Переучет военнообязанных. Воинский учет с нуля

Штат практически любой организации включает в себя военнообязанных сотрудников - как призывников, так и уволенных в запас. Федеральное законодательство гласит, что работодатель обязан вести воинский учёт работников. Процедура учёта регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации № 719. Для её соблюдения требуется оформленный и заполняемый по строго определённым стандартам журнал проверок воинского учёта.

Как вести воинский учет в организации и правильно заполнять ? Пошаговая инструкция содержится в этой статье.

Правильное ведение документации, связанной с воинским учётом, требует создания специальной формы для регистрации военнообязанных - журнала проверок воинского учёта. А поскольку частью процедуры регистрации каждой компании является её постановка на учёт военкоматом, то сбор необходимых сведений о призывниках и находящихся в запасе работниках - обязанность руководителя.

Несоблюдение её карается штрафами, а в случае, если доказано намеренное сокрытие данных, предусмотрена уголовная ответственность. Вот почему журнал проверок воинского учёта необходимо заполнять своевременно и без нарушений.

Скачать образец журнала выдачи трудовых книжек на руки вы можете в нашей


Схема: Общий воинский учет на предприятии.

Сроки отправки данных журнала в военкомат

Сверка данных воинского учёта в организации, в том числе содержащихся в журнале проверок, с данными военного комиссариата производится ежегодно. В срок до 1 ноября в военкомат подаётся список сотрудников мужского пола, которые достигли призывного возраста.

Информацию о приёме на работу и увольнении военнообязанных сотрудников необходимо предоставить комиссариату в двухнедельный срок.

Административная ответственность за нарушения процедуры воинского учёта

Ответственности, предусмотренной административным законодательством РФ, руководитель компании подлежит в следующих случаях:

  • если военкомату вовремя не предоставлена необходимая информация о работниках, подлежащих постановке на воинский учёт;
  • если своевременно не подана информация о любом изменении требуемых военкоматом данных о военнообязанном работнике;
  • если сотруднику не предоставлена возможность своевременно прибыть в военкомат по повестке.

Воинский учет в организации – пошаговая инструкция, какие документы нужны?

Данные воинского учёта проверяются ежегодно (для коллектива, где число сотрудников выше пятисот) и с периодичностью в три года (для малого бизнеса). Особое внимание уделяется тому, насколько грамотно заполнен журнал проверок воинского учёта.

Узнать, как правильно заполнить журнал регистрации входящих документов и скачать его образец, вы можете

Внутренний аудит

Каждому предпринимателю необходимо периодически осуществлять проверку организации воинского учёта в собственной компании. Чтобы осуществить такой внутренний аудит, создаётся специальная комиссия, которую возглавляет начальник отдела кадров.

При обнаружении несоответствий предписанной законом процедуре ведения воинского учёта составляется акт и принимаются меры по устранению нарушений.


Образец заполнения журнала проверок воинского учета.

Как правильно заполнить журнал учета проверки и испытаний электроинструмента и для чего необходим этот документ, вы можете прочесть

Требования к оформлению журнала

Любая запись в журнале проверок воинского учёта делается синими, фиолетовыми или чёрными чернилами. Должны отсутствовать помарки и не являющиеся общеупотребительными сокращениями.

Каждая ошибка зачёркивается при помощи одной черты, сопровождается надписью «исправлено» и датированной подписью исправившего.

Журнал проверок воинского учета: образец и порядок заполнения

Для правильного заполнения журнала служит установленный образец. Титульная страница журнала проверок воинского учета должна включать в себя:

  • полное наименование документа;
  • даты начала и завершения и заполнения журнала;
  • сроки хранения;
  • наименование военного комиссариата;
  • название компании;
  • юридический адрес;
  • цифры номера записи о государственной регистрации, а для ИП - идентификационного номера налогоплательщика и номера реестровой записи с датой занесения в реестр;
  • фамилию, имя отчество и должность работника кадровой службы, несущего ответственность за заполнение документа;
  • фамилию руководителя компании;
  • подпись с печатью.

Следующие страницы должны обязательно содержать:

  • дату аудиторской проверки;
  • имена, фамилии и должности проверяющих;
  • записи с результатами и выводами проверки;
  • решения руководства организации по результатам проверки;
  • записи об устранённых недостатках;
  • номер пломбы (если журнал опломбирован).

Журнал проверок воинского учета – образец бланка для заполнения вы можете скачать

Служба в армии является конституционной обязанностью военнообязанных граждан нашего государства. Все учреждения и организации страны должны вести воинский учет граждан призывного возраста. За ненадлежащее исполнение данной обязанности законодательство РФ предусматривает административную ответственность.

О правовой базе, регламентирующей порядок данной процедуры, в частности, о пошаговой инструкции по ее проведению расскажем в этой статье.

Основные задачи воинского учета в организации

Согласно Федеральному законодательству воинский учет является формой учета соответствующих человеческих ресурсов с целью реализации воинской обязанности в невоенное время. Учетные мероприятия определяют количество и качество подлежащих мобилизации и призыву граждан и регламентируют плановую работу по систематизации их данных.

Исходя из требований статьи 65 ТК РФ, при поступлении на работу каждый сотрудник обязан предъявить работодателю учетные документы: призывное удостоверение либо военный билет. С этой документацией руководитель или уполномоченное лицо ведет дальнейшую работу.

Важно! В обязанности специалиста, работающего с учетной документацией, входит проведение сбора, анализа, регистрации данных о призывных и мобилизационных ресурсах и их передача в соответствующие военкоматы.

Работы по бронированию на предприятиях лиц, находящихся в запасе, регламентируются инструкцией от 22.12.1999 N 144, утвержденной Постановлением специальной Межведомственной комиссии.

Согласно Пошаговой инструкции при количестве военнообязанных в организации не более 500 человек учетом занимается один из кадровых работников по совместительству. Если это число достигает отметки в 2000 человек, то для учетной работы выделяется одна штатная единица, до 4000 – две штатные единицы, до 7000 — необходимы 3 сотрудника. На каждых последующих 3000 военнообязанных сотрудников требуется по одному специалисту.

За соблюдение требований по воинскому учету в организациях несут ответственность их руководители.

Граждане, подлежащие воинскому учету

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», являющемуся основным правовым актом, устанавливающим порядок ведения воинского учета в предприятиях и организациях, воинский учет обязателен для следующих категорий граждан РФ (п. 14):

  • мужчин в возрасте 18-27, считающихся призывниками;
  • военнообязанных граждан, находящихся в запасе либо уволенных с военной службы и зачисленных в запас;
  • успешно прошедших программу обучения офицерской подготовки в учебных заведениях РФ, имеющих военные кафедры;
  • освобожденных от призыва в ряды ВС;
  • лиц, достигших 27 лет, которые получили отсрочку от военной службы;
  • граждан, состоящих на воинском учете в военкоматах уже после увольнения с воинской службы;
  • после прохождения альтернативной гражданской службы;
  • лиц женского пола с соответствующими учетными специальностями (фельдшеры, фармацевты, телеграфисты и другие).

Выполнение Инструкции по ведению военно-учетной документации

Все работы, связанные с воинским учетом на предприятиях, делятся на два этапа:

  1. Проведение подготовительных мероприятий, включающих в себя регистрацию работодателя в военном комиссариате по месту, где будет осуществляться деятельность организации. Регистрация проводится в пятидневный срок после вхождения предприятия в ЕГРЮЛ.
  2. Состоит из мероприятий текущих: оформления личных карточек, информационной работы с соответствующей категорией работников, сверки полученных данных с последующей передачей в соответствующий военкомат.

Обработка данных новых работников включает в себя следующие мероприятия:

  1. Проверяется документация, предъявленная сотрудником.
  2. На каждого работника заводится личная карточка унифицированной формы () либо его аналога, утвержденного нанимателем, в которую вносятся сведения, касающиеся его отношения к военной службе.
  3. Карточка заверяется подписью ответственного сотрудника, а также самого работника.
  4. В двухнедельный срок с момента поступления на работу извещение направляется в местный военкомат. Аналогичным образом военный комиссариат извещается об увольнении сотрудника.

В документах по воинскому учету содержится следующая информация:

  • ФИО, дата, место рождения, местожительство;
  • Семейное положение;
  • Основные антропометрические данные;
  • Образование;
  • Место работы;
  • Годность по здоровью к прохождению армейской службы;
  • Наличие военно-учетных специальностей и профпригодности касательно подготовки по ним;
  • Прохождение военной либо альтернативной службы или сборов;
  • Владение иностранными языками;
  • Наличие спортивных разрядов;
  • Наличие факта возбуждения (прекращения) уголовного дела или судимости.

Составление плана работы военно-учетного стола

Руководитель организации утверждает план, который составляется согласно приложению №17 к «Рекомендациям» или по образцу, разработанному им. Инструкция предусматривает указание точных сроков проведения мероприятий, а также должностную инструкцию работников, ведущих учет. Она прописывает следующие задачи:

  • Порядок ведения картотеки;
  • Подготовку годового плана;
  • Порядок обмена документацией с военным комиссариатом;
  • Ведение контроля над подлинностью документов и т.д.

Другой необходимый документ — журнал проверок, образец которого дается в приложении №1 к «Рекомендациям».

Помимо этого, в отдельных папках ведется учет входящей и исходящей документации: запросов, выписок, справок, переписки с местными военными комиссарами. Переписка ведется в 2 экземплярах, один из которых требуется направить адресату, а другой – подшить в отведенную для этого папку.

Срок хранения переписки с военкоматом составляет 3 года.

Проверка военно-учетной документации

Плановые и регулярно проводящиеся проверки по организации военно-учетных работ осуществляются военными комиссариатами вместе с иными ответственными должностными лицами (исполнительная власть, местное самоуправление).

Проверка относится к заполнению карточек по форме Т-2, наличию соответствующего журнала проверок, должностных приказов, касающихся военного учета и другим документам.

Для получения удовлетворительной оценки необходимо выполнение всех законодательных требований и реализация как минимум 70% намеченных планом на год мероприятий.

Производится также оценка правдивости предоставленных сведений. Отличная оценка выставляется, если нарушений и расхождений не обнаруживается.

По итогам проверок результаты фиксируются в соответствующем журнале и доводятся до сведения работодателя.

Ответственность должностных лиц

Организация работ по воинскому учету на предприятии является прямой обязанностью нанимателя. В соответствии с пошаговой инструкцией и юридическими нормами он обязан организовать комплектацию военно-учетного стола, обеспечивать документальное оформление военно-учетной документации при приеме на работу или увольнении военнообязанных сотрудников, способствовать проведению проверок представителями военкоматов.

В связи с этим п. 54 Положения предусматривает порядок ответственности граждан и должностных лиц, виновных в неисполнении обязанностей по воинскому учету, в соответствии с законодательством РФ.

Согласно статьям 21.1, 21.3, 21.4 КоАП РФ за несвоевременное предоставление военно-учетной документации в органы, осуществляющие соответствующий учет, руководители или иные должностные лица организации подвергаются штрафу в размере от 300 до 1000 рублей.

Внимание! При неоповещении граждан об их вызове в вышеуказанные органы или необеспечении их своевременной явки со стороны должностных лиц организации, последние несут ответственность по статье 21.2 КоАП, предусматривающей штраф 500-1000 рублей.

При умышленной порче либо уничтожении учетной документации также предусматриваются соответствующие административные наказания в виде штрафов.

В зависимости от масштабов организаций, проверки производятся с различной периодичностью, установленной соответственными нормативными документами. В частности, компании, в штате которых содержится более 500 человек, подвергаются ежегодным проверкам.

Абсолютно у всех работодателей имеется такая обязанность, как организация воинского учета, и его предназначение — удовлетворить потребности государства и помочь управлять имеющимися ресурсами во время военных действий (в военное время). Но первым делом необходимо изучить документы, которые регламентируют порядок ведения воинского учета в организации. Обратите внимание, что чиновники регулярно обновляют нормативную базу, добавляя новые обязанности работодателям, поэтому следите за поправками.

В настоящее время воинский учет осуществляется на основании следующих правовых актов:

  • Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Указ Президента РФ от 14.08.1992 № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
  • Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время от 03.02.2015 № 664с;
  • Инструкция Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
  • , утв. 11.07.2017.

Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:

  1. Общий воинский учет.
  2. Специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

Организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция

Шаг 1. Назначение лица, ответственного за воинский учет

Ведение воинского учета в организации надо начинать с издания приказа и назначения ответственного лица, а также лиц, которые будут осуществлять учет во время отсутствия основного ответственного. Как правило, этой работой занимаются работники отдела кадров, а в небольших компаниях — руководитель или даже бухгалтер.

Пример приказа

На основании Постановления Правительства от 27.11.2006 № 719, ответственных за учет назначают, исходя из следующих нормативов:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник — если на учет поставлены 500-2000 граждан;
  • 2 освобожденных работника (военно-учетный стол) — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
  • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, поставленные на учет.

Копию приказа об ответственных за учет военнообязанных необходимо будет предоставить в местный военный комиссариат (ВК). О последующих изменениях также надо уведомлять ВК.

Работнику кадровой службы или иному лицу необходимо включить в трудовой договор и должностную инструкцию соответствующие обязанности по ведению воинского учета.

Шаг 2. Определить, с кем работать

Все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Исключения составляют лица:

  • проходящие военную службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства № 719, Методическими рекомендациями по ведению воинского учета на предприятиях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.07.2018, необходимо учитывать:

  • мужчин призывного возраста (18-27 лет), не зачисленных в запас;
  • представителей мужского пола, находящихся в запасе;
  • сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лиц, освобожденных от призыва;
  • мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
  • граждан, уволенных из армии;
  • работников, служивших альтернативно;
  • женщин, получивших военные специальности.

Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, работодателю придется в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Новая обязанность появилась у компаний с 17.02.2019, когда вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ. Еще одна обязанность — вручить работнику направление в военкомат для постановки на воинский учет. Форма этого документа утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197. Выглядит направление так:

Оборотная сторона

Учтите, что работодатель обязан вести воинский учет, в том числе и работников — внешних совместителей. На них распространяются все правила.

Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то помимо общего воинского учета, осуществляется еще и специальный воинский учет. Для этого дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции от 03.02.2015 № 664с.

Шаг 3. Связаться с местным комиссариатом

Если воинский учет на предприятии раньше не велся либо компания создана недавно, для начала необходимо договориться о встрече в местном военном комиссариате. Как правило, сотрудники ВК готовы провести вводный инструктаж по теме воинского учета, выдать методические указания и необходимые бланки, а также проконсультировать ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам в этом деле.

Воинский учет и бронирование в организации, которая является филиалом, ведется по месту ее нахождения. В случае отсутствия возможности и при необходимости данные передаются по почте из головного офиса.

Документооборот по военно-учетной работе

Компания, где осуществляется учет, предоставляет в ВК:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), а также ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет.

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Компания-работодатель обязана создать и вести следующие документы по учету:

  • приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотеку личных карточек форм № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • расписки о приеме документов воинского учета и корешки от них;
  • карточку учета организации (КУО форма № 18);
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.

Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками, подлежащими учету. Согласно п. 27 Методических рекомендаций, сотрудникам надо предоставить, среди прочего, справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.

Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы по воинскому учету.

Практическая часть

При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса , соискатель обязан предъявить военный билет. На практике кандидаты могут уклоняться от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т. д. В таком случае работодатель может отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере, до момента предоставления всех документов. Также работодатель может пойти навстречу и взять с будущего сотрудника письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа.

Другой вариант — самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.

В любом случае отсутствие военного билета нужно зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности за нарушение требований закона об учете военнообязанных.

При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительного военного билета или приписного свидетельства. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2 недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна.

Ответственное лицо снимает копию или сканирует военный билет полностью или со всех страниц, на которых есть записи.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, также подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.

Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.

Отчетность для работодателей

Компании предоставляют отчеты по учету:

  • в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
  • в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.

Ежегодными отчетными документами о состоянии работы по бронированию ГПЗ являются:

  • отчет о численности работающих и отобранных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
  • доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
  • карточка учета (форма № 18).

Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.

Предприятия, где не ведется бронирование, предоставляют в качестве отчета форму № 18.

Образец

Контроль за исполнением законодательства

Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК, поэтому безопаснее своевременно заполнять все необходимые документы по учету и проводить плановые мероприятия.

Проверки осуществляют представители военкомата или органов местного самоуправления. Они должны оценить военно-учетную работу юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту предоставляемых документов (после получения доступа к личным карточкам сотрудников, планам работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.

Отказ от выполнения требований закона грозит ответственностью на основании . В соответствии со , непредоставление руководителем или другим должностным лицом работодателя, а также должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 рублей.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

"Отдел кадров коммерческой организации", 2009, N 6

Ведение воинского учета в организации

Ведение воинского учета обязательно для всех организаций и учреждений. Он призван обеспечить полное и качественное укомплектование призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечить их потребности и потребности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах в периоды мобилизации, военного положения и в военное время. За неисполнение обязанностей по воинскому учету законодательством РФ установлена административная ответственность.

В статье рассмотрим правовую базу, регламентирующую порядок ведения воинского учета, приведем рекомендации по организации воинского учета, образцы основных документов, а также укажем обязанности работников, осуществляющих данный учет в организациях.

Кто подлежит воинскому учету?

Основной правовой акт, устанавливающий обязанность ведения воинского учета в организациях, - Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" (ред. от 16.04.2008) (далее - Положение). В частности, в его п. 9 указано, что воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством РФ, Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны России. Из последних отметим Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, изданные Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ в 2007 г. (далее - Рекомендации).

Согласно п. 14 Положения воинскому учету подлежат:

1. Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - призывники).

Мужского пола, пребывающие в запасе;

Уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;

Успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;

Не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

Не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

Уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

Прошедшие альтернативную гражданскую службу;

Женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно Приложению к Положению.

По норме п. 15 Положения не подлежат воинскому учету:

Освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ);

Проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами РФ;

Имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки и ФСБ России.

Военнообязанные, достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном Законом N 53-ФЗ порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета (п. 16 Рекомендаций).

Перечень документов по ведению

воинского учета в организациях

Приказ "Об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе";

Картотека личных карточек формы N Т-2 и N Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

Журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;

Расписки в приеме от граждан документов воинского учета;

Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе в организации;

Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;

Справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Кроме этого, перед началом очередного календарного года необходимо составлять план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе. Как указано в п. 37 Рекомендаций, данный план разрабатывают в течение всего календарного года и согласовывают с военным комиссариатом муниципального образования. Примерный план приводится в Приложении 17 к Рекомендациям.

Организация воинского учета

Первое, на что следует обратить внимание, - п. 9 Положения, согласно которому за состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Часто возникает вопрос о численности работников, осуществляющих воинский учет в организации. Рекомендуемые цифры установлены в п. 10 Положения. Приведем их полностью.

Под освобожденным работником понимается лицо, для которого ведение воинского учета является основной обязанностью в соответствии с должностной инструкцией.

Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется исходя из количества граждан, стоящих на воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года. При наличии в органах местного самоуправления или организациях двух и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение - военно-учетный стол (п. 13 Положения). Должности освобожденных работников, осуществляющих воинский учет, должны быть предусмотрены в штатном расписании организации.

Детально порядок организации и осуществления воинского учета закреплен в Рекомендациях. В частности, п. 21 установлено, что для обеспечения сохранности документов по воинскому учету руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет, специально оборудованные помещения и железные шкафы.

Согласно п. 22 Рекомендаций руководитель организации должен издать приказ, в котором будут определены персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан. Проект данного приказа должен быть согласован с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссаров. Образец приказа приведен в Приложении 4 к Рекомендациям.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Наименование организации │

│ ПРИКАЗ N ____ │

│ "___" ___________ 20__ г. г. Москва │

│ Об организации воинского учета граждан, │

│ в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе │

│мобилизации в Российской Федерации" и Постановлений Правительства│

│N 258) "Об утверждении основных положений по бронированию граждан│

│Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющей│

│запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного│

│самоуправления и организациях" │

│ ПРИКАЗЫВАЮ │

│ 1. Начальнику отдела кадров ________________________________________│

│ (фамилия, имя и отчество) │

│организовать воинский учет всех категорий работающих граждан,│

│подлежащих воинскому учету, в том числе обеспечить бронирование│

│граждан, пребывающих в запасе. Разработать функциональные обязанности│

│работников, осуществляющих воинский учет, и представить на утверждение│

│в срок до "___" __________ 20___ г. │

│ 2. Обязанности по ведению воинского учета граждан, в том числе│

│бронированию граждан, пребывающих в запасе, и хранению бланков строгой│

│отчетности возложить на ________________________________________________.│

│ 3. При временном убытии _____________________________________________│

│ (фамилия и инициалы работника, осуществляющего воинский учет)│

│в отпуск, командировку или на лечение временное исполнение обязанностей│

│по ведению воинского учета граждан, в том числе бронированию граждан,│

│пребывающих в запасе, возлагать на _____________________________________.│

│ (должность, фамилия, имя и отчество) │

│ Документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию│

│граждан, передавать по акту. │

│ 4. Настоящий приказ объявить руководителям структурных подразделений│

│и должностным лицам, назначенным ответственными за ведение воинского│

│учета. │

│ 5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой. │

│ Руководитель организации ____________________________________________│

│ (подпись, инициалы, фамилия) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Также необходимо помнить: п. 22 Рекомендаций установлено, что руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях. Последующие перемещения и увольнение указанных работников рекомендовано проводить также по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования. Исключение составляют организации, имеющие мобилизационные органы.

В случае временного выбытия работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен приказом назначить на этот участок работы другого работника. Вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.

Обязанности работников, осуществляющих

воинский учет в организации

Обязанности работника организации, осуществляющего воинский учет, закреплены в Положении. Рекомендуем составлять должностные инструкции соответствующих работников, основываясь на приведенных ниже нормах, а также указывать эти обязанности в трудовых договорах.

Согласно п. 30 Положения лица, осуществляющие воинский учет в организациях, в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы должны:

1. Проверять у граждан, принимаемых на работу:

Наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности (образец см. на с. 26 - 27);

Наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания (описание и образец см. на с. 29);

Наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).

2. Заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет.

3. Разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ и Положением, осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

4. Информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

1. Направлять в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещать граждан о том, что они должны лично явиться в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления (пп. "а" п. 32 Положения).

2. Направлять в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (пп. "б" п. 32 Положения).

3. Представлять ежегодно в сентябре в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15 - и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (пп. "в" п. 32 Положения).

4. Сверять не реже раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан (пп. "г" п. 32 Положения).

5. Сверять не реже раза в год в порядке, определяемом Минобороны России, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления (пп. "д" п. 32 Положения).

6. Вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, стоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты (пп. "е" п. 32 Положения).

7. Оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время (пп. "ж" п. 32 Положения).

Принимая от граждан документы воинского учета, работник организации должен выдать расписку по форме, установленной в Приложении 14 к Рекомендациям (п. 30 Рекомендаций).

Порядок проверки документов воинского учета

Выше было указано, что сотрудники, ответственные за ведение воинского учета в организациях, должны проверять документы принимаемых на работу лиц, в частности их паспорта. В Приложении 8 к Рекомендациям приведены образцы штампов, указывающих на отношение к воинской обязанности. Отметка об отношении к воинской обязанности производится на с. 13 паспорта гражданина РФ.

(вносимый военными комиссариатами

муниципальных образований)

│ Военнообязанный │

┌────────────────────────────────────┐

│ Военнообязанная │

│Подпись ____________________________│

│ "___" ___________ 20___ г. │

└────────────────────────────────────┘

В данных штампах указывается отношение к воинской обязанности в зависимости от пола военнообязанного, дата внесения штампа и подпись сотрудника, осуществившего внесение штампа. Размер штампов 70 x 20 мм.

Образец штампа об отношении к воинской обязанности

(вносимый органами ФМС России)

┌────────────────────────────────────┐

│ Военнообязанный(ая) │

│Подпись ____________________________│

│ "___" ___________ 20___ г. │

└────────────────────────────────────┘

Образец штампа об отношении к воинской обязанности

(вносимого специальным принтером)

Образец штампа для лиц мужского пола

┌────────────────────────────────────┐

│ Военнообязанный │

│ (дата) │

│000-000 Заверил: │

└────────────────────────────────────┘

Образец штампа для лиц женского пола

┌────────────────────────────────────┐

│ Военнообязанная │

│____________________________________│

│ (дата) │

│000-000 Заверил: │

└────────────────────────────────────┘

Как сказано в примечании к Приложению 8:

1. Внесение штампа специальным принтером производится в соответствии с требованиями к техническим средствам при оформлении паспорта гражданина РФ. Шрифты и размеры текста устанавливаются МВД России.

2. В штампе указывается отношение к воинской обязанности в зависимости от пола военнообязанного, дата внесения штампа, код подразделения и подпись сотрудника, осуществившего внесение штампа, в графе "Заверил".

3. В случаях, когда внесение штампа специальным принтером производится в уполномоченных организациях вне подразделений, код не указывается.

Офицеров запаса и призывников - в военный комиссариат по месту жительства или месту пребывания;

Солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса - в военный комиссариат по месту жительства (месту пребывания), а проживающих на территории муниципальных образований, где нет военных комиссариатов, - в орган местного самоуправления.

Чтобы установить, состоит ли гражданин, принимаемый на работу (учебу), на воинском учете, необходимо проверить наличие следующих отметок в документах:

В военном билете офицера запаса в п. 24 "Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета" в военном комиссариате или ином органе, осуществляющем воинский учет, производятся отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета (штампами размером 35 x 30 мм) в соответствующих графах, заверенные подписью должностного лица и гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) военного комиссариата;

В военном билете солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана запаса в разд. IX "Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета" в военном комиссариате или при его отсутствии в органе местного самоуправления производятся отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета (штампами размером 35 x 30 мм) в соответствующих графах по следующим образцам:

┌────────────────────────────────────┐

│ Военным │

│ комиссариатом │

│ г. Подольска │

│ Московской области │

│ "___" ___________ 20___ г. │

│Подпись __________________________ │

└────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────────┐

│ Администрацией │

│ Шараповского сельского │

│ поселения │

│ Одинцовского района │

│ Московской области │

│ (объединенный военный комиссариат │

│ г. Одинцово Московской области) │

│ "___" __________ 20___ г. │

│Подпись _________________________ │

└────────────────────────────────────┘

В удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в разд. I "Отметки о приеме на воинский учет и снятии с воинского учета" производятся отметки о снятии призывника с воинского учета и о его постановке на воинский учет штампами военного комиссариата:

┌────────────────────────────────────┐

│ПРИНЯТ на воинский учет │

│военным комиссариатом │

│____________________________________│

│____________________________________│

│Подпись ________________ │

└────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────────────┐

│СНЯТ с воинского учета │

│военным комиссариатом │

│____________________________________│

│ (муниципальное образование) │

│____________________________________│

│ (наименование субъекта РФ) │

│ "___" ___________ 20____ г. │

│ Явиться в военный комиссариат по │

│ новому месту жительства │

│ до "___" ___________ 20____ г. │

│Подпись ________________ │

└────────────────────────────────────┘

Ответственность должностных лиц

за неисполнение обязанностей по воинскому учету

Выше были перечислены обязанности работников, ответственных за ведение воинского учета в организациях. Согласно п. 54 Положения граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, КоАП РФ установлена ответственность за несколько видов нарушений правил ведения воинского учета. Рассмотрим их более подробно.

Статья 21.1 КоАП РФ определяет, что непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. Напомним, сроки представления данных списков указаны в пп. "в" п. 32 Положения.

Непредставление в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.3 КоАП РФ).

Подпунктом "а" п. 32 Положения установлено, что работники, ведущие воинский учет в организации, должны направлять в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений). Несообщение таких сведений влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

За неисполнение обязанности, установленной пп. "ж" п. 32 Положения, также предусмотрена ответственность. А именно неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Работники, ответственные за воинский учет, обязаны разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, осуществлять контроль за их исполнением, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей (пп. "в" п. 30 Положения). В частности, необходимо разъяснить, что в силу ст. 21.5 КоАП РФ неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, убытие на новые место жительства либо место временного пребывания на срок более трех месяцев, выезд из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета, прибытие на новые место жительства либо место временного пребывания или возвращение в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет в установленный срок, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Кроме того, согласно новой редакции ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, исключенные из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ, уволенные с альтернативной гражданской службы, освобожденные от отбывания наказания в виде лишения свободы, приобретшие гражданство РФ (подлежащие постановке на воинский учет), обязаны явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет.

В соответствии со ст. 23.11 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 21.1 - 21.7 КоАП РФ, рассматривают военные комиссары субъектов РФ, районов, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов.

Н.Н.Булыга

Редактор журнала

"Отдел кадров

бюджетного учреждения"

Подписано в печать

«Воинский учет в организации - пошаговая инструкция 2019» - именно так должен называться внутренний документ компании, в штате которой трудятся военнообязанные граждане. А поскольку к таким компаниям сегодня относится подавляющее большинство, вопрос о ведении воинского учета имеет для них высокую значимость. Как именно организация должна вести воинский учет, какие процедуры соблюдать и что еще важно не забыть в 2019 году? Этим вопросам посвящена настоящая статья.

Организация воинского учета и его предназначение

Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.

Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Для чего же конкретно нужен воинский учет, каково его предназначение? Ответ на этот вопрос можно найти в положении № 719, в п. 2 которого цель воинского учета сформулирована примерно следующим образом:

  • в периоды, когда обстановка в стране спокойная, основная задача воинского учета — обеспечить выполнение воинского долга каждым призывником, т. е. своевременно следить за наполняемостью армии и препятствовать незаконному уклонению от службы;
  • если же случается военный конфликт либо возникает реальная угроза безопасности страны, то с помощью механизма воинского учета уполномоченные органы должны своевременно мобилизовать военнообязанных лиц, а также обеспечить потребность госструктур в трудовых ресурсах.

ВАЖНО! Потребность в трудовых ресурсах обеспечивается путем прикрепления военнообязанных граждан, находящихся в запасе, к определенным госструктурам, чтобы при мобилизации они не были отправлены в место боевых действий, а исполняли бы определенные трудовые функции в таких госструктурах.

Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике. С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18-27 лет) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719).

Для этого законодатель обязал всех лиц мужского пола в год, когда им исполняется 17 лет, явиться по повестке в военкомат и пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учет, в процессе которой специальная комиссия определит, годен ли призывник к службе в армии и в какой степени (без ограничений или ограниченно годен).

ВНИМАНИЕ! Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта того года, в котором призывнику исполнится 17 лет (п. 1 ст. 9 закона№ 53-ФЗ). Это значит, что даже еще не достигшие по факту 17-летнего возраста призывники должны явиться в военкомат в указанные сроки, если они получили повестку.

Подробнее о первоначальной постановке на воинский учет см. в статье «Первоначальная постановка граждан на воинский учет»

За функционирование механизма воинского учета ответственность несут как крупные ведомства (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также организации (п. 5 положения № 719).

Но кто же именно осуществляет воинский учет по каждому военнообязанному? Как было указано выше, это военные комиссариаты (либо, если их нет на определенной территории, органы местного самоуправления). Но не только. Если потенциальный призывник работает в какой-либо организации, то именно она должна вести по нему воинский учет.

Что под собой подразумевает воинский учет в организации и для чего он нужен, расскажем далее.

Ведение воинского учета и бронирование в организации: общая информация

Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:

  • тех, кто был уволен из армии в запас;
  • лиц, имеющих отсрочку либо по каким-то иным причинам не успевших отслужить до 27 лет (в том числе это освобожденные от службы по причине успешного завершения военной кафедры в университете);
  • лиц, отслуживших альтернативно на гражданке;
  • женщин, имеющих военные специальности.

ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.

Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?» .

Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.04.2008.

Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.

Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.

ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).

Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.

ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).

Инструкция по ведению воинского учета в организациях

Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.

Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.

Для корректного ведения воинского учета компания должна составить план соответствующих работ на год (который также должен быть согласован с военкоматом). В таком плане следует указать все сроки мероприятий по учету сотрудников.

Воинский учет в организации осуществляется на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций):

  • приписное свидетельство — для призывников, которые еще не отслужили;
  • военный билет — для военнообязанных лиц в запасе.

Поэтому при приеме на работу в 2019 году ответственный за учет специалист должен проконтролировать, все ли указанные документы в порядке: нет ли где неточностей, поддельных записей, вырванных листов, все ли необходимые отметки на месте. И если нет — сообщить в военкомат.

Итак, в течение года специальный сотрудник в организации должен следить за полнотой и актуальностью информации о работниках, подлежащих воинскому учету. Для этих целей такой сотрудник заводит по каждому военнообязанному работнику личную карточку, в которой отражается вся информация о нём: семейное положение, занимаемая в организации должность, уровень образования, место жительства и т. д. (п. 28 Методических рекомендаций).

О форме, с помощью которой работодатель осуществляет воинский учет работников, см. в статье «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения» .

Если какому-либо работнику приходит повестка из военкомата, военно-учетный стол фирмы должен оповестить его об этом, а также поспособствовать, чтобы он своевременно явился в военкомат. Если же на работу устраивается женщина, имеющая военную специальность, то фирма должна направить ее в военкомат для первоначальной постановки на учет.

Кроме того, компании следует разъяснять своим сотрудникам, как именно они должны исполнить воинский долг в случае мобилизации, а также какая ответственность наступит, если они этого не сделают.

Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является бронирование работников, т. е. закрепление необходимых специалистов за организацией на время военного конфликта.

ВНИМАНИЕ! Как правило, инструмент бронирования доступен только для стратегически важных предприятий, т. е. осуществляющих военные или госзаказы, непосредственно влияющих на жизнедеятельность населения и т. д. Узнать, может ли компания бронировать за собой сотрудников в случае введения военного положения, можно в военкомате.

Военно-учетный стол фирмы подотчетен военкомату. Поэтому в военкомат организация должна направлять все сведения, касающиеся:

  • принятия на работу (увольнения) военнообязанных сотрудников;
  • изменения актуальной информации о таких работниках.

Кроме того, компания обязана ежегодно извещать военкомат о численности и составе работников в возрасте 15 и 16 лет, а также о тех, кто только что достиг возраста, когда должна быть проведена первоначальная постановка на воинский учет.

Не реже раза в год сведения военно-учетного стола организации следует сверять с информацией, имеющейся в военкомате. Для этих целей в компании должен быть заведен специальный журнал проверок.

Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.

Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте.

В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.

Ответственность за нарушение правил ведения воинского учета в компании

Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности. Ответственность наступает в виде штрафов, к примеру, за следующие нарушения:

  • непредставление сведений о военнообязанных работниках, в том числе о потенциальных призывниках, в установленные сроки (ст. 21.1, 21.4 КоАП РФ);
  • неоказание содействия в явке работника по повестке в военкомат в указанный срок (ст. 21.2 КоАП РФ);
  • несообщение изменившихся сведений по военнообязанным гражданам, к примеру, если кто-либо переехал жить в другой регион и т. д. (ст. 21.3 КоАП РФ).

Итоги

Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2019 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.