Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения

  • 4. Синтаксические отношения в словосочетании.
  • 5. Согласование как вид подчинительной связи. Разновидности согласования: полное и неполное.
  • 6. Управление как вид подчинительной связи. Сильное и слабое управление, именное примыкание.
  • 7. Примыкание как вид подчинительной связи.
  • 8. Предложение как основная ед. Синтаксиса. Основные признаки предложения.
  • 9. Актуальное членение предложения.
  • 11. Типы предложений по замещённости позиций главных и второстепенных членов предложения. Парцелляция.
  • 13. Простое глагольное сказуемое, осложнение простого глагольного предложения.
  • 14. Составное глагольное сказуемое
  • 15. Составное именное сказуемое.
  • 16. Определённо-личные предложения.
  • 17. Неопределённо-личные предложения
  • 18. Обобщённо-личные предложения.
  • 19. Безличные и инфинитивные предложения.
  • 20. Номинативные предложения и их типы. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях.
  • 21. Синтаксически нечленимые предложения и их разновидности.
  • 22. Дополнение, его типы и способы выражения.
  • 23. Определение, его типы и способы выражения. Приложение как особая разновидность определения.
  • 24. Обстоятельство, его типы и способы выражения. Понятие о детерминантах.
  • Однородные и неоднородные определения
  • 26. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Основные условия обособления второстепенных членов предложения.
  • 27. Обособленные определения и приложения.
  • Обособленные приложения
  • 28. Обособленные обстоятельства.
  • 29. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Обособление уточняющих пояснительных и присоединительных членов предложения.
  • Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
  • 30. Предложения с обращением. Способы выражения обращений. Знаки препинания при обращении.
  • 31. Вводные слова и словосочетания, их лексико-семантические разряды и грамматическое выражение.
  • 32. Вставные конструкции.
  • 33. Сложное предложение как единица синтаксиса. Средства выражения синтаксических отношений в сложном предл. Типы сл. Предл.
  • 34. Типы сложносочиненных предложений по количеству предикативных частей (открытой и закрытой структуры). Средства связи ссп.
  • 35. Сложносочинённые предложения с соединительными и присоединительными отношениями.
  • 36. Сложносочинённые предложения с разделительными и противительными отношениями.
  • 37. Сложноподчинённые предложения нерасчленённой и расчленённой структуры.
  • 43. Сложноподчинённые предложения с условными и причинными отношениями.
  • 44. Сложноподчинённые предложения с уступительными отношениями.
  • 45. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели и следствия.
  • 46. Типы подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
  • 47. Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сл. Предложения и средства их выражения.
  • 48. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
  • 52. Текст как высшая коммуникативная организация речи. Основные признаки текста: связность, цельность, законченность, членимость.
  • Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения
  • Синтаксический разбор простого предложения:
  • Синтаксический разбор словосочетания:
  • 47. Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сл. Предложения и средства их выражения.

    Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

    Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причину, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

    В бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни бессоюзные сложные предложения ближе к сложносочинённым, другие - к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

    Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»).

    В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):

    I. Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):

    [Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) - , .

    Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

    Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.

    1) , [во тьме ржали кони], [из табора плыла нежная и страстная песня-думка] .

    Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.

    II. Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):

    [Я несчастлив]: [каждый день гости] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

    III. Пояснительные (второе предложение поясняет первое):

    1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) -

    2) [Как все московские, ваш батюшка таков]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) -

    Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.

    IV. Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):

    1) [Настя во время рассказа вспомнила]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) - :.

    2) [Опомнилась, глядит Татьяна]: [медведя нет]... (А. Пушкин) - :.

    Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

    V. Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):

    1) [Все счастливые семьи похожи друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толстой) - ,.

    2) [Чин следовал ему] - [он службу вдруг оставил] (А. Грибоедов) - - .

    Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.

    VI. Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):

    1) [Любишь кататься] - [люби и саночки возить] (пословица) - - .

    2) [Увидишься с Горьким] - [поговори с ним] (А. Чехов) --.

    Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

    VII. Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):

    [Мелкий дождик сеет с утра] - [выйти невозможно] (И. Тургенев) - ^ТТ

    • образовательные : повторить основные признаки текста; смысловые отношения, средства и виды связи между предложениями текста;
    • развивающие : развивать логическое мышление обучающихся, аналитические способности; умения информационной переработки текста; сопоставлять языковые явления; делать выводы;
    • воспитательные : воспитывать внимание к слову; интерес к изучению структуры текста с целью лучшего овладения навыками составления текста, написания сочинения.

    ХОД УРОКА

    I. Лингвистическая разминка.

    1. Лексико-орфографический диктант.

    Параллельная связь, интонационный, пояснительный, произведение, грамматический, изъяснительный, временной, языковая норма .

    • О какой норме надо помнить при произношении слова « языковая (норма)».

    (в случае затруднения пользуемся орфоэпическим словарем)

    2. Задание из части 1 (раздаточный материал)

    • Прочитайте внимательно предложения.

    А. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.
    Б. Как известно, языковая норма – регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости, стабильности.
    В. Нет, незыблемых норм не бывает.
    Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?

    • Это текст? Почему? Можно ли создать текст? Выполните действия.

    Вывод: текст – это...(вывод делают учащиеся, учитель корректирует ответ)

    • В каком из предложений наиболее четко выражена основная мысль текста?

    1) Б
    2) А
    3) В

    (ответ: А)

    • Какова тема лингвистической разминки? Сформулируйте тему урока, цели и задачи (запись темы).

    II. Смысловые отношения между предложениями текста.

    1. Предложения в тексте связаны между собой различными смысловыми отношениями. Какими, например? Как их определить?

    2. Каковы смысловые отношения между предложениями А. и В.?

    1. противительные
    2. уступительные
    3. причинные
    4. пояснительные

    III. Средства и виды связи между предложениями текста.

    1. Для связи предложений в тексте выделяются следующие виды связи: лексические, ...(учащиеся продолжают цепочку, далее работаю с таблицей)

    Таблица «Средства связи между предложениями текста»

    Лексические повтор слова, синонимическая замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, слов одной тематической группы, ключевые слова
    Морфологические замена существительных и других частей речи местоимениями, видо-временное единство глаголов, наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и др.
    Синтаксические наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений, предложений одинаковой структуры и др.
    Стилистические использование слов, принадлежащих к одному стилю, тропов и стилистических фигур и др.
    Интонационные длина фразы, темп речи, интонация и др.
    Графические знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения, запись слов в предложении лесенкой.

    2. Среди предложений А, Б, В, Г найдите такое, которое соединено с предыдущим с помощью союза и повтора слова.

    (ответ: Г)

    3. Между предложениями в тексте могут быть следующие основные виды связи: ...

    Пользуясь таблицей, определите вид связи между предложениями текста. Аргументируйте ответ.

    (ответ: цепная)

    Таблица «Виды связи между предложениями в тексте».

    4.Работа в парах.

    Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим

    А) с помощью местоименного наречия.

    (1) Арташез вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. (2) Так было изо дня в день. (3) За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. (4) В воскресные дни он тоже работал. (5) за две недели, что я прожил в доме Арташеза, я разговаривал с ним лишь дважды. (6) Он всегда рано ложился спать. (Ю. Трифонов)

    Ответ: (2)

    Б) только с помощью притяжательного местоимения.

    (1) Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. (2) Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (3) Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. Он мчится прямо на солнце. (4) Мокрая трава хлещет по бокам, по коленкам и холодит и темнит их. (5) Голубое небо, зеленая трава, золотое солнце, чудесный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега! (А. Куприн)

    Ответ: (3)

    В) с помощью соединительного союза.

    (1) читаешь четверть, полчаса – и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... (2) Это значит, что внимание утомлено. (3) Нужно принять меры. (4) Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (5) Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... (6) Я тоже смеюсь. (7) Внимание освежилось, и я могу продолжать. (А. Чехов)

    Ответ: (6)

    IV. Практическая работа в парах. (Выполнение задания из части 2)

    Прочитайте текст и выполните задания А1 – А5, В1 – В6.

    (1) Ушла, изморилась вконец апрелем поверженная зима. (2) Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. (3) Дрогнули готовые распуститься дерева, сшиблись широкими лбам темнеющие в небесах облака. (4) неяркая вешняя молния упала в лесную теплую мглу, и смело прокатился первый трескучий гром.

    (5) Странная тишина томится в лесу после этого грохота. (6) Ветер не дует, а давит сплошь, все замирает.

    (7) Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. (8) Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.

    (9) Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые призраки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. (10) На березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются. (11) Солнце выходит очень быстро. (12) Яростно-новое, с неопределенными очертаниями, оно греет еще бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. (13) Птицы поют взахлеб, земля продолжает сопеть и попискивать, все поминутно меняет свой образ. (14) Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения. (15) Да не будет конца свободе и радости!..

    (В. Белов)

    А1. В каком(их) предложении(ях) текста наиболее ярко выражено отношение автора к описываемой картине?

    1) 1,2
    2) 9
    3) 11,12
    4) 14, 15

    А2. Укажите средство связи предложений 11 и 12.

    1) синоним
    2) местоимение
    3) лексический повтор
    4) союз

    А3. Какое средство выразительности НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ автор?

    1) эпитет
    2) риторический вопрос
    3) олицетворение
    4) ряды однородных членов

    А4. В каком предложении употреблено одиночное причастие?

    1) 3
    2) 1
    3) 10
    4) 12

    А5. Как объяснить постановку двоеточия в предложении 8?

    1) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения
    2) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую
    3) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения
    4) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие

    В1. Из предложения 3 выпишите слово, в котором буква С обозначает звук ш.

    В2. Из предложения (выпишите слово с нулевым окончанием.

    В3. Из предложения; выпишите словосочетание со связью примыкание.

    В4. Найдите в первом абзаце предложение(я), где есть деепричастие. Запишите номер(а) предложения(ий).

    В5. Укажите номер(а) сложносочиненных предложений.

    В6. Укажите номер бессоюзного сложного предложения, состоящего из трех частей.

    Таблица ответов

    V . Подведение итогов работы.

    VI . Домашнее задание.

    1. выполнить работу с текстом, аналогичную классной.
    2. повторить тему «Стили и типы речи».

    Добрый день, ребята!

    У каждой всё особое, своё,

    Отвечают:

    и.

    Отвечают:

    и

    Петухи давно пропели, и играют на рожке.

    Формулируют тему урока:

      повторить

      усвоить

      научиться

      научиться различать видысложносочинённых предложений.

      2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

      3. Изучение нового учебного материала.

      4. Закрепление учебного материала

      1.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

      «5»- выполнил без ошибок;

      «4»- допустил 1 ошибку;

      «3»- допустил 2 ошибки.

      2. Схематический диктант

      Осень, но погода ещё тёплая.

      3. Тест.

      I вариант

    ?

    А. одновременность явлений.

    Б. последовательность

    В. чередование

    Г. противопоставление

    однако

    II вариант

    Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

    2. Укажите сложносочинённые предложения.

    3. Строение какого предложения соответствует схеме:

    А., Б.,В.,Г.

    ?

    А. одновременность явлений.

    Б. последовательность

    В. чередование

    Г. противопоставление

    5. Найдите предложение с союзом тоже.

    «5»- выполнил без ошибок;

    «4»- допустил 1-2 ошибки;

    «3»- допустил 3 ошибки.

    Ответы на тест:

    I вариант - 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

    II вариант - 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

      Славу свою добываю в бою.

      Пчела мала и та работает.

      5. Задание на дом

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект урока на тему "Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении" »

    Конспект урока

    Тема урока «Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении»

    Цель урока:

    создать условия для достижения образовательных результатов:

      личностных (осознание эстетической ценности русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);

      метапредметных (овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, способность к преобразованию информации, способность определять цели предстоящей учебной деятельности)

      предметных (различать смысловые отношения в сложносочиненном предложении)

    Задачи урока:

      формировать понятие о сложносочинённом предложении,

      повторить сочинительные союзы;

      способствовать совершенствованию умения отличать сложносочинённое предложение,

      формировать навык построения схемы сложносочинённого предложения;

    Тип урока – урок усвоения знаний.

    Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Смысловые отношения в сложносочиненном предложении», учебник «Русский язык. 9 класс./ М.М.Разумовская. – М.: Дрофа, 2009», тетрадь, раздаточный материал.

      Организационный момент

    Добрый день, ребята!

    Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко.

    Людей неинтересных в мире нет,

    Их судьбы как истории планет,

    У каждой всё особое, своё,

    И нет планет, похожих на неё.

    Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

    Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

    Посмотрите на предложение, написанное на доске.

    Петухи давно пропели и играют на рожке.

    Читая это предложение, трудно удержаться от улыбки:

    получается, что петухи сначала возвестили своим кукареканьем начало дня, а потом они же, а не пастух, заиграли на рожке.

    Какое перед нами предложение?

    Отвечают:

    Простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.

    Чего не хватает в этом предложении, чтобы мы всё правильно поняли?

    Отвечают:

    Не хватает запятой между частями сложного предложения перед союзом и , который будет соединять два простых предложения в составе сложного.

    Правильно. Теперь у нас получилось не простое предложение с однородными сказуемыми, а сложное предложение. И теперь всё понятно.

    Петухи давно пропели , и играют на рожке.

    А можете ли вы сказать, какие смысловые отношения выражены между частями в этом предложении?

    - Тогда давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

    Формулируют тему урока:

    Сложносочиненное предложение. Смысловые отношения между частями ССП.

      Определим цели урока по опорным словам:

    повторить

    усвоить

    научиться

      Повторить сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

      Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

      научиться различать виды сложносочинённых предложений.

    Правильно! Сегодня мы будем не только повторять уже известные нам сведения, но и познакомимся с тем, какие смысловые отношения могут быть между частями ССП

    Запишите тему сегодняшнего урока в тетради

    Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении

    2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

    Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о ССП:

    Какое предложение можно назвать ССП?

    Как связаны между собой простые предложения в составе сложносочиненного?

    Назовите сочинительные союзы.

    3. Изучение нового учебного материала.

    Дополните таблицу, начатую на прошлом уроке, изучив материал учебника на с.42-43. Ответьте на вопрос: «Какие смысловые отношения могут быть между частями ССП»

    Сверим ваши записи с записями на доске. Сделаем самооценку.

    4. Закрепление учебного материала

    1.Запишем предложения, выделим в них грамматические основы, определим, какая смысловая связь существует между простыми предложениями в составе сложносочинённых, с помощью каких союзов она выражается. (попробуем переставить предложения местами)

      Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (одновременность)

      Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)

      В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)

    4)То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)

    Сделайте самооценку, поставьте оценку в тетрадь.

    «5»- выполнил без ошибок;

    «4»- допустил 1 ошибку;

    «3»- допустил 2 ошибки.

    2. Схематический диктант

    Сейчас вы не будете записывать предложения, а будете составлять схемы предложений:

      Север дышит ветром ночи и полынь колышет.

      Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком.

      Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

      Осень, но погода ещё тёплая.

      То сверкнёт молния, то слышится раскат грома.

    3. Тест.

    I вариант

    Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

    А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

    Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

    В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

    Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

    1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.

    2. Укажите сложносочинённые предложения.

    3. Строение какого предложения соответствует схеме:

    [неопределённо-личное], и [безличное]?

      Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

    То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка ?

    А. одновременность явлений.

    Б. последовательность

    В. чередование

    Г. противопоставление

    5. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).

    А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

    Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

    II вариант

    Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

    А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

    Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

    В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

    Г. Я подошёл к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

    1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

    2. Укажите сложносочинённые предложения.

    3. Строение какого предложения соответствует схеме:

    [определённо-личное], и [двусоставное]?

    А., Б.,В.,Г.

    4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение

    Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины ?

    А. одновременность явлений.

    Б. последовательность

    В. чередование

    Г. противопоставление

    5. Найдите предложение с союзом тоже.

    А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то (же) добирались долго.

    Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то (же) село.

    Сделайте взаимопроверку теста, поставьте оценки

    «5»- выполнил без ошибок;

    «4»- допустил 1-2 ошибки;

    «3»- допустил 3 ошибки.

    Ответы на тест:

    I вариант – 1-А; 2-А. Б.; 3-Б.; 4-В.; 5-А.

    II вариант – 1-Б., Г.; 2-А.,Б.; 3-А.; 4-Б.; 5-А.

    Подведем итоги нашей работы на уроке. Вспомним цели, которые мы ставили перед собой.

    Какие из пословиц, как вы думаете, могут отразить результат нашей работы?

    Попробуйте пословицей описать свои впечатления от урока.

      Славу свою добываю в бою.

      Бог-то бог, а не будь сам плох.

      Святой Боже пахать не поможет.

      Глаза с поволокой, а рот с позевотой.

      У врача лечись, у умного учись.

      Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

      Один глаз на мельницу, другой на кузницу.

      Добрый разум наживёшь не сразу.

      На свой ум надейся, а за чужой держись.

      Пчела мала и та работает.

    5. Задание на дом

    Повторить материал на с. 39-40 (понятие ССП);

    выучить материал на с. 42-43 (разряды сочинительных союзов, виды ССП);

    выполнить упражнение 64 (списать, подчеркивая основы предложений и расставляя знаки препинания, определить смысловые отношения между частями ССП);

    выполнить упражнение 67 (задания по тексту упр.64-разобрать 3 предложения по схеме)

    С понятием «текст» каждый из нас сталкивается регулярно. Однако не все могут дать четкое определение этому, казалось бы, простому понятию.
    На уроках русского языка мы не раз слышали, что текст — это несколько предложений, скрепленных смысловой и грамматической связью.

    В этой статье мы найдем ответ на вопрос «Какими бывают виды и в тексте?». Освежим теоретические знания и рассмотрим наглядные примеры.

    Какие бывают предложений в тексте?

    Обратимся к грамматическим правилам русского языка. В современной науке встречаются следующие виды связи предложений в тексте: цепная, параллельная.

    Самый распространенный способ соединения фраз — первый. Цепная (другие ее названия: последовательная, линейная) связь широко используется в текстах любого типа речи. Объясняется это тем, что линейный тип не конфликтует с привычным способом мышления человека. При помощи цепной связи говорящий имеет возможность выразиться последовательно, постепенно развивая мысль.

    Особенности цепного типа соединения

    Для цепного вида связи характерны:

    • замена прилагательных, существительных, числительных, употребленных в первом предложении, местоимениями в следующем;
    • использование синонимичных слов и фраз;
    • лексические и синтаксические повторения;
    • местоименные наречия;
    • союзы и союзные слова.

    Для того чтобы легко определять виды связи предложений в тексте, необходимо разобрать несколько примеров:

    1. Как-то раз я серьезно заболел. Лихорадка мучила меня несколько дней. Вконец измученный болезнью, я вызвал врача. Он прибыл к вечеру, осмотрел меня и назначил лечение.
    2. В далеком-далеком королевстве жила прекрасная принцесса. Волосы ее были золотыми, как солнце. А лицо белым, как парное молоко. Девушка была красивее первого весеннего цветка.

    Оба текста — яркий пример линейной связи. Каждое предложение соединено со следующим при помощи синонимов, местоимений, лексических повторов.

    Параллельная связь

    Как нам известно, распространенных способов соединения предложений в тексте два. Перейдем к знакомству со вторым.

    При параллельном (централизованном) способе связи предложения в тексте не зависят друг от друга. Каждая фраза считается самостоятельной по своему содержанию. Но она также может являться частью перечисления, сопоставления или противопоставления.

    Параллельную связь чаще всего используют в текстах описательного и повествовательного характера. Связано это с тем, что централизованный тип прекрасно подходит для единовременного рассказа о нескольких явлениях, предметах, событиях.

    Для предложений, использующих параллельный вид связи, характерны:

    • одинаковая структура построения (один и тот же порядок постановки слов);
    • употребление глаголов одной формы в каждой фразе.

    Рассмотрим несколько примеров предложений с параллельным типом соединения. Подобная практика поможет вам справиться с заданиями из разряда: «Определите виды связи предложения в тексте».

    1. Стоял прекрасный летний день. Солнце освещало теплыми лучами запылившуюся дорогу. Яркие блики весело бегали по зеленой листве. Где-то вдали тоненько пели птички.
    2. Варвара ехала в старом автобусе на работу. Погода была угрюмой. Дождь лил, не переставая, вот уже несколько часов. И девушке уже начало казаться, будто он никогда не закончится. Но внезапно тучи рассеялись, и появился скромный лучик солнца.

    Представленные примеры относятся к двум и повествование. Предложения в обоих являются самостоятельными. Они не являются прямым продолжением друг друга.

    Фразы схожи по модели своего построения: сначала идет подлежащее, затем — сказуемое. Помимо характерной параллельной структуры, в каждом примере были использованы глаголы, стоящие в форме единственного или множественного числа прошедшего времени.

    Существуют ли другие виды связи предложений в тексте?

    В некоторых интернет-источниках выделяется третий тип сочетания самостоятельных фраз в тексте — присоединение. При этом виде связи часть высказывания становится самостоятельной, конкретизируя и дополняя основную информацию.

    Распознать этот тип можно по использованию характерных для него сочинительных и присоединительных союзов: даже, главным образом, притом, в первую очередь, в частности, например, прежде всего.

    Рассмотрим несколько предложений:

    1. Все предметы в комнате, в особенности одежда и книги, были неряшливо разбросаны.
    2. Все в доме были крайне смущены, в первую очередь мой дядюшка.

    На примере этих фраз видно, что часть высказывания, отвечающая за детализацию основной мысли, становится обособленной, самостоятельной. Однако она не превращается в самостоятельное предложение.

    Из трудов известных русских лингвистов Л. В. Щербы, В. В. Виноградова можно узнать, что присоединение работает только внутри фразы и не относится к видам связи между предложениями в тексте.

    Комбинирование видов связи

    Следует помнить, что параллельный и цепной типы соединений могут встречаться не только поодиночке. Довольно часто попадаются объемные тексты с различными видами связи.

    В зависимости от того, что хочется сказать автор, он использует определенный тип соединения предложений в тексте. Например, для описания природы он выберет параллельный способ. А для рассказа о том, как прошел день, — цепной.

    Средства связи. Какими они бывают?

    Мы узнали, какие существуют виды связи предложений в тексте. Выявили их характерные особенности и научились распознавать. Теперь перейдем ко второй части нашего плана.

    Делят на три большие группы: лексические, морфологические, синтаксические. С каждой из них мы познакомимся и рассмотрим примеры для лучшего усвоения темы.

    Лексические средства связи

    К этой группе в современном русском языке относятся:

    1. Лексические повторы слов или словосочетаний. Этот прием используется достаточно часто, так как придает тексту особую выразительность. Пример: «Мальчик взял в библиотеке книгу для домашнего чтения. Книга оказалась очень увлекательной».
    2. в соседних предложениях. Например: «Весенний день был так прекрасен! Недаром весну называют самым прекрасным временем года».
    3. Синонимы. Часто встречаются в художественных и публицистических текстах. Делают речь более экспрессивной, красочной. Для примера: «Его роман был хорошо принят критиками. По достоинству произведение оценили и преданные читатели».
    4. Антонимы (в том числе контекстуальные). Приведем пример: «У него было много друзей. Недругов на порядок меньше».
    5. Описательные обороты, заменяющие одно из слов предыдущего предложения: «Он смотрел в небо. Голубой купол поражал юношу своей необъятностью».

    Морфологические средства связи

    Рассмотрим, какие морфологические средства связи предложений в тексте могут нам встретиться:

    1. Личные местоимения в форме третьего лица: «Я ждала свою лучшую подругу уже час. Она, как всегда, опаздывала».
    2. Указательные местоимения. Например: «Мне очень нравится красное платье. Кажется, что в таком наряде невозможно остаться незамеченной».
    3. Местоименные наречия. Приведем пример: «Александру просто необходимо было делать вид, будто у него отличное настроение. Так он и вел себя».
    4. Частицы, союзы. Рассмотрим пример: «Всем очень понравился мамин суп. Только брат, как всегда, отказался есть первое блюдо».
    5. Соблюдение единства вида и времени глаголов. К примеру: «Мы решили устроить романтический ужин. Приготовили вкусный десерт. Накрыли стол. Зажгли свечи».
    6. Прилагательные и наречия, употребленные в форме сравнительной степени: «День был просто замечательный. Казалось, что лучше и не бывает».
    7. Наречия со значением времени, места. Пример: «Сегодня он выглядел чудесно. Совсем не так, как пять лет назад».

    Синтаксические средства связи

    К группе синтаксических средств относят:

    1. Вводные слова и конструкции. Например: «Во-первых, он был слишком молод. Во-вторых, слишком глуп».
    2. Неполные предложения. Для примера: «Сегодня была отвратительная погода. Из-за проливного дождя».
    3. (использование одинаковой конструкции для построения соседних предложений). Пример: «Надо быть мудрым. Надо быть ответственным».
    4. Парцелляция (деление предложения на несколько частей для большей выразительности). Рассмотрим пример: «Чтобы быть успешным, надо стать ответственным, целеустремленным. Надо изменить свой подход к делу».
    5. Комбинирование прямого и обратного порядка слов: «Я буду ждать, когда ты вернешься. Ты вернешься, и мы заживем счастливо».
    6. Использование предложений-скреп, начинающихся с «перейдем к следующей части», «об этом уже говорилось выше», «как было отмечено ранее».

    Мы узнали, какими бывают средства и виды связи между предложениями текста. И закрепили теоретические знания, разбирая примеры.

    Теперь, наткнувшись на задание «Определите, какие встречаются в и средства связи», вы легко с ним справитесь.