Практика взаимодействия органов местного самоуправления с прокуратурой. Организация взаимодействия прокуратуры с органами местного самоуправления

Ушакова Марина Александровна

студент 4 курса, юридического факультета ВятГГУ, г. Киров

E- mail : MaPuLLika 26@ yandex . ru

Ложкина Татьяна Евгеньевна

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, ВятГГУ, г. Киров

Одним из важных направлений деятельности прокуратуры является создание условий для обеспечения надлежащего взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Под «взаимодействием» в данном случае понимается взаимосогласованная деятельность различных органов, имеющих общие цели, задачи .

Оптимизация взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления в настоящее время является одним из актуальных вопросов. Так, на Межведомственном совещании по вопросам взаимодействия надзорных и контролирующих органов с органами местного самоуправления Кировской области были выделены следующие проблемы :

во-первых, результаты надзорной работы свидетельствуют о многочисленности и распространённости нарушений закона в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Значительное количество нарушений, связанных с принятием органами местного самоуправления незаконных правовых актов, превышением их компетенции, а также несвоевременностью приведения актов в соответствие с федеральным законодательством. В большинстве случаев это является следствием низкой квалификации муниципальных служащих, которые не обладают достаточными знаниями действующего российского законодательства, не отслеживают изменения, вносимые в региональное и федеральное законодательства;

во-вторых, надзорные и контролирующие органы продолжают практику направления большого количества запросов, в том числе с сокращёнными сроками исполнения, истребования сведений, содержащихся в официальных источниках или не относящихся к компетенции органов местного самоуправления.

За период с начала муниципальной реформы в России, органы местного самоуправления проделали большую работу. В результате всех преобразований местная власть стала наиболее приближена к населению. Ее основными функциями стали: непосредственное обеспечение повседневной жизни людей на местах, включающее управление муниципальной собственностью, формирование и исполнение местного бюджета, обеспечение граждан жильем и предоставление коммунальных услуг, а также охрану общественного порядка. В связи с этим вопросы законности в деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения находятся под надзором органов прокуратуры .

Это связано с тем, что совершенствование системы органов местного самоуправления не обходится без определенных трудностей. Практика свидетельствует, что нарушения законов среди органов местного самоуправления широко распространены и количество их практически не снижается .

Считаем обоснованным мнение Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки, что проблемы в данной сфере связаны с частым изменением законодательства и, соответственно, соблюдение «буквы закона» без профессионального юридического состава достаточно сложно. Однако далеко не все муниципалитеты имеют сильные юридические службы. В целях осуществления взаимодействия органов прокуратуры с органами местного самоуправления возможно проведение работы по повышению уровня правовой грамотности представителями прокуратуры, которая включает правовое обучение и повышение квалификации представителей органов местного самоуправления, муниципальных служащих .

В рамках данного направления в Кировской области на муниципальном уровне прокурорами оказывается практическая помощь органам местного самоуправления в разработке модельных правовых актов. Так, например, прокуратурой Фаленского района разработан модельный проект «О нормах предельной заполняемости территорий в местах проведения публичных мероприятий», который рассмотрен и принят.

Однако и здесь возникает проблема - «копирование» данного модельного акта без должной работы над его содержательной частью. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления рассматривают модельный акт не просто в качестве образца, требующего переработки применительно к условиям конкретного муниципального образования, а как проект правового акта, требующий его одобрения .

Согласно требованиям приказа Генерального прокурора № 243 от 24 ноября 2008 года «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления» , прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов . Однако, вопрос реализации данного права, закрепленного в статье 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», остается актуальным и в настоящее время. Проблемы возникают в связи с тем, что в федеральном законодательстве не урегулирован вопрос наделения уставами муниципальных образований районных прокуроров правом правотворческой инициативы. В данном случае также необходимо установление взаимоотношений между органами прокуратуры и органами местного самоуправления. В целях улучшения правотворческой деятельности прокуроры направляют в представительные органы местного самоуправления предложения о внесении в уставы муниципальных образований норм, предоставляющих право правотворческой инициативы прокурору района .

Нарушение законности органами местного самоуправления, по словам главы Минрегиона России Виктора Басаргина, связано также с тем, что возрастает количество запросов от различных органов государственной власти и органов прокуратуры к органам местного самоуправления. Организация проверок между этими органами не скоординирована и для дачи ответа установлены крайне сжатые сроки. Все это негативно сказывается на эффективности работы местных органов, так как для подготовки соответствующих документов требуется большое количество времени и на осуществление своих обязанностей остается мало времени .

Прокурор Кировской области С.П. Бережицкий, говоря о взаимодействии с муниципальной властью, сообщил: за 2010 год прокуратура провела в органах местного самоуправления 3900 проверок. За 2011 год - 4300 проверок .

С.П. Бережицкий подчеркивает необходимость повышения эффективности взаимодействия, потому что руководители муниципалитетов и контрольные органы - партнёры, решающие одну задачу - улучшение жизни граждан .

Кроме этого, считаем целесообразным мнение В. Басаргина о том, что в целях повышения эффективности взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления необходимо рассмотреть вопрос о расширении практики предоставления органами местного самоуправления запрашиваемой информации в электронном виде. Это значительно сократит время на подготовку документов, необходимых для проверки и, соответственно, органы местного самоуправления смогут исполнять свои обязанности в полном объеме, что приведет к повышению эффективности в принятии ими решений .

Подводя итог выше сказанному, предлагаем следующие пути повышения эффективности взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления для решения имеющихся проблем:

во-первых, в целях улучшения правотворческой деятельности прокуроров ввести в уставы муниципальных образований нормы, предоставляющих право правотворческой инициативы прокурорам района;

во-вторых, необходимо прописать порядок проведения проверок органов местного самоуправления. Они должны проводиться с адекватной периодичностью и при наличии разумных оснований;

в-третьих, нужно запретить запрашивать открытую информацию, запретить проведение одновременных проверок сразу несколькими контрольными органами;

в-четвертых, следует законодательно установить сроки рассмотрения прокурорского запроса и прокурорского протеста. Следует ограничить право надзорных органов требовать ответа в сокращенные сроки или так называемого «немедленного ответа»;

в-пятых, необходимо изменить подходы к работе надзорных органов: целью проверок должен быть не поиск нарушений, а их профилактика, методическая поддержка.

Список литературы:

1.Винокуров В.Ю. Прокурорский надзор [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.Ю. Винокурова. 6-е изд., перераб и доп. М.: Высшее образование, 2005. - 460 с.

2.Межведомственное совещание по вопросам взаимодействия надзорных и контролирующих органов с органами местного самоуправления Кировской области [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://prokuratura-kirov.ru (дата обращения 01.10.2013).

3.Петрова О.Н. Краткая характеристика правовых средств органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере местного самоуправления [Текст] / Петрова О.Н. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. - № 1. - 318 с.

4.Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 243 «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 05.10.2013).

5.Прокуратура и муниципалитеты региона договорились о сотрудничестве [Текст] / Информационная служба ВСМС // Информационный бюллетень местного самоуправления. - 2011. - № 36. - 36 с.

6.Решение совместного совещания по проблемам взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления [Текст] / Генеральная прокуратура РФ // Государственное управление. - 2011. - № 1. - 98 c.

Важным аспектом организационной деятельности проку­ратуры является обеспечение надлежащего взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправле­ния, органами контроля и другими органами.

Под «взаимо­действием» в данном случае понимается взаимосогласованная деятельность различных органов, имеющих общие цели, задачи.

Для прокуратуры обеспечение законности, защита и свобод человека и , законных интересов обще­ства и государства составляют основное содержание ее дея­тельности. Для органов власти вопросы законности, обще­ственной безопасности и правопорядка, выявление и устранение нарушений закона - лишь часть их деятельно­сти по решению многих иных задач. Поэтому прокуратура в отношениях с указанными органами, хотя и имеет общие цели, но не выступает в роли координатора, а согласован­ные действия по вопросам правоохранительной деятельнос­ти проводит с ними в форме взаимодействия.

Взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти и местного самоуправления

Правовую основу взаимоотношений прокуратуры и орга­нов власти регионального и муниципального уровней, орга­нов контроля составляют Конституция РФ, Закон о прокура­туре и другие федеральные законы.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ органы власти субъектов РФ вместе с органами федеральной власти обес­печивают на своей территории защиту прав и свобод чело­века и гражданина, законность, правопорядок, обществен­ную безопасность. Кроме того, органы субъектов РФ, образуя с федеральными органами ис­полнительной власти единую систему исполнительной вла­сти государства, обеспечивают охрану собственности и об­щественного порядка, организуют борьбу с преступностью.

Соответственно и органы местного самоуправления, само­стоятельно решая вопросы местного значения в пределах своей компетенции, также обеспечивают на своих территори­ях соблюдение прав и свобод граждан, охрану муниципаль­ной собственности, общественного порядка, принимают меры по предупреждению преступлений и правонарушений.

Прокурорам, в соответствии со ст. 7 ФЗ "О прокуратуре", предоставляется право участвовать в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. При этом в одних случаях прокурорское участие в работе названных органов заключается в виде «присутствия», т.е. с правом со­вещательного голоса или наблюдателя с целью получения информации по вопросам состояния преступности и законно­сти, оценке работы, выполненной прокуратурой и иными пра­воохранительными органами. В других случаях при рас­смотрении внесенных прокурором представлений и протестов на заседаниях соответствующих органов в виде непосредственного участия прокурора. Такое участие пред­полагает наличие права прокурора выступить на заседании, дать анализ правонарушений, поддержать внесенные им акты реагирования, представить дополнительные разъясне­ния существа нарушенного закона.

Формы взаимодей­ствия прокуратуры с представительными (законодатель­ными) органами власти, органами местного самоуправле­ния:
    • взаимное информирование о состоянии законности, борьбы с преступностью и правонарушениями, по предуп­реждению преступлений и иным вопросам правоохрани­тельной деятельности;
    • совместная разработка и в последующем принятие соответствующим органом комплексных программ по борь­бе с преступностью, а также выполнение этих программ;
    • совместная деятельность по подготовке проектов нор­мативных правовых актов , касающихся вопросов борьбы с преступностью и правонарушениями;
    • совместное определение приоритетов в сфере борьбы с преступностью;
    • участие представителей соответствующих органов в координационных совещаниях руководителей правоохрани­тельных органов;
    • участие прокуроров в заседаниях органов представи­тельной власти, местного самоуправления;
    • предварительное ознакомление прокуроров с проекта­ми , принимаемых органами власти.

На практике могут применяться и иные формы взаимодействия, главное, чтобы они строились с учетом требования соблюдения законности в пределах компетен­ции каждого субъекта отношения и оказывали бы положи­тельное влияние на эффективность выполнения общих за­дач.

Взаимодействие прокуратуры с органами контроля

Несмотря на различия в наименовании контролирующих органов (их называют органами межведомственного, специ­ального контроля), речь в данном случае идет о государствен­ных образованиях, на которые возложен надведомственный (внешний) контроль за соблюдением законов на организаци­онно не подчиненных им объектах . Это, как правило, струк­турные подразделения (главные управления, департаменты, отделы, инспекции) федеральных и региональных органов исполнительной власти, наделенные полномочиями осуще­ствлять контрольные функции в определенной области уп­равления. Среди них выделяются:

    • государственные комитеты,
    • некоторые федеральные министерства,
    • государственные фе­деральные службы и надзоры.

Они образованы специально для осуществления контрольных функций, для проведения проверок о соблюдении и исполнении на конкретном объек­те действующего законодательства и целесообразности и эф­фективности использования предоставленных полномочий.

Особенности правовой регламентации организации и деятельности органов контроля заключаются в том, что их правовые статусы приняты во исполнение и развитие фе­деральных законов и РФ, соответству­ют им.

С учетом организационно-правового статуса органов контроля прокуратура призвана строить отношения с ними так, чтобы

    1. обеспечить получение более полной информации о нарушениях и нарушителях законов и обстоятельствах, способствующих нарушению законов;
    2. не подменяя органов контроля, требовать от них проведения мероприятий, направ­ленных на выявление и устранение нарушений законов, ана­лизировать результативность актов прокурорского реагиро­вания на выявленные нарушения законов.

Прокуратура в соответствии с предоставленными ей полномочиями, с одной стороны, вправе обязывать органы контроля проводить проверки в подконтрольных организа­циях и на предприятиях, требовать выделения специалистов для выяснения возникших в надзорной деятельности вопро­сов, а с другой стороны, прокуроры сами проверяют закон­ность и полноту принимаемых контролирующими органами мер для устранения выявленных нарушений и привлечения виновных к ответственности.

Формы взаимодействия прокуратуры с органами конт­роля:
    • взаимный обмен информацией по вопросам выявления и устранения нарушений законов;
    • участие представителей органов контроля в рабочих группах по подготовке координационных совещаний руко­водителей правоохранительных органов, а также в работе таких совещаний;
    • привлечение специалистов из контролирующих орга­нов для участия в прокурорских проверках;
    • участие прокуроров в рассмотрении органами контро­ля протестов и представлений.

На развитие форм взаимодействия прокуратуры с конт­ролирующими органами в определенной мере повлияет со­вершенствование функции прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов. При выборочном, избира­тельном характере этого надзора органы прокуратуры ос­новное внимание должны будут уделять надзору за испол­нением законов самими органами контроля, особенно в части всесторонности и полноты выявления ими наруше­ний, принятии мер по их устранению и наказанию винов­ных. При ином, более широком предмете надзора, основные усилия прокуратуры будут направлены на проверки испол­нения законов собственными силами или с привлечением необходимых специалистов, в том числе и работников орга­нов контроля. Соответственно, в зависимости от направлен­ности прокурорского надзора, будут изменяться прежние и появляться новые формы взаимодействия прокуроров с органами контроля.

Взаимодействие прокуратуры с судами и органами юстиции

Общность задач, стоящих перед органами прокуратуры, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, органами юстиции по защите и охране Конституции РФ, фе­деральных законов, конституций и уставов субъектов РФ, заключающихся в выявлении и устранении несоответствий правовых актов Конституции РФ, федеральным законам, конституциям и уставам ее субъектов, обусловливает необ­ходимость обеспечения тесного взаимодействия прокурату­ры и с указанными органами.

Основой взаимодействия прокуроров субъектов РФ с конституционными (уставными) судами служит предостав­ление в ряде субъектов РФ права прокуроров субъектов РФ обращаться с запросом в эти суды о проверке соответствия конституциям, уставам субъектов РФ нормативных право­вых актов региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

При установлении этими судами по запросу соответству­ющего прокурора несоответствия такого правового акта конституции или уставу субъекта РФ, конституционный (ус­тавный) суд признает этот акт не соответствующим консти­туции, уставу субъекта РФ и он автоматически утрачивает силу. Этим самым достигается эффективность прокурорско­го реагирования на нарушения законов, а главное - совме­стными действиями прокуроров и судов субъектов РФ обес­печивается режим законности в стране.

Взаимодействие органов прокуратуры и органов юсти­ции РФ осуществляется в соответствии с Соглашением Ге­неральной прокуратуры и Министерства юстиции РФ от 25 марта 1998 г. № 18 «О формах взаимодействия Генераль­ной прокуратуры РФ и Министерства юстиции РФ в сфере надзора и контроля за ведомственным нормотворчеством, правовыми актами субъектов РФ, а также за созданием и де­ятельностью общественных и религиозных объединений». Этим соглашением предусмотрены следующие формы вза­имодействия:

    • обмен информацией об издании незаконных правовых актов органами государственной власти и субъектов РФ, федеральными органами исполнительной власти;
    • проведение совещаний у руководителей двух ведомств;
    • осуществление совместных обобщений материалов о нарушениях законов в рассматриваемой сфере;
    • проведение согласованных мероприятий по предуп­реждению и пресечению незаконной деятельности обще­ственных и религиозных объединений;
    • разработка совместных предложений по совершенство­ванию законодательства о государственном надзоре и конт­роле за нормотворческой и правоприменительной практи­кой федеральных министерств и ведомств, субъектов РФ, общественных и религиозных объединений.

Важным аспектом организационной деятельности прокуратуры является обеспечение надлежащего взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. Под «взаимодействием» в данном случае понимается взаимосогласованная деятельность различных органов, имеющих общие цели, задачи.

Для прокуратуры обеспечение законности, защита прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства составляют основное содержание ее деятельности. Для органов власти вопросы законности, общественной безопасности и правопорядка, выявление и устранение нарушений закона – лишь часть их деятельности по решению многих иных задач. Поэтому прокуратура в отношениях с указанными органами, хотя и имеет общие цели, но не выступает в роли координатора, а согласованные действия по вопросам правоохранительной деятельности проводит с ними в форме взаимодействия.

Учитывая, что основная часть работы прокуратуры сосредоточена в регионах и на уровне городов, районов, проблемы взаимодействия органов прокуратуры и органов власти преимущественно касаются органов представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Правовую основу взаимоотношений прокуратуры и органов власти регионального и муниципального уровней составляют Конституция РФ, Закон "О прокуратуре РФ " и другие федеральные законы.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ органы власти субъектов РФ вместе с органами федеральной власти обеспечивают на своей территории защиту прав и свобод человека и гражданина, законность, правопорядок, общественную безопасность. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ, образуя с федеральными органами исполнительной власти единую систему исполнительной власти государства, обеспечивают охрану собственности и общественного порядка, организуют борьбу с преступностью.

Соответственно и органы местного самоуправления, самостоятельно решая вопросы местного значения в пределах своей компетенции, также обеспечивают на своих территориях соблюдение прав и свобод граждан, охрану муниципальной собственности, общественного порядка, принимают меры по предупреждению преступлений и правонарушений.

Названный перечень вопросов свидетельствует об общности задач, которые должны решать совместными согласованными действиями органы прокуратуры и органы представительной и исполнительной власти, местного самоуправления. Их взаимодействие строится с учетом свойственных представительным и исполнительным органам власти, органам местного самоуправления формам деятельности: проведение заседаний, сессий. Прокурорам, в соответствии со ст. 7 Закона "О прокуратуре РФ ", предоставляется право участвовать в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. При этом в одних случаях прокурорское участие в работе названных органов заключается в виде «присутствия», т.е. с правом совещательного голоса или наблюдателя с целью получения информации по вопросам состояния преступности и законности, оценке работы, выполненной прокуратурой и иными правоохранительными органами. В других случаях, при рассмотрении внесенных прокурором представлений и протестов на заседаниях соответствующих органов, в виде непосредственного участия прокурора. Такое участие предполагает наличие права прокурора выступить на заседании, дать анализ правонарушений, поддержать внесенные им акты реагирования, представить дополнительные разъяснения существа нарушенного закона.

Исходя из этих особенностей, к формам взаимодействия прокуратуры с представительными (законодательными) органами власти, органами местного самоуправления можно отнести следующие действия:

  • взаимное информирование о состоянии законности, борьбы с преступностью и правонарушениями, по предупреждению преступлений и иным вопросам правоохранительной деятельности;
  • совместную разработку и в последующем принятие соответствующим органом комплексных программ по борьбе с преступностью, а также выполнение этих программ;
  • совместную деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов борьбы с преступностью и правонарушениями;
  • совместное определение приоритетов в сфере борьбы с преступностью;
  • участие представителей соответствующих органов в координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов;
  • участие прокуроров в заседаниях органов представительной власти, местного самоуправления;
  • предварительное ознакомление прокуроров с проектами нормативных правовых актов, принимаемых органами власти.

На практике могут применяться и иные формы взаимодействия, главное, чтобы они строились с учётом требования о соблюдении законности в пределах компетенции каждого субъекта отношения и оказывали бы положительное влияние на эффективность выполнения общих задач.

Важным аспектом организационной деятельности прокуратуры является обеспечение надлежащего взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. Под «взаимодействием» в данном случае понимается взаимосогласованная деятельность различных органов, имеющих общие цели, задачи.

Для прокуратуры обеспечение законности, защита прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства составляют основное содержание ее деятельности. Для органов власти вопросы законности, общественной безопасности и правопорядка, выявление и устранение нарушений закона – лишь часть их деятельности по решению многих иных задач. Поэтому прокуратура в отношениях с указанными органами, хотя и имеет общие цели, но не выступает в роли координатора, а согласованные действия по вопросам правоохранительной деятельности проводит с ними в форме взаимодействия.

Правовую основу взаимоотношений прокуратуры и органов власти регионального и муниципального уровней составляют Конституция Российской Федерации, Закон «О прокуратуре Российской Федерации» и другие федеральные законы.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ органы власти субъектов РФ вместе с органами федеральной власти обеспечивают на своей территории защиту прав и свобод человека и гражданина, законность, правопорядок, общественную безопасность. Соответственно и органы местного самоуправления, самостоятельно решая вопросы местного значения в пределах своей компетенции, также обеспечивают на своих территориях соблюдение прав и свобод граждан, охрану муниципальной собственности, общественного порядка, принимают меры по предупреждению преступлений и правонарушений.

Названный перечень вопросов свидетельствует об общности задач, которые должны решать совместными согласованными действиями органы прокуратуры и органы представительной и исполнительной власти, местного самоуправления. Их взаимодействие строится с учетом свойственных представительным и исполнительным органам власти, органам местного самоуправления формам деятельности: проведение заседаний, сессий.

Федеральным законом от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурорам предоставлена возможность влиять на правотворческую деятельность органов местного самоуправления посредством участия в заседаниях представительных органах местного самоуправления, информирование их о состоянии законности в муниципальном образовании и т.д.

Статьей 9 вышеуказанного Федерального закона определено, что прокурор, при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов, вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом нормотворческой инициативы, предложения об изменении, о дополнении, об отмене и о принятии нормативных правовых актов.

Правовое положение прокурора, определенное федеральным законом, позволяет ему вступить в правотворческий процесс на любой стадии. Участие прокуратуры в этом процессе достаточно многогранно и осуществляется в различных формах.

Данное направление деятельности регламентировано приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2007 № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления», и 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».

В межрайонную прокуратуру в 2016 году поступило 1996 проектов нормативных правовых актов, результатом изучения которых на 73 проекта внесены отрицательные заключения.

В 2016 году принято 1842 нормативных правовых актов, из них представительными органами принято 781 решение, и исполнительными – 1061. Межрайпрокуратурой проверены данные решения на соответствие федеральному законодательству Российской Федерации. Изучением нормативных правовых актов Джанкойской межрайонной прокуратурой выявлено 57 незаконных актов, на которые принесено 57 протестов. Все нормативные правовые акты, приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Межрайонной прокуратурой проведён мониторинг полноты регулирования правоотношений, в ходе которого установлено, что такие сферы правоотношений как градостроительство, муниципальный контроль, обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, межмуниципального сотрудничества, создания условий для массового отдыха населения и обустройства мест массового отдыха населения, обеспечения условий для развития физической культуры и массового спорта, создания условий для развития туризма и другие, на территории Джанкойского региона надлежащим образом не урегулированы, в связи с чем, прокуратурой разработаны и направлены в адреса органов местного самоуправления 40 модельных нормативных правовых актов в указанных сферах.

Также Джанкойской межрайонной прокуратурой на постоянной основе ведётся мониторинг изменений требований федерального и регионального законодательства, на основании которого применяются меры, направленные на приведение действующих муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с вступившими в силу изменениями. Так, в сентябре месяце, в связи с изменениями федерального законодательства в сфере местного самоуправления, прокуратурой в адреса органов местного самоуправления направлено 2 информационных письма о необходимости внесения изменений в муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере бюджета.

Таким образом, основная задача органов прокуратуры в рассматриваемой сфере деятельности, как одна из гарантий прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц и государства в целом, это предупреждения издания незаконных нормативных правовых актов, а также своевременное выявление уже принятых нормативных актов, которые вступили в противоречие с действующими федеральными законами.

Джанкойский межрайонный прокурор

старший советник юстиции А.М. Олияр

Н. А. Шишкин,

прокурор Воронежской области, государственный советник юстиции третьего класса

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОКУРАТУРЫ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существенно реформировал территориальные, функциональные, организационные и финансово-экономические основы местного самоуправления, затронул жизненно важные интересы населения, значительно расширил правотворческую деятельность органов местного самоуправления.

В районах, где руководители понимают важность и необходимость юридических служб, состояние нормотворческой деятельности находится на достаточно высоком уровне и, соответственно, облегчает взаимопонимание между органами прокуратуры и местного самоуправления. Это Россошанский, Петропавловский, Новоусманский, Борисоглебский, Богучарский районы и ряд других.

Однако, как показывает прокурорская практика, далеко не все органы местного самоуправления оказались готовы к таким изменениям.

Отсутствие необходимой правовой базы, недооценка роли юридических служб, отсутствие опыта разработки нормативных актов, низкий уровень правовых знаний, а порой и вольное обращение с законом выборных и должностных лиц органов местного самоуправления приводит к массовым нарушениям законности.

Ситуация серьезная. За 2006 год и 1 квартал 2007 года выявлено и устранено мерами прокурорского реагирования около 9 тысяч нарушений в деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в том числе почти 2,5 тыс. незаконных правовых актов.

Совершались и уголовные преступления. Прокуратурой области расследованы и направлены в суд уголовные дела по ст. 290 УК РФ (получение взятки) в отношении главы Каширского сельского поселения Коротких А.В., который за выделение земельного участка частному предпринимателю получил взятку в сумме 920 тыс. руб., и главы администрации городского поселения города Новохоперск Шубина Д.Н., который за аналогичные действия получил взятку в сумме 30 тыс. руб.

С момента принятия Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прокурорами внесено более тысячи актов прокурорского реагирования в связи с несоответствием положений уставов муниципальных образований действующему законодательству.

Нарушения в основном однотипны:

Не определяется порядок формирования, полномочия и их срок, подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления, а также порядок принятия, вступления в силу и опубликования принимаемых правовых актов;

Основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, содержащихся в уставах, не соответствуют федеральному законодательству;

Несвоевременно изменяются положения уставов регулирующие вопросы местного значения муниципальных образований, в связи с принятием федеральных законов.

По-прежнему наиболее распространенными при издании правовых актов как районными, так и сельскими исполнительными органами местного самоуправления являются нарушения в сфере земельных, бюджетных правоотношений, а также при установлении тарифов на коммунальные услуги.

Финансово-экономическое состояние муниципального образования затрагивает интересы каждого жителя, в связи с этим особое внимание прокурорами уделяется надзору за исполнением бюджетного законодательства.

Однако практически в каждом муниципальном образовании принимались незаконные правовые акты, регулирующие отдельные вопросы бюджетных правоотношений.

Так, по протестам Борисоглебского межрай-прокурора приведены в соответствие с федеральным законодательством решения представительного органа о бюджете на 2006 год, о порядке предоставления муниципальных гарантий, о порядке ведения муниципальной долговой книги.

В Каширском и Репьевском районах в нарушение требований ст. 9 БК РФ отсутствуют нормативные акты, устанавливающие порядок составления, рассмотрения и исполнения проектов местных бюджетов.

Выявлены случаи принятия исполнительными органами решений по вопросам, отнесенным к ведению представительных органов, т. е. с превышением предоставленных законом полномочий.

Так, в нарушение требований законодательства главами Лискинского, Острогожского и Се-милукского районов приняты решения о порядке выдачи бюджетных кредитов. Главой Острогожского района самостоятельно, в нарушение установленной процедуры, принят порядок ведения реестра расходных обязательств муниципального образования, порядок обслуживания и управления муниципальным долгом. Постановлениями

администрации Терновского района необоснованно вносились изменения в решение Совета народных депутатов «О бюджете Терновского муниципального района на 2006 год».

При проверке законности правовых актов в налоговой сфере установлено, что в Воробьев-ском, Рамонском и Терновском районах были введены не предусмотренные налоговым законодательством сборы за право торговли. Советом народных депутатов Карачунского сельского поселения Рамонского района установлен сбор за использование воды в сельском поселении. В Эртильском районе незаконно предоставлялись налоговые льготы отдельным лицам.

В нарушение требований ст. 187 БК РФ в 2006 и 2007 годах не утверждены в срок решения о местных бюджетах на год в трети муниципальных образований области.

В Новоусманском, Острогожском, Петропавловском, Таловском, Эртильском районах и в г. Воронеже административные штрафы уплачивались в кассы РОВД, а не в местные бюджеты. В Бобровском, Грибановском, Новоусманском, Ольховатском и Таловском районах доходы от платных услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения, зачислялись на счета данных учреждений, минуя счет бюджета.

В ряде муниципальных образований выявлены нарушения требований закона о проведении проверки финансового состояния предприятий, которым предоставлялись муниципальные гарантии и бюджетные кредиты.

Администрацией городского округа г.Борисоглебск бюджетный кредит в сумме 3 млн. руб. предоставлен ЗАО «Строительная фирма “Пирамида”» без обеспечения исполнения должником своих обязательств по возврату кредита.

Прокуратурой Верхнехавского района при проведении проверки установлено, что не возвращены бюджетные кредиты ЗАО «Коттонин-вест “Нижнебайгоровский”» и ЗАО им. Дзержинского. При этом мер по взысканию долгов администрацией района не принято.

Трем сельхозпроизводителям Кантемиров-ского района предоставлены муниципальные гарантии на сумму 10 млн. руб. при отсутствии упоминания о них в решении «О районном бюджете на 2006 год».

Допускаются нарушения при расходовании бюджетных средств в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

В Россошанском районе в сводный список незаконно включено 449 семей, не признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, из них 84 семьям уже выданы свидетельства на получение субсидии, 34 семьи воспользовались предоставленными бюджетными средствами.

Прокурором Семилукского района возбуждено уголовное дело по факту незаконного получения жителями села М. Верейка субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в ОАО «Россельхозбанк» на развитие личных под-

собных хозяйств в рамках национального проекта «Развитие АПК» в размере 79,7 тыс. руб.

Выявлены факты незаконного получения в рамках национального проекта «Здоровье» средств Фонда социального страхования в сумме 565,4 тыс. руб. работниками МУЗ «Семилукская ЦРБ» путем составления фиктивных документов о проведении дополнительной диспансеризации работников ОАО «Семилукский огнеупорный завод», которая фактически не проводилась. По данному факту возбуждено уголовное дело.

Одной из причин подобных нарушений является отсутствие в большинстве муниципальных образований органов финансового контроля либо крайне низкая эффективность работы созданных.

На необходимость усиления финансового контроля указано в большинстве актов прокурорского реагирования. Однако ситуация не меняется.

При издании правовых актов о предоставлении земельных участков игнорируются требования законодательства о проведении торгов по продаже прав аренды земельных участков и права собственности, в постановлениях не указываются обязательные данные о категории земель, точном месторасположении земельного участка, кадастровом учете и установлении конкретных границ, отсутствует согласование предполагаемого строительства с общественностью.

Зачастую допускается грубая волокита. Так, два года администрацией городского округа город Воронеж не было рассмотрено заявление ООО «Гостиничный комплекс “Россия”» об утверждении проекта границ земельного участка по ул. Театральная, 23 г. Воронежа, фактически занимаемого объектами недвижимости. По данному факту прокуратурой области главе городского округа город Воронеж внесено представление.

В отдельных случаях, напротив, без изучения всех необходимых документов администрацией округа в спешном порядке выдаются незаконные разрешения на строительство.

Прокуратурой области в отношении начальника отдела выдачи разрешений на строительство администрации города Санникова А.В. за нарушения порядка выдачи разрешений на строительство только в 2006 г. трижды возбуждались дела об административных правонарушениях по ч.3 ст. 9.5 КоАП РФ, по которым последний привлекался к ответственности в виде штрафа. Поскольку подобные нарушения носили систематический характер, главе города внесено представление, где поставлен вопрос о соответствии данного чиновника занимаемой должности. Однако до сих пор злостный нарушитель занимает свое место. Безнаказанность указанного чиновника при откровенном попустительстве руководителей администрации города способствует тому, что выдача незаконных разрешений на строительство продолжает иметь место и в 2007 г.

В частности, опять пришлось приносить протест на разрешение муниципальному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница №2» на строительство нулевого цикла

многоквартирного дома по адресу: г.Воронеж, ул. Манежная Большая, 13 и 13-Г, выданное 14.02.07 с нарушением ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Основными причинами допускаемых нарушений правоотношений в сфере земельного и градостроительного законодательства является незнание, а зачастую и явное пренебрежение должностными лицами органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов нормами закона, широкое распространение коррупционных проявлений при принятии решений о ведении градостроительной деятельности, несовершенство действующего законодательства, регламентирующего вопросы ответственности нарушителей за ведение незаконного строительства.

Так, в марте 2003 года Государственным образовательным учреждением «Воронежский государственный аграрный университет им. К. Д. Глинки» и ЗАО «Монолитстрой Воронеж» заключен договор на строительство жилых домов на земельном участке, являющемся государственной собственностью. Несмотря на это, указанным обществом заключены договоры с гражданами о долевом участии в строительстве многоквартирных домов. В связи с грубым нарушением законодательства прокуратурой области в арбитражный суд направлено заявление о признании данного договора недействительным. Решением арбитражного суда заявление удовлетворено, договор между Воронежским аграрным университетом и ЗАО «Монолитстрой Воронеж» признан ничтожной сделкой. Судом определена обязанность по возврату земельного участка в государственную собственность с одновременным освобождением его от строений. В результате незаконных действий хозяйствующих субъектов страдают граждане, заключившие договоры на долевое участие в строительстве жилья.

Для осуществления совместных мероприятий и координации действий в борьбе с преступностью и правонарушениями районные прокуроры нацелены на постоянное информирование исполнительных и представительных органов о состоянии законности в сфере борьбы с наркоманией, бродяжничеством, кражами, преступностью несовершеннолетних, а также о результатах проведенных проверок и принимаемых мер к виновным лицам. Так, в 2006 и истекшем периоде 2007 года прокурорами в органы власти направлено 846 информаций. Около 2 тысяч раз прокуроры выступили с информацией о состоянии законности, в том числе на заседаниях представительных и исполнительных органов власти - 595.

Но сколько бы прокуроры ни вносили протестов и представлений, сколько бы ни писали информаций, пока на местах не укрепится отношение к Закону как к неоспоримой истине, результат от нашей работы будет минимален.

Нет смысла убеждать кого-либо в том, что от эффективности реформы местного самоуправления во многом зависит построение правового государства, формирование подлинного гражданского общества. В прямой зависимости от деятельности органов власти находятся вопросы реализации приоритетных национальных проектов.

Намеченные цели могут быть достигнуты только в результате нашей активной, слаженной работы, нарушения закона в которой должны быть исключены.