Перевозки групп пассажиров. Питание организованных групп детей в поездах дальнего следования Санитарные требования к перевозке организованных групп детей

Новый СанПиН СП 2.5.3157-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей", вступивший в силу в апреле 2014 года, носит почти революционный характер. Он сильно упрощает жизнь "детским" туроператорам и родителям.

Прежние правила, принятые еще в 2003 году, содержали множество весьма жестких требований, которые буквально тормозили развитие детского туризма внутри России. Например, вагоны для перевозки детей должны были обязательно иметь кондиционеры и быть оборудованы биотуалетом (для примера: в парке РЖД таких вагонов всего 21%), кормить детей можно было исключительно в вагоне-ресторане.

Роспотребнадзор также настаивал на медицинском сопровождении каждой группы детей от восьми человек. Это действительно надо делать, но только при массовых перевозках, иначе получается, что в поезде едет 20 групп, а с ними 20 врачей, - замечает глава Комиссии детско-юношеского и молодежного туризма Общественного совета Ростуризма Сергей Минделевич.

Или другое требование: при посадке в поезд каждый ребенок должен иметь медицинскую справку о состоянии здоровья. Но формы такой справки в Минздраве нет, есть формы N 076 "Санаторно-курортная карта для детей и подростков" и N 079 "Медицинская справка школьника, отъезжающего в пионерский лагерь", которые требуют прохождения многих врачей, чуть ли не полной диспансеризации. Эти и другие нормативы, по мнению Сергея Минделевича, часто делали перевозку детей невозможной. В противном случае организаторы поездки должны идти на заведомое нарушение, рискуя ни за что заплатить значительные штрафы. Туристические объединения неоднократно обращались по этому поводу в Роспотребнадзор, но понадобилось десять лет, чтобы добиться изменений.

Одно из ключевых изменений нового СанПиНа касается отмены требования об обязательном сопровождении медицинским работником группы детей от восьми человек. Ранее, согласно документу, сопровождающий должен был быть действующим медицинским работником. Нанимать студентов медицинских вузов или медиков-пенсионеров не разрешалось. На текущий момент, по данным Минздрава, в России не хватает около 40 тысяч врачей. В такой ситуации найти сопровождающего для каждой группы из восьми человек было крайне затруднительно. Кроме этого, нет ни одного нормативного документа, обязывающего медицинские учреждения выделять своих сотрудников для сопровождения детских групп. Как правило, все решалось путем личных договоренностей. Организаторы поездки должны были оплатить сопровождающему билеты на поезд, проживание и питание в пункте назначения, а также предоставить соответствующую оплату его труда. В конечном счете эти траты ложились на плечи родителей, поскольку закладывались в стоимость детских путевок. Теперь эти расходы удастся сократить.

По новым правилам сопровождение медработника вообще не требуется в коротких поездках не более 12 часов для групп не более 30 человек. Для более продолжительных поездок или групп, численность которых превышает 30 человек, медицинское сопровождение по-прежнему необходимо. Но теперь, по словам Сергея Минделевича, это может быть не только действующий сотрудник медицинского учреждения. Достаточно, чтобы человек прошел обучение по оказанию первой помощи. Такое обучение проходят, например, сотрудники МЧС и т.д. То есть появляется гораздо больше возможностей найти человека для сопровождения группы.

Эксперты уверены, что упразднение старой нормы вовсе не повышает опасность путешествия для детей. Все поезда оборудованы связью с диспетчером, а остановки и узловые станции есть примерно каждые два часа следования поезда. То есть, при необходимости, детям всегда будет оказана вся необходимая помощь. Кроме этого, в каждом составе должна быть аптечка, а проводники обязаны уметь оказать пассажирам первую помощь. Как полагают в Комиссии детско-юношеского и молодежного туризма Общественного совета Рос- туризма, при массовых перевозках детей СанПиН не лишним было бы даже усилить в части медицинского сопровождения: в поезде должен быть квалифицированный врач профильной специализации, для которого должно быть оборудовано медицинское купе. Только тогда медработник может реально повлиять на ситуацию при заболевании или травме ребенка.

Были внесены изменения и в процедуру предоставления детям питания. В частности, раздачу сухих пайков больше не нужно согласовывать с Роспотребнадзором, а горячее питание не обязательно покупать только в вагоне-ресторане. Как замечает Сергей Минделевич, раньше вагоны-рестораны были монополистами и могли назначать любую цену за питание, а руководители групп вынуждены были на нее соглашаться. В новых правилах нет обязательного требования кормить детей пищей только из вагона-ресторана, поэтому группы могут сами выбирать, чем питаться. Например, горячее питание может быть заказано на комбинате, поставляющем питание в школы одного из городов на пути следования поезда, и доставлено к вагону на узловой станции. Это питание может быть оплачено по безналичному расчету заранее при организации поездки. Таким образом, появляется конкуренция, которая неизменно приведет к улучшению качества питания и снижению его стоимости, уверены эксперты.

Удалось добиться и отмены части медицинских справок. Детям больше не нужно брать с собой справку о состоянии здоровья, а вот справка о контакте с инфекционными больными по-прежнему требуется. На сохранении этой нормы настояли Минздрав и Роспотребнадзор. Такая справка действует только три дня, и поэтому при возвращении домой она теперь не нужна. Также отменено дискриминационное требование о том, что детей-инвалидов надо перевозить только в отдельном купе.

Ну, и, наконец, определена область применения самого документа. Дело в том, что размытая формулировка предыдущего СанПиНа распространяла его действие даже на пригородные электропоезда. То есть группе детей, следующих из Подмосковья в Москву на экскурсию или для участия в концертах, соревнованиях, нужно было искать сопровождающего медика, электричку с биотуалетом и кондиционером и т.д. В новом документе указывается, что соблюдение СанПиНа обязательно при поездках длительностью более 10 часов. Правда, в это время включили время нахождения на вокзалах в пунктах отправления и прибытия.

При этом при Ростуризме продолжается работа над другими документами. Во-первых, готовится проект нового СанПиНа к организациям дополнительного образования детей (все станции и центры детского туризма страны имеют статус таких организаций). Во-вторых, предстоит пересмотреть правила перевозки детей автобусами, утвержденные в декабре прошлого года поправками к Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Эти нормы фактически уничтожают длительные походы и экспедиции.

Ранее уже удалось добиться отмены СанПиНа к организации палаточных лагерей для детей. Согласно указаниям Роспотребнадзора, чтобы школьная группа могла отправиться в поход, ей нужно было около 50 различных согласований. Доходило до смешного. Например, продолжительность смены определялась наличием условий для проведения банных дней, требовалось скашивать траву и бороться с грызунами в местах стоянок передвижных лагерей. Или требование к ночной температуре, которая в месте разбивки лагеря не должна опускаться ниже 15 градусов, а вес рюкзака не должен превышать 2,5 кг. И многое другое. За нарушение этих требований организаторам лагеря грозили серьезные санкции. Не удивительно, что после введения три года назад в действие этого СанПиНа значительная часть палаточных лагерей была закрыта. Дети остались без отдыха, а сотни педагогов-организаторов и инструкторов-походников потеряли работу. Только в 2013 году требования были отменены

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2014 № 3 утверждены СП 2.5.3157-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей». Данный нормативный правовой акт вступил в силу 13 апреля 2014 г., а значит, уже в нынешнем летнем сезоне при доставке детей в места отдыха и оздоровления железнодорожным транспортом необходимо руководствоваться новыми санитарно-эпидемиологическими правилами, которые мы и рассмотрим в статье.

СП 2.5.3157-14 устанавливают требования к условиям перевозки железнодорожным транспортом организованных групп детей, продолжительность пути следования которых свыше 10 часов. Их соблюдение является обязательным для всех юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, участвующих в организации поездок групп детей и подростков в количестве не менее 8 человек и в возрасте до 18 лет железнодорожным транспортом к месту назначения и обратно. При осуществлении перевозок организованных групп детей должны также соблюдаться санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте .

Согласно п. 2.2 СП 2.5.3157-14 не менее чем за 3 суток до начала поездки организаторы обязаны сообщить органам Роспотребнадзора информацию о планируемых сроках отправки группы детей и ее численности. Форма предоставления этой информации согласно приложению 1 к СП 2.5.3157-14 приведена в примере.

Одно из главных требований санитарно-эпидемиологической безопасности — наличие у каждого ребенка, включенного в состав группы, медицинской справки об отсутствии контакта с инфекционными больными, оформленная не более чем за 3 дня до отъезда. Не допускается посадка в поезд больных детей. При выявлении у ребенка до выезда, во время посадки или в пути следования симптомов заболевания в острой форме принимаются меры по его госпитализации.

Форма предоставления информации в органы Роспотребнадзора о выезде железнодорожным транспортом организованных групп детей

Информация о выезде железнодорожным транспортом
организованных групп детей

Исходные данные

Подлежит заполнению

Организатор отдыха (учреждение, фирма, фонд, организация)

Адрес местонахождения организатора отдыха детей

Дата выезда

Станция отправления

Вид вагона (межобластной, спальный, купейный, мягкий)

Количество детей

Количество сопровождающих

Наличие медицинского сопровождения (количество врачей, среднего медицинского персонала)

Станция назначения

Наименование и адрес конечного пункта назначения (детское оздоровительное учреждение, образовательная организация)

Планируемый тип питания в пути следования (вагон-ресторан, пассажирский вагон)

Руководитель,

организующий поездку ______________

Сопровождение организованных групп детей

СП 2.5.3157-14 регламентируют и вопросы сопровождения детей педагогическими работниками, родителями и другими взрослыми, а также медицинскими работниками. Так, на группу из 8-12 детей полагается 1 сопровождающий (педагог, воспитатель, тренер, родитель и др.). Группе детей в количестве более 30 человек, которая планирует находиться в пути свыше 12 часов, необходимо организовать сопровождение медицинским работником или лицом, прошедшим подготовку по оказанию первой медицинской помощи в соответствии с установленным порядком. В тех случаях, когда железнодорожные перевозки организованных групп детей осуществляются специализированным подвижным составом, предназначенным для этих целей, детям обеспечивается сопровождение квалифицированного медицинского работника (врача).

СП 2.5.3157-14 также определяют основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия , которые проводятся медицинскими работниками при перевозке организованных групп детей. Среди них отметим следующие:

Взаимодействие с начальником пассажирского поезда, органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

Контроль за соблюдением детьми правил личной гигиены;

Контроль за организацией питьевого режима и питанием детей;

Контроль состояния здоровья детей, входящих в организованные группы;

Опрос о состоянии здоровья детей перед посадкой в поезд;

Проверка наличия медицинских справок об отсутствии у детей контакта с инфекционными больными;

Принятие решения об отстранении от посадки в поезд детей с явными признаками заболевания в острой форме;

Оказание медицинской помощи заболевшим детям в пути следования;

Своевременная изоляция инфекционных больных детей от здоровых и организация госпитализации больных;

Опрос и составление списка детей, контактировавших с больными детьми.

При выявлении инфекционного больного или при подозрении на инфекционное заболевание, пищевое отравление у ребенка медицинский работник совместно с проводником вагона изолирует заболевших и немедленно сообщает о произошедшем в ближайший по маршруту следования медицинский пункт вокзала и орган Роспотребнадзора. Совместно с сопровождающими лицами медицинский работник проверяет обеспеченность детей постельными принадлежностями и постельным бельем, проводит беседы с детьми о профилактике инфекционных заболеваний и пищевых отравлениях, о соблюдении правил личной гигиены.

Питание в пути

Раздел III СП 2.5.3157-14 содержит свод требований к организации питания детей в пути следования. Кратность приема пищи определяется продолжительностью поездки, зависит от времени суток и физиологических потребностей детей. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 4 часов в дневное время суток. Если поездка длиться более суток, необходима организация полноценного горячего питания. В меню включаются супы, гарниры, рыбные или мясные блюда. В тех случаях, когда дети находятся в пути менее суток, питание организуют с учетом примерного перечня продуктов для организации питания детей и подростков при перевозке их железнодорожным транспортом менее 24 часов , приведенного в приложении 1 к СП 2.5.3157-14. В данный перечень включены следующие позиции:

1. Хлебобулочные и кондитерские изделия без крема:

Изделия хлебобулочные сдобные мелкоштучные в ассортименте из пшеничной муки высшего сорта в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные до 150 г;

Изделия хлебобулочные слоеные в ассортименте в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные до 150 г;

Сухари, сушки, пряники в вакуумной упаковке промышленного производства, расфасованные по 150-300 г;

Печенье, вафли в ассортименте в вакуумной упаковке промышленного производства для одноразового использования, предусматривающей возможность длительного хранения при комнатной температуре, расфасованные по 25, 50, 100 г;

Кексы в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные по 50-75 г;

Коржи молочные в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные по 50-100 г и другие изделия.

2. Молоко с длительным сроком годности (более 10 дней) в одноразовой упаковке промышленного производства, позволяющей хранение при комнатной температуре объемом 150-250 мл.

3. Сырок плавленый в промышленной упаковке весом 25-50 г.

4 . Сахар пакетированный в одноразовой упаковке.

5. Чай пакетированный в одноразовой упаковке (без ароматизаторов и пищевых добавок).

6. Вода минеральная негазированная в промышленной упаковке объемом до 0,5 л.

7. Фруктовые соки, нектары промышленного производства в одноразовой упаковке, предусматривающей возможность длительного хранения при комнатной температуре, объемом 150-200 мл.

8. Фрукты свежие (яблоки, груши, бананы, мандарины), готовые к употреблению, в упаковке, предварительно вымытые и просушенные.

9. Орехи , готовые к употреблению, в упаковке промышленного производства, расфасованные по 10-25 г.

Полноценное горячее питание может быть организовано в вагонах-ресторанах или по месту размещения групп детей в пассажирских вагонах. В целях предупреждения пищевых отравлений в рацион питания не включают скоропортящиеся продукты, а также продукты, которые запрещены санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, организациях начального и среднего образования. Согласно приложению 7 к СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в рацион питания детей в пути следования железнодорожным транспортом не допускается включать следующие продукты и блюда:

Пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности;

Остатки пищи от предыдущего приема и пища, приготовленная накануне;

Мясо, субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных, рыбу, сельскохозяйственную птицу, не прошедшие ветеринарный контроль;

Субпродукты, кроме печени, языка, сердца; непотрошеную птицу;

Мясо диких животных; яйца и мясо водоплавающих птиц;

Яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, «тек», «бой», а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам;

Консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, «хлопуши», банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;

Крупу, муку, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями;

Любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления.

Зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы;

Творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжную сметану без термической обработки; простоквашу-«самоквас»; молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров; молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию;

Грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные;

Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;

Блюда, изготовленные из мяса, птицы, рыбы, не прошедших тепловую обработку;

Жареные во фритюре пищевые продукты и изделия;

Пищевые продукты, не предусмотренные в рекомендуемом ассортименте пищевых продуктов для организации дополнительного питания (см. приложение 9 к СанПиН 2.4.5.2409-08);

Уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы; острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты;

Газированные напитки; квас; холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья; кофе натуральный; тонизирующие, в т. ч. энергетические напитки; алкоголь; кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5 %);

Кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин и другие гидрогенизированные жиры;

Кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты); жевательную резинку; карамель, в т. ч. леденцовую; ядро абрикосовой косточки, арахис;

Заливные блюда (мясные и рыбные), студни, форшмак из сельди;

Первые и вторые блюда из (на) основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления; окрошки и холодные супы;

Макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом; яичницу-глазунью; паштеты и блинчики с мясом и с творогом.

При организации горячего питания распределение общей калорийности суточного рациона должно быть следующим: завтрак — 25-30 %, обед — 35-45 %, ужин — 25-30 %. Рекомендуемая усредненная величина калорийности в день для детей до 10 лет составляет 2100 ккал/день, для детей от 11 и старше — 2550 ккал/день. Рекомендуемое соотношение белков, жиров и углеводов — 1:1:4.

Питьевая вода, в т. ч. расфасованная в емкости и бутилированная, по качеству и безопасности должна отвечать гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Дети обеспечиваются питьевой водой не только в пути следования железнодорожным транспортом, но и при доставке их от вокзала до мест назначения и обратно, а также при нахождении организованных групп детей на вокзале.

Требования к условиям перевозки организованных групп детей установлены документами:

- "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов. СП 2.5.1277-03 (в ред. 2010 г.)"

- "Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом" (утв. Роспотребнадзором, МВД РФ 21.09.2006).

детских коллективов железнодорожным транспортом .

Формируют группы детей с сопровождающими лицами из расчета 1 сопровождающий на 8 - 12 детей;

(Сопровождающие лица должны иметь справку о состоянии здоровья или медицинскую книжку установленного образца с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, отметкой о прохождении гигиенической подготовки)

Осуществляют подбор квалифицированного медицинского персонала для медицинского сопровождения организованных групп детей до конечного пункта.

Медицинские работники, выделенные для сопровождения детских организованных коллективов, должны быть своевременно проинструктированы и ознакомлены с рекомендациями (приложение к СП) и соответствующим образом экипированы организаторами коллективного отдыха детей.

В пути следования организаторы детских коллективных поездок предусматривают оказание медицинской помощи детям в случае вынужденной госпитализации из пассажирского поезда и доотправку их до места жительства или места отдыха.

(в ред. Изменений и дополнений N 1 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.11.2010 N 152) ,

Организаторы детских коллективных поездок направляют информацию в управления Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте о планируемых сроках отправки организованных детских групп и количестве детей по рекомендуемой форме (в приложение к СП) не менее чем за 3 суток до отправления.

Организаторы детских коллективных поездок согласовывают с управлениями Роспотребнадзора ассортимент продуктов, входящих в дорожный набор - "сухой паек", и обеспечивают питание детей из таких наборов в пути следования.

Организаторам детских коллективных поездок необходимо заранее решить вопрос доставки детских групп от вокзала к месту назначения.

При нахождении в пути свыше одних суток организуется полноценное горячее питание организованных детских групп в вагонах-ресторанах пассажирских поездов совместно организаторами коллективного отдыха детей, начальником поезда и директором вагона-ресторана.

Рекомендуется размещать организованные группы детей в пассажирском вагоне рядом с вагоном-рестораном. В вагоне-ресторане прием пищи детьми должен осуществляться отдельно от других пассажиров. Количество вагонов-ресторанов, предназначенных для организации питания детских коллективов в пути следования, должно определяться в зависимости от их производственной мощности и числа посадочных мест.

Организация питания детских коллективов в вагонах-ресторанах должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям по организации перевозок на железнодорожном транспорте. При организации питания детских коллективов рекомендуется использование полуфабрикатов высокой степени готовности.

Допускается возможность доставки горячего питания в пути следования к месту размещения организованных групп детей в вагоне железнодорожного транспорта силами работников вагона-ресторана.

Направляющиеся железнодорожным транспортом в организованные коллективные поездки дети должны иметь медицинские справки о состоянии здоровья и отсутствии контакта с инфекционными больными.

Посадка в пассажирский состав больных детей не допускается . При выявлении до выезда, во время посадки в поезд или в пути следования ребенка с признаками заболевания в острой форме данный ребенок должен быть госпитализирован. Факт выздоровления подтверждается справкой, выданной медицинскими работниками лечебно-профилактического учреждения.

Для организованных детских контингентов вне зависимости от численности групп продажа железнодорожных билетов осуществляется только при наличии официального подтверждения организаторами коллективного отдыха детей обеспечения соответствующего медицинского сопровождения .

Требования к организации перевозок

детских коллективов автомобильным транспортом.

« Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом" применяются при осуществлении перевозок автобусами групп общей численностью восемь и более детей .

В соответствии с Законом РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" Заказчик транспортной услуги имеет право получить информацию от Исполнителя о качестве и полноте подготовки транспортных средств и водителей к перевозке детей.

Туристические поездки организуются с более длительной продолжительностью с обязательным использованием двух водителей, в данном случае при организации поездки предусматриваются условия для полноценного отдыха (в гостиницах, кемпингах и т.п.) водителей и пассажиров не менее 8 часов после 16 часов движения.

Для организации перевозки детей Заказчик должен заключить договор с Исполнителем. При этом Исполнитель обязан иметь лицензию на данный вид деятельности и лицензионную карточкуна эксплуатируемое транспортное средство. Передача лицензии или лицензионной карточки другому перевозчику запрещена.

К перевозкам групп детей допускаются водители, имеющие непрерывный трехлетний и более стаж работы на автомобильных транспортных средствах категории "Д" и не имеющие на протяжении последних трех лет нарушений действующих Правилдорожного движения.

Перевозка организованных групп детей осуществляется при обязательном сопровождении на весь период поездки на каждое транспортное средство взрослого сопровождающего, а если число перевозимых детей более двадцати - двух сопровождающих. Перед поездкой сопровождающие проходят специальный инструктаж совместно с водителем, проводимый полномочным представителем Исполнителя либо, как исключение, руководителем Заказчика на основе настоящих Методических рекомендаций.

Заказчик несет ответственность за безопасность перевозки детей в части, его касающейся.

Автомобильная колонна (3 автобуса и более) с детьми до пункта назначения сопровождается специальным автомобилем ГИБДД и машиной "скорой помощи". При количестве автобусов менее трех необходимо наличие квалифицированного медицинского работника в каждом автобусе.

Перед выполнением перевозок организованных детских коллективов Исполнитель совместно с Заказчиком не позднее трех суток до назначенного срока начала перевозки представляет в соответствующие отделы ГИБДД официальное уведомление о планируемой перевозке с указанием:

Даты и маршрута движения;

Графика движения, отвечающего требованиям режима труда и отдыха водителей, включающего в себя определение времени прохождения контрольных пунктов маршрута, мест остановок и отдыха, оборудованных в соответствии с требованиями санитарного законодательства;

Схемы трассы движения и маневрирования с обозначением на ней опасных участков, постов ГИБДД, пунктов медицинской помощи, больниц и др.;

Подтверждения выделения медицинского сопровождения;

Марки и государственного номера автобуса (автобусов), фамилий водителей, которые будут осуществлять перевозку детей, с приложением списков детей и лиц, их сопровождающих, утвержденных территориальными управлениями образования.

Заказчик обязан обеспечить организованные группы детей, находящиеся в пути следования более трех часов, наборами пищевых продуктов (сухими пайками) с согласованием их ассортимента с территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам РФ в установленном порядке, а также предусмотреть во время движения соблюдение питьевого режима в соответствии с действующим санитарным законодательством.

Режим работы водителя автобуса должен предусматривать после первых трех часов непрерывного управления автомобилем предоставление водителю специального перерыва для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут. В дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые два часа. При направлении в рейс двух водителей на один автобус они меняются не реже чем через три часа.

Перед отправлением автобуса в рейс водитель (при движении колонной - старший колонны) должен лично убедиться в соответствии количества отъезжающих детей и сопровождающих количеству посадочных мест (для сидения), в отсутствии вещей и инвентаря в проходах, на накопительных площадках, во включении ближнего света фар. Окна в салоне автобуса при движении должны быть закрыты. На верхних полках могут находиться легкие личные вещи. В пути следования остановку автобуса (автобусов) можно производить только на специальных площадках, а при их отсутствии - за пределами дороги, чтобы исключить внезапный выход ребенка (детей) на дорогу. Водителю автобуса при перевозке детей запрещается: Тел. 79-25-53; 79-33-74 - Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту - начальник отдела Рогозин Александр Валерианович -перевозки железнодорожным транспортом.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека

2.5. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ НА ТРАНСПОРТЕ


организованных групп детей

СП 2.5.3157-14

Москва 2014

1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (И.В. Брагина, Э.Д. Сторожева, Г.В. Яновская, В.Н. Брагина) при участии ФГБУ НИИ питания РАМН (И.Я. Конь).

2. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 21 января 2014 года № 3.

3. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 26 марта 2014 года, регистрационный номер 31731.

4. Введены в действие по истечении десяти дней после дня их официального опубликования в "Российской газете" одновременно на всей территории Российской Федерации с 13.04.2014.

5. С момента вступления в силу CП 2.5.3157-14 утратили силу СП 2.5.1277-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов" и СП 2.5.2775-10 "Изменения и дополнения 1 к СП 2.5.1277-03 ".

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21.01.2014

Москва

"Об утверждении
СП 2.5.3157-14 "Санитарно-
эпидемиологические требования к
перевозке железнодорожным транспортом
организованных групп детей"

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; № 1 (ч. 1), ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 50, ст. 7359; 2012, № 24, ст. 3069; № 26, ст. 3446; 2013, № 30 (ч. 1), ст. 4079; № 48, ст. 6165) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004, № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 2.5.3157-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей" (приложение).

Приложение

2.5. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ НА ТРАНСПОРТЕ

Санитарно-эпидемиологические требования
к перевозке железнодорожным транспортом
организованных групп детей

Санитарно-эпидемиологические правила

3.2. Полноценное горячее питание организуется в вагонах-ресторанах пассажирских поездов или по месту размещения организованных групп детей в пассажирских вагонах.

Не допускается использовать в питании организованных групп детей продукты и блюда, которые запрещены санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, организациях начального и среднего образования.

3.3. При организации горячего питания распределение общей калорийности суточного рациона должно составлять: завтрак - 25 - 30 %, обед 35 - 45 %, ужин - 25 - 30 %. Рекомендуемые усредненные величины калорийности в день (далее - ккал/день): до 10 лет - 2100 ккал/день, от 11 лет и старше - 2550 ккал/день. Рекомендуемое соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:4.

3.4. При организации питания пищевые продукты по показателям безопасности должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации и сопровождаться документами, свидетельствующими об их качестве и безопасности.

Питьевая вода, в том числе расфасованная в емкости и бутилированная, по качеству и безопасности должна отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде.

IV. Требования к медицинскому обеспечению организованных групп детей при перевозке их железнодорожным транспортом

4.1. При нахождении в пути следования более 12 ч организованной группы детей в количестве свыше 30 человек организатором поездки обеспечивается сопровождение организованной группы детей медицинским работником или сопровождающими лицами, прошедшими подготовку по оказанию первой помощи в соответствии с установленным порядком.

4.2. При организации поездок организованных групп детей специализированным железнодорожным подвижным составом, предназначенным для целей перевозки организованных групп детей, организатором поездки обеспечивается сопровождение организованных групп детей квалифицированным медицинским работником (врачом).

V. Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинскими работниками при перевозке организованных групп детей

5.1. Медицинским работником осуществляется:

Взаимодействие с начальником пассажирского поезда, органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

Контроль состояния здоровья детей, входящих в организованные группы;

Опрос о состоянии здоровья детей перед посадкой в поезд;

Проверка наличия медицинских справок об отсутствии у детей контакта с инфекционными больными;

Принятие решения об отстранении от посадки в пассажирский поезд детей с явными признаками заболевания в острой форме;

Оказание медицинской помощи заболевшим детям в пути следования;

Своевременная изоляция инфекционных больных детей от здоровых и организация госпитализации больных. При выявлении инфекционного больного или подозрении на инфекционное заболевание, или пищевое отравление среди детей, медицинским работником совместно с проводником вагона изолируются заболевшие дети и немедленно сообщается об этом в ближайший по маршруту следования медицинский пункт вокзала и орган Роспотребнадзора;

Опрос и составление списка детей, контактировавших с больными детьми;

Контроль за соблюдением детьми правил личной гигиены;

Контроль за организацией питьевого режима и питанием детей.

5.2. В целях предупреждения пищевых отравлений медицинским работником совместно с сопровождающими лицами:

Исключаются случаи употребления детьми скоропортящихся продуктов питания, а также продуктов, которые не допускается использовать в питании детей в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, организациях начального и среднего образования;

Проводятся беседы с детьми о профилактике инфекционных заболеваний и пищевых отравлений и о соблюдении правил личной гигиены;

Проверяется обеспеченность детей постельными принадлежностями и постельным бельем.

5.3. Первая помощь и медицинская помощь осуществляются в соответствии с установленным порядком.

VI. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению групп детей в зданиях вокзалов и в пассажирских вагонах

6.1. Организованные группы детей размещаются в залах ожидания, комнатах отдыха или других помещениях железнодорожных вокзалов.

6.2. В пути следования организованные группы детей обеспечиваются постельным бельем и постельными принадлежностями, а также питьевой водой в соответствии с требованиями санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Организация питьевого режима рекомендуется с использованием бутилированной питьевой воды.

Приложение 1

Информация о выезде железнодорожным транспортом организованных групп детей

№ п/п

Исходные данные

Подлежит заполнению

Организатор отдыха (учреждение, фирма, фонд, организация)

Адрес местонахождения организатора отдыха детей

Дата выезда

Станция отправления

Поезд №

Вид вагона (межобластной спальный, купейный, мягкий)

Количество детей

Количество сопровождающих

Наличие медицинского сопровождения (количество врачей, среднего медицинского персонала)

Станция назначения

Наименование и адрес конечного пункта назначения (детское оздоровительное учреждение, образовательная организация)

Планируемый тип питания в пути следования (вагон-ресторан, пассажирский вагон)

Руководитель,
организующий поездку _______________________________________

Приложение 2

1. Хлебобулочные и кондитерские изделия без крема:

Изделия хлебобулочные сдобные мелкоштучные в ассортименте из пшеничной муки высшего сорта в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные до 150 г;

Изделия хлебобулочные слоеные в ассортименте в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные до 150 г;

Сухари, сушки, пряники в вакуумной упаковке промышленного производства, расфасованные по 150 - 300 г;

Печенье, вафли в ассортименте в вакуумной упаковке промышленного производства для одноразового использования с возможностью длительного хранения при комнатной температуре, расфасованные по 25 - 50 - 100 г;

Кексы в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные по 50 - 75 г;

Коржи молочные в упаковке промышленной индивидуальной, расфасованные по 50 - 100 г и другие изделия.

2. Молоко в одноразовой упаковке промышленного производства с длительным сроком годности (более 10 дней) и возможностью хранения при комнатной температуре объемом 150 - 250 мл.

3. Сырок плавленый в промышленной упаковке весом 25 - 50 г.

4. Сахар пакетированный в одноразовой упаковке.

5. Чай пакетированный в одноразовой упаковке (без ароматизаторов и пищевых добавок).

6. Вода минеральная негазированная в промышленной упаковке до 0,5 л.

7. Фруктовые соки, нектары промышленного производства в одноразовой упаковке с возможностью длительного хранения при комнатной температуре объемом 150 - 200 мл.

8. Фрукты свежие (яблоки, груши, бананы, мандарины), готовые к употреблению, в упаковке, предварительно вымытые и просушенные.

9. Орехи, готовые к употреблению, в упаковке промышленного производства, расфасованные по 10 - 25 г.

Перевозка детей железнодорожным транспортом является наиболее ответственным делом. Дети классифицируются всегда как пассажиры, которым требуется обеспечение дополнительных мер безопасности и оформления документации на их провоз.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Поэтому для такого рода перевозок существуют не только льготные тарифы и скидки на покупку проездных билетов, но также и особый подход к организации самой поездки ребенка или группы детей.

Все правила закреплены законодательно-правовой базой, на которую всегда должны ориентироваться не только чиновники, но также и ответственные за безопасность детей должностные лица или родители.

Законодательная база

Все нормативы, которые должны соблюдаться при перевозке детей разного возраста и при различных условиях и обстоятельствах, указаны в Правилах по оказанию перевозок железнодорожным транспортом в РФ.

Это письмо служит дополнительной документацией для урегулирования вопросов по самой организации перевозки детей в количестве более 5 человек.

Отметим также еще одну деталь. На основании гражданского или семейного Кодексов РФ, а также , отредактированного 28.11.15 г., внутри страны поездки детей не оформляются каким-либо согласием от родителей или опекунов в письменной форме.

Переезд детей с родителями

В плане оформления проездных билетов и правил провоза детей в поездах дальнего и ближнего следования существуют свои требования, которые заключаются в следующем:

  1. Если ребенок в возрасте до 5 лет может находиться на руках у взрослого, тогда для него билет не покупается, а оформляется талон на безденежный проезд.
  2. Для того чтобы оформить проездной на ребенка следует предъявлять свидетельство о его рождении или любой другой документ, могущий подтвердить личность ребенка.
  3. Дети возрастом от 5 лет и до 10 должны ездить с родителями на поездах. Для этого покупается специальный детский билет, тариф которого снижен.
  4. Детям, которым исполнилось более 10 лет, билет покупается такой же, как и для взрослых.
  5. В рейсах дальнего следования дети не могут ездить без взрослых. Кроме тех случаев, когда детям необходимо ездить в школу, на соревнования, олимпиады и другие общеобразовательные мероприятия.
  6. Покупка билета и определение возраста ребенка можно осуществлять в день начала поездки.
  7. Если один из родителей везет своего ребенка через границу Российской Федерации, тогда согласие второго родителя для этого не нужно. Но это возможно лишь в тех случаях, когда в пограничную службу не поступало от второго родителя никаких несогласий насчет вывоза его ребенка другим родителем.
  8. При провозе несовершеннолетнего российского гражданина, имеющего свой паспорт на руках, но едущего без какого-либо сопровождения (родителями, опекунами, усыновителями или попечителями), кроме паспорта еще должно быть у такого гражданина согласие одного из родителей на поездку, оформленное у нотариуса.
  9. Выезд в страны содружеств российские дети до 14 могут выезжать при наличии свидетельства о рождении и вкладыша в него или штампа, который бы подтвердил принадлежность малолетнего ребенка к российскому гражданству. А дети в 14 лет и старше – на основании российского паспорта.

Странами содружества являются те, которые подписали международный договор о взаимной организации пересечений граждан границ.

Это следующие страны:

  • Белоруссия;
  • Украина;
  • Казахстан;
  • Кыргызстан;
  • Таджикистан.

При бесплатном проезде маленьких детей на руках билет следует приобретать только для взрослых, а на ребенка просто в кассе выдают билет на бесплатный проезд. По правилам на одного взрослого должен быть один ребенок для того, чтобы малышу не покупать билет.

При этом ребенок не должен занимать отдельное посадочное место и должен находиться на руках у родителя.

Поэтому если с родителем едут двое или трое детей, тогда на одного самого маленького билет не покупается, а на остальных ребятишек покупается, ведь они будут занимать отдельное место.

Если место занято одно, тогда достаточно купить один билет, если два – тогда покупают билет на каждое занятое место.

Если вы приобретаете билет для себя, и при этом собираетесь ехать с маленьким ребенком, возраст которого до 5 лет, тогда вам потребуется сообщить об этом кассиру и предъявить свидетельство о рождении ребенка, чтобы оформить на него бесплатный проездной.

Копией свидетельства о рождении при получении такого проездного талона пользоваться можно, но в поездке на руках все равно должен быть документ оригинальный.

Однако с 30.06.15 г. требование, чтобы на руках при дальней поездке был оригинал свидетельства о рождении ребенка, уже упрощено. Теперь достаточно нотариально заверенной копии.

Причем копия должна быть грамотно заверена – либо у квалифицированного нотариуса, либо собственноручным заверением родителя словами: «Копия верна», подписью, датой и расшифровкой подписи инициалами и фамилией родителя, везущего ребенка.

Однако, если заверение копии документа собственноручное, то лучше всего иметь при себе его подлинник. На практике большая часть граждан просто использует копии свидетельства о рождении своего ребенка, которые они предварительно заверили у нотариуса.

Если ребенок с паспортом и является уже гражданином РФ, тогда для пересечения границы без сопровождения взрослого, но с письменным разрешением одного из родителей, не должно быть никаких разногласий со вторым родителем.

Правила перевозки детей на ЖД транспорте без родителей

Как уже отмечалось выше, дети, которые ездят на поездах дальнего следования без родителей, должны обязательно иметь при себе согласие одного из родителей, разрешающее такую поездку.

Ребенок при этом не должен быть малолетним, кому еще не исполнилось 10 лет. Такие дети всегда должны ездить в сопровождении взрослых. А вот уже с 10 до 18 лет ребенок может ездить без сопровождения взрослых, но с надлежаще оформленными документами.

Если в поездах дальнего следования везут детей представители школ, спортивной секции или какого-либо воспитательного учреждения, тогда такой гражданин должен иметь при себе нотариально заверенную доверенность от родителей такого ребенка.

Если каких-либо документов, что дают разрешение на пересечение границы, не обнаружится у взрослого, тогда такое лицо будет высажено из поезда на границе, а ребенка отправят родителям.

Дети, что находятся на государственном обеспечении полностью, не проезжают на поездах с опекунами или иными лицами, которых у них, по сути, нет. Их проезд должен быть на ответственности тех должностных лиц, что в ответе за таких детей.

А это, как правило, администрация детских воспитательных учреждений или организаций по социальной защите детей-сирот или тех, чьи родители лишены родительских прав.

В тех случаях, когда вывозят группы детей за границу из воспитательных учреждений, тогда на них оформляется письменное разрешение от самой администрации этих учреждений, где такие дети проживают.

Также, подытоживая, следует отметить основные правила перевозки детей на жд транспорте по территории России без сопровождения их родителей, но при наличии рядом другого взрослого.

Такие правила во многом совпадают с требованиями провоза детей с родителями и заключены в следующем:

  1. Дети возрастом до 10 лет не должны ездить сами, без присутствия рядом каких-либо взрослых.
  2. Выходить на станциях при временных стоянках ребенку разрешается только под присмотром сопровождающего или проводника, если ребенок едет один.
  3. Должны быть приняты все меры по безопасности ребенка в пути, а также его доставке в целости и сохранности до места назначения.
  4. Ребенка обязательно должен встретить на перроне кто-либо из его родственников.
  5. Передача ребенка родственнику осуществляется только при наличии у последнего документов, удостоверяющих личность.
  6. Если поездка осуществляется с целью путешествий, туризма, соревновательных и иных мероприятий, тогда ребенка должен сопровождать организатор поездки – ответственное лицо, уполномоченное следить за безопасностью таких детей.
  7. По возвращению из поездки все дети должны быть переданы строго в руки своих родителей, опекунов, усыновителей.

Без родителей детям разрешается ездить на железнодорожном транспорте при наличии у него проездного документа только в границах региона проживания.

Например, если ребенок ежедневно отправляется в школу на поезде или электричке. Для таких поездок не требуется обязательного сопровождения родителей или разрешительных документов, нотариального заверения.

Ответственность

Все взрослые несут перед законом ответственность за безопасность и надлежащее оформление документации при перевозке детей на железнодорожном транспорте. Прежде всего, каждый взрослый, который сопровождает ребенка, должен следить за его поведением.

Нельзя допускать игр платформе станции, вокзала, попадания детей на железнодорожное полотно, а также осуществлять другие меры предосторожности и безопасности.

Родителей

При перевозке детей в сопровождении мамы или папы, родители полностью несут ответственность за каждого своего ребенка.

Родителям при провозе детей в вагонах поездов рекомендуется соблюдать следующие правила:

  • дети не должны бегать по вагону, кричать и шумно играть;
  • необходимо соблюдать чистоту и гигиену ребенка, например, водить вовремя его в туалет, умывать и т.д.;
  • нежелательно допускать, чтобы ребенок спал на верхней полке;
  • если все же ребенок будет располагаться на верхней полке, тогда следует заранее продумать пару ремней безопасности, которые должны ограничить падение ребенка во время сна;
  • прием пищи детей должен соблюдаться с интервалом не реже 4 часов;
  • обязательно следует предусмотреть режим питья;
  • на станциях временных стоянок ребенок не должен выходить один, без взрослого;
  • также ребенку одному нельзя расхаживать по другим вагонам и другие правила безопасного и культурного поведения;
  • обязательно следить, чтобы дети во время движения поезда не высовывались из окон.

Во время ожидания подачи состава на путь, дети должны стоять рядом с родителями, не бегать по перрону и не выпрыгивать на рельсы. Лучше всего, если слишком активных мальчиков или девочек родитель будет крепко держать за руку.

Взрослых отвечающих за организованную группу детей

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к сопровождающим группу детей лицам обусловлены следующие основные нормативы:

  1. Ответственное за поездку лицо должно сопровождать группу детей численностью не более 8-12 человек.
  2. При этом для детей в обязательном порядке организовывается надлежащее питание, ответственность за которое всецело лежит также на сопровождающем.
  3. Интервал между приемами пищи детей не должен быть более 4 часов.
  4. Обязательно также должен быть организован питьевой режим для детей.
  5. Забота о детях сопровождающим выполняется не только на протяжении поездки, но и во время всего мероприятия – от начала до конца, в том числе и при ожидании поезда на вокзале.

Помимо этих требований, для организованных групповых перемещений детей путем железнодорожных перевозок, существует также обязательство руководителей мероприятия перед Роспотребнадзором.

За 3 дня до начала самой поездки организатору мероприятия следует отправить в Роспотребнадзор соответствующую информацию о том, что планируется массовый провоз детей в определенном количестве человек, по конкретному маршруту в конкретную дату.

Если дети перемещаются без какого-либо сопровождения со стороны своих родителей, опекунов или усыновителей, тогда ответственность за их безопасность будут нести организаторы поездки.

Перевозчика

Компании, которые занимаются перевозкой пассажиров на железнодорожных магистралях, должны помнить о Правилах приема письменных заявок на перевозку организованной группы детей. Такие заявки должны приниматься заранее, до дня начала поездки.

Приблизительно предварительная подача заявок должна производиться в диапазоне 10-45 дней до наступления момента посадки в поезд.

Такая заявка должна содержать следующие атрибуты:

  • название организации, чья администрация будет в ответе за безопасность детей в пути;
  • фамилия и контактные данные руководителя, который будет сопровождать группу;
  • количество посадочных мест, которые следует забронировать для детей и сопровождающих;
  • номер поезда;
  • класс, тип вагона;
  • место отбытия (станция) и прибытия (город, станция);
  • дата отправления и прибытия на место назначения.

К этой заявке в обязательном порядке должен прилагаться перечень фамилий детей, которые участвуют в поездке, а также реквизиты их документов – свидетельств о рождении.

Расчет должен быть согласно следующему распорядку – не более 1 взрослого ответственного сопровождающего на 10-12 детей, школьников.

Все проездные документы должны быть оформлены без ошибок. Особенно речь идет о персональных данных – фамилии, имени и отчества детей или сопровождающих.

Также ответственностью перевозчика является обеспечение со своей стороны мер безопасности во время перевозки всех пассажиров, не только детей.

Проводники вагонов имеют право сделать замечание родителям или иным сопровождающим детей лицам, которые плохо следят за своими детьми, что бегают по вагону.

При любых нарушениях в поведении детей или сопровождающих лиц, которые провоцируют конфликтную ситуация, проводник имеет право сообщать об этом начальнику поезда.

За недостачу соответствующих документов, которые нужны для провоза детей через границу, перевозчик не несет ответственности.

За нарушение Правил и законов, касающихся непосредственно деятельности перевозки детей поездами, перевозчик может понести не только административную, гражданскую, но и уголовную ответственность. Все зависит от того, какие именно были сделаны нарушения перевозчиком.

Во время перевозки детей поездом, должны быть оформлены надлежащим образом соответствующие документы, удостоверяющие личность ребенка, а также проездные документы. Дети до 10 лет не могут ездить в поезде без какого-либо сопровождения.