Понятие и признаки частноправового отношения, осложненного иностранным элементом. Участие государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом Участники гражданских правоотношений осложненных иностранным элементом

Соотношение международного права и национального законодательства в правовом регулировании гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом с участием государства, является одним из самых сложных вопросов в юриспруденции. Традиционное сопоставление двух названных правовых систем в отечественной юридической литературе выражается как «международное право» и «внутригосударственное право». В официальных международных актах зачастую применяются понятия «национальное право», «национальное законодательство» или «внутреннее право».

Соотношение международного права и внутригосударственного права, понимаемого как международное частное право, является одним из аспектов рассматриваемой глобальной проблемы. Вопрос осложняется тем, что в доктрине международного частного права существует два подхода к пониманию нормативного состава этого права.

Школа цивилистов (М.М. Богуславский, М.И. Брагинский, В.П. Звеков, С.Н. Лебедев, А.Л. Маковский, М.Г. Розенберг, О.Н. Садиков и др.) считает, что международное частное право включает в себя коллизионные нормы, входящие обыкновенно в состав национального гражданского права и имеющие целью определение так называемого применимого права, т.е. права того государства, в соответствии с нормами которого должны решаться конкретные правовые отношения, выходящие за рамки одной правовой системы; не определяемый строго круг фрагментарно выделяемых норм гражданского, семейного, трудового и других отраслей национального права, применимых к регулированию правоотношений с иностранным элементом, например национальные нормы, регулирующие правовой режим иностранных инвесторов; нормы многих международных договоров, которые призваны регулировать частные правоотношения, выходящие за рамки одной правовой системы Веселкова Е.Е. Соотношение международного права и национального законодательства в правовом регулировании иностранных инвестиций / Е.Е.Веселкова // Адвокат.- 2013.- № 1.- С. 37 - 43..

В доктрине (Д.Б. Левин, Е.Т. Усенко) признается, что международные нормы не действуют для субъектов национальных правовых систем ex priorio vigore, но действуют опосредованно, будучи трансформированными согласно Ф. Триппелю, иначе рецепированными согласно Левину Д.Б. в том или ином национальном правопорядке либо посредством генеральной рецепции, либо посредством специальной рецепции. Таким образом, реципированная международная норма, не теряя своего качества, становится одновременно и национальной. Поскольку все три источника норм международного частного права согласно цивилистической школе, по сути, являются нормами национальными, внутрисистемными, то, соответственно, практически все международное частное право также внутринациональное.

Школа международников (И.П. Блищенко, Л.Н. Галенская, В.Э. Грабарь, Ф.И. Кожевников и др.) исходит из того, что в состав международного частного права входят нормы только международно-правовые, в основном договорные, а следовательно, международное частное право есть одна из составных частей международного публичного права. Согласно этому подходу конвенционные международные нормы международного частного права отличаются только по предмету регулирования (частноправовые отношения) от норм других отраслей международного публичного права. Кроме того, нормы других отраслей принципиально ничем не отличаются от международных норм международного частного права с точки зрения их действия в силу рецепции в национальных правопорядках различных стран (в частности, применения их органами и должностными лицами).

Многие международные конвенции в области международного частного права логичнее включить в состав международного экономического права, поскольку это международные договоры, имеющие предметом регулирования международные экономические отношения. Хотя нормы таких конвенций, будучи реципированными, применяются и в качестве внутринациональных норм, но первооснова остается международной. Это проявляется в их связанности, автономности, они не могут произвольно изменяться или отменяться, являясь по происхождению международными.

К международному частному праву англо-американская доктрина относит только коллизионные нормы. И в Гражданском кодексе РФ в разделе «Международное частное право» фигурируют в основе только коллизионные нормы. Иначе говоря, международное частное право - это право внутринациональное, коллизионное право того или иного государства.

В практическом плане важнейшим отличием международного публичного права от международного частного права является то, что его субъекты - это субъекты международного публичного права, а субъекты международного частного права - это субъекты национальных систем права. Кроме того, международное публичное право применяется для регулирования международных публично-правовых отношений, а международные частноправовые отношения регулируются тем или иным частным, национальным применимым правом, включая нормы тех или иных международных договоров, реципированные в национальные правовые системы.

В доктрине исторически сложились два концептуальных подхода к соотношению внутреннего и международного права. Сторонники дуалистической концепции отстаивают точку зрения, согласно которой имеют место две самостоятельные, параллельно существующие правовые системы. В связи с этим известный итальянский профессор Д. Анцилотти не допускает какой бы то ни было надгосударственной власти вопреки нормообразованию государств на основе их соглашений. Иное означало бы конец международного права и замену его внутригосударственным правом другого государства Анцилотти Д. Курс международного права / Д.Анцилотти.- М., 1961.- Т. 1: Введение - общая теория. С.7..

Другой подход подразумевает теорию примата внутреннего права над международным правом или международного над внутренним. Признание приоритета внутреннего права преобладало в доктрине и практике советского государства, отражая защиту им своего суверенитета в условиях противостояния двух общественных систем. С конца 1980-х гг. стала все более отчетливой тенденция «связанности» государства его международными обязательствами.

Устойчивое признание параллельности развития внутреннего и международного права всегда сочеталось с оценками их взаимного влияния, которое объяснялось такими обстоятельствами, как объективные условия и факторы (конфликты, войны, мир, экономический рост и т.д.), государственно-правовые перемены в отдельных странах (революции, перевороты, новые политические курсы, конституции и т.д.), взаимное влияние международно-правовых массивов и их потоков применительно к разным странам (деструкции правовых состояний и институтов).

Все это сделало неизбежным постепенное развитие коллизионных норм и процедур, используемых для разрешения споров между государствами и преодоления разногласий в рамках международных структур. Увеличение их удельного веса дает основание для формирования нового коллизионного права.

В настоящее время в доктрине появилась точка зрения, согласно которой в условиях глобализации концепция объективных границ международного права должна отойти в прошлое. Сегодня оно создает права и обязательства не только для государств, но и для физических, юридических лиц, имеет прямое действие во внутригосударственной сфере Марочкин С.Ю. Соотношение юридической силы норм международного и внутригосударственного права в правовой системе Российской Федерации / С.Ю.Марочкин // Российский журнал международного права.- 1997.- № 2.- С.34-52..

На самом деле внутригосударственная правовая система воспринимает не международное право как особую систему, а лишь содержание его норм. В результате соответствующие нормы международного права сохраняют свой статус, не претерпевая каких-либо изменений. В соответствии с ними создаются нормы внутреннего права. В этом и состоит суть процесса инкорпорации международного права во внутригосударственное.

Каналы влияния международного права на внутригосударственное достаточно многочисленны. Данная проблема подробно анализировалась Ю.А. Тихомировым.

Расширение экономических связей приводит к тому, что юридические лица уже не могут осуществлять свою хозяйственную деятельность только на территории одного государства. Юридические лица активно осуществляют торговую и иную хозяйственную деятельность как в том государстве, где они были созданы, так и за его пределами.

Пока речь идет о юридических лицах, созданных и действующих на территории одного государства, не возникает вопросов о порядке допуска к хозяйственной деятельности на территории этого государства, о правоспособности этих юридических лиц и т.д. Все эти вопросы регулируются законодательством страны, в котором создано и действует это юридическое лицо.

Когда же субъектом является иностранное юридическое лицо, то встает вопрос, какому государству оно принадлежит и нормами права какого государства регулируется его деятельность, а именно нормы какого государства должны регулировать порядок его создания и ликвидации, объем его правоспособности.

Правовое положение иностранных юридических лиц регулируется в государствах различным образом. Характер этого регулирования определяется хозяйственным положением данного государства, степенью его экономической независимости, ролью иностранного капитала в экономике страны, условиями внутренней и внешней торговли.

Правовое регулирование юридических лиц как субъектов международного частного права осуществляется посредством двух методов: коллизионного и материально-правового.

Традиционным методом правового регулирования международного частного права, без которого трудно обойтись и в отношениях с участием иностранных юридических лиц, является коллизионный метод.

Задача коллизионного метода сводится к отысканию того правопорядка, который является компетентным для регулирования вопросов правового статуса иностранного юридического лица Асосков А.В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте / А.В.Асоков.- М.: Статут, 2003.С.21. .

Л.А. Лунц отмечал: «...коллизионная норма вместе с той материально-правовой нормой, к которой она отсылает, образует настоящее правило для участников гражданского оборота» Лунц Л.А. Курс международного частного права: Общая часть / Л.А.Лунц.- М.: Юридическая литература, 1973. С.188..

Коллизионно-правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных юридических лиц в РФ, имеют трехуровневую структуру. Во-первых, в их число входят коллизионные нормы российского гражданского законодательства, например нормы раздела VI части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 1202 ГК РФ, в соответствии с которой правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо).

Во-вторых, правосубъектность иностранных юридических лиц регулируется коллизионными нормами, содержащимися в двусторонних договорах о правовой помощи. Так, например, согласно договору между РФ и Республикой Албанией правоспособность юридического лица определяется законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой оно учреждено (п. 2 ст. 22).

В-третьих, большую группу коллизионных норм составляют нормы многосторонних договоров о правовой помощи. Например, в соответствии с Минской конвенцией СНГ правоспособность юридического лица определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено (п. 3 ст. 23).

В свою очередь, материально-правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных юридических лиц в РФ, включают внутринациональное законодательство и унифицированные нормы международных соглашений.

Анализ проведенного в рамках настоящей главы исследования позволяет сформулировать следующие основные выводы.

К субъектам международного частного права традиционно относят физических лиц, юридических лиц и государства. Сегодня в этот список можно добавить также организации, не являющиеся юридическими лицами, и муниципальные образования.

Государства (государственные образования) являются особыми субъектами права в силу своего суверенитета. Вступая в отношения с частными лицами, государства сохраняют свою публично-правовую сущность, но зачастую государство вынуждено вступать и в частноправовые отношения: заключать договоры поставки, энергоснабжения, аренды, купли-продажи, решать вопросы реализации имущества государства, размещения ценных бумаг и т.д.

К государству как субъекту международного частного права во многом применимы положения о юридических лицах, в частности, касающиеся порядка приобретения прав и осуществления обязанностей. Важнейшей особенностью государства, вступающего в частноправовые отношения, является наличие иммунитета, т.е. освобождения от юрисдикции другого государства при совершении каких-либо действий на территории этого государства.

К гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства применяются правила раздела VI «Международное частное право» Гражданского кодекса РФ. Это означает, что с позиций, выраженных в этом разделе, участие в гражданско-правовых отношениях государства не придает им какой-либо специфики. Отсюда следует вывод, что положение государства как субъекта данных отношений равнозначно положению участвующих в них в качестве контрагентов государства иностранных юридических лиц.

Статья 1204 ГК РФ исходит из того, что положение государства в указанных отношениях не подразумевает автоматического обладания им какими-либо чертами, в том числе и перечисленными выше видами иммунитета, которые отличали бы государство от его иностранных контрагентов, выступающих в качестве субъектов гражданского права.

В целом правовое регулирование юридических лиц как субъектов международного частного права осуществляется посредством двух методов: коллизионного и материально-правового.

Коллизионно-правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных юридических лиц в РФ, имеют трехуровневую структуру: коллизионные нормы российского гражданского законодательства; правосубъектность иностранных юридических лиц регулируется коллизионными нормами, содержащимися в двусторонних договорах о правовой помощи; нормы многосторонних договоров о правовой помощи.

Материально-правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных юридических лиц в РФ, включают внутринациональное законодательство и унифицированные нормы международных соглашений.

Под правоотношением понимается общественное отношение урегулированное нормами права

Нормы международного частного права регулируют гражданско-правовые, семейные и трудовые отношения с иностранным (или международным) элементом, а также гражданско-процессуальные отношения, если возникает юридическая связь перечисленных отношений с правопорядками двух или более государств. Иностранный элемент может присутствовать в трех различных качествах, а именно:

1) в качестве субъекта (гражданин иностранного государства, иностранная организация или иностранное государство, которое только тогда является субъектом международного частного права, когда вступает в частные отношения с физическим или юридическим лицом);

2) в качестве объекта, который находится за границей;

3) в качестве события, юридического факта, произошедшего за границей (причинение вреда, заключение договора, смерть и т.д.).

При этом необходимо отметить, что в жизни указанные элементы могут встречаться в различных сочетаниях. Например, гражданин Израиля составляет завещание по месту жительства, оставляя свое имущество, находящееся во Франции гражданину России. Либо в Испании заключается договор перевозки из Греции в Россию, а в качестве перевозчика выступает юридическое лицо из Италии. Все это требует четкого определения, законодательством какого государства необходимо руководствоваться, чтобы соблюсти правомерность правоотношений.

Отвечая на вопрос, о каких отношениях, регулируемых нормами международного частного права, идет речь, обычно говорят о двух основных группах. Первая - экономические, хозяйственные, научно-технические и культурные отношения в той их части, которая подпадает под действие норм международного частного права. В данном случае задача международного частного права состоит в регулировании деловых связей организаций и фирм различных стран. Особое значение приобретает для России создание благоприятного климата для иностранных инвестиций, содействие экономической интеграции со странами СНГ.

Вторая - отношения с участием иностранцев, затрагивающие их имущественные и личные неимущественные, семейные, трудовые и другие права частноправового характера. Речь идет, например, о создании гарантий и обеспечении прав в случаях заключения смешанных браков (а их число растет), и особенно защиты интересов усыновленных детей. Таким образом, нормы международного частного права определяют правовое положение иностранных граждан в России и российских граждан за рубежом. Для российского государства и его органов особую актуальность имеет использование норм и принципов международного частного права для защиты законных прав и интересов россиян, проживающих за рубежом. Известно, что всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом - это одна из основных целей внешней политики нашего государства. Нормы, регулирующие эти отношения, входят в состав международного частного права.


| следующая лекция ==>

Методы правового регулирования МЧП – это совокупность способов и средств при помощи которых регулируются однородные однородные общественные отношения частно-правового характера, осложнённые иностранным элементом.

Различают:

1. Коллизионно-правовой метод – метод регулирования отношений путём выбора правовой системы, в том случае, когда на регулирование данного правоотношения претендуют правопорядки двух или более государств.

Реализуется в 2 формах:

- международная (коллизионные нормы содержатся а международных источниках)

- национальная (коллизионные нормы содержатся во внутреннем законодательстве государств)

Общая хар-ка : Применяется тогда, когда на регулирование претендуют правопорядки 2 и более гос-в. К нему обращаются при отсутствии унифицированных материальных норм в международных договорах и обычаях, регулирующих эти отношения.

Реализация: при помощи специальных коллизионных норм, которые указывают право какого государства должно применять ся к данному правоотношению. (Конвенция оправе межд. Купли-продажи товаров, 1955г; ч3 ГК 2002.

Особенности: отсылочный, косвенный характер, т.е. не наделяет субъектов правами и обязанностями, а указывает на применимое право. После выбора права, применяются материальные нормы, выбранной правовой системы (отечественной тли иностранной).

2.Материально-правовой метод – это метод прямого регулирования отношений, посредством установления прав и обязанностей субъектов

Реализуется:

- международной форме (материальные нормы содержатся в международных источниках)

Общая хар-ка : прямое регулирование по существу определения прав и обязанностей.

Реализация: МПМ реализуется унифицированными материальными нормами международных договоров и обычаев, а посредством использования материальных норм национального законодательства метод трансформируется в метод, свойственный конкретной частноправовой метод отрасли национального права, который в свою очередь может быть применён в совокупности с коллизионным, позволяющим выбрать соответствующий правопорядок.

Стадии правового регулирования ЧП отношений, осложнённых иностранным элементом:

1 случай. При наличии международных договоров и обычаев с унифицированными, материальными нормами: регулирование по этим нормам путём материально-правового метода в международной форме.

2 случай. При их отсутствии: На I стадииосуществляется выбор применимого права (автономия воли сторон?) коллизионно-правовым методом с использованием международной и национальной формы, затем на II стадиирегулирование отношений по существу посредством материально-правового метода, применяемого в совокупности с коллизионным методом уже в национальной форме


Формы осуществления регулирования гражданско-правовых отношений с иностранным элементом (по участникам регулирования и видам норм). Унификация норм МЧП (примеры по отраслям) Также см.3 вопрос

Формы регулирования правоотношений это разработка и определение порядка применения универсальных и материально-правовых норм и правил, с помощью которых осуществляется регулирование частно-правовых отношений, осложнённых иностранным элементом. Обуславливается расширением сотрудничества. Участники регулирования это те, кто формирует источники (правила и порядок) реализации таких правоотношений: Государства (в сфере разработки материальных и коллизионных норм внутреннего законодательства и как участники международных организаций и соглашений при разработке международных норм), международные организации (в части разработки унифицирированных норм), затем сами субъекты, определяющие правопорядок, регулирующий отношение, в том числе договорные, если иное не предусматривается имеющимися нормами МЧП.

Источники – это юридические формы , в которых выражены нормы права, предназначенные для регулирования частноправовых отношений, осложнённых иностранным элементом.

международный публичный право иностранный

В силу особого субъектного состава и характера правоотношений с иностранным элементом им присущи отдельные отличительные особенности. Это и особый порядок правового регулирования, и практические проблемы, возникающие в связи с наличием в процессе так называемого «иностранного элемента». Для того чтобы раскрыть само содержание института производства по делам с участием иностранных лиц, считаю необходимым в данном параграфе выделить и произвести классификацию основных его отличительных особенностей.

Но прежде следует раскрыть само понятие «гражданско-правовые отношения, осложненные иностранным элементом». Во-первых, понятие гражданско-правового отношения с иностранным элементом используется в широком и узком значении. В широком - это практически все правоотношения, имеющие частный характер - семейные, трудовые и др. В узком - это правоотношения, регулируемые исключительно нормами Гражданского кодекса.

Доктриной международного частного права были выработаны три основных вида иностранных элементов в гражданско-правовом отношении:

один из субъектов правоотношения является иностранным лицом;

объект гражданских прав находится за границей;

возникновение, изменение и прекращение гражданского правоотношения за границей, то есть юридический факт имел место за границей.

В отечественном законодательстве в качестве иностранного элемента гражданского правоотношения определены иностранные граждане и иностранные юридические лица См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) // Собрание законодательства РФ", 03.12.2001, N 49, ст. 4552. Ст. 1186, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532. Ст. 399-400.. Указанные понятия не охватывают всех возможных форм иностранного элемента с точки зрения его субъектного состава. В указанные отношения могут вступать со стороны индивидов не только граждане, но и лица без гражданства, беженцы См.: пп. 5-6 ст. 1195 ГК РФ. Законодательством может быть предусмотрено участие в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом не граждан, а физических лиц (иностранных физических лиц).

Кроме того, иностранный элемент в указанном правоотношении может быть представлен не только иностранным юридическим лицом, но и организацией, не являющейся юридическим лицом по праву иностранного государства, а также государством См.: ст.1204-1205 ГК РФ, пп. 11 ст. 2 Федерального закона от 8.12 2003, N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства. 2003. N 50. Ст. 4850..

Наиболее часто в качестве лица в гражданском правоотношении выступают физические и юридические лица.

Статья 17 ГК РФ отождествляет понятия "физическое лицо" и "гражданин". Вместе с тем, иные федеральные законы указанные понятия разделяют, устанавливая особые режимы правового регулирования для каждого из них. Так, в соответствии с п. 23 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" к российским физическим лицам относятся лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющиеся гражданами Российской Федерации или имеющие право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из данного определения можно сделать вывод, что гражданин Российской Федерации с точки зрения российского внешнеторгового законодательства не может относиться к иностранным физическим лицам в силу его российского гражданства, если он имеет постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации. Если же он, являясь российским гражданином, постоянно или преимущественно проживает за рубежом, то его правовой статус может быть определен в качестве иностранного физического лица. Определяющим в данном случае является не административное понятие «гражданство», а международно-правовой институт домицилия. Данный вывод принципиально важен в силу того, что отдельными законодательными актами установлен запрет на участие российских граждан в осуществлении отдельных видов внешнеторговой деятельности См.: ст. 6 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами // Собрание законодательства. 1998. N 30. Ст. 3610.. При этом в качестве субъектов правоотношений, на которых распространяется указанный запрет, определены российские физические лица, а не российские граждане. В силу этого в случае возникновения судебного разбирательства о правоспособности российских граждан участвовать в отдельных запрещенных видах внешнеторговой деятельности определяющим для правильной квалификации его правоспособности будет изучение вопросов его места жительства.

К иностранным гражданам, участвующим в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом, в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" относятся лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства; к лицам без гражданства - лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства См.: ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032..

В пункте 1 ст. 1186 ГК РФ указаны только два вида иностранных элементов в гражданско-правовом отношении - субъекты и объекты. Третий основной вид - локализация за границей юридических фактов в качестве иностранного элемента - указан в других статьях VI раздела Кодекса. К отдельным его проявлениям относятся различные формы действий в рамках договорных правоотношений, иных обязательственных правоотношений См.: ст. 1211 - 1214, 1216 - 1226 ГК РФ.

Но указание на эти элементы законодательной доктриной еще не говорит об их исчерпывающем перечне иностранных элементов. Это только наиболее очевидные элементы, прямо связанные с элементами структуры правоотношения в силу наиболее явного проявления «иностранных» характеристик связей. Иностранный элемент в правоотношении - понятие несколько иное, чем элемент структуры правоотношения. В реальной правовой действительности он скорее выступает в качестве объективно существующей связи элементов частного правоотношения с различными правовыми системами. Формы и виды указанных связей весьма разнообразны, и едва ли возможно их исчерпывающее законодательное закрепление. Некоторые исследователи, например В.В. Кудашкин, считают даже необходимым различать элементы гражданско-правового отношения с иностранным элементом и иностранный элемент в таком правоотношении. Это объясняется тем, что наличие элементов правоотношения говорит о существовании собственно правоотношения. Перечень этих элементов установлен доктринально и закреплен законодательно. Он не может быть изменен по воле сторон либо какими-то фактическими обстоятельствами. А вот наличие иностранного элемента является правовой формой связей, возникающих между элементами частного правоотношения и различными национально-правовыми системами. Содержание таких связей многообразно вследствие этого существует множество правовых форм, отражающих эти связи в правовой действительности См.: Кудашкин В.В. К вопросу об иностранном элементе в гражданско-правовом отношении // Подготовлен для публикации в системах КонсультантПлюс 11.08.2004 г.. Во многом это отражается в рамках одной из закономерностей правового регулирования международных частных отношений - принципе наиболее тесной связи.

Наиболее наглядно многообразие возможных форм и видов иностранных элементов (связей), а также применение принципа наиболее тесной связи проявляется в практике международных коммерческих арбитражей, которые не связаны коллизионными нормами закона суда, и вследствие этого для определения применимого права выявляют все возможные связи элементов частного правоотношения с различными правовыми системами. При этом в расчет могут приниматься различные обстоятельства - нахождение коммерческих предприятий сторон на территории России, территория, на которой заключен контракт, исполнение контракта тесно связано с местом нахождения представительства истца, обоснование своих требований иностранным истцом на нормах российского права.

Так, например, в споре, рассмотренном МКАС при ТПП РФ, по иску, предъявленному российской стороной к расположенному на территории России филиалу бельгийской фирмы, для определения применимого права суд учел следующие иностранные элементы спорного правоотношения: 1) коммерческие предприятия сторон находились на территории России; 2) это обстоятельство прямо указывалось в контракте; 3) ответчик, оспаривая действительность контракта, ссылался исключительно на нормы ГК РФ, а не на бельгийское право См.: Дело N 305/1998 МКАС при ТПП РФ, решение от 31.01.2000 // Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 1999 - 2000 гг. / Сост. М.Г. Розенберг. М.: Статут, 2002. С. 199..

Завершая рассмотрение понятия иностранного элемента, можно привести понятие, сформулированное М.Н. Кузнецовым. «Иностранный элемент - это производная иной правовой системы, сущность, придающая данному имущественному, личному неимущественному, семейному, или трудовому, или процессуальному отношению качественно новую социальную окраску, проявляющуюся в связанности указанного отношения с внешним миром» Кузнецов М.Н. Международное частное право: Общая часть. М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1991. С. 26..

Наличие в правоотношениях иностранного элемента, а также взаимосвязь с более чем одной из систем национального права во многом определяет их общие особенности.

Во-первых, отдельными своими элементами указанные отношения связаны более чем с одной системой внутригосударственных отношений. Во-вторых, в силу объективно присущих им системных свойств международные частные отношения не могут существовать вне конкретной социальной системы. Но с другой стороны в силу своего межсистемного характера и огромного многообразия они не могут формировать самостоятельную системную целостность, т.е. систему международных частных отношений. Именно поэтому система правоотношений с иностранным элементом несколько отличается от обычных правоотношений и требует особого правового регулирования. В-третьих, вследствие своей разнородности с межгосударственными отношениями они не могут относиться к системе межгосударственных отношений.

Из этого теоретического обоснования особенностей рассматриваемых правоотношений вытекают проблемы практического свойства, связанные с законодательной политикой, правоприменительной практикой, а также просто с непосредственным рассмотрением дела в суде. Это аспекты, связанные с:

1) Правовым статусом иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц на территории России.

2) Определением правосубъектности иностранных лиц.

3) Вопросом определения подведомственности и подсудности дела российскому суду.

4) Определением права, применяемого при разрешении правового конфликта.

5) Языком судопроизводства, толкованием иностранных юридических понятий, уяснением содержания норм иностранного права, сути договорных отношений, и так далее.

6) Сроками судебного разбирательства и некоторыми иными процессуальными сроками.

8) Признанием и исполнением решений иностранных судов.

По сути своей отдельные особенности встречаются на всех стадиях процесса - от принятия заявления к производству до исполнения судебного решения. Этим и обусловлено выделение в гражданском процессуальном кодексе отдельного раздела, регулирующего институт производства по делам с участием иностранных лиц. Этим и определяется необходимость теоретического изучения и обоснования данной проблемы.

Иммунитет государства предполагает, что ни одно государство не может осуществлять свою власть в отношении другого государства, его органов и его собственности. С давних времен это положение выражалось латинской формулой par in parem non habet imperium (равный над равным не имеет власти). Иммунитет иностранного государства можно определить двояко. С одной стороны, это право государства не подчиняться юрисдикции другого государства, т.е. право на неприменение к нему каких-либо принудительных мер судебных, административных и иных органов другого государства. С другой – это отказ государства от своей территориальной юрисдикции относительно действий и собственности иностранного государства, т.е. отказ от применения каких-либо принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов.

С развитием международного гражданского оборота расширяется сфера участия государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом. Государства могут заключать с иностранными юридическими лицами договоры о поставке товаров, предоставлении услуг, выполнении подрядных работ и другие договоры. Они могут заключать кредитные договоры с иностранными банками. Государство может предоставить гарантии относительно сделок, заключенных его юридическими лицами. Оно является стороной концессионных договоров при предоставлении концессий иностранным инвесторам, совершает сделки о приобретении земельных участков за рубежом, заключает подрядные договоры о строительстве зданий посольств, договоры аренды зданий, помещений.

Во всех этих случаях государство выступает как особый субъект гражданского права. Эта концепция отражена в российском праве, в частности в ст. 124–127 ГК РФ. Согласно ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, ее субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений: гражданами и юридическими лицами. В соответствии со ст. 1204 ГК РФ правила, посвященные международному частному праву, применяются на общих основаниях к осложненным иностранным элементом гражданско-правовым отношениям с участием государства, если иное не установлено законом РФ. Эта норма имеет в виду и иностранное государство. Возникает вопрос: можно ли предъявить иностранному государству иск, если оно не выполнило своих обязательств по гражданско-правовому договору? Обладает ли иностранное государство судебным иммунитетом?

В доктрине международного права существуют две теории относительно иммунитета иностранного государства: теория абсолютного иммунитета и теория функционального иммунитета .

Теория абсолютного иммунитета исходит из того, что иммунитет государства вытекает из принципа суверенного равенства государств. Именно поэтому иностранное государство на территории другого государства пользуется иммунитетом. При этом в теории и практике различают три вида иммунитета: судебный иммунитет, иммунитет от предварительных мер и иммунитет от исполнительных действий.

Судебный иммунитет означает, что иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства. Иммунитет от предварительных мер предполагает, что в порядке обеспечения иска имущество иностранного государства не может быть подвергнуто обеспечительным мерам со стороны другого государства. Иммунитет от исполнительных действий заключается в недопустимости обращения мер принудительного исполнения на имущество иностранного государства без его согласия.

Согласно теории функционального иммунитета иностранное государство пользуется иммунитетом только тогда, когда оно совершает суверенные действия. Если же иностранное государство совершает действия коммерческого характера – заключает внешнеторговые сделки, эксплуатирует торговый флот – то не пользуется иммунитетом. Иными словами, если государство ставит себя в положение торговца, частного лица, к нему могут предъявляться иски, а на его собственность распространяются принудительные меры. В 70–80-х гг. XX в. в целом ряде стран были изданы законы, ограничивающие иммунитет иностранного государства. Законодательство этих стран исходит из того, что необходимо защищать интересы физических и юридических лиц, которые вступают в гражданско-правовые отношения с иностранным государством. Цель принятия указанных законов состоит в предоставлении таким лицам защиты для того, чтобы иностранное государство не могло пользоваться привилегиями на основании иммунитета.

  • В доктрине было высказано мнение о том, что существует еще и теория "ограниченного" иммунитета. Но мнению Г. К. Дмитриевой, теория функционального иммунитета ограничивает иммунитет государства на основании общего принципа (критерия): деления деятельности государства на суверенно-властную и частную. А теория ограниченного иммунитета не использует никаких формальных критериев, а лишь формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом в соответствии с нормами международных договоров (см.: Международное частное право: учебник / под ред. Г. К. Дмитриевой. М., 2009. С. 269).