Состав лиц, участвующих в исполнительном производстве. Третьи лица в исполнительном производстве Третьи лица в исполнительном производстве

В процессе исполнения судебного решения у его участников возникает новый статус – стороны исполнительного производства. Статус возникает после возбуждения . Хотя фактически стороны начинают называться так после вступления решения в силу и получении исполнительного листа.

Помимо стороны исполнительного производства в исполнении судебных актов участвует судебный пристав-исполнитель, лица. Есть и иные участники: переводчик, специалист, понятые и др. Стороны – только взыскатель и должник.

Взыскатель, как сторона исполнительного производства

Это любое физическое или юридическое лицо любых форм собственности. Также объединение граждан, не имеющее статуса юридического лица, Российская Федерация в целом, или ее субъекты, а также муниципальные образования.

Для того, чтобы лицо признали взыскателями необходимо условие. Исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ, соглашение об уплате алиментов и т.п.) выдается в пользу такого лица или в его интересах. Как предъявляется исполнительный лист изложено в статье « ».

Так как гражданское дело может проходить с участием нескольких , а также , взыскателями могут быть несколько лиц сразу. Каждый из них участвует в исполнительном производстве, как правило, от своего имени и самостоятельно. Если только не поручит другому взыскателю (с его согласия).

Правила о гражданской дееспособности физических лиц распространяются, в том числе, и на исполнительное производство. То есть от имени детей до 16 лет, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц права и обязанности осуществляет законный представитель, опекун или попечитель. Если несовершеннолетнему с 14 до 16 лет, он осуществляет свои права сам. В присутствии или с согласия его законного представителя. Когда несовершеннолетний достигнет 16 лет, то законный представитель участвует в деле уже только по желанию судебного пристава. Если в отношении несовершеннолетнего суд вынес решение , такой гражданин выступает в процессе самостоятельно.

Взыскатель может действовать и через представителя, наделив его соответствующими полномочиями. Он выдает доверенность. При этом некоторые полномочия, в т.ч. на подачу жалоб, должны быть в ней специально оговорены (ст. 57 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Доверенность удостоверяет нотариус.

Должник, как сторона исполнительного производства

Должником является та сторона производства, которая обязана совершить определенные действия. Выплатить денежные средства, передать имущество, исполнить другие обязанности или воздержаться от их исполнения и т.п. Должник – это физическое или юридическое лицо. В том числе Российская Федерация в лице органов государственной власти и местного самоуправления. Кто и почему является должником изложено в исполнительном листе или другом аналогичном документе.

В случае участия в деле нескольких и удовлетворения требований истца (истцов), должниками станут сразу несколько лиц. Они участвуют в процессе самостоятельно от своего имени. Передать права другому должнику также можно при условии его согласия.

Права стороны исполнительного производства

И взыскатель, и должник при наличии постановления о возбуждении исполнительного производства и в процессе исполнительных действий вправе:

  1. Знакомиться со всеми материалами производства на любой его стадии, делать выписки, снимать копии с материалов.
  2. Приобщить дополнительные материалы, имеющие значение для исполнения требований взыскателя или обязанностей должника.
  3. Заявить в письменной форме ходатайство на любой стадии производства. Его рассматривает пристав-исполнитель или другое уполномоченное лицо в 10-дневный срок с даты поступления. Еще 3 дня (с поступления в службу) дается на регистрацию документа. Ответ пристава должен быть тоже в письменной форме с указание на то, какие совершаются или будут совершены действия и итог рассмотрения ходатайства.
  4. Выступить с возражением против ходатайств других лиц исполнительного производства.
  5. Участвовать в совершении судебными приставами . В ходе них давать любые устные и письменные объяснения, приводить доводы.
  6. Заявить отвод судебному приставу-исполнителю, специалисту или переводчику в связи с родственными отношениями с одной из сторон, иным лицом, участвующими в производстве, подчиненность или подконтрольность им (можно воспользоваться бланком и специалисту, подкорректировав адресата и обстоятельства).
  7. Любая из сторон вправе подать в суд или вышестоящему должностному лицу и обжаловать постановления в порядке ст. 441 ГПК.
  8. До окончания исполнительного производства между сторонами может быть заключено , которое утверждается в судебном порядке. Взыскатель вправе отказаться от взыскания, оставить у себя имущество должника, которое не было реализовано. А должник может указать то имущество, на которое в первую очередь обращается взыскание.

Обязанности сторон исполнительного производства

Должник и взыскатель, как стороны исполнительного производства, обязаны выполнять законные требования судебного пристава.

Если кто-то из участников выбывает, его место может занять правопреемник ().

Лица, участвующие в исполнительном производстве, – это все те участники исполнительного производства, которые имеют определенную юридическую заинтересованность (материально- и (или) процессуально-правовую) и выступают в исполнительном производстве либо от своего имени, либо от имени других лиц в защиту своих интересов, интересов других лиц, государственных и общественных интересов.

В качестве квалифицирующих признаков понятия лиц, участвующих в исполнительном производстве, следует предложить два признака:

· юридический интерес;

· способность выступать от своего имени в защиту своих интересов или интересов других лиц либо способность защищать права и интересы других лиц от имени последних.

Эти два признака всех лиц, участвующих в исполнительном производстве, являются связанными между собой в силу того, что одни лица, участвующие в исполнительном производстве (стороны), имея юридический интерес (материальный и процессуальный), защищают свои права или интересы. Другие (представители, прокурор, представители государственных органов и общественности), также имея юридический интерес (процессуальный), в силу прямого указания закона, защищают права и интересы других лиц.

Вполне обосновано разграничение юридического интереса на материально-правовой и процессуально-правовой. Так, материально-правовой и процессуально-правовой интересы существуют у сторон, поскольку возникновение и реализация права взыскания у сторон обусловлены как материально-правовыми, так и процессуальными факторами. Тем самым процессуальный интерес сторон означает предусмотренную законом возможность в принудительном исполнении юрисдикционного акта, которая основывается на процессуальных нормах законодательства об исполнительном производстве. Материально-правовой интерес сторон означает стремление к положительному материальному исходу исполнительного производства.

Представители сторон образуют отдельную подгруппу лиц, участвующих в исполнительном производстве, поскольку защищают права и интересы других лиц от имени последних. Юридический интерес (в форме процессуально-правового) представителя сторон – это обусловленная законом (законное представительство) или волеизъявлением пред­ставляемого субъекта (договорное представительство) «потребность в защите» чужого права (интереса) от имени и в интересах самого представляемого в процессе принудительного исполнения юрисдикционного акта. Эта потребность в защите подтверждается надлежаще оформленными полномочиями.

Согласно ст. 49 закона об исполнительном производстве сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник . Как видно из определения, категория «стороны» в исполнительном производстве имеет иное значение, нежели в общей части гражданского (арбитражного) процессуального права, так как сторонами гражданского (арбитражного) процесса согласно ст. 38 ГПК РФ и ст. 44 АПК РФ являются истец и ответчик.

Если в исполнительном производстве исполняются какие-либо судебные акты, вытекающие из искового производства, то возможна ситуация, при которой истцу было отказано в удовлетворении иска, а в пользу ответчика были взысканы те расходы, которые он произвел в связи с проводившимся процессом. В этом случае взыскателем будет лицо, являвшееся ранее ответчиком по исковому производству, а соответственно должником – истец.

Взыскатель и должник как процессуальные фигуры исполнительного производства возникают непосредственно не после постановления решения или принятия, заключения иного акта, являющегося основанием для принудительного исполнения, а только после возбуждения исполнительного производства.

В отношении сторон исполнительного производства действуют специфические принципы:

· неприкосновенности личности должника;

· неприкосновенности минимума средств существования должника и членов его семьи;

· пропорциональности распределения взыскиваемых сумм между взыскателями.

Взыскателями являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

Должниками являются гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить в пользу взыскателя определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполни­тельным документом) или воздержаться от их совершения.

В частях 1 и 2 статьи 49 закона об исполнительном производстве определяются субъекты права, участвующие в исполнительном производстве в качестве сторон. Так, взыскателем или должником могут быть:

· гражданин;

· организация;

· объединение граждан, не являющееся юридическим лицом;

· Российская Федерация;

· субъекты РФ;

· муниципальные образования.

На стороны в исполнительном производстве распространяется институт правосубъектности. Граждане по достижении ими возраста 18 лет могут осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей.

Нормы об участии в исполнительном производстве несовершеннолетних лиц были унифицированы с нормами гражданского законодательства. Это следует признать позитивным изменением.

Согласно ст. 51 закона об исполнительном производстве несовершеннолетние участники исполнительного производства подразделяются на три возрастные группы:

1) несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет;

2) несовершеннолетние в возрасте от 14 до1б лет;

3) несовершеннолетние в возрасте до 14 лет.

Несовершеннолетний в возрасте от 16 до 18 лет , являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно . Однако судебный пристав-исполнитель вправе в этом случае привлечь для участия в исполнительном производстве законного представителя несовершеннолетнего или представителя органа опеки и попечительства (ч. 3 ст. 51 закона об исполнительном производстве). Данное правомочие судебного пристава-исполнителя является диспозитивным, то есть применяется по его усмотрению и исходя из обстоятельств исполнительного производства. Следовательно, возможно и абсолютно самостоятельное участие несовершеннолетнего лица в качестве стороны исполнительного производства.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет , являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве в присутствии или с согласия в письменной форме своего законного представителя или представителя органа опеки и попечи­тельства (ч. 2 ст. 51 закона об исполнительном производстве). Здесь необходимо учитывать, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, при исполнении исполнительных документов, выданных на основании судебных актов и актов других органов, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, административных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком (доходом), несовершеннолетние могут фактически самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном

производстве. Существенным положением является необходимость оформления участия несовершеннолетнего в присутствии или с согласия в письменной форме его законного представителя или представителя органа опеки и попечительства.

Права и обязанности несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет осуществляет в исполнительном производстве его законный представитель (ч. 1 ст. 51 закона об исполнительном производстве). Законными представителями несовершеннолетнего лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

Несовершеннолетний по достижении им возраста 16 лет может самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве в случае объявления его полностью дееспособным (при эмансипации). Также согласно ст. 21 ГК РФ в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет (ст. 13 СК РФ), гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. При достижении указанного возраста граждане могут осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей.

Прекращение правоспособности или утрата дееспособности влекут обязательное приостановление исполнительного производства. Так, согласно п. 1, 2, 4, 5 ч. 1 ст. 40 закона об исполнительном производстве исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

· смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;

· утраты должником дееспособности;

· отзыва у должника – кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с законом о банках и банковской деятельности не приостанавливается;

· применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства.

В исполнительном производстве возможно соучастие сторон . Так, в исполнительном производстве, согласно ч. 5 ст. 49 закона об исполнительном

производстве, могут принимать участие несколько взыскателей или несколько должников. Каждый из них по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников, поскольку требования соучастников обычно совмес­тимы и не исключают друг друга.

Согласно ст. 52 закона об исполнительном производстве правопреемство в исполнительном производстве осуществляется в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерти гражданина, реорганизации организации, уступки права требования, перевода долга и др.). Судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. В этом случае судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести замену выбывшей стороны ее правопреемником в порядке, установленном федеральным законом.

Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для стороны, которую правопреемник заменил. Основания правопреемства в исполнительном производстве те же, что и в материальном праве: смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга.

Права и обязанности сторон урегулированы ст. 50, другими статьями закона об исполнительном производстве, их можно разделить на общие и специальные.

К общим правам относятся права сторон при совершении исполнительных действий:

· заявлять ходатайства;

· участвовать в совершении исполнительных действий;

· давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий;

· приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства;

· возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

· заявлять отводы;

· обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие).

Стороны также имеют иные права, предусмотренные законодательством РФ об исполнительном производстве. Кроме того, до окончания исполнительного производства стороны вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке. В случае если стороны исполнительного производства воспользуются правом озна­комления с материалами дела и снятия с них копий, в материалах ис­полнительного производства делается отметка о снятии с них копий или об ознакомлении с ними. Запись заверяется судебным приставом-исполнителем и лицом, ознакомившимся с указанными материалами или снявшим с них копии. Все заявления, жалобы, претензии взыска­теля и должника, оформленные в письменном виде, регистрируются в подразделении и приобщаются к имеющимся материалам исполни­тельного производства.

По общему правилу, стороны при совершении исполнительных дей­ствий обязаны исполнять требования, которые установлены законода­тельством об исполнительном производстве.

Таким образом, объем общих прав и обязанностей, имеющихся как у взыскателя, так и у должника, является одинаковым, что определяется принципом равноправия сторон.

Специальные права и обязанности сторон закреплены в отдельных статьях закона об исполнительном производстве и подразумевают особые условия их осуществления и использования, в этом проявляется действие принципа диспозитивности (отказ от исполнения, уменьшение требований, соглашение сторон, признание и т. п.). Например, в законе об исполнительном производстве закреплено право взыскателя направить исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, непосредственно в банк или иную кредитную организацию (ст. 8). У взыскателя в данном случае есть право на обращение (даже при наличии сведений о счетах должника в кредитных учреждениях) непосредственно к судебному приставу-исполнителю, поскольку это общий порядок исполнения.

Среди специальных обязанностей, которые установлены иными статьями закона об исполнительном производстве, следует выделить обязанность должника уплатить исполнительский сбор и, как правило, расходы по совершению исполнительных действий.

Имеются права сторон, которые осуществляются по взаимному соглашению сторон.


Например, заключение мирового соглашения возможно только при наличии обоюдного согласия сторон. При утверждении мирового соглашения судебный пристав-исполнитель должен проверить распорядительные действия сторон и соответствие их закону. Однако мировое соглашение вступает в силу только после утверждения его судом (ч. 1 ст. 50 закона об исполнительном производстве).

Другие специальные права сторон могут возникать из соответствующих обязанностей государственных органов, осуществляющих принудительное исполнение. Так, обязанности судебного пристава-исполнителя известить лиц, участвующих в исполнительном производстве, об исполнительных действиях и мерах принудительного исполнения (ст. 24 закона об исполнительном производстве) соответствует право лиц, участвующих в деле, на своевременное извещение.

Таким образом, законодательством об исполнительном производстве предусмотрен широкий круг прав и обязанностей сторон, характеризующий их как главных и активных субъектов исполнительного производства.

Граждане могут участвовать в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей . Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то при их исполнении должник не вправе действовать через представителя.

Участие организаций в исполнительном производстве осуществляется через их органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными норматив­ными правовыми актами или учредительными документами, либо через представителей указанных органов и должностных лиц.

Статья 53 закона об исполнительном производстве не ограничивает круг лиц, которые могут быть представителями сторон в исполнительном производстве. Ими могут быть любые граждане, в том числе сотрудники организации, адвокаты, работники юридических фирм, любой уполномоченный гражданин, не подпадающие под исключения, предусмотренные ст. 56 закона об исполнительном производстве.

Единственное требование к представителям – это наличие надлежащим образом оформленных полномочий на ведение дела.

Поскольку представитель обеспечивает защиту прав и интересов доверителя, он должен обладать необходимыми познаниями как в области правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, так и знанием фактических обстоятельств дела. Однако незнание их не является препятствием к участию в исполнительном производстве в качестве представителя.

Представителями в исполнительном производстве по общему правилу могут быть лица, достигшие возраста 18 лет и не состоящие под опекой или попечительством, то есть полностью дееспособные лица. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть представителем, если он признан дееспособным в порядке, установленном ГК РФ (при эмансипации и др.).

Исходя из систематического толкования действующего законодательства не могут быть представителями :

1) лица, не достигшие возраста 18 лет или состоящие под опекой или попечительством;

2) судьи, следователи, прокуроры, работники службы судебных при­ставов и аппарата суда;

3) нотариусы (ст. 6 Основ законодательства о нотариате);

4) государственные служащие;

5) адвокаты, в случаях, предусмотренных законом об адвокатской деятельности.

В исполнительном производстве необходимо различать обязательное (законное) и добровольное (договорное) представительство.

Представители сторон имеют заинтересованность в исходе дела, которая определяется непосредственно законом (законное представительство), договором (договорное представительство) либо другим основанием, которое является юридическим. Юридический интерес (в форме процессуально-правового) судебного представителя – это обусловленная законом (законное представительство) или волеизъявлением представляемого субъекта (договорное представительство) «потребность в защите» чужого права (интереса) от имени и в интересах самого представляемого в процессе принудительного исполнения юрисдикционного акта. Эта потребность в защите подтверждается надлежаще оформленными полномочиями.

Полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в том порядке, который устанавливается законодательством.

В законе специально не оговорено участие в исполнительном производстве адвоката, в частности каким документом удостоверяется полномочие адвоката. По сложившейся практике адвокат действует на основании ордера, выдаваемого адвокатским образованием, в случаях, когда производится разовое обслуживание организации или гражданина. Однако это правило распространяется в данное время лишь в отношении участия адвоката в гражданском процессе.

В арбитражном процессе, а также в исполнительном производстве единственным документом, удостоверяющим полномочия адвоката, является доверенность. Поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 54 закона об исполнительном производстве полномочия адвокатов на совершение действий, связанных с осуществлением исполнительного производства, удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, установленных международным договором РФ или федеральным законом, – иным документом.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 закона об исполнительном производстве полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

Доверенность, выдаваемая от имени организации другому лицу, должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным на то лицом и скреплена печатью организации.

Полномочия законных представителей граждан подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их статус.

Полномочия представителя, являющегося соучастником в исполнительном производстве, могут быть определены в заявлении, поданном представляемым лицом судебному приставу-исполнителю.

Законные представители совершают от имени представляемых все действия, право на совершение которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законом.

Права и охраняемые законом интересы недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, в исполнительном производстве защищают законные представители – их родители, усыновители, опекуны или попечители, которые представляют документы, удо­стоверяющие их полномочия.

Законные представители могут поручить участие в исполнитель­ном производстве другому лицу, выбранному ими в качестве представителя.

Добровольное (договорное) представительство основано на соглашении между стороной и лицом, осуществляющим представительство. Этот вид представительства основывается на договоре поручения (ст. 971 – 979 ГК РФ), на агентском договоре (ст.1005 – 1011 ГК РФ), а также на трудовом договоре (контракте).

Участие организаций в исполнительном производстве осуществляется через их органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через представителей указанных органов и должностных лиц. Лица, представляющие организацию, обязаны иметь документы, подтверждающие их должностное положение и полномочия.

Представитель, участвующий в исполнительном производстве, имеет право на совершение от имени представляемого всех действий, связанных с исполнительным производством, то есть он вправе:

· знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы;

· заявлять ходатайства;

· участвовать в совершении исполнительных действий и др.

Поэтому случаи ограничения этих прав со стороны судебного пристава-исполнителя недопустимы.

Для совершения некоторых действий требуется обязательное указание возможности их осуществления представителем в доверенности . К таким действиям относятся:

· предъявление и отзыв исполнительного документа;

· передача полномочий другому лицу (передоверие);

· обжалование действий судебного пристава-исполнителя;

· получение присужденного имущества (в том числе денег).

Согласно п. 4 ст. 19 закона о судебных приставах, надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры .

В соответствии со ст. 1 закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона , единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет :

· надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина феде­ральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными ор­ганами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

· надзор за исполнением законов судебными приставами.

Между тем в самом законе об исполнительном производстве нормы о процессуальном положении прокурора отсутствуют.

Необходимость участия прокурора в исполнительном производстве обосновывается тем, что прокурор может предъявлять иски:

а) для защиты прав лиц, нуждающихся в ней, но не имеющих возможности осуществления самостоятельной защиты (детей, престарелых, физически немощных и др.);

б) для защиты государственных и общественных интересов как представитель государства.

Следовательно, прокурор должен быть наделен правом возбуждать исполнительное производство по таким делам. В этом случае возникает правомерный вопрос о формах участия прокурора в исполнительном производстве и его процессуальных правах и обязанностях.

Если вопрос об участии прокурора в исполнительном производстве будет положительно решен законодателем, то прокурор мог бы участвовать в исполнительном производстве в двух формах:

· в форме возбуждения исполнительного производства;

· в форме вступления в исполнительное производство.

Учитывая несовершенство законодательства об исполнительном производстве в части прокурорского надзора, Генеральным прокурором РФ было подписано указание, в котором разъясняется, что органам прокуратуры необходимо осуществлять надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, в частности:

· за соблюдением закона при осуществлении судебными приставами своих функций как при обеспечении установленного порядка деятельности судов, так и при исполнении судебных актов и актов других органов;

· за исполнением законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства;

· за законностью постановлений судов по гражданским делам – в части соответствия законам постановлений судов общей юрисдикции по во­просам исполнительного производства.

В целях реализации приведенно­го указания Генерального прокурора РФ с определенной периодичностью осуществляются проверки работы судебных приставов-исполнителей органами прокуратуры.

Таким образом, судебный и прокурорский надзор являются важны­ми процессуальными гарантиями охраны прав граждан и организаций в исполнительном производстве. Именно сочетанием судебного и прокурорского надзора за деятельностью судебного пристава-исполнителя и других лиц, участвующих в исполнительном производстве, обеспечиваются наибольшие гарантии правильного и четкого исполнения судебных и иных актов.

Закон об исполнительном производстве не предусматривает в составе лиц, участвующих в исполнительном производстве, таких субъектов, как органы государственного управления и местного самоуправления . Возможность участия указанных субъектов в исполнительном производстве предусматривается отраслевым законодательством. Например, известно, что в ст.79 СК РФ содержится положение о том, что принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и пе­редачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях – с участием представителя органов внутренних дел. В силу этого необходимо повысить роль органов государственного управления и местного

самоуправления и закрепить в законе об исполнительном производстве возможность их участия в исполнительном производстве.

Целесообразно наделить органы государственного управления и местного самоуправления правом знакомиться с материалами исполнитель­ного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства.

Следует иметь в виду, что на практике возможно участие в исполни­тельном производстве других органов государственного управления и местного самоуправления, например, органа по защите прав потре­бителей, органа санитарно-эпидеми­оло­ги­чес­кого надзора, антимонопольного органа.

В судебной и арбитражной практике последних лет нередки случаи, когда при осуществлении функции по своевременному и эффективному исполнению вступивших в законную силу судебных актов судебный пристав-исполнитель сталкивается с проблемой обращения взыскания на имущество третьих лиц, не привлекавшихся судом к участию в деле при рассмотрении спора по существу.

Типичным примером тому могут служить достаточно распространенные в настоящее время споры об изъятии земельных участков при ликвидации рынков либо смене собственника (арендатора) земельного участка, на котором находится имущество третьих лиц. Если при рассмотрении спора по существу в суде вопрос о принадлежности такого имущества не рассматривался (например, когда собственники имущества неизвестны либо по каким-то причинам не заявили своих правопритязаний на данное имущество), судебный пристав-исполнитель неизбежно столкнется с коллизией, возникающей между нормами об обязательности судебных актов и нормами, провозглашающими незыблемость права собственности и неприкосновенность собственности.


В этой связи небезынтересно проанализировать отдельные положения действующего законодательства, а также обратиться к сложившейся (впрочем, не всегда однозначной) практике арбитражных судов по данному вопросу.


Так, при получении исполнительных документов судебный пристав должен выполнить две равноважные задачи: с одной стороны, правильно и своевременно исполнить судебный акт, а с другой - защитить нарушенные права, свободы и законные интересы граждан и организаций. При этом, определяя задачи исполнительного производства, законодатель не указывает, что в процессе исполнения судебного акта защите подлежат лишь права взыскателя, и совершенно очевидно, что защите и охране подлежат права и законные интересы всех участвующих в исполнительном производстве лиц.


Представляется также, что норма о защите прав, свобод и законных интересов распространяет свое действие в том числе и на лиц, формально не являвшихся участниками судебного разбирательства, по результатам которого выдан исполнительный лист, и, следовательно, не являющихся участниками исполнительного производства, возбужденного судебным приставом на основании такого исполнительного листа.


Коль скоро корреспондирующие нормам статей 6 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года положения Конституции Российской Федерации гарантируют государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (статьи 45 , ) и не признают действенной защиту нарушенных прав, если судебный акт своевременно не исполняется (статьи 1 , , , , , , , ), судебный пристав-исполнитель, следуя задаче быть результативным в достижении целей исполнительного производства, обязан все же исключить вероятность нарушения своими действиями прав любых граждан и организаций.


Исходя из справедливой позиции Европейского суда по правам человека, право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон; исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть суда.

Решение Европейского суда по правам человека от 19.03.1997 по делу "Хорнсби против Греции" (Hornsby v. Greece).

Развивая этот немаловажный тезис, положения частей 1 и 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) устанавливают обязательность вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов для органов государственной власти, иных органов и организаций, должностных лиц и граждан. Как известно, судебные акты подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, а за их неисполнение АПК РФ и другими федеральными законами предусмотрена ответственность. Приведенные положения статьи 16 АПК РФ призваны обеспечить обязательное исполнение принятых арбитражными судами судебных актов и, соответственно, восстановить нарушенные права лиц, обратившихся в суд за их защитой.



Очевидно, однако, что во всех описанных ситуациях судебных споров, возможно, удалось бы избежать в случае выполнения судебным приставом надлежащих действий по установлению собственников спорного имущества до начала осуществления с этим имуществом исполнительных процедур.


И такие ситуации не являются исключительными, напротив, подобных споров в арбитражной практике немало, и тем не менее устоявшегося и однозначного подхода к оценке действий судебного пристава, учитывающего баланс частных и публичных интересов, судами пока не выработано, хотя уже определились две наиболее вероятные позиции по разрешению описываемой правовой коллизии.


Так, одним из вариантов ее разрешения может стать обращение судебного пристава-исполнителя в арбитражный суд, выдавший исполнительный лист и, соответственно, принявший исполняемый приставом судебный акт, с заявлением в рамках дела, по которому исполнительный лист выдан, о том, что на изымаемом земельном участке им обнаружено имущество, принадлежащее третьему лицу, не привлеченному к участию в деле, что делает невозможным или затруднительным исполнение решения суда.


Суд, получив такое заявление, назначает дату судебного разбирательства и уведомляет о нем как лиц, участвующих в деле, так и третье лицо, которому принадлежит спорное имущество, после чего в судебном заседании определяет порядок исполнения вступившего в законную силу судебного акта с учетом выявленных в ходе его исполнения обстоятельств.


Однако можно предположить, что при практической реализации такого подхода может встать вопрос о непривлечении лица, которому принадлежит спорное имущество, к участию в деле при рассмотрении его по существу, что, согласно пункту 4 части 4 статьи 270 АПК РФ , является безусловным основанием для отмены вступившего в силу судебного акта.


Результатом такой отмены станет повторное рассмотрение дела по существу, но уже с привлечением к участию в деле владельца спорного имущества, что, разумеется, потребует значительного времени, а кроме того, вполне вероятно, повлечет и новые иски, в том числе с требованиями о возмещении вреда и пр.


Другой подход к разрешению вышеописанной спорной ситуации состоит в том, что в случае обнаружения на изымаемом земельном участке имущества, принадлежащего третьему лицу, не привлеченному к участию в деле, судебный пристав-исполнитель уведомляет об этом не суд, а взыскателя по исполнительному производству.


И тогда именно взыскатель, безусловно являющийся лицом, наиболее заинтересованным в скорейшем исполнении вынесенного в его пользу решения суда, получает право определить, какой способ обеспечения своих законных интересов он сочтет наиболее выгодным и процессуально эффективным. И именно взыскателю в этом случае будет принадлежать право определять дальнейший способ исполнения решения суда, будь то обращение с самостоятельным иском к владельцу имущества либо иные процессуальные действия на его усмотрение в рамках исполнительного производства.


Второй вариант разрешения спорной ситуации представляется наиболее верным как с точки зрения практической реализации гарантированной законом защиты прав и законных интересов участников исполнительного производства и владельцев спорного имущества, так и с точки зрения обеспечения обязательности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов.


Кроме того, в результате реализации данного подхода, вероятнее всего, не последует отмены вступившего в силу решения суда в связи с его вынесением без привлечения к участию в деле лица, чьи права затронуты этим судебным актом.


Не отрицая в целом необходимость осуществления судебного контроля над деятельностью судебных приставов, хочется все же отметить, что предоставленная судебным приставам известная самостоятельность при совершении исполнительных действий, рассматриваемая, как отмечалось выше, Европейским судом по правам человека как часть суда, и позволяет судебным приставам проявлять инициативу, в том числе и при установлении собственников имущества, являющегося предметом исполнительных действий, и при выборе способа исполнения судебного акта с использованием одного из вышеуказанных подходов.


И в случае надлежащей реализации этой функции судебный пристав-исполнитель сможет наиболее эффективно совмещать и реализовывать выполнение таких задач исполнительного производства, как правильное и своевременное исполнение судебного акта и защита прав и законных интересов граждан и организаций.

О журнале «Арбитражные споры»

Журнал выпускается с 1998 года и является официальным вестником Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа. Каждый выпуск журнала (а выходит он раз в квартал) - это ценный сборник серьезных тематических статей, авторами которых становятся судьи ФАС СЗО, а также юристы - теоретики и практики.


«Арбитражные споры» родился как совместный проект суда и коммерческой компании «КАДИС» и он стал значительным шагом навстречу открытости арбитражной системы России. Уже почти 20 лет это издание знакомит широкий круг специалистов с судебной практикой ФАС СЗО, мнением судей по тем или иным вопросам. Обзоры судебных дел по интересным тематикам - одни из самых востребованных материалов журнала.


«Арбитражные споры» - это второй совместный проект «КАДИС» и суда. Первым стала первая в России разработка справочной базы данных по судебным арбитражным решениям округа - в рамках семейства .

Гражданин участвует в исполнительном производстве лично или через представителей. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. По достижении возраста 18 лет граждане могут осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то должник не вправе действовать через представителя.

Выделяют несколько видов представительства :

Права и обязанности несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет осуществляет в исполнительном производстве его законный представитель (ст. 51 Закона).

    Уставное представительство возникает в отношении юридических лиц и их органов, выступающих сторонами исполнительного производства.

Организации участвуют в исполнительном производстве через свои органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через представителей указанных органов и должностных лиц. Уставными представителями выступают руководители организации (органа). Такие представители для допуска их в исполнительное производство обязаны иметь документы, подтверждающие их служебное положение, а также учредительные и иные документы.

    Договорное представительство возникает на основании договора. Полномочия такого представителя подтверждаются доверенностью. Договорной представитель имеет право на совершение от имени представляемого всех действий, связанных с исполнительным производством. Однако ч. 3 ст. 57 Закона указывает ряд полномочий, которые должны быть особо оговорены в доверенности, при отсутствии их прямого закрепления в доверенности, договорной представитель не может совершать указанные в статье действия.

Представителями сторон исполнительного производстване могут быть лица, не обладающие полной дееспособностью.

Судьи, следователи, прокуроры, работники (сотрудники) Федеральной службы судебных приставов и аппаратов судов не могут быть представителями сторон исполнительного производства, за исключением случаев, когда они участвуют в исполнительном производстве в качестве представителей соответствующих организаций или в качестве законных представителей сторон исполнительного производства.

17. Третьи лица в исполнительном производстве.

Бывают не только лица, непосредственно участвующих в исполнительном производстве, но и иные (третьи) лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями судебного пристава-исполнителя при проведении исполнительных действий . Иначе говоря, это те лица, которые могут иметь какой-либо материально-правовой и (или) процессуальный интерес по отношению к должнику, либо к его имуществу, но наряду с этим могут не иметь ни юридической, ни какой либо другой заинтересованности в самом исполнительном производстве, и при этом не являются стороной исполнительного производства – третьи лица в исполнительном производстве .

Их правовой статус до настоящего времени в необходимой мере не определен. Не являясь стороной в исполнительном производстве, данные лица не имеют законных оснований для получения акта описи и ареста имущества, не говоря уже о возможности ознакомления с материалами исполнительного производства. Основным критерием выделения третьих лиц среди других субъектов исполнительного производства является цель их участия в исполнительном производстве – а именно: защита своих законных прав и интересов . Отсюда следует не менее важный критерий выделения третьих лиц – их права и интересы затрагиваются лишь в результате действий судебного пристава-исполнителя, т.е. в процессе исполнения требований конкретного исполнительного документа . Наиболее важным средством защиты прав в исполнительном производстве является возможность обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и право подачи исков об освобождении имущества от ареста и исключении его из описи. Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит ст. 119 «Защита прав других лиц при совершении исполнительных действий», однако, на практике, каким-либо образом повлиять на действия судебного пристава-исполнителя третье лицо практически не может. Думается, что правовое положение третьих лиц в исполнительном производстве должно соответствовать правовому положению должника и взыскателя имеющих целый комплекс прав, принадлежащих в равной степени обеим сторонам при совершении исполнительных действий. При этом, безусловно, необходимо исключить права и обязанности присущие непосредственно должнику и взыскателю, которые связаны с возбуждением, развитием и прекращением исполнительного производства. Третьи лица должны обладать своим определенным статусом в процессе исполнительного производства, который обеспечит использование необходимого набора внутриотраслевых процессуально-правовых средств воздействия.

К лицам, участвующим в исполнительном производстве, относят:

  • 1) стороны исполнительного производства - взыскателя и должника;
  • 2) лиц, непосредственно исполняющих требования, содержащиеся в исполнительном документе;
  • 3) иных лиц, содействующих исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (их перечень не исчерпывающий).

В качестве лиц, содействующих исполнительному производству, могут выступать:

  • - представители сторон,
  • - переводчики,
  • - специалисты,
  • - понятые,
  • - лица, которым судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество.

Правовое положение всех лиц, участвующих в исполнительном производстве, регулируется главой 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Стороны исполнительного производства.

Сторон в исполнительном производстве всегда две - взыскатель и должник.

Взыскателем являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

Должник - это гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.

Права сторон делятся на специальные (диспозитивные) и общие.

К специальным (диспозитивным) относят права, которые принадлежат исключительно соответствующей стороне исполнительного производства и могут влиять на возникновение, изменение и прекращение исполнительных правоотношений.

В соответствии с принципом диспозитивности возбуждение исполнительного производства определяется главным образом волей заинтересованных в исполнении лиц - взыскателей. Взыскатель может отказаться от взыскания, а также от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю. Взыскатель и должник вправе в ходе исполнительного производства заключить мировое соглашение, которое после его утверждения судом также ведет к прекращению исполнительного процесса.

К диспозитивным правам взыскателя, влияющим на движение исполнительного производства, относится также упоминаемое в ст. 57 Федерального закона «Об исполнительном производстве» право на отзыв исполнительного листа.

Что касается должника, то он вправе в установленный срок исполнить юрисдикционный акт добровольно, указывать виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Между тем эти правомочия должника практически дискредитированы за счет полномочий судебного пристава-исполнителя, от субъективного усмотрения которого зависит их реализация.

К общим правам сторон относят те, которые принадлежат и взыскателю, и должнику в равной мере, а именно:

знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии,

представлять дополнительные материалы,

заявлять ходатайства,

участвовать в совершении исполнительных действий,

давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий,

приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства,

возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве,

заявлять отводы,

обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие).

Центральная фигура органа принудительного исполнения - судебный пристав. Судебным приставом может быть гражданин РФ, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности».

В ходе исполнения своих служебных обязанностей судебный пристав - исполнитель имеет право: получать необходимую информацию, объяснения и справки; проводить проверки исполнения исполнительных документов у работодателей на работающих у них должников; «входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их»; производить аресты, изъятия имущества; «налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе» и др.

Судебному приставу-исполнителю предоставлено право - обращаться в суд за разъяснением порядка исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе.

Представительство в исполнительном производстве.

Граждане по достижении ими возраста 18 лет могут осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей. Стороны исполнительного производства могут участвовать в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей, при этом личное участие взыскателя или должника в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Однако если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то при их исполнении должником ст. 53 Федерального закона «Об исполнительном производстве» запрещает должнику действовать через представителя.

Так, в силу ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Органы, организации и лица, не являющиеся органами принудительного исполнения, могут быть участниками исполнительного производства. Так банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. При этом неисполнение указанных требований является основанием для наложения судом общей юрисдикции или арбитражным судом (далее - суд) на банк или иную кредитную организацию штрафа в порядке и размере, определенных федеральным законом.

Если сведений о наличии или отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов. Налоговые органы обязаны в срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию. Такая же информация в порядке, определяемом Федеральной налоговой службой Российской Федерации, может быть представлена взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности.

Сюда же относятся все иные органы и организации, которые предоставляют информацию об имущественном положении должника, а также специализированные организации, осуществляющие, например, оценку, хранение или реализацию арестованного (конфискованного) имущества должника.

К лицам и организациям, непосредственно способствующим свершению исполнительных действий, фиксации их результатов, соблюдению прав субъектов гражданского исполнительного правоотношения относятся:

  • - переводчик. В силу ст. 58 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при совершении исполнительных действий стороны могут пригласить переводчика. Переводчиком может быть любой дееспособный гражданин, достигший возраста 18 лет, владеющий языками, знание которых необходимо для перевода. Лицу, которому необходимы услуги переводчика, предоставляется срок для его приглашения. В случае если указанное лицо не обеспечит участие переводчика в установленный судебным приставом-исполнителем срок, переводчик может быть назначен постановлением судебного пристава-исполнителя. Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.
  • - понятые. В частности, присутствие понятых обязательно при совершении исполнительных действий, связанных с вскрытием помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, осмотром, арестом, изъятием и передачей имущества должника. В других случаях понятые вызываются по усмотрению судебного пристава-исполнителя (ст. 59 Закона).

Законом предусмотрены конкретные требования к понятым: в качестве понятых могут быть приглашены любые дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, не заинтересованные в совершении исполнительных действий и не состоящие между собой или с участниками исполнительного производства в родстве, подчиненности или подконтрольности.

В соответствии со ст. 60 ФЗ «Об исполнительном производстве» понятой обязан удостоверить своей подписью в акте соответствующего исполнительного действия факт, содержание и результаты исполнительных действий, при совершении которых он присутствовал.

Специалист. ФЗ «Об исполнительном производстве» в ст. 61 предусматривает, что для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний, судебный пристав-исполнитель по собственной инициативе или по просьбе сторон может своим постановлением назначить специалиста, а при необходимости - нескольких специалистов. В качестве специалиста может быть назначено лицо, обладающее необходимыми знаниями. Специалист дает заключение в письменной форме. Специалист обязан явиться по вызову судебного пристава, дать объективное заключение по поставленным вопросам, давать пояснения по поводу выполняемых им действий. Специалист имеет право на вознаграждение за выполненную работу, проводимую в связи с совершением исполнительных действий. Это вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.

Судебный пристав-исполнитель с целью установления наличия у должника имущества вправе получить объяснения родственников последнего, в связи с чем они также становятся участниками данного исполнительного процесса, конкретного исполнительного правоотношения.