Организация безопасной эксплуатации автотранспорта на ОЭ. Организация эксплуатации автотранспортных средств Безопасная эксплуатация транспортных средств

16.1.1. При эксплуатации транспортных средств на линии могут иметь место такие основные опасные и вредные производственные факторы:

– наезды проезжающих транспортных средств;

– наезды при сцепке, расцепке автомобилей с прицепом (полуприцепом), запуске двигателя, само­произ­вольном движении транспортных средств;

– термические факторы (пожары, взрывы при по­даче топлива в карбюратор двигателя самотеком, проверке наличия топлива в баке с применением открытого огня, утечке газа из газобаллонной уста­новки; ожоги паром, водой из радиатора);

– преступные действия пассажиров и других лиц;

– падение поднятого кузова автомобиля-самосва­ла, опрокидывающейся кабины грузового автомоби­ля, выве­шенных на домкрате частей автомобилей;

– повышенные уровни шума и вибрации;

– повышенная температура и скорость движения воздуха в теплый период года;

– наличие в воздухе рабочей зоны вредных ве­ществ (углерода и азота оксидов, акролеина, углево­дородов алифатических предельных, формальдегида, метилмеркаптанов).

16.1.2. Перед пуском двигателя необходимо убе­диться, что автомобиль заторможен стояночным тор­мозом, а рычаг переключения передач (контроллера) поставлен в нейтральное положение.

16.1.3. Пуск двигателя должен производиться при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается только в исключительных случаях.

При пуске двигателя автомобиля пусковой руко­яткой необходимо, кроме требований согласно п.16.1.2, дополнительно придерживаться следующих требований:

– установить упорные колодки с обеих сторон колеса;

– пусковую рукоятку прокручивать снизу вверх;

– не брать рукоятку в обхват;

– при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;

– не включая зажигания, провернуть коленчатый вал, убедившись, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, включить за­жигание;

– не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.

16.1.4. Запрещается осуществлять пуск двигате­ля путем буксировки автомобиля и переключения цепи питания стартера.

16.1.5. Перед пуском двигателя автомобиля, под­ключенного к системе подогрева, необходимо отклю­чить и отсоединить элементы подогрева.

16.1.6. Управлять транспортными средствами на территории предприятия разрешается только лицам, назначенным приказом по предприятию и имеющим удостоверение на право управления соответствующим видом транспортного средства.

16.1.7. Скорость движения транспортных средств по территории предприятия не должна превышать 10 км/час, а в помещениях – 5 км/час.

16.1.8. Для организации безопасного движения по территории предприятия составляется схематичный план (схема) движения транспортных средств и работников, с указанием разрешенных и запрещенных направлений, поворотов, остановок, выездов, въездов и т.п. Этот план (схема) доводится до всех работающих и вывешивается при въезде на территорию предприятия.

16.1.9. Во время движения автомобиля по терри­тории предприятия (при обкатке, испытании и т.п.) запрещается нахождение на нем лиц, не имеющих к этому прямого отношения.

16.1.10. Заправку автомобилей следует проводить в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации стационарных, контейнерных и пере­движ­ных автозаправочных станций (раздел 2, п. 46 этих Правил).

16.1.11. При заправке автомобилей запрещается:

– проводить ремонтные и регулировочные работы;

– заправлять автомобиль топливом при работаю­щем двигателе;

– допускать перелив и разлив топлива;

– находиться пассажирам в кабине, салоне или кузове.

16.1.12. Собственник обязан выпускать на линию технически исправные транспортные средства, уком­плектованные согласно пп. 10.1.12, 10.1.13 этих Правил, что подтверждается подписью в путевом листе лица, ответственного за выпуск автомобиля на ли­нию и водителя.

16.1.13. Водитель может выезжать на линию только после прохождения медицинского осмотра и соответствующей отметки об этом в путевом листе.

16.1.14. Собственник перед выездом обязан про­информировать водителя об условиях работы на ли­нии, местах погрузочно-разгрузочных работ и особен­ностях перевозимого груза.

16.1.15. Собственник не имеет права:

– заставлять водителя (водитель не имеет права) выезжать на автомобиле, если его техническое состо­яние и дополнительное оборудование не отвечает Пра­вилам дорожного движения. Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного тран­спорта и этим Правилам;

– направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного действующими нормативными актами.

16.1.16. Направляя водителя в рейс продолжи­тель­ностью более 1 суток, собственник обязан:

– проверить укомплектованность автомобиля не­обхо­димыми приспособлениями, оборудованием и ин­вен­тарем в соответствии с п. 10.1.14 этих Правил и их исправность;

– сообщить водителю (водителям) режим работы и отдыха;

– записать в путевом листе маршрут следования с указанием мест временного и продолжительного от­дыха.

16.1.17. При направлении двух и более автомо­билей в рейс для совместной работы на срок более двух суток собственник обязан приказом назначить лицо, отвечающее за охрану труда. Выполнение тре­бований этого лица обязательно для всех водителей группы автомобилей.

16.1.18. При остановке на отдых за пределами населенных пунктов лицо, отвечающее за охрану труда, должно осуществлять контроль за соблюдени­ем требований безопасности труда.

16.1.19. Запрещается водителям, грузчикам и другим лицам во время стоянки отдыхать или спать в кабине, салоне при работающем двигателе.

16.1.20. Перед посадкой пассажиров на грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, водитель должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки, предупредить их о том, что стоять в кузове движущегося автомобиля запре­щается.

Перевозка детей в кузове грузового автомобиля запрещается.

16.1.21. Проезд в кузовах грузовых автомобилей, не оборудованных для перевозки пассажиров, разре­шается только лицам, сопровождающим (получаю­щим) грузы, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.

– перевозка людей на безбортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне или выше бортов кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузовах автомобилей-самосвалов и специализирован­ных автомобилей;

– перевозка в кабине, кузове, салоне большего количества людей, чем оборудовано мест для сиде­ния или указано в паспорте завода-изготовителя;

– движение автомобиля с открытыми дверьми и при нахождении людей на подножках;

– выпрыгивать из кабины или кузова автомоби­ля.

16.1.23. Лица, находящиеся в автомобиле обя­заны выполнять требования водителя по вопросам без­опасности.

16.1.24. При остановке (стоянке) автомобиля водитель, покидая транспортное средство, должен принять все меры против самопроизвольного его дви­жения: остановить двигатель, установить рычаг пе­реключения передач (контроллера) в нейтральное по­ложение, затормозить автомобиль стояночным тор­мозом.

Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно подставить под колеса упорные колодки.

На спусках и подъемах, где способ постановки не регламентируется средствами регулирования движе­ния, транспортные средства необходимо ставить под углом к краю проезжей части так, чтобы исключить возможность их самопроизвольного движения.

16.1.25. Выходя из кабины автомобиля или са­лона автобуса, водитель должен предварительно убе­диться в состоянии поверхности (наличие выбоин, скользкости, посторонних предметов и т.п.), а при выходе на проезжую часть дороги – еще и в отсут­ствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.

16.1.26. На автомобили-таксомоторы в регионах (городах) с высокой криминогенной обстановкой не­обходимо устанавливать защитный экран, а также специальную сигнализацию.

16.1.27. Сцепка и расцепка автомобилей с прице­пами и полуприцепами должна производиться толь­ко на ровной нескользкой поверхности с твердым покрытием.

16.1.28. Сцепку автопоезда, состоящего из авто­мобиля и прицепа, должны производить три челове­ка – водитель, рабочий-сцепщик и лицо, координи­рующее их работу. При этом водитель подает авто­мобиль. назад самым малым ходом, строго выполняя команды лица, координирующего проведение сцепки.

Координирующее лицо должно находиться на мес­те, с которого ему одновременно хорошо видны води­тель и рабочий-сцепщик на протяжении всего пери­ода проведения сцепки. Оказывать помощь сцепщи­ку, а также покидать ему свое место до окончания сцепки запрещается.

В исключительных случаях (дальние рейсы, пере­возка сельскохозяйственных продуктов с полей и т.п.) сцепку разрешается производить одному водителю. В этом случае он должен:

– затормозить прицеп стояночным тормозом;

– проверить состояние буксирного оборудования;

– подложить упорные колодки под задние колеса прицепа;

– провести сцепку, включая соединение гидравли­ческих, пневматических и электрических систем ав­томобиля и прицепа, а также крепление страховоч­ных тросов (цепей) на прицепах, не имеющих авто­мати­ческого оборудования.

Запрещается производить сцепку при неисправно­сти дышла прицепа (отсутствие пружин дышла, упо­ра, их неисправности и т.п.).

16.1.29. Перед началом движения задним ходом необходимо зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.

16.1.30. Водитель перед сцепкой полуприцепа должен осмотреть его и убедиться в исправности.

16.1.31. При сцепке и расцепке продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа должны распола­гаться на одной прямой.

16.1.32. Борта полуприцепа при сцепке и рас­цепке должны быть закрыты. Перед сцепкой необхо­димо убедиться в том, что седельно-сцепное устрой­ство, шкворень и их крепление исправны; полупри­цеп заторможен стояночным тормозом; передняя часть полуприцепа по высоте расположена так, что при сцеп­ке передняя кромка опорного листа попадает на по­лозки или на седло. При необходимости следует под­нять или опустить переднюю часть полуприцепа.

Перед сцепкой необходимо установить упорные колодки под колеса полуприцепа.

Запрещается производить расцепку при неопущен­ных катках опорного устройства, а также неравно­мерной загрузке полуприцепа.

16.1.33. Соединительные шланги и электропро­вода должны быть подвешены с помощью оттяжной пружины на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы они не мешали сцепке, а после сцепки они должны быть присоединены.

16.1.34. Перед подачей автомобиля назад води­тель должен убедиться, что его никто не объезжает и вблизи нет людей или каких-либо преград.

Перед началом движения задним ходом в услови­ях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.) водитель должен требо­вать, а собственник обязан выделять работника для организации движения автомобиля.

16.1.35. Во время движения на повороте води­тель автомобиля-цистерны, емкость которой залита менее чем на 3/4, обязан снизить скорость до такой, которая обеспечивала бы безопасность дорожного дви­жения.

16.1.36. При перегреве двигателя пробку радиа­тора можно открывать только тогда, когда темпера­тура воды (жидкости) ниже 100 °С, иначе при от­крытии пробки произойдет выброс кипящей воды.

Пробку радиатора на горячем двигателе необходимо открывать в рукавицах или накрыв ее тряпкой. Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

16.1.37. Для предупреждения случаев обмороже­ния при устранении неисправностей зимой в дороге следует работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструменту руками без рукавиц.

16.1.38. Во избежание возникновения пожара на автомобиле запрещается:

– подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор из емкости самотеком при по­мощи шланга или другим способом;

– производить ремонт топливной системы при работающем или горячем двигателе, включенном за­жигании;

– оставлять в кабинах и на двигателе загрязнен­ные маслом или топливом использованные обтироч­ные материалы;

– подогревать двигатель и другие агрегаты откры­тым огнем, а также пользоваться им в непосредствен­ной близости от приборов системы питания двигате­ля (в т.ч. от топливных баков);

– курить и пользоваться открытым огнем при определении наличия топлива в баке, а также при заправке автомобилей из дополнительных емкостей.

16.1.39. Для проверки наличия топлива в топ­ливных баках следует применять специальные линей­ки, исключающие искрообразование в результате уда­ров, переносные светильники во взрывобезопасном исполнении и другие приспособления.

16.1.40. Буксирование неисправных автомобилей должно осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения Украины.

16.1.41. При ремонте автомобиля на линии води­тель обязан выполнять требования безопасности тру­да, установленные для ремонта и профилактическо­го обслуживания транспортных средств на предприя­тии, согласно разделу 13 этих Правил. При отсут­ствии у водителя необходимых приспособлений и ин­струмента для безопасного выполнения конкретного вида работ ремонт запрещается.

Запрещается допускать к ремонту автомобиля на линии посторонних лиц (грузчиков, пассажиров и т.п.).

16.1.42. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или на краю проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан включить ава­рийную световую сигнализацию, одеть сигнальный жилет” и установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь на расстоянии не ближе 20 м до транспортного средства в населенных пунк­тах и 40 м – за их пределами.

16.1.43. Перед вывешиванием части автомобиля домкратом необходимо установить его на горизонталь­ную нескользкую площадку за пределами проезжей части дороги, остановить двигатель, включить пони­женную передачу, затормозить автомобиль стояноч­ным тормозом, установить под колеса упорные ко­лодки, вывести людей из салона (кузова), кабины, закрыть двери.

При вывешивании автомобиля на грунтовой по­верх­ности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат прочную деревян­ную подставку площадью не менее 0,1 м 2 или доску.

Запрещается устанавливать домкрат на случайные предметы.

16.2. Дополнительные требования при эксплуатации автомобилей,

работающих на газовом топливе

16.2.1. При эксплуатации автомобилей, работаю­щих на сжатом природном или сжиженном нефтяном газе, должны выполняться требования Руководства (инструкции) по их эксплуатации заводов-изготови­телей и этих Правил.

16.2.2. Запуск двигателя (карбюраторного) сле­дует производить на топливе одного вида: на газе или бензине.

16.2.3. Для подогрева двигателя и системы пита­ния, устранения ледовых образований и пробок разре­шается применять только горячую воду, воздух или пар.

16.2.4. Перед включением зажигания, осветитель­ных электрических приборов и запуском двигателя после межсменного отстоя или длительного хранения автомобилей необходимо не менее чем на 3 минуты открыть для проветривания капот, люки отсеков баллонов и двери (в автобусах), багажное отделение (в легковых автомобилях), после чего убедиться в герметичности газовой аппаратуры, трубопроводов и соединений системы питания.

16.2.5. Расходные и магистральные вентили не­обходимо открывать медленно, во избежание гидрав­лического удара, а закрывать – не прилагая боль­ших усилий, чтобы не повредить уплотнители.

16.2.6: В процессе эксплуатации автомобили, ра­ботающие на газовом топливе, должны, ежедневно, при выпуске на линию и при возвращении их с ли­нии, подлежать осмотру с целью проверки герметич­ности и исправности газовой аппаратуры, а также надежности крепления газовых баллонов и кронш­тейнов.

Проверку герметичности соединений газового оборудования и определения мест утечки газа произ­водят с помощью специальных приборов (газоинди­каторов, течеискателей) или мыльной эмульсии.

16.2.7. На легковых автомобилях (ГАЗ-24-07) и их модификациях необходимо проверить также со­стояние резинового уплотнителя и дренажного шлан­га заправочного устройства.

16.2.8. При обнаружении утечки газа из балло­нов через вентили, предохранительный клапан или другую арматуру на линии и невозможности ее уст­ранения необходимо выпустить газ из баллонов в ат­мосферу в безопасном месте вдалеке от людей и ис­точников огня.

Выпуск газа должен производиться при неработа­ющем двигателе и отключенной “массе”.

16.2.9. При обнаружении утечки газа во время движения водитель обязан немедленно остановить автомобиль, выключить двигатель, закрыть все вен­тили, выявить неисправности и принять меры к их устранению. При невозможности устранения неисп­равности необходимо прекратить работу и сообщить об этом на предприятие.

16.2.10. При эксплуатации автомобилей, работа­ющих на газовом топливе, запрещается:

– запускать двигатель и работать на автомобиле с неисправной газовой аппаратурой и при утечке газа из баллона или системы питания;

– работа двигателя на смеси двух топлив – бен­зина и газа;

– дозаправлять баллоны или выпускать (сливать) газ в непосредственной близости от мест стоянки других автомобилей или вблизи источников огня и мест нахождения людей;

– останавливать автомобиль ближе 5 м от места работы с открытым огнем, а также пользоваться открытым огнем ближе 5 м от автомобиля;

– производить проверку герметичности системы питания открытым огнем;

– проверять или регулировать приборы электро­обо­рудования, не убедившись в отсутствии газа под капотом двигателя и в других возможных местах его накопления;

– эксплуатировать автомобиль со снятым газовым фильтром;

– регулировать или ремонтировать газовую аппа­ратуру (кроме регулировки холостого хода) при рабо­тающем двигателе;

– ударять по газовой аппаратуре и арматуре, на­ходящейся под давлением;

– оставлять в промежуточном положении расходные вентили; они должны быть полностью открыты или закрыты;

– применять дополнительные рычаги для открывания или закрывания расходных или наполнитель­ных вентилей;

– эксплуатировать автомобиль на бензине с от­крытым электромагнитным клапаном и расходными магистральными вентилями;

– запускать двигатель при давлении газа в бал­лонах менее 0,5 МПа (5 кг/см 2).

16.2.11. После постановки автомобиля на дли­тельную стоянку необходимо закрыть расходные и магистральные вентили, выработать весь газ из сис­темы питания, после чего выключить зажигание и отключить “массу”.

При остановке двигателя на короткое время (не более 10 мин) магистральный вентиль разрешается оставлять открытым.

16.2.12. Заправлять автомобили газом разреша­ется только на стационарных или передвижных газо­напол­нительных станциях.

16.2.13. Перед заправкой автомобиля газовым топливом необходимо: высадить пассажиров из каби­ны (кузова) или салона автомобиля, остановить двигатель, выключить зажигание; закрыть магистраль­ный вентиль, расходные вентили при этом должны быть открыты.

16.2.14. При заправке газовым топливом запре­щается:

– стоять около газонаполнительного шланга и баллонов;

– подтягивать гайки соединений топливной сис­темы и стучать металлическими предметами;

– производить регулировку и ремонт газовой ап­паратуры;

– выполнять работы, вызывающие искрообразование;

– курить и пользоваться открытым огнем;

– работать без рукавиц;

– заправлять баллоны сжиженным нефтяным га­зом более чем на 90% полного объема;

– заправлять баллоны, если срок осмотра их ис­тек, или в случае обнаружения разгерметизации си­стемы питания.

16.2.15. Перед началом наполнения баллонов га­зом необходимо сначала открыть наполнительный вентиль на автомобиле, а потом – вентиль заправоч­ной колонки, а после наполнения баллонов газом сначала закрыть вентиль заправочной колонки, а потом – наполнительный вентиль на автомобиле.

Отсоединять и присоединять газонаполнительные шла­н­ги можно только тогда, когда оба вентиля за­крыты.

16.2.16. Если во время заправки газонаполнитель­ный шланг случайно разгерметизируется, необходимо немедленно закрыть выходной вентиль на газонапол­нительной колонке, а потом – наполнительный вен­тиль на автомобиле.

16.2.17. Эксплуатация баллонов для сжатого при­родного и сжиженного нефтяного газа должна осуще­ствляться согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

16.2.18. В случае возникновения пожара на авто­мобиле, работающем на газе, необходимо выключить зажигание и закрыть расходные и магистральные вентили. Тушить пожар необходимо огнетушителя­ми, кошмой, песком или струёй распыленной воды. Баллоны с газом необходимо обильно поливать хо­лодной водой, чтобы избежать чрезмерного повыше­ния давления в них.

16.3. Дополнительные требования при эксплуатации автомобилей

в отрыве от основной базы

16.3.1. Направление автомобилей для выполне­ния работ в отрыве от основной базы должно офор­мляться приказом по предприятию.

16.3.2. Приказом собственника предприятия на­значается также старший группы, направляемой в командировку (при 2 и более автомобилей), из числа опытных водителей или бригадиров или начальник колонны (более 20 автомобилей) из специалистов предприятия, на которого возлагается ответственность за соблюдение требований безопасности труда.

Выполнение требований ответственного лица обяза­тельно для всей группы, направляемой в командировку.

16.3.3. Перед направлением на работу необходи­мо выяснить на месте будущего расположения усло­вия и особенности работы, организацию жилья и быта состава группы, хранения и профилактического обслуживания транспортных средств, медицинского осмотра водителей.

16.3.4. Совместно с собственником организации, в распоряжение которой направляется автотранспорт, уточ­нить необходимое материальное и техническое обеспече­ние, что должно быть осуществлено как непо­средствен­но на предприятии, так и по месту командировки.

16.3.5. При подготовке к работе в отрыве от основной базы необходимо провести профилактиче­ское обслуживание всех транспортных средств. При этом особое внимание необходимо обратить на узлы и агрегаты, обеспечивающие безопасность движения и труда, пожарную безопасность.

16.3.6. При эксплуатации, профилактическом об­служивании и ремонте транспортных средств в отры­ве от основной базы необходимо соблюдать те же требования безопасности, что и в обычных условиях.

Основные требования при эксплуатации автомобилей изложены в Ме­жотраслевых правилах по охране труда на автомобильном и городском элект­рическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства транспорта и ком­муникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 (далее - Правила).

В соответствиями с требованиями Правил должностные и иные лица транс­портных и других организаций, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, не должны допускать к участию в дорож­ном движении транспортные средства и водителей при нарушении требова­ний, установленных Правилами дорожного движения и данными Правилами.

Водители должны проходить предрейсовый медицинский осмотр со­гласно Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицин­ских обследований водителей механических транспортных средств (за ис­ключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Министер­ства здравоохранения Республики Беларусь от 3 декабря 2002 г. № 84.

Каждый автомобиль должен быть оснащен не менее чем двумя противо­откатными упорами для подкладывания под колеса, собранной из двух слоев деревянной подкладкой под пяту домкрата, равной двух-, трехкратной пло­щади пяты, и толщиной не менее 30 - 40 мм, медицинской аптечкой; знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.

Автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей и специально оборудованные для этих целей, должны укомплекто­вываться дополнительным огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля.

При направлении в дальний рейс (поездка продолжительностью бо­лее 12 часов) грузовые автомобили и автобусы дополнительно должны снабжаться металлическими подставками, лопатой, буксирным приспо­соблением, в зимнее время - дополнительно цепями противоскольже­ния. Укомплектованность автомобиля данными приспособлениями долж­на подтверждаться записями в путевом листе лица, ответственного за выпуск автомобиля на линию, и водителя.

Наниматель обязан перед выездом информировать водителя об усло­виях работы на линии и особенностях перевозимого груза, а при направ­лении водителя в рейс продолжительностью более одного дня - прове­рять укомплектованность автомобиля необходимыми приспособлениями, оборудованием и инвентарем и их исправность.

Наниматель не вправе:

Требовать от водителя (водитель не имеет права) выезжать на транс­портном средстве, если его техническое состояние и дополнительное обо­рудование не соответствуют Правилам дорожного движения, данным Правилам;

Направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного законодательством о труде.

Направляя водителя в рейс продолжительностью более одного дня, нани­матель обязан записать в путевой лист маршрут следования и режим работы водителя, провести инструктаж по безопасности дорожного движения.

При направлении двух и более автомобилей для совместной работы на срок более двух дней наниматель обязан приказом назначить лицо, ответственное за соблюдение требований по охране труда. Выполнение распоряжений этого лица обязательно для всех водителей данной группы автомобилей.

Работа автомобилей на строительных площадках, территории промыш­ленных предприятий и тому подобном допускается только с разрешения соответствующих должностных лиц, ответственных за безопасность труда на указанных объектах.

Перед направлением на работу в карьер водитель должен быть допол­нительно проинструктирован по правилам безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом с записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда.

Не допускается выполнение работ по обслуживанию и ремонту транс­портных средств на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов.

Буксировка неисправных транспортных средств должна осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения.

Наниматель перед направлением автомобилей в рейс по зимним до­рогам, льду рек, озер и других водоемов должен убедиться в их приемке и открытии для эксплуатации, информировать водителей об особенностях маршрута, мерах безопасности и местах нахождения ближайших струк­турных подразделений государственной автомобильной инспекции, орга­низаций здравоохранения, дорожно-эксплуатационных организаций и тому подобных, а также помещениях для отдыха по всему пути следования.

Перевозка опасных грузов должна осуществляться только на специ­ально оборудованных автомобилях для конкретных грузов и при наличии аварийной карточки, предоставляемых заводом-изготовителем или отпра­вителем груза водителю, сопровождающему лицу.

Ежедневно при выпуске на линию и приемке с линии газобаллонные авто­мобили должны подвергаться дополнительному осмотру с целью проверки гер­метичности и исправности газовой аппаратуры. Герметичность всех соедине­ний, газопроводов, клапанов газового редуктора проверяется с помощью специ­альных приборов или мыльной эмульсией. Обнаруженные неисправности га­зовой аппаратуры устраняются только в цехах (на постах) по ремонту и регули­ровке газовой аппаратуры или в специализированной мастерской.

Не допускается запускать двигатель и эксплуатировать автомобили с неисправной газовой аппаратурой и нарушенной герметичностью.

При ремонте транспортного средства на линии водитель обязан со­блюдать требования безопасности, установленные для ремонта и техни­ческого обслуживания транспортного средства. При отсутствии у водите­ля необходимых приспособлений и инструмента ремонт не допускается. Не допускаются к ремонту на линии посторонние лица (грузчики, сопро­вождающие, пассажиры и другие).

108. Основные требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

Техническое обслуживание (ТО) и технический ремонт (ТР) автомоби­лей необходимо выполнять в соответствии с требованиями Межотрасле­вых правил по охране труда на автомобильном и городском электричес­ком транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128, и требова­ниями, предъявляемыми к техническому обслуживанию и текущему ре­монту подвижного состава автомобильного транспорта.

ТО и ТР транспортных средств производятся в специально отведен­ных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспо­соблениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.

На посты ТО и ТР транспортные средства должны подаваться чисты­ми и в сухом состоянии.

Постановка автомобилей на посты ТО и ТР осуществляется под руко­водством мастера или начальника участка.

Участие водителей, работников других профессий и должностей в тех­ническом обслуживании и ремонте транспортного средства допускается при соответствии их квалификации квалификационной характеристике выполняемых работ.

Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух противооткатных упо­ров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг короб­ки переключения передач должен быть установлен в нейтральное положение. На автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажи­гание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топ­лива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.

На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью: «Дви­гатель не запускать! Работают люди!».

Перед вывешиванием автомобиля с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.

Перемещение автомобилей с помощью подъемников необходимо про­изводить в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации подъемников.

При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, элект­ромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывеше­на табличка с надписью: «Не трогать - под автомобилем работают люди!».

Рабочие, производящие обслуживание и ремонт транспортных средств, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.

При необходимости выполнения работ под транспортным средством, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками. Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.

При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъем­ными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стацио­нарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса про­тивооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Перед вывешиванием зад­ней оси расцепленного двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.

Работникам запрещается:

Выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприце­пе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специ­альных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников;

Подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы;

Снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприце­пах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от мас­сы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;

Проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, техноло­гия проведения которых требует пуска двигателя;

Поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;

Находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по ним транспортных средств;

Оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;

Без наличия соответствующей квалификации самостоятельно про­изводить устранение неисправностей оборудования.

Не допускается пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания и ремонта ремонтным рабочим, кроме водителя, бригадира или слесаря, назначаемых приказом по организации.

Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, са­мосвального прицепа или долив в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исклю­чающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

Не допускается:

Работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосваль­ного прицепа без специального дополнительного упора;

Использовать случайные подставки и подкладки вместо специаль­ного дополнительного упора;

Работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

Пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;

Производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобожде­ния от груза.

Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взры­воопасных, токсичных и тому подобных грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

Газобаллонные автомобили могут въезжать на посты ТО и ТР толь­ко после перевода их на бензин или дизельное топливо. В зоне ТО и ТР транспортных средств не допускается:

Заправлять автомобили топливом;

Мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостя­ми (бензином, растворителями и тому подобным);

Хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее;

Хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;

Загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным);

Хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, сма­зочных материалов и антифриза.

При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей ра­ботники должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремян­ками. Применять приставные лестницы не допускается.

Требования к техническому состоянию автотранспорта, производственному оборудованию и оснащению рабочих мест

В соответствии с разделом 6.1«Межотраслевых правил по охране труда па автомобильном транспорте. ПОТ РМ 027-2003», утвержденных постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28, к техническому состоянию автотранспорта (далее - AT) предъявляются следующие требования:

6.1.1. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность AT всех типов, марок, назначений, прицепов и полуприцепов, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов.

6.1.2. К кабине (салону) AT предъявляются следующие
требования:
- боковые стекла должны плавно передвигаться стеклоподъемными механизмами;
- на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы;
- шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующих государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах;
- отопительные устройства кабины и салона в холодное время должны быть работоспособны;
- применять отработавшие газы в качестве теплоносителя для обогрева кабины и салона запрещается, они могут использоваться только для подогрева теплоносителя;
- пол кабины, салона и кузова AT должен застилаться ковриком, не имеющим отверстий и прочих повреждений.

6.1.3. Органы управления AT должны быть с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработавших газов в кабину или пассажирский салон автомобиля (автобуса).

6.1.4. Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца дисков колес должны быть исправны и правильно установлены на своих местах. Запрещается наличие трещин и погнутости дисков колес.

6.1.5. Техническое состояние электрооборудования AT должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную, неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть чистой и надежно укреплена. Запрещается утечка электролита из моноблока аккумуляторной батареи.

6.1.6. Каждое AT должно быть обеспечено специальными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.

6.1.7. Автобусы и грузовые автомобили, приспособленные для перевозки людей и специально оборудованные для этих целей, должны укомплектовываться дополнительно вторым огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.

6.1.8. При направлении в дальний рейс (продолжительностью более суток) грузовые автомобили и автобусы должны дополнительно снабжаться металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, а в зимнее время - дополнительно цепями противоскольжения.

6.1.9. Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка - прямую шпильку соответствующей длины и прочности. Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой, без заусенцев.

6.1.10. Выпускные трубы и глушитель не должны иметь трещин и пробоев, а их соединения не должны пропускать отработавшие газы. Конец выпускной трубы не должен иметь вмятин и повреждений.

6.1.11. АТС с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин.

6.1.12. Двери кабин, капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фиксаторами открытого и закрытого положения.

В соответствии с разделом 7.1 вышеуказанных Правил к производственному оборудованию и оснащению рабочих мест предъявляются следующие требования:

7.1.1. Производственное оборудование, инструмент и приспособления должны в течение всего срока эксплуатации отвечать требованиям действующих государственных стандартов.

3.1. Водители, управляющие автомобилями с дизель-электрической трансмиссией, должны иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже II.

3.2. При проведении капитальных ремонтов и в процессе последующей эксплуатации в сроки, предусмотренные заводом-изготовителем (по перечню), должна производиться дефектоскопия узлов, деталей и агрегатов большегрузных автосамосвалов, влияющих на безопасность движения.

3.3. Скорость и порядок движения автомобилей, автомобильных и тракторных поездов на дорогах карьера устанавливаются техническим руководителем организации и автотранспортного предприятия с учетом местных условий.

Буксировка неисправных автосамосвалов грузоподъемностью 15 т и более должна осуществляться специальными тягачами. Запрещается оставлять на проезжей части дороги неисправные автосамосвалы.

Допускается кратковременное оставление автосамосвала на проезжей части дороги в случае его аварийного выхода из строя при ограждении автомобиля с двух сторон предупредительными знаками в соответствии с действующими правилами дорожного движения.

3.4. Движение на технологических дорогах должно регулироваться дорожными знаками, предусмотренными действующими правилами дорожного движения.

Инструктирование по мерам безопасности водителей транспортных средств, работающих на разрезе, производится администрацией организации и автохозяйства. При приеме на работу и после практического ознакомления с маршрутами движения водителям должны выдаваться удостоверения на право работы в разрезе. Водителям автомобилей и самоходного технологического оборудования (грейдеров, скреперов, бульдозеров, погрузчиков и др.) должны выдаваться путевые листы, которые являются нарядом-допуском на выполнение работ.

Разовый въезд в пределы горного отвода автомобилей, тракторов, тягачей, погрузочных, грузоподъемных машин и т.д., принадлежащих другим организациям, допускается только с разрешения администрации организации, эксплуатирующей объект, после обязательного инструктажа водителя (машиниста) с записью в специальном журнале.

3.5. Контроль за техническим состоянием автосамосвалов, соблюдением правил дорожного движения должен обеспечиваться должностными лицами автохозяйства организации, а при эксплуатации автотранспорта подрядной организации, работающей на основании договора, - должностными лицами подрядной организации.

При выпуске на линию и возврате в гараж водителями и должностными лицами должен обеспечиваться предрейсовый и послерейсовый контроль технического состояния автотранспортных средств в порядке и в объемах, утвержденных техническим руководителем организации.

3.6. На технологических дорогах движение автомобилей должно производиться без обгона.

В отдельных случаях при применении автомобилей с разной технической скоростью движения допускается обгон при обеспечении безопасных условий движения.

3.7. При погрузке горной массы в автомобили экскаваторами должны выполняться следующие условия:

ожидающий погрузки автомобиль должен находиться за пределами радиуса действия экскаватора и становиться под погрузку только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;

находящийся под погрузкой автомобиль должен быть в пределах видимости машиниста экскаватора;

находящийся под погрузкой автомобиль должен быть заторможен;

погрузка в кузов автомобиля должна производиться только сзади или сбоку, перенос экскаваторного ковша над кабиной автомобиля запрещается;

высота падения груза должна быть минимально возможной и во всех случаях не превышать 3 м;

нагруженный автомобиль может следовать к пункту разгрузки только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора.

Не допускается односторонняя или сверхгабаритная загрузка, а также превышающая установленную грузоподъемность автомобиля.

3.8. Кабина автосамосвала, предназначенного для эксплуатации на разрезе, должна быть перекрыта специальным защитным козырьком, обеспечивающим безопасность водителя при погрузке.

При отсутствии защитного козырька водитель автомобиля обязан выйти на время загрузки из кабины и находиться за пределами максимального радиуса действия ковша экскаватора (погрузчика).

3.9. При работе на линии запрещаются:

движение автомобиля с поднятым кузовом;

ремонт и разгрузка под ЛЭП;

в пунктах погрузки движение задним ходом более 30 м (за исключением работ по проведению траншей);

переезд кабелей, уложенных по почве и не огражденных специальными предохранительными устройствами;

перевозка посторонних людей в кабине без разрешения администрации;

выход из кабины автомобиля до полного подъема или опускания кузова;

остановка автомобиля на уклоне и подъеме;

движение вдоль железнодорожных путей на расстоянии менее 5 м от ближайшего рельса;

эксплуатация автомобиля с неисправным пусковым устройством двигателя.

В случае остановки автомобиля на подъеме или уклоне вследствие технической неисправности водитель обязан принять меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.

Во всех случаях при движении автомобиля задним ходом должен подаваться звуковой сигнал.

3.10. Очистка кузова от налипшей и намерзшей горной массы должна производиться в специально отведенном месте с применением механических или иных средств.

3.11. Шиномонтажные работы должны осуществляться в отдельных помещениях или на специальных участках, оснащенных необходимыми механизмами и ограждениями. Лица, выполняющие шиномонтажные работы, должны быть обучены и проинструктированы.

3.12. Погрузочно-разгрузочные пункты должны иметь необходимый фронт для маневровых операций погрузочных средств, автомобилей, автопоездов, бульдозеров и других задействованных в технологии техники и оборудования.

Разгрузочные площадки должны иметь предохранительный вал (стенку) высотой не менее половины диаметра колеса самого большого по грузоподъемности эксплуатируемого на разрезе автомобиля. Предохранительный вал (стенка) должен служить ориентиром для водителя.

Запрещается наезд на предохранительный вал (стенку).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно-методический комплекс по дисциплине охрана труда

Фгоу спо беловский политехнический коллеж.. учебно методический комплекс.. по дисциплине охрана труда..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

БлПК В.Н. Гумирова
Белово Согласовано Предметно-цикловой комиссией горных дисциплин Протокол №_______ от «____»_____________20__г. Предс

Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины “Охрана труда” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 0

Тематический план
Наименование разделов и тем Макси-мальная нагрузка Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения ВСР

Нормативные и организационные основы безопасности. Экономические механизмы управления безопасности труда
Студент должен: знать:законодательство о труде, систему стандартов безопасности труда, единые и отраслевые правила безопасности, систему контроля и надзор

Правовое регулирование условий труда
Студент должен: знать:содержание трудового договора, обязанности по его выполнению; требования организации рабочего места и режиму работы на предприятиях;

Требования техники безопасности при подготовке горных пород к выемке
Студент должен: знать:меры безопасности при эксплуатации буровых станков; основы безопасного ведения взрывных работ (ВР), документацию на право ведения ВР

Требования безопасности при транспортировке горной массы
Студент должен: знать:требования безопасности при работе вспомогательных машин и средств гидромеханизации, безопасность при работе карьерного транспорта;

Меры безопасности при работе с электрооборудованием
Студент должен: знать:виды поражения электрическим током; классификацию средств защиты от поражения электрическим током; мероприятия, обеспечивающие безоп

Борьба с пылью и газами при работе горно-транспортного оборудования
Студент должен: знать:состав атмосферы, источники загрязнения атмосферы, способы борьбы с пылью и газами при работе горно-транспортного оборудования;

Санитарно-бытовое и медицинское обслуживание трудящихся
Студент должен: знать:требования к санитарно-бытовым и производственно-бытовым помещениям; уметь:пользоваться средствами защиты

Пожарная безопасность на карьерах
Студент должен: знать:сущность процесса горения, показатели пожарной безопасности, категории производств по степени пожаро- и взрывоопасности и виды пожар

Профилактика и тушение пожаров
Студент должен: знать:способы и средства пожаротушения, профилактику эндогенных и экзогенных пожаров, устройство и принцип спринклерных и дренчерных устан

Перечень практических работ
Тема Номер Наименование Количество часов

Основная
1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности./С.В.Белов, В.А. Девисилов, А.Ф.Козьяков. - М.: Высшая школа,2002. – 514 с. 2. Девисилов В.А. Безопасность труда (охрана труда)./В.А.Девисилов

Основные нормативные правовые акты
1. ГОСТ 12.1.001-89 ССБТ. Ультразвук. Общие требования безопасности. 2. ГОСТ 12.1.002-84. Электрические поля промышленной частоты напряжением 400 кВ и выше. Общие требования безопасности.

Пояснительная записка
Дисциплина «Охрана труда» является дисциплиной специального цикла в структуре профессиональной основной образовательной программы по специальности 130403. Курс «Охраны труда» имеет целью и


1. Система «Охрана труда и промышленная безопасность» в организации В Трудовом кодексе Российской Федерации термин "охрана труда" определяется как “система со

Делегирование обязанностей по охране труда и промышленной безопасности
Обязанности по охране труда и промышленной безопасности, возлагаемые зако­ном на работодателя (владельца, руководителя организаций), он имеет право деле­гировать своим заместителям и руководителям

Структура органов управления охраной труда и промышленной безопасностью
В процессе управления охраной труда и промышленной безопасностью участвуют все без исключения руководители и специалисты организации. По значимости в управлении организацией в целом и в управлении

Органы управления охраной труда и промышленной безопасностью
Специальные функции управления охраной труда и промышленной безопасностью - определение актуальных проблем, определение стратегии, координация действий, выполнение специальных видов работ и др. - в

Составляющие и структура составляющих идентификации
Идентификация опасностей, создаваемых техническими системами и объектами, включает: - определение номенклатуры опасностей, характерных для технической системы; - определение массы

Негативные факторы производственной среды
Производственная среда – это часть техносферы, обладающая повышенной концентрацией негативных факторов. Основными носителями травмирующих и вредных факторов в производственной среде являются машины

Виды особо опасных работ в зависимости от негативных факторов
К особо опасным работам на промышленных предприятиях относят: - монтаж и демонтаж тяжелого оборудования массой более 500 кг; - транспортирование баллонов со сжатыми газами, кислот

Общие положения законодательства об охране труда
Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» определена государственная политика в области охраны труда, установлены правовые основы

Государственное управление охраной труда
(ст. 216 ТК РФ) Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти

Обязанности работодателя в области охраны труда
(ст. 22 и 212 РФ) По отношению к своим работникам работодатель обязан обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда: -

Обязанности работников в области охраны труда
(ст. 21 и 214 ТК РФ) Работник обязан: - соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инстр

Служба охраны труда в организации
(ст. 217 ТК РФ) В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с числ

Финансовое обеспечение охраны труда
(ст. 226 ТК РФ) Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет: Ø средств федерального бюджета, Ø бюджетов субъектов

Общие положения
Основные принципы правового регулирования трудовых отношений: Ø свобода труда; Ø запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

Рабочее время
а) Нормальная продолжительность рабочего времени. Сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. ст. 91, 92 Трудового кодекса РФ) Рабочее время – время

Динамика травматизма
1. Анализ аварийности и травматизма на карьерах.Анализируя основныепричины производственного травматизма заопределенный период времени, возможно установить основные тенденции и

Виды профессиональных заболеваний
(л.л. 4 и 5 Положения) Установлено два вида профессиональных заболеваний: - острое профессиональное заболевание - хроническое профессиональное заболевание.

Действия работодателя при обнаружении у работника признаков профессионального заболевания
(п.п.7-16 Положения) 1. При установлении у работника предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание (отравление) предусмотрен следующий порядок действий.

Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания
(п.п. 19-29 Положения) Работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания. В процессе расследован


Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету (из ст. 227 ТК РФ) Расследуются и подлежат учету как

Первоочередные действия при несчастном случае на производстве
(из ст. 228 ТК РФ) При несчастном случае на производстве необходимо: Ø немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учрежде

Сроки расследования несчастных случаев на производстве
(из ст. 229 ТК РФ) Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых или со смертельным исход

Порядок расследования несчастного случая на производстве
(из ст.229 ТК РФ) В каждом случае расследования несчастного случая на производстве комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных треб

Основные вопросы, которые должны быть отражены в акте
(из ст. 230 ТК РФ) По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему: · необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу;

Порядок направления работодателем актов о несчастном случае на производстве
(из ст. 230 ТКРФ) Работодатель в трехдневный срок после утверждения акта по форме Н-1 обязан рыдать: · один экземпляр акта пострадавшему, а при несчастном случае на произво

По охране труда и промышленной безопасности
Обязанности работодателя и работников в части обученияохране труда Работодатель обязан обеспечить обучение, инструктаж и проверну знаний работниками норм, правил и инструкций по охр

Обучение рабочих охране труда и промышленной безопасности при найме на работу
Дня всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую ра­боту лиц, работодатель обязан согласно ст.22 Закона Кемеровской области «Об охране труда» провести инструктаж по охране тру

Вводный инструктаж
Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь прини­маемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, кома

Первичный инструктаж на рабочем месте
Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят; со всеми вновь принятыми в организацию или переводимыми из одного подразделения в другое; с

Внеплановый инструктаж
Внеплановый инструктаж проводят: 1) при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним; 2) при изменении техн

Целевой инструктаж
Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха

Общие положение безопасности
Основной особенностью развития открытых горных работ на современном этапе является устойчивая тенденция усложнения горнотехнических условий эксплуатации с ростом глубины разработки месторождений.

Актуальные задачи
Опыт эксплуатации месторождений на больших глубинах свидетельствует о необходимости решения следующих актуальных задач: установления оптимальной предельной глубины карьеров с учетом горно-

Пути повышения безопасности
В этих условиях эффективность разработки месторождений и обеспечение необходимого технического уровня безопасности во многом зависит от динамики формирования рабочей зоны карьеров и ее параметров,

Основные мероприятия по безопасности
Для безопасного ведения горных работ на карьерах следует обеспечить выполнение следующих мероприятий. 1.На каждом карьере иметь утвержденный в установленном порядке технич

Основы повышения уровня безопасности
В последние 15--20 лет на горных предприятиях произошли существенные изменения в организации ведения горных работ. Наряду с высоким уровнем концентрации производства на карьерах происходит интенсив

Повышение эффективности работы транспортных систем
Один из основных путей интенсификации горных работ на глубоких карьерах - повышение эффективности работы действующих транспортных систем. В настоящее время на карьерах черной металлургии реализуетс

Основные техногенные факторы аварийности
Анализ показывает, что в последние годы значительно увеличилась аварийность из-за оползней и обрушений бортов карьера. Устойчивость бортов глубоких карьеров, сложенных скальными породами,


1. Общие требования 1.Еденные правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом (далее – Правила) обязательны для выполнения всем

Организация передвижения людей
1.Запрещается загромождать места работы оборудования и подходы к ним горной массой или какими-либо предметами, затрудняющими передвижение людей, машин и механизмов. 2.Передвижение людей по

Организация рабочего места
1.1. Рабочее место для ведения буровых работ должно быть обеспечено: -подготовленным фронтом работ (очищенной и спланированной рабочей площадкой); -комплектом исправного бурового

Техника безопасности при бурении
2.1. Бурение скважин следует производить в соответствии с инструкциями, разработанными организациями на основании типовых для каждого способа бурения (огневого, шарошечного и др.). 2.2. За

при ведении взрывных работ
1.1. Единые правила безопасности при взрывных работах (далее – Правила) обязательны для выполнения организациями (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), осуществляющим

Требования к доставке и испытанию В.В
2.1. Взрывчатые материалы различных групп совместимости должны храниться и перевозиться раздельно. Допускается совместное хранение: 1)дымных и бездымных порохов в соответствии с т

Требования к доставке и транспортировке В.В
3.1. При доставке взрывчатых материалов со склада на склад одной организации ведущей взрывные работы, совместное транспортирование взрывчатых веществ допускается только при соблюдении условий:

Уничтожение В.В
4.1. Уничтожение взрывчатых материалов, в том числе не отвечающих требованиям стандартов и технических условий, должно проводиться по письменному распоряжению руководителя организации взрыванием, с

Лекция 15
Тема: Безопасные расстояния при взрывных работах Таблица 5-Безопасные расстояния № п/п &nbs

Общие вопросы хранения В.В
1.1. Комплексы зданий и сооружений основного вида производственного и вспомогательного назначения должны сооружаться или приспосабливаться по проектам, утвержденным в установленном порядке, и экспл

Требования к складам В.В
2.1. На поверхностных и полууглубленных расходных складах: 2.1.1.Общая вместимость всех хранилищ постоянного расходного склада не должна превышать: взрывчатых веществ-240т, детонаторов-300

Требования к территориям складов
3.1. Поверхностные и полууглубленные постоянные склады ВМ.26.1. Поверхностные постоянные склады должны отвечать следующим условиям: -иметь водоотводные канавы; -дороги необходимо

Требования к временным складам и транспорту
4.1. Поверхностные и полууглубленные временные склады ВМ.27.1. Хранилища временных складов ВМ могут быть дощатыми, глинобитными, земляными. Под хранилища складов разрешается приспосабливат

Хранения В.В. в подземных складах и углубленных складах
5. Подземные и углубленные склады ВМ. 5.1.1. Подземные склады ВМ, раздаточные камеры, участковые пункты хранения. 5.1.2. В подземных условиях ВМ должны храниться в особо оборудова

Техника безопасности при эксплуатации одноковшовых экскаваторов
1.При передвижении гусеничного экскаватора привод ходовой тележки должен находиться сзади, а при спусках с уклона- впереди. Ковш должен быть опорожнен и находиться не выше 1 м от почвы, а стрела до

Техника безопасности при эксплуатации многоковшовых экскаваторов
1.Уклоны и радиусы рельсовых путей и дорог многоковшовых экскаваторов на рельсовом, шагающе-рельсовым и гусеничном ходу должны устанавливаться в пределах, допустимого техпаспортом экскаватора.

Общие вопросы Технике безопасности
1.1. Порядок безопасной эксплуатации и обслуживания насосов, гидромониторов, гидравлических сетей, гидроотвалов и водохранилищ определяется инструкцией. Гидротехнические сооружения должны

Техника безопасности при эксплуатации оборудования
2.1. Во время пуска выходное отверстие должно быть всегда направлено в безопасное для окружающих место. В темное время суток должны быть освещены забои в сфере действия струи, рабочие площ

Насыпные отвалы и перегрузочные пункты
1.Местоположение, количество, порядок формирования и эксплуатации внутренних и внешних отвалов куч выщелачивания, их параметры определяются проектом. В проекте должна быть приведена характ

Намывные отвалы объектов открытых горных работ
1.Строительство и эксплуатацию гидроотвалов объектов открытых горных работ допускается производить только при наличии проектной документации. 2.В процессе эксплуатации не допускается срезк

Техника безопасности при эксплуатации самоходной технике
2.1.Вся самоходная техника должна иметь технические паспорта. Она должна быть упакована: -средствами пожаротушения; -знаками аварийной установки; -медицинскими а

Требования к дорогам
1.1. Ширина проезжей части внутрикарьерных дорог и продольные уклоны устанавливаются проектом с учетом требований действующих норм и правил, исходя из размеров автомобилей и автопоездов. В

Требования к транспорту
2.1. Все транспортные средства, используемые в технологическом процессе, в том числе и ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев, а также составные части конструкций, предметы дополни

Общие вопросы Технике безопасности
1.1. Работа технологического железнодорожного транспорта широкой колеи (1524 мм) разрезов регламентируется действующей нормативной документацией по технической эксплуатации промышленного железнодор

Требования безопасности к грузам и оборудованию
2.1. Выгруженные или подготовленные к погрузке грузы должны быть уложены около пути и закреплены так, чтобы габарит приближения строений не нарушался. Грузы (кроме балласта, выгружаемого д

Требования организации движения людей
3.1. В местах постоянного движения людей через железнодорожные пути должны устраиваться пешеходные тоннели, мосты или дорожки, освещаемые в темное время суток. Переход через пути в неустан

Техника безопасности при ремонте железнодорожных путей
4.1. Ремонт сооружений и устройств должен производиться при обеспечении безопасности движения. Запрещается: приступать к работам до ограждения сигналами мест производства работ, о

Требования безопасности к подвижному составу
5.1. Подвижной состав должен содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его бесперебойную работу и безопасность движения. 5.2. Все локомотивы должны быть оборудованы автоматическими

Требования безопасности контактной сети
6.1. Устройство контактной сети технологического железнодорожного транспорта должно соответствовать действующим нормам, правилам и требованиям нормативно-технической документации по безопасной эксп

Общие требования безопасности
1.1. При проектировании, строительстве и эксплуатации объектов непрерывного транспорта необходимо руководствоваться настоящими Правилами, а также нормативной документацией по безопасности при дробл

Блокировки и защиты
2.1. Установки непрерывного технологического транспорта должны иметь: блокирующие устройства, останавливающие оборудование, предшествующие аварийно остановленному; устройство для

Требования безопасности при эксплуатации конвейеров
3.1. Уборка просыпавшегося материала из-под ленточных конвейеров должна быть механизирована (гидравлическая уборка и др.). Уборка материала вручную из-под головных, хвостовых и отклоняющих барабано

Спуск людей в бункера
4.1. При длительной остановке конвейеров (особенно зимой) ленты должны быть полностью освобождены от транспортируемого материала и натяжение их должно быть ослаблено. При запуске конвейера лента в

Электробезопасность при работе конвейеров
5.1. Скорость движения конвейерной ленты при ручной породоотборке не должна превышать 0,5 м/с. В месте породоотборки лента должна быть ограждена. 5.2. Запрещается прокладка кабелей по конс

Уровни электробезопасности
Опасность поражения людей электрическим током на производстве обусловлена несоблюдением мер предосторожности, а также отказом или неисправностью электрического оборудования. Следствием этого могут

Защита от воздействия электрического тока
Для обеспечения безопасности жизнедеятельности при обслужива­нии электроустановок и надежности работы необходимо точное соблю­дение правил технической эксплуатации электроустановок и проведение мер

Требования к организации электроснабжения разреза
1.1. Проектирование, эксплуатация и ремонт электроустановок (электрооборудования, сетей электроснабжения) объекта открытых горных работ должны осуществляться в соответствии с действующими нормативн

Требования безопасности к электрооборудованию
2.1. На каждом пусковом аппарате должна быть четкая надпись, указывающая включаемую им установку. 2.2. При работе в электроустановках и на ЛЭП должны выполняться организационные и техничес

Защиты в электроустановках
3.1. Все передвижные электроустановки до 1000 В, получающие питание от трансформаторов с изолированной нейтралью, должны иметь быстродействующую защиту от утечек тока на землю (корпус) с автоматиче

Требования к заземлению оборудования и присоединениям
4.1. Заземлению не подлежат: а) арматура подвесных и штыри опорных изоляторов, кронштейны и осветительная арматура при установке их на деревянных опорах ЛЭП и на деревянных конструкциях от

Состав атмосферы разреза
1.1. Состав атмосферы разрезов должен отвечать установленным нормативам по содержанию основных составных частей воздуха и вредных примесей (пыли, газов) с учетом действующих государственных стандар

Требования к местам выделения газов и пыли
2.1. В местах выделения газов и пыли должны применяться мероприятия по борьбе с пылью и газами, разработанные в установленном порядке. В случаях, когда применяемые средства не обеспечивают необходи

Радиационная безопасность на карьерах
3.1. При наличии на разрезах радиационно опасных факторов должен осуществляться комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающий выполнение требований Федерального закона "О рад

Общие положения
1. План ликвидации аварий (ПЛА) разрабатывается на разрезы, участки шахт и другие объекты угольной промышленности, на которых ведутся открытые горные работы, аварии на которых сопряжены с реальной

Основные рекомендации по составлению оперативной части плана ликвидации аварий
А. Общие положения Оперативной частью ПЛА следует охватывать все работы и основные виды возможных аварий на разрезе, угрожающие безопасности людей или окружающей среде. При

Основные причины пожаров в зданиях и на других производственных объектах
Условиями возникновения пожаров являются: o образование горючей среды; o образование в горючей среде источников зажигания. Наиболее частые причины возникновения пожаров:

Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
Организационные мероприятия включают в себя: ü назначение должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность в организации; ü установление

Должностные лица, ответственные за пожарную безопасность и порядок их назначения
Из раздела 1 (п.п.8,10) Правил пожарной безопасности следует, что руководите­ли организаций имеют право назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу дейс

Противопожарный режим организации
Согласно п.15 Правил пожарной безопасности в каждой организации распоряди­тельным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опас­ности противопожарный режим, в том числе:

Требования по обеспечению первичными средствами пожаротушения и их содержанию
К первичным средствам пожаротушения относятся: ручные и передвижные огнетушители; вода; песок. При определении видов и количества первичных средств пожарот

Порядок действий при пожаре в зданиях
В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система оповещения людей о пожаре (из п.16 Правил).

План ликвидации аварий
План ликвидации аварий (ПЛА) - это документ, преду­сматривающий все мероприятия по спасению людей, застигнутых аварией в шахте, по ликвидации аварий в на­чальный период их развития, а также определ

Структура, организация службы и боевой подготовки ВГСЧ
Структура ВГСЧ, организация их службы и боевой под­готовки подчинены основной цели - поддержанию по­стоянной боевой готовности горно-спасательных частей. Первичной оперативной единицей ВГС

Труда Кемеровской области
Государственная инспекция труда Кемеровской области

По охране труда для работников
N п/п Дата выдачи Обозначение (номер) инструкции Наименование инструкции Количество выданных экземпляров Ф

Безопасным методам и приемам выполнения работ при приеме на работу
а) проводится вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте: Наименование Кто проходит инструктаж

С рабочими в период трудовой деятельности
Наименование Кто проходит инструктаж Когда или в каких случаях Должностное лицо, проводящее инструктаж Программа

Случаев и профессиональных заболеваний
Страхователь (работодатель) Страховщик

С вредными и (или) опасными условиями труда
1. Сокращенная продолжительность рабочего времени, устанавливаемая для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Легкого несчастного случая на производстве
Кто издает приказ Кто является председателем комиссии Кто являются членами комиссии Для расследования легкого несчастного

Несчастного случая со смертельным исходом
Кто издает приказ Председатель комиссии Члены комиссии - работники предприятия Члены комиссии – представители друг

Взрывопожарной и пожарной опасности
Категория помещения Характеристика вещества, материалов, находящихся (обращающихся) в помещении А Взрывопожароопасная

Колес автомобилей БелАЗ-7519, 75191
№ п/п Операция Последовательность выполнения операций Разряд работы Технические условия и меры безопасности

Мест объектов открытых горных работ
Объекты карьера Наимень­шая осве­щенность, лк Плоскость, в которой нормируется освещенность Примечание Терри

При взрывных работах на земной поверхности
№ п/п Виды и методы взрывных работ Минимально допустимые радиусы опасных зон, м

В Основах законодательства по Российской Федерации о труде указано, что трудовые права граждан охраняются законом. Защита трудовых прав осуществляется государственными органами, а также профессиональными союзами и другими общественными организациями. Вместе с тем в Основах указано, что соблюдение трудовой дисциплины, выполнение установленных государством с участием профсоюзов норм труда составляют обязанность всех рабочих и служащих. Для регулирования трудовых отношений заключаются коллективный договор и трудовой договор.

Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний рабочих и служащих. Законодательно закреплено положение, обязывающее строго соблюдать требования охраны труда при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий. Так, в Основах законодательства о труде предусмотрены требования о предупредительном надзоре. Эти требования включают рациональное использование территории и производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых помещений.

2. Обеспечение безопасности на автотранспортном предприятии

Организация управления эксплуатацией транспортных средств

Общее руководство организацией безопасной эксплуатации транспортных средств осуществляется работодателем или по его поручению, оформленному приказом по организации, главным инженером (техническим директором).

Ответственность за организацию безопасной эксплуатации транспортных средств, надзор и контроль за использованием их по назначению должна возлагаться на одного из заместителей руководителя организации с подчинением ему транспортной службы организации.

Ответственность за содержание и обустройство дорог, проездов, переездов, площадок, проходов и т.д. на территории организации должна быть возложена на заместителя руководителя организации по социальным и бытовым вопросам и на архитектора (смотрителя) или на лицо, исполняющего в организации функции архитектора.

Транспортная служба организации (транспортный отдел совместно с транспортным цехом) должна:

а) в установленном порядке разрабатывать, утверждать и обеспечивать структурные подразделения и объекты производства работ с применением транспортных средств директивной и технической документацией (стандартами предприятия, положениями, инструкциями) по надлежащему техническому содержанию и безопасной эксплуатации транспортных средств;

б) разрабатывать маршруты для безопасного движения транспортных средств и работников по территории организации и в производственных корпусах, цехах, на участках и обеспечивать через соответствующие службы надлежащее обустройство и содержание этих маршрутов;

в) обеспечивать совместно со службой охраны труда, службой подготовки кадров обучение, проверку знаний по безопасности труда на транспорте и порядок допуска работников к выполнению работ.

Ответственность за безопасную эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств следует возлагать:

а) в организации, где техническое обслуживание и эксплуатация всех видов транспортных средств осуществляется централизованно, т.е. силами только транспортных цехов, - на руководителей транспортных цехов;

б) в организации, где техническое обслуживание и эксплуатация транспортных средств осуществляется децентрализованно или имеет смешанную структуру, - на руководителей цехов, отделов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства.

В этом случае структурные подразделения свои транспортные средства должны представлять на ежегодный технический осмотр в транспортный цех в соответствии с утвержденным в организации графиком.

Руководители транспортных цехов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства, обеспечивают:

а) организацию содержания транспортных средств и выпуск их на линию в технически исправном состоянии и укомплектованными в соответствии с требованиями раздела Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации (медицинской аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами, запасным колесом, буксирным тросом), что должно подтверждаться подписью в путевом листе лица, ответственного за выпуск транспортного средства на линию;

б) проведение инструктажа, обучение и проверку знаний работников по охране и безопасности труда согласно требованиям п. 1.3 ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения";

в) допуск к управлению транспортными средствами водителей, прошедших в установленном порядке инструктаж, обучение, медицинское освидетельствование и имеющих соответствующие удостоверения на право управления транспортными средствами соответствующей категории, что должно подтверждаться выдачей водителю путевого листа;

г) отстранение от управления транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории;

д) проведение постоянного надзора и контроля за соблюдением правил технической эксплуатации и ремонта транспортных средств, за стоянием условий и охраны труда с устранением выявленных нарушений и отклонений;

е) контроль за выполнением работниками инструкций по охране и безопасности труда.

Работодатель обеспечивает в установленном порядке аттестацию на соответствие занимаемой должности, связанной с обеспечением безопасной эксплуатации транспортных средств, в региональных или иных аттестационных комиссиях органов государственного управления на транспорте:

а) работников, ответственных за техническое состояние транспортных средств;

б) работников, ответственных за безопасную эксплуатацию транспортных средств;

в) работников, замещающих ответственных за техническое состояние или безопасную эксплуатацию транспортных средств, на время их отпуска, командировки, болезни и в других случаях.

Руководители транспортных цехов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства, разрабатывают в установленном порядке и выдают работникам, обеспечивающим эксплуатацию транспортных средств, должностные инструкции, регламентирующие их обязанности, права и ответственность.

Работники транспортных организаций, ответственные за техническое состояние транспортных средств и за их безопасную эксплуатацию, не реже одного раза в пять лет проходят обучение и аттестацию, как правило, в учебных заведениях системы Минтранса России.

Аттестационный лист работника, прошедшего аттестацию, хранится в его личном деле.