Святые младенцы. Гаврии́л Белостокский, Слуцкий, младенец

/p>

Св. мученик Гавриил родился 22 марта 1684 года в православной семье в селе Зверках близ города Заблудовка. Родители его, Петр и Анастасия Говдел, держались веры предков в нелегкие для православных времена, когда было очень сильно влияние Брестской унии. Младенца крестили в Заблудовском Успенском монастыре с именем Гавриил в честь архангела Гавриила.

11 апреля 1690 года Гавриил был похищен евреем-арендатором из того же села Шуткой и умучен им. В самый день Пасхи Христовой (20 апреля/3 мая) мальчик был исколот для истечения из него всей крови. Мучитель выбросил его тело в поле, где через девять дней он и был найден родителями. Тело мученика осталось нетленным, при этом собаки все это время охраняли тело от птиц. Тело младенца было погребено в православном Заблудовском монастыре.

В 1720 г. началась эпидемия. Младенцев, умерших от нее, хоронили в близи гроба мученика Гавриила, и однажды во время копания могилы были обнаружены его нетленные мощи. После обретения мощи были перенесены и поставлены в церковный склеп в Зверковской церкви.

В 1746 году в храме вспыхнул пожар. Церковь выгорела до основания, но огонь не коснулся тела невинного страдальца. Тело его лишь приняло от дыма коричневый оттенок.

В 1755 году мощи св. мученика Гавриила были перенесены в Свято-Троицкий монастырь в г. Слуцке Минской губернии. Мощи младенца-мученика лежали в раке совершенно открытыми. У раки висела доска, а на ней на церковно-славянском и польском языках было выгравирована следующая надпись: «Младенца Гавриила Гавделюченко из села Зверков графства Заблудовского, рожденного 1684 года марта 22 дня, а умученного от жидов в Беломстоку в 1690 году апреля 20 дня. О сем кто хочет пространнее ведати, отсылается до книг правных Магдебургии Заблудовския. Мощи его святии принесены из Заблудова до Архимандрии Слуцкой 1755 года мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшего князя Иеронима».

20 апреля 1912 года в Свято-Троицком монастыре перед мощами св. муч. Гавриила прошло народное торжество. Была отслужена литургия и совершен крестный ход с мощами мученика, во время которого на глазах народа, архиепископа Антония и предводителя дворянства Рыбакова шестилетний крестьянский мальчик с парализованными ногами получил исцеление. Паломников в те дни в Слуцке было около 35 тысяч человек. Получены сотни приветственных телеграмм от членов Государственного Совета, Думы, братств и императора Николая II.

В 1910 - 1912 гг. по благословению епископа белостоцкого Владимира (Тихоницкого) мощи святого были перенесены в кафедральный собор в Белостоке, а за тем в Супрасльский монастырь. Во время Первой мировой войны мощи св. муч. Гавриила были перевезены из оккупационной зоны. Снова мощи возвращаются в Слуцк. В тридцатые годы XX века Cлуцкую обитель закрывают, а мощи переносят в один из минских музеев; позднее они падают в Гродненскую Преображенскую церковь.

/center>


В 1944 г. мощи переносят в Гродненский Покровский храм, где они находились до 21 сентября 1992 г.

С 21 по 22 сентября 1992 г. с благословения архиепископа Белостоцкого и Гданьского Саввы, ныне Митрополит Варшавский и всея Польши, и Гродненского и Волковысского Валентина мощи торжественно были перенесены в кафедральный собор Белостока.

Первые мощи, к которым мне посчастливилось приложиться, были мощами святого мученика , маленького шестилетнего мальчика из православной семьи, много лет назад в наших местах замученного религиозными изуверами. Почему именно к ним? Просто тогда они были единственными, что хранились в Свято-Покровском соборе города Гродно. В небольшом ковчеге из жёлтого металла напротив южных алтарных врат.

Не скажу, чтобы тогда я был очень уж верующим, но приложиться смог. Я не оговорился, приложиться губами к останкам умершего человека способен далеко не каждый.

Помню, как группой из четырех человек мы приехали в Тихона Задонский монастырь. Встретили нас очень радушно и тут же открыли раку с мощами святителя Тихона.

Мы с матушкой возликовали и, положив поклоны, с благоговением поцеловали святые останки. Затем, обернувшись к сопровождавшим нас молодым людям, я сделал приглашающий жест, и неожиданно для себя увидел их одновременно вытянувшиеся лица с брезгливой складкой на губах.

Как-то, уже став священником, я приехал к себе на родину и зашёл в собор. К тому времени мощи младенца Гавриила перенесли в Польшу, а в Гродно оставалась только их частица. Вошёл в совершенно пустой собор и вдруг неожиданно почувствовал, как какая-то непреодолимая сила повлекла меня к этой самой частице. Иду, ощущая благовонный запах, а моё нутро наполняется радостью, граничащей с ликованием. На всю жизнь у меня осталась в памяти, как святой младенец мученик встречал меня в храме, где пролежал сорок шесть лет.

Потому представьте моё удивление, когда после назначения настоятелем восстанавливающегося сельского храма, затерянного в далекой русской глубинке, на одном из его столпов я увидел удивительно трогательный новописанный образ младенца Гавриила. До этого иконы Гавриила Белостокского я видел только у нас в западной Беларуси. Спрашиваю у старосты:

– Откуда здесь эта икона?

– Батюшка, дело случая. Это произошло несколько лет назад, когда в нашей школе у старшеклассников шли выпускные экзамены. Один из учеников изо всех сил старался получить высокие оценки. Юноша всё время проводил над учебниками и, что говориться, перетрудился. В один из вечеров его мама услышала непрекращающийся хохот, доносящийся из комнаты сына. Открыла дверь и всё поняла, а дальше её реакция была совершенно неадекватной. Вместо того чтобы вызвать скорую да вести сына в психушку, совершенно далёкий от веры человек, она побежала в церковь.

– Помогите!

– Хорошо, – согласился мой предшественник, – везите мальчика в храм. Будем молиться, все вместе.

А когда они приехали, начал служить молебен мученику младенцу Гавриилу. Смеющегося юношу усадили на стул. Он запрокидывал голову назад и всё ещё продолжал хохотать. К концу молебна с каноном мальчик постепенно стал затихать и наконец уснул. Потом, проснувшись, пришёл в себя, и, отдохнув несколько дней, благополучно досдал оставшиеся экзамены. Вот после этого чудесного исцеления родители мальчика и попросили написать для нашего храма икону святого мученика.

Для меня этот образ дорог ещё и как память о родине. Всякий раз, отправляясь домой, я прошу его благословения в дорогу, а приезжая в Гродно, первым делом бегу к нему же в собор.

Вскоре после появления в храме образа святого младенца Гавриила у отца настоятеля появилось желание на соседнем столпе поместить образ ещё одного святого ребёнка, отрока Артемия Веркольского.

Только свободных денег в восстанавливающемся храме всегда в обрез, а обстоятельства всякий раз складывались так, что пускать их постоянно приходилось на что-то другое, в этот момент более насущное. Потом его перевели на другое место служения, а мечта осталась. И наши верующие о ней рассказали.

Но теперь уже мне нужно было чинить протекающую крышу, ставить нормальные рамы и ещё много-много чего, а образ отрока Артемия так и оставался мечтой. Конечно, периодически мы о нём вспоминали, говорили между собой и даже собирались объявить сбор пожертвований, но всякий раз будто что мешало.

Как-то зашли в наш храм двое, мужчина и женщина, обоим уже за тридцать пять, а детей всё нет и нет.

– Знакомые советуют повенчаться, может Бог нас услышит и благословит ребёночком?

Я назначил им день венчания, они готовились к исповеди, причащались, а когда пришли венчаться, оказалось, что в тот день как раз вспоминали отрока Артемия Веркольского. Конечно, я пожелал им мальчика, потом они ушли.

Не знаю, как другие, но я не помню тех, кого крестил или венчал, особенно если это люди приезжие. И ещё, меня всегда умиляет, когда мама или бабушка подводят ко мне ребёнка лет шести и произносят с нотками разочарования:

– Ну как же вы нас не помните, батюшка, вы же нашу Лерочку ещё младенчиком крестили.

Конечно, Лерочка для бабушки единственная и неповторимая, а мне каждую субботу приносят по нескольку таких малышей. Где же всех упомнить?

Вот точно так же в одну из суббот появляются немолодые уже родители с младенчиком на руках, и смотрят на меня влюбленно, обожающими глазами. И я понимаю, что раз они так смотрят, значит, раньше мы с ними уже определённо пересекались. Как бы только вспомнить, где? Лица помню, но обстоятельства – никак.

– Батюшка, вот он, наш Артёмка! Спасибо вам, теперь мы пришли крестить нашего малыша.

Начинаю соображать: «Так, если я ещё не крестил этого мальчика, значит каким-то образом причастен к его появлению на свет. Каким? Только если я венчал его родителей. Скорее всего».

– И сколько времени прошло после венчания?

– Ровно год. Сегодня день памяти святого отрока Артемия Веркольского.

Я тут же их вспомнил и обрадовался.

После крещения отец подошёл ко мне и объявил:

– Батюшка, нам с женой очень хочется поблагодарить Бога. Он дал нам Артёмку, а мы берёмся подарить храму икону святого отрока Артемия.

Обрадовавшись, я тогда подумал: правильно говорят, что святой приходит в храм тогда, когда мы готовы его принять. Время исполнилось, он и пришёл. Мы обсудили практическую сторону написания иконы, и счастливые родители отправились исполнять обещание.

Прошёл месяц, другой. Никто не появлялся. Потихоньку мы уже стали забывать о том разговоре, как в храм заехала знакомая женщина-предприниматель, которая кроме всего прочего приходилась ещё и родной тёткой младенчику Артёмке. Разговорились, спрашиваю:

– Как там твои поживают? Что-то давно не появляются. Хотели нашему храму икону подарить и пропали. Ты вообще-то в курсе их обещания?

– Конечно, в курсе. Только знаешь, как получается? Хочется доброе дело сделать, и тут вмешивается какое-то экстренное обстоятельство, потом вдруг становится жалко денег, и исполнение обещанного откладывается из месяца в месяц. В довершение всего Артёмкин папа неожиданно потерял работу, так что, батюшка, теперь я у них за главного кормильца, да и поильца тоже. И ни о какой иконе для вашего храма не может быть и речи.

– Ладно, у них не получается, но ведь это ваши близкие люди, почему бы вам, родственникам, им не помочь и не исполнить взятый ими обет? Не такая уж это и большая сумма.

– А что, разве так можно?

Уже через неделю Артёмкина тётка ворвалась к нам с победно поднятой рукой:

– Батюшка, вот обещанная жертва на икону! Все родные сбрасывались с радостью, даже из Воронежа бабушка пятьсот рублей прислала.

Она вручает мне конверт:

– А это от меня, на оклад к иконе.

Ещё через месяц на том самом месте, которое и я после моего предшественника оставлял свободным, мы поместили образ святого отрока Артемия Веркольского. Стоит ли говорить, что папа мальчика Артёма очень скоро нашёл работу. Я об этом узнал, когда мы случайно встретились с ним в ГАИ, он регистрировал только что купленную иномарку, подержанную, правда, но ещё довольно крепкую.

Прошёл наверно ещё год, и в храм снова пришёл Артемий, только уже не тот младенец, а другой, молодой парень лет двадцати двух. И пришёл с большой-большой бедой.

Так получилось, что поздно вечером он вёл машину, там, у себя в городке, где жил. В одном из мест извилистая дорога делала резкий поворот. Обычно по вечерам это опасное место освещалось светом фонаря, но в тот злополучный вечер фонарь не горел. А несколько молодых девчонок, не обращая внимания, что уже поздно и водители могут их не увидеть, взявшись под руки, шли, перегородив дорогу, и беззаботно хохотали. Артём и двигался-то небыстро, но девушек заметил только в самый последний момент. Он резко выкручивает руль вправо, машину заносит, но всё-таки одну из них сбивает.

– Батюшка, она погибла. Я убил сестру моего лучшего друга. В их семье я практически и вырос, её родители не делали между нами различий. А теперь я стал убийцей их дочери, и одновременно дорогого мне человека. Что может быть страшнее?

– Ты пытался поговорить с ними? Попросить прощения?

– Да, но меня и на порог не пускают. Встреча произойдёт только на суде.

– Что тебе грозит?

– Мне всё равно, я даже хочу, чтобы меня посадили.

– Почему ты пришёл ко мне?

– Не знаю, я и в церковь-то прежде никогда не заходил. Сегодня практически в первый раз.

Артём пришёл неожиданно, а у меня ещё целая куча дел. Тогда я посадил юношу к себе в машину, и мы проездили с ним часа два. Потом вернулись в церковь, и я предложил ему помолиться перед образом его святого. Беда привела человека в храм и первый раз в его жизни заставила молиться.

Он приезжал ещё несколько раз и молился святому отроку Артемию Веркольскому. Однажды он позвонил и назвал дату судебного разбирательства, а я не удивился, что суд был назначен в день его именин. И самое главное, в суде они наконец встретились и обнялись. Стояли так вместе и плакали.

После этого случая икону святого отрока украсил первый золотой перстень.

Маленький Артёмка давно уже вырос и учится в школе, иногда я бываю у них в семье, но мне так и не удалось подвигнуть его родителей к чему-то большему, как только освятить квартиру, а Артём меня радует, он стал настоящим христианином. Сейчас живёт в столице, часто бывает в храме. Нас тоже не забывает и периодически звонит. А тут вот недавно приехал и привёз нам икону Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость».

Cвятой младенец мученик Гавриил Белостокский

Память мученика младенца Гавриила отмечается: 20 апреля \ 3 мая (в годовщину его мученической кончины), в 3-ю неделю по Пятидесятнице (Собор Белорусских святых), а в Польской Автокефальной Православной Церкви также 9\22 сентября (в годовщину обретения и перенесения его мощей из Гродно в Белосток). В прошлом его память отмечалась также в день Святого Духа.

В сонме исчислимых лишь только Господом святых Православной Церкви мы находим имена множества мучеников, добровольно принесших себя в «жертву живую». Это они, пребывая в готовности быть всецело преданными Христу даже до смерти, мученически свидетельствовали о Том, Кто есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14,6), о непреходящей ценности жизни во Христе и со Христом.
Среди мучеников всех времен определенное место в православном календаре занимают дети. Начиная со времен мучеников Маккавейских и 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом в Вифлееме, православное благочестие с особой любовью относится именно к детям, ставшим жертвами внезапной насильственной смерти. В их случае жертвенная смерть соединялась с чистотою их невинности. Тем самым еще не совсем зрелые в физическом смысле отроки и младенцы становились истинной «солью земли» и «светом мира» (Мф.5,13-14).
Отсюда причисление многих младенцев и отроков, замученных за веру от язычников в первые века христианства, а также в дальнейшем пострадавших от иноверных, инославных и атеистов, к лику святых. Отсюда и народное почитание и в дальнейшем причисление к лику святых мученика младенца Гавриила, названного Белостокским, Заблудовским и Слуцким.
Личность святого младенца Гавриила является образом современного мученичества. Он не просто страдает перед судом язычников или еретиков за исповедание веры, но страдает безвинно и умирает, не сопротивляясь злу, чтобы таким образом последовать примеру Христа. Он- отроча чистейшее(как поется в акафисте), плод спокойной и даже радостной готовности терпеть страдания «даже до крове» за Пострадавшего нас ради. Вместе с земной мученической кончиной младенца Гавриила и одновременным его рождением для новой, лучшей жизни мы получили особенного ходатая за нас, грешных, перед престолом Всевышнего.
Мученик младенец Гавриил родился, жил и пострадал на территории нынешней Польши. Поэтому Польская Православная Церковь относится к нему с особенным почитанием. В его честь строятся православные храмы, он является небесным покровителем Братства Православной молодежи в Польше, а также считается особенным целителем детей. После исторически обусловленных взлетов и падений в почитании Святого мученика в настоящее время его память отмечается также всеми Православными Церквами.
Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский, Слуцкий) родился 22марта 1684 года в селе Зверки Заблудовского прихода Белостокского уезда Гродненской губернии. Был он сыном благочестивых крестьян Петра и Анастасии Говдель. Крестили его с именем святого Архангела Гавриила в храме тогдашнего Свято-Успенского Заблудовского монастыря, одной из немногих обителей в этой части Речи Посполитой, сохранившей в то время верность православию.
Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению, чем к детским увеселениям и играм. Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога.
В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой изуверства. 11апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор деревни Шутко. Он приласкал дитя, и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После этого мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. На девятый день ребенок скончался.
Палачи тайно вывезли бездыханное тело в поле, и бросили у опушки леса вблизи села Зверки. Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но даже охраняли тело от птиц. На доносившийся лай сошлись жители села и обнаружили жертву изуверства. Изуверы были найдены и наказаны, а в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись.
При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30лет.
В начале 18 века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить. В селе Зверки умерших детей старались хоронить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды в 1720 году во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению его тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православно верующего народа, усиливая почитание мученика. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого и окончание эпидемии, что послужило поводом для почитания мученика. Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки.
В 1746 году сгорела сельская церковь в Зверках, но мощи остались неповрежденными. Частично обгорела только ручка, да и то, несомненно, произошло согласно Божию промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда святые мощи были перенесены В Заблудовский монастырь, ручка чудесно зажила, и вновь покрылась кожей.
В 1752 году архимандрит Слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник Киевского митрополита, составил тропарь и кондак младенцу.
9 мая 1755 года ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, по благословению Киевского митрополита, архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи святого мученика младенца Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь Минской губернии и составил стихотворную повесть о младенце мученике Гаврииле. Крестный ход со святыми мощами, которые в раке несли на руках, величественно прошествовал более 300 верст. Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперсный крест. Пальцы исколоты, на теле рваные раны.
В 1820 году младенец Гавриил был причислен к лику святых Русской Православной Церковью.
Вместе с возрастающей славой младенца мученика Гавриила и расширяющимся его почитанием православные христиане старались особам образом украсить раку с его святыми мощами. В 1897 году на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебряная рака.
В 1908 году в типографии Успенской Почаевской Лавры была напечатана Служба святому мученику младенцу Гавриилу, составленная архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким).
В том же году епископ Гродненский и Брестский Михаил вместе с епископом Белостокским Владимиром приняли решение перенести из Слуцка часть мощей святого мученика младенца Гавриила в город Белосток.
Перенесение креста и мощевика, в котором до 1897 года почивали мощи святого мученика, началось 31мая. Святыни были перенесены из города Слуцка в Жировицкий монастырь Успения Божией Матери. С 1 по 12 июня через деревни Ялувка, Новая Воля, Полота, Заблудов, Зверки и Дойлиды святые мощи были перенесены из Жировицкого монастыря в Белосток. Таким образом, почти через 150 лет святыня вернулась на свою отчизну.
Частица святых мощей мученика младенца Гавриила находилась в Свято-Никольском кафедральном соборе города Белостока до 1912 года, пока не была перенесена в Благовещенский монастырь в Супрасле.
В Слуцке, где остались мощи, находилась специальная книга, в которой записывались известные духовным и государственным властям чудесные случаи, связанные с находящимися там мощами святого мученика младенца Гавриила. Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников.
В 1915 году во время Первой мировой войны епископ Белостокский Владимир вывез деревянную раку с частицей святых мощей мученика младенца Гавриила в Москву и временно поместил в Покровском Соборе на Красной площади.
После октябрьского переворота 1917 года в России начались кровавые гонения на православных.
Врагам Христа мешала память об уподобившемся Ему младенце. Так, защищавший его память от поругания священномученик Иоанн Восторгов, настоятель московского Покровского собора на Красной площади, привлекался большевиками в качестве обвиняемого и впоследствии был расстрелян.
Решением Совета Народных Комиссаров от 29июля 1920 года было постановлено: «планово и последовательно препроводить на территории полную ликвидацию мощей…». Это распоряжение не обошло и святые мощи мученика младенца Гавриила.
В 30-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где до сих пор хранились мощи, был закрыт, а святые мощи мученика перенесены в музей атеизма в Минске.
Во время Второй мировой войны репрессии стали слабеть и в 1942 году в хаосе военной неразберихи православным жителям Минска удалось поместить святые мощи мученика младенца Гавриила в деревянную раку в кафедральном соборе преображения Господня в Минске,настоятелем которого был митрополит Пантелеимон (Рожновский).
В 1943 году известие о нахождении святых мощей в минском соборе дошло до настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селении Свислочи отца Алеския Зноско. Отец Алексий за короткое время написал акафист святому мученику Гавриилу, используя более 40 акафистов, которые служили ему образцом. Акафист был утвержден церковной властью в 1943-1944 годах и введен в церковное употребление.
9-10 июля 1944 года святые мощи были перенесены из Минска в Гродно, в церковь Покрова Божией Матери, где они и находились до 21 сентября 1992 года.
Послевоенная судьба этой святыни покрыта завесой тайны. Святые мощи на протяжении последних нескольких десятков лет находились в подземельях гродненской церкви вдалеке от тех, кто мог бы осквернить их. Святые мощи находились во влажном подвальном помещении в крайне неблагоприятных условиях. Однако они не пострадали, что в очередной раз свидетельствует об их святости.
21-22 сентября 1992 года по благословению архиепископов Гродненского и Волковысского Валентина и Белостокского и Гданского Саввы (ныне митрополита Варшавского и всея Польши) святые мощи были перенесены первым, начиная с 1944 года, крестным ходом из гродненской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где они хранились, в Свято-Николаевский собор г.Белостока. На белорусско-польской границе их встречало несколько тысяч верующих, которые сопровождали мощи до самого Белостока через все города и села. Мощи младенца мученика Гавриила перевозились на автомобиле в дубовой раке. По пути следования верующие осыпали ее цветами. В каждом городе или деревне, где есть храм, делали остановку. Святые мощи вносились с крестным ходом в храм, где служились молебны и акафисты. Верующие прикладывались к святыне, оставаясь на ночь в храме для молитвы перед святыми мощами младенца Гавриила.
В самом Белостоке святые мощи встретили на окраине города и пронесли по главным улицам крестным ходом в Николаевский собор. Крестный ход продолжался около трех часов. В нем участвовало около 60 тысяч человек. Движение транспорта по улицам было остановлено. Крестный ход встречали даже представители светских властей.
Богослужение в Николаевском соборе продолжалось всю ночь. Утром 27 сентября была также отслужена Божественная литургия. После нее святые мощи младенца мученика Гавриила обнесли крестным ходом вокруг храма и поместили в правом приделе собора. Еженедельно по вторникам перед ракой со святыми мощами читается акафист мученику Гавриилу. В Польше мученик младенец Гавриил почитается православными как покровитель детей и молодежи.
С 1993 года ежегодно 2-3 мая по новому стилю мощи младенца Гавриила переносятся из Белостока в Заблудов, где при открытой раке верующие проводят всю ночь на богослужении. Мощи привозят на автомобиле до окраины Заблудова и оттуда на руках верующие несут их в заблудовский храм. По случаю праздника 2 мая из Белостока выходит паломнический крестный ход в Заблудов.

О мученической смерти младенца Гавриила говорится в знаменитой книге Владимира Даля

3 мая по новому стилю Православная Церковь чтит память святого мученика младенца Гавриила Белостокского. Гавриил, сын благочестивых крестьян Петра и Анастасии, родился 22 марта 1684 года в селе Зверки Гродненской губернии. Родители младенца Гавриила хранили православную веру, несмотря на притеснения, которым подвергались православные Белой Руси, не желавшие принимать унию с латинянами. Их единственный ребенок - любящий родителей, невинный мальчик стал жертвой жидовского изуверства.

11 апреля 1690 года, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался иудей-арендатор. Он тайно увез дитя в Белосток, где младенца предали пыткам. Иудеи посадили младенца Гавриила в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После чего младенец мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. Когда через девять дней мучений ребенок скончался, жиды тайно вывезли его бездыханное тело в поле и бросили у опушки леса, вблизи села Зверки.

Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, на их лай сошлись жители и обнаружили жертву иудейского изуверства. Во время следствия выяснились обстоятельства ритуального убийства, которое совершили иудеи, они были найдены и наказаны - в архивах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись. Тело замученного младенца Гавриила при стечении народа предано было земле близ кладбищенского храма в Зверках и пребывало там около 30 лет.

В начале 18-го века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить, в селе Зверки умерших детей старались положить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды во время погребения случайно задели гроб мученика и тело обнаружили нетленным. Весть об этом разнеслась среди верующего народа. Это было в 1720 году. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого мученика младенца Гавриила и окончанием эпидемии, что послужило поводом его почитания.

9 мая 1755 года мощи Святого мученика младенца Гавриила были перенесены в монастырь в Слуцкий Свято-Троицкий в Минской губернии. Крестный ход со святыми мощами величественно прошествовал более 300 верст. В 1820 году мученик младенец Гавриил был причислен к лику святых Российской Православной Церковью. В 1855 году была составлена молитва мученику младенцу Гавриилу, в 1893 году власти Литовской епархии распорядились, чтобы во всех церквях губернии находились иконы святого мученика младенца Гавриила. Над мощами святого мученика младенца Гавриила горела неугасимая лампада чистого серебра, дар архиепископа Волынского Антония Храповицкого, будущего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. В 1908 году в типографии Успенской Почаевской Лавры была напечатана “Cлужба Святому мученику младенцу Гавриилу, в лето Господне 1690-ое от иудей умученному в Белостоке граде, егоже нетленныя мощи во граде Слуцке доднесь почивают”, составленная архиепископом Антонием.

В Слуцке находилась специальная книга, в которой записывались достоверные чудесные случаи связанные с находящимися там мощами Святого мученика младенца Гавриила. Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников.

О мученической смерти младенца Гавриила упоминается в изданной в 1913 году книге Владимира Даля “Записка о ритуальных убийствах”: “в Минской губернии, у Слуцка, в Свято-Троицком монастыре, почиют мощи младенца Гавриила, замученного в 1690 году жидами. В надписи рассказаны все подробности этого происшествия; злодейство совершено в Белостоке, труп найден в густом хлебе, с обычными в сих случаях знаками. Собаки открыли лаем своим тело младенца, признанного впоследствии местным угодником. В честь ему сложены молебные песни, известные под названием тропаря и кондака. Еврей-арендатор Шутка был главный убийца”. В 1912 году на суде по делу о ритуальном убийстве Андрюши Ющинского, совершенного иудеями накануне праздника Св.Пасхи, сторона обвинения предъявляла мощи св.мученика Гавриила как аргумент в судебном споре.

Когда после октябрьского переворота 1917 года начались кровавые гонения на православных, врагам Христа сильно мешала память об уподобившемся Ему младенце. В 1919 году в Москве большевицкой властью было возбуждено судебное дело “об антисемитской агитации” в соборе Василия Блаженного в связи с обнаружением в нем усыпальницы св.мученика Гавриила. Как гласит протокол: “26 октября 1919 года в собор зашли члены РКП(б) ротный и взводный командир Первых московских пулеметных курсов РККА Антонов и Баскаков с просьбой показать им достопримечательности собора. В качестве экскурсовода выступила сторожиха Мошкова; она на нижнем этаже собора показала красноармейцам усыпальницу-ящик, на вопросы о происхождении дала следующее объяснение: “Здесь находится половина мощей отрока Гавриила, которого евреи зарезали. Ведь им нужна русская кровь… Они ее пьют. Наши все священники это знают и нам сказывали. Это дело изучил наш священник, протоиерей Кузнецов. Сам протоиерей мне это сказывал”.

27 октября 1919 года собор посетила член РКП(б) Клемент; сторож Мошков, показывая ей на ту же гробницу, сказал: “Отрок Гавриил, замучен жидами… Они его убили и из жилы кровь пили”. Настоятель храма Иоанн Восторгов, который был расстрелян в 1918 году, поставил раку с мощами в храме, украсил ее цветами, служил возле нее молебны и произносил погромные антисемитские проповеди. Кроме того, в соборе открыто с прилавка распространялись многочисленные листовки Восторгова, по мнению суда, радикально черносотенного и контрреволюционного содержания. Священники Кузнецов и Ковалевский служили молебны перед мощами, а на ковчеге с мощами написан тропарь и кондак Гавриилу. По постановлению суда ящик с мощами Гавриила был отправлен в Уголовный музей при Главмилиции. По отношению к тропарю и кондаку суд вынес следующее постановление: “Употребление тропаря гл. 5 и кондака гл. 6 в честь отрока Гавриила, как определенно человеконенавистнического и контрреволюционного характера, развращающего правосознание трудящихся, считать недопустимыми, и лиц, их публично употребляющих, привлекать к ответственности за контрреволюционные деяния”.

Часть мощей святого младенца, хранившихся в Троицком Слуцком монастыре, в 30-е годы была перенесена в музей атеизма в Минске. Возможно, святыня погибла бы, но во время советско-германской войны почитание отрока Гавриила было восстановлено. В 1941 году его мощи из музея были перенесены в кафедральный Преображенский собор Минска. В селе Заблудове на немецкие деньги была построена церковь, где разместили часть мощей. В 1944 году при отступлении вермахт помог организовать перевозку мощей из Минска в Гродно в церковь Покрова Божией Матери, где они находились в подвале до 1992 года, после чего были переданы Польской православной церкви. В крестном ходе при встрече святых мощей мученика-младенца в ныне польском Белостоке приняли участие до 60 тысяч человек.

При этом польские СМИ обошли тогда это событие полным молчанием. Ведь всенародное почитание святого младенца по сей день доставляет немало хлопот еврейским потомкам арендатора Шутко. Еще в 1975 году известный либеральный “священник” Александр Мень выражал надежду, что Гавриил Белостокский и некоторые другие будут когда-нибудь деканонизированы. Еврейские организации бывшего СССР обратили внимание на возрождение в Белоруссии почитания Гавриила Белостокского еще в 1997 году. Возрождение почитания Гавриила Белостокского упоминается как нарушение религиозных свобод в докладах Конгресса США по антисемитизму в 2003, 2004, 2005 и 2006 годах, а также подкомитета Конгресса США по иностранным делам.

В щекотливом положении находятся и функционеры чекистской Московской патриархии. “Деканонизировать” святого, по молитвам к которому по сей день продолжаются чудесные исцеления, и который почитается в народе покровителем болящих детей, они не решаются. Поэтому в МП корректировке постепенно подвергается житие святого отрока. Так, в одной из последних его редакций не сообщается ни единого слова ни о каких убийцах-евреях, смерть младенца наступила якобы в результате “удара молнии”.

ГАВРИИЛ был сыном крестьян Петра и Анастасии Говделей, крещен в храме заблудовского мужского монастыря в честь Успения Пресв. Богородицы. Его родители твердо держались Православия в то время, когда вокруг было очень сильно влияние Брестской унии. 11 апр. 1690 г. Гавриил был похищен деревенским арендатором Шутко, членом изуверской секты, увезен в Белосток и предан мучению: мальчика распяли, затем кололи, постепенно испуская кровь, пока он не скончался.

Тело мученика было выброшено в поле близ деревни. Оно было найдено через 3 дня по лаю собак, которые не только не тронули останки мученика, но и отгоняли от них хищных птиц. Гавриил был погребен на кладбище в родной деревне.

Его мученическая кончина стала предметом судебного разбирательства, результаты которого были записаны в «книгах правных магдебургии Заблудовской».

В 1720 г., во время эпидемии, местные жители старались хоронить умерших младенцев вблизи могилы мученика, чувствуя благодатность этого места. Однажды случайно задели гроб Гавриила и обнаружили его нетленные мощи. Их перенесли в крипту зверковской церкви.

В 1746 г. храм сгорел, но мощи Гавриила остались невредимыми. Частично обгорела только ручка, но после перенесения мощей в том же году в Заблудовский монастырь она чудесно зажила и покрылась кожей.

В 1755 г. в связи с ухудшением материального положения монастыря, из-за «его обветшалости и из-за опасений нападок со стороны иноверцев», с разрешения Константинопольского патриарха и по благословению Киевского митрополита архим. Михаил (Козачинский) перенес мощи Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Архим. Михаил написал «Надгробие» - стихотворную повесть о младенце-мученике.

По молитвам к Гавриила происходило много исцелений, особенно детей. В 1820 г. РПЦ причислила его к лику святых. Мощи младенца-мученика почивали открыто, на руках были видны колотые и рваные раны.

В Слуцком монастыре хранилась книга, в которой записывались чудеса, происходившие у раки.

Ежегодно в день памяти Гавриила в монастыре собиралось до 35 тыс. паломников со всей России. 20 апр. 1914 г. всенощное бдение возглавил Волынский архиеп. Антоний. Во время крестного хода со св. мощами исцелился 6-летний крестьянский мальчик, у которого были парализованы ноги.

Гавриил считается покровителем больных детей, особенно страдающих язвами и кровотечением. Младенец-мученик является небесным патроном Братства православной молодежи в Польше.


Рака с мощами мч. Гавриила (Никольский кафедральный собор в Белостоке)

Мученик-младенец - камень преткновения

Посещение Патриархом Московским и всея Руси Кириллом своей польской паствы вызвало резонанс у многих религиозных и политических сил нашей державы. Одних оно привело в восторг, другие отреагировали весьма иронически, а третьи предъявили серьезные претензии. Среди последних - Федерация еврейских общин России, которая была глубоко возмущена тем, как канал "Россия-24" описал поклонения Святейшего мощам мученика-младенца Гавриила Белостокского (Слуцкого), покровителя богохранимой Польши, по житию, "от жидов убиенного".

"Федерация еврейских общин России выражает глубокое удивление и разочарование непрофессионализмом и дикостью комментария, сделанного телеканалом "Россия 24" - одним из ведущих российских СМИ - по поводу визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Никольский кафедральный собор в городе Белосток, - сказано в пресс-релизе, разосланном ФЕОР. - Материал, который и сейчас доступен на сайте программы "Вести", приводит историческую справку по Никольскому собору в духе средневекового кровавого навета".

Чем же провинилась "Россия-24"? Дала вот такую историческую справку:

"Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Никольский кафедральный собор в городе Белосток - главный храм епархии. Здесь он поклонился святым мощам мученика младенца Гавриила и встретился с прихожанами… Никольский кафедральный собор Белостока был освящен в 1846 году. После реставрации в 1910 году он был оформлен по мотивам росписей Василия Васнецова. С 1951 года храм стал кафедральным собором Белостокской епархии Польской православной церкви. В 1991 году Никольский собор посещал папа римский Иоанн Павел Второй. Святой младенец Гавриил родился в 1684 году в семье крестьянина в Белостокском уезде Гродненской губернии. В 1690 году Гавриил был выкраден из дома иудеем и вывезен в Белосток, где был зверски замучен. В 1720 году тело младенца Гавриила было найдено нетленным. В 1820 году мученик младенец Гавриил был причислен к лику святых Русской православной церковью".

Пресс-секретарь одного из главных раввинов Российской Федерации и гражданина Соединенных Штатов Берла Лазара Анастасия Кудрина заявила, что агиография этого православного святого - "мифология, которая уже не раз в прошлом служила причиной массовых убийств и погромов еврейского населения и была многократно опровергнута, в том числе, самими представителями Церкви", поэтому ФЕОР "хотелось бы получить объяснения по поводу этого... вопиющего проявления антисемитизма от телеканала "Россия-24".

Сейчас сайт "Вестей" приводит уже "цензурированную" информацию. Но во исполнение слов святого апостола Петра быть готовыми всякому, требующему у вас отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1-е Петра, 3:15), попытаемся кое-что объяснить. А именно - почему мы, православные христиане и одновременно здравомыслящие, да и немного знакомые с историей люди, все-таки не считаем описанный в житии случай из XVII века вымыслом.

Что сделает любой добросовестный историк, засомневавшись, имело ли место деяние какой-либо социальной группы в прошлом? Безусловно, сперва он хорошо изучит ее идеологию и сопоставит содержание оной с гипотетическим происшествием. Это важно еще и для того, чтобы понять, действовал человек согласно учению своей религии или программе своей партии или же вопреки ему, и тогда вряд ли религия или партия за него вообще в ответе. Пойдем таким путем и откроем священную книгу иудаистов, Талмуд (а убийца младенца Гавриила в житии руководствовался именно ею).

О неевреях там сказано буквально следующее: "Еврев мы называем людьми, не-евреи же - не люди. Они - животные" (Talmud: Baba Mezia 114b). Более того, люди, которые отрицают иудейское вероучение, подлежат вполне законному уничтожению: "Убить любого, кто отвергает Тору: закон" (Talmud: Sanhedrin 59b). К "отрицателям Торы" относятся и христиане (Coschen Hamischpat 425, Hagah 425, 5)… И, что самое страшное, умерщвление христианина по Талмуду действительно приравнивается к ритуальному жертвоприношению: "Каждый еврей, проливающий кровь безбожников (не евреев, христиан), совершает тот же самый обряд, что и жертвоприношение нашему Господу Богу" (Bammidber Raba, p. 21 и Jalkut 772).

Конечно, никто не вправе требовать от евреев веры в христианские агиографии. Но невозможно отрицать и то, что по своему содержанию действия иудея Шутко в житии святого мученика Гавриила Белостокского вполне соответствуют Талмуду, а не противоречат ему. Священную же книгу, как ни крути, мифотворчеством или мистификацией не назовешь…

Был ли случай ритуального убийства христиан-"гоев" и, в частности, христианских детей лицами еврейского происхождения единичным в истории? И здесь вынуждены ответить: нет, к сожалению. Так, в "Истории евреев" Жозефа Кастейна (Josef Kastein), на которую ссылается автор книги "The History of Jewish Human Sacrifice" Вилли Мартин, сказано, что и Мартин Лютер (а сего выдающегося протестантского богослова трудно заподозрить в недобросовестности или фальсификации) пишет о мальчике Симоне из Трента, убитом адептами иудаизма, и о других детях (Stranger than Fiction, p. 249).

Автор послужившей первоисточником этой статьи книги "Ящик Пандоры" Лев Гунин указывает на целые тома описаний пыток, зверств, внесудебных убийств и массовых казней евреями-израильтянами мусульман и христиан, которые составлены международными организациями (ООН, Международной амнистией, Дерешос, Human Right Watch и др.). Вызывает настоящий ужас описание так называемого "еврейского ЧК", дошедшее до нас из 30-х годов прошлого века: "Весь цементный пол помещения еврейского киевского чека, где производились казни, был затоплен человеческой кровью на несколько дюймов. Это была жуткая смесь крови, мозгов и осколков черепов. Все стены были забрызганы кровью. Кусочки мозгов и головной кожи прилипли к ним. Желоб, шириной 25, глубиной в 25 сантиметров и длиной приблизительно в 10 метров, был до краев заполнен кровью. Некоторые тела потрошили, конечности других были вырваны, некоторые были буквально разрублены на мелкие части. Некоторым вырвали глаза, а их голова, лицо и шея были покрыты глубокими ранами" (Defender Magazine, October 1933).

Ни в коем случае не обвиняя в описанных выше ужасах весь еврейский народ, неоднократно страдавший от геноцида, подчеркнем, что речь идет об отдельных изуверах-иудеях, практикующих жесточайшие ритуальные убийства. Если реально существовали изверги, умертвившие мальчика Симона из Трента и вырывавшие глаза киевским христианам, то и преступление Шутко, скорее всего, не миф. Но уместно ли расценивать заслуженное наказание маньяка-детоубийцы и поклонение мощам его святой жертвы как обиду для всего еврейского народа, если современные раввины такие "жертвоприношения" не одобряют? Вопрос наверняка риторический…

Следует коснуться и якобы многократных опровержений представителями Церкви этой агиографии. Как единственный общеизвестный пример выраженной публично мысли православного священника о деканонизации святого мученика Гавриила Слуцкого в медиапространстве фигурирует интервью самиздатскому журналу "Евреи в СССР" отца Александра Меня (еврея по национальности) (№11, 1975 год). Но, во-первых, специфика советского самиздата вообще и подхода к высказываниям людей священного сана в державе "научного атеизма" в частности давно стали притчей во языцех. Во-вторых, приписывание отцу Александру решительного ратования за деканонизацию мученика Гавриила Слуцкого еврейскими лидерами почему-то расходится с воспоминаниями его ближайшего окружения. Например, одна из духовных чад протоиерея, Мария Сеньчукова, в статье "Смиренная Церковь: 21 год со дня убийства отца Александра Меня", опубликованной на "Правмире", пишет: "…объяснение служб Страстной седмицы из упомянутой "Таинство, Слово и Образ" я до сих пор могу цитировать. А какое-нибудь рассуждение о деканонизации святого мученика младенца Гавриила Белостокского я даже примерно запомнить не могу".

Уместнее будет, наверное, прислушаться к иному опровержению, касающемуся "антисемитизма в Православной церкви", - словам протоиерея Владислава Свешникова: "Что же касается мнимого антисемитизма нашей Церкви, то в несостоятельности этих обвинений можно убедиться, даже просто зайдя в любой православный храм, где висят иконы ветхозаветных пророков и святых апостолов, которые все без исключения были евреями".

Во Христе нет ни иудея, ни эллина. А вот маньяки и фанатики вроде негодяя Шутко встречаются, увы, и среди первых, и среди вторых. Но вряд ли это вопрос национальности как таковой…