Сколько в россии церквей, школ и больниц. Кто кого главнее? Иерархия Православной Церкви

Что мы, православные, знаем о себе? Сколько нас? Из каких Поместных Церквей состоит единая Церковь Христова? Чем занимаются в каждой из них? Данная публикация призвана немного прояснить этот вопрос.

Здесь вы не найдёте развёрнутых докладов о положении дел в той или иной Церкви, но немного статистики и интересных фактов дадут вам представление о том, чем и как живут Православные Церкви в разных странах мира.

Церковь Христова

Исторически сложилось так, что единая Церковь, основанная Спасителем, делится на ряд православных общин по территориальному принципу. Эти общины находятся между собой в общении через богослужение, молитвы друг за друга и дипломатические контакты. Они признают друг друга абсолютно равными и разрешают возникающие затруднения посредством совместных обсуждений на Церковных соборах.

Каждая канонически признанная часть единой Церкви имеет свою иерархию (епископов), непрерывная цепь рукоположений которых восходит к самим апостолам, и томос об автокефалии (особый документ о самостоятельности), выданный материнской Церковью или является древней кафедрой, напрямую основанной апостолами.

В настоящее время, в мире насчитывается 15 Поместных Православных Церквей : Константинопольская Церковь, Александрийская Церковь, Антиохийская Церковь, Иерусалимская Церковь, Русская Церковь, Грузинская Церковь, Сербская Церковь, Болгарская Церковь, Румынская Церковь, Кипрская Церковь, Элладская Церковь, Албанская Церковь, Польская Церковь, Церковь Чешских земель и Словакии и Американская Церковь.

В совокупности, численность православных христиан в мире на сегодняшний день оценивается в 225-300 000 000 человек.

Самой крупной Церковью является Русская (180 000 000 верующих), самой древней — Иерусалимская (основана в день Пятидесятницы апостолами Петром и Иоанном), самой молодой — Американская (получила автокефалию в 1970 году), первенствующей по чести — Константинопольская (после отпадения Римской в 1054 году), первенствующей в миссионерстве — Александрийская (с конца 1930-х годов паства выросла в сотни раз).

Одной из крупнейших проблем современной Церкви является наличие у нескольких патриархатов епархий в диаспорах. Это приводит к существованию на одной и той же территории (например, в США, Канаде, Западной Европе или Австралии) одновременно епископов двух, трёх или даже шести разных Поместных Церквей, что создаёт благоприятную почву для конфликтов.

Русская Церковь

К канонической территории Русской Православной Церкви относится 16 государств: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Эстония, Латвия, Литва, Китай, Япония и Монголия.

В Московский патриархат входит ряд самоуправляемых Церквей: Русская Православная Церковь за границей, Украинская Православная Церковь, Японская Православная Церковь, Китайская Православная Церковь.

Русская Церковь насчитывает порядка 300 епархий, 1 000 монастырей, 35 000 приходов, 40 500 священнослужителей и около 180 000 000 верующих.

С конца XX столетия усилия Церкви сосредоточены на просвещении жителей на территории бывшего СССР, особенно молодёжи, за годы советской власти во многом утративших христианские традиции и веру. В последние годы Церковь также предпринимает шаги по возрождению Православия в Китае и занимается миссионерской деятельностью в Юго-Восточной Азии.

В 2009 году был преодолён долгий раскол с РПЦЗ, в результате чего последняя стала частью Русской Православной Церкви. За последние годы Русской Церкви удалось добиться значимого присутствия в армии, возродить институты тюремного духовенства и сестричеств милосердия при больницах, а также добиться введения в школах изучения курса «Основы православной культуры».

Церковь активно использует средства массовой информации (в том числе и собственные: телеканалы «Спас» и «Союз», радио «Вера», интернет-издания «Православие.ру», «Седмица.ру», «Православие и мир», «Фома» и др.).

Константинопольская Церковь

Константинопольский патриархат с давних пор пытается распространить свою каноническую территорию на все области, не входящие в канонические территории других Поместных Церквей. Константинопольский патриарх даже усвоил себе титул «Вселенский».

Однако фактически, территории Константинопольской Церкви включают в себя территорию Турции в Малой Азии, Стамбул с пригородами, некоторый острова Эгейского моря, полуостров Афон, остров Крит и епархии греческой диаспоры, существующие в тех или иных странах, а также Финляндия. Финляндская Церковь и архиепископия Крита пользуются правами широкой автономии. Также имеет спорную юрисдикцию в Эстонии.

Церковь насчитывает около 5 255 000 верующих на всех подконтрольных территориях, 63 епархии, около 60 монастырей, 3 200 приходов и 130 епископов. Возглавляет Церковь 232-й Константинопольский патриарх Варфоломей.

После отпадения в ересь Римской Церкви, Константинопольский патриарх имеет преимущество чести среди Предстоятелей Поместных Церквей. Преимущество чести даёт патриарху Константинополя право созыва и председательствования на общеправославных мероприятиях, обращения к остальному миру от имени всех Церквей при условии, что он уполномочен на это всеми поместными Православными Церквами, а также решения споров между Поместными Церквями, если они обе апеллируют к нему, как к арбитру.

Из-за сложного материального положения не признаёт автокефалию Американской Православной Церкви, так как значительную часть денежных средств получает от приходов в США и Канаде.

Александрийская Церковь

Александрийского патриарха, как и первосвященника Рима, часто называют папой. Александрия является древней кафедрой, основанной самими апостолами, а также родиной монашества, с чем связан высокий авторитет Церкви в мире.

Несколько веков Церковь боролась с монофизитским расколом, затем находилась под недружественной властью различных мусульманских правительств и относительную свободу в своих действиях получила лишь в XX веке.

Канонической территорией Александрийского патриархата являются все страны Африки. С 1930-х годов Церковь ведёт активную миссию среди жителей континента и на текущий момент её паства насчитывает более 6 800 000 человек в 31 епархии.

Миссионеры Церкви ведут проповедь и совершают богослужения на греческом, арабском, французском и английском языках, а также на языках коренных народов Африки. Среди священников и епископов патриархата много чернокожих. Крупные православные общины уже сложились в Уганде, Кении, Танзании, Нигерии, ЮАР, Зимбабве, Камеруне, Заире, Гане и на Мадагаскаре.

Помимо христианской проповеди, патриархат занимается строительством учебных заведений и больниц, а также организацией гуманитарных акций. Среди недавних важных начинаний Церкви можно упомянуть открытие православного университета на Мадагаскаре.

Антиохийская Церковь

Также древняя апостольская кафедра, имеющая своим центром Дамаск и распространяющая юрисдикцию на Сирию, Ливан, Ирак, Иран, Кувейт, ОАЭ, Оман, Бахрейн, Катар, а также некоторые православные общины в США и Западной Европе.

Несколько веков Церковь находилась в условиях официального доминирования ислама на канонической территории и запрета на проповедь христианства. В последнее время, в связи с дестабилизацией обстановки в регионе и деятельностью террористических групп, находится в исключительно тяжёлых условиях существования.

Несмотря на открытые исламистами гонения и геноцид христиан, Церковь насчитывает около 7 500 000 верующих, объединённых в 22 епархии и более чем 400 приходов. Основные богослужебные языки – арабский и греческий, а также английский.

Особенностью развития жизни Антиохийской Церкви в последние двадцать лет стала миссия среди жителей США и Канады и значительное увеличение численности патриархата из-за массового перехода в Православие англиканских и протестантских общин, для которых была создана особая митрополия западного обряда. Также приходы Антиохийской Церкви в США уже несколько десятилетий пополняются православными беженцами с Ближнего Востока.

Иерусалимский Патриархат

Иерусалимский патриархат был самой первой христианской общиной в мире, созданной ещё апостолами Петром и Иоанном Богословом в местах, где непосредственно проповедовал и жил Господь Иисус Христос. На территории патриархата располагается большинство наиболее значительных святынь всего Христианского мира.

Каноническая территория патриархата состоит из Израиля, Палестины и Иордании, а также Синайского полуострова. Автономная Синайская Церковь уникальна тем, что состоит из единственного монастыря святой Великомученицы Екатерины, возглавляемого архиепископом, которого рукополагает Иерусалимский патриарх.

Патриархат насчитывает около 130 000 верующих, в основном греков и арабов, на языках которых и совершается богослужение. В 4 епархиях патриархата действуют 65 приходов и 25 монастырей. Кафедральным собором патриарха является храм Гроба Господня.

Патриархату принадлежит около 18% всей территории в Иерусалиме. Одним из важнейших направлений в деятельности Иерусалимской Церкви является сохранение и поддержание в должном состоянии христианских святынь, а также организация доступа к ним и проживания в Израиле паломников со всего мира.

Грузинская Церковь

Каноническая территория этого патриархата довольно небольшая – Грузия и Абхазия. Также католикосу-патриарху всея Грузии подчиняются епархии в Европе, Северной Америке и Австралии.

Грузинская Церковь насчитывает около 3 500 000 верующих. 45 епархий объединяют под своими омофорами 170 монастырей и 550 приходов, в которых служат порядка 1300 священнослужителей. Это одна из наиболее древних Церквей в мире. Предание гласит, что именно территория Грузии выпала в качестве жребия для проповеди Божией Матери.

Богослужения в Церкви ведутся на грузинском языке, что является одной претензий абхазов и осетин, которые с давних пор имеют переводы богослужений и Евангелия на свои языки. Приходы в Абхазии в настоящее время заявили о своей автокефалии (которая имеет исторические основания в виде существования собственного патриархата) и находятся в расколе с Грузинской Церковью.

Грузинский патриарх Илия II придумал оригинальную меру по поддержке рождаемости в стране – он лично становится крёстным у каждого третьего и последующих детей.

Сербская Церковь

Первое массовое крещение сербов, поселившихся на Балканском полуострове, произошло при византийском императоре Ираклии, а в 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин прислал к сербам греческих священников.

Каноническая территория Сербского патриархата распространяется на несколько государств: Сербию, Боснию и Герцеговину, Македонию, Словению, Хорватию и Черногорию, а также на несколько епархий в Венгрии, Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии.

Церковь состоит из более чем 3 500 приходов, объединённых в 46 епархий и насчитывает 47 действующих епископов, около 1 900 священников и 1 300 монашествующих. Церковь возглавляется патриархом, резиденция которого находится в Белграде. В богослужении используются церковно-славянский и сербский языки.

С 1967 года несколько епархий Сербского патриархата находятся в расколе, объявив себя Македонской Православной Церковью, которая не признаётся другими Церквями. Эта ситуация очень болезненна для Сербской Церкви и она ведёт с отделившимися епархиями переговоры о воссоединении.

Румынская Церковь

Христианство на территории Румынии, в тогдашней Дакии, впервые появилось ещё в I веке. Предание гласит, что первую проповедь Евангелия сюда принёс апостол Андрей Первозванный.

Богослужения в Румынском патриархате ведутся на румынском и украинском языках. Церковь насчитывает более 18 800 000 верующих. Церковь состоит из 38 епархий, 11 674 приходов и 475 монастырей, в которых служат более 14 600 священнослужителей. Кафедра патриарха – в Бухаресте.

Православие в Румынии имеет статус государственной религии, и румынские священнослужители и церковнослужители находятся на содержании властей. В школах страны священниками официально преподаётся Закон Божий.

Румынская Церковь имеет юрисдикцию над самой Румынией, а также епархии в Северной Америке и Западной Европе, включающие в основном румынскую диаспору. Также патриархат стремится расширить свою каноническую территорию за счёт канонической территории Русской Церкви в Молдавии и на Украине.

Болгарская Церковь

В Болгарии более 8 000 000 православных христиан. В 15 епархиях Болгарского патриархата служит более 1 500 священнослужителей в 120 монастырях и 2600 приходах. Резиденция патриарха находится в столице страны Софии.

Канонической территорией Болгарского патриархата являются сама Болгария и епархии в Западной Европе, Северной Америке и Австралии. Начало распространению христианства на территории Болгарии было положено ещё в I веке первыми учениками апостолов.

С 1992 года в Церкви, при посредстве властей, происходил большой раскол, уврачевать который смог лишь собор с участием Предстоятелей семи Поместных Церквей. Последний раскольнический иерарх принёс покаяние лишь в 2012 году, после чего раскол можно считать окончательно уврачёванным.

За богослужением во всех Православных Храмах в Болгарии, во время Великого входа до сих пор поминается император Александр II и русские воины, погибшие за освобождение Болгарии в войне с Турцией 1877-1878 годов.

Кипрская Церковь

На острове Кипр благовествовали слово Божие апостолы Павел, Варнава и Марк, а позже епископов одного из кипрских городов был Лазарь Четверодневный, воскрешённый Спасителем.

В 1960 году Кипрская Республика провозгласила независимость, президентом которой стал Предстоятель Кипрской Церкви. Однако в 1974 году более трети территории острова было оккупировано турецкими войсками и до настоящего момента контролируется Турцией. При этом, епархии на оккупированной территории были упразднены, духовенство изгнано, а храмы закрыты, сожжены или обращены в мечети.

Кипрская Церковь с центром в Никосии возглавляется архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра и не имеет канонических территорий за пределами острова. В 9 епархиях Церкви числятся более 500 приходов и более 40 монастырей (в виду оккупации действуют 6 епархий и 9 монастырей). 600 священнослужителей окормляют примерно 450 000 православных верующих.

Элладская Церковь

Каноническая территория Элладской Церкви включает в себя территорию современной Греции и некоторых острова Эгейского моря, которые исторически были частью Константинополького патриархата, но в XIX веке получила автокефалию в связи с возникновением самостоятельного королевства Греция.

Канонический статус некоторых территорий до сих пор не урегулирован окончательно и они считаются «временно переданными» Элладской Церкви Константинопольским патриархатом.

Церковь в Греции находится на содержании государства, а в школах страны вполне официально преподаётся предмет «Закон Божий». Православие в Греции является государственной религией, которую исповедует около 85% населения страны.

Паства Церкви состоит из более чем 9 245 000 человек. В Элладской Церкви 81 епархия, 200 монастырей и около 9 300 священнослужителей. Богослужения совершаются на греческом языке. Церковь придерживается новоюлианского календаря. Возглавляет Церковь архиепископ Афинский и всея Эллады.

Албанская Церковь

Первые сведения о существовании христианства в Албании относятся к III веку. Однако первая епископская кафедра Албанской Церкви учреждена в X веке благодаря миссионерским трудам учеников святых братьев Кирилла и Мефодия – Климента и Наума

Епархий в Албанской Церкви всего 4 и они возглавляются 4 епископами, старший из которых является Предстоятелем Церкви и носит титул архиепископа Тиранского и всей Албании. В Церкви около 100 приходов, около 100 священников и дьяконов и порядка 700 000 православных христиан.

Каноническая территория Церкви включает только Албанию, где православное население проживает преимущественно на юге страны. Богослужения совершаются на албанском, греческом и валахском языках. Автокефалия Церковью получена относительно недавно – в 1937 году от Константинопольского патриархата.

В 1991 году, после жестоких гонений коммунистического правительства, в Албании было лишь 15 священников. Прибывшему из Константинопольского патриархата митрополиту Анастасию пришлось приложить огромные усилия для восстановления церковной жизни в стране.

Была открыта духовная семинария, рукоположены ещё трое архиереев и несколько священников, составлен новый устав Албанской Церкви, а также восстановлено и освящено несколько церквей. На сегодняшний день церковная жизнь в Албании всё ещё восстанавливается.

Польская Церковь

Польскую Православную Церковь возглавляет митрополит Варшавский и всея Польши. Юрисдикция Церкви включает территорию Польши, а также епархии в Португалии и Бразилии.

После выхода Польши из состава Российской империи в 1918 году, епархии Русской Православной Церкви в Польше не могли нормально функционировать из-за двойного противодействия со стороны большевистских властей в России и националистического правительства в Польше. В итоге, в период домашнего ареста в России святого патриарха Тихона, Константинопольский патриарх самочинно даровал Польской Церкви автокефалию. Неканонический томос не был признан Русской Церковью и лишь в 1948 году Русская Церковь вторично, уже канонически, даровала Польской Церкви автокефалию.

Сегодня Польская Церковь насчитывает около 600 000 мирян в 8 епархиях, 11 монастырей и более 230 приходов. В Церкви 11 действующих епископов и более 410 священников и диаконов. Основная часть верующих проживает на Юго-Востоке Польши.

В 1990 году к Польской Церкви, на правах широкой автономии, присоединились несколько православных епархий и приходов в Португалии и Бразилии. Богослужения совершаются не только на польском и церковнославянском, но также на украинском и португальском языках.

С 1996 года Церковь много трудов посвящает социальному служению, открывая центры помощи малоимущим, организовывая гуманитарные акции и создавая сестричества при больницах. Также возрождён древний институт братств с определённой узкой специализацией (издательская деятельность, миссионерство, работа с молодёжью и т.п.), действующий как на уровне приходов, так и на уровне епархий или даже Церкви в целом.

Церковь Чешских земель и Словакии

Основателями Православной Церкви в Чехии и Словакии считаются просветители славян равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, проповедовавшие в IX веке. Позднее католики почти полностью вытеснили или подчинили местных православных священнослужителей, и своё второе рождение Православие в Чехии и Словакии пережило в XIX столетии, когда на этой территории появились несколько епархий Сербской Церкви.

В период Второй Мировой войны Чехословацкая Церковь помогала народу сопротивляться немецким оккупантом, за что многие священнослужители были расстреляны или попали в заключение. После войны Чехословацкая Церковь перешла в юрисдикцию Русской Церкви, от которой получила автокефалию в 1951 году. Автокефалия не признавалась Константинопольским патриархом до 1998 года.

К канонической территории Церкви Чешских земель и Словакии относятся Чехия и Словакия. Резиденция митрополита находится в Праге. Языки богослужения – церковнославянский, словацкий и чешский.

К Чехословацкой Церкви себя причисляет около 100 000 православных христиан. Церковь делится на 4 епархии и имеет около 250 приходов и более 200 клириков. В последние два десятилетия Церковь в Чехии и Словакии очень быстро растёт за счёт перехода в Православие представителей других христианских деноминаций. Особенностью Церкви также является почти полное отсутствие монашествующих. Православные монастыри начали появляться лишь в последние несколько лет.

С 2013 года в Церкви начался раскол при активном вмешательстве Константинопольского патриархата, вследствие которого избранному Поместным собором Чехословацкой Церкви новому Предстоятелю митрополиту Ростиславу стал противостоять архиепископ Оломоуцкий Симеон, стремящийся создать альтернативный синод и возглавить Церковь. Раскол не урегулирован до сих пор.

Американская Церковь

Американская Православная Церковь получила автокефалию от материнской Русской Церкви в 1970 году. Основной язык богослужения – английский. Возглавляет Церковь архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады.

Автокефалию Американской Церкви признают Русская Церковь, Болгарская Церковь, Грузинская Церковь, Польская Церковь, Церковь Чешских земель и Словакии.

Православие в Америке стало распространяться благодаря усилиям миссионеров Русской Православной Церкви ещё в XVIII веке, среди жителей Аляски, Алеутских островов, Калифорнии и Гавайев. В XX столетии в США иммигрировало значительное количество православных христиан из стран бывшей Российской империи, которых окормляли иерархи, ранее направленные на кафедры от Русской Православной Церкви, а также иерархи РПЦЗ. Вскоре, благодаря активной миссионерской деятельности, паства Церкви заметно увеличилась за счёт местного англоговорящего населения.

В Американской Церкви 14 епархий, 25 монастырей, около 650 приходов и четыре крупных учебных заведения. Православная община Американской Церкви составляет более 1 000 000 человек и довольно быстро увеличивается. Каноническая территория включает в себя США, Канаду, а также некоторые приходы в Мексике, Южной Америке и Австралии.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Статистика храмов и духовенства Русской Православной Церкви на 2016 год. larionov_d wrote in March 1st, 2016

https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_С вятой_Троицы_(Антарктика )

Учитывая, что ранее РПЦ имела не всегда корректные сведения по своей же базе данных, очень отрадно было читать следующее:

"За последний год проведена кропотливая и непростая работа по уточнению этой статистики. Была создана новая форма отчётности, которая предполагает сообщение в Московскую Патриархию полных перечней храмов, часовен, монастырей, включая много сопутствующих сведений: это, к примеру, частота совершения Литургии, количество совершённых за год крещений, в отношении каждого храма - наличие или нет воскресной школы, и многое другое. Благодаря этому у нас впервые появилась единая комплексная база данных всех храмов Русской Православной Церкви на территории России. В дальнейшем эта база данных будет по возможности постепенно расширена на епархии других стран. Новая методология позволила выявить некоторые ошибки в прежних подсчётах."

Храмы:

34 764 храма или иного вида помещения, где совершается Божественная литургия. Рост по сравнению с 2013 годом на 9.7%, на 3 379.

При этом более 6 000 храмов или часовен, не входящих в цифру выше, на данный момент строятся, восстанавливаются или законсервированы т.к. находятся в руинах, но уже официально переданы РПЦ. Не забываем и о множестве других заброшенных храмов, которые ещё не переданы.

455 мужских монастыря. Рост по сравнению с 2013 годом на 5.7%, на 26.

471 женских монастыря. Рост по сравнению с 2013 годом на 6.1%, на 29.

891 приход и 56 монастырей Московского Патриархата действуют в странах дальнего зарубежья, включая Русскую Зарубежную Церковь.

Духовенство:

35 171 пресвитера. Рост по сравнению с 2013 годом на 13.4%, на 4 741.

4 816 диаконов. Рост по сравнению с 2013 годом на 21.8%, на 1 051.

354 архиерея. Рост по сравнению с 2013 годом на 18%, на 64.

Административное деление:

293 епархии. Рост по сравнению с 2013 годом на 15.6%, на 46.

57 митрополии. Рост по сравнению с 2013 годом на 42.1%, на 24.

В Москве, с конца 2010 года, по конец 2015 года число реальных приходов, то есть храмов, при которых есть община и где регулярно совершается Божественная литургия выросло на 57%, с 271 до 475.

Также отдельно выделю важный момент в документе (стр. 26-28):

Готов проект Катехизиса Русской Православной Церкви. Как говорится в докладе Патриарха:

"Серьезного обсуждения требует епархиальная миссионерская деятельность в нашей Церкви. Архиерейский Собор 2013 года следующим образом описал это направление церковной работы:

«В настоящее время миссионерская деятельность Русской Православной Церкви развивается в нескольких основных направлениях, хотя ими не исчерпывается. Это — миссия среди коренных народов, в том числе малочисленных, противосектантская деятельность и миссия, направленная на просвещение тех, кто уже крещен, но не воцерковлен, а также тех, кто, будучи некрещеным, относится к народу, исторически исповедующему православную веру».

К сожалению, выборочный анализ работы епархиальных миссионерских отделов показал, что большинство из них не имеют собственной повестки дня".

До 1 сентября будут собираться отзывы и внеся определённые поправки, Синодальная библейско-богословская комиссия представит готовый проект Священному Синоду.

Вполне может быть, что благодаря Катехизису и как сказано там же "дорожной карте" миссионерство РПЦ выйдет на более высокий уровень, дай-то Бог.

А вообще, с 1987 года, за 29 лет, рост составил более 500%, ну или чуть более, чем в пять раз, с 6 893 храмов до 34 764. Действующих монастырей тогда было вообще полтора десятка на весь Союз, а теперь их - 926. И это, надо заметить, при сложной экономической ситуации, при далеко не богатом населении, особенно в первые 15 лет и при отсутсвующих в необходимых количествах священников, не говоря уже о фактически создания с нуля структуры Церкви как организации, её служении на благо народа и государства.

патриарх Кирилл . По словам иерарха РПЦ, храмы должны быть в шаговой доступности — как сигаретный ларёк или булочная. О необходимости строить места поклонения говорят и мусульмане — по их мнению, в столице должно быть не менее 100 мечетей, иначе верующие, чтобы не молиться на улице, пойдут «в православные храмы».

«Если мы возьмем условную цифру, которая соответствует статистике крещений (приблизительно 80% от численности этнически православного населения), то тогда для того, чтобы дойти до средней цифры по России, а это 11 200 человек на один приход, нужен 591 храм плюс», — говорил патриарх Кирилл в конце лета.

С тех пор Москва пережила смену мэра и частичное обновление правительства, в том числе и стройкомплекса. Однако, церковь от своих планов не отступилась. «600 быстровозводимых храмов» — это программа-максимум, как правило, осторожные представители РПЦ ведут речь о 200 строениях.

«Свободная пресса» решила выяснить, насколько обеспечены в отправлении своих духовных потребностей жители столиц других стран. Оказалось, что мировая практика, пожалуй, не знает прецедентов таких публичных высказываний. Вообще скурпулёзной статистики «сколько на душу верующего приходится храмов», похоже, никто не ведёт. Даже обязательной регистрацией храмов, мечетей и синагог мало кто занимается.

Москва

В Москве эти цифры упоминаются в правительственном справочнике «Москва в зеркале цифр, фактов, событий 2009/2010 ». Согласно этому документу, на данный момент на территории столицы действует 840 религиозных объединений и организаций, представляющих более 40 различных конфессий и вероисповедных направлений. У РПЦ богослужения совершаются в 670 храмах и 26 часовнях, ещё 9 храмов и часовен принадлежат старообрядцам. У мусульманской общины есть 6 мечетей, плюс неизвестное количество «молельных домов». У евреев — 38 культурных центров и 7 синагог.

Кроме того, на территории Москвы присутствуют буддисты (5 культовых сооружений), 2 действующих храма есть у Армянской Апостольской церкви, 3 — у католиков и 3 — у лютеран. Прочие протестантские конфессии отправляют богослужения в 37 молельных домах.

Осталось посчитать общий итог по количеству мест отправления культа на душу населения: в Москве, согласно итогам последней переписи, живёт 11,7 млн человек. Согласно опросу ВЦИОМа , проведённому в марте 2010 года, среди жителей России 75% исповедуют православие, 5% — ислам, приверженцами остальных конфессий назвали себя менее процента опрошенных, поэтому относительное число верующих посчитать затруднительно. Выделим основные «традиционные религии» — христианство, ислам, иудаизм и буддизм.

Подчеркнём, что эти цифры весьма приблизительны, так как статистика по вероисповеданиям доступна только в целом по стране — так, например, исламские общины заявляют, что мусульман в Москве не менее миллиона, а то и вдвое больше. Больше в Москве концентрация армян, католиков и евреев. Зато буддистов в столице должно быть меньше — из регионов, где эта вера является традиционной (Бурятия, Тува, Калмыкия), массовой миграции пока не зарегистрировано.

Впрочем верующий — не обязательно прихожанин. Согласно тому же опросу ВЦИОМа, только 55% из признавшихся в том, что исповедуют ту или иную религию, участвуют в обрядах. Из них подавляющее большинство — 83% — делают это «только по праздникам» или «от случая к случаю».

Согласно цифрам, наиболее острую нехватку «молельных площадей» испытывают мусульмане. Впрочем, Москва и москвичи относятся к исламу настороженно — и любая попытка построить мечеть заканчивается скандалом.

Но в целом 1 молельное учреждение приходится на 15,2 тысячи москвичей.

Нью-Йорк

Деловая столица США — самый разноязыкий и религиозно богатый город планеты. В нём живёт 8,4 млн человек, разговаривающих на 800 языках. Нью-Йорк — очень религиозный город. Считается, что какой-либо конфессии там принадлежит 83% населения. Это больше, чем в целом по штату (75%) и один из самых высоких показателей по США.

Христианство исповедует 70% населения (цифра очень близка к российской) — 40% католиков и 30% протестантов, с небольшими вкраплениями православных и прочих ветвей христианства. Точное число храмов определить невозможно: называются цифры 1766 протестантских церквей, 437 католических и 66 православных. Есть и большая цифра — 6478 храмов и прочих мест отправления культа.

В Нью-Йорке живёт одна из самых крупных еврейских общин — 12% населения города исповедует иудаизм. По разным данным, в мегаполисе действует от 1000 до 1256 синагог.

Что касается мусульман, то при количестве минимум в 800 тысяч человек (звучат цифры и в 1,4 млн) в городе открыто всего 100 мечетей, плюс «неизвестное количество молельных домов, которые организуются в квартирах или в местах, не видных с улицы».

Если исходить из максимальной цифры (6478), то в Нью-Йорке 1 зарегистрированный храм приходится примерно на 1300 человек — максимальная цифра по миру, которую нам удалось обнаружить. Однако надо понимать, что значительная часть нью-йоркских молелен представляет собой небольшие помещения, вплоть до комнаты в несколько квадратных метров.

Дублин

Ирландия — одна из самых религиозных стран мира. Достаточно упомянуть, что там до сих пор запрещены аборты, а опросы показывают 90−92% верующих.

Эта «повышенная» (в сравнении с остальной Европой) религиозность отразилась и на концентрации храмов в Дублине. На 1 млн 50 тысяч человек в городе — 368 храмов всех конфессий. Таким образом, 1 храм приходится на 2 тысячи 850 человек, приблизительно как и в Нью-Йорке.

Гамбург

Полная противоположность Дублину — атеистический немецкий Гамбург. На 1,8 млн его жителей приходится всего 21 действующий храм . То есть 1 молельное заведение на 85 тысяч 700 человек.

В Германии вообще довольно быстро падает религиозность христианского населения. Так, за один только 2007-й, по сравнению с предыдущим годом, число протестантов Евангельской церкви Германии (ЕЦГ) уменьшилось приблизительно на 268 тысяч человек (в конце 2007 года ЕЦГ насчитывала 24,83 млн верующих при общем населении Германии 82 млн человек). Число верующих Римско-Католической Церкви в 2007 году также упало — на 224 тысячи, до 25,46 млн.

Сейчас в Германии 61,2% жителей принадлежат либо к ЕЦГ, либо к Католической Церкви . Однако страна очень неоднородна в своей религиозности. Так, в самой западной земле ФРГ Саарланд наивысшая религиозность — около 85%. На другом полюсе — восточные земли бывшей ГДР, где верующих всего около 24%, а в Саксонии-Анхальт — и вовсе чуть более 18%.

Берлин

Интересно будет посмотреть на самый крупный город Германии, но одновременно и самый космополитичный, и «восточногерманский» по менталитету.

На 3,5 млн берлинцев приходится 104 христианских храма, 76 мечетей, 11 синагог и 2 буддийских храма. Итого 193 молельных заведения, по одному на 18 тысяч берлинцев (уже ближе к московскому показателю). Несложно, кстати, заметить, что такая повышенная, по сравнению с тем же Гамбургом, концентрация религиозности в основном связана с присутствием мусульманской общины.

Варшава

Польша считается одной из самых религиозных стран Восточной Европы — тут, как и Ирландии, запрещены аборты, максимально усложнена процедура развода, а католическая церковь среди всех общественных объединений (партий, профсоюзов) пользуется наивысшей поддержкой населения. В столице страны действует 146 католических храмов, 4 православных, 28 протестантских, и 1 англиканская церковь. Кроме того, богослужения проводятся в трёх синагогах.

Историки отмечают, что до начала Второй мировой войны в Варшаве была наибольшая концентрация евреев в Европе, существовало более 440 синагог и молитвенных домов. В городе до сих пор сохранилось 20 зданий, ранее бывших синагогами, однако службы проводятся только в одном из них.

Что касается мусульманских сооружений, то в Варшаве функционирует только одна мечеть. Планы мусульман по строительству второго молельного сооружения вызывают бурные протесты общественности. Сообщается, что приверженцев ислама в Варшаве не так уж и много — около 10 тысяч человек.

Кроме того, часть организаций существует полулегально, скажем, упоминаются «десятки молельных домов Свидетелей Иеговы», а так же языческое капище. Буддисты имеют 3 храма.

Таким образом, на 1 млн 710 тысяч человек приходится 190 культовых сооружений , или по 9000 тысяч человек на храм.

Тегеран

Уж в столице страны победившей исламской революции и редкой для нынешнего мира теократической диктатуры, лидер которой не устаёт изрыгать проклятия «мировому сионизму» мечети точно должны быть «в шаговой доступности». Однако, это не совсем так. На почти 8,5 млн населения приходится 57 мечетей, 37 христианских церквей всех конфессий, 29 синагог (!) и 6 зороастрийских храмов.

Таким образом получается, что одно культовое сооружение приходится на 66 тысяч человек. При этом надо понимать, что при учёте подавляющего большинства мусульман дефицит сказывается ещё сильнее — на одну мечеть приходится почти 133 тысяч верующих!

При этом 89% населения Ирана исповедуют мусульманство. Есть в стране и свои «гонимые» — так называемая «Вера Бахаи» по числу приверженцев считается второй после ислама, однако, не имеет своих официально разрешённых мест моления, а её священнослужители подвергаются репрессиям.

Каир

При схожей с Тегераном по численности населения Каир имеет похожую религиозную картину — на 7,8 млн. человек приходится 53 мечети, 16 церквей и 10 синагог. Подавляющее большинство населения Египта, как и в Иране, исповедует ислам — от 80 до 95%. На одно культовое сооружение приходится почти 100 тысяч верующих, причём, как и в случае с Тегераном, мечети — в особом дефиците.

Китай

«Свободной прессе» удалось обнаружить и самый «атеистический мегаполис» в мире — Шанхай. Там располагается всего… 13 храмов различных конфессий (в том числе христианских) — на 19,8 млн. человек. То есть 1 действующий храм приходится на полтора миллиона человек. Этот результат настолько выбивается из общей картины, что мы решили не включать его в общий график.

Благосостояние православной церкви держится не только на немалой помощи государства, щедрости меценатов и пожертвованиях паствы - есть у РПЦ и свой бизнес. Но куда тратится заработанное, по-прежнему секрет

​Половину февраля предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл провел в дальних странствиях. Переговоры с папой римским на Кубе, Чили, Парагвай, Бразилия, высадка на остров Ватерлоо близ антарктического побережья, где российские полярники со станции Беллинсгаузен живут в окружении папуанских пингвинов.

Для путешествия в Латинскую Америку патриарх и примерно сто человек сопровождения пользовались самолетом Ил-96-300 с бортовым номером RA-96018, который эксплуатирует Специальный летный отряд «Россия». Это авиапредприятие подчиняется управлению делами президента и обслуживает первых лиц государства ().


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на российской станции Беллинсгаузен на острове Ватерлоо (Фото: Пресс-служба патриархии РПЦ/ТАСС)

Власти предоставляют главе РПЦ не только авиатранспорт: указ о выделении патриарху госохраны стал одним из первых решений президента Владимира Путина. Три из четырех резиденций — в Чистом переулке Москвы, Даниловом монастыре и Переделкино — предоставлены церкви государством.

Однако одной помощью государства и крупного бизнеса доходные статьи РПЦ не ограничиваются. Церковь и сама научилась зарабатывать.

РБК разбирался, как устроена экономика РПЦ.

Многослойный пирог

«С экономической точки зрения РПЦ представляет собой гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных агентов. Ими являются каждый приход, монастырь, священник», — писал в своей книге «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» социолог Николай Митрохин.

Действительно, в отличие от многих общественных организаций, каждый приход регистрируется как отдельное юрлицо и религиозное НКО. Доходы церкви за проведение обрядов и церемоний не подлежат налогообложению, не облагаются налогом и поступления от продажи религиозной литературы и пожертвования. По итогам каждого года религиозные организации составляют декларацию: согласно последним данным, предоставленным РБК в Федеральной налоговой службе, в 2014 году необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви составили 5,6 млрд руб.

Весь годовой доход РПЦ Митрохин оценивал в 2000-х годах приблизительно в $500 млн, сама же церковь о своих деньгах говорит редко и неохотно. На Архиерейском соборе 1997 года патриарх Алексий II докладывал, что основную часть денег РПЦ получила от «управления своими временно свободными средствами, размещения их на депозитных счетах, приобретения государственных краткосрочных облигаций» и других ценных бумаг и от дохода коммерческих предприятий.


Три года спустя архиепископ Климент в интервью журналу «Коммерсантъ-Деньги» в первый и последний раз скажет, из чего складывается церковная экономика: 5% бюджета патриархии — отчисления епархий, 40% — спонсорские пожертвования, 55% приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ.

Сейчас спонсорских пожертвований стало меньше, а отчисления из епархий могут составлять треть или около половины общецерковного бюджета, объясняет протоиерей Всеволод Чаплин, до декабря 2015 года руководивший отделом по взаимоотношениям церкви и общества.

Имущество церкви

Уверенность обычного москвича в быстром росте числа новых православных церквей вокруг не сильно противоречит истине. Только с 2009 года по всей стране построили и восстановили более пяти тысяч храмов, — эти цифры озвучивал в начале февраля на Архиерейском соборе патриарх Кирилл. В эту статистику попали как церкви, построенные с нуля (главным образом в Москве; о том, как финансируется эта деятельность, — ), так и отданные РПЦ по закону 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения».

Согласно документу, Росимущество передает РПЦ объекты двумя способами — в собственность или по договору безвозмездного пользования, объясняет Сергей Аноприенко, начальник управления по размещению федеральных органов власти Росимущества.

РБК провел анализ документов на сайтах территориальных органов Росимущества — за последние четыре года православная церковь получила свыше 270 объектов имущества в 45 регионах (выгрузка производилась до 27 января 2016 года). Площадь недвижимости указана только у 45 объектов — в общей сложности около 55 тыс. кв. м. Самый большой объект, ставший собственностью церкви, — ансамбль Троице-Сергиева пустынь.


Разрушенный храм в урочище Курилово в Шатурском районе Подмосковья (Фото: Илья Питалев/ТАСС)

В случае передачи недвижимости в собственность, объясняет Аноприенко, приход получает прихрамовый участок земли. Строить на нем можно только церковные помещения — лавку утвари, дом причта, воскресную школу, богадельню и проч. Воздвигать объекты, которые могут использоваться в хозяйственных целях, нельзя.

В безвозмездное пользование РПЦ получила порядка 165 объектов, а в собственность — около 100, следует из данных на сайте Росимущества. «Ничего удивительного, — объясняет Аноприенко. — Церковь выбирает безвозмездное пользование, поскольку в этом случае может пользоваться государственным финансированием и рассчитывать на субсидии на восстановление и содержание храмов от властей. Если имущество будет в собственности, вся ответственность ляжет на РПЦ».

В 2015 году Росимущество предложило РПЦ взять 1971 объект, однако пока поступило всего 212 заявок, говорит Аноприенко. Глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) убеждена: церкви дают только разрушенные здания. «Когда закон обсуждался, мы пошли на компромисс, не стали настаивать на реституции утраченного церковью имущества. Теперь нам, как правило, не предлагают ни одного нормального здания в крупных городах, а только руинированные объекты, которые требуют больших затрат. Мы взяли много разрушенных храмов в 90-е, и сейчас, понятное дело, хотели получить что-нибудь получше», — говорит она. Церковь, по словам игуменьи, будет «биться за нужные объекты».

Самая громкая битва — за Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге


Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (Фото: Рощин Александр/ТАСС)

В июле 2015 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий обратился к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой отдать знаменитый Исаакий в безвозмездное пользование. Это ставило под вопрос работу расположенного в соборе музея, последовал скандал — СМИ писали о передаче памятника на первых полосах, петиция с требованием не допустить передачу собора собрала свыше 85 тыс. подписей на change.org .

В сентябре власти решили оставить собор на городском балансе, однако Николай Буров, директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» (входят еще три собора), по-прежнему ждет подвоха.

Комплекс не получает денег из бюджета, 750 млн руб. ежегодного содержания зарабатывает сам — на билетах, гордится Буров. По его мнению, РПЦ хочет открыть собор только для богослужений, «ставя под угрозу свободное посещение» объекта.

«Все продолжается в духе «лучших советских» традиций — храм используется как музей, музейное руководство ведет себя, как настоящие атеисты!» — парирует оппонент Бурова, протоиерей Александр Пелин из Петербургской епархии.

«Почему музей главенствует над храмом? Все должно быть наоборот — сначала храм, поскольку так изначально задумывалось нашими благочестивыми предками», — возмущен священник. Церковь, не сомневается Пелин, имеет право на сбор пожертвований с посетителей.

Бюджетные деньги

«Если вас содержит государство, вы с ним тесно связаны, вариантов нет», — размышляет священник Алексей Уминский, настоятель храма Троицы в Хохлах. Нынешняя церковь слишком близко взаимодействует с властью, полагает он. Впрочем, его взгляды не совпадают с мнением руководства патриархии.

По подсчетам РБК, в 2012-2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб. При этом только в новой версии бюджета на 2016 год предусмотрено 2,6 млрд руб.

Рядом с торговым домом «Софрино» на Пречистенке — один из филиалов группы телекоммуникационных компаний «АСВТ». Фирмой на 10,7% как минимум до 2009 года также владел Пархаев. Соучредитель компании (через ЗАО «Руссдо») — сопредседатель Союза православных женщин Анастасия Оситис, Ирина Федулова. Выручка АСВТ за 2014 год — свыше 436,7 млн руб., прибыль — 64 млн руб. Оситис, Федулова и Пархаев не ответили на вопросы для этой статьи.

Пархаев же числился председателем совета директоров и владельцем банка «Софрино» (до 2006 года назывался Олд-банк). ЦБ отозвал лицензию этой финансовой организации в июне 2014 года. Судя по данным СПАРК, владельцы банка — ООО «Алемаж», ООО «Стек-Т», ООО «Элбин-М», ООО «Сиан-М» и ООО «Мекона-М». По данным ЦБ, бенефициаром этих компаний является Дмитрий Малышев , экс-председатель правления банка «Софрино» и представитель Московской патриархии в органах государственной власти.

Сразу после переименования Олд-банка в «Софрино» фирма «Жилищно-строительная компания» (ЖСК), учрежденная Малышевым и партнерами, получила несколько крупных подрядов РПЦ: в 2006 году ЖСК победила в 36 конкурсах, объявленных Минкультуры (ранее — Роскультура) на восстановление храмов. Общий объем контрактов — 60 млн руб.

Биография Пархаева с сайта parhaev.com сообщает следующее: родился 19 июня 1941 года в Москве, работал токарем на заводе «Красный пролетарий», в 1965 году пришел работать в патриархию, участвовал в восстановлении Троице-Сергиевой лавры, пользовался расположением патриарха Пимена. Деятельность Пархаева описывается не без живописных деталей: «Евгений Алексеевич обеспечивал стройку всем необходимым, <…> решал все проблемы, и на строительную площадку шли машины с песком, кирпичом, цементом, металлом».

Энергии Пархаева, продолжает неизвестный биограф, хватает и на то, чтобы руководить, по благословению патриарха, гостиницей «Даниловская»: «Это современная и удобная гостиница, в конференц-зале которой проводятся поместные соборы, религиозные и миротворческие конференции, концерты. Гостинице был нужен именно такой руководитель: опытный и целеустремленный».

Суточная стоимость одноместного номера «Даниловской» с завтраком в будние дни — 6300 руб., апартаментов — 13 тыс. руб., в числе услуг — сауна, бар, прокат машин и организация праздников. Доход «Даниловской» в 2013 году - 137,4 млн руб., в 2014-м — 112 млн руб.

Пархаев — человек из команды Алексия II, который сумел доказать свою незаменимость патриарху Кириллу, уверен собеседник РБК в компании-производителе церковной продукции. Бессменный руководитель «Софрино» пользуется привилегиями, которых лишены даже видные священники, подтверждает источник РБК в одной из крупных епархий. В 2012 году в интернет попали фотографии с юбилея Пархаева — праздник с помпой отметили в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. После этого гости юбиляра на теплоходе отправились на дачу Пархаева в Подмосковье. На фотографиях, подлинность которых никто не оспаривал, — внушительный коттедж, теннисный корт и пристань с катерами.

От кладбищ до футболок

В сферу интересов РПЦ входят лекарства, ювелирные украшения, сдача конференц-залов в аренду, писали «Ведомости» , а также сельское хозяйство и рынок ритуальных услуг . Согласно базе СПАРК, патриархия является совладельцем ЗАО «Православная ритуальная служба»: сейчас компания закрыта, однако действует учрежденная ей «дочка» — ОАО «Ритуальная православная служба» (выручка за 2014 год — 58,4 млн руб.).

Екатеринбургская епархия владела крупным гранитным карьером «Гранит» и компанией по обеспечению безопасности «Держава», Вологодская епархия имела завод железобетонных изделий и конструкций. Кемеровская епархия является 100-процентным владельцем ООО «Кузбасская инвестиционно-строительная компания», совладельцем «Новокузнецкого компьютерного центра» и агентства «Европа медиа Кузбасс».

В Даниловском монастыре Москвы расположены несколько торговых точек: монастырская лавка и магазин «Даниловский сувенир». Купить можно церковную утварь, кожаные бумажники, футболки с православными принтами, православную литературу. Финансовые показатели монастырь не раскрывает. На территории Сретенского монастыря есть магазин «Сретение» и кафе «Несвятые святые», получившее название в честь одноименной книги настоятеля, епископа Тихона (Шевкунова). Кафе, по словам епископа, «денег не приносит». Основной источник доходов монастыря — издательство. Монастырю же принадлежат земли в сельхозкооперативе «Воскресение» (бывший колхоз «Восход»; основная деятельность — выращивание зерновых и бобовых культур, животноводство). Выручка за 2014 год — 52,3 млн руб., прибыль — около 14 млн руб.

Наконец, с 2012 года структурам РПЦ принадлежит здание гостиницы «Университетская» на юго-западе Москвы. Стоимость стандартного одноместного номера — 3 тыс. руб. В этой гостинице расположен паломнический центр РПЦ. «В «Университетской» есть большой зал, можно проводить конференции, расселять людей, которые приезжают на мероприятия. Гостиница, конечно, дешевая, там селится совсем простой народ, очень редко — епископы», — рассказал РБК Чапнин.

Церковная касса

Протоиерей Чаплин не смог воплотить в жизнь свою давнюю идею — банковскую систему, исключающую ростовщический процент. Пока православный банкинг существует только на словах, патриархия пользуется услугами самых обычных банков.

До последнего времени у церкви были счета в трех организациях — Эргобанке, Внешпромбанке и банке «Пересвет» (последним структуры РПЦ еще и владеют). Зарплаты сотрудников синодального отдела патриархии, по данным источника РБК в РПЦ, переводились на счета в Сбербанке и Промсвязьбанке (пресс-службы банков не ответили на запрос РБК; источник, близкий к Промсвязьбанку, сообщил, что в банке, в том числе, держат средства церковные приходы).

В Эргобанке обслуживались более 60 православных организаций и 18 епархий, включая Троице-Сергиеву лавру и Подворье патриарха Московского и всея Руси. В январе у банка отозвали лицензию из-за обнаруженной в его балансе «дыры».

Церковь согласилась открыть счета в Эргобанке из-за одного из его акционеров — Валерия Мешалкина (около 20%), объясняет собеседник РБК в патриархии. «Мешалкин — церковный человек, православный бизнесмен, много помогавший храмам. Считалось, что это гарантия, что с банком ничего не случится», — описывает источник.


Офис Эргобанка в Москве (Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС)

Валерий Мешалкин — владелец строительно-монтажной компании «Энергомашкапитал», член попечительского совета Троице-Сергиевой лавры, автор книги «Влияние святой горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы». Мешалкин не ответил на вопросы РБК. Как сообщил источник РБК в Эргобанке, деньги со счетов структуры РПЦ успели вывести до отзыва лицензии.

В оказавшемся не менее проблемным 1,5 млрд руб. РПЦ, рассказали РБК источник в банке и подтвердили два собеседника, близких к патриархии. В январе у банка также отозвали лицензию. По словам одного из собеседников РБК, председатель правления банка Лариса Маркус была близка к патриархии и ее руководству, поэтому церковь выбрала этот банк для хранения части своих денег. По данным собеседников РБК, помимо патриархии, средства во Внешпромбанке держали несколько фондов, выполняющих поручения патриарха. Крупнейший — Фонд святых равноапостольных Константина и Елены. Источник РБК в патриархии рассказал, что фонд собирал деньги на помощь пострадавшим в конфликтах в Сирии и Донецке. Информация о сборе средств есть и в интернете .

Учредителями фонда являются уже упоминавшиеся в связи с РПЦ Анастасия Оситис и Ирина Федулова. В прошлом — как минимум до 2008 года — Оситис и Федулова были акционерами Внешпромбанка.

Однако основной банк церкви — московский «Пересвет». На счетах банка по состоянию на 1 декабря 2015 года размещались средства предприятий и организаций (85,8 млрд руб.) и физических лиц (20,2 млрд руб.). Активы на 1 января — 186 млрд руб., из которых больше половины — кредиты компаниям, прибыль банка — 2,5 млрд руб. На счетах некоммерческих организаций — свыше 3,2 млрд руб., следует из отчетности «Пересвета».

Финансово-хозяйственное управление РПЦ владеет 36,5% банка, еще 13,2% у принадлежащей РПЦ компании ООО «Содействие». Среди других владельцев — ООО «Внуково-инвест» (1,7%). Офис этой компании расположен по тому же адресу, что и «Содействия». Сотрудник «Внуково-инвест» не смог объяснить корреспонденту РБК, есть ли связь между его компанией и «Содействием». В офисе «Содействия» телефоны не отвечают.

АКБ «Пересвет» мог бы стоить до 14 млрд руб., а доля РПЦ в размере 49,7%, предположительно, — до 7 млрд руб., посчитал для РБК аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Инвестиции и инновации

О том, куда инвестируются средства РПЦ банками, известно не​много. Но точно известно, что РПЦ не чурается венчурных инвестиций.

«Пересвет» вкладывает деньги в инновационные проекты через компанию «Сберинвест», в которой банку принадлежит 18,8%. Финансирование инноваций долевое: 50% денег дают инвесторы «Сберинвеста» (в их числе «Пересвет»), 50% — госкорпорации и фонды. Средства на проекты, софинансируемые «Сберинвестом», находили в Российской венчурной компании (пресс-служба РВК отказалась назвать объем средств), фонде «Сколково» (в разработки фонд вложил 5 млн руб., сообщил представитель фонда) и госкорпорации «Роснано» (на проекты «Сберинвеста» выделено $50 млн, рассказал сотрудник пресс-службы).

В пресс-службе госкорпорации РБК пояснили: для финансирования совместных со «Сберинвестом» проектов в 2012 году был создан международный фонд «Наноэнерго». По $50 млн в фонд вложили «Роснано» и «Пересвет».

В 2015 году «Фонд Роснано Капитал С.А.» — дочерняя компания «Роснано» — обратилась в Окружной суд Никосии (Кипр) с требованием признать банк «Пересвет» соответчиком по делу о нарушении инвестиционного соглашения. В исковом заявлении (есть в распоряжении РБК) говорится, что банк в нарушение процедур перевел «$90 млн со счетов «Наноэнерго» на счета российских компаний, аффилированных со «Сберинвестом». Счета этих компаний были открыты в «Пересвете».

Суд признал «Пересвет» одним из соответчиков. Представители «Сберинвеста» и «Роснано» подтвердили РБК наличие тяжбы.

«Это все ерунда какая-то, — не унывает в беседе с РБК член совета директоров «Сберинвеста» Олег Дьяченко. — С «Роснано» у нас неплохие энергетические проекты, все идет, все движется — полностью вышел на рынок завод композитных труб, на очень высоком уровне диоксид кремния, перерабатываем рис, получаем тепло, вышли на экспортную позицию». В ответ на вопрос, куда ушли деньги, топ-менеджер смеется: «Вы же видите, я на свободе. Значит, деньги не пропали». Дьяченко верит, что дело будет закрыто.

В пресс-службе «Пересвета» не ответили на неоднократные запросы РБК. Так же поступил председатель правления банка Александр Швец.

Доходы и расходы

«С советских времен церковная экономика непрозрачна, — объясняет настоятель Алексей Уминский, — строится по принципу дома быта: прихожане отдают деньги за какую-то услугу, а как они распределяются, никого не интересует. И сами приходские священники точно не знают, на что идут собранные ими деньги».

Действительно, подсчитать церковные расходы невозможно: РПЦ не объявляет тендеры и не фигурирует на сайте госзакупок. В хозяйственной деятельности церковь, утверждает игуменья Ксения (Чернега), «подрядчиков не нанимает», справляясь собственными силами — продукты поставляют монастыри, свечи плавят мастерские. Многослойный пирог делится внутри РПЦ.

«На что тратит церковь?» — переспрашивает игуменья и отвечает: «Содержатся духовные семинарии по всей России, это достаточно большая доля расходов». Еще церковь оказывает благотворительную помощь сиротским и иным социальным учреждениям; все синодальные отделы финансируются из общецерковного бюджета, добавляет она.

Патриархия не предоставила РБК данные о расходных статьях своего бюджета. В 2006 году в журнале «Фома» Наталья Дерюжкина, на тот момент бухгалтер патриархии, оценивала затраты на содержание Московской и Санкт-Петербургской духовной семинарий в 60 млн руб. в год.

Подобные расходы актуальны до сих пор, подтверждает протоиерей Чаплин. Еще, уточняет священник, нужно платить зарплату светскому персоналу патриархии. В общей сложности это 200 человек со средней зарплатой в 40 тыс. руб. в месяц, утверждает источник РБК в патриархии.

Эти траты ничтожны на фоне ежегодных отчислений епархий в Москву. Что же происходит со всеми остальными деньгами?

Спустя несколько дней после скандальной отставки протоиерей Чаплин завел аккаунт в Facebook, где написал: «Понимая все что угодно, считаю сокрытие доходов и особенно расходов центрального церковного бюджета совершенно безнравственным. Ни малейшего христианского оправдания такому сокрытию не может быть в принципе».

Нет никакой необходимости раскрывать статьи расходов РПЦ, поскольку абсолютно понятно, на что церковь тратит деньги — на церковные нужды, упрекнул корреспондента РБК председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

На что живут другие церкви?

Публиковать отчеты о доходах и расходах у церкви, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, не принято.

Епархии Германии

Исключением в последнее время стала Римская католическая церковь (РКЦ), частично раскрывающая доходы и расходы. Так, епархии Германии стали раскрывать свои финансовые показатели после скандала с епископом Лимбургским, для которого в 2010 году начали строить новую резиденцию. В 2010 году епархия оценила работы в €5,5 млн, однако тремя годами позже стоимость выросла почти в два раза — до €9,85 млн . Во избежание претензий в прессе многие епархии стали раскрывать бюджеты. Согласно отчетам, бюджет епархий РКЦ состоит из доходов от собственности, пожертвований, а также церковного налога, который взимается с прихожан. По данным 2014 года, самой богатой стала епархия Кельна (ее доход — €772 млн, поступления от налога — €589 млн). Согласно плану на 2015 год, общий объем расходов епархии оценивался в 800 млн.

Банк Ватикана

Теперь публикуются и данные о финансовых операциях Института религиозных дел (IOR, Istituto per le Opere di Religione), более известного как Банк Ватикана. Банк был создан в 1942 году для управления финансовыми ресурсами Святого престола. Свой первый финансовый отчет Банк Ватикана опубликовал в 2013 году. Согласно отчету, в 2012 году прибыль банка составила €86,6 млн, годом ранее — €20,3 млн. Чистый процентный доход равнялся €52,25 млн, доход от торговой деятельности — €51,1 млн.

Русская православная церковь за границей (РПЦЗ)

В отличие от католических епархий, отчеты о доходах и расходах РПЦЗ не публикуются. По словам протоиерея Петра Холодного, долгое время бывшего казначеем РПЦЗ, экономика зарубежной церкви устроена просто: приходы платят отчисления епархиям РПЦЗ, а те переводят деньги в Синод. Процент ежегодных отчислений для приходов — 10%, из епархий в Синод переводят 5%. Самые обеспеченные епархии — в Австралии, Канаде, Германии, США.

Основной доход РПЦЗ, по словам Холодного, приносит сдача в аренду четырехэтажного здания Синода: оно расположено в верхней части Манхэттена, на углу Park Avenue и 93-й улицы. Площадь здания — 4 тыс. кв. м, 80% занимает Синод, остальная часть сдается частной школе. Ежегодный доход от аренды, по оценкам Холодного, — около $500 тыс.

Помимо этого, доход РПЦЗ приносит Курская Коренная икона (находится в Знаменском соборе РПЦЗ в Нью-Йорке). Икону возят по всему миру, пожертвования идут в бюджет зарубежной церкви, поясняет Холодный. Также Синоду РПЦЗ принадлежит свечной завод под Нью-Йорком. В Московский патриархат РПЦЗ деньги не перечисляет: «Наша церковь гораздо беднее российской. Хотя нам принадлежат невероятно ценные участки земли — в частности, половина Гефсиманского сада, — это никак не монетизируется».

При участии Татьяны Алешкиной, Юлии Титовой, Светланы Бочаровой, Георгия Макаренко, Ирины Малковой

Александр Дворкин

Православная Церковь не имеет единого юридического и духовного главы. Православная Церковь верует в духовное равенство (по сану) всех епископов, возглавляющих свои епархии и решающих все общие вопросы соборно. В зависимости от важности вопросов, их решает либо поместный, либо Вселенский собор. На поместных соборах обычно председательствует первоиерарх - епископ (он может носить титул Архиепископа, Митрополита или Патриарха) столичного или исторически важнейшего в стране города, являющийся Предстоятелем поместной Церкви, первым среди равных ее епископов.
В настоящее время Православная Церковь состоит из 15 поместных автокефальных церквей и трех автономных церквей. (Автокефальной называется Поместная Церковь, сама избирающая своего предстоятеля; автономной называется Церковь, пользующаяся широким самоуправлением).

1. Константинопольский Патриархат. Предстоятель: Святейший Варфоломей, Архиепископ Константинополя, Нового Рима, Вселенский Патриарх. Резиденция - Истанбул. По сравнению с Х в., когда в юрисдикцию Вселенского Патриарха входило 624 епархии, сейчас она значительно уменьшилась в размерах. В нее входят 4 митрополии в Турции, Крит и ряд островов Эгейского архипелага, а также, чисто номинально, епархии Северной Греции и все канонические епархии греков, проживающих в рассеянии в Западной Европе, Северной и Южной Америке, в Австралии и Новой Зеландии; ряд русских, украинских и карпаторосских эмигрантских епархий; Афонский полуостров, автономная Церковь Финляндии. Самая крупная в Западной Европе русская православная группировка, так называемая Парижская Архиепископия, или “Евлогианская Церковь” (по имени ее первого предстоятеля митрополита Евлогия), также принадлежит Вселенскому Патриархату. Богослужения неподвижного круга (т.е. праздников, приходящихся на определенную дату) в большинстве епархий, входящих во Вселенский Патриархат, совершаются по григорианскому (новому) календарю. Исключение составляет Святая гора Афон и ряд приходов Парижской русской Архиепископии. Богослужебные языки: византийский греческий и национальные языки эмигрантских епархий.

Автономная Финляндская Православная Церковь . Предстоятель: Высокопреосвященный Иоанн, Архиепископ Карельский и всея Финляндии. Она состоит из трех епархий. Богослужебные языки: финский и карельский.

2. Александрийский Патриархат. Предстоятель: Блаженнейший Парфений Ш, Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки, Судия Вселенной. Резиденция - Александрия Египетская. В Патриархат входят 9 митрополичьих округов во всей Африке. Активная миссионерская работа ведется в таких африканских странах, как Уганда, Кения, Гана и др. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: византийский греческий и национальные языки африканских народов, обращенных в Православие. В ЮАР наряду с греческим используются английский язык и африкаанс.

3. Антиохийский Патриархат. Предстоятель: Блаженнейший Игнатий IV, Патриарх Великой Антиохии и всего Востока. Резиденция - Дамаск. В его юрисдикцию входит 10 митрополий в Сирии и Ливане, а также епархии в Ираке, эмигрантская митрополия Северной и Южной Америки и эмигрантские епархии в Западной Европе. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: арабский. В США и в Западной Европе наряду с арабским используются национальные языки.

4. Иерусалимский Патриархат. Предстоятель: Блаженнейший Диодор, Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины. Резиденция - Иерусалим. В Патриархат входят 6 архиепископий. Патриарх и почти вся высшая иерархия Иерусалимской Церкви - греки, в то время как подавляющее большинство священства и верных - арабы. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому (старому) календарю. Богослужебные языки: византийский греческий и арабский.

5. Русская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший Алексий П, Патриарх Московский и всея Руси. Резиденция - Москва. По состоянию на конец 1993 г. в РПЦ было 107 архиепископов и 19 митрополитов. Каноническая территория Русской Церкви распространяется и на государства СНГ. Кроме того, в Московскую Патриархию входит несколько эмигрантских епархий в Западной и Центральной Европе и в Северной и Южной Америке. В состав РПЦ также входят автономная Украинская Православная Церковь , возглавляемая Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, и автономная Японская Православная Церковь , возглавляемая Высокопреосвященнейшим Феодосием, Митрополитом Токийским и всея Японии. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и языки народов, обращенных российскими миссионерами. Православное население Молдавии и стран Балтии также пользуется местными языками.

6. Грузинская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший и Блаженнейший Илья П, Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский. Резиденция - Тбилиси. К недавнему времени Грузинская Церковь состояла из 15 епархий. Ее территория практически совпадает с территорией республики Грузия. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебный язык: старогрузинский. Ряд приходов использует церковно-славянский, греческий и др. языки.

7. Сербская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший Павел, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий, Патриарх Сербский. Резиденция - Белград. Церковь имеет 28 епархий, из которых 21 в пределах бывшей Югославии, а 7 за ее рубежами: в США, в Канаде, в Центральной и Западной Европе и в Австралии. Богослужения неподвижного круга совершаются по юлианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и сербский. В некоторых приходах в странах рассеяния используются и местные языки. До недавнего времени в США существовала “Дионисиевская” сербская епархия, считавшая себя независимой, обвинявшая Сербский Патриархат в сотрудничестве с коммунистическими властями и не имевшая с ним евхаристического общения. Несколько лет назад состоялось примирение и “дионисиевцы” вернулись в лоно матери-Церкви.

Также канонической частью Сербской Церкви является самопровозглашенная “Автокефальная Македонская Православная Церковь “. Ее решение об автокефалии не было признано ни одной из поместных православных Церквей, что делает невозможным сослужение с ее иерархами и священниками. Однако православным мирянам не возбраняется участвовать в таинствах Македонской Церкви. Предстоятелем Македонской Церкви является Архиепископ Скопльский и всея Македонии. В нее входит 6 епархий, одна из которых состоит из македонских приходов в странах рассеяния (т. наз. Американо-Канадская-Австралийская епархия). Богослужения неподвижного круга совершаются на церковно-славянском и македонском языках.

8. Румынская Православная церковь. Предстоятель: Блаженнейший Феоктист, Патриарх Всея Румынии, Наместник Кесарии Каппадокийской, Митрополит Унгро-Влахийский, Архиепископ Бухарестский. Резиденция - Бухарест. Территориально границы Румынского Патриархата практически совпадают с границами Румынии. Он делится на 5 митрополий, в состав которых входит 12 епархий. Имеются также Западно-Европейская и Северо-Американская епархии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: румынский.

9. Болгарская Православная Церковь. Предстоятель: Святейший Максим, Патриарх Болгарский и Митрополит Софийский. Резиденция - София. В пределах республики Болгария Патриархат разделен на 11 митрополий (епархий). Имеются две епархии за пределами Болгарии: в Америке и в Австралии, отдельные приходы в Венгрии, Румынии, Австрии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и болгарский.

10. Кипрская Православная Церковь. Предстоятель: Блаженнейший Хризостом, Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра. Резиденция - Никозия. Пределы Кипрской Церкви ограничиваются о. Кипром. Вместо прежних 15 епархий Кипрская Церковь сегодня состоит из 5 митрополий и 1 Архиепископии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: византийский греческий.

11. Элладская Православная Церковь. Предстоятель:Блаженнейший Серафим, Архиепископ Афинский и всея Эллады. Резиденция - Афины. Административно Церковь разделяется на 77 епархий. Иерархи подразделяются на иерархов Элладской Церкви (митрополии в “Старой Греции”) и иерархов Вселенского престола (на так называемых “новых территориях”, вошедших в состав Греции в начале века). Большая часть островов Эгейского и Критского морей находится в юрисдикции Вселенского Патриархата. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебный язык: византийский греческий.

12. Албанская Православная Церковь. Границы ее совпадают с границами албанского государства. В 60-е годы нашего века Албанская Церковь состояла из 5 епархий (4 в Албании и одна в США). В конце 70-х годов в Албании было объявлено об окончательном искоренении всех религиозных предрассудков. Конституция 1976 г. запрещала любые религиозные организации, религиозную деятельность и пропаганду. Лишь после падения коммунистического режима началось восстановление Церкви. Ее нынешний предстоятель: Блаженнейший Анастасий, Митрополит Тираны и Дурреса, Архиепископ всея Албании. Резиденция - Тирана. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому календарю. Богослужебные языки: албанский и византийский греческий.

13. Православная Церковь в Польше. Предстоятель: Блаженнейший Василий, Митрополит Варшавский и Всея Польши, его резиденция - Варшава. Границы митрополии совпадают с границами Польской республики. Церковь состоит из 4-х епархий. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому (в некоторых приходах по юлианскому) календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский и польский.

14. Православная Церковь в Чехии и Словакии. Предстоятель: Блаженнейший Дорофей, Митрополит Пражский и всея Чехии и Словакии, его резиденция - Прага. Каноническая территория Церкви занимает государства Чехия и Словакия и разделяется на 4 епархии. Богослужения неподвижного круга совершаются по григорианскому (в ряде приходов по юлианскому) календарю. Богослужебные языки: церковно-славянский, чешский и словацкий.

15. Православная Церковь в Америке. Предстоятель: блаженнейший Феодосий, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всея Америки и Канады. Резиденции - местечко Сайоссет близ Нью-Йорка и Вашингтон. Это - самая молодая из поместных православных Церквей. Православие было принесено на американскую почву русскими миссионерами - валаамскими монахами, прибывшими на Аляску в 1794 г. С тех пор оно распространилось на весь американский континент. С самого начала своего существования американское православие носило мультиэтнический характер. За исключением коренных народов Аляски, обращенных русскими миссионерами (алеуты, эскимосы, индейцы-тлинкиты), Церковь состояла из эмигрантов, прибывших в Америку со всех концов православного мира: с Балканского полуострова, из Сирии, Палестины, восточных провинций Австро-Венгрии, России и т.д. Все они были объединены под священноначалием Русской Православной Церкви в Северной Америке, что признавалось законным всеми поместными православными Церквами.

Церковь росла. В конце XIX в. большая группа карпаторосских униатских приходов, образованных выходцами из Австро-Венгрии, вернулась в лоно Православия. В связи с ростом числа православных административный центр епархии был перенесен из Новоархангельска (ныне Ситха) на Аляске в Сан- Франциско, а затем в Нью-Йорк.
С самого начала объединяющим языком для всех американских православных был английский. Это отметил архиепископ Тихон (Белавин, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, канонизирован в 1989 г.), возглавлявший североамериканскую епархию с 1898 по 1907 г. Под его руководством был совершен перевод богослужебных книг на английский язык. Он также созвал Первый церковный Собор епархии, преобразовавший ее в “Русскую Православную Греко-Кафолическую Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской”. К началу Первой мировой войны Церковь располагала четырьмя викариатами: Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским, насчитывала 3 миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), монастырь, духовную семинарию, богоугодные заведения, школы. Эта полнота церковной жизни в Америке побудила архиепископа Тихона рекомендовать предоставление Американской Церкви широкой автономии, а затем и автокефалии.

После октябрьского переворота в России была нарушена связь американского Православия с матерью-Церковью. Эмигрантская Церковь пока еще не имела достаточно средств для самостоятельного существования. Многие приходы обратились за поддержкой в страны своего происхождения. Именно поэтому началось совершенно неканоническое “расползание” Церкви по этническим юрисдикциям. В 1921 г. без ведома и канонического согласия Русской Церкви была учреждена в Америке греческая архиепископия Вселенского Патриархата. За ней последовали другие.

Лишь после окончания Второй мировой войны начался, хотя и медленно, обратный процесс. С Русской Православной Греко-Кафолической Церковью воссоединилась албанская епархия, большое количество болгарских приходов, организованных в отдельную епархию, и румынские приходы, также составившие отдельную епархию. В 1970 г. фактическая самостоятельность РПГКЦ была признана Русской Православной Церковью, даровавшей ей автокефалию. Тогда Церковь приобрела свое нынешнее название: Православная Церковь в Америке.

Сегодня ПЦА располагает 14-ю епархиями (в том числе одной Южноамериканской), Мексиканским экзархатом и благочинием в Австралии. В Церкви насчитывается более 550 приходов и около миллиона паствы. Основным богослужебным языком является английский. Кроме того, на приходах используются и другие языки, в зависимости от пожелания прихожан. За исключением Аляскинской епархии, где богослужения совершаются по юлианскому календарю, используется григорианский календарь.

В настоящее время на территории Америки имеются следующие канонические юрисдикции: Греческая архиепископия Вселенского Патриархата (до 600 приходов): ПЦА; Антиохийская архиепископия (ок. 200 приходов) и более мелкие: Сербская архиепископия, Румынская епархия, Болгарская епархия, Карпаторосская епархия (Вселенский Патриархат) и Украинская епархия (Вселенский Патриархат). Все они имеют полное евхаристическое общение друг с другом. Все признают положение, исторически сложившееся в странах православного рассеяния, ненормальным и предпринимают совместные энергичные усилия для восстановления канонического единства.

Кроме того, существует и ряд неканонических (т.е. не признанных ни одной Православной поместной Церковью) церковных группировок, в силу ряда причин отпавших от полноты Вселенского Православия. Из них крупнейшими являются следующие: т. наз. Автокефальная Украинская Церковь (более известная под названием “Самосвятская”) с центром в Нью-Джерси и Русская Православная Церковь за рубежом (более 300 приходов по всему миру, из них не более 100 в США) с центром в Нью-Йорке. Кроме того, в США имеется несколько так называемых “старостильных” греческих группировок, имеющих все признаки сектантства. Как Русская Православная Церковь за рубежом, так и греческие “старостильники” считают, что лишь они сохранили Православие во всей его чистоте, запрещают своим сторонникам принимать участие в таинствах других православных Церквей и не допускают к таинствам членов других православных Церквей.

16. Особое положение в семье Православных церквей занимает Синайская Церковь , состоящая из одного монастыря Св. Екатерины на Синайском полуострове и возглавляемая Архиепископом Синайским и Раифским. Он избирается насельниками монастыря и хиротонисуется Патриархом Иерусалимским. Во всех своих внутренних делах монастырь пользуется абсолютной самостоятельностью.