SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое. Судьба трех суперлайнеров: "Титаника", "Британика" и "Олимпика"

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом пассажирского кораблестроения. Могущественные корабельные компании Англии, Германии, Франции вели между собой конкурентную борьбу за лидерство по пассажирским перевозкам. Одна из ведущих компаний «Уайт Стар Лайн», которую приобрёл американский финансист П. Морган, мечтавший о монополии в северной Атлантике, принимает решение о постройке трёх гигантских по тем временам лайнеров. Первые «Олимпик» и «Титаник» были заложены в 1908 и 1909 годах. Третий корабль «Британик» был заложен в ноябре 1911 года.

Борьба за «Голубую ленту Атлантики»

Главное направление того времени - это Америка, которая очень быстро развивалась и нуждалась в новых рынках сбыта. Кроме того, множество эмигрантов из Европы отправлялись в Новый Свет в поисках лучшей жизни. Торговля с Европой требовала всё большего количества кораблей, так как на то время это был единственный способ сообщения между материками.

Океанские лайнеры боролись за право обладать «Голубой лентой Атлантики» - переходящим призом за скорость, с которой требовалось пересечь Северную Атлантику. Это был условный приз престижа. Он представлял собой в то время голубой вымпел, поднимавшийся на мачте лайнера-рекордсмена. Именно за него шла борьба между морскими судоходными компаниями, которые строили всё более мощные, быстроходные и комфортные суда. В 1897 году немецкий лайнер «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» стал обладателем «Голубой ленты». Престижу британских судовых компаний был нанесён удар. Они стремились возвратить лидерство и пассажиров.

Предшественники «Британика»

Была спроектирована серия лайнеров класса «Олимпик». Строительство кораблей проводилось на верфи «Харланд энд Вольф» в североирландском Белфасте. Первый из запланированных лайнеров «Олимпик» был спущен на воду в 1910 году. После достройки он прошёл ходовые испытания и 14.06.1911 г. ушёл в первый рейс из британского Саутгемптона в Нью-Йорк. Спустя некоторое время «Уайт Стар Лайн» принимает решение, согласно которому на строящемся «Титанике» были выполнены изменения с учётом замечаний по первому судну.

В ноябре 1911 года на той же верфи, где строился «Олимпик» закладывается киль «Британика». Судно предстояло выполнить с учётом всех недоработок по двум кораблям. Это был третий лайнер этой серии. Но судьба у кораблей была трагичная. Во время выполнения своего пятого по счету рейса, выходя из Саутгемптонского залива «Олимпик» задел правым боком крейсер Британии «Хок», в результате чего получил значительную пробоину. Ее размер составил 12 метров. Лайнер был вынужден встать на ремонт на верфь Белфаста.

Второй из морских лайнеров этой серии «Титаник» поражал гигантскими размерами, совершенством, роскошью и комфортом для пассажиров. Он должен был, по замыслу владельцев, составить значительную конкуренцию ведущим компаниям «Кунард Лайн» и немецкой HAPAG и получить «Голубую ленту». Но этим планам не суждено было сбыться. "Титаник" погиб от столкновения с айсбергом в первом своём рейсе.

Создание «Британика»

Третий лайнер серии «Олимпик» ещё только строился, когда его собрат «Титаник», потерпевший страшную аварию в столкновении с айсбергом, пошёл ко дну. Эта трагедия, унёсшая жизни 1500 человек, потрясла мир. Первоначальное название третьего корабля было «Гигантик», но после трагедии его хозяева решили назвать судно «Британник», считая, что это имя будет более патриотичным и уместным.

Решив создать серию непотопляемых лайнеров, руководство «Уайт Стар Лайн» принимает решение - строительство третьего из них засекретить, и на корабельной верфи заложенный корабль числился под №433. Но удержать в тайне строительство судна «Британик» не удалось. Компания решила в этом лайнере объединить все достоинства его собратьев и исключить все их недостатки.

Конструктивные изменения

Трагедия «Титаника» приостановила строительство корабля «Британик», так как работала комиссия по расследованию причин катастрофы. На основании сделанных компанией выводов в конструкцию строящегося корабля были внесены существенные изменения, целью которых являлось создание непотопляемого корабля. На случай столкновения лайнера с айсбергом была разработана двойная внутренняя корпусная обшивка судна.

Следующая мера касалась водонепроницаемых пяти перегородок, достигавших верхних палуб. По расчётам конструкторов это позволило бы избежать затопления всех отсеков. Изменения коснулись и архитектуры судна. Колодец, разделявший ют и надстройку, был полностью перекрыт и превращён в шельтердек. Дополнительные каюты 3 класса были устроены на надстройке палубы юта.

Корабль «Британик» оснастили 5-ю парами кранов-шлюпбалок 12-метровых размеров, при помощи которых каждая из них свободно спускала на воду 5 шлюпок при большом крене корабля. На лайнере свободно могли разместиться 40 шлюпок. Но они так и не были установлены.

Спуск на воду и ходовые испытания

Работы по строительству корабля проходили с задержками, спуск на воду отменялся несколько раз. Может это послужило непроведению «крещения» корабля (традиционного разбития бутылки шампанского) в момент спуска его на воду. Это посчитали плохим предзнаменованием.

Первый выход на атлантическую линию компанией был запланирован на июнь 1915 года, и об этом было заявлено. Мало чем отличаясь внешне от своих «братьев-близнецов», судно «Британник» являлось лучшим в этой серии. Все конструкторские доработки были невиданными по тем временам новшествами. Расчётные показатели давали право считать «Британик» самым непотопляемым кораблём.

У компании снова появилась надежда стать самой престижной и получить «Голубую ленту Атлантики». Было официально объявлено, что лайнер выйдет на атлантический маршрут летом 1915 г., но первая Мировая война внесла в жизнь корабля свои коррективы.

Начало войны

Война оказала своё влияние на всё судостроение. Сырьё на строительство кораблей отдавали только тем верфям, которые сотрудничали с Адмиралтейством. «Харланд энд Вольф» продолжала строительство океанских гражданских кораблей, поэтому их строительство продвигалось крайне медленно.

Порт Саутгемптон был реквизирован, то есть он стал военным, поэтому свои корабли «Уайт Стар Лайн» перевела в порт Ливерпуля. Многие океанские лайнеры и грузовые суда также были реквизированы. Эта участь ожидала «Олимпик», ставший военным транспортником, и «Британик», который был превращён в госпитальное судно. На мечте пересечь Атлантику и получить голубую ленту престижа был поставлен жирный крест.

Военный госпиталь

В октябре 1914 года «Британик» был переоборудован в военный госпиталь. На его борту было устроено несколько операционных, специальных помещений реанимации, кают для медицинского персонала, гимнастический зал, складские помещения, перевязочные и, конечно же, каюты для раненых. Вместимость плавучего госпиталя составляла 3300 коек.

Корабль, как медицинское судно, получил и отличительную окраску. Корпус был окрашен в белый цвет с продольной зелёной полосой и нанесёнными по ней красными крестами с боков, трубы его были покрыты жёлтой краской.

Военная служба

12.12.1915 г. «Британик» выполнил переход из Белфаста в Саутгемптон, где принял на борт медперсонал, медикаменты и припасы. 23.12.1915 г. корабль вышел из порта и направился к берегам Средиземного моря. Командиром корабля стал самый лучший капитан «Уайт Стар Лайн» - Карлос Бартлет. Вся Европа была охвачена пожаром мировой войны. Средиземноморье не стало исключением.

Англия и Франция, будучи союзниками, воевали против Германии и Турции и высадили свои войска в Галлиполи, при проведении Дарданелльской операции. Англичане терпели неудачу, им необходимо было подкрепление и вывоз раненых. Эта миссия была возложена на госпитальные корабли, которые выполняли поставленную задачу в Средиземном море, переполненном немецкими подводными лодками.

За 1916 год «Британик успешно выполнил пять рейсов, эвакуировав в Англию более 13000 человек. Чем дольше продолжалась война, тем большей опасности подвергался лайнер, который не был приспособлен к маневрированию в узких для него проливах Средиземного моря. Он создавался для бескрайних просторов Атлантики и по причине своих огромных размеров был уязвим для германских субмарин, которые в буквальном смысле «нашпиговали» море минами.

Гибель «Британика»

Шестой, последний раз «Британик» отправился в Средиземноморье в ноябре 1916 года. 21 ноября он проходил пролив между греческими островами Кеа и Китнос за очередными, подлежащими эвакуации ранеными. Ровно в 8:00 раздался глухой взрыв, за которым последовал гул и вибрация. Капитан К. Бартлет, который ещё только завтракал, понял, что корабль подорвался на вражеской мине. Он немедленно занял свой пост.

Первое, что попытался сделать капитан, - развернуть корабль и выбросить его на мель, но этого ему не удалось. Команда в спешке готовилась покинуть судно. Капитан смог предотвратить панику и взять ситуацию в свои руки.

Лайнер стал заваливаться на правый борт. Вскоре над поверхностью воды показались вращающиеся гигантские лопасти винта, под которые затянуло две лодки. Поняв, что гибель остальных спасающихся неминуема, капитан приказал остановить машины. Лайнер продолжал погружаться в морскую пучину. Поступающая на верхнюю палубу через открытые иллюминаторы вода предрешила исход. Корабль пошёл ко дну.

Поведение капитана К. Бартлета - это образец морского командира. Благодаря его выдержке и профессионализму спасти удалось 1104 человека. Он покинул борт самым последним. При такой масштабной катастрофе погибли всего 30 человек, которых затянуло под гребные винты. Спасение потерпевших бедствие людей с «Британика» вошло в историю мирового мореплавания.

Поиски затонувшего «Британика» увенчались успехом только в 1975 году. Его обнаружила экспедиция Жак-Ив Кусто на глубине 112 метров неподалёку от греческого острова Кеа. Его останки принадлежат историку мореходства С. Милзу.

Первая версия гибели корабля

Общественность Англии, шокированная гибелью непотопляемого лайнера, не могла прийти в себя от того, что он затонул всего за 57 минут. Газетами высказывалась версия, что корабль был атакован немецкой подлодкой и поэтому получил пробоины, несовместимые с жизнью судна.

Версия торпедной атаки была опровергнута командиром немецкой подлодки. Капитан Зейсс сообщил, что в проливе была поставлена минная банка, которая и стала причиной гибели «Британика». В качестве доказательства был представлен журнал, где не было записи о приказе торпедировать плавучий госпиталь. Официальной версией было признано, что лайнер подорвался на мине, выставленной немецкой субмариной. Но многие считают невыясненным, как погиб корабль "Британик". Интересные факты были получены спустя шестьдесят лет после трагедии.

Вторая версия гибели «Британика»

Эту версию озвучил всемирно известный исследователь Жак-Ив Кусто. Согласно ей, корабль втайне перевозил оружие. Об этом стало известно немецкой разведке, которая установила адскую машинку в угольный бункер корабля во время его нахождения на дозаправке в Неаполе. При взрыве её произошёл вторичный взрыв угольной пыли, которой в бункерах было предостаточно. Этим можно объяснить гул, который слышали некоторое время после взрыва. Но детонацию угольной пыли мог вызвать и взрыв мины за бортом.

"Океаник III"

Потеряв два своих самых лучших лайнера, «Уайт Стар Лайн» не оставила своих планов на получение "Голубой ленты". Она мечтала о реванше и возлагала надежды на более быстрый, мощный и надежный корабль. Компания в январе 1928 года подала заявку «Харланд энд Вулф» на строительство "Океаник III", который представлял собой усовершенствованную серию "Олимпик", с дизель-электрическими двигателями. Но разгоревшаяся Великая депрессия, поразившая и судоходный бизнес, поставила на этом проекте окончательную точку.

Послесловие

Единственным оставшимся из трёх кораблей близнецов был "Олимпик". Он прожил славную корабельную жизнь, стал легендой британского кораблестроения и прослыл самым надежным лайнером. Но суеверные моряки видят взаимосвязь между судьбами кораблей и их первоначальными названиями "Олимпик", "Титаник" и "Гигантик" ("Британик"). Согласно древнегреческой легенде "Титаники" и "Гигантики" погибли в борьбе с "Олимпиками".

Об этом говорит случай, произошедший с "Олимпиком в 1929 году. Он шел курсом на Нью-Йорк. Когда оставалось несколько часов пути, корабль по непонятной причине начало трясти. Других судов поблизости не было, двигатели работали нормально, что исключило возможность потери лопасти винта. Но ужас охватил моряков, когда они узнали, что корабль находится в месте гибели "Титаника". Не успокоило команду и сообщение, что в этом месте произошло землетрясение. Капитан Паркер после возвращения ушел в отставку.

Трагическая судьба «Британика»

«Британник» - госпитальное судно, третье и последнее судно класса «Олимпик», которое было заказано компанией «Уайт Стар Лайн» судостроительной компании «Харланд энд Вольф».

Корабли класса «Олимпик»

После введения в эксплуатацию лайнеров «Олимпик» и « » «Уар Стайт Лайн» стала обладателем самых больших лайнеров в мире. Конкуренты остались далеко позади, когда 20 октября 1910 г. «Олимпик» был спущен на воду. А в дальнейшем, когда появится и «Титаник», казалось, что понадобится много времени, чтобы превзойти их.

В скором времени после введения «Олимпика» в строй были выявлены некоторые недочеты в его конструкции, которые и были устранены на «Титанике». Это делало «Титаник» немного больше и роскошней, чем «Олимпик». И теперь, когда было начато строительство третьего и последнего судна класса «Олимпик», оно должно было объединять в себе все достоинства своих предшественников и не иметь их недостатки. Однако самые обширные изменения к проекту нового судна ждали его в будущем.


1912 год, 14 апреля — лайнер «Титаник» столкнувшись с айсбергом во время первого плавания, затонул всего за 2 ч 40 мин. Погибло больше чем 1500 человек. Мир был потрясен. Выяснилось, что правила безопасности для кораблей безнадежно устарели, и они были немедля изменены. «Олимпик» сразу отослали в Белфаст для изменений в его проекте и установки дополнительных спасательных шлюпок. После пяти месяцев работ, 2 апреля 1913 г., «Олимпик» возвратился к службе на северной Атлантике.

Строительство же третьего судна решили немедленно остановить, а намеченное имя «Гигантик» заменили на «Британник». Хотя «Уайт Стар Лайн» отрицала, что корабль первоначально хотели назвать «Гигантик», утверждения в прессе перед гибелью «Титаника» были другие. Лайнеры должны были называться в честь древнегреческих персонажей: олимпийцев, титанов и гигантов. Но, согласно легенды титаны и гиганты погибли в битве с олимпийцами, и называть новое судно «Гигантик» было бы такой же дерзостью, как в случае с «Титаником». Потому судно было названо «Британник».

«Олимпик» «Британник» и «Титаник»

«Самое непотопляемое» судно Британик

Инженерами начали делаться изменения в проекте. Потому как строительство было все еще в ранней стадии, гораздо легче было включить новые требования безопасности. Переборки проходили и через пассажирские помещения. Была добавлена дополнительная переборка в электрическом машинном отделении, таким образом, судно делилось на 17 водонепроницаемых отсеков, а не 16. Это, теоретически, делало его «самым непотопляемым» кораблем, способным выжить с шестью затопленными передними отсеками. Сконструировали двойные борта в местах, где были котельные. На корме строящегося лайнера перекрыли колодец между надстройкой и ютом. Таким образом палуба Б теперь была целой и прерывалась только на носу.

Визуально самой поразительной новой особенностью были спасательные лодки. Вместо того чтобы добавить шлюпки по длине шлюпочной палубы, по две на одну пару шлюпбалок, было решено установить 8 пар шлюпбалок-кранов, намного больших, чем шлюпбалки на «Титанике» и «Олимпике». Каждая могла держать до 6-ти шлюпок и всего позволили бы «Британнику» нести 48 спасательных шлюпок, из которых две оснащались собственными двигателями и телеграфом. Спасательные шлюпки были также установлены на корме корабля друг над другом. Была добавлена и пневматическая почта от мостика до радиорубки.

Техническая характеристика судна Британик

Водоизмещение — 48158 тонн;
Длина — 269 м
Высота — 18,4 м
Ширина — 28,65 м
Осадка — 10,6 м
Мощность силовой установки — 50 тысяч л.с.
Количество паровых котлов — 24
Скорость — 23-25 узла
Количество пассажиров — 2570 человек
Экипаж — 860 человек
После переоборудования — 675 кают
Количество спальных мест — 3300
Медицинский персонал — 489

Спуск на воду

Работа над «Британником» длились на протяжении 1912 года, но медленней, чем ожидалось. Спуск откладывался несколько раз, и только 26 февраля 1914 г. «Британник» был спущен на воду. В соответствии с традицией Уайт Стар Лайн, церемонии с разбитием бутылки шампанского о борт судна не было.

1914 год, август — началась Первая мировая война. «Британник» и «Олимпик» были поставлены на прикол, до возникновения необходимости. 1915 год, 1 сентября — «Олимпик» реквизировали как военный транспорт, а «Британник» все еще стоял незаконченный в Белфасте.

Переоборудование в госпитальное судно

1915 год, 13 ноября — «Британник» был реквизирован Адмиралтейством как госпитальный корабль. Каюты на верхних палубах были переоборудованы в палаты, потому как пациенты должны были быть как можно ближе к шлюпочной палубе. Обеденный зал и гостиную первого класса переделали в операционные и главную палату из-за их центрального местоположения. Хирурги, доктора и медсестры жили бы в каютах на палубе B, чтобы они были все время рядом с пациентами. Когда было закончено преобразование в госпитальное судно, на «Британнике» могли быть размещены 3309 пациентов, только «Аквитания» могла вместить больше, 4182 человек.

Не было времени, для оснащения судна шлюпбалками-кранами. Потому было установлено 5 пар шлюпбалок-кранов и 6 стандартных пар, которые не могли держать более 2-х шлюпок, потому установили меньшее количество лодок.

Корабль был окрашен в международные цвета госпитального корабля: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса, которая прерывалась в трех местах на каждом борту красными крестами. Трубы окрасили в горчичный цвет, похожие трубы были у «Уайт Стар Лайн», но не было черной верхушки. Эти цвета давали кораблю статус неприкосновенного для всех военных судов, согласно Женевскому Соглашению. 1915 год, 14 декабря — капитану Чарльзу Бартлетту дали под командование «Госпитальное Судно Его Величества Британник» под номером G618. К Рождеству он был приготовлен к первому плаванию.

Первое плавание

23 декабря «Британник» пошел в свое первое плавание, держа курс в порт Мудрос на греческом острове Лемнос. Через 5 дней он достиг Неаполя, единственного порта для взятия угля и воды перед Мудросом. Дойдя до Мудроса в Канун Нового года, он начал прием больных на борт, на что ушло 4 дня. 9 января «Британник» прибыл в Саутгемптон и начал высаживать пациентов. Было сделано еще 2 рейса, однако к весне 1916 г. обстановка в Средиземноморье стала поспокойней и госпитальные суда больше пока не требовались. Судно «Британник» поставили на прикол в Саутгемптоне 12 апреля и он стоял без дела на протяжении последующих 5-ти недель.

Тогда из-за финансовых неприятностей решили, что «Британник» будет возвращен к коммерческому обслуживанию «Уайт Стар Лайн». 18 мая он прибыл в Белфаст и 6 июня был освобожден от правительственного обслуживания. Однако к сентябрю 1916 г. еще раз усилилось наступление в Средиземноморье, и было очевидно, что большие лайнеры вновь будут необходимы в качестве плавучих госпиталей.

Возвращение на войну

1916 год, 4 сентября — капитану Бартлетту снова дали под командование «Британник», и 24 сентября он был на пути в Средиземное море в 4-й раз. Еще один рейс был совершен между 20 октября и 6 ноября, но обстановка в Средиземноморье требовала, чтобы он возвратился туда практически незамедлительно. В воскресенье, 12 ноября, в 14 ч 23 мин он отправился в шестой раз в Мудрос.

Последний рейс

28 октября немецкая субмарина «U-73» под командованием Густава Зисса поставила мины в канале Kea - между островом Kea и материковой Грецией. Во вторник утром, 21 ноября судно «Британник» приближалось к этим водам на скорости в 20 узлов. В 8 ч 12 мин утра судно неожиданно сотряслось от взрыва в носу с правого борта. Майор Гарольд Пристлай немедля принял командование и приказал медсестрам продолжать завтрак, так как капитан не давал приказа покинуть корабль.

Немногие думали, что ситуация была очень серьезной, и некоторые шутили, что протаранили подводную лодку. А в то время корабль кренился на правый борт и погружался носом в воду. Капитан отдал приказ задраить переборки и начать рассылать сигнал SOS. Взрыв разрушил переборку у форпика, и, кроме этого, пожарный туннель оказался тоже поврежденным, таким образом, вода могла проникнуть в котельные. С затопленными четырьмя передними отсеками «Британник» все еще мог держаться на плаву. Однако ситуацию ухудшило то обстоятельство, что дверь в переборке между котельными № 5 и № 6 была не в состоянии закрыться, давая возможность воде проходить дальше. Также тем утром по правому борту были открыты иллюминаторы для того что бы проветривались каюты - теперь через них заливало палубу.

Капитан Бартлетт решил попытаться выбросить корабль на мель у близлежащего острова Kea, но отказался от этого намерения, потому как в движущийся корабль вода попадала быстрей. Помощь была в пути, сигналы бедствия приняло несколько кораблей. На борту «Британника» продолжалась эвакуация. Было несколько случаев паники и один из них, когда группа пожарных взяла шлюпку без спроса. Немногие лодки были спущены, но, так как корабль все еще двигался, команда отказалась спустить шлюпки, пока судно не остановится. Несмотря на такую предосторожность, произошел несчастный случай - две шлюпки были спущены на воду и их затянули под судно все еще вращающимся гребным винтом. Под винтом погиб 21 человек. 9 человек погибли на корабле.

В 9 ч 7 мин утра корабль опрокинулся на правый борт и затонул спустя 55 мин после взрыва. Капитан Бартлетт, который оказался в воде, подплыл к шлюпке, и его вытащили из воды. К 10 часам корабль «Scourge» добрался до места гибели и начал подбирать оставшихся в живых.
Всего спаслось 1036 человек.

Причины трагедии

В скором времени после трагедии правительство Британии выдвинуло две официальные гипотезы: кораблю был или торпедирован, или подорвался на немецкой мине.

Историки, по сей день, не уверены в истинных причинах крушения «Британника». Судно опрокинулось и затонуло всего за 55 мин, но благодаря хорошо организованной спасательной работе из 1136 раненых и членов экипажа, находящихся на борту, погибло только 30 человек. Согласно одной из версий, мина, оставленная немецкой подлодкой, и на которую напоролось судно, попросту не могла бы причинить лайнеру большого урона. Но «Британник» умудрился наткнуться на нее отсеком с углем. Взорвалась угольная пыль, проломившая в левом борту огромную пробоину. По еще одной из версий корабль перевозил оружие. Из-за этого судно и было торпедировано субмариной противника.

Подводные исследования

1976 год — Жак Кусто в 64 км южней Афин смог обнаружить точное местонахождение останков «Британика». Корабль (около 270 м. в длину и водоизмещением 48 тыс. тонн) лежит на боку на глубине 119 м. практически целое. Хорошо виден разлом, который был вызван ударом о дно.

Кусто обнаружил, что судно находится на расстоянии 6,75 морских миль от места, объявленного британским адмиралтейством в 1916 году. По словам Саймона Миллза, оператора и морского историка-любителя, купившего обломки за 25 тыс. $. в 1996 году у другого коллекционера останков кораблекрушений Марка Бамфорда, это несовпадение породило несколько теорий. Дошли до того, что некоторые из исследователей даже предположили, что британское правительство само потопило судно в качестве пропагандистского шага для вовлечения в войну США.

Начальник одной из 5-ти экспедиций Ник Хоуп уверял, что он не обнаружил следов от взрывов немецкой мины. Один из членов команды Хоупа смог проникнуть в кочегарный тоннель, чтобы удостовериться, были ли задраены герметичные люки в переборках судна. Он обнаружил, что один люк был открытым. «Еще по одной версии, - говорит Хоуп, - иллюминаторы около ватерлинии были открытыми…»

На борту судна Британник, была медсестра Вайлет Джессоп. Она была в лодке, которую затянуло под винт тонущего корабля, и выжила. Также девушка смогла благополучно пережить гибель старшего брата «Британника» - «Титаника». Что еще более удивительно, так это то, что Вайлет Джессоп была стюардессой на «Олимпике» (старшем брате обоих лайнеров), когда тот в порту Саутгемптона столкнулся с крейсером «Хоук».

Судьба трёх суперлайнеров: "Титаника", "Британника" и "Олимпика"

В конце 1907 года компания "Уайт Стар Лайн" приняла решение построить на верфи "Харленд энд Воллф" в Белфасте, Северная Ирландия, три лайнера длиной 259 метров, шириной 28 метров и водоизмещением 52 тысячи тонн. На них предусматривались места для 2,566 тысячи пассажиров в каютах трех классов, причем пассажирам всех классов предоставлялись невиданные до этого удобства. Судна задумывались как конкуренты "Лузитании" и "Мавритании", принадлежавшим конкурирующей компании Кунард Лайн.

В 1908 и 1909 годах было начато строительство первых двух судов серии. Одно назвали "Олимпик", другое - "Титаник". Оба судна строились рядом, в одном цехе. Строительство третьего было запланировано на более поздний срок.

20 октября 1910 года "Олимпик" был спущен на воду, 31 мая 1911 года, после завершения достроечных работ, он вышел на ходовые испытания, а 14 июня отправился в свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк.

Руководство "Уайт Стар Лайн" отнеслось к первым рейсам "Олимпика" с большой ответственностью. Именно в этих рейсах были приняты решения о ряде улучшений на еще строящемся "Титанике": была слегка изменена планировка некоторых помещений, за счет уменьшения площади прогулочных палуб было увеличено количество пассажирских кают, появились каюты-апартаменты, всего две, создано кафе в парижском стиле, примыкавшее к ресторану. Наконец, первые рейсы показали, что часть прогулочной палубы лайнера недостаточно защищена от непогоды, поэтому на "Титанике" ее было решено сделать закрытой, с раздвижными окнами. В дальнейшем "Титаник" и "Олимпик" визуально можно было различить именно по этой прогулочной палубе.

В пятом рейсе случилась авария. Утром 20 сентября 1911 года, на выходе из Саутгемптонского залива, "Олимпик" столкнулся с британским крейсером "Хок" и получил 12-метровую пробоину в правом борту. Едва начавшийся рейс был прерван, и "Олимпик" вернулся в Белфаст на верфь для ремонта.

Этой аварии суждено было войти в морскую летопись как первой среди других подобных, в результате которой было обнаружено новое явление - взаимное присасывание кораблей и судов - одна из важных причин столкновения кораблей. Именно в связи с аварией крейсера «Хок» и лайнера «Олимпик» это явление было впервые изучено, и из него сделали вполне ясные и научно обоснованные практические выводы.

Ремонтные работы на "Олимпике" несколько задержали достройку и первый рейс "Титаника", который закончили строить в 1912 году. "Титаник" поражал своими размерами и архитектурным совершенством; газеты сообщали, что длина лайнера равна длине трех городских кварталов, высота двигателя - высоте трехэтажного дома, что якорь для "Титаника" по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей.

10 апреля 1912 года "Титаник" вышел в свой первый и последний рейс в Америку, взяв на борт более 2,2 тысячи человек. 14 апреля, на исходе четвертого дня пути, "Титаник" столкнулся с огромным айсбергом. Правый борт корабля был распорот от самого форштевня, длина пробоины составила 90 метров. На корабле началась паника, в тесноте и давке люди пытались пробраться на корму. Из 20 шлюпок две так и не удалось спустить. "Титаник" затонул в 2.20 15 апреля. Погибли, по разным данным, от 1,4 тысячи до 1,517 тысячи человек, спаслись около 700.

Во время гибели "Титаника" в ночь на 15 апреля 1912 года "Олимпик" находился в очередном рейсе из Нью-Йорка в Саутгемптон. Получив информацию о бедствии, "Олимпик" поспешил на помощь брату-близнецу, однако он находился на значительном расстоянии от места катастрофы, и спасшихся пассажиров подобрал лайнер "Карпатия". Капитан "Олимпика" предложил взять к себе на борт часть спасенных, однако от этой идеи было решено отказаться, поскольку возникли опасения, что появление копии "Титаника" вызовет ужас у находящихся в шоке людей. Несмотря на это, "Олимпик" попросили держаться в пределах видимости "Карпатии", поскольку мощности радиостанции этого корабля не хватало для того, чтобы связаться с берегом, а радиостанция на "Олимпике" имела достаточную мощность. Списки спасенных передавались радисту "Олимпика", который немедленно отправлял их на береговую радиостанцию. Через некоторое время "Олимпик", на котором находились сотни спешащих в Европу пассажиров, продолжил плавание по своему маршруту.

24 апреля 1912 года "Олимпик" по расписанию должен был отправиться в очередной рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Но поскольку на "Титанике" не хватило шлюпок, чтобы спасти всех людей, команда "Олимпика" отказалась выходить в море до тех пор, пока лайнер не обеспечат необходимым количеством шлюпок. Часть экипажа покинула корабль в Саутгемптоне. Рейс был сорван.

В том же году "Олимпик" прибыл на верфь "Харленд энд Воллф", где в течение шести месяцев была проведена его дорогостоящая реконструкция: приподнято второе дно и увеличена высота водонепроницаемых переборок. Эти меры были приняты по результатам гибели "Титаника". Теперь "Олимпик" мог удержаться на плаву даже в случае затопления шести отсеков. Лишь 2 апреля 1913 года "Олимпик" вышел в первый после реконструкции рейс.

Лайнер заканчивал очередной трансатлантический рейс, когда началась Первая мировая война. Увеличив скорость, "Олимпик" прибыл в Нью-Йорк раньше расписания. Было принято решение оставить лайнер на трансатлантической линии, тем более что с началом войны появилось очень много желающих уехать из неспокойной Европы. В октябре "Олимпик" спас моряков военного корабля "Одейшиес", который подорвался на мине у берегов Ирландии. С сентября 1915 года "Олимпик" стал транспортным судном для перевозки войск и получил название "T-2810". Судно было перекрашено в маскировочные цвета и оборудовано шестидюймовыми орудиями для защиты от подводных лодок.

В годы Первой мировой войны лайнер получил ласковое прозвище Old Reliable, «надежный старина».

В апреле 1917 года "Олимпик" был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 тысяч военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим, а один раз невероятным маневром протаранил и потопил подводную лодку.

Такие открытки вручались солдатам Канадского экспедиционного корпуса, которые возвращались домой на «Олимпике» в начале июля 1919 года. Это был последний рейс «Олимпика» в качестве войскового транспорта; из Галифакса он проследовал в Ливерпуль, куда прибыл 21 июля.

«Войсковой транспорт Его Величества «Олимпик» покидает Саутгемптон.

КОРАБЛЬ, НА КОТОРОМ Я ВЕРНУЛСЯ ДОМОЙ

Канадский экспедиционный корпус, 1914-1919

Монс — Сен-Элуа — Нев-Шапель — Ипр-2 — Фестубер — Живанши — Ла-Бас — Лоо — Плогстеерт — Сен-Жюльен — Ипр-3 — Сомма — Курселет — Вими — Холм 70 — Пашендаль — Амьен — Аррас — Камбре — Валансьен — занятие Монса 11 ноября»

После окончания войны "Олимпик" вернулся к мирной работе на трансатлантической линии, а вскоре встал на очередную длительную реконструкцию, во время которой его двигатели были переведены с угля на мазут. Реконструкция продолжалась почти год, и только 25 июня 1920 года "Олимпик", который первым из крупных трансатлантических лайнеров начал использовать мазут в качестве топлива, вернулся к работе.

1920-е годы были звездным временем для "Олимпика". Забылась гибель его близнеца "Титаника". Лайнер завоевал репутацию чрезвычайно надежного судна. В эти годы судно регулярно пересекало Атлантический океан с пассажирами на борту и пользовалось большой популярностью.

Не обошлось и без аварии. 22 мая 1924 года в Нью-Йорке "Олимпик" столкнулся с лайнером "Святой Георгий", после чего ему пришлось заменить значительную часть кормовой обшивки.

В 1928 году были модернизированы пассажирские помещения лайнера. Но возраст начинал брать свое. Уже к 1930 году стали появляться механические проблемы и усталостные трещины в корпусе. Дошло до того, что в 1931 году судну был выдан сертификат годности к плаванию по состоянию корпуса всего на полгода. В дальнейшем он все-таки был продлен.

В 1930-е годы мировой экономический кризис обернулся серьезными проблемами для судоходных компаний. Чтобы остаться на плаву, "Уайт Стар Лайн" объединилась с другой британской компанией, "Кунард Лайн". В 1934 году появилась новая компания "Кунард - Уайт Стар", которой был передан весь пассажирский флот двух компаний, в том числе "Олимпик". Вскоре после этого, 16 мая 1934 года, "Олимпик" в густом тумане налетел на плавучий маяк Нантакет у побережья Канады и потопил его вместе с семью членами экипажа.

Тут же вспомнилась катастрофа "Титаника". Кроме того, шло строительство нового лайнера "Куин Мэри", рядом с которым "Олимпику" места уже не было. В условиях продолжающегося мирового кризиса это решило судьбу лайнера.

Несмотря на то, что расписание трансатлантических рейсов "Олимпика" на лето 1935 года было официально опубликовано, уже в январе 1935 года компания объявила об отмене рейсов лайнера. Свой последний рейс "Олимпик" завершил 27 марта 1935 года. Он остался ждать своей участи в Саутгемптоне. В сентябре того же года "Олимпик" был продан для разделки на металлолом.

11 октября 1935 года лайнер вышел из Саутгемптона и отправился в Шотландию для разделки. Месяцем позже в Лондоне состоялся аукцион, на котором в течение десяти дней распродавалось имущество с "Олимпика". До сих пор детали изысканной отделки лайнера можно увидеть в интерьерах некоторых британских отелей и ресторанов. Стенными панелями из ресторана "Олимпика" украшен ресторан круизного судна "Миллениум".

«Олимпик» входит в Нью-Йоркскую гавань. Открытка, напечатанная в Детройте.

А такие «шелковые» открытки продавали на борту самого лайнера в качестве сувенира.

"Олимпик" пересек Атлантический океан более 500 раз и остался в памяти пассажиров и моряков красивым, комфортабельным и надежным лайнером.

Судьба "Британника"

Во время Первой мировой войны погиб младший брат "Олимпика" и "Титаника", третье и последнее судно серии. Сначала планировалось, что новый лайнер получит название "Гигантик", но после гибели "Титаника" было решено выбрать ему более скромное и в то же время патриотичное имя "Британник". Он был заложен 30 ноября 1911 года и должен был выйти в первое плавание летом 1914 года, но конструктивные доработки, которые потребовалось сделать после гибели "Титаника", задержали выход судна с верфи. 26 февраля 1914 года "Британник" был спущен на воду.

Длина лайнера составляла 275,2 м, ширина 28,7 м, осадка 10,5 м, валовая вместимость - 50 000 р.т. Главный двигатель мощностью 50 000 л. с. Скорость 21,0 узлов.

При постройке судна были учтены уроки гибели лайнера «Титаник». Он получил двойное дно, что увеличило ширину корпуса на 2 фута, пространство между внешним и внутренним днищем было разделено шестью продольными переборками, которые должны были уменьшить размеры затопления в случае повреждения обшивки. Лайнер «Британник» получил 16 водонепроницаемых переборок, было увеличено количество шлюпок.

Не отличаясь от своих старших братьев внешне, по комфорту для пассажиров "Британик" был лучшим из серии. На нем появилась еще одна парикмахерская, детская игровая комната, гимнастический зал для пассажиров второго класса, четвертый лифт. Разработчики запомнили, что радисты "Титаника" из-за своей занятости не всегда успевали передавать на мостик радиограммы, связанные с навигационной обстановкой, и на "Британнике" появилась пневматическая почта, связывавшая радиорубку и мостик.

26 февраля 1914 года этот огромный трехвинтовой корабль спустили на воду. Но ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой его и строили: началась Первая мировая война. Роскошный лайнер был сразу реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переименовать его в "Британник" и переоборудовать в госпитальное судно. И уже в таком качестве лайнер вышел в свое первое плавание в конце 1915 года.

Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт.

Наиболее роскошные каюты "Британника" стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.

В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и "Британник" отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.

Утром 21 ноября лайнер «Британник» вошел в пролив Кеа в Эгейском море, направляясь к Лемносу. Но примерно в 8.00 огромный корабль содрогнулся от страшного удара. Лайнер «Британник» подорвался на мине, поставленной немецкой подводной лодкой U-73, и сразу начал погружаться носом. Капитан Чарльз Э. Бартлетт приказал радистам подать сигнал бедствия. Экипаж работал слаженно и спокойно. Немедленно были спущены шлюпки, поэтому из 1066 человек, находившихся на борту в момент взрыва, погибли только 30. Это произошло потому, что две шлюпки были спущены слишком поспешно и их разнесло на куски огромными винтами лайнера.

Через 55 минут после взрыва лайнер «Британник» высоко задрал корму и ушел под воду. Он затонул на глубине 106,5 м, поэтому уперся носом в дно моря еще до того, как окончательно скрылась под водой корма. Сигнал бедствия был принят британскими военными кораблями, и вскоре на место катастрофы прибыл эсминец «Скодж». Чуть позже эсминец «Фоксхаунд». С их помощью спасательные шлюпки добрались до маленького островка Мальта (не та, разумеется). Там экипажу лайнера «Британника» пришлось ждать госпитальное судно, которое доставило моряков в Марсель. Капитан Чарльз Э. Бартлетт последним покинул тонущее судно.

Остается неясным, почему лайнер «Британник», несмотря на все усовершенствования, затонул так быстро, даже быстрее лайнера «Титаник». Скорее всего, это произошло потому, что медсестры открыли большинство иллюминаторов, чтобы проветрить отсеки перед приемом раненых. Когда пароход сел носом, открытые иллюминаторы оказались в воде. Если бы они были закрыты, то лайнер «Британник», скорее всего, уцелел бы.

Вопрос о том, где же точно он покоится, долгое время интересовал многих людей. В 1975 году ответ на загадку дал легендарный исследователь морских глубин Жак Ив Кусто. После трехдневных поисков подводный радар на его судне "Калипсо" обнаружил корпус "Британника" на глубине 120 метров.

Исследователи выяснили, что:

1) Лайнер лежит на правом борту и имеет пробоины от взрыва.

2) Ни одна из дымовых труб не осталась на месте (лежат рядом с лайнером).

3) По грунту разбросан уголь и части интерьера судна (больничные койки, другое оборудование).

4) Деревянные части "Парадной Лестницы" (которая таковой к последнему плаванию уже не являлась) сгнили (более поздние экспедиции выяснили, что стеклянный купол поврежден частично).

После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

Капитан же, благодаря правильным действиям которого было спасено множество жизней, продолжил карьеру, закончил войну, вышел в отставку и скончался 15-го февраля 1945 года в возрасте 76 лет.

Корабли класса "Олимпик" - "Олимпик", "Титаник" и "Британик" создавали инженеры британской судостроительной компании "Харланд энд Вольф" по заказу "Уайт Стар Лайн". Судна задумывались как конкуренты "Лузитании" и "Мавритании", принадлежавшим конкурирующей компании Кунард Лайн.

На фото: "Олимпик" и "Титаник" (справа) в Белфасте. Начало XX-го века ознаменовалось катастрофой, которая до сих пор будоражит умы людей со всего света, – гибелью корабля "Титаник".
14 апреля 1912 года во время своего первого рейса этот роскошный гигантский круизный лайнер столкнулся в Северной Атлантике с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. Из 2208 находившихся на борту людей выжили лишь 704 человека. Мир был в шоке.

Его предшественнику - кораблю "Олимпик" тоже удача не сопутствовала, хоть и трагедия была не столь масштабной. В одном из своих первых плаваний, лайнер столкнулся с крейсером "Хоук". В результате происшествия никто не пострадал, но "Олимпик" целый год простоял на ремонте, а его капитана обвинили в неосторожности и пренебрежении правилами судовождения.

Проектируя, третий пассажирский лайнер из этой серии под первоначальным названием "Гигантик", инженеры попытались учесть все выявленные трагедиями слабые стороны его предшественников – "Олимпика" и "Титаника". Создатели нового корабля сделали так, что "Гигантик" мог оставаться на плаву при повреждениях, которые стали роковыми для "Титаника".

Помимо новых конструктивных особенностей "Гигантика", ему добавили еще пять спасательных шлюпок. Причем, даже если судно опасно накренялось и возникала угроза потопления, ничто не должно было помешать посадке людей в шлюпки.

Захотелось улучшить и отделку корабля: приемную первого класса "Гигантика" сделать гораздо больше, чем на "Олимпике" и "Титанике". Ресторан и курительный салон также расширили и даже планировали установить орган на парадной лестнице.

26 февраля 1914 года этот огромный трехвинтовой корабль спустили на воду. Но ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой его и строили: началась Первая мировая война. Роскошный лайнер был сразу реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переименовать его в "Британник" и переоборудовать в госпитальное судно.

Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт. Наиболее роскошные каюты "Британника" стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.
В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и "Британник" отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.

12 ноября 1916 года "Британник" в очередной раз отправился в Средиземное море к острову Мудрос, чтобы принять на борт новую партию раненых британских солдат. Утром 17 ноября зашел в порт Неаполя и продолжил курс на восток.

Катастрофа случилась 21 ноября 1916 года в 8:12 утра. "Британник" уже был в Эгейском море, когда его сотряс взрыв огромной силы, за которым последовал еще один, более мощный. Он буквально разорвал левый борт корабля в нескольких местах. Медсестры и обслуживающий персонал выбежали на палубу, прервав свой завтрак. Оказывается, лайнер наскочил на мину, поставленную немецкой подводной лодкой U-73. Из-за полученных пробоин судно накренилось, и ситуация ухудшалась с каждой минутой.

Капитан Чарльз Альфред Бартлет сразу понял серьезность положения и приказал закрыть герметичные двери переборок и подготовить к спуску все шлюпки.
Четыре отсека корабля стремительно заполнялись водой; котельные были подтоплены. Положение усугубляли открытые при взрыве иллюминаторы нижних палуб: через них вода проникала внутрь "Британника". Капитан до последнего верил, что лайнер сможет дойти до острова Кеа и сядет на мель. Это было бы спасением. Но нос "Британника" стремительно погружался все глубже, одновременно корабль накренился на правый борт. Стало ясно, что чудо не произойдет. Приняв сигналы бедствия, на помощь лайнеру отправились сразу четыре судна.

На самом же "Британнике" полным ходом шла эвакуация. Через некоторое время из воды показались продолжавшие свое вращение огромные винты корабля – и тут произошла новая бедая. Две шлюпки затянуло в водоворот и разрубило винтом на части. Увидев это, капитан приказал немедленно остановить ходовые винты.
Вскоре морская драма достигла своего апогея: гигантский корабль пошатнулся и начал стремительно заваливаться на правый борт. Рухнули огромные дымовые трубы. Еще минута - и лайнер навсегда исчез в черной бездне Эгейского моря. Спустя час на место катастрофы подошли четыре судна. Спаслись 1036 из 1066 находившихся на борту "Британника" людей. Вопрос о том, где же точно он покоится, долгое время интересовал многих людей. В 1975 году ответ на загадку дал легендарный исследователь морских глубин Жак Ив Кусто. После трехдневных поисков подводный радар на его судне "Калипсо" обнаружил корпус "Британника" на глубине 120 метров.

После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

От лайнера, в океане гибнущего, останется,

Тонкий сигнал в приемниках земных радиостанций…

Третий из кораблей — «собратьев» знаменитого «Титаника» — плавучий госпиталь «Британик» — тоже не избежал печальной участи погрузиться в пучину вод. 21 ноября 1916 года он был потоплен в Эгейском море.

Фильм «Британик» английского режиссера Брайана Тренчард-Смита вышел в 2000-м на волне мировой славы картины Джеймса Кэмерона. Несмотря на то, что это телевизионная постановка с копеечным бюджетом, фильм не выглядит дешевой копией «Титаника», а воспринимается скорее как вторая серия фильма Кэмерона.

Все дело в крепком и увлекательном сюжете про английскую разведчицу, которая должна разоблачить немецкого шпиона, проникшего на борт «Британика». Немецкий шпион под видом пастора ищет на корабле оружие и боеприпасы, которые «плавучий госпиталь» тайно везет в Египет. Разведчица волей случая сближается с «пастором» и неожиданно для себя влюбляется в человека, который воюет против ее страны.

«Британик» нужно смотреть всем, кто бредит большими кораблями. Спецэффектов в фильме минимум, и почти все они неубедительны, однако все основные сцены путешествия и гибели «Британика» в фильме честно отражены (включая эпизод попадания шлюпки с пассажирами под исполинский вращающийся винт корабля).

Однако спецэффекты в этом фильме — необходимая, но не главная составляющая. Телевизионный «Британик» держат на плаву захватывающие шпионские страсти, сдержанные британские манеры и прохладные беседы, за которыми угадывается бушующее пламя взаимных чувств.

Великолепные английские актеры блистают в фильме на первых и вторых ролях. Сценарий не обошелся без тонкого психологизма — и главная экранная пара артистов очень точно отображает многогранные характеры своих героев. «Пастор» Рэйнольдс (Эдвард Аттертон) не пошел по стопам отца — офицера флота, и своей жизнью явно пытается доказать что-то отцу. Вера Кэмпбелл (Аманда Райан) — одна из первых женщин в разведке, поэтому сталкивается с пренебрежением со стороны мужчин. К тому же она пережила катастрофу «Титаника», поэтому на борту «Британика» ей вдвое тяжелей преодолевать себя и быть мужественной.

(Что интересно, персонаж Веры Кэмпбелл — девушки, пережившей катастрофы двух гигантских лайнеров — «Титаника» и «Британика» — находясь у них на борту — имеет реальный прототип. С океанских лайнеров пассажирской компании White Star Line Вайолетт Констанс Джессоп была спасена с «Титаника», затем — с «Британика», а кроме того, была на третьем «гиганте» компании — «Олимпике» — в момент его столкновения с крейсером «Хоук» в порту Саутгемптона.)

В ролях второго плана в «Британике» играют Джон Рис-Дэвис (известный всем нам гном из «Властелина колец») в роли капитана корабля, Бен Дэниелс в роли помощника капитана и Брюс Пэйн в роли судового доктора. Их ансамбль делает действие еще более ярким и убедительным и заставляет поверить в достоверность происходящего на экране, несмотря на рисованные спецэффекты в сценах с самим «Британиком».

Кроме актеров и по-британски тонкой и сдержанной романтической линии в «Британике» есть еще интересные разговоры о войне, звучащие за столом в кают-компании. «У войны нет лица — а что было бы, если б всех воюющих перезнакомить?» — смеются гости. Идеи о войне в фильме подобны взглядам на жизнь Джека Досона, озвученным в «Титанике» у Кэмерона.

В «Британике», кроме этого, есть несколько схожих сцен с кэмероновским шедевром, по которым чувствуется, что при съемках фильма англичане равнялись на «Титаник». Но в целом эти фильмы — о разном, и «Британик» никак нельзя перечеркнуть, считая его безликим клоном фильма Джеймса Кэмерона.

Классный сюжет и недостаток зрелищности делают «Британик» фильмом, обязательным к просмотру, но «на один раз». Главная мечта поклонников «Титаника» здесь заключается в том, чтобы какой-нибудь голливудский «мэйджор», крупная студия, сделала высокобюджетный римейк «Британика» как вторую серию лучшего на свете фильма Джеймса Кэмерона. Лично я держу за это пальцы крестиком.

P.S. Для справки: «Британик» — третий пароход класса «Олимпик» компании «Уайт Стар Лайн». «Первенец» — «Олимпик» — оказался самым везучим, проплавав до 1937 года в качестве «Корабля-Чуда света», военного транспорта, плавучего маяка. Однажды он даже пhотаранил носом, разрубив надвое, и потопил немецкую подлодку, которая попыталась его атаковать. «Титаник» в первом же коммерческом рейсе столкнулся с айсбергом и затонул 14 апреля 1912 года. «Британик» не сделал ни одного коммерческого рейса, с началом Первой мировой войны будучи превращен в «плавучий госпиталь» и став самым большим кораблем — участником Первой мировой. Он налетел на плавучую мину в Эгейском море и затонул за 55 минут (вдвое быстрее, чем «Титаник»), унеся с собой на дно 30 человек.