротивившись этому Муса (Мир ему) ударил его и выбил ему глаз. Ангел вернулся к Всевышнему и сказал: «Ты меня послал к рабу, который не хочет умирать». Всевышний вернул ангелу его глаз и сказал: «Вернись к нему и скажи, чтобы он положил руку на спину быка, и ему будет предоставлено столько лет, сколько волосинок на спине этого быка покроет его рука». Затем (когда ангел вернулся к Мусе и рассказал ему о словах Аллаха) Муса (Мир ему) спросил: «А что потом?» Он ответил (то есть Ангел смерти): «Потом смерть». Муса сказал: «Тогда сейчас» (т. е. забери мою душу сейчас), и попросил Аллаха приблизить его к святой земле на бросок камня. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если бы я был там, то обязательно показал бы вам его могилу у дороги рядом с красным холмом» . Этот хадис находится в сборниках Аль-Бухари и Муслима. (Согласованный хадис. Аль-Бухари 1339, Муслим 2372).

Автор привел этот хадис в книге, где говорится о вероубеждениях, только потому, что некоторые аль-мубтади‘а (те, которые занимаются нововведением в Исламе) отрицают этот хадис, говоря, что Пророк Муса (Мир ему), не мог ударить ангела. Но мы возразим им и скажем, что ангел пришел к Мусе (Мир ему) в обличии человека, и Муса (Мир ему) не знал, кто хочет забрать у него жизнь и желает ему смерти, а человеческая природа такова, что она требует от того, чью душу хотят забрать, противиться этому и защищаться. И если бы Муса (Мир ему) знал, что к нему пришел ангел, он бы не ударил его. Поэтому он повиновался ему, когда он явился во второй раз, принеся с собой доказательства того, что он ангел, посланный Всевышним, а доказательством этим является предоставление ему стольких лет жизни, сколько волосков накроет его рука.

[Примечание от редактора стенограммы]:

Как сообщил Ибн Хаджар, некоторые еретики отрицают данный хадис. Опровергая их точку зрения, он сказал: «Муса выбил глаз Ангелу смерти, потому что увидел его в образе человека, пробравшегося в его дом без разрешения. Он не знал, что это Ангел смерти. Законотворец разрешил выколоть глаз тому, кто подсматривает за мусульманином в его доме без разрешения. Когда ангелы пришли к Ибрахиму и Луту в человеческом обличье, те тоже не сразу узнали их, ведь если бы Ибрахим узнал их, то он не стал бы предлагать им поесть, а если бы Лут узнал их, то он не стал бы опасаться за них». [Эту версию передали Ахмад в «Муснаде» и ат-Табари. См.: Фатх аль-Бари (6/442)].



Сказал имам Абу Бакр Мухаммад Ибн Исхак Ибн Хузейма (224-310 г.х.):

«Один сторонник нововведений и джахмит порицал этот хадис и отверг его, и сказал: «Либо Муса узнал ангела смерти, либо же не узнал его. Если он узнал его – то причинил ему несправедливость, и унизил того, кого послал к нему Аллах, а кто унизил посланного Аллахом – попытался унизить Аллаха. Если же Муса не узнал его, то бессмысленна передача того, кто передал, что ангел явился к нему воочию! И также хашавиты утверждают, что Аллах не дал ангелу смерти получить воздаяние равным за удар и выбитие глаза, а Аллах не причиняет никому несправедливость!»

Скажу: это возражение того, кого Аллах ослепил и лишил понимания, и не показал ему благоразумия! И смысл хадиса – правильный, однако не тот, который подумал джахмит.

И это потому, что Аллах не посылал к Мусе ангела смерти, желая в этот момент забрать его дух, однако послал его, желая испытать и проверить Мусу – подобно тому, как Аллах приказал своему любимцу Ибрахиму зарезать своего сына. И не хотел Всевышний, чтобы этот поступок дошёл до конца и Ибрахим действительно убил своего сына, и в итоге Ибрахим вместо этого зарезал большое жертвоприношение. «Мы воззвали к нему: "О Ибрахим (Авраам)! Ты оправдал сновидение"» (Ас-Сафат, 104-105).

Если бы Аллах действительно хотел бы забрать душу Мусы в тот момент, когда послал к нему ангела смерти – то произошло бы то, что Аллах хотел, ведь Аллах говорит: «Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: "Будь!" - как это сбывается». (Ан Нахль, 40).

Что же касается удара Мусы, то он был дозволенным для него, ведь он увидел персону в человеческом облике, который вторгся к нему, и не знал, что это ангел смерти.

И Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) дозволил выбить глаз тому, кто подсматривает в дом другого мусульманина без разрешения, передал этот хадис Бишр Ибн Нахик от Абу Хурейры, что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Кто подглядывает в чей то дом без разрешения, то выбейте ему глаз, и не будет за это ни воздаяния равным, ни выкупа».



И ведь невозможно, чтобы Муса (мир ему) знал, что это пришёл ангел смерти, и выбил ему глаз.

И ведь ангелы приходили к любимцу Аллаха Ибрахиму, а Ибрахим не узнал их сначала, пока они не дали ему знать, что они посланцы Аллаха. Сказал Аллах: «Наши посланцы принесли Ибрахиму радостную весть и сказали: "Мир!" Он сказал: "И вам мир!" - и поторопился, чтобы принести жареного теленка. Увидев, что они не дотрагиваются до еды, он усомнился в них и почувствовал страх перед ними. Посланцы сказали: "Не бойся! Воистину, мы посланы к народу Лута» (Худ, 69-70).

И если бы Ибрахим знал бы с самого начала, что это ангелы Аллаха, то никогда не стал бы предлагать им жареного теленка, ведь ангелы не едят.

А когда он испугался их, они сказали ему: «Не бойся! Мы посланы к народу Лута».

Аллах также сказал: «Когда Наши посланцы явились к Луту (Лоту), он огорчился из-за них, почувствовал себя стесненным и сказал: "Это - тяжкий день"». (Худ, 77).

И если бы он знал, что они посланцы Аллаха, то ни за что не огорчился бы из-за их приезда и не почувствовал бы себя стесненным.

И пришёл также ангел к Марьям, а она не узнала его, и попросила у Аллаха защиты от него.

– А если бы Марьям знала с самого начала, что это ангел пришёл к ней обрадовать ее мальчиком, который будет исцелять слепого, и прокаженного, и будет Пророком – то ни за что не стала бы просить у Аллаха защиты от него.

И два ангела зашли к Дауду (мир ему) в обликах людей, обратившихся к нему на суд, и он не знал о них, а Аллах послал их чтобы Дауд извлёк урок из иска одного из них против другого, и знал, что то что он сделал не было правильным, и Аллах принял покаяние Дауда.

Сказал Аллах: «Дауд убедился, что Мы подвергли его искушению, попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся» (Сод, 24).

И пришёл также к нашему Пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) Джибриль, и спросил его про Иман и Ислам, и Джибриль был в таком облике, что его не узнал ни Пророк, ни кто-то из его сподвижников. И лишь когда он ушёл, рассказал Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) что это был Джибриль, и сказал: «Всякий раз когда он приходил ко мне в каком то облике – я узнавал его, кроме этого раза».

И в некоторые разы Джибриль приходил к Пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) в одном облике, в некоторые другом. И Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) рассказал, что видел Джибриля в том облике, в котором тот был сотворен, лишь два раза.

Что же касается слов джахмита: «Почему же Аллах не дал ангелу смерти получить воздаяние равным за удар и выбитый глаз» - то это довод на его невежества. Откуда он вообще взял, что между людьми и между ангелами есть воздаяние равным? И с чего он взял, что ангел смерти сам хотел воздание равным, а Аллах не дал ему?

И в общем, посланник может приказать что-то, с целью испытать, не желая чтобы действие к которому он приказывает свершилось в действительности.

Как приказал Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) установить хадд над человеком, про которого женщина ложно сказал, что он вступил с ней в половую связь – а он сам не признавался, и не было свидетелей - и она видя как готовятся убить невиновного, не выдержала и призналась кто действительно совершил с ней зина, а кто был невиновен.

Точно также, Пророк Сулейман (мир ему), сын Дауда (мир ему), приказал разрезать младенца на две части, желая понять, кто из двух претенденток на него действительно является его матерью, потому что мать проявить жалость к младенцу и мягкость. И когда одна из них согласилась резать его, а другая согласилась отдать его первой – лишь бы его не резали – стало ясным и явным Сулейману (мир ему), кто настоящая мать младенца – та, которая выбрала его жизнь.

И точно таким же образом Аллах отправил ангела смерти к Мусе (мир ему) – чтобы испытать Мусу (мир ему), но не желая, чтобы его душа была действительно забрана в этот момент.

И наш Посланник (салла Ллаху `алейхи уа салам) рассказал нам в достоверном хадисе, что Всевышний Аллах не забирал жизнь кого-то из Пророков до того, как показать ему его место в Раю и дать ему выбор – хочет он жить еще, или умереть.

Поэтому, не стал бы Аллах приказывать ангелу смерти действительно забрать Мусу (мир ему), до того как показать ему его место в Раю, и дать ему выбор – жить еще или умереть и войти в Рай. А Аллаху принадлежит наставление на прямой путь».