Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве Защита от безработицы примеры тк

Мы продолжаем знакомить читателей с международными подходами к обеспечению права на защиту от безработицы. Как мы помним, за все время существования данного права юриспруденция сформировала два основных подхода к его обеспечению: через всеобщее и обязательное привлечение к труду в социалистической трактовке данного права и через содействие самостоятельному нахождению работы безработными лицами – в его международно-правовой интерпретации, воспринявшей опыт стран развитой рыночной экономики. Современное российское законодательство о занятости, следуя конституционному принципу свободы труда, отошло от советской концепции занятости в пользу стандартов, предлагаемых международными нормами. Поэтому прежде всего нам необходимо изучить, что собой представляет этот единый международный стандарт защиты от безработицы.

В предыдущей публикации мы перечислили весь спектр международных актов, затрагивающих рассматриваемый вопрос, и выяснили, что основную массу таких актов составляют Конвенции МОТ, посвященные трем основным аспектам реализации права на защиту от безработицы: обязательствам государств и частных структур в отношении безработных лиц, общепризнанным методам содействия занятости, а также профессиональной подготовке как особому методу такого содействия.

Среди Конвенций МОТ, отнесенных нами ранее к первой группе, не наблюдается ни одного акта, ратифицированного РФ. Поэтому для общего представления нам будет достаточно знать, чему посвящен каждый из этих актов.

Приостановка работы и неполное время:

Обязательства государств и частные инициативы по обеспечению занятости

Первоначально МОТ рассчитывала обеспечить решение проблемы занятости исключительно усилиями государства и исключительно на бесплатной основе, поэтому одной из первых ее конвенций стала Конвенция МОТ № 2 (1919 г.), согласно которой государства - члены МОТ принимали на себя обязательства по созданию системы бесплатных государственных бюро занятости и обеспечению равенства размера пособий по социальному страхованию от безработицы граждан страны и работников-мигрантов. Однако уже на следующий год в Конвенции МОТ № 8 появляются первые признаки допуска частных инициатив в сферу защиты от безработицы. Так, на основании ст. 2 данной Конвенции обязанность выплачивать морякам пособие по безработице в случае кораблекрушения налагается не на государственные органы, а непосредственно на судовладельцев и иных лиц, выступающих стороной трудового договора с моряками.

В дальнейшем эти тенденции получили последовательное развитие в Конвенциях МОТ № 44 (1934 г.) и № 168 (1988 г.), предписавших государствам - членам МОТ создать эффективную систему страхования на случай безработицы. Такая система, по мнению МОТ, обязана способствовать полной, продуктивной и свободно избранной занятости, включая вопросы определения размера соответствующих пособий и характер гарантий по защите прав безработных. На сегодняшний день Конвенция МОТ № 44 закрыта для ратификации с 1988 г. Однако принятая ей на смену Конвенция МОТ № 168 продолжает и развивает ту же тенденцию, расширяя ранее признанные обязательства государств в отношении выплаты пособий по безработице и дополняя их требованиями разработки программ создания дополнительных рабочих мест, профподготовки и профориентации, а также формирования системы дифференцированных норм по обеспечению занятости социально незащищенных категорий лиц.

Вместе с тем не будем забывать, что все приведенные выше акты не обязательны для нашей страны и пока могут служить лишь общим ориентиром, позволяющим уяснить общие тенденции в развитии международно-правового регулирования вопросов занятости и трудоустройства.

Конвенции МОТ о методах содействия занятости

Вторая группа актов, как мы помним, посвящена методике защиты от безработицы. Эта группа предлагает нам уже целых два обязательных для россиян и весьма актуальных нормативных документа - Конвенции МОТ № 122 (1964 г.) и № 179 (1996 г.), а также ряд Конвенций МОТ, пока еще не ратифицированных РФ.

Конвенция МОТ № 122, ратифицированная СССР 22 сентября 1967 г., посвящена вопросам государственной политики занятости. Закрепление целей государственной политики содействия занятости в универсальном международном акте, прежде всего, выполняет глобальную задачу постепенной унификации направлений развития национальной политики занятости в различных странах мира на базе общепризнанных гуманитарных ценностей и социальных стандартов. Однако этим ее задачи не ограничиваются.

Согласно ч. 2 ст. 1 данной Конвенции государственная политика в области занятости должна быть направлена на обеспечение:
- наличия работы для всех, кто готов приступить к работе и ищет ее;
- продуктивности такой работы;
- свободы выбора занятости;
- широких возможностей для работника получить подготовку для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения;
- широких возможностей для работника использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения.

К сожалению, нынешняя российская политика в области занятости подвергается справедливой критике за излишнее увлечение пособиями по безработице, на выплату которых, по оценкам специалистов, направляется сегодня свыше 80% соответствующих статей бюджета. На поддержку же более активных мероприятий по содействию занятости - проведение профориентации, профподготовки, переподготовки, аналитические проекты и программы содействия лицам, активно ищущим работу - нередко просто не хватает средств.

Возвращаясь к содержанию Конвенции МОТ № 122, подчеркнем, что закрепленные в ней цели государственной политики являются в первую очередь общими ориентирами, а не реально гарантированными правами. Так, на основании ч. 2 ст. 1 Конвенции МОТ № 122 невозможно потребовать от государства срочно обеспечить продуктивной и подходящей работой некоего гражданина. Однако эти критерии и не предназначены для разрешения подобных частных вопросов. Их задача состоит в определении единых международно-признанных и общенациональных ценностей государства в сфере занятости.

Формирование единой ценностной системы позволяет, например, сравнительно легко осуществлять конструктивную критику тех законопроектов в сфере занятости, направленность которых недостаточно соответствует заявленным в Конвенции целям. При этом возможность подобной критики со стороны представительных органов работников и работодателей прямо закреплена в Конвенции МОТ № 122. В частности, ст. 3 данной Конвенции обязывает государства учитывать опыт и мнения представителей работодателей и работников при разработке и осуществлении государственной политики в области занятости в ходе специально организуемых консультаций. Более того, при проведении таких консультаций Конвенция МОТ ставит перед государством еще одну важную цель - “заручиться полным сотрудничеством в формулировании и поддержке” разрабатываемой государственной политики. Таким образом, опыт и пожелания как работников, так и работодателей могут получить поддержку на государственном уровне. Впрочем, данная норма вряд ли является сюрпризом для заинтересованных лиц, поскольку родственное ей положение содержится и в российском законодательстве, в ст. 12 Федерального закона от 12.01.96 № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.

Кстати сказать...

Российское законодательство в ст. 5 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее - Закон о занятости), в целом удачно дополняя комплекс принципов государственной политики в области занятости, приведенный в Конвенции МОТ № 122, допускает, тем не менее, определенное нарушение международного стандарта. При внимательном прочтении данная статья Закона о занятости предоставляет право на добровольный труд и свободный выбор занятости исключительно российским гражданам, привычно оставив “за бортом” работников-мигрантов. Такой подход, не будучи никоим образом связан с деловыми качествами работника, в определенной степени нарушает принцип запрета дискриминации, изложенный в ч. 2 ст. 3 ТК РФ.

Однако еще очевиднее он нарушает положения п. “с” ч. 2 ст. 1 Конвенции МОТ № 122, требующие от государства осуществления политики занятости, направленной на существование свободы выбора занятости, возможностей получения профподготовки и других мер в отношении всех работников, прямо запрещая в данной сфере дискриминацию на основании иностранного происхождения работника. Учитывая конституционный принцип приоритетного действия ратифицированных РФ международных актов в системе российского права, мы можем сделать закономерный вывод о необходимости разработки такой государственной политики в сфере труда, задачи которой не ограничивались бы обеспечением соответствующих прав исключительно гражданам РФ, а распространялись бы на всех работников.

Учет уровня экономического развития государства

Рассматривая Конвенцию МОТ № 122, нельзя не упомянуть и о включении в нее такого важного для нашей страны компонента государственной политики в области занятости, как требование ее соответствия стадии и уровню экономического развития государства. Таким образом, МОТ не абсолютизирует задачи по обеспечению занятости и не навязывает государствам не соответствующие их развитию обязательства. Более того, ч. 3 ст. 1 Конвенции МОТ № 122 прямо предписывает соотносить цели в области занятости с иными экономическими и социальными целями, а также обязывает государства использовать при реализации такой политики методы, соответствующие национальным условиям и практике.

Таким образом, государства переходного периода, к каковым на сегодняшний день относится и Россия, не обязаны создавать и поддерживать государственную политику в области занятости на уровне лучших мировых стандартов, если такой уровень требует существенных жертв в экономической и социальной сфере. Соответственно такие страны получают возможность последовательно совершенствовать собственную политику в сфере занятости, избегая резких скачков и революционных корректировок. Данное положение следует учитывать и внутригосударственным структурам, участвующим в разработке и согласовании законопроектов в данной сфере, поскольку норма ч. 3 ст. 1 данной Конвенции позволяет законодательным органам государства отклонить предложения по совершенствованию законодательства на основании их несоответствия иным экономическим и социальным целям государства на современном этапе.

2.3 Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве

Право на защиту от безработицы реализуется в Законе о занятости и иных нормативных правовых актах. Социальная политика государства в числе ее важнейших направлений предусматривает мероприятия в области занятости. Для их осуществления создаются специальные органы в лице государственной службы занятости населения, возглавляемой Федеральной службой по труду и занятости, выделяются необходимые финансовые ресурсы, предусматриваются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельных категорий граждан. Так, Закон о защите инвалидов устанавливает квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%) http://abc.informbureau.com .

Безработица: причины, формы, методы регулирования. Рынок труда и механизм его функционирования, безработица в России

Современная западная экономическая наука выделяет четыре формы безработицы. Фрикционная безработица связана с поисками или ожиданиями работы. Одни люди добровольно меняют место работы в связи с изменением профессиональной ориентации...

Государственное регулирование занятости

Безработица может быть обусловлена множеством причин, а значит принимает множество форм. Обычно выделяют фрикционную, структурную и циклическую безработицу. Рис. 3...

Защита профсоюзами социально-трудовых прав работников

Право профсоюзов на содействие занятости и трудоустройству воплощается путем принятия участия в разработке программ занятости; предложений по социальной защите работников...

Особенности регулирования труда женщин и несовершеннолетних

В целях охраны материнства и детства запрещается отказывать женщинам в заключении трудового договора с ними по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ст. 64 ТК). Для беременных женщин и женщин...

Понятие рынка труда, занятости, трудоустройства и права граждан в области занятости. Правовой статус безработного. Права и обязанности безработного

Обеспечение занятости является одновременно и обеспечением реализации права граждан на труд. Содействие этому является обязанностью государства и его исполнительных органов власти, государственной службы занятости...

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

1. Законодательство РФ о трудоустройстве и занятости населения. В нашей стране основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере правового регулирования занятости...

Правовой статус безработного

Современная безработица в Российской Федерации - явление, порожденное стадией развития в процессе становления рыночных отношений. Отношение к безработице как социально-экономическому критерию состояния общества с течением времени менялось...

Предпринимательское право в Российской Федерации

Основные плюсы сил предприятий (гибкость и многочисленность мелких компаний) уже неоднократно упоминались. Огромному числу ежегодно создаваемых новых компаний противостоит почти столь же большое число ликвидируемых...

Представитель в гражданском процессе: содействие интересам правосудия и представляемого

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Одной из гарантий обеспечения данного права выступает институт судебного представительства, благодаря которому граждане и организации...

Проблема занятости и безработицы в Республике Беларусь

Социальная защита безработных и членов их семей основана на Конституции, Трудовом кодексе Республики Беларусь, Законе “О занятости населения Республики Беларусь” и других нормативных правовых актах...

Социальная политика государства в области занятости безработной молодежи

Основными видами безработицы являются: Естественная или допустимая - уровень безработицы составляет 5-7 процентов от всего трудоспособного населения. Естественную безработицу образует сочетание фрикционной и структурной безработицы...

Трудовой договор с молодым специалистом

Среди льгот, которые предоставляются молодым специалистам, выделяют две нормы, определенные статьями 26 и 197 КЗоТ...

Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

иностранцев в Российской Федерации - иностранный гражданин может быть принят на работу в РФ только при наличии у него документа, дающего право постоянного или временного проживания в РФ; - постоянно проживающие в РФ иностранные граждане, т...

Финансовая полиция Республики Казахстан

Активные действия граждан, которые не хотят мириться с коррупцией, дают свои результаты. В качестве примера можно привести реальную ситуацию...

Этот принцип трудового права сформировался в условиях перехода к рыночной экономике и появления такого негативного явления, как безработица. Он аккумулирует в себе довольно значительную группу правовых норм, направленных на обеспечение максималь­ной трудовой занятости граждан РФ.

В законодательстве следует выделить прежде всего Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г.1 с последующими изменениями и дополнениями. Особо сущест­венные изменения и дополнения в Закон о занятости были вне­сены Федеральным законом «О внесении изменений и дополне­ний в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"» от 20 апреля 1996 г.2 Он, по существу, определил новую редакцию Закона о занятости.

Установленные в Законе от 20 апреля 1996 г. гарантии госу­дарства по реализации конституционных прав на труд и социаль­ную защиту от безработицы относятся только к гражданам РФ, проживающим на ее территории. Гарантии государства по реали-

зации прав граждан РФ, проживающих за пределами РФ, опреде­ляются международными договорами (соглашениями) РФ.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом следует иметь в виду, что гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психоло­гической, нравственной) не допускается, если иное не предусмот­рено законом. Например, УК РФ (ст. 43) предусматривает в каче­стве меры уголовного наказания обязательные работы и исправи­тельные работы. Само же наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Сама по себе незанятость граждан не может служить основа­нием для привлечения их к административной и иной ответст­венности.

К числу занятых действующее законодательство (ст. 2 Закона

о занятости) относит следующих граждан:

а) работающих по трудовому договору (контракту), в том чис­ле выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную опла­чиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

б) занимающихся предпринимательской деятельностью;

в) самостоятельно обеспечивающих себя работой;

г) занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию

по договорам;

д) выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также членов производственных коопера­тивов (артелей);

е) избранных, назначенных или утвержденных на оплачивае­мую должность;

ж) проходящих военную службу, а также службу в органах

внутренних дел;

з) проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, сред­него профессионального и высшего профессионального образова­ния и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной службы занятости населения;

и) временно отсутствующих на рабочем месте в связи с не­трудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастов­кой или иными причинами.

Наряду с понятием занятых граждан немаловажное значение имеет определение понятия безработного и установление содер­жания его правового статуса.

Безработными признаются граждане, которые трудоспособны, не имеют работы и заработка (дохода), зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут рабо­ту и готовы приступить к ней, не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволен­ным из организаций (с военной службы) независимо от их орга­низационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Не могут быть признаны безработными и зарегистрированы в качестве безработных граждане:

а) не достигшие 16-летнего возраста;

б) которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей ра­боты от двух вариантов подходящей работы, включая работу вре­менного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работав­шие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от пред­ложенной оплачиваемой работы, включая работу временного ха­рактера. Гражданину не может быть предложена одна и та же ра­бота (профессиональная подготовка по одной и той же профес­сии, специальности) дважды;

г) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в орга­ны по вопросам занятости для предложения им подходящей ра-

РФ. Оказание гражданам услуг в области содействия

занятости и защиты от безработицы, предоставления информации осуществляется органами по вопросам занятости бесплатно.

Правовая организация трудоустройства предусматривает не только защиту от безработицы, но и гарантии реализации права граждан на труд. Такое положение вполне естественно, ибо пре­дусмотренные законодательством занятость и трудоустройство не­обходимо рассматривать «в связке» как в организационном, так и в правовом отношении.

Под трудоустройством следует понимать систему организаци­онно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения

Основная обязанность по организации трудоустройства граждан РФ возложена на Федеральную государственную службу занятости населения. В настоящее время Федеральная государственная служба занятости организационно подчинена Минтруду РФ. Совместными решениями представительных и исполнительных органов власти с участием вышестоящих органов службы занятости могут созда­ваться межтерриториальные службы занятости. Практическая работа по трудоустройству населения возлагается на соответствующие цен­тры занятости, которые и выступают официальными органами тру­доустройства.

Статья 19 Закона о занятости предусматривает деятельность юридических лиц по оказанию услуг в содействии занятости без­работным гражданам и незанятому населению на основании ли­цензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости.

Между органом трудоустройства и гражданином правоотноше­ния возникают на основании единственного юридического фак­та - обращения гражданина с заявлением о содействии в устройст­ве на работу. Содержание этого правоотношения определяется не только установленными правами и обязанностями, но и фактиче­ским совершением органом трудоустройства конкретных действий по подысканию работы и направлению на нее гражданина. При отсутствии возможности предоставления подходящей работы при обращении в орган трудоустройства гражданин вправе требовать постановки на учет, направления на профессиональное обучение или выплаты пособия по безработице в соответствии с законода­тельством.

Орган трудоустройства обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении специальности (квалифи­кации), а при невозможности этого - выплатить пособие из Го­сударственного фонда занятости (ст. 30-35 Закона о занятости).

Притязания гражданина на трудоустройство не могут быть конкретными в отношении места будущей работы, поскольку ор­ган трудоустройства не берет на себя обязательств по устройству

на работу в определенную организацию. Его задача - подыскать работу, подходящую главным образом по специальности и квали­фикации с учетом способностей гражданина. Сроки трудоустрой­ства законом не установлены. Трудоустройство длится, как прави­ло, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. Сроки устанавливаются для вы­платы пособия по безработице. Период выплаты пособия по без­работице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчисле­нии в течение 18 месяцев. По истечении этого периода,"а-также с момента трудоустройства безработного выплата пособия прекра­щается. В случае непредоставления подходящей работы по исте­чении установленного срока гражданин имеет преимущественное право на получение иной профессии или участие в оплачиваемых общественных работах вплоть до его трудоустройства. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истече­нии 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда, если иное не предусмотрено Законом о занятости (п. 5 ст. 31 Закона о занятости).

Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе граж­данина. Он вправе отказаться от услуг в устройстве на работу как до получения направления, так и после получения, поскольку на­правление не создает каких-либо правовых последствий для трудо­устраиваемого. Оно порождает обязанность лишь для работодателя, которому адресовано органом трудоустройства.

Довольно детальную регламентацию получили в настоящее время правоотношения между органом трудоустройства и органи­зациями, нуждающимися в кадрах. При этом законодательство преследует цель максимально сократить текучесть кадров и до предела уменьшить время на подыскание подходящей для граж­дан работы. Важнейшей правовой обязанностью работодателя яв­ляется сообщение органам трудоустройства информации о пред­полагаемом высвобождении работников, а также о потребности в рабочей силе с разбивкой на профессии, специальности, квали­фикации (п. 3 ст. 25 Закона о занятости).

Органы трудоустройства, находящиеся в ведении Федеральной государственной службы занятости, призваны выполнять посред­нические функции, и они, как правило, не обладают администра­тивно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однако Закон о занятости населения предусмотрел право мест­ных органов государственной власти устанавливать для работода­телей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии за­нятости для отдельных категорий населения (выпускников обще-

образовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лише­ния свободы, и т. п.).

Квотирование рабочих мест в организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, осуществляется на основе Рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 6 февраля 1995 г.1

Еще по теме Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.:

  1. 2.2. Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве
  2. 19.4. Защита прав в области занятости, трудоустройства и защиты от безработицы
  3. 18.4. Защита прав в области занятости, трудоустройства и защиты от безработицы
  4. § 4. Занятость. Трудоустройство. Профессиональное обучение. Принципы государственной политики обеспечения полной занятости, защиты от безработицы
  5. § 6.6. Право граждан на содействие обеспечению занятости и трудоустройству
  6. Глава 6. РЫНОК ТРУДА И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА
  7. Глава 6. Рынок труда и правовое регулирование содействия занятости и трудоустройства
  8. 6.2. Правовая организация трудоустройства в Российской Федерации 6.2.1. Понятие трудоустройства
  9. 49. СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМ ОРГАНАМ

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 1 июня 1988 года на свою семьдесят пятую сессию,

постановив принять ряд предложений о содействии занятости и социальном обеспечении, что является пятым пунктом повестки дня сессии,

принимает сего двадцать первого дня июня месяца тысяча девятьсот восемьдесят восьмого года следующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1988 года о содействии занятости и защите от безработицы.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

a) термин "законодательство" включает все нормы, а также законы и правила в области социального обеспечения;

b) термин "предписываемый" означает определяемый национальным законодательством или в силу национального законодательства;

c) термин "Конвенция" означает Конвенцию 1988 года о содействии занятости и защите от безработицы.

РАЗДЕЛ II. СОДЕЙСТВИЕ ПРОДУКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ

2. Содействие полной, производительной к свободно избранной занятости всеми соответствующими средствами, включая социальное обеспечение, должно быть приоритетной задачей национальной политики. Такие средства должны включать, среди прочего, службы занятости, профессиональную подготовку и профессиональную ориентацию.

3. В периоды экономического кризиса в политику корректирования следует включать, согласно предписанным условиям, меры, поощряющие инициативы, направленные на широкомасштабное использование рабочей силы.

4. Каждый Член Организации должно стремиться предоставлять, в частности, согласно предписанным условиям и наиболее подходящим образом в плане содействия профессиональной мобильности:

a) выплаты на покрытие расходов на транспорт и расходов на материальное обеспечение, необходимых для реализации положений, указанных в вышеупомянутом пункте 2;

b) льготы в форме периодических выплат, начисляемых в соответствии с положениями статьи 15 Конвенции, на установленный период прохождения профессиональной подготовки и переподготовки.

5. Каждый Член Организации должен, помимо этого, рассмотреть вопрос о предоставлении, в частности, согласно предписанным условиям и наиболее подходящим образом, в плане содействия профессиональной или географической мобильности:

c) временных понижающихся пособий с целью компенсации, в случае необходимости, уменьшения вознаграждения в результате переквалификации;

d) выплат на покрытие расходов на транспортные издержки и на переселение;

e) выходных пособий;

f) выплат по устройству на новом месте.

6. Каждый Член Организации должен обеспечивать координацию пересмотренных законодательством пенсионных систем и поощрять координацию частных пенсионных систем с целью устранения препятствий на пути профессиональной мобильности.

7. Каждый Член Организации должен предоставлять защищаемым лицам, согласно предписанным условиям, возможности, позволяющие им заниматься оплачиваемой временной работой, не ставя под угрозу занятость других работников и преследуя цель улучшения их шансов на получение продуктивной и свободно избранной занятости.

8. Каждый Член Организации должен, по мере возможности и согласно предписанным условиям, предлагать безработным лицам, желающим открыть свое собственное предприятие или заняться другой экономической деятельностью, финансовую помощь и консультации.

9. Каждый Член Организации должен предусмотреть возможность заключения двусторонних и многосторонних соглашений, предусматривающих содействие иностранным работникам, защищенным его законодательством, которые свободно изъявили желание вернуться на территорию государства, гражданами которого они являются или где они ранее проживали. Если таких соглашений не имеется, каждый Член Организации должен предусмотреть в национальном законодательстве оказание финансовой помощи таким заинтересованным работникам.

10. Каждый Член Организации должен, если это необходимо, в соответствии с положениями многосторонних соглашений, вкладывать накопления предусмотренных законодательством пенсионных систем и фондов социального страхования таким образом, чтобы это способствовало, а не препятствовало занятости в стране, а также поощрять такие капиталовложения из частных источников, включая частные пенсионные системы, с соблюдением необходимых гарантий надежности и отдачи этих капиталовложений.

11. Постепенное введение в сельских районах и городах общественных служб, включая медицинское обслуживание, финансируемых за счет взносов на социальное обеспечение или из других источников, должно приводить в результате к росту занятости и к обеспечению профессиональной подготовки персонала, внося одновременно практический вклад в решение общенациональных задач, касающихся содействия занятости.

РАЗДЕЛ III. ЗАЩИТА БЕЗРАБОТНЫХ

12. В случае частичной безработицы и в случае, указанном в пункте 3 статьи 10 Конвенции, пособия должны предоставляться, согласно предписанным условиям, в форме периодических выплат, в достаточной мере компенсирующих потерю заработка по причине безработицы. Эти пособия могут начисляться с учетом того, что рабочее время безработного было сокращено, или таким образом, чтобы общая сумма пособия и заработков от работы неполное рабочее время достигала суммы, находящейся между размером предыдущих заработков при работе полное рабочее время и полным размером пособия по безработице, с тем чтобы не лишать стимула к работе неполное рабочее время или временной работе, если эти формы работы могут способствовать возвращению к работе полное рабочее время.

13. 1) Указанные в статье 15 Конвенции проценты для начисления пособий должны выводиться на основании общего заработка получателя до удержания налогов и взносов на социальное обеспечение.

2) Если необходимо, эти проценты могут начисляться посредством сравнения чистых периодических выплат после налога и взносов с чистыми заработками после налога и взносов.

14. 1) В предписанных условиях концепция подходящей работы не должна распространяться:

a) на занятость, влекущую за собой изменение профессии, которая не учитывает способности, квалификацию, приобретенные рабочие навыки, рабочий опыт или потенциал переподготовки заинтересованного лица;

b) на занятость, влекущую за собой изменение места жительства на такое место, где отсутствуют подходящие жилищные условия;

c) на занятость со значительно худшими условиями труда и значительно меньшим вознаграждением по сравнению с теми условиями труда и вознаграждением, которые в целом предоставляются в рассматриваемый момент по предлагаемым для работы специальности и району;

d) на рабочее место, ставшее вакантным в результате прямого следствия приостановления работы в связи с имеющим место трудовым спором;

e) на занятость, отказ от которой по причине, кроме тех, которые указаны в абзацах а) — d), и при соответствующем учете всех сопутствующих обстоятельств, в частности семейных обязанностей работника, не может обоснованно быть поставлено ему в вину.

2) При оценке критериев, указанных в абзацах а)— с) и е) предыдущего подпункта, следует учитывать в целом возраст безработных, их трудовой стаж по бывшей профессии, приобретенный опыт, продолжительность их безработицы, состояние рынка труда и последствия занятости для их личного и семейного положения.

15. Если безработный согласился на предписанный максимальный период на временную занятость, которую нельзя рассматривать как подходящую с учетом положений пункта 14, или на занятость неполное рабочее время в обстоятельствах, указанных в пункте 3 статьи 10 Конвенции, то на размере и сроке выплаты пособия по безработице, выплачиваемого по прекращении такой занятости, не должны отрицательно сказываться заработки безработного, полученные во время такой занятости.

16. Члены Организации должны стремиться к постепенному охвату своим законодательством, касающимся выплаты пособий по безработице, всех лиц, работающих по найму. Однако из круга субъектов правовой защиты могут исключаться государственные служащие, занятость которых гарантируется национальным законодательством или правилами до достижения нормального пенсионного возраста.

17. Члены Организации должны стремиться предоставлять правовую защиту работникам, оказавшимся в затруднительном положении в период ожидания.

18. Следующие положения должны применяться, если необходимо, к категориям лиц, указанным в пункте 1 статьи 26 Конвенции:

a) в случае полной безработицы пособие может начисляться в соответствии с положениями статьи 16 Конвенции;

b) страховой период должен изменяться или отменяться согласно предписанным условиям для определенных категорий лиц, впервые ищущих работу;

c) если пособие предоставляется без страхового периода:

i). период ожидания может быть увеличен на предписываемый срок;

ii). ii) продолжительность выплаты пособия может быть ограничена согласно предписанным условиям, независимо от положений пункта 1 статьи 19 Конвенции.

19. Если продолжительность выплаты пособия ограничивается национальным законодательством, ее следует продлевать согласно предписанным условиям до наступления пенсионного возраста применительно к безработным, достигшим предписанного предпенсионного возраста.

20. Каждый Член Организации, законодательство которого предусматривает право на медицинское обслуживание и ставит его в прямую или косвенную зависимость от профессиональной деятельности, должен стремиться к обеспечению, согласно предписанным условиям, медицинским обслуживанием безработных, включая, по возможности, лиц, не получающих Пособия по безработице, и их иждивенцев.

21. Каждый Член Организации, согласно предписанным условиям, должен стремиться гарантировать лицам, получающим пособие по безработице, чтобы периоды, в течение которого выплачивались пособия, принимались во внимание:

a) для получения права на пособие и, если необходимо, на начисление пособия по нетрудоспособности, по старости и в связи с потерей кормильца;

b) для получения права на медицинскую помощь и на пособия по болезни, по беременности и родам и семейные пособия по истечении периода безработицы,

если законодательство соответствующего Члена Организации предусматривает такие пособия и ставит их в прямую или косвенную зависимость от профессиональной деятельности.

22. Каждый Член Организации должен стремиться приспособить предусмотренные законодательством системы социального обеспечения, которые базируются на профессиональной деятельности, к условиям труда работников, работающих неполное рабочее время. Такое предусмотренное в статье 25 Конвенции приспособление должно касаться, в частности, согласно предписанным условиям:

a) минимальной продолжительности рабочего времени и минимального заработка, необходимого для получения права на пособия по основной и дополнительной системам;

b) максимального заработка для расчета взносов;

c) продолжительности страхового периода, необходимого для получения права на пособие;

d) методов определения размера денежных пособий, в частности, пенсий с учетом дохода и периода уплаты взносов, страхования или профессиональной деятельности;

e) права на несокращенные минимальные пособия, на пособия установленных размеров, в частности, на семейные пособия.

23. Члены Организации должны содействовать подлинному пониманию тяжелого положения, в котором находятся безработные лица, особенно те, кто не имеет работы в течение длительного времени, и необходимости обеспечения им достаточного дохода.

РАЗДЕЛ IV. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ ЗАЩИТЫ

24. Поскольку система защиты безработных лиц ряда Членов Организации находится на ранних этапах развития, а другие Члены Организации могут рассматривать вопрос о внесении изменений в существующие системы в свете меняющихся нужд, при оказании содействия безработным лицам можно применять на законных основаниях разнообразные меры и Члены Организации должны отдавать приоритет всестороннему и честному обмену информацией о программах содействия безработным.

25. Для.достижения уровня по крайней мере норм, предусмотренных в разделе IV (Пособия по безработице) Конвенции 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения, Члены Организации, намеревающиеся развивать свои системы защиты от безработицы, должны руководствоваться, по мере возможности и необходимости, следующими положениями.

26. 1) Члены Организации должны учитывать технические и административные трудности, связанные с планированием и введением механизмов социального обеспечения для компенсации безработицы. Для введения той или иной формы компенсации по безработице посредством выплаты пособий, не носящих дискриминационного характера, они должны стремиться удовлетворять следующим условиям, по мере возможности:

a) введение и удовлетворительное функционирование бесплатной государственной службы занятости, располагающей сетью бюро по трудоустройству и приобретшей достаточный административный потенциал для сбора и анализа информации о рынке занятости, для регистрации предлагаемых рабочих мест и лиц, ищущих работу, и для объективной проверки достоверности того, что лица являются безработными по не зависящим от них обстоятельствам;

b) достаточно высокий уровень охвата другими отраслями социального обеспечения, считающимися приоритетными в социально-экономическом плане, такими как первичная медико-санитарная помощь и компенсация в связи с производственными авариями, и наличие обширного опыта у органов управления этими отраслями;

2) Члены Организации должны в качестве наиболее приоритетной задачи стремиться удовлетворять указанным в подпункте 1) условиям, добиваясь создания достаточно высокого уровня стабильной занятости, обеспечивающей должный уровень заработной платы и условий труда, в частности, посредством необходимых и соответствующих мер, таких как профессиональная ориентация и подготовка, способствующих добровольному соответствию профессий на рынке труда имеющимся вакантным рабочим местам.

3) Сотрудничество и технические консультации со стороны Международного Бюро Труда следует по прежнему использовать в целях поддержки любой инициативы, предпринимаемой Членами Организации в этой области, если не хватает специалистов на национальном уровне.

4) Если указанные в подпункте 1) условия удовлетворены, Члены Организации должны настолько быстро, насколько позволяют их ресурсы, и, если необходимо, поэтапно вводить программы защиты безработных, включая механизмы социального обеспечения для компенсации по безработице.

27. Если указанные в подпункте 1) пункта 26 условия не удовлетворены, то Члены Организации должны отдать приоритет специальным мерам содействия наиболее нуждающимся безработным в той мере, насколько позволяют это имеющиеся ресурсы, и с учетом национальных условий.

28. Члены Организации, которые, создали национальные провидентные фонды, могут изучить возможность позволять выплату периодических денежных пособий держателям счетов, в чьих заработках имеются перерывы по причине продолжительной безработицы и чьи семьи находятся в неблагоприятном положении, в целях удовлетворения их насущных нужд. Размер этого пособия и период, в течение которого оно выплачивается, могут быть ограничены в зависимости от обстоятельств, в частности от суммы, находящейся на счете работника.

29. Члены Организации могут также поощрять организации работодателей и работников в создании фондов помощи на отдельных предприятиях или общих для нескольких предприятий. С наибольшим эффектом это можно вводить на предприятиях и в тех секторах деятельности, которые располагают достаточными экономическими возможностями.

30. Члены Организации, законодательство которых требует от работодателей выплаты выходного пособия потерявшим работу работникам, должны предусмотреть, что работодатели несут эту ответственность сообща посредством создания фондов, финансируемых из взносов работодателей, с тем чтобы гарантировать получение этих выплат заинтересованным работникам.


Генеральная конференция Международной организации труда,

созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 1 июня 1988 года на свою семьдесят пятую сессию,

постановив принять ряд предложений о содействии занятости и социальном обеспечении, что является пятым пунктом повестки дня сессии,

решив придать этим предложениям форму рекомендации, дополняющей ,

принимает сего двадцать первого дня июня месяца тысяча девятьсот восемьдесят восьмого года следующую рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1988 года о содействии занятости и защите от безработицы.

Раздел I. Общие положения

1. В целях настоящей Рекомендации:

a) термин "законодательство" включает все нормы, а также законы и регламенты в области социального обеспечения;

b) термин "предписываемый" означает определяемый национальным законодательством или в силу национального законодательства;

c) термин "Конвенция" означает Конвенцию 1988 года о содействии занятости и защите от безработицы .

Раздел II. Содействие продуктивной занятости

2. Содействие полной, производительной и свободно избранной занятости всеми соответствующими средствами, включая социальное обеспечение, должно быть приоритетной задачей национальной политики. Такие средства должны включать, среди прочего, службы занятости, профессиональную подготовку и профессиональную ориентацию.

3. В периоды экономического кризиса в политику приспособления следует включать, согласно предписанным условиям, меры, поощряющие инициативы, направленные на широкомасштабное использование рабочей силы.

4. Каждое государство-член должно стремиться предоставлять, в частности, согласно предписанным условиям и наиболее подходящим образом в плане содействия профессиональной мобильности:

а) выплаты на покрытие расходов на транспорт и расходов на материальное обеспечение, необходимых для реализации положений, указанных в вышеупомянутом пункте 2;

b) льготы в форме периодических выплат, начисляемых в соответствии с положениями статьи 15 Конвенции , на установленный период прохождения профессиональной подготовки и переподготовки.

5. Каждое государство-член должно, помимо этого, рассмотреть вопрос о предоставлении, в частности, согласно предписанным условиям и наиболее подходящим образом, в плане содействия профессиональной или географической мобильности:

a) временных понижающихся пособий с целью компенсации, в случае необходимости, уменьшения вознаграждения в результате переквалификации;

b) выплат на покрытие расходов на транспортные издержки и на переселение;

c) выходных пособий;

d) выплат по устройству на новом месте.

6. Каждое государство-член должно обеспечивать координацию пересмотренных законодательством пенсионных систем и поощрять координацию частных пенсионных систем с целью устранения препятствий на пути профессиональной мобильности.

7. Каждое государство-член должно предоставлять защищаемым лицам, согласно предписанным условиям, возможности, позволяющие им заниматься оплачиваемой временной работой, не ставя под угрозу занятость других трудящихся и преследуя цель улучшения их шансов на получение продуктивной и свободно избранной занятости.

8. Каждое государство-член должно, по мере возможности и согласно предписанным условиям, предлагать безработным лицам, желающим открыть свое собственное предприятие или заняться другой экономической деятельностью, финансовую помощь и консультации.

9. Каждое государство-член должно предусмотреть возможность заключения двусторонних и многосторонних соглашений, предусматривающих содействие иностранным трудящимся, защищенным его законодательством, которые свободно изъявили желание вернуться на территорию государства, гражданами которого они являются или где они ранее проживали. Если таких соглашений не имеется, каждое государство-член должно предусмотреть в национальном законодательстве оказание финансовой помощи таким заинтересованным трудящимся.

10. Каждое государство-член должно, если это необходимо, в соответствии с положениями многосторонних соглашений, вкладывать накопления предусмотренных законодательством пенсионных систем и фондов социального страхования таким образом, чтобы это способствовало, а не препятствовало занятости в стране, а также поощрять такие капиталовложения из частных источников, включая частные пенсионные системы, с соблюдением необходимых гарантий надежности и отдачи этих капиталовложений.

11. Постепенное введение в сельских районах и городах общественных служб, включая медицинское обслуживание, финансируемых за счет взносов на социальное обеспечение или из других источников, должно приводить в результате к росту занятости и к обеспечению профессиональной подготовки персонала, внося одновременно практический вклад в решение общенациональных задач, касающихся содействия занятости.

Раздел III. Защита безработных

12. В случае частичной безработицы и в случае, указанном в пункте 3 статьи 10 Конвенции , пособия должны предоставляться, согласно предписанным условиям, в форме периодических выплат, в достаточной мере компенсирующих потерю заработка по причине безработицы. Эти пособия могут начисляться с учетом того, что рабочее время безработного было сокращено, или таким образом, чтобы общая сумма пособия и заработков от работы неполное рабочее время достигала суммы, находящейся между размером предыдущих заработков при работе полное рабочее время и полным размером пособия по безработице, с тем чтобы не лишать стимула к работе неполное рабочее время или временной работе, если эти формы работы могут способствовать возвращению к работе полное рабочее время.

13. 1) Указанные в статье 15 Конвенции проценты для начисления пособий должны выводиться на основании общего заработка получателя до удержания налогов и взносов на социальное обеспечение.

2) Если необходимо, эти проценты могут начисляться посредством сравнения чистых периодических выплат после налога и взносов с чистыми заработками после налога и взносов.

14. 1) В предписанных условиях концепция подходящей работы не должна распространяться:

a) на занятость, влекущую за собой изменение профессии, которая не учитывает способности, квалификацию, приобретенные рабочие навыки, рабочий опыт или потенциал переподготовки заинтересованного лица;

b) на занятость, влекущую за собой изменение места жительства на такое место, где отсутствуют подходящие жилищные условия;

c) на занятость со значительно худшими условиями труда и значительно меньшим вознаграждением по сравнению с теми условиями труда и вознаграждением, которые в целом предоставляются в рассматриваемый момент по предлагаемым для работы специальности и району;

d) на рабочее место, ставшее вакантным в результате прямого следствия приостановления работы в связи с имеющим место трудовым спором;

e) на занятость, отказ от которой по причине, кроме тех, которые указаны в абзацах а)-d) , и при соответствующем учете всех сопутствующих обстоятельств, в частности семейных обязанностей трудящегося, не может обоснованно быть поставлено ему в вину.

2) При оценке критериев, указанных в абзацах а)-с) и е) предыдущего подпункта, следует учитывать в целом возраст безработных, их трудовой стаж по бывшей профессии, приобретенный опыт, продолжительность их безработицы, состояние рынка труда и последствия занятости для их личного и семейного положения.

15. Если безработный согласился на предписанный максимальный период на временную занятость, которую нельзя рассматривать как подходящую с учетом положений пункта 14, или на занятость неполное рабочее время в обстоятельствах, указанных в пункте 3 статьи 10 Конвенции , то на размере и сроке выплаты пособия по безработице, выплачиваемого по прекращении такой занятости, не должны отрицательно сказываться заработки безработного, полученные во время такой занятости.

16. Государства-члены должны стремиться к постепенному охвату своим законодательством, касающимся выплаты пособий по безработице, всех лиц, работающих по найму. Однако из круга субъектов правовой охраны могут исключаться государственные служащие, занятость которых гарантируется национальным законодательством до достижения нормального пенсионного возраста.

17. Государства-члены должны стремиться предоставлять правовую охрану трудящимся, оказавшимся в затруднительном положении в период ожидания.

18. Следующие положения должны применяться, если необходимо, к категориям лиц, указанным в пункте 1 статьи 26 Конвенции :

a) в случае полной безработицы пособие может начисляться в соответствии с положениями статьи 16 Конвенции ;

b) страховой стаж должен изменяться или отменяться согласно предписанным условиям для определенных категорий лиц, впервые ищущих работу;

c) если пособие предоставляется без страхового стажа:

i) период ожидания может быть увеличен на предписываемый срок;

ii) продолжительность выплаты пособия может быть ограничена согласно предписанным условиям, независимо от положений пункта 1 статьи 19 Конвенции .

19. Если продолжительность выплаты пособия ограничивается национальным законодательством, ее следует продлевать согласно предписанным условиям до наступления пенсионного возраста применительно к безработным, достигшим предписанного предпенсионного возраста.

20. Каждое государство-член, законодательство которого предусматривает право на медицинское обслуживание и ставит его в прямую или косвенную зависимость от профессиональной деятельности, должно стремиться к обеспечению, согласно предписанным условиям, медицинским обслуживанием безработных, включая, по возможности, лиц, не получающих пособия по безработице, и их иждивенцев.

21. Каждое государство-член, согласно предписанным условиям, должно стремиться гарантировать лицам, получающим пособие по безработице, чтобы периоды, в течение которого выплачивались пособия, принимались во внимание:

а) для получения права на пособие и, если необходимо, на начисление пособия по нетрудоспособности, по старости и в связи с потерей кормильца;

b) для получения права на медицинскую помощь и на пособия по болезни, по беременности и родам и семейные пособия по истечении периода безработицы,

если законодательство соответствующего государства-члена предусматривает такие пособия и ставит их в прямую или косвенную зависимость от профессиональной деятельности.

22. Каждое государство-член должно стремиться приспособить предусмотренные законодательством системы социального обеспечения, которые базируются на профессиональной деятельности, к условиям труда работников, работающих неполное рабочее время. Такое предусмотренное в статье 25 Конвенции приспособление должно касаться, в частности, согласно предписанным условиям:

a) минимальной продолжительности рабочего времени и минимального заработка, необходимого для получения права на пособия по основной и дополнительной системам;

b) максимального заработка для расчета взносов;

c) продолжительности страхового стажа, необходимого для получения права на пособие;

d) методов определения размера денежных пособий, в частности, пенсий с учетом дохода и периода уплаты взносов, страхования или профессиональной деятельности;

e) права на несокращенные минимальные пособия, на пособия установленных размеров, в частности, на семейные пособия.

23. Государства-члены должны содействовать подлинному пониманию тяжелого положения, в котором находятся безработные лица, особенно те, кто не имеет работы в течение длительного времени, и необходимости обеспечения им достаточного дохода.

Раздел IV. Развитие и совершенствование систем защиты

24. Поскольку система защиты безработных лиц ряда государств-членов находится на ранних этапах развития, а другие государства-члены могут рассматривать вопрос о внесении изменений в существующие системы в свете меняющихся нужд, при оказании содействия безработным лицам можно применять на законных основаниях разнообразные меры и государства-члены должны отдавать приоритет всестороннему и честному обмену информацией о программах содействия безработным.

25. Для достижения уровня по крайней мере норм, предусмотренных в разделе IV (Пособия по безработице) Конвенции 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения, государства-члены, намеревающиеся развивать свои системы защиты от безработицы, должны руководствоваться, по мере возможности и необходимости, следующими положениями.

26. 1) Государства-члены должны учитывать технические и административные трудности, связанные с планированием и введением механизмов социального обеспечения для компенсации безработицы. Для введения той или иной формы компенсации по безработице посредством выплаты пособий, не носящих дискриминационного характера, они должны стремиться удовлетворять следующим условиям, по мере возможности:

a) введение и удовлетворительное функционирование бесплатной государственной службы занятости, располагающей сетью бюро по трудоустройству и приобретшей достаточный административный потенциал для сбора и анализа информации о рынке занятости, для регистрации предлагаемых рабочих мест и лиц, ищущих работу, и для объективной проверки достоверности того, что лица являются безработными по не зависящим от них обстоятельствам;

b) достаточно высокий уровень охвата другими отраслями социального обеспечения, считающимися приоритетными в социально-экономическом плане, такими как первичная медико-санитарная помощь и компенсация в связи с производственными авариями, и наличие обширного опыта у органов управления этими отраслями;

2) Государства-члены должны в качестве наиболее приоритетной задачи стремиться удовлетворять указанным в подпункте 1) условиям, добиваясь создания достаточно высокого уровня стабильной занятости, обеспечивающей должный уровень заработной платы и условий труда, в частности, посредством необходимых и соответствующих мер, таких как профессиональная ориентация и подготовка, способствующих добровольному соответствию профессий на рынке труда имеющимся вакантным рабочим местам.

3) Сотрудничество и технические консультации со стороны Международного бюро труда следует по-прежнему использовать в целях поддержки любой инициативы, предпринимаемой государствами-членами в этой области, если не хватает специалистов на национальном уровне.

4) Если указанные в подпункте 1) условия удовлетворены, государства-члены должны настолько быстро, насколько позволяют их ресурсы, и, если необходимо, поэтапно вводить программы защиты безработных, включая механизмы социального обеспечения для компенсации по безработице.

27. Если указанные в подпункте 1) пункта 26 условия не удовлетворены, то государства-члены должны отдать приоритет специальным мерам содействия наиболее нуждающимся безработным в той мере, насколько позволяют это имеющиеся ресурсы, и с учетом национальных условий.

28. Государства-члены, которые создали национальные провидентные фонды, могут изучить возможность позволять выплату периодических денежных пособий держателям счетов, в чьих заработках имеются перерывы по причине продолжительной безработицы и чьи семьи находятся в неблагоприятном положении, в целях удовлетворения их насущных нужд. Размер этого пособия и период, в течение которого оно выплачивается, могут быть ограничены в зависимости от обстоятельств, в частности от суммы, находящейся на счете трудящегося.

29. Государства-члены могут также поощрять организации предпринимателей и трудящихся в создании фондов помощи на отдельных предприятиях или общих для нескольких предприятий. С наибольшим эффектом это можно вводить на предприятиях и в тех секторах деятельности, которые располагают достаточными экономическими возможностями.

30. Государства-члены, законодательство которых требует от предпринимателей выплаты выходного пособия потерявшим работу трудящимся, должны предусмотреть, что предприниматели несут эту ответственность сообща посредством создания фондов, финансируемых из взносов предпринимателей, с тем чтобы гарантировать получение этих выплат заинтересованным трудящимся.


Текст документа сверен по:
"Конвенции и рекомендации, принятые
Международной Конференцией Труда",
том II, Женева, 1957-1990